Психологическое консультирование как одно из условий психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, его виды и формы. Психолого-педагогическое консультирование Направления психолого педагогического консультирования


К основным методам психологического консультирования относятся: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. Помимо базовых методов в психологическом консультировании используются специальные методы, разработанные в рамках отдельных психологических школ, опирающихся на конкретную методологию и отдельные теории личности.

Беседа . Профессиональная беседа строится из разного рода приемов и техник, используемых с целью достижения соответствующего эффекта. Важную роль играют техники ведения диалога, одобрения мнений клиента, стимулирования высказываний, краткость и ясность речи психолога и др. Цели и функции беседы в психологическом консультировании связаны со сбором информации о психическом состоянии субъекта, установлением контакта с клиентом. Беседа может выполнять психотерапевтические функции и способствовать снижению тревоги клиента. Консультативная беседа служит способом выхода на психологические проблемы, существующие у клиента, является фоном и сопровождением всех психотехник. Беседа может иметь структурированный характер, вестись по заранее составленному плану, программе. Такая структурированная беседа называется методом интервью.

Разновидности интервью:

Ø стандартизированнное – имеет стойкую стратегию и четкую тактику;

Ø частично стандартизированнное – опирается на стойкую стратегию и более пластичную тактику;

Ø свободно управляемое диагностическое интервью – основывается на стойкой стратегии, но имеет совершенно свободную тактику, которая зависит от особенностей клиента, отношений и т.д.

Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который не дан непосредственно. Консультант должен владеть навыками наблюдения за вербальным и невербальным поведением клиента. Первоначальной основой для понимания невербального поведения служит хорошее знание различных видов невербальных языков.

Активное слушание имеет целью точное отражение информации говорящего. Данный метод способствует более точному пониманию партнерами друг друга, позволяет создать атмосферу доверительных отношений и эмоциональной поддержки, а также служит расширению осознания проблемной ситуации клиентом. Активное слушание предполагает использование ряда приемов:

Ø заинтересованное отношение к собеседнику, демонстрируемое позой заинтересованного слушателя, доброжелательным взглядом, направленным на собеседника;

Ø уточняющие вопросы: «Правильно ли я понял, что …?», «Вы хотите сказать, что…?»;

Ø получение ответа на свой вопрос;

Ø повторения сказанного собеседником «Вы говорите…»;

Ø переформулирование мысли собеседника: «Другими словами, …»

Ø поддерживающие реакции: «угу-реакции», «Да-да», поощрение собеседника в выражении мысли: «это интересно», «говорите, говорите»;

Ø обобщение: «В целом вы хотите сказать…?», «Итак, получается…», «Мы поговорили о…», «Можно сделать вывод…».

Метод «активного слушания» является обязательным методом психологического консультирования, и овладение всеми его приемами – одно из требований, предъявляемых к профессиональным навыкам психолога-консультанта. Нередко дилетантом недооценивается важность применения данного метода, и задача точного отражения информации, сообщаемой клиентом, подменяется желанием консультанта придумать собственную интерпретацию мотивов поступков, личностных проявлений, свойств клиента, а также стремлением дать скорейшую оценку его личности в целом. Использование такого приема «активного слушания» как «повторение» позволяет клиенту укрепиться в мысли, что его внимательно слушают и понимают. Кроме того, этот же прием дает возможность клиенту «услышать себя» со стороны и лучше осознать себя и ситуацию.

Важными характеристиками и средствами эффективного общения (в ходе консультации) являются:

Ø эмпатия- сопереживание, понимание другого на уровне чувств, переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек;

Ø рефлексия (осознание того, как он воспринимается партнером по общению, способность к самоанализу психических состояний, действий, поступков),

Ø идентификация (уподобление, отождествление себя с другим человеком, перенесение человеком себя на место, в ситуацию другого человека).

Метод как совокупность психотехник, разработанных в рамках отдельных психотерапевтических и личностных теорий:

v метод личностно-центрированного консультирования,

v метод экзистенциального консультирования,

v метод психоаналитического консультирования,

v метод поведенческого консультирования,

v метод когнитивного консультирования,

v метод консультирования, фокусированного на решении,

v мультимодальное консультирование и т.д.

3. Принципы психолого - педагогического консультирования

Концепция психологического возраста определяет схему анализа индивидуальных вариантов и особенностей психического развития ребенка, включающую три основных компонента: характеристику социальной ситуации развития ребенка, иерархическую структуру видов деятельности, типичных для данной возрастной стадии, и характеристику уровня развития личности и сознания ребенка. Реализация указанной схемы позволяет решать задачи психолого - педагогического консультирования, включающие проведение психологического обследования, постановку психологического диагноза и формулирование прогноза развития, определение системы психолого-педагогических назначений, реализующих профилактические и коррекционно-развиваюшие цели.

К принципам психолого - педагогического консультирования относятся:

a. этические;

b. стратегические;

c. тактические.

Важнейшими этическими принципами являются : принципы соблюдения и охраны интересов ребенка и уважения его личности; принципы добровольности и конфиденциальности обращения за консультацией, неразглашения информации; принцип компетентности и ответственности консультанта.

Стратегические принципы , определяющие цели и задачи консультирования и оказания помощи в преодолении психологических проблем и трудностей развития, составляют: принцип нормативности развития (сравнения индивидуальных вариантов развития с возрастной нормой) и принцип системности психического развития, обуславливающий необходимость установления системы причин трудностей и отклонений в развитии ребенка и разработки комплексной программы профилактических и коррекционных мероприятий.

Тактические принципы возрастно-психологического консультирования включают: принцип анализа подтекста, выявляющего истинные причины обращения за консультацией; принцип комплексности психологического обследования ребенка, позволяющий дать полную картину актуального психологического статуса ребенка, особенностей развития эмоционально-личностной и познавательной сфер; принцип стереоскопичности диагноза, задающий необходимость исследования особенностей понимания и переживания проблемных ситуаций всеми ее участниками; принцип реконструкции истории развития ребенка (Л.С. Выготский), требующий воссоздания индивидуального жизненного пути ребенка; принцип активного привлечения родителей и других значимых лиц в окружении ребенка к совместной выработке системы профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий и их реализации.

Заключение

Психологические консультирование - это особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке. Психологическое консультирование похоже на психотерапию, но отличается от нее тем, что:

Имеет относительно короткий период;

Может нести эпизодический характер;

В основном клиент сам решает свою проблему, консультант лишь направляет его;

При консультирование решаются мелкие проблемы в отличии от психотерапии;

Не проводятся дополнительный сбор информации (тесты, анкеты и т.п.);

Консультант не несет ответственности за результат работы с клиентом.

Психологическое консультирование членов педагогического коллектива - это работа, заключающаяся в налаживании отношений между педагогом и ребенком. Показывается, объясняется педагогу, в чем проблема ребенка и как ее решить (педагогическими и организационными мероприятиями).

Литература

1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург. М., 2005г.

2. Абрамова Г. С. Психологическое консультирование. Теория и опыт. М. 2007г.

3. Абрамова Г.С. Практическая психология. М. 2004г.

4. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М.: Независимая фирма «Класс», 2006г.

5. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб. 2007г.

6. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М. 2005г.

7. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование СПб. «Питер» 2003г. С. 464

8. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 2002г.

9. Нельсон – Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб. 2002г.

10. Немов Р.С. Психологическое консультирование. М. 2002г.

11. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. М.: ВЛАДОС. 2005г.

12. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование: Методическое пособие. СПб., 2006г.

13. Осухова Н.Г. Теоретическая позиция и практика: Сопоставительный анализ двух подходов к консультированию. М. 2004г.

14. Пиз Алан Язык телодвижений. М.: ЭКСМО-Пресс, 2004г.

15. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс. Универсум, 2000г.

16. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М.: Эксмо-Пресс, 2002г.

17. Серова И.В. Консультативная работа со страхами у детей дошкольного возраста. М. 2003г.

Психолого-педагогическое консультирование основывается на следующих принципах.

а) Соблюдение интересов ребенка. Этот принцип проводится в жизнь во всех случаях, кроме резко выраженной патологии развития, когда под угрозой находится здоровье других членов семьи и, прежде всего, детей. Соблюдение интересов больного ребенка состоит в создании адекватных условий для его обуче­ния, воспитания и лечения как в образовательных учреждениях, так и дома.

В настоящее время в нашей стране создана широкая сеть дошкольных и школьных коррекционных образовательных уч­реждений, которая позволяет организовать обучение ребенка в оптимальных условиях по специальным программам. Нередко только недостаточное понимание родителями реальных личност­ных возможностей своего ребенка мешает незамедлительному направлению его в соответствующее детское учреждение.

б) Корректная форма сообщения диагноза, поставленного ребенку. В беседе с родителями психолог (коррекционный педа­гог) ставит своей задачей не только раскрыть психопатологиче­скую структуру дефекта, но и отметить положительные качества личности ребенка. Как показывает практика, родителям следует не просто сообщить диагноз и решение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), но доступно и понятно рас-сказать об особенностях их ребенка, объяснить, как с ним нужно заниматься дома и на что обратить внимание. При этом всегда учитываются условия жизни каждой семьи, ее состав, культур" ный уровень, количество детей в семье, их возраст - так, чтобы советы специалиста не оказались для семьи трудновыполпимыми „ у родителей не возникло чувство своей беспомощности.

в) Коллективному консультированию семей предшествует индивидуальное консультирование членов семей с соблюдением п рав каждого индивида на личные тайны.

Не столь редки случаи, когда родители расходятся в вопро­сах обучения и воспитания своего ребенка и хотят побеседовать с консультантом наедине, для того, чтобы проверить правильность своих позиций или объяснить какие-либо стороны семейной жиз­ни. Психолог (коррекционный педагог) анализирует семейную ситуацию исходя из интересов ребенка и дает объективную оцен­ку его возможностям. Он консультирует родителей и других род­ственников ребенка индивидуально, соблюдая тайну консульти­рования, чтобы избежать новых психотравмирующих ситуаций для членов семьи. Индивидуальное консультирование помогает правильнее построить дальнейшую работу по консультированию семьи, в которой, помимо родителей, участвуют и другие родст­венники ребенка.

Те конфликты между родителями, которые непосредственно не касаются ребенка, не включаются в задачи консультирования, о чем сообщается родителям.

С помощью психолого-педагогического консультирования достигаются (под руководством психолога или педагога-дефек-толога) выработка адекватных внутрисемейных позиций и при­нятие оптимальных «семейных ролей» каждым членом семьи.

Эффективным методом консультирования является проведе­ние коррекционных психолого-педагогических занятий с ребен­ком в присутствии родителей. Этот метод рекомендуется исполь­зовать в работе с семьями, чьи дети занимаются в коррекционных группах ДОУ (обучаются в коррекционных классах или специ­альной школе).

Наблюдение родителей за занятиями своего ребенка с психо­логом (коррекционным педагогом), за процессом усвоения ре­бенком определенных правил поведения, знаний, умений и навыков помогает родителям лучше понять своего ребенка, оценить адекватность требований к нему и занять более правильную вос­питательную позицию в семье. Рекомендуется также использо­вать метод анализа поведения детей и родителей при совместном выполнении домашних заданий. По мере того как родители ус­ваивают некоторые приемы и методы работы с ребенком, контакт между ними в семье постепенно налаживается, что способству большему взаимопониманию между членами семьи.

Своевременное психолого-педагогическое консультировав ребенка с отклонениями в развитии и его родителей позволя подобрать адекватные условия и методы обучения и воспитаци ребенка, преодолевать трудности воспитания, а также улучщ ит, внутрисемейные отношения. Желательно проводить повторные консультации детей и родителей, так как, даже приняв какое-то решение по организации внутрисемейных отношений, родители нередко не могут сразу разобраться во всех вопросах и у них воз­никает потребность в новых советах. Важно также проанализиро­вать динамику развития ребенка, еще раз проанализировать адек­ватность условий его обучения и воспитания, чтобы при необхо­димости внести организационные изменения, а также уточнить первоначальный диагноз и прогноз познавательного развития ребенка.

Слово «консультация» употребляется в нескольких значениях: это совещание, обмен мнениями специалистов по какому-либо делу; совет специалиста; учреждение, которое дает такие советы. Таким образом, консультироваться – значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу.

Психолого-педагогическое консультирование имеет свою специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса, а также тем, как консультант осознает свою профессиональную роль в индивидуальной логике жизни семьи.

Консультирование – это профессиональное взаимодействие между обученным консультантом и клиентом (родителем), направленное на решение проблемы последнего.

Выделяют следующие виды психолого-педагогической помощи в решении проблем:

1. По времени воздействия:

Неотложная – необходима при сложных психолого-педагогических ситуациях:

Продолжительная – полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, конфликтов, психологических кризисов.

2. По направленности:

Личностно-ориентированная – направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью, определяющим является активность клиента в процессе консультирования, расширение его когнитивных возможностей и социальных способов разрешения проблемы;

Проблемно-ориентированная – ответ на сложившуюся или на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию, определяющим является решение типичных проблем, возникающих у весьма отличающихся друг от друга по характеру и установкам людей.

3. По пространственной организации:

Контактная, когда беседа клиента с педагогом или психологом происходит лицом к лицу;

Дистантная, которая подразделяется на телефонную и письменную и допускает отсутствие прямого контакта.

4. По выполнению функций консультантом:

Диагностическая – постановка диагноза, составление психологического портрета и педагогических возможностей консультируемого;

Диспетчерская – направление к конкретному специалисту;

Информационная – быстрое проникновение в проблему, точность определения и понимания сути проблемы клиента, верное толкование консультантом проблемы и информирование человека о реальных последствиях;

Коррекционная – устранение симптомов или причин дезадаптации, когда подозреваются существенные отклонения и обнаруживаются внутренние проблемы человека;

Консультативная – оптимальное разрешение содержательных вопросов повседневности («нормативных» затруднений);

Терапевтическая – процесс лечения психологическими средствами расстройств и конфликтов, затрагивающих глубокие ядерные слои личности.

5. По количеству участников:

Индивидуальная – когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не предоставляется возможной;

Групповая – акцент делается на развивающей, обучающей программе или при необходимости социальной поддержки группы участников.

6. По вмешательству консультанта:

Директивная – указующая, дающая советы как делать, нравоучительная;

Недирективная – «идущая» за клиентом.

Общие принципы психолого-педагогического консультирования:

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.

2. Ориентация на нормы и ценности клиента.

4. Уважение к личности, анонимность и конфиденциальность.

5. разграничение личных и профессиональных отношений.

6. Активизация клиента, принятие им ответственности за происходящее.

7. «Не навреди!».

Типы консультирования (классификация по различным критериям):

Возраст с опорой на возрастную периодизацию: возраст клиента и возраст лица, по поводу которого клиент обратился;

Пространство (пространственная организация консультирования): очное и заочное (письменное и телефонное);

Количество клиентов, одновременно консультируемых одним консультантом: индивидуальное, групповое;

Сфера приложения: дошкольное, школьное, семейное, супружеское, профессиональное;

По показаниям: развивающее; консультирование в период кризиса, переживаемого клиентом.

Уровни консультирования зависят от уровня вмешательства консультанта в жизнь клиента или группы:

1. Индивидуальное развитие и изменение (проводится индивидуальная консультация с психолого-педагогической диагностикой и коррекционной и развивающей работой с целью оптимизации жизнедеятельности клиента).

2. Оптимизация межличностных отношений (может проводиться групповая консультация с элементами тренинга).

3. Организационное развитие (управленческое консультирование).

Подходы к практике консультирования (Л.Д.Демина):

- « внимающий стиль»: закрытые и открытые вопросы, минимальные поощрения, парафраз, концентрация на чувствах, обобщение;

- «влияющий стиль»: указание, информационное сообщение и (или) интерпретация, выражение своих чувств, влиятельное обобщение.

Основные этапы консультирования:

1. Диагностический этап – систематическое отслеживание динамики развития человека или семьи, обратившейся за помощью; сбор и накопление информации и минимальные и достаточные диагностические процедуры. На основе собранного материала консультант и клиент определяют ориентиры совместной работы (цели и задачи), распределяют ответственность, выявляют пределы необходимой поддержки.

2. Основной этап консультирования – отбор и применение средств, которые позволяют создать условия, стимулирующие позитивные изменения в семейных отношениях и способствующие овладению способами продуктивного взаимодействия.

3. Анализ промежуточных и конечных результатов совместной работы и внесение на их основе изменений в программу консультирования-сопровождения

Основные стадии процесса консультирования:

Осознание не только внешних, но и внутренних причин кризиса (жизненных затруднений);

Реконструкция семейного или личного мифа, развитие ценностного отношения;

Овладение необходимыми жизненными стратегиями и тактиками поведения.

Методы и приемы семейного консультирования. Основным методом консультирования считается интервью , т.е. Психолого-педагогическая беседа, направленная на социально-психолого-педагогическую поддержку семьи и помощь ей.

Дополнительные методы и приемы: диалогическое общение, поведенческие методы, психодрама, ролевое моделирование.. анализ истории семьи, репертуарные решетки Келли, генограмма, методы групповой терапии.

Для обеспечения обратной связи: видеозаписи, психотехники «социограмма в действии», «семейная скульптура», «семейная хореография» и др.

Психолого –педагогическое консультирование в ДОУ

Подготовил: педагог-психолог МК ДОУ Воронцовский детский сад Ветрова Е.А



Принципы психолого-педагогического

консультирования в ДОУ

  • этические;
  • стратегические;
  • тактические.

Этические:

Принцип соблюдения и охраны интересов ребенка и уважения его личности;

Принцип добровольности и конфеденциальности обращения за консультацией, неразглашения информации;

Принцип компетентности и ответственности консультанта.


Стратегические:

Принцип нормативности развития (сравнение индивидуальных вариантов развития с возрастной нормой);

Принцип системности психического развития, обуславливающий необходимость установления системы причин трудностей и отклонений в развитии ребенка и разработки комплексной программы профилактических и коррекционных мероприятий.


Тактические:

Принцип анализа подтекста, выявляющего истинные причины обращения за консультацией;

Принцип комплексного психологического обследования ребенка, позволяющий дать полную картину актуального психологического статуса ребенка, особенностей развития эмоционально-личностной и познавательной сфер;

Принцип стереоскопичности диагноза, задающий необходимость исследования особенностей понимания и переживания проблемных ситуаций всеми ее участниками;

Принцип активного привлечения родителей к совместной выработке системы профилактических и коррекционно - развивающих мероприятий и их реализации.


Этапы психолого-педагогического консультирования:

1.Этап сбора исходной информации(первичный прием, выявление жалобы, уточнение и формулирование запроса, сбор анамнестических данных);

2.Этап комплексного психологического обследования;

3.Аналитический этап (анализ полученных данных, их интеграция, формулирование психологического диагноза и условно-вариативного прогноза; составление заключения, разработка рекомендаций;

4.Этап собственно консультирования и оказания психологической помощи клиенту (доведение результатов обследования до адресата, совместная выработка рекомендаций по оптимизации развития ребенка, определение плана работы;

5.Этап реализации коррекционных и проф-х меропр-ий.


Процедура консультации :

1.Приветствие.

2.Выяснение повода обращения.

3.Выяснение желаемого результата.

4.Резюмирование,разработка вариантов решения проблемы.

5.Оговаривание решения клиента и его действий для достижения желаемого результата.


Виды консультаций :

Групповые;

  • индивидуальные;
  • по запросу участников педагогического процесса;
  • дистанционные.

Консультативная деятельность – существенное направление работы практического психолога.

До сих пор немалая путаница отмечается в понимании того, что такое психологическая консультация.

Прежде всего, необходимо развести понятия «психолог-консультант» и «психолог, занимающийся консультированием как одним из видов своей практической работы». В настоящее время наблюдается тенденция заимствования основных принципов, подходов, положений деятельности психолога образования из близких, родственных областей практической психологии, прежде всего, из консультаций для родителей по проблемам семьи. Между тем, каждая из этих областей имеет свою специфику, игнорировать которую без ущерба для дела нельзя.

Консультативная работа в детском саду, школе имеет принципиальное отличие от той, которую осуществляет психолог в районных или иных консультациях по вопросам обучения и воспитания детей и школьников. Психолог образования находится непосредственно внутри того социального организма, где зарождаются, существуют, развиваются как положительные, так и отрицательные стороны взаимоотношений педагогов и детей, те или иные их качества, их успехи и неудачи и т.д. Он видит каждого ребенка или взрослого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом.

Консультации проводятся для воспитателей, учителей, администрации образовательного учреждения, учащихся, родителей: они могут быть индивидуальными или групповыми. Обобщение опыта психологов образования показало, что воспитатели и учителя, чаще всего, обращаются к психологу по следующим поводам: причины трудностей в усвоении детьми программы обучения, материала по отдельным учебным предметам, нежелание и неумение детей учиться, эмоциональные, личностные нарушения, конфликтные отношения с другими детьми и взрослыми, неэффективности собственных педагогических воздействий, общение детей разного возраста со сверстниками и формирование детского коллектива, пути расширения собственных профессиональных умений, возможности выявления и развития интересов, способностей и склонностей учащихся, методы профориентационной работы со школьниками.

Основные проблемы, по которым обращаются к психологу родители: как готовить детей к школе, отсутствие интересов у детей, нежелание учиться, плохая память, повышенная рассеянность, неорганизованность, несамостоятельность, лень, агрессивность, повышенная возбудимость или, наоборот, робость, боязливость; профориентация, отношение ребенка к взрослым в семье, к младшим (старшим) сестрам или братьям.

К школьному психологу обращаются и сами учащиеся, главным образом, по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания, профессионального и личностного самоопределения, культуры умственного труда и поведения и т.п.

В непосредственном контакте с детьми психолог работает вместе с ними над решением возникающих у них проблем. Это так называемое прямое консультирование. Иногда он консультирует воспитателей, учителей или родителей по поводу тех или иных проблем детей, т.е. прибегает к непрямому, опосредованному консультированию, требующему соблюдения определенных условий. Представим такую ситуацию: младший школьник плохо успевает по какому-то предмету. Учитель идет на консультацию к психологу. Но психолог во время консультации может помочь только самому учителю: почему тот не найдет подхода к ребенку и т.п. А причину плохой успеваемости школьника он будет искать в контакте с самим школьником.

Следует различать понятия «психопрофилактика» и «психологическая консультация» как разные, хотя и имеющие много общего виды работы психолога.

Психопрофилактическую работу начинают тогда, когда еще нет проблем, в целях их предупреждения. Инициатива целиком и полностью должна в данном случае исходить от психолога. Психологическую консультацию мы проводим тогда, когда к нам пришли с проблемой, т.е. проблема уже имеется, предупреждать ее появление уже поздно, нужно оказывать помощь. При этом необходимо:

а) сначала уточнить и осмыслить проблему, найти средства для ее решения;

б) только затем пытаться предупредить, предотвратить возникновение подобных проблем в будущем.

Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему.

Только таким образом он сможет накапливать опыт решения подобных проблем и в будущем.

Очень часто, как показывает практика, неопытный психолог пытается засыпать советами консультируемого – в результате оба оказываются неудовлетворенными консультацией. И это несмотря на то, что пришедшие на консультацию в большинстве случаев хотят, чтобы психолог обеспечил им быстрое решение проблемы, дал ответ, совет и, главное, подтвердил их собственное восприятие ситуации. Это относится и к воспитателям, и к учителям, с этим постоянно сталкиваются психологи.

Многие исследователи и практики утверждают, что вовлечение консультируемого в консультативный процесс является решающим моментом для успешного консультирования. Психолог ответственен за помощь консультируемому в том, чтобы последний стал активным лицом в консультативном процессе: удовлетворенность этим процессом у консультируемого возрастает по мере его вовлеченности. Консультируемый рассматривается как равный, а не подчиненный и, следовательно, имеет равные с психологом права в процессе принятия решения.

12. Цели и задачи психологической службы образования

Психологическая служба образования – один из существеннейших компонентов целостной системы образования страны. В «Положении о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» рассматриваются цели и задачи службы, организация деятельности, основные направления и обеспечение деятельности службы.

Основной целью психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

Основным условием нормального психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и обеспечивают семью необходимыми материальными средствами.

Основные задачи службы образования:

1) реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;

2) развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненный планов и др.;

3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой – созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;

4) оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

Основным средством достижения главной цели психологической службы образования являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

Психологическая служба образования создается как единая система в масштабах города, области, региона, а в перспективе – всей страны.

В самом общем виде структура включает три звена: практической психолог (или группа психологов) в образовательном учреждении, районный кабинет психологической службы, центр психологической службы.

Детский практический психолог работает в конкретном учебном заведении – детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, детском доме, интернате и др. осуществляя психологическое изучение детей для индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения, обеспечения полноценного развития каждого ребенка, раннего выявления, преодоления и профилактики неуспеваемости и недисциплинированности детей. Консультирует воспитателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемам обучения и воспитания, способствует повышению их психологических знаний, решению проблем педагогов как профессионалов.

Психологические кабинеты (отделы) при районных, областных, городских (в зависимости от структуры органов управления народного образования в конкретном регионе) ведут непосредственную работу с психологами образовательных учреждений, контролируют и организуют их деятельность, оказывают методическую и иную профессиональную помощь, пропагандируют психолого-педагогические знания, проводят психодиагностику и психокоррекцию особо сложных случаев, участвуют в работе медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, консультируют администрацию образовательных учреждений по социально-психологическим проблемам управления, создания оптимального социально-психологического климата в педагогическом коллективе и другим вопросам профессиональной деятельности. В штат кабинета помимо психологов входят также социальные работники, педагог, врач-психоневролог.

Центр психологической службы образования - головная организация, руководящая деятельностью психологов, работающих в образовательных учреждениях, психологических кабинетах и специалистов всех психологических служб определенного региона. Центр отвечает за научно-методическое и научно-организационное обеспечение этих служб, за профессиональных уровень психологов, работающих в данных службах.

На федеральном уровне – отдел психологической службы Министерства образования России.

Психолог, работая в любом детском учебно-воспитательном учреждении, решает основные задачи практической психологии образования. Обратим внимание на некоторые наиболее существенные моменты его деятельности.

Практический психолог ответственен, прежде всего, за соблюдение психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для психического и личностного развития каждого ребенка на всех этапах его дошкольного и школьного детства. Он должен способствовать тому, чтобы возрастные особенности (или новообразования) детей не просто учитывались, а активно формировались и служили основой дальнейшего развития ребенка. Тот или иной возрастной период сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а потому и к определенному типу воздействий. Поэтому ребенок на каждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.

При разработке необходимых для развития ребенка условий следует опираться на обоснованный Л. С. Выготским принцип «зоны ближайшего развития». Использование этого принципа при создании психолого-педагогических программ позволяет проектировать тот уровень развития, которого ребенок может достичь в ближайшее время.

Основными видами деятельности детского психолога являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция.

В любой конкретной ситуации каждый род работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.

Психологическое просвещение – это приобщение взрослых – воспитателей, учителей, родителей – и детей к психологическим знаниям.

Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:

1) знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;

3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания;

5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении.

Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу – можно приглашать других специалистов.

Однако содержание всех этих форм работы обеспечивает психолог: важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного образовательного учреждения, данного контингента детей, т.е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей.

Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем.

Психологическая профилактикаэто специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Психолого-педагогическое консультирование.

Психолого-педагогическая диагностика.

Задача психодиагностики – дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, - учителям, воспитателям, родителям.

Психологическая коррекцияопределенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.

Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве, во взаимодействии.

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Поделиться: