Конспект НОД «Художественно-эстетическое развитие» Изобразительная деятельность (рисование). Конспект нод по образовательной области "художественно - эстетическое развитие" в старшей группе Нод по художественно эстетическому развитию


Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Расцвел подснежник»

Образовательная область : Художественно-эстетическое развитие .

Интеграция образовательных областей : Художественное творчество , Чтение художественной литературы , Физическая культура, Музыка», «Коммуникация» , «Познание» .

Цель : закрепить с детьми старшей подгруппы использование нетрадиционных техник рисования (рисование ватной палочкой, клеем ПВА и манной крупой) .

Задачи :

1. « Художественное творчество »

Закрепить умение изображать сезонные изменения в рисунке, используя различные художественные техники (стебель и листья ватными гигиеническими палочками, цветок – клеем ПВА и манной крупой) .

2. «Познание»

Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений, закрепить знания о сезонных изменениях в живой природе (закрепить и обобщить приметы ранней весны, знания о первоцветах) .

3. Чтение художественной литературы

Продолжать знакомить детей с произведениями о природе, развивать выразительность речи, память; воспитывать интерес к художественной литературе .

4. «Коммуникация»

Учить детей отвечать на вопросы полными, развернутыми предложениями .

5.»Физическая культура»

Формировать правильную осанку, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей с целью снятия статического напряжения.

6. «Музыка»

Развивать у детей чувство музыкального ритма, свободно ориентироваться в пространстве.

Методы и приемы :

Словесные : художественное слово , беседа, загадки, ситуации общения, повторение, просьба) .

Наглядные : показ иллюстрационного материала.

Практические : нетрадиционное рисование ватной палочкой, клеем ПВА и манной крупой.

Детская деятельность : двигательная, игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстрации, альбомов о весне. Беседа о весенних изменениях в живой природе заучивание стихотворения Е. Серовой « Подснежник » , С. Маршака «Март» , «Апрель» . Чтение славянской сказки в обработки I С. Маршака «Двенадцать месяцев» . Изготовление открытки из нетрадиционного материала « Подснежники расцвели » . Рисование с использованием нетрадиционных художественных техник (пальцами, ладошками , пенопластом, паралоном, смятой бумагой, печатками из картофеля, пеной для бритья) .

Материал : 1/4 альбомного листа голубого цвета в форме проталины,шаблоны цветка, простые карандаши, гигиенические ватные палочки, клей ПВА, манная крупа, зеленая и белая гуашь, салфетки, тарелки, музыкальные произведения Чайковского « Подснежник » , Рахманинова «Мечта» .

Планируемый результат :

Сформированы навыки и умения располагать изображение на листе с учетом его пропорций

Дети овладели приемами техники рисования ватными палочками, клеем ПВА и манной крупой.

Расширился и пополнился словарный запас детей.

Закреплен навык заучивания, правильного произношения.

- развито чувство ритма , закреплен навык танцевальных движений, хоровод.

Дети приветствуют друг друга

Дети : - Солнышко, солнышко,в небе свети

Яркие лучики к нам протяни.

Ручки мы вложим в ладошки твои

Капельку солнышка нам подари. Приветствие гостям.

День у нас сегодня необычный, волшебный. И что-то волшебное у нас произошло. Рассматривание веточки с листочками. НАС с вами ждёт сказка.

Воспитатель : Если мы глаза закроем

И подсматривать не будем

Сказку для себя откроем

О которой не забудем.

Под деревом сидит девочка, плачет. Воспитатель обращает внимание детей на девочку.

Воспитатель : Ребята, посмотрите сюда. Кто ты и как ты сюда попала? Что тебе нужно в лесу?

Девочка : Меня зовут Настенька. Мне нужно набрать в эту корзину цветов. А прислала меня сюда за цветками моя мачеха и не велела без цветов домой возвращаться.

Воспитатель : А как же эти цветы называются?

Девочка : Я совсем забыла, как эти цветы называются, но я знаю о них загадку.

Воспитатель : Ну, что же загадывай свою загадку, а мы с ребятами попробуем отгадать.

Девочка загадывает загадку :

Первым вылез из землицы

НА проталинке,

Он мороза не боится

Хоть и маленький.

Ответы детей.

Воспитатель : Я знаю, как помочь Настеньке. Ребята, нам нужно позвать сюда весенний месяц, а вот какой вы должны отгадать :

Яростно река ревёт

И разламывает лёд,

В домик свой скворец вернулся

А в лесу медведь проснулся

В небе жаворонка трель,

Кто же к нам пришел? (Апрель) . (звуки птиц)

Входит Апрель.

Апрель : Звали меня?

Воспитатель : Да, Апрель, нужно Настеньке помочь. Мачеха ей приказала принести подснежники , но они ещё не распустились.

Апрель : Ну, что же, я вам конечно, помогу

«Что ни сутки, по минутке

День длинней, короче ночь

Потихоньку, полегоньку,

Мы прогнали зиму, прочь!»

Воспитатель : Ребята, давайте, вспомним, какие приметы весны вы знаете?

Ответы детей : (ярче светит солнышко, тает снег, бегут ручьи, появляются первые весенние цветы, травка появляется, день становится длиннее, на деревьях набухают почки, появятся проталины, весной часто идут дожди, мокрый снег, птицы прилетают с теплых стран).

Ребята, а вы о весне стихотворения знаете?

Ребята :

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

Разбегайтесь, ручьи

Растекайтесь, лужи

Вылезайте муравьи

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник .

(Воспитатель показывает цветок – подснежник )

Воспитатель : Ой, ребята, смотрите, какой красивый подснежник расцвел .

Девочка : Но он всего один, а мне нужно собрать целую корзину подснежников .

Апрель : И эта беда поправима. Я сейчас превращу всех ребят в маленьких волшебников, и они нарисуют для тебя много подснежников . Ведь ребята подснежники занесены в Красную книгу, их рвать нельзя. И постараемся сделать их так , чтобы нельзя было отличить от настоящих. А теперь, подойдите ко мне, я поделюсь с вами своим элементом волшебства и вы становитесь волшебниками.

Апрель прикрепляет каждому ребенку по цветочку. ФИЗ минутка «Подснежник»

Дети,давайте вспомним, как пробуждается подснежник.

Подснежник проснулся

И потянулся

Солнышку улыбнулся,

К земле матушке прикоснулся

Счастью своему удивился

Капли росинки его умывали

Звери и птицы сразу узнали

« Подснежник проснулся

Весну обещает.

Подснежник, подснежник

В лесу расцветает.»

Воспитатель : Ну, что же, маленькие волшебники, проходите на свои места.

(Дети садятся за столы.)

Воспитатель :

Ребята, прежде чем мы приступим к рисованию, давайте вспомним какой он?

Дети :

Весенний, первый, нежный, голубой, солнечный, красивый, тонкий, смелый, легкий.

Давайте вспомним, из каких частей состоит цветок- подснежник .

(Дети называют части цветка.)

Воспитатель : Ребята, вы, наверное, заметили, что на столе нет кисточек? Мы с вами будем рисовать необычным способом, недаром вас превратили в волшебников. Стебли и листья вы будете рисовать гигиеническими ватными палочками, а цветы - с клеем пва и манной крупой.

Воспитатель : Ребята, а теперь давайте вспомним последовательность рисования подснежника . Что мы рисуем сначала, каким цветом будем рисовать стебель и листья.

Воспитатель : Давайте, приготовим наши пальчики :

Пальчиковая гимнастика «Подснежники».

Подснежников цветки

Распускают лепестки

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Мы головку наклоняем

Аромат цветков вдыхаем.

Работа детей.

Продолжаем работать. Включить музыку «Мечта» .

(В конце занятия все рисунки выложить на полянку.

Отметить, что все дети старались , и получилась очень красивая поляна.)

Девочка : Ой, сколько подснежников расцвело , и какие они все красивые. Ребята, вы настоящие волшебники!

Воспитатель : Ребята, а мы давайте поблагодарим месяц - Апрель за помощь. И я предлагаю вокруг нашей поляны завести весенний хоровод, который так и называется «Веснянка» .

(Дети приглашают в хоровод Настеньку и месяц Апрель.)

Апрель : Ребята, мне у вас очень понравилось, но мне пора уходить, Ведь у меня ещё много дел.

Воспитатель : Вы все очень старались , вложили в свои работы частичку своего сердца, согрели работу теплотой своих рук.

Ребята, нам пора возвращаться в группу.

Снова мы глаза закроем

И подсматривать не будем.

В нашу группу мы вернёмся,

Но сказку мы не позабудем.

Ребята, что понравилось в сказке,чему новому научились?

Иванова Мария Евгеньевна,

воспитатель

МАДОУ ЦРР-детский сад "Сибирячок"

г. Лянтор

Программное содержание:

Учить составлять портрет из отдельных частей, овал-лицо, прическа- разноцветные полоски бумаги, природный материал, глаза- цветная бумага, природный материал;

Закрепить способ выражения овала из бумаги, сложенный вдвое; развивать цветовое восприятие, творческое воображение;

Активизировать в речи прилагательные, обозначающие разное настроение, слова, используемые для употребления в сравнении (структура волос, цвет волос);

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

Помочь осознавать свое эмоциональное состояние и окружающих, умение адекватно его выразить;

Воспитывать положительные эмоции, симпатии друг к другу, желание помогать.

Материал: тонированный альбомный лист для фона; розовый, белый квадрат для лица; разноцветные полоски; шерстяные нитки; природный материал для прически; маленький белый квадрат для глаз; маленькие разноцветные квадратики для зрачков; большие полукруглые шаблоны для вырезания лица; схема вырезания лица; карта группового помещения; маленькие круглые шаблоны для вырезания зрачков; письмо от жителей острова Настроения; пиктограммы с разными настроениями; разноцветные круглые кружочки для расстановки детей; двусторонняя маска для волшебника; предметные картинки, разрезанные на 6 частей; конверт с цифрами 1, 2 для выполнения заданий; волшебная палочка Феи; волшебные песочные часы; пиктограммы с настроениями для поощрения детей; ножницы, фломастеры, клей- карандаш, клеенка, влажные салфетки, лоток для обрезок, компьютер, магнитофон.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций альбома «Какое настроение»; работа детей у стенда «Мое настроение»; разукрашивание книжек- разукрашек с настроениями; рассматривание иллюстративного альбома «Какие мы разные».

Работа с родителями: подборка цветной иллюстрации для составления альбома «Какие мы разные»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, нам передали письмо. Интересно, от кого оно. Давайте прочитаем.

Дети читают: «Приезжайте! Помогите! Мы живем на острове Настроения! Злой волшебник заколдовал нас!»

Воспитатель: Что делать? (Ответы детей) Давайте подумаем, на каком транспорте мы сможем доехать до острова быстрее?(ответы). Да, я согласна с вами полностью. На этих видах транспорта можно доехать быстро, но все-таки можем не успеть. Может быть, нам помогут какие- то волшебные предметы из сказок, с помощью которых мы мгновенно сможем оказаться на острове? Ребята, у меня есть волшебный экран, стоит только нажать на кнопку, появятся сказочные герои. Может, их волшебные предметы нам помогут? Давайте попробуем (Воспитатель нажимает на кнопку. На экране появляются по очереди Алладин, Фея, Кот в сапогах, Баба-яга).

Воспитатель: Как зовут сказочного героя? (Алладин). Каким волшебным предметом он пользовался? Что надо было сделать с лампой, чтобы свершилось волшебство?

Вспомните и скажите кто это? (Буратино). С помощью какого волшебного предмета можно было открыть потайную дверь?

Как зовут эту героиню? (Баба-яга). Как называется волшебный транспорт, на котором она прилетела?(метла, ступа)

Какой волшебный предмет Феи творил добро?

Воспитатель: Но вот задача, какой из этих предметов нужен именно нам? И где его найти, подскажите! (ответы детей). Я думаю, нас выручит одна подсказка. Давайте им воспользуемся (педагог показывает карту). Как вы думаете, что это? Для чего нужна карта? Давайте рассмотрим ее. Что вы здесь видите? (геометрические фигуры). Какие геометрические фигуры видите? (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, полукруг, трапеция). Что могут означать эти фигуры на карте?(мебель, предметы). Карта чего это может быть? Правильно, это карта помещения! Подумайте, какое помещение вам напоминает карта? (групповую комнату). Молодцы, ребята, догадались, это карта нашей группы. Что означают цифры на карте? (последовательность направления движения, путь, маршрут, дорога).

Я скажу вам, ребята. По секрету: мы будем искать конверты с этими цифрами только тогда сможем найти волшебный предмет, с помощью которого мгновенно окажемся на острове. Вспомните и подскажите, в каком помещении мы будем искать эти цифры? (в групповой комнате, в помещении группы).

Воспитатель: Правильно, давайте пройдем в наше групповое помещение. Скажите, какую цифру мы должны найти сначала? (цифра 1). Где она может быть, посмотрим на карту, Предмет какой формы мы должны найти? (прямоугольник, полукруг) Где он находится? (между окнами).

Дети находят конверт с цифрой1 в уголке природы.

Вот мы и нашли конверты с цифрой 1. Как их много! Возьмите по одному конверту. У всех они одинаковые? Чем отличаются? Подумайте, что вам подсказывают разные цвета? Правильно, надо найти пару своему цвету. (дети находят пары).

Ребята, мы с вами отправляемся искать волшебный предмет и в дороге мы увидим и встретим много интересного. А кого же мы встретим, какие предметы увидим, узнаем, если заглянем в конверты. (Дети достают разрезные картинки).

Но, что это? Они все разделены на части! Подскажите, как же мы можем узнать, что изображено на картинках? (собрать).

Дети собирают парами на ковре предметные картинки, разделенные на 6 частей (торт, шприц, книга, злая собака, котенок).

«Из частей картинки вы уже собрали

Какое настроение, наверно угадали,

Ребятам расскажите, как же вы узнали,

Почему так думаете или угадали?».

Ребята, мы с вами отправляемся помогать жителям Острова Настроения. Очень важно вспомнить и рассказать о том, что настроение бывает разное. Давайте посмотрим и скажем, какое же настроение у нас возникает, когда мы видим торт? (радостное, праздничное, счастливое, довольное, веселое, добродушное, удивленное).

А как же мы себя почувствуем, если съедим весь торт? (огорчимся, расстроемся, опечалимся, загрустим, удивимся, обрадуемся).

Когда вам взрослые читают книгу о добре, какое у вас возникает чувство? (довольное, счастливое, удовлетворенное, спокойное, добродушное, задумчивое). А если вы послушали рассказ о злом поступке, какое тогда настроение вас посетит? (огорченное, печальное, грустное, рассерженное, испуганное, задумчивое, злое, решительное, опечаленное).

Какое настроение возникает, если нас пригласили на прививку? (огорченное, испуганное, злое, грустное, печальное, обиженное). А если ребенку поставили укол и он выздоровил, тогда какими словами можно сказать о настроении: здоровое, счастливое, радостное, довольное, обрадованное, веселое, удивленное.

Ребята, при виде такой злой собаки какое у нас чувство возникает

(испуганное, грустное, злое, удивленное, огорченное, грустное, злое, удивленное, огорченное, опечаленное, расстроенное)

А давайте подумаем и скажем: почему собака такая злая? (собака была злая от голода). А мы ее накормим. Какую собаку мы тогда увидим?(довольную, радостную, благородную, счастливую, сытую, добродушную).Как мы мы себя почувствуем тогда? (обрадуемся, будем улыбаться, играть с собачкой, смеяться, хохотать).

Посмотрите внимательно на котенка. Какой он? (добрый, ласковый, миленький, приятный, мягкий, нежный, пушистый). Какое у вас настроение возникает? Почему? А как же вы себя почувствуете, если котенок вас поцарапает? (заплачем, загрустим, огорчимся, позовем родителей, опечалимся, попытаемся успокоить котенка). Но наш котенок, ребята нас не обидит.

Мне понравилось ваше старание. Рассказать о том, какое настроение бывает разное. Но, а теперь давайте посмотрим, что нам теперь подсказывает карта. Дальше искать цифру 2. В каком месте карты эта цифра находиться? (в середине). Посмотрите внимательно и постарайтесь найти нужный предмет. Какой формы он? (треугольной). Как он называется? (уголок настольных игр). Давайте подойдем ближе. А вот и конверт с цифрой 2 и заветный предмет! (воспитатель достает палочку Феи). Не будем время тратить зря. Повернитесь ко мне лицом.

Воспитатель: «Палочкой волшебной легонечко коснусь»

Дети: «На острове волшебном сейчас окажусь»

Дети поворачиваются, видят остров на экране.

Послушайте, какая здесь тишина! Почему нас никто не встречает? Интересно, какие здесь жители живут? Что они любят? Давайте закроем глаза и представим это. Откройте глаза и помогите мне досказать:

Один житель большой, другой маленький

Высокий-низкий

Толстенький-худенький

Длинноногий-коротконогий

Трудолюбивый-ленивый

Храбрый-трусливый

У одного жителя глаза черные - синие, голубые - зеленые, коричневые- карие.

У одного жителя волосы короткие, у другого длинные

Прямые-кудрявые

Светлые- темные

Русые- седые

Густые-редкие, жиденькие.

Один житель был веселый, другой грустный

Злой - добрый

Подвижный-спокойный

Удивленный-испуганный

Безразличный-задумчивый

Добродушный - равнодушный.

Вот какие разные жители здесь живут! Одному только злому волшебнику все это не нравилось! И он заколдовал их, превратив в невидимых. А самое главное - забрал у них настроение.

Как вы думаете, мы можем их расколдовать? (палочка Феи). Нет, ребята, волшебная палочка может помочь в волшебной стране. Но мы с вами можем помочь! Ваши волшебные руки сотворят чудо, добро!

«Любят труд, не теряют скуки

Все умеют наши руки».

Давайте покажем в своих работах жителей с разными настроениями! А чтобы работы получились интересные, вспомним о наших помощниках (педагог выставляет схему).

Что это? (схема).

Что означает прямая линия на листе? (линия сгиба).

Что означают маленькие черточки? (линия разреза).

Педагог показывает большой полукруг. Что это? (шаблон, полукруг). Что можно вырезать с помощью такого шаблона? (круг) Вспомните и скажите, как это сделать? (Складываем лист пополам на белую сторону. Располагаем шаблон прямой стороной линии сгиба, обводим и вырезаем).

Что мы можем вырезать таким способом? (круг). На что мы наклеим лицо? (фон) Подумайте, какой материал понадобиться для фона? Что можно вырезать из маленьких шаблонов? (части лица). Какие части лица? (глаза, зрачки, нос). Какие еще части лица нужно показывать в работах, чтобы жители слышали и говорили? Посмотрите на разнообразный материал на столе, подумайте и решите из чего вы сделаете волосы, глаза, зрачки, уши, своему жителю. Чтобы решить, кто из вас жителю с каким настроением будет помогать, нужно взять вот эти кружочки, перевернуть, посмотреть и садиться за столы такого же цвета (дети выбирают кружочки).

Я предлагаю выбрать материал для работы и садиться (Дети выбирают материал и садятся. На столах пиктограммы с настроениями.) Перед началом работы педагог говорит: «Я хочу предупредить, ребята, что на острове действует волшебное время! Нужно успеть помочь жителям прежде, чем оно закончится» (выставляет волшебные песочные часы. В процессе работы педагог предлагает детям подумать о том, какое имя они дадут своему жителю)

Итог:

Ребята, мы помогли жителям острова.

Какое настроение теперь у них?

Но на острове нет деревьев, жители их посадят

Нет домов, построят

Нет цветов, посеют

Нет животных, заведут.

Давайте расскажем о том, какие наши работы получились разные!

Жителю с каким настроением ты помог? Как ты его назвал? Почему? О чем думает твой житель? Расскажи, чему обрадовался твой житель? Чем не доволен твой житель? Что ты ему посоветуешь? Что любит твой житель? Как бы ты развеселил своего жителя? О чем хочет сказать твой житель? Какие слова благодарности хочет сказать твой житель? (спасибо, благодарю). Расскажите, в какую игру ты пригласил бы играть своего жителя? Почему? С жителем с каким настроением ты бы подружился? Почему? (За каждый ответ педагог дарит детям поощрительный приз: пиктограммы с веселым настроением).

Ребята, на острове остался один житель, которому мы не смогли помочь! Как вы думаете, кто это? (злой волшебник). Мне кажется, что будет не совсем правильно, если мы покинем остров, не оказав ему помощь. Я думаю он очень нуждается в ней. Как мы можем помочь волшебнику? (варианты детей).

Мне очень понравилось ваше желание помочь, ваши варианты очень интересные. У меня тоже есть вариант. Давайте мы ему подарим настроение! Вот такое! Но вот задача, как мы ему это передадим? Подскажите! (ответы детей)

Меня радует ваше желание помочь волшебнику. Давайте в группе напишем письмо жителям острова с просьбой передать волшебнику эту маску. Наше время пребывания на острове заканчивается. Нам пора возвращаться в группу. Встаньте полукругом.

Воспитатель: «Палочкой волшебной легонечко коснусь».

Дети: «И в своей любимой группе окажусь».

Как хорошо оказаться дома! Правда, ребята?

Использованная литература:

Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.-208с.

Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников.- М.: Аркти, 1999.-48с.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

АНАЛИЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ « Художественно-эстетическое развитие »,

Направление: Изобразительная деятельность. Рисование.


Целевые ориентиры: проявляет умение слышать других, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими, овладевает способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности.

Цель: упражнять в умении делать наброски;
закреплять умение передавать характерные особенности, специфические
черты, отражать их в рисунке;
воспитывать интерес к творчеству художников, уважение к их труду,
творческую самореализацию;
способствовать формированию положительного настроя у детей.

Материал : репродукции картин: И. Репин «Надя Репина, дочь художника», Б. Кустодиев «Портрет И. Кустодиевой с собакой Шумкой», А. Венецианов «Вот те и батькин обед», И. Глазунов «Верочка», А. Шилов «Машенька Шилова», общая фотография группы; карандаши; 1/2 альбомного листа, лист бумаги формата А2, схема поэтапного рисования лица человека, образцы воспитателя - портреты девочки и мальчика.

Предварительная работа . Знакомство детей с портретной живописью, ее особенностями, с тем, что художники рисуют портреты, используя разные материалы. Чтение художественной литературы о профессиях.

Оформление пространственной предметно-развивающей среды НОД в группе:
-выставка репродукций детских портретов,

Сказочный персонаж – художник (сюрпризный момент).

Литература:

1.Основная примерная общеобразовательная программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой// 2016г.

2.Комплексные занятия по изобразительной деятельности /подготовительная группа, авт.-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2016.- 191с.

3. Изобразительная деятельность в детском саду (6-7 лет), подготовительная группа ФГОС. Комарова Т.С.

Для НОД были созданы необходимые игровые, учебно-материальные, и эстетические условия. НОД включало в себя организационную часть; основную и заключительную части. Все они объединены единым сюжетом – игрой «Превращение в художников».

В первой части – организационной – была проведена минутка вхождения в день «Друг» для создания игровой мотивации с целью привлечения и сосредоточения внимания детей на поставленной задаче, для введения в тему. Длительность первой части - 4 мин.

В основной части деятельности решались познавательные, социально – личностные, художественно-эстетические задачи. Для их реализации использовался основной вид деятельности дошкольника – игра. А также следующие методы и приемы: игровые ситуации, художественное слово, постановка проблемных вопросов, задания поискового характера, наглядные пособия, показ способа действия (поэтапный этап рисования портрета). Использовался игровой метод и индивидуально-дифференцированный подход в обучении дошкольников рисованию. Задача педагога – эмоционально настроить детей на игровую деятельность, раскрепостить, вовремя направить, заинтересовать.

С задачами этой части деятельности дети справились, работали с желанием и интересом.

Создание благоприятной обстановки, эмоциональный настрой, непринужденность, сохранение интереса ребят на протяжении деятельности, организация детей: умение подчиниться определенным правилам поведения, самостоятельность, сознательная дисциплина, активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий - говорит о качестве усвоения детьми материала НОД.

Длительность этой части составила 18 мин (на 16-й минуте НОД была проведена физ. минутка «Дует ветер»).

В группе есть дети слабо подготовленные, так как до 5 летнего возраста не посещали ДОО и образовательная деятельность с ними не велась. С такими детьми приходится использовать не только индивидуально-дифференцированный подход, но организовать такую развивающую среду, чтобы ребёнок сам стал инициатором творческой деятельности. В НОД стараемся вносить новое, разнообразное, развивающее и обучающее.

В третьей, заключительной, части обобщили знания детей о жанрах живописи, об интересном превращении. Чтобы поддержать интерес детей и далее, было предложено готовые рисунки-портреты вырезать и оформить в коллективное панно – общий портрет детей группы. Длительность этой части занятия - 7 мин.

В итоговой части НОД – была проведена рефлексия, коллективная оценка деятельности детей, рисунков. Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Детям было интересно. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности и рефлексия.

В целом непосредственно образовательная деятельность достигла поставленных задач, результатами деятельности мы удовлетворены. Единственное упущение – не проведена пальчиковая гимнастика. Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленной цели и задачам. Деятельность на НОД характеризуется как совместная, творческая, индивидуальная.

1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение);

2. Наглядно-демонстрационный (поэтапная картина-схема) ;

3. Практический (поэтапное рисование портрета)

4. Игровой (минутка вхождения в день «Друг», обыгрывание ситуации «Превращение в художников» физминутка) ;

5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности) ;

В процессе НОД применялись следующие технологии:

Игровая деятельность;

Деятельностный подход;

Технология развивающего обучения;

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе

Тема: «Путешествие в подводное царство».

Программные задачи : продолжать расширять и уточнять представления детей о живой и неживой природе, формировать реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними. Обобщать и правильно передавать восприятие словами и в рисунках; вызывать у детей желание нарисовать картинку подводного царства.

Побуждать к передаче атмосферы сказочности,путем создания своеобразного колорита;

закреплять навыки рисования акварелью, используя техники:

Рисования по сырому,

Рисование ладошкой,

Вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии рисунков. Развивать мелкую моторику, творчество, и воображение,фантазию. Воспитывать самостоятельность,активность, любовь к природе.

Предшествующая работа: чтение сказки «Русалочка» ,чтение сказок о море и его жителях. Рассматривание картин о море Айвазовского. Проведение наблюдений за рыбками в аквариуме.Беседы. Изготовление макета «море».

Материал:

Голубая вода, губка, лист бумаги, краски, кисти, салфетки. Картины о море,русалка. Грампластинка «Шум моря».

Ход занятия.

Дети входят в группу и видят картины.

Воспитатель обращает внимание детей на картины: «Ребята,что вы видите?»

Дети: «Картины!»

Воспитатель : «Правильно, это море. Ребята, посмотрим -какое море на первой картине?»

Дети: «Большое».

Воспитатель: «А ты как думаешь, Сережа?»

Ребенок: «Синее».

Воспитатель : «Еще как можно сказать про море?»

Ребенок: «Спокойное».

Воспитатель : «Давайте посмотрим на вторую картину. Какое здесь море?»

Ребенок: «Неспокойное».

Воспитатель :Еще что видно на картине?

Ребенок: «Неспокойное».

Воспитатель : «Еще что видно на картине?»

Ребенок : «Играют волны.»

Воспитатель : «А ты,что еще видишь, Настя,скажи.

Ребенок: «На небо надвинулись тучи. Волны качают корабль, и он, того гляди, утонет.»

Воспитатель : «Да, на второй картине море грозное, беспокойное.А давайте, ребята, вспомним лето. Скажите, кто из вас был на море, купался в море или плавал на корабле?»

Дети отвечают.

Воспитатель : «А теперь скажите мне, зачем нам нужно море?»

Ребенок: «Чтобы купаться».

Воспитатель : «А ты,как думаешь, Илюша?»

Ребенок: «Чтобы плавать на кораблях».

Воспитатель : «Так что же хорошего и плохого есть в море? Давайте сначала перечислим,что есть хорошего в море.»

Ответы детей:

Хорошее:

1.Красивое

2.Можно купаться.

3.Загорать на берегу моря.

4.Можно плыть по морю на корабле и увидеть разные страны.

5.Море приносит человеку пищу:рыбу,морскую капусту и т.д.

6.Человек добывает оттуда причудливые ракушки, жемчуг.

7.Вода человеку нужна для жизни.

Воспитатель : «Дети, а что же есть в море плохого?»

Ответы детей:

Плохое:

1.Море таит в себе много опасностей. Когда оно бывает грозное, можно утонуть.

2.В море водятся всякие хищники,которые могут съесть человека -акула.

3.Если пойдешь по льду моря, то можно провалиться и утонуть.

Воспитатель : «Да,вы правы,ребята,в море есть много хорошего,но оно таит в себе и опасности. А хотели бы вы очутиться вдруг глубоко-глубоко под водой, на самом дне моря и увидеть кто там живет,что там есть чудесного.»

Дети: Да, хотим.

Воспитатель : «Тогда,давайте сядем в нашу подводную лодку,закроем глаза и представим,как мы спускаемся сквозь толщу воды на самое дно моря.»

Включается грамзапись.

Дети закрывают глаза и представляют,как спускаются на дно моря.

Воспитатель : «Вот и очутились мы на дне морском. (Выключается грамзапись) Давайте, ребята,откроем глаза и выйдем из корабля.»

Дети выходят из корабля и бродят по морскому дну.

Воспитатель : «Ой,как здесь интересно и красиво. Что интересного вы видите, ребята?»

Дети: «Кругом плавают разноцветные рыбки,растут водоросли разной формы.»

Воспитатель : «Ой, а я,ребята, видела что-то необычное,похожее на звезду.Это морская звезда.А на что она похожа? Она похожа на красную пятиконечную звезду. А морская потому, что живет на дне моря.»

Появляется русалка.

Воспитатель : «Ой,кто это,ребята,подплыл к нам?.»

Дети: «Русалка.»

Воспитатель : « Откуда вы узнали, что это русалочка?»

Дети: «У нее рыбий хвост.»

Воспитатель : «А что вы о ней знаете? Где она живет?»

Дети: « В море. В сказке.»

Воспитатель : «Верно,значит мы очутились в сказочном подводном царстве, где и живут русалки,да еще и умеют разговаривать.»

Русалка: «Мне очень приятно, что вы узнали меня. Ребята, а какие сказки вы знаете про меня, про подводное царство, про море?»

Дети: «Русалочка.»

Русалка: «Да,я живу только в сказках. Наше подводное царство очень красивое и в нем много чудес.

У меня много подруг -шустрых разноцветных рыб. Мы любим водить с ними хороводы. А еще у меня есть друг. Отгадайте,кто он?

(загадывает загадку)

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног-

Угадать кто б это мог?»

Дети: «Это -осьминог.»

Русалка: «Молодцы,ребята правильно отгадали загадку.Мой друг - осьминог. Он любит катать меня верхом, ведь у него много ног. Мы живем очень весело,но …

Но я никогда не была на земле. А мне бы так хотелось увидеть, что такое Земля и как там живут люди.»

Воспитатель: "Что ж, ребята,давайте возьмем русалочку с собой в детский сад, чтобы она посмотрела,как мы живем.Поплывем с нами, русалочка,на поверхность и ты тоже сможешь увидеть как интересно и весело живут наши ребята."

Все садятся на подводную лодку и поднимаются на сушу.

Воспитатель: "Ну вот мы и очутились вновь в нашей группе. Вот здесь мы и живем. Тебе нравится,русалочка?"

Русалка: "Да, очень нравится. А вам понравилось в моем подводном царстве? А что вам больше всего понравилось, ребята?"

Воспитатель: Ребята,русалочке очень хотелось бы узнать, что интересного видели на дне морском,что вам запомнилось.Давайте нарисуем то,что мы видели в путешествии. Садитесь за столы. Здесь есть все, что вам нужно:кисти, краски, вода и губка,чтобы смочить лист бумаги. Салфетки, чтобы вытирать руки. Еще есть тарелочка с краской,чтобы рисовать ладошкой. А чем можно нарисовать осьминога?

Дети : "Кисточкой,пальчиком."

Воспитатель: "Да,но легче всего нарисовать осьминога ладошкой, окунув ее в краску и приложив к листку бумаги. А когда она подсохнет,подрисуем ему глаза. Что еще вы будете рисовать?"

Ребенок : разноцветных рыбок.

Воспитатель: А ты,что еще нарисуешь,Кирилл?"

Ребенок : "Водоросли."

Воспитатель: "А Настя, что нарисует?"

Ребенок :"Морскую звезду."

Воспитатель: "А что на дне моря можно изобразить?"

Ребенок: "Камни."

Воспитатель: " Кто еще, что видел на морском дне?"

Ребенок: " Ракушки,песок."

Воспитатель: " Ребята,а теперь еще раз вспомните,что мы видели в подводном царстве и решите,что вы будете рисовать. Что ты нарисуешь, Денис?"

Ребенок : "Осьминога,водоросли."

Воспитатель: " А что нарисует,Антон?"

Ребенок : "Морскую звезду."

Воспитатель: "А может кто-то,ребята,захочет нарисовать и сказочную золотую рыбку?Русалочка возьмет ваши рисунки с собой и покажет их своим подружкам и другу-осьминожке. Давайте постараемся,чтобы наши рисунки им понравились. Пожалуйста,приступайте к работе."

Включается музыка.

Руководство работой .

Отмечаю,кто сразу приступил к рисованию. Молодцы Сережа, Ксюша-уже нарисовали синее море.

А вот у Алины в море уже плывет осьминог.

Если кто-то затрудняется, то подхожу и вместе пробуем рисовать осьминога на другом листе.

Молодец Тимур У. и Саша Л., у них в море много камешков и водорослей. Отмечаю аккуратность в работе.

Заранее напоминаю,что занятие заканчивается.

Вот Кирилл и Настя уже закончили свои работы и наводят порядок на столе. Молодцы: "Кончил дело-гуляй смело."

Дети выносят свои рисунки,выставляют их на доску.

Воспитатель: " Посмотри, русалочка,какое большое море получилось у ребят. Словно настоящее.

Я вижу зеленого веселого осьминожку, а вы?

А где получился шустрый осьминожек? Почему вы так думаете?

А одна рыбка любит играть в прятки, спряталась за камушек. Найдите ее.

Русалочка: "Действительно,получилось настоящее море. Чего здесь только нет-и водоросли,и рыбки, и осьминоги. Можно я возьму с собой все ваши рисунки?"

Дети: " Да."

Воспитатель: " Вот, как понравились ваши рисунки,ребята."

Русалочка : "Ребята,ну а сейчас мне пора в море. До свидания."

Воспитатель и дети: "До свидания!

Интеграция образовательных областей:

« Художественно — эстетическое развитие»

«Познавательное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Физическое развитие»

Задачи:

Образовательная область «Художественно — эстетическое развитие»

1.Формировать навыки аккуратной работы. 2.Упражнять в рисовании нетрадиционным способом, вызывать радость от полученного изображения.

3.Формировать умение детей рисовать узоры из прямых и волнистых линий, создавать ритмическую композицию, используя нетрадиционные техники рисования.

4.Закреплять знания названий цветов. Воспитывать эстетический вкус.

Образовательная область «Познавательное развитие»

1.Формировать умение детей понимать природные взаимосвязи, делать собственные выводы.

2. Способствовать развитию любознательности, мышления.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие »

1. Формировать доброжелательные отношения друг к другу.

2.Формировать умение детей поддерживать беседу на предложенную тему.

Образовательная область «Физическое развитие»

1. Развивать мелкую моторику рук.

Методы и приёмы:

Практические: пальчиковая гимнастика, сюрпризный момент.

Наглядные: наблюдения за одеждой людей зимой.

— словесные: вопросы, ответы детей, беседы о зиме, о приближающихся праздниках.

Материалы и оборудование : кисточки, пробки, гуашь (жёлтого, красного и зелёного цвета), баночки с водой, заготовки рукавичек, салфетки на каждого ребёнка, конверт с письмом, картинки (презентация) с изображением рукавичек.

Логика образовательной деятельности:

Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Воспитатель: — Ребята, какой праздник скоро приближается? Дети отвечают на заданный вопрос. (Новый год)
2. Воспитатель: — Правильно! Сегодня в наш детский сад пришло письмо. Как вы думаете от кого? Дети слушают вопрос и отвечают от кого пришло письмо. Развитие связной речи, обогащение словаря.
3. Воспитатель: — Сейчас я вам прочитаю, что нам пишут: «Здравствуйте, ребята! Приближается новый год. Всё лето я готовилась к этому празднику, вязала рукавички, но не успела их украсить. Помогите, мне, пожалуйста. Снегурочка» Дети слушают чтение письма воспитателем и соглашаются помочь Снегурочке. Включение в игровую ситуацию.
4. Воспитатель: — Посмотрите на картинки, что на них изображено? (показ слайдов) Дети рассматривают картинки.
5. Воспитатель: — Как украшены рукавички? Дети отвечают на вопрос. Развитие связной речи, обогащение словаря.
6. Воспитатель: — А мы с вами придумаем и нарисуем свой узор. Посмотрите, какого цвета у вас гуашь на столах? Дети называют цвет. Закрепляются знания детей о цветах.
7. Воспитатель: — Прежде, чем мы начнём рисовать, нам нужно размять наши пальчики. Проводится пальчиковая гимнастика. Сформировано умение выполнять чётко движения в соответствии с текстом.
8. Воспитатель: — Молодцы! Теперь посмотрите и послушайте, как мы будем рисовать.

— Возьму кисточку правильно, тремя пальчиками у металлического «воротничка». Намочу кисточку: кисточка пошла купаться «буль-буль-буль». Уберу лишнюю воду о край баночки: «кап-кап»

— Поздороваюсь с краской. Кисточка касается краски только волосяной частью, «воротничок» должен оставаться чистым.

— Рисую прямую линию. Ставлю кисточку слева на самый край рукавички и веду линию направо до другого края. Если кисточка стала сухой, её надо снова намочить и взять краску.

— Что нужно сделать, чтобы рисовать другим цветом? (вымыть кисточку)

— Затем рисую волнистую линию. Отступаю от прямой линии. Ставлю кисточку слева и рисую волнистую линию.

— Давайте покажем сухой кисточкой, как мы будем рисовать линии.

Дети показывают воображаемые действия, а воспитатель контролирует правильность положения кисточки в руке, направление движения. Показывают сначала в воздухе, а потом на рукавичках. Обучены самостоятельно выполнять работу. Развитие мелкой моторики.
9. Воспитатель: — А теперь посмотрите, как можно ещё украсить наши рукавички: я беру пробку в правую руку, левой рукой я придерживаю листок. Обмакну пробку в краску и наношу отпечатки на рукавичку одну, ещё одну, ещё одну. Если краска на пробке закончилась, снова обмакну краску.

— Вот какая рукавичка у меня получилась.

Выполнение работы детьми. Развитие познавательной активности.
10. Воспитатель: — Вот и украсили мы рукавички. Какие они получились? Дети отвечают на вопрос (они получились яркие, красивые, нарядные) Обучены самостоятельно делать вывод.

Пальчиковая гимнастика:

Маша варежку надела:

Сжать пальцы в кулак

— Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попел!

Разжать все пальцы, кроме большого. Ладонь тыльной стороной вверх.

Маша варежку сняла:

— Поглядите – ка, нашла!

Ищешь, ищешь – и найдёшь.

Опять сжать пальцы в кулак и разжать все пальцы.

— Здравствуй, пальчик, как живёшь?

Пальцами другой руки поздороваться с другими пальцами.

Поделиться: