План-конспект на тему: Внеклассное занятие. Пасха

Конспект занятия на Пасху для детей старшей-подготовительной группы детского сада

Конспект занятия для детей 5 - 7 лет. Великий праздник - Светлая Пасха.


Николаева Ольга Ивановна, воспитатель
Место работы: МАДОУ ЦРР д/с №121 г. Калининград
Описание материала: Представляю Вашему вниманию конспект занятия "Великий праздник - Светлая Пасха", данный материал способствует проявлению интереса детей к русским традициям, к народному обрядовому празднику Светлая Пасха, воспитывает уважительное отношение к традициям русского народа. Материал будет полезен педагогам старшей и подготовительной группы детского сада, педагогам начальных классов, педагогам дополнительного образования.
Цель: Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике - Светлая Пасха
Задачи: Познакомить детей с праздником - Пасхой, ее традициями, обычаями,познакомить со значением новых слов, развивать творческие способности, воспитывать уважение к традициям русского народа.
Материал: иллюстрации, пасха, кулич, расписные яйца, силуэтные яйца (из бумаги), горка, ложки, коллекция пасхальных яиц.
Подготовительная работа: беседы о народных праздниках с детьми, рассматривание иллюстраций, выставка сувенирных яиц, рисование пасхальных яиц, лепка яиц из соленого теста и роспись их после просушки.

Ход занятия:

Входит в группу воспитатель, переодетый в русский народный костюм.
Воспитатель: Здравствуйте, гости мои дорогие! Красному гостю - красное место! Сегодня мы будем с вами говорить как великий русский народ поддерживает традиции, обычаи своих предков. С самых давних времен русский народ славится своим трудолюбием, но и традиции не забывает поддерживать.
- Ребятки, а какие вы знаете праздники? (ответы детей)
- Сегодня поговорим мы с вами о великом весеннем празднике - Светлой Пасхе.
Пожалуйста, вспомните праздник Рождества Христова. Чему он посвящен и когда его отмечают?
Дети: ответы
Воспитатель: Родился сын Господа Бога - Иисус Христос. Далее предание гласит, что Господь Бог послал Иисуса Христа на Землю - научить по совести жить людей: помогать, делиться всем, что есть с нуждающимися, быть трудолюбивыми, добрыми. Люди соглашались с ним, прислушивались к нему, но были и такие, кому не по нраву пришлось учение Христа. Жестокие, злые люди убить решили Иисуса Христа. Долго они его мучили, требуя, чтобы он от своего учения отказался, сказал, что он все придумал, что не является сыном Божьим. Но Иисус от своего учения не отрекся - ведь Бог действительно был его отцом, а в то, что проповедовал людям, безгранично верил.
Мучители на голову Иисуса надели из колючих веток венок. Иисус Христос от своих слов не отказывался, все терпел, потому что народ любил всей душой, хотел ему помочь, по совести жить научить.
Враги до смерти замучили его - прибили его гвоздями к кресту - распяли на кресте.


За этим наблюдали его мать Мария и его самые близкие ученики. Они ничего изменить не могли, хоть и сердце их от горя разрывалось. Все разошлись, наступила ночь, последователи Иисуса с креста сняли его мертвого и отнесли в пещеру. Но когда утром Мария с его учениками пришли в пещеру, где оставили тело Иисуса, пещера оказалась пуста. Случилось чудо - отец Бог воскресил, вернул жизнь своему сыну. Иисус Христос воскрес.


Воспитатель: Я пригласила вас в свою горенку, где мы все вместе порадуемся Светлому Христову Воскресению. В своей горенке к празднику я чисто прибралась, на стол накрыла, праздничные иконы поставила в красный угол.
Для православных христиан самый главный праздник - Пасха.
- Слово пасха значит "исход", "освобождение", "избавление". Пасха всегда очень торжественно отмечалась и люди ее считали "праздником праздников". Каждый год сроки проведения вычисляют по лунному календарю, заново.
- На Руси всю пасхальную неделю звучал звон колоколов. Любой человек имел возможность ударить в колокол, поднявшись на колокольню.


На площадях разбивались балаганы, устанавливались карусели и качели. Вся неделя проходила в радостных встречах, люди принимали гостей, обменивались пасхальными яйцами, сделанными из прозрачного стекла, дерева, хрусталя, фарфора и др. Яйца делали деревенские умельцы, ювелирные фирмы. В кондитерских продавали сахарные и шоколадные яйца.


- А сейчас, прошу вас подойти и рассмотреть коллекцию пасхальных яиц.


Дети рассматривают коллекцию пасхальных яиц.
- Хозяюшки очень тщательно и заранее готовились к Великой Пасхе. Убирали дом, красили яйца, пекли куличи, готовили вкусные блюда, делали пасху из творога, нарядные одежды доставали из сундуков. Когда наступал праздничный день, всей семьей шли в церковь, потом или гостей принимали, или шли в гости. Люди веселились, пировали, радовались, и друг другу говорили: "Христос воскрес!" - "Воистину воскрес!".


- В пасхальную ночь люди спешили в церковь, оставались дома только глубокие старики да маленькие дети. Возле церквей зажигали цветные фонарики, костры. Люди держали зажженные свечи в руках и ждали, когда выйдут из церкви священники и начнут крестный ход - обход церкви с иконами и крестом.
- Ребята, как вы считаете, зачем люди идут в церковь с едой?
Дети: ответы
Воспитатель: До сих пор существует обычай печь на Пасху куличи и их освещать.
- Ранним утром, вернувшись из церкви, люди обменивались окрашенными яйцами. Символ Пасхи - красное яйцо.
- Стол на Светлую Пасху был уставлен различными кушаньями, куличами. Каждый, кто в дом придет, обязательно должен был быть напоен, накормлен, обогрет.
- Яиц заготовить надо было много: для веселых игр, для подарков друзьям и родным.
Дети рассматривают яйца на выставке, которую подготовили дети и родители. Дается объяснение понятиям "крашенки", "писанки".
Воспитатель: Ели крашенные яйца не сразу, сначала с ними устраивали различные игры. Катали яйца с горки, чье дальше укатиться, тот и забирает все яйца себе.


А еще в ложку клали яйцо, держали ее перед собой и бежали наперегонки. Победил тот, кто не уронил яйцо, удержал ее в ложке.
Игры детей
Воспитатель: Кроме пасхи, крашеных яиц и куличей к празднику на Руси пекли булочки - "жаворонки". Тесту придавали форму птички - жаворонка, делали глазки - изюминки, посыпали сахаром и ставили печься.


- А сейчас я хочу предложить вам разрисовать бумажные силуэты яиц.
Дети разрисовывают бумажные силуэты яиц под русскую народную мелодию.
Воспитатель: Какие получились у нас пасхальные яйца?
Дети: Писанки
Воспитатель: Вот и мы постарались подготовиться к празднованию праздника - Светлая Пасха.
Прилетели птицы, радостно блистая:
Светлая Седмица, праздничная стая!
Прилетели прямо со двора Господня
Проводить из храма крестный ход сегодня.
А у нас куличик - золотая корка!
Крашеных яичек на подносе горка!
Молоко в крынке! Пир как в сказке!
В доме не пылинки - убирались к Пасхе,
Хорошо нам вместе! И обед наш весел.
- Христос воскресе!
Дети: Воистину воскресе!

Класс :

Тема : Пасха и пасхальные традиции России

Тип учебного занятия : комплексное применение знаний и умений, полученных на уроке

Формирование

    чувства патриотизма и любви к своей Родине, любовь к традициям и обычаям православной культуры;

    уважения к культурным и религиозным традициям своего народа.

Метапредметные:

Умение

    принимать участие в обсуждении прослушанного материала;

    поставить новые цели и преобразовывать практические задачи в познавательные;

    прилагать усилия и преодолеть трудности и при достижении поставленных целей;

    производить взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

    организовать и спланировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками, определять цели и функции участников и способы взаимодействия.

Предметные

Умение

    воспринимать информацию на слух, используя имеющиеся знания по православной культуре;

    выполнять предлагаемые задания;

    излагать результаты выполненной групповой работы

Межпредметные связи: МХК, культурология, основы православной культуры.

Цель урока:

    развитие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся;

    привитие любви к своей стране, путем религиозного воспитания.

Задачи урока:

    образовательные:

    дать учащимся представления о христианской религии как одной из значимых религий мира;

    познакомить учеников с православной христианской культурой как важной частью исторических и культурных традиций нашей Родины;

    расширять и углублять знания учеников о христианских традициях и обычаях православных.

    практические:

    расширять кругозор учащихся по религиозной теме;

2) научить учащихся высказывать свое мнение по теме;

    развивающие:

    развить познавательный интерес учеников к православной христианской культуре;

    развить интерес учеников к изучению религиозных наук;

    развить умения получать необходимую информацию из разнообразных источников, а также систематизировать, обобщать, оценивать полученную информацию, комментировать, делать выводы;

    развить логическое мышление, внимание, воображение и память учеников.

    воспитательные:

    воспитывать нравственные качества учеников - доброта, милосердие, терпимость, толерантность к другим культурам;

    воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа, уважение к православным традициям своей страны;

Формы организации познавательной деятельности на уроке:

Фронтальная;

Индивидуальная;

Парная;

Групповая.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный;

Частично-поисковый;

Метод коллективного взаимодействия;

Метод контроля и оценки.

Оборудование : Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап учебного занятия, время

Создает эмоциональный настрой на урок, вводит учащихся в речевую ситуацию.

Посмотрите, ребята, пожалуйста, на экран, и скажите, о каком празднике мы с вами будем сегодня говорить? (слайд 1)

Учитель читает стихотворение:

Воскресение Христово

Княжна Е. Горчакова

В день Пасхи, радостно играя,

Высоко жаворонок взлетел,

И в небе синем, исчезая,

Песнь воскресения запел.

И песнь ту громко повторяли

И степь, и холм, и темный лес.

"Проснись, земля, – они вещали, –

Проснись: Твой Царь, твой Бог воскрес!

Проснитесь, горы, долы, реки,

Хвалите Господа с Небес.

Побеждена им смерть вовеки –

Проснись и ты, зеленый лес.

Подснежник, ландыш серебристый,

Фиалка – зацветите вновь

И воссылайте гимн душистый

Тому, Чья заповедь – любовь".

Да, сегодня ребята мы с вами будем говорить о христианских традициях, об одном из самых великих и значимых праздников для всех христиан – о светлом воскресении Господнем – Пасхе.

Учитель выявляет уже имеющиеся знания учащихся по теме урока, используя межпредметные связи и прием brain - storming , учащиеся высказываются по теме, а учитель записывает варианты ответов учащихся на доске.

Ребята, а что вы уже знаете об этом празднике? Заполните диаграмму:

Пасха

Учитель выслушивает учащихся, и затем конкретизирует цели и задачи урока.

Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим о Великом празднике, и узнаем, как православные люди празднуют этот день.

Учитель предлагает ученикам продолжить предложения:

1. Пасха – это праздник...(весны, радости и света)

2. Православные отмечают этот праздник под…(звон колоколов)

3. Во всех православных храмах проходят…(праздничные службы)

4. Перед праздником люди…(пекут куличи и красят яйца)

5. Люди покупают свечи и идут в церковь на …(Крестный ход)

6. Священники одеты в праздничную одежду и … (освещают яйца и куличи)

-Послушайте, ребята отрывок из произведения И.С.Шмелева «Лето Господне» и будьте готовы ответить на вопросы:

«В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю.

Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками, мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.

Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?..

Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».

Вопросы:

- Какие чувства испытывал мальчик в дни Великого поста?

Какими красками вы бы описали его настроение?

Как вы поняли, почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?

Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение?

История Христа не закончилась Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – он воскрес.

А, какое слово, похожее по звучанию вы знаете?

Что значит слово « воскресение»?

Христа называют Спасителем человечества, потому что он пошел на крест ради спасения людей.

2) Православная Пасха.

Великому празднику предшествует 40 - дневный пост. В такие дни люди одевались очень скромно, старались избегать развлечений, ели только постную пищу, а дети старались не шуметь.

3) Традиции празднования.

Ребята, а что вам известно о традициях празднования Пасхи?

Рассказ учителя. (обобщение)

Пасхальными традициями - это покраска яиц и приготовление куличей, радостные песни и поздравления игры.

А, давайте послушаем и споем песню, которую традиционно принято петь в этот великий день.

Верующие целуют друг друга трижды. Дети, или младшие по возрасту говорят « Христос воскресе!», а старшие отвечают « Воистину воскресе!»

Традиционно пасхальный стол возглавляет пасхальный кулич. Хозяйки готовят творожную пасху и красят яйца.

Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус приходил к своим последователям после своего Воскресения и ел с ними пищу. Если кулич приготовить правильно, то он не будет черстветь в течении 40 дней. Кулич – это символ присутствие Бога в мире и в жизни человека. Красота и аромат выражает заботу Господа о всех христианах.

Пасхальное яйцо – это крашеные яйца. Согласно легендам их появление связано с Марией Магдалиной, которая пришла во дворец, и рассказала императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена существовала традиция посещать императора, и приносить что-нибудь в дар. Она дала ему яйцо, так как была бедной. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу стало красным. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения. Яйцо – это символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

А, давайте, ребята мы с вами сделаем пасхальные яйца.

Ну, а сейчас, пора отдохнуть, и поиграть в пасхальные игры.

1. Игра « катание яиц».

Устанавить деревянный или картонный каток и вокруг него освободить ровное место, на котором разложить крашеные яйца, игрушки, сувениры с пасхальной тематикой. Учащиеся подходят по очереди к катку, и катают заранее подготовленные яйца. Как только яйцо касается какого-либо предмета, это и становится подарком-выигрышем.

2. Пасхальное гнездышко

Две команды, соревнуются, нося яички на деревянных ложках в «гнездышко». Побеждают те, кто быстрее выполнит задание.


Интеграция областей: Познание, художественное творчество (декупаж).
Цель: - познакомить детей с праздником Пасха, его значение в жизни предков.
- совершенствовать умение закреплять полученные знания в собственном творчестве.
-продолжать знакомить с русскими народными традициями.
- учить аккуратно распределять салфетку на предмете, выбирать для нее нужное место.
Группа: подготовительная группа.
Материал: различные пасхальные наклейки, открытки, деревянные яица на каждого ребенка, салфетки с пасхальными мотивами, яичный белок для склеивания салфеток, кисточки.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребят, давайте вспомним народные праздники. (ответы детей)
-Правильно: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, это праздники, которые люди до сих пор помнят, стараются соблюдать некоторые традиции. На Новый год – ставят елку, на Рождество – проводят гадания, на Троицу – почитают, восхваляют березку, на Масленицу обязательно пекут блины и просят у всех прощения, и конечно сжигают чучело Масленицы, прощаясь с зимой.
А что делают на Пасху? (Ответы детей)
Воспитатель: Да ребята, действительно на Пасху принято украшать яйца и обмениваться ими. Пасха – главный праздник христиан. Слово « Пасха» с еврейского означает « избавление», «освобождение». Этот праздник – торжество, победа жизни над смертью, добра над злом. Жизнь – главная ценность. Христос умер и воскрес. Произошло это весной, природа пробуждается, после зимнего сна, все живое возрождается, воскресает. Радость пробуждения природы совпала с христианской радостью воскрешением к новой жизни. Послушайте стихотворение княжны Е. Горчаковой.
В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жравонок взлетел,
И в небе синем, исчезая,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
« Проснись, земля, - они вещали,-
Проснись: твой Царь, твой Бог воскрес!»
Проснитесь горы, долы, реки,
Хвалите Господа с небес
Побеждена им смерть во веки-
Проснись и ты, зеленый лес.
Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка – зацветите вновь.
И воссылайте гимн душистый
Тому, Чья заповедь – любовь.
- Если на Пасху небо ясное и ярко светит солнце, это к хорошему урожаю, жаркому лету.
На Пасху принято дарить подарки, и самый главный подарок – яичко. Этот обычай очень давнишний. Из яйца выходит живое существо, зарождается новая жизнь. Это так символично для этого праздника.
- Мы с вами тоже попробуем украсить яички к празднику. Посмотрите как можно украсить. (демонстрация пасхальных открыток, наклеек)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, где располагается рисунок на яйце. (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, молодцы. Рисунок может располагаться на всей поверхности, или в центре с окантовкой по бокам.
Возьмите в руки салфетки, по контуру вырезаем рисунок, аккуратно! Салфетки хрупкий материал. Молодцы, у всех получилось. Теперь убираем нижний слой салфетки, он нам не понадобиться. Рисунок прикладываем к яйцу, где вам кажется будет лучше, кисточкой наносим яичный белок, даем высохнуть. Посмотрите какие красивые получились у нас украшения. К празднику мы готовы.

Методическая разработка

занятия детского объединения «Бусинка»

«Встречаем Пасху!»

подготовила:

Лаврентьева

Светлана Николаевна,

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ДДТ

г. Таганрог

Открытое занятие по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Встречаем Пасху! "

Цель: создание условий для формирования и развития общекультурных компетенций.

Задачи:

Знакомство с христианскими традициями и обычаями нашей страны .

Привитие интереса к традициям наших предков.

Воспитание уважения к традициям религиозных праздников в России.

Обучение технологии изготовления пасхального сувенира «Кулич».

Оборудование и материалы:

компьютер, мультимедийный проектор, экран;

презентация «Встречаем Пасху!» (собственная разработка);

выставка работ обучающихся на данную тему;

ткань, ножницы, клей, картон.

Предварительная подготовка:

подбор материалов для создания презентации, создание презентации,

подготовка выставки по теме «Встречаем Пасху!»,

подбор материалов для изготовление пасхального сувенира «Кулич».

План занятия.

Организационный момент.

1.Рассматривание выставки работ обучающихся на данную тему.

2.Выявление знаний о праздновании Пасхи, атрибутов праздника.

Основная часть.

Рассказ педагога об истоках празднования, украшениях и атрибутах праздника.

Практическая работа. Работа над оформлением пасхального сувенира (аппликация «Кулич»).

Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

Организационный момент .

Беседа по технике безопасности (приложение 2).

Рассматривание выставки на данную тему (вышитые картины, яйца, оплетённые бисером, лентами, аппликации на пасхальную тему, книги и журналы). Посмотрим на нашу выставку. Пасха праздник праздников. Сколько ярких красок, доброты и любви мы видим здесь. Ведь Пасху всегда отмечают с необычайной торжественностью.

Погружение в тему, выявление знаний учащихся о праздновании Пасхи: что вы знаете об этом православном празднике? Назовите атрибуты праздника. Какие подарки дарят родным и близким на Пасху?

Просмотр презентации «Встречаем Пасху!»

Основная часть .

Рассказ педагога: В России живут люди разных национальностей. Они верят в разных богов и ходят в разные храмы: церкви, костелы, мечети, синагоги... Верить в бога или нет - это личное дело каждого человека, это его право, данное ему Конституцией нашей страны. Главное, чтобы люди разных национальностей и разных вероисповеданий с уважением относились друг к другу, жили в мире и согласии. Скоро наступит один из самых великих христианских праздников - Пасха. Атрибуты праздника: ароматные куличи, крашеные и расписные яйца, творожная пасха всегда занимают почётное место на праздничном столе. Кулич – это как солнце красное в праздник на столе, и, если попробовать его, это как прикоснуться к солнцу, вобрать в себя его живительные лучи, и как все на земле оживает весной под солнцем, так и человек приобретает новые силы. Яйцо является символом жизни, напоминающим о воскресении из мертвых. Обычное яйцо похоже на камешек. Оно словно неживое, но внутри него есть жизнь – цыпленок, который вылупится из яйца при определенных условиях.

Традиционными цветами Пасхи являются белый, жёлтый, зелёный.

Хотя Пасху и называют “праздником праздников” или “торжеством торжеств”, но буйно веселиться в этот день не принято. Традиционно люди приветствуют друг друга словами:

Христос воскрес!

Воистину воскрес!

На Пасху принято дарить крашеные и декоративные яйца, пасхальные веночки или букеты, игрушки: цыплят, курочек и петушков. Считается, что чем больше на пасху подарков сделаешь, тем счастливее будешь.

К празднику Пасхи мама или бабушка обязательно испечет кулич, покрасит яйца. Вы тоже можете принять участие в подготовке к нему.

Работа над оформлением пасхального сувенира «Кулич» по технологической карте (см.приложение1). Этим сувениром можно дополнить пасхальную композицию или использовать для украшения пасхальной открытки.

Подведение итогов занятия.

Было ли вам интересно на занятии?

Что запомнилось и понравилось больше всего?

Приложение 1.

Технологическая карта изготовления изделия

Наименование изделия: пасхальный сувенир «Кулич»

Техника : Аппликация многослойная.

Материалы и инструменты: жёлтый, зелёный, белый, синий, розовый, коричневый фетр, картон, клей, ножницы, пайетки (блёстки).

1). По шаблону из фетра вырезаем детали изделия.

2).Вырезанные детали приклеиваем последовательно на заготовку из картона (см.фото).

шаблоны

Полезные советы:

1)Если прикрепить магнит, у нас получится оригинальное украшение на холодильник.

2) Если приклеить деревянную шпажку, то получится «флорик»(элемент для декоративных композиций).

Приложение 2

Техника безопасности для детей и подростков при работе с колющими, режущими инструментами и приспособлениями (иглами, ножом, ножницами, стеками, зубочистками и др.)

1. Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе острым концом от себя...

2. При шитье не пользоваться ржавой или кривой иглой.

3. Не вкалывать иголки и булавки в одежду или случайные предметы, нельзя брать иглу в рот.

4. Хранить иголки и булавки нужно в игольнице.

5.. Сломанную иглу следует отдать педагогу кружка,

6. Нельзя брать иглы, нитки, пуговицы в рот.

7. Нельзя перекусывать нитку зубами.

8. Руки во время шитья держать на весу, сидеть прямо и не подносить близко к глазам работу.

9. Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.

10. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

11. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

12. Нельзя резать на ходу.

13. При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.

Просмотр содержимого презентации
«pril2пасха»


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества» г. Таганрога

Встречаем Пасху! Открытое занятие, 8-12 лет

Светлана Николаевна,

педагог дополнительного образования


  • В день Пасхи христиане всего мира вспоминают и славят воскресение из мёртвых Иисуса Христа.
  • В русском языке, кстати, седьмой день недели стали называть воскресеньем именно в память о том, воскрес казнённый Христос.


  • На Пасху принято христосоваться. Старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины целуют трижды друг друга. Принято, чтобы младшие словами «Христос Воскресе!» приветствовали первыми, а старшие отвечали им: «Воистину Воскресе!».
  • Принято ходить друг к другу в гости, дарить крашеные яйца и куличи, играть в пасхальные игры.

«Долба-долба»

Ребята делятся по парам.

Каждый берет в руку по варёному пасхальному яичку.

По команде судьи: «Долба!» яйца бьются друг о друга.

Нужно нанести удар так, чтобы разбить яичко соперника.

Победитель забирает яйцо побеждённого.

Можно играть, разделившись на команды. У каждой команды может быть свой цвет.


«Выкрутасы»

На ровной поверхности – на столе или полу – игроки по команде судьи раскручивают пасхальные яички. Выигрывает тот игрок, чьё яйцо дольше прокрутится. Судья может засекать время по секундомеру, чтобы потом сказать рекордный срок верчения яиц.


C лужит первым приютом птенцам и маленьким животным. В центре выкладывают яйца, украшают зеленью, цветами

Символ покоя и защищённости

символ плодородия

Символизирует начало жизни, главная деталь украшения праздничного стола


Пасхальные композиции

В пасхальных композициях можно использовать такие предметы как расписные яйца, фигурки кроликов, птиц, зелёную траву









Список использованной литературы:

1. Журнал «Все для женщин», март 2011г.

2. Фото готовых работ взяты из личной коллекции автора методической разработки Лаврентьевой С.Н.

3. Бисерные яйца – журнал «Чудесные мгновения»

Воспитатели:
Васильева Анна Александровна
Маркова Светлана Юрьевна
Цель: создать условия для приобщения детей к русской национальной культуре.
Задачи:
Познакомить детей с христианским праздником Пасхи;
Развивать творческие способности, обогащать музыкальный опыт детей;
Воспитывать в детях нравственные качества: милосердие, добродушие, чувство любви к ближнему своему.
изготовление заготовок для пасхальной открытки, создание сюрпризного момента- спрятать корзинку с шоколадными яйцами.

Ход работы :
Воспитатель: читает стихотворение А. Фет «Уж верба вся душистая»

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.

Воспитатель: Ребята, скажите, о каком времени года идет речь в стихотворении.
Ответы детей:___
Воспитатель: Правильно Весна. Давайте вспомним весенние праздники.
Ответы детей:___
Воспитатель: молодцы много праздников знаете.
Звучат колокола с тихого до громкого (музыкальный фон)
Воспитатель: Ребята что это, вы слышите.
Ответы детей:___
Воспитатель: Да это колокола, а какой праздник приветствуют колокола.
Ответы детей:___
Воспитатель: правильно, это праздник Пасхи. Вы хотите о нем немного узнать.
Ответы детей:___
Воспитатель: Пасха - это главный праздник христианского мира, это день воскрешения Христа. Это победа жизни над смертью! По великой любви к нам, людям, Господь сошёл на землю в образе человека Христа, принял за нас страдание и смерть на кресте. На третий день после погребения свершилось чудо – Господь воскрес из мёртвых!
На Пасху принято христосоваться и целовать трижды друг друга.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете как приветствуют друг друга на Пасху при встречи?
Ответы детей:___
Воспитатель: Вы правы, но это нужно делать правильно:
Первыми приветствуют младшие словами:
"Христос Воскресе! ", а старшие отвечают им: "Воистину Воскресе". Давайте мы с вами потренируемся, я буду читать стихотворение, а вы мне будете помогать.

Андрей УСАЧЁВ ПАСХА

На землю сходит светлый праздник Пасхи,
Волшебнее любой волшебной сказки,
Чудеснее любых земных чудес:
Христос воскрес!
Воистину воскрес! (дети)
Пасхальный звон, и яйца с куличами.
Берёзки встали белыми свечами.
И над землёй несётся благовест:
Христос воскрес!
Воистину воскрес! (дети)
И верба в честь Святого Воскрешенья
Весенние надела украшенья.
И словно храм, наполнен пеньем лес:
Христос воскрес!
Воистину воскрес! (дети)

Воспитатель: Молодцы спасибо. Ребята, а еще при встречи необходимо три раза целоваться щека к щеке, это называется похристосоваться, давайте и мы похристосуемся.

Воспитатель: Хорошо вот так вы должны встречать гостей и приходить сами в гости. А кто мне сможет подсказать, какие блюда готовят на Пасху.
Ответы детей:___
Воспитатель: и опять вы правильно все сказали, но знаете ли вы, почему именно яичко, в какие цвета нужно красить и какой цвет самый главный?
Ответы детей:___
Воспитатель: я на это вам расскажу одну красивую легенду:
Мария Магдалина после Воскресения Христова отправилась странствовать по свету, рассказывая, всем о своем учителе и пришла в Рим к императору Тиберию. Тогда было принято преподносить императору подарки, но у Марии ничего не было, кроме обычного яйца. Она протянула его Тиберию и сказала: «Христос воскрес! » Тиберий рассмеялся и ответил: «Разве так бывает, чтобы мертвые воскресли? » «Это также невозможно, как и то, что это белое яйцо может стать красным». И вдруг … яйцо стало на глазах у всех менять свой цвет и вскоре стало ярко-красным. Сегодня эту красивую легенду помнят не все, но обычай дарить крашеные яйца сохранилась до сих пор.
Воспитатель: а еще мы красим яйца ярко- жёлтый цвет – цвет солнца, зелёный – цвет весны. Но я вам скажу, что не все яйца нужно красить так как в легенде, их можно раскрашивать разными узорами, цветами, но перед этим их необходимо сварить. А почему?
Ответы детей:___
Воспитатель: Да молодцы. И еще на праздничный стол обязательно ставят пасху и куличи.
Ответы детей:___
Воспитатель: Я, конечно, очень надеюсь, что вы им поможете родителям подготовиться к празднику.
Ответы детей:___
Воспитатель: Засиделись мы с вами, заслушались, а про игры веселые забыли. Давайте же с вами поиграем. и в конце нас обязательно будет ждать сюрприз. Давайте разделимся на команды.
Игра: «Головоломка» Перед каждой командой кладётся – разрезанное на части яйцо. Команды должны собрать его, чья команда быстрее, та и победила.

Эстафета с яйцом. Каждой команде выдается по ложке, ставится миска с яйцами на один край ковра и вторая пустая на другой край. Участникам необходимо, взять ложкой яйцо и донести в пустую миску, вернуться и передать следующему участнику команды ложку. Так чья команда быстрее справился с заданием - тот выиграл.

Игра «За двумя зайцами». Перед детьми кладутся два бутафорских яичка. Нужно третьим яичком попасть по ним так, чтобы они покатились в разные стороны.

Воспитатель: Молодцы поиграли, выиграла, конечно же, дружба и осталась у нас самое главное задание, а какое я вам сейчас расскажу: Когда я утром шла в детский сад, мне по дороге встретился пасхальный зайчик и сказал что был у нас в группе и оставил целую корзину подарком, но где не сказал. Вот я вам и предлагаю помочь мне найти сюрприз от зайчика.
Дети начинают поиски, ребенок нашедший корзину приносит воспитателю.

Воспитатель: вы такие молодцы и с этим справились, и за наши труды предлагаю угоститься шоколадным яичком. На этом наш небольшой праздник подошел к концу. Ребята скажите, вам понравилось?
Ответы детей:___
Воспитатель: а что понравилось больше всего?
Ответы детей:___
На этом развлечение заканчивается, дети съедают шоколадные яйца и под пасхальные песнопения приступают к оформлению пасхальной открытки, для которой они готовили заготовки в течение недели.

Поделиться: