«Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «Путешествие на необитаемый остров. Экологическое воспитание детей посредством игровых обучающих ситуаций

«Экологические игры» - Актуальность темы: Мир растений. ИОС- с литературными персонажами. 2. Работа с детьми. Цель исследования: Экологи-ческие игры. С. Н. Николаева. А. И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Работа с детьми: В.В. РыньковаТ. 1. Создание развивающей экологической среды. В. В. Смирнова.

«Уроки по экологии» - ЭТАП 2:Проверка домашнего задания. Экология, 9 класс. Цель Создать эмоциональный, деловой настрой. Технологическая конструкция: ЭТАП 1: Организационный. Проектирование уроков экологии с использованием ИКТ. Тема урока. «Законы биологической продуктивности». Информационные технологии в экологии позволяют:

«Безопасность Калуга» - Мониторинг. Система управления экологической безопасностью города Калуги. Загрязнение атмосферы диоксидом азота – основное влияние оказывает городской транспорт. Динамика изменения ИЗА за 2008 г. Расчетный и инструментальный мониторинг атмосферного воздуха. Взвешенные вещества. Ведение базы данных мониторинга.

«Экология для дошкольников» - Интеграция предметных областей знаний. Экология + Физическая культура Экология + Здоровье Экология +Социализация Экология + Труд Экология +Безопасность Экология+Познание Экология +Коммуникация Экология +чтение художественной литературы Экология+ художественное творчество Экология + музыка. Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.

«Экологическая ниша» - Стенобионты и эврибионты. Потен-циальная. Chthamalus. Факторная экология. Лимитирующий фактор – любое условие, приближающееся к пределу толерантности. Зависимость фотосинтеза и дыхания от температуры. Наземно-воздушная. Фактор 3. Правило лимитирующих факторов. Стенобионтные виды – узкие пределы толерантности.

Программные задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
  2. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
  3. Воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приёмы:

  1. Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты).
  2. Наглядный (панно «Кому нужна вода», схемы, символы).
  3. Практический (опыты)
  4. Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).

Предварительная работа :

  1. Изготовление панно «Кому нужна вода»
  2. Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
  3. Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
  4. Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».

Материала и оборудование:

  1. Панно «Кому нужна вода».
  2. Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, зелёнка, марганцовка, ложечки.
  3. Символы, обозначающие свойства воды
  4. Эмблемы «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».
  5. Кукла Незнайка.

Ход занятия

Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.

Воспитатель /далее В. /(с игрушкой Незнайкой): Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь. Поможем? (Ответы детей). Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.

В. : Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).

Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.

Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей). Проходите к столам, удобно пристраивайтесь.

Опыт № 1 «Вода – это жидкость».

Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вам. Ребята, и тебе, Незнайка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).

В. : Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.

Опыт № 2 «Вода бесцветная».

На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.

В. : Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ этого свойства)

В.: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь? (Ответы).

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.

В. : Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

В. : Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Незнайка, чтобы не забыл, я приготовила вам символ этого свойства воды.

Опыт № 3. (Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).

В. : Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».

В. : А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

Вывешивается символ этого свойства воды.

В. : Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.

Физкультминутка:

Синяя вода

Синяя вода,

(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны.)

Поле без следа,

Без конца и края.

(Кружимся на месте.)

Синяя вода,

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда?

(Присели, обхватили плечи руками.)

К морю синему,

Там, где волны сильные, (Встали, руки вытянули вверх.)

Там, где волны сильные

Плещутся всегда.

(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)

К морю синему

Поскорей неси меня, (Кружимся на месте.)

Поскорей неси меня,

Синяя вода . (Присели, обхватили плечи руками.)

В. : А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Незнайка.

Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Незнайке расскажем, для чего нужна вода и кому?

(Работа с панно «Кому нужна вода») .

В.: Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?

Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.

В. : А ребята тебе, Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на символы):

  1. Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить
  2. Вода – бесцветная
  3. Вода – безвкусная
  4. Вода не имеет запаха.

Незнайка: Ну. Спасибо, Незнайка, теперь я всё знаю о воде.

В.: А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?

Незнайка: А зачем её беречь. Вон сколько воды!

В. : Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

А чтобы ты, Незнайка, не забыл про это, вот тебе памятка _ напоминание «Помыл руки плотно закрой кран».

Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.

В. : Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы). А сейчас у меня для вас есть ещё один сюрприз (вносятся цветные льдинки). Как вы думаете, что это? Как можно получить такие льдинки? (Ответы)

Дошкольное образовательное учреждение детский сад №7
войсковой части 13826

«Игровая обучающая ситуация (ИОС)

«Путешествие по лесу»

по формированию основ экологической культуры

в средней группе»

Выполнила: Бурнаева Вера Михайловна,

Воспитатель
Детский сад №7 войсковой части 13826

Сызрань, 2014

Игровая обучающая ситуация

«Путешествие по лесу»

(типа путешествия)

Возрастная группа: Средняя группа

Тема недели: «Лесные обитатели»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

1) - Закрепить и уточнить знания детей об особенностях жизни диких животных

- Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой.

Формировать знания о нормах и правилах поведения в природе. («Познавательное развитие»)

2) – Обогащать словарь детей: дупло, берлога, нора.

Продолжать совершенствовать диалогическую речь.

Развивать умение согласовывать слова в предложении. («Речевое развитие»)

3) -Воспитывать у детей доброжелательность, сплоченность, чувство отзывчивости, способствовать формированию доброго и заботливого отношения к животным и природе. («Социально – коммуникативное развитие»)

4) - Вызвать у детей положительный, эмоциональный отклик на изодеятельность.

- Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги. («Художественно – эстетическое развитие»)

5) - Развивать двигательную активность, координацию движения, умения сочетать слова с движениями. («Физическое развитие»)

Методы и приемы:

Практические: Подвижная игра «Соберем ягоды в корзинку», «Спасем лес от мусора», физминутка «Вместе по лесу идем»

Наглядные: животные (белка, зайка, медведь), слайды с дикими животными

Словесные: игра «Кто больше скажет слов», загадывание загадки, беседа «Правила поведения в лесу».

Материалы и оборудование: ноутбук, экран, паровоз, аудиозаписи со звуками: леса, паровоза; макеты деревьев (ёлка, береза, дуб); животные (белка, зайка, медведь); мусорные пакеты, разный мусор; ягоды, корзинки; бинты, бочонок с мёдом, морковки, корзинка с орешками.

Дети входят в зал. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку, куда они сегодня отправятся в путешествие:

Город этот не простой, он дремучий и густой .

Воспитатель хвалит детей за ответы и проводит беседу «Правила поведения в лесу» о том, как нужно вести себя в лесу. Предлагает отправиться с детьми в лес и взять с собой угощение для животных: корзинку с орешками, бочонок мёда и корзинку с морковью.

Воспитатель предлагает детям сесть на паровозик и отправиться в лес. Ребята садятся в паровоз. Под музыку паровоз отправляется в путь. Паровоз останавливается на лесной полянке и ребята выходят. Звучит музыка леса.

Воспитатель: Смотрите как здесь красиво, а какие прекрасные звуки слышаться в лесу.

Воспитатель предлагает рассмотреть растения, которые растут на полянке. Просит назвать, что же растет на полянке. Воспитатель рассказывает о том, как хорошо и светло на полянке, какие еще растут растения и ягоды, сопровождая показ слайдами на экране. Предлагает поиграть в лесников и собрать ягоды на полянке. Проводит игру « Соберем ягоды в корзинку».

Воспитатель предлагает по тропинке отправиться в лес.

Воспитатель: Ребята посмотрите, а кто это у нас на дереве там прячется? Правильно, это белочка. Она живёт на дереве в дупле. Там она готовит свои запасы на зиму. А давайте с вами поиграем.

Игра «Кто больше слов скажет». Воспитатель показывает детям белочку (картинку или игрушку) и предлагает поиграть: расскажите о белочке, какая она, что она умеет делать, какой у нее характер, чем она любит питаться?

Дети прощаются с белочкой, дарят ей корзинку с орешками и отправляются дальше. На пенёчке сидит зайка.

Воспитатель: Посмотрите, на пеньке сидит зайка. Зайка живёт в норе. Скажите, пожалуйста, а чем зайка любит питаться, какой он? Но почему – то зайка сидит и грустит. Давайте узнаем, что же случилось.

Дети задают вопрос зайке. Воспитатель отвечает за зайчика и сообщает им о том, что кто-то разбросал мусор в лесу и от этого зайке грустно. Воспитатель рассказывает детям правило о том, как нужно вести себя в лесу:

Ты хотя ещё ребёнок,
Но ведь ты не поросёнок,
На поляне не сори,
За собой всё убери! .

Ёж пыхтит и морщится:
«Что я вам, уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту»!

Воспитатель предлагает сыграть в игру «Спасем лес от мусора» и предлагает детям взять мусорные пакеты и собрать весь мусор, что бы в лесу стало чисто и красиво. Зайчик благодарит ребят за помощь. В ответ ребята угощают зайку морковкой. Воспитатель предлагает отправиться дальше в лес. По пути они встречают медведя, который плачет и прижимает к себе лапу. Ребята узнают у медведя, что с ним случилось. Оказалось, что кто-то разжег костер в лесу и забыл его потушить, поэтому медведь и обжёгся. Воспитатель предлагает ребятам, побыть докторами и забинтовать медведю лапу. Воспитатель предлагает вспомнить еще одно правило поведения в лесу:

Огонь в лесу не разводи,
Лес от пожара береги,
А коль развёл, учти:
Перед уходом затуши!

Воспитатель показывает детям медведя на слайде и рассказывает о том, что медведь живёт в берлоге и предлагает описать его: расскажите о медведе, какой он, что он умеет делать, какой у него характер, что он любит кушать? На прощание ребята дарят медведю бочонок с мёдом. Воспитатель предлагает рассмотреть деревья, которые растут в лесу и вспомнить еще одно правило:

НЕ ломайте, детки!
У деревьев ветки!
Каждая веточка
Для дерева- деточка.

Воспитатель предлагает проститься с лесом и вернуться на полянку к паровозику.

Физминутка: « Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся в паровоз и возвращаются в детский сад.)

Воспитатель предлагает детям запечатлеть свои впечатления о путешествие на рисунках и устроить выставку.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Вечная слава воде Воспитатель Лагойда Н.С.

Стихотворение о воде Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить Без нее нам не прожить.

Гном Грязнуля Я, гном Грязнуля, единственный и могущественный повелитель всего вокруг, забираю себе всю вашу воду и буду ею владеть сам. Но я еще ужасно великодушный и потому даю вам возможность вернуть ее себе. Но для этого нужно выдержать испытания. Хотя, знаю, что у вас это не получится. План прилагается.

Задания гнома Грязнули 1. Назовите все, что является водой?

загадки Меня ждали, меня звали, Показался – убежали

На всех садится, Никого не боится

Много, много звездочек, Тонких, как стекло, Звездочки холодные, А земле тепло!

Не снег и не лед, А серебром деревья Уберет

Рыбам жить зимой тепло. Крыша – толстое стекло

Одеяло белое Не руками сделано. Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось.

Вспоминаем детские сказки

Грязнулька Ладно, ребята, я вам возвращаю вашу воду!

Предварительный просмотр:

Конспект игровой образовательной ситуации по экологии

в старшей группе

Тема «Вечная слава воде»

Цель: расширять знания детей о воде и её значении в жизни; воспитывать в детях культурно-гигиенические навыки; активизировать мыслительную деятельность, воображение; учить находить выход из сложившейся ситуации.

Оборудование: силуэты чёрных и коричневых следов, проектор, ноутбук, колонки.

Персонаж: гном Грязнулька.

Ход занятия

Вода пропала.

Утром после завтрака дети идут мыть руки и вдруг обнаруживают, что воды в умывальнике нет.

Воды нет, что же делать?

Ребята, давайте я вам прочту стихотворение о воде, может быть она и появится.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране, (слайд № 2)

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без неё нам не прожить.

Вот такое замечательное стихотворение о воде мы послушали.

Посмотрите, ребята, может быть, водичка появилась.

Нет!

Ребята, интересно, куда же делась вода? А знаете, я только что вспомнила! Сегодня утром, когда я пришла в группу, было ещё очень рано, в комнате никого не было, и царила тишина. Вдруг я услышала тонкий, переливчатый смех, я очень удивилась и огляделась, вокруг никого. Я обошла группу и вдруг на умывальнике, на самом краешке крана увидела маленькую прозрачную капельку воды. Она просто вся искрилась от чистоты и тихонечко смеялась. И тут из-под скамейки, из самого дальнего угла, вылез маленький грязный человечек. Он подбежал к капельке, схватил её, спрятал в большое ведро. Вот этот человечек и украл у нас эту водичку. Он бросился в тёмный угол, приговаривая: «Вот и последняя капелька теперь моя»

Давайте поищем грязнулю человечка.

(В группе заранее разложены чёрные и коричневые следы. Дети идут по ним, находят…)

Слайд № 3

«Я, гном Грязнуля, единственный и могущественный повелитель всего вокруг, забираю себе всю вашу воду и буду ею владеть сам. Но я ещё ужасно великодушный и потому даю вам возможность вернуть её себе. Но для этого нужно выдержать испытания. Хотя, знаю, что у вас это не получится. План прилагается».

Вот это да! Ребята, трудно, наверное, будет разобраться. А может, нам с вами не нужна вода и не будем мы его условия выполнять? А для чего вообще нужна вода? Если её не будет, что произойдёт тогда?

(дети говорят о значении воды и приходят к выводу о её необходимости)

Давайте, выполним задания, следуя плану.

Задания гнома Грязнульки.

  1. Назовите всё, что является водой (лёд, снег, дождь, озеро) слайд № 4
  2. Отгадайте загадки о воде.

Меня ждали, меня звали,

Показался – убежали (слайд №5)

(дождь)

На всех садится, никого не боится. (слайд №6)

(снег)

Много, много звёздочек,

Тонких, как стекло. (слайд №7)

Звёздочки холодные,

А земле тепло!

(снежинки)

Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт (иней) (слайд №8)

Рыбам жить зимой тепло. (слайд №9)

Крыша – толстое стекло.

(лёд)

Одеяло белое

Не руками сделано. (слайд №10)

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

(снег)

  1. Надо ли мыть руки? Зачем?
  2. Вспомните детские сказки, где герои с помощью воды побеждают грязь. («Федорино горе», «Мойдодыр» К.Чуковского) (слайд №11)

Итог занятия.

Ура! Мы выиграли, отдавай нам нашу воду, Грязнулька. Грязнулька: Ладно, ребята, я вам возвращаю вашу воду.

Ребята, а как вы думаете, нравится Грязнульке всегда быть плохим?

(высказывание детей). А как мы можем ему помочь? (высказывание детей)

Давайте переименуем Грязнульку в Чистюльку. (слайд №12)



58. Объекты уголка природы в старшей и подготовительной группах

Старшая гр. В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2-3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, примула, амариллис и др. При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу - обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания. В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб - гуппи, меченосцев, скалярий и др. Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, - канарейка, волнистые попугайчики. Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве - ценнейший материал для наблюдения. В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Разнообразнее и подбор млекопитающих. Кроме морской свинки и хомячка, нужны еж, белка. Белка в большей степени, чем другие млекопитающие уголков природы, меняет свой образ жизни по сезонам. Белка осенью чаще прячет остатки пищи в свою кладовую, зимой менее подвижна, кроме того, она два раза в год линяет. Эти изменения связаны с условиями жизни животных в природе, о чем старшие дошкольники должны знать. Подгот. гр . Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зависимости от условий их обитания в естественной среде, в уголок природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве; кактусы (1-2 вида), требующие очень небольшой и редкой паливки, традесканции - с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно, и др Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно: побегами (герани, фуксия, розы, бегонии и др.); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера и др.); аспидистра, аспарагусы и др. размножаются делением куста. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения - камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм и др. Рыбы в аквариумах (их должно быть 2-3 вида) также разнообразные: из местных водоемов (любая), а также теплолюбивые (живородящие и икромечущие). Каждая их этих групп требует особых, хотя и не очень сложных условий содержания. Как и у старших ребят, в уголок природы подготовительной к школе группы из птиц лучше отобрать тех, которые выводят потомство в неволе, а летом на участке содержать семейство кур или утку с утятами (в зависимости от местных условий). Из млекопитающих в уголке могут жить любые животные. При этом, однако, необходимо иметь в виду, что таких животных, как еж, можно содержать в клетке только в зимнее время. Весной их надо обязательно выпустить. Старшие дети ухаживают за крольчатником на участке детского сада.

Поделиться: