Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения. Игры на развитие креативного мышления для дошкольников


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад № 350

Подготовил:

Халиулина С.В., воспитатель

первой квалификационной

Челябинск, 2013

Библиографический список…………………………………………………28

1.Игры на развитие воображения детей 6-7 лет

Развитие воображения у детей

Воображение - неотъемлемый процесс нашей психической деятельности. С его помощью мы создаем новые образы и представления об окружающем мире. Без воображения не может протекать ни один творческий процесс, ни одна детская игра.

Наблюдения психологов

Воображение детей старшего дошкольного возраста реализуется в различных видах деятельности: рисование, конструирование, строительство, лепка, сюжетно-ролевые игры и т. д. В этот период появляется целенаправленность действий, игра становится менее спонтанной и более запланированной (согласно продуманному сценарию).
«Несуществующая рыба» .

Существует множество забавных названий рыб. Например, рыба-пила, рыба-игла, рыба-меч, рыба-кабан, рыба-ангел, рыба-клоун, рыба-луна, рыба-попугай, рыба-лягушка и другие. Вы можете «копнуть» эту тему и заняться изучением жизни обитателей морских глубин. Предложите ребенку придумать и нарисовать свою рыбу. Может быть, это будет рыба-дом, рыба-кровать, рыба-арбуз. Как она выглядит, чем питается, где обитает? Нарисуйте свой подводный мир с причудливыми обитателями.

«Представь себя...» .

В нашем воображении мы можем быть кем угодно: сказочными героями, машинами, растениями, животными, предметами быта и одеждой. Скажите примерно следующий текст: «Представь себе, что в руках у тебя волшебная палочка. В кого бы ты хотел превратиться?» Пусть ребенок изобразит того, кем он стал, а вы угадайте задуманный образ. «Цветик-семицветик». Спросите у ребенка: «Помнишь, у девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик» был волшебный цветок с семью лепестками? Представь, что в твои руки чудесным образом попал этот волшебный цветок. Какие желания ты загадаешь?» Пусть ребенок обоснует свои желания. Развитие этой темы поможет вам узнать о «ценностях» и «приоритетах» ребенка, а также о свободе желать, о намерении получать что-то от жизни.
«Любимое животное».

В древние времена у многих народов, да и у каждого человека в отдельности было свое тотемное животное. Это животное силы, к нему обращались за помощью в трудных жизненных ситуациях. Возможно, любимое животное вашего ребенка и является его тотемом: он все время его рисует, интересуется его жизнью, хочет завести дома (ничего, что это жираф или лошадь). Предложите ребенку побыть в образе разных животных. С помощью мимики и жестов он должен показать: как ходит, спит в берлоге и сосет лапу медведь; как скачет и грызет капусту заяц; как в норе прячется мышь; как фыркает и сворачивается клубочком колючий еж. Эта игра поможет ребенку узнать много нового и интересного из мира животных. Перед началом игры загляните в энциклопедию для животных, вам легче будет находить «штрихи к портрету» того или иного животного.

«Наскальная живопись».

Вы уже давно прошли тот этап, когда ваш кроха разрисовывал новенькие обои в доме. Однако желание оставить после себя след у него еще осталось. Выделите в доме уголок для «наскальной живописи». Здесь можно устроить широкое поле для деятельности: оставить послание родителям (если ребенок умеет уже писать), загадать загадку и получить отгадку, сделать книгу жалоб и предложений, нарисовать свое настроение.

«Рассмеши меня» .

В эту игру можно играть всей семьей. Выбирается один рассказчик, все остальные - слушатели. Рассказывать можно анекдоты, смешные истории и всякую абракадабру, чтобы рассмешить слушателей. Кто засмеялся, тот становится рассказчиком.

«Слепой художник».

Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится. Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.

Гусеница из камней

Для осуществления этого творческого замысла вам понадобятся краски, кисточки, гладкие морские камушки. Сложите камушки в один ряд, самый большой будет головой, самый маленький - хвостом. Разрисуйте гусеницу. Из камней можно сложить фигурку человека, животного, цветок, домик. Пофантазируйте вместе!
Космическое путешествие

◈ Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги - это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.

◈ Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой - злые, на третьей - грустные и т. п.

◈ Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

Необитаемый остров

◈ Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.

◈ Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.

◈ Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.

◈ Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.

Составь загадку

Игра развивает воображение, мышление

◈ Научите ребенка придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая (Что зимой и летом одним цветом?) или характеризовать предмет с нескольких сторон (Горит, а не огонь, груша, а не съедобная).

Волшебные превращения

Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы)

◈ Задача - жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет.

◈ Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.

Для чего я хорош?

Игра развивает воображение, фантазию, творческое мышление

◈ Выберите какой-нибудь предмет. Задача - придумать и назвать все возможные случаи использования этого предмета.

Лепка

Развивает воображение и мелкую моторику рук

Необходимый инвентарь : пластилин, глина, тесто.

◈ Из пластилина можно лепить все - посуду для куклы, буквы, животных. Можно сотворить персонажей любимой сказки и оживить ее - провести кукольное представление. Возможно, все чудеса пластилинового мира сначала будут неуклюжие, но со временем ребенок научится создавать все более сложные фигурки.

Кулики, конструкторы

Способствуют разбитию воображения, творческого мышления, восприятия

◈ Из кубиков (конструктора) можно построить все что угодно - дом, дорогу, город, квартиру с обстановкой и поселить туда жителей.

Вечерние окна

◈ Вечером окна соседних домов, в которых горит свет, складываются в причудливые узоры. На что они похожи? Может, это какие-то буквы или чья-то улыбка?

◈ Пофантазируйте вместе с ребенком.

Облака

◈ Облака дают поистине простор для фантазии. На что они похожи? Они бывают похожи на все! А еще они движутся по небу, догоняя друг друга и постоянно меняя свою форму.

Самодельные подарки

◈ У меня со старшей дочерью такой опыт - она с удовольствием мастерит для кого-нибудь подарки: открытку (с аппликацией) бабушке, картину из различной крупы (о том, как ее сделать, смотрите в статье «Игры на развитие мелкой моторики»), бусы, рамку для фотографий, даже объемный сад с бумажными бабочками и цветами. А однажды мы готовили шоколадные конфеты.

◈ В голове вашего ребенка наверняка много идей. Поощряйте прикладное творчество ребенка, направляя его так, чтобы он учился доводить задуманное до конца, работать аккуратно.

Упаковка подарков

◈ Покажите ребенку, как можно красиво упаковать подарок - в специальную бумагу, или коробку, или праздничный пакет.

◈ Если дома нет подходящих материалов, сходите с ним в отдел, который занимается упаковкой подарков, и подберите что-нибудь.

Сказка по ролям или кукольный театр

◈ Такая забава придется по душе любому ребенку. Театр или игры по ролям - один из лучших способов развития творческих способностей. Самое ценное в этих играх - возможность прямого и свободного самовыражения.

◈ Выберите хорошо знакомую сказку или рассказ, распределите роли (играйте всей семьей или компанией) и получайте удовольствие. Совсем не обязательно стандартное развитие сюжета - может быть, ваш ребенок придумает другой конец истории.

Сказки

Способствуют развитию речи, воображения, памяти

◈ Сочиняйте сказки вместе с ребенком. Истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Запоминайте или записывайте эти истории - их потом всегда можно будет продолжить или просто прочитать спустя много лет вашим внукам.

Бумажные фигурки

Необходимый инвентарь : белая и цветная бумага, нитки, клей.

◈ Возьмите бумагу, скомкайте листы и обмотайте их нитками - вот и готовые мячики для игры.

◈ Мячики можно соединить между собой (сшить, склеить или связать) и получить причудливые объемные игрушки. Приклейте пуговицы или бусины в качестве глаз, носа и рта, сделайте петельки, и можно украшать елку.

Цветной коврик

Необходимый инвентарь : цветная бумага, ножницы, клей.

◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски. Покажите ребенку, как из них можно плести коврики. Используйте основу, чтобы закрепить края полосок или аккуратно склейте их между собой.

◈ Полоски можно делать различной ширины, тогда узор будет еще интересней.

Новогодние украшения

Необходимый инвентарь : фольга, цветная бумага, ножницы, клей.

◈ Нарежьте из цветной бумаги полоски, склейте из них новогодние гирлянды. Еще можно сделать объемные шары и фонарики.

◈ Когда ребенок будет уверенно пользоваться ножницами, научите его вырезать снежинки из фольги.

◈ Из остатков бумаги можно сделать различные аппликации, в том числе и объемные.

Поделки из природных материалов

Необходимый инвентарь: листья, желуди, скорлупа от грецких орехов, пробки, шишки.

◈ Смастерите из подручных природных материалов забавные фигурки, животных, картины.

Кино

Необходимый инвентарь : видеокамера.

◈ Снимайте с ребенком видеоролики по придуманным сюжетам. Начинайте с простых историй. Если нужно, используйте реквизит - костюмы, грим, декорации.

2.Игры на развитие творческого мышления детей

6 -7 лет

Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста

«Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного. Оно реализуется как следствие методических размышлений. Другие психологи полагают, что творчество - процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо. Оба подхода содержат долю правды». (Из книги Тома Вуджека «Тренировка ума»)

Полезная книга для родителей

Тамберг Ю. Г. «Развитие творческого мышления ребенка». Здесь вы найдете теоретические знания о типах мышления, а также много практических подсказок, упражнений и тренингов для развития творческого мышления.
«Что будет, если?..»

Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов. Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы.

Примеры заданий:

Что будет, если...

Человек перестанет есть?

Не выключить кипящий чайник?

Оставить холодильник открытым?

Носить тесную обувь?

Не чистить зубы?

Забить мяч в окно?

Съесть десять порций мороженого сразу?

Дразнить соседскую собаку?

Ходить задом?

Не спать?

Посадить цветы в песке?

Сесть на ежика?

Человек научится летать?

«Образы».

Проведите простой эксперимент: нарисуйте на листе одну окружность, а внутри нее - другую, диаметром в два раза меньше. Спросите у ребенка, что он видит. А что видите вы? У каждого человека найдутся свои ассоциации. Главное - не останавливайтесь на одном варианте ответа. Учите ребенка искать много новых идей, опираясь на одну данность. Это поможет ему в решении многих жизненных вопросов. Такой подход расширяет сознание и выводит на поиск нестандартных решений. Находите необычное в простых вещах, которые вас окружают. Например: «На что похоже облако? Что напоминает рисунок на ткани? А эти причудливые разводы на кафеле?»

«Новый человек».

Предложите ребенку нарисовать землянина, который в некотором смысле похож на инопланетянина. Как бы мог выглядеть человек еще, кроме того, каким он является? Пусть ребенок «перекроит» тело человека по-новому. Это творческое задание хорошо отражает отношение ребенка к собственному телу. И его рисунок будет своеобразным посланием для психологов. То, что ребенок укрупняет, выпячивает в теле, имеет для него важный смысл. То, что он «забывает» нарисовать, уходит в область подсознательного в виде страхов и негативных переживаний.

«Непослушный карандаш».

Дайте ребенку карандаш и бумагу, предложите ему нарисовать закорючки. Пусть он представит, что в его руки попал непослушный карандаш, который рисует, что ему вздумается. Нарисуйте около 10- 15 таких рисунков, затем рассмотрите их с разных сторон. Что получилось? На что они похожи? Какие образы вдруг проявились? Чтобы упражнение не выглядело, как задание, рисуйте закорючки вместе (каждый на своем листе).

«Новая поза».

Каждая клеточка тела ребенка излучает творческую энергию. Расскажите ему, что наши глаза, лицо (мимика), руки, движения (жесты) способны многое рассказать о нашем настроении, характере и даже воспитании. Придумайте вместе как можно больше новых гримас и положений тела.

«Какого вкуса небо?»

Большую часть информации о мире человек получает с помощью зрения. Это научно доказанный факт. Все остальные органы восприятия (слух, обоняние, вкус, осязание) находятся как бы в «аутсайдерах». Это упражнение помогает «реанимировать» все те чувства, которые притупляются. Спросите: «Какого вкуса небо? Какой формы радость? Какой на ощупь страх?»

«Найди применение»

Самый известный пример о творческом применении предмета - это история с кирпичом.

Одна американская домохозяйка оказалась самой предприимчивой и неординарной в решении задачи с применением кирпича: она предложила положить его в сливной бачок унитаза, таким образом, сэкономив расход воды при сливе. Что ваш ребенок думает по поводу творческого кирпича? Как можно использовать обыкновенный платок, ящик, коробку со спичками, лист бумаги, палку и т. д?

Камушки (игра на развитие воображения)

Для этой игры нарисуйте морской берег (ваши художественные способности не имеют никакого значения: это может быть просто полоска желтого цвета – песок и полоска синего - вода).
На берегу нарисуйте несколько камушков (5-6) разной формы. Каждый камушек должен быть похож на несколько разных предметов, животных, человека. Может быть несколько камушков одинаковой формы.
Вы говорите ребёнку, что по берегу моря только что прошел волшебник и заколдовал, превратил в камушки все, что было на берегу. Чтобы все расколдовать, надо догадаться, что же здесь такое.
Помогите придумать про каждый камушек несколько вариантов. После ответа ребёнка выберите один из вариантов и вместе с ним дорисуйте «камушек» так, чтобы получилось полное изображение придуманного предмета.

Если Вы рисуете круг: это пуговица, яблоко, солнышко, сладкая ватрушка.

А камушек в форме капли похож на туловище человечка, морковку

Поможем художнику

(игра на развитие умения творчески воображать ситуацию)

Эта игра принесет вам радость совместного творчества, сблизит вас с ребёнком, научит лучше понимать друг друга. Перед этой игрой на листе бумаги нарисуйте схематическое изображение человека. Буквально так: «Ручки, ножки, огуречик…». Приготовьте еще цветные карандаши или фломастеры.

Скажите ребёнку, что ваш знакомый художник не успел дорисовать картину, и сейчас вы ему поможете. Пусть ваш малыш придумывает, что хочет про этого человечка, а вы рисуйте все его выдумки, хотя можно и вместе обсуждать разные варианты.

Придумайте, кто здесь будет нарисован (мальчик или девочка). Какого цвета будут глаза? Придумали? Рисуйте, не смущаясь тем, как это у вас получается, все равно для ребёнка это будет большой радостью. Какого цвета волосы? Как одеть человечка? Обсудите всё в деталях. Можно придумать и нарисовать, что у человека в руках, что рядом с ним.

После того как вы решите, что рисунок закончен, можно вместе (а потом и малыш самостоятельно) придумать, как зовут вашего человечка, куда он идет, что там случится.

Игру эту можно проводить много раз, дорисовывая, дополняя деталями: домик и собачку, поезд и машину, дерево и цветок, да и всё, что придумается.

Эта игра особенно дает почувствовать радость творчества детям, не очень уверенным в себе. Тут появляется такая возможность всё говорить самому, а взрослый, большой и всезнающий, будет всё это выполнять! Многие дети с каждым разом все смелее и веселее начинают диктовать свои выдумки, особенно если взрослые охотно принимают их.

А вот ребят-«всезнаек» эта игра может приучить прислушиваться к мнению других. С такими детьми можно вместе обсуждать разные варианты решения, выбирая, чей лучше. Какой бантик больше подойдет к голубым глазам девочки, коричневый или голубой? Какого цвета будут у нее туфельки? И это тоже школа умения договариваться, а не просто упрямо стоять на своём.

Важно, чтобы вы вместе создавали детальный рисунок, чтобы история, сочиняемая про него ребёнком, включала в себя некоторые неожиданности. Чтобы все истории не сводились к стандарту, как это часто делают дети: «Это девочка Лена. Она идет гулять. Погуляет, покушает и ляжет спать». Тут тоже предложите неожиданность: «Идет Лена, идет и встречает говорящего котенка…». Но при этом помогите малышу не забредать слишком далеко в дебри фантазии, ведь он еще не очень справляется со своим воображением, сочините вместе с ним небольшую, но законченную историю, и уж, конечно, с опорой на ваше совместное произведение.

Введите e-mail адрес:

Творчество справедливо считается проявлением настоящего таланта. Если ребенок умен, он хорошо и быстро учится и применяет свои знания в повседневных ситуациях. Но создание чего-то нового, неординарного, не похожего ни на что другое – это и есть настоящий талант. Люди ценят и восхищаются способностью создавать что-либо необычное, будь то оригинальные произведения искусства, нетривиальный сюжет или изобретение, которое облегчает жизнь многим людям.

Как мы можем научить наших детей творчески мыслить? Как мы можем привить им привычку мыслить нестандартно? Предлагаем несколько простых и забавных способов, которые помогут ребенку в игровой форме развить ценный навык творческого мышления. (В зависимости от его возраста и имеющихся навыков может понадобиться незначительная корректировка предлагаемых игр.)

Игра первая. Кто-нибудь начинает рассказывать историю и останавливается после нескольких предложений, а следующий игрок продолжает рассказ . При этом ограничений в количестве игроков нет. Историю можно записать на диктофон или на бумаге, чтобы впоследствии распространить ее среди участников игры. Это очень забавная игра, которая обучает ребенка мыслить творчески (а если вы тоже участвуете в этой игре, то и вас).

Игра вторая. Подготовьте серию изображений, которые можно взять из книги (перефотографировать), нескольких книг, газет или из Интернета и распечатать на домашнем принтере. Поместите фотографии рядом друг с другом, и пусть ваш ребенок расскажет историю, о которой повествуют эти изображения. Вы можете по очереди развивать сюжет. Игра может иметь несколько вариантов: поместите изображения лицевой стороной вниз, а затем переворачивайте их одно за другим, чтобы продолжить историю. Постепенно увеличивайте скорость открывания изображений – так, чтобы рассказчик придумывал рассказ все быстрее и быстрее. Когда вы отработаете первоначальный набор картинок, просто измените их порядок и посмотрите, сможет ли ваш ребенок придумать другую историю.

Модификация второй игры для слов. Подготовьте ряд слов, написанных на карточках, и поиграйте во вторую игру, используя их. Вы можете использовать все те же варианты игры, которые описаны выше.

Игра третья. Включите фрагмент классической музыки , и пусть ваш ребенок скажет вам, какое настроение создает данное музыкальное произведение, и какую историю оно хочет рассказать своим слушателям.

Игра четвертая. Включите фрагмент классического музыкального произведения и предложите ребенку нарисовать картину, которая будет иллюстрировать передаваемое им настроение или историю, которую она рассказывает.

Модификации игр. Когда ваш ребенок рассказывает историю, играя в одну из приведенных игр, попросите его изменить историю так, чтобы изменить ее настроение. Например, если история грустная, может ли он изменить ее так, чтобы она превратилась в счастливую? Может ли он изменить ее, чтобы она стала полна тайн и загадок? Может ли он превратить ее в комедию?

Открытые вопросы стимулируют творческое мышление. При чтении книги с вашим ребенком всегда задавайте открытые вопросы (предполагающие развернутый, а не односложный ответ), среди которых могут быть такие, как: «Как бы ты справился с этой ситуацией?», «Что персонаж мог бы сделать по-другому?», «Как ты думаешь, как себя чувствовал главный герой?».

Игра пятая. Распечатайте несколько фотографий на бумаге формата А4. Разрежьте каждую из них на девять частей (или больше, если вы хотите сделать игру более сложной). Теперь предложите ребенку сложить фотографии из фрагментов в первоначальный вид. После того как он справится с этим заданием, вы можете смешать фрагменты, чтобы ребенок мог создавать новые картины, объединяя фрагменты разных фотографий (лучше с самого начала подобрать исходные фотографии с расчетом на это). Начните с перемешивания фрагментов двух фотографий и постепенно переходите к большему количеству исходных изображений. Начните с крупных фрагментов, которые составляют ¼ исходного изображения, постепенно переходя к использованию более мелких фрагментов. Постепенно переходите к более сложным изображениям, которые включают в себя более мелкие детали.

Игра шестая. Поощряйте и принимайте участие в играх, в которых ребенок изображает какого-либо персонажа или явление, а также используйте ролевые игры для моделирования различных ситуаций с вашим ребенком. Когда вы читаете историю, попросите ребенка, войти в роль и изобразить своего любимого персонажа.

Игра седьмая. Когда к вашему ребенку придут в гости друзья, предложите им выучить роли и сделать представление любимой сказки, такой как, например, «Три поросенка», и показать его родителям. Это очень веселая и занимательная игра, которая поможет детям весело провести время и оставаться занятыми.

Игра восьмая. Попросите ребенка нарисовать какой-нибудь предмет и раскрасить его в подходящие цвета. Например, попросите ребенка нарисовать несколько фруктов. Затем попросите его изменить цвет всех фруктов. Пусть банан станет красным, а яблоко синим, и так далее.

Игра девятая. Выберите один день недели, когда все члены семьи, включая ребенка, будут выполнять свои обычные действия по-другому. Например, чистить зубы не правой, а левой рукой и при этом не так, как обычно. Выберете другой путь в школу. Пойте целый день вместо того, чтобы говорить. Встаньте раньше и поиграйте в новую игру. Прогуляйтесь в безопасном месте задом наперед... Будьте изобретательными и поощряйте вашего ребенка творчески относиться ко всему.

«Развитие креативного мышления у дошкольников

средствами игры»

Абсурд" href="/text/category/absurd/" rel="bookmark">абсурдными или невероятными.

Что такое творческое (креативное) мышление ?

Психологические составляющие творческой деятельности в свете современных научных исследований:

1. Гибкость ума – способность к выделению существенных признаков и способность быстро перестроиться с одной идеи на другую.

2. Систематичность и последовательность – идеи строятся системно и последовательно анализируются.

3. Диалектичность – умение сформулировать противоречия и найти способ его разрешения.

4. Готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Формирование креативного мышления у ребёнка-дошкольника

Возраст детей: 5-7 лет.

Задача, стоящая перед родителями:

Сформировать у детей следующие умения:

– воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;

– угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;

– воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части;

– узнавать в неопределённых графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы;

– комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;

– находить в двух или более объектах общие и различные признаки;

– узнавать объект по описанию возможных действий с ним;

– переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;

– составлять сюжетный рассказ про какой-либо объект.

Основной принцип для родителей в воспитании ребёнка:

– поощрять ребёнка к выдвижению как можно большего количества решений, а затем вместе с ним оценивать их качество.

Великан" href="/text/category/velikan/" rel="bookmark">великана , чем бы ты стал отмерять следующие продукты:

– мука для оладий,

– молоко для питья,

– масло для оладий,

– яйца, соль, перец.

Сколько бы ты взял каждого продукта?

11. Придумывание окончания сказки. (Например: Жил-был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всех смеялась одна муха. И вот однажды она села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…).

12. Игра «Вывод»

– Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший и самый младший?

– Ваня худее Миши, но толще Андрея. Кто самый толстый, самый худой?

Это надо знать родителям:

Отличительные черты одарённых детей:

1. Чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать всё окружающее.

2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своём воображении создавать альтернативные системы.

3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.

4. Обладают большим словарным запасом. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.

5. Не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

6. Увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что ему пока не по силам. Он нуждается в поддержке, но не в слепой опеке.

7. Они обнаруживают обострённое чувство справедливости.

8. Предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

9. Обладают отличным чувством юмора.

10. Нередко у них развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления (возможность алгоритмизированного, поэтапного обучения) и творческого компонента мышления. Именно развитие творческого мышления создает базу для интеллектуального развития ребенка.

Первоначально считалось, что развивать креативность можно только у одаренных детей, но оказалось, что творческое мышление можно развивать у всех нормальных и даже отстающих в развитии детей. Это связано с тем, что в упражнениях и заданиях по развитию качеств креативного мышления не существует «неправильных ответов». Собственный опыт ребенка, его переживания и основные формы деятельности являются главными факторами его развития. Первоначальный уровень развития ребенка не имеет значения, так как он может развить свои умственные способности через творческое использование своего предыдущего опыта по отношению к новым проблемам, ситуациям и т. д.

Сенситивный период развития креативности приходится на возраст 3-5 лет. В этом возрасте формируется «первичная» креативность, как общая творческая способность.

Предлагаю игры, которые помогут развить качества креативного мышления у ребенка дошкольного возраста.

Упражнение «Что ты видишь? »

Цель: развитие способностей к невербальной разработке деталей и оригинальности; развитие способности создавать рисунки с помощью разработки деталей исходных изображений.

Задание: Изображенные в этом задании фигуры – основа рисунка. Предложить детям пририсовать к ним то, что они считают нужным, раскрасить цветными карандашами и придумать название.

Упражнение «Волшебная мозаика».

Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка) : несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Педагог раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Педагог начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т. д.

Игра «Поиск предметов, обладающих сходными свойствами»

Цель: формирование установки на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, учить мыслить творчески.

Называется какой-либо предмет или явление, например: стрекоза, поезд, пылесос, душ и т. д. Время ограничено, на одно слово 5 минут. Задание: назвать как можно больше предметов, сходных с названным по каким-либо свойствам, то есть предметов, являющихся аналогами данного предмета. Называя тот или иной предмет, ребёнок должен указать, по какому именно свойству он имеет сходство с названным предметом.

Игра «Поиск способов применения предмета»

Цель: учить находить общие свойства предметов, сравнивать свойства предметов, находить черты сходства и различия; развивать способность концентрировать мышление на одном предмете; совершенствовать умение вводить предмет в самые разнообразные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете новые неожиданные свойства и возможности.

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например: книга, газета, шапка и др. Инструкция: необходимо назвать как можно больше различных способов применения названного предмета (книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, ею можно закрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д.) . Победителем считается тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Игра «Что это такое? »

Цель: научить детей создавать в воображении новые образы на основе восприятия заместителей предметов.

Материал. Круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.

Дети встают в круг. Взрослый показывает один из цветных кружков, например, красный, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Отвечает тот ребенок, к которому взрослый прикатит мяч. Возможные ответы детей: помидор, цветок, праздничный флажок и др. Ответы не должны повторяться. Затем детям показывают кружок другого

Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

www.maam.ru

Развитие креативности дошкольников

Е. В. Жемчужникова

Развитие креативности дошкольников в условиях реализации ФГОС

Творчество - это копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руку в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе. » Дж. Гилфорд

Современное общество предъявляет всё больше требований к личности. И особо чаще наряду с другими качествами, выделяется такое свойство личности, как креативность. В русском языке слово «креативность» появилось не так давно, и используется оно в основном в отношении новых идей и неожиданных явлений. В широком смысле креативный подход – это умение увидеть обычные вещи с неожиданного ракурса и найти оригинальное решение для типичной проблемы. Существует мнение, что креативность – это естественная способность, изначально присущая каждому человеку, однако по мере взросления она постепенно теряется под влиянием воспитательных и учебных программ. Любые задатки необходимо развивать, и творчества это касается не в последнюю очередь. Любые креативные наклонности, любая природная тяга к творчеству, требует специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал. Некоторые ошибочно понимают под развитием творческих способностей детей лишь активные занятия различными видами искусства – рисованием, музыкой, танцами. На самом деле, это направление куда шире, а различные секции и кружки – важная, но далеко не единственная его часть. Так что если мы хотим, чтобы наши дети выросли способными к неожиданным и инновационным решениям – заниматься этим стоит начинать с дошкольного возраста. От трёх до семи это лучший возраст для развития нестандартного мышления. В это время дети учатся использовать свою фантазию и управлять её.

Новые федеральные государственные стандарты предполагают, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, ребёнок должен обладать развитым воображением, инициативностью, самостоятельностью, любознательностью. Взрослые (педагоги, родители) обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этих качеств, без которых дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной. Задача современного дошкольного образовательного учреждения создать условия для систематичной комплексной (с привлечением всех специалистов ДОУ) работы по развитию креативности у детей дошкольного возраста.

Мы предположили, что формирование творческих способностей дошкольников будет успешным при следующих условиях.

Если будет проведена программа по формированию творческих способностей, включающая работу с дошкольниками, родителями и педагогами.

Способствовать тому, чтобы игра стала и оставалась ведущей деятельностью дошкольника.

Создание развивающей среды: педагог должен создать в детском саду благоприятные условия, чтобы удовлетворить естественное стремление ребенка к креативности, а также наличие необходимых для творчества материалов они должны быть доступными для ребенка.

Использовать в работе метод проектов, когда дети постигают всю технологию решения задач - от постановки вопроса до представления результата.

Работа с детьми будет включать в себя разные виды творческой деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкальной, пластической и другие) .

Развивать внимание ребенка именно по отношению к малосущественным вещам.

Учить ребенка рефлексировать и оформлять в речевой форме свои фантазии и раздумья, а значит, самим постоянно говорить с ним.

Развивать поисковую активность во всех сферах: стимулировать задавать вопросы, предлагать ответы, предпринимать действия по изменению состояния предмета, делать промежуточные выводы; учить отказываться от неудачных идей и продолжать поиск дальше.

Главное для педагога, помнить ряд правил:

Поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;

Не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

Уважать точку зрения воспитанника , какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» - не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;

Предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

Безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;

Не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;

творить и играть вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;

Не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;

Больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;

Развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастикой, и т. п. ; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;

Поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей - бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.

Чтобы развивать креативность дошкольников, педагог сам должен быть творческим: постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны и формальности в преподавании, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски - это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности. При наличии у педагога такого рода установок, которые будут всегда проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться. Все его усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности; на поиск наиболее оптимальных путей к развитию творческого потенциала детей (организация дискуссий, диалогов, постановка новых целей, вопросов и проблем, решение вариативных задач, разумное молчание, совет и т. п.) . Эта задача стоит перед педагогом в одном ряду с задачей выработки у дошкольников определённых умений и навыков, сообщения им суммы

Работа по формированию творческих способностей будет эффективнее, если, там принимают активное участие и родители. Не вызывает сомнений, что именно формирование творческих способностей у дошкольников поможет нам «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

www.maam.ru

1. Игры на развитие воображения детей …………………………………….3

2. Игры на развитие творческого мышления детей……………………….13

3. Музыкальние игры………………………………………………………...25

1. Игры на развитие воображения детей 6-7 лет

Развитие воображения у детей

Воображение - неотъемлемый процесс нашей психической деятельности. С его помощью мы создаем новые образы и представления об окружающем мире. Без воображения не может протекать ни один творческий процесс, ни одна детская игра.

Наблюдения психологов

Воображение детей старшего дошкольного возраста реализуется в различных видах деятельности: рисование, конструирование, строительство, лепка, сюжетно-ролевые игры и т. д. В этот период появляется целенаправленность действий, игра становится менее спонтанной и более запланированной (согласно продуманному сценарию) .

«Несуществующая рыба».

Существует множество забавных названий рыб. Например, рыба-пила, рыба-игла, рыба-меч, рыба-кабан, рыба-ангел, рыба-клоун, рыба-луна, рыба-попугай, рыба-лягушка и другие. Вы можете «копнуть» эту тему и заняться изучением жизни обитателей морских глубин.

Предложите ребенку придумать и нарисовать свою рыбу. Может быть, это будет рыба-дом, рыба-кровать, рыба-арбуз. Как она выглядит, чем питается, где обитает?

Нарисуйте свой подводный мир с причудливыми обитателями.

«Представь себя...».

В нашем воображении мы можем быть кем угодно: сказочными героями, машинами, растениями, животными, предметами быта и одеждой. Скажите примерно следующий текст: «Представь себе, что в руках у тебя волшебная палочка.

В кого бы ты хотел превратиться?» Пусть ребенок изобразит того, кем он стал, а вы угадайте задуманный образ. «Цветик-семицветик». Спросите у ребенка: «Помнишь, у девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик» был волшебный цветок с семью лепестками?

Представь, что в твои руки чудесным образом попал этот волшебный цветок. Какие желания ты загадаешь?» Пусть ребенок обоснует свои желания. Развитие этой темы поможет вам узнать о «ценностях» и «приоритетах» ребенка, а также о свободе желать, о намерении получать что-то от жизни.

«Любимое животное».

В древние времена у многих народов, да и у каждого человека в отдельности было свое тотемное животное. Это животное силы, к нему обращались за помощью в трудных жизненных ситуациях.

Возможно, любимое животное вашего ребенка и является его тотемом: он все время его рисует, интересуется его жизнью, хочет завести дома (ничего, что это жираф или лошадь) . Предложите ребенку побыть в образе разных животных. С помощью мимики и жестов он должен показать: как ходит, спит в берлоге и сосет лапу медведь; как скачет и грызет капусту заяц; как в норе прячется мышь; как фыркает и сворачивается клубочком колючий еж.

Эта игра поможет ребенку узнать много нового и интересного из мира животных. Перед началом игры загляните в энциклопедию для животных, вам легче будет находить «штрихи к портрету» того или иного животного.

«Наскальная живопись».

Вы уже давно прошли тот этап, когда ваш кроха разрисовывал новенькие обои в доме. Однако желание оставить после себя след у него еще осталось. Выделите в доме уголок для «наскальной живописи».

Здесь можно устроить широкое поле для деятельности: оставить послание родителям (если ребенок умеет уже писать) , загадать загадку и получить отгадку, сделать книгу жалоб и предложений, нарисовать свое настроение.

«Рассмеши меня».

В эту игру можно играть всей семьей. Выбирается один рассказчик, все остальные - слушатели. Рассказывать можно анекдоты, смешные истории и всякую абракадабру, чтобы рассмешить слушателей.

Кто засмеялся, тот становится рассказчиком.

«Слепой художник».

Вам понадобится лист ватмана и карандаши. «Художнику» завязывают глаза, и он под диктовку должен нарисовать рисунок, который вы загадали. Вы говорите, как вести карандаш: вверх, вниз, нарисуй кружочек, две точки и т. д. Ребенок рисует и пытается отгадать, какое изображение получится. Выбирайте простые рисунки: дом, человек, дерево.

Гусеница из камней

Для осуществления этого творческого замысла вам понадобятся краски, кисточки, гладкие морские камушки. Сложите камушки в один ряд, самый большой будет головой, самый маленький - хвостом. Разрисуйте гусеницу.

Из камней можно сложить фигурку человека, животного, цветок, домик. Пофантазируйте вместе!

Космическое путешествие

Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги - это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами.

Мягко направляйте воображение ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой - злые, на третьей - грустные и т. п.

Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

Необитаемый остров

Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.

Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт.

Рассматривайте самые необычные версии, например: дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который будет служить постелью, и т. п.

Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят.

Составь загадку

Игра развивает воображение, мышление

Научите ребенка придумывать загадки. Формулировка загадки может быть простая (Что зимой и летом одним цветом?) или характеризовать предмет с нескольких сторон (Горит, а не огонь, груша, а не съедобная) .

Волшебные превращения

Игра развивает воображение и образную память, образное движение (способность изображать животных, какие-нибудь предметы)

Задача - жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет.

Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.

Для чего я хорош?

Игра развивает воображение, фантазию, творческое мышление

Выберите какой-нибудь предмет. Задача - придумать и назвать все возможные случаи использования этого предмета.

Развивает воображение и мелкую моторику рук

Необходимый инвентарь: пластилин, глина, тесто.

Из пластилина можно лепить все - посуду для куклы, буквы, животных. Можно сотворить персонажей любимой сказки и оживить ее - провести кукольное представление. Возможно, все чудеса пластилинового мира сначала будут неуклюжие, но со временем ребенок научится создавать все более сложные фигурки.

Кулики, конструкторы

Способствуют разбитию воображения, творческого мышления, восприятия

Из кубиков (конструктора) можно построить все что угодно - дом, дорогу, город, квартиру с обстановкой и поселить туда жителей.

Вечерние окна

Вечером окна соседних домов, в которых горит свет, складываются в причудливые узоры. На что они похожи? Может, это какие-то буквы или чья-то улыбка?

Пофантазируйте вместе с ребенком.

Облака дают поистине простор для фантазии. На что они похожи? Они бывают похожи на все!

А еще они движутся по небу, догоняя друг друга и постоянно меняя свою форму.

Самодельные подарки

У меня со старшей дочерью такой опыт - она с удовольствием мастерит для кого-нибудь подарки: открытку (с аппликацией) бабушке, картину из различной крупы (о том, как ее сделать, смотрите в статье «Игры на развитие мелкой моторики») , бусы, рамку для фотографий, даже объемный сад с бумажными бабочками и цветами. А однажды мы готовили шоколадные конфеты.

В голове вашего ребенка наверняка много идей. Поощряйте прикладное творчество ребенка, направляя его так, чтобы он учился доводить задуманное до конца, работать аккуратно.

Упаковка подарков

Покажите ребенку, как можно красиво упаковать подарок - в специальную бумагу, или коробку, или праздничный пакет.

Если дома нет подходящих материалов, сходите с ним в отдел, который занимается упаковкой подарков, и подберите что-нибудь.

Сказка по ролям или кукольный театр

Такая забава придется по душе любому ребенку. Театр или игры по ролям - один из лучших способов развития творческих способностей. Самое ценное в этих играх - возможность прямого и свободного самовыражения.

Выберите хорошо знакомую сказку или рассказ, распределите роли (играйте всей семьей или компанией) и получайте удовольствие. Совсем не обязательно стандартное развитие сюжета - может быть, ваш ребенок придумает другой конец истории.

Способствуют развитию речи, воображения, памяти

Сочиняйте сказки вместе с ребенком. Истории о любимом зверьке, о предметах мебели. Запоминайте или записывайте эти истории - их потом всегда можно будет продолжить или просто прочитать спустя много лет вашим внукам.

Бумажные фигурки

Необходимый инвентарь: белая и цветная бумага, нитки, клей.

Возьмите бумагу, скомкайте листы и обмотайте их нитками - вот и готовые мячики для игры.

Мячики можно соединить между собой (сшить, склеить или связать) и получить причудливые объемные игрушки. Приклейте пуговицы или бусины в качестве глаз, носа и рта, сделайте петельки, и можно украшать елку.

Цветной коврик

Необходимый инвентарь: цветная бумага, ножницы, клей.

Нарежьте из цветной бумаги полоски. Покажите ребенку, как из них можно плести коврики. Используйте основу, чтобы закрепить края полосок или аккуратно склейте их между собой.

Полоски можно делать различной ширины, тогда узор будет еще интересней.

Новогодние украшения

Необходимый инвентарь: фольга, цветная бумага, ножницы, клей.

Нарежьте из цветной бумаги полоски, склейте из них новогодние гирлянды. Еще можно сделать объемные шары и фонарики.

Когда ребенок будет уверенно пользоваться ножницами, научите его вырезать снежинки из фольги.

Из остатков бумаги можно сделать различные аппликации, в том числе и объемные.

Поделки из природных материалов

Необходимый инвентарь:листья, желуди, скорлупа от грецких орехов, пробки, шишки.

Смастерите из подручных природных материалов забавные фигурки, животных, картины.

Необходимый инвентарь: видеокамера.

Снимайте с ребенком видеоролики по придуманным сюжетам. Начинайте с простых историй. Если нужно, используйте реквизит - костюмы, грим, декорации.

2. Игры на развитие творческого мышления детей

Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста

«Многие психологи считают, что творчество есть всего лишь новаторский подход к решению задачи. С этой точки зрения в творческом мышлении нет ничего экстраординарного. Оно реализуется как следствие методических размышлений.

Другие психологи полагают, что творчество - процесс необузданный, неуправляемый, сопровождающийся внезапными вспышками озарения. С этой точки зрения творчество таинственно и непредсказуемо. Оба подхода содержат долю правды». (Из книги Тома Вуджека «Тренировка ума»)

Полезная книга для родителей

Тамберг Ю. Г. «Развитие творческого мышления ребенка». Здесь вы найдете теоретические знания о типах мышления, а также много практических подсказок, упражнений и тренингов для развития творческого мышления.

«Что будет, если?..»

Игра хороша тем, что ее можно проводить в любом месте: дома, на прогулке, в транспорте. Это игра-размышление на самые разные темы. Принимаются все варианты ответов.

Старайтесь развернуть тему до предела, задавая ребенку наводящие вопросы.

Развитие креативного потенциала дошкольников

через театрализованную деятельность

Одной из основных задач дошкольного воспитания на современном этапе является развитие креативной личности, имеющей нестандартный взгляд на проблемы, отличающейся инициативностью, любознательностью, умеющей находить собственное решение вопросов, открыто высказывать оригинальные гипотезы и идеи.

Одним из средств развития креативной личности, развития воображения, дивергентного мышления, является театрализованная деятельность, которая обуславливает особое взаимодействие детей и педагогов на основе свободной творческой атмосферы, всемерного поощрения детской любознательности и инициативы, свободы выражения собственного мнения, стремления к оригинальности и самовыражению, способствуют взаимообогащению и укреплению дружеских взаимоотношений между детьми.

Правильно организованная театрализованная деятельность позволяет развивать у детей такие качества творческой личности как оригинальность мышления, т. е. способность порождать новые нестандартные идеи, образная память, независимость мышления, умение находить свое собственное решение и умение отстаивать свою точку зрения, способность к импровизации, к выразительному движению, целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца, умение продолжать работу несмотря на трудности и неудачи и наконец, умение решать творческие задачи.

Волшебный мир театра дает детям возможность преодолеть стереотипы мышления, различные комплексы и пробудить их индивидуальные творческие способности: актерские, музыкальные, танцевальные, поэтические, живописные и т.д.

  1. Создание всех необходимых условий для осознания детьми своей индивидуальности, одаренности;
  2. Способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативного потенциала каждого ребенка;
  3. Создание ситуации успешности для каждого ребенка
  4. Развитие самооценки и уверенности в своих способностях
  5. Формирование у детей устойчивого отношения к творческой деятельности

Принципы построения работы по развитию креативных способностей детей:

  1. Организация взаимодействия педагога с детьми на основе сотрудничества и сотворчества.
  2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка
  3. Индивидуальный подход и незыблемая вера педагога в креативный потенциал каждого ребенка
  4. Уважение мнения ребенка, его личностной позиции
  5. Активная игровая деятельность детей

Формирование творческих способностей детей в театрализованной деятельности предлагаем начать с проведения специальных игр-упражнений с детьми на развитие воображения, мимики, пантомимики, интонации и артикуляции. Это небольшие игры, которые можно использовать в соответствии с комплексно-тематическим планом работы при проведении занятий по ознакомлению с художественной литературой, с окружающим миром, экологией; при проведении физкультминуток, оргмоментов и т.д., т.е. во всех формах педагогического процесса.

  1. Творческие игры-упражнения
  1. Игры-имитации.

Имитация действий, особенностей поведения, эмоций людей и животных, сказочных персонажей. Например, неуклюжий медведь, храбрый петушок, хитрая лиса, грустный зайчик, радостный медвежонок. Изображая различные персонажи, дети учатся азам перевоплощения.

  1. Творческие игровые ситуации.

«День рождения у мишки», «Веселая рыбалка», «Цирк зверей», «Играют зайчики на лужайке и вдруг появляется волк, который хочет их поймать»

  1. Игры-импровизации под музыку(«Снежинки медленно падают или вдруг закружатся в снежном вихре», «Просыпаются цветы на полянке», «Разноцветные бабочки перелетают с цветка на цветок» и т.д.) . Дети с удовольствие создают игровые образы в соответствии с настроением музыки, ее темпом.
  2. Этюды-импровизации: «Надо съесть кашу, которая не нравится», «ученый-изобретатель необычной машины», «робот-воспитатель», «инопланетянин в детском саду» и т.д.
  3. Театральные этюдыпо изображению различных сказочных животных на основе стихотворных текстов.
  4. Мини-постановкипо текстам произведений малых фольклорных форм (потешек) , авторских стихов.

При проведении таких игр-упражнений, необходимо обращать внимание детей на использование мимики, жестикуляции, движений и таких средств выразительности как ритм речи, темп, особенности голоса, которые помогают передавать различные оттенки чувств: удивление, радость, обиду. Перевоплотиться в образ детям помогают элементы костюмов и декораций, которые они сами и подбирают для своих игр.

Каждый ребенок по-своему проявляет характер изображаемого героя, выражая свою индивидуальность и творческие способности. Говоря от имени определенного лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером по игре или этюду. А после исполнения даже самой маленькой роли и пассивный ребенок начинает проявлять активность, у него появляется радость творчества.

  1. Инсценирование фрагментов художественных произведений и песен.

На следующем этапе развития творческих способностей детей переходим к инсценировке фрагментоврусских народных и авторских сказок («Колобок», «Теремок», «Кто сказал мяу?», «Как цыпленок голос искал» и др.) .

Проигрываем эти фрагменты сказок несколько раз с разными детьми-актерами, чтобы способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной игре, раскрывающей индивидуальность каждого ребенка. Обмен ролями предоставляет детям возможность осваивать новые роли, самостоятельно подбирая средства выразительности, характерные для данного образа, его эмоций, переживаний и черт характера.

На данном этапе дети начинают более ярко проявлять свое творчество в музыкальных композициях. Задача здесь усложнена воплощением в роли без важного выразительного средства – слова, но зато больше возможностей проявить свои способности в движении, опираясь в основном на музыку.

Инсценировка детских песен:«Три поросенка», «Лев и брадобрей», «Гномы», «Лягушки» и др.

Пластикой своего тела, движениями дети передают эмоциональный строй песен.

В результате систематического целенаправленного применения таких игр дети становятся более уверенными, а их движения приобретают гибкость, подвижность и выразительность.

Развитию творческих способностей детей способствует также их участие в подборе необходимых костюмов для изображения различных героев, атрибутов для игры, а при необходимости их изготовлении, подборе и расстановке декораций.

В самостоятельной деятельности дети разыгрывают небольшие сценки и представления, используя такие виды театра как пальчиковый театр, би-ба-бо, театр на ложках, настольный театр, театр на фланелеграфе и др.

Успешности использования театрализованных игр для развития творчества детей способствует соответствующая организация предметно-развивающей среды: разнообразные костюмы, детали которых могут использоваться для различных персонажей, т. е. такие костюмы, которые предполагают вариативность использования; театральные ширмы и различные атрибуты для игр по разным сюжетам, элементы декораций, наличие различных видов театра и материалов к нему; наличие творческих мастерских в группе, в которых дети будут иметь возможность изготовить всё необходимое для своих творческих игр и реализовать свое видение оформления инсценировки или спектакля.

  1. Развитие творческих способностей детей в процессе постановки спектакля

Основные условия:

Свобода в выборе деятельности, приемов и способов реализации собственного замысла

Создание атмосферы личностного эмоционального комфорта для ребенка

Обогащение предметно-развивающей среды, ее разнообразие, насыщенность, сменяемость

Создание педагогом положительной мотивации, поддержка всех творческих начинаний ребенка, отсутствие всякой критики.

Готовясь к показу спектакля, дети имеют возможность попробовать сыграть любой понравившийся им образ. Каждый ребенок по-своему отображает особенности характера изображаемого героя, и, обращая на это внимание, дети учатся друг у друга использовать такую жестикуляцию, мимику, темп и ритм речи, которые наиболее полно отражают образ героя.

В спектакле обязательно играют все дети группы. Пусть сначала эта роль будет маленькой и незначительной, но она доставит ребенку огромную радость участия в коллективном творческом деле и будет способствовать обогащению его личного опыта, поможет самым стеснительным и робким детям преодолеть робость и неуверенность в себе.

С огромным интересом дети участвуют в обсуждении, выборе и изготовлении необходимых декораций для спектакля, элементов костюмов; придумывают и рисуют афишу спектакля, разрабатывают проект программки спектакля, пригласительных билетов.

Таким образом, театр, будучи синтезом различных видов искусства: музыки, литературы, живописи, танца предоставляет детям возможность проявить свои индивидуальные творческие способности в самых разнообразных областях.

  1. Самореализация творческих способностей, самовыражение личности
  1. Импровизация непосредственно во время театрализованной игры, инсценировки;
  2. Придумывание сказки на основе нескольких сюжетов, произведений;
  3. Введение в известную сказку новых персонажей, проблемных ситуаций;
  4. Перенос героев одной сказки в другую;
  5. Придумывание продолжения сказки или изменение ее конца
  6. Постановка самостоятельно придуманной сказки
  7. Самостоятельное изготовление театральных кукол, декораций на основе собственного замысла
  8. Проектная деятельность детей на тему театра – индивидуальные и коллективные исследовательско-творческие проекты

Создание ситуации поиска, раскованности и свободы побуждает детей фантазировать, комбинировать и импровизировать. В ходе таких игр приветствуется любая самостоятельно выдвинутая идея, оригинальное предложение и нестандартное решение.

Дети могут переиначить начало и концовки знакомых сказок или мультфильмов, придумать новые события, в которые попадает герой, ввести в действие новых персонажей.

В результате чего возникает качественно иной сценарий, образ, открываются новые возможности роли. Таким образом, была придумана сказка «Теремок дружбы» (по мотивам русской народной сказки «Теремок») , в которой дети нетолько добавили новых сказочных персонажей – собаку Тошку, львенка, дракончика, но и обогатили нравственный смысл сказки.

Звери не только сами жили дружно в теремке, но и всегда помогали другим животным, попавшим в беду. Теперь все звери в лесу знали, куда им идти, если случится беда.

К сказке «Кот, петух и лиса» дети придумали продолжение, в котором все лесные звери приходят на помощь коту и хитростью спасают петушка от лисы.

Добавив новых персонажей в сказке «Два жадных медвежонка», дети изменили сюжет и данного произведения. В гости к медвежатам приходили их друзья – ежик, белочки, зайчик, говорили, что они очень голодные, не ели целый день и просили хотя бы кусочек сыра, но медвежата ничего им не дали и, в конце концов, были наказаны за свою жадность.

Все эти сказки, придуманные детьми, легли в основу игр-спектаклей, участвуя в которых дети играли особенно эмоционально и непосредственно.

Результат- формирование креативных качеств личности и креативного мышления:

  1. способность создавать широкое разнообразие замыслов;
  2. отсутствие стереотипности мышления – новые, оригинальные, нестандартные идеи, несовпадающие с общепринятыми нормами и стандартами;
  3. способность к созданию ассоциаций неоднородных понятий;
  4. мобильная генерация идей;
  5. совершенствование первоначального замысла в процессе детализации;
  6. умение применять известные объекты предметного мира по-новому, действовать с ними новыми способами.

Диагностическое обследование детей подготовительных групп дошкольного учреждения обучающихся по данной методике показывает, что 70% выпускников имеют высокий уровень развития творческих способностей. Эти дети способны принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, отличаются самостоятельностью суждений, инициативностью и упорством.

СКАЗКИ, ПРИДУМАННЫЕ ДЕТЬМИ

«Теремок дружбы»

Стоял в поле теремок.

Бежал мышонок по тропинке лесной и увидел теремок. Какой он красивый - подумал мышонок и решил в нем остаться жить.

В это время вышла лягушка погулять и поискать себе вкусных мошек на завтрак. Увидела она красивый теремок, постучалась и попросилась жить вместе с мышонком. Мышонок согласился.

Веселый пес Тошка шел по лесу и искал, с кем бы ему поиграть в интересную игру, а то дома ему уже надоели курицы, да петухи, которые не умели играть в интересные игры. Он подружился с мышонком и лягушкой и остался жить с ними.

Весть о том, что в домике на опушке поселились веселые зверушки, пронеслась по всему лесу. Узнали об этом и белочки. Они собрали вкусные орешки и принесли их угостить зверей и тоже подружились с ними.

Сидят звери, кушают угощение белочек, вдруг видят, это что за зверь невиданный. Это был маленький дракончик. Он только вылупился из яичка и не знал куда ему идти.

Звери позвали его в домик и накормили.

Вдруг видят звери, идет по тропинке львенок. Откуда он взялся в нашем лесу - подумали они. Оказывается, львенку стало скучно у себя в Африке, и он решил отправиться в путешествие по всему свету и теперь искал место, где бы ему переночевать.

Звери пустили львенка в домик. И он рассказал им много интересных историй про свое путешествие.

Вдруг все услышали крик «Спасите меня, спрячьте меня!». Это был петушок золотой гребешок. Ему удалось перехитрить лису и убежать от нее.

Звери спрятали петушка в домике.

Но лиса хоть и любила петушков да курочек, но все же была доброй и помогала тем, кто попадал в беду. Когда она бежала за петушком, то встретила волка, у которого болела лапа. Лиса привела волка к домику, и мышонок вытащил занозу из лапы волка.

Вдруг все услышали, что кто-то плачет. Это был медвежонок топтыжка, который ушел гулять один, потерялся и не мог теперь найти свою маму. Волк сказал, что сам отведет медвежонка к его маме.

Все звери подружились в теремке и назвали теремок «Теремком дружбы»

«Как звери петушка спасли»

(продолжение сказки «Кот, петух и лиса»)

Схватила лиса петушка и потащила. Сколько ни кричал петушок, котик его не услышал: очень уж далеко был.

Вернулся котик домой, а петушка дома нет. Понял он, что это лиса его утащила. Решил котик идти скорей к дому лисы спасать петушка.

Идет он по лесу, а навстречу ему зайчик.

Пойдем вместе. Лиса хитрая, одному с ней не справиться.

Здравствуй, котик, куда ты идешь?

Лиса петушка утащила. Иду его спасать.

Мы пойдем с вами. Лиса хитрая, тяжело с ней не справиться.

Здравствуй, котик, куда ты идешь?

Лиса петушка утащила. Иду его спасать.

Здравствуй, котик, куда ты идешь?

Лиса петушка утащила. Иду его спасать.

Я пойду тоже с вами. Лиса хитрая, тяжело с ней не справиться.

Подошли они к домику лисы и стали думать как бы ее из домика выманить и петушка спасти и придумали.

Белочки закричали:

Лиса, выходи скорей, мы тебе целый мешок курочек принесли.

А лиса им в ответ:

Не нужны мне ваши курочки. Мне на сегодня и петушка хватит на обед.

Тогда ежик закричал:

Выходи лиса. Мы тебе еще целый мешок гусей принесли!

А лиса им в ответ:

Не нужны мне ваши гуси. Мне на сегодня и петушка хватит на обед.

Тогда мышонок закричал:

Выходи лиса. Мы тебе еще целый мешок индюшек принесли!

А лиса им в ответ:

Не нужны мне ваши индюшки. Мне на сегодня и петушка хватит на обед.

Тогда котик и говорит:

Ну что ж, лиса, мы тогда все эти мешки пойдем волку подарим!

Не могла этого лиса вынести и вышла из дома.

Набросились на нее звери все вместе и прогнали в лес.

Так звери все вместе спасли петушка.

Особенность любой творческой игры заключается в том, что она помогает развивать созидательное мышление и воображение в атмосфере состязательности и азарта. Именно игровая форма часто помогает сосредоточиться и эффективно изучить нужный материал не только детям, но и взрослым. Сегодня в интернет существует множество классификаций творческих игр: компьютерные, онлайн, групповые, интеллектуально-творческие, сюжетно-ролевые и многие другие. В нашем случае классификация позволяет выбрать игру в зависимости от того, хотите ли вы играть в одиночку за компьютером или планируете играть в компании.

Онлайн-игры

Поймай кота. Игра

«Поймай кота» – отличная игра для проверки вашей способности решать нестандартные задачи, а также хорошая возможность потренировать свои навыки поиска креативных решений. Эта online флэш-игра разработана знаменитой японской дизайнерской лабораторией Gamedesign (gamedesign.jp) и носит оригинальное название «Chat Noir» («Черный кот» - по-французски).

Друдлы

Суть игры заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей и похожа на то, что обычно студент или школьник рисуют машинально на бумаге во время лекции или урока. Однако в droodle авторы изначально закладывают вариативность ее интерпретации. Попробуйте проявить свою креативность в разгадывании друдлов .

IQ Ball

«IQ Ball» – интересная онлайн флеш игра, которая отлично подойдёт как для детей, так и для взрослых. Играя в неё, вы научитесь поиску нетривиальных и максимально эффективных решений, что необходимо любому человеку, желающему развивать свои творческие навыки. Играть .

Матрица памяти

Игра «Матрица памяти» хорошо известна всем ещё по приложениям для телефонов Nokia. Также существует множество аналогов для разных платформ. Здесь мы предлагаем вам сыграть в классический вариант этой простой флеш игры, которая отлично подходит для тренировки памяти и концентрации, что важно и для развития творческих способностей. Играть .

8 ферзей

8 ферзей – одна из самых известных шахматных задач. Поиск ответа на вопрос о том, как же всё-таки расставить одновременно 8 ферзей на шахматной доске, будет полезным для всех, кто хочет развивать свои интеллектуальные способности, находить решения нестандартных задач, продумывать ходы в поисках ответа. Ведь даже в этой, казалось бы, логичной шахматной головоломке, все ответы можно найти лишь с помощью творческого подхода. Играть .

Оффлайн-игры

Игра «На букву…»

Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе в вами и начинаются на букв: «К». На букву «П»… А на «В»? Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы улучшить это упражнение подумайте, какие группы окружающих предметов вы забыли включить.

Например, на букву «В» можно назвать:

  • вещи, вешалка, (предметы);
  • винты, введение в книге на полке, (детали предметов);
  • вольфрам нити лампы, войлок, вата, вискоза и т.д. (материалы);
  • ворс на ковре, воск на паркете (покрытие);
  • волосы, веки, веснушки, виски и т.д. (тело);
  • воображение, восторг, волнение, возможность придумать что-то еще (ментальные понятия);
  • воздух, ветерок, варианты слов, вы сами, все остальные (тоже на «в»).

Подумайте, что еще можно назвать? Потренируйтесь с другими буквами: «п», «к», «с» – попроще, «д», «а», «т» - посложнее.

«Дорисуй»

В эту игру можно играть вдвоем, так и большим коллективом. Правила заключаются в том, один человек рисует, не глядя на бумагу, несколько линий или фигуру, а второй человек должен ее максимально креативно дорисовать так, чтобы получилась целостная картина. Потом игроки меняются.

Буриме

Дайте ребенку лист бумаги и карандаш. Включите лёгкую музыку, попросите закрыть глаза и рисовать все, что заблагорассудится, не думая о форме и расположении. Пусть это будет несколько рисунков, которые накладываются друг на друга. После, уже с открытыми глазами и разноцветными карандашами попробуйте вместе найти самые причудливые образы на стыке нарисованного и разукрасить их.

Крокодил (Пантомимы)

Встречается множество вариаций (разных не только правилами, но и философией) игр под названием «Крокодил». Одна из самых распространенных известна также как «Пантомимы» (в прошлом на ТВ даже была похожая программа). Правила просты – сначала жеребьёвкой выбирается первый загадывающий игрок. Он выбирает слово (словосочетание) и с помощью жестов и мимики пытается показать остальным что это. Когда слово отгадано, тот, кто показывал, загадывает следующее тому, кто отгадал. Слова должны быть сложными, разговаривать загадывающему запрещено.

Оригинальный «Крокодил» также связан с угадыванием слов посредством ассоциаций и построения логических цепочек. Но правила в нём более сложные. Детальное их описание с хорошими примерами можно прочесть в Википедии .

Также рекомендуем познакомиться с логическими играми и играми для развития памяти , которые будут полезными для всех, кто хочет всесторонне развить свои творческие способности.

Поделиться: