«Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «Путешествие на необитаемый остров. Экологическое воспитание детей посредством игровых обучающих ситуаций
«Экологические игры» - Актуальность темы: Мир растений. ИОС- с литературными персонажами. 2. Работа с детьми. Цель исследования: Экологи-ческие игры. С. Н. Николаева. А. И. Иванова Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Работа с детьми: В.В. РыньковаТ. 1. Создание развивающей экологической среды. В. В. Смирнова.
«Уроки по экологии» - ЭТАП 2:Проверка домашнего задания. Экология, 9 класс. Цель Создать эмоциональный, деловой настрой. Технологическая конструкция: ЭТАП 1: Организационный. Проектирование уроков экологии с использованием ИКТ. Тема урока. «Законы биологической продуктивности». Информационные технологии в экологии позволяют:
«Безопасность Калуга» - Мониторинг. Система управления экологической безопасностью города Калуги. Загрязнение атмосферы диоксидом азота – основное влияние оказывает городской транспорт. Динамика изменения ИЗА за 2008 г. Расчетный и инструментальный мониторинг атмосферного воздуха. Взвешенные вещества. Ведение базы данных мониторинга.
«Экология для дошкольников» - Интеграция предметных областей знаний. Экология + Физическая культура Экология + Здоровье Экология +Социализация Экология + Труд Экология +Безопасность Экология+Познание Экология +Коммуникация Экология +чтение художественной литературы Экология+ художественное творчество Экология + музыка. Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
«Экологическая ниша» - Стенобионты и эврибионты. Потен-циальная. Chthamalus. Факторная экология. Лимитирующий фактор – любое условие, приближающееся к пределу толерантности. Зависимость фотосинтеза и дыхания от температуры. Наземно-воздушная. Фактор 3. Правило лимитирующих факторов. Стенобионтные виды – узкие пределы толерантности.
Программные задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
- Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приёмы:
- Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты).
- Наглядный (панно «Кому нужна вода», схемы, символы).
- Практический (опыты)
- Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
Предварительная работа :
- Изготовление панно «Кому нужна вода»
- Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
- Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
- Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде».
Материала и оборудование:
- Панно «Кому нужна вода».
- Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, зелёнка, марганцовка, ложечки.
- Символы, обозначающие свойства воды
- Эмблемы «Помыл руки – не забудь плотно закрыть кран».
- Кукла Незнайка.
Ход занятия
Дети входят в группу, рассаживаются на стульчики.
Воспитатель /далее В. /(с игрушкой Незнайкой): Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь. Поможем? (Ответы детей). Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята ещё немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы всё выясним.
В. : Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).
Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.
Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей). Проходите к столам, удобно пристраивайтесь.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вам. Ребята, и тебе, Незнайка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).
В. : Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей). Сейчас мы это проверим.
Опыт № 2 «Вода бесцветная».
На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.
В. : Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ этого свойства)
В.: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь? (Ответы).
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка. Этот опыт проделывает только воспитатель.
В. : Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
В. : Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.
А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Незнайка, чтобы не забыл, я приготовила вам символ этого свойства воды.
Опыт № 3. (Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).
В. : Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».
В. : А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
Вывешивается символ этого свойства воды.
В. : Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.
Физкультминутка:
Синяя вода
Синяя вода,
(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны.)
Поле без следа,
Без конца и края.
(Кружимся на месте.)
Синяя вода,
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?
(Присели, обхватили плечи руками.)
К морю синему,
Там, где волны сильные, (Встали, руки вытянули вверх.)
Там, где волны сильные
Плещутся всегда.
(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
К морю синему
Поскорей неси меня, (Кружимся на месте.)
Поскорей неси меня,
Синяя вода . (Присели, обхватили плечи руками.)
В. : А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Незнайка.
Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Незнайке расскажем, для чего нужна вода и кому?
(Работа с панно «Кому нужна вода») .
В.: Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?
Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.
В. : А ребята тебе, Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на символы):
- Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить
- Вода – бесцветная
- Вода – безвкусная
- Вода не имеет запаха.
Незнайка: Ну. Спасибо, Незнайка, теперь я всё знаю о воде.
В.: А ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?
Незнайка: А зачем её беречь. Вон сколько воды!
В. : Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
А чтобы ты, Незнайка, не забыл про это, вот тебе памятка _ напоминание «Помыл руки плотно закрой кран».
Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.
В. : Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы). А сейчас у меня для вас есть ещё один сюрприз (вносятся цветные льдинки). Как вы думаете, что это? Как можно получить такие льдинки? (Ответы)
Дошкольное образовательное учреждение детский сад №7
войсковой части 13826
«Игровая обучающая ситуация (ИОС)
«Путешествие по лесу»
по формированию основ экологической культуры
в средней группе»
Выполнила: Бурнаева Вера Михайловна,
Воспитатель
Детский сад №7 войсковой части 13826
Сызрань, 2014
Игровая обучающая ситуация
«Путешествие по лесу»
(типа путешествия)
Возрастная группа: Средняя группа
Тема недели: «Лесные обитатели»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1) - Закрепить и уточнить знания детей об особенностях жизни диких животных
- Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой.
Формировать знания о нормах и правилах поведения в природе. («Познавательное развитие»)
2) – Обогащать словарь детей: дупло, берлога, нора.
Продолжать совершенствовать диалогическую речь.
Развивать умение согласовывать слова в предложении. («Речевое развитие»)
3) -Воспитывать у детей доброжелательность, сплоченность, чувство отзывчивости, способствовать формированию доброго и заботливого отношения к животным и природе. («Социально – коммуникативное развитие»)
4) - Вызвать у детей положительный, эмоциональный отклик на изодеятельность.
- Закреплять умение передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги. («Художественно – эстетическое развитие»)
5) - Развивать двигательную активность, координацию движения, умения сочетать слова с движениями. («Физическое развитие»)
Методы и приемы:
Практические: Подвижная игра «Соберем ягоды в корзинку», «Спасем лес от мусора», физминутка «Вместе по лесу идем»
Наглядные: животные (белка, зайка, медведь), слайды с дикими животными
Словесные: игра «Кто больше скажет слов», загадывание загадки, беседа «Правила поведения в лесу».
Материалы и оборудование: ноутбук, экран, паровоз, аудиозаписи со звуками: леса, паровоза; макеты деревьев (ёлка, береза, дуб); животные (белка, зайка, медведь); мусорные пакеты, разный мусор; ягоды, корзинки; бинты, бочонок с мёдом, морковки, корзинка с орешками.
Дети входят в зал. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку, куда они сегодня отправятся в путешествие:
Город этот не простой, он дремучий и густой .
Воспитатель хвалит детей за ответы и проводит беседу «Правила поведения в лесу» о том, как нужно вести себя в лесу. Предлагает отправиться с детьми в лес и взять с собой угощение для животных: корзинку с орешками, бочонок мёда и корзинку с морковью.
Воспитатель предлагает детям сесть на паровозик и отправиться в лес. Ребята садятся в паровоз. Под музыку паровоз отправляется в путь. Паровоз останавливается на лесной полянке и ребята выходят. Звучит музыка леса.
Воспитатель: Смотрите как здесь красиво, а какие прекрасные звуки слышаться в лесу.
Воспитатель предлагает рассмотреть растения, которые растут на полянке. Просит назвать, что же растет на полянке. Воспитатель рассказывает о том, как хорошо и светло на полянке, какие еще растут растения и ягоды, сопровождая показ слайдами на экране. Предлагает поиграть в лесников и собрать ягоды на полянке. Проводит игру « Соберем ягоды в корзинку».
Воспитатель предлагает по тропинке отправиться в лес.
Воспитатель: Ребята посмотрите, а кто это у нас на дереве там прячется? Правильно, это белочка. Она живёт на дереве в дупле. Там она готовит свои запасы на зиму. А давайте с вами поиграем.
Игра «Кто больше слов скажет». Воспитатель показывает детям белочку (картинку или игрушку) и предлагает поиграть: расскажите о белочке, какая она, что она умеет делать, какой у нее характер, чем она любит питаться?
Дети прощаются с белочкой, дарят ей корзинку с орешками и отправляются дальше. На пенёчке сидит зайка.
Воспитатель: Посмотрите, на пеньке сидит зайка. Зайка живёт в норе. Скажите, пожалуйста, а чем зайка любит питаться, какой он? Но почему – то зайка сидит и грустит. Давайте узнаем, что же случилось.
Дети задают вопрос зайке. Воспитатель отвечает за зайчика и сообщает им о том, что кто-то разбросал мусор в лесу и от этого зайке грустно. Воспитатель рассказывает детям правило о том, как нужно вести себя в лесу:
Ты хотя ещё ребёнок,
Но ведь ты не поросёнок,
На поляне не сори,
За собой всё убери! .
Ёж пыхтит и морщится:
«Что я вам, уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту»!
Воспитатель предлагает сыграть в игру «Спасем лес от мусора» и предлагает детям взять мусорные пакеты и собрать весь мусор, что бы в лесу стало чисто и красиво. Зайчик благодарит ребят за помощь. В ответ ребята угощают зайку морковкой. Воспитатель предлагает отправиться дальше в лес. По пути они встречают медведя, который плачет и прижимает к себе лапу. Ребята узнают у медведя, что с ним случилось. Оказалось, что кто-то разжег костер в лесу и забыл его потушить, поэтому медведь и обжёгся. Воспитатель предлагает ребятам, побыть докторами и забинтовать медведю лапу. Воспитатель предлагает вспомнить еще одно правило поведения в лесу:
Огонь в лесу не разводи,
Лес от пожара береги,
А коль развёл, учти:
Перед уходом затуши!
Воспитатель показывает детям медведя на слайде и рассказывает о том, что медведь живёт в берлоге и предлагает описать его: расскажите о медведе, какой он, что он умеет делать, какой у него характер, что он любит кушать? На прощание ребята дарят медведю бочонок с мёдом. Воспитатель предлагает рассмотреть деревья, которые растут в лесу и вспомнить еще одно правило:
НЕ ломайте, детки!
У деревьев ветки!
Каждая веточка
Для дерева- деточка.
Воспитатель предлагает проститься с лесом и вернуться на полянку к паровозику.
Физминутка: «
Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся в паровоз и возвращаются в детский сад.)
Воспитатель предлагает детям запечатлеть свои впечатления о путешествие на рисунках и устроить выставку.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Вечная слава воде Воспитатель Лагойда Н.С.
Стихотворение о воде Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране, Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить Без нее нам не прожить.
Гном Грязнуля Я, гном Грязнуля, единственный и могущественный повелитель всего вокруг, забираю себе всю вашу воду и буду ею владеть сам. Но я еще ужасно великодушный и потому даю вам возможность вернуть ее себе. Но для этого нужно выдержать испытания. Хотя, знаю, что у вас это не получится. План прилагается.
Задания гнома Грязнули 1. Назовите все, что является водой?
загадки Меня ждали, меня звали, Показался – убежали
На всех садится, Никого не боится
Много, много звездочек, Тонких, как стекло, Звездочки холодные, А земле тепло!
Не снег и не лед, А серебром деревья Уберет
Рыбам жить зимой тепло. Крыша – толстое стекло
Одеяло белое Не руками сделано. Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось.
Вспоминаем детские сказки
Грязнулька Ладно, ребята, я вам возвращаю вашу воду!
Предварительный просмотр:
Конспект игровой образовательной ситуации по экологии
в старшей группе
Тема «Вечная слава воде»
Цель: расширять знания детей о воде и её значении в жизни; воспитывать в детях культурно-гигиенические навыки; активизировать мыслительную деятельность, воображение; учить находить выход из сложившейся ситуации.
Оборудование: силуэты чёрных и коричневых следов, проектор, ноутбук, колонки.
Персонаж: гном Грязнулька.
Ход занятия
Вода пропала.
Утром после завтрака дети идут мыть руки и вдруг обнаруживают, что воды в умывальнике нет.
Воды нет, что же делать?
Ребята, давайте я вам прочту стихотворение о воде, может быть она и появится.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране, (слайд № 2)
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без неё нам не прожить.
Вот такое замечательное стихотворение о воде мы послушали.
Посмотрите, ребята, может быть, водичка появилась.
Нет!
Ребята, интересно, куда же делась вода? А знаете, я только что вспомнила! Сегодня утром, когда я пришла в группу, было ещё очень рано, в комнате никого не было, и царила тишина. Вдруг я услышала тонкий, переливчатый смех, я очень удивилась и огляделась, вокруг никого. Я обошла группу и вдруг на умывальнике, на самом краешке крана увидела маленькую прозрачную капельку воды. Она просто вся искрилась от чистоты и тихонечко смеялась. И тут из-под скамейки, из самого дальнего угла, вылез маленький грязный человечек. Он подбежал к капельке, схватил её, спрятал в большое ведро. Вот этот человечек и украл у нас эту водичку. Он бросился в тёмный угол, приговаривая: «Вот и последняя капелька теперь моя»
Давайте поищем грязнулю человечка.
(В группе заранее разложены чёрные и коричневые следы. Дети идут по ним, находят…)
Слайд № 3
«Я, гном Грязнуля, единственный и могущественный повелитель всего вокруг, забираю себе всю вашу воду и буду ею владеть сам. Но я ещё ужасно великодушный и потому даю вам возможность вернуть её себе. Но для этого нужно выдержать испытания. Хотя, знаю, что у вас это не получится. План прилагается».
Вот это да! Ребята, трудно, наверное, будет разобраться. А может, нам с вами не нужна вода и не будем мы его условия выполнять? А для чего вообще нужна вода? Если её не будет, что произойдёт тогда?
(дети говорят о значении воды и приходят к выводу о её необходимости)
Давайте, выполним задания, следуя плану.
Задания гнома Грязнульки.
- Назовите всё, что является водой (лёд, снег, дождь, озеро) слайд № 4
- Отгадайте загадки о воде.
Меня ждали, меня звали,
Показался – убежали (слайд №5)
(дождь)
На всех садится, никого не боится. (слайд №6)
(снег)
Много, много звёздочек,
Тонких, как стекло. (слайд №7)
Звёздочки холодные,
А земле тепло!
(снежинки)
Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт (иней) (слайд №8)
Рыбам жить зимой тепло. (слайд №9)
Крыша – толстое стекло.
(лёд)
Одеяло белое
Не руками сделано. (слайд №10)
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(снег)
- Надо ли мыть руки? Зачем?
- Вспомните детские сказки, где герои с помощью воды побеждают грязь. («Федорино горе», «Мойдодыр» К.Чуковского) (слайд №11)
Итог занятия.
Ура! Мы выиграли, отдавай нам нашу воду, Грязнулька. Грязнулька: Ладно, ребята, я вам возвращаю вашу воду.
Ребята, а как вы думаете, нравится Грязнульке всегда быть плохим?
(высказывание детей). А как мы можем ему помочь? (высказывание детей)
Давайте переименуем Грязнульку в Чистюльку. (слайд №12)
58. Объекты уголка природы в старшей и подготовительной группах
Старшая гр. В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2-3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, примула, амариллис и др. При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу - обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания. В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб - гуппи, меченосцев, скалярий и др. Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, - канарейка, волнистые попугайчики. Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве - ценнейший материал для наблюдения. В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Разнообразнее и подбор млекопитающих. Кроме морской свинки и хомячка, нужны еж, белка. Белка в большей степени, чем другие млекопитающие уголков природы, меняет свой образ жизни по сезонам. Белка осенью чаще прячет остатки пищи в свою кладовую, зимой менее подвижна, кроме того, она два раза в год линяет. Эти изменения связаны с условиями жизни животных в природе, о чем старшие дошкольники должны знать. Подгот. гр . Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зависимости от условий их обитания в естественной среде, в уголок природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве; кактусы (1-2 вида), требующие очень небольшой и редкой паливки, традесканции - с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно, и др Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно: побегами (герани, фуксия, розы, бегонии и др.); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера и др.); аспидистра, аспарагусы и др. размножаются делением куста. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения - камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм и др. Рыбы в аквариумах (их должно быть 2-3 вида) также разнообразные: из местных водоемов (любая), а также теплолюбивые (живородящие и икромечущие). Каждая их этих групп требует особых, хотя и не очень сложных условий содержания. Как и у старших ребят, в уголок природы подготовительной к школе группы из птиц лучше отобрать тех, которые выводят потомство в неволе, а летом на участке содержать семейство кур или утку с утятами (в зависимости от местных условий). Из млекопитающих в уголке могут жить любые животные. При этом, однако, необходимо иметь в виду, что таких животных, как еж, можно содержать в клетке только в зимнее время. Весной их надо обязательно выпустить. Старшие дети ухаживают за крольчатником на участке детского сада.