Как развить в ребенке креативность. Творческий ребенок

Развитие способностей ребенка - интеллектуальных, физических, творческих - это залог его успешности в дальнейшей жизни. Полученные в раннем возрасте навыки, знания, умения облегчают процесс школьного обучения, повышают самооценку, помогают развить детские способности и таланты. Детские психологи и педагоги рекомендуют особое внимание уделить развитию креативности у детей. Специалисты утверждают: сформированное в раннем детстве креативное мышление существенно облегчает процесс решения самых разных жизненных задач.

Что такое креативность?

Говоря о креативности, обычно подразумевают способность решать вопросы нестандартным путем, смотреть на окружающий мир с неожиданного ракурса и находить необычные способы выполнения различных задач. Считается, что изначально креативность присуща абсолютно всем. Это мнение не лишено оснований: все родители замечали, что дети, которые еще не знакомы с традиционными способами использования предметов, нередко находят им очень оригинальное применение. К сожалению, обучаясь решать задачи «правильным», стандартным способом, ребенок утрачивает креативные способности.

При грамотном подходе сохранить и развить креативность можно в любом возрасте. Существуют методики, которые даже взрослых заставляют стать более креативными и учат действовать нестандартно. Но, безусловно, лучший результат дают занятия, начатые в раннем возрасте.

Развитие фантазии и воображения

Современные родители оказываются перед сложным выбором кружков, секций и дошкольных заведений, которые обещают воспитать из ребенка творческую, неординарную личность. Но необходимо понимать: наиболее эффективными являются занятия с родителями. Создав в доме атмосферу, благоприятную для творчества и выделив время для общения с сыном или дочкой, родители могут сделать для их развития значительно больше, чем даже самый опытный преподаватель!

Развитие креативности начинается с формирования воображения и фантазии. Воображением называют способность представить определенный объект и удерживать его образ в своем сознании. Выделяют несколько стадий проявления воображения:

  • сновидения - неконтролируемое воссоздание образов, которыми человек не способен управлять;
  • мечты - контролируемое воспроизведение в сознании картин, которые вызывают приятные эмоции;
  • воссоздающее воображение, которое позволяет нам представить образы героев прочитанных книг, описанные кем-либо картины и т.д.;
  • творческое воображение, которое позволяет придумать абсолютно новые образы и разработать идеи, ранее не существовавшие.

Ребенок с легкостью может воссоздать в сознании сказочный мир, он искренне сопереживает выдуманным героям, легко воспринимает искажения реальности. Взрослому сделать это сложнее из-за накопленного опыта и запаса готовых образов и решений.

Развитие воображения у детей дошкольного возраста происходит исключительно во время игры. Лучшим периодом для этого считается период 5-7 лет, когда происходит активное формирование воображения. Дошкольники с удовольствием фантазируют и используют реальные предметы в качестве замены воображаемым. Обычная ветка у них мгновенно становится пистолетом, кресло - салоном автомобиля, а карандаш - волшебной палочкой.

Такие игры не принято называть «развивающими», однако они отлично развивают воображение и фантазию. Впоследствии эти качества проявляются в творчестве, а потом и в других сферах детской жизни. Интересно, что чем старше становится ребенок, тем легче он манипулирует придуманными образами.

С возрастом у детей формируется способность управлять собственной фантазией. Сначала она проявляется спонтанно, дети почти не умеют фантазировать по собственной воле. Дошкольники, а тем более, школьники уже могут регулировать поток фантазии, создавая образы по своему желанию. Заметить развитие этой способности можно, наблюдая за тем, как ребенок проявляет себя в творчестве. Приступая к рисованию или лепке, дети на ходу придумывают образы персонажей и добавляют им новые детали. А ребенок старшего возраста обычно планирует, что именно он хочет нарисовать или слепить, он может заранее вообразить законченный образ будущей поделки и подготовить только те материалы, которые необходимы ему для реализации задуманной идеи.

Игры для развития креативности

Стимулировать воображение можно при помощи самых разных игр:

  1. конструкторы отлично подходят для развития пространственного мышления;
  2. занятия творчеством способствуют формированию эстетического вкуса, учат видеть конечную цель работы и воплощать придуманные образы в рисунках или поделках;
  3. головоломки помогают улучшить логические способности, развивают умение находить нестандартные решения различных задач;
  4. ролевые игры тренируют социальные навыки, учат моделировать различные ситуации, создавать цельные образы, удерживать их в сознании на протяжении длительного времени и манипулировать ими по своему желанию;
  5. словесные игры подходят для детей в возрасте от 6 лет, они помогают развить вариативность и скорость мышления.

Но любая игра будет эффективной только в том случае, если заниматься ей вместе с ребенком, вносить в нее элементы развивающего обучения, стимулировать воображение.

Например, если ребенок увлекся строительством домика из конструктора или кубиков, ему стоит задать вопросы: кто будет здесь жить, кто будет приходить в гости к хозяину домика. Если ребенок включится в процесс фантазирования, с ним можно придумать сказку, разыграть любую ситуацию, создать образы различных персонажей.

Иногда можно провести для детей тест на креативность, предложив им самостоятельно придумать историю, разобраться с логической задачкой или сделать поделку. Но ни в коем случае не говорите им, что вы их тестируете! Они должны воспринимать такое задание как игру, не нервничая, не пытаясь соответствовать вашим ожиданиям.

Развивая воображение и фантазию ребенка, стоит придерживаться следующих правил:

  1. откажитесь от желания критиковать процесс и результаты детского труда - ваша задача заключается не в том, чтобы научить его создавать шедевры, действуя по шаблону, а в том, чтобы развить его фантазию;
  2. не делайте всю работу за ребенка, предоставьте ему возможность действовать самому;
  3. не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему не нравится, дайте ему свободу выбора, постарайтесь увлечь его, но не требуйте строить или рисовать, если у него нет соответствующего настроения;
  4. старайтесь находить занятия, которые не вызовут скуку - если ему будет интересно, от игры он получит не только удовольствие, но и максимальную пользу;
  5. поощряйте у ребенка самостоятельность и любопытство, позволяйте ему задавать вопросы, искать ответы на них.

Но самое главное - прислушивайтесь к своему ребенку! Выбирайте те методы развития воображения, которые будут соответствовать его темпераменту, его интересам и настроению. Даже если вы не сумеете заинтересовать его играми, направленными на совершенствование креативных способностей, не отчаивайтесь! Фантазируйте вместе с ребенком, и вы обязательно найдете способ научить его мыслить нестандартно.

Креативным называют человека, который не просто движется в общем потоке с толпой, а может видеть в обычных вещах что-то интересное, умеет придумывать что-то новое. Если нужно короткое определение креативности, то это способность мыслить нестандартно, генерировать новые идеи. Креативность заложена в каждом человеке, особенно ярко она проявляется в детстве и подростковом возрасте. Но постепенно человек начинает мыслить более узко, шаблонно, подавляет свое творческое начало, поэтому ему трудно создать что-то новое и уникальное. Как развить креативность? Расскажет «ЛегкоПолезно».

Составляющие креативности

Понятие «развивать креативность» слишком неопределенное, непонятное. Если мы хотим накачать мускулатуру, мы ходим в спортзал и работаем над определёнными мышцами. Если стремимся изучить язык, учим новые слова, составляем из них предложения и т.д. А над чем именно нужно работать, чтобы развить креативность?

Главная его составляющая - это воображение, поэтому в первую очередь необходимо работать над этим. Но важны и другие креативные способности:

Способность генерировать огромное количество идей в сжатые сроки: так больше шансов придумать то, что действительно пригодится.

Оригинальное и гибкое мышление без стандартных шаблонов, благодаря которому на свет появляется что-то новое, нестандартное, и человек может быстро переключаться с одного на другое.

Чтобы сгенерировать новую идею, нужно быть открытым к новой информации, пополнять свои знания, так как часто своего опыта не хватает, или же мозг выдаёт стандартные решения проблемы.

Также важна восприимчивость. Это умение находить простое в сложном, необычные вещи в обычном, рассмотреть все детали, выявить противоречия и так далее.

Креативный человек должен уметь мыслить цельными образами, а также уметь обобщать и строить единое целое из разных знаний и идей. Но одновременно он способен детализировать проблему, разбить ее на части, чтобы уяснить ее суть.

Креативность у детей

С теорией разобрались, теперь пора переходить к практике. Для развития креативности, творческих способностей, можно и нужно выполнять различные упражнения. Хорошо, если ребёнок рос в творческой среде, уже с 3 лет подражал взрослым, у которых были хорошо развиты эти качества.

Как можно развить креативность у детей и взрослых

Со временем у него они тоже должны проявиться и закрепиться, рано или поздно должен открыться талант в той или иной области. Постепенно ребёнок перестанет подражать своему учителю и перейдёт к самостоятельному творчеству. Но некоторые люди так и остаются подражателями всю жизнь.

Как развивать

Развитие креативности у детей - это не только общение с людьми с нестандартным мышлением. Можно целенаправленно работать над этими качествами. Как и большинство навыков в этом возрасте, он приобретается во время игры. Ребёнку должно быть интересно, должен нравиться сам процесс, то есть в этом случае главное не результат, а само занятие.

Как можно развить креативность у детей и взрослых

Важно создать особую атмосферу, быть доброжелательным и открытым. Не стоит критиковать ребенка, даже если вы считаете, что критика заслужена, быть нетерпеливыми, так как таким образом вы погубите первые ростки пробивающегося у него таланта. Также не нужно настраиваться на моментальные результаты: они могут появиться не сразу. Если вы отдаёте ребёнка в какой-либо кружок или центр развития, тщательно выбирайте учителя. Развивать креативное мышление у детей может только тот педагог, который сам обладает креативным складом ума.

Упражнения

Есть упражнения для развития у детей креативности. Это, кстати, хороший способ весело провести время с семьёй или же развлечь ребятишек во время семейного праздника.

Придумываем забавную историю. Возьмите любую книжку (лучше словарик) и выберите в ней 2 любых слова, абсолютно не связанных друг с другом. Вам необходимо придумать какую-то забавную историю, которая бы объединила их, так, чтобы между этими разными словами прослеживалась взаимосвязь. Постепенно количество слов можно увеличивать.

Изобретаем новые слова. Мы уже практически с пелёнок знаем, что стол - это стол, а, допустим, кот - это кот. Пусть ребенок попытается придумать новые, необычные названия привычных предметов. Как можно еще назвать подушку? Может, мягкосплюх?

Рисуем необычное животное. Это простое упражнение. Дайте ребёнку чистый лист бумаги, а также фломастеры, можно карандаши.

Как можно развить креативность у детей и взрослых

Пусть он придумает животное, которого не существует, а заодно и название для него.

Придумываем дом. Какие у нас обычно строят дома? Прямоугольник, на фоне которого множество других прямоугольников - окон. Поставьте перед ребёнком задачу - придумать и нарисовать необычный дом, например, треугольный, с круглой крышей и так далее.

Эти упражнения помогут развить креативность у ребёнка. Однако и взрослый человек может работать над собой.

Креативность у взрослых

Если нужно развить креативное мышление у взрослых, важно создать подходящий психологический настрой. Человек, который ощущает себя неудачником, не сможет быть генератором идей.

Боремся со страхами

Творческое начало в человеке может загубить неуверенность в себе, страхи и сомнения. Поэтому необходимо научиться контролировать свои страхи, неуверенность, убирать это негативное отношение к происходящему. Как с этим бороться? Прежде всего, признать, что эти чувства у вас имеются. А потом стараться заменять их позитивными мыслями. Хорошо помогает упражнение под названием «Тик-так». Принцип действия тот же - отслеживать свои страхи, а потом заменять их на положительные мысли, но делать это не в голове, а в тетрадке, то есть всё записывать. Разделите лист на 2 части. Над первой подпишите «тик», над второй - «так». В первой нужно записывать свои страхи, во второй - способы борьбы с ними, позитивные мысли. Например, вы написали под «тик», что никогда не сможете что-то сделать. Теперь осталось найти решение проблемы: действовать постепенно, шаг за шагом, составив подробный план. Главное - это начать. И так расписываем каждый страх. Постепенно вы заметите, что у вас все негативные мысли стали заменяться позитивными. Но для этого придётся проделывать данное упражнение множество раз.

Как можно развить креативность у детей и взрослых

Старайтесь как можно чаще вспоминать о своих успехах, можете даже записать все случаи, когда вы добивались успеха. Это поможет приобрести уверенность в себе и добиться большего. Также нужно самого себя убедить, что вы - творческая личность. Люди часто мыслят и чувствуют так, как сами себя представляют, или как о них думает их окружение. Поэтому важно почувствовать себя творческими людьми. Для этого нужно написать небольшой рассказ о том, что вы являетесь творческим человеком. А также придумать и записать несколько утверждений, не только от первого, но и от второго и третьего лица, например, «Елена, ты - творческая личность» или «Я наделён даром творчества».

Развиваем креативность

Когда страхи ушли, можно начинать тренировки, которые помогут развить креативность. Старайтесь тренировать у себя «двойное зрение», которое поможет увидеть то, что многие не замечают. Научитесь внимательно смотреть на мир: любое дерево или необычная конструкция могут подсказать вам нужную идею. Старайтесь следить за своими мыслями, записывайте всё то, что приходит вам в голову. Придумали - тут же зафиксируйте всё на бумаге. Организуйте свой «банк данных», храните эти идеи или в специальной коробке или же в ящике стола.

Как можно развить креативность у детей и взрослых

Часто полёту фантазии мешает тот факт, что все мы живём, подчиняясь какой-либо привычке. Всё у нас «разложено по полочкам», поэтому и мыслим мы узко. Чтобы как-то справиться с этой проблемой, надо составить список своих привычек и постепенно некоторые из них менять.

Мы часто слышим, что ключевая компетенция, которую стоит развивать взрослым и детям - это креативность, творческий подход. Почему он так важен сегодня (и будет еще важнее завтра), зачем искать несколько ответов на один вопрос и как всему этому научиться, - читайте в нашей статье.

Какая от креативности польза?

Креативный ребенок? А зачем? - скажет кто-то. Пусть он будет образованным, воспитанным, в контакте с собой, - разве этого недостаточно для счастливой и успешной жизни? Но футурологи и педагоги все чаще говорят, что именно творческая жилка будет ценным инструментом в обществе, когда наши дети вырастут. Ведь мир меняется: будущим поколениям придется всерьез столкнуться с проблемами голода, перенаселенности и миграции, экологии, истощения нефтяных запасов и перехода на другие источники энергии, - и мир будет меняться неизбежно, в большинстве сфер. А значит космически повысится ценность таких людей, которые умеют находить удачные и нетипичные решения сложных задач - больших и маленьких, в обход стереотипов и закостенелой логики. То есть - нужны будут люди творческие, креативные. И если творчество мы привычно относим к сфере искусства и вдохновения, то креативность больше похожа на ремесло, она помогает решать повседневные задачи.

Креативный человек может сэкономить или заработать огромные средства: скажем, Питер Юберроут во время подготовки Олимпийских игр в Лос-Анджелесе в 1984 предложил ряд новых идей, и город заработал на играх 250 млн долларов, хотя обычно организаторы тратят на Олимпиаду миллионные суммы. Креативный человек может облегчить жизнь сотням и тысячам людей: скажем, Дэвид Келли и его компания IDEO когда-то придумали компьютерную мышку по заказу Стива Джоббса, а теперь создают человечные системы управления для больниц, отелей и крупных компаний. Креативщики цепляют нас за живое, поднимают настроение и заставляют смотреть на мир иначе - хотя бы когда создают рекламные ролики и слоганы. Да и вообще, люди с прокачанной креативной жилкой не только получают приличный доход, но и живут веселее прочих, ведь они умеют выскакивать из неудобных схем и давящих ситуаций. В трудную минуту они не застрянут в позиции жертвы, а найдут силы и средства для хороших и правильных действий.

Еще один аргумент в пользу развития креативности: сегодня меняется сам подход к образованию. Благодаря гаджетам и информационным сетям, мы имеем быстрый доступ почти к любым данным. А значит, важно уже не просто выучить тему, а научиться быстро и гибко работать с информацией, развить те качества, которые не сможет отнять у нас техника: лидерство, эмпатию и, конечно же, креативность.

Простые средства на каждый день

«Хорошо, вы меня убедили! - скажет заботливый родитель. - Пусть мой сын или дочь растут креативными и всех победят, что для этого нужно?» На этот счет есть общие рекомендации, которые помогают создать атмосферу, питательную почву для детского творческого начала, чтобы оно колосилось и крепло год за годом. И есть специфические методы, которые помогают поднять креативность на уровень навыка: ведь мы учим детей кушать с помощью ложки и вилки, учим их писать каллиграфическим почерком, говорить вежливые слова на автопилоте, - и точно так же можно научить ребенка включать креативность. Но начнем с простых вещей.

* Давайте волю детской фантазии. Дети способны увидеть живое существо в палочке или пакете с крупой, они «развлекают» взрослых безумными идеями глобальных проектов - как построить трубопровод из трубочек для коктейля между двумя квартирами, чтобы передавать друг другу сок по утрам, они способны создать нечто из ничего. Не критикуйте детей за их «несбыточные» фантазии, наоборот, поддерживайте их.

* Пусть ребенок рисует. Следите, чтобы у сына или дочки всегда было достаточно бумаги и удобных цветных карандашей или маркеров для рисования, чтобы они всегда могли нарисовать свои фантазии и задумки (и в идеале - повесить на стену). Фиксация творческих идей в образах - это важная привычка, она организует сознание и укрепляет связь с реальностью.

* Дайте ребенку пространство для реализации своих проектов. Пусть у него будет право строить замки из подушек, наклеивать скотчем на пол дорожную разметку, возводить на тумбочках и полках бумажные города для игрушек и протягивать между шкафом и кроватью «монорельс» из швейных ниток. Хотя бы в границах своей комнаты или уголка для игр - пусть детка воплощает свои желания.

* Вместо «правильно» - говорите «здорово», «интересно», «любопытно», «отлично». Вместо «неправильно» - «а почему?», «может быть», «давай посмотрим так»… Учите ребенка отстаивать свою позицию, аргументировать, вести дискуссию.

* Покажите ребенку, что учиться - весело и интересно. Этому могут помочь хорошие книги с картинками - со стихами и сказками, о науке и истории. Фильмы, мультики и научные шоу, которые сейчас доступны. Ваши совместные поездки, прогулки и разговоры. Пусть еще до школы с ее организующим и дисциплинарным подходом ребенок узнает, что получение знаний и знакомство с миром может стать увлекательным приключением.

* Знакомьте ребенка с разными иностранными языками и культурами. Покажите ему мультик на немецком, включите ролик, где малыши его возраста разговаривают на английском или японском. Если вы вместе едите роллы в «японском» ресторане или пасту в «итальянском» кафе - обратите на это внимание ребенка, расскажите немного о традициях этих стран, чтобы он мог видеть мир как сплетение разноцветных нитей, а не странный винегрет.

* Обеспечьте детям культурный багаж. Ставьте хорошую музыку и рассказывайте о композиторах, показывайте репродукции картин, фотографии архитектурных шедевров, ходите с ребенком в театры и музеи. Важно одно: чтобы ребенку было интересно, поэтому постарайтесь увлечь и зацепить его, а если что-то наводит на малыша скуку - оставьте это. Многие взрослые с тоской вспоминают, как в детстве их «пичкали» филармонией и галереями, и это не пошло им впрок.

* Поощряйте юмор. Шутки, ирония, юмор - это особые процессы, очень близкие творческому подходу. Они тоже позволяют отходить от стереотипов и серьезных насупленных схем, дают новый взгляд на мир, оживляют эмоции и питают спонтанность. Поэтому шутите сами, поощряйте к этому ребенка, читайте веселые и парадоксальные стишки и сказки - Юнну Мориц, «Матушку Гусыню», Заходера, Хармса.

Методики развития креативности

А теперь - о специальных средствах для развития творческого начала. В мире появилось уже немало методик, которые помогают взрослым и детям настраиваться на творческую волну и находить креативные решения самых разных задач. Сегодня эти методики активно используются в бизнесе, политике, рекламе, управлении и, конечно же, образовании. Расскажем о трех популярных системах, с которыми можно легко ознакомиться по книгам и внести их в свое общение с ребенком, использовать некоторые инструменты в жизни семьи.

Дизайн-мышление

Термин «дизайн-мышление» родился в Силиконовой долине в 60-х годах прошлого века, затем оттачивался в Стэнфордском университете и после этого вышел в массы. Дизайн-мышление смотрит на мир как на сложный механизм, работу которого всегда можно улучшить, придать ему более удобный дизайн, и удобство для человека - это ключевой момент. В дизайн-мышлении мы при решении любой задачи в первую очередь смотрим на людей, для которых ищем решение, пытаемся понять их ценности и потребности, наблюдаем за ними «с открытыми глазами», без предвзятых схем. Так что эмпатия - один из китов дизайн-мышления. Еще один кит - коллективное творчество: группа людей умнее каждого отдельного участника, поэтому важно подхватывать и развивать идеи друг друга, сотрудничать. Так что в дизайн-мышлении всегда работают команды. И эти команды всегда мыслят визуально, фиксируют свои идеи карандашом на бумаге, создают модели решений из конструктора Лего, чтобы проверить, как это будет работать.

Так что приемы дизайн-мышления могут быть очень привлекательны для ребенка и всей семьи, они будто приглашают поучаствовать в креативной игре. И цель игры - улучшить что-то в жизни семьи или придумать новое интересное решение задачи. Что подарить бабушке на юбилей, как разгрузить маму в работе по хозяйству, как помочь брату успевать делать уроки и не забывать про секции и кружки? Такая креативная работа - очень вдохновляющий опыт, она дает много удовольствия от совместных поисков и лишает страха придумывать что-то новое.

Например: Мама устает от работы на кухне, ей не хватает благодарности домочадцев и времени для разных симпатичных дел, она драматично объявляет семье, что больше так не может. Семейство с любопытством смотрит на маму и пытается решить проблему по-дизайнерски. Первый этап - эмпатия, пытаемся маму понять, чего она хочет? - вкусной и полезной еды для всех, чистой и уютной кухни, она не готова махнуть рукой на немытую посуду и наотрез отказывается кормить семью полуфабрикатами. Второй этап - фокусируемся на проблеме: как мы можем маме помочь, приступаем к генерации идей. Выслушиваем и записываем все, особенно детские предложения: купить посудомоечную машину (да!), нанять домработницу (нет!), варить только каши и макароны (папа не согласен), каждый готовит себе сам (мама закатывает глаза), готовить еду на неделю вперед, выращивать еду в горшочках, а что каждый член семьи может делать на кухне? дочка хочет украшать блюда шоколадом - поток идей становится все веселее и фантастичнее. Когда поток иссякнет, выбираем из списка те идеи, которые понравились всем и их можно реализовать, рисуем схему: на завтрак мама готовит кашу (омлет, гренки), папа раскладывает тарелки, ложки и наливает чай, дочка моет фрукты и украшает тарелки шоколадом. Дети могут воплотить схему с помощью Лего. Наутро тестируем решение.

«Думай как дизайнер». Жанна Лидтка и Тим Огилви. http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/dizain_myshlenie_dlya_menegerov/

Теория решения изобретательских задач

Эту теорию начал разрабатывать в 40-х годах прошлого века Генрих Альтшуллер, советский изобретатель и писатель-фантаст. Он исследовал более 40 тысяч патентов и выделил 40 стандартных методов, которые используют изобретатели. После этого Альтшуллер создал алгоритм решения изобретательских задач и сформулировал главные законы развития технических систем. Сегодня метод получил распространение во многих странах мира, методика приспособлена для образования детей всех возрастов, она применяется в высшем образовании, в бизнес-консультировании и решении проблем экономической и социальной сферы. Теоретический ТРИЗ довольно тяжеловесен и труден для понимания, в нем много технических терминов и схем. Но если использовать практические пособия для детей - то занятия становятся веселыми и интересными. И хотя по-настоящему эффективные занятия может вести только подготовленный ТРИЗ-педагог, но все равно задачи из сборников по ТРИЗ могут очень продвинуть в креативности и ребенка, и родителя.

Методика ТРИЗ говорит, что не нужно давать детям готовые объяснительные схемы, а надо побуждать ребенка самостоятельно искать связи и закономерности явлений. Ребенок не должен опираться на стереотипы, в ТРИЗе его учат смотреть на события, анализировать их и самому устанавливать систему ориентиров для поиска решений. Сначала ребенок учится находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду: что общего между цветком и деревом, между картиной и дверью? Потом ребенка побуждают фантазировать, изобретать: придумать новый удобный стул, найти способ выжить на необитаемом острове, где есть только коробки с конфетами. Затем происходит решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью приемов ТРИЗ. В итоге ребенок учится находить выход из любой ситуации, использует нестандартные, оригинальные решения проблем.

Например: Мы задаем ребенку исследовательскую задачу из сборника ТРИЗ. Когда медведица отправляется на охоту, она оставляет медвежат одних, но при ее возвращении медвежата ведут себя очень странно - едва завидев маму, залезают на тонкие деревца, и только когда она подойдет совсем близко, спускаются к ней. Почему они так себя ведут? - даем ребенку возможность высказывать идеи и понемногу направляем его. Медвежата хотят с высоты лучше видеть маму? Они хотят сделать ей сюрприз? Может быть, они боятся? Не сразу узнают маму издалека? А почему тогда на тонкие деревца? Тонкое дерево выдержит маленького медвежонка, а большой медведь не сможет на него залезть, останется внизу. Наверное, медвежата так прячутся на всякий случай? Ведь вдруг это не мама, а чужой злой медведь, - вот мы и нашли правильный ответ. При этом важен не столько ответ, сколько исследовательский путь ребенка к нему, именно это учит его искать связи, пробовать разные подходы, выбирать лучшее решение.

Книги. «Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов». Геннадий Иванов. http://www.ozon.ru/context/detail/id/19962312/

«Занятия по ТРИЗ в детском саду». Светлана Гин. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3364912

«150 творческих задач о том, что нас окружает». Александр Гин, Ирина Андржеевская. http://www.labirint.ru/books/228479/

Латеральное мышление

Термин «латеральное мышление» предложил в конце 60-х Эдвард де Боно, сегодня он - один из самых авторитетных в мире экспертов в сфере креативности, «гуру менеджмента». Термин оказался настолько удачным, что его занесли в Оксфордский словарь английского языка. «Латеральное» означает «боковое», оно противопоставляется привычному «вертикальному» логическому мышлению и ищет решение трудных проблем с помощью необычных «боковых», «обходных» методов или элементов, которые обычно игнорируются логическим мышлением. Все мы помним забавные задачки, которыми дети развлекают друг друга: «Почему едет трамвай?» - «Потому что у него план?» - «Нет! По рельсам! Я спросил «по чему едет трамвай». И это некий вариант латерального мышления, когда сознание немного перестраивается и учится видеть нестандартные схемы в привычной реальности.

Латеральное мышление имеет ту же основу, что инсайт или юмор, но им можно овладеть как навыком и применять намеренно. Уже знакомый нам Питер Юберроут, который помог Лос-Анджелесу заработать на Олимпиаде, признавался, что при разработке своих концепций применял методы латерального мышления. Считается, что латеральное мышление включает перестройку паттернов, в которые организован наш опыт и память, помогает изменять стереотипы, уходить от сковывающих паттернов и создавать новые. А для этого нужно отказываться от лежащих на поверхности логических решений, доверять озарениям, сомневаться в допущениях, хвататься за новые идеи, находить новые точки входа в задачу.

Например: Один из способов включить латеральное мышление - составить так называемый «ПЛЮМИН» - карту своего отношения к ситуации, в которой будут отмечены ПЛюсы, Минусы и просто ИНтересные моменты. Только после этого не нужно сравнивать, чего больше - плюсов или минусов, не нужно анализировать их логически. Соль в том, что уже во время этой простой работы мы включаем незадействованные резервы и оцениваем ситуацию широко. За время составления «ПЛЮМИНа» у детей и взрослых часто меняется отношение к ситуации, находится неожиданное решение, а мозг учится особой концентрации и внелогическому поиску решений. Скажем, мальчик не знает, стоит ли ему продолжать ходить на йогу, что-то отталкивает его и смущает. Он садится за стол, разделяет лист на три зоны и заполняет их: плюсы - занятия проходят близко от дома, их ведет интересный тренер, нравятся ощущения от некоторых асан, полезно для здоровья; минусы - нужно в воскресенье вставать рано и идти на занятие, некоторые дети в зале ведут себя глупо, тренер шутит про состояние ума и карму; интересно - узнавать новых людей, ощущать свое тело… В голове внезапно проясняется: «Да, я, пожалуй, продолжу ходить на йогу!» - так в процессе работы открываются новые ракурсы ситуации и новые линии развития. Если ребенок еще не пишет, он может наскоро рисовать плюсы и минусы.

Книги. «Я прав - вы заблуждаетесь», Эдвард де Боно. http://www.labirint.ru/books/110653/

«Шесть шляп мышления», Эдвард де Боно. http://www.labirint.ru/books/97575/

Креативность - важное умение для самых разных сфер жизни. В работе и учебе оно помогает видеть решения сложных задач. В общении с близкими и дальними людьми - помогает лучше понимать их и находить к ним подходы. В любви, творчестве, в жизни души - тоже позволяет замечать и реализовывать новые перспективы и ценные возможности. Развивать творческие способности несложно - не бойтесь экспериментировать, и вы обязательно откроете новые таланты своего ребенка и увидите новые грани его личности!

Любовь Быстрякова

Цель: развитие способности педагогов находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри коллектива.

Задачи:

1. Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления.

2. Осознание характеристики креативной среды.

3. Формирование навыков и умений управления творческим процессом.

Материалы: мяч, листы бумаги формата А4, ножницы, карандаши, ручки, фломастеры, маркеры, клей, ватман, газеты, журналы, карточки с изображениями Пятачка, Винни-Пуха, Кролика, Тигры.

Предварительная работа: диагностическое исследование творческого потенциала педагогов образовательного учреждения (Приложение 1) .

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть. Одна из главных составляющих федерального государственного образовательного стандарта, центральная фигура, без которой немыслимо их успешное внедрение в систему образования, – это педагог. Как Вы считаете, какими качествами должен обладать педагог?

Ответы:

Креативный;

Владеющий современными образовательными технологиями;

Эффективно взаимодействующий с семьями воспитанников;

Открытый новшествам;

Мотивированный на работу с детьми;

Способный к личностному и профессиональному развитию.

Без развития креативности и готовности к инновационной деятельности невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни.

Мы, педагоги, как никто другой должны быть креативными людьми. Ведь чтобы развивать в детях творчество, нужно самим быть творческими людьми.

Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в детях, но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А как найти новое? По мнению советского кинорежиссёра Сергея Гиппиуса так: «Трудное сделать привычным, привычное – легким, легкое – красивым». Сегодня в ходе тренингового занятия подумайте над собственными рецептами.

Принятие правил работы в группе (активность; искренность; Я-высказывания; конфиденциальность; безоценочность; активное слушание; правило «здесь и сейчас»).

Упражнение на сближение участников группы

Игра-фантазия «Магия нашего имени»

Цель: Упражнение помогает ближе познакомиться участникам тренинга друг с другом, развить умение презентовать себя.

Материалы: мяч.

Время: 10 минут.

Процедура: Участники усаживаются в круг. Предложите игроку, сидящему справа от Вас, назвать свое полное имя. Затем выступающий должен сообщить что-нибудь о своем имени. Он может, например, попытаться ответить на такие вопросы:

От кого я получил свое имя?

Есть ли мои тезки среди известных людей?

Знаю ли я литературных или кино-героев, носящих то же имя?

Нравится ли мне мое имя? (Если нет, то какое бы имя я хотел иметь)

Знаю ли я, что означает мое имя?

Как имя влияет на мое поведение в жизни?

Каждый участник сам решает, что рассказать и как прокомментировать свой рассказ.

Закончив говорить, выступающий передает мяч следующему. Игра идет дальше по кругу против часовой стрелки.

Этапы работы:

I. Этап – разогрев

Упражнение «Перекинь мяч»

Цели: развитие вербального и невербального общения, сближение членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиск быстрого решения поставленной задачи.

Материалы: мяч.

Время: 2 – 5 минут.

Процедура: Приглашаются желающие. Участники стоят в тесном кругу. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8. Им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Задание несложное, обычно на его выполнение в первый раз требуется примерно по 2 секунды на каждого участника. Упражнение повторяется 3 – 4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 секунды на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 секунду на всю группу.

Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника. Задача решена!

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий, разминка.

Вопросы для обсуждения:

1. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?

2. Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?

3. Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников, и как удавалось преодолеть эти ограничения?

II. Этап – Основная деятельность

Упражнение «Арка»

Цель: развитие творческих способностей через поиск нестандартного решения поставленной задачи.

Материалы: листы бумаги формата А4, ножницы.

Время: 10 минут.

Процедура: Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить из одного листа арку такого размера, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Арка должна состоять из непрерывной полосы бумаги, но пользоваться какими-либо скрепляющими принадлежностями нельзя, в распоряжении участников имеются только ножницы. Продемонстрировать как можно больше способов.

Вопросы для обсуждения:

Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?

Часто ли возникают такие ситуации?

Кто подсказал решение или это коллективное?

III. Этап – Завершение

Упражнение «Творческая жизнь»

Цель: обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Время: 7 – 15 минут.

Материалы: бумага, карандаши, ручки, фломастеры, маркеры, клей, ножницы, ватман, газеты, журналы.

Процедура: Участники объединяются в мини-группы по 5 – 6 человек, и получают задание: сделать с помощью метода коллажирования портрет творческого педагога, определить и записать качества творческого педагога. Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь».

Разделение обязанностей в группе: докладчик, секундант, секретарь. Самые светлые волосы, самый длинный каблук, часы на руках.

Обсуждение в группе: разобрать все предлагаемые варианты.

Регулярно выполняйте физические упражнения.

Овладевайте техникой релаксации и медитации.

Совершенствуйте уверенность в себе.

Ведите дневник, делайте зарисовки, пишите стихи, короткие рассказы и песни.

Читайте художественную литературу, развивающую воображение.

Задумывайтесь об альтернативных способах использования предметов, с которыми вы сталкиваетесь в повседневности.

Задумывайтесь о сходстве непохожих друг на друга вещей.

Посещайте вдохновляющие места.

Займитесь делами, о которых вы обычно не помышляли.

Старайтесь быть более спонтанными и общительными.

Рефлексия. Обратная связь.

Обращаясь к участникам тренинга, расскажите о том, что сегодня было важным и необычным именно для Вас. Придумайте и произнесите пожелание своим коллегам на прощание.

В завершение ведущий предлагает выбрать одну из карточек: Пятачок, Винни-Пух, Кролик, Тигра (Приложение 2) .

Литература:

1. Грецов А. Г. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие. – СПб. : СПбНИИ физической культуры, 2006. – 44 с.

2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб. : Питер, 2009. – 448 с. Серия: Мастера психологии.

3. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М. : Генезис, 2002. - 336 с.

4. http://www.ruskid.ru/razkraski/267-ras102.html

Приложение 1

Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И. В. Никишина).

Цель методики: изучить способности педагога к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности.

Вопросы:

1. Я стремлюсь изучать себя.

2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.

6. Я исследую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10. Я стремлюсь быть более открытым.

11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

13. Я получаю удовольствие от усвоения нового.

14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15. Я бы отнесся положительно к моему продвижению по службе.

Оценивание:

5 баллов – данное утверждение полностью соответствует действительности;

4 балла – скорее соответствует, чем нет;

3 балла – и да, и нет;

2 балла – скорее не соответствует;

1 балл – не соответствует.

Подведение итогов:

75 – 55 баллов. Активное саморазвитие.

54 – 36 баллов. Отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий.

35 – 15 баллов. Остановившиеся саморазвитие.

Приложение 2

Замечательный выбор – Пятачок !

Сегодня Вы так трогательны и обаятельны! Конечно, Вам не чужды страхи и сомнения, но верные друзья, ради которых Вы готовы на все, всегда могут оказать вам поддержку. Вы очень эмоционально воспринимаете мир. И мы надеемся, что будущее Вас порадует!

Сегодня Вы выбрали Винни-Пуха .

Вы – само добродушие и открытость. Спокойны и уверенны в себе. Вам хочется экспериментировать, и в Вашей голове великое множество идей. Сегодня Ваше обаяние не знает границ. Дерзайте, мечтайте, покоряйте всё новые вершины!

Ваш выбор – Кролик .

Без сомнения, Вы – эрудит и организатор. Вам по плечу любое задание, потому что Вы умеете планировать, мобилизоваться. Вы смотрите на чужие ошибки со снисхождением и умеете принимать окружающих такими, какие они есть. Желаем Вам удачи во всех начинаниях и оптимизма!

Олицетворением вашего выбора является Тигра .

Поделиться: