Приложения. дидактический материал для коррекционно-логопедических занятий по формированию графомоторных навыков леворуких дошкольников

Алена Салтыкова
Консультация для педагога «Развитие графомоторного навыка дошкольника»

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли»

(В. А. Сухомлинский) .

Старший дошкольный возраст связан с развитием интеллектуальной деятельности ребенка.

Развивается общая и мелкая моторика. Но некоторые части кистей руки остаются слабыми, что мешает ребенку свободно выполнять мелкие и точные двигательные

движения руками.

Ребенку требуется выполнить большое количество разнообразных упражнений, которые совершенствуют графомоторный навык.

Графомоторный навык предполагает:

Умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные и т. д. ; условные знаки, в том числе и буквенные графемы и т. д.) . Выполнять их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;

Легкое и непринужденное удерживание пишущего инструмента (карандаша, ручки, соблюдая необходимый угол наклона;

Устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

Выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию графомоторного навыка, совершенствуют мелкую моторику кисти и пальцев рук. Учат удерживать определенное положение корпуса, рук; регулировать наклон карандаша, кисти, размах, темп движения, силу нажима и др. В изобразительной деятельности дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). Здесь вырабатываются умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими). Развиваются разнообразные действия рук, координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.

Интерес детей к работе помогают поддерживать разнообразные методы и приемы, нетрадиционные техники, придавая занятиям увлекательную форму. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными возможностями дошкольников: с малышами рисование пальчиками, ладошкой, техника «обрывание бумаги». В старшем дошкольном возрасте дети создают художественные образы с помощью более сложных методов: «кляксографии», разные способы монотипии, гроттаж, методика тычка, «набрызг» и многое др.

На занятиях по ручному труду, аппликации с использованием оригами и элементов бумажной пластики, плетения, вышивания происходит упражнение мелких мускулов пальцев, вырабатывается сложная координация движений кисти.

Упражнения для развития графомоторного навыка.

Способ удерживания карандаша (ручки, фломастера)

Упражнения с катушкой

Работа с трафаретами.

1. Обводим указательными пальцами левой и правой руки по линиям на трафарете.

2. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками в воздухе стоя.

3. Проводим данные линии – «дорожки» указательными пальчиками по столу сидя или стоя, кому как удобно. (Можно использовать не поверхность стола, а салфетку из линолеума).

4. Обводим линии на трафарете цветными фломастерами левой и правой рукой одновременно.

5. Самостоятельно копируем линии на чистом листе бумаги.

По этим дорожкам, которые вы нарисовали, будут бегать зверьки, а кто, догадайтесь сами.

Штриховка – одно из важнейших упражнений. Ребенку предлагают обвести карандашом небольшое лекало или несложную плоскую форму. Затем ребенок заштриховывает полученный контур (по вертикали, горизонтали, наискось). Перед началом работы ребенку показывается образец штриховки.

Для штриховки используются раскраски, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов и набор разных лекал.

После того, как ребенок научится хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными линиями, составлять из них простейшие предметы, ему можно предложить штриховку волнистыми, круговыми линиями, полуовалами, петлями. Упражнения выполняются по принципу возрастающей трудности.

Упражнение «Дорожки», в которых нужно провести линии от одного рисунка до другого

Упражнение «Что нарисовано». Рисуем по точкам.

Упражнение «Обведи». Обводить строго по линии не отрывая карандаш от бумаги.

Упражнение «Дорисуй картинку».

Упражнение «Продолжи узор»

«Продолжи ряд»,

«Нарисуй такой же»

Раскраска .

Ребенок раскрашивает рисунок карандашами, стараясь работать как можно аккуратнее, не выходя за контур. Взрослый поощряет даже малейшие успехи ребенка, при этом можно поиграть «в школу», распределив между собой роли.

Копирование контура булавкой .

Ребенку предлагается скопировать несложный рисунок или геометрическую фигуру, обкалывая контур булавкой. При этом под образец кладется чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а также небольшая подушечка поролона. Полученный рисунок можно потом раскрасить или заштриховать.

Публикации по теме:

Изучение предлогов имеет важное значение в развитии познавательной деятельности детей и практическое педагогическое значение – это прежде.

Формирование двигательного навыка посредством спортивных игр и упражнений (С использованием интерактивных технологий) Одним из эффективных средств решения задач образовательной области «Физическое развитие», согласно ФГОС дошкольного образования, является.

Формирование навыка чтения с листа в первые годы обучения пианиста Цели и задачи. Методическая разработка «Развитие навыков чтения с листа» посвящена одной из актуальных проблем обучения юных пианистов.

Цель: совершенствование навыка звукового анализа слов, развитие фонематического слуха. Научить составлять звуковые модели слова, соотносить.

Конспект занятия (НОД) - закрепление навыка произношения звуков [Б, Б’] «Гномики Бим и Бом» Цель: Закрепление навыка произношения звуков «Б, Б"» Коорекционно-образовательные задачи: Совершенствование умений в характеристике.

Лариса Камерер
Мастер-класс. Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников .

Из опыта работы. Мастер класс .

Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.

Необходимо отметить, что в отечественной педагогике и психологии старший дошкольный возраст рассматривается как переходный период от одной ведущей деятельности в дошкольном возрасте - игровой , к другой ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебно-познавательной. Поэтому одной из основных целей образовательной работы дошкольного учреждения является обеспечение плавности этого перехода. Этому способствует воспитание у старших дошкольников познавательной готовности к обучению.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом растёт число детей, имеющих речевую патологию. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики. При тренировке пальцев рук, речь развивается более интенсивно и становится более совершенной. Актуальность проблемы заключается в том, что полноценное моторное и речевое развитие (правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе) залог успешного освоения грамоты и чтения : письменная речь формируется на основе устной , и дети, страдающие речевыми нарушениями и моторной недостаточностью, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения. Поэтому целью моей работы было совершенствовать тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий .

Этапы проекта :

1. Организационно-подготовительный (июнь - август) .

анализ предстоящей деятельности июнь педагоги

подбор методической литературы,

выбор средств, методов и приёмов,

разработка перспективного плана. Июнь-июль

Ориентировка детей в пространстве,

развитие крупных движений. Июль -август Воспитатели, муз.

Руководитель, родители

2. Основной (сентябрь-апрель) .

Ориентировка детей в пространстве

и на листе бумаги, уточнение предлогов

ЗА, НА, ПОД, ПЕРЕД,ВОЗЛЕ, ОКОЛО.

Развитие крупных движений (ритмопластика,

физ-ра, логодекламация) Сентябрь -май Педагоги, родители

Муз. Руководитель,

воспитатели, логопед

коррекционно-развивающие занятия

(фронтальные занятия у логопеда,

занятия по развитию речи и

обучению грамоте) Воспитатели, учитель -логопед

Развитие мелкой моторики

(художественно-эстетические занятия,

пальчиковая гимнастика, массаж и

само-массаж рук) Воспитатели, родители,

учитель-логопед

Работа с простым карандашом в тетради

«Готовим руку к письму» Гаврина С. Е.

из серии Школа для дошколят Учитель логопед , воспитатели

Работа в тетради в клеточку (печатание букв,

графический диктант на слух ) Учитель-логопед. родители

3. Заключительный (май) .

Анализ достижений поставленной цели и полученных результатов.

Праздник письма. Учитель-логопед, муз руководитель

Работая над данной проблемой, мною решались следующие задачи : Познакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме : правильной посадкой при работе с тетрадью, положением листа, кисти руки, пишущего инструмента;

Научить безотрывному плавному обведению предмета по контуру и штриховать его, используя различные виды штриховки (горизонтальная, вертикальная, по диагонали и т. д.)

Развивать графические навыки детей в написании прямых, наклонных, округлых линий, овалов, соотнося их со строкой.

Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми) ;

Научить детей ориентироваться в пространстве и на плоскости;

Развивать умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило. (Графические диктанты )

Презентация методов и приемов

слайд 9 В своей работе старалась применять новые , в том числе информационно -коммуникационные и здоровьесберегающие технологии. В работе использовались такие методы, как дидактические игры и упражнения, графические упражнения и диктанты, пальчиковая гимнастика которая сопровождается стихами. Также предлагались задания на исследование сформированности пространственных ориентировок (например, ориентировка в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив, умение ориентироваться на листе бумаги, развития кинестетической основы движений (опустить кисти рук вниз, сжать кисти обеих рук в кулак и т. д., зрительно-моторной координации движений (выполнение движений по словесным инструкциям) . ИГРА ЦЕПОЧКА Пальчики перебираем и цепочку собираем, ЧЕРЕПАШКИ

Слайд 10 Для детей с речевой патологией характерны некоторые нарушения общей моторики, пространственной ориентировки, затруднения в дифференциации пространственных понятий, нарушения зрительно-моторной координации. Особые затруднения связаны с недостаточно сформированной способностью к переключению с одного движения на другое. Моторика детей отличается общей неловкостью, недостаточной координаторностью. Дети отстают от сверстников в ловкости и точности движений. Дошкольники с нарушением мелкой моторики рук испытывают затруднения при овладении навыками письма . Большинство детей выполняют задания в медленном, напряженном темпе, напряженными пальцами, не в полном объеме. Использовала приёмы здоровьесберегающей технологии, такие как Су-Джок терапия. Детям предлагалось поочерёдно надевать массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворения пальчиковой гимнастики, зажимать кольца между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука, работать по инструкции взрослого. Предлагала также проводить массаж и карандашами, самомассаж (валяние пальчиками) . ИГРА ПТИЧКИ СО ВЗРОСЛЫМИ

Слайд 11 Дети очень любят играть с палочками. Из палочек модно сложить не только буквы, но и фигуры. Эти упражнения развивают мелкую моторику пальцев рук, а также способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создают функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц.

СЛОЖИТЬ ИЗ ПАЛОЧЕК ФИГУРУ

Слайд 12 Ниткография - средство развития зрительно-моторной координации – это рисование с помощью верёвочек, который реализует следующее : совершенствует зрительное восприятие, развивает зрительно-моторную координацию, формирует плавность и точность движений, готовит руку к письму, закрепляет навыки рисования , развивает мелкую моторику и воображение, а также развивает связную речь.

ВЫКЛАДЫВАНИЕ ИЗОРА ИЗ НИТОК

Слайд 13 Очень часто мы видим, что ребенок держит карандаш неправильно. Чтобы рука ребенка не уставала при письме, важно научить его держать письменные принадлежности правильно. Вот некоторые способы приучить ребенка держать ручку правильно. (с помощью веревочки и бумажки и корректора рыбка)

Слайд 14, 15 (Демонстрация тетради) Работая над развитием мелкой моторики и графомоторных навыков детям давались разнообразные задания, проводились графические диктанты , давались упражнения в обведении трафаретов, рисование линий, фигур по клеточкам.

Слайд 16 Для профилактики дисграфии предлагала детям буквы из наждачной бумаги, обводить букву на бумаге, проводила игру «Найди правильную букву» , отремонтируй букву.

Слайд 17 Для развития орфографической зоркости , произвольного внимания, пространственного воображения, развития мелкой моторики проводила с детьми графические диктанты .

Положительных результатов в развитии графомоторных навыков помогала достигнуть совместная деятельность с воспитателями группы и музыкальным руководителем. Проводя свою непосредственно образовательную деятельность, они значительное внимание уделяли развитию мелкой моторики. Невозможно добиться каких-либо положительных результатов без поддержки родителей. Родителям давались консультации, проводились беседы.

У большинства детей произошли положительные качественные изменения при формировании кинестетической основы движений и зрительно-моторной координации движений, а именно в развитии кинестетической основы движений руки, оптико-кинестетической организации движений, в формировании пространственного восприятия, зрительно-моторной координации движений. Дошкольники после обучения стали намного сосредоточеннее, усидчивее, перестали чрезмерно напрягать руку во время выполнения заданий, стали словесно описывать свои действия, перестали “вращать” тетради. До начала занятий состояние графомоторных навыков у детей находилось на среднем и низком уровне. После проведенных занятий состояние графомоторных навыков начало улучшаться , перешло на более высокий уровень, возросло количество детей со средним уровнем, сократилось количество детей с низким уровнем. При продолжении работы по формированию графомоторных навыков , дети, несомненно, будут давать положительную динамику.




КГБС(К)ОУ «Озёрская С(К)О школа-интернат II вида»

«Развитие графомоторных навыков у слабослышащих дошкольников на начальном этапе обучения»



Составитель:

Макарова Ирина Викторовна,

воспитатель

С.Озёрки 2015г

Составитель: Макарова Ирина Викторовна, воспитатель

В данном сборнике представлен опыт работы воспитателя дошкольного отделения Макаровой И.В. по использованию методов и приёмов формирования графомоторных навыков слабослышащих детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Введение

«Речь ребенка находится на кончике его пальцев»

В.А. Сухомлинский

Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями.

Графомоторные навыки являются конечным эффекторным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым они могут оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. На протяжении значительной части дошкольного детства регуляция изобразительных движений осуществляется преимущественно на основе двигательного анализатора. Недостаточное развитие мелкой моторики, плохая координация движений, недостаточность самоконтроля, пространственно-временной ориентировки у детей с нарушениями слуха может служить причиной моторной и оптической дисграфии. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта.

Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеем большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.

Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего и младшего дошкольного возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками. Интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекали ребенка в выполнение действие по показу взрослого.

Методическая работа педагогов дошкольного отделения нашей школы и моя, в том числе, направлена на реализацию программы развития, включающей внедрение новых технологий коррекционного обучения и воспитания в условиях здоровьесберегающей среды.Этим объясняется актуальность данного сборника, цель которого описать наиболее эффективные упражнения, влияющие на формирование графики письма.

Особенности формирования графомоторных навыков

слабослышащих дошкольников.

У слабослышащего ребенка особенности формирования графомоторных навыков в значительной степени зависят от степени и формы нарушения, вне зависимости от фактического возраста ребенка. В таком случае коррекционная работа и методы воздействия определяются в зависимости от исходных данных индивидуально для каждого ребенка.

Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:
- зрительного восприятия;

Произвольной графической активности;

Зрительно-моторной координации.

Развитие графомоторных навыков слабослышащего ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания. Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях – развитие графомоторных навыков и овладение графической символизацией. И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других видах деятельности с детьми. Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).

«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить руки слабослышащего дошкольника «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать. Таким образом, развитие графомоторных навыков – это еще и способ тренировки и коррекции у ребенка с нарушением интеллекта высших психических функций, таких как память, мышление, восприятие и речь.

Те, кто работают со слабослышащими дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

В ходе игр, упражнений и тренировок дети начинают непроизвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движениях. Они различают и сравнивают мышечные ощущения, определяют их характер: «напряжение - расслабление», «тяжесть - легкость»; характер движений: «сила - слабость», темп и ритм.Развитие крупных движений, физические упражнения также формируют восприятие, внимание, мышление, пространственные и временные представления.

На первом этапе обучения школьник пишет крупно, и это связано не только с грубостью его пространственных координаций. Причина в том, что, чем крупнее письмо, тем меньше отличительная разница между движениями кончика пера и движениями самой руки, т.е. тем проще и доступнее перешифровка, и это подтверждено циклографическими наблюдениями. Только, по мере освоения этой перешифровки ребенок выучивается переносить на кончик пера сначала зрительные, а потом проприоцептивные коррекции, приобретая умение автоматически обеспечить кончику пера любую требуемую траекторию. Благодаря этому, постепенно уменьшается величина выписываемых букв. Одновременно с этим процессом совершается и освоение письма по линейке.

Совершенствование умений управлять своими движениями, как мелкими, так и крупными, выполнять их разнообразно, т. е. дифференцированно, точно, плавно, красиво, или быстро, ловко и технически правильно, имеет свое продолжение и в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Упражнения

для

младшего возраста


Пальчиковые игры

Каша.

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила.

(круговые движения указательным пальцем по ладошке малыша)

Этому дала, этому дала. Этому дала, этому дала.

А этому - не дала.

(слегка потрясти за мизинчик)

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

Капуста.

Мы капусту рубим-рубим,

(постукивать ребрами ладоней по столу или по коленям)

Мы капусту солим-солим,

(поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто солим)

Мы капусту трём-трём,

(потирать кулачок о кулачок)

Мы капусту жмём-жмём.

(сжимать и разжимать кулачки)

Посуда.

Раз, два, три, четыре,

(Чередовать хлопки в ладоши и удары кулачками друг о друга.)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

(Загибать пальчики, начиная с большого пальчика)

Мы посуду перемыли,

(Одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(Разгибать пальчики по одному, начиная с большого пальчика)

Так мы маме помогали.

(Хлопок в ладоши)

Прогулка.

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибать пальчики, начиная с большого пальчика)

Мы во двор пришли гулять.

(идем средним и указательным пальцами, остальные поджаты)

Бабу снежную лепили,

(круговые движения ладонями, как будто лепим шарик)

Птичек крошками кормили,

(поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто крошим)

С горки мы потом катались,

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(переворачиваем ладошки вверх-вниз)

Все в снегу домой пришли.

(потрясти опущенными вниз кистями рук)

Съели суп, и спать легли.

(движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Пчёлки.

(Одна рука изображает ёлку: опираясь на локоть, пальцы растопырены.

Вторая рука -улей: пальцы сомкнуты в кольцо. Улей прижат к ёлке.)

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки? (Заглядываем в улей.)

Надо в дом постучать, (Постучать кулачками друг о друга.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки?

(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)

Стали пчелки вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)

Братцы.

Засиделись в избушке братцы.

(Рука стоит на локте, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.)

Захотел меньшой прогуляться

(Отвести мизинец вбок в плоскости ладони и задержать на 2-3 секунды.)

Да скучно ему гулять одному.

(Мизинец чуть покачивается, затем возвращается в исходное положение.)

Зовет он братца вдвоем прогуляться.

(Отвести вбок мизинец и безымянный палец, прижатые друг к другу; задержать на 2-3 секунды.)

Да скучно им гулять двоим.

(Мизинец и безымянный палец чуть покачиваются, затем возвращаются в исходное положение.)

Зовут братца втроем прогуляться.

(Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца: мизинец, безымянный и средний.Задержать на 2-3 секунды.)

Грустно старшим сидеть в избе.

(Большой и указательный пальцы четыре раза соединяются кончиками.)

Зовут они братцев домой к себе.

(Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.)

Повторить движения другой рукой, а впоследствии выполнять одновременно двумя руками.

Зайцы.

Скачет зайка косой (Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные соединить)

Под высокой сосной .(Ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены)

Под другою сосной. (Ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены)

Скачет зайка другой . (Указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные соединить.)

Замок.

На дверях висит замок.

(Пальцы в замок)

Кто его открыть бы смог?

(Наклонить замочек влево-вправо)

Мы замочком повертели,

(круговые движения кистями рук, сложенными в замок)

Мы замочком покрутили,

(Пальцы сомкнуты, ладошки трутся друг о друга.)

Мы замочком постучали,

(Пальцы сомкнуты, ладошки стучат друг о друга.)

Постучали, и открыли!

(Показать ладошки.)

Апельсин.

Мы делили апельсин,

Много нас – а он – один!

(Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)

Эта долька – для ежа

(Правой рукой поочередно разжимаем пальцы левой руки, начиная с мизинчика)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька - для утят

Эта долька - для бобра

А для волка – кожура!

(Встряхиваем обе кисти)

Сороконожки.

Две сороконожки, бежали по дорожке.

(Средний и указательный пальчики обеих рук идут навстречу друг другу)

Встретились, (Ладошки смотрят друг на друга)

Обнялись , (пожать одной рукой другую несколько раз)

Насилу расстались (Разжать ладошки)

И – попрощались ! (Обе руки машут друг другу)

Веселая мышка.

Весёлая мышка

Перчатку нашла, (Пальцы в стороны, покрутить ладошкой)

Гнездо в ней устроив, (Сложить ладоши ковшом)

Мышат позвала .(Поманить, сгибая и разгибая пальцы)

Им корочку хлеба

Дала покусать , (Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.)

Погладила всех (Одна ручка гладит другую и наоборот)

и отправила спать. (Сложенные ладони кладем под щечку)

Котята.

У кошечки нашей есть десять котят,

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу.)

Сейчас все котята по парам стоят:

(Покачиваем руками из стороны в сторону, не разъединяя их.)

Два толстых, два ловких,

(Постукиваем большими, а потом указательными пальцами друг о друга)

Два длинных, два хитрых,

(Постукиваем средними, а потом безымянными пальцами друг о друга)

Два маленьких самых и самых красивых.

(Постукиваем мизинцами друг о друга)

Зайцы.

Десять серых зайцев, дремали под кустом,

(Руки свободно лежат на столе)

И двое вдруг сказали:“Вон человек с ружьём”

(Поднять вверх большие пальцы обеих рук)

Двое закричали:“Давайте убежим!”,

(Поднять вверх указательные пальцы обеих рук)

Двое прошептали“Давайте помолчим!”,

(Поднять вверх средние пальцы обеих рук)

Двое предложили:“Мы спрячемся в кустах!”

(Поднять вверх безымянные пальцы обеих рук)

А двое вдруг спросили:«Он может сделать “Бах”?»

(Поднять вверх мизинцы обеих рук)

Бах” - выстрелил охотник , (Хлопнуть в ладоши)

Нажав ружья курок,

И десять серых зайцев

Пустились наутёк.

(Бежим всеми пальчиками по столу.)

Дружные пальчики.

Эти пальчики щипают,

(Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки)

Эти пальчики гуляют,

(Указательный и средний «идут» по другой руке.)

Эти - любят поболтать,

(Средний и безымянный трутся друг об друга)

Эти - тихо подремать,

(Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.)

А большой с мизинцем-братцем

Могут чисто умываться.

(Крутим большим пальцем вокруг мизинца.)

Котёнок.

Шёл один я по дорожке,

(показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки,

(показываем два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка,

(показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка!

(качаем головой)

У него четыре лапки,

(показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки,

(царапаем ноготками по столу или по коленкам)

Один, два, три, четыре, пять,

(на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать!

(убегаем указательным и средним пальчиками)

Задание: Помоги змейке забраться по лестнице, дорисуй лесенки.

Задание: Маляры пришли красить крыши, а лестницы поломаны, нарисуй лесенки для них.

Задание: В городе начался дождь, нарисуй капельки дождя

Задание: Нарисуй ежику иголки

Задание: Нарисуй в домиках окошки.

Задание: Нарисуй волны на море.

Задание: Нарисуй птичек в небе.

Задание: Нарисуй улыбку на смайликах

Задание: Грустные смайлики

Задание: Дорисуй узоры на тарелочке.

Упражнения

для среднего возраста


Задание: Нарисуй яблочки на яблоньке.

Задание: В банке вишневое и сливовое варенье, нарисуй ягодки в варенье.

Задание: Нарисуй собачке-жонглеру шарики.

Задание: Нарисуй паровозу и вагонам колеса

Задание: Нарисуй разноцветные клубочки в корзинке.

Задание: Нарисуй в домике окна и двери.

Задание: Нарисуй ребятам кубики, чтобы они могли построить высокую башню.

Задание: Нарисуй подарки под елочкой.

Задание: Нарисуй на торте свечки.

Задание: Строители строят дом, нарисуй им много кирпичей.

Задание: Нарисуй на гирлянде флажки

Задание: Нарисуй на корабликах паруса.

Задание: Нарисуй домикам крышу.

Задание: Нарисуй елочки

Задание: Нарисуй рыбкам хвостики.

Задание: Нарисуй шарикам веревочки.

Задание: Нарисуй дорожки для машин.

Задание: Помогите Деду Морозу повесить гирлянду на елочке.

Задание: Нарисуй ниточку.

Задание: Нарисуй червячков.

Упражнения

для старшего возраста















Задание: Дорисуй самостоятельно.






Литература:

1. Ермакова, С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет / С. О. Ермакова. – М. : РИПОЛ классик, 20с. : ил. - (СУПЕРразвивающие игры для детей).

2. Мальцева, И. В. Пальчиковые игры: от рождения до 3 лет: [массаж., тактил., гимнаст., предмет., твор.] / И. В. Мальцева. – СПб. : Азбука-Классика, 20с. : ил. - (Раннее развитие).

3. Пальчиковые игры: [развиваем мышление, речь, мелкую моторику: для совмест. досуговой деятельности детей и родителей / авт.-сост. Е. Шарикова; худож. Т. Чижкова]. – М. : Стрекоза, 20с. : цв. ил.

4. Теплякова, О. Н. Практическая энциклопедия – М. : РОСМЭН, 20с. : цв. ил.

5. Трясорукова, Т. П. Вместе с мамой играем пальчиками / Т. П. 7. Трясорукова. – Ростов на/Д: Феникс, 20с. : ил. - (Серия "Школа развития").

6. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь / В. В. Цвынтарный. - СПб. : Лань, 19с. : ил.

7. Туркина, В. И. Развитие мелкой моторики рук для подготовки детей к школе / В. И. Туркина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения

8. Воронина, Л. П. В чем заключается влияние пальцев рук на развитие речи? / Л. П. Воронина

9. Сайт «Планета Детства» Ссылка: www . razvitierebenka . net

10 . Сайт http://www.liveinternet.ru

ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, а иногда даже просто держать в руках карандаш.

КАК ЖЕ МОЖНО ПОМОЧЬ ВАШЕМУ МАЛЫШУ?

Играя или занимаясь с ребенком, будьте терпеливы, не торопите его без особой необходимости, не спешите сделать что-то вместо него. Не забывайте, что многие действия он только осваивает, и для того чтобы они выполнялись легко и быстро, перешли в навык, потребуется время. Важно поддержать ребенка, помочь обрести уверенность в себе. Если движения недостаточно четки, ваше вмешательство, замечания, поторапливания будут только мешать ребенку, сбивать, сделают его суетливым, менее организованным.

Будьте изобретательны: постарайтесь придумать такие ситуации, в которых некто может сделать что-то еще хуже, чем ребенок, или не сможет сделать этого вовсе и ему требуется помощь. Например, бабушке с больной спиной трудно расшнуровать ботинки или у мамы болит пальчик, а надо застегнуть пуговицу. Чтобы стать настоящим помощником, надо тренироваться!

Тренируем руки дома, на прогулке, на даче и …

    На даче: дайте задание взрыхлить, прополоть, вскопать, полить (хорошо, если у вашего ребёнка есть свой набор садовых инструментов). Ребёнок должен понимать, для чего нужна его работа, знать, что, выполняя её, он приносит пользу;

    На прогулке: где бы вы ни находились, предоставьте ребёнку возможность поближе познакомиться с песком, глиной, водой, снегом. Поощряйте стремление ребёнка строить башни и крепости из песка, возводить снежные городки, рисовать пальцем или палочкой на песке, глине (аналогичные «письмена» получатся на рассыпанной по столу манке и муке) и т.д. Ребенок должен научиться различать «строительные материалы» на ощупь. Поиграйте с ним и потренируйте его: поместите в отдельные мешочки мелкий речной песок, гальку, глину, щебенку, ракушки и т.п. и попросите ребенка закрыть глаза, потрогать ладошкой содержимое мешочка и отгадать, что там лежит? Пусть попробует описать свои ощущения. На что это похоже?

    Дома: особое внимание уделяйте формированию самых разнообразных навыков самообслуживания (умываться и вытираться, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, готовить постель ко сну, убирать кровать и т.д.). Ребенок легко и с интересом будет осваивать эти умения, если «тренировки» будут проходить в игровых ситуациях, например, в кукольном уголке. Таким образом, игры с куклами помогут ребенку закрепить необходимые бытовые навыки.

    На кухне: ребёнок может перебирать гречку, рис, пшено, насыпать сахар в сахарницу, соль в солонку. Научите его растирать, размешивать, взбалтывать, отливать, подливать, переливать. Важно, чтобы он научился держать ложку, вилку, нож, самостоятельно размешивать сахар в чашке, аккуратно наливать чай из чашки в блюдце. Ребёнку доставит удовольствие раскатывание теста, раскладывания начинки и лепка пельменей, вареников.

Занятия покажутся более увлекательными, если будут связаны со знакомым ребенку сказочным сюжетом. Вместе с ним слепите Колобка, пирожки, которые несла бабушке Красная Шапочка, или те, которыми прикрылась в корзинке Машенька из сказки «Машенька и медведь».

На первый взгляд, многие из этих бытовых умений не имеют никакого отношения к школьной деятельности, но в действительности являются для нее базовыми, так как формируют ручную умелость. Кроме того, следует отметить, что, приобретая навыки самообслуживания, домоводства, работы в саду или огороде, ребенок общается со взрослыми, овладевает речью.

Особую роль в подготовке ребенка к школе играет формирование графических навыков. Для их развития можно использовать упражнения в обводке и раскраске шаблонов овощей, животных и т.д., работу с альбомами раскрасками, копирование графических упражнений из различных пособий для дошкольников.

Постановка руки.

Многие дети неправильно держат карандаш или ручку. Можно воспользоваться способом метки: поставить кружки на точки соприкосновения руки ребенка с ручкой. У вас получится три метки: одна – на ручке, другая – на подушечки указательного пальца, третья – на боковой поверхности среднего пальца, куда ложится ручка.

Штриховка.

Упражнения выполняются по принципу возрастающей трудности. Ребенку предлагают обвести карандашом небольшое лекало или несложную плоскую форму. Затем ребенок заштриховывает полученный контур (по вертикали, горизонтали, наискось). Перед началом работы ребенку показывается образец штриховки.

Раскраска.

Ребенок раскрашивает рисунок карандашами, стараясь работать как можно аккуратнее, не выходя за контур. Взрослый поощряет даже малейшие успехи ребенка, при этом можно поиграть «в школу», распределив между собой роли.

Копирование контура булавкой.

Ребенку предлагается скопировать несложный рисунок или геометрическую фигуру, обкалывая контур булавкой. При этом под образец кладется чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а также небольшая подушечка поролона. Полученный рисунок можно потом раскрасить или заштриховать.

Завязывание, развязывание узелков и бантиков, заплетание, расплетание.

Это может быть работа с бельевой верёвкой, со шнурками. Девочки могут заплетать косы своим куклам. Можно соревноваться на скорость. По мере освоения упражнения дают всё более тонкую верёвку.

А также необходимо:

    Вырезание ножницами по контуру (например, фигуру бумажной куклы или машины).

    Изготовление мелких поделок из бумаги (кораблик, самолётик).

    Работа с мелким конструктором, мозаикой (важна работа по образцу).

Для большего эффекта желательно придерживаться следующих условий:

    Оценивать усилия, а не соответствие общему стандарту, хвалить даже за небольшие успехи;

    Ни в коем случае не заставлять ребёнка переписывать (перерисовывать) набело – будет получаться всё хуже и хуже;

    Не торопиться переходить к написанию букв, можно сосредоточиться на рисовании простейших графических линиях и письме элементов букв;

    Соблюдать принцип постепенности и умеренности нагрузки, опираясь на игру, чередовать нагрузки с релаксационными упражнениями;

    Упражнения должны доставлять ребёнку удовольствие, не превышать 10-15 мин.

Пальчиковая гимнастика.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.

«Веер»

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достает красивый веер –

Пусть прохладою повеет.

Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

«Мы считаем»

Раз-два-три-четыре-пять.

На другой руке – опять:

Раз-два-три-четыре-пять.

Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.

«Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

«Человечек»

«Топ-топ-топ!» - топают ножки.

Мальчик ходит по дорожке.

Указательный и средний палец правой (затем левой) руки «ходят» по столу.

«Дождик»

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить!

Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивая ими по поверхности стола (как игра на пианино).

«Зайчик – кольцо»

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко.

А колечко непростое –

Блестит, словно золотое.

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

    пальцы – в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;

    большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

Пальчиковую гимнастику желательно проводить каждый день, и обязательно проводить до и после выполнения упражнений по штриховке и письму. Количество повторений каждого упражнения можно уменьшать или увеличивать в зависимости от желания ребёнка.

Попробуйте вместе с ребенком поработать с «Пальчиковыми шагами»

Пальчиковые шаги.

1 этап работы: знакомство с ритмом стишка, сопровождающий упражнение. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальцем этот ритм по столу. Когда малыш усвоит ритм шагов можно переходить к работе на страницах. Например:

Улитка Уля ждет гостей, - 4 хлопка (4 пальчиковых «шага» по дорожке)

Уже готов пирог, - 3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке)

Варенье, мёд, конфеты, торт - 4 хлопка (4 пальчиковых «шага» по дорожке)

И йогурт, и творог. - 3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке)

2 этап работы: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом работы ребенок можно просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинайте работу с самого легкого варианта – «шаги» указательным и средним пальцами.

Усложнение состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности: указательный и средний; указательный и безымянный; указательный и мизинец; большой и мизинец;

большой и указательный; большой и средний; большой и безымянный; средний и безымянный; средний и мизинец; безымянный и мизинец.

Ребенок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту используются движения преимущественно первых трех пальцев (большой, указательный, средний) и смежной с ними частью ладони. Поэтому очень важно прорабатывать все предложенные варианты, несмотря на трудность их выполнения. «Шагая» пальчиками, важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении «шаги». На этом этапе стихотворный текст может произносить как взрослый, так и ребенок.

3 этап работы: содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук. Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук. Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения. Пальчики левой руки работают по четной странице разворота, правой руки – по нечетной.

4 этап работы: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременные разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают» вверх, другой – «вниз»). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой – большой палец и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от содружественных движений, воспитывает у ребёнка сосредоточенность, умение сконцентрироваться и удержать внимание.

Массаж пальцев.

Ребёнок сам или с помощью взрослого делает массаж каждого пальца левой и правой руки, начиная с кончиков , поглаживающими, растирающими и круговыми движениями. Повторяют массаж обеих рук в течении 1-2 мин, заканчивают поглаживающими движениями. Массаж ведущей руки делается чаще.

    Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

    Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

    Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

    Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

    Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнения с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.

    разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

Формирование графомоторных навыков у дошкольников

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»
И.Кант

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

При нормальном развитии работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкая мускулатура пальцев

Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2. Зрительный анализ и синтез

Упражнения на определение правых и левых частей тела.

Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

Задания с условиями по выбору нужных направлений.

3. Рисование

Занятия по штриховке по контуру, обводка.

Срисовывание геометрических фигур.

Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

Дорисовывание незаконченных рисунков;

Дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

Упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика

Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).

Этапы формирования графомоторных навыков.

Возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной координации при нормальном развитии:

 В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидку.

 В возрасте 2-3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.

 В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

 Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:
- зрительного восприятия;

Произвольной графической активности;

Зрительно-моторной координации.

Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания. Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях – развитие графомоторных навыков и овладение графической символизацией . И в этом случае коррекционный процесс также продолжается в других видах деятельности с детьми. Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы) – игра с флажками, теневым театром; обведение трафаретов, нарисованных контуров, различные штрихования, дорисовывания рисунков и многое другое; «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).

«Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.

Поделиться: