Воспитание детей без крика. Причина – возрастное формирование психики и моделей поведения

Многие молодые родители горды, что у них есть маленький ребёнок — самый очаровательный, красивый и умный. Время идёт, дитя растёт, ему исполняется три годика, воспитательный процесс движется полным ходом, и становится актуальным вопрос: нужно ли применять к своему любимому чаду какие-либо наказания за непослушание? Если нужно, то как именно? Если же нет — то что применять вместо?

Психологи утверждают — дети, не подвергавшиеся наказаниям, намного доброжелательнее и значительно спокойнее сверстников. И, наоборот — если маленький постоянно подвергался наказаниям, то агрессия, грубость, истеричность — его спутники на всю оставшуюся жизнь. Он превращается в обидчивого злого типа, замыкаясь внутри себя и вымещая злость и обиду на тех, кто слабее: маленьких детях, беззащитных животных, вполне способен обидеть женщину или старого больного человека.

Наказание — что это такое?

Родители применяют наказание в отношении малышей и детей постарше, чтобы показать им — мол, так-то и так-то поступать нельзя, за это будешь получать неприятности. Взрослые меняют среду, в которой живёт ребёнок, в худшую сторону.

Допустим, говорят что-то типа такого — ты лишишься прогулки, не будешь пользоваться компьютером, не пойдёшь на выходные с папой в цирк, не получишь утром привычную шоколадку и так далее. В каждой семье применяется свой метод. Наказание играет роль своего рода мотиватора, ребёнок учится нести ответственность за совершенные нехорошие или вредные поступки.

Но во многих семьях, а также детских коллективах, в качестве наказующего фактора применяются ругань и физические истязанья – тумаки, затрещины, деток ставят в угол. И, как правило, ребёнок обычно боится самого наказания, представляющегося в его сознании как унижение. На самом деле он должен осознавать последствия совершенного поступка, за который и был наказан. Боязнь получить порицание, желание всячески избежать наказания толкает человечка к вранью, он пытается ловчить, сделать так, чтоб взрослые осуждали не столь сильно.

Причины плохого поведения детей

Причин, по которым дети ведут себя плохо, много. Но основные — эти четыре:

  1. Нередко дети совершают поступки только для того, чтобы взрослые обратили на них внимание. Хорошее поведение оставляет родителей равнодушными, а стоит только что-то испортить или разбить, все семья тут же начинают видеть маленького члена семьи. Пусть реагируют негативно, ругают, но — замечают!
  2. Недостаток независимости. Бывает и обратное — маленький любимец семьи находится под постоянной неусыпной опекой мамы, папы, дедушки, бабушки. И ребёнок принимается плохо себя вести, чтобы хоть ненадолго почувствовать свободу и ощутить собственную независимость.
  3. Утрата ребёнком веры в себя. Если к нему плохо относиться, постоянно упрекать и укорять — у него пропадёт желание быть хорошим. А коли постоянно слышит от родителей, что он плохой и никчёмный, то таким и становится.
  4. Желание отомстить маме и папе. Дети очень остро чувствуют несправедливость и частенько своим плохим поведением реагируют на нанесённую близкими людьми обиду. А поводов для неё порой хватает — незаслуженные родительские оскорбления, наказания без причины или родители срывают на невинном чаде свои неудачи и плохое настроение.

Каким образом рассказать ребёнку, что его поступки неправильные?

  1. Не надо спрашивать, какая причина заставила малыша накидать мусор в его комнате. Надо просто дать веник, совок, тряпку, ведро с водой — пусть уберёт мусор и промоет пол. Подсказать и объяснить весь процесс уборки надо, но не стоит делать вместо него работу.
  2. Ни в коем случае не надо пугать предстоящим наказанием. Ведь оно будет потом (да и родитель забудет о нём), а дитё будет жить в страхе.
  3. Следует сказать, что этот поступок расстроил маму/папу.
  4. Нужно строго объяснить, что в этой семье так никто никогда не делает.
  5. На какое-то время можно ограничить малыша в сладостях, не подпускать к компьютеру, пропустить совместный просмотр любимого мультика, отложить поход в парк аттракционов. Или сказать, что совершённый поступок так огорчил, что в гости сегодня никто не пойдёт.
  6. После всего посадить чадо на стульчик — пускай некоторое время посидит и посмотрит, что мама/папа сильно расстроены.

Что нельзя делать?

Нельзя подвергать детей унижению, говоря: расскажу о твоём плохом поведении одноклассникам, соседям, дворовым товарищам, пусть видят и знают, какой ты плохой! Это понизит самооценку, нанесёт травму психике, ребёнок затаит на родителей злость и обиду, станет упрямым.

  1. Нельзя давать шлепки, бить, пугать ремнём. Малыш потом станет бояться физической расправы, но понимания, за что его ругают, не будет.
  2. Не надо говорить «иди, стой в углу», не стоит кричать и пугать чудищами и разными бабаями. Ни в коем случае не рекомендуется обещать «я тебя брошу, отдам плохому дяденьке или злой дворовой собаке». Эти обещания могут повредить психику сына или дочери. И малыш будет жить с мыслью «я всеми нелюбим и не нужен никому» — это страшно.

Каким образом воспитывать, не наказывая?


Вопрос, безусловно, сложный. Можно ли воспитать маленького человека, не прибегая к крикам и не применяя наказаний? Специалисты в области педагогики и психологии уверяют — да, это возможно. Родителям нужно всего лишь придерживаться нескольких основных принципов, помогающих в воспитании.

  1. Полностью признавать личность своего ребёнка, уважать его решения, прислушиваться и принимать желания, быть внимательным к потребностям, не игнорировать его чувства. В противном случае родители получат маленького бунтаря.
  2. Относиться к малышу с теплом и вниманием Он должен постоянно знать, что не один, а рядом всегда находится кто-то большой, любящий и постоянно заботящийся о нём.
  3. Уважать мнение. Маленький кроха, впервые потянувшийся к одной из многих лежащих перед ним игрушек, уже делает свой первый самостоятельный выбор. Их впереди будет ещё очень много — что одеть, идти или не идти гулять, с кем дружить, на каком канале смотреть любимый мультик, кого выбирать в друзья. Почему-то большинство родителей не хотят помнить, что их любимое чадо многие вопросы способно решать самостоятельно. Забывают об этом и начинают всё делать за ребёнка, не поинтересовавшись его мнением. Что приводит к столкновению и битве интересов. Надо в обязательном порядке оказывать доверие вкусам, интересам и нравам ребёнка. Прислушиваться к ним, стараясь воплотить их в реальность, как бы трудно не было.
  4. Быть терпеливыми. В момент, когда у двоих созрело решение завести ребёнка, они взяли на себя ответственность за будущее маленького крохи. Это огромный труд и тяжёлый путь, но его можно и нужно пройти достойно. В последующей жизни встретиться немало препятствий, которые необходимо преодолеть. Для преодоления нужно большое терпение. Следует выработать в себе эту полезную привычку и помнить о ней всегда. Ведь обычная просьба, тихо и терпеливо повторенная много раз, позволяет добиться большего и срабатывает куда лучше, чем бесконечные крики, споры и уговоры. Так что, воспитывая детей, надо обязательно учиться ждать.
  5. Отец и мать должны жёстко контролировать себя, подавать ребёнку личный пример. Ведь известно — воспитание, в первую очередь, строится на том, что дети копируют и повторяют поступки родителей. И если видны явные противоречия между тем, что родители требуют от воспитанника и тем, что позволяют себе на деле — ребёнок разочаровывается, и родительский авторитет в детских глазах падает.
  6. Поощрять детское хорошее поведение. Детская память устроена так, что об подарках и презентах, обещанных за прилежное поведение, помнится дольше, чем о грозящем наказании за проступок. Соответственно, больше стимула быть послушным и хорошим.
  7. Недопустимо постоянно морально давить, запрещать что-либо, излагать просьбы и требования в форме приказов. Стремиться надо к тому, чтобы эти требования были высказаны родителями не жёстко и категорично, а в конструктивной доброжелательной форме, чтобы в семейном общении всегда царила добрая атмосфера, и ребёнок знал — ему всегда помогут, поддержав во всём.
  8. В семье должны быть категорически запрещены любые наказания физического плана. Силу можно победить только силой: такой неутешительный вывод однажды сделает малыш, К чему это приведёт, когда он станет взрослым — догадаться легко.
  9. Спокойно и последовательно выполнять свои указания, всегда исполнять обещанное — главное в воспитании без наказаний. Ребёнок обязан выполнять всё, что родитель требует. Если отменить указание или распоряжение без видимых для ребёнка причин — авторитет родителей в детских глазах безвозвратно рухнет.
  10. Мама с папой ни в коем случае не должны забывать, что обещали. Будь то поход в зоопарк, посещение игровых автоматов или какая-нибудь мелкая пустячная детская просьба. В противном случае детское мироздание, основа которого — выполнять обещанное, будет разрушено.

Очень важно, чтобы родители были эмоционально стабильны. Мать или отец, заводящиеся от истерящего ребёнка, и начинающие вести себя так же истерично, делает ошибку. Разумеется, в подобной ситуации оставаться спокойным нелегко, но надо стараться. Старания окупятся в будущем.

Можно ли использовать крик?

В общении с ребёнком иногда надо использовать повышенный тон — например, с его помощью можно предупредить малыша о чём-то важном или об опасности. Да и ребёнок должен знать: родители — тоже люди, им иногда просто необходимо выплёскивать эмоции.

Другой вопрос, если крик в отношениях родителей и детей возведён в норму: с помощью этого действенного инструмента идёт воспитательный процесс, и без него ни у одного родительского распоряжения нет ни единого шанса быть выполненным. Здесь можно говорить о педагогической недоработке. В данном случае крик появляется, если родители бессильны что-либо сделать, устали бороться с детским непослушанием, испытывают страх, что иными методами никак. Разумеется, это недопустимая и непозволительная методика воспитания.

Почему родители срываются на крик?

Разумеется, родители начинают кричать, угрожать и наказывать детей не просто так. Разные мамы по-разному реагируют на поведение своего чада. Что влияет на поведение родителей?

  1. Перфекционизм. Часто родителям так сильно хочется воспитать отпрыска в соответствии с придуманным ими идеалом, что они раздражаются из-за любого допущенного им «промаха».
  2. Повторение модели поведения, полученной в детстве. Папа и мама, воспитываемые криками, стоянием в углу, угрозами и ремнём переносят этот тип воспитание на своих детей.
  3. Нет знаний о другом принципе поведения. Частенько юные родители просто элементарно не знают, что можно воспитывать детей как-то по-другому, не применяя ругань и шлепки.

Случаи, когда нельзя ругать и наказывать

Существуют ситуации, в которых ругань, недовольство и наказания совершенно неприемлемы.
  1. Ребёнок физически недомогает, болеет, плохо себя чувствует.
  2. Ребёнок испытал сильное потрясение — получил двойку, поссорился с товарищем. Следует подождать, пока негативные эмоции утихнут и сойдут на нет.
  3. Если помогает по дому. Ребёнок может что-то делать совсем не так, как требуется, но надо помнить — проявление негатива со стороны родителей только оттолкнёт его, и желание что-то делать в доме у него пропадёт.

Воспитывайте своих детей без крика, не нужно их бить. Постарайтесь уделять им больше внимания и разговаривать с ними.

Видео: как воспитывать детей без наказания

1 год ago

Появление ребенка на свет – радость, окрыляющая новоиспеченных родителей. И вряд ли в эту минуту им думается, что такое воспитание , и как это правильно делать. Но время летит незаметно, родителями в прямом смысле становятся воспитателями, но не у всех получается воспитывать без криков и ремня (битья). Многие относятся к чаду по алгоритму, на котором они были воспитаны сами, и не всегда этот алгоритм был гуманен и благожелателен.

Не углубляясь в энциклопедические термины, понятие воспитания можно определить, как вырастить ребенка достойным членом социума. Это подразумевает множество моральных, этических, нравственных и физических принципов, которые должны быть освоены до наступления совершеннолетия.

В основу воспитания входят методы, которые должны убедить малыша в правильности действий и поступков. В основном к воспитательным методам относится:

  • разъяснение;
  • убеждение;
  • личный пример;
  • поощрение;
  • наказание.

Это как бы общие условия воспитательного процесса. Но сколько детей – столько и личностей, воспринимающих происходящее на основе своего характера и полученных знаний.

Родители, в первую очередь, являются воспитателями своего чада, а затем уже дошкольные заведения и педагоги в школе. Поэтому они должны проявлять настоящую заинтересованность в воспитании малыша, а не поступать, как «Бог на душу положит». И главным в этом случае, становится личный пример и заинтересованность родителей о жизни своей дочери или сына. Это его интересы, мечты, окружение.

  1. Искренность и интерес к ребенку – обязательное условие успешного воспитания.
  2. Совместная деятельность – лучший личный пример.
  3. Обязательное общение дает возможность лучше узнать внутренний мир чада, и научиться его понимать.
  4. Объективное и честное наказание, с объяснением «за что», и выводами из этого.
  5. Отсутствие рукоприкладства и необоснованного крика. Это проявление родительской слабости и неумения находить правильное решение, списывая все на «дурной характер ребенка».

О принципах воспитания написано много и плодотворно, но на практике все гораздо сложнее. Пробелы воспитания могут быть решены положительно только в том случае, если родители по-настоящему любят свое чадо, и стараются привить общечеловеческие ценности.

Известные методики в воспитании

Родители многих малышей задумываются, какую методику воспитания выбрать основной для гармоничного развития личности. Практика доказала, что есть с десяток эффективных методик, которые дали позитивные результаты в воспитании.

Г. Доман – воспитывать с рождения. Основной акцент – развивать малыша с рождения, как интеллектуально, так и физически. Это насыщение мозга ребенка информацией плюс свобода движений. Правда, Г. Доман, никак не указывает, что делать с детьми после семи лет, полагая, что в школе он всему научится.

Вальдорфская школа – воспитывать на подражании. Это, как раз и есть тот личный пример, воспитывающий через игру. Основной акцент данной методики развивать индивидуальность и творческий потенциал ребенка, и на основе этого осуществлять нравственное воспитание . «Напрягает» в этой методике – позднее интеллектуальное развитие и полное отрицание современных электронных технологий.

Монтесори – воспитывать всесторонне. Это методика работает несколько десятилетий, и родители детей позитивно отзываются об ее эффективности. Через игру ребенок овладевает всеми навыками: писать, считать, творить, говорить, получать трудовые навыки. Роль взрослого в данной методике сводится в наблюдении и помощи материалами и игрушками, а также наблюдении за отношениями между детьми, воспитывая уважение и внимание к ним.

С. Лупан – научиться понимать ребенка. В основе методики – Г. Доман, но с учетом интересов малыша. Многие рекомендации методики направлены на улучшение восприятия происходящего малышом, через призму чувств. При этом следить за малышом, стараясь понять его стремления и желания. В методике много музыки, иностранных языков, чтение и даже плавание.

Ж. Ледлофф – воспитывать естественно. Суть методики – помочь ребенку пока он не может ни ходить, ни говорить, а дальше просто не мешать. Он сам вырастет и сформируется, на основе родительского примера. Несколько спорная концепция, хотя может для индейцев Амазонки она работает.

Н. Зайцев – читаем, а потом говорим. Кубики – основа методики. С ними малыш осваивает чтение, развивая речь. Но что-то в его методике ничего не говорится об остальных аспектах воспитания и развития. А моральное воспитание подразумевается, как само собой происходящее.

Есть еще ни один десяток методик, в том числе и советская школа. Но родители должны уяснить, что только воспитание ребенка в комплексе даст позитивные результаты в формировании личности.

Что такое свободное воспитание

Сразу нужно поставить акцент на том, что свободное воспитание это не вседозволенность и попустительство. В основном акцент делается на том, что осознанность ребенка выберет правильный ответ в своих действиях. К дитяти неприменимо принуждение, унижение, а окружающие люди сами ограничат его от того, что будет являться негативным фактором. А его выбор – выбор человека, априори, рожденного свободным.

Моделей у свободного воспитания достаточно, но в каждой из них лежит уважительное отношение к ребенку, как личности. Чаще всего применяются модели, в которых убраны социальные запрещения, а также варианты, где запреты минимальны. То есть ребенку, который встречается с природными ситуациями, нужно будет делать выбор, поступая со своими желаниями и привитыми моральными принципами.

Всегда ли это работает? Как замечают педагоги и психологи, свободное воспитание будет успешным и эффективным только в том случае, если есть положительный пример окружающих, а наследственность не отягощена негативными факторами.

Но, к сожалению, не все так радужно. Зачастую в практической жизни, вседозволенность, принимаемая за свободное воспитание, процветает «махровым» цветом. Причины такому явлению – радикально настроенные родители и педагоги или наоборот, люди, нахватавшиеся верхушек, и не понимающие сути свободного воспитания.

По-настоящему свободное воспитание даст позитивный успех, только при правильно заложенных моральных понятиях.

Воспитание девочек

Девочки, как личности, воспитываются на тех же моральных принципах, что и мальчики. Но есть особенные положения, которые необходимо учитывать, воспитывая юное создание.

Физическое, интеллектуальное, творческое развитиеобщие направления в воспитании девочек. Но такие понятия, что девочка – женщина, будущая мама, жена должны прививаться чуть ли не с рождения, и соответственно должна применяться модель поведения, которая будет соответствовать этим понятиям. Для этого применяются различные приемы, и в первую очередь – игра, через которую девочки учатся быть хозяйкой, уметь следить за собой, как в плане ухода за телом, так и во внешнем облике.

Желательно привить девочкам знание своих интересов, но при этом не давать попустительство капризам. Это означает, что приучайте ее самостоятельно думать, а к этому она придет, общаясь с вами и наблюдая личный пример мамы. Хороший пример умения думать – благоразумие, которое остановит ее от дурных поступков и мыслей.

Необходимо учить дочку делиться переживаниями, давая понять, что ближе и надежнее друзей, чем ее семья, не бывает. Здесь всегда поймут, дадут совет и будут сопереживать.

Воспитание мальчиков

Родители, воспитывающие мальчиков, должны понять, что у настоящего мужчины разум должен превалировать над эмоциями. Для решения задач, варианты «мне кажется» необходимо исключить. Учите сына думать аналитически и логически, разобрав ситуацию и поиск решения. И на вопрос, почему он принял такое решение, он отвечает на основе своих умозаключений. Это развивает здравомыслие, исключаются эмоции, воспитывается целеустремленность и восприятие реальности.

Рассуждать о мальчишечьем воспитании можно долго. В первую очередь папа должен играть «первую скрипку» в процессе. И главным должен стать его личный пример. Это касается всего: дела по дому, спорт, помощь для всех, кто в ней нуждается. Вряд ли у отца, ведущего неправильный образ жизни, получится воспитать сына с набором позитивных качеств. Видя негативный и постоянный пример, мальчик, впоследствии, применит его в своей семье, со всеми вытекающими последствиями. И не будет обязательности, ответственности и других качеств, которые составляют мужскую основу.

Если мама воспитывает сына одна, то ее основная задача, сделать из него мужчину, а не себе подобие. Для этого есть эффективные инструменты воздействия – спорт, интересные кружки, где мальчик будет напитываться мужским началом. Проявление нежности также должно выполняться с уклоном мужского начала, в противном случае — ярко выраженная инфантильнось до «седых висков».

Решаем проблемы без наказаний

Если вас в детстве часто, и может необоснованно наказывали, а еще хуже били – спрячьте эти воспоминания в самый дальний ящик своей памяти. Начните все сначала, руководствуясь другими педагогическими принципами, что станет залогом решения задачи, как воспитать ребенка без криков и наказаний.

  1. Признайте, что сын или дочь – личность. Поэтому его решения, желания и потребности должны уважаться. Отсутствие внимания или игнорирование этого, может привести к бунтарским проявлениям или сделать ребенка безынициативным.
  2. Максимум внимания, которое даст ребенку ощущение защищенности.
  3. Следите за собой и своим поведением, а также никаких «двойных стандартов». Предъявляя ребенку требования, спросите себя, соответствуете ли им? Не хотите потерять авторитет, не поступайте иначе оттого, что требуете от малыша.
  4. Перестаньте «давить» на ребенка приказами и запретами. В атмосфере благожелательности и доброжелательности ваш сын или дочь научаться слышать конструктивный смысл, в родительских требованиях.
  5. Никакого ремня. Если сила побеждается силой, а не умом, то догадайтесь сами, как ваш ребенок будет решать проблемы.
  6. Будьте последовательны и спокойны, дружелюбно объясняя, почему это правильно или неправильно. Крик – непродуктивные эмоции, негативно влияющие на ребенка.
  7. Держите родительский авторитет на высоте, и, дав распоряжение, проконтролируйте его. Отказ от распоряжения без мотивации – подрыв авторитета.
  8. Всегда выполняйте обещания. Детские просьбы лишены прагматизма, поэтому выполняя их, вы воспитываете у детей чувство ответственности и справедливости.
  9. Старайтесь не проявлять свои негативные эмоции при ребенке. Если малыш набедокурил, не ведите себя истерично. А выяснение отношений между супругами, оставьте до отсутствия малыша.

Эта простая мудрость, но она приносит свои плоды. Ваш ребенок вырастет хорошим и умным человеком без криков и порки.

Большинство родителей рано или поздно задумываются, как воспитать ребенка без криков, шлепков и наказаний. Добиться послушания без угроз вполне реально, если понять причины детского упрямства и подростковых бунтов. Наше поведение причина всего происходящего.

Много рекомендаций в педагогическом мире о том, как надо воспитывать детей без криков, наказаний. Но на практике у многих получается иначе. Если общаться со своим сорванцом без ремня и физических наказаний получается у многих, то не повышать голос получается не у всех. Отчего же так выходит, и как прийти к воспитанию без нервотрепки, наказаний и детских истерик? Попробуем разобраться в данной статье.

Поведение родного дитя может довести «до белого каления» кого угодно. Часто приходится слышать, «по-другому он (она) просто не понимает». Дети воспринимают крик родного человека на него сродни наказанию. Привыкая к постоянному повторению такого поведения старших, ребята перестают на него реагировать, просто отключаются. Так устроена психика любого.

Как бы не возмущались взрослые на любимое чадо, они вынуждены признать: в крике мамы и папы он не виноват. Просто, старшие не смогли объяснить иначе, не сумели успокоиться, найти слова и тихо объяснить предъявляемые требования.

Почему родители повышают голос на детей

Взрослым людям придется начать с себя и разобраться, как в стандартной, повторяющейся ситуации изменить собственное поведение. А именно: что делать, чтобы не срываться. Или (давайте честно) не делать этого слишком сильно и не так часто. Со временем привычка разговаривать тихо войдет в привычку.

Недостаток времени

Чаще кричат люди в состоянии взвинчинности и спешки. Ты спешишь, а дети начали возню (нашли время) либо раскапризничались (ну как они не понимают). Дети постоянно живут здесь и сейчас. Ребятишки не знают о ваших грандиозных планах, проблемах опоздания и правилах хорошего тона.

Распоряжения: одевайся быстро, чаще не сработают. Принуждение воспринимается «в штыки» и вызывает бурю протеста, вплоть до истерик. Почему нужно одеваться, когда повозиться значительно интересней? Зачем быстро, если даже переодеваться так не нравится?

Попробуйте предупредить о своих планах заранее и скажите пораньше закончить игру, переключите, дайте успокоиться. Теперь можно одеваться на мероприятие.

Плохое настроение

Бывает плохое настроение, взрослый долго сдерживается, малыш чувствует и начинает капризничать. Спокойствия это не добавляет. Результат: на взрослого срываться неприлично, а с младшим сдержаться не получилось, а может не слишком старались.

Если представить, как ребенок чувствителен и ощущает все, что испытывает взрослый, то многое станет понятно. Нервозность передается им моментально. Встанут «с ног на голову», еще и все вокруг перевернут. Думаете специально, вам досадить? Ничего подобного. Сорванцы даже объяснить не смогут, отчего так себя ведут. Единственный выход — любым способом успокоиться прежде, чем общаться и чего-то требовать от детей.

Взрослым мы объясняем, от детей требуем. Считаем, не поймет? Можно попробовать объяснить доступным языком. Он же не робот, тупо выполнять распоряжения не может, да и не должен. Если дети не понимают, они выполнять не будут.

Разное ощущение времени

Недостаток времени, вы спешите, а любимое чадо никуда не торопится. Уже закипаете? А почему? Каждый действует в индивидуальном темпе, дети многое делают медленнее взрослых. С этим придется считаться и закладывать заранее фору во времени.

В последний момент выяснилось: пуговица оторвана, карандаши на завтра нужны (просто необходимы), но не куплены. Знакомая картина? Запасайтесь терпением. Случается у всех, не только у вас. Дети вспоминают о недостаточно важном (с их точки зрения) только в контексте. Распрашивайте досконально, старайтесь предугадать возможные варианты. Да, мама еще немного ясновидящий (или должна им быть), по мнению любимого чада.

Испорченные вещи

Испорченные вещи редко не становятся камнем преткновения. Маленькие дети не понимают истинную ценность вещей. Вы объясняете вторую сотню раз, а самая лучшая игрушка разобрана через пол-часа на запчасти. Думаете, очень виновато ваше 4 летнее любознательное чадо? Понятно, вы хотели порадовать, но сломанная менее ценная вещь не вызовет у вас большого протеста. Сынок в 2-3 года получит такое же удовольствие. Подарите лучше сборно — разборную игрушку — довольны будут ребята и вы сами.

Проходит время, детишки идут в школу и родные с гордостью выдыхают: повзрослели. Не тут – то было. Дорогой телефон ребятам младшей школы лучше не дарить. Не сам разобьет – другие помогут. Бывает пытаются подарить «неубиваемый» телефон. Лучше не надо. В первый же день одноклассники-экспериментаторы вместе со счастливым обладателем новинки докажут, в школе «убиваются» все телефоны.

Поверьте, будут приложены все усилия и недюженное воображение. Не хотите ругать и наказывать, подарите простой дешевый вариант, который не слишком жалко. Как не странно он проживет дольше, поскольку вызывает меньше интереса.

Конфликты из-за ограничений

Детишки подрастают и начинаются раздоры из-за компьютера. Ограничение ребята воспринимают в штыки. Выход один: держать подальше от монитора и компьютерных игр возможно дольше, хотя бы в начальной школе. Постепенно заранее оговаривать, сколько времени разрешено будет затратить на компьютер в текущем году и не отступать от правила не на шаг. Неизменные правила — залог спокойствия в семье.

Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу

Дети любят учиться и ходить в школу, если у них многое получается, и складываются хорошие отношения с учителями и одноклассниками. Ребят необходимо учить с пеленок, налаживать взаимоотношения с разными людьми и договариваться. Чем лучше это будет получаться, тем меньше конфликтов переживет семья в пору школьной жизни.

Никогда нельзя сравнивать сына, дочь в воспитательных целях с другими детьми и легендарными родственниками. «Дедушка в твои годы полком командовал». Ну и что? А ваш ребенок руководит целой армией в компьютерной игре. Для него это почти одно и тоже. школьник ведет себя смелей, учится лучше и дома вам нервы не выматывает. А чтобы он стал таким, вы заранее научили его всем основам норм поведения в жизни.

Только не повторяйте одно и тоже теми же словами. Привычное перестает восприниматься (вы почувствуете себя «бензопилой Дружба»), а сорванец воспринимает, как нечто привычное и неизбежное. Лучше выдохните и найдите другие слова и тон разговора. Вам обоим тихий разговор принесет больше пользы и удовольствия.

Уроки, тема отдельная и непрекращающаяся. «Родители охрипли, дети оглохли, соседи выучили, их собака пересказала» — популярная страшилка из жизни семьи школьника. Не хотите кричать и проявлять ежедневно негативные эмоции постарайтесь подготовить малыша к учебе с максимальной ответственностью. Научите до 1-ого класса читать и считать. Только это сохранит массу времени и нервов в семье.

В более старших классах, интересуйтесь учебными делами и взаимоотношениями чада с учителями и одноклассниками. Тут маме придется стать ясновидящей и гадалкой в одном лице. Читать между строк и угадывать ситуацию придется каждый день. Решение ребусов понадобится не только в задачах, но во всех перепитиях детских взаимоотношений. Кто виноват и что делать лучше решать каждый раз досчитав до 10.

Когда вам удастся научить чадо учиться и любить получать новые знания, а также по-доброму воспринимать недостатки других людей, тогда спокойнее будет вам и ему.

Желания разошлись с возможностями

Девчонки хотят стать модными. Листая журналы, мечтают о новых кофточках, как у той фотомодели (в крайнем случае, популярной одноклассницы) и считают: мамы и бабушки отстали от жизни, а папа совсем ничего не понимает. Найдите для доченьки обучающие курсы шитья, изготовления модных аксессуаров. Помогите ей, попробуйте освоить вместе. Сшейте такую модель, чтобы девчонки ахнули. Средств уйдет меньше, пользы в разы больше. Совместное дело еще и сблизит.

Модные сумки и аксессуары можно создавать из подручных, подчас неожиданных, материалов. Сделайте модные нашивки, такие продаются, а стоят копейки. Сохраните семейный бюджет, а дочка многому научится, а может и подрабатывать сможет своими изделиями. Интернет, благо, сейчас позволяет.

Конфликт молодежной моды и здравого смысла

Юное создание закатывает истерики и скандалит с вами каждый раз, когда стоит одеть: шапку, шарф, теплую кофту? А разве мама не понимает, такое не носят и это совсем не круто? Вспоминаем юные годы. Было также? Это вы сейчас поумнели, детям все еще предстоит. Поэтому заранее (призывая все свои экстрасенсорные способности) предугадываем, насколько выросло дитя, и что он будет снимать (не одевать) в первую очередь. Проблемой стала шапка? Не страшно, у новой куртки, купленной вместе с вами, есть теплый глубокий капюшон. Шарф – камень преткновения? Вами уже предложен модный хомут.

Дети стали задерживаться допоздна? Чуть раньше, чем все произошло первый раз, найдите повод поговорить и озвучить просьбы в спокойной форме. «Задерживаешься — позвони, предупреди». Главное сами поступайте также. Постарайтесь использовать тревожные новости в СМИ, ненавязчиво объясните сыну, дочери свое беспокойство. Тихий, понятный разговор сделает больше, чем требования в ультимативной форме.

Соблюдение нескольких принципов позволит не кричать

  1. Личный пример других членов семьи
  2. Внимание к чаду: разговоры «по душам», совместная деятельность и интересное времяпрепровождение
  3. Терпение
  4. Принятие интересов младшего члена семьи
  5. Прислушиваемся к пожеланиям младшего члена семьи
  6. Избегаем давления (эффект пружины никто не отменял)
  7. Последовательность выдвигаемых требований
  8. Принятые правила должны соблюдаться всеми членами семьи
  9. Четко определяем границы дозволенного
  10. Саморазвитие, чтобы с вами было интересно даже собственным детям
  11. Делимся своими размышлениями
  12. Не забываем: сначала разъясняем, потом требуем
  13. Уважаем его личное пространство и право на маленькие секреты

Что делать родителям, чтобы оставаться спокойными и сдержанными

Чтобы общаться с детьми без использования криков, шлепков нужно обладать завидным спокойствием и выдержкой. Глотать успокоительные – не вариант. Значит, придется нормализовать образ жизни и научиться не зацикливаться на проблемах. Для этого:

  • Личное время нужно каждому, мамы в не исключение. Постарайтесь выделить себе любимой хоть час в день, когда можно просто успокоиться и отдохнуть. Самые дорогие и любимые люди тоже вызывают усталость, особенно если передышки нет совсем. Дети в детском саду и в школе? Уборка пыли подождет вас лишний час, приготовление обеда никуда не денется. Выдыхаем и занимаемся собой.
  • Любимое занятие успокаивает иногда лучше любых лекарств. Почитайте книжку, займитесь рукоделием, просто поиграйте с любимой кошкой, получите удовольствие. Сделайте то, что доставит вам радость.
  • Личное пространство для мамы обычно не достижимая роскошь. Дети, родные постоянно требуют заботы и выказывают любовь и внимание. Мало кто выдерживает подобный стресс без последствий. Обычно это проявляется в раздражительности по различным поводам. А причина проста – не было отдыха.
  • Общайтесь с приятными людьми почаще. Хорошее настроение пойдет на благо вам самим, родным и близким. Вы будете спокойны, успокоятся дети. Вернется мир в семью. Выиграют все: и годовалый малыш, и 16 летний подросток, и все родные.
  • Давно собирались пойти на курсы, выучить иностранный язык? Перестаньте откладывать. Сделайте хоть маленький шажок в правильном направлении. Исполняйте заветные мечты, вы имеете на это полное право.
  • Постарайтесь начать разговаривать с детьми, а не указания раздавать. Подобное общение вам самим начнет доставлять удовольствие.
  • Устали морально? Лучший способ дать отдохнуть голове и эмоциям — физическая нагрузка. Фитнес, прогулка, простая зарядка, танец под музыку доставят удовольствие и дадут необходимый отдых.

Ну а если все измотало, применяем последнее средство: отца с детьми на прогулку, бабушку готовить борщ, дедушку разбирать скопившиеся газеты, а сама в ванну с аромамаслами. Пол-часа отмокания, часик на диване с книжкой под любимую музыку и вы спокойны и счастливы и способны получать радость от общения с любимыми разбойниками и процесса их воспитания.

Остальные старшие члены семьи следуют вашему примеру и периодически меняются местами, отдыхая от всех обязанностей. Дети в доброжелательной атмосфере семьи легче выполняют неприятные обязанности и начинают помогать старшим.

Теперь вы не только знаете, как воспитать ребенка без криков и наказаний, но и получить удовольствие от жизни в процессе воспитания быстро взрослеющего человека. На сегодня прощаюсь с вами, до скорых встреч на блоге Маривлада. Мамам и папам желаю внутреннего спокойствия и ощущения радости!

А какие проделки ваших детей могут вывести вас из себя, и какими методами вы с этим справляетесь?

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Цель многих родителей нашего времени – воспитание ребенка без криков и наказаний. Возможно ли это, и не пойдет ли такое воспитание на вред ребенку? Как правильно вести себя с детьми, чтобы они слушались? Давайте порассуждаем вместе.

Сложно представить себе будущих родителей, которые мечтают кричать на малыша, шлепать его и поддавать наказаниям. Напротив, подавляющее большинство из них до появления детей искренне убеждены, что будут спокойными и рассудительными мамами и папами, смогут всегда успокоить, объяснить и договориться с драгоценным чадом. Но детки растут, и в какое-то время наступает переломный момент – у крохи начинаются истерики и капризы, он не слушается, упрямится и игнорирует наши просьбы. И мы, отчаявшись найти конструктивное решение, срываемся на крики, угрозы и наказания. Оправдываясь, что «иначе никак», и «всех наказывают, без этого дети на голову сядут». Знакомая ситуация?

Почему мы кричим на детей?

Конечно же, крики, угрозы и наказания возникают не просто так. И одно и то же поведение ребенка может вызвать у разных мам совершенно разные реакции. Что же влияет на наше внутреннее и внешнее спокойствие? В первую очередь:

  1. Мамин перфекционизм. Зачастую мы так стремимся к недостижимому идеалу в воспитании ребенка, что любой его «промах» начинает раздражать нас.
  2. Завышенные ожидания. Родители нередко грешат тем, что возлагают на малыша много собственных амбиций. И в итоге любые действия крохи вызывают непринятие у мамы и папы. Хотя, по сути, малыш просто не такой, каким его хотели видеть родители.
  3. Непрожитые детские травмы. Очень «модная» нынче тема в психологии. Если родители сами в душе еще раненные дети, им сложно принимать капризы и непослушание собственных чад.
  4. Перенос модели поведения из родительской семьи. Если новоиспеченных маму и папу воспитывали ремнем и криками, «углами» и шлепками, они, скорее всего, автоматически потянут такие же привычки в собственные семьи.
  5. Отсутствие знаний о конструктивном поведении. А ведь часто родители просто не знают, как можно иначе, без окриков и шлепков? И возможно ли это вообще?

Заметьте, все эти причины связаны не с ребенком как таковым, а именно с родителями и их восприятием мира. А, значит, если мамы с папами немного разберутся в себе и изучат принципы позитивного воспитания, они смогут справиться даже с самыми «трудными» детьми. Так что, попробуем?


Как воспитывать детей без наказаний?

О воспитании малышей без криков и шлепков написано море книг, существует огромное число обучающих видео и тренингов. Так, например, можно порекомендовать к изучению хороший курс психолога Людмилы Шаровой «Послушание без криков и угроз» (часть его можно послушать в этом вебинаре “Мама, не кричи “). Благодаря важной информации Вы сможете разорвать порочный круг срывов и криков на ребенка и чувства вины, и выстроить с ним гармоничные и доверительные отношения.

А сейчас давайте вместе с Вами выведем основные правила воспитания без насилия.

  1. По возможности четко и ясно объясните ребенку, в чем конкретно он неправильно себя ведет. Естественно, говорить стоит в соответствии с возрастом малыша, и «речь», обращенная к годовасику, будет отличаться от подготовленной для семилетнего ребенка. В любом случае, избегайте длинных нотаций и нравоучений – они вообще не работают! Просто вспомните сами, нравится ли Вам такая манера общения? Думаю, ответ очевиден.
  2. Воспитывайте личным примером. Запрещая ребенку что-то, придерживайтесь этого правила сами. Ведь малыш все равно на подсознательном уровне будет подражать маме и папе. И пусть правила будут едиными для всей семьи.
  3. Если кроха бьется в истерике, пытаясь «раскрутить» Вас на что-то желаемое, не поддавайтесь на провокацию, но и не наказывайте. Попробуйте по возможности отвлечь его, переключить его внимание на что-то более конструктивное.
  4. Старайтесь уделять чаду достаточно внимания. Поверьте, в большинстве случаев капризы и непослушание являются следствием недостатка внимания. Если же мама и папа проводят с крохой время вместе, играют с ним, общаются, участвуют в его жизни, малыш чаще всего будет спокойным.
  5. Будьте последовательны в соблюдении правил и установлении границ. Если что-то нельзя – значит, нельзя никогда, а не только под настроение мамы.
  6. Признавайте личность малыша. Даже совсем крохи уже имеют право на выбор, пусть и в мелочах. Не стоит постоянно подавлять волю карапуза. Все должно быть гармонично.
  7. Поощряйте хорошее поведение. Хвалите ребенка, когда он ведет себя правильно и «как надо». Ведь позитив всегда лучше действует на человека, чем негатив, правда? Не забывайте о похвале и даже небольших наградах для карапуза. И он будет рад снова вести себя хорошо.
  8. В случае отсутствия уверенности, нужно ли наказание, выберите не наказывать. Без комментариев.
  9. Принимайте чадо таким, каким оно есть . Ребенок может быть с разным характером и темпераментом, порой не похожим на Ваш собственный. Но Ваша задача – любить его таким, без условий и претензий.


Случаи, в которых никогда нельзя наказывать и ругать кроху

Но есть ситуации, когда ругань и наказания категорически неприемлемы. Это:

  • Физическое недомогание ребенка, период болезни и выздоровления;
  • Сразу после каких-то потрясений – плохой оценки, ссоры с другом. Подождите, пока эмоции утихнут;
  • Во время помощи по дому. Даже если ребенок делает что-то не так, помните, что негативом Вы только оттолкнете ребенка, и он больше никогда не захочет что-то делать по Вашей просьбе;
  • Если негативные эмоции крохи не связаны с его поведением.

Друзья, если Вам понравились наши советы, пожалуйста, поделитесь ними со знакомыми, нажав на кнопочки соцсетей. И обязательно подписывайтесь на обновление блога – здесь всегда интересно!

Для каждого ребенка примером для подражания и идеалом служат родители. Прежде чем привить ребенку какие-либо навыки в поведении: мыть руки перед едой, уважительно относиться к старшим, этими навыками должны владеть родители. Если родителя проводят вечер перед телевизором, ребенку будет сложно объяснить, почему он не должен долго смотреть мультики.

Даже у самых послушных и тихих детей бывают периоды, когда они особенно капризны.

  • 1 год;
  • промежуток от 2 до 4 лет;
  • 7 лет;
  • подростковый возраст.

В эти периоды родителям кажется, что ребенок делает все «назло». Однако это не так. Если ребенок не согласен с родительской точкой зрения, значит, он нашел другой путь решения проблемы, но не может донести его до взрослых.

Родителям необходимо научиться находить корень проступков. Например, на проверку может оказаться, что ребенок не виноват, в том, что что-то разбилось – этот предмет изначально мог быть плохо зафиксирован или стоял в опасной близости к краю.

Для более глубокого понимания причины конфликта, можно в процессе рассказа задавать наводящие вопросы: как ты думаешь, почему герой сказки так поступил? Зачем он совершил этот поступок? В ответ ребенок расскажет о себе.

Один из способов решения конфликта с ребенком:

Сказкотерапия. То есть, родители должны придумать и рассказать ребенку сказку с похожим сюжетом проблемной ситуации и показать на примере героя верную модель поведения. Для более глубокого понимания причины конфликта, можно в процессе рассказа задавать наводящие вопросы: как ты думаешь, почему герой сказки так поступил? Зачем он совершил этот поступок? В ответ ребенок расскажет о себе.

Подавляющее большинство детских психологов советуют разговаривать с детьми как можно больше. Если у ребенка истерика, и он не слушается, можно его прямо спросить, почему он это делает? Каких действий он ждет от родителей?

Для того, чтобы ребенок стал прислушиваться к словам родителей, им следует забыть про тон командира.

Для того, чтобы ребенок стал прислушиваться к словам родителей, им следует забыть про тон командира. Чтобы ребенок что-то сделал, его следует попросить об этом. Практически безотказно действует выражение «А давай мы с тобой …..». При этом следует помнить, что риторические высказывания и намеки ребенок просто может не понять и услышать в них только упреки в свою сторону.

Для продуктивного общения с ребенком, следует определить —

к какому типу относится ребенок:

  • Чувствительный ребенок нуждается в постоянном общении, его нужно выслушать и понять.
  • Отзывчивый ребенок нуждается в своевременном переключении внимания.
  • Осторожный ребенок должен знать последовательность действий.

Если ребенок не сразу реагирует на ваши замечания, не следует его наказывать. Можно поступить наоборот – поощрить хорошее поведение. Таким образом, в ребенке можно развить собственные здоровые амбиции. При этом не обязательно использовать материальные блага, вполне достаточно бумажных флажков или звездочек, которые родители будут крепить на видное место, например, над кроватью ребенка, за каждый хороший поступок.

Если же переговоры не помогли можно перейти к «шоковой» терапии – оставить маленького скандалиста наедине со своими капризами. Для этого достаточно закрыть его в комнате на несколько минут. Ребенок наорется, позлится, подуется и, в конце концов, успокоится. Не следует к этому относиться, как к наказанию – это тоже метод наладки диалога между ребенком и родителями. Он должен оценить свое поведение, гладя на него со стороны.

Не нужно бояться признаться ребенку, что мама или папа в какой-то ситуации были не правы. Если объяснить ему, что именно послужило причиной родительской злости, крика или шлепка, можно не только сохранить свой авторитет, но и укрепить его. Таким образом, ребенок поймет, что именно ему больше не следует делать.

Большую роль в воспитании играет стабильность поведения родителей. То есть, на похожие ситуации реакция должна быть одинаковой. В противном случае, ребенок будет стараться подстроится под родителей, но отсутствие единой системы поведения вызовет у него смятение и может стать причиной тревоги. Одинаковая реакция на поступки должна быть длительное время, тогда у ребенка выработается модель поведения в разных ситуациях.

В общении с детьми, родители, особенно папы, не должны бояться показывать свои эмоции . Ребенок сам сможет увидеть, что он своим поступком расстроил маму или папу или обидел их. В следующий раз он уже задумается, а стоит ли это делать снова?

Основным пунктом в воспитании ребенка без крика и наказаний – хвалить его. Он выполнил вашу просьбу – похвалите, сделал что-то хорошее – похвалите. Ребенок должен чувствовать свою необходимость родителям и тогда он вырастет полноценной личностью.

Как воспитать ребенка без криков и наказаний

5 - Оценок: 4

Другие интересные статьи:

  • Неадекватное поведение детей. Детские…
Поделиться: