Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры. Конспект НОД «Этнокультурное воспитание детей средней группы путем приобщения к народным обычаям, традициям и культуре

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

как исторической личности.

Т.К.Волков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кременецкая Наталья Валериевна,

Воспитатель1к.к.

МБДОУ «ЦРР-детский сад «Золотая рыбка»,

г. Абакан, Республика Хакасия

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Без памяти – нет традиций, без традиций - нет культуры,

без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,

без духовности - нет личности, без личности нет народа,

как исторической личности.

Т.К.Волков

Культура любого народа формирует общечеловеческие ценности, такие как семья, родительская любовь, почитание старших, уважение традиций своего народа и сохранение их. Нужно прививать детям любовь, гордость за свою историю, свою отчизну.

Федеральные государственные образовательные стандарты при планировании образовательного процесса, большое внимание уделяют этнокультурной ситуации развития детей. В дошкольном образовании предусматривают ознакомление дошкольников с историей, культурой, бытом, как своего, так и народа, рядом с которым мы проживем. Этот аспект имеет весомое значение в формировании патриотических и социально-нравственных качеств.

Дошкольный возраст – это сензитивный период приобретения ребёнком основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре, включение народных традиций в процессе патриотического воспитания способствует к расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формирование чувства гордости за свою Родину.

Воспитывать любовь к своей Родине нужно с раннего детства. В настоящее время много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живёт.

Для того чтобы увлечь детей, педагогу самому нужно быть крайне увлеченным и компетентным в этой сфере. Работа по этнокультурному воспитанию более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Условия детского сада не всегда способствуют социализации детей жизни, и здесь на помощь приходят родители. Проведение народных праздников с привлечением членов семьи, имеет большое воспитательное и подтверждает высокую, практическую значимость в работе с детьми. Ребята приобретают все виды ценностей: познавательные, нравственные, эстетические и гуманные. У детей принимающих активное участие в образовательном процессе с реализацией программы этнокультурного содержания, отчётливо видна положительная тенденция в развитии чувства толерантности.

Таким образом, обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям, общественной жизни, осознания причастности к судьбе Родины.


МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х отводилось особое место в повседневной жизни наших предков. И редкие праздники, и отдых после трудового дня не обходились без массовых игр, состязаний в силе и ловкости. Сегодня мы вспомним игры наших предков, поиграем в некоторые из них. В данное время эти игры забыты. И мы думаем, что в будущем дети с друзьями, со своими родными будут играть в эти игры.

Игра: «Путы». Завязываем сначала левую лодыжку, а потом к ней привязываем правую таким образом, что между ногами остается немного места. Команды бегут до отметки и обратно, та команда, которая пришла первой считается победителем.

Игра: «Урони полено». Игроки, взявшись за руки, встают в круг. В центре круга ставится полено высотой примерно 50 см. По команде игроки начинают быстро кружиться, стараясь сделать так, чтобы находящийся вблизи полена участник уронил его. Но этот участник должен, наоборот, сделать все возможное, чтобы не сбить полено. Выигрывает та команда, которая не уронила полено.

Игра: «Кочкарник». Для игры берут поленья 20 см длиной и 7 см толщиной. Ведущий отводит игроков и завязывает ему глаза. Затем 3 раза поворачивает их и направляет в сторону поленьев. Победителем считается тот, кто пройдет с закрытыми глазами между поленьев (кочек), ничего не задев.

Народная игра - понятие многомерное. Она несет символическую информацию о прошлом, передает подрастающему поколению традиции, свойственные менталитету народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности. Для детей дошкольного возраста доступны, полезны якутские народные настольные игры как «Хабылык» (Лучинки), «Хаамыска» («Камешки»), «Баайа» («Волчок»), «Тырыынка» («Палочки»), «Тыксаан» («Фишки») и др. .

При обучении спортивным играм в детском саду необходимо формировать у детей положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям. Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику и координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту . Таким образом, народная подвижная игра является основой физического развития, фундаментом настоящего и будущего здоровья детей, их гармоничного роста, формирования психики, качества проявления духовных способностей, жизненной активности.

Список использованной литературы:

1. Григорьева А.А. Этнопедагогика якутской семьи как феномен мировой цивилизации // Актуальные проблемы воспитания и развития личности: сб. ст. - М.,1999. - С. 33-40.

2. Осокина Т.И. Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для восп. дет. сада. - М.: Просвещение, 1988. - 239 с.

3. Федоров А.С. Народные игры и забавы саха. - Дьокуускай: Бичик, 2011. - 96с.

© Петрова Т.И., Васильева Т.С., 2018

Т.И. Петрова

канд. пед. наук, доцент, СФ БашГУ, г. Стерлитамак, РФ, E-mail: [email protected]

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Каждый этнос с его историей и культурой представляет собой сокровищницу социокультурного

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х творчества народа. Этнос как таковой существует, действует, пока обладает присущей ему самобытностью, сохраняет и совершенствует этнические признаки.

Ключевые слова Национальная культура, этнос, дошкольники, духовное развитие

В Республике Башкортостан реализуются государственные программы по сохранению и развитию национальных культур и языков народов республики. Среди них «Возрождение и развитие башкирского народа», «Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан», «Народы Башкортостана», программы по изучению, возрождению и развитию фольклора народов Республики Башкортостан, которые дали импульс духовному возрождению народов . Не случайно 2018 год в Башкортостане был объявлен Годом семьи, что привлекает к данной проблематике особое внимание.

Этнокультурологическая экспедиция Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета проходила в Зилаирском районе республики. Целью экспедиции было обобщение педагогического опыта по художественно-эстетическому воспитанию детей с учетом этнокультурного компонента в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. В ходе экспедиции особое внимание уделялось дошкольным образовательным организациям, так как здесь формируются основы духовных и культурных ценностей родного края, где ребенок ежедневно сталкивается с проявлениями народной культуры: праздниками, семейными традициями, ритуалами, поведением окружающих, в том числе и педагогов.

В дошкольной образовательной организации «Радуга» села Матраево дети в башкирских национальных костюмах под руководством воспитателя и музыкального работника показали прекрасное знание башкирского языка и обычаев башкирского народа. При входе в детский сад участников экспедиции встречали дети исполнением башкирской народной песни. Комната группы была стилизована под башкирскую юрту и обставлена народной утварью (самовар, стол, пиалы, самотканые полотенца и паласы). Часть этого оформления была изготовлена детьми. На воспитателях были платья, которое носили в старину башкирские женщины, на голове платок, на ногах - галоши. Познакомившись с культурой народов, населяющих нашу республику, послушав песни и увидев народные танцы, мы попробовали изысканные блюда башкирской кухни.

Следующим пунктом экспедиции была дошкольная образовательная организация «Ляйсан» деревни Юлдыбаево, где дошкольники занимаются в кружках русского и башкирского фольклора. Дети совместно с родителями и воспитателями готовились к приезду гостей: изготовили куклы в национальных костюмах, разучивали песни, стихи на родных языках, учили народные танцы и игры. Дети подготовительной группы совместно с воспитателем и музыкальным работником, одетыми в национальные костюмы, представили нам инсценировки игр разных народов («Куреш» («Борьба на поясах»), «Бесэй менэн сыскан» («Кот и мыши») с песнями и танцами («Ете тсы^» («Семь девушек») и т. д. Мы наблюдали высокий национальный подъем, чувство гордости и национального самосознания детей, когда они вместе играют, поют и танцуют. Гости приняли активное участие в национальных играх и театрализованных представлениях.

Неоценимую педагогическую ценность в поликультурном развитии дошкольников имеют экскурсии, проводимые воспитателями в историко-краеведческие музеи деревни Юлдыбаево и села Зилаир. Музейная среда формирует у детей не только потребность в ознакомлении с культурным наследием, но и уважение к другим культурам. Дети в музее могут увидеть подлинные предметы народного быта и прикладного искусства разных народов, проживающих в районе (народные костюмы, головные уборы, предметы бытовой утвари, посуда, народные музыкальные инструменты кубыз, курай, фотоальбомы, картины, шэжэрэ (башкирская родословная, генеалогическая запись племен и родов у башкир, а также у других тюркских народов) и многое другое). Экспонаты музея учат понимать историческое прошлое родного села, района, республики .

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х

Таким образом, посетив дошкольные образовательные организации Зилаирского района, в котором проживают и работают люди разных национальностей, мы сделали вывод, что в районе ведется большая работа по сохранению традиций и культуры разных народов, начиная с дошкольного детства. В детских садах закладываются основы любви к своей культуре, к родному краю, развивается творчество, происходит приобщение детей к традициям, обрядам, обычаям родного края. Список использованной литературы:

1. Ирназаров Р.И. Этническая субъектность: факторы ее реализации. // Проблемы модернизации в социокультурных портретах регионов России: сб. матер. VIII Всерос. науч.-практ. конф. по программе «Социокультурная эволюция России и ее регионов». - Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. - С. 141-148.

2. Петрова Т.И., Петров С.С. Формирование личности ребенка младшего возраста в условиях поликультурного пространства региона // Научный потенциал. - 2015. - №1 (18). - С. 51-54.

© Петрова Т.И., 2018

Константин Григорьевич Терзи

кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры(МГАФК),

п. Малаховка, Российская Федерация

ФАЗОВАЯ СТРУКТУРА ЖИМА ШТАНГИ ЛЕЖА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

СПОРТИВНОЙ ЭКИПИРОВКИ

Несмотря на то, что в последнее время появляется все больше публикаций посвященных технике выполнения соревновательных упражнений пауэрлифтинга, интерес к этой теме не угасает. Однако, в основном, эти работы основываются на субъективных оценках и таких методах исследования как видеосъемка и оценка экспертов. Наш эксперимент проводился на базе МГАФК с использованием комплекса методов исследования таких как: тензодинамометрия; акселерометрия; электрогониометрия и видеосъемка, что позволило существенно расширить знания в области теории и методики спортивной тренировки в пауэрлифтинге.

Целью исследования являлось: выявления фазовой структуры жима штанги лежа с использованием спортивной экипировки, на основании комплексного анализа основных действий при выполнении упражнения на примере спортсменки высокой квалификации МСМК.

Спортсменка выполняла жим штанги лежа на горизонтальной скамье в условиях приближенных к соревновательным. Особенность выполнения жима в спортивной экипировке заключается в том, что упражнение выполняется исключительно с максимальным или около максимальным весом штанги (95-100 %). В данном случае для анализа был выбран вес снаряда 152,5 кг, что составило 95 % от максимального результата показанного спортсменкой в этом упражнении (рис.1, 2 и табл. 1).

Предварительный анализ полученных в ходе эксперимента данных показал, что общепринятая фазовая структура соревновательного упражнения - жим, не совсем корректна и может быть существенно дополнена.

Так, при выполнении основных действий, на основании полученных в ходе эксперимента данных, автор выделяет три периода, семь фаз, шесть ключевых положений и три промежуточных. Общая продолжительность основных действий составила 12,05 с.

ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА В МБДОУ ДЕТСКОМ САДУ № 41 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ПО ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

(районная экспериментальная площадка).

Тема эксперимента : «Этнокультурное воспитание детей через систему дополнительного образования».

Характер эксперимента: Формирующий (воспитательно-образовательный).

Цель педагогическая: Развитие духовно-нравственной сферы через включение дошкольников в систему дополнительного образования.

Задачи этнокультурного воспитания.

    Создать условия для приобщения детей, воспитателей, родителей к основным этнокультурным ценностям российской цивилизации.

    Создать условия для успешного овладения детьми навыками в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, способствовать развитию детского творчества.

    Обеспечить единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника.

    Создать единый этнокультурный аспект воспитания и общения в ДОУ и семье, повышать педагогическую культуру родителей.

    Включить в систему «детский сад – семья – школа» учреждения культуры, что приведет к созданию общности людей – носителей ценностей отечественной культуры.

    Обеспечить воспитателей этнокультурным инструментарием, эффективно развивающим внутренний потенциал ребенка.

Статус экспериментальной площадки : Районная.

Цель исследовательская: Разработка и экспериментальная проверка системы организационно-педагогических условий для дошкольного образовательного учреждения способствующих развитию этнокультурной сферы дошкольников.

Объект изучения: воспитательно-образовательный процесс в группе ДОУ с использованием организационных форм и методик обучения дополнительного образования, способствующих воспитанию этнокультурных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования : Организационно-педагогические условия, способствующие этнокультурному воспитанию.

Проверяемая в ходе эксперимента гипотеза :

Этнокультурное воспитание дошкольников будет более успешным, если воспитательно-образовательный процесс будет опираться на созданную и апробированную в ДОУ систему дополнительного образования, а также на систему взаимодействия педагогов, родителей и социума (учреждения образования и культуры).

Сочетание традиционных и игровых занятий, индивидуализация образовательных процедур, ориентация на игровую деятельность, использование методик, развивающих духовно-нравственные представления детей, применение нетрадиционных форм организации игровой и художественной деятельности, включение материалов, имеющих развивающий эффект, сочетающих игру и экспериментирование, создание среды для этнокультурного развития детей – будет способствовать развитию базисных основ личности.

Подготовка коллектива к проведению эксперимента, участие в эксперименте обеспечат повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.

Ожидаемые результаты освоения детьми экспериментальной программы:

    появление у детей устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве;

    умение детей дать эстетическую оценку окружающим явлениям, событиям, предметам, нравственную - поведению людей;

    умение детей различать виды и жанры произведений основных видов русского народного искусства;

    наличие творческих проявлений в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности;

    владение знаниями об исторических и культурных традициях России;

    владение коммуникативными вербальными и невербальными навыками.

База эксперимента : группа 10 - 15 детей 2007 года рождения.

Методы и методики исследования:

1. Формирующий эксперимент.

2. Констатирующий эксперимент.

3. Наблюдение.

4. Анкетирование родителей.

5. Тестирование

6. Контрольные задания

7. Социометрические исследования в группах.

Уровни экспериментальной работы, состав и функции участников.

Эксперимент формирующего характера по обозначенной в настоящей программе теме.

Руководитель эксперимента – Березина Н.Г. –заведующий МДОУ.

Научный руководитель: Брусова О.П., ведущий специалист отдела образования.

Участники:

Овечкина Н.Р. заместитель заведующей по воспитательной и методической работе;

Григорьева И.И. - педагог дополнительного образования, руководитель хоровой студии, руководитель этнокультурного кружка «Родничок»;

Патурова Ю.Ф. - педагог-психолог

Зуева Л.А. – воспитатель; руководитель театральной студии;

Смирнова С.В. – воспитатель, руководитель изостудии;

Зубарева О.А. – воспитатель.

Участники: воспитатели и специалисты, работающие в детьми экспериментальной группы, воспитанники 2007 г. рождения, родители воспитанников.

Основные документы: Устав МДОУ, Программа экспериментальной деятельности МДОУ, методические пособия, содержащие этнопедагогические технологии, ежегодные планы опытно-экспериментальной работы, учебные планы.

Методологическая основа работы: положения теории Л,С.Выготского о развитии творческих способностей ребенка.

Формы отчетности : итоговый аналитический отчет в Муниципальный экспертный совет, доклады на научно-методических конференциях, семинарах, коллегиях, материалы в педагогические издания.

Реализация экспериментального проекта будет проходить в три этапа:

    организационно-подготовительный (средняя группа – дети 4-5 лет);

    основной (старшая, подготовительная группы – дети 5-7 лет);

    заключительный (диагностический – подготовительная группа – дети 7 лет).

Этапы эксперимента:

    Диагностический этап (2011-2012 уч. год)

    Прогностический этап (2011-2012 уч. год)

    Организационный этап (2011-2012 уч. год)

    Практический этап (2012-2014 уч. год)

    Обобщающий этап (2013-2014 уч. год)

I этап подготовительный (организационный):

    Изучение опыта педагогов России по экспериментальной работе «Этнокультурное воспитание детей через систему дополнительного образования».

    Определение интересов, представлений детей с помощью определенных диагностических процедур и наблюдений.

(На каждого ребенка заводится индивидуальная карта развития. По диагностическим материалам определяется уровень развития детей, уровень творческих проявлений, психических процессов, тревожности, лабильности нервных процессов

    Анкетирование родителей (проводится опрос об их видении пребывания ребенка в экспериментальной группе. Анкеты анализируются с целью выявления уровня грамотности родителей, их представлений о нравственно-духовном развитии детей, их эстетического развития. По результатам анализа разрабатываются план совместной работы, консультации по истории России, оформляются тематические и образовательные стенды, оформляется «Родительский абонемент» (для домашнего пользования). При необходимости педагоги проводят индивидуальные беседы и занятия с родителями.

    Составление перспективного плана работы.

    Разработка конспектов занятий, развлекательных, игровых и музыкальных упражнений, этюдов и т.д.

    Подготовка дидактического, демонстрационного и развивающего материала. Создание фоно- и видеотеки для сопровождения занятий, аутотренингов, музыкальных минуток.

    Формирование развивающей среды (Развивающая среда в группе создается как фактор формирования в растущем человеке добра красоты и включает: внутренний интерьер группы; световой фон; уголки детского творчества; театральный и музыкальный центры; центр релаксации.

    Выработка системы взаимодействия специалистов, педагогов, родителей ДОУ и учреждений социума для обеспечения целостного педагогического процесса.

II этап (основной)- старшая, подготовительная группы):

Основной этап включает время непосредственного воспитательно-образовательного процесса. Воспитание и развитие детей направлено на решение следующих задач:

    Освоение воспитанниками, воспитателями и родителями основ этнокультурных категорий и ценностей.

    Создание условий для успешного овладения детьми навыками в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, развитие детского творчества

    Развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить в согласию и т.д).

    Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).

    Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества, объема высказываний).

    Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов внутри ДОУ и в процессе взаимодействия с социумом).

    Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.

Интегрированный план основан на синтезе искусств, который используется в трех направлениях: искусство включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды; искусство составляет содержание образования; искусство используется в различных видах художественной деятельности, служит развитию детского творчества.

Образовательный процесс направляется на развитие восприятия, формирования умения наблюдать, вглядываться, вслушиваться, выделять гармонию, характер. Постепенно дети приобретут способность образной эмоциональной оценки предметов, увеличится удельный вес осмысления произведений искусства– дети овладевают содержанием, формой и выразительными средствами. Будет реализовываться личностно-ориентированный подход и дифференциация образования и воспитания каждого ребенка.

III этап (заключительный) :

    Проведение итоговой диагностики, которая позволит выявить уровень этнокультурного развития детей на основе сравнительного анализа результатов образовательной деятельности в экспериментальной и параллельной группах МДОУ за все годы.

    Оформление карт музыкального и психомоторного развития.

    Проведение анкетирования родителей с целью выявления степени удовлетворенности от работы педагогов, развития детей. На основании данных диагностики делаются выводы о результативности проведенной работы педагогами, динамике этнокультурного развития детей, уровня усвоения ими знаний, умений, навыков.

    Выявление недостатков, трудностей и проблем в работе.

    Проведение музыкально-театрализованного представления, участие в котором принимают дети, педагоги, родители (создание сценария, подготовка костюмов, декораций, подбор музыки, оформление музыкального зала, разучивание песенного, литературного и хореографического материала).

    Описание опыта экспериментальной деятельности, представление итогового аналитического отчета в муниципальный экспертный совет, доклады на научно-методических конференциях, семинарах, коллегиях, материалы в педагогические издания.

    Проектирование программы дальнейшей экспериментальной деятельности МДОУ.

Основные концептуальные положения программы эксперимента.

Педагоги МДОУ постоянно ведут поиск наиболее эффективных путей, позволяющих организовывать работу с детьми, ориентируясь на личностный подход, что не представляется реальным без целенаправленной опытно-экспериментальной работы.

Работа в экспериментальном режиме предполагает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышения квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей. Педагог, как правило, пропуская цели и задачи эксперимента через себя, открывает и изобретает что-то свое. Экспериментальная деятельность становится средством развития и помогает привлечь интеллектуальные и материальные ресурсы для решения проблем дошкольного образования.

Ключевая роль экспериментальной группы нам представляется в формировании общей культуры детей, развитии их физических и интеллектуальных качеств, создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы художественной деятельности.

Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России. Педагогическая деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.

Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования. В нашей экспериментальной работе духовно-нравственные ценности русской традиционной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка. Кроме того этнохудожественная деятельность выступает инструментом социальной терапии, корректирующего психоэмоциональное и личностное развитие ребенка, помогая ему лишиться страхов, комплексов.

Исторический аспект проблемы.

Этнокультурное воспитание – это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Необходимость организации воспитательного процесса в детских садах на этнокультурной основе осознавалась отечественными педагогами с самого начала их создания в России. Поскольку «идея детского сада» пришла к нам из Германии, известный отечественный педагог П. Ф. Каптерев говорил о недопустимости переноса на русскую почву «немецко-специального вида» детского сада. Культурно-исторический опыт народа должен определять своеобразие воспитательной работы в детских садах. Национальные черты характера, на формирование которых нацелено воспитание детей любого этноса, диктуют свой особый стиль взаимоотношений между взрослыми и воспитанниками. Учитывая традиции русского народа, особенности детского восприятия, главными предметами изучения в российских детских садах, по мнению П. Ф. Каптерева, должны стать: природа родного края; родной язык; устное народное творчество; историко-этнографические рассказы о своем и других народах, помогающие развитию детских представлений об этническом многообразии мира; иностранный язык.

Методологической основой этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста во второй половине ХIХ – начале ХХ в. в России являлась идея народности, обоснованная К. Д. Ушинским. Принцип народности определял основой воспитания родной язык, изучение родной истории, традиций и обычаев народа.

В частных детских садах, открываемых в крупных городах, планы воспитательной работы включали в себя достаточно широкое использование произведений русского народного творчества: сказок, народных песен, подвижных игр, игр с пением на сюжеты русских народных сказок. Происходило и приобщение дошкольников к культуре других народов, но в основном зарубежных: немецких, английских, французских. Детям читали сказки братьев Гримм, Г.-Х. Андерсена, на музыкальных занятиях звучала музыка французских, немецких композиторов. В народных дошкольных учреждениях детей приобщали в основном к русской культуре. Однако там, где была необходимость, воспитатели при организации своей работы исходили из национального состава детей группы. В национальных детских садах воспитательная работа строилась на основе двуязычия, с широким использованием народного творчества, народных праздников. К средствам этнокультурного воспитания в изучаемый период нами отнесены: детские издания (журналы, книги), народные игры, игрушки, дидактические пособия, экскурсии, изучение иностранных языков.

Содержание и подходы к этнокультурному воспитанию в советский период меняются в соответствии с новой идеологией. С постепенным нарастанием социально-политического влияния на образовательный процесс меняется педагогическая терминология, используемая в образовательном процессе. Термин «нравственное воспитание», как отмечено в исследовании Л. М. Казарян, не отвечал классовым задачам воспитания и носил аполитический характер. В 20-е гг. XX в. основное внимание акцентируется на социальном, общественно-политическом воспитании. В это понятие входило и воспитание идеологии, определенных нравственных качеств и навыков поведения, начал коллективизма, интернационализма, атеизма и общественной активности. В связи с этим этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в этот период можно рассматривать через призму интернационального воспитания, которое стало занимать ведущее место в теории и практике дошкольного образования. Этнокультурная составляющая образовательного процесса в дошкольных учреждениях раскрывалась через такие принципы, как:

принцип связи детского сада с окружающей действительностью, предполагавший расширение детских представлений в процессе ознакомления с бытом, культурой своего народа, с культурными достижениями всего человечества;

построение воспитательной работы в детском саду на родном для детей языке, использование произведений устного народного творчества;

принцип изучения окружающей ребенка социальной среды, в том числе и национальной.

Наблюдается тенденция в преемственности с прошлым веком средств и форм этнокультурного воспитания детей. Однако их содержательная составляющая определялась решением задач интернационального воспитания, действенными формами и средствами которого признавались: общественно-политический праздник (Октября или Первого мая), книги, количество которых было сравнительно мало (А. Барто «Братишка»), и ощущалась явная необходимость их создания; общение детей разных национальностей как непосредственное, так и опосредованное при помощи переписки; яркие события политической жизни страны: выборы в Верховный Совет, трудовая активность трудящихся разных национальностей. В этот период в практике дошкольных учреждений появились игры-путешествия, в которых ставилась задача уточнения детских представлений о жизни народов; игры-драматизации по содержанию детских книг и рассказов, освещавших жизнь, труд разных национальностей, национальные обычаи. С середины 1930-х гг. стали создаваться новые типы кукол, воплотившие интернациональные образы; игрушки, знакомившие детей с историей своей страны. Национальные куклы стали занимать почетное место в игровых уголках дошкольных учреждений. Этнокультурное воспитание в данный период реализовывалось за счет использования музыкального и танцевального, устного народного творчества, которое входило в повседневную жизнь, быт детского сада.

Народное творчество в 1940–60-е гг. рассматривалось в нескольких аспектах: и как средство воспитания любви к Родине, к своему народу, и как средство воспитания нравственных качеств личности, развития детского творчества, и как средство приобщения к культуре других народов.

В начале 80-х гг. XX в. общество все больше ощущает потребность в реформировании школы, в гуманизации образовательного процесса, который связывали с введением в него этнокультурного содержания.

Этнопедагогизация образования во многом обусловлена работами

Г. Н. Волкова, который ввел в научный аппарат сам термин «этнопедагогика», выделил гуманистические основы народной педагогики, обозначил ее проблемы, выделил факторы и средства воспитания.

Этнокультурное воспитание на современном этапе направлено на развитие этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста, на воспитание культуры межнационального общения, на развитие их способности мыслить образами и выражать свое отношение к окружающему в разных видах художественной деятельности.

Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников.

Наиболее ценной для воспитания и обучения ребенка становится духовная культура и особенно искусство. Произведения разных видов искусства близки эмоциональной природе ребенка, его способности мыслить образами и выражать свое отношение к окружающему в разных видах художественной деятельности.

Наиболее доступными из них для дошкольников являются следующие.

Народная игровая культура.

Ребенку понятны и интересны такие ее формы:

    народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные);

    народные игрушки;

    народные праздники;

    народный театр.

Традиционно русская народная игровая культура рассматривается как средство вхождения ребенка в пространство родной культуры. Вместе с тем введение элементов русской народной игровой культуры в педагогический процесс детского сада может способствовать ознакомлению детей с историей России, воспитанию толерантного отношения к разным народам, культурному развитию дошкольников.

Устное русское народное творчество.

Его ценность состоит в познавательном, эстетическом и воспитательном значениях. Фольклорные тесты естественно включаются в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную). Произведения устного русского народного творчества содержат единые архетипы, выражающиеся в образах, сюжетах, морали. Их освоение помогает дошкольнику понять общность нравственно-этических общечеловеческих ценностей.

Декоративно-прикладное искусство русского народа.

Оно отражает культурные ценности русского народа. Знакомство со спецификой русских народных декоративных промыслов позволяет дошкольникам увидеть и осмыслить, что их специфика зависит от внешних особенностей жизни этноса (главным образом среды обитания – север, юг России, Сибирь), а общность определяется единством нравственных и эстетических ценностей, независимо от места проживания. Возможность не только наблюдать, но и участвовать в создании предметов на основе народных традиций, делает этот процесс увлекательным и полезным для ребенка.

Культурное пространство музея.

Музей, как социокультурный феномен обладает большими потенциальными возможностями для приобщения дошкольников в русской культуре, благодаря наглядно представленным памятникам и музейным экспонатам. Современные технологии делают доступным и интересным процесс приобщения дошкольников к русской культуре в условиях музея. Кроме того, возможно использование элементов музейной педагогики в самом ДОУ за счет организации и деятельности детского мини-музея.

Панькина Юлия Сергеевна,

Саранск

Этнокультурное образование дошкольников

Основные цели образования в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; воспитании патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; формировании у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений.

Одной из тенденций развития современного образовательного процесса стала его этнокультурная направленность. Этнокультурное образование предполагает приобщение дошкольников к этнической культуре в дошкольных учреждениях, на основе образовательных программ при взаимодействии с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.

Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира. В настоящее время идеи этнокультурного образования достаточно широко внедрены в практику дошкольных учреждений.

В современном мире мы зачастую забываем свои корни, свою историю. Много ли подрастающее поколение знают культуру наших предков?

Этот пробел нужно заполнять непосредственно как можно раньше. Необходимо пробудить в растущем человеке любовь к родной земле.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения национальной культуры, традиций, языка.

Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям. Основной задачей работы по этнокультурному образованию можно считать формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.

В нашем дошкольном учреждении этнокультурное образование детей дошкольного возраста выступает как система воспитания и обучения.

Общаясь с детьми в НОД и в свободное время, при знакомстве с произведениями устного народного творчества, с национальной музыкой, с декоративно-прикладным искусством, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит мордовский народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.

Приобщаясь к мордовскому народному творчеству, дети не только усваивают историю, традиции, культуру мордвы, но эта деятельность способствует развитию у детей основных психологических процессов: память, внимание, воображение, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность.

Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Еще лучше принять участие в этом действии. В созданном в детском саду мини - музее, продемонстрированы традиционные мордовские национальные костюмы, предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения.

Для обобщения знаний о родном крае создаются образовательные ситуации, включающие экскурсии, игры, беседы с использованием мультимедийных презентаций. Но всё-таки приоритетным направлением деятельности детей остаётся игра. Игра как средство приобщения детей к национальным традициям была создана самим народом.

В группах созданы национальные уголки, где представлены: книги и иллюстративный материал для ознакомления детей с родным краем, куклы в национальных костюмах, дидактические игры и пособия по ознакомлению с мордовским декоративно-прикладным искусством. Оформлены альбомы с фотоматериалами, которые отражают жизнь и быт этнических групп.

Вся работа, проводимая по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребёнка чувства прекрасного, толерантного отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребёнок будет любить, и по - настоящему ценить свой край, если мы научим его этому.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям....

Этнокультурное образование старших дошкольников: опыт и перспективы

Целью образования в многонациональной республике является не только обеспечение общего образования, но и приобщение детей к родному языку, истории, этнокультуре, духовным ценностя...

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Этническая культура, в которой воспитывается ребёнок, оказывает определённое влияние на становление и развитие личности....

Татьяна Трещева
Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста

Современная Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Воспитание детей в духе и на материале традиционной национальной культуры, восстановление системы преемственности народных традиций является одним из способов преодоления кризисной ситуаций. Это и послужило выбору темы моей статьи.

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является :

Приобщение детей к культуре своего народа;

- развитие национального самосознания;

Воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп;

- развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.

Этнокультурная компетентность - это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия . Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Поэтому этот период очень благоприятен для формирования этнокультурной осведомленности . Поэтому к главным компонентам формирования этнокультурной компетентности является создание условий для :

Целостного развития личности ребенка через приобщение его к традиционной народной культуре;

Воспитания и уважения к культуре межнационального общения, толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также создание педагогических условий формирования этнокультурных компетенций у детей дошкольного возраста .

Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Цель такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников , мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Ведь какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас.

С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. Приобщаясь к народному творчеству разных этнических групп, дети- дошкольники не только усваивают историю, традиции, культуру народов, но эта деятельность способствует успешному развитию дошкольников основных психологических процессов (память, внимание, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность). Русское народное творчество : сказки, игры, песни легли в основу дошкольного воспитания нашего детского сада, нашей группы. Большое внимание уделяется следующим видам работы :

Изучение сказок, поговорок, потешек, пословиц;

Знакомство с русскими народными игрушками и играми;

Создание «Русской избы» (мини- играми музея в детском саду) .

Первое, с чем мы начинаем знакомить малышей – это конечно, русские народные потешки, пестушки, песенки, которые используем в ходе режимных моментов, умываясь, одеваясь на прогулку, просыпаясь, обедая : «Ладушки, ладушки» , «Потягуни - потягушечки» , «Кашку варили» .

Пословицы и поговорки русский народ называет крылатыми словами, народы востока - жемчужиной, нанизанной на ниточку. Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в специально организованной деятельности, так и в течение дня. При этом обращается внимание на то, что у каждого народа свои пословицы и поговорки, положим о труде, но они очень похожи по смыслу. У татар : «Без труда и зайца не поймаешь» , «Меньше говори – больше делай» у русских – «Без труда не вынешь и рыбку из пруда» , «Делу время – потехе час» .

В младших группах идет приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.) . От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом, способам ориентировочных действий в мудрых народных игрушках - они требуют уже не только любознательности, но и смекалки. В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества.

В детском саду традиционно проводятся народные праздники : Колядки, Масленица и другие. Дети знакомятся с христианскими праздниками : Рождество и Пасха. Детям дошкольного возраста важно не только увидеть и осознать предмет, а увидеть его в действии. Ещё лучше принять участие в этом действии. В созданном в детском саду мини-музее «Русская изба» продемонстрированы традиционные национальные костюмы народов Поволжья, предметы домашнего обихода, дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения. Педагог дает понятия старинных неупотребляемых в современном языке народных слов, объясняя при этом их значение (чугунок, ухват, прялка, керосиновая лампа, лучина и т. д.) В «Русской избе» дети начинают познавать историю своего народа.

Старинная мудрость напоминает нам : «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» . Необходимо донести до сознания детей , что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей . Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования : гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития , развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.

Публикации по теме:

Развитие внимания детей дошкольного возраста Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира, в восприятии его, осмыслении, запоминании, Для этого необходимо развивать.

Формирование и развитие математических способностей, развитие логического мышления у детей дошкольного возраста Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Математика.

Актуальность Современная система дошкольного образования и ее содержание в контексте внедрения ФГОС ДО должны быть максимально приближены.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста В младшем дошкольном возрасте познание начинается с непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Ребенок при виде.

Поделиться: