Что такое заигрыши на масленице. Вторник на Масленой неделе — Заигрыш

Наступает 2 день масленицы, получивший название в народном календаре Заигрыш, в первой декаде марта. Как следует из названия, в это время начинаются различные игры для взрослых и детей. Список таковых открывают традиционные катания на санках с горки, коньках, прогулки на лошадиных упряжках и прочие забавы. Помимо спортивной части, второй день масленицы характеризуется насыщенной развлекательной программой.

Основные действующие лица праздника

Важной частью масленичной традиции являются Петрушка и хранитель праздника — Дед-зазывала. Их задача — создать праздничное настроение. При этом подход необходимо было найти к любому гостю, пожаловавшему на пир. Сделать это было не всегда просто, поэтому для этой роли подбирались самые харизматичные жители конкретного населенного пункта.

Использовать Дед-зазывала и Петрушка могли только свои таланты и силу красноречия. В связи с этим процесс подготовки к масленичной неделе начинался в конце осени. Непосредственные участники праздника должны были продумать каждое свое действие, чтобы масленичный заигрыш удался на славу. При этом работать им приходилось не только вдвоем.

На протяжении всей праздничной недели по улицам ходили ряженые в масках. Каждый образ не должен был походить на уже существующие, поэтом глашатые торжества тратили два и больше дней на разработку концепции. Столь трепетное отношение сохранилось и в наши дни. Несмотря на возможность приобрести в торговой сети наряд любого фасона, многие продолжают самостоятельно их делать.

Если тяга к созданию уникальных костюмов даже в XXI не ослабла, то с течением времени немного изменились функции ряженых.

В годы наших предков их задача — сообщить горожанам о наступлении 2 дня масленицы. Они имели право зайти в любой дом, чтобы поздравить со столь знаменательным событием. В ответ хозяева должны были угостить пришедших свежеиспеченными блинами.

В наши дни акцент в походах ряженых немного сместился. В большинстве своем они гуляли только по территории, где проходил праздник. В зависимости от местных традиций, они пели, танцевали, рассказывали веселые истории и просто развлекали гостей. Неотъемлемой частью их работы было управления имеющимися на площади забавами:

  • аттракционы;
  • катание на лошадиных упряжках;
  • сани;
  • лыжи;
  • кулинарная часть;
  • ведение конкурсов для различных возрастных групп и пр.

Спортивная часть весеннего праздника

Вне зависимости от того, какая погода стояла за окном, вторничный заигрыш невозможно было себе представить без многочисленных активных способов провести время весело. Как было сказано ранее, открывала список спортивных забав езда на запряженной тройке. Если дело происходило в сельской местности, то гостей везли через заснеженный лес. Благодаря этому получалось в полной мере погрузиться в атмосферу праздника.

Случалось так, что праздник могут проходить в городской черте или без значительного снежного покрова. В этом случае просто меняли тип колесницы. Вне зависимости от того, какую погоду небесная канцелярия приготовила для гостей, катание на лошадях носило обязательный характер. Также существовала традиция перетягивания канатов, покорения измазанного жиром столба.

Не забывали на подобных мероприятиях и о маленьких гостях. Специально для них устанавливали разнообразные аттракционы:

  • горки;
  • «цепные качели»;
  • «качели-лодочки»;
  • «лошадки».

Кулинарные традиции праздника

Вне зависимости от того, какой день Масленицы был за окном, молодые и пожилые активно пекли и кушали блины. При этом начинки были всевозможные. Красная и черная икра, сгущенное молоко, сметана, каша, грибы, жульен — одно только перечисление яств занимает несколько часов. Считалось, что дело каждого гостя скушать как минимум 3-4 блинчика во время каждого праздничного дня.

При этом первый блин, который готовился супругой, надлежало скушать дома.

В последующие дни надлежало ходить в гости на блины к близким и соседям, не забывая при этом угощать тех, кто придет в гости. Одной из значимых традиций вторничной масленицы являются так называемые «тещины блины». Как бы в течение календарного года теща и зять не ссорились, на Масленицу надлежало «закопать топор войны». Делалось это в Прощеное воскресенье.

Обязательные походы в гости на блины имели и еще одну цель. Помимо сближения с соседями и друзьями, неженатые молодые люди получали возможность присмотреть себе невесту. Ведь во второй праздничный день можно зайти в любой дом, где тебя примут и накормят. Благодаря этому молодые люди могли оценить девушек не только с внешней, но и с практической точки зрения.

Если в доме было грязно, блины были невкусными, а общая атмосфера оставляла желать лучшего — то у такой красавицы не было практически никаких шансов обратить на себя внимание потенциального кавалера. Именно поэтому каждая незамужняя старалась показать себя с лучшей стороны. Для этого можно было использовать любые способы, позволяющие даме подчеркнуть свои сильные стороны.

Масленица - это самый раздольный, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. Веселое прощание с холодной, надоевшей зимой и одновременно встреча долгожданной весны, солнца и тепла! Древние славяне устраивали проводы зимы и встречу весны в честь языческого бога плодородия и скотоводства Велеса. После принятия христианства этот праздник на Руси сохранился, а с XVI века он стал называться Масленицей. Ведь на этой неделе, последней перед Великим постом, по православному обычаю мясо есть уже нельзя, а масло и другие молочные продукты - еще можно.

В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.
Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматривалось как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях.

Масленица была принята Православной Церковью как религиозный праздник под названием сырной или «мясопустной» недели. В эту неделю Церковь приводит верующим на память изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание, чтобы нагляднее представить всю важность предстоящего подвига поста.
С субботы уже начинали праздновать "малую Масленку". Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом "Везешь ли Масленицу?" Кто отвечал: "Нет", того били лаптями. В этот же день ребята с особым азартом катались с гор: существовала примета - кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее.

Последнее воскресенье перед масленицей носило название "мясного воскресенья". Было принято наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать в гости на масленицу. В "мясное" воскресенье тесть ездил звать зятя "доедать барана".
"Заговляюсь на сыр да на масло"- говорили в вечер перед «масляной».
Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.
Вся неделя именовалась "честная, широкая, веселая боярыня-масленица, госпожа масленица". Масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили приветствие масленице: "Звал - позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться…». После этой встречи ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!". Каждый день масленичной недели имеет свое собственное название и значение:

ПОНЕДЕЛЬНИК - ВСТРЕЧА

На встречу наряжали соломенное чучело Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами шли в гости к сватам. Договаривались о времени и месте гуляний. В этот день заканчивали строить снежные города, качели, балаганы.

Без блинов не масленица, без пирогов - не именины. В течение всей масленичной недели положено угощать блинами. Блин как символ солнца ритуально съедался во славу Весны и плодородия земли. Считалось, что чем больше съешь их за неделю, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Поэтому и пекли их в старину по-разному — из различных сортов муки, обычно из гречневой или пшеничной, из дрожжевого или пресного теста, а то и разной формы (круглые, прямоугольные и т. д.). На Масленицу обязательно пекли хворост, пирожные, печенье, пироги, готовили разные творожные смеси. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Блины пеклись большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, варенье, мед, масло, икра. Ели блины и с семгой, и с навагой, и со знаменитым припеком, сыром, огурцами, творогом, рублеными яйцами и запивалось все это сбитнем, пивом или вином.

На масленице - первый блин за упокой.
Действительно, первый блин, испеченный на масленой неделе, клали на слуховое окошко "для душ родительских" со словами:
- Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!

Кое-где первый блин отдавали нищим, чтобы они помянули всех усопших. Русская масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством.

Центральной фигурой все же оказывалась сама «Масленица» - кукла из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево — тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Куклу наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, насаживали на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу устанавливали на снежной горке, и начинались катания. Или делали из тряпок женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. Фигура изображала девушку; к рукам этой фигуры прикрепляли помазок и блин - главные символы Масленицы. Одежда на кукле должна была быть с растительным рисунком. Куклу украшали лентами, искусственными цветами, вешали тесемки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесемки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Бытовала и «Домашняя Масленица». Ее называли дочкой Масленицы (большой) или ее младшей сестрой. Она представляла собой небольшую, высотой 20—25 см, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом.

«Домашняя Масленица» символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к теще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, «Домашней Масленицей» встречали жениха и невесту.

Масленица — вероятно, древнеславянское имя забытого мифологического персонажа, олицетворявшего мрак, ночь. Масленицу уничтожают, чтобы под щедрыми лучами солнца вырастить щедрый урожай нового года. Поэтому процессия проводов напоминает древний похоронный обряд: чучело жгут, как жгли покойников в древние дохристианские времена, что должно обеспечить не только плодородие, но и благотворно повлиять на скотину и здоровье людей.

Сопровождала Масленицу ряженая молодежь. Чаще всего рядились цыганами. Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, изображающая Масленицу, которая за прядильным станком крутит масло. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне и затем отправлялся в соседнее село.

ВТОРНИК - ЗАИГРЫШИ

С него начинались безудержные игры и потехи: катания на санях, народные гулянья. Центром праздничной масленичной площади были балаганы, катальные горы, всевозможные качели и карусели. В больших деревянных строениях давали представления с Петрушкой и Масленичным дедом. На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, любители, а так же цирковые артисты.

Пожалуй, ни один праздник на Руси не обходился без веселых карнавальных шествий скоморохов. Они были не только музыканты, но соединяли в себе разные способы развлекать скуку толпы: одни играли на гудке, другие били в бубны, домры, третьи плясали, четвертые показывали народу выученных собак и медведей. Между ними были глумцы и стихотворцы-потешники, умевшие веселить народ прибаутками, складными рассказами и красным словцом. На Масленицу скоморохи и им подобные артисты, так сказать, «правили бал»: именно они руководили народными гуляньями, катанием, встречей и проводами Масленицы, игрищами и ярмарочными увеселениями.
Во вторник по дворам с обрядовыми песнями ходили «ряженные» в козьих масках и соломенных шапках с голым веником на длинном шесте. К прутьям этого веника за небольшую плату (обычно блинами) можно было привязать ленточку с наговором от недугов и прочих невзгод: уйдут ряженые и унесут вместе с веником все горести. С утра девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов. Молодежь в этот день собиралась в просторной избе для новых знакомств. Здесь парни высматривали невест, а девицы поглядывали украдкой на суженых.

СРЕДА - ЛАКОМКА

В этот день в каждой семье накрывали столы, пекли блины, в деревнях варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напиток из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было напиться чаю. В среду выносили блины на улицу и угощали ими всех соседей и желающих.

Однако самым главным событием этого дня, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется), а для забавы любимого зятя созывала всех родных. В некоторых местах «тещины блины» могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" - приглашали на блины. "Являлся и бывший дружка, который играл ту же роль, как и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок". Званая теща (существовал и такой обычай) "обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов": таган, сковороды, половник, кадушку для опары, а тесть присылал мешок гречневой крупы и коровье масло. "Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей".

ЧЕТВЕРГ - ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРТОК, РАЗГУЛ, ПЕРЕЛОМ

В этот день начиналось основное веселье: чучело возили по улицам, катались с ледяных гор, пели частушки, ходили колядовать, творили кулачные бои, разыгрывали «взятие снежного городка».

Возили на санях мужика с вином и калачами. Сходились в назначенное место пить пиво, брагу, вино и петь песни. К соломенному чучелу за околицей относили и складывали старые вещи. Сюда же приносили веник с наговорами и втыкали рядом.

Дети катались с гор во все дни масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды - четверга. Съезжали с гор на санях, на салазках, на обледенелых рогожах. Катанию с гор придавался особый смысл. В старину, например, существовал обычай "лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше прокатится, будет самый лучший лен". Все поженившиеся пары деревни должны скатиться по одному разу. Катание с гор молодоженов сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, собравшиеся на горе и ожидающие своей очереди покататься. Как правило, со среды к катанью с гор и на лошадях активно подключается и неженатая молодежь.

Вообще катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и объятьями - типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дому.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи, найти себе пару. Больше всего внимания и почестей оказывается на масленицу молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе; чтобы торжественно, под песни скатывались с ледяной горы.

ПЯТНИЦА - ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ

В этот день зятья угощали своих тещ, иногда - и всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу. Принарядившийся зять на нарядно украшенных санях подкатывал к тещиному дому и лично приглашал ее к себе на блины.

СУББОТА - ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ

Молодая невестка приглашала своих родных к себе, а своим золовкам - сестрам мужа - дарила подарки. В этот день дети строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем дружина разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были, силой взять его.

ВОСКРЕСЕНЬЕ - ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ, ПРОЩАНЬЯ, ЦЕЛОВНИК

В этот день провожали Масленицу. Соломенное чучело чествовали, приглашали снова вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу и сжигали, а пепел рассеивали по полю, чтобы придать силу будущему урожаю.

С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу. В селах в воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжала на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигала. У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен, и стар, и млад, угощался блинами, горячим сбитнем и булочками жаворонками. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, молодежь выкрикивала: - «Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела! Кидали в костер блины - "Гори блины, гори, Масленица!". Парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать. В первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ - "Теща, люли, поджаривай блины!". Когда же Масленица сгорала — молодежь прыгала через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершался праздник Масленицы.
Иногда чучело топили в проруби или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю, или вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика — пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).
Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна — как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.

Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Верили, что все беды унесутся прочь миллионами искр этого костра. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.
После сожжения Масленицы огня уже в доме никто не разводил, даже свечку в этот день не зажигали. А наутро пепел от костра разбрасывали по полям для богатого урожая. Все оставшееся хлебное угощение отдавали скотине, а то и вовсе выбрасывали. Даже самый бедный человек не ел бы ничего из масленичных остатков.
В преддверии Великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. «Прости меня», — просит один. «Бог простит, и я прощаю», — отвечает другой.
Поэтому последний день Масленицы носит еще название «прощеного воскресенья». Испрашивание прощения должно по обычаю сопровождаться поклонами и троекратным целованием. С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины. Прощание между домашними происходило после ужина, перед сном. В этот день прощаются все обиды и оскорбления. В день Прощеного воскресенья благочестивые люди ходили по монастырям, по древним соборам, чтобы поклониться святым мощам и особо чтимым святыням; заходили принимать благословение к архиереям, настоятелям церквей, почтенным инокам; посещали дома родственников и знакомых, везде и у всех испрашивая прощения и благословения.
В этот день в монастырях, соборах и храмах совершается торжественный обряд взаимного прощения.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно “полоскали зубы”, т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для “вытряхивания блинов” устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Масленица 2018: вторник, 13 февраля - «Заигрыши», значение, традиции, обычаи и приметы второго дня масленичной недели . Масленица в 2018 году очень ранняя. Началась она в понедельник, 12 февраля, а закончится в воскресенье, 18 февраля. Каждый день имеет свое название, значение, традиции и обычаи.

Масленица 2018: вторник, 13 февраля - «Заигрыши», значение, традиции, обычаи и приметы второго дня масленичной недели. По традиции в этот день принято ходить в гости друг к другу. Хозяева с радостью приветствуют гостей и приглашают за стол. Главным угощением, конечно, являются блины. Согласно народной примете, чем больше гостей пожалует в этот день в дом, тем лучше. Ведь они несут с собой энергетику тепла, благополучия, процветания.

В старину во второй день Масленицы парни и девушки присматривались друг к другу, выбирая себе пару. Ведь недаром этот день носит название «Заигрыши». Парни решали, к которой из девушек они отправят сватов. А девушки в этот день любили . Традиция масленичных гаданий дошла до наших дней. Она до сих пор популярна среди молодых девушек, желающих узнать свою судьбу и обрести личное счастье.

Также в этот день было принято украшать сани, запрягать лошадей и катать по селу чучело Масленицы. Это сопровождалось песнями и весельем. Считалось, что такая традиция помогает привлечь хороший урожай.
Традиционной забавой второго дня масленичной неделя были катания на санях. Причем по тому, как далеко съедет человек с горы, можно было судит о том, каков будет урожай льна у каждого. Чем дальше удастся съехать, тем богаче будет урожай.


«Заигрыши» - это день Масленицы, когда особое внимание уделялось молодоженам. Молодые непременно должны были объехать на красивых санях все село. Народ поздравлял их. А пара в свою очередь угощала всех блинами.

Масленица 2018: вторник, 13 февраля - «Заигрыши», значение, традиции, обычаи и приметы второго дня масленичной недели . Конечно, многие традиции, остались в прошлом. Но ничто не мешает вам напечь блинов и угостить ими в этот день своих домочадцев, друзей, родных. Проведите этот день весело, в хорошем настроении. Ведь наши предки были уверены, что хороший настрой помогает приблизить весну и тепло, а также создать уют в доме и в душе. Можно сходить с детьми на горку, прокатиться на санях или покататься на коньках.

Алена Скворцова - об угощениях и играх второго дня масленичной недели.

"360 Подмосковье" продолжает рассказывать о традициях и обычаях Масленицы. Колонку о развлечениях второго дня написала Алена Скворцова. Наслаждайтесь!

Второй день масленичной недели называли "заигрышами" неспроста. В этот день приветствовались всякого рода шутки, потехи и увеселения. Если в первый день Масленицы в основном сидели дома, то во второй начинали активно ходить в гости и веселиться, играя в подвижные уличные игры. "На горах катаемся, блинами объедаемся", - пелось в старинной масленичной песне.

Именно с этого дня начинались массовые народные гулянья. На рассвете чучело Масленицы вывозилось на центральное место, вокруг него устраивались хороводы, разгульное веселье, потом молодежь каталась с гор и на санях, а те, что постарше, веселились за столом.

В больших деревянных балаганах, помещениях для народных театральных зрелищ, с клоунадой и комическими сценами устраивались представления, главными героями которых выступали Петрушка и Масленичный Дед - весенний аналог современного Деда Мороза. Ведь Масленица - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла и обновления природы, до прихода на Русь христианства считалась началом нового года.

На улицах в день заигрышей попадались большие группы ряженых, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты.

Ни одна масленичная неделя в Москве прошлого века не обходилась без медвежьего представления. Медвежья потеха была очень популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел и деревень. Дрессированные мишки смешили публику, изображая, как девушки красятся перед зеркалом или как женщины пекут блины.

Особое развлечение для молодежи - катания с обледенелых гор.

Для катаний заливали водой естественные горы или специально сколоченные из дерева скаты. Ледяной скат переходил в длинную ледяную дорожку, зачастую спускавшуюся к реке или озеру. Катальные горки старались украсить: рядом с ними ставили елки и развешивали фонарики.

Ближе к вечеру около горки собиралась вся деревенская молодежь. Для катания использовались санки, рогожи, шкуры, коньки, ледянки - круглые расплющенные корзины, заледеневшие снизу, катульки - широкие выдолбленные доски, корежки - деревянные корыта, напоминавшие лодки, короткие скамейки, перевернутые вверх ножками.

Парни, желая показать девушкам свою удаль и молодечество, скатывались с самых высоких гор: садились в верткую корежку и лавировали по крутым склонам, управляя ею, как лодкой, с помощью специальной короткой палки. Или, взяв на руки визжащую девушку, спускались, стоя на ногах.

Катание с гор не запрещалось и женатым. Существовало даже такое поверье, что замужняя женщина, катавшаяся в масленицу с горы, получит хороший урожай льна.

Особенно яркими во вторник были съездки - катания на санях, запряженных лошадьми.

В Петербурге, например, съездки устраивались на Исаакиевской площади, а в Москве катания проводились вдоль Москва-реки от Воскресенских до Троицких ворот.

К праздничному катанию готовились заранее: лошадей мыли, расчесывали им хвосты и гривы, приводили в порядок сани.

Молодежь обычно каталась с утра, молодожены могли выезжать в любое время по своему желанию, а семейные пары, поженившиеся больше года назад, особенно "большаки", "кондовые" и богатые крестьяне, выезжали ближе к вечеру.

Парни и девушки выезжали на катание с шумом и весельем: лошади мчались вперед, звенели бубенцы, развевались полотенца, привязанные к задку саней, играла гармошка, звучали песни. Лихие парни, стараясь показать перед девушками свою удаль, управляли бегущими лошадьми стоя, прыгали в сани на ходу, свистели и кричали.

Молодожены, для которых катание на Масленицу было обязательным, должны были ехать степенно, с достоинством, и останавливаться по просьбам прохожих, чтобы принять поздравления и, если попросят, "посолить рыжики", то есть поцеловаться при всем честном народе.

Молодожены вообще традиционно считались главными героями всей масленичной недели. Но второй день по праву отдавался не только им.

Главное в "заигрышах" - любовная тема. Холостые парни высматривали себе невест, а девушки оценивающе поглядывали на суженых. В этот день традиционно происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы сыграть свадьбу на Красную горку - праздник, который отмечался через неделю после Пасхи и символизировал собой окончательный приход весны.

Нельзя не отметить, что наши предки огромное значение отводили браку и созданию семьи. И в такой веселой и непринужденной атмосфере праздника родственники будущих жениха и невесты знакомились между собой и обсуждали совместные планы относительно предстоящей свадьбы.

На съездках холостой парень мог пригласить понравившуюся девушку в сани. Он должен был вежливо обратиться к ней: "Прошу прокатиться!" Если девушка садилась в сани, то в знак благодарности должна была поблагодарить парня после катания поцелуем. Если она не соблюдала этого правила, молодежь "замораживала" санки, то есть не разрешала встать с них до тех пор, пока парень и девушка не поцелуются.

Ближе к вечеру все родственники и знакомые собирались за праздничными застольями, на которые приглашали друг друга заранее. Для зазывания гостей произносили слова: "У нас горы снежные готовы и блины напечены - просим жаловать!"

Столы накрывались с учетом масленичной специфики – множество сладостей, отсутствие мяса, и, безусловно, главное блюдо - блины, которые подавались в различных исполнениях и с разными начинками.

Масленица — самый веселый и разгульный праздник со времен древней Руси. В этот период сама природа чувствует приближение весны и начинает просыпаться после холодной зимы. А люди, после долгой зимы, тянутся друг к другу.
Не просто так второй день масленицы называется Заигрыш .

Утро второго дня масленицы начиналось с катания на горках. Катались и взрослые и дети. Для катания использовались обычные санки, коньки, салазки. Детишки по младше катались на ледянках. Ледянками могли быть любые коробки, корзинки, корыта, которые со стороны дна были покрыты слоем льда. Сидя в таких ледянках можно было легко катиться со снежной или ледяной горки. Для спуска с горы могли использоваться соломенные связки или старые шкурки, на которых спускались целыми группами.

Катание с горок было не простым развлечением, раньше существовало поверье о том, кто скатится с горы дальше всех, у того лён будет самым высоким. Для молодых семейных пар катание с горы было обязательным требованием. Раньше считали, что так молодая пара привлечет в свою семью благополучие и достаток, а в деревенские хранилища — богатый урожай.

Во время зайгрыша на Масленицу по дворам начинали ходить ряженые. Они желали хозяевам хорошего урожая, здоровья и благополучия, а взамен их потчевали блинами со сметаной и угощали медовухой.

Также второй день Масленицы был посвящен молодоженам. К молодоженам относились все семьи, кто поженился за год до масленицы. Одним из обязательных условий было участие этих пар в народных играх. Например, каждая пара должна была скатиться с ледяной горки или их могли поставить у столба и заставить целоваться. А иногда даже забрасывали старыми лаптями, когда молодожены проезжали на санях по деревне.

Молодые люди приглашали девушек кататься на ледяную горку или расписных санях, угощали разнообразными блинами и блинчиками. Все масленичные забавы вели к тому, чтобы заинтересовать понравившегося представителя противоположного пола. Все это можно было назвать одним словом — заигрыш . Определившиеся в своем выборе парни, переходили к сватовству.

Древние славяне очень серьезно относились к свадьбе, потому что она являлась началом семейной жизни. В старые времена, свадебный обряд был сложным и состоял из нескольких частей. Первым этапом было сватовство.

Первой, к невесте домой, приезжала сваха, которая являлась самым главным человеком свадебного действа. Сваха проводила первую встречу с отцом и матерью будущей невесты и узнавала какое приданное есть у невесты. Также одной из главных обязанностей свахи было убедить семью невесты, что представляемый жених самый подходящий вариант.

Иногда сваха самостоятельно искала подходящую невесту для жениха. В таком случае встреча будущих молодоженов проходила у свадебного алтаря. Вместо знакомства, будущему жениху и невесте, сваха рассказывала про внешний облик и человеческие качества друг друга.
После переговоров свахи и родителей невесты, назначалась дата сватовства, естественно если сваха убедила родителей невесты в выборе данного жениха.

День сватовства надо было держать в строжайшей тайне, так же как и маршрут сватов до невесты. Существовал поверье, что чем быстрее сваты приедут к родителям невесты, тем разговорчивее будут мама и папа невесты.
В первый визит сватов, жених не приезжал. Переговоры проводили стоя, чтобы быстрее договорится. Разговаривали сваты с отцом невесты.

Никакой отец с первого раза не соглашался на выдачу дочки замуж, потому что это было не пристойно. Иногда сватовство проходило в три — четыре этапа, хотя решение родителей было изначально положительным. Каждый раз родители невесты не отказывали жениху, а сообщали что им надо посоветоваться, обдумать, спросить совет у ближайшей родни.

Если же жених пришелся не ко двору, то родители невесты искали различные способы, чтобы мягко ему отказать. Рассказывали, что дочь еще очень молода или болеет плохой болезнью. Если и это не помогало, то приходилось выставлять сватов силой.

Иногда бывало, что родители невесты, желая породнится с определённой семьей, отправляли в дом потенциального жениха сватов от себя. Те со своей стороны нахваливали невесту, говорили о её красоте и умениях, объясняли выгоду родителям жениха от возможного союза.

Если вопрос уже был решен и надо было только провести сватовство второй раз, то в дом к невесте, помимо сватов, приезжал жених, родители жениха и их ближайшая родня.

Для долгожданных гостей накрывали стол с угощениями, поджигались свечи. Это действо называлось сговор (в настоящее время помолвкой).
В процессе «сговора» отец невесты официально подтверждал согласие на заключение брака. После получения официального согласия переходили к написанию «рядной записи» (своеобразный брачный договор). Рядная запись включала в себя: дату свадьбы, описание приданного невесты, траты на проведение свадебного обряда.
Порой там прописывались обязанности будущей жены на протяжении года после замужества или запреты для будущего мужа, например, бить свою жену.

После фиксации всех договоренностей, официальная часть сватовства завершалась. В том случае, когда семьи, планирующие женить своих детей, были зажиточными, то жених дарил своей невесте колечко, а она в ответ давала жениху платок. Кольцо и платок выступали не просто в роли подарков, а служили гарантией обеспечения обязательств данных их родителями.

Сват тоже не уходил с пустыми руками, а получал корочку хлебушка, которую оборачивали самым красивым платком. Это говорило всем о благополучном завершении сватовства. После чего все проходили к накрытому столу за угощениями.
По окончании сватовства определяли дату смотрин невесты и владений жениха.

С того времени многое поменялось и современный обряд сватовства стал намного проще. Жених самостоятельно получает согласие невесты и приводит своих родителей в дом будущей жены в заранее оговоренный день. К этому времени, мать и отец невесты уже знают избранника дочери и дают свое согласие на брак. Вот такое короткое сватовство.

Второй день масленицы подходил к концу. Для кого то он запомнится снежными горками и ароматными блинами. Для других этот день станет первым шагом к началу будущей счастливой семейной жизни.

Поделиться: