Организация предметно пространственной среды в доу. Организация предметно-пространственной развивающей среды в доу

Организация

развивающей

предметно- пространственной

среды ДОУ в связи с

введением ФГОС.

Старший Воспитатель

МБДОУ №97

Шумских Ольга Анатольевна

Нижний Новгород

2015г

Актуальность создания развивающей предметно – пространственной среды.

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально.

Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, приказ

Министерства образования и науки Российской Федерации утвержденного 17 октября 2013года №1155 и вступившего в силу с

ФГОС ДО это генеральный документ ДО, который раскрывает требования: (в ФГТ – их 2, в ФГОС - 3 Т), к структуре и содержанию программы , к условиям реализации программы, и к результатам программы по дошкольному образованию. Особое внимание по ФГОС уделяется условиям предметно пространственной среде.

В центре предметно-пространственной развивающей среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение (педагогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности.

По концепции С.Л. Новоселовой "Развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика».

Основной целью ФГОС - создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждого ребенка, позволяя ему реализовать собственные возможности.

Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представляющая специально организованным пространством (групповые помещения, специальные помещения (спортивный, музыкальный зал) + прилегающая территория, находящаяся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей.)

Значение развивающей предметно – пространственной

Среды.

Она должна обеспечивать:

1. возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых

2 .двигательной активности детей

3. возможности для уединения (т.к. постоянно в группе находится большое количество детей, ребенку хочется отдохнуть, уединиться, самостоятельно поиграть.)

Предметно – пространственная среда проектируется на основе:

Реализуемой в детском саду образовательной программы;

Требований нормативных документов;

Имеющихся условий, предпочтений, уровня развития детей;

Общих принципов построения.

Пространственная среда включает в себя совокупность пространств, в которой должны прослеживаться определенные направления и образовательные области, их 5

ФГТ ФГОС

1.Познание. 1. Познавательное развитие .

2.Коммуникация. (Коммуникация, Познание)

3.Социализация. 2. Социально - коммуникативное

4.Безопасность развитие. (социализация, труд

5.Труд. безопасность)

6.Чтение худ. лит. 3.Речевое развитие.

7.Худ. творчество 4.Художеств. - эстетич. развитие

8.Музыка музыка, худ. развитие)

9. Здоровье 5.Физическое развитие

10.Физ. культура (здоровье, физич. культура)

Сравнение требований к Развивающей среде:

ФГТ к предметно- ФГОС к предметно-

развивающей среде пространственной среде

  • вариативность вариативность
  • полифункциональность полифункциональность
  • Трансформируемость трансформируемость
  • информативность насыщенность
  • педагогическая доступность

Целесообразность безопасность

3 из них сохранились, а 2 изменились.

При организации предметно - пространственной среды наши сотрудники - воспитатели руководствуются следующими принципами:

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно - пространственной среды в зависимости от образовательной среды и от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Раньше использовались стационарные шкафы с полками, где располагались игры, о трансформированности не было речи, то сейчас дети самостоятельно делят пространство ширмами, маркерами)

3) Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
  • наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов -заместителей в детской игре.

4)Вариативность среды предполагает:

  • наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5)Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, всех помещений группы, где осуществляется образовательный процесс;
  • свободный доступ воспитанников, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6)Безопасность предметно - пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно- пространственной среды ДОУ.

Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Воспитатели обогащают среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно - пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом Размещение оборудования по центрам развития (секторам) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально - игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно - поисковой работы- магниты, увеличительные стекла, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Модернизация предметно – пространственной среды предусматривает определенную систему организационных мероприятий с педагогическим коллективом и родителями воспитанников, которая способствует улучшению качества образовательного процесса в ДОУ.

Особое значение в детском саду мы уделяем оснащению предметно - пространственной среды. Наличие полифункциональных материалов; таких как разнообразные маркеры пространства, раскладные перекидные ширмы с различными декорациями, емкости, модульный материал, игровые коврики, лоскуты тканей, позволяют дошкольникам обозначить игровую территорию, изменять игровое пространство по своему желанию. Различные предметы, допускающие самое разнообразное их использование, служат обязательным элементом любой детской игры. С их помощью ребенок может замещать недостающие ролевые атрибуты, реализовать любую идею, найти нестандартное решение.

Важный этап в развитии интеллектуальных способностей детей - развитие знаково - символических функций . С этой целью, во всех группах представлены опорные схемы, планы, модели деятельности, алгоритмы действий, они позволяют систематизировать представления детей, ориентируют в пространстве, развивают мышление, память и речь.

Насыщенная предметно - пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

При организации предметно - пространственной среды наши сотрудники руководствуются следующими принципами:

1.принцип дистанции позиции при взаимодействии ; Одно из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку « подняться» до позиции воспитателя, это разновозрастная мебель. В современном ДОУ появилась такая мебель, которая легко трансформируется и дает возможность ставить столы по – разному. Психологи утверждают, что дети, сидя за круглым столом, чувствуют себя комфортно и защищено, поэтому активны в учебной деятельности.

2.принцип активности самостоятельности, творчества ;

3.принцип стабильности – динамичности развивающей среды; Предметно - пространственная среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы. Ширмы помогают ограничивать или расширять пространство. Важно помнить, что ребенок не "пребывает" в среде, а преодолевает, "перерастает" ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту.

4.принцип комплексирования и гибкого зонирования; Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, шитьем, моделированием, экспериментированием.

5.принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды). В группе должно быть, не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного.

6. принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ). Наблюдая за окружающим миром, они приходят к пониманию того, что природой можно наслаждаться, восхищаться, любоваться, но и, что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране.

Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию «Я - образа». Наличие в группе зеркала позволит ребенку рассматривать себя и увидеть, что при общем сходстве с другими детьми он не похож на своих сверстников.(другой цвет глаз, волос, курносый нос, пухлые губы.

7. гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами; При создания среды педагоги учитывают возрастные особенности воспитанников, интересы, наклонности мальчиков и девочек. Наблюдения показали, что мальчики любят играть с крупным строителем, машинками, лего, а девочки охотнее играют с куклами - лечат, купают их, ходят в магазин, играют в школу.

8.принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого. Учитывая то, что ребенок в детском саду находится целый день необходимо создавать ему оптимальные условия. Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство: кровать и шкаф для одежды, место для хранения принесенных из дома игрушек, семейного альбома.

Педагогам ДОУ важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель, оборудовать своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении со взрослыми и сверстниками.

При отборе предметного содержания развивающей предметно – пространственной среды важно ориентироваться на "зону ближайшего развития" (Л.С.Выготский), т.е.на завтрашние возможности детей (то, что не требует усилий, не "работает " на развитие).

Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течение года бессменно. Условно их можно разделить на три категории:

- "вчера" (материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний.

-"сегодня" ( тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми).

- " завтра" (содержание с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем).

Эмоцианальная насыщенность - неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Эту особенность детской памяти воспитателю надо всегда учитывать.

При создании в группе условий для саморазвития не следует забывать, что мальчики и девочки по- разному смотрят и видят, слушают и слышат, по - разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Так мальчикам требуется больше пространство, чем девочкам, они не могут изо дня в день делать одно и то же. Но и девочки и мальчики должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижения новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. Разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников обоего пола.

Таким образом, создавая предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную пространственную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой среды детского сада. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Предметно-развивающая среда в ДОУ

Учебный центр расположен таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей. В учебной зоне размещены: центр творчества, мастерская, уголок природы, кабинет, минибиблиотека, уголок сенсомоторного развития, центр экспериментирования, уголок музыкального развития, патриотический уголок. Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

Центр искусства и творчества стимулирует детей к опробованию и реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.

Минибиблиотека представляет собой столик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Минибиблиотека размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению .

Патриотический уголок , расположенный в зоне холла детского сада, способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны

В центре строительства дети могут конструировать как фантастические, так и реалистические сооружения. Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи. Оно помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.

В центре драматизации имеются костюмы и предметы, которые дают детям желание разыграть сценки из реальной жизни. Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг, и лучше понять свою роль в мире.

В центре науки воспитатель подбирает материалы, которые дети собирают и разбирают, такие как головоломки и конструкторы. Такие материалы развивают речь, интеллектуальные способности, тонкую моторику и координацию.

Уголок природы расположен непосредственно у окна. Цель: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры. В уголке природы необходимо разместить краеведческие материалы (фотографии посёлка, гербарии растений, типичных для района).

Лаборатория - новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в "ученых", которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Центр песка и воды - это специальный стол в группе - дает детям прекрасную возможность для познавательных игр, для использования органов чувств. Дети творят, мыслят и общаются.

В бытовой зоне располагается уголок дежурства . Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, мы создали картотеку с предметными картинками, которые каждый день выставляем в специальные рамки.
Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными. Для девочек должны быть швейные машинки, утюги, куклы, пупсы, игрушечный домик для кукол; для мальчиков – наборы инструментов, солдатиков, военной техники.

В игровой зоне располагается уголок ряжения и театр , способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления. В создании театра игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети.

«Интеграция развивающих центров активности детей обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность познавательно-речевой, физической, художественно-эстетической и социально-личностной сфер развития ребенка в образовательном процессе .

Насыщенная предметно- пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметно – пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Мы надеемся, что созданная в нашем детском саду предметно - пространственная среда будет способствовать интеллектуальному, творческому и личностному развитию наших воспитанников, поможет обогатить, их знания и впечатления, а также вызывать позитивное отношение родителей к ДОУ.

Литература

  • Киреева, Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л.Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.
  • Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.
  • Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н.И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.
  • Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н.В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
  • Петровская, В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / В.А. Петровская // Москва. – 2010.
  • Полякова, М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада / М.Н. Полякова // Детство-Пресс. – 2010. – С. 41-62.
  • Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин // Москва. – 2000.

Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности.

Организация современного педагогического процесса в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее – образовательные организации), требует от педагогических коллективов создания своеобразной материальной среды. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования).

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее -предметная среда), создаваемая в образовательных организациях в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и учѐтом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребѐнка с учѐтом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

В каждой образовательной организации предметная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

· максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);

· наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;

· охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;

· возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;

· двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

Наполняемость предметной среды должна отвечать принципу целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждой из образовательных областей, представленных во ФГОС дошкольного образования, важно подготовить необходимое оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психолого-возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их образовательных потребностей. Вместе с тем предметная среда должна создаваться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, поисково-исследовательской, изобразительной, конструктивной, восприятия художественной литературы, коммуникативной и др).

При создании предметной развивающей среды педагогам необходимо соблюдать принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка. Необходимо уделять внимание информативности предметной среды, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования для активности детей во взаимодействии с предметным окружением. Правильно созданная предметная среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Предметная среда современного детского сада не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени.

Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансированно, сообразно педагогической ценности. Предметы, игрушки, пособия, предлагаемые детям, должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск. Вместе с тем традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе. Руководителям образовательных организаций необходимо систематически проводить анализ состояния предметной среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.)

При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах предметная развивающая среда должна отвечать: - критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в образовательных организациях, - санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организациях.

1. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

2. При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:

· полифункциональности : предметная развивающая среда должна открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть многофункциональной;

· трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);

· вариативности: предметная развивающая среда предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;

· насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;

· доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

· безопасности: среда преполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

3. При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

4. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

5. Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня), а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

6. Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

7. Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами

7.1. Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.

7.2. Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.;

7.3. Дидактическими свойствами. Игрушки должны нести в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;

7.4. Принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.

8. При подборе материалов и определении их количества педагоги должны учитывать условия каждой образовательной организации: количество детей в группах, площадь групповых и подсобных помещений.

9. Подбор материалов и оборудования должен осуществляется исходя из того, что при реализации образовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым в двух видах: сюжетная игра и игра с правилами.

10. Материал для сюжетной игры должен включать предметы оперирования, игрушки – персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства.

11. Материал для игры с правилами должен включать материал для игр на физическое развитие, для игр на удачу (шансовых) и игр на умственное развитие.

12. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами: материалами для изобразительной деятельности и конструирования, а также включать оборудование общего назначения. Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.) являются обязательными и используются при реализации образовательной программы.

13. Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации. Материалы для продуктивной (конструктивной) деятельности включают строительный материал, детали конструкторов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.

14. Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности должны включать материалы трех типов: объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал и нормативно-знаковый материал. Это оборудование поможет создать мотивационно-развивающее пространство для познавательно-исследовательской деятельности (н-р: телескоп, бинокль-корректор, детские мини-лаборатории, головоломки-конструкторы и т.д.).

14.1. Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени должны включать различные искусственно созданные материалы для сенсорного развития (вкладыши – формы, объекты для сериации и т.п.). Данная группа материалов должна включать и природные объекты, в процессе действий с которыми дети могут познакомиться с их свойства и научиться различным способом упорядочивания их (коллекции минералов, плодов и семян растений и т.п.).

14.2. Группа образно-символического материала должна быть представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий.

14.3. Группа нормативно-знакового материала должна включать разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы, математические мульти-разделители, магнитные демонстрационные плакаты для счета и т.д.

14.4. Материалы и оборудование для двигательной активности должны включать следующие типы оборудования для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений.

15. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:

· психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка;

· психофизиологические факторы, обусловливающие соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды

· зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света (длина волны);

· слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек;

· тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка;

· факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка

· антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды.

16. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:

· провоцируют ребенка на агрессивные действия;

· вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры

· людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);

· вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);

· провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

· вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Евгения Кабусь

Разновозрастная группа Николаевского филиала Светлолобовской СОШ №6.

Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой, Н. Е. Веракса и Т. С. Комаровой.

Пространство нашей группы организовано в виде разграниченных зон, оснащенных различными развивающими материалами (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр .). Все предметы доступны детям . В соответствии с тематическим планированием образовательного процесса оснащение уголков меняется или дополняется необходимыми материалами.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Вся мебель группы расположена вдоль стен, что позволило освободить центральную часть для развития двигательной активности детей. Но в то же время все части пространства имеют подвижные, трансформируемые границы. Пространство группы изменяется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от интересов и возможностей ребёнка.

Предметно - пространственная развивающая среда в группе организованна с учетом требований ФГОС , где чётко прослеживаются все пять образовательных областей :

Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Художественно-эстетическое развитие »

В уголке «Рисования» для развития детей имеется всё необходимое для воплощения новых идей и продуктивной деятельности (трафареты, раскраски, альбомные листы, гуашь, кисти, непроливайки, карандаши, пластилин и т. д.) Эта деятельность, направлена на получение чего-то нового, неповторимого. В приёмной всегда найдётся место для работ детей, их творчества. Оформлен уголок, в котором мы размещаем рисунки и аппликации детей. В уголке рисования постоянно что-то меняется, в зависимости от лексической темы и освоения каких-либо новых техник.

В уголке «Театр» размещены различные маски для разыгрывания сценок, элементы костюмов, а также кукольный театр. Дети с удовольствием принимают на себя различные роли, что повышает интерес к сказкам, к их запоминанию и поднимает настроение.



В музыкальном уголке размещены музыкальные инструменты (ксилофон, маракасы, дудочки, барабан, бубен, губные гармошки и др., а также музыкальный центр.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Речевое развитие »

Книжный уголок «Почитай-ка» , содержание которого соответствует возрастным особенностям детей разного возраста, реализуемой в ДОУ образовательной программе.

В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно выбрать понравившуюся книгу и спокойно её рассмотреть. В процессе внимательного рассматривания иллюстраций, ребенок приобщается к изобразительному искусству.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Познавательное развитие »

Уголок природы включает в себя календарь погоды, отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдения за природой. В данном уголке имеются дидактические игры и пособия : «Кто где живёт?» , «Целый год» , «Зоопарк» , «Дары лета» , Большие и маленькие», «Живая география» и др.

Уголок экспериментирования представлен наличием разнообразных емкостей для проведения опытной деятельности с водой и сыпучими, лейка, природный материал для проведения экспериментов.

Уголок сенсорного развития представлен разнообразием игр и пособий на развитие логики , мышления, внимания. Так же имеются разнообразные виды мозаик, лото, различные по форме, цвету и материалу, игры, направленные на развитие мелкой моторики рук .

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Социально-коммуникативное развитие »

В нравственно-патриотическом уголке размещена государственная символика России. Уголок наполнен художественной литературой по краеведению и литературой о районе, фотографиями животных, растений, местностей родного края.

Уголок ПДД и уголок безопасности содержат в себе макет светофора, плакаты основного правила движения, дорожные знаки, службы экстренной помощи, правила безопасности, правила поведения при пожаре, правила пожарной безопасности, а также различные дидактические игры и иллюстрации.

Уголок дежурства. В данном уголке находятся схема дежурства, фартуки, значки дежурных, фото дежурных. Дежурство предполагает выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание группы . Тем самым дети овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Физическое развитие »

Уголок здоровья содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование : обручи, скакалки, мячи разных размеров, кегли, игры на развитие меткости ; так и не традиционное, изготовленное руками педагогов и родителей : массажный коврик для стоп, гантели наполненные песком (для мальчиков) и водой (для девочек) и др.


А так же имеются игровые уголки






Вот так оформлена наша спальня



И приёмная




Вывод : предметно-пространственная развивающая среда в группе позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, имеет характер открытой, незамкнутой системы, помогает осуществлять самостоятельную деятельность детей в развивающих уголках , а не получать уже готовые знания от воспитателя. Содержание предметно- развивающей среды постепенно наполняется разнообразными материалами, играми, иллюстрациями, атрибутами для развития детей .

Публикации по теме:

Музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей.

Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС в средней группе Организованная развивающая предметно-пространственная среда в нашей средней группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести.

Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС. Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС Вопрос организации развивающей предметно-пространственной.

Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию – это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155.

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО это прежде всего:

- Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

- Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

В связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды в нашем ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально,т.к.она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

В соответствии с ФГОС ДО основная общеобразовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

ППР среда в младшем дошкольном возрасте:

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

ППР среда в среднем дошкольном возрасте:

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

ППР среда в старшем дошкольном возрасте:

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе:

ПРОСТРАНСТВО

ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:

Рабочая;

Активная;

Спокойная.

Предметно-пространственная развивающая среда должна быть:

Полифункциональной;

Трансформируемой;

Вариативной;

Доступной;

Безопасной.

Насыщенность среды предполагает:

Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;

Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.

Полифункциональность материалов предполагает:

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)

Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители)

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений ППР среды в зависимости:

От образовательной ситуации

От меняющихся интересов детей

От возможностей детей

Вариативность среды предполагает:

Наличие различных пространств

Периодическую сменяемость игрового материала

Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми

Появление новых предметов

Доступность среды предполагает:

Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность

Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности

Исправность и сохранность материалов и оборудования

Безопасность среды:

Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Центры развивающей активности детей

Обстановку в группах создали таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры.

Для социально – коммуникативного направления созданы центры:

Центр активности (сюжетно – ролевые игры);

Центр ПДД; -центр пожарной безопасности;

Центр трудовой деятельности.

Познавательного направления:

Центр «Мы познаём мир»;

Центр «Я знаю свои права»;

Центр «Экспериментирования»;

Центр патриотического воспитания;

Центр конструктивной деятельности;

Центр сенсорного развития;

Центр математического развития.

Речевого направления:

Центр театрализации;

Центр «Будем говорить правильно»;

Центр «Здравствуй, книжка!».

Художественно – эстетического направления:

Центр «Маленький художник»;

Центр «Умелые руки»;

Центр «Весёлые нотки».

Физическое направление:

Центр «Здоровейка»

Центр спорта «Будь здоров».

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Благодаря созданным условиям предметно – развивающей среды с учётом ФГОС ДО, дети стали более социализированы, умеют общаться друг с другом, смело и свободно передвигаются в пространстве ДОУ, повысился познавательный интерес, любознательность, желание экспериментировать.

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей - это одна из главных задач дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) - это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:

1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.

2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.

3. Реализацию образовательной программы ДОУ.

4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Трансформируемой;

Вариативной;

Полифункциональной;

Доступной;

Безопасной.

Насыщенность РПП среды предполагает:

Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;

Соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.

Полифункциональность материалов предполагает:

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:

От образовательной ситуации;

От меняющихся интересов детей;

От возможностей детей.

Вариативность среды предполагает:

Наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);

Периодическую сменяемость игрового материала;

Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;

Появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

Доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;

Исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность среды:

Соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей:

  1. Социально – коммуникативная;
  2. Познавательная;
  3. Речевая;
  4. Художественно – эстетическая;
  5. Физическая.

В каждой области имеются свои центры.

Социально-коммуникативное развитие:

Центр ПДД;

Центр пожарной безопасности;

Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).

Познавательное развитие:

Центр «Уголок Природы»;

Центр сенсорного развития;

Центр конструктивной деятельности;

Центр математического развития;

Центр экспериментирования.

Речевое развитие:

Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;

Центр Книги;

Логопедический уголок.

Художественно-эстетическое развитие:

Центр ИЗО или уголок творчества;

Центр музыкально-театрализован-ной деятельности.

Физическое развитие:

Центр физического развития;

Спортивный уголок «Будь здоров!»

Направление:

Социально-коммуникативное развитие.

Игра - основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр:

В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.

Познавательное направление.

Большой популярностью у детей пользуется центр науки. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т.п.

Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания.

Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего, конструкторы.

В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование по уходу за ними.

Речевое развитие.

Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.

Художественно - эстетическое развитие.

В Центре «Творческая мастерская» находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Театрализованная деятельность.

Театрализованные игры решают следующие задачи:

  1. Развивают артикуляционную моторику;
  2. Расширяют словарный запас;
  3. Развивают монологическую и диалогическую речь;
  4. Развивает общую и мелкую моторику.

Физическое развитие:

Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем, что:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Алгоритм проектирования развивающей предметно-пространственной среды .

  1. Сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды.
  2. Определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач.
  3. Определить дополнительное оборудование.
  4. Определить, как разместить оборудование в игровой комнате.

Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Поделиться: