Классный час в первом классе на тему "дружба". Классный час в начальной школе «С детства дружбой дорожи»

Классный час в начальной школе «Ты и твои товарищи»

Цели: познакомить с элементарными правилами товарищества; упражнять в применении правил поведения с товарищами; воспитывать чувство товарищества, коллективизма.

Оборудование : плакат «Один за всех - и все за одного».

Ход классного часа

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

Двое учеников читают стихотворение С. Маршака:

ДРУЗЬЯ-ТОВАРИЩИ

1. День стоял веселый

Раннею весной.

Шли мы после школы -

Я да ты со мной.

Куртки нараспашку,

Шапки набекрень, -

Шли куда попало

В первый теплый день.

Шли куда попало -

Просто наугад,

Прямо и направо,

А потом назад.

2. А потом обратно,

А потом кругом,

А потом вприпрыжку,

А потом бегом.

Весело бродили

Я да ты со мной,

Весело вернулись

К вечеру домой.

Весело расстались -

Что нам унывать?

Весело друг с другом,

Встретимся опять!

Как можно озаглавить это стихотворение?

Про кого так можно сказать?

С. Я. Маршак назвал стихотворение «Друзья-товарищи».

И сегодня у нас речь пойдет о том, как вы относитесь друг к другу. (На доске плакат с девизом «Один за всех - и все за одного».)

Вы заметили, что у одних ребят много товарищей, а с другими никто не любит играть? Подумайте, почему это происходит.

Расскажите, кто с кем дружит.

Что ты ценишь в своем товарище? А у кого другая причина?

За что обижаешься иногда на него?

Как часто ты вспоминаешь «волшебные слова», когда говоришь с друзьями?

Ребята, иногда вы внимательны только к тем, кто для вас что-то сделал.

Посмотрите маленькую сценку по рассказу В. Осеевой «Не за то и не за это». Внимательно смотрите и ответьте на вопрос: может быть, Костя неправ? (На доске плакат с изображением скворечника.)

НЕ ЗА ТО И НЕ ЗА ЭТО

Костя сделал скворечник и позвал Вову.

Посмотри, какой птичий домик сделал!

Вова присел на корточки.

Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, - робко сказал он, - сделай и мне такой, а я тебе за это планер сделаю.

Ладно, - согласился Костя. - Только давай не за то и не за это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе скворечник.. .

Дети, ответьте на поставленный вопрос. А кто прав? Докажите, почему он прав.

Если товарищ что-то у тебя попросит, может быть, и не следует отдавать «за так»?

Чтение рассказа.

НА УРОКЕ ТРУДА

Миша всегда забывал дома, и сегодня не принес на урок труда цветную бумагу. Он сказал об этом вслух. И тут же попросил у соседки лист бумаги. Он был уверен, что Наташа обязательно даст ему бумагу. И вдруг Наташа решительно заявила:

Не дам тебе. Если бы это было один раз, а ты всегда все забываешь. Ты растрепа.

А как в вашем классе дети относятся друг к другу? С кем хочется, с кем приятно вместе работать и играть, а с кем трудно?

Много есть пословиц о дружбе и коллективе. Какие пословицы вы знаете?

Пословицы и поговорки:

Дружба - дело святое.

Верному другу цены нет.

Сам погибай, а товарища выручай.

Один и камень не поднимет, а миром и гору перенесем.

Что одному с трудом дается, то коллективом легко берется.

Все считают, что быть ябедой стыдно. Но вот только по- разному думают, кого можно назвать ябедой.

Ребята, а у нас в классе есть такие, которые любят жаловаться?

Вот послушайте стихотворение А. Барто о Сонечке. И ответьте на вопрос: правильно ли поступает Сонечка?

Тронь ее нечаянно -

Сразу: - Караул!

Ольга Николаевна,

Он меня толкнул!

Мне попало что-то в глаз,

Я пожалуюсь на вас!

Дома снова жалобы:

Голова болит...

Я бы полежала бы —

Мама не велит.

Сговорились мальчики:

Мы откроем счет,

Сосчитаем жалобы,

Сколько будет в год?

Испугалась Сонечка -

И сидит тихонечко.

Да, ребята, не ябедничайте никогда. Если друг в чем-то не прав, скажите ему об этом, остановите товарища, если он занимается чем-то плохим.

Вася вбежал в класс, когда Костя складывал черепки разбитого цветочного горшка. Черепки соединились, и не было видно, что горшок разбит.

Начался урок. Зинаида Ивановна и ребята сначала ничего не заметили. Но вдруг горшок развалился.

Кто разбил горшок? - спросила Зинаида Ивановна. Все молчали. Вася посмотрел на Костю. Тог молчал.

Тогда Вася встал и сказал:

Это сделал Костя, я видел. Он нечаянно задел, горшок и разбился.

Кто-то из ребят тихо сказал:

Подумайте, кто же ябеда, почему вы так думаете?

Ребята, вы стали большими, учитесь во 2 классе. Расскажите, как вы относитесь к первоклассникам.

А я знаю, есть ребята, которые обижают малышей.

Вот посмотрите на этот рисунок. Что здесь изображено? (Большой мальчик защищает малыша от хулигана.)

Правильно ли поступает мальчик? А почему?

Да, дети. Малышей нужно не обижать, а помогать им, в трудную минуту прийти на помощь. Если малыши поссорились между собой, помирите их. А драчунов разнимите. За это младшие будут уважать вас. Они будут знать, что у них есть надежные старшие товарищи.

А сейчас мы поиграем в игру «Любимое занятие».

Выходят два товарища, они совещаются и молча, при помощи мимики показывают, что они любят делать. Например, кататься на лыжах, читать книгу и т. д.

Остальные отгадывают; кто отгадал, тот выходит со своим другом.

Разные ребята дружат по-разному. Одни любят всегда командовать, другие очень быстро обижаются, третьи готовы во всем уступить другому, лишь бы играть вместе.

Иногда игра и дело не ладятся, потому что ребята не могут договориться друг с другом.

Подумай, дружно ли ты играешь с ребятами. Обсудите, как надо играть вместе, чтобы было весело, интересно.

Прочитаем рассказ Е. Пермяка и узнаем, что может случиться с теми, кто не умеет дружить.

САМОЕ СТРАШНОЕ

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожки строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть.

Оставили его - все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирае т.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек!

Обсудите, почему Вова гордился собой, своим поведением. Хорошо ли, если тебя все боятся?

Придумайте другие вопросы, которые вам было бы интересно обсудить вместе.

В дружбе не все бывает гладко, бывают и ссоры.

Чтение рассказа Н. Калининой.

ДВА ТОВАРИЩА

Коля и Сережа жили в одной квартире, гуляли на одном дворе, ходили в одну школу, сидели за одной партой.

Раз вечером пришли они из школы, взяли санки и вышли во двор. На дворе катались с горы, играли с ребятами в прятки. Потом сделали поезд из санок.

Долго гуляли; все по домам разошлись, а они все по двору бегают. Наконец, Коля говорит:

Сережа, у меня руки замерзли, пойдем домой.

Побежал Сережа к двери, а Коля кричит:

Подожди, надо санки развязать!

Сам развязывай!

У Коли пальцы замерзли — не слушаются. Дверь тяжелая, не открывается. А Сережа сверху кричит:

Я первый! - И смеется.

Прибежал домой. Колина мама спрашивает:

Где Коля?

Сейчас придет.

Идет Коля, санки тащит, обидно ему и холодно. Прошел в свою комнату и заплакал.

Ты что плачешь, с Сережей поссорился?

А Коля говорит:

Я не ябеда.

Посмотрела мама на Колю и сказала:

Не плачь. Вы товарищи. Тебе обидно, а Сереже стыдно. Ему хуже.

Сережа весь вечер из комнаты не выходил. Ни во что не играл, ни на кого не смотрел. Потом достал из ящика толстую бумагу, взял ножницы и вырезал самолет. Самолет раскрасил цветными карандашами, а когда ложился спать, положил рядом с подушкой.

Утром мальчики шли в школу. Под ногами хрустел снег, кружились и падали снежинки. Сережа с Колей догоняли, обгоняли точно таких же ребят, как они сами. Коля нес в одной руке сумку, в другой красивый самолет, а Сережа говорил:

Это - я сделал. Он долетит до самого Солнца!

И оба смеялись, потому что им было весело.

А как ты миришься со своими товарищами?

Подумай, всегда ли ты бываешь прав, когда ссоришься с ребятами?

Навсегда запомните, ребята, простые правила товарищества:

Помогай товарищу, если он попал в беду, помоги ему чем можешь.

Делись всегда с товарищами, если у тебя что-то есть, а у товарища нет.

Останови товарища, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить - значит говорить друг другу только правду.

Не ссорься с товарищами: старайся работать и играть с ними дружно. Не завидуй товарищам, радуйся их успехам.

Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.

III. Подведение итогов.

Какова тема занятия?

Какие вы знаете правила?

О чем сегодня говорили на классном часе?

Классный час на тему: «Правила дружбы»

Классный час в начальной школе о дружбе: для 2, 3 и 4 класса.
ЦЕЛЬ: познакомить учеников с понятием дружба, что такой настоящие друзья, как важна дружба

Учитель:

Вы, ребята, учитесь в одном классе. Как должны одноклассники относиться друг к другу?

Дружба и взаимопомощь очень нужны каждому из вас и всем людям. Подтверждают это пословицы, придуманные народами разных стран:

1. «Не имей сто …» - русская.

2. «Дружба сильнее каменных стен» - белорусская.

3. «Дружба дороже золота» - украинская.

4. «Друга ищи, а найдешь, береги» - французская.

5. «Считай возраст по друзьям, а не по годам» - английская.

Можно проанализировать некоторые пословицы.

Учитель:

Сейчас я прочитаю вам несколько маленьких историй, случившихся с такими же ребятами, как и вы. Будьте готовы отвечать на вопросы.

1. « За грибами» В. А. Сухомлинский

О чем рассказ?

А если бы у Аленки не было грибов, Федя поделился бы с ней грибами?

Можно ли назвать ребят друзьями? Почему?

Значит, друзья должны всегда … друг другу. (Помогать)

2. «Ландыш перед окном» В. А. Сухомлинский

О ком эта история?

Можно ли назвать отношения ребят дружбой? Почему?

Значит, друзья должны … друг о друге. (Заботиться)

Как будет чувствовать себя человек, оставшийся без друзей?

Что делать, чтобы такого не случилось? (Не ссориться по пустякам, уступать, делиться, помогать и т. д.)

Учитель:

Каким должен быть, по-вашему мнению, «настоящий друг»?

Игра «Важные качества»

Учитель перечисляет личностные качества, а дети хлопком выбирают те, которые подходят, по их мнению, другу.

Добрый, злой, глупый, умный, неряшливый, аккуратный, правдивый, хитрый, грубый, вежливый, любознательный, любопытный, находчивый, плаксивый, веселый, жадный, щедрый, драчливый, уравновешенный, верный …

Делается вывод, что все хотят дружить с хорошими ребятами. А для этого нужно и самому быть хорошим. Можно напомнить «Золотое» правило поведения: «Поступай с человеком так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Учитель:

Давайте порассуждаем, о дружбе мальчиков и девочек. Возможна ли между ними настоящая дружба?

Дружить могут все, независимо от пола, национальности, возраста, достатка.

Можно послушать или спеть песню «Если с другом вышел в путь» М. Танича.

Для сплочения ребят можно провести игры, встав в круг:

1. «Хоровод ласковых имен» (по часовой стрелке и в обратном порядке называть соседа ласковым именем, например, не Ира, а Ирочка).

2. «Скажи соседу комплимент»,

Желательно организовать общее дело, где предполагается взаимопомощь:

Изготовление, например, закладок для школьной библиотеки, украшений к предстоящему празднику,

Уборка класса и починка мебели,

Посадка семян и др.

Итог:

Вам понравился результат работы?

Как вам работалось?

Давайте постараемся все и всегда делать дружно. А для этого нужно действительно стать настоящими друзьями, как поется в песне «Настоящий друг».

Цели и задачи

— показать значение дружбы на конкретных примерах;

— формировать умение находить способы примирения;

— развивать мышление, внимание.

Оборудование

У учителя — распечатки задания для расшифровки пословицы (для каждой пары), красивая бутылочка с каким-либо напитком.

Ход классного часа

Введение в тему

Учитель . Сегодня на классном часе мы поговорим о дружбе, о том, как нужно дружить, чтоб не терять друзей.

Послушайте притчу, которая называется «О дружбе».

В джунглях жила стая волков. Вожак стаи был очень старый. И когда стае пришлось идти на охоту, вожак сказал, что не в состоянии вести стаю.

Из стаи вышел молодой, крепкий волк, подошел к вожаку и попросил, чтобы тот разрешил вести стаю ему. Старый волк согласился, и стая отправилась на поиски пропитания. Через сутки стая пришла с охоты с добычей. Молодой волк рассказал вожаку, что они напали на семерых охотников и без труда задрали их.

Пришло время стае снова идти на охоту, и повел ее молодой волк. Стаи долго не было. И вот старый волк увидел молодого волка, залитого кровью. Он рассказал вожаку, что стая напала на троих человек и в живых остался только он один. Старый волк удивленно спросил: «Но ведь в первую охоту стая задрала семерых вооруженных охотников, и все вернулись целыми и с добычей?».

На это молодой волк ответил: «Тогда было просто семь охотников, а в этот раз были три лучших друга».

Вопросы для обсуждения:

— Почему в первый раз стая волков смогла справиться с семерыми охотниками?

— Почему стае не удалось победить троих человек с ружьями?

— В чем сила этих троих охотников?

— Как вы думаете, какие качества характера наверняка помогли друзьям справиться с целой стаей?

— Чему учит нас эта притча?

Выполнение развивающего задания

Учитель. Расшифруйте пословицу, выражающую главную мысль этой притчи.

Дети получают распечатки задания. Работа в парах.

Ответ. Дружба дороже денег.

Учитель . Объясните смысл этой пословицы.

Игра «Колечко красоты»

Учитель. Сейчас мы поиграем. У меня есть колечко красоты. Стоит только прикоснуться колечком любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое.

Учитель просит детей встать в круг и вытянуть сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Затем дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

Вопросы для обсуждения:

— Вам понравилась игра?

— Приятно было слышать добрые слова в свой адрес?

— Как вы считаете, в каждом человеке можно найти что-то хорошее?

Чтение стихов о дружбе

Учитель . К сожалению, даже самые хорошие друзья иногда ссорятся. С кем ни бывает! Главное — вовремя помириться, простить обиду.

ССОРА

Я поссорился с дружком,

Мы с ним больше не играем

И друг с другом не болтаем,

Мы с ним больше не вдвоем.

Каждый со своей обидой

Целый день один сидит.

Каждый со своей обидой

Без умолку говорит.

Но обида вдруг пропала,

Видно, все слова сказала,

Стали мы с дружком опять

Прыгать, бегать и играть.

МЫ-ДРУЗЬЯ

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый,

Не похожи мы, а все же

Нас не разольешь водой!

Дело в том,

Что он и я —

Закадычные друзья!

Все мы делаем вдвоем.

Даже вместе...

Дружба дружбою,

И у нас случилась драка.

Был, конечно, важный повод.

Очень важный повод был!

Помнишь, Петя?

— Что-то, Вова,

— И я забыл...

Ну, неважно! Дрались честно,

Как положено друзьям:

Я как стукну!

— Я как тресну!

— Он как даст!

— А я как дам!

Скоро в ход пошли портфели,

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду —

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим — что за чудо?

С нас ручьем бежит вода!

Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льется,

А она еще смеется:

— Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!

Б. Заходер

Проигрывание ситуаций по примирению

Учитель.

♦ Можно ли ни разу не поссориться с другом?

♦ Что вы делаете, чтобы помириться?

Я знаю совершенно волшебные способы примирения, и сейчас мы с вами попробуем их продемонстрировать. Поссорившихся на данный момент нет? Значит, придется проиграть ситуации, вообразив их.

Представьте себе, что поссорились Коля с Антоном. Они хотят помириться, но не знают, как. Коля, поговори со своей обидой, напомни, как хорошо вы дружили с Антоном, и попроси обиду уйти. (Антон проигрывает ситуацию.) Обида ушла? А теперь смело иди к другу и просто скажи ему: «Привет!» (Проигрывается ситуация с продолжением.)

А теперь представим, что поссорились Катя с Олей. Им очень хочется снова играть вместе. Но никто не решается подойти первым. Катя, возьми эту бутылочку с жидкостью, подойди к Оле и скажи: «Это волшебный напиток примирения. Только бабушка знает рецепт его приготовления. Хочешь попробовать?» (Девочки проигрывают ситуацию.)

Подведение итогов

Учитель . Продолжите, пожалуйста, фразу: «Дружить — значит...»

Дети вместе с учителем еще раз обсуждают рассмотренные в ходе классного часа ситуации, делают выводы о важности умения мириться, прислушиваться к партнеру.

Сценарий классного часа в начальной школе "Дружба начинается с улыбки..."

Тулинова Елена Дмитриевна, учитель начальных классов Марьинской общеобразовательной школы I-III ступеней №1.
Описание материала: Воспитание доброты, чуткости, терпимости и формирование дружеских отношений в коллективе имеет значимую роль в жизни первоклассника. Данный материал будет интересен учителям начальных классов.
Цель:
-сформировать у учащихся представление о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности;
- формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе;
- развивать стремление быть терпимым в обществе людей;
- воспитывать доброжелательность, умение дарить тепло и доброту.
Оборудование:
- на доске тема классного часа, плакат с изображённым деревом, рисунки солнышка, облачка, цветка, сердца, грозовой тучи (по количеству учащихся), маленькие сердечки из белой бумаги (по количеству учащихся), телевизор, DVD.

Ход классного часа.

I.Вступление.
Звучит песня "Улыбка" из мультфильма "Крошка Енот"
Учитель. Слова «До свидания»,
«Спасибо», «Простите»,
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома
Слова эти очень важны,
Они человеку, как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить,
Слова эти нужно с улыбкой дарить.
- Здравствуйте, ребята! Хочу ещё раз повторить эти чудесные слова: «Здравствуйте!», «До свидания», «Спасибо», «Простите». И вы тоже почаще говорите эти слова маме, папе, друзьям, прохожим. Вы почувствуете, как у них поднимается настроение. Дело в том, что эти слова особенные. Они обладают оздоровительной силой. Так пусть у нас всегда будет хорошее настроение! Я желаю вам, ребята, счастья, успехов, радости, благополучия. Пусть девизом нашего занятия станут такие слова(они появляются на экране):
Давайте дружно будем жить
И нашей дружбой дорожить,
И никогда не ссориться –
Тогда дела все спорятся.
II. Сообщение темы классного часа.
Учитель. О чём будет наш разговор, мы узнаем, разгадав кроссворд. (Он появляется на экране. Дети разгадывают слова по горизонтали. В выделеных клетках по вертикали появляется ключевое слово «Дружба»).
1.Чебурашке другом был
Добрый Гена…(Крокодил)
2.В телефонной будке жил,
Был один, бедняжка.
Но однажды решил
Друга найти …(Чебурашка)
3.С голубого ручейка
Начинается река.
Ну, а дружба начинается с …(улыбки)
4.Меня вы узнаёте?
Я – героиня книжки,
Со мной всегда семь гномов,
Вам, думаю, знакомых.
Ответьте-ка без спешки –
Зовусь я …(Белоснежка)
5.Всех излечит, исцелит
Добрый доктор…(Айболит)
6.Собираясь что-то делать,
Наберись терпения,
Навсегда тогда исчезнет
Плохое …(настроение)
- И так, мы отгадали ключевое слово. Сегодня мы с вами поговорим о дружбе.
III. Основная часть.
1.Мозговой штурм «Дружба – это…»
Учащимся предлагается подумать над вопросом, что такое дружба и зачем она нужна людям. После небольшого размышления ребята высказывают свои мысли, которые записываются на доске. Учитель подводит итоги и даёт определение понятию «дружба».
2.Игровое упражнение «Найди себе подобного».
Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Педагог прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).
Учитель даёт задание детям найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.
Дети определяют, за какой стол они сядут, помогая друг другу жестами.
Учитель обращает внимание детей на то, что один ученик остался без пары, и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один, без друзей?»
Обсуждение.
- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
- Какой рисунок у вас на спине?
На экране появляется четверостишие:
Дружба – главное чудо, всегда
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
3.Чтение и обсуждение стихотворений о дружбе.
- Ребята, послушайте стихотворение М. Скребцовой «Друга за деньги не купишь».
Денег добрый друг дороже,
И богатств огромных тоже,
И дворцов, и даже трона,
И с брильянтами короны!
Друг бесценнее всего,
Не купить нигде его!
Так что время зря не трать –
Друга начинай искать!
Обсуждение.
- Может ли быть у человека много друзей?
- Какие качества вы больше всего цените в друге?
- Расскажите о своих друзьях.
- В какие игры вы играете со своими друзьями?
- Что нужно сделать, чтобы у тебя появился друг?
Учитель. Если мы хотим иметь друзей, мы должны твёрдо представлять себе и чувствовать, что нужно другому человеку. Дружба – это всегда серьёзно. Тот, кто хочет дружить, должен не требовать от друга много, ничего не давая взамен.
Послушаем ребят, которые подготовили к нашему занятию стихотворение Агнии Барто «Требуется друг».
Обсуждение.
- Встречались ли вы с такими друзьями в жизни?
- Почему у девочки возникли проблемы с друзьями?
- Почему с ней никто не хотел дружить?
- Что по вашему мнению лучше для человека: иметь одного настоящего друга или множество знакомых и приятелей?
- Давайте обсудим, какие взаимоотношения сложились у нас в классе, как вы себя чувствуете в нашем классе?
На экране появляется надпись:
-умение прощать
- умение делиться
- беспокойство за другого человека
- помощь друга в беде
- умение не обижаться
Учитель. – Что из этого больше всего необходимо для дружбы?
- Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья? Расскажите, как вы нашли своих друзей.
- Как вы думаете, нужно ли учиться дружить?
- Расспросите своих родителей, как им в жизни помогла дружба.
4.Тренинг (работа в парах)
- Выразите одобрение по поводу успеха одноклассника в какой-то области (в учёбе, в спорте…)
- Утешьте в связи с какой-то неудачей…Поддержите.

А закончить тренинг можно словами С. Михалкова (появляется запись на экране):
Когда живётся дружно,
Что может лучше быть?
И ссориться не нужно,
И можно всех любить!
5.Игра «Я начну, а ты продолжи»
Учитель. О дружбе сложено множество пословиц. Я их буду начинать, а вы - продолжать.
- Нет друга – ищи, …(а нашёл – береги).
- Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей).
- Один за всех…(и все за одного).
- Человек без друзей, …(что дерево без корней).
6. «Дерево дружбы»
Учитель. Посмотрите, какое необычное дерево выросло у нас в классе. Это дерево дружбы. Чтобы оно не засохло, нам нужно его укрепить качествами, которыми должен обладать каждый из нас, чтобы иметь много друзей.
Дети высказывают свои предположения, эти качества записаны на отдельных листиках и прикрепляются к веткам дерева.
Поскольку дерево необычное, то и плоды у него будут тоже необычными. Это будут наши с вами сердечки. Всем детям раздаются белые листики в форме сердечек.
-Зажгите свои сердца огнём дружбы, закрасьте их. На обратной стороне напишите имя своего друга, или того, с кем вы хотели бы дружить (можно ещё написать пожелание другу). А теперь прикрепим наши плоды к дереву дружбы. Пусть наше дерево растёт, а дружба крепчает с каждым днём!


IV. Итог классного часа.
Мы сегодня много говорили о дружбе. Надеюсь, что многие из вас сделают для себя какие-то выводы, и наш класс станет самым дружным во всей школе. А подытожив, давайте все вместе исполним песенку о дружбе.
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,-
Вот что значит настоящий верный друг!























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Идея занятия: интегрировать знания, полученные при изучении тем на уроках окружающего мира, обществознания, литературного чтения и внеклассной воспитательной работы по направлениям:

1.“Развитие эмоционально-чувственной компетенции учащихся младшего школьного возраста”;

2. “Приобщение учащихся к социальному миру взаимоотношений”.

Развивать умения работать в команде, обобщая свои знания, делать выводы, пользуясь различными источниками информации, анализировать их. Работа по данным темам представляет собой определенную систему занятий, но не может и не должна быть ограничена только ими. Она требует от педагога индивидуального подхода к каждому ребенку, основанного на принципах педагогики сотрудничества и доверительного взаимодействия.

Проблемы начальной школы:

*средствами начального образования снижается здоровое детское любопытство, творческий потенциал школьников, нивелируется индивидуальность детей;

*неудовлетворительный уровень психо-физического здоровья и эмоционального благополучия детей. В этом и заключена воспитательная ценность выбранной темы.

Вид занятия: комбинированное занятие.

Тип занятия: интегрированное с использованием ИКТ.

Форма проведения : внеклассное мероприятие.

Цель классного часа: способствовать углубленному осмыслению понятия “дружба”, “друг”,осознании своих обязанностей перед друзьями. Задачи : способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся; формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу.

Предварительная работа.

Чтение художественных произведений и обсуждение прочитанного (рассказы, сказки, притчи, легенды, стихи, в которых раскрывается тема дружбы).
Подбор пословиц и поговорок о дружбе.
Выставка книг разных писателей, поэтов о дружбе.
Творческие работы учащихся: сочинения, сказки из рубрики “Мы писатели”; рисунки, коллективные работы, плакаты, презентации. Разучивание новых песен о дружбе и доброте.
Проведение анкетирования среди учащихся класса. Занятия с психологами, направленных на сплочение детского коллектива.

Участники: школьники 3-го класса.

Оборудование:

Презентация (Приложение 1); песенки о дружбе; видеоролики.На партах папки с заданиями: тесты, раздаточный материал (ромашки, листики, колоски, магниты, кнопки). Лист ватмана для оформления “Тумбы для объявлений”, куда будут крепиться листочки-объявления “Ищу друга”.Карточки со словами – понятиями: Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность. Раздать листы с тестами на каждого человека.Блокноты “Карманное пособие для Друга” . Кодекс дружбы. Материалы для оформления книги “Дружба”.

Ход занятия

1. Организационный момент. (1,5 мин.) Диалог между учениками.

– Поговорим?
– О чем?
– О разном и о прочем.
– О том, что хорошо.
– И хорошо не очень.
– Поговорим?
– Поговорим. Вдруг будет интересно.

Психогимнастика. (Слайд 4)

Для создания психологического настроя в начале занятия ученикам предлагается упражнение “Улыбка” и просмотр клипа “ Дружба = Я + ты”.

Слово учителя . Улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки, взяться за руки со своим соседом. Ребята, давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: “Я желаю тебе…” (Ребята говорят пожелания друг другу.)

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы. (1 мин.)

Слайд-тема 1–2. “Поговорим о дружбе… Настоящий ли ты друг?”Слайд 3. Актуальные вопросы для обсуждения: Можно ли научиться общению?Как стать хорошим товарищем?Кто становится другом? Как его найти?Какие личные качества необходимы для настоящей дружбы? А какие противопоказаны ей? Почему дружбу называют школой самовоспитанием? Итак, ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии?Открывается тема урока: “ Поговорим о дружбе… Настоящий ли ты друг?”

3. Обсуждение основных вопросов занятия. (7–8 мин.)

Слайд 5. Написано предложение “Дружба – это…” Открывается слайд со словами “друг”, “товарищ”, “приятель”. Слайд 6. Открывается слайд со словами “друг”, “товарищ”, “приятель”.

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.

– Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе, о настоящем друге, о том как распознать настоящую дружбу от лживой, как распознать человека, который считает себя твоим другом, а сам имеет корыстные цели в общении с тобой.
Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе? Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Чтение и обсуждение притчи о дружбе.

Послушайте притчу о дружбе:

Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину”. Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, то высек на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”. Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...

Беседа: – О чем эта притча, чему она учит нас?

– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: “ Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой”.
– Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшой тест.

4. Физкульминутка (психогимнастика) (1 мин.) Песня “Песенка о дружбе” – караоке (Слайд 7).

5.Выполнение теста и анализ его результатов. (5–7 мин.) Тест “Хороший ли ты друг” (Слайд 8–9).

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь? А) Пойдешь в кино одна (один). Б) Одолжишь подруге (другу) денег. B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь? А) Проведешь вечер одна (один). Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье. В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь? А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться. Б) Бросишься на помощь подруге (другу). В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь? А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку. Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом. В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

– Итак, подведем итог.

Больше ответов А: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

– Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Давайте подумаем, существует ли некий кодекс дружбы?

Учитель : Каждый человек стремится к общению с другими людьми. Это нормальное и естественное чувство. Но, к сожалению, в жизни мы встречаем как общительных, так и малообщительных людей. С детства мы усваиваем набор житейских правил, соблюдение которых обеспечит в будущем “роскошь общения”. А существуют ли секреты общительности? Можно ли этому научиться? Прежде всего необходимо осознать свои особенности и возможности. Это по силам каждому. Понаблюдайте за собой. Не исключены некоторые открытия, но ведь трезвый взгляд полезнее “розовых очков”.

6. Игра “ Знакомство – представление”. (7 мин.)

Слайд 10. Игра “ Знакомство – представление”, “Ищу друга!” (Раздаются цветные листочки.) Друг должен подходить вам по характеру, по темпераменту, по увлечениям. Ваш друг должен подходить вам как “ пазлы”. Например:

“Веселый жизнерадостный человек любитель бокса ищет друга”.
“Скромная застенчивая девушка, любит стихи ищет подругу”.
“Ищу друга, с которым можно ходить в походы!”.

Вы решили найти друга по переписке и для этого вам нужно написать объявление о себе в газету. Расскажите о своих сильных сторонах – о том, что любите, цените, применяете в себе, о том, что дает вам чувство уверенности. Не умоляйте своих достоинств, но сообщите и о своих недостатков. Все участники пишут объявления, а затем прикрепляют его на доску объявлений. (В классе доска с надписью “ Доска объявлений”.)

(Листочки – объявления вывешиваются на импровизированную тумбу для объявлений.) Думаю, что ваши объявления обязательно привлекут к себе внимание, ведь в основе общительности лежат два чувства – уважение и доверие, а эти чувства связаны с желанием понять, внутренний мир другого человека. Умение жить среди людей, иметь товарищей и друзей зависит исключительно от воспитания и самовоспитания.

7. Работа в группах. Игра “Слова”(5 мин.)

Слайд 11. Слова. Заполним таблицу. Левая и правая сторона класса. Что же сближает людей? Какие черты характера вы хотели бы видеть в своих друзьях? Давайте вместе с вами “разобьем” на две группы предложенные слова, обозначающие необходимые другу качества, и слова, обозначающие качества, которые нужно “изживать”. Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность. Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать хорошим Другом. Больше всего общительность проявляется в чувстве товарищества. Но как отличить истинную дружбу от приятельских отношений? У каждого человека по этому вопросу свое мнение. А какое оно у вас?

Надпись на доске: “Лже – Друг” “Настоящий Друг”: к какой колонке вы поставите данные надписи? Дайте теперь определение Друг – это …

Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью. Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз внимательно на слова и подумайте, какие черты присущи вам. Каждый для себя пусть сделает вывод хороший ли я друг? А теперь посмотрим на те качества, которыми, по мнению большинства не должен обладать настоящий друг. На листочках напишите то, что вы хотели бы изменить в себе или совсем избавиться от недостойных качеств, чтобы у вас было больше друзей. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет читать. Выбросив в урну эти листочки, мы будем верить, что сможем искоренить в себе то, в чем признались только себе. (Ученики пишут, сворачивают и выбрасывают в урну.)

8. Игра “Ромашка” (3 мин.)

Слайд 12. “Ромашка”. Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в “Ромашку”. Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просо словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. (Каждому выдается по ромашке, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.) Ученикам предлагается прочитать свое качество. Все вместе, используя “ромашку”, еще раз отвечают на вопрос “Какими качествами должен обладать настоящий друг? ”.

9. Клип о дружбе”Барбарики– дружба” с обсуждением (3-4 мин.) +

+ Слайд 13. Расположите в порядке значимости следующие высказывания + (задание у детей)
– Быть хорошим товарищем – это значит быть мягким и добродушным.
– Быть хорошим товарищем – это значит быть серьезным и требовательным в отношениях.
– Быть хорошим человеком – это значит уметь помолчать, когда этого требует ситуация.
– Быть хорошим товарищем – это значит уметь сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого.
– Быть хорошим товарищем – это значить хорошо знать недостатки друга и тем не менее любить его. (Что для вас важнее? Что будет на 1, 2, 3, 4, 5-м месте? Спросить несколько ребят.)

10. Игра “Доскажи словечко”… (Слайд 14).

Если есть друзья на све…. те
Все прекрасно, все цве….. тет
Даже самый сильный ве…., тер
Даже буря не сло….. . мает
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело ша… . гать
При любой погоде дру…. – жим
Дружбы этой не пор….. . вать
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для………… Для хороших славных дел.

11. Повторный анализ теста. “Кодекс дружбы” (3-4 мин.)

Этот тест – настоящий самоанализ, но не приклеивайте себе ярлык “А я такой, что поделаешь. Принимайте все как есть”. Иногда очень полезно осознать, “какой я”, и провести какое-то психологическое конструирование. Помните: “Дружба– это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и прежде всего в самом себе добро”. Чем лучше кажутся вам люди, тем лучше вы сами. “Будьте для всех солнышкам… Человек только тогда и обретает мир в душе, если отдает себе на служение ближним”. Таким образом, между вами и друзьями создается некий духовный контакт. Дарите друг другу знаки симпатии и уважения, стройте общение на равных, а не в позиции сверху.

Кодекс дружбы . – Какие качества и навыки потребуются для того, чтобы постоянно поддерживать теплые отношения? Этот вопрос поставили перед собой английские психологи. Они составили опросник и опросили англичан, итальянцев, жителей Гонконга и японцев в возрасте от 18 до 60 на тему: “Что вы считаете самым важным для дружбы?”. Всего получилось 43 общих правила. Выяснилось, что при всех межкультурных различиях все опрошенные имеют сходный неформальный кодекс дружбы (авторы исследования утверждают, что эти законы универсальны для любой культуры).

– Давайте и мы с вами попытаемся составить универсальный кодекс дружбы.

Коллективное обсуждение и составление кодекса дружбы .

Если хочешь быть хорошим и верным другом:
Делись своими успехами, неудачами и новостями.
Умей слушать.
Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку.
Доверяй другу и будь уверенным в нем.
Сохраняй тайны своего друга.
Не критикуй друга публично.
Не будь назойливым и не поучай.
Не обсуждай друга в его отсутствие.
Не ревнуй друга к другим его друзьям.
Уважай внутренний мир и чувства своего друга.
Возвращай долги.
Радуйся успехам своего друга.

“Карманное пособие для друга”. (Слайд 15.) – блокнотик с высказываниями. (Выдается в подарок ребятам).

“Если хочешь иметь друга – будь им!”
“У дружбы свои законы. Здесь отдают не поровну. Здесь каждый отдает свое”.
“Юмор – кратчайшее расстояние между пробелом и сознанием”.
“Не хочу ничего, не прошу ничего, Не нужны мне ни деньги, ни слава, Только б знать, что всегда у плеча моего Два товарища – слева и справа”. “Выполняя долг дружбы – оставайся свободным!”
Что бы вы еще предложили внести в наше придуманное пособие? (Блокнотик вы заберете и подарите своему другу.)

12. Литературная страничка (Слайд 16).

13. Подведение итогов. Рефлексия. (Слайды 17–18.) (3-4 мин.)

– А напоследок я расскажу вам еще одну притчу:

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: “Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо”. В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: “Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения”. Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: “Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!” Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Друзья – это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Покажи своим друзьям, как они тебе дороги.

Учитель: Как же найти настоящего друга? Нужно ли его специально искать? Оглянитесь вокруг: рядом с вами одноклассники, среди которых вы обязательно найдете единомышленников по целям, мечтам, увлечениям. Но это не самое главное. Важнее всего осознание, что вы сами должны стать настоящим другом. У каждого человека есть святое право на свое мнение и на свою точку зрения. Если вопрос спора не слишком принципиальный, постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав друг или нет, сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо. “Дружба”, все смотрим клип “ Дружба “Я + ты”.(Сюрприз– клип “наш дружный класс”.)

Итог: – Подведем итог.

Верно ли утверждение “Другом быть трудно, стать другом – большая работа”?

“Листики” или “Человечки.”

На столе у вас лежат листочки (человечки). Я попрошу вас написать на них, что такое дружба. – Написали? А сейчас мы прикрепим эти листочки к дереву (человечки вокруг планеты), символизирующему наш класс, и я надеюсь, что каждый из вас сумеет не только найти настоящего, верного друга, но и стать им. Коллективное панно “Полянка Дружбы”. (Работа у доски).

Вывод: Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит ее с вами. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.

(Слайд 19.) Песенки о дружбе. Под музыку песенок прикрепляют листики (человечки)

Литература.

  1. Лунина Е.И., Щепурева Н.С. Классное руководство.– Ростов на Дону:Феникс,2002.
  2. Смид З. Групповая работа с детьми и подростками. – М.: Генезис, 1999.
  3. Солдадова Г.У. и др. Жить в мире с собой и другими. – М.: Генезис, 2000.
  4. Подросток на перекрестке эпох/ Под ред. Кривцовой. – М.:Генезис,1997.
  5. Психогимнастика в тренинге/ Под ред. И.Ю. Хрящевой. – СПб.: Ювента, 1999.
  6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М.: Генезис, 1998.
  7. Лабиринты психологии/ Под ред. С.В. Трушковой – М.: Изд. отдел УНЦ, ДОМГУ, 1996.
  8. Сартан Г.И. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: ТЦ “Сфера”, 1998.
Поделиться: