Когда надо начинать приучать к горшку. Время для знакомства с горшком

По мере роста малыши учатся и постигают все тонкости «взрослого мира». Одним из этапов взросления малыша можно назвать приучение к горшку. В данной ситуации каждая мамочка действует интуитивно или исходя из имеющегося опыта с другими детьми. Однако не каждая знает, что в определенный период этот процесс может пройти гораздо легче и быстрее.

Во время приучения малыша к горшку особое значение имеет не сам процесс освоения, а его способ, то есть каким образом он приучается к новому для него действию. Задача родителей в этот период постараться сделать так, чтобы осваиваемые действия стали для малыша своими, а не тем, что требуют от него взрослые. Важно сформировать интерес малыша к своим движениям, побуждениям и т.д. В этот период важна совместная работа малыша и взрослого с новым предметом. Ребенок учится различать, как можно и как нельзя поступать, что, собственно, и вызывает обычно затруднения.

В какой период необходимо приучать малыша к горшку?
Задержка мочеиспускания и дефекации самостоятельно формируется у малыша примерно с семи месяцев и до года. В это время малыш вплотную занимается изучением своего тела и его возможностей (трогает руками содержимое горшка, хлопает ими по луже, сделанной им же и т.д.). Во время мочеиспускания, играя, малыш может произвольно задерживать этот процесс, вырабатывая, таким образом, способность регулировать мочеиспускание.

Именно в этот период можно пробовать предлагать ребенку сесть на горшок, но только в качестве ознакомления с этим «интереснейшим» предметом, а не для демонстрации непосредственного отправления естественной нужды. Выработать стабильный навык пользования горшком у ребенка в этот период, вероятнее всего, не удастся, поскольку дети в этом возрасте очень активны и не могут долго сидеть на одном месте. Но если малыш по характеру очень спокойный, может вполне получиться научить его пользоваться горшком.

С десяти до тринадцати месяцев малыши рвутся к самостоятельности и могут возмущаться на фоне запретов и каких-либо принуждений взрослых – это так называемый кризис одного года. Горшок входит в их число. Именно поэтому дети часто отказываются ходить на горшок, даже если до этого они были приучены и никаких проблем не возникало.

Примерно после четырнадцати месяцев жизни малыша можно приучать к самостоятельному пользованию горшком на сознательном уровне. Однако родителям придется набраться терпения и подготовиться к возникновению случайных луж.

С детьми в возрасте двух лет процесс приучения к горшку проходит легче и более быстро. Во-первых, ребенок хорошо понимает, что от него требуется, и «несанкционированные» лужи в данном случае наблюдаются реже. Во-вторых, в этом возрасте детей очень заботят туалетные дела, что, конечно же, дает преимущество в приучение.

Конечно, дети все разные, развитие каждого конкретного малыша может отличаться от среднестатистических данных, поэтому вышеуказанные цифры следует считать приблизительными. Поэтому в вопросе о возрасте, когда лучше начинать приучение к горшку, следует ориентироваться на поведение малыша.

Как ускорить процесс приучения ребенка к горшку?
Следует отметить, что приучить к горшку детей, которые не носили памперсы , гораздо легче. А вот с детьми, которые носили памперсы все время, придется попотеть. В данном случае без луж и «кучек» не обойдется.

Для ускорения процесса приучения следует усвоить несколько простых рекомендаций.
Сначала нужно приобрести удобный, устойчивый и внешне привлекательный горшок. Можно разрешить малышу его потрогать и внимательно изучить. Горшок должен находиться в комнате малыша, в месте, где он обычно играет, чтобы ребенок постоянно его видел, а при желании мог на нем посидеть, освоиться, так сказать. Если у малыша этот предмет вызывает настороженность, торопиться с обучением не стоит.

Также следует отказаться от подгузников, если вы этого еще не сделали. Это необходимо для того, чтобы ребенок изучил свое тело и понял функции попы и половых органов, установив связь между позывами и их последствиями, причем не один раз.

Очень важно показать ребенку, как и когда необходимо использовать горшок. Понаблюдав за малышом, вы заметите, что перед актом мочеиспускания или дефекацией они затихает, кряхтит или выказывает свое недовольство. Именно в это время лучше всего предложить ребенку сходить на горшок («Солнышко мое, давай покакаем или пописаем в горшочек), ведь именно для этого он нам и нужен». Важно, чтобы взрослые продемонстрировали на собственном примере, как и куда необходимо справлять нужду.

Если малыш не хочет садиться на горшок, никогда не принуждайте его к этому насильно, иначе можно вызвать отвращение к этому необходимому предмету. Если же кроха нормально сидит и не пытается слезть с горшка, сажать ребенка на него можно вначале после того, как он пописает или покакает в подгузник. Грязный подгузник менять следует, когда малыш сидит на горшке, демонстративно положив его в горшок.

Далее необходимо наблюдать за малышом и сажать его на горшок по несколько раз в течение дня: после сна утром или днем, после еды, перед прогулкой и после нее, перед сном. Если вы успели, как говориться, поймать момент, и горшок был использован по назначению, обязательно похвалите малыша за проделанную работу (погладьте по голове, поцелуйте, да и просто скажите ласковое слово), чтобы у него запечатлелись в памяти приятные эмоции, связанные с использованием горшка.

Если у ребенка случилась «авария», не стоит ругать его или каким-либо образом показывать свое разочарование. Просто в такие моменты нужно ласково напоминать малышу, что «все дела» нужно делать в горшочек.

Замечу, если малыш еще не научился контролировать себя и ходить на горшок в дневное время, не нужно пытаться приучить его к этому ночью.

Помните, чтобы ребенок сходил в туалет, необходима спокойная обстановка. Стресс, посторонние люди, чужая обстановка не дают ребенку расслабиться и сделать все по правилам. Поэтому при приучении малыша к горшку этот фактор следует учитывать.

Чтобы ходить на горшок без напоминания каждому ребенку необходимо разное время. Чем старше ребенок, тем этот процесс протекает быстрее. Так, к примеру, годовалому крохе понадобится для этого от месяца до двух, а двухлетнему – неделя-две.

Стоит также отметить, что у ребенка, который умеет ходить на горшок, все же могут случаться «аварии». Обычно это происходит во время прорезывания зубов, болезни, во время увлекательной игры, в кризисный период одного года.

Как отказаться от подгузника на улице?
Как только у ребенка четко сформируется навык пользования горшком, можно начинать приучать кроху обходиться без «памперса» и на уличной прогулке. Делать это оптимально в теплое время года.

Как правило, малыши, не носившие подгузники, к моменту приучения к горшку могут терпеть во время прогулки и просятся на горшок. Те детки, которые подгузники носили, тоже научатся обходиться без них во время прогулок, только перед выходом на улицу подгузники следует снять, а с собой захватить несколько запасных штанишек.

Обязательно перед улицей необходимо предложить ребенку сходить на горшок, если желания у него такого нет, заставлять не следует. Если ребенку сложно сходить на улице «в кустики», можно взять с собой горшок. Если вы упустили момент, и ребенок сделал дело в штанишки, то необходимо ласково объяснить малышу, что произошла ошибка: «Зайчик мой, ты написал в штанишки! Посмотри, какие они теперь мокрые! Давай в следующий раз мы лучше сходим и польем травку!». После этого можно переодеть малыша.

Если все случилось как надо, обязательно похвалите малыша, но не переусердствуйте, иначе ребенок будет делать это не по желанию, а для того, чтобы его похвалили родители. После прогулки также необходимо предложить малышу сходить на горшок.

Подобные ежедневные «ритуалы» помогут ребенку обходиться без памперса и во время прогулок.

Постепенно, по мере укрепления навыка пользования горшком, ребенок будет самостоятельно просыпаться и ночью, чтобы справить нужду. Тогда можно буде обходиться без памперсов и в ночное время. К двум годам происходит укрепление функции задержки мочеиспускания во время сна, в результате ребенок перестает просыпаться ночью, чтобы сходить на горшок.

Когда не стоит приучать к горшку?
Не следует заниматься приучением ребенка к горшку:

  • во время болезни или сразу после нее;
  • если вы сменили место жительства или планируете это сделать в ближайшее время;
  • если вы ждете появления на свет второго ребенка или он только что родился;
  • если в семье кто-то сильно болеет или кто-то умер;
  • если вы разводитесь.
Напоследок отмечу, что малыши любят рассматривать и трогать руками содержимое горшка. Поэтому при подобных его попытках не кричите и не ругайтесь, дайте возможность малышу лично донести плоды своих трудов в туалет и смыть в унитаз.

Подбор статей на тему «Когда стоит начинать приучать ребенка к горшку »

Доктор Комаровский.

Статья «Дорога к горшку»

Наблюдая за ребенком, сравнивая его с другими детьми, общаясь с друзьями-подругами, нормальные любящие родители постоянно ищут доказательства того факта, что «наш не хуже других». И именно поэтому жизнь нормальных любящих родителей состоит из огромного количества переживаний.

Проблемы и поводы для волнений поэтапно сменяют друг друга. Будет ли держать головку? Вылезут ли зубы? Закроется ли родничок? Когда же, наконец, он сядет, встанет, поползет, пойдет? Неужели он так и будет отталкивать ложку? Неужели он так и не заговорит - уже ведь год исполнился, а кроме «мама» и «дай» никаких осмысленных звуков не наблюдается?

Принципиальной особенностью именно нашего образа жизни является постоянное обсуждение волнующих проблем не только в кругу семьи, но и вынос их (проблем) на всеобщее обозрение в процессе общения с друзьями, подругами, соседями и сослуживцами.

Как только на каком-нибудь дне рождения вы гордо заявите о том, что, дескать, «наш Петя в 10 месяцев сам пошел», как пренепременно среди присутствующих обнаружится более «удачливый» родитель, чей Вася пошел в 9,5. Детальное изучение вопроса наверняка приведет к расширению списка обсуждаемых родственников и знакомых. Главным итогом вечера станет не вызывающее сомнения заявление соседки тети Клавы касательно того, что ее внучатый племянник Артурчик ходил самостоятельно в 8 месяцев.

Оставшись наедине с собой, вы невольно удивитесь трансформации собственных мыслей. В течение какого-то часа ваш самый любимый, самый талантливый и самый развитый мальчик Петя из объекта непоколебимой родительской гордости трансформировался в самое обычное и совсем невыдающееся дитя. То ли дело Артурчик!

Наутро, успокоившись, вы поймете, что восьмимесячный племенник тети Клавы ходил самостоятельно, главным образом, под себя...

И это предмет отдельного разговора.

Тема «хождения под себя», к которой мы пришли «простым логическим путем», во всем спектре детских проблем стоит особняком.

* * *

Умение самостоятельно, без помощи родственников, справлять нужду является настолько очевидным атрибутом «взрослости», что желание поскорее увидеть своего ребенка гордо сидящим на горшке и не менее гордо натягивающим после этого абсолютно сухие трусы становится просто нестерпимым.

Масла в огонь добавит опять-таки уличная информация. Несложно будет узнать о выдающихся достижениях молодой мамы Оксаны из третьего подъезда: ее дочка с трех месяцев мочится по команде «пись-пись». Вряд ли вам сообщат о том, что словосочетание «пись-пись» Оксана произносит по 30-40 минут подряд, но дело сделано. Зерно сомнения запало в ранимую родительскую душу. И, снимая с сухого и веселого Пети тяжелый утренний подгузник, вы твердо решите: хватит быть маленьким!

С этого момента начнется дорога вашего ребенка к горшку (вариант унитазу). Но, отправляясь в путь, следует четко уяснить: сам малыш не скоро придет к намеченной цели. Вам обязательно следует быть рядом с ним. Готовы ли вы к этому путешествию?

Поэтому давайте перед дорогой присядем и подумаем.

И, прежде всего, вот о чем.

Много ли вы знаете детей, которые пошли в школу, не умея при этом самостоятельно справлять нужду?

Ответ однозначен - немного, а если точнее, не знаете. По крайней мере, если речь идет о ребенке, который отправился в обычную среднюю школу.

Вы твердо должны отдавать себе отчет в том, что если у ребенка нет тяжелой врожденной или приобретенной патологии, то рано или поздно он научится контролировать свои потребности и станет полноправным членом общества.

Но что в данном контексте означает словосочетание «рано или поздно»?

Рано, это когда - в полгода или в год? Поздно, это когда - в три года или в четыре?

И ответа однозначного здесь нет и быть не может.

Ибо все определяется, по крайней мере, должно определятся, именно вашими личными представлениями о своевременности и целесообразности. Еще раз подчеркиваю - лично вашими!

Не мнением прабабушки, которая однозначно заявляет, что все ее пятеро детей с годовалого возраста сами вытирали себе попу и не были избалованы вредными и никому не нужными памперсами;

Не высказываниями настойчивой соседки Оксаны, подсчитавшей, что за последние полгода ей удалось сэкономить на памперсах сумму, равную 20 упаковкам стирального порошка;

Вы четко должны определиться с непреложным правилом: это ваш ребенок, это именно вы тратите деньги на его одежду и подгузники, это именно вас должно в вашем ребенке что-либо устраивать или не устраивать. Когда и каким образом ваш ребенок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи.

Из приведенного правила есть очевидное исключение. Процессы оправления физиологических потребностей являются внутренним делом вашей семьи лишь при условии, что это не затрагивает существования других семей. Ситуация, при которой дитя мочится под дверью у соседей, нормальной не является. Но упомянутое исключение лишь подтверждает общее правило.

Итак, вы решили, что действительно пора.

Первое, что вы должны знать: что-либо знать вам совсем не обязательно. Если вы никогда не знакомились с правилами приучения к горшку, если вы никогда не открывали книг с мудрыми инструкциями, если без теории вы сразу же решили стать практиком - успех придет к вам пренепременно. Да, возникнут проблемы, разочарования в себе и в ребенке, несколько скандалов и истерик, но конечный результат предопределен.

Ограничить количество практических неудач и недоразумений можно с помощью вовремя полученной теоретической информации.

Этим мы и займемся, пожалуй.

С момента рождения - и это очевидный факт - процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т. е. эти процессы подчиняются безусловным рефлексам - действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным - подчинить его воле конкретного юного индивидуума.


Успешность переучивания определяется тремя факторами:


- Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер - это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него).

- Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.

- Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.


Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:

Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.

Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.

Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.

Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пи-пи», а ходит по большому исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется.

Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.

Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» - наполнение пузыря - мочеиспускание, а наполнение пузыря - горшок - мочеиспускание . Т. е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).

Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные - наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»...

Каких бы «поразительных успехов» вы ни добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек -частыми. И к этому надобно относится весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.


Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» - тоже совсем не редкость.

В этом-то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается, родители пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия - заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие - истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.

Отсюда важное правило: если не получается - подождите . Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.

Существуют установленные специалистами физиологические нормы.

- Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.

- Средний возраст выработки более или менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.

- Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.

Все вышеизложенное - теория, предшествующая последующим практическим рекомендациям. Но перед тем как перейти к конкретным советам, хочется еще раз подчеркнуть: попытки приучения к горшку ребенка в возрасте до года могут привести лишь к экономии подгузников (что немаловажно), но никакого отношения к формированию осознанного контроля над выделительными функциями эти попытки не имеют.


Таким образом, рекомендуемое время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале - от 1 года до 3 лет.

Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.


К таким признакам относятся:

- установление более или менее стабильного режима дефекации;

- способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;

- знание частей тела и названий предметов одежды;

- знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;

- демонстрация отрицательных эмоций как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;

- стремление (умение) самостоятельно раздеваться;

- стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.

И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом - словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».


* * *

Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.

1. Помимо готовности ребенка должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки.

2. Ребенок, как, впрочем, и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны.

3. Лучшее время - лето. Легче освободиться от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.

4. Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна - после сна, после еды, когда по поведению поняли - пора.


5. В случае успеха - очень-очень хвалим. В случае неудачи - изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся - огорчения не показываем.

6. Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы - весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.

7. Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.

8. Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок - обращаем внимание на то, какие мы молодцы, и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.

9. Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» - и, по аналогии, - «Это горшок, на нем писают и какают». Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным - размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.

10. Непринципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом - вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочиться - это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается...

Итоговое наблюдение из практики.

Честное слово, за два десятка лет работы педиатром я ни разу не сталкивался с ситуацией, когда родители нормального четырехлетнего ребенка обращаются к врачу по поводу того, что дитя не умеет пользоваться горшком.

Но рыдания мамы, чей двухлетний отпрыск писает в штаны, - явление довольно типичное. При этом главный повод к огорчениям не тот факт, что наш штаны намочил, а то, что все остальные давно ходят на горшок.

А с чего вы взяли, что все остальные ходят?

Так сами говорят!

По этому поводу вспоминается замечательный анекдот о том, как пенсионер Иван Иванович жалуется сексопатологу: «Соседу Петру Петровичу, как и мне, 70, он говорит, что может 3 раза, а я вообще не могу!». А доктор советует: «Так и вы говорите»… Надеюсь, аналогия понятна.


***

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, т.к. нет строго определенных правил и возраста, у всех детей это происходит по-разному. Мальчики отстают от девочек, потому что им труднее управлять мышцами, задействованными в этом процессе.

Чтобы малыш научился пользоваться горшком, необходимо, чтобы он достиг определенного уровня развития. Это происходит между 12 и 18 месяцами его жизни, когда стенки мочевого пузыря становятся достаточно сильными. Необходимо также научить ребенка просидеть, не уставая, на горшке примерно 10 минут, что не удается раньше годовалого возраста.

В течение первого года большинство детей почти не чувствует деятельности своего кишечника. Как только прямая кишка оказывается наполненной, содержимое выталкивается. Наблюдательная и внимательная мама легко «поймает» этот момент и посадит на горшок. Однако это не означает, что она приучила ребенка к горшку.

В начале второго года жизни ребенок начинает ощущать наполненность прямой кишки. Он уже может контролировать себя в этом процессе. Контроля за мочеиспусканием добиться гораздо труднее. В возрасте 16-18 месяцев мочевой пузырь способен удерживать большое количество мочи, и штанишки остаются сухими в течение двух, а то и более часов - значит, настало время ПРИУЧАТЬ ребенка к ГОРШКУ. С этого момента необходимо держать горшок под руками и высаживать ребенка каждые 2 часа. НО НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ. Если делать это чаще, проявляя нетерпение, это занятие малышу очень скоро надоест.


***

Единого правила тут нет. Все зависит от скорости развития малыша. Как правило, сдерживать позывы к дефекации и мочеиспусканию ребенок умеет уже к полутора годам, а к двум начинает контролировать процесс освобождения организма от отходов жизнедеятельности. Вот тогда-то и имеет смысл приучать его к горшку. Купите пластиковую яркую модель, можно в виде животного, растения, и поставьте ее в комнате на видном месте. Пусть ребенок привыкнет к новому объекту реальности.

Через неделю раз в день высаживайте ребенка на горшок в одежде. Если он ведет себя спокойно, явно не испытывает неудобств, сажайте его на горшок сразу после того, как он сходит в подгузник. Подгузник же кладите в горшок. Тем самым вы наглядно продемонстрируете его предназначение.

Осознанная потребность использования горшка сформируется у ребенка только к трем годам. До этого времени запаситесь терпением и ни в коем случае не ругайте малыша за то, что он намочил штаны.

Приучение ребенка к горшку – одна из самых сложных задач, стоящих перед родителями. Когда малыш овладеет этим важным навыком, повседневных хлопот станет гораздо меньше.Существует два диаметрально противоположных подхода к освоению горшка. Старшее поколение утверждает, что чем раньше это будет сделано, тем лучше. Для большей убедительности вам обязательно приведут несколько примеров, в которых младенца начинали обучать с 4 месяцев и к полугоду довольные родители окончательно забывали о существовании мокрых штанишек.

Согласно современным взглядам, способность к волевому контролю за отправлением физиологических нужд формируется в период между 18 и 24 месяцами. В этот период освоение горшка дается намного проще, чем в годик. Многие молодые родители больше склонны ко второму мнению и не торопят события, дожидаясь признаков готовности ребенка к переходу на очередной этап взросления.

Можно ли приучить к горшку в год

К году малыш уже способен физически контролировать опорожнение кишечника и мочевого пузыря, но до осознанного контроля еще далеко. Приучить годовалого ребенка к горшку возможно, но для этого понадобится немало терпения. При регулярном высаживании у ребенка сформируется условный рефлекс на действия и повторяющиеся словосочетания. По мере созревания способности к осознанному контролю над функционированием организма рефлекс угасает. Некоторые дети перестают ходить на горшок из чувства протеста. Поэтому, приучая ребенка к горшку в год, следует помнить, что успех может оказаться временным.

Как понять, что ребенок готов

Оценить готовность ребенка к знакомству с горшком можно по следующим признакам:

  • малыш устойчиво ходит, сохраняет равновесие при наклонах;
  • может снимать трусики;
  • не мочится во время дневного сна;
  • испражняется примерно в одно и то же время;
  • штанишки остаются сухими примерно 2 часа;
  • перед «важными делами» подает какие-либо сигналы;
  • реагирует на просьбу родителей и выполняет ее;
  • просит заменить испачканные или мокрые трусики.

Приступать к действиям можно при появлении хотя бы одного из названных признаков.

Какой горшок нужен ребенку

Детские психологи советуют приобрести горшок, когда малышу исполнится 8-9 месяцев. Его ставят в детскую, так, чтобы у ребенка всегда был доступ к нему. Переставлять горшок с места не место нежелательно.

Каким же должен быть правильный горшок?

  • Прежде всего – теплым, поэтому классические эмалированные изделия вытеснил пластик.
  • Лучше, если первый горшок будет выполнен в виде креслица со спинкой, поддерживающей малыша во время сидения.
  • Для мальчиков рекомендуются вытянутые модели, с небольшим выступом спереди, чтобы ребенок сидел, расставив ножки.
  • Девочке лучше приобрести круглую модель.

Целесообразность приобретения особо продвинутых изделий с подсветкой, музыкальным сопровождением и другими отвлекающими элементами – вопрос спорный. Такой горшок подойдет только для ознакомительной стадии, так как встроенные опции могут запутать малыша и устройство станет просто забавной игрушкой. Есть еще один не очевидный риск – у самых маленьких пользователей (младше 1,5 лет) отношения с горшком устанавливаются по типу условного рефлекса . Случайно услышанная мелодия из репертуара горшка способна спровоцировать соответствующую реакцию в самый неподходящий момент.

Важно! Лучше не приобретать горшки с музыкальным сопровождением, так как этот предмет не должен восприниматься ребенком как игрушка.

Еще один важный нюанс: чем меньше съемных деталей, тем лучше. Усаживаясь по делам, малыш неизбежно будет промахиваться чаще, чем того бы хотелось. Если моча будет затекать в технологические зазоры и выемки, откуда ее сложно вымыть, запах быстро станет невыносимым. Лучше всего горшки цельные, которые легко мыть. Со временем горшок переносят в общий туалет.


Когда лучше начинать приучать

Лучшее время для освоения навыка – лето. Дома можно ходить в одних трусиках и в случае конфуза малыш сможет снять их самостоятельно. Даже если этого не произошло и родители не сразу заметили «аварию», ребенок не переохладится.

Как научить ребенка ходить на горшок

  1. Сначала малыша сажают одетым, чтобы он освоился с новым предметом. Пусть малыш встанет сам, когда того захочет.
  2. Ознакомительный этап завершают высаживанием на горшок после пробуждения и дальше примерно каждые два часа. Если ребенок каким-то образом дает понять, что ему нужно в туалет – и в это время тоже.
  3. Успехи следует поощрять, но не превращать в праздничное событие. Если малыш забыл или не добежал, ругать не нужно. Убрать лужу или постирать мокрые трусики можно совместными усилиями.
  4. Некоторые мамы действуют личным примером. Можно наглядно показать малышу для чего нужен горшок, или некоторое время ходить в туалет вместе, сажая ребенка нс горшок рядом с собой.
  5. Наказывать, заставляя оставаться в мокрой одежде, не нужно. Воспитательный эффект может оказаться минимальным, а вред для здоровья – ощутимым.
  6. После каждого похода в туалет, ребенку нужно помыть ручки с мылом.

Если видимого прогресса и объективных причин для экстренного освоения горшка нет, лучше не форсировать события и, возможно, просто сделать паузу до достижения чуть более старшего возраста.

Вконтакте

В силу физиологических особенностей приучение ребёнка к горшку не должно начинаться слишком рано, но и запаздывать также не следует.

Необходимо помнить и про фактор индивидуальности: один карапуз уже в 9 месяцев спокойно высаживается на ночную вазу, а другой и к трём годам не всегда способен справиться с самообслуживанием.

Исходя из вышесказанного необходимо узнать, когда и как приучать малыша к горшку. Способов овладения этим умением достаточно много, однако лучше узнать поподробнее о самых результативных и наиболее естественных.

О готовности ребёнка к знакомству с горшком

Вероятно, вопрос, когда нужно приучать ребёнка к горшку, является самым распространённым и животрепещущим среди большинства современных мамочек, желающих поскорее привить малышу гигиенические навыки.

Ответ кроется в младенческой физиологии. Учёными доказано, что с первых дней жизни и примерно до годовалого возраста ребёнок не контролирует процессы опорожнения кишечника и мочевого пузыря.

То есть подобные процессы являются безусловными и не требуют участия коры больших полушарий. Следовательно, малыш не чувствует заполненности прямокишечного канала и мочевого пузыря.

Основная цель обучения ребёнка навыкам опрятности, если говорить по-простому, заключается в том, чтобы сделать условной безусловную реакцию – то есть сделать процессы мочеиспускания и дефекация волевыми и осмысленными актами.

Успешность превращения безусловного рефлекса в осмысленное действие будет определяться тремя главными факторами:

Эти три условия связаны между собой и естественным образом дополняют друг друга. Анализ данных факторов позволяет сделать очевидные и крайне важные выводы. Среди них:

  • чем раньше родители начнут высаживать ребёнка на горшок, тем больше времени и усилий потребуется для обучения этому навыку.
  • чем более развит малыш физиологически, тем быстрее он начнёт писать и какать в ночную вазу.

Можно ли игнорировать эти факторы и выводы? Безусловно. Однако в таком случае приучение ребёнка к горшечным делам будет сопровождаться различными проблемами, о которых поговорим чуть ниже.

Сложности раннего приучения

На форумах нередко встречаются комментарии терпеливых и активных мамочек, которые заявляют, что их дети в 10 месяцев (а иногда чуть ли не в 5 месяцев) могут писать после заветных звуков «пи-пи-пи» и какать после характерного кряхтения «а-а-а».

Подобные «успехи» объясняются достаточно просто. Характерные звуки, издаваемые родителями, приводят к формированию у ребёнка рефлекса: связи между звуками «пи-пи-пи» и мочеиспусканием. Говорить же о возникновении волевого акта не приходится.

Побуждать малыша ходить в горшок должны не специальные звуковые сигналы, а физиологический процесс, который сопровождается переполнением мочевого пузыря или прямой кишки.

Проблемы с, казалось бы, сформированными навыками могут начаться в два годика или чуть раньше. Малыш, уже в 9 или 10 месяцев научившийся сидеть на ночной вазе, внезапно отказывается писать и какать прежним способом, активно протестуя против высаживания.

Подобные ситуации специалисты связывают с физиологическим созреванием ребёнка. Начинает формироваться естественный контроль над наполнением внутренних органов, а родители со своими «пи-пи-пи» заставляют малыша опорожнять ещё пустой мочевой пузырь.

Таким образом, незнание родителей, как и когда приучать ребёнка к горшку, приводит нередко к выработке весьма поверхностных и нестойких навыков опрятности.

Ещё хуже, когда взрослые, расстроенные детскими неудачами в виде луж на ковре, испачканных трусиков или боязни горшка, начинают «насильничать» над малышом: заставляют его сесть на гигиеническое приспособление, запрещают вставать раньше срока и т.д. Этого делать нельзя!

Во сколько приучать ребёнка к горшку?

Итак, исходя из физиологических норм, можно сделать вывод, что обучение малышей навыкам опрятности раньше 12 месяцев не оправдано ничем, кроме родительского желания поскорее избавиться от надоевших подгузников. Конечно, это желание можно понять.

5 основных этапов:

  1. Прежде всего покажите малышу горшок и объясните, для чего он необходим. Помочь смогут резиновые игрушки с отверстиями. В такого медвежонка и пупса набирают воду и выпускают её в ночную вазу, рассказывая, что игрушка писает.
  2. Как научить ребёнка ходить на горшок? Поначалу малыша высаживают после пробуждения, перед приёмом пищи и после него, до засыпания и днём и после него, до прогулки и после неё, перед укладыванием в кроватку на ночной сон.
  3. Теперь следует отказаться от применения подгузников в течение дня. Так ребёнок сможет изучить своё тело, узнать, для чего необходимы половые органы и мягкое место. А ещё он установит взаимосвязь между органами и мочеиспусканием и дефекацией.
  4. Всякий раз, когда получается у ребёнка проситься на горшок и делать свои «мокрые дела», его надо хвалить. Но поощрения не должны выражаться в виде игрушек или лакомств. Хватит обычных одобрительных слов.
  5. Когда ребёнок начинает самостоятельно садиться на горшок, без привязки ко времени суток, значит, подошёл заключительный этап обучения. Нужно закрепить полученный результат, отслеживая характерные признаки готовности к туалету – натуживание и покраснение лица.

Небольшие хитрости

Если вы всё равно не представляете, как приучить годовалого ребенка к горшку, или у малыша постарше случаются «осечки», на помощь придут небольшие хитрости:

  • процесс обучения упростится, если в семье есть старший ребёнок, который уже умеет пользоваться горшком. В этом случае первенец сможет показать младшему, как использовать незнакомое приспособление;
  • приучаем ребёнка к горшку осторожно, не слишком усердствуя. Нет нужды держать малыша на ночной вазе дольше 5 или 7 минут. Если же его принуждать, то он начнёт отказываться даже близко подходить к столь малоприятному предмету;
  • необходимо одевать малыша очень легко и просто. Вот почему специалисты советуют начинать обучение в летний период, когда на детях минимальное количество одежды. Да и сами вещи должны быть без поясов, пуговичек, завязок и пряжек;
  • ставить ночную вазу надо в пределах досягаемости малыша. Тогда он сможет самостоятельно справить нужду, а у мамы будет повод отпраздновать пусть небольшую, но победу. Горшок можно установить в детской, неподалёку от игровой зоны;
  • чтобы гигиеническое приспособление точно пришлось ребёнку по вкусу, выбирать его нужно вместе с будущим хозяином. Пройдитесь по магазинам или присмотрите горшок в сетевом магазине, ориентируясь на предпочтения крохи (изображения животных, любимых героев);
  • можно использовать при обучении навыкам опрятности различные книжечки, которые раскрывают смысл назначения ночной вазы. К примеру, среди мам большой популярностью пользуются такие произведения, как «Медвежонок Федя и горшок», «Макс и горшок».

Насколько продолжительным будет приучение? Всё сугубо индивидуально. Некоторые дети, особенно если они физиологически готовы к контролю над мочевым пузырём и кишечником, могут обрести навык за 2 — 3 недели. Другие справляются за несколько месяцев.

Если же матери кажется, что процесс чрезмерно затягивается, а результат необходим прямо сейчас, можно прибегнуть к быстрым методикам.

Как приучить ребёнка к горшку за 7 дней: основные шаги

Система «Добровольный малыш», которую разработала Джина Форд, помогла немалому количеству матерей, не знающих, как быстро приучить ребёнка к горшку.

  • первый день. После пробуждения избавляются от подгузника, объясняя это малышу тем, что он уже подрос, поэтому теперь будет носить трусики. Затем ребёнка нужно посадить минут на десять, чтобы он пописал и покакал. Если попытка не удалась, повторяйте процесс каждые четверть часа. Можно присесть рядом и объяснять крохе, для чего необходим навык опрятности;
  • второй день. Сейчас нужно тщательно отслеживать детское поведение, чтобы не пропустить ни один признак готовности сходить в туалет. При каждом таком признаке следует предлагать горшок, чтобы закрепить вчерашние успехи;
  • третий день. Тактика поведения остаётся прежней, но дополнительно нужно избавиться от подгузников даже во время прогулки, чтобы не запутать ребёнка. Перед гулянием следует сделать «мокрые дела», а на улице чаще спрашивать, желает ли кроха писать. Можно взять с собой горшок, чтобы не отлучаться в кусты;
  • четвёртый — седьмой дни . На четвёртые сутки и ребёнок, и вы уже приблизительно в курсе, через какие промежутки времени следует пользоваться горшком. А если малыш увлёкся игрушками и позабыл о нужде, вы ему напоминаете. За каждый успех ребёнка нужно хвалить, ведь мамино поощрение – замечательный стимул для приобретения навыка.

Всего за неделю, по утверждению автора и родительниц, удаётся привить крохе гигиенические навыки. Но даже если и через 7 дней будут наблюдаться «осечки», отчаиваться или, тем более, ругать малыша не стоит. Совсем скоро всё обязательно наладится.

Как приучить ребёнка к горшку за 3 дня: условия и правила

В том случае, если необходимо в максимально сжатые сроки познакомить малыша с горшком (например, кроха совсем скоро пойдёт в садик или отправится в путешествие), родителям пригодятся методы экстренного приучения детей к гигиеническому приспособлению.

Разумеется, за столь сжатые сроки ни один ребёнок не сможет сразу же перейти от подгузников к горшку, зато у малышей сформируется база для освоения туалетного этикета.

Правила проведения методики

Метод трёх суток сработает лишь в том случае, если ребёнок старше полутора, но младше двух лет. Кроме того, кроха способен объяснить доступным способом, что хочет пописать или покакать, стремится побыстрее избавиться от испорченного подгузника.

Как приучать ребёнка к горшку за 3 дня? Прежде всего, убедившись, что малыш готов к процессу, нужно познакомить его с грядущими изменениями. Подобное знакомство начинают заранее – примерно за две недели до активных шагов.

Подготовка состоит из нескольких действий:

  • приобретите горшок (если его ещё нет), каждый день объясняйте малышу, для чего необходимо это приспособление. Можно провести инструкцию и во взрослый туалет, рассказывая, что унитаз – тот же горшок, но для взрослых;
  • расскажите за 7 суток до события о том, что от подгузников скоро придётся избавиться, а вместо них появятся трусики и горшок. Купите детское нижнее бельё для «взрослых» ребятишек. Пусть трусики будут с изображением любимых героев;
  • маме понадобится три дня подряд, чтобы всё это время быть рядом с малышом. Поэтому следует взять пятничный или понедельничный отгул, чтобы методика не прерывалась, и заручиться поддержкой супруга;
  • так как придётся 3 дня постоянно быть рядом с малышом, нужно заранее подготовить развлечения для него и себя: мультики, кинофильмы, игры, книжки – всё, что позволит не скучать и не раздражаться.

Как только удастся всё подготовить, следует переходить к активным действиям, тщательно соблюдая все рекомендации специалистов.

Первый день

Утром, как только малыш проснётся, с него снимают подгузник. Допускается надеть ребёнку трусы или оставить его ходить голышом, если, конечно, температура в помещении и сезон этому способствуют.

Ночную вазу ставят в детскую комнату, поближе к крохе. Ему, кстати, можно давать побольше жидкости: воды, молочка или сока.

Это необходимо, чтобы ребёнок захотел опорожнить мочевой пузырь. Или просто поставьте рядом с малышом поилку с любимым напитком.

Родители внимательно наблюдают за своим чадом, отслеживая каждый признак того, что тот хочет в туалет.

В идеале малыш должен заметить чёткую взаимосвязь между желанием пописать и высаживанием на горшок. Можно сажать ребёнка на ночную вазу через каждые 20 минут.

Именно для столь кропотливой работы и нужны, по меньшей мере, двое взрослых. На них будет приходиться значительная нагрузка, поскольку нужно отслеживать каждую попытку помочиться, чтобы связь закрепилась в сознании.

Как приучить к горшку очень быстро? За всякую удачную попытку обязательно хвалите малыша.

Причём говорить нужно не безликие фразы типа «молодец», а конкретно объяснять, почему вы хвалите ребёнка: «Умница, что пописал в горшок».

Неудачи же, напротив, нужно пропускать, не обращая на них никакого внимания. Тем более нельзя ругать или обвинять малыша, чтобы у него не возникли негативные ассоциации, связанные с горшком.

Перед вечерним засыпанием разрешается надеть подгузник. Пусть кроха хорошенько выспится перед следующим днём.

Второй день

Сегодня с ребёнком можно погулять на улице без подгузника. Естественно, лучше не отходить далеко от дома, чтобы в случае неприятного «конфуза» быстренько вернуться в квартиру. Это особенно актуально в осенне-зимний период.

На улицу выходят после того, как малыш пописает и покакает. В тёплое время года можно захватить с собой вещи для переодевания и второй горшок для отправления естественных нужд. После удачной попытки обязательно хвалим ребёнка.

Третий день

В последние сутки следует добавить ещё одну прогулку, чтобы малыш контролировал процесс опорожнения кишечника и мочевого пузыря как дома, так и на улице.

Перед любым режимным мероприятием (прогулка, дневной сон) необходимо высаживать ребёнка на ночную вазу. Такую же процедуру повторяют по возвращении домой и после пробуждения.

Если вы не знаете, как приучить ребёнка к горшку в 2 года в максимально сжатые сроки, придёт на помощь трёхдневный курс. По окончании методики малыши обычно хорошо реагируют на горшок, часто даже самостоятельно высаживаются на него.

Лучше всего обойтись без одежды, но если в помещении прохладно, нужно выбирать правильные вещи – без пуговок, лямок, молний и прочих застёжек. В ином случае ребёнок не сможет быстро снять бельё и сделает «мокрое или грязное дело» прямо в трусики.

Приучение к горшку за 1 день: возможно ли это?

Используют этот метод, если крохе уже исполнилось 2 годика, он понимает обращённую к нему речь и может объясняться соответственно возрасту с родителями. Также следует заручиться поддержкой всех домочадцев, поскольку маме придётся весь день находиться рядом с ребёнком.

Приучение к горшку за 1 день подразумевает обеспеченность некоторыми нужными предметами, среди них:

  • резиновая кукла с дырочкой для демонстрации мочеиспускания;
  • сам горшок;
  • любимые детские напитки;
  • одноразовые трусы.

Чем больше ребёнок пьёт, тем чаще у него возникают позывы к опорожнению мочевого пузыря. Следовательно, тем скорее родителям удастся приучить кроху к пользованию горшком. Поэтому необходимо давать своему чаду больше жидкости.

Чтобы малыша ничто не отвлекало от процесса обучения, нужно уединиться с ним в комнате и ограничить контакт с другими домочадцами. Затем крохе показывают, где стоит ночная ваза, учат его стягивать и натягивать трусики.

Поскольку опорожнение мочевого пузыря предполагает полное расслабление, простыми словами доводят до малыша мысль, что ему необходимо спокойно сидеть на горшке и ждать, пока «не польётся водичка».

Продемонстрируйте на примере резиновой куклы, что вы ждёте от своего чада. Для подкрепления инструкции жестами показывайте, как садиться, расслабляться и вставать после писания. Обязательно хвалите кроху за каждое удачное действие, используя словесное одобрение, объятие.

Как правильно приучить ребёнка к горшку за 1 день? Важно уделять особое внимание личной гигиене. После каждого мочеиспускания нужно помогать крохе выливать содержимое ночной вазы в унитаз и мыть руки с моющим средством.

Мнения об этой методике неоднозначные. Некоторые мамы признают её эффективность, другие же отмечают, что за одни сутки научить малыша писать и какать в горшок практически нереально.

Приучение к горшку девочки и мальчика: имеются ли отличия?

Нередко даже пол ребёнка влияет на скорость и особенности обучения навыкам опрятности. Многие специалисты и родительницы указывают, что маленькие леди более послушны и усидчивы, нежели мальчуганы.

Девочки стараются во всём подражать маме, поэтому им несколько проще понять принцип процесса. А из-за природной усидчивости многие малышки больше времени проводят на горшке, что существенно повышает вероятность благополучного окончания мероприятия.

Однако некоторые девочки отличаются повышенной стеснительностью — вот почему они предпочитают терпеть позывы к опорожнению мочевого пузыря, что приводит в итоге к мокрым штанишкам.

Юные джентльмены активнее, не такие усидчивые и наблюдательные, как девочки, и больше тянутся к отцам. А поскольку папы проводят много времени на работе, то и навык к мальчикам придёт несколько позже. Мамочка ведь не сможет показать, как нужно писать стоя.

Специалисты советуют при приобретении полезного приспособления учитывать пол ребёнка. Для малышек больше подойдёт изделие с округлым отверстием, для мальчугана стоит подобрать горшок с особой выемкой и валиком, которые предупредят разбрызгивание.

Как приучить девочку к горшку? Обучение малышки проходит стандартно. А вот процесс приучения мальчика немного отличается. Юного джентльмена сначала стоит приучить пользоваться ночной вазой сидя, поскольку опорожнение кишечника и мочевого пузыря в столь юном возрасте происходит одновременно.

Только после этого переходят к «мужскому» варианту. Пусть его покажет папа, а маме затем останется лишь следить за меткостью крохи, который вначале будет обязательно обрызгивать всё вокруг. Проблему, как приучить мальчика к горшку, лучше решать в игре. Это идеальный способ обучения.

Понять, как правильно приучить малыша к пользованию ночной вазой, можно, если выбрать наиболее подходящее гигиеническое приспособление. Благо что в детских магазинах имеются самые разные модели горшков.

Однако делать выбор, основываясь исключительно на цвете важнейшего аксессуара, неправильно. В столь юном возрасте ребёнку на самом деле безразлично, розовым, голубым или зелёным будет у него горшок.

При приобретении ночной вазы родителям нужно обращать внимание на несколько важных характеристик:

Конечно, каждая мама рассуждает, мол, могу купить самую лучшую модель горшка для любимого малыша. Однако не следует чрезмерно увлекаться, лучше взять устойчивую, пластиковую ночную вазу без дополнительных функций.

Современные изготовители гигиенических средств для детей предлагают приобрести специальные трусы или подгузники для обучения навыкам опрятности. Подобные «обучающие» средства отличаются слоем, который остаётся влажным и приводит к ощутимому неудобству.

Чтобы стать сухим и чистым, ребёнок пытается снять неудобный подгузник и облегчиться в горшок. В таком случае приучить малыша становится несколько проще.

К сожалению, не всегда обучение детей гигиеническим навыкам проходит гладко. Встречается как регресс умения, так и всевозможные страхи перед горшком. Кроме того, некоторые ребятишки в силу проблем со здоровьем не способны самостоятельно научиться писать в ночную вазу.

Шаг вперёд – два назад

Нередко мамы отмечают парадоксальные ситуации, когда умеющий пользоваться горшком ребёнок внезапно отказывается на него садиться. А если родители настаивают, то закатывает самую настоящую истерику. Вероятных причин у подобного явления несколько:

Чтобы справиться с возникшими трудностями, нужно выяснить первопричину нежелания справлять нужду в ночную вазу. Как только вы избавитесь от источника проблемы, можно переходить к повторному приучению.

Боязнь пластикового «друга»

Ещё одна частая ситуация – иррациональный страх перед горшком. Родителям в такой ситуации просто не удаётся усадить кроху на него, поскольку ребёнок плачет, вырывается, бьётся в истерике при одном только виде гигиенического аксессуара.

Выделяют несколько источников подобного поведения:

  1. Слишком раннее приучение к горшку, когда малыш не готов по всем параметрам.
  2. Скупость родителей на похвалу при успехах ребёнка и жёсткое наказание за неудачи.
  3. Не слишком удачное знакомство с ночной вазой. Например, малыша усадили на холодный предмет, который к тому же оказался неустойчивым.
  4. Физиологические или психологические запоры, при которых у малыша формируется ассоциация: болезненные ощущения при высаживании на горшок.
  5. Обычная детская стеснительность или нежелание совершать дефекацию и мочиться на глазах у близких людей.

Для изменения ситуации необходимо на некоторое время оставить ребёнка в покое, подождать, пока его страхи забудутся. Неправы те мамочки, которые бегают за плачущей крохой с горшком наперевес. Подобное недальновидное поведение лишь усилит детскую фобию.

Специалисты рекомендуют проигрывать тревожащую ситуацию в игровых сюжетах. Пускай малыш высаживает на горшок пупсов, роботов, мягких игрушек. Главная задача – вызвать положительные эмоции непосредственно к ночной вазе и сидению на ней.

Придумайте сказочные истории с терапевтической направленностью на горшочную тему. В таких рассказах добрый и печальный горшок ждёт, когда его хозяин поиграет с ним, а затем пописает и покакает в него. Сюжет ограничивается только родительской фантазией.

Может сработать и следующий приём. На пластиковый аксессуар наклеиваются глазки и улыбающийся рот из клейкой бумаги. Можно дополнительно украсить горшок и фигурками, изображающими любимых персонажей малыша.

Иногда проблемы с привитием ребёнку гигиенических навыков связаны не с психологическими, а медицинскими факторами. Если дневное и ночное непроизвольное испускание мочи наблюдается после пяти лет, впору обращаться к доктору.

Неконтролируемое мочеиспускание может быть вызвано несколькими проблемами:

  • врождённые патологии мочеполовых органов;
  • воспаление мочевыводящих путей;
  • несовершенство нервной системы;
  • наследственность;
  • продолжительные стрессовые ситуации.

Диагностикой и лечением энуреза занимаются два специалиста: уролог и невролог. Прежде всего родителям стоит показать ребёнка именно урологу, который проведёт обследование внешних половых органов (девочку дополнительно могут направить к детскому гинекологу).

Кроме того, уролог может назначить такие лабораторные и инструментальные исследования, как общий анализ мочи, ультразвуковое изучение почек и мочевого пузыря. При исключении аномалии урологического характера ребёнка отправляют на консультацию к неврологу.

Несколько выводов

Вопрос, как приучить ребёнка к туалету, действительно актуален. В конце статьи мы собрали самые важные рекомендации и правила, которые способны помочь взрослым облегчить и ускорить процесс обучения малыша гигиеническим навыкам:

  1. Необходимо учитывать физиологическую и психологическую готовность детей к обучению.
  2. Оптимальный возраст, по мнению экспертов, – от полутора до двух лет. Лучше позже, чем раньше.
  3. Нужно приготовиться к неминуемым «осечкам» при приучении ребёнка, стоит чаще его хвалить и не обращать внимания на неудачи.
  4. Не следует настаивать на опорожнении кишечника и мочевого пузыря, заставлять малыша тужиться «во всю мочь».
  5. Можно выбрать как длительный отказ от подгузников, так и ускоренные методики приучения к горшку. Всё зависит от вашего настроя и особенностей ребёнка.
  6. Приобретать ночную вазу лучше вместе с малышом. Так вы покажете значимость события и сможете скорее «подружить» горшок и ребёнка.
  7. Если не получилось с первого раза, подождите. Отложите пластикового «приятеля» на антресоль, забудьте о проблеме на пару месяцев, а затем опять ненавязчиво пробуйте отказаться от подгузников.
  8. Если ребёнок боится горшка, подождите, пока страхи улягутся, а уже затем вновь начинайте знакомство с этим полезным гигиеническим аксессуаром.
  9. При неконтролируемом мочеиспускании после 5 лет следует обязательно проконсультироваться с неврологом и урологом.

Следует понимать, что все представленные сроки являются достаточно условными, поэтому родителям, в первую очередь, следует ориентироваться не на усреднённые данные, мнения знакомых и подруг, а на особенности своего ребёнка.

Именно они и ответят на вопрос, как и когда приучать к горшку. Ну а многие педиатры советуют помнить, что практически все здоровые дети 5 года жизни умеют ходить в ночную вазу или унитаз. Поэтому не стоит слишком усердствовать, пытаясь доказать что-то своим подружкам и знакомым.

Этот вопрос интересует заботливых родителей примерно с полугода любимого чада. В это время кроха начинает сидеть, и его начинают активно усаживать на горшок. Но правильный ли это подход? Или как по-другому приучать деток к такому взрослому делу? Ответы на эти и другие не менее важные вопросы освещены далее.

Во сколько приучать ребенка к горшку?

Интересуются этим многие родители, а еще больше – бабушки. Ведь они утверждают, что в их время дети чуть ли не 3 месяцев давали понять, что хотят писать. Мамы тоже желают, чтобы чадо осваивало все пораньше, но не все так легко. На вопрос, когда нужно приучать ребенка к горшку, точного ответа нет. Здесь, как и в остальных этапах развития, нужно смотреть исключительно по малышу. Приучение ребенка к горшку следует начинать, когда будет психологическая и физиологическая готовность к этому. При этом одни из них уже в годик к этому готовы, а другим и в 2 еще рано. Но среди педиатров бытует мнение, что отдел головного мозга, который контролирует выделительные процессы, развивается ближе к 18 месяцам.

Как быстро приучить ребенка к горшку?

Родные решили, что их кроха уже подрос, а значит, пора заняться приучением ребенка к горшку. Только вот с чего начать приучение к горшку? - интересуются они. Здесь необходим системный подход и целый комплекс мероприятий, который обеспечит успешное приучение ребенка к горшку. Основные из них будут рассмотрены далее:

  • этот новый для карапуза предмет лучше пойти выбирать вместе с ним, пусть он сам покажет,
  • стоит начать одевать на малыша дома трусики, чтобы он начал осознавать связь «пописал - стало мокро»;
  • процесс обучения важно начинать только тогда, когда карапуз здоров и весел;
  • приучение по возможности лучше начинать, когда тепло. Тогда на улицу тоже не стоит одевать подгузник, а лучше несколько раз предложить пойти «в кустики».

Как научить ребенка проситься на горшок?

Красивый детский туалет и куча трусиков приобретены, - пора начинать процесс обучения! Ниже представлены способы приучения к горшку:

  • пусть он стоит постоянно «на виду»;
  • действия родителей должны быть системными. То есть, если дома отказались от подгузников, то надо стараться уже не надевать их;
  • на детях должен быть минимум одежды, которую быстро можно снять;
  • обязательно стоит высаживать кроху после приемов пищи и сна, перед улицей и сразу после прихода домой. Постепенно это станет привычкой;
  • если все получилось успешно, кроху стоит ласково похвалить, а если произошла неудача – не ругать.

Дети – большие повторушки. Они во всем копируют взрослых. Если после всех попыток со стороны взрослых, чадо все равно сопротивляется, можно поступить по-другому: пусть старшие братик, сестра или даже мама своим примером покажут, что на этот предмет можно и нужно садиться. Часто кроха после этого перестает бояться этого «чудо-зверя», тоже начинает с ним дружить и приучение ребенка к горшку идет успешнее. Важно подобрать предмет удобной формы. Отверстие не должно быть слишком большим, чтобы попа туда не проваливалась. В первые разы кроху можно усадить взрослому, поддержать малыша под ручки, если это нужно, чтобы ему не было страшно.

Есть современный бестселлер про приучение ребенка к горшку за 1 день. Называется он «Приучение к горшку за 1 день». Авторы Эзрин Натан и Ричард Фокс уверяют, что ознакомившись с книгой, время, потраченное на приучение, займет от 4 до 24 часов. В одной из глав описан один интересный способ – можно заручиться помощью современных игрушек, например, куклы, которая умеет писать. Куколку можно напоить из бутылочки, а потом посадить ее на горшочек – и, о чудо, - там станет мокро! Чадо настолько проникается увиденным, что тоже пытается воспроизвести подобное в ближайшее время.

Как приучить ребенка какать в горшок?

Перистальтика кишечника активизируется после еды. В это время дети часто хотят какать. Методика приучения ребенка к горшку гласит, что родители должны высаживать малыша как раз после основных приемов пищи. Очень важно при этом, чтобы маленькому человечку было комфортно. Данный предмет должен быть подходящим по размеру для него, ведь чтобы сделать большое дело, на нем нужно будет посидеть какое-то время.

Как научить ребенка писать в горшок?

Методика приучения к горшку, рассматриваемая далее, рассчитана на 7 дней. Она придумана британкой Джиной Форд для деток от 1,5 лет, когда они уже в состоянии понимать простейшие инструкции. Вот в чем она заключается:

  1. В первый день утром с карапуза снимают памперс и в течение дня часто высаживают. Малыша можно увлечь чем-то интересным в это время, чтобы не было желания вскакивать раньше времени.
  2. Второй день идет на закрепление навыка. Надо быть внимательными, следить, чтобы карапуз не заигрался и вовремя подставлять горшок.
  3. На третий день не стоит надевать подгузник даже на прогулку. Но перед ней обязательно предложить крохе сделать свои дела.
  4. Согласно методике на четвертый день многие дети уже сами готовы проситься, если нужно в туалет. В это время пусть горшочек стоит на видном месте. А по истечению недели его нужно переместить в другое помещение, чтобы малыш понимал, что справлять свою нужду нужно не посреди комнаты, а в специальном месте.

Как приучить ребенка ночью вставать на горшок?

Первый этап пути пройден – днем карапуз делает свои дела уже не в штанишки, а как взрослый просится, когда ему нужно писать. Наступает следующий этап – как приучить ребенка к горшку ночью? Если чадо еще не может проспать целую ночь и остаться сухим, значит, единственный путь – это ночные высаживания. Сначала многие дети протестуют, но со временем привыкают и практически в полусонном состоянии делают свое дело.

Мама лучше других знает своего крошку и сможет приспособиться. Можно выработать график, и высаживать чадо в 12 часов, а потом уже в 6. Потом один подъем следует убрать и посмотреть, хватит ли одного подъема за ночь. Если же случаются неудачи и промашки - не волнуйтесь и не ругайте кроху. Значит, его организм еще не полностью созрел и не может контролировать должным образом процессы.

– очень хорошее подспорье в момент, когда родители решили начать приучение ребенка к горшку. Трусы для приучении к горшку пошиты так, что снаружи у них непромокаемый слой, поэтому диваны и ковры будут спасены. А внутри они, как и обычные. То есть, если кроха в них пописает, то ощутит дискомфорт. А это важно для осознания того, зачем вообще проситься в туалет. Также есть одноразовые трусики-подгузники для приучения к горшку. В них быстро все впитывается. Но они удобны для прогулок в первое время. Если кроха попросился, их быстро и удобно можно снять, чего не скажешь об обычных подгузниках.


Ребенок не садится на горшок - что делать?

Детский туалет куплен, все методы уже попробовали, но дело не сдвигается. Карапуз наотрез отказывается ходить в него. В таком случае уже стоит прибегать к не совсем традиционным средствам. На помощь придет мультфильм приучение к горшку. Один из мультиков, состоящий из нескольких серий, показывает, как это делают медвежонок, щенок. Зверушки играют, а потом раздеваются и садятся справлять свои дела. Многие детишки очень любят мультик про свинку Пеппу. Есть серия, где Пеппа учит Джорджа ходить на горшок. На деток этот метод действует безотказно, они с удовольствием копируют мультипликационных персонажей и с легкостью приучаются к своему туалету.

Ребенок перестал ходить на горшок

Часто происходит, что приучение к горшку увенчалось успехом, малыш все делал правильно, а потом вдруг отказывается садиться на горшок. Родственники паникуют, они не могут понять, что же произошло с любимым чадом, и как разобраться с возникшей проблемой. Сперва следует разобраться с возможной причиной такого поведения. Это может быть:

  • маленького человечка что-то беспокоит, он приболел, или, например, режутся зубки;
  • возрастной кризис (кризис двух или трех лет);
  • стресс, вызванный переездом, адаптацией к саду и чем-то другим;
  • разлад в отношениях в семье;
  • другие причины, которые могли оказать негативное влияние на малыша.

Если причина выявлена, то по возможности ее нужно исключить, создавая чаду комфортные условия. Если же причину исключить невозможно, то стоит набраться терпения, не давить на карапуза и не акцентировать на проблеме внимания. Горшок нужно постепенно предлагать снова, не стоит это делать слишком активно. Если же не смотря на все усилия, проблема остается, и повторное приучение ребенка к горшку не удается, стоит пойти за помощью к доктору.


Поделиться: