Интегрированное занятие в старшей группе на тему "цветы". Тема: Цветы

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительной к школе группе по лексической теме:

«Садовые и полевые цветы»

Подготовила и провела учитель -логопед 1 кв. кат.

ГБОУ школы №760 имени А. П. Маресьева

с/п детский сад №997 Павлова Татьяна Игоревна

Москва, 2017 г.

Цель : развитие лексико-грамматической стороны речи.

Задачи :

- Образовательные: уточнить представления о цветах, их частях; научить различать полевые и садовые цветы; формировать у детей бережное обращение с цветами; познакомить с особенностями выращивания цветов и ухода за ними.

- Коррекционно-развивающие: обогащать, уточнять и активизировать словарь детей; формировать грамматически правильный строй речи (упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными, правильно пользоваться глаголами и предлогами), закреплять навыки слогового анализа и синтеза, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, развивать у детей умения отвечать на вопросы полными ответами, аргументировать свой выбор; развивать мелкую и общую моторику; развивать зрительное и слуховое внимание, мышление; развивать речевое дыхание.

-Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе и любовь к её красоте, уважение к труду взрослых. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности.

Оборудование: Предметные картинки для доски по теме «Цветы» (садовые: роза(5 шт.), пион, астра, нарцисс, флокс, гладиолус, лилия, тюльпан; и полевые: ромашка(5 шт.), одуванчик(5 шт.), василёк(5 шт.), мак (5 шт.), колокольчик, вьюн, клевер), корзинка для картинок с цветами и листочков с загадками, четыре картинки с вазами со схематическим изображением количества слогов, раскрашенные схемы слов: садовые, полевые, садовник.

Раздаточный материал: картинки с садовыми цветами: лилия, роза, флокс, пион, нарцисс, астра, гладиолус, тюльпан (по 1 на каждого ребёнка, т.е. если детей больше, чем указанных здесь цветов, то продублировать нужное количество)

1. Организационный момент, сообщение темы занятия:

У логопеда в руках корзинка с листочками с загадками, достаёт по одному листочку, читает загадку, дети отгадывают, и логопед показывает картинку с цветком-отгадкой. (Можно ещё попросить детей, чтоб они объяснили, почему именно так решили)

*Постучалось к нам в окошко

Лето красное с лукошком.

Что в нем спряталось, ребятки?

Ладно, подскажу, - загадки! (Догадался кто? Дети:- Загадки!)

Загадки слушайте внимательно, дослушивайте до конца:

Шёл я лугом по тропинке, видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи солнца белого лучи.

На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал и развеял этот шар.

Одуванчик!

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый.

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звона нет.

Колокольчик!

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Солнце жжёт мою макушку, хочет сделать погремушку.

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Про какие цветы были загадки?

Мак, колокольчик, василёк, одуванчик и ромашку. Это полевые цветы. Они растут сами по себе и ни какого ухода не требуют.

А какие ещё цветы вы знаете?

Роза, пион, флоксы, астры, тюльпаны, гладиолусы, лилии, нарциссы. Это садовые. Они требуют много ухода, и без помощи человека расти не смогут.

Какие же вы молодцы, всё правильно запомнили!

Сегодня на занятии мы будем играть и с садовыми и с полевыми цветами.

2. Основная часть:

Логопед помещает на доску картинки с цветами и все дети вместе считают.

Одна ромашка, две ромашки, три ромашки, четыре ромашки, пять ромашек.

Один мак, два мака, три мака, четыре мака, пять маков.

Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, четыре одуванчика, пять одуванчиков.

Один василёк, два василька, три василька, четыре василька, пять васильков.

Одна роза, две розы, три розы, четыре розы, пять роз.

Получилось много красивых букетов, давайте посчитаем, сколько букетов на доске?

Один букет, два букета, три букета, четыре букета, пять букетов.

Кто самый внимательный? Ни чего интересного не заметили? Может есть лишний букет?

Лишний букет роз! Розы- садовые цветы, а все остальные - полевые.

Какие же вы внимательные! Молодцы!

Розы, как и большинство садовых цветов очень приятно пахнут. А полевые цветы почти не пахнут, или имеют чуть уловимый запах.

Давайте представим, как будто мы нюхаем настоящий букет роз!

Упражнение для развития речевого дыхания «Приятный запах»

Дети должны сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч. На выдохе произнести фразу: «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах».

Для того, чтобы дети сделали глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветы, а затем, просит детей положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание.

Ребята, а долго ли нас будет радовать букет своей красотой и приятным запахом?

Что надо сделать, чтоб букет дольше простоял красивым?

Букеты надо поставить в вазы с водой, или они быстро завянут.

Предлагаю поставить букеты в вазы. Но у нас будут необычные вазы! Давайте соберём букеты

из разных цветов! В первую вазу поставим цветы, в которых один слог, во вторую - из двух

слогов, в третью - из трёх, а в четвертой - из четырех.

Логопед помещает на доску картинки с изображением ваз со схематическим изображением количества слогов, а ранее размещённые на доске картинки цветов снимает.

Логопед показывает картинку:

Это мак. В слове мак один слог, его поставим в вазу с одним кружочком.

Логопед помещает картинку с маком к вазе с одним кружочком и далее помещает цветы к нужной вазе с каждым ответом детей.

Логопед показывает следующую картинку:

Это роза. В слове роза два слога, её поставим в вазу с двумя кружочками.

Это тюльпан. В слове тюльпан два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Это лилия. В этом слове три слога, её поставим в вазу с тремя кружочками.

Одуванчик. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Пион. В слове пион два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Вьюн. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Колокольчик. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Василёк. В этом слове три слога, его поставим в вазу с тремя кружочками.

Флокс. В слове флокс один слог, его поставим в вазу с одним кружочком.

Нарцисс. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Клевер. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Гладиолус. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Астра. В этом слове два слога, её поставим в вазу с двумя кружочками.

Ромашка. В этом слове три слога, её поставим в вазу с тремя кружочками.

Какие же красивые яркие букеты получились! Какие ещё слова можно сказать о них?

Садовые, полевые, яркие, пестрые, ароматные, летние, свежие, большие, шикарные, нарядные, нежные, праздничные.

Какие вы молодцы! Замечательные слова подобрали к букетам!

Только про эти букеты нельзя сказать садовые они или полевые, они получились смешанные.

Давайте отделим садовые от полевых.

Как вы думаете, какой цветок лишний в первой вазе? (мак, флокс, вьюн) Почему?

В первой вазе флокс - это садовый цветок, а мак и вьюн - полевые. Значит флокс лишний.

Во второй вазе? (роза, пион, нарцисс, астра, тюльпан, клевер)

Во второй вазе лишний клевер. Он полевой, а остальные садовые.

В третьей? (ромашка, василёк, лилия)

В третьей вазе ромашка и василёк - полевые, а лилия - садовая, значит она лишняя.

А в четвертой? (гладиолус, колокольчик, одуванчик)

В четвёртой вазе лишний гладиолус, он садовый, а остальные - полевые.

Какие же вы сообразительные! Правильно отделили полевые цветы от садовых!

Ребята, а как вы думаете, долго ли будут нас радовать цветы в вазе?

Нет… Они всё равно скоро завянут.

Да, ребятки, к сожалению, цветы не смогут долго простоять даже в вазе с водой, а долго они могут нас радовать на клумбе или в поле. Может кто-то догадался, почему так происходит?

Потому что цветочки без корешка расти не могут. Корешками цветы пьют воду и

питаются питательными веществами из земли, а без корешков цветочки гибнут.

Поэтому цветами лучше любоваться на клумбе или в поле, и без надобности не срывать.

А вы знаете, какие ещё части есть у цветка?

Корень, стебель, листья, лепестки, тычинки, бутон.

Давайте вместе покажем ручками части цветочков:

*Пальчиковая гимнастика (Логопед говорит и делает вместе с детьми)

стебель и

На стебельке

листочки,

А в бутоне есть

тычинки и

много лепесточков.

Показать ладонью одной руки «корень» (будто в руке держим яблоко, пальцами вниз)

Подставляем локоть другой руки к руке имитирующей корень (рука направлена вверх от локтя под углом 90 градусов)

Кисть руки, имитирующей стебель, имитирует бутон сомкнутыми округлёнными пальцами

К руке изображающей стебель, ладошкой другой руки приставляем «Листочки»

Акцент на «бутон»

Соединить ладони вместе пальцами вверх, растопырив пальцы

Открытыми ладонями показать «лепесточки»

Отличные знания о цветах! Здорово всё показали! Молодцы!

Как вы уже сказали, цветы, растущие на клумбе будут радовать нас долго, так давайте посадим их. По одному выходите и сажайте цветок.

*Спрятались цветочки в маленьком лукошке

Надо посадить их в клумбе под окошком!

Логопед держит в руках корзину с картинками садовых цветов (или ставит на столе) и предлагает детям подходить по одному, брать картинку из корзины и помещать на доску, комментируя свои действия. Ранее размещённые на доске картинки надо убрать.

Я посадил на клумбу розу.

Я посадил на клумбу пион.

Я посадил на клумбу нарцисс.

Я посадил на клумбу лилию.

Я посадил на клумбу флокс.

Я посадил на клумбу тюльпан.

Я посадил на клумбу астру.

Я посадил на клумбу гладиолус.

Какая же красивая клумба у вас получилась! Цветы на клумбе радуют не только людей, но и насекомых. Они собирают с цветов пыльцу, нектар.

А как вы думаете, надо ли что- то ещё сделать, чтоб цветы росли и всех радовали?

Цветы надо полить.

Упражнение для развитие общей моторики

Логопед говорит и делает вместе с детьми:

Я цветок, ты - лейка

Ты меня полей ка!

Показывают руками на себя, потом в сторону

Правую руку ставят на пояс, левую отводят в сторону, немного вверх и наклоняют корпус в сторону поднятой руки, имитируя лейку, поливающую цветы.

При повторе упражнения меняют руки

Молодцы! Посадили цветы, полили, а знаете, какие это цветы? Как их назвать одним словом?

Логопед помещает на доску заранее подготовленные схемы слов:

(Полоска- слово, разделённое на квадраты раскрашенные красным(гласные), синим(твёрдые согласные) и зеленым(мягкие согласные))

схема для слова «полевые»

Вы умело различаете садовые и полевые цветы, молодцы! Получится ли у вас так же умело различить эти слова в схемах?

Первая схема подходит к слову «садовые», а вторая- «полевые». В них одинаковое количество гласных и согласных, только в слове «садовые» все согласные твёрдые, а в слове «полевые» согласная, которая третья в слове, мягкая.

Молодцы, верно догадались!

А знаете ли вы, кто ухаживает за садовыми цветами?

Садовод, садовник.

Тема: «Цветы»

Цель : Познакомить детей с разнообразием мира растений.

Задачи: Учить детей делить растения на группы: деревья, кустарники, травы, цветы. Определить с детьми названия цветов и части их строения (корень, стебель, листья, цветок, о времени цветения цветов, познакомить детей с профессией садовника. Формировать представление об условиях их роста (тепло, влага, свет). Развивать умение любоваться красотой цветов.

Методы и приемы :Беседа.Показ.(Словесные.Наглядные.Игровые.)

Физкультминутка

Предварительная работа: чтение художественной литературы про цветы, рассматривание иллюстраций, картинок на которых изображены растения, композиции с цветами, слушание музыки.

Образовательные задачи:

Закрепить ранее полученные знания о растительном мире, о значении растительности в природе.

Развивающие задачи:

Развивать у детей память, связную речь, мышление, опорно-двигательный аппарат, эстетические чувства.

Воспитательные задачи :

Воспитывать у детей доброту, прививать бережное отношение к природе, растениям, животным.

Словарная работа

Совершенствовать речь детей, расширять запас словаря.

Предварительная работа: Рассматривание деревьев, цветов во время прогулок на участке, чтение стихотворений, пение песен, загадывание загадок, рассматривание картинок с изображением садов и огородов, беседа о пользе растительности на Земле.

Физкультминутка

Подвижные игры

ТСО : магнитофон, диск с записью музыкой Чайковский «Вальс цветов».

Дидактический материал : карточки с изображением цветов,

Литература: Карпухина Н.А. Конспекты занятий в средней группе детского сада.2013.Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольника с окружающим миром»

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы.

Ход занятия:

Беседа.

Воспитатель : Дети, нас окружает чудесный и удивительный мир растений. Все мы радуемся тенистому лесу и красочному лугу, наслаждаемся красотой и ароматом цветом, лакомимся дарами природы: ягодами, орехами, грибами.

А знаете ли вы, что самое большое дерево или самый маленький кустик, и даже травка: все это - растения? Растения очень разнообразные. Растениями мы украшаем помещения, дворы, а некоторые из них используем в пищу.

Посмотрите, какие растения изображены на картинках. Назовите их и скажите, где они растут?

Какие из них вы видели возле дома?

Ребята, давайте поиграем с вами. Правила такие:

1 ребенок собирает стебелек 2 – листочки, 3 – липистки

Воспитате ль: Послушайте загадку и попробуйте отгадать, про какое растение я читаю:

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут.

Ответ: цветы.

Правильно, это цветы. Все цветы распускаются, когда на улице нет снега, тепло. Давайте, повторим: что есть у цветов?

Дети : Корень, стебель (длинный, прямой, зеленый, листья (зеленые, круглые, овальные, резные, лепестки (синие, красные, желтые, и т. д., острые, овальные, круглые, резные) .

Воспитатель : В поле, на лугу, в лесу, в садах, всюду очень много цветов. Цветы на клумбах, газонах украшают улицы, парки, делают города нарядными. Они радуют людей своей красотой, их дарят друг другу в праздники, на день рождения. Цветы приносят к памятникам воинов, погибших на войне. Очень часто они используются в медицине, косметике.

Воспитател ь: А как называются люди, которые выращивают цветы?

Дети : Садовники. Они высаживают семена цветов в клумбы, ухаживают за ними.

Воспитатель : К нам в гости пришел садовник. Он даст нам несколько советов по ухаживанию за цветами.

Садовник : Здравствуйте, я – Садовник. Я очень люблю ухаживать за садом: копать и рыхлить землю, пропалывать сорняки, обрезать лишние ветки, поливать растения, бороться с вредителями. Садовником быть нелегко, потому что нужно много знать о растениях для того, чтобы правильно за ними ухаживать и получать хорошие урожаи. Садовник должен любить природу и быть наблюдательным, терпеливым, настойчивым и ответственным человеком.

Воспитатель: Давайте сейчас встанем и немножко отдохнем.

Пальчиковая игра «Посадим цветы»

Физкультминутка

Мы ямку раскопаем,

Семечко посадим.

Дождичек польет,

Оно подрастет.

Сначала стебелек,

А за тем цветок.

Наши красные цветки

Расправляют лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши красные цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

Воспитатель: Сейчас пройдите на свои места.

Возьмите по одному цветочку и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и цветы тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, цветы сильно качаются.

(Дети дуют на цветы, вырезанные из цветной бумаги на ниточках) .

Садовник: А теперь, я хочу вам загадать загадки про цветы. Слушайте внимательно:

Колоситься в поле рожь.

Там, во ржи, меня найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый (василек) .

Стоит в поле кудряшка-

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое? (ромашка)

На зеленом шнурочке

Белые звоночки (ландыши) .

Эх, звоночки, синий цвет.

С язычком, а звона нет (колокольчики) .

В ясный солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

Золотой и молодой.

За неделю стал седой.

На него подуй слегка:

Был цветок – и нет цветка (одуванчик) .

Садовник: Молодцы, ребята, все загадки угадали!

Воспитатель: Дети, а без чего не могут жить растения?

Дети: Без воды, солнца и воздуха.

Садовник: Солнце, воздух и вода необходимы для жизни и роста всем растениям.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Садовник».

Дети садятся в круг на коврике, и воспитатель предлагает им поиграть в игру «Садовник». Начинает игру воспитатель: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели кроме… » Затем, дети друг за другом, включаются в игру и называют свои варианты цветов. В результате игры дети вспоминают названия знакомых им цветов. Ребята, мне с вами так весело было, так интересно! И сейчас я сюрприз хочу вручить. Только, вы, глаза свои закройте и посчитайте до 5! Приготовились - считаем! 1, 2, 3, 4, 5! (Садовник приносит корзинку с бумажными цветами). Глазки можно открывать и подарки получать (раздает цветы).

Вот пришла пора прощаться!

Было весело у вас.

До свиданья, дети!

Я приду еще не раз!

Воспитатель и дети: До свидания, Садовник!

Итог:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня с вами делали на занятии.

Дети: Делили растения на группы: деревья, кустарники, травы и цветы;

Вспоминали части строения цветов (корень, стебель, листья, цветок) ;

О времени цветения цветов;

Познакомились с профессией садовника;

Узнали об условиях роста цветов (тепло, влага, свет).

Воспитатель : Все верно! Друзья, давайте послушаем песню «Вальс цветов» (под музыку можно предложить детям плавно подвигаться).

Наталья Фалилеева
Интегрированное занятие на тему «Цветы»

Интегрированное занятие на тему «Цветы»

Направления

Познавательно-речевое развитие (природный мир)

Художественно-эстетическое развитие (аппликация)

Образовательные области

Познание. Закрепить знания детей о цветах, их значении в жизни человека, строении (корень, лист, стебель, цветок, бутон). Сформировать у детей представление о связи растений с различными экологическими факторами.

Художественное творчество (продуктивная деятельность). Учить делать одуванчик из нескольких кругов с надрезами, развивать творчество.

Здоровье (пальчиковая гимнастика, физминутка). Развивать моторику, координацию движений, чувство удовлетворения от правильно выполненного упражнения.

Коммуникация. Развивать артистизм, воображение, речевую активность, формировать удовольствие от совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Социализация. Воспитывать чувство доброты, бережного отношения к окружающей природе.

Предварительная работа:

Рассматривание цветов, хороводная игра «Мы на луг ходили», экскурсия в рощу, речевая подвижная игра «Цветики», дидактическая игра «Какой букет ты бы хотел подарить маме», музыкально-дидактическая игра «Сплетем венок», утренняя гимнастика под «Вальс цветов», сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин», уход за комнатными цветами, игры с мячом «Цветочные названия».

Работа с родителями: поручение родителям составить рассказ о цветах, беседы, изготовление масок, разучивание стихов, загадок.

Дети сидят полукругом на стульчиках. Звучит музыка. Входит Фея цветов (воспитатель).

Здравствуйте, ребята, я – Фея цветов! Приглашаю вас к себе гости – в леса, поля, луга, сады, дома.

Все помнят как нужно вести себя в гостях?

Нельзя кричать – испугаешь птиц.

Нельзя рвать цветы (другие не смогут ими полюбоваться).

Рассказ Феи

(На экране цветы весенние сменяются летними, осенними, зимними)

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблучком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, нарциссами.

Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.

Нет, - возражает ей Лето.

Цветы у тебя, и, правда, красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетенной из солнечных лучей, и рассыпало свои цветы повсюду.

Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, Иван-чай, гвоздики, ромашки.

Ах, холодом повеяло от зависти Осени, и краски лета поблекли.

Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом.

Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки. Снова распустились одуванчики.

А что же Зима?

Засыпала снегом и лес и луга; поля, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом в домах цветут бегония, цикламены, орхидеи. Люди сад вырастили в доме, а все равно он зимний. «Здесь цветы самые красивые», - хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года – у кого самые лучшие цветы.

Воспитатель: А вы, ребята, как думаете, какие цветы самые красивые? (Все цветы красивые)

Давайте мы сейчас с вами поиграем. Садитесь на крылья волшебной бабочки, только держитесь крепко! Неси нас бабочка по полям, по лесам. Опустись ты на лугу, прямо в радугу-дугу! Наконец-то мы прилетели! Сейчас ранее утро, цветы еще не раскрыли свои лепестки, не жужжат пчелы и шмели трава вся в росе. Идем по траве на носочках! Осторожно, чтобы ножки не промокли. А вот солнышко взошло.

Дети одевают шапочки-маски и рассказывают стихотворения.

1 ребенок

У ромашек серединки

В виде жёлтеньких кружков

Обрамляют сердцевинки

Много белых лепестков.

2 ребенок

Белые жемчужины прилепились в ряд

К стебелёчку тонкому - дарят аромат

В мае распускаются и цветут в лесу

Даже книга Красная бережет красу

И лисичка рыжая рядышком пройдет,

Белый и душистый цветик не сомкнет.

3 ребенок

Он расцвел в тиши лесной, громофончик голубой

А звенит он или нет, только лес нам даст ответ!

Белая лилия - нежный цветок, красиво изогнут ее лепесток.

Как колокольчик раскрылся бутон, вот-вот раздается серебряный звон.

Приятен и стоек ее аромат, на листьях росинки искрятся, блестят.

Подвижная игра «Веночек»

Дети становятся в шеренгу на одном конце зала: это «Цветы в саду». Водящий - садовник находится на расстоянии 3-4 метров от детей. Садовник приближается к цветам и говорит:

Я иду сорвать цветок,

Из цветов сплести венок.

Дети – цветы отвечают:

Не хотим, чтоб нас срывали

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в саду остаться,

Будут нами любоваться.

Произнеся последние слова дети – цветы убегают, а садовник старается поймать кого-либо. Пойманный становится садовником.

Пальчиковая гимнастика

Наши алые цветки (дети соединяют ладони в форме тюльпана)

Распускают лепестки, (раскрывают пальцы)

Ветерок чуть дышит,

Листики колышет (плавно покачивают кистями)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки (медленно закрывают пальцы)

Тихо засыпают,

Головой качают. (покачивают руками как головой)

Какие бывают цветы? (садовые, луговые, комнатные, полевые)

Какую пользу приносят цветы? (корм животным, лекарство, варенье)

Из каких частей состоит цветок? (корень, стебель, лист, лепестки, бутон)

Танец «Вальс цветов»

Загадка

«Золотой и молодой

За неделю стал седой!

А денечка через два

Облысела голова» (одуванчик)

Я предлагаю совершить чудо! Мы будем делать полянку из одуванчиков.

Дети берут круги из желтой цветной бумаги, согнули пополам, ещё пополам, делают надрезы, разворачивают, склеивают надрезанные круги между собой в центре и подклеивают к нарисованному стебельку, края цветка приподнимают приоткрытыми ножницами.

Итог

Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?

Литература:

1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» ТЦ «Учитель» Воронеж, 2004.

2. Морозова И. А, Пушкарева М. А. «Ознакомление с окружающим миром» Мозайка-Синтез, Москва 2009.

3. Малышева А. Н., Поварченкова Э. М. «Занятия по аппликации в детском саду».


Цель:

Закрепить и расширить знания детей о комнатных растениях , умение описывать их, узнавать и называть по описанию.

Продолжать знакомить с нетрадиционными методами лечения.

Рассказать о целебных растениях, которые растут в помещении.

Раскрыть значение запахов для здоровья человека.

Дать несколько простых рецептов.

Воспитать бережное отношение дошкольников к природе.

Предыдущая работа: уход и дежурства в уголке природы, изучение названий вазонов, чтение стихов, рассказов, рассматривание картинок из серии «Комнатные растения».

Материал: комнатные растения, ширма, атрибуты к игре (бабочка) стихи, загадки, карта мира.

Ход занятия в старшей группе детского сада

(Дети под музыку заходят в зал садятся за столы)

Психогимнастика

Воспитатель. - Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями, улыбнемся чтобы и у нас и у них было хорошее настроение.

(Дети здороваются)

Воспитатель: Сегодня, дети, я снова приглашаю вас в волшебный мир природы. Вспомните, что такое природа? (Это деревья, кусты, цветы, камни, песок, земля...) Да, но ничего этого в нашей группе нет. О чем пойдет речь? Вот вам загадка - подсказка:

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (Комнатные растения)

Да, это комнатные цветы, это также часть природы.

Где они растут? (В комнатах)

А где в основном стоят они в комнатах, в группе? (Вблизи окон)

Место, где стоят цветы, мы называем Уголком живой природы. Сегодня вы познакомитесь с названиями и пользой некоторых растений.

Дидактическая игра «Назови цветок»

Красивые цветы у меня есть, кто их правильно назовет?

(Воспитатель убирает ширму на столе - здесь выставлены комнатные растения в горшках. Дети должны узнать и назвать, что это)

1. Растение с влажных тропических лесов. Ее цветы мелкие на одном стебле. Листочки похожи на кленовые. (Бегония)

3. Растение с длинными светло-зелеными листочками, собранными в пучки, из середины которых вырастают длинные висячие цветочные стрелки с белыми цветочками (Хлорофитум)

4. Сок этого растения лечит всех детей от насморка. Ее листочки мягкие и сочные имеют колючки по краям. (Алоэ)

5. Цветы бывают разных оттенков, при хорошем уходе листочки должны быть гладкими, блестящими. (Китайская роза, гибискус)

6. Листочки длинные светло зеленые, гладкие. (Кливия)

7. Древовидный стебель, широкие, толстые листья, темно-зеленого цвета. (Фикус)

8. Листья длинные, гладкие, когда цветет выбрасывает стрелку с которой с является цветок. (Амариллис)

9. Листочки мелкие будто глянцевые, имеет лекарственные свойства, противовоспалительное действие. (Каланхоэ)

Воспитатель: Да, молодцы, вы узнали все цветы. А для чего нужно выращивать комнатные растения, тратить на них свое свободное время? (Потому что они украшают жилье, радуют, веселят нас, очищают воздух, а некоторые даже лечат).

Воспитатель: Дети, а какие вы знаете стихи о цветах.

1 ребенок

Произрастает на окошке, зацветает на солнце.

Вы за нами, дети, ухаживайте и водой поливайте.

Чтобы могли мы воду пить, надо землю подпушить.

Дорогие дети, время не теряйте! Наши листья протирайте.

2 ребенок.

Комнатные цветы я люблю

То ласкаю их, то поливаю

То с ними тихо говорю

То песню им на ночь пою.

Воспитатель: Чтобы растения были красивыми их нужно ухаживать. Как это нужно делать?

Какой водой поливаем цветы? (Водой комнатной температуры, отстоянной, лучше дождевой)

В какой почве растения растут лучше? (В рыхлой). Почему? (В рыхлую почву лучше проникают вода и воздух). Как рыхлим землю? (Деревянной заостренной палочкой рыхлим верхний слой земли вокруг горшка, чтобы не повредить корни) Пыль на растении препятствует проникновению в листья света и воздуха.

Что нужно делать? (Очищать от пыли). Как? (Большие листья протираем влажной тряпкой, мелкие листья опрыскиваем).

Если растению тесно в горшке? (Нужно пересадить в больший)

Наши дома украшают еще и декоративные цветы.

А какие вы знаете декоративные цветы, они здесь есть в уголке природы?

Сегодня я вам расскажу о них подробнее, послушайте внимательно.

Картинка «Декоративные комнатные растения »

1) Фиалка

2) Фикус

3) Папоротник

4) Кактус

Воспитатель: Дети, вы немножко устали, нужно отдохнуть.

(Звучит музыка, залетает бабочка)

Бабочка. Дети, все вставайте. Со мною поиграйте.

Подвижная игра «Поймай бабочку»

Воспитатель: Бабочка, а что это у тебя в руках?

Бабочка. Посмотрите, дети, что я вам принес, вы знаете что это? (Лимон).

Да правильно, но он необычен. Я вырастила его дома на лимонном дереве. Я очень хорошо за ним ухаживала, поливала, подкармливала, он стоял у меня на солнечном подоконнике, и вот он зацвел и дал свои плоды.

А кто знает, чем полезны плоды лимонного дерева? (От простуды, для укрепления иммунитета, вкусный чай)

Бабочка: Даю вам лимон, чтобы вы в групповой комнате, попили чаю с ним

До свидания, детки! (Бабочка уходит)

Воспитатель: Дети, подойдите ко мне и мы приготовим с вами чай из лимона, порежем лимон, поместим его в чайник с горячей водой, пусть он настоится, и попьем его в групповой комнате.

Воспитатель: О целебных свойствах растений, а именно цветов писатели писали в рассказах, красоту цветов передали художники в своих картинах, артисты воспевали в песнях.

А сегодня мы вспомним произведения о цветочных растениях.

Какие вы знаете рассказы о цветах?

Итог

Воспитатель: - Дети, цветы украшают нашу жизнь. Пусть их на земле будет больше. И пусть среди них будут обязательно цветы, которые вырастили вы! Ведь это очень хорошо, когда на тебя смотрят цветы, которые ты сам посадил. Смотрят и будто с благодарностью говорят: «Спасибо тебе, друг!»

На этом наше занятие закончено.

(Дети выходят из зала)

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим по теме: «Цветы»

Программное содержание. Закреплять и систематизировать знания детей о садовых и полевых цветах. Уточнить, из каких частей состоит цветок: стебель, корень, листья, соцветия; как размножаются полевые цветы; почему необходимо беречь цветы и какую роль они играют в природе.

Материал. Иллюстрации с изображением цветов. Живые цветы. Семена, луковицы и корневища цветов.

Подготовительная работа. Рассматривание живых цветов, иллюстраций с изображением цветов. Чтение книг, разучивание загадок о цветах.

Ход занятия.

Воспитатель . Весна! Прекрасная погода. Давайте отправимся на маленьком волшебном паровозике в лес. Сели. Раздается гудок «у – у – у!», паровозик отправляется в путь. Он трудолюбиво вращает колесиками, но вот увидел белые полянки цветов среди полянок снега и сошел с рельсов. Подъехал к полянкам и остановился. Как вы думаете, что за цветы он увидел? (Подснежники.) Верно, вот такие (показывает иллюстрацию). Кто расскажет, как выглядит подснежник, имеет ли запах, какой на ощупь? (Ответы детей.) Полюбовались подснежниками, и паровозик повез нас дальше, пока не увидел желтые поля. Что это за цветы? (Мать и мачеха.) Почему их так называют? Мы увидели целые поля цветов, поэтому их называют? (Полевые.) А за то, что они первыми цветут, как их еще называют? (Первоцветы.) Видите, лепестки мать и мачехи закрываются, значит скоро пойдет дождь. Едем дальше. Посмотрите в окно, видите садовые участки? На них тоже расцвели красивые цветы. Но они растут в садах. Как их называют? (Садовые.) Кто знает, какие цветы первыми расцветают на садовых участках? (Нарциссы, тюльпаны, гиацинты.) Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображениями садовых цветов.

Воспитатель. Прошла весна, а за весной наступило какое время года? (Лето.) И наш маленький паровозик снова везет нас в лес. Он доехал до поля быстро, а потом сошел с рельсов и остановился. Как вы думаете, почему? (Увидел цветы.) А какие цветы он увидел, отгадайте.

На лугу растет кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка)

Солнце жжет

Мою макушку,

Хочет сделать

Погремушку.

(Мак)

Неказистый, неприметный,

Он качает головой,

Не серебряный, не медный,

А голубенький иль белый

Этот маленький цветок.

Перезвоны, переливы

Не разносит ветерок.

(Колокольчик)

Очень яркий, синеглазый,

Любит прятаться во ржи.

(Василек)

Воспитатель. Смотрите – впереди Поле чудес (показывает иллюстрацию с изображением пижмы). Вокруг нас маленькие деревья, на которых растут золотые монеты. Целый сад золотых монет! Помните, как Буратино пытался вырастить деревья с монетами? Ну, разве не похоже? Можно рассмотреть с детьми еще несколько цветов (по выбору педагога). А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Представьте себе, что у каждого из вас, кисти превратились в цветок. Покажите его. Лепестки закрыты и плотно сомкнуты. (Руки изображают бутон)

Утром рано он закрыт (в И.П.)

Но к полудню ближе (руки напоминают полураскрывшийся бутон)

Раскрывает лепестки, красоту их вижу (напоминают раскрывшийся цветок)

К вечеру цветок опять закрывает венчик (опять соединяют пальцы вместе)

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик (ладошки складываются под щечку).

Воспитатель. Пока мы ехали, дождь перестал, выглянуло солнышко, и мы увидели на садовых участках множество прекрасных цветов. Посмотрите на космею, она закрыта, так, как светит солнце, а раскроется, когда будет пасмурно или вечером. А петуния или календула (показывает иллюстрации) подскажут нам, когда пойдет дождь – они закроют свои соцветия. Воспитатель продолжает свой рассказ о цветах, сопровождая его иллюстрациями.

Воспитатель . Посмотрите, у всех цветов есть стебли, но они разные: прямостоящие (флоксы), колючие (розы), стелющиеся (настурция), с короткими стеблями (анютины глазки). Окраска у листьев разных оттенков зеленого цвета. Дети рассматривают иллюстрации, педагог повторяет название цветов.

Воспитатель. И сами листочки на ощупь разные. Вы когда – нибудь трогали их? Кто знает, какие они? (Гладкие – пионы, гладиолусы; ворсистые – бархатцы; шершавые – георгины).

И по форме соцветий цветы бывают разные.

А крупные яркие астры

В прозрачной сухой тишине

Так пестры и разнообразны,

Что видны и при луне.

Очень похож на звериную пасть,

Но только в нее не опасно попасть.

(Львиный зев)

Взгляните на белые лилии,

На стройность их стеблей тугих,

На их молодые усилия

Быть чище и выше других!

Все знакомы снами –

Яркие как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями.

Полюбуйтесь яркими

Алыми гвоздиками.

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращусь я в конфетку,

(Ирис)

Проводится физминутка.

Воспитатель. Предлагаю прогуляться. Встаньте. Темным лесом и зеленым лугом мы шагаем друг за другом . (Ходьба обычная.) Чтоб цветы не помять, ноги поднимаем. (Ходьба с подниманием колен.) И меж деревьями змейкой шагаем . (Ходьба змейкой.) Мы цветочки в поле увидали и, сгибая ноги, быстро побежали. (Ходьба в быстром темпе.) И опять мы ходим полем, лесом, лугом. Ищем мы цветочки, чтоб сплести веночки. (Ходьба врассыпную с приседаниями.) Вот букет красивый вскоре мы собрали. (Ходьба обычная.) И ковер нарядный на траве соткали. (Построение в круг.)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель. Многие цветы открывают и закрывают свои соцветия в определенное время и определенное время суток. Если все это знать, то в поле можно обойтись и без часов, например, мак открывает свои лепестки в пять часов утра, а три часа дня закрывает. А цикорий, он похож на василек, открывает свой бутон в пять утра, а уже в десять закрывает. Педагог читает стихотворение В.Викторова «Цветок».

Цветок на лугу

Я сорвала на бегу.

Сорвала. А зачем –

Объяснить не могу.

В стакане

Он день простоял и завял.

А сколько бы он

На лугу простоял?

Воспитатель. Можно просто так рвать и бросать цветы? Ребята, как вы думаете, зачем цветы нам нужны? (Мы любуемся их красотой, они предсказывают погоду, помогают определять время, кормят пыльцой и нектаром насекомых.) А знаете ли вы, что многие цветы лекарственные? Если у Тани пропадет аппетит, мы ее напоим настоем корней одуванчика для всех детей можно приготовить салат, в них много витаминов. Заболит голова у Коли – напоим отваром из ромашки; заболят глаза у Кати – сделаем примочки из настоя василька; заболит горло у Вики – будем полоскать настоем календулы; будет кашлять Миша – дадим попить настоя из мать - и - мачехи.

Да здравствуют цветы

Всех видов всех расцветок –

И яркой красоты.

И скрытые меж веток…

Да здравствуют цветы!

Все, все они прекрасны!

Ш. Мгшвили

Педагог незаметно перепутывает иллюстрации, на которых изображены цветы, и показывает их детям.

Воспитатель. Посмотрите, как много разных цветов. Давайте устроим выставку. На один стол выставим садовые цветы, а на другой полевые. Дети расставляют иллюстрации.

Воспитатель. За полевыми цветами кто – нибудь ухаживает? А за садовыми? Как вы думаете, как размножаются полевые цветы? А садовые? Если однолетние растения – космея, календула, - то собирают осенью семена, а весной сеют. Если многолетние, то они размножаются по-разному (показывает луковицы гладиолусов). Корнями размножаются, например, пионы, ромашки. У гладиолусов, тюльпанов, нарциссов к осени образуются детки, и их рассаживают. Что необходимо для роста всех растений ? (Тепло, вода, земля.)

Кто помогает маме или бабушке ухаживать за цветами? Как вы помогаете? (Ответы детей.) Посмотрите внимательно на нашу выставку, загадайте цветок. Кто опишет загаданный цветок, а мы отгадаем? Дети по желанию описывают цветы.

«САДОВЫЕ И ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ»

ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Учить распознавать садовые цветы от полевых, лесных цветов; Углублять знания и представления детей о цветах, их внешнем виде, местах произрастания; Продолжать учить детей работать в парах, малых подгруппах; Продолжать учить детей внимательно дослушивать задание до конца, отвечать на вопрос, давая полный ответ;

Продолжать обогащать словарный запас, развивать связную речь детей;

Развивать внимание, память, логическое мышление.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: Мольберт; 2 обруча; Маленькие картинки с цветами; Метод. пособие «Части цветка»; Презентация «Красная книга»; Разрезные карточки с поговорками.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: Эмблемы; Картинки с цветами.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Орг.момент

В. Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки;

Очень долго мы шагали

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнём,

А потом опять пойдём.

2. Беседа по теме

В. На полянку вышли, сели. Слышите, какой кругом аромат? А чем это так приятно пахнет, вы узнаете, если отгадаете мою загадку. Я загадываю детям загадку.

Загадка: Нарядные сестрички

Весь день гостей встречают

Мёдом угощают. (Цветы)

Д. Это цветы.

В. Ребята, для чего нужны цветы?

Д. Для красоты, любоваться.

В. Где растут садовые цветы?

Д. В саду, на клумбах.

В. Назовите садовые цветы.

Д. Роза, тюльпан, мак, гвоздика и т.д.

В. Где растут полевые, лесные цветы?

Д. В поле, в лесу.

В. Назовите полевые, лесные цветы.

Д. Колокольчик, ромашка, василёк и т.д.

В. Кто ухаживает за цветами в саду?

Д. Садовник.

В. Чем садовые цветы отличаются от полевых?

Д. Садовые цветы выращивает человек, а полевые растут сами по себе.

В. Какую пользу приносят цветы?

Д. Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства.

В. Какие вы знаете первоцветы, которые «торопятся» расцвести ранней весной?

Д. Подснежник, мать-и-мачеха, медуница, хохлатка.

В. Почему они появляются первыми?

Д. Потому что эти цветы любят яркий солнечный свет, и появляются тогда, когда деревья не покрылись листвой.

В. А какой полевой цветок любит расти в хлебном поле?

Д. Василёк.

В. А у нас в группе растут садовые или полевые цветы?

Д. В группе растут комнатные цветы.

В. Почему они так называются?

Д. Комнатные цветы это цветы, которые растут в помещении.

В. Как вы ухаживаете за комнатными цветами?

Д. Поливаем, рыхлим землю, вытираем пыль с листочков, обрываем засохшие листья.

В. Молодцы. А сейчас поиграем в игру, которая называется «Назови части цветка»

3. Игра «Назови части цветка»

Разворачиваю мольберт.

В. Самая главная часть цветка?

Д. Корень. Он добывает из почвы воду и минеральные вещества.

Выкладываю прозрачную плёнку с частями цветка.

В. Что следует после корня?

Д. Стебель. По стеблю вещества поднимаются вверх к листьям.

В. После стебля идут…?

Д. Листья. Листья вбирают в себя энергию солнечного света, необходимую цветку для роста.

В. После листьев идет…?

Д. Бутон. Бутон это нераскрывшийся цветок.

В. И остались…?

Д. Лепестки.

В. Какой цветок изображён?

Д. Это мак.

В. Это садовый или полевой цветок?

Д. Садовый и полевой.

В. Молодцы. Приглашаю вас поиграть в игру, которая называется «Забывчивый покупатель»

4. Игра «Забывчивый покупатель»

В. Напоминаю вам правила игры. Покупателю необходимо купить цветок, но он забыл его название. Он описывает этот цветок, а продавец должен догадаться по описанию и показать картинку. Все вместе проверяем.

Д. Я хочу купить цветок, но забыл его название. Он растёт в саду, на стебле есть шипы, бывает красной, белой, жёлтой (Роза).

В вашем магазине я хочу купить один цветок, но забыл его название. Это полевой цветок голубого цвета, его форма похожа на колокол (Колокольчик) И т.д.

5. Игра «Посади цветы»

В. Ребята, кто-нибудь из вас высаживал цветы?

Д. Ответы детей.

Делю детей на две подгруппы.

1 команда сажает садовые цветы в клумбу;

2 команда сажает полевые цветы на полянку.

6Игра «Отгадай поговорку»

Делю детей на две команды.

В. Из разрезных карточек вам надо собрать одну поговорку, прочитать её и объяснить, почему так говорят.

Проверяем, правильно ли команды справились с заданием.

7. Презентация «Красная книга»

В. Ребята, но многие знакомые вам цветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете, что это за книга?

Д. Красная книга это книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле.

В. Почему она именно красного цвета?

Д. Красный цвет это символ запрета!

В. Давайте назовём эти цветы.

Подвожу детей к монитору и показываю на компьютере цветы, которые занесены в Красную книгу.

В. Что нужно делать людям, чтобы редкие цветы и растения не исчезали с нашей Земли?

Д. Не рвать, уничтожать цветы, а бережно относиться к природе. В лесу нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

7.Итог занятия

В. О чём мы сегодня говорили на занятии?

Какие вы знаете цветы? Понравилось вам занятие? Какое задание вам понравилось больше? Какое задание показалось для вас трудным?

Занятие по теме "Цветы"

Цели: проверить и обобщить знания о цветах; закрепить навык составления рассказа-описания; научить составлять сложные предложения; развивать графические умения и навыки.

1. Организационный момент

Игра с мячом «Цепочка слов» (мак кот туча апельсин - - ...) .

2. «Будь внимателен» Дети хлопают в ладоши, услышав слово так или иначе связанное с цветами: дорога, стебель, лепесток, ветер, корень» бумага, букет...

3. «Отгадай загадки»

Был он желтым, стал он белым,

Только дунет ветерок -

К облакам взлетит он смело,

Он - летающий цветок. (Одуванчик.)

На проталине лесной

Огонек горит весной.

Огонек несмелый,

Как снежинка, белый. (Подснежник.) В. Степанов

4 . Составь рассказ о цветах по схеме Дети составляют рассказ-описание о цветах, предварительно ответив на вопросы:

Где растет? (В лесу, в поле, на клумбе.)

Какие особенности строения?

Какого цвета?

Какой букет?

Логопед озвучивает:

Это ромашка. Она растет в поле. У ромашки тонкий стебелек, разные листочки, белые длинные лепестки с желтой серединкой. В поле можно собрать ромашковый букет.

5 . Дидактическая игра «Посчитаем?»

Логопед выставляет на доску картинки с изображением цветов и цифры, спрашивает, сколько у ребят цветов? (У Тани 5 роз. У Алеши 4 лилии. У Светы 3 тюльпана.)

6 . Физкультминутка

«Букет» (считалочка)

Ходим, ходим по лужку, Дети двигаются по кругу,

Собираем по цветку. в центре ребенок с букетом.

Красный, белый, синий цвет...

Замечательный букет!

Кто же, кто же, кто готов

Получить букет цветов?

И не ты, и не ты –

Вот кому мои цветы! Отдает букет другому ребенку.

М. Бычков

7. Расскажи по картинке

Дети рассматривают сюжетные картинки и отвечают на вопросы сложным предложением:

Что делает Лена? (Лена набрала в лейку воды и поливает розы.)

Где Сережа собирает ландыши? (Сережа пошел в лес и собирает ландыши.)

8. Нарисуй цветок по образцу.

Дети рисуют цветы самостоятельно.


Поделиться: