Мой ребенок "не такой, как все". Почему мой ребёнок не такой, как все

Уважаемые родители!

Можно много и долго рассуждать о ребенке с нарушением речи, используя различные теории, термины, догадки, предположения… Но важным всегда остается одно – это прежде всего ребенок, нуждающийся в специальной, профессиональной, незамедлительной помощи. Это ребенок, который развивается, как и всякий другой, но его развитие идет своеобразно. Это беззащитное существо, которое самостоятельно справиться со своими проблемами не может, не может противостоять нападкам безразличного, а порой даже и сурового общества. Это личность, обладающая определенными чертами характера, к которой нужен индивидуальный подход. Это маленький ранимый человечек, который должен как-то выживать в этом мире. В мире, который не понимает его или относится с жалостью, безразличием, жестокостью, но не помогает ему, зарождая в нем различные комплексы, психические нарушения: агрессию, логофобию, замкнутость, негативизм, инфантильность и т.д.

Ребенок сам должен захотеть помочь себе, активно участвовать в процессе формирования правильной, выразительной, логичной речи. И это во многом зависит от родителей: от того, как вы настроите ребенка на процесс обучения, как организуете работу с ним. Потому что именно вы являетесь важными и значимыми людьми в жизни ребенка, именно вы являетесь главными помощниками в исправлении нарушений речи ребенка, именно вы оказывают огромное влияние на эмоциональное состояние своего малыша.

Просто будьте рядом с ним , помогайте ему развиваться, обучаться, познавать окружающий его мир. Читайте вместе с ним книги, рассматривайте картины, побуждайте ребенка к общению с вами и следите за правильностью его речи.

Творите вместе с ним , создавайте ваши совместные шедевры с помощью кисти, карандашей, красок, мелков, занимайтесь аппликацией, оригами, лепкой из пластилина… Важно весь этот творческий процесс сопровождать речью: пусть малыш расскажет вам, что он нарисовал, как он рисовал, что использовал для создания полотна. Поощряйте его творческий потенциал, хвалите его работы. Вы даже можете создать «стену почета», на которой будут вывешены лучшие картины ребенка.

Любую работу по дому можно делать вместе с ребенком : готовить, подметать и мыть полы, вытирать пыль, поливать цветы…. Дайте малышу поручение, объясните для чего это нужно и как это надо сделать, а по окончанию выполненной работы пусть ваш ребенок расскажет вам о том, что он сделал.

И
зучайте окружающий вас мир!
Во время прогулок, походов в зоопарк, театр, кино, магазин, аптеку, библиотеку рассказывайте ребенку о явлениях в природе, о предметах, которые вас окружают, о том, как нужно вести себя и что делать и говорить в том или ином месте. Позволяйте ему самостоятельно заказывать книжку в библиотеке, покупать продукты в магазине, пусть малыш сам расскажет вам о каком-либо явлении в природе (о котором вы недавно ему рассказали).

Во время прогулок, походов в зоопарк вы можете сделать несколько снимков, по которым малыш будет учиться строить красивый, логичный, последовательный рассказ о том, что он видел, делал, узнал.

Разучивайте стихи, разгадывайте загадки, играйте в подвижные, дидактические игры, читайте и инсценируйте сказки… Словом, все в ваших руках!!!

В работе с таким ребенком должны принимать участие различные специалисты: и психолог, и логопед, и невролог… - должно оказываться комплексное, системное, коррекционное воздействие.

Вам важно найти нужных специалистов и совместно, в плотном сотрудничестве с ними вести активную работу по развитию и обучению вашего сокровища!

Вы, родители, проводник ребенка в этот мир, и то, каким он станет, кем будет, как сложится его дальнейшая жизнь, в большей степени зависти от вас!

Светлана Пасечник
Почему мой ребёнок не такой, как все?

Как правило, дети с отклонениями в развитии очень рано начинают беспокоить родителей. «Не ходит», «не говорит», «не интересуется игрушками», «недостаточно понимает обращенную речь», «неконтактный, безучастен к окружающему», «боится детей», «двигательно беспокойный», «агрессивный» - с этими и подобными жалобами родители чаще всего обращаются к специалистам.

Что же такое аномальное развитие? При аномальном развитии недостаточность формирования тех или иных функций (речи, моторики, зрения, слуха) приводит к недоразвитию, задержке или нарушениям формирования всех зависящих от них функций. Нормальное развитие характеризуется определенной последовательностью формирования мозговых механизмов психической деятельности. При аномальном развитии эта последовательность нарушается.

Причины отклонений в развитии могут быть разными. Выявление их имеет важное значение для определения специфики, длительности лечебно-коррекционных мероприятий, а также для прогноза дальнейшего развития и социальной адоптации. Кроме того, знание причины нарушений в развитии ребенка помогает родителям определить возможность риска отклонений в развитии при последующих родах.

Особые проявления имеет отставание психомоторного развития детей с повреждением мозговых структур и их функций. Вредные факторы, действующие на мозг во время его интенсивного развития, т. е. во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка, нарушают процесс его созревания и функционирования. В зависимости от времени и тяжести этого повреждения возникают различные отклонения в развитии.

Нерезко выраженное влияние различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг может не вызвать его структурных повреждений, а лишь нарушит темп созревания мозговых структур. Это будет проявляться в различных задержках психического или речевого развития.

Повреждения головного мозга могут быть связаны с его кислородной недостаточностью в период внутриутробного развития, в момент родов или после рождения. Это имеет место в случаях, когда ребенок рождается обмотанным пуповиной с нарушениями дыхания, отсутствием крика, бледными или синюшными кожными покровами (асфиксия новорожденного).

Даже недлительная асфиксия в родах может вызвать тяжелое повреждение головного мозга в тех случаях, когда она сочетается с кислородной недостаточностью мозга во внутриутробном периоде в результате тяжелого токсикоза у беременной, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, гормональных нарушений, заболеваний печени и почек, травм, нарушений питания, а также связаны с образом жизни беременной женщины.

Внутриутробное развитие нарушается также при резусной несовместимости крови матери и плода и обусловливает различные мозговые поражения у ребёнка.

Повреждения головного мозга могут также возникать в связи с механической родовой травмой и внутричерепными кровоизлияниями, которые наиболее часто возникают при затяжных родах, требующих оперативного вмешательства (наложение щипцов, вакуум-экстрактора). Тяжелые повреждения головного мозга могут иметь место при его воспалительных заболеваниях (энцефалитах-воспалениях мозга и менингитах-воспаления мозговых оболочек).Наиболее неблагоприятные отдаленные последствия имеют воспалительные поражения мозга во внутриутробном периоде. Они возникают при заболеваниях матери во время беременности различными инфекционными заболеваниями. Особенно вредное влияние на развитие плода оказывает заболевание матери краснухой в первые 3 месяца беременности.

Внутриутробное повреждение мозга может возникать под влиянием токсического действия на плод некоторых лекарственных препаратов, применяемых матерью во время беременности.

Особенно большой вред внутриутробному развитию плода наносит хронический алкоголизм матери. Воздействие алкоголя на развивающийся плод приводит к структурным изменениям в центральной нервной системе, а также к разнообразным порокам развития многих органов и систем.

Ещё одним фактором, вредно влияющим на развитие плода, является курение матери во время беременности. Никотин отрицательно воздействует на маточно-плацентарное кровообращение, что приводит к кислородному голоданию мозга. У курящих матерей часто рождаются недоношенные, маловесные, ослабленные дети.

Сегодня остро встаёт вопрос о влиянии на ребёнка различных наркотических и других одурманивающих средств, употребляемых матерью во время беременности. Установлено, что многие новорожденные, чьи матери являются наркоманами, уже в утробе превращаются в наркоманов.

В настоящее время установлена роль наследственных факторов в возникновении различных отклонений в развитии. Около 70% всех случаев умственной отсталости имеют генетическое происхождение. Доказана преобладающая роль наследственных факторов в возникновении врождённых дефектов слуха, зрения и др. Генными изменениями могут быть вызваны наследственные дефекты обмена, при которых нарушается созревание и деятельность мозга.

Отставание в психическом развитии может наблюдаться у детей с хроническими соматическими заболеваниями. Особенно пагубными являются частые инфекционно-вирусные заболевания и ранние желудочно-кишечные расстройства. Такие дети отличаются общей вялостью, мышечной слабостью, иногда, напротив, могут наблюдаться нарушения сна, общее беспокойство. Характерным для этих детей является чередование вялости и повышенной возбудимости. Дети отличаются низким эмоциональным тонусом, у них не развивается эмоционально-игровой характер общения, задерживаются начальные этапы развития речи. У некоторых детей отмечается также отставание в развитии двигательных функций: они позже начинают удерживать голову, сидеть, ползать, ходить.

Отставание в развитии может быть связано с психотравмирующими факторами окружающей среды

(неудовлетворение психических и особенно эмоциональных потребностей, отрыв от родителей, особенно от матери, воспитание в неполных семьях и

Доказано, что в первые годы жизни ребёнка наибольшее значение имеет отношение к нему матери, затем постепенно, год от года возрастает роль отца.

Для того чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо окружить его заботой, вниманием и лаской.

В неблагополучных семьях, когда один или оба родителя страдают алкоголизмом, ребёнок растёт сиротой. Он не получает в необходимом для его возраста объёме информацию.

Первое, что необходимо ребёнку для нормального развития,- это любовь. Однако неблагоприятно сказывается и чрезмерная опека родителей, заласкивание его. Это часто имеет место, когда ребёнок растёт слабым, болезненным. Родители создают ему «оранжерейные» условия, пытаясь сделать за него всё. Такой ребёнок растёт инфантильным, беспомощным, эгоцентричным, у него слабо формируются волевые качества, часто отстаёт развитие речи и двигательных навыков.

Вредное влияние на психическое развитие ребёнка оказывают наказания, запугивания. В этих случаях не только задерживается его развитие, но возникают и невротические расстройства (нарушение сна, аппетита, поведения, появление тиков, страхов, а также заикание и недержание мочи.

Понимание специфики и причин нарушений психомоторного развития ребёнка помогает специалисту ответить на наиболее часто возникающие вопросы родителей: «Что делать?», «Где воспитывать ребёнка?», «Как помогать его развитию?».

Родителям полезно знать, что в настоящее время имеется достаточно широкая сеть специальных дошкольных учреждений для детей с отклонениями в развитии. Это детские сады, специальные дошкольные группы при детских садах общего типа. Эти виды специальных дошкольных учреждений предназначены для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата.

В результате такого обучения у ребёнка с отклонениями в развитии накапливаются знания, вырабатываются нужные для жизни практические умения и навыки. Кроме того, происходит коррекция и компенсация имеющегося у ребёнка дефекта. Коррекция-это сглаживание недостатков развития ребёнка с помощью различных педагогических, лечебных и

технических средств. В коррекционных группах предусмотрено наличие медицинских работников, специалистов по массажу, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, психологов, которые проводят там свои занятия. В учебные программы введены занятия, имеющие большое коррекционно-развивающее значение.

Помощь ребёнку в умственном, физическом, речевом, нравственном и эстетическом развитии – это не только труд специалистов, но и повседневная, огромная работа родителей. Именно в процессе общения с матерью и окружающими его людьми происходит так называемое первичное обучение, которое и является фундаментом дальнейшего психического развития.

Семья – это родной дом ребёнка, где он живёт, играет, учится постигать окружающее, практически познаёт, что такое доброта, внимание, забота, любовь родителей и других родственников, отвечает привязанностью и любовью. Очень важно, чтобы в семье сложились условия благоприятные для его жизни, общего развития, становления его как личности. Воспитывать и обучать всякого ребёнка трудно. Трудности резко возрастают, если у ребёнка имеются те или иные отклонения в развитии. Однако, почти всегда ему можно в той или иной степени помочь в плане коррекции имеющегося недостатка.

Организация жизни такого ребёнка представляет собой не только педагогическую, но и медицинскую проблему. Поэтому родителям необходимо как можно раньше обратиться к детскому врачу, специалистам разного профиля, чтобы получить от них полезные советы и реальную помощь, способствующую коррекции зрения, слуха, двигательной сферы или речи. Консультации врачей должны быть не разовыми, а периодическими, что позволяет увидеть те изменения, которые имеют место в состоянии ребёнка под влиянием его роста и действия медикаментозных средств.

Важны также постоянные контакты родителей с педагогом-специалистом, знающим, как следует работать с детьми различных возрастов, у которых имеются отклонения в развитии, чтобы способствовать коррекции и компенсации присущих ребёнку дефектов.

Следует заметить, что родители поступают совершенно неправильно, когда предъявляют ребёнку с отклонениями в развитии требования, для него непосильные, заставляют прилагать чрезмерные усилия для их выполнения. В этих случаях ребёнок перенапрягается физически и морально. Он страдает, видя недовольство взрослых. Родители, в свою очередь, испытывают чувство неудовлетворённости, сердятся на ребёнка за то, что он не оправдал их ожиданий. На этой почве может возникнуть тихий, затяжной конфликт, в котором наиболее страдающей стороной является ребёнок.

Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии сложный процесс, требующий от окружающих ребёнка взрослых много терпения, душевной доброты, наблюдательности и определённого круга знаний об особенностях и возможностях ребёнка. Именно семья может оказать малышу существенную помощь, способствующую успешной интеграции в окружающую социальную среду.

Часто бывает так, что посещение развивающих занятий или других групповых мероприятий подобного рода, становится сплошным огорчением для мамы малыша:

Мой ребёнок вместо того, чтобы лепить и рисовать, как все детки, отвлекается, бегает вокруг столов, мешает всем, не хочет заниматься!

Мой ребёнок не хочет танцевать вместе со всеми, не хочет ходить по массажным коврикам и играть в подвижные игры. Он прячется за мои ноги, плачет, хочет уйти.

Как в одном, так и в другом случае, маме кажется, что окружающие на них с малышом смотрят осуждающе, что ребёнок у неё «не такой как все», что с ним не все в порядке. Это очень тяжёлое переживание для многих людей.

Мне часто приходят письма обеспокоенных родителей, посещающих с ребёнком групповые занятия. Там они впервые замечают, что ребёнок, так или иначе, отличается от сверстников. Им кажется, что для того, чтобы считаться «нормальным», ребёнок непременно должен хотеть делать то же, что и другие дети. При этом те же самые родители, если их спросить, все ли взрослые люди добровольно согласятся танцевать под музыку или заняться вязанием, ответят: «Нет, не все». Если спросить их считаются ли какими-то не такими, ненормальными те, кто отказался, они тоже ответят, что нет, не считаются. Получается, что взрослый человек имеет право на непохожесть, а ребёнок, к сожалению, нет. А ведь взрослый, который не любит шумные мероприятия, когда-то был тем самым малышом, прижимающимся к маминой ноге.

Внимательно понаблюдав за маленькими детьми, можно заметить, как сильно они отличаются друг от друга. Вот один карапуз сидит и увлечённо перебирает деревянные бусинки, складывает их в коробочку, готов заниматься этим чуть ли не часами. А другой больше ползает, стучит найденными предметами, пытается вскарабкаться на диван. Это два совершенно нормальных ребёнка, но они не похожи друг на друга - их увлекают разные виды активности. Точно так же они будут различаться и на протяжении всей жизни. Один будет больше любить тихие занятия, а другому всегда будут приносить больше удовольствия подвижные виды деятельности.

Групповые развивающие занятия не рассчитаны на индивидуальный подход к каждому, поэтому они включают в себя все виды доступных малышам активностей: и рисование, и лепку, и танцы, и физкультуру. Так будет строиться система группового образования и в дальнейшей жизни ребёнка. Например, в детском саду, школе. Постепенно, каждый ребёнок привыкнет, так или иначе, участвовать даже в тех занятиях, что не приносят ему особого удовольствия. Но, пока он совсем маленький, заинтересовать и мотивировать его делать то, что ему не нравится или пугает можно, только используя индивидуальный подход. Если малышу не нравится танцевать со всеми, попробуйте сделать это дома, подобрать другую музыку. Если не любит рисовать, можно устроить рисование, например, в ванной – там можно развернуться более активно (ванну легко отмыть). А в группе лучше предоставить малышу право выбора - в чём участвовать, а в чём нет, особенно если ребёнок сильно сопротивляется или явно боится. Если ваш малыш мешает другим ребятам делать то, чем они занимаются, то можно ненадолго выйти, подождать пока начнётся другая часть занятия, которая малышу больше по душе или занять его отдельно, если позволяет помещение и педагог не против.

Помните, что ваш малыш уже яркая индивидуальность! И именно сейчас вы получаете самую достоверную информацию о его природных талантах и склонностях, о том, что ему нравится, в какой деятельности он в будущем будет наиболее успешен.

Спрашивает Мама Наташа
Уважаемая Ольга Викторовна! Моему сыну Ярославу 8 лет. И это маленький старичок, причем очень циничный. У нас крепкая благополучная семья. Беременность прошла гладко, просто на "УРА", роды - кесарево сечение. С рождения ребенок получал заботу и ласку, практически никогда не наказывался, случаи наказания голосом можно пересчитать по пальцам. За все оплошности мы садились рядышком (или на колени) и беседовали, что такое хорошо и что такое плохо. До четырех лет это был практически "золотой ребенок". В 4 года он пошел в садик, родилась младшая сестричка, я старалась показать, как они мне все дороги, и уделять столько же внимания как и младшей, хоть и не всегда получалось. В пять лет он категорически отказался ходить в садик, обосновывая, что там ему скучно. Я была в декретном отпуске и пошла у сына на поводу, тем более, что мы много занимались. В школе у Ярослава начались проблемы. Хотя он был подготовлен, очень хорошо развита логика, он в числе отстающих, только-только успевает за программой (программа 2100) по русскому языку и математике. На уроках русского языка оказалось, что плохо развит фонетический слух, хотя говорит ребенок чисто с тех же 4 лет. В школе все не интересно. Звучит фраза "Лучше бы я умер, чем учился". Каждое утро начинается со слов: "Можно я в школу не пойду?". Разговоры, убеждения и даже ругань помогают ненадолго. Учительница у нас замечательная, сыну она нравится, мне тоже. Ярослав учительнице тоже нравится, говорит, что неординарный, очень умный мальчик, но когда закончит начальную школу, в старших классах ему будет очень трудно, там не будут искать на каждом уроке индивидуальный подход. Моему сыну не нравится процесс обучения. Проблем в учебе было бы меньше, если бы сын старался, а он все деает лишь бы как. Элементарные вещи он не знает, но при этом может не задумываясь рассказать принцип действия парового двигателя или закон инерции. Мечтает стать изобретателем. Поведение очень хорошее, ему хочется быть лучше других, он не бегает на переменах, не балуется, на все замечания мгновенно реагирует, так что учительница уже боится даже делать ему их, после каждого замечания Ярослав готов провалиться сквозь землю. Он не любит праздники (даже день рождения и Новый год), потому что все почему-то радуются, шумят. Мультики все критикует, там все неправильно, не по настоящему, хотя последнее время стал более снисходительным. Очень эмоционален, все и всех (даже неодушевленные предметы) жалеет. Мы живем в небольшом городке очень далеко от города, психолога у нас нет, иначе я давно бы уже обратилась за помощью. Я понимаю свои ошибки: была к сыну очень требовательна, поставила ему завышенные цели. Сравнительно немного ребенком занимался отец (много работает). Вот уже год я пытаюсь исправить свои ошибки, разговариваю с сыном, пытаюсь показать, что люблю его всякого, даже если он будет троечником. Взаимопонимание на мой взгляд есть. Что нам делать с учебой? Как развить положительное отношение к жизни? Да, единственное, что ему интересно, это изобретательство (а он часто изобретает в силу своего незнания велосипед) и компьютер... Я не знаю стоимость Вашего психологического сопровождения, но боюсь, что это дорого, хотелось бы узнать, сколько... И меня сущает, что мы уже школьники...

Ответ
Наташа! Судя по описанию, наряду с высоким уровнем умственного развития у сына не была сформирована мотивация к обучению, т.е. он психологически не был готов к школе. Подробнее об этом можно прочесть в статье про готовность к школе Подозреваю, что сын мало общается со сверстниками, а до школы у него и вовсе был узкий круг общения. Часто "маленькие старички" растут в окружении любящих взрослых, разрешающих смотреть взрослые фильмы, новости, но при этом вольно или невольно оберегающих от общения с другими детьми. В разговорах объясняйте необходимость знаний математики, русского языка и других наук для будущего овладения профессией изобретателя, приводите примеры. Для выяснения истинной причины проблем в школе нужно выяснить, что там мальчику интересно - если не уроки, то может быть друзья, возможность показать себя, свои знания. Попросите Ярослава нарисовать себя в школе, через несколько дней - рисунок семьи. Конечно, профессионально провести и интерпретировать рисунки может только психолог, но Вы имеете шанс увидеть эмоции ребенка, его чувства, мысли, то, как же он сам воспринимает сложившуюся ситуацию. Подробнее об этом в описании теста

Поделиться: