Проект по экологическому воспитанию «Наш весёлый город. Проект по экологии в старшей группе

Актуальность

Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам». Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраски, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы «чудо-растение», поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла идея создать свой огород — это «чудо – огород», который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.

Тип проекта

По продолжительности – краткосрочный.

По составу участников проекта – групповой.

По направленности деятельности участников проекта – познавательно-игровой.

Цель:

Расширять представления детей об окружающем мире растений и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода.

Задачи:

— Формировать представления о работах проводимых в весенний и летний период в саду и огороде.

— Расширять представление детей о жизни растений.

— Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

— Учить детей делать выводы на основе наблюдений.

— Участвовать в посильной практической деятельности.

— Воспитывать бережное отношение к растениям.

Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.

— Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.

Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационно — подготовительный.

Мероприятия:

— Обсуждение цели и задач воспитателем с детьми и родителями, специалистами;

— подбор необходимого материала для создания огорода;

— выявление знаний детей о жизни растений;

— составление перспективного плана.

2 Этап. Рефлексивно — диагностический.

Мероприятия:

Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.

3 этап. Практический.

Мероприятия:

—Познание: «Насекомые помощники»; рассматривание семян растений; наблюдение за рассадой; наблюдение за ростом и развитием растения.

Конструирование: оформление огорода; изготовление плетеной изгороди.

—Социализация: дидактические игры: «Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника». Сюжетно-ролевые игры: «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму».

Коммуникативная деятельность: составление рассказа «Лето на огороде», «откуда берется растение», «Как я помогаю на огороде», разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.

— Чтение: стихотворения — С. Виталий «Огород», М. Пожарова «В огороде», Т. Шорыгина «Щедрый урожай» (заучивание). С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», С. Полякова «В огороде»(заучивание), произведения — Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.

Труд: Посадка семян цветов и овощей; высаживание рассады на участок; составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные индивидуальные трудовые поручения.

Продуктивная деятельность: аппликация «Букет»; «Корзина с овощами»; «Консервируем овощи».

Лепка: «Декоративное панно» (коллективная работа); «Тюльпан» (налеп); «Насекомые помощники».

Рисование: «Я на огороде»; «Мое любимое растение», «Букет в подарок близкому»; «Цветочная фантазия»(нетрадиционная техника); «Овощи»(рисование с натуры).

Безопасность: «Правила работы с инструментами»; «Про панаму не забудь».

— Здоровье: «О пользе овощей» (беседа); (просмотр мультфильма) «немытые овощи есть нельзя».

4 этап. Заключительный.

— Сбор урожая.

Оформление материалов проекта:

— Изготовление фото альбома «Наш веселый огород».

— Макет «Строение растения», «Растение и его семя».

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Получение знаний детей о жизни растений.

2. Создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.

3. Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.

4. Привить любовь к растительному миру, развить желание его беречь, охранять.

5. Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

6. Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

Ресурсное обеспечение проекта

1.​ Кадровое обеспечение.

Участники проекта:

— старший воспитатель (методическая поддержка и консультирование);

Дети старшей группы;

Родители воспитанников (совместная деятельность);

— воспитатели группы.

2. Информационное обеспечение.

Видео презентации;

— мультфильмы, фильмы;

Наглядно-дидактические пособия, книги.

3. Материально-техническое обеспечение.

Оборудование для ухода за растениями;

— семена, рассада;

Фотоаппарат;

Компьютер;

Магнитофон.

Риски

1.​ Несоблюдение сроков реализации проекта.

2.​ Проблема привлечения родительской общественности.

3.​ Недостаточность оборудования для работы на огороде.

Экологическое образование и воспитание - чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты, представленные в этом разделе, призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.

Тематика проектов разнообразна: от изучения ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания растений и планомерного наблюдения за их ростом. Воспитываем в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности.

Экологические проекты - комплексный подход к воспитанию культурных в экологическом отношении людей.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 2692 .
Все разделы | Проекты по экологии

Кормушка «Сказочный домик» Соловьевой Варвары воспитанницы подготовительной группы «Ягодка» . 6лет. МКДОУ Детский сад №42 ИГОСК с.Московское Изготовлено : бабина деревянная, шпагат натуральный (экологически чистый материал ) Оформление : скорлупа ореха грецкого, каштаны, жёлуди,...

Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Природа - наш родной дом» Проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему : «Природа - наш родной дом» (с использованием многофункционального дидактического пособия «Волшебные круги Луллия» ) Актуальность проекта : Любить природу, относиться к ней бережно, с добротой...

Проекты по экологии - Экологический проект «Первоцветы Кавказа»

Публикация «Экологический проект «Первоцветы...»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №62 «Детский сад «Радуга» Экологический проект «Первоцветы Кавказа» Разработали и провели: воспитатель средней группы №8 Бузанова С.В. Тип проекта: познавательно – исследовательский, групповой Участники проекта: дети...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Актуальность проекта Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о...

Экологический проект «Огород на окне» для детей старшего дошкольного возраста Проект экологического воспитания детей Старшей группы Тема проекта: «Огород на окне» Вид проекта: Краткосрочный Тип проекта: Познавательный, исследовательский. Возраст: старшая группа Авторы проекта: воспитатели и дети группы Срок реализации: Февраль-апрель Проблема проекта:...

Экологический проект «Деревья - наши верные друзья» Девиз проекта. Ярче, ярче солнышко с неба нам свети. Выше, выше деревце над землей расти. Пусть услышат веточки детский голосок Пусть с любовью вырастит деревца росток. Паспорт проекта 1. Тема: «Деревья - наши верные друзья » 2. Тип проекта: проектно - исследовательский. 3....

Проекты по экологии - Экологический проект «Деревья - наши друзья»

Экологический проект- «Деревья-наши друзья» В средней группе № 7 Воспитатели: Кудрявцева И.Н. 2018-2019 год Актуальность. "Дерево, трава, цветок и птица Не всегда сумеют защититься Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни» Д. Радович Дошкольное детство – важный...

Название: Экологический проект «Лаборатория неживой природы»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Разновозрастная группа от 3 до 5 лет

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ № 9 « Солнышко»
Месторасположение: Краснодарский край Тихорецкий район посёлок Парковый переулок Школьный 4 «Б»

Экологический проект:
«Лаборатория неживой природы».

Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)

Группа « Ягодка»

Тип проекта:
информационно-исследовательский
длительность проекта: 1,5 месяц
(19.07 -31.08 2016г)
Участники: воспитанники
разновозрастной группы
комбинированной направленности
« Ягодка» от 3 до 5 лет
родители
воспитатель

Актуальность: Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Один из принципов ФГОС говорит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Проблема: Как познакомить детей с неживой природой?

Цели проекта:
развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
обогащение представлений малышей об объектах неживой природы;
развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

Задачи проекта:
-расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
-знакомить с различными свойствами веществ (сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
-развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; воздух - его давление и сила; песок — состав, влажность, сухость
-расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода для удовлетворения своих потребностей;
-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
-развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

Ожидаемые результаты:
вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
обогатить представление малышей об объектах неживой природы;
обогатить предметно – развивающую среду в группе.

Реализация проекта:
Этот проект хорошо восполняет пробел в воспитательно – образовательной работе с детьми в летний период. Совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по данному направлению запланировала на 2 раза в неделю по 10-15 минут в летний период.
Работа будет проводиться в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей, а также на участке детского сада.
Во время эксперимента нельзя упускать и воспитательные моменты — дети должны самостоятельно наводить порядок на рабочем месте (почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).


1.Составление плана проектной деятельности.
2. Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком, светом
3.Консультация для родителей «Экспериментирование с водой».

4. Анкетирование для родителей»Детское экспериментирование в семье»

Предполагаемые результаты

Дети научатся простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.

Материалы

Игровой материал и оборудование для опытно – экспериментальной деятельности с водой, песком, глиной, воздухом, светом.

Работа с родителями

В ходе проекта с родителями было проведено анкетирование на тему « ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ»

Цель: выяснение отношение родителей к познавательному исследовательской деятельности и интереса к предметам и явлениям окружающей жизни
Задачи:
1. Выявить у родителей, какое принимают участие в экспериментальной деятельности своего ребёнка.
2. Определить с какими предметами родители любят экспериментировать.
3. Воспитывать интерес к познавательно — исследовательской деятельности.
После проведения анкетирования был сделан анализ, который показал, что

I этап проекта: подготовительный
1.Подбор методической литературы.
2.Составление плана проектной деятельности.
3. Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком, светом
4.Привлечение родителей к пополнению оборудования для экспериментирования
Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.
Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.
Центр «Воздух»: веревочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шарики, вертушки, воздушный змей, султанчики, ленточки, флажки, флюгеры, парашют.

II этап проекта: основной
Вода
«Узнаем, какая вода»
Цель опыта: выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется.
Материалы, оборудования: две одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой
набор мелких цветных предметов.

Вода — волшебница»
Цель опыта: продолжить выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах вкус).
Материалы, оборудования: три одинаковые емкости с водой; гуашевая краска; пакетик растворимого кофе;10 кусочков сахара рафинада; одинаковые стаканчики по количеству детей.

3Сквозь сито»
Цель опыта: Объяснить, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства веществ.
Материалы, оборудования: сито.

Песок и глина
«Песочные струйки»
Цель опыта: вспомнить с детьми свойство песка — сыпучесть.
Материалы, оборудование: пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.

«Чудесные фигурки»
Цель опыта: продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать.
Материалы, оборудование: песок, вода; лопаточки, совочки, ведерки, емкости.

«Узнаем, какая глина»
Цель опыта: знакомство со свойствами глины (размокает, мнется, бьется).
Материалы, оборудование: кусок глины; емкости(ведерко);вода.

Температура (теплота) и свет
«Горячо-холодно»

«Чудесный мешочек»

«Что в коробке?»
Цель опыта: познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарь).
Материалы, оборудование: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарь.

Температура (теплота) и свет
«Горячо-холодно»
Цель опыта: научить определять на ощупь температуру воды, предметов.
Материалы,оборудование:емкости (пластиковые бутылки) с водой, находящиеся: на солнечной стороне, в тени; предметы, лежащие под лучами солнца; предметы, лежащие в тени.
«Чудесный мешочек»
Цель опыта: продолжать учить определять температуру жидких веществ и твердых предметов (металлические – холоднее, деревянные – теплее).
Материалы, оборудование: мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы.

Заключение.

Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.

Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы, и делать простейшие выводы.

Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, повысилась коммуникативность родителей.

Разработанные методы и приёмы сотрудничества способствовали воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.

После проведения анкетирования был сделан анализ

На 1 вопрос: «Как вы думаете, в Вашем ребёнке проявляется исследовательская активность?». Качественный анализ полученных ответов показал, что у всех детей проявляется исследовательская активность
Далее если да, то в чём именно?. Родители дали разнообразные ответы как:
1) любит возиться с водой, снегом, резать бумагу, наблюдает за растениями, животными.
2) её интересует образование мыльных пузырей, превращение снега в воду.
3) наблюдение, открытие для себя чего — то нового.
4) с красками экспериментируем, с цветными стёклышками.
5) находясь на прогулке, мой ребёнок интересуется окружающей средой, животными и растительным миром. находясь дома интерес проявляет к бытовым приборам, содержимым шкафов, кухонной утварью.
6) разбирать машины и собирать.
7) в любопытстве.
8) узнавать новое из разных источников (просмотр телевизионных передач, чтение ребёнку детских энциклопедий, рассказы взрослых).
9) нравится ребенку экспериментировать с песком, также воздух.
10) исследует собственное тело, незнакомые предметы и приборы.
11) машины разбирает, с песком играет.
12) во всём проявляется.
13) в этом возрасте ему многое интересно и вся его деятельность — исследование.
14) всё нужно потрогать, повертеть, попытаться разобрать.
15) исследует содержимое шкафов, ремонтные инструменты, технику, компьютер.
16) рассматривает, трогает, кидает, нюхает, пробует в действии.
На 2 вопрос: «С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребёнок?». Большинство родителей ответили, что ребёнок любит экспериментировать с пластилином.
Были получены следующие единичные ответы: с массой для лепки, с красками; со всеми, что попадётся под руку; с пенной ванне; цветом; с бумагой; с крупой; конструкторами; зеркалом; на улице с природным материалом (вода, песок, камушки, растения), а дома всё что окружает (мебель, игрушки, музыкальные инструменты, бытовая техника); воздушные шары.
На 3 вопрос: «Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребёнка?».
Прозвучали такие ответы: наблюдаем за происходящими вокруг явлениями; показываем различные превращения, вырезаем, лепим; стараюсь помочь, подсказать; как правило это контроль с участием; выращиваем лук в стакане, почки на ветках; помогаем, предлагаем новое; наблюдаю за действиями, если требуется помощь, помогаю; слежу за безопасностью, стараюсь заинтересовать; активное участие; непосредственное участие; отвечаем на интересующее вопросы; предлагаем варианты использования применения того или иного предмета. знакомим его с свойствами; показываю, объясняю, рассказываю. Только один родитель ничего не ответил на данный вопрос.
На 4 вопрос: «Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать?».
Все родители ответили- конечно необходимо поддерживать в ребёнке желание экспериментировать. И дали разнообразные ответы. Почему?.
1) во время эксперимента ребёнок получает ответы на вопросы (для чего, как, почему и.т.п.).
2) для развития, ответили двое родителей
3) развитие мыслительной деятельности, анализа воображение, эмоционального фона.
4) развитие интереса.
5) так как ребёнок познаёт мир
6) развивается мозговая деятельность, развитие интеллекта.
7) в рамках разумного.
8) для интеллектуального развития.
9) это способствует развитию логики, познанию мира.
10) так как с раннего возраста формируются профессиональные качества, навыки, умения, определенные предпочтения.
11) если есть способность или тяга к чему-то надо развивать и помогать развивать.
12) развивать интерес к открытию чего — то нового.
13) развивает познавательную активность ребёнка, творческие способности.
14) развитие познавательной деятельности, познание причинно — следственной связи.
На 5 вопрос: «Насколько эмоционально ребёнок относится к интересному для него занятию, связанную с экспериментированием?».
Дали родители такие ответы: проявляют заинтересованность, расспрашивают; по — разному, в основном радостно и с интересом; эмоции выражены; эмоционально, а иногда не очень эмоционально; когда как; эмоционально; удивляется, задаёт вопрос; достаточно исследует, скрупулезно и настойчиво;
На 6 вопрос: «Часто ли ребёнок задаёт вопросы? Какие именно?». Родители ответили: ребёнок ещё плохо говорит; что это? кто это?; откуда? какой; что сказала?; почему? зачем?; пока речь развита недостаточно; постоянно задаёт вопросы: что это? почему? зачем?; это что? как это открыть? как это работает?; часто в основном «а как?», «а где?»; задает такой вопрос ребёнок мама ты меня сильно любишь?; часто спрашивает о том, что его окружает; кто это сделал?
На 7 вопрос: «Создаёте ли вы условия для проведения опытов?».
Двое из родителей ответили — нет.
Многие родители дали ответ — «да» .
Остальные родители ответили: Если это касается образовательного процесса (изучение цвета, красок, то да). Если научно-познавательный процесс то нет (просто наблюдаем, например: вырезаем, клеем и я рассказываю); По мере возможности; обстановка в квартире этому способствует;
На 8 вопрос: «Знакомите ли Вы своего ребёнка с правилами поведения в природе?».
Большинство родителей ответили ответ «да».
Другие родители ответили: с общими правилами в обществе — да. На природе ещё не приходилось; Да. Когда гуляем в парке, на турбазе в садах; Думаю это преждевременно. Пока только описываем и наблюдаем природные явления; Да. Не сорить, не ломать деревья; Находясь на природе, будь то улица, двор или лес объясняю в первую очередь, что нельзя, а что можно. С чем можно играть, а с чем нельзя и что категорически запрещено (вода, костёр, огонь).
Из этого следует , что наша воспитательная работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.



Описание материала: предлагаю вашему вниманию разработку проекта "Зеленый мир детского сада". Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться о своем здоровье, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой. Продукт проекта - карта "Зеленый наряд детского сада", созданная совместно с детьми. Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Проект "Зеленый мир детского сада"

Актуальность
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей деревья порой не представляют такого интереса, как животные или растения, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов.
Я начала эту серьезную работу с ближайшего зеленого окружения - с территории детского сада. Как правило, среди зеленых насаждений вокруг детского сада, можно встретить многих представителей флоры данной местности. Необходимо помнить и о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Данный проект раскрывает ценность деревьев при выполнении ими санитарно-гигиенических функций через доступные дошкольному восприятию игровые формы работы. Продуктом проекта является Карта зеленых насаждений детского сада.

Карта проекта «Зеленый мир детского сада»

Цель: Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой. Расширение представлений детей о пользе деревьев для укрепления здоровья человека. Воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Срок реализации проекта : май
Тип проекта : информационно-творческий (в рамках тематической недели "Мир деревьев и кустарников")
По количеству участников : коллективный
По продолжительности : краткосрочный

Ожидаемые результаты:

Воспитанники:
-знакомы с деревьями, растущими на территории детского сада и их функциями;
-знакомы с некоторыми целебными свойствами деревьев для здоровья человека;
-имеют первоначальные навыки "чтения" карты;
-имеют представление о природе родного города
Родители:
-активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность;
-знают и применяют целебные свойства деревьев для оздоровления детей
Педагоги:
-осуществляют инновационную деятельность;
-повышают профессиональный уровень;
-расширяют свой экологический кругозор Обучающие:
-формировать у детей представление о деревьях и их пользе для человека;
-дать первоначальные сведения о карте местности
Развивающие:
-развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность;
-приобретать детьми опыт исследовательской деятельности;
-развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
Воспитательные:
-воспитывать эмоциональное отношение к деревьям;
-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный
2.Аналитический
3.Практический
4.Презентационный

Подготовительный этап

Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей о деревьях.
Мероприятия:
1. Целевые экскурсии к деревьям на территории детского сада.
2. Знакомство с паспортом деревьев детского сада.
3. Рассматривание физической карты Республики, карты района.
4. Просмотр слайдов фотоматериалов о родном городе "Город, вид с неба" , "Пейзажи" , презентации "Этот город самый лучший город на Земле"
5. Наблюдение за погодными явлениями: ветром, дождем и их влиянии на состояние деревьев.
6. Беседы с родителями "Деревья вокруг нас" .
7. Подборка лучших рецептов по оздоровлению детей с помощью целебных сил деревьев.
8. Беседы с детьми:
1. В чем отличие деревьев от других растений?
2. Какие деревья растут на территории детского сада?
3. Как на территории детского сада появились деревья?
4. Кто сажает деревья в лесу?
5. Какую пользу приносят деревья?
6. Как люди заботятся о деревьях? Приведите примеры.
7. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?
9. Чтение детской художественной и познавательной литературы по теме исследования.

Аналитический

1.Совместно с детьми продумать продукт проекта.
2.Составить план мероприятий по реализации проекта.
3.Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории; детской литературы о деревьях, художественного слова, физминуток и т.д.

Практический

1.Целевые экскурсии по территории детского сада.
2. Беседа: "Для чего нужны деревья".
3. Составление гербария "Листочки наших деревьев".
4. Составление "Круга полезности".


5. Художественное творчество. Зарисовки деревьев.
6. Коллективная разработка карты "Зеленый наряд детского сада"
7. Цикл дидактических игр по карте:
-"Найди свое дерево". Цель: найти на карте места, где растет данное дерево.
-"Прогулка в ельник". Цель: помочь дойти игровому персонажу по карте до ельника и рассказать о целебных свойствах ели.
-"Белоствольная красавица". Цель: выбрать самый короткий маршрут до березовой рощицы. Рассказать о пользе березки для человека.
-"Защитим наши деревья". Цель: придумать знаки охраны деревьев.
-"Вкусные деревья". Цель: найти на карте посадки вишни, яблони, черемухи.
-"Столовая для птиц". Цель: найти на карте деревья, которые кормят птиц.
-"Расставим знаки". Цель: определить соответствующим знаком основную санитарно-гигиеническую ценность каждого дерева.
-"Ароматное дерево". Цель: найти на карте черемуху, сирень, распространяющие во время цветения особые запахи.
На территории детского сада произрастают следующие деревья:
береза,клен ясенелистный,клен,черемуха,вишня,яблоня,ясень широколистный,
верба,рябина,сирень,липа,ива серебристая,лиственница.

Продукт проекта

Карта зеленых насаждений детского сада


На карте размечена территория детского сада и соответствующими карточками обозначены места произрастания деревьев. Эта работа выполнялась совместно с детьми.
Затем проводится цикл дидактических игр по карте.

Заключение

Проект расширил представления детей о деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали,что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". А составление карты настолько увлекло детей, что игры с картой стали придумывать сами дошкольники. Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки.
Использованная литература
1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. -96 с.
2. Леса Башкирии / Авт. Г.В.Попов - Башкирское книжное издательство, 1980г.
3. Сохраним природу Башкортостана. Учебно-методическое пособие по экологическому образованию. /Авт. -Р.С.Гайсина.-Уфа: Китап, 2007г. - 108с.

Поделиться: