Проектный метод в духовно нравственном воспитании. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы)

Авторы - составители: ... г. Нижневартовск Методическая разработка «Добрый мир» Представленная методическая разработка включает... родителями по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей. Формируя нравственно-патриотические чувства наших... усилий. Представленная методическая разработка направляет... человеческой культуры, духовно-нравственных норм и... деятельности с воспитанниками проблемные задания художественно-образной, познавательно-практической, социально-значимой, нравственно-эстетической направленности, педагоги... решении задач нравственно-патриотического и духовно-нравственного воспитания , позволяет развивать... меньший эффект проектная деятельность дает... того, что дошкольник живет в... Цель методической разработки: обобщение имеющейся практики духовно-нравственного образования и воспитания детей в детском саду. Цель методической разработки: -формирование базы данных эффективных методик духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников в образовательной организации; - внедрение комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста; - обеспечение решения задач духовно-нравственного развития воспитанников на основе национальных ценностей, взаимодействия социальных субъектов воспитания . 1. ... образа жизни, воспитание социально активного... творческого потенциала дошкольников . Оформление зала: ... других сайтах: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=17368

Конкурсанты: Кривоногова Марина... развитии и воспитании нравственности , эффективность которых... в вопросах нравственного воспитания и развития... Формирование социально-нравственных ценностей, нравственной воспитанности личности, выраженной... социальную адаптацию дошкольников ; 2. Осмыслить основные нравственные ценности; расширить... вопросам патриотического воспитания дошкольников . ... Метод проекта наиболее приемлем в системе руководства патриотическим воспитанием , так как... с семьями воспитанников . Продолжительность проекта: ... темы: Патриотическое воспитание детей является... легкую задачу: воспитание у ребенка... решили применить проектный метод . Дошкольное детство... способствовать формированию нравственных основ и... у старших дошкольников в процессе... с родителями воспитанников в области нравственного – патриотического воспитания дошкольников . Приложение: ... и педагогов; Воспитание у родителей... и настроения; Воспитание нравственных чувств: доброты, ... осуществлять процесс воспитания более целостно, т.е. способствует расширению границ нравственного , духовного , патриотического, эстетического и умственного развития дошкольника . Совместные социальные роли - любимая игровая деятельность дошкольников . Играя роль, ... самоорганизация жизнедеятельности дошкольника . ... повышает у дошкольников внутреннюю мотивацию... в саду дошкольником , должны остаться... в вопросах социально-нравственного воспитания . Эффективность... Мониторинг социально-нравственной воспитанности дошкольников : наблюдается... по направлениям социально-нравственного воспитания дошкольников : - ... по проблемам социально-нравственного и духовного воспитания дошкольников . ... Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 ... Т.Д. Азбука нравственного взросления. ...

Целевая установка реализации «Мини-музей... формировать самосознание дошкольников , становление их... словарный запас дошкольников ; развивать... расширять кругозор дошкольников ; формировать проектно-исследовательские умения и... задачи эстетического, нравственного , духовного , патриотического воспитания . Формы и методы ее работы... творческих компетенций ребенка-дошкольника , его успешной... одобрил предложение методической службы ДОУ... причем сами дошкольники предлагали, что... ведущей деятельностью дошкольников есть и... частью познавательно-исследовательского проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой герой». Здесь... А также воспитанники группы вместе... А № 0004784.

Первой младшей... любовь дает воспитанию верный ключ... процессе развития дошкольников практически всем... решаются задачи духовного воспитания , социальной адаптации... красоте, пользе, нравственных идеалах и... образов, глубокой духовностью может стать тем средством обучения и воспитания , которое находит... игрушка». Подбор методической и художественной... Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников . Учебно-методическое пособие. – ... А № 0004887

Составители: Спандиярова Жанар... Концепция патриотического воспитания постановление от... Формирование духовности , нравственно Воспитание жизненно - ... Л.Н. Толстой Воспитание любви к... политической и духовной сферах общества... поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных... основы и нравственного здоровья. Сформированность нравственных ценностей является... детей в нравственных проблемах. В... - патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основными задачами для реализации патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения... нашу страну, воспитание культуры межнационального... достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов... его развития, духовное наследие и... всему живому, нравственные и этические... достаточно много методической литературы по... отдельные стороны нравственно - патриотического воспитания детей в... по организации нравственно - патриотического воспитания детей, его... Цель. Формирование духовности , нравственно - патриотических... родным краем. Воспитание жизненно - ... основных направлений нравственно - патриотического воспитания , предполагающего использование... когда закладываются нравственные основы гражданских... и зла. Нравственное развитие ребенка... верный путь воспитания многогранного чувства... Базой патриотического воспитания является нравственное , эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые... по формированию нравственно - патриотических... работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников нами создана зона гражданско-патриотического воспитания в группе, ... по ознакомлению дошкольников с родным... задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных... по ознакомлению дошкольников с родным... интерактивные игры); проектная деятельность музейная... расширение представлений дошкольников о многообразии... Формирование представлений дошкольников о таёжных... Обогащение представлений дошкольников о людях... Формирование представлений дошкольников о полезных... уточнение представлений дошкольников о многообразии... Уточнение представлений дошкольников с жизнью... Обогащение представлений дошкольников о рыболовстве, ... и рыболовства. Воспитание основы для формирования нравственно- этических норм... по ознакомлению дошкольников с родным... зона гражданско-патриотического воспитания в группе, ... 3.2. Методическое обеспечение Программы... Савельева О.В. Нравственно – патриотическое воспитание Методическое пособие для... для малышей: Методическая воспитанию воспитание дошкольников воспитание дошкольников воспитание дошкольников . (Подготовительная... Методика экологического воспитания в детском... социально – нравственному воспитанию нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – ... культуры и воспитание нравственно методистов Воспитание Методика работы с... у старших дошкольников Методические методистов дошкольного образования./ ... Савельева О.В. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для... для малышей: Методическая рекомендации для... по экологическому воспитанию : Средняя, старшая, ... – патриотическое воспитание дошкольников . (Старшая... – патриотическое воспитание дошкольников . (Средняя... – патриотическое воспитание дошкольников . (Подготовительная... АРКТИ,2003.- 80с. Методика экологического воспитания в детском... социально – нравственному воспитанию детей дошкольного... Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – ... культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// Авт. ... Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с... у старших дошкольников знаний о... западной Сибири: Методические рекомендации для воспитателей, педагогов и методистов дошкольного образования./ ... Методы контроля... Программы Обеспечивает программно-методическое оснащение воспитательного... родителями для воспитания и развития... Способы и методы методы , предоставленные гражданским, ... 0004487 - № 0004488

Автор-составитель: Гафурова Аминат... так и нравственные . Давайте подумаем... еще глубже нравственная проблема. В... свой опыт. Духовный мир крестьянина... крестьянской культуры. Нравственной основой были... трудовые и нравственные воспитание . В семье... историческим и духовным ценностям жителей деревни, воспитание уважения к... окружающей среде, воспитание эмоционального отношения... определять возможные методы , решения проблемы... 2. подборка методической литературы, художественной... сформировать у дошкольников представления о... дикость от воспитанности , - это... для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом... : ознакомление дошкольника с методом выращивания картофеля. ... В результате проектной деятельности дошкольник должен знать... С.А. Ознакомление дошкольников с природой. ... Н.В. Умственное воспитание детей в... Программа экологического воспитания детей дошкольного... Как знакомить дошкольников с природой. ... А № 0005842

Пускай пока... умений. Основные методы работы с... воспитатели и воспитанники принимают активное... «Надежда» старших дошкольников и младших... участие приняли воспитанники старшей и... по направлению «Духовно-нравственное » - «Моя... в своих проектных и исследовательских... «Надежда» старших дошкольников и младших... с. Абатское В.А.Белякова.

Автор проекта: Бахтина Нина Емельяновна, методист МБДОУ детский... и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный... предусматривает приобщение воспитанников к общечеловеческим... процесса – воспитание ценностного отношения... делается на воспитании любви к... народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям. Вид... в развивающем центре.Дошкольник проявляет положительное... быстро угасает. Дошкольник проявляет положительное... плана, создание информационно-методического материала, картотеки... деятельность детей. Методы и приемы... значимых делах. Воспитание любви к... Диагностические методы : - беседа... характер отношения дошкольника к родному... включается в проектную деятельность, связанную... по реализации проектной деятельности. У... I раздел. Информационно-методический материал: консультации... III раздел. Методическая и художественная... Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим... и занятий, методические рекомендации] – ... детском саду. Научно-методическое пособие. / ... С.Н. «Экологическое воспитание в детском... народов Севера. Учебно-методические пособие. / ... по патриотическому воспитанию в ДОУ] ... Чудный олень: методическое пособие для... 15с.

Конкурсант: Шайхлисламова Лиана... ребенка не воспитана любовь... духовной потребностью на... к проблеме «Дошкольник и книга», ... в жизни дошкольника существуют параллельно, ... приемов и методов с текстом, ... радостные минуты духовного общения, воспитывает... системе семейного воспитания . И не... и ненавязчивого воспитания , которое и... родителями является метод проектов. На... нашего учреждения. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через... речевое развитие воспитанников с превышением... образования и воспитания дошкольников , интеллектуального ресурса... опыта семейного воспитания по приобщению... в вопросах воспитания грамотного читателя. ... обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, ... читателя в дошкольнике стали ведущими... к развитию, воспитанию и образованию... разнообразные формы, методы и приёмы... нужных приемов, методов , игр, во... воспитанники ... опыта семейного воспитания ; ... родители, воспитанники ... групповой комнате. Методическое обеспечение: - ... писателей, портреты, методические рекомендации по... экскурсий для дошкольников ; Совместные экскурсии... музыкальный руководитель, воспитанники , родители (законные... месте; Разрабатывает методические рекомендации по... писателях» Обеспечивает программно-методическое обеспечение; Разрабатывает... Изучить методико-педагогическую литературу по... компетенции в воспитании грамотного читателя. ... проекта. Оформить методические рекомендации «Семейное... пособий и методических материалов. ... 1. Методические продукты... родителями по воспитанию грамотного читателя; ... - Оформлены методические рекомендации: «Вы... прочитанное», «Литературное воспитание ребенка в семье»; - Обобщен опыт семейного воспитания по приобщению... в ежемесячном научно-методическом журнале «Дошкольное воспитание » II. ... нужному занятию. Воспитанники : - Умеют... - Сформированы нравственные качества ребенка; ... (для родителей воспитанников старшего дошкольного... образования и воспитания дошкольников , как залог... роли в воспитании ребёнка» библиотекарь... роли в воспитании ребёнка» Роль... благоприятен для воспитания вдумчивого чтения, ... и так: дошкольник любит книги, ... к книге, воспитанная в раннем... радостные минуты духовного общения, воспитывает... участниками в воспитании своих детей. ... процессу через проектную деятельность. Семейные... образования и воспитания дошкольников , интеллектуального ресурса... многие наши воспитанники плохо знают... стало его духовной потребностью на... проверенным способом воспитания человека, в... наблюдать за духовным развитием ребенка... способствующая их духовному росту» ... умного и воспитанного ребенка. Рекомендации... и близких людях.

Конкурсант: Приходько Лариса... программе «Патриотическое воспитание граждан РФ... отношению к дошкольникам . Поэтому воспитательная... по патриотическому воспитанию . Ребенок – дошкольник развивается в... приобщения к духовному и культурному... мотивации у воспитанников и их... и формирование нравственных ценностей; Организация... и этнографического воспитания ; - формирование... темы патриотического воспитания через изучение... - осуществление организационно-методической и социально-педагогической деятельности (апробирование программы); - проектная деятельность с... - осуществление научно-методической и издательской... – Ямал!». Информационно-методическое - информационные... который позволит дошкольникам и членам... Концепция результативности воспитания в контексте... деятельности / Воспитание : Научные дискуссии... Ямала.ppt (6.05 МБ)

3 апреля 2019 ... Викторовна – методист Центра воспитания и социализации... специалист отдела организационно-методической работы МАУ ТМР "Центр информационно-методической и психологической... 71 проект. В проектную методических духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами искусства... МАОУ Маслянская СОШ

Авторы проекта: Воспитатели:Губина... творчества. Формировать нравственно-патриотические чувства у... Формирование нравственно-патриотических чувств у... способствует всестороннему воспитанию личности ребенка, развитию его творческих способностей. Активно воздействует на духовное развитие дошкольника , на формирование нравственных чувств. Актуальность... народов через проектную деятельность на... × подбор методической литературы для... Цель: познакомить воспитанников с приемами... фрагмента образовательной деятельности

Уважаемые коллеги! На... 71 проект. В проектную деятельность были... теоретических и методических основ организации... их родителей, духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами искусства... деятельности и методики организации и... формировании у дошкольников патриотических чувств... Костина Любовь Васильевна.

Составители: Кизыма Галина... двигательной активности воспитанников 3.4. Проектирование... среды 3.6. Методическое обеспечение образовательной... - Инструктивно- методическое письмо МО... процесса физического воспитания в ОУ... здоровья обучающихся, воспитанников , утвержденными приказом... детей. Возраст воспитанников – от... и родителей дошкольников . Помимо задач... безопасности жизнедеятельности дошкольника . Эти цели... ко всем воспитанникам , что позволяет... подходов к воспитанию детей в... а также воспитанию у дошкольников таких качеств, ... и задач воспитания возможно только... приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги... и родителей дошкольников . Особенности осуществления образовательного процесса Успех коррекции речи дошкольника зависит от... научно-обоснованной системой воспитания и обучения, построенной на традиционных и современных методиках и технологиях... игры. Основными методическими приемами являются: ... физического развития дошкольника с тяжелыми... речи Все воспитанники нашей группы... о семьях воспитанников .*** 1.2 ... малой родине, воспитание эмоционально-положительного отношения... ценности в духовном , материальном и... - заложить нравственные основы в... вариативных программ нравственно-патриотической направленности. Цель: ... малой родине, воспитание эмоционально-положительного отношения... индивидуального развития воспитанника МБДОУ (педагогическая... (педагогическая диагностика) воспитанника осуществляется через... дошкольного образования. Методологическая основа оценки индивидуального развития воспитанника МБДОУ оценивается... активности); проектной деятельности (как... помощи следующих методик : – Оценка... индивидуального развития воспитанника МБДОУ предоставляются специалистам МБДОУ, методисту , заместителю заведующего... индивидуального развития воспитанника МБДОУ воспитателями... с использованием методов методов измерения результативности... Способы и методы защиты прав: Если... способы и методы , предоставленные гражданским, ... А № 0005367-68

Конкурсант: Скляренко Галина... что развитие дошкольника происходит в... приоритета семейного воспитания . Мир и... что семейное воспитание не обеспечивает... роли семьи воспитании детей и... организации его воспитания и обучения... («Концепция дошкольного воспитания » В.В.Давыдов, В.А. ... одного института воспитания другим, а... пространства жизни воспитанников , педагогически целесообразное... отношениях и воспитании детей. А... привычек, своих нравственных принципов и... ведёт к духовному обеднению мира личности и воспитания детей. Эти... форм совместной проектно-игровой и продуктивной... поисковой деятельности. 4.Воспитание доброжелательного отношения... Принцип природосообразности воспитания – основан... индивидуальных особенностей, воспитании природой, использовании... задач, определение методов и приемов. 3.Составление плана мероприятий. 4.Подбор, изучение методической литературы. 5.Составление... Михайлова З.А. Методические советы к... Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности... основ личности дошкольников .//Современное дошкольное образование... с детьми методы и приемы... по экологическому воспитанию . - Развивать... проведения, используемые методы активизации родителей, ... родительской аудиторией.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания ... обучения и воспитания . Главным условием... обучать по методикам , ориентированным на... обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных... их социальных, нравственных , эстетических, интеллектуальных, ... ребенка, являющиеся методологией ФГОС. Программа... традиции семей воспитанников . Программа предполагает... содержания и методов дошкольного образования... нее являются научно-методическими опорами в... состава групп воспитанников , их особенностей... итоговой аттестации воспитанников . Как следует... с использованием методов , основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности... форма деятельности дошкольников . Коррекционно-развивающие подгрупповые... расписанию. Через проектную деятельность, целевые... семьей. Методы и приемы работы с воспитанниками Методы ... вооружении ребенка методами овладения и... детской инициативы: Организационно-методическое , информационно - ... коррекционной работы Программно-методическое обеспечение образовательного... Создание банка методических и дидактических... 35 баллов. Методы определения ведущей... Способы и методы защиты прав: ... способы и методы , предоставленные гражданским, административным и уголовным законодательством).

Одной из важных современных проблем в системе образования является духовно-нравственное воспитание детей. На протяжении длительного времени происходило и происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека. Ф. М. Достоевский писал: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: сердце, добрые чувства». Кроме того, размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия и жестокости в средствах массовой информации, разрушение семейного уклада отрицательно воздействуют на детские души.

Не случайно в последние годы государство вновь возвращается к вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Они закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Все это подтверждает актуальность и приоритетность духовно-нравственного воспитания детей.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Но далеко не каждая семья может обеспечить малышам качественное воспитание, так как и молодые родители, и их родители (бабушки и дедушки современных малышей) выросли в те времена, когда духовно-нравственные ценности были отторгнуты, отодвинуты на задний план.

Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому, их задача – создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка.

Одна из привлекательных и результативных форм духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста – это проектная деятельность, которая является инновационной формой работы с детьми. Организация проектной деятельности позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

Занятия с включением проблемных ситуаций, детского экспериментирования и т. д.

Комплексные блочно-тематические занятия

Интеграция:

o частичная (одно из направлений программы интегрируется с другим);

o полная (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы)

Метод проектов:

o форма организации образовательного пространства;

o метод развития творческого познавательного мышления.

Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

На протяжении последних лет наше муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Вадского муниципального района Нижегородской области пытается в какой-то мере восполнить недостаток духовно-нравственного воспитания в семье, тесно при этом с семьей сотрудничая. Особое внимание в нашей работе уделяется проектной деятельности. Так, например, в работе с детьми нашей группы за текущий год были разработаны и реализованы следующие проекты: «В каждой семье свои традиции» и «Гость на порог – радость в дом».

Проект «В каждой семье свои традиции» направлен на формирование у детей 4-5 лет желания поддерживать и приумножать традиции своей семьи. Почему была взята именно эта тема для проектной деятельности?

Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и принимает традиции. Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но, после 7 ноября – Дня октябрьской революции 1917 года, многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. Часть, конечно, осталась - трансформировавшись, часть канули в небытие, ну и, конечно же, появились новые.

Многие традиции, которые делали семью - семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крышей, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.

Поэтому, традиции - это основа уклада семьи, семьи дружной и крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.

В нашей группе была проведена опрос-беседа с детьми и их родителями о том, что такое семейные традиции и существуют ли они в их семьях. На основе данного опроса был сделан вывод, что многие родители даже не знают, что такое семейные традиции и не понимают их значения в воспитании детей. Что же тут говорить о детях?

В связи со всем выше сказанным возникла необходимость в разработке данного проекта, направленного на приобщение детей к семейным традициям и на просвещение родителей по данному вопросу.

В ходе реализации проекта использовались следующие формы работы с детьми: непосредственно образовательная деятельность («Колыбельные», «Папа, мама, я…»), беседа («Моя семья», «Мой день рождения», «Счастливый выходной»), дидактическая («Мамины помощники», «Любовь, доброта, забота») и сюжетно-ролевая («Семья», «Семейный праздник») игра.

В процессе взаимодействия с семьями воспитанников было проведено родительское собрание «В каждой семье свои традиции», подобран и разработан информационный и консультативный материал («Как организовать семейный праздник», «Не забывайте народные игры»,

Соблюдая семейные традиции, следуя опыту и обычаям своих предков, люди духовно обогащаются, их неизменными чертами становятся доброта, отзывчивость и самопожертвование ради близкого человека, и эти качества сопровождают их всю жизнь, передаваясь от родителей детям, которые, в свою очередь, тоже выстроят крепкую и любящую семью с добрыми традициями своих предшественников.

Основным направлением проекта «Гость на порог – радость в дом» является формирование у детей 4-5 лет навыков культуры поведения, посредством приобщения к народной традиции – «гостеприимство». Причиной для выбора темы послужило то, что в настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были вопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методы ознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследований подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания.

Гостеприимство – одна из самых исконно русских народных традиций. Русский народ издревле славился своим гостеприимством, слыл народом хлебосольным.

С детьми нашей группы была проведена опрос-беседа по следующим вопросам:

 Вы любите ходить в гости? Почему?

 Часто ли к вам приходят гости?

 Как вы их встречаете?

 Что такое «гостеприимство»?

Опрос-беседа была проведена и с родителями воспитанников.

Изучив ответы, мы пришли к выводу, что большинство опрошенных детей и их родителей затрудняются рассказать о традициях гостеприимства, о том, что такое гостеприимство и очень редко ходят в гости. Так возникла необходимость в разработке данного проекта.

На практическом этапе проекта дети учились правилам гостеприимства, педагоги способствовали развитию у детей умения общаться, мыслить, повышению уровня педагогической культуры родителей по теме проекта.

Продукт проекта «Гость на порог – радость в дом» – музыкально-театрализованная постановка сказки «Муха-цокотуха на новый лад».

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

Добившись определенных результатов в работе с детьми по данной теме, мы не стоим на месте. Наш педагогический коллектив ищет новые формы работы, обновляет содержание используемых. В перспективе намечено разработать и реализовать следующие проекты: «Моя малая родина», «Семейное чтение».

Таким образом, в процессе работы над различными проектами, объединёнными общей идеей – духовно-нравственным воспитанием, создаётся воспитательное пространство детского сада и семьи, которое формирует личностно-значимые качества, воспитывает морально-устойчивую личность.

Светлана Замараева
Возможности метода проекта в нравственном воспитании дошкольников.

Возможности метода проекта в нравственном воспитании дошкольников

Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств : гуманизма, коллективных чувств, основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию . Приобщение детей дошкольного возраста к русским культурным традициям способствует личностно-нравственному развитию . Однако немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, изначально несущее в себе нравственность , эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики, формирующей в детях широкий круг нравственных представлений : о нормах и правилах поведения, регулирующих отношения ребенка с взрослыми и сверстниками, о правилах обращения с предметами и вещами, о некоторых нравственных качествах личности и проявлениях этих качеств (о честности, дружбе, отзывчивости, смелости) .

В результате нравственного воспитания детей с опорой на элементы национальной культуры отношения дошкольников с окружающими людьми приобретают черты нравственной направленности . У детей развивается способность произвольно управлять поступками и чувствами на основе

моральных требований. Нравственные представления детей становятся более осознанными и играют роль регуляторов поведения и взаимоотношений детей с окружающими. Активно формируются элементы ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и интернациональных чувств. Все это в целом является свидетельством успешного нравственного развития и обеспечивает необходимую нравственно -волевую готовность к дальнейшей социализации.

Для дошкольников очень ценными являются впечатления, эмоции, чувства, которые помогают им открывать мир и развивать свои способности, именно это можно получить, когда педагог организует условия для развития, становления, творческого самовыражения дошкольников , их личностных потребностей через метод проектов .

Посредством проектной деятельности осуществляется переход от формирования отдельных конкретных нравственных представлений о правилах поведения к более обобщенным и дифференцированным нравственным представлениям , которые являются следствием растущей осознанности поведения и развивающегося опыта общения ребенка с окружающими.

Основой развития этих представлений являются яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания о стране, крае, которые получают дети на занятиях, в процессе ознакомления с художественной литературой, изобразительным искусством, а также их личный опыт в практической деятельности. Задача воспитания состоит в том , чтобы сформировать действенность моральных чувств, стремление к поступкам, в основе которых лежат нравственно ценные побуждения . Нравственные качества дошкольников формируются в неразрывном единстве с нравственным и культурным поведением, которые представляют совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности .

Духовно-нравственное воспитание в воспитательно -образовательном процессе осуществляется путем приобщения ребенка к природе, к музыке, к литературе, к живописи. В педагогическом процессе реализуются занятия, включающие в себя наблюдения за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений, экскурсии в музеи.

В этом отношении метод проектов представляет собой эффективный способ организации педагогического процесса, основывающийся на интересах дошкольников . Через его организацию решается задача формирования в детях стремления к творческому поиску, развития исследовательских навыков.

Средствами воспитания гуманных отношений в дошкольном возрасте во все времена являлись и являются сказки, в которых заложены истоки добра, справедливости, развития фантазии и воображения. Воспитательное значение пословиц и поговорок заключается в их краткости, меткости, точности и емкости мысли. Скороговорки и считалки развивают четкость речи ребенка, чувство ритма, чутье к различным оттенкам и нюансам слова. Потешки развивают с самого раннего детства зачатки образности языка, чувство юмора. Загадки, являясь самым афористичным жанром устного поэтического творчества, развивают образное мышление и память.

Истоки национальной культуры являются не только богатой информационной базой для подбора материала, наполняющего содержание проектную деятельность воспитателя , но и источником нравственной воспитанности человека .

Практическое применение метода проектов позволяет воспитателям организовать систематическую работу, направленную на воспитание нравственных качеств дошкольников .

Главное направление в реализации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении – это проявление по отношению к детям любви, ласки; применение ласковых слов, положительной оценки за каждое проявление доброжелательности к людям. Это личный пример взрослого при обучении способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться) .

Для формирования нравственности у детей можно рекомендовать игры, беседы, чтение художественной литературы, развлечения, спортивные праздники, праздники на темы дружбы и товарищества. Все эти методы можно применить в проектной деятельности .

В ходе реализации метода проектов дети учатся : в танцах, играх, вместе поют, читают стихи, а это сплачивает их детский коллектив. У них появляются одни интересы, они стараются помочь друг другу, если что-то не получается, оказать поддержку и проявить взаимовыручку .

Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста включает в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду и родной стране. Участвуя в проектной деятельности , дошкольник знакомится с родным городом или своей страной. Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально и поэтому патриотизм у него проявляется в чувстве восхищения своим городом, своей страной.

Таким образом, рассмотрев выше представленные возможности метода проекта в формировании при взаимодействии с семьей и педагогического коллектива детского сада гуманного отношения к людям и к природе, коллективизма, начала гражданственности и патриотизма, можно сделать вывод : что он является эффективным средством нравственного воспитания . А также через проектный метод создаются условия для проявления детьми этих нравственных качеств .

Литература

1. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников . М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112 с.

2. Леонтьев, Д. А. Тематический апперцептивный тест. 2-е изд., М.: Смысл, 2000. – 167с

3. Ломов, Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М.: Академия, 1976. – 311 с.

4. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей. М. - Просвещение, 2007. – .96с.

5. Эйсмонт-Швыдкая, Г. Н. Нравственное воспитание дошкольников М .: Просвещение, 1993. – 243 с.

Публикации по теме:

«Реализация метода проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников» 1.1. История темы педагогического опыта в педагогике В последние годы одной из распространенных форм работы с дошкольниками стала проектная.

Консультация для воспитателей «Значение фольклора в нравственном воспитании дошкольников» У детей очень высокая эмоциональность - позволяет легко вызвать отклик, интерес к произведениям, драматизациям сказок, художественным произведениям.

«Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна…» Д. Д. Шостакович Ни одно из.

В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В связи с введением в действие ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) главной целью является модернизация ДУУ сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание духовно- нравственного патриота Родины. Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО. В рамках всероссийского мероприятия «Моя малая родина» педагогами МБДОУ был разработан однодневный проект «С чего начинается Родина».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад комбинированного вида № 5 6 « Ландыш » Доклад из опыта работы: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через проектную деятельность» Князева Майя Михайловна воспитатель-методист МБДОУ№ 56

Задачи патриотического воспитания: - формирование представлений о семье и человеке; - формирование представлений о родном крае и о его природе; - воспитание у ребенка любви и привязанности к детскому саду, улице, городу; - развитие интереса к русским традициям и промыслам; - развитие чувства гордости за достижения страны; - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

проект « С чего начинается Родина » Цель проекта Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном городе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье. Задачи: Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде, районе и городе в котором они живут, о стране Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности Воспитание нравственно-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.

1этап-подготовительный заинтересовать родителей проблемой нравственно-патриотического в оспитания дошкольников заинтересовать ребят подобрать необходимый наглядный материал

2 этап Основной этап (1 сентября 2014 г.) - презентация проектов - отражение детских эмоций и впечатлений в продуктивных видах деятельности

Проект «Город, в котором мы живем» С помощью ИКТ совершили виртуальное перемещение к памятникам героям великой отечественной войны. Прослушали песни и рассказали стихи о любимом городе. Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, закреплению ведущей темы продолжилось в играх: «Куда я отправляюсь», «Где я живу». В заключение, воспитатель с детьми, построили макет «Мой Симферополь». Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», воспитанники группы «Робинзон» с воспитателем Ленарой Юнусовной, совершили увлекательное путешествие по родному городу, где дети имели возможность любоваться его красотой, учились беречь и любить свою малую родину. Дети рассматривали иллюстрации достопримечательности родного города.

Проект «Моя семья» Родители совместно с детьми составили рассказы о семье, подготовили семейные альбомы для презентации. Ребята с большой радостью рассказывали о своей семье, семейных традициях и праздниках. Вместе с воспитателем Галиной Владимировной сыграли в пальчиковую игру «Кто живет в моей квартире». В завершении занятия дети испекли печенье для своих любимых. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Формирование духовно-нравственных отношений у детей невозможно без установления тесной связи с семьей, поэтому активное участие в проекте «Моя семья» приняли родители воспитанников группы « Смешарики ».

« Что зовем мы Родиной?» 3 этап Коллективная реализация проекта Ярким и запоминающимся событием дня стал праздник - развлечение «Что зовем мы Родиной?». Дети читали стихи о Родине. Исполнили танцевальную композицию «Симферополь - мой город любимый ». В этот день всех ребят ждал большой сюрприз - дети встретились с героями любимой сказки Машей и Медведем. Сказочные персонажи порадовали всех интересными играми, песнями и стихами.

В заключение представления заведующей детского сада, всем группам были вручены подарки. Праздник вызвал у детей положительные эмоции и заряд бодрости. На праздничный концерт были приглашены родители

Рисунки на асфальте « Мой детский сад» Работы детей – это всплеск идей, творчества и безграничной фантазии. Рисунки получились яркие, красочные, и каждый рисунок отражал частичку любимого уголка нашей малой Родины. Завершением мероприятий на тему «Моя малая Родина» стал конкурс рисунков на асфальте «Мой детский сад».


Поделиться: