Врач скорой помощи. Каким должен быть идеальный врач

Идеальных врачей, конечно же, не существует, как не существует в мире ничего идеального, но во многих научных исследованиях часто используются идеальные модели. Попытаемся и мы представить себе идеального врача. Зачем нам это нужно? Прежде всего - раз уж мы исследуем врачей, - чтобы иметь некую меру, позволяющую определить, насколько реальный врач «не дотягивает» до идеального, если он все же хороший, или насколько он плох, если варвар. А в конечном счете, чтобы правильно выбрать себе лекаря. И, кроме того, в глубине души я надеюсь, что врачи, ознакомившись с представленным стандартом-идеалом, станут чуть-чуть лучше или, хотя бы, будут стремиться к этому.

Говоря о качествах идеального врача, мы подробно остановимся на том, каким образом больной может выявить наличие или отсутствие соответствующих качеств у врача реального, т. к. далеко не всегда и не все они «лежат на поверхности».

Начнем с возраста - характеристики, на мой взгляд, немаловажной. Оптимальный возраст врача тесно увязан с его профессиональным стажем и, соответственно, с опытом.

Опыт врача приходит с сединой, а седина к больному приходит с врачами.

По данным проведенных в США исследований, в медицинской науке знания устаревают каждые 2–3 года на 20–30 %. Я очень склонен доверять этим данным, т. к. в своей практике неоднократно сталкивался с врачами, которые понятия не имели о некоторых открытиях в медицине, имевших непосредственное отношение к их специализации, но сведения о которых я смог почерпнуть из научно-популярных статей в периодической печати.

Так, заведующий одного инфекционного отделения в 1981 году узнал от меня об открытии возбудителя гепатита «C». Многие (!) инфекционисты на момент написания этих строк не знают о существовании бактерии Chlamydia pneumoniae - возбудителя болезни органов дыхания (и не только), хотя открыта она еще в 1983 году. Встречал я неоднократно и врачей, не знавших о появлении новых, лучших чем они рекомендовали больным, лекарств.

Напичканы новыми знаниями выпускники вузов, но они не имеют еще практического опыта. Для «вхождения» в профессию - включая интернатуру - врачу необходимо не менее пяти лет. Таким образом, оптимальный по возрасту врач - имеющий стаж 5–10 лет. Он еще не забыл то, чему его учили в университете, его знания еще не очень устарели, он уже имеет некоторый опыт. Врачи редко занимаются самообразованием сами, а к занятиям по повышению квалификации относятся не все серьезно. Учитывая, что из вузов врачи выпускаются, в основном, в возрасте 23–26 лет, получаем оптимальный возраст 32 года.

Но здесь необходима поправка на специализацию - в работе хирургов и стоматологов навыки имеют перед свежестью знаний, несомненно, превалирующее значение, т. к. эти врачи лечат больных, буквально, своими руками.

Не случайно многие выдающиеся хирурги достигали вершин мастерства в возрасте более почтенном. Поэтому я считаю, что для этих врачей оптимальным является возраст лет на 10–15 старше, т. е. 42–47 лет. Видимо, закономерно то, что знаменитый К. Бернард сделал первую в истории пересадку сердца в возрасте 46 лет.

Определить с достаточной точностью возраст человека, для читателей, я уверен, не представляет трудности. Поэтому не будем на этом останавливаться.

Теперь, что касается пола… Основываясь на своей практике, я не могу здесь отдать кому-либо предпочтение. Как у врачей мужчин, так и у врачей женщин есть свои преимущества и недостатки, обусловленные известными психологическими и физиологическими особенностями полов.

Еще сравнительно недавно, в XIX веке, в медицине было засилье врачей мужчин. Женщинам, как правило, отводилась роль медсестер и санитарок. XX век стал здесь переломным, как мы знаем, для многих профессий, в том числе и врача, И слава Богу! Женщины привносят в медицину, может быть, то, чего ей больше всего сегодня не хватает - душевность и сострадание к больному.

Среди хирургов по-прежнему преобладают мужчины, и это, конечно, закономерно. Хирургия требует от врача большой физической и психологической выносливости. Поэтому при выборе хирурга больной, несомненно, должен отдавать предпочтение мужчине.

Какими личными качествами должен обладать идеальный врач? Я повторюсь, что главное качество - порядочность. А теперь вспомните: «Всех излечит-исцелит добрый доктор Айболит…». Когда К. Чуковский писал для детей эти строки, он, конечно же, интуитивно выделил здесь две главные черты идеального доктора, каковым хочет представить маленькому читателю Айболита. Первая: он лечит один - всех, то есть все болезни. А значит, имеет широчайшие познания. Вторая же черта - доброта.

Доброта, по-моему, должна проявляться не в сюсюканьи и потакании всем прихотям больного, а в вежливости, чуткости, сострадании, отзывчивости, умении внимательно выслушать и ответить на вопросы. Личные качества врача вы можете оценить, главным образом, в ходе вашего с ним общения. Здесь совершенно не подойдет характеристика, данная вашему врачу его коллегой - действует известный вам деонтологический принцип. Но любой информации чураться не следует.

Иногда и в характеристике, данной другим врачом, могут проскользнуть зерна правды. В чем-то может помочь информация, полученная от других больных, уже имевших опыт лечения у вашего врача. Но и ей не следует слишком доверять, поскольку больные часто не замечают у врача черт, присущих варвару, и запросто могут (в чем я сам убедился) принять, к примеру, «потакающего» варвара за душевного врача. Косвенными указаниями на личные качества врача могут отчасти служить «популярность» среди больных и то, как врач контактирует с другими врачами и медсестрами, его расспросы о вашем здоровье.

Что же касается деловых качеств - знаний и умений, то в идеале врач, на мой взгляд, должен знать все, чему его учили и все то новое, что касается его специализации и известно на текущий день. Иначе говоря, он должен учиться постоянно. Уметь же он должен правильно применять свои знания на практике.

Говоря о специализации, я исхожу из существующего положения вещей, а действительно идеальный доктор, я уверен, должен быть специалистом широкого профиля, - эдаким Айболитом, если хотите. Такое вполне возможно. Например, академик А. Шалимов прекрасно освоил и делал практически все полостные операции, работал он и как терапевт широкого профиля.

По-моему, врач не обязательно должен знать, к примеру, тонкости химических процессов в организме при употреблении тех или иных лекарств или при взаимодействии компонентов иммунитета с возбудителями болезней, но должен знать все, что касается практики применения лекарств и реакции тех же компонентов иммунитета на различные воздействия. В своей области он должен знать симптомы болезней и все современные методики лечения.

Как врач должен строить лечебный процесс? Методика лечения имеет много общего для разных врачебных профилей, достаточно хорошо разработана и описана. Я читал о ней в нескольких медицинских учебниках и, признаюсь, был несколько удивлен. Нет, к самой методике у меня претензий нет - она приемлема. А удивлен я был тем, как часто расходится у врачей теория с практикой. Рассмотрим в качестве примера порядок работы идеального терапевта.

Что болит?

Здравствуйте…

Когда заболело?

Что пили?

Два дня назад…

До свидания.

Тормозную жидкость…

Итак, врач при первом вашем визите выясняет историю заболевания (собирает анамнез). Анамнез включает: жалобы, перенесенные заболевания, привычки (курение, употребление алкоголя и т. п.), наследственность. Врач получает эти сведения путем личных расспросов и из амбулаторной карточки (истории болезни, если вы на стационарном лечении).

Кроме того, врач узнает дополнительную информацию: какие лекарства вы принимаете постоянно или принимали в недавнем прошлом; есть ли у вас аллергия на что-либо, в том числе на лекарства; менялся ли недавно привычный уклад жизни или привычки (уход на пенсию, новая работа, командировка, вступление в брак, развод и др.); ваше питание и диета; сведения о вакцинациях на протяжении жизни; сведения о перенесенных операциях, госпитализациях и амбулаторном лечении; сведения о заболеваниях членов семьи; сведения о прошлых и текущей беременностях и кормлении ребенка грудью; причины смерти ближайших родственников. Врач спрашивает о происшедших изменениях при каждом новом к нему обращении.

После сбора анамнеза, врач собирает первичные объективные данные путем осмотра кожных покровов, глаз, ротовой полости, прощупывания (пальпации) живота и лимфоузлов, простукивания туловища больного, измерения артериального давления и температуры, прослушивания дыхания и сердцебиения, измерения и оценки пульса и т. д. На основании собранных сведений он ставит предварительный диагноз.

Вынося такой диагноз, врач учитывает, что различные заболевания могут иметь одинаковые или близкие симптомы, и должен предполагать у больного, в первую очередь, наиболее опасные для его здоровья и жизни (а возможно и для здоровья окружающих) заболевания. Т. е. объективные исследования должны быть направлены, прежде всего, на исключение таких заболеваний.

Меня удивляет, в частности, то, что медицинские учебники предписывают врачу исключать в первую очередь не самые опасные, а самые распространенные заболевания.

На основании предварительного диагноза, врач, в случаях не терпящих отлагательства, назначает лечение. Но вне зависимости от того назначено оно или нет, врач уточняет диагноз путем объективных исследований. После уточнения диагноза он назначает соответствующее лечение. При существующей практике, правда, этого почти никогда не происходит.

Обычно терапевт, в зависимости оттого, что он диагностировал у больного, направляет его к какому-нибудь узкому специалисту. Фактически, терапевт работает в качестве диспетчера.

Доктор, меня все игнорируют…

Терапевт:

Так, следующий, проходите!

Если врач не может сам разобраться в вашей болезни, он обращается за помощью к более опытному коллеге или просит своего непосредственного начальника собрать консилиум. В этом случае врач в дальнейшем руководствуется решением консилиума.

Врач подробно и четко записывает в историю болезни дату, ваши жалобы и полученные в ходе исследований объективные данные, поставленный диагноз и назначенное лечение. Под этой записью он расписывается и четко пишет свою фамилию.

При назначении лечения врач подробно рассказывает вам о вашем заболевании и о выбранной стратегии лечения. С целью подбора оптимальных лекарств он, при необходимости, узнает о ваших финансовых возможностях и рекомендует наиболее вам подходящую аптеку. Врач объясняет действие назначенных лекарств и процедур, порядок их приема, предупреждает вас о возможных побочных эффектах, вызываемых лекарствами или процедурами, и рассказывает, что вы должны делать в этом случае. Он обязан подробно отвечать на возникшие у больного вопросы.

В ходе лечения врач периодически контролирует ваше состояние и, в зависимости от него, может вносить в лечение коррективы.

Если врач лечит ребенка, престарелого человека или больного, который по своему состоянию не может сам усвоить или выполнять рекомендации, он обращается к их ближайшим родственникам.

Доктор, неужели моя болезнь так ужасно безнадежна?

Ну зачем же так мрачно! Давайте скажем по-другому: если я вас вылечу, то стану всемирно известен.

И, наконец, каким должен быть идеальный доктор: платным или бесплатным? Конечно же, «эталонный» врач - это бессребреник-идеалист, приходящий на помощь больному из чисто гуманистических принципов. Такие врачи, возможно, были в истории, но больному не следует тратить время на их поиски. Если они еще и существуют, то сегодня это исчезающий тип - можно искать всю жизнь и не найти. Выбор нами такого идеала отнюдь не означает, что реального врача нужно выбирать исключительно среди представителей бесплатной медицины.

По данным ВООЗ (Всемирной организации охраны здоровья), в мире насчитывается 8 652 107 врачей и 16 689 250 сестринского и акушерского персонала. Обеспеченность на 10 тыс. населения составляет 14,2% и 28,1% соответственно.

Моральные качества медицинского работника

Согласно опросам, для больных моральные качества медицинского персонала играют главную роль. Профессионализм медиков считается сам собой разумеющимся. Доверяя медицинскому работнику, больные ждут от него демонстрации высших моральных качеств:
− чуткости;
− исключительной добросовестности;
− тактичности;
− честности;
− терпеливости и внимательности;
− способности к самоотверженности;
− и главное - любви к людям и своей работе.

Чувство долга, гуманность медицинского работника – основное в медицинской этике. Медицинская этика – это система требований и норм к моральному облику и поведению врача и всего медицинского персонала. Мораль регулирует отношение врача к больному и здоровому человеку, к родственникам пациента, к коллегам, к обществу и государству.

Еще Гиппократ считал, что медицинский сотрудник должен быть скромным и сдержанным, добрым и вежливым, постоянно обогащать свои знания и прислушиваться к мнениям коллег, видеть свою цель не в добывании славы и денег, а в облегчении страданий и исцелении больных, в самоотверженном служении людям, которые обращаются к нему за помощью и за советом.

В “Кодексе врачебной этики”, который изучается в медицинском вузе, указывается на то, что каждый врач должен сохранять жизнь, облегчать муки пациента, сохранять естественные процессы организма и делать все на благо больного.

Медицинский гуманизм выражается в активном, естественном стремлении посвятить себя больным и, несмотря на трудности, использовать все ресурсы для восстановления и сохранения здоровья, не причиняя действиями и словами дополнительного ущерба.

Профессиональные качества медицинского работника

Не вызывает сомнения, что без объективных истинных знаний деятельность медицинского работника, даже при условии соблюдения моральных принципов, является непрофессиональной. Медицинский персонал обязательно должен быть квалифицированным.

Медицинские работники должны обладать такими качествами, как высокое мастерство и профессиональная настойчивость, наличие необходимых практических и теоретических знаний, компетентность, наблюдательность и проницательность, развитое клиническое мышление и пристрастие.

Начиная общение с больным, медицинский работник обязан сосредоточить все свое внимание на сохранении жизни, облегчении страданий и восстановлении здоровья, полностью подчинив достижению этих целей ум, волю, знания и опыт. Одними из основных требований к врачам и медсестрам являются доброжелательное отношение к больному и высокий профессионализм.

Источники:

  • Статья про подбор медицинского персонала

В условиях современного рынка труда недостаточно просто работать, важно работать хорошо и даже лучше других. А если вашей целью стоит продвижение в карьере, тогда вы обязательно должны обратить внимание начальства на свою работу.

Уважение

Это качество поможет сотруднику не только получить благосклонность начальника, но и наладить дружеские отношения с коллегами. Кроме этого, уважение ко всем вас окружающим, к их работе, индивидуальным особенностям, ценностным установкам значительно повысит продуктивность труда. Ведь когда человек в гармонии со всем, что его окружает, а также в гармонии с собой, ему не приходится тратить свою энергию на перемалывание и обдумывание спорных во взаимоотношениях с коллегами и начальством ситуаций. Всегда адекватно оценивайте обстановку и поведение людей. Руководствуйтесь простым правилом, которое пропагандирует вести себя с другими так же, как хочешь, чтобы они вели себя с тобой, и тогда жизнь заиграет новыми красками.

Стремление к знаниям

Действительно, хороший сотрудник фирмы не только решает ее насущные проблемы и четко выполнят свои должностные обязанности. Кроме этого, он всегда стремится узнать что-то новое, просто потому что в нынешнюю эпоху постонных инноваций необходимо всегда быть в курсе основых тенденций развития своей отрасли, если не хотите остаться не у дел. Обучаться можно и дома, и на специальных курсах, где угодно, лишь было желание. Ваш работодатель, несомненно, оценит, если вы не будете ждать, пока он вас заставит пойти на очередные курсы повышения квалификации, а сами проявите инициативу в этом вопросе. Помните, что технологии все время развиваются, а вы должны развиваться вместе с ними, и, желательно, раньше всех остальных. Это станет вашим явным конкурентным преимуществом в борьбе за повышение и благосклонность работодателя.

Решительность

Решительность означает умение принимать решения и не бояться этого. От потенциальных проблем не уйти ни на одном предприятии и ни в одной сфере деятельности. Так вот, если вы не научитесь принимать их как данность и не пугаться при их возникновении, а просто оперативно действовать, для того чтобы предотвратить проблемы, то вы никогда не вырастите в глазах начальства, да и в своих тоже. Для того, чтобы этому научиться, конечно же, надо больше практиковаться, тогда со временем для вас любая проблема будет пустяком. Также важно то, как вы относитесь к проблемам, то есть принимаете ли их лично. Если вы примите проблему как можно ближе к себе, как свою собственную, как ту, от которой зависит ваша дальнейшая жизнь, то вам намного проще будет ее решить в короткие сроки. Не стоит забывать и о том, что любая проблема – ступенька, которая поднимает выше, учит чему-то новому, а значит, если в следующий раз возникнет аналогичная ситуация, вы будете знать,

Shares

«Профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это», - сказал замечательный писатель и земский врач Антон Павлович Чехов.

Люди этой профессии, действительно, удивительны по своей натуре, ведь мало кто из нас способен с полной самоотдачей следовать своему делу. Порой в их сторону раздается много критики и недовольства, но все мы понимаем, что лишь врачи, каждый день стоя на страже нашего здоровья, идут на тот риск, который порой не подвластен ни обстоятельствам, ни даже законам жизни. И пусть эти слова нельзя посвятить всем и каждому доктору на планете, но их с уверенностью можно адресовать замечательному врачу-педиатру Татьяне Коваленко, которая работает в Mercy Medical Group. Получив самые что ни на есть прекрасные отзывы о ее работе, мы решили пообщаться с обаятельной Татьяной и узнать, в чем же залог ее профессионального успеха, каким должен быть настоящий врач и чем педиатрия в США отличается от той, которая была в странах постсоветского пространства.

Татьяна Коваленко

Татьяна, у каждого врача свой уникальный путь в медицине. Как именно он начался у Вас?

Трудно сказать как в инженерно-строительной семье, состоящей из преподавателей и кандидатов технических наук, у меня родилась мысль стать доктором. Это был не иначе, как Божий промысел. Сколько себя помню, я всегда хотела быть врачом. В 8-ом классе с отличием закончила школу «Юных медиков» в родном Днепропетровске и уже точно знала, что хочу быть детским врачом. К слову сказать, родители были не в восторге от моего выбора, предполагая, что я пойду по их, инженерно-экономической стезе, но при этом и не отговаривали.

Дальше, традиционно: мединститут, интернатура, работа детским врачом. Приехав в США, решила не изменять своему призванию. Прошла этот нелёгкий путь: снова сдавала экзамены, заканчивала резидентуру и начала работать врачом в Кливленде, штат Огайо. Теперь вот с радостью продолжаю в солнечной Калифорнии.

Гиппократ как-то сказал: «Врач- философ, ведь нет большой разницы между мудростью и медициной» Так ли это?

Вопрос тоже философский. В моём понимании, мудрость – это знания, умноженные на опыт. Мудрость предполагает не только глубину знаний, но и некоторую осторожность в их использовании.

В медицине тоже пользуешься знаниями и своими, и чужими с оглядкой: «Не навреди».

Какие качества отличают настоящего врача от Бога и врача, как говорится «не дай Бог»?

Хочу сразу сказать, что с врачами «не дай Бог», я не знакома. Мои коллеги – люди добросовестные и компетентные. Но врача, как носителя профессии, от других отличает обязательное чувство любви к выбранному делу. Нельзя лечить детей без любви к ним, и не важно, что они не родные вам, да еще вдобавок больные и капризные. Для настоящего врача обязательны чувства милосердия, дружелюбия, сострадания и, конечно же, чувство юмора. Дети иногда выдают такие перлы, нарочно не придумаешь. Например, недавний случай, малыш спросил:«Кто тебе сделал ямочки на щеке? Я тоже такие хочу».

Не секрет, что методы и подходы к лечению в США и странах бывшего СССР до сих пор отличаются. Что из знаний, приобретённых во время учебы и работы в украинской медицине пригодились, а что пришлось учить заново?

В Украине я получила хорошие академические базовые знания. А в США изучила и применяю на практике ультрасовременные методы прикладной медицины. Здесь новейшая потрясающая аппаратная диагностика, позволяющая в краткие сроки выявить и определить проблему и болезнь. Реабилитация больных на высочайшем уровне. Думаю не ошибусь, если скажу, что в Америке лучшая медицина в мире!

Скажите с кем вам легче работать: с маленькими детьми или с подростками?

Мне очень нравится работать с маленькими детками. Моя бабушка всегда говорила, что это невинные земные ангелочки. Это самые трогательные и искренние пациенты, очень любознательные. Хотя и с подростками работать тоже интересно. Это уже состоявшиеся личности, со своим мировоззрением, взглядом на жизнь и с полной уверенностью в своей правоте.

Мне кажется, что главное в диалоге с подростком показать, что ты его уважаешь, понимаешь и пытаешься понять действия и поступки, найти общие темы разговора. Тогда и контакт будет налажен.

Правда ли, что все дети боятся людей в белых халатах?

Когда речь идёт о страхах пациентов, то я убеждена, что тут дело не только в белом халате. Малыши очень тонко чувствуют, когда доктор нервничает или чем-то расстроен. Поэтому, когда я на работе, своё плохое настроение я кладу в карман халата и всегда улыбаюсь. Доброжелательность и спокойствие доктора помогает ребёнку побороть любые страхи.

В чем особенность детской медицины в Америки? Есть ли какая-то статистика наиболее распространенных заболеваний у детей?

В Америке очень развита образовательная медицина: врачи стараются научить родителей тому, как можно снизить риск того или иного заболевания. Хочется отметить как важны и обязательны профилактические осмотры детей. Покажите ребёнка хотя бы раз в год своему доктору.

Ему проверят слух, зрение, измеряют давление, родителям дадут совет по воспитанию ребёнка и здоровой диете. Болезнь можно выявить на раннем этапе. В моей практике самое распространённое заболевание – вирусная инфекция. Часто болеют детки ушными заболеваниями, синуситами, бывает и инфекция мочевыводящих путей.

Хотелось бы услышать от вас, как от специалиста, полезные советы для молодых родителей по поддержанию здоровья своих малышей.

Если у вас появился малыш, то это не только большая радость, но и каждодневный труд, и ответственность, ведь быть родителем – это самая тяжёлая профессия в мире: 24 часа в день, круглый год без выходных, праздников и передышек.

Совет один – любите ребёнка, не жалейте на него своего времени. Гуляйте на свежем воздухе, играйте с ним, не перекармливайте и не перекутывайте. Поощряйте хорошее поведение, любой его успех. Малыш всеми силами хочет привлечь ваше внимание, порою даже плохим поведением.

И ещё, не занимайтесь самолечением, выберите педиатра для ребёнка и советуйтесь с ним. Доктор порекомендует как приучить малыша к горшку, как реагировать на плохое поведение, что делать для быстрого и правильного развития.

И, напоследок, что бы вы хотели пожелать тем, кто ещё не ступил на путь медицины, но уже решил посвятить себя этой благородной профессии?

Если вы выбрали эту профессию, то я просто рада за вас.

Нет профессии лучше и гуманнее, важнее и ответственнее, чем профессия детского врача.

Новая жизнь, жизнь ребёнка – в руках доктора. Так пусть ваши руки будут надежными и умелыми. Не изменяйте своей мечте, успехов вам и терпения, будущие коллеги!

Sacramento, CA 95816

Shares

Итак, идеальный врач:

1. Приходит на работу на час раньше, и вы его всегда можете застать по пути на вашу работу.

2. Уходит с работы на несколько часов позже, и вы его всегда можете застать по пути с вашей работы.

3. В любой момент и в любом месте (на улице, в автобусе, в магазине…) к нему можно обратиться и получить исчерпывающую консультацию.

4. В любое время суток ему можно позвонить и получить исчерпывающую консультацию.

4а. Охотно раздает всем желающим номера своего мобильного и домашнего телефонов со словами: "Звоните в любое время!"

5. В любое время суток можно зайти к нему домой и получить исчерпывающую консультацию.

5а. Всегда бывает дома (если только не на работе!)

6. Работает без отпусков.

6а. Если и берет отпуск, то может прийти на работу по первому Вашему звонку.

7а. Делает это настолько категорически, что ему с определенного времени уже и не предлагают.

8. Готов прийти на работу в любое время суток. Похоже, он никогда не устает и никогда не спит. Впрочем, кого это интересует?

9. Улыбается вам вне зависимости от того, что ему наговорил предыдущий пациент.

10. И вообще — он свой парень. Его похлопаешь по плечу, скажешь: "Док, надо!" — и он все сделает.

11. Одинокий (ведь семья отнимает его время у пациентов).

12. Желательно, чтобы и не тратил время на создание семьи.

13. Желательно — робот. Чтобы не уставал, не спал, не ел, работал от сети или батарейки, не болел и не расстраивался при хамском с ним обращении.

14. С помощью недорогих лекарств (а то и вовсе без них) быстро и навсегда вылечивает любую хворь, сколь долго бы она не развивалась до момента обращения.

15. При назначении лечения в обязательном порядке использует фармакологические познания пациента.

16. При назначении лечения в обязательном порядке использует опыт пациента по применению им народных средств в лечении его знакомых.

17. Обладает рентгеноскопическим зрением и потому не нуждается в дополнительных методах обследования.

18. Не требует обновления инструментария, так как все необходимые инструменты уже встроены при рождении ему в пальцы и обладают способностью к самообновлению, как ногти.

18а. А чтобы врач не использовал такой дар в нерабочее время в своих корыстных целях — оформить это дело в виде съемных перчаток (после работы сдаются под расписку начмеду).

19. В течение любого приема или визита обладает неограниченным запасом времени для выслушивая:

  • накопившихся у пациента политических соображений
  • воспоминаний о юности
  • забавных историй о происшествиях с соседями.

20. Во время беседы не сводит глаз с пациента, благожелательно улыбаясь и вставляя изредка одобрительные междометия, время от времени меряет давление и постоянно контролирует пульс.

21. Никогда не ест, а потому не имеет перерыва даже для принятия пищи, уже не говоря об обеденном перерыве.

22. В силу отсутствия потребности в еде и во сне, а также семьи, живет в больнице.

23. И выбранный Вами врач, и его коллеги не имеют дней рождения и других стоящих отмечания событий.

24. Не нуждается в зарплате. А на кой она ему, если он клятву давал?!


Профессиональные качества личности врача:

Профессиональная подготовка врача, наличие у него набора всех профессиональных умений и навыков.

Психологическая подготовка врача. Специфика и сложность этой подготовки заключаются в том, что врач должен иметь глубокие знания по психологии и смежных с ней научных дисциплин.

На профессионализм врача также влияют особенности личной жизни: насколько благополучное его собственную жизнь - имеется ли в нем любовь, взаимопонимание с близкими людьми, материальная обеспеченность, бытовая обустройство и др. С врача многое требуется, он много за что отвечает, но сам во многом беззащитен: общество в лице государства не обеспечивает на должном уровне достойных и необходимых условий жизни. Это касается как материального, так и правового, социального обеспечения профессионала.

Но, несмотря на различные условия жизни и работы, несмотря на индивидуальные личностные особенности специалистов, профессия врача имеет существенные профессиональные ценности, которые должны присутствовать в его деятельности и определяют уровень профессионализма.

Профессия врача предполагает прежде всего любовь к своей работе, любовь к человеку, к больного человека. Без этого невозможно стать хорошим, в полном смысле этого слова, врачом.

Профессия врача - это уникальная профессия, которая должна содержать комплекс таких характеристик: постоянное стремление к самосовершенствованию, огромный практический опыт, знания специфики данной деятельности, способности к врачебной труда, знания перспектив развития медицинской отрасли.

Выделим комплекс личностных качеств, которые должны быть у врача.

Морально-этические качества врача: честность, порядочность, обязательность, ответственность, интеллигентность, человечность, доброта, надежность, принципиальность, бескорыстие, умение держать слово.

Коммуникативные качества врача: личная привлекательность, вежливость, уважение к окружающим, готовность помочь, авторитет, тактичность, внимательность, наблюдательность, быть хорошим собеседником, коммуникабельность, доступность контактов, доверие к окружающим.

Волевые качества врача: уверенность в себе, выдержка, склонность к риску, смелость, независимость, сдержанность, уравновешенность, решительность, инициативность, самостоятельность, самоорганизация, настырность, целеустремленность.

4. Организационные качества врача: требовательность к себе и окружающим, склонность брать на себя ответственность, умение принимать решения, умение правильно оценить себя и пациента, умение планировать свою работу.

Деятельность врача явление сложное, многогранное, динамическое. Его специфика предопределяется прежде всего расширением общения врача с пациентом. Для врача это не является роскошью, а профессиональной необходимостью. С его помощью осуществляется взаимовлияние двух равноправных субъектов - врача и пациента. Показателем эффективности такого взаимовлияния является преобладание положительных эстетических чувств, гуманности, творчества.

Врач должен обладать определенными качествами, которые способствуют эффективности деятельности врача. Прежде всего, это умение владеть собой, управлять своим поведением. Вполне понятно, что врача нужно готовить к этому.

Предложим несколько правил для оптимизации общения врача с пациентом, что позволит оптимизировать процесс лечения:

1. Встречать пациента бодрым, уверенным, энергичным.

2. Общее чувство в начальный период общения с пациентом бодрое, производительное, уверенное.

3. Присутствует коммуникативный настроение: ярко выражена готовность к общению. "

4. С пациентом создается соответствующий положительный эмоциональный настрой.

5. Осуществлять органическое управления собственным самочувствием у проведены беседы с пациентом (равный эмоциональное настроение, способность к управлению самочувствием, несмотря на неблагоприятные обстоятельства, и т.д.).

6. Добиваться производительности общения.

7. Речь должна быть не перенасыщена медицинскими терминами.

8. Выразительная мимика, эмоционально целесообразна, то есть должна соответствовать эмоциональному настрою пациента.

Большое значение нужно предоставлять самочувствию врача. Оно для врача не является его личным делом, потому что его настроение отражается и на пациенту, и на коллегах по работе, что создает определенную атмосферу в процессе лечения. Достичь такого оптимального внутреннего состояния чрезвычайно трудно, поскольку в некоторой степени труд врача имеет аспекты рутинности.

Врач должен уметь сохранять работоспособность, владеть ситуациями для обеспечения успеха в своей деятельности и сохранения своего здоровья. Для этого нужно работать над собой, быть уверенным в себе, уметь владеть своими эмоциями, снимать с себя эмоциональное напряжение, быть целеустремленным, решительным.

В основе деятельности врача должно быть положительное эмоциональное отношение к себе, пациентов, вообще своего труда. Именно положительные эмоции активизируют, вдохновляют врача, придают ему уверенности, вызывают чувство радости, положительно влияют на отношения с пациентами, коллегами по работе. А отрицательные эмоции наоборот тормозят активность, дезорганизуют поведение и деятельность, вызывают тревожность, страх, подозрение у пациента.

Врачу нужно уметь играть как актеру, причем не только снаружи. Выражение лица врача должен быть доброжелательный не только для того, чтобы настроиться на хороший лад, но и менять приемы поведения. Поэтому врачу нельзя ходить перед пациентами с мрачным, скучающим лицом даже тогда, когда настроение у него плохое. Если же все-таки плохое настроение не покидает вас, следует заставить себя улыбнуться, содержать несколько минут улыбку и подумать о нечто приятное.

Кроме того, что врач должен владеть своим внутренним состоянием, он должен уметь контролировать свое тело, которое отчетливо отражает внутреннее состояние, мысли, чувства. Элементами внешней техники врача является вербальные (речевые) и невербальные средства. Именно через них врач обнаруживает свои намерения, именно их "читают" и понимают пациенты.

Внешний вид врача должна быть эстетически выразительной. Нельзя небрежно относиться к своей внешности. Главное требование к одежде - это скромность и элегантность. Эстетическая выразительность проявляется и в приветливости и доброжелательности лицо врача, в собранности, сдержанности движений, в скупом, оправданном жесте, в осанке, походке. Недопустимы суетливость, искусственность жестов, их дряблость. Даже, как принять пациента, посмотреть на него, поздороваться, как отодвинуть стула, оказывается сила влияния. В движениях, жестах, взгляде пациент должен чувствовать сдержанную силу, полную уверенность в себе и доброжелательное отношение.

Пластика тела, или пантоміміка, позволяет выделить в облике врача главное, рисует его совершенный образ. Эффективности общения помогают открытые позы и жесты врача: не скрещивать руки, смотреть в лицо пациента, уменьшать дистанцию, что создает эффект доверия.

Больше всего влияет на пациентов выражение лица врача, иногда даже сильнее, чем его слово. Именно жесты и мимика повышают эмоциональную значимость информации. Пациенты "читают" с лица врача, вспоминая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать некоторые чувства: не стоит приносить в пациенте в бремя домашних забот, неприятностей. Следует показывать на лице и в жестах том, что касается дела, способствует лечению.

Выражение лица врача должен всегда соответствовать характеру речи при беседе с пациентом. Лицо врача должен выражать уверенность, одобрения, недовольство, осуждение, радость, интерес, увлечение, то есть выражать широкий диапазон эмоций, которая свидетельствует о моральную силу личности врача.

Врач в своей профессиональной деятельности должен достичь вершины мастерства общения, а именно - - владение собственным телом и умением повлиять на пациента силой своего тела. Здесь на помощь врачу может прийти биомеханика наука по формированию моторной координации поведения, умению владеть своим телом, которую разработал чешский театральный режиссер. Мейерхольд. Окончательное ее задача - подчинить свою моторную поведение выражению определенного воздействия на пациента, сделать его автоматическим, превратить в совершенную технику общения, на внутреннюю потребность.

Важным также или базой для целого ряда профессионально важных качеств личности врача является эмоциональная устойчивость, тревожность, склонность к риску есть особенности нейродинамики.

Для профессиональной психологии очень важным является тот факт, что особенности нейродинамики влияют на формирование профессионально важных качеств личности. Известно, что слабость нервных процессов порождает повышенную тревожность, эмоциональную неустойчивость, пониженную активность в деятельности и т.д. Для лиц с очень высокими показателями силы нервной системы повышенная вероятность установления негибкой, неадекватно высокой самооценки.

Эмоциональная устойчивость как способность сохранить оптимальные показатели деятельности при воздействии эмоциональных факторов также во многом зависит от особенностей самооценки. Она тесно связана с тревожностью - свойством, существенно биологически обусловленной. Обе эти качества, рассмотрены иногда как свойства темперамента, а чаще - как личностные характеристики, профессионально значимые во многих видах деятельности, которые отмечаются во многих видах регулярной профессиональной деятельности. Подобная же зависимость, чаще всего наблюдается между успешностью деятельности и эмоциональной стабильностью. Во многих видах деятельности важной оказывается эмоциональность - - интегральная способность к эмоциональных переживаний. Особенно серьезные требования к этой сферы предъявляют профессии, требующие высокой эмоциональности и одновременно эмоциональной устойчивости, например деятельность врача.

Свойство экстра-интроверсии принято считать профессионально важным, прежде всего, для групповых видов деятельности или профессий, связанных с общением, работой с людьми. Но это качество может иметь значение и для индивидуальной работы. Есть данные, которые свидетельствуют о том, что интроверсия связана с высшим уровнем активации коры головного мозга в покое, потому интроверты предпочитают деятельности, что позволяет избегать чрезмерной внешней стимуляции. Экстраверты стремятся к внешней стимуляции, предпочитают деятельности, что дает возможность дополнительных движений, эмоционально-мотивационной поддержки. Известно, что интроверты более устойчивы к монотонной работы, лучше справляются с работой, которая требует повышенной бдительности точности. В то же время в напряженных рабочих ситуациях они проявляют большую склонность к тревожных реакций, которые негативно влияют на успешность деятельности. Экстраверты же менее точные, но лучше ориентируются в напряженных рабочих ситуациях. При групповой работе необходимо учитывать большое внушаемость и конформность экстравертов.

Среди собственно личностных свойств чаще всего упоминается в качестве универсального, профессионально важного качества ответственность. Ответственность рассматривается как одно из свойств, которые характеризуют направленность личности врача, влияют на процесс и результаты профессиональной деятельности прежде всего через отношение к своим рабочим обязанностям и в своих профессиональных качеств.

Большинство других личностных качеств более специфические и важны лишь для определенных видов профессиональной деятельности. Подытоживая выше сказанное, можно предположить, что особенности личности могут выступать как профессионально важные качества практически в любом виде профессиональной деятельности, в частности в деятельности врача.

Способности врача обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности, способствующих успешному выполнению его деятельности.

Можно выделить две большие группы специальных способностей врача:

перцептивно-рефлексивные (перцепция - восприятие) способности, определяющие возможность проникновения врача в индивидуальное своеобразие личности пациента и понимание его (эти способности являются ведущими);

проективные способности, связанные с умением действовать на другого человека, на пациента.

Среди них как главные можно выделить такие:

1. Способность правильно оценивать внутреннее состояние пациента, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии).

2. Способность быть примером для тех, кого лечат, в мыслях, в чувствах и поступках.

3. Способность приспосабливаться к индивидуальных особенностей пациента.

4. Способность вселять в пациента уверенность, успокаивать его.

5. Способность находить нужный стиль общения с каждым, добиваться его расположения и взаимопонимания.

6. Способность вызывать к себе уважение у пациента, пользоваться (неформально) его признанию, иметь авторитет среди тех, кого лечишь.

Поделиться: