Русский спаниель уход и воспитание. Спаниель

Выращивание и воспитание щенка русского спаниеля дело очень ответственное, но благодарное. Если вы хотите вырастить своего любимца послушным, чистоплотным, жизнерадостным, не жалейте на это ни времени, ни сил. Начинать воспитание щенка следует как можно раньше, так как в раннем возрасте собака лучше воспринимает команды и быстрее учится.

Каждый щенок обладает не только определенными чертами характера, свойственными породе русский спаниель, но и индивидуальными особенностями, что следует учитывать, приступая к обучению и дрессировке.

Щенок спаниеля в период своего взросления проходит несколько этапов развития, которые у собак разных пород наступают в разное время. Каждый этап характеризуется определенными особенностями в поведении щенка, что следует учитывать при его обучении и воспитании.

Этап социализации щенка русского спаниеля - это период его активного знакомства с окружающим миром. Приходится он на возрастной период от 8 до 12 нед, как раз в то время, когда он появляется в вашем доме. В этом возрасте щенки очень подвижны и любопытны: малыши с упорством исследуют и испытывают на прочность все предметы новой обстановки в хозяйском доме. Щенка очень интересуют различные звуки: голоса, доносящиеся из телевизора или радиоприемника, шум, возникающий при работе бытовых приборов, телефонные звонки и другие звуки.

Ваш питомец в этот период знакомится со множеством новых явлений и вещей: это мебель в квартире, цветы и деревья на улице, птицы за окном, возможно, какие-то животные, которые есть в вашем доме (кошки, хомячки). Обычно к другим живым существам щенки относятся с дружелюбным любопытством. Они обнюхивают своих новых знакомых, а громкий лай малыша всего лишь обычная реакция на незнакомый предмет. Период социализации считается наиболее подходящим для освоения азов дрессировки. В это время вам уже следует приступать к обучению щенка общим командам и активно приучать его к дисциплине. В это время малыш должен успешно выполнять такие команды хозяина, как «Место!» и «Ко мне!», а позднее осваивать уже более сложные задания - команды «Лежать!», «Сидеть!», «Фу!».

В возрасте 8-12 нед щенок русского спаниеля обладает повышенной возбудимостью и неустойчивой психикой. В этот период ему просто необходимо ваше внимательное, чуткое и бережное отношение. Надо помнить, что стрессовые ситуации у щенка могут возникнуть нетолько в результате переутомления, но и, например, при проведении лечебно-профилактических манипуляций: вакцинации у ветеринара и т. п. Поэтому, собираясь в ветеринарную клинику, захватите с собой какое-нибудь лакомство, чтобы отвлечь внимание вашего питомца от пугающих его процедур.

При воспитании собаки русского спаниеля нужно соблюдать известное правило о том, что любые крайности вредны. Безграничная любовь, как и чрезмерная строгость в общении со своим питомцем, не поможет вам вырастить хорошую собаку. Очень важно с первых дней общения со щенком дать ему понять, что он всегда должен подчиняться хозяину.

Понятие о воспитании

Под воспитанием щенка спаниеля понимается последовательная и систематическая выработка у него необходимых навыков, облегчающих содержание и уход за ним, а также его дальнейшую дрессировку. В процессе воспитания щенок приучается: к хозяину, к кличке, к месту, к сохранению чистоты в помещении, к ошейнику и свободному движению на поводке, к подходу по сигналу, не трогать корма без команды, а также к наморднику.

Приучение к хозяину

Приучать щенка к хозяину надо начинать с момента его отъема от матери или с момента его приобретения и производить во время кормления, выгуливания и игры с ним. Все приучение заключается в том, что хозяин щенка лично сам кормит, выгуливает и играет с ним во время прогулок (поручает это делать другим лицам только в исключительных случаях). Спустя несколько дней щенок привыкает к тому человеку, который за ним ухаживает, а в дальнейшем, как говорят, привязывается к нему.
Когда приучают щенка к себе, а также при дальнейшем его воспитании, не следует кричать на него или бить его. Иначе щенок вырастет робким, забитым, малопригодным для дрессировки и охоты.

Приучение к кличке

Приучить щенка русского спаниеля к его кличке - значит, выработать у него навык обращать внимание на своего хозяина после произношения им его клички.
Для клички щенка выбирается короткое, звучное, с четким окончанием слово из названий гор, рек, стран света, птиц, зверей и различных названий предметов. Кличка присваивается щенку с момента отъема его от матери или приобретения.
Нельзя изменять, искажать и сокращать присвоенную щенку кличку.

Приучать щенка к кличке надо одновременно с приучением его к хозяину. Для этого щенка называют по кличке, и вслед за этим дают ему кусочек «лакомства». После нескольких таких повторений у щенка вырабатывается условный пищевой рефлекс. При произношении клички щенок будет отвечать поворотом головы в сторону лица, произносящего кличку, ожидая получения «лакомства». В результате произнесенная кличка превращается для щенка в сигнал «внимание».

Приучение к месту

Для того чтобы щенок не лез в комнатах к столу, не ложился спать там, где он захочет, ему отводится определенное место, на котором ставится лежанка. При приучении щенка к месту поступают следующим порядком. Как только щенок начинает мешать или устраиваться спать в неположенном для него месте, необходимо произнести его кличку, подать команду «место», ладонью руки слегка ударить щенка по крупу, а потом отнести его на место, там уложить и повторить команду «место», после чего от него отойти. После нескольких таких повторений у щенка вырабатывается навык по команде «место» самостоятельно бежать на свое место, не ожидая физического воздействия.

Приучение сохранять чистоту в помещении

Сохранять чистоту в помещении можно начинать приучать щенка с 2-месячного возраста.
Способ приучения сохранять чистоту зависит от места расположения квартиры владельца щенка.
Если квартира находится на первом этаже, то после каждого кормления щенок должен выводиться на улицу и выгуливаться всегда в строго определенном месте. Через несколько дней у щенка вырабатывается привычка отправлять свои потребности на месте выгуливания. В это время, наблюдая за поведением щенка после кормления, можно заметить, что он сначала начинает сам бежать к двери и бегать около нее, царапать ее лапами, скулить или лаять. Для того, чтобы закрепить у щенка этот вырабатываемый навык, следует каждый раз, когда щенок вертится у двери, немедленно ее открывать и провожать его к месту выгуливания. Несмотря на то, что у щенка уже выработался нужный навык проситься и выгуливаться в определенном месте, первое время еще можно будет наблюдать небольшие лужицы, оставляемые им в помещении, особенно в период между вечерним и утренним выгуливаниями. Такое нежелательное явление исчезает постепенно, по мере роста щенка. К четырем месяцам щенок окончательно привыкнет соблюдать в помещении чистоту.

Если квартира расположена на втором этаже и выше, необходимо где-либо в уголке, недалеко от лежанки щенка, поставить ящик размером 60х60х5 см, заполненный наполовину песком. В этом ящике и приучают щенка временно отправлять свои потребности. Для этого каждый раз после кормления надо наблюдать за поведением щенка. Заметив, что он начинает кружиться, искать себе место, необходимо немедленно, осторожно взять щенка и отнести его в ящик, из которого не выпускать, пока он не удовлетворит свою потребность.

При внимательном наблюдении за щенком и аккуратном выполнении всех указаний он через несколько дней будет сам бегать к ящику. После четырехмесячного возраста ящик с песком убирается, и щенка начинают приучать к выгуливанию на улице.

Приучение к ошейнику и свободному движению на поводке

Для того, чтобы выгуливать щенка и водить его на прогулку, необходимо приучить его к ошейнику и свободному движению на поводке. Приучать к этому можно начиная с трехмесячного возраста щенка во время выгуливания и прогулок с ним.

Чтобы приучить щенка к ошейнику и свободному движению на поводке, произносят его кличку, привлекая его внимание, затем подают команду «гулять», надевают на него ошейник с пристегнутым к нему поводком, открывают дверь и выпускают щенка впереди себя, держа конец поводка в левой руке.

Если щенок будет сопротивляться движению на поводке, надо привлечь его внимание кусочком «лакомства», при этом одновременно легким движением потягивать за поводок. Когда щенок прекращает сопротивляться, его поощряют «лакомством» или оглаживанием, не приостанавливая при этом движения.

После выгуливания или прогулки щенка поощряют «лакомством», отстегивают поводок, а ошейник оставляют на шее. После нескольких таких прогулок попытки щенка сопротивляться движению на поводке бесследно проходят, щенок начинает свободно двигаться на поводке, иногда играя с ним, таская в зубах ближайший к ошейнику конец. Движение со щенком на поводке следует делать шагом, не допуская рывков за поводок. Не надо требовать от щенка обязательно идти около левой ноги ведущего.

Приучение к подходу по сигналу

Успех охоты со спаниелем во многом зависит от его послушания охотнику. Одним из важнейших элементов послушания собаки является ее быстрый и безотказный подход по первому сигналу.
Приучать щенка к подходу можно начинать с трехмесячного возраста сразу же после приучения его к ошейнику и свободному движению на поводке. Приучение щенка к подходу производится на удлиненном поводке в комнате, а также во время выгуливания и прогулок. Сначала щенка приучают подходить по команде. Для этого улавливают момент, когда щенок находится в 5-10 шагах, подают команду «ко мне» и показывают кусочек «лакомства», который и отдают ему после подхода. Если щенок перед командой «ко мне» был чем-либо отвлечен, его называют по кличке.

Путем повторений в различной обстановке у щенка легко и быстро вырабатывается навык по команде «ко мне» бежать к ведущему за кусочком «лакомства». Чтобы выработанный навык был у щенка прочным, необходимо за каждый подход по команде поощрять его «лакомством». Если щенок отказывается идти к ведущему по команде, при этом чем-то отвлекается, следует повторить команду «ко мне», после чего легким потягиванием за удлиненный поводок приблизить его к себе и обязательно поощрить «лакомством» или оглаживанием. При выполнении этих действий выработанный у щенка навык быстро закрепляется и команда «ко мне» выполняется им безотказно. Когда щенок приучится подходить по команде, начинают приучать его подходить по жесту, а затем по свистку. Для подачи жеста правую руку поднимают от бедра в сторону на уровень плеча и, не задерживая, опускают ее.

Чтобы приучить щенка к подходу по жесту, следует уловить момент, когда щенок будет смотреть на ведущего, и тогда подать сначала жест, а затем команду «ко мне». После подхода щенок поощряется «лакомством». Путем повторений этих действий у щенка вырабатывается навык подходить к ведущему по одному жесту, без команды «ко мне».

Сигналом для подзыва на свисток служат три частых коротких звука. Чтобы приучить щенка к подходу на свисток, поступают так же, как и во время приучения его подходу по жесту, т.е. сначала подают сигнал свистком, затем команду «ко мне», а после подхода поощряют.
После нескольких повторений у щенка вырабатывается навык подходить по свистку, не сопровождаемому командой «ко мне».

Приучение не трогать корм без команды

Четко отработанная команда «нельзя» у спаниеля дает возможность охотнику в любой момент остановить собаку или прекратить ее нежелательное действие. К нежелательным действиям спаниеля следует отнести: попытки гонять домашних животных и птицу; подбирать и есть несъедобные предметы; бросаться и лаять на посторонних людей во время прогулок и переездов; попытки отправлять свои естественные потребности в неположенном месте, а также брать пищу со стола или корм без разрешения. Приучить щенка не трогать корм без команды - это вспомогательный прием для первоначальной выработки у собаки прекращать действия по команде «нельзя». Отработку настоящего приема можно начать после приучения щенка к ошейнику и свободному движению на поводке. Приучать щенка не трогать корм без команды надо во время кормления. Для этого щенка берут на поводок, подводят к корму или кусочку «лакомства». При его попытке взять пищу подают команду «нельзя» и, сдерживая поводком, не допускают к пище. Добившись от щенка прекращения попыток взять пищу, поводок ослабляют, после небольшой паузы подают команду «возьми» и одновременно делают шаг вперед, по направлению к пище, побуждая этим щенка подойти и взять ее. Когда щенок подошел к пище и ест ее, его поощряют восклицаниями «хорошо» «хорошо» и одновременно оглаживают.
При повторении этих действий у щенка постепенно вырабатываются прочные навыки: по команде «нельзя» - не трогать пищу, а по команде «возьми» - брать ее.

Выработав у щенка такие навыки, последующие занятия проводят с опущенным на землю поводком, чтобы иметь возможность в нужный момент наступить на поводок и этим задержать подход щенка к пище до команды «возьми». В дальнейшем, при четком выполнении щенком команд «нельзя» и «возьми», поводок снимают, и щенок выполняет команды без поводка. В последующем команду «нельзя» закрепляют. Для этого при попытках собаки совершить какое-либо нежелательное действие подают команду «нельзя». Если собака не выполняет эту команду, надо подать повторную с угрожающей интонацией, одновременно сопровождая команду легким рывком поводка или легким ударом прутика, в зависимости от обстановки.

Приучение к наморднику

Независимо от собаки и ее отношения к окружающим людям, железнодорожные правила и правила содержания собак в городах и населенных пунктах требуют обязательного наличия на собаке намордника во время следования с нею по железной дороге или при прогулках без поводка. Это обязывает каждого охотника приучить свою собаку к безразличному отношению к надетому на нее наморднику. Приучать щенка к наморднику можно начинать с шестимесячного возраста, сразу же после приучения его не трогать корм без команды. Для спаниеля наиболее удобным и пригодным намордником является петельный намордник, который, будучи надетым на собаку, почти не беспокоит ее. Поэтому приучить собаку к такому наморднику не представляет затруднений. Приучают щенка к наморднику во время выгуливания и прогулок с ним. Для этого каждый раз перед выходом на прогулку подают команду «гулять», затем берут щенка на поводок, надевают ему намордник и выводят на улицу. Для того, чтобы намордник не мешал щенку, следует петельку, в которую просовывается морда собаки, расширить, а налобный ремень опустить, удлинить. Попытки щенка сбросить намордник прекращаются командой «нельзя», сопровождаемой легким рывком поводка. После нескольких таких прогулок процесс надевания намордника на щенка превращается в сигнал начала прогулки, в результате чего попытки сопротивляться надеванию и ношению намордника прекращаются. После этого намордник на щенке затягивается нормально, без излишних ослаблений.

Айрапетьянц А. Э.
Кандидат биологических наук.

Охота с собакой в высшей степени спортивна, красива и ув­лекательна, но ей предшествует длительный, трудоемкий, отнюдь не безоблачный период, порой полный огорчений, хотя и не ли­шенный радости - период выращивания и воспитания щенка, будущего спутника и помощника. Для того, чтобы вырастить здоровую, полноценную, выносливую собаку, надо приложить не­мало усилий, терпения, быть добрым и строгим, ласковым и тре­бовательным с первого дня появления в доме длинноухого пи­томца, с которым связано столько надежд.

Щенок должен быть желанным для всех членов семьи, ибо всем достанет хлопот и забот. Первое, что следует сделать еще до его появления - приготовить место в наиболее спокойном участке квартиры, не на сквозняке и вдали от источников отоп­ления. Ложем может служить ватный или волосяной матрасик со снимающимся чехлом (лучше всего брезентовым), лежанка на ножках высотой 10-15 см с мягкой подстилкой, коврик, по­ловичок и тому подобное. В первые ночи, чтобы щенок не ску­лил, оказавшись без братьев и сестер и тепла материнского те­ла, ему можно подкладывать под наволочку грелку или класть на матрасик меховую подстилку. Малыш быстро привыкает к своему месту и, наигравшись и набегавшись, сам отправляется отдыхать туда. Укладывая его на подстилку, нужно приговари­вать «место, место», при этом слегка поглаживая и слегка при­жимая к матрасику. При попытке щенка уйти с отведенного ме­ста, его следует настойчиво возвращать к повторять команду «место!». Самое главное (и самое трудное) - удержаться и не взять в первую же ночь скулящего малыша к себе в постель.

Щенка лучше всего брать утром выходного дня, чтобы за день он освоился с помещением, своим новым положением, но­выми людьми. В этот же день его можно вымыть теплой водой с детским мылом или детским шампунем. Мыть нужно обязатель­но днем, затем насухо вытереть полотенцем или простыней и дать возможность побегать, подвигаться. В дальнейшем эту про­цедуру следует повторять не чаще одного раза в два месяца.

Вместе с тем надо с момента первой прогулки приучить пи­томца к вытиранию лап и живота или споласкиванию их теплой водой без мыла. В противном случае вся уличная грязь, особен­но в сезон дождей, неизбежно окажется в квартире. Щенки не боятся холода, но очень чувствительны к сквознякам.

Однако самой главной опасностью для молодых собак явля­ется так называемая «чумка» или чума плотоядных - вирусное заболевание, легко передающееся от больных животных как прямым, так и косвенным путем. В связи с этим не следует за­ходить в комнату, где содержится еще не привитый против чумы щенок в уличной обуви, приводить к нему «поиграть» собак и вообще нужно избегать контактов с собаками и кошками по крайней мере до 2,5 - 3 месяцев. Именно в этом возрасте не­обходимо сделать первую прививку против чумы, второй раз ее повторяют через б-10 месяцев. Противочумную прививку надо делать до того, как начнут меняться молочные зубы на постоян­ные, чтобы не было кариеса, пожелтения эмали резцов и клы­ков и других дефектов зубной системы. Кстати, собаки, не имею­щие в ветеринарном свидетельстве отметки о противочумной вакцинации, на выставку не допускаются.

Безоблачное детство будущего охотника проходит в чередо­вании сна, еды и игр. Здоровый щенок весел и постоянно ищет себе развлечения. Задача хозяина - обеспечить его игрушками, чтобы отвлечь от обуви, мебели, книг, занавесок и других до­ступных его зубам предметов. Прежде всего следует поднять как можно выше электропровода, концы скатертей, занавесок. Хоро­шими игрушками служат крупные сырые кости (бедренные, пле­чевые, позвонки крупных копытных), резиновые спринцовки, тен­нисные и «арабские» мячики, морковка, пищащие резиновые иг­рушки. Деревяшек и изделий из пластмассы лучше избегать. Ни в коем случае не должны служить игрушками крылья птиц, что­бы не приучать щенка рвать перья, мять дичь, когда дело дойдет до натаски и охоты. Можно подвесить какую-нибудь игрушку на веревочке на высоте 10-15 см от пола или прибить одним кон­цом к полу, в данном случае игра сопровождается движением, активной «охотой» и больше занимает малыша.

Обилие игрушек ни в коем случае не заменит собаке обще­ния с людьми. С щенком нужно возиться, играть, ласкать, разго­варивать и исподволь, потихоньку, уже в игре обучать азам веж­ливости, послушания, элементарным командам, а с двух месяцев следует добиваться выполнения команд «место», «фу» или «нель­зя», «ко мне». Несмотря на игру, даже первые команды должны произноситься четко и без лишних слов. Совершенно нелепо вы­глядит обращение к собаке (когда требуется немедленное пови­новение), состоящее из потока слов, в которых сама команда те­ряется: «Стой, я кому говорю, ах, ты, негодник, ну-ка, подойди сюда, что же ты не слушаешься?». Порой эти бессмысленные ти­рады могут стоить питомцу жизни, особенно, если щенок выска­кивает на проезжую часть дороги.

Занимаясь, играя со щенком, нужно следить за тем, чтобы не повредить ему еще не окрепшие конечности, не испортить при­кус. Нельзя, поднимая малыша, брать его под мышки, разводя таким образом локотки в стороны. Не следует с силой тянуть изо рта щенка предметы, которые он захватил резцами. До четырех месяцев лучше не давать щенку спускаться по лестнице, а выно­сить на прогулку на руках, чтобы не искривить кости предпле­чья (неокрепший костяк может не справиться с тяжестью тела собаки, опирающегося при спуске на передние конечности).

Ни в коем случае нельзя держать щенка на привязи в течение целого дня, хотя приучать его не рваться, не лаять и не скулить на привязи в ожидании хозяина следует с детства. С трех меся­цев щенка надо приучать к ошейнику и поводку, а позднее и к наморднику, чтобы не было лишних нареканий в транспорте и

на людных улицах.

С самых первых прогулок очень полезно приучить малыша к рюкзаку, вынося в нем на улицу. Рюкзак прочно соединяется в сознании собаки с прогулкой, беготней на свободе и она сама будет забираться в него. В дальнейшем это качество окажется буквально неоценимым при поездках на всех видах транспорта, от метрополитена до мотоцикла. Ошейник должен быть из мяг­кой кожи, достаточно свободным, чтобы не очень беспокоить щенка; пусть собака сперва привыкнет к нему, поймет, что про­гулка без ошейника и поводка невозможна. Позднее она сама будет нетерпеливо засовывать голову в ошейник, предвкушая вы­ход на улицу. То же самое произойдет и с намордником, хотя, сперва протест будет бурным.

После того, как будет сделана прививка против чумки, с собакой нужно гулять как можно дольше, знакомя ее с окружа­ющим миром, шумом и грохотом городской жизни, транспортом, кошками, собаками, голубями, к которым она должна относиться достаточно терпимо. С этого же времени следует вывозить щен­ка и за город, не увлекаясь слишком дальними маршрутами, не утомляя своего питомца. Здесь также хорошую службу сослу­жит рюкзак, в который можно на некоторое время посадить уто­мившегося и ошеломленного впечатлениями щенка. Свежий воз­дух и солнце - необходимое условие для выращивания полно­ценного спутника на охоте. В любом случае прогулка" должна быть активной, проходить в движении, играх со сверстниками, хозяином, детьми.

В возрасте трех месяцев у щенков формируется ориентиро­вочная реакция, оборонительное поведение. Сложная незнакомая обстановка, новые предметы удивляют и пугают его. Нужно ос­торожно подвести его к незнакомому предмету, самому потрогать рукой, дать понюхать малышу, показать, что опасности нет, бо­яться нечего. Постепенно щенок станет на все правильно и спо­койно реагировать, не жаться к ногам, не будет попусту лаять.. Именно во время прогулок необходимо лишний раз отработать команды «ко мне!», «стой!», «нельзя».

С 3-х - 4-х месяцев следует учить своего питомца и хожде­нию рядом. Удобнее всего приучать щенка ходить «около ноги», идя с ним вдоль стенки и помахивая перед его носом прутиком, чтобы остановить поползновения высунуться вперед. Каждая по­пытка рвануться вперед пресекается командой «рядом!» и по­следующим (именно последующим) рывком поводка и легким ударом хлыстика. Освоив эту команду во время хождения на поводке, собака довольно легко приучается ходить рядом с хозяином и без поводка. Как бы хорошо ни была обучена собака ходить рядом без поводка, в городе не стоит рисковать и лучше водить ее на поводке. Кошка, выскочившая из-за угла, пробегаю­щая собака, неожиданный треск или грохот могут взбудоражить или испугать щенка, что слишком часто приводит к гибели под колесами городского транспорта.

С самого раннего возраста следует приучать своего питомца спокойно показывать зубы, чтобы осмотр на выводке или вы­ставке не стал для него неожиданностью, а для экспертов и вла­дельца настоящим мучением. Усадив собаку между ног или ря­дом с собой, нужно спокойно приподнять верхнюю губу и оття­нуть книзу нижнюю, обнажив таким образом зубы при плотно сжатых челюстях. При этом можно говорить: «Покажи зубы» или просто «зубы». Такая тренировка очень полезна и позволяет избежать нежелательных осложнений на выставке.

В первые месяцы жизни щенка многочисленные лужицы, и «кучки» неизбежны, собака еще не может подолгу терпеть, а частые кормежки заставляют кишечник и чаще работать. И все-таки можно хотя бы немного облегчить себе труд по уборке всех этих «визитных карточек». В городской квартире можно поста­вить большой кювет с опилками или листами бумаги, куда от­носить проснувшегося щенка и стараться удержать там до тех пор, пока он сделает свои дела, потом его похвалить, погладить и выпустить из этого импровизированного туалета. Так повторять всякий раз, когда собака начинает поскуливать, крутиться, явно собираясь присесть. Постепенно щенок привыкает справлять свои нужды именно там и сам бежит, в случае необходимости, в свою уборную. В том случае, если есть возможность, малыша можно выносить на улицу при первых же признаках беспокойства. При правильном режиме кормежки и выработанном стремлении про­ситься на улицу или в уборную собака перестанет пачкать в квартире уже в возрасте 4,5 - 6 месяцев, причем сучки приуча­ются проситься, как правило, раньше кобельков.

Достаточно густая с уборкой псовиной шерсть спаниеля нуждается в расчесывании и чистке. Особенного внимания тре­бует длинная шерсть, покрывающая уши. После расчесывания можно провести по шерсти влажной резиновой губкой, чтобы убрать перхоть, пыль, отмершие линные волосы. Комочки сва­лявшейся шерсти следует выстригать.

Правильно организованное кормление имеет большое зна­чение для нормального роста и развития щенка, выносливости и работоспособности взрослой собаки. Питание должно быть сба­лансировано, корм - богат белком и витаминами. Режим корм­ления зависит от возраста собаки и надо стараться соблюдать его. Ничто так не вредит собаке, как беспорядочное подкармли­вание ее лакомыми кусочками в течение целого дня. Надо всег­да помнить, что почти все спаниели склонны к ожирению при недостатке движения и беспорядочном питании. А сбросить лиш­ний вес всегда очень трудно и не всегда удается привести собаку в форму к сезону охоты, выставке, вязке. Месячного щенка сле­дует кормить 5-6 раз в день с обязательным перерывом в ноч­ное время. По мере роста собаки число кормежек сокращается и доходит до двух во взрослом состоянии, соответственно воз­расту увеличивается и разовая норма пищи. В рационе и щенка, и взрослой собаки обязательно должно присутствовать мясо, крупы в виде каш, овощи и фрукты, молоко и молочные продук­ты, яйца, минеральные вещества.

Таблица

Примерный рацион кормления спаниеля в возрасте от одного месяца до года

Вид корма

Возраст в месяцах

8 и старше

Молоко, л

Не обязательно

Рыба вместо мяса, г

Костная мука, г

1 вместо мяса

Объем корма в сутки

Приведенные в таблице нормы весьма приблизительны и да­ются для ориентировки. Половину суточной нормы мяса щенок обязательно должен получать сырым; лучше всего усваивается говядина и нежирная баранина, обязательно надо давать говя­жьи и свиные почки - вареные или слегка отваренные, взрос­лым собакам - и сырые. Очень полезны сердце, печень и мозги, они богаты витаминами группы В, а также А, Е.

В творог, вермишель можно добавлять яйцо в сыром и варе­ном виде, яйцом же можно заменять одну мясную кормежку. Яйцо можно давать через день.

Из круп для приготовления каш лучше всего использовать пшенную, гречневую, кукурузную, пшеничку, овсяные хлопья. Каши должны быть консистенции жидкой сметаны. Для щенков в возрасте 1-2 месяцев можно рекомендовать манную и греч­невую каши для детского и диетического питания, с добавлени­ем сливочного масла.

Овощи следует давать тертыми с добавлением растительно­го или сливочного масла, лучше в сыром виде, к вареным ово­щам хорошо добавить немного мяса. Щенки и взрослые собаки охотно едят фрукты. Раз в день очень полезно давать щенкам по чайной ложке морковного пли яблочного сока, сироп шипов­ника.

Совершенно необходимым компонентом пищи щенка явля­ются дрожжи. Собаки едят их охотно и давать их стоит раза 3-4 в неделю регулярно, начиная с порции, равной изюминке, молодым собакам (6-10 мес.) разовую порцию можно утро­ить. Зимой, ранней весной можно выращивать дома овес и и скармливать щенку как проростки (богатые витамином Е), так и саму зелень.

Для предотвращения рахита щенки должны получать гли­церофосфат, витамин Д на масле, первого - по чайной ложке в день, второго - от 1-2 до 3-4 капель.

Потребность соли у собаки невелика, пища собаки на наш вкус должна быть пресноватой. Совершенно исключены из ра­циона охотничьей собаки всякого рода специи и приправы - пе­рец, лавровый лист, хрен, горчица и тому подобное. Пища долж­на быть теплой, но ни в коем случае не горячей. Мисочка с кор­мом выставляется перед щенком только во время кормежки, в том случае, если порция сразу не съедается, ее надо убрать и предложить снова через некоторое время, но не оставлять в миске. Молоко щенкам до 4-х - 5-месячного возраста дается ежедневно, причем суточную норму следует разделить на 3-4 кормежки.

Пища всегда должна быть свежей и доброкачественной, что­бы не вызвать расстройства желудка или отравления. Ни в ко­ем случае нельзя давать трубчатые кости птиц, кроликов, нут­рий, острые осколки которых могут поранить пищеварительный тракт. Крупные кости копытных, которые щенок долго скоблит, но не может разгрызть, лучше давать сырыми, так как от варе­ных может быть запор. Вообще кости давать собаке лучше тог­да, когда она получает возможность много двигаться.

Самый ответственный период в процессе роста и развития собаки - это первые 6-7 месяцев и просчеты в кормлении шенка в этот отрезок его жизни незамедлительно скажутся в дальнейшем. Ниже приводятся -сведения о заболеваниях и де­фектах, связанных с нехваткой тех или иных витаминов, а так­же основные естественные продукты, содержащие эти витамины.

Рахит вызывается недостатком витамина Д, преобладанием к организме кальция над фосфором - соотношение кальция и фосфора, равное 1:3, способствует развитию рахита. Признаками рахита служат утолщения на ребрах, на запястьях, размет и искривление предплечья. Предотвратить Д-авитаминоз и соот­ветственно рахит у осенних и зимних щенков можно, облучая корм и их самих (защитив глаза) ультрафиолетовыми лучами. Витамином Д богата печень копытных, китов и рыб. Рыбокостная мука, рыба, глицерофосфат, скармливаемые щенкам, помо­гут сбалансировать в организме соотношение фосфора и кальция.

Задержка роста, тусклая шерсть, кожный зуд, заболевания глаз вызываются недостатком витамина А. Витамином А богаты морковь, свекла, томаты, тыква, печень рыб, скота, сливочное масло, желтки.

Шершавость кожи, выпадение шерсти, облысение, задержка в росте связаны с недостатком витамином группы В (Bi, Вз, Вб, Bi=). Витамины этой группы содержатся в молоке (особенно лет­нем), яйцах, печени, почках, сердце, в дрожжах, проростках и листьях злаков, листьях салата, шпината.

Судороги и параличи могут быть связаны с недостатком ви­таминов Bi, Be. Эти витамины содержатся в корнеплодах, фрук­тах, орехах, проростках и зелени злаков, печени, почках, сердце скота.

Раннее поселение может быть вызвано недостатком витами­на Вз. Восполнить его недостаток в организме можно, добавляя в корм морковь, капусту, картофель, дрожжи, желтки, печень скота, рис,

Исхудание, анемия, увеличение печени, вялость, задержка в росте вызывается витаминами Bi2. Его вводят внутримышечно, особенно хорошо его действие на организм собак, перенесших чуму. Он содержится в молоке, яйцах, говяжьей печени и почках.

Шелушение, шершавость кожи, колиты могут быть вызваны

недостатком никотиновой кислоты - витамина PP. Никотиновой кислотой богаты дрожжи, зеленые листья салата, шпината, овса.

Вялость, слабость и кровотечение десен вызывается недо­статком витамина С. Витамином С богаты сырые овощи, фрук­ты, ягоды, хвоя, молоко, печень, хрусталики глаз.

Половая неактивность и кобелей, и сук, задержка сперматогенеза, течки, бесплодие, резорбция эмбрионов могут быть ре­зультатом недостатка витамина Е. Им богаты печень, мозги, растительные жиры, проростки злаков (особенно пшеницы).

Все витаминосодержащие препараты продаются в аптеках, их можно давать собакам, но передозировка витаминов чревата последствиями, вызывая гиповитаминоз, то есть избыток вита­минов или подавление одним витамином синтеза пли деятельно­сти другого. В связи с этим собаке лучше давать больше естест­венных кормов, содержащих те или иные группы витаминов.

Пища щенка должна быть достаточно разнообразной и ра­зовая порция включать несколько компонентов.

К семи - восьмимесячному возрасту щенок должен быть при­вит против бешенства, зарегистрирован в районной ветлечебни­це, поставлен на учет в секторе спаниелей ЛОООиР или BOO ЛснВО. В возрасте восьми месяцев собака может быть выстав­лена на полевые испытания, а с десятимесячного возраста уча­ствовать в выставках и выводках. В секторе спаниелей соответ­ствующих охотничьих обществ регулярно проводятся лекции, консультации по вопросам собаководства. Все справки по спа­ниелям можно получить в секции спаниелей в клубе кровного охотни­чьего собаководства МОО ЛООиР по четвергам с 18 до 20 часов на Набережной реки Пряжка д.32, третий этаж.

Воспитание русского охотничьего спаниеля

Русского охотничьего спаниеля обязательно нужно дрессировать. В процессе обучения он должен усвоить, что можно, а что нельзя делать в доме хозяина, и понять, какого поведения от него ожидают окружающие люди.

Русский охотничий спаниель не должен рычать на гостей, лаять на них, кусаться, портить мебель, справлять нужду в не предназначенных для этого местах.

Из книги Русский охотничий спаниель автора Константинова Екатерина Александровна

Особенности русского охотничьего спаниеля Отсутствие стойки для невысокой собаки, работающей в высокой траве или густом кустарнике, не недостаток, а достоинство, как утверждают специалисты – заводчики русских охотничьих спаниелей.Они объясняют это тем, что таким

Из книги Спаниели автора Куропаткина Марина Владимировна

3 Выбор и приобретение спаниеля Выбор и приобретение собаки – важный этап в жизни будущего владельца. Поэтому прежде, чем покупать животное, еще раз следует обдумать цель покупки и ее последствия. Русский спаниель – охотничья собака, и его хотя и можно, но тем не менее не

Из книги Специальная дрессировка собак автора Круковер Владимир Исаевич

5 Кормление русского охотничьего спаниеля И щенок, и взрослая собака должны хорошо питаться. Рацион, отвечающий необходимым требованиям, поддерживает собаку в хорошей форме, способствует развитию и формированию организма щенка. При этом речь в первую очередь идет о

Из книги Из воспоминаний сельского ветеринара автора Хэрриот Джеймс

8 Обучение спаниеля правилам поведения К сожалению, очень часто хозяева не уделяют достаточно времени воспитанию собаки, многое ей прощают и позволяют. Именно большое количество невоспитанных собак и послужило причиной появления различного рода запретов на их

Из книги автора

Кличка для русского охотничьего спаниеля Каждой породистой собаке, состоящей в клубе, дается кличка без учета пожеланий ее хозяина. Она присваивается животному в момент его регистрации в племенной книге, но как-либо учитывать ее при выборе клички, которая будет

Из книги автора

Взаимоотношения охотничьего спаниеля с другими домашними питомцами Взаимоотношения между проживающими в одном доме спаниелем и другими домашними питомцами очень часто бывают непростыми. Хорошо, если они с рождения воспитываются вместе. Но так бывает не

Из книги автора

Домашняя аптечка для спаниеля В доме каждого владельца собаки должна иметься аптечка с минимальным набором перевязочных средств и лекарственных препаратов, которые необходимы для оказания животному первой ветеринарной помощи.Нельзя лечить питомца, используя

Из книги автора

3 Строение спаниеля Сведения, изложенные в этой главе, помогут самостоятельно определить, соответствует ли ваш питомец стандарту породы, и в случае необходимости позволят оказать ему медицинскую помощь. Скелет Скелет собаки выполняет опорную функцию, а также защищает

Из книги автора

5 Выбор и приобретение спаниеля Если вы хотите приобрести спаниеля, подумайте о том, животное какой конкретно разновидности этой породы вам подходит и сможете ли вы стать ему хорошим хозяином. Для принятия окончательного решения рекомендуется обратить внимание на

Из книги автора

Выгуливание спаниеля Содержащуюся в квартире собаку необходимо выгуливать не менее 2 раз в день (утром и вечером).Молодых животных выгуливают чаще, примерно 3–4 раза в сутки. На каждое выгуливание обычно отводят 25–30 мин.При выгуливании на спаниеле должны быть намордник и

Из книги автора

Особенности содержания спаниеля в квартире Выращивание щенка спаниеля – более сложный процесс, чем содержание взрослой собаки, так как хозяину необходимо уделять животному больше времени и внимания. Не позволяйте собаке спать не на своем местеОтведенное щенку место в

Из книги автора

Из книги автора

9 Воспитание и дрессировка спаниеля Приведя спаниеля в свой дом, постарайтесь сразу приучить его тем правилам, по которым ему отныне придется жить. Самый главный постулат тренировки собаки – постоянная поддержка соотношения между поведением животного и его

Из книги автора

Этапы возрастного развития спаниеля Воспитание собаки охотничьей породы, подразумевает выполнение владельцем определенных программ занятий с ней, соответствующих возрастным особенностям развития животного. Конечно, вашей целью должно стать не только обучение

Из книги автора

Новый стандарт русского черного терьера СТАНДАРТУтвержден в 1997 г Комиссией РКФ по стандартам, Президиумом РКФ и Департаментом животноводства и племенного дела Минсельхозпрода РоссииРусский верный терьер - собака выше среднего или крупного роста, сильная, выносливая,

Из книги автора

9. Вечер охотничьего бала Не знаю ничего умилительней собаки, когда она присаживается на задние лапы, а передними просительно машет. Эта была привязана к фонарному столбу напротив входа в лавку. Она не спускала глаз с дверей, точно безмолвно призывая хозяина, а иногда

Спаниели, как и все подружейные собаки, требуют тщательного обучения, прежде чем с ними можно будет охотиться. Практика показывает, что неподготовленная собака будет стремиться охотиться самостоятельно, она будет просто искать и пытаться поймать дичь. В процессе подготовки, дрессировки и натаски собака приучается работать на охотника, образуется пара охотник-собака. Обучение позволяет охотнику управлять поведением собаки на охоте так, как это ему необходимо для успешной охоты, а собаке понимать, что она работает в паре с охотником.

В процессе выведения пород спаниелей, путем искусственного отбора в породах закреплялись свойства, необходимые для совместной охоты с человеком: уравновешенность нервной системы, хорошая дрессируемость, желание работать в контакте с владельцем, охотничья страсть, чутье, подача битой дичи, любовь к воде, экстерьер, позволяющий работать долго. У нас, в России - работать в угодьях разнообразных, и в основном крепких, на суше и воде.

Комплекс этих свойств и создает спаниеля как охотничью собаку, высоко ценимую охотниками.

Все эти качества спаниеля в большей или меньшей степени необходимо раскрыть правильной и планомерной подготовкой. Только после этого можно говорить о том, что собака подготовлена к охоте.

Хорошо подготовленный спаниель планомерно, страстно и быстро обыскивает угодья в полосе выстрела охотника, сообразуясь с рельефом местности и ветром, проверяя полосу плотно, без пропусков, работая чутьем, используя запах следа птицы, или запах самой птицы, находит ее, показывая охотнику своим поведением, что птица близко. Быстро подняв ее на крыло, под выстрел охотника, сама остается на месте. И, по команде, подает битую птицу или подранка с суши или воды с любого расстояния.

В процессе обучения спаниель должен пройти базовую подготовку, так же как служебные собаки проходят сначала общий курс дрессировки. Но первоначальная подготовка спаниеля отличается, от базовой подготовки служебных собак. В основу этой подготовки заложены другие принципы.

У базовой подготовки спаниеля три задачи. Главная, собака должна быть ориентирована на контакт с человеком. Нет другой породы собак, для которой контакт между охотником и собакой был бы так важен, как для охотничьего спаниеля. Ведь он должен работать постоянно в зоне ружейного выстрела, то есть непрерывно следить за ведущим, как бы ни волновали его запахи и близость дичи, и должен быть постоянно готов выполнить любую команду.

Вторая задача, быть послушной, удобной в повседневной жизни. Третья задача, подготовить собаку к обучению в поле. Без наличия базовой подготовки, выводить спаниеля в поле нельзя.

Если обучение начать вовремя, то в собаке 6удут развиты навыки, которые могут правильно раскрыть ее врожденные качества. После того, как со6ака твердо усвоит, что только совместная работа с человеком, приводит к желаемому результату, она будет смотреть на обучающего, как на вожака стаи, подчиняясь ему с желанием, внимательно следя за его командами и стараясь ему угодить.

Обучаемость спаниелей может быть различной. В некоторых породах образовалось так называемое выставочное (шоу) направление разведения, при котором собаки отбираются в основном по экстерьерным качествам. На желательный тип поведения в быту и на охоте большого внимания не обращают. Поэтому среди собак шоу разведения часто встречаются собаки злобные, с упрямым характером, которые трудно поддаются обучению и быстро теряют наработанные навыки. Спаниели рабочего разведения, у которых в племенной работе большое внимание уделяется рабочим качествам и желательному типу поведения, легко обучаемы и контактны. Это касается в первую очередь базовой подготовки.

Обучение работе в поле, как и у других пород, требует осмысленной серьёзной работы. Надо учесть, что первоклассная охотничья собака - это не просто сочетание хороших врожденных качеств и тщательной подготовки. Ей необходим охотничий опыт. Но именно собаки, сочетающие в себе хорошие врожденные качества и тщательную подготовку, способны многому научиться самостоятельно, приобретая опыт охот.

В любом случае, первый сезон охоты должен быть посвящен правильной работе собаки на охоте, а не количеству добытой из-под нее дичи.

Главные ПРАВИЛА.

1. Невозможно сделать хорошего охотника из собаки, не имеющей соответствующих врожденных качеств.

Породность – это не просто наличие бумажки с печатями или соответствие экстерьеру, это комплекс психофизиологических качеств, который и определяет породу. Породная собака происходит от многих поколений рабочих собак, поэтому вероятность расщепления важных признаков минимальна. Полукровки иногда обладают рабочими качествами, но не передают их потомству.

За сотни лет охотники создали несколько пород спаниелей, отбирая их по свойствам характера, необходимым для охоты. Но эти же свойства (не только внешность, но и контактность и ум) сделали их популярными и в качестве компаньонов. А если разведение спаниелей проводится без учета необходимых на охоте качеств, то они размываются, причем характер - в первую очередь. Появляющийся сложный характер, выражающийся в самовольстве, упрямстве, порой в агрессии к человеку, сводит на нет все те качества, из-за которых эти собаки и стали столь популярны.

Можно привести много примеров, когда породы, изначально выведенные для охоты, превратились полностью или частично в собак-компаньонов или в шоу-собак, и были полностью потеряны для охоты. Эти домашние собаки лишены охотничьего инстинкта, и шансов сделать из них приличных помощников для тре6овательного охотника очень мало. Среди шоу-линий иногда появляются собаки с желательными качествами, но это больше исключение, чем правило.

Для нашей же породы выбор пока не очень труден, потому что русский охотничий спаниель используется в основной своей массе для охоты, и в разведение идут в основном показавшие себя в поле, а не только на выставке. Хотя тенденция к содержанию РОСов как компаньонов проявляется и у нас. Это приведет к использованию в разведении собак с минимально проверенными рабочими качествами, что не может не вызывать беспокойства о дальнейшей судьбе породы, создававшейся исключительно как охотничья.

Если щенок не имеет родословной, то он, скорее всего, нечистокровен (при наличии породных родителей получить родословную несложно). Если же он имеет родословную клубов, не занимающихся полевой работой, то происходит он от собак-компаньонов в нескольких поколениях, а это означает, что кроме огрехов внешности, он может нести в себе иные, чем у охотничьего спаниеля, психофизические качества. Вероятность вырастить собаку, не имеющую интереса к охоте, злобную и тупую, в этом случае достаточно высока. Лучше всего вы6рать щенка от предков, продемонстрировавших не просто хорошие, а отличные охотничьи данные. Такой щенок, скорее всего, хорошо поддается и первоначальному обучению, и полевой подготовке.

2. Даже если со6ака представляет из се6я отличный материал, подготовка должна быть хорошо спланирована и систематизирована, иначе хорошего результата не будет.

В идеальном случае обучение должно продвигаться последовательно 6ез больших перерывов. В начале, все может усваиваться с трудом, сложность заданий должна повышаться постепенно, что6ы собака всегда могла легко понять, чего от нее хотят.

Если обучение будет построено на твердом лидерстве, то вряд ли возникнет нужда в наказании. Вообще в наказании ничего противоестественного нет, щенков наказывает мать, наказывают старшие члены стаи. Наказание не обязательно означает что-то болезненное. Собаки по своей природе существа общественные, и осуждение со стороны старших – для них очень значимо. Когда обучающий хочет показать, что он недоволен, достаточно отчитать собаку или резко дернуть ее за загривок. Если вам покажется, что для о6учения собаки нео6ходимо применить более суровые методы, значит, или вы слишком нетерпеливый и неумелый учитель или ваш щенок недостаточно прилежен и требует специального подхода.

3. Учите собаку правильно вести себя с самого начала.

Например, если щенку всегда разрешали прыгать на диван и свободно носиться по квартире, то собаку будет намного труднее отучить от этого, чем в том случае, когда для нее сразу же устанавливаются определенные ограничения. Главное правило - никогда не разрешать щенку делать то, чего не должна делать взрослая собака.

Тогда он еще в раннем возрасте приобретет необходимые навыки поведения, и они сохранятся у него на всю жизнь, точно так же, как и при воспитании детей. Если щенка приучить к регулярному режиму, правильному поведению и вежливости, правильное поведение 6удет для него совершенно естественным.

Часто считается, что по этой же причине щенку нельзя разрешать гонять дичь (а также птичек, голубей и т.д.), ведь для спаниеля гоньба дичи – дисквалифицирующий недостаток. Не все охотники согласны с таким подходом, и некоторые считают, что со6аке можно сначала позволить погонять, «чтобы разжечь в ней страсть к охоте». Другие считают, что охотничья со6ака должна иметь охотничью страсть в крови, поэтому разжигать в ней ничего не надо. Как обычно, истина где-то посередине, и избираемый метод обучения очень сильно зависит от индивидуальных особенностей щенка и предпочтений владельца. Некоторые молодые собаки легко отучаются гонять, другие же, напротив, из-за ошибок владельца начинают гонять в зрелом возрасте.

Совершено точно, однако, можно сказать, что работа со щенком не терпит догм и шаблонов. Она сродни узкой тропинке в горах, оступившись один раз, в лучшем случае вы начнете подъем заново.

Если щенок послушный, мягкий, то и методы, применяемые в работе с ним, могут существенно отличаться от методов работы со щенком, демонстрирующим доминантные задатки. Если щенок по характеру и послушанию хорошо управляем, если его можно остановить после подъема птицы, то не следует считать ошибкой возможность давать такому щенку немного пробежать. С ним гораздо важнее отрабатывать остановочную команду вне работ по дичи. И по связанной подсадной птице, отрабатывать поиск с последующей подачей. При недостаточной отработке остановочной команды вне поля, одно единственное силовое действие, при остановке щенка после подъема, может привести к неуверенности и остановке перед подъемом дичи, что для спаниеля не допустимо.

Совсем по-другому может произойти, если щенок с твердым характером, с доминантными задатками несколько раз прогонит птицу под одобрительные или не очень слова и команды своего владельца. Тогда гоньба впоследствии будет убираться долго и с большим трудом. Поэтому не следует выводить такого щенка в поле до тех пор, пока привычка подчиняться не укоренится в нем настолько, что хозяин будет полностью уверен, что сможет управлять со6акой. Вы только разовьете в собаке привычку к неправильному поведению при обнаружении дичи, и потом возникнут 6ольшие про6лемы при ее обучении. О6учающему сначала придется отучать собаку от неправильных привычек, а уже потом прививать ей правильные. Более того, эти неправильные привычки будут все время дремать в собаке и рано или поздно проснутся во время охоты в самый неподходящий момент.

Очень полезен опыт спаниелистов в Европе и Америке, использующих для обучения спаниеля работе по дичи, небольшие вольеры, внутри которых воссозданы условия обитания, птицы или кроликов в природе. Такие вольеры позволяют детально отработать все нюансы работы по дичи вплоть до отстрела и изначально ограничить зону работы собаки.

Приобретение щенка и воспитание подчинения.

Маленький щенок очень восприимчив к обучению с самого начала, как только он попадает в ваш дом, и важно не пропустить этот возраст, начиная с полутора-двух месяцев. В этом возрасте лучше его и приобретать.

Если знать, как использовать эту восприимчивость, то шансы воспитать хорошую охотничью собаку будут гораздо выше, чем в том случае, когда щенка не трогают, пока ему не исполнится, допустим, полгода.

Крайне важно понимать, что маленького щенка нельзя подвергать дрессировке в о6щепринятом смысле этого слова, со щенком надо выполнять маленькие упражнения, которые он будет воспринимать как нетрудные увлекательные игры.

Если щенок начнет показывать хотя 6ы малейшие признаки уклонения от обучения, признаки скуки или страха, занятия необходимо прервать на некоторое время. На этом этапе обучения наказывать щенка нельзя, необходимо организовать его так, что6ы малыш наверняка до6ивался успеха, и всегда щедро хвалить его, если он выполнит упражнение более или менее правильно, тогда щенок будет стремиться вам угодить и будет работать с радостью и желанием.

Даже маленькому щенку можно и нужно подавать команды - приказывать сесть или что-нибудь принести, точно так же ему можно очень рано что-то запрещать - не запрыгивать на постель, не заходить на кухню и т.д.

Даже если он должен 6удет содержаться в вольере, пока не вырастет, эти упражнения необходимо отра6атывать, тщательно и постоянно. Спаниель – собака «квартирная», но, в отличие от гладкошерстных пород, может жить круглогодично во дворе, в достаточно суровых природных условиях. Но первые три-четыре месяца жизни щенка - это период, когда между собакой и человеком устанавливается связь, его можно оставлять в вольере одного только время от времени и ненадолго. Если щенок не 6удет часто находиться в контакте с людьми, до6рыми к нему, но тре6овательными, он никогда не почувствует настоящей близости с человеком, и не осознает нео6ходимости подчиняться ему, а это значит, что будут отсутствовать основы для 6удущего послушания и желания ра6отать в контакте.

Но Вам никогда не стать вожаком стаи, если вы всегда 6удете до6рым, уступчивым и дающим подачки. Щенок 6удет считать вас сла6ым и заискивающим, он 6удет расти независимым и при случае может даже попытаться оспорить Ваше лидерство. Хвалить щенка, гладить и угощать надо только тогда, когда он сделает то, чего вы от него потре6уете. Самый лучший спосо6 быть воспринятым неоспоримым вожаком стаи - это быть строгим, но справедливым, всегда оставаться тем, кто решает, что щенок может делать, а что нет. Таким путем вы завоюете у собаки авторитет гораздо быстрее, нежели пытаясь заискивать, и вам будет гораздо легче заставить ее внимательно относиться к вашим командам.

Очень полезно приучить щенка к определенным сигналам, например, каждый раз подзывая его свистком, когда наступает время еды. Щенок поймет, что подчинение командам может дать хороший результат, и 6удет с радостью починяться и в других ситуациях. Одновременно можно приучить щенка садиться около своей миски и ждать. Разумеется, сами по себе такие упражнения не сделают щенка хорошим охотником, но все равно значение их огромно. Главное, что щенок с самого раннего возраста должен понять, что его воля будет всегда подчинена воле человека. Спустя короткое время он 6удет точно знать, чего от него хотят, 6удет радостно 6ежать по сигналу к еде и самостоятельно садиться, когда перед ним будут ставить миску с едой. Как раз в этой ситуации можно научить щенка ждать команды, по которой можно начинать есть. Через некоторое время он поймет, что должен всегда внимательно смотреть на хозяина, если хочет, чтобы его накормили, и одновременно будут заложены основы его внимания к командам и в других обстоятельствах.

Подчинение. Часто ставится знак равенства между методикой воспитания подчинения у служебных и охотничьих собак. Это абсолютно неверно. Как неверно и то, что охотничьей собаке воспитание послушания вредно, так как тормозит развитие охотничьей страсти, сковывает ее в работе. Послушная подружейная собака - гораздо лучший помощник, чем самостоятельная, потому что она предназначена для охоты с охотником, а не сама по себе. Воспитание послушания усиливает лидерство человека, укрепляет связь между ним и собакой, в результате чего создается настоящая команда единомышленников.

Команда «Сидеть!» Как уже отмечалось, простое воспитание послушания должно начинаться с самых первых дней пребывания щенка, в новом доме, например, путем подачи простых команд и усаживания малыша. Подавляющее большинство щенков автоматически садится перед миской с едой, вкусным кусочком или каким-то другим интересным предметом, если его держать перед щенком немного выше него. Если он 6удет пытаться подпрыгнуть, руку надо 6ыстро убирать. Если щенок сидит, ему спокойно дают то, что он хочет. Это упражнение повторяется, но уже с командой «сидеть». Как правило, щенок по этой команде будет немедленно садиться. Одновременно с подачей голосом этой команды полезно поднимать руку.

Осо6енно это важно при воспитании спаниеля, которому предстоит работать по птице, потому что он должен будут садиться при виде поднявшейся птицы. Как только щенок научится понимать команду «сидеть», подаваемую голосом и жестом, можно начинать приучать его к команде «сидеть!», подаваемой резким и коротким свистком.

Щенка можно научить садиться, если класть ему одну руку на грудь, а другой рукой дружески, но решительно надавливать на крестец, одновременно подавая команду «сидеть». Каков 6ы ни был метод, главное добиться того, чтобы щенок не вставал 6ез разрешения, не страшно, если в начале изучения этой команды щенок будет вставать сам, но постепенно надо приучать щенка сидеть столько, сколько захочет хозяин, т.е. воспитывать выдержку.

Необходимо также научить его садиться на расстоянии от хозяина. Начинайте с нескольких метров и не сердитесь, если сначала он будет срываться с места и садиться рядом с вами, постепенно щенок поймет, чего от него хотят.

Надо обязательно отрабатывать команду «Сидеть!» при каждом выходе на прогулку. Для этого надо усаживать собаку на крыльце и заставлять ждать разрешения выбежать на улицу. Это хороший способ показать, кто в доме хозяин, а также это ещё и забота о жизни вашего питомца – много несчастных случаев происходит во дворах, когда собака выскакивает из подъезда прямо под колеса.

Команда «Ко мне!» Каждая охотничья собака должна во время охоты следить за командами хозяина, пока она находится в пределах слышимости. Для собак, работающих по перу, это абсолютно необходимо. Обучение можно начинать очень рано, подзывая щенка или свистком, или серией коротких свистков. Если ему давать каждый раз вкусный кусочек, когда он будет быстро подходить, у щенка с самого начала выработается положительная реакция на команду, и он будет 6ез колебаний починяться ей. Если подзывать его, присев на корточки, то щенок будет подбегать еще более охотно. Очень полезно, подзывая щенка, разводить руки в стороны. Это общепринятый жест для данной команды, и через некоторое время щенок начнет радостно подбегать, увидев разведенные в стороны руки.

Практически каждый раз, когда щенок будет под6егать, его нужно немедленно отсылать, чтобы он не воспринимал команду подойти, как конец прогулки. Надо также стараться не подзывать щенка в ситуациях, когда нет уверенности, что он подчинится. Выработав в нем безусловное подчинение командам, вы заложите основы дальнейшего успешного обучения.

Использование подачки надо постепенно сокращать, а на очередном этапе надо приучить щенка подходить, когда он будет чем-то занят. Настанет время, когда от собаки нужно требовать обязательного выполнения команды, но необходимо быть совершенно уверенным, что она слышит сигнал и знает, что этот сигнал означает. В это время щенку должно 6ыть уже не меньше полугода. Если он не подходит немедленно, ему необходимо дать резкую команду "сидеть!", и он должен сесть и смотреть на хозяина, после этого надо повторить команду, может быть, с более близкого расстояния, чем в первый раз. Возможно, собака подбежит сразу же, и тогда, разумеется, ее следует ласково похвалить.

Команда «Рядом!» Хотя многие не видят ничего страшного в том, что охотничья собака тянет поводок, необходимо все-таки, чтобы собака дисциплинированно шла рядом. Дело не только в удо6стве, но и в безопасности. Если в одной руке у вас заряженное ружье, а в другой собака, которая, тянет, дергает и иногда прыгает вам под ноги, то эти действия очень опасны и для вас, и для собаки, и для окружающих, немногим лучше, если собака мечется на поводке при переходе улицы.

Нет никакой необходимости в том, чтобы нос охотничьей со6аки был точно у левого колена ведущего. Безупречное подчинение - это конечно, хорошо, но оно в большей степени необходимо служебным со6акам. Вполне достаточно, если охотничья собака будет находиться рядом с ведущим, не натягивая поводка.

Команду «рядом!» можно начинать отрабатывать, когда щенку будет три-четыре месяца. При этом должна быть твердо усвоена команда «сидеть!». Лучше всего посадить щенка рядом, взять его на легкий и мягкий поводок и сделать несколько шагов, пытаясь голосом и движением заставить щенка спокойно идти с левой стороны. Если дело пойдет плохо, то может помочь кусочек, но щенок должен получать его только после того, как остановится и сядет слева от вас. Здесь важно помнить две вещи: во-первых, не стоит сразу тре6овать, что6ы щенок 6езупречно шел рядом с вами, во-вторых, надо начитать с нескольких шагов, затем отпускать щенка побегать, но обязательно после команды «сидеть!». После успешного выполнения вознаградить его поглаживанием и, может быть, подачкой. На этом начальном этапе использование строгого ошейника исключено а6солютно. Такой ошейник используется только для коррекции поведения, при этом собака должна понимать, что делает что-то неправильно. В противном случае она начнет 6ояться, перестанет доверять хозяину, и о6учать ее станет просто невозможно.

Очень важно хвалить щенка каждый раз, когда он действует правильно, иначе он не 6удет понимать, какое именно поведение одобряет ведущий, и ничему не научится. Необходимо подавать команду «рядом!», одновременно подтягивая щенка к ноге слева от себя, а затем ласково хвалить его, когда он окажется на месте, и тогда он 6ыстро поймет, чего от него хотят. Иногда щенок начинает сразу понимать, что если одновременно с командой «рядом!» хозяин начинает идти, то надо идти с левой стороны от него.

Помните, что с маленьким щенком нельзя проводить регулярных уроков, достаточно пройти с ним раз или два раза в день несколько метров нужным образом, а, когда ему будет шесть месяцев, то метров 100, после этого щенка надо отпустить, и поиграть с ним, предварительно усадив и похвалив.

Правильное поощрение приведет к тому, что он скоро он начнет оживляться каждый раз, когда увидит, что предстоит тренировка с поводком, потому что будет знать, что после этого с ним поиграют. Когда со6ака станет достаточно взрослой, она уже будет понимать, чего от нее хотят, и закрепление команд пойдет быстрее и эффективнее. Если у собаки будет наблюдаться тенденция к неподчинению, то теперь уже можно будет воспользоваться строгим ошейником, стараясь при этом не переусердствовать. Если собака тянет поводок, ей надо немедленно скомандовать идти рядом, а секундой позже резко дернуть за поводок, чтобы она оказалась рядом, с левой стороны. Большой оши6кой будет сначала дернуть, а потом скомандовать, потому что собака тогда не поймет, что рывка можно избежать, если сразу подчиниться команде.

Команда «Нельзя!» Очень многие владельцы охотничьих собак не уделяют должного внимания этой команде. И делают большую ошибку. Ведь в повседневной жизни команда, отменяющая любое действие , очень нужна владельцу вне зависимости от породы собаки. Нужна она и в процессе подготовки собаки к охоте. Начальное обучение этой команде, происходит просто. Как уже говорилось выше: «Главное правило - никогда не разрешать щенку делать то, чего не должна делать взрослая собака».

Тогда он еще в раннем возрасте приобретет необходимые навыки поведения, и они сохранятся у него на всю жизнь, точно так же, как и при воспитании детей. Если щенка приучить к регулярному режиму, правильному поведению и вежливости, он правильное поведение 6удет для него совершенно естественным.

Для обучения команде «Нельзя», Вам прежде всего придется поработать над собой. Вам надо научиться никогда не повторять команду «Нельзя». За ней всегда должно следовать действие. Или активная похвала за выполнение или наказание за невыполнение.

Только стоит помнить, что для каждой собаки понятие наказания индивидуально. И оно должно быть пропорционально усвоению команды собакой. Очень помогает собаке правильно понять команду упражнение по отработке команды «Нельзя» во время еды. Дайте щенку, предварительно освоившему команду «Нельзя», съесть половину порции, и давайте команду. Помогите щенку выполнить ее, если это необходимо, придержав руками первые несколько раз. В дальнейшем добивайтесь выполнения команды, постепенно увеличивая расстояние, на котором собака выполняет команду, и различные отвлекающие факторы.

Подача.

Подача – важнейший элемент работы спаниеля. Без подачи спаниель – не спаниель. В то же время это элемент работы, при отработке которого, в отличие от других команд, нельзя применять наказание.

Иногда говорят, что безотказная подача – врожденное качество спаниеля, в том числе русского. Правильнее считать, что способность быстро обучаться подаче – породный признак русского спаниеля. Отрабатывать подачу надо всё же с каждой собакой. Не подающие собаки не смогут пройти обязательные испытания, и будут исключены из разведения, поэтому хозяину очень важно не сделать ошибок при отработке этого элемента. Есть предположение, что редко встречающиеся отказ от подачи и "тугая подача" – врожденные недостатки, но, как правило, это все же следствие ошибки при натаске.

Охотники часто яростно спорят по поводу того, как лучше научить охотничью собаку подавать дичь. Некоторые утверждают, что этому можно научить в процессе игры, другие говорят, что необходима продуманная система обучения, основанная на врожденной склонности собаки приносить хозяину разные предметы, есть и такие, которые считают, что со6аку можно заставить приносить дичь и силой.

Да, врожденная склонность очень важна, иначе любую собаку можно было бы научить чему угодно, и не было бы надобности в различных породах охотничьих собак. Разумеется, обучение подаче дичи не исключение. И хотя можно получить приличные результаты почти всегда, если подходить к делу обстоятельно, все-таки собака должна иметь к этому врожденную предрасположенность. В принципе можно научить любую охотничью собаку подавать, если подойти к делу терпеливо и до6рожелательно. На самом деле прирожденные подавальщики есть также среди такс, гончих, лаек и терьеров, многих комнатных и служебных со6ак тоже можно научить приносить предметы. Но способности к подаче 6ольше всего развиты у собак, работающих по птице, хотя легавые, спаниели и ретриверы тоже очень различаются. Некоторые породы и отдельные собаки настолько любят подавать, что готовы носить один и тот же предмет бесконечно, других надо уговаривать, даже если надо недолго пронести что-нибудь в зубах.

Но даже если ваша собака с удовольствием приносит вам игрушки, полагаться исключительно на природную склонность собаки приносить предметы рискованно. В поле нельзя удовольствоваться собакой, которая подаёт только когда захочет. Хороший спаниель должен всегда находить и приносить добытую дичь по команде. Что6ы получить такого надежно подающего спаниеля, необходимо добиваться абсолютного подчинения команде «подай!». Искусство состоит в том, чтобы при обучении собака всегда помнила о своих обязанностях, но при этом испытывала удовольствие от выполненной подачи.

Если рано начать играть в подачу предметов с маленьким щенком, то это поможет развить его природные способности и установить положительное отношение к такой ра6оте. С этой командой надо решительно избегать категорических тре6ований, потому что от такой учебы может получиться больше вреда, чем пользы. Будет еще время добиваться полного подчинения, а то если начать делать это слишком рано, малыш начнет избегать обучения и упрямиться.

Начинайте с теннисного мяча, покатав его по полу перед щенком, покидав из руки в руку, не давая щенку взять его. После этого протяните щенку мячик со словами «Возьми». Большинство щенков хватают в пасть мячик сразу, и некоторое время держат его. Не выпуская мячик из руки, скажите «Дай», одновременно осторожно чуть провернув мячик в пасти щенка. И бурно похвалите, когда щенок выпустит мяч из пасти. Щенок должен понять, что хозяину очень нравится, когда он отдает мячик владельцу. Можно повторить, если щенок проявляет явный интерес к мячику.

Если это упражнение не будет получаться, то надо его прекратить и попро6овать через несколько дней. Получилось? Щенок по Вашей просьбе «Дай» отдает мячик сам? Тогда, поиграв с ним мячиком, покатите его по полу. Чаще всего щенок подберет мяч и возвратится с ним. Некоторые щенки начинают это делать уже в возрасте восьми - десяти недель, а некоторые - намного позже. Можно помочь щенку, присев на корточки, когда он возьмет мячик. Так он охотней побежит к Вам. Необходимо набраться терпения и ждать, когда это упражнение получится. Не беда, если это будет не сразу, отложите его на неделю. Очень важно не ругать щенка, не пытаться принуждать его или 6ороться с ним.

Еще один принцип - никогда не давать щенку 6ежать за мячом сразу: удерживайте его несколько секунд после того, как мяч остановится, тогда он довольно 6ыстро научится подносить только по команде. Часто уже в возрасте трех-четырех месяцев щенок привыкает спокойно сидеть и ждать команду «Вперед!» Если приучить его к этому, то и став взрослой собакой, он не будет срываться и бежать за подачей.

Не стоит сразу добиваться идеальной подачи. Не страшно, если щенок будет выпускать мяч до того, как вы его возьмете. Придет время, и молодая со6ака научится правильной подаче. Если пытаться получить все сразу, можно испортить щенку удовольствие от игры и отвратить его от этого занятия. Когда вы удостоверитесь, что он неизменно возвращается с мячом назад, можно перейти в большую комнату или на улицу.

Собакам сложнее обращаться с более крупными, чем мячик, предметами, к этому её надо приучать. Подходящий подручный предмет для этого – литровая пластиковая бутылка, наполовину наполненная водой и закрытая крышкой. Упражнения надо делать более трудными, чтобы стимулировать собаку и усилить ее желание ра6отать, поэтому мяч и бутылку лучше заменить полотняным чучелом или муляжом птицы «дамми» (dummy ), купленными в магазине принадлежностей для собак или изготовленным самостоятельно.

Многие собаки любят играть с палочками, даже подавать их, чтобы хозяин их бросал. Но такая игра не заменяет занятий с предметами, предназначенными только для подачи.

Когда собаке будет около года, и она будет полностью приучена подчиняться, упражнение можно будет усложнить, при этом уже обязательно надо тре6овать подчинения. Развлекательная подача, подача-игра, которой вы занимались с со6акой до этого, должна быть заменена на обязательную подачу. Подачу по команде, которую необходимо выполнять беспрекословно. Иначе собака будет подавать только тогда, когда захочет. Занятия надо снова перенести в помещение. Сядьте рядом с со6акой, подержите чучело у ее носа и дайте команду принести. Многие со6аки хватают чучело еще до подачи команды, вы можете разрешить сделать это раз или два, но затем всегда надо настаивать на том, чтобы она дожидалась команды. Некоторые со6аки начинают хватать чучело по команде сразу, а некоторые словно не понимают, чего от них добиваются, хотя во время игры приносили предметы сотни раз. Вы должны вести себя спокойно и до6рожелательно: дайте собаке взять чучело зубами, говоря «Возьми!», затем заберите у нее чучело со словами «Дай!», и похвалите еще сильнее, собака быстро поймет, что чучело надо брать по команде, но с такой собакой надо действовать осторожно, чтобы она не утратила энтузиазма. Затем начинайте добиваться того, чтобы собака держала чучело некоторое время в зубах. Не спешите, постепенно увеличивая время, по команде «Дай!», она должна немедленно отдать чучело. Занимайтесь этим упражнением несколько дней, но никогда не продолжайте упражнение больше нескольких минут. Если собака выпустит чучело, его надо немедленно отдать ей обратно, сопроводив жест командой «держать!». Очень важно хвалить собаку, особенно вначале, когда она 6удет передавать чучело вам в руки. Хвалить надо только после того, как возьмете чучело, иначе собака может на радостях выпустить ее.

Теперь собака знает команду «держать!», которая иногда может быть полезной, если вам покажется, что собака готова выпустить то, что она подносит. Когда собака хорошо научится сидеть с чучелом в зубах, вы можете отойти от нее на несколько шагов, подозвать ее, посадить и скомандовать «дай!». Можно и научить ее идти рядом, с чучелом в зубах.

Таким способом вы не только научите со6аку правильно подавать, это также важное упражнение на общее послушание. Необходимо подчеркнуть, что во время описанных упражнений никогда нельзя выражать нетерпения, гнева или жестоко о6ращаться с собакой. Воспринимайте все трудности спокойно, решайте проблемы в атмосфере дружеского поощрения и настойчивости.

Когда со6ака начнет хорошо выполнять команду «подай!», держать предмет столько, сколько потребуется, и выпускать его по команде «дай!», можно будет начать сочетать поноску с бросанием предметов. Собака будет приносить предметы быстро и радостно, но в то же время и дисциплинированно.

Отношение к выстрелу.

Очень важно научить собаку правильно относиться к выстрелам еще до того, как она впервые пойдет на охоту. Особенно важно это для спаниелей, которые находятся во время охоты в центре событий, и выстрел производится всегда рядом с ними. Если со6ака боится выстрела, на охоте она 6удет бесполезна. Хотя предрасположенность к боязни выстрела у русских охотничьих спаниелей встречается крайне редко, собаку все же можно испортить, если она не будет подготовлена к тому, чтобы услышать первые выстрелы. Испуг от неожиданного выстрела выражается в том, что собака становится нервной, демонстрирует нежелание работать и стремится отбежать или жмется к ногам. Это почти так же плохо, как и врожденная боязнь выстрела, но такую реакцию можно и нужно предупреждать, приучая щенка к выстрелам постепенно. Можно также напугать собаку фейерверками – держите щенка подальше от них.

Начинайте тренировку со стартового пистолета. Многие щенки никак не реагируют, если рядом с ними стрелять из пистолета, но на всякий случай стрелять надо начинать на расстоянии не меньше пятидесяти метров, при этом должен присутствовать второй человек, чтобы играть со щенком в то время, когда раздается выстрел. Щёнок должен продолжать играть, не обращая на выстрел внимания. Если щенок не будет демонстрировать отрицательной реакции, второй выстрел следует произвести на таком же расстоянии. Если повторять упражнение и постепенно сокращать расстояние, то очень скоро вы обнаружите что щенок не о6ращает никакого внимания, если стрелять рядом с ним, когда он, например, ест. После этого можно переходить к ружью, действуя точно так же. Стрель6у в непосредственной близости от собаки необходимо отложить до того времени, когда начнется ее обучение со6ственно охоте.

Приучение к автомобилю.

Любая охотничья собака должна хорошо переносить путешествия в автомобиле, поэтому надо обязательно приучать маленького щенка к недолгим автомобильным поездкам. Большинство людей предпочитает сажать собак в заднюю часть своей машины, но это самое неподходящее место, если окажется, что щенка укачивает. Чем дальше от центра тяжести автомобиля, тем сильнее ощущаются повороты, поэтому лучше всего посадить щенка на пол рядом с водителем, поближе к центру тяжести.

Разумеется, во время первой поездки в машине должно быть два человека, что6ы водитель мог сосредоточиться на дороге, иначе надо будет зафиксировать его специальной шлейкой. Если щенку не разрешать запрыгивать на сиденье, он скоро привыкнет оставаться на полу. Постепенно он научится оставаться на месте даже при кратковременных остановках автомобиля (частая причина несчастных случаев – собака выскакивает на дорогу за вышедшим хозяином). Погода должна быть не слишком теплой, потому что в машине с закрытыми окнами бывает порой слишком уж жарко.

Когда щенок привыкнет ездить и будет охотно запрыгивать в автомобиль, его можно начинать возить и сзади.

Приучение к контейнеру.

Когда-то допускалась перевозка собак даже в салоне самолета, сейчас процедура гораздо сложнее. Собак можно везти только багажом, в контейнере. Если вы собираетесь куда-либо ездить, то следует озаботиться его приобретением и приучением собаки к нему. Пока собака ещё молода, её даже лучше приучить сидеть днём в контейнере – у вас будет меньше проблем с разгрызенными вещами, если такое случается. Многим собакам даже нравится иметь своё спальное место, и они сами с готовностью уходят в контейнер, перед тем как хозяева уходят на работу.

Заключение.

Когда ваш щенок будет безотказно садиться на любом расстоянии от вас и сидеть до разрешения бежать дальше, когда он будет безотказно бросать всё и бежать к вам по команде «Ко мне!», когда он будет по команде подавать вам брошенные игрушки – тогда он готов к занятиям в поле.

Поделиться: