Коллекционирование. Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников

С помощью коллекционирования возможно наполнить жизнь детей радостью и положительными эмоциямиКоллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Если вспомнить свое детство, то мы собирали марки, открытки, календари с актерами кино, фантики от конфет, значки и т.д.

Современные дети тоже собирают коллекции. В детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на наш взгляд, хламом: листиками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками, фантиками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательскую деятельность, то формируется ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Если мама, папа и окружающие его взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное увлечение – коллекционирование. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.

Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников.

Цельдетского коллекционирования: развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста путем создания коллекций.

Задачи:

Формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;

Формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;

Способствовать проявлению избирательных интересов;

Развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;

Расширять кругозор воспитанников;

Прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала;

Формировать бережное отношение к хранению коллекций;

Обогащать и активизировать словарь детей;

Активизировать участие родителей в образовательном процессе.

Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением дошкольника. В этом возрасте преобладают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому детские коллекции характеризуются визуальностью и манипулятивностью. Визуальность коллекции проявляется в обязательной наглядности. Собираемый материал представляется реальными, осязаемыми объектами. Это могут быть картинки, рисунки, фотографии, открытки, вырезки из журналов, предметы (игрушки), книги и журналы. Особое место занимают экспонаты коллекций, сделанные своими руками (самостоятельно или в совместной деятельности со взрослыми) – детские рисунки, коллажи, книжки, поделки из разного материала и выполненные в различной технике.

Манипулятивностьпроявляется в желании ребенка действовать с собранным материалом. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. Создав макеты улиц, собранные машинки ездят по дорогам. Играя фигурками из киндер – сюрпризов, дети сами создают сюжет. Проявляя познавательный интерес к камням, ракушкам, ребята их обследуют. Наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту – птичье перышко, улетающий осенний листок.

Задачавзрослых - не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима.

Во-первых:Познавательно-исследовательская деятельность - это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях заложена природой тяга к собирательству, а еще точнее, к поиску. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся представления.

Во-вторых: В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству.

В-третьих:Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Актуальна это, когда в группе есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные и застенчивые.

В четвертых:Коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции.

Выделяют следующие группы коллекций:

Коллективные (групповые )– это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.

Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам. Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций:эмоциональные, познавательные, социальные.

Эмоциональные коллекции – наиболее распространённые в жизни дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции. Главное – эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания. Во время действия коллекции рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему. Разумно пополнять коллекцию, использовать материал в 10 продуктивном плане (сделать коллаж, панно, составить из наглядного материала разные классификации).

Познавательныеколлекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы. («Камни», «Удивительный мир ракушек»).

Социальныеколлекции – форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определённым сверстникам, желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание, уважение и дружбу. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.

Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы: «Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года. Особую ценность имеют коллекции декоративно- прикладного искусства.

Длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т.д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, это очень привлекает детей. Особый интерес представляют коллекции лингвистической направленности: «Вежливые слова», «Осенние слова» (зимние, весенние, летние), «Сладкие слова», «Фразеологические обороты». Педагог слова осени фиксирует на желтых кленовых листьях; слова зимы – на снежинках, снеговиках; на зеленых березовых листьях – весенние слова; на цветочках и бабочках – летние слова. «Вежливые слова» и «Фразеологические обороты» иллюстрируются сюжетными картинками. Благодаря коллекционированию, дети знакомятся с индивидуальными коллекциями взрослых (педагогов и родителей). Ребенок имеет возможность познакомиться с культурой собирания, правильном хранении экспонатов, научиться бережному отношению к ним


Актуальность В старшем возрасте формировать познавательную активность эффективно и увлекательно через коллекционирование. Почему? Во- первых, это из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В современное время интерес к коллекционированию ослаб, взрослые не поощряют детей, не интересуются, что ребенку интересно и что хотелось бы им собирать. Современные дети коллекционируют наклейки, фишки, продаются они набором, в основном они Китайского производства и герои мультфильмов тоже зарубежные, потерялся интерес к Российским предметам, вообще к самому коллекционированию. Коллекционирование – это всегда поиск, а не покупка готового набора.




Задачи: Расширять кругозор, развивать познавательную активность; Развивать внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать; Приучать ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом; Развивать творческий потенциал, любознательность.










Планируемый результат Повышение продуктивности интеллектуальной деятельности дошкольников. Формирование креативности, самостоятельности дошкольников, интегративных качеств личности. Формирование способности анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи. Воспитание культуры познания.




Перспективный план кружковой работы по коллекционированию значков о спорте. Подготовительная группа. Задачи: - показать детям значимость движения для здоровья, пользе подвижных игр и занятий спортом; - знакомить дошкольников с первоначальными сведениями об истории олимпийского движения древности и современности как достижения общечеловеческой культуры; - расширять у детей представление и знание о разных видах спорта; - развивать физические качества и формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников; развивать умение самостоятельно организовывать разные по степени подвижности игры и выполнять упражнения; содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своими сверстниками, взаимопонимания и сопереживания;


Перспективный план кружковой работы по коллекционированию значков о спорте. Подготовительная группа. Октябрь Тема: «В здоровом теле - здоровый дух» Беседа: «Наше здоровье в наших руках». Заучивание пословиц о здоровье Подвижная игра: «Проведи мяч точно по дорожке». Беседа о вредных привычках. Ситуация: «Что будет, если…». Эстафета «Передал, садись». Ноябрь Тема: «Двигайся больше, проживешь дольше» Беседа: «Кто спортом занимается». Рисование: «Дети делают зарядку». Беседа о футболе. Малоподвижная игра: «Футбол» (если ведущий поднимает красный флажок, дети кричат гол, синий – мимо, 2 флажка- штанга). Игра: «Забрось мяч в обруч».


Перспективный план кружковой работы по коллекционированию значков о спорте. Подготовительная группа. декабрь Тема: «Зимние виды спорта» Беседа о зимнем виде спорта хоккее. Подвижная игра: «Загони льдинку». Игра: «Стоп – замри, фигуру покажи». Беседа о лыжном виде спорта. Загадки об инвентаре для зимних видов спорта. Январь Беседа о фигурном катании. Беседа: «Зимние виды спорта». Рассматривание значков, иллюстраций по теме. Пантомима на тему: «Мой любимый зимний вид спорта». Подвижная игра: «Ударь мяч и догони» (дети ударяют мяч ногой, догоняют его и возвращаются на место). Загадки про зимние виды спорта.


Перспективный план кружковой работы по коллекционированию значков о спорте. Подготовительная группа. Февраль Тема: «Все спортом занимаются» Рассказ воспитателя о безопасном поведении зимой. Чтение О.Высотская: «На санках. К.Утробина: «Все спортом занимаются». Беседа об истории Олимпиады. Рассматривание значков, иллюстраций по теме. Дидактическая игра: «Назови спорт по показу». Презентация: «Зимние виды спорта». Март Тема: «Движение + движение = жизнь Беседа: «Художественная гимнастика». Дидактическая игра: «Собери рюкзак для гимнастки». Рисование: «Мы видели выступление гимнасток». Подвижная игра: «Ловишки с ленточкой». Про баскетбол Подвижная игра: «Прокати мяч между кеглями» Рисование на тему баскетбол.


Перспективный план кружковой работы по коллекционированию значков о спорте. Подготовительная группа. Апрель Тема: «Летние виды спорта» Велоспорт. Рассматривание иллюстраций, значков по теме. Правила безопасности езды на велосипеде. Рисование на тему: «У меня есть велосипед». Чтение стихотворения: «Велосипедист». Дидактическая игра: «Найди, что нужно велосипедисту». Бадминтон. Изучение правил игры. Игра: «Найди картинку про бадминтон». Рисование на тему: «Бадминтон». Подвижная игра: «Попади воланом в корзинку». Май. Тема: «Чтобы крепким и здоровым быть, надо спорт всем полюбить» Дидактическая игра: «Угадай вид спорта». Презентация: «Летние виды спорта» Выставка детских работ: «Мы со спортом дружим».


Планируемые результаты по кружковой работе: «Его величество - спорт» Соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; Выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры; Сформирована потребность в двигательной активности; Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни; Имеет сформированные представления о значении двигательной активности в жизни человека.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 17 «РУЧЕЕК» ДОКЛАД-ПРЕЗЕНТАЦИЯ Тема: Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников. Воспитатели: Соснина Е.К Мещерякова Л.Г Междуреченск 2015

2 Содержание: Введение.3 1. Значение коллекционирования Особенность коллекционирования.6 3. Ожидаемые результаты 7 4. Виды коллекций Требования к работе с коллекциями Этапы работы с коллекцией Использование коллекции в работе с детьми Технология работы Формы работы с родителями Приложение 21 2

3 Введение Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности. Главным результатом современного обучения является то, что ребенок усвоил, насколько это способствовало его развитию, формированию интегративных качеств личности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением. В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребенком. Важным для личности образованием выступает познавательный интерес, который, по мнению Щукиной Г.И., представляет собой: избирательную направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов на объекты и явления окружающего мира; стремление, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, которая приносит удовлетворение; мощный побудитель активности личности, под влиянием которой все психические процессы протекают особенно напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной; особое избирательное отношение к окружающему миру, его объектам и явлениям, активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру. 3

4 Для формирования познавательной активности дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование. Что же такое коллекционирование? Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т.п. интерес». Корни коллекционирования уходят в далекое прошлое. Коллекционирование одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Если вспомнить свое детство, то мы собирали марки, открытки, календари с актерами кино, фантики от конфет, значки и т.д. Современные дети тоже собирают коллекции. В детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер- сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на наш взгляд, хламом: листиками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками, фантиками. Для ребенка это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательскую деятельность, то формируется ценнейшие черты личности любознательность, пытливость, наблюдательность. Если мама, папа и окружающие его взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное увлечение коллекционирование. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. 4

5 1. Значение коллекционирования Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников. Задача взрослых - не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима. Во-первых: Познавательно-исследовательская деятельность - это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях заложена природой тяга к собирательству, а еще точнее, к поиску. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся представления. Во-вторых: В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству. В-третьих: Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Актуальна это, когда в группе есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные и застенчивые. В четвертых: Коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее. 5

6 2. Особенность коллекционирования Особенность коллекционирования заключается: в соответствии основным требованиям ФГОС; в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей; в направленности на новые образовательные результаты: - инициативность, любознательность и самостоятельность детей; - способность к принятию и реализации собственных решений; Направленность работы: развивающая Цель: развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста путем создания коллекций. выводы; Задачи: материала; формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать формировать умение классифицировать, группировать, обобщать; способствовать проявлению избирательных интересов; развивать познавательный интерес и потребности, любознательность; расширять кругозор воспитанников; прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора формировать бережное отношение к хранению коллекций; обогащать и активизировать словарь детей; активизировать участие родителей в образовательном процессе; С помощью коллекционирования возможно наполнить жизнь детей радостью и положительными эмоциями. 6

7 3. Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты: Сформированность представлений детей об объектах окружающего мира по теме коллекций; Проявление у детей активности, инициативности, творческих способностей в различных видах детской деятельности; Проявление активности родителей в образовательном процессе (по созданию и презентации коллекций детей); Повышение уровня удовлетворенности родителей организацией образовательного процесса. Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка. В дошкольном возрасте коллекционирование проходит свой путь развития. В младшем возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. И если сравнивать «сокровищницы» малышей 3 лет, то можно обнаружить у мальчиков: машинки, пружинки, колесики, детальки, а у девочек это куколки, заколки, резинки, пузыречки. Ярких проявлений индивидуальности нет, но при этом хорошо просматривается половая принадлежность. В среднем дошкольном возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы. И связано это с проявлением первых познавательных предпочтений детей, (фигурки из киндер сюрпризов, камушки, ракушки, листики, фантики от конфет, модельные машинки, магниты на холодильник, игрушки, наклейки). В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования. Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции». Любая коллекция это собрание необычного, удивительного, нового для ребёнка. 7

8 Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением дошкольника. В этом возрасте преобладают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому детские коллекции характеризуются визуальностью и манипулятивностью. Визуальность коллекции проявляется в обязательной наглядности. Собираемый материал представляется реальными, осязаемыми объектами. Это могут быть картинки, рисунки, фотографии, открытки, вырезки из журналов, предметы (игрушки), книги и журналы. Особое место занимают экспонаты коллекций, сделанные своими руками (самостоятельно или в совместной деятельности со взрослыми) детские рисунки, коллажи, книжки, поделки из разного материала и выполненные в различной технике. Манипулятивность проявляется в желании ребенка действовать с собранным материалом. Дети с большим удовольствием проявляют желание что- то делать с материалом коллекции. Создав макеты улиц, собранные машинки ездят по дорогам. Играя фигурками из киндер сюрпризов, дети сами создают сюжет. Проявляя познавательный интерес к камням, ракушкам, ребята их обследуют. Наша задача помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту птичье перышко, улетающий осенний листок. Главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. 8

9 4. Виды коллекций Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнообразными. Выделяют следующие группы коллекций: Коллективные (групповые) это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно- тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам. Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений. Индивидуальные это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что- то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам. Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций: эмоциональные, познавательные, социальные. Эмоциональные коллекции наиболее распространённые в жизни дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции. Главное эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания. Во время действия коллекции рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему. Разумно пополнять коллекцию, использовать материал в 9

10 продуктивном плане (сделать коллаж, панно, составить из наглядного материала разные классификации). Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы. («Камни», «Удивительный мир ракушек»). Социальные коллекции форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определённым сверстникам, желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание, уважение и дружбу. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно. Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы: «Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен декоративно - прикладного искусства. года. Особую ценность имеют коллекции Длительные это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т.д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, это очень привлекает детей. Особый интерес представляют коллекции лингвистической направленности: «Вежливые слова», «Осенние слова» (зимние, весенние, летние), «Сладкие слова», «Фразеологические обороты». Педагог слова осени фиксирует на желтых кленовых листьях; слова зимы на снежинках, снеговиках; на зеленых березовых листьях весенние слова; на цветочках и бабочках летние слова. «Вежливые слова» и «Фразеологические обороты» иллюстрируются сюжетными картинками. Благодаря коллекционированию, дети знакомятся с индивидуальными коллекциями взрослых (педагогов и родителей). Ребенок имеет возможность познакомиться с культурой собирания, правильном хранении экспонатов, научиться бережному отношению к ним. 10

11 Рекомендации к сбору коллекций: 5. Требования к работе с коллекциями собирать коллекции целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов; образцы коллекции при необходимости помыть, почистить, перебрать; разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках, стаканчиках и т.д., каждый образец пронумеровать, приложить список; Рекомендации к тематическому содержанию коллекций: выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребенка. И если ребёнок жить не может без машинок или любит мастерить бумажные модели, попробуйте сделать его увлечение основой для коллекционирования. Иногда бывает, что началом коллекции могут положить уже имеющиеся в доме или группе предметы; доступность объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания; разнообразие чем богаче коллекция, тем выше ее развивающий компонент; учет гендерных особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков); учет возрастных особенностей детей - в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т.д. педагогическую ценность представляют эпизодические коллекции выставки предметов обихода (посуды, обуви, украшений и т.д.) и выставки безопасность все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и не травмоопасны в работе с ними; учет природоохранного аспекта - данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам (растения), либо к объектам при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т.д.).

12 Рекомендации к размещению коллекций: В группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции; целесообразнее если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям; коллекция должна иметь эстетичный, привлекательный вид; все объекты должны быть систематизированы по категориям; 12

13 6. Этапы работы с коллекцией Организация педагогической работы с коллекцией проводится в три этапа: 1 этап подготовительный: накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей; индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей; 2 этап основной: побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования; чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий; включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми; работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции. 3 этап заключительный: организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей; презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом; 13

14 7. Использование коллекции в работе с детьми Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции могут использоваться в различных видах детской деятельности: Познавательная: развитие познавательных процессов (сравнение, классификация, систематизация); развитие математических представлений временные представления, счетные операции; ознакомление с окружающим миром расширение и систематизация представлений детей по темам коллекций; Игровая игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры; Продуктивная реализация различных детских проектов (индивидуальных, групповых), опытно-экспериментальная деятельность, оформление выставок коллекций; Коммуникативная тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, сказок, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией; труд; Трудовая при оформлении коллекции и размещении объектов, ручной Чтение художественной литературы по теме коллекций, включая энциклопедическую, познавательную и детскую художественную литературу; Художественная - изготовление различных продуктов детского творчества (рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т.д.) Возможные формы работы с детьми: Групповая (фронтальная); Подгрупповая (небольшими группами по интересам); Индивидуальная; 14

15 Образовательная деятельность с детьми в рамках коллекционирования может осуществляться: в режимные моменты (утренние часы приема, во время минут ожидания, в вечернее время) в ходе непосредственно образовательной деятельности (образовательные ситуации, проекты) в ходе самостоятельной деятельности детей (при условии создания соответствующей развивающей среды) 15

16 8. Технология работы В работе по организации коллекционирования опирались на следующие технологии: - технологию игрового обучения, так как эта технология определяется естественной потребностью дошкольника; - технологию проблемного обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению; - технологию личностно-ориентированного свободного воспитания; -технологию развивающего обучения. Задача педагога - составить перспективный план, согласно которому один раз в месяц предполагается создание коллекций по теме в соответствии с планированием образовательной деятельности.например,коллекция:«собака наш друг», благодаря которой дети больше узнают о собаках, породах, о ее роли в жизни человека, привычках собак разных пород, об условиях содержания и назначения собак. Дети вместе с родителями готовят книги о своих питомцах, приносят фотографии, игрушки собак. Во время непосредственной образовательной деятельности дети рисуют и лепят животных, придумывают рассказы о них, говорят об условиях содержания и т.д. В организации этих видов деятельности помогают созданные коллекции. Формировать первичные представления о России как многонациональной, но единой стране одна из важнейших задач патриотического воспитания дошкольников. Воспитывать уважение к людям разных национальностей поможет коллекция «Куклы в национальных костюмах народов России». На основе данной коллекции с детьми возможно проведение дидактической игры «Опиши», экспериментальная деятельность по обследованию качества тканей, используемой при создании костюма. Можно с детьми послушать и выучить стихи и песни разных народов, рассказать о традициях, обычаях людей, придумать творческие рассказы и т. д. Дошкольники любят смотреть мультики или слушать детские песенки из мультфильмов. Поэтому во время недели анимации возможно создание коллекции «Любимые мультфильмы». Собранная совместно с родителями видиотека, поможет 16

17 организовать с детьми вечерние просмотры тематических мультфильмов и обсуждение сюжетов, придумывание другого окончания мультфильма; проговаривание технологии создания рисованных мультфильмов; совместное с родителями составление заготовок для своего мультфильма по придуманному детьми сюжету. После проведения летних отпусков, дети с огромным интересом обследуют принесенные в группу ракушки, сравнивая их по размеру и рисунку; считают количество, делят и классифицируют их по определенным признакам, составляют композиции, наслаждаясь красотой. Итогом всей этой работы является коллекция «Эти удивительные ракушки». С помощью коллекции поздравительных открыток, дети познакомятся с праздниками, отмечающимися в нашей стране; историей создания открыток, их назначении и различных способах изготовления. Во время непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству дошкольники создадут свои открытки, подарки родителям к Новому году. При создании коллекции магнитов «Города России», дети познакомятся с географией, отмечая на карте города нашей страны; составят творческие рассказы о том, где они успели попутешествовать с родителями; отметят климатические особенно разных регионов; организуют сюжетную игру «Путешествие» и т.д. Задачи формирования представлений детей о сезонных изменениях в природе, решает коллекция «Золотая осень». Дети коллекционируют фотографии осенних пейзажей, даров осени, при этом сопровождая все это составление книжек-малышек, семейных фотоальбомов. Огромный интерес вызовет коллекция «Камни». Играя с камушками, дошкольники имеют возможность пополнить знания о разнообразии и особенностях камней, закрепить количественный и порядковый счет. Коллекции дополнят художественная и научная литература, детские энциклопедии, альбомы и журналы, в которых находится познавательная информация об экспонатах коллекций. Собирая какие-либо материалы, классифицируя их, дети приобретут новые знания. Коллекционирование стимулирует познавательную активность, может сделать жизнь ребенка в детском 17

18 саду более осмысленной и интересной, а образовательный процесс более эффективным. Во время создания коллекций используются различные виды деятельности: совместная деятельность с родителями, педагогами и детьми, самостоятельная деятельность детей, обязательна интегрированная деятельность. Формы взаимодействия с воспитанниками: игровые упражнения, наблюдения, экскурсии, экспериментирование, досуги, познавательная игротека, проектная деятельность, простейшие опыты, беседы, игры с природным материалом, дидактические, развивающие игры и т. д. Содержание коллекционирования: - Самостоятельные открытия - Интерес ко всему предметному миру - Формирование восприятия и представлений о внешних свойствах предметов - Развитие специфических сенсорных способностей 18

19 9. Формы работы с родителями Взаимодействие с родителями при проведении работы по коллекционированию имеет огромное значение. Для этого используют разнообразные формы сотрудничества: -Анкетирование родителей. Цель: изучение отношения родителей к этому виду познавательной деятельности. - Консультации для родителей, направленные на формирование положительного отношения родителей к коллекционированию. - Встречи с интересными людьми (коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада). Цель: вызвать у детей интерес к коллекционированию. - Посещение тематических выставок в краеведческом музеи города. Цель: расширение знаний детей об окружающем мире. - Организация мини лаборатории в группе. Цель: знакомство детей со свойствами некоторых предметов, материалов и обсуждение возможности их дальнейшего применения. - Чтение художественно - познавательной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов, презентаций. Цель: знакомство детей с разнообразными способами получения информации. - Индивидуальные беседы с детьми по интересам. Цель: поддержка и развитие детских интересов. -Организация выставок коллекций детей в детском саду. Цель: развитие творческих и коммуникативных навыков детей в оформлении своих коллекций. - Мастер классы. Цель: создание экспонатов коллекций. - Альбомы, летописи, информационные листы. Достоинством работы по коллекционированию можно считать ее интегрированность. Эффективность использования формы работы «Коллекционирование» определяется не количеством собранных коллекций, а качеством работы, в содержании представленных коллекций, познавательного интереса детей к ним. И важно использование в свободной самостоятельной деятельности. 19

20 Проводимая работа с детьми по коллекционированию должна способствовать развитию таких важных качеств как творческий потенциал, любознательность и познавательная активность. Поэтому именно коллекционирование может быть важным объектом совместной деятельности, общим с детьми увлечением. 20


Коллекционирование в детском саду Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности. Главным результатом

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа 1874» дошкольное отделение «Радость» Консультация для воспитателей на тему: «Коллекционирование как метод развития и воспитания

«Коллекционирование как способ развития познавательной активности дошкольников». Яценко В.В., Подзорова Е.В., Воспитатели, МБДОУ «Звездочка». 1. Актуальность В настоящее время педагогические коллективы

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад 1 «Радость» г. Волжский Волгоградской области» «Детское коллекционирование в ДОУ» Подготовила: Коноплева Анастасия Васильевна воспитатель

Коллекционирование как форма развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста Елисеева А. П., воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ Ильина Федорова Вера Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад 42 «Аленка» г. Воркуты Дошкольное детство не только уникальный

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ Олчинова Лариса Рафкатовна, воспитатель Кудинова Клавдия Фёдоровна воспитатель МБДОУ «Д/С 52» г. Белгород, Белгородская область ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ

Развитие познавательноисследовательской деятельности при составлении коллекций из семян, камней, листьев с детьми младшего дошкольного возраста Подготовила воспитатель младшей группы «Солнечные зайчики»

Детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приѐмы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели.

Организация работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проекта «кормушка для птиц» Зотикова Светлана Николаевна, воспитатель МБДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» г. Долинск Сахалинской области Проектная деятельность в младшей группе «Крепыши» по Теме: «Деревья Сахалина» Выполнил

I муниципальный Форум педагогических идей «Эффективные практики повышения качества образования» Опыт работы «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДЕТСКОЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ»

«Мы- коллекционеры» «Куклы в национальных костюмах» Проект: долгосрочный, групповой, исследовательско- творческий. Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы. Актуальность: проблема

Актуальность: Проект подготовительной группы «Все профессии важны, все профессии нужны» «Игра это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности,

«Мини музей,история русской матрешки,» ВИД ПРОЕКТА: игровой, практико-ориентированный. ТИП ПРОЕКТА: групповой. ПОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: средней продолжительности. СРОК РЕАЛИЗЦИИ: один месяц. УЧАСТНИКИ: дети

Педсовет 3 16.02.2017г. «Развитие познавательно исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Цель: Совершенствовать уровень педагогического мастерства по

Доклад «Лэпбук как современное средство обучения экологической грамотности детей дошкольного возраста» В настоящее время растёт поколение детей часто безразличное к речевой деятельности, демонстрирующее

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад 41 «Рябинушка» 2017 г. «СОЗДАЁМ ДОМАШНИЙ МУЗЕЙ СЕМЬИ» Консультация для родителей Разработчик: С.А. Попкова, воспитатель высшей квалификационной

ФОРМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ, СПЕЦИФИКИ ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ. Направления развития и образования

МДОУ «Приозерский детский сад» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида 9" Проектная деятельность на тему: «Мамочка любимая, самая красивая!» Воспитатель:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 2 п. Сусанино Педагогический проект «Осенний листок» Подготовила воспитатель Мельникова Ольга Геннадьевна Данный проект является информационным

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение - детский сад 6 г. Татарска Автор: Адамсонова Наталья Николаевна воспитатель I Квалификационной категории Каждый человек, живущий на планете

Проект «Разноцветная осень». Воспитатель: Семкив Е.В. Направление проектной деятельности: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» комбинированного вида Аналитическая справка За второе полугодие 2016-2017 учебного года Группа: вторая младшая Воспитатель:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» г. Долинск Проектная деятельность в средней группе «Фантазёры» по Теме: «Такие разные пуговицы» Выполнил: воспитатель

Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников c ОНР старшего возраста. Авторы проекта: Грацкая Алла Анатольевна, Грацкая Анна Валерьевна, Плытникова Ольга Анатольевна.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД 3 Мини-музей «Новогодние игрушки» Выполнила: Воспитатель 1 квалификационной категории Машкова Елена Алексеевна с.

Комитет по образованию администрации города Мурманска Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Мурманска 85 УТВЕРЖДАЮ Заведующая МБДОУ 85 Т.И. Новицкая Приказ 145от 17.05.2018

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 1 «Светлячок» пгт. Ноглики Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию «Жалобная книга» подготовительная

Проект Малая Родина Тема: Творческо исследовательский проект по развитию нравственно патриотического воспитания «Моя малая родина - мой поселок» для детей старшей группы с ОНР. Актуальность проекта: «Любовь

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении. воспитатель МБДОУ «Детский сад 13» Князева Г.И. Малыш природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с 47 МО г.новороссийска Познавательно-творческий проект «Золотая осень» в подготовительной к школе группе 4 «Радуга» Воспитатели: КолыханЕкатерина

Долгосрочный проект «Народные промыслы» (для детей старшей группы) Составил: воспитатель по изобразительной деятельности Гаврилюк Н. И. В рамках этого проекта дошкольники познакомились с городецкой, гжельской

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 13» Мини-музей «Эра динозавров» Сведения об авторе Воспитатель: Липунова Марина Викторовна Взаимодействие Детский сад Семья Музей

Гаврилова Лариса Михайловна воспитатель Чепурная Валентина Ивановна воспитатель Дошкольное отделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа 2077» структурного

Подготовила: воспитатель МБОУ «ЦО - гимназия 30» Коновалова Т.В. ВИД ПРОЕКТА: информационно творческий, коллективный УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшей группы, педагоги, родители ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: краткосрочный.

Муниципальное дошкольное бюджетное учреждение «Детский сад 46 компенсирующего вида» 660077 г. Красноярск, ул. Взлетная, 22 т.220-07-57, 228-09-15 Коллекционирование как метод познавательно-исследовательской

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ) Проект формирования представлений о домашних птицах у детей младшего

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 19» «Познавательное развитие» в свете ФГОС ДО Документы, лежащие в основе разработки стандарта: Конституция

Модель организации образовательной деятельности 2младшей группы на 2018-2019 учебный год. Месяц Воспитанники Педагоги Родители Сентябрь «До свидания, лето». ПДД. «Я в детском саду! Играем, растем.» ПДД

Паспорт проекта: Вид проекта: Информационно-творческий. Участники проекта: воспитатели группы, педагог по физической культуре, педагог по рисованию, дети и родители. Продолжительность проекта: краткосрочный,

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида 1 г. Шебекино» Творческо исследовательский проект «Моя малая родина» Воспитатели групп 4-10. 2017 Актуальность проекта: «Любовь к родному краю, родной культуре,

Проект "Новый год стучится в двери" Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

Проект "Новый год стучится в двери" Краткосрочный проект" Скоро, скоро Новый год" Вид проекта: познавательно-игровой проект. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители

Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников - страница №1/1

Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников

Н.Ю. Немцева

В каком бы возрасте не находился ребенок от его «зачем» и «почему» взрослым нет покоя. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.

Мы взрослые должны постоянно удовлетворять потребность ребенка в новых впечатлениях, развивать в детях активность к познанию нового.

Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование.

Что же такое коллекционирование?

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

В настоящее время, ввиду социальных и экономических перемен взрослые мало интересуются, что же собирают дети. Или же не задумываются, не до конца осознают, на что направлено коллекционирование определенных предметов.

Так вот, на первом месте среди детей младшего возраста стоит собирательство наклеек, фишек и вкладышей от жвачек. Изображаются на них в основном кадры из мультфильмов, звезды кино, спорта, машины. И, разумеется, ничего российского там нет, и продаются они в киосках целыми наборами.

Настоящее коллекционирование всегда подразумевает поиск чего-либо. Здесь же ни о каком поиске речи нет. И уже сейчас подрастает поколение, которое западных звезд, героев мультфильмов знает гораздо лучше, чем своих, российских. Эти наклейки учат, воспитывают и незаметно прививают патриотизм к стране. Таким образом, получается, что мы воспитываем патриотов чужих стран?

Вкладыши – это отнюдь не новый вид коллекционирования. Подобные вкладыши собирали еще наши бабушки и прабабушки, но тогда это были вкладыши русские, в основном из кондитерских товаров. На них были животные, виды городов, русских храмов, картины из истории России. И они воспитывали, прививали знания и любовь к отечеству.

Анализ современных программ показал, что в условиях внедрения новых федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе, коллекционирование как вид детской деятельности, направленный на развитие познавательной активности дошкольников, становится все более актуальным. В программе «Детство», по которой работает наш детский сад, обращается внимание педагогов на обязательное наличие материалов, активизирующих познавательную деятельность, в том числе “большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций”.

С.Н. Николаева в парциальной программе «Юный эколог» отмечает, что «дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам с различными камнями и участвуют в их коллекционировании». Педагогам предлагается создать экологический музей, в котором «могут быть представлены гербарии растительного мира, коллекции камней, ракушек, шишек с разных деревьев. Возможно дополнить экспонаты краткой аннотацией: что за экспонаты, кто и где их собрал».

Коллекционированием мы начали заниматься с детьми в условиях обновления содержания воспитательно-образовательной деятельности при реализации ФГТ. В рамках проведения тематической недели мы вместе обсуждали, какие коллекции будем создавать вместе, с какими семейными коллекциями познакомимся.

Почему именно коллекционирование стало темой нашего изучения, исследования, объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением?

Во-первых, это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь.

Во-вторых, в детстве, наверное, каждый из нас увлекался коллекционированием. Как и многие дети, мы собирали марки, открытки, календари с самыми различными сюжетами, фантики от шоколадок. У меня есть дети и от моих «коллекций» мало что осталось. Но, однажды, забирая дочку из детского сада остановилась с ней возле детей своей группы. А Прасковья взяла с собой остатки моей коллекции оберток от шоколадок и дети попросили показать, что там у нее. Они рассматривали старые обертки и очень удивились, когда я сказала, что собирала их я. На другой день я была засыпана вопросами: что, где, когда я собирала, куда это все делось. Затем дети начали приносить свои коллекции.

Дети сами и по нашей просьбе стали приносить в группу фишки и игрушки, которые они собирают, но неохотно давали их рассмотреть или поиграть своим товарищам. Старались все принесенные вещи поскорее забрать домой.

Новый всплеск нашего увлечения коллекционированием совпал по времени с реализацией ФГТ в современной образовательной деятельности детского сад. С детьми мы начали собирать гербарии. Но однажды получилась так, что на экскурсии за территорией детского сада один из детей подобрал камешек. Во время прогулки все мы с удовольствием рассматривали его необычную окраску. Обыкновенная галька вызвала необыкновенный интерес. Затем одна из девочек робко сказала, что у нее дома есть то же красивый камешек, который они с родителями привезли с морского побережья. И понеслось, а в случае с нашими камнями можно сказать посыпалось. Собиранием камней увлеклись дети нашей группы, их родители, да и мы, педагоги не отставали от детей по части собирания и рассматривания камней.

Тогда мы с детьми договорились собрать в группе общую коллекцию из камней и ракушек. Собирая эту коллекцию, мы закрепили с детьми названия животных, которые имеют раковины-дома, уточнили места их обитания, использовали экспонаты коллекции непосредственно в образовательной деятельности для развития внимания, закрепления количественного и порядкового счета (детям предлагались игры «Кого не стало», «Четвертый лишний», «Кто на каком месте стоит» и др.).

Во время прогулок, в игровой деятельности, представили с детьми, что мы пираты, которые ищут клад. Проводя «раскопки» вместе с детьми обнаружили несколько белых гладких камешков. Откуда они могли взяться? И почему они такие гладкие? Вечером прочитали с детьми сказку «Хозяйка медной горы», после этого стали называть нашу коллекцию «Сокровища из Малахитовой шкатулки». Наша коллекция пополнялась после прогулок и после выходных, после отдыха детей на море.

В сад теперь дети шли в сопровождении пап, по большей части, и несли новые экспонаты для нашей коллекции.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Интересно было ощупывать камешки, стучать ими друг о друга или о различные предметы, раскладывать камни по цвету, размеру, весу. Я предложила нам с детьми провести интересные игры и опыты с камнями, чтобы лучше узнать их свойства.

Но коллекционирование – это не стихийная деятельность, им надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима.

Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь следующих образовательных областей «Познание», «Труд», «Художественное творчество».

Проводимая с детьми работа по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

Наш пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.

В каком бы возрасте не находился ребенок от его «зачем» и «почему» взрослым нет покоя. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.

Мы взрослые должны постоянно удовлетворять потребность ребенка в новых впечатлениях, развивать в детях активность к познанию нового.

Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование.

Что же такое коллекционирование?

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

В настоящее время, ввиду социальных и экономических перемен взрослые мало интересуются, что же собирают дети. Или же не задумываются, не до конца осознают, на что направлено коллекционирование определенных предметов.

Так вот, на первом месте среди детей младшего возраста стоит собирательство наклеек, фишек и вкладышей от жвачек. Изображаются на них в основном кадры из мультфильмов, звезды кино, спорта, машины. И, разумеется, ничего российского там нет, и продаются они в киосках целыми наборами.

Настоящее коллекционирование всегда подразумевает поиск чего-либо. Здесь же ни о каком поиске речи нет. И уже сейчас подрастает поколение, которое западных звезд, героев мультфильмов знает гораздо лучше, чем своих, российских. Эти наклейки учат, воспитывают и незаметно прививают патриотизм к стране. Таким образом, получается, что мы воспитываем патриотов чужих стран?

Вкладыши – это отнюдь не новый вид коллекционирования. Подобные вкладыши собирали еще наши бабушки и прабабушки, но тогда это были вкладыши русские, в основном из кондитерских товаров. На них были животные, виды городов, русских храмов, картины из истории России. И они воспитывали, прививали знания и любовь к отечеству.

Анализ современных программ показал, что в условиях внедрения новых федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе, коллекционирование как вид детской деятельности, направленный на развитие познавательной активности дошкольников, становится все более актуальным. В программе «Детство», по которой работает наш детский сад, обращается внимание педагогов на обязательное наличие материалов, активизирующих познавательную деятельность, в том числе “большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций”.

С.Н. Николаева в парциальной программе «Юный эколог» отмечает, что «дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам с различными камнями и участвуют в их коллекционировании». Педагогам предлагается создать экологический музей, в котором «могут быть представлены гербарии растительного мира, коллекции камней, ракушек, шишек с разных деревьев. Возможно дополнить экспонаты краткой аннотацией: что за экспонаты, кто и где их собрал».

Коллекционированием мы начали заниматься с детьми в условиях обновления содержания воспитательно-образовательной деятельности при реализации ФГТ. В рамках проведения тематической недели мы вместе обсуждали, какие коллекции будем создавать вместе, с какими семейными коллекциями познакомимся.

Почему именно коллекционирование стало темой нашего изучения, исследования, объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением?

Во-первых, это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь.

Во-вторых, в детстве, наверное, каждый из нас увлекался коллекционированием. Как и многие дети, мы собирали марки, открытки, календари с самыми различными сюжетами, фантики от шоколадок. У меня есть дети и от моих «коллекций» мало что осталось. Но, однажды, забирая дочку из детского сада остановилась с ней возле детей своей группы. А Прасковья взяла с собой остатки моей коллекции оберток от шоколадок и дети попросили показать, что там у нее. Они рассматривали старые обертки и очень удивились, когда я сказала, что собирала их я. На другой день я была засыпана вопросами: что, где, когда я собирала, куда это все делось. Затем дети начали приносить свои коллекции.

Дети сами и по нашей просьбе стали приносить в группу фишки и игрушки, которые они собирают, но неохотно давали их рассмотреть или поиграть своим товарищам. Старались все принесенные вещи поскорее забрать домой.

Новый всплеск нашего увлечения коллекционированием совпал по времени с реализацией ФГТ в современной образовательной деятельности детского сад. С детьми мы начали собирать гербарии. Но однажды получилась так, что на экскурсии за территорией детского сада один из детей подобрал камешек. Во время прогулки все мы с удовольствием рассматривали его необычную окраску. Обыкновенная галька вызвала необыкновенный интерес. Затем одна из девочек робко сказала, что у нее дома есть то же красивый камешек, который они с родителями привезли с морского побережья. И понеслось, а в случае с нашими камнями можно сказать посыпалось. Собиранием камней увлеклись дети нашей группы, их родители, да и мы, педагоги не отставали от детей по части собирания и рассматривания камней.

Тогда мы с детьми договорились собрать в группе общую коллекцию из камней и ракушек. Собирая эту коллекцию, мы закрепили с детьми названия животных, которые имеют раковины-дома, уточнили места их обитания, использовали экспонаты коллекции непосредственно в образовательной деятельности для развития внимания, закрепления количественного и порядкового счета (детям предлагались игры «Кого не стало», «Четвертый лишний», «Кто на каком месте стоит» и др.).

Во время прогулок, в игровой деятельности, представили с детьми, что мы пираты, которые ищут клад. Проводя «раскопки» вместе с детьми обнаружили несколько белых гладких камешков. Откуда они могли взяться? И почему они такие гладкие? Вечером прочитали с детьми сказку «Хозяйка медной горы», после этого стали называть нашу коллекцию «Сокровища из Малахитовой шкатулки». Наша коллекция пополнялась после прогулок и после выходных, после отдыха детей на море.

В сад теперь дети шли в сопровождении пап, по большей части, и несли новые экспонаты для нашей коллекции.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Интересно было ощупывать камешки, стучать ими друг о друга или о различные предметы, раскладывать камни по цвету, размеру, весу. Я предложила нам с детьми провести интересные игры и опыты с камнями, чтобы лучше узнать их свойства.

Но коллекционирование – это не стихийная деятельность, им надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима.

Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь следующих образовательных областей «Познание», «Труд», «Художественное творчество».

Проводимая с детьми работа по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

Наш пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.

Поделиться: