Психологические основы учебной деятельности подростка.

Специфика социально-педагогической работы с подростками агрессивного поведения

Тотьма 2010

Введение

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет.

Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезадаптирует детей, как агрессивное. Это одно из немногих состояний, когда родители стараются привести ребенка к специалисту как можно раньше. Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей, являя собой тот редкий случай, когда ребенок вызывается вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию, даже со стороны специалистов.

Агрессивные дети – один из самых малоуправляемых и плохо поддающихся терапии контингентов.

Сейчас как никогда важно изучить причины вызывающие агрессивность у подрастающего поколения, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию в отношениях между ребенком и окружающими его людьми, оказать ему содействие в налаживании социально важных контактов.

Цель исследования: рассмотреть особенности организации профилактики агрессивности в подростковом возрасте в деятельности социального педагога.

Задачи:

    проанализировать литературу по данной теме

    раскрыть сущность агрессии и агрессивного поведения

    установить причины, и специфику проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста

    Рассмотреть половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста

Объект исследования: агрессивность как негативная особенность поведения

Предмет исследования: деятельность социального педагога по профилактике агрессивного поведения

Гипотеза: если своевременно проводить систематическую работу по профилактике агрессивного поведения, то снизится уровень проявления агрессии в подростковом возрасте.

Проблемой агрессивного поведения занимались такие авторы как Абрамова Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличева С.А., Бехтерева В.М., Глоточкина А.Д., Дубровинаа И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. и др.

База исследования: муниципальное образовательное учреждение Нюксенская средняя общеобразовательная школа

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Во введении обозначена актуальность исследования, определены цели и задачи, объект и предмет исследования, поставлена проблема исследования. В первой главе рассматривается сущность агрессии и агрессивного поведения детей подросткового возраста. Вторая глава посвящена профилактике агрессивного поведения детей в подростковом возрасте в образовательных учреждениях. В заключении сделаны выводы по проблеме исследования и определена научно-практическая значимость исследования.

1. Сущность агрессии и агрессивного поведения

1.1 Причины и специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового возраста

Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создаёт массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого ещё не выработано чёткой жизненной позиции. В-третьих, с экологическими и экономическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадёжности и раздражения. При этом у молодых людей развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растёт их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведёт к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые не созданы

Личность ребёнка и подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи. Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей, где появляются дети с отклонениями в поведении. Эти классификации не противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга .

А. Басс и А. Дарки выделяют 5 видов агрессии.

Алексеева Л.С. различает следующие виды неблагополучных семей: 1) конфликтная; 2) аморальная; 3) педагогически некомпетентная; 4) асоциальная.

Бочкарёва Г.П. выделяет семьи 1) с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям; 2) в которых отсутствуют эмоциональные контакты между её членами, безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучности отношений. Ребёнок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи; 3) с нездоровой нравственной атмосферой, где ребёнку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни .

Баерунас З.В. выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения: 1) отсутствие сознательного воспитательного процесса на ребёнка; 2) высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, подростковому возрасту; 3) преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребёнка; 4) хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей .

Личко А.Е. выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье: 1) гиперопёка различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании; 2) гипоопёка, нередко переходящая в безнадзорность; 3) ситуация, создающая «кумира» семьи – постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи; 4) ситуация, создающая «золушек» в семье – появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям .

Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воли окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.

Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе.

На первой стадии подросткового периода (в 10–11 лет) ребёнка характеризует весьма критичное отношение к себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек (по данным Фельдштейна Д.И.) дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жестокости, агрессивности. При этом у детей этого возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития.

Ситуативно-отрицательное отношение к себе сохраняется и на второй стадии подросткового возраста (в 12–13 лет), обуславливаясь, в значительной мере, оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников. В этом возрасте наиболее выраженным становится негативизм, отмечается рост физической и вербальной агрессии, тогда как агрессивность косвенная, хоть и даёт сдвиг по сравнению с младшим подростковым возрастом, всё же менее выражена .

На третьей стадии подросткового возраста (в 14–15 лет) наблюдается сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определёнными нормами, принятыми в референтных группах.

При этом на первый план у них выходит вербальная агрессивность, что на 20% превышает показатели 12–13 лет и почти на 30% в 10–11 лет. Агрессивность физическая и косвенная повышаются несущественно, также как и уровень негативизма.

Стихийно складывающиеся компании сверстников объединяют подростков, близких по уровню развития, интересам. Группа закрепляет и даже культивирует девиантные ценности и способы поведения, оказывает сильное влияние на личностное развитие подростков, становясь регулятором их поведения. Утрачиваемое подростками чувство дистанции, ощущение допустимого и недопустимого приводит к непредсказуемым событиям. Существуют особые группы, для которых характерна установка на немедленное удовлетворение желаний, на пассивную защиту от трудностей, стремление перекладывать ответственность на других. Подростков в этих группах отличает пренебрежительное отношение к обучению, плохая успеваемость, бравада невыполнением обязанностей: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия, подобные подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени». Но для этих подростков характерно именно неумение содержательно проводить досуг. У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках. Они не посещают выставки и театры, крайне мало читают, а содержание прочитанных книг обычно не выходит за рамки приключенческо-детективного жанра. Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений». Алкоголизация и наркотизация теснейшим образом вплетаются в структуру девиантного образа жизни подростков. Часто подростки распитием спиртного как бы отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи. Объясняя свои плохие поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости .

Установлено, что среди подростков, осуждённых за агрессивные преступления, 90% совершили преступления в нетрезвом состоянии.

На всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности:

Таблица 1. Проявления различных форм агрессивности у подростков 10–15 лет

Возрастные группы

Формы агрессивности, %

физическая

косвенная

вербальная

негативизм

10–11 летние подростки

Период взросления у некоторых подростков проявляется изменениями поведенческого типа: грубость с взрослыми, падание авторитета мнений родителей и учителей, недостатки в поведении, конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к учителю. Именно в этом периоде чаще всего проявляются так называемые девиантные подростки.Зная и учитывая специфику взаимодействия с педагогически запущенными подростками, или подростками асоциального поведения выстраиваются основные формы и методы в социально-педагогической работе с девиантными подростками. девиантный подросток педагог

Социально-педагогическая работа - это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребенку в организации себя, своего психического состояния, на установление нормальных отношений в семье, школе, обществе, создание условий для его самореализации.

Сущность социально-педагогической работы с детьми разного девиантного поведения заключается в организации повышенной заботы, воспитания у них чувства собственного достоинства, опираясь на положительные качества характера; предотвращения или устранения различных отклонений в поведении; в установлении контакта.

Основные формы работы социального педагога с подростками девиантного поведения:

Первая форма - организация социальной среды.

Вторая форм - психопрофилактическая работа(информирование).

Третья форм - активное социальное обучение социально-важным навыкам.

Четвертая форма - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению.

Пятая форма - организация здорового образа жизни.

Шестая форма активизация личностных ресурсов.

Седьмая форма - минимизация негативных последствий девиантного поведения.

Первая форма-организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы - все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время. Работа с молодёжной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодежь против наркотиков» или одноименной акции с выступлением популярных рок- групп. Чрезвычайно важна работа в местах, еще молодежь проводит свой досуг и общается. Например, на дискотеке могут появиться загадочные люди в масках. В конце вечера подростки могут узнать от них о трагических судьбах и переживаниях, связанных с потерей близкого человека от наркотиков. Работа с подростками может быть организована также на улице, для чего в ряде стран существует подготовка подростков лидеров, проводящих соответствующую работу. В рамках данного подхода также предпринимаются попытки создания поддерживающих «зон» и условий, несовместимых с нежелательным поведением. Основным недостатком модели считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением. В целом данный подход выглядит достаточно эффективным.

Вторая форма психопрофилактической работы - информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.

Третья форма профилактической работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы: Тренинг резистивности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т.д. Тренинг ассертивности или аффективностного обучения основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом.

В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего - это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

Четвёртая форма-организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике - повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная). Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребёнка в различные виды активности - спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.

Пятая форма-организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.

Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению .

Социальный педагог в работе с девиантными подростками использует следующие методы:

Наиболее эффективным методом индивидуальной психокоррекционной работы с агрессивными подростками является метод психологического консультирования.

Таким образом, психологическое консультирование - это нестандартный процесс. Его протяженность, форма, глубина будут определяться, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений подростка. При этом, в ходе психологического консультирования реализуется индивидуальный подход, суть которого состоит в коррекции комплекса качеств, связанных с агрессивностью подростка.

Метод разговорной психотерапии - это разговор с подростком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с подростком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния подростка, приводящего к самореализации, когда подросток делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.

Музыкотерапия - использование в работе музыкальных произведений и инструментов. Для подростков, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.

Имаготерапия - использование в целях терапии игры образами. Подросток создает динамичный образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле.

Психогимнастика - взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания.

Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений «я иду по воде», «по горячему песку», «спешу в школу». Соединение мимики, жеста, движения создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов.

Моритатерапия - мтод, с помощью которого подросток ставится в ситуацию, когда необходимо произвести хорошее впечатление на окружающих. Социальный педагог предлагает высказать свое мнение о чем-то и корректирует его умение высказываться, давать оценку, соответственно вести себя (мимика, жесты, интонация и т.п.). Этот метод помогает воспитывать культуру поведения.

Изотерапия - лечение изобразительным искусством - наиболее популярный и доступный метод познания себя. На бумаге или холсте можно выразить свои мысли, страхи, надежды - то, что скрыто глубоко внутри человека. Изотерапия помогает избавиться от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение. Для рисования используют самые разные материалы: краски, карандаши, цветную бумагу, пластилин и т.д. - всё, что помогает создать художественное полотно.

Выбор психотерапевтического воздействия и взаимодействия зависит от индивидуальных особенностей личности девиантного подростка .

Итак, рассмотрев девиантное поведение подростков, следует сделать вывод, что это явление комплексное и сложное. Оно может иметь как внешние, так и внутренние причины. Девиантное поведение связано не только с индивидуальными особенностями личности, которые создают благоприятную или неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних и внутренних факторов, а так же какой социум окружает подростка. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадаптивное поведение, которое затрудняет их социализацию в обществе.

Поэтому работа социального педагога с такими подростками должна заключаться в выявлении причин девиантного поведения, профилактике (снятии причин, факторов и условий, их провоцирующих), и коррекции уже имеющихся отклонений.

В условиях Современной России подростки неподвластны противостоять рекламам, алкоголю. табакокурению, СМИ, а так же многим развлечениям, на которых делают очень много денег бизнесмены, и им не важна дальнейшая судьба подростка. Так же большое влияние на развитие девиантного поведения у подростка оказывает сама школа, не компетентность молодого специалиста, социально-психологические сложности межличностного взаимодействия ребенка с коллективом класса и его отдельными представителями, не учитывают индивидуально-психологических особенностей подростка. Семья как социальный институт тоже откладывает определенный отпечаток на подростка.

В общеобразовательных учреждениях в работе с такими подростками в основном опираются на такие документы как: Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Закон об основных гарантиях прав

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором тесно переплетены противоречивые тенденции. Психологи называют его переходным и кризисным, характеризуя социальную ситуацию развития личности в этом возрасте формулой «уже не ребенок, но еще не взрослый». С одной стороны, для этого.сложного периода развития типичны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных сторон, характеризующих психическое развитие: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности. Подростковый возраст характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход их от прямого воспроизведения оценок взрослых и сверстников к самооценке, все большая опора на внутренние критерии оценивания себя и других. Представления, на основании которых у подростков вырабатываются критерии самооценки (духовные критерии, по выражению Л. И. Божович), приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания. Основной формой самопознания подростка является социальное сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Ч. Кули писал даже о «зеркальном Я», которое проявляется в отношениях с непосредственным кругом общения и способствует формированию личности подростка. Итак, поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.

Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, опираясь на заповеди «кодекса товарищества». Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших «друзьях на всю жизнь». Именно в общении проявляется амбивалентность подростка, о чем в начале XX века писал американский психолог С. Холл.

Даже школьные отметки они преломляют через призму общения со сверстниками. Главная ценность отметки подростков в том, что она дает возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость отметки падает. Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко младшие подростки конфликтуют с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний.

В подростковом возрасте существенно меняется характер учебной деятельности. Во-первых, содержательно: с переходом из младшей школы в среднюю дети начинают изучать основы наук. Во-вторых, меняется форма обучения. В-третьих, появляются новые предметы, и каждый из них преподает свой учитель, что ведет к большей самостоятельности, эмансипации подростка. Таким образом, обучение в средней школе требует от подростка более высокого уровня развития абстрактного мышления и познавательного отношения к учению. Сильной стороной подростка как учащегося является его готовность ко всем видам учения, что делает его взрослым в его собственных глазах.

Еще одна важная особенность заключается в том, что в подростковом возрасте процессы учения, познания и развития личности тесно сплетены. Поэтому учение для подростка - это не просто постижение новых понятий, представлений и сведений, но и овладение новыми способами мышления, формирование нового отношения к действительности, новой мотивации и новых личностных особенностей. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развиваются гипотети ко-дедуктивные процессы, появляется возможность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их. Именно формирование мышления, приводя к развитию рефлексии - способности делать предметом своей мысли саму мысль, - позволяет подростку размышлять о себе, т. е. делает возможным развитие самосознания.

Наиболее важен в этом отношении период 11-12 лет - время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической. При этом переход на новый уровень осуществляется через ряд последовательных изменений: для детей 11 лет доминирующим остается конкретный тип мышления, постепенно происходит его перестройка, и лишь примерно с 12 лет школьники начинают осваивать мир теоретического мышления. Сложность периода как раз в том, что в нем совершаются указанные изменения, причем у разных детей они осуществляются в разные сроки и по-разному. Вместе с тем решающее влияние на эти изменения оказывают особенности учебной деятельности школьника, причем не только то, как она организована взрослым, но и то, насколько она сформирована у самого подростка.

Организация учебной деятельности в средних классах должна обеспечить ее направленность на формирование теоретического дискурсивного мышления, мышления, основанного на оперировании не конкретными образами и представлениями, а понятиями. Подросток должен научиться сопоставлять эти понятия, переходить в ходе рассуждения от одного суждения к другому и от понятий переходить к реалиям жизни. Интеллект подростков характеризуется нарастанием индивидуальных различий, связанных с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач, что позволяет психологам (Ж. Пиаже) рассматривать данный возраст как сензитивный период для развития творческого мышления. Динамический характер развития, то, что теоретическое, рассуждающее мышление в этот период активно формируется, с одной стороны, и социальная незрелость подростка, его ограниченный жизненный опыт - с другой, приводят к тому, что, построив какую-либо теорию, сделав умозаключение, подросток принимает их за реальность, которая может и должна привести к желаемым для него результатам. Это порождает ряд специфических особенностей, отражающихся как на учебной деятельности подростка, так и на других сторонах его жизни. В нравственном развитии с этим связана способность сопоставлять разные ценности, делать выбор между разными моральными нормами и, как следствие этого, противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые, порой достаточно ценные правила, определенный максимализм требований, перенос оценки отдельного поступка на личность в целом.

Учение остается важной деятельностью для подростка. Подросток в состоянии более длительное время, чем младший школьник, сосредоточиваться на наблюдении за предметами и их свойствами. Он способен запомнить больший по объему материал, поскольку запоминание у него более осмысленное. У подростка растет словарный запас, поэтому он лучше, чем младший школьник, может передать заученный материал своими словами, что является признаком осмысления. У подростка усиленно развивается мышление - он лучше, чем младший школьник, отличает главное от второстепенного, мысленно сравнивает предметы, находит в них признаки сходства и отличия. Он начинает более глубоко овладевать общими, отвлеченными понятиями, такими как «плоскость», «вещество», «масса» и т. п.

По сравнению с младшими школьниками у подростков более отчетливо проявляется избирательное отношение к учебным предметам, предпочтение одних предметов другим. При этом учебные интересы тесно и осознанно связываются с мечтами и идеалами. Если, например, подросток мечтает быть конструктором, техником, то это обычно сказывается на его отношении к математике, физике, черчению. При недосмотре педагогов, родителей увлечение одними учебными предметами зачастую происходит за счет отвлечения от других. Интересы подростка могут выходить далеко за рамки учения. Л. И. Божович пишет об особом облике увлеченного подростка. Любознательность подростка очень широка. Он может интересоваться событиями политической жизни страны, достижениями науки и техники, событиями международной жизни. Подросток хочет «знать все», но при недостаточной воспитательной работе широкая любознательность подростка может привести к разбросанности интересов, к поверхностному всезнайству.

Большее, по сравнению с младшими школьниками, богатство жизненных впечатлений способствует дальнейшему развитию воображения подростка. Это позволяет ему лучше представить другие страны, жизнь людей в прошлом. Итак, учебные возможности подростка во многих отношениях возрастают по сравнению с возможностями младшего школьника. Требования предъявляются к подростку высокие, и если появляются неудачи, за этим следуют упреки в семье и школе, что может отрицательно повлиять на отношение к учению. Причиной снижения успеваемости в средних классах могут быть и отвлекающие увлечения подростка.

Трудные жизненные ситуации рассматриваются исследователями наряду с такими понятиями, как «критические события», «негативные жизненные события», «стрессовые жизненные события», «травматические события». Всех их объединяет то, что они предъявляют к людям, испытывающим их, повышенные требования, вынуждают прилагать усилия и подключать дополнительные возможности для преодоления, ограничивают активность, то есть являются стрессорами.

Повседневные трудные жизненные ситуации, несмотря на их кажущуюся тривиальность и обыденность, для человека, попавшего в них, также являются стрессорами. Эти ситуации тесно связаны с опытом человека и с его психологическим реагированием на них. Для преодоления подобного рода ситуаций человек использует определенные способы поведения или копинг (совладающее поведение). Совладающее (копинг) поведение рассматривают, во-первых, как результат процесса, направленного на продуктивную адаптацию личности в стрессовых ситуациях, во-вторых, как относительно постоянную предрасположенность человека отвечать на стрессовые события определенным образом, в-третьих, как транзактный процесс или обмен между человеком и окружением с акцентом на его процессуальных характеристиках, в-четвертых, как личностное свойство, определяющее способность человека противостоять негативному воздействию трудных ситуаций.

Немаловажную роль в определении эффективности совладающего поведения играют ресурсы и возможности, которыми личность обладает или может использовать для преодоления трудной ситуации.

Трудновоспитуемость можно определить как невосприимчивость ребенка к положительному социальному опыту. То есть такие дети не могут использовать положительный опыт в своем взаимодействии с людьми. Известно, что развитие личности в онтогенезе происходит по преимуществу под влиянием взрослых, воспитательные воздействия которых направлены на формирование общественно одобряемых ценностей, норм, навыков. Если же ребенок не усваивает предписанных ему правил и ценностей, не выполняет требований родителей, учителей, то это рассматривается взрослыми как сопротивляемость педагогическим воздействиям, как трудновоспитуемость.

Несмотря на то, что в литературе имеются содержательные исследования, посвященные проблеме трудновоспитуемости, психологические критерии, отражающие сущность этого явления, конкретные методы диагностики и тем более коррекции развития личности трудных детей определены еще недостаточно.

Работа педагогов с трудными подростками часто осуществляется стихийно, по методу проб и ошибок. При этом к детям, психологическая природа отклоняющегося поведения которых совершенно различна, применяются одинаковые методы воспитания. В тех случаях, когда учитель, организуя педагогические воздействия, не знает истинных причин трудновоспитуемости ученика, а пытается ликвидировать только внешние признаки этого явления, перевоспитание подростка не происходит. Иными словами, причиной неудач педагогов в работе с трудными учениками часто является то, что в практике воспитания пока еще не применяются диагностические методы определения трудновоспитуемости, основанные на психологических критериях этого явления.

Воспитательный процесс представляет собой совместную деятельность воспитателя и воспитуемого, поэтому причина сопротивляемости подростка учителю может быть заложена в каждом из компонентов системы «учитель -- ученик» и в их взаимодействии. Например, отрицательное поведение ученика может быть обусловлено не только его личностными качествами, но и возникать как естественная реакция подростка на неумелые воспитательные воздействия. Поэтому констатируя то, что ученик ведет себя недисциплинированно, мы еще не вправе делать какой-либо определенный вывод об уровне его нравственного развития, наличии отрицательных качеств личности. Необходимо прежде всего вскрыть детерминанты отклоняющегося поведения подростка и разработать основанные на них приемы диагностики, поскольку нечеткость параметров трудновоспитуемости зачастую приводит к несостоятельности педагогических рекомендаций.

В соответствии с основными причинами, вызывающими негативные проявления в поведении, можно выделить четыре группы детей. Первую группу представляют подростки, причиной трудновоспитуемости которых являются отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, чрезмерно выраженные индивидуально-типологические особенности, вплоть до акцентуации характера, психопатий. Для выявления таких детей существуют хорошо разработанные методы психодиагностики. Педагогу достаточно знать об особенностях поведения учеников этого типа трудновоспитуемости, чтобы своевременно направить их к патопсихологу или психоневрологу и затем организовать для них комплекс медико-педагогических воздействий.

Следующую, довольно большую группу составляют подростки, у которых сопротивляемость требованиям воспитателя вызвана педагогически неверными формами воздействия. Например, если учитель, общаясь с подростками, не учитывает возрастные особенности учеников, то протест против норм и правил, навязываемых таким педагогом, будет вполне закономерным. Аналогично следует оценивать и те случаи, когда недисциплинированность подростка является своеобразным ответом на нетактичность учителя, невнимание к эмоциональному состоянию ученика, переживаниям, вызванным неблагоприятно сложившейся ситуацией (например, неблагополучие или несчастье в семье ученика; возникновение незначительных дефектов его внешности; трудности в общении с одноклассниками). Трудновоспитуемость такого типа является ситуативной, «ложной», и подростки этой группы не нуждаются в специальных воспитательных воздействиях. Напротив, именно педагог должен пересмотреть свою позицию и найти выход из создавшейся ситуации.

Третью группу составляют подростки, отклоняющееся поведение которых обусловлено значительными пробелами в овладении моральными и этическими знаниями, несформированностью нравственных представлений и особенно навыков нравственного поведения. Это, по сути, педагогически запущенные подростки, которые в силу бесконтрольности и попустительства со стороны взрослых не привыкли сдерживать свои импульсивные порывы, считаться с желаниями окружающих. Такие ученики нарушают нормы и правила поведения не потому, что отрицают их ценность, а потому, что не научились еще владеть своим поведением, не могут отказаться от сиюминутных желаний ради выполнения должного. Обычно такие подростки осознают свои недостатки и хотят избавиться от них, но им не хватает силы воли. Задача педагога в данном случае должна состоять в том, чтобы усилить уже имеющийся внутренний мотив ученика внешними стимулами. Иными словами, необходима постоянная кропотливая работа, направленная на заполнение тех пробелов в воспитании, которые были допущены ранее. Систематический контроль со стороны педагога, постоянная поддержка подростка в его стремлении овладеть своим поведением приносят положительные результаты.

Четвертую группу подростков, у которых сопротивляемость педагогическим воздействиям обусловлена изменениями личности, связанными с искажением представлений о своих взаимоотношениях с окружающими, можно назвать «собственно трудновоспитуемыми». В отличие от педагогически запущенных, которых надо довоспитывать, то есть дополнить их морально-этические знания и сформировать у них личностные качества, которых им недостает, «собственно трудновоспитуемые» подростки требуют иного подхода, предполагающего переделку их нравственных представлений и качеств личности, перевоспитания.

Подростки этой группы не принимают замечаний и требования педагогов, как бы справедливы они ни были. Несмотря на то, что поведение таких учеников явно противоречит существующим нормам, они не желают менять его, отказываются от помощи в учебе и вообще отрицают необходимость какого-либо вмешательства в их жизнь. На критические отзывы одноклассников и взрослых трудный ученик отвечает либо равнодушием, либо вызывающим поведением, всем своим видом показывая несогласие с негативной оценкой окружающими его поведения и личности в целом. Самое сложное здесь заключается в том, что ученик уверен в своей правоте. Он действительно не видит своих отрицательных качеств и всегда может оправдать свои даже самые неприглядные поступки. То, что подросток видит себя и свои отношения с окружающими совсем в ином свете, чем это есть на самом деле, приводит к сопротивлению ученика педагогическим воздействиям.

Несоответствие реально сложившейся ситуации и представления подростка о ней проявляется даже в учебной деятельности, хотя критерии оценки знаний достаточно однозначны. Формально признавая факт неуспеваемости, ученик не признает это как свой неуспех, как свой недостаток.

Подковко Е.Н.

к.п.н., преподаватель кафедры педагогического и специального образования

Селезнёва Н.Г.

студентка специальности «Социальная педагогика»
Сургутского государственного педагогического университета

Социальная нестабильность современного общества, разрушение традиционных институтов социализации, деформация привычных способов самореализации детей, подростков и молодежи, рост социально обусловленных и социально значимых болезней, коммерциализация сфер досуга настоятельно требуют обновления сложившихся форм воспитания подрастающего поколения.

Одним из приоритетных направлений работы социального педагога является социально-педагогическая деятельность с подростками девиантного поведения. В отличие от учителя-предметника место социального педагога не в кабинете, за учительским столом, а в школьных классах, секциях, на «тусовке», в разновозрастном отряде, там, где можно влиять на подростка с девиантным поведением. Только так социальный педагог может изучить личностные особенности такого подростка и определить возможные пути помощи ему.

Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального «зла» всегда привлекали внимание ученых. Философы и юристы, медики и педагоги, психологи и биологи рассматривали и оценивали различные виды социальной патологии: преступность, пьянство и алкоголизм, наркотизм, проституцию, самоубийства и т.п.

Девиантное поведение подростков – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Такое поведение у подростков часто возникает как проявление острого кризиса переходного возраста. Мироощущение таких подростков построено на следующих типичных положениях: «Я невинная жертва, и то, что я делаю, побуждают меня делать другие», «Я имею право брать то, в чем мне отказывают, и наказывать тех, кто отказывает мне в том, чего я хочу», «Я лучше всех и понимаю все», «Заработать что-либо не так хорошо, как получить это, не работая» и др.

Социологические исследования показывают компенсаторный характер девиантного поведения. В первую очередь это касается употребления наркотиков, которые восполняют нехватку общения, внимания со стороны близких, эмоционального тепла, разнообразных впечатлений, а также снимают стрессы, фобии различного вида. Молодым людям остро не хватает ярких впечатлений; серость, обыденность бытия, лишенная положительных эмоций и удовольствий, подталкивает некоторых из них к употреблению наркотических и токсических веществ. Употребление наркотиков можно рассматривать как складывающуюся молодежную субкультуру, овеянную ореолом таинственности, выполняющую функцию бегства от реальных проблем, трудностей, неустроенности в мир миражей и иллюзий.

Социологи фиксируют сегодня кризис социальной сферы в силу противоречивого влияния основных субъектов социума (семьи, учебного заведения, группы сверстников, средств массовой информации) на молодых людей.

Наличие стандарта, фиксирующего типичные черты ребенка определенного хронологического возраста, позволяет рассматривать каждого отдельного ребенка как вариант, более или менее отклоняющийся от основного типа. С учетом стандарта – ребенка массового типа возрастного развития – Л.С. Выготский выделил отсталого ребенка, ребенка-примитива с задержкой развития социокультурного происхождения и ребенка-дезорганизатора (как «трудного», так и одаренного). Подросток с девиантным поведением – это, как правило, ребенок-дезорганизатор.

Следует подчеркнуть, что с позиций самого подростка некие возрастные и личностные особенности позволяют считать поведение, рассматриваемое взрослыми как девиантное, «нормальными» игровыми ситуациями, которые отражают стремление к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного. Поисковая активность подростка служит расширению границ индивидуального опыта. В период взросления трудно провести границу между нормальным и патологическим поведением. Поэтому девиантом можно называть того подростка, кто «не просто одноразово и случайно отклонился от поведенческой нормы, а постоянно демонстрирует девиантное поведение», которое носит социально-негативный характер.

С определенными оговорками к девиантам можно отнести и категорию одаренных, поскольку и те, и другие резко выделяются среди сверстников, как в реальной жизни, так и в образовательных учреждениях среди объектов фронтальных педагогических воздействий.

Девиантное поведение подростка как категория представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативом. Поэтому варианты девиантного поведения раскрыты каждым автором исходя из собственных критериев (С.А Беличева, В.В. Ковалев, А.Е. Личко, Р. Мертон и др.).

Если, критерии девиантного поведения неоднозначны, то латентные правонарушения (безбилетный проезд, нарушение правил уличного движения, мелкие кражи, скупка краденого) могут остаться без внимания. Однако резкие изменения в поведении, когда потребности личности не соответствуют предложению; снижение ценностного отношения к себе, своему имени и телу; негативное отношение к институтам социального контроля; нетерпимость к педагогическим воздействиям; ригоризм в отношении к наркомании, проституции, бродяжничеству, попрошайничеству, связанный с особым виктимным опытом; правонарушения служат наиболее устоявшимися признаками девиантного поведения.

Основное назначение деятельности социального педагога – это помощь в социализации ребенка.

Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки цели и задач, которые необходимо решить специалисту. Цель социально-педагогической деятельности и ее конечные результаты зависят от того, насколько правильно определено содержание, какие выбраны методы для ее достижении и формы организации этой деятельности. В своей работе социальный педагог с подростками девиантного поведения должен знать и учитывать психолого-физиологические особенности, присущие данному возрасту.

Работа социального педагога с девиантными подростками должна основываться как на симптоматическом подходе (работа с конкретными симптомами отклонений), так и на каузальном, т.е. профилактическом, подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих). Необходимо учитывать, что эффективность социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения будет зависеть от реализации следующих условий:

1) своевременная диагностика проблем подростков девиантного поведения;

2) разработка и реализация программы по коррекции и реабилитации подростков с девиантным поведением;

3) комплексное взаимодействие различных специалистов (как сотрудников школы, так и специалистов привлеченных из других организаций) при реализации программы.

В систему работы с подростками девиантного поведения г. Сургута входят: комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города, Департамент по труду и социальным вопросам, Департамент культуры, молодежной политики и спорта, Департамент образования и науки, Городское Управление занятости населения, Управление внутренних дел, а также советы территориального общественного самоуправления.

В результате скоординированной работы всех вышеперечисленных организаций в городе сложилась устойчивая система, направленная на работу с несовершеннолетними, включающая три типа мероприятий:

  • работа, направленная на формирование правовой культуры населения города через активные формы работы;
  • избирательную работа, направленную на формирование защищенных факторов подростков группы «риска» через проведение комплекса реабилитационных мероприятий;
  • работа, направленная на коррекцию поведения подростков, совершивших преступления и правонарушения, через систему карательных мер.

    Все выше изложенное позволило разработать и апробировать программу социально-педагогической коррекции и реабилитации подростков девиантного поведения «Выбор есть всегда» .

    Цель программы :
    обеспечение социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением, включая коррекцию их поведения и социальную адаптацию в обществе.

    Задачи программы :

  • создать максимально благоприятные условия для нравственного, физического, эстетического развития личности ребенка;
  • удовлетворить потребности обучающихся в получении дополнительного образования;
  • способствовать адаптации личности к жизни в обществе;
  • формировать законопослушное поведение, уважение к национальному и культурному наследию, гражданскую ответственность, любовь к Родине и семье;
  • обеспечить социально-правовую защиту, психолого-педагогическую реабилитацию, охрану законных прав детей и подростков;
  • укрепить здоровье обучающихся;
  • способствовать включению семьи в процесс воспитания через участие во внешкольной деятельности.

    В качестве целевой установки можно рассматривать восстановление социального статуса в процессе творческого и физического развития детей.

    Важным условием успеха деятельности являлось то, чтобы она была организована в соответствии с определенными социально-педагогическими требованиями и условиями:

  • систематичность и целенаправленность любого воспитания и обучения, недопустимость их разрыва;
  • добровольность посещения, в отличие от учреждений закрытого типа;
  • возможность выбора занятий по интересам;
  • дружеское единство коллектива на основе уважения общественного мнения.

    Наша деятельность была организована по следующим направлениям:

  1. спортивно-оздоровительное;
  2. профессиональная ориентация;
  3. художественное творчество;
  4. техническое творчество;
  5. краеведческое.

Отнесение этих направлений к тому или иному виду воспитания является условным, так как нельзя четко разграничить грани применения тех или иных форм деятельности. В данном случае мы использовали принцип доминирования.

Предлагаемая программа подразумевает внедрение во внеурочное пространство активных форм деятельности обучающихся, учителей и родители, а именно: общественной, спортивной, культурно-досуговой. Такие формы позволяют привлечь большое количество участников, создать ситуацию самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка.

При разработке программы мы исходили из того, что изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является воспитание ребенка. Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция увеличения числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультур, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемии разводов. Так же необходимо отметить, по результатам многочисленных исследований, подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к самореализации, самоутверждению в жизненно важных ситуациях.

Через повышение уровня правовой, духовной, физической культуры учащихся, учителей и родителей, через формирование гражданского сознания и содействия в профессиональной ориентации можно помочь подросткам адаптироваться в современной жизни, реализовать свои права и достойно выполнить свои обязанности.

Разработанная и реализованная программа социально-педагогической коррекции и реабилитации подростков девиантного поведения «Выбор есть всегда» построена в соответствии с задачами работы социального педагога в общеобразовательном учреждении:

  • создание кружка технического творчества (радиотехника), что в свою очередь даст возможность заработать деньги своим трудом через оказание услуг по ремонту технических приборов;
  • посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях – демонстрация диапазона профессионального выбора;
  • конкурс юного дизайнера на лучшее оформление помещения;
  • трудовой десант (уборка пришкольной территории и генеральная уборка класса);
  • организация интересных встреч с представителями различных профессий.

    Гражданско-патриотическое воспитание . Его цель – формирование гражданского самосознания, развитие толерантности.

    Целью создания краеведческого музея «Мой город» являлось формирование интереса к прошлому своего края, развитие исследовательских навыков. В рамках деятельности музея проводились:

  • устные журналы, встречи с ветеранами Войны, воинами-афганцами;
  • работа в рамках проекта «Слово, игра, развитие» (журналистика);
  • участие в движение «Социальная инициатива» – помощь престарелым, слабым, обездоленным людям;
  • дискуссионный клуб «Новый взгляд молодых»;
  • проведение краеведческих экскурсий «Достопримечательности родного города».

    Проводя работу по этим и другим направлениям, нужно помнить, что лишь тесное единство всех сторон в воспитательном процессе может обеспечить успех социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения.

    Итак, эффективность социально-педагогической работы с подростками девиантного поведения связана с обеспечением многостороннего характера и гуманистической направленности оказываемой педагогической поддержки; наличием технологической гибкости и разнообразия в применяемых методах и приемах перевоспитания; распределением функций и четкой обоснованной структуры взаимодействия семьи, школы и других социальных институтов воспитания для создания комфортной, безопасной и педагогически организованной среды. Посредником в этом взаимодействии выступает социальный педагог.

    ЛИТЕРАТУРА

  1. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева [Текст]. – М.: Социальное здоровье России, 2004. – 280 с.
  2. Выготский, Л.С. Психология и учение о локализации психических функций / Л.С. Выготский // Собр. Соч: В 6 т. – Т. 1 [Текст]. – М.: Педагогика, 2002. – 495 с.
  3. Ковалев, В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков / В.В. Ковалев [Текст] // Нарушения поведения у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1981. – С. 11-23.
  4. Личко, А.Е. Эти трудные подростки: записки психиатра / А.Е. Личко [Текст]. – СПб.: Питер, 2002. – 280 с.
  5. Мертон, Р.К. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории) [Текст]. – М.: Прогресс, 1966. – 510 с.
  6. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко [Текст]. – М.: Академия, 2002. – 209 с.
  7. Официальный сайт администрации г. Сургута / Новости образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adminsurgyt.ru.
  8. Официальный сайт администрации ХМАО – Югры / Новости образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.admhmao.ru/.
  9. Плоткин, М.М. Педагогические аспекты социальной реабилитации детей с девиантным поведением / М.М. Плоткин, Г.И. Камаева [Текст] // Семья в России. – 2005. – № 1-2. – С.32-34.
  10. Потанин, Г.М. Психолого-коррекционная работа с подростками / Г.М. Потанин [Текст]. – СПб.: Питер, 2005. – 410 с.
  11. Райс, Ф. Психология подросткового возраста / Ф. Райс [Текст]. – СПб.: Питер Пресс 2007. – 420 с.
  12. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер [Текст]. – М.: Академия, 2001. – 360 с.
  13. Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой [Текст]. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 512 с.
Поделиться: