Причины агрессии у подростков. Подростковая агрессивность

Подростковая агрессия в последнее время стала очень важной социальной темой. В новостях часто мелькают репортажи о том, как дети проявляют друг к другу жестокость, бьют и унижают своих сверстников, а иногда и взрослых людей. Многие родители боятся столкнуться с такой семейной проблемой, потому что не знают, как найти выход из этой ситуации. Так в чем же причины этой агрессии? Можно ли её избежать, к кому обращаться за помощью?

Что представляет собой подростковая агрессия?


Агрессия в подростковом возрасте – разновидность девиантного поведения среди подростков, которая часто является защитной реакцией психики на неблагоприятные жизненные обстоятельства.

Находясь в состоянии агрессии, дети начинают проявлять жестокость, ругаются, ввязываются в драки. Некоторые таким образом пытаются защититься от недоброжелателей, другие просто пытаются заработать авторитет с помощью физической силы.

Есть взрослые, которые считают подростковую агрессию нормой для периода взросления, и отказываются с ней бороться, надеясь, что злость и жестокость в ребенке исчезнет сама по мере взросления. Действительно, иногда агрессивность проходит, но случаются и такие ситуации, когда жестокий ребенок вырастает в озлобленного и неприятного человека с пошатнувшимся психическим здоровьем.

Стоит помнить, что забота о развитии и здоровье ребенка лежит на родителях и опекунах. Каким бы взрослым не старался казаться подросток, в душе он еще эмоциональный и чувствительный ребенок, который только начинает формироваться в самостоятельную и цельную личность, способную понять свои эмоции и разобраться со своими чувствами.

Причины и факторы развития в ребенке агрессии


Подростковая агрессивность – сложное психологическое явление, поэтому первое, что необходимо узнать об агрессии – её причины.

Причины подростковой агрессии можно разбить на несколько групп:

  • семейные;
  • личностные;
  • ситуационные.

Самое большое влияние на ребенка оказывает его окружение, а особенно его семья. Именно семейные причины являются самыми распространенными факторами, провоцирующими в ребенке агрессию. Тяжелым бременем для подростка является неблагоприятная обстановка в семье. Алкоголизм или наркомания у родителей, недостаток любви и внимания, публичные унижения и оскорбления, физическое и эмоциональное насилие, отсутствие интереса и участия в жизни чада – частые провокаторы внутренних проблем у подростка. Многие дети испытывают сильнейший стресс, который перерастает в озлобленность, когда они наблюдают за разводом родителей, за склоками и руганью между взрослыми. Но не всегда плохие и безучастные родители провоцируют психическую проблему. Часто случается так, что взрослые, пытаясь быть хорошими и правильными родителями, прикладывают слишком много сил, что перерастает в серьезные проблемы. Агрессия и протест у подростка могут быть вызваны чрезмерной опекой и контролем, при которых он не может проявлять даже минимальную самостоятельность в принятии решений.

Личностные факторы могут возникать как самостоятельные причины, так и как следствия других проблем. К ним можно отнести чувство одиночества, стыда, вины, которые выходят за грань нормы, страх и фобии, не имеющие основания. Сюда можно отнести и особенности характера, например, неуверенность в себе, замкнутость, впечатлительность, эмоциональность. Гормональная перестройка организма, являющаяся последствием переходного возраста, может спровоцировать внутренние проблемы.

Ситуационные причины могут быть самыми разнообразными, с ними труднее всего разобраться, так как один неприятный момент провоцирует целую череду психологических проблем. К этим факторам можно отнести перенесенные заболевания, умственные и физические нагрузки, повлекшие истощение и упадок сил, неправильное питание, чрезмерное увлечение компьютерными играми, межличностные конфликты в школе, среди друзей.

Проявление агрессии


Агрессия у подростка – очень личное и индивидуальное явление, в каждом случае симптомы могут быть разными, совершенно не схожими, хотя причины возникновения могут совпадать. Специалисты в области психологии выделили два типа агрессии у детей:

  • открытая;
  • скрытая.

Открытая агрессивность проявляется в виде нанесении вреда окружающим, вандализме, жестоком обращении с животными. Таким образом подросток пытается выпустить свою злость, заслужить авторитет среди сверстников. Открытая агрессия часто приводит детей в плохие компании, где они начинают пить, курить, употреблять запрещенные вещества, занимаются грабежами и разбоями. Многие, не находя понимания и отклика в семье, уходят из дома.

Скрытая агрессия проявляется во внутренних терзаниях ребенка. Он испытывает озлобленность и неприязнь к своему окружению, может быть недоволен семьей, учебой, друзьями, при этом внешне сохраняет спокойствие. Негативные чувства, которые не находят высвобождения, провоцируют образование новых внутренних конфликтов. Агрессия может обернуться стрессами, депрессией, нервными срывами и психозами.

Озлобленность у ребенка может проявляться в различных формах. Это может быть:

  • Обида. Ребенок обижен на родителей, друзей, родственников. Иногда обида охватывает все составляющие жизни.
  • Непослушание. Подросток отказывается выполнять элементарные поручения, бытовые обязанности. Нарочно оттягивает исполнение любых просьб или вовсе их игнорирует.
  • Применение силы. Ребенок применяет физическую силу, чтобы доказать что-то или защититься. Ввязывается в драки и конфликты.
  • Угрозы. Чадо с помощью слов пытается шантажировать взрослых или сверстников, угрожает и запугивает.
  • Раздражение. Подросток становится очень грубым, хамит и вступает в словесные перепалки, беспочвенно раздражается.
  • Подозрительность. В этой ситуации дети не доверяют окружающим, считают, что все настроены против них.
  • Косвенная озлобленность. Она проявляется в виде унижения чужих достоинств и личности путем других людей. Подростки отпускают злые шутки, распространяют сплетни.

Психологическая диагностика


Диагностика подростковой агрессии является целым комплексом мер по выявлению проблемы. Взаимоотношение ребенка с окружающим миром – важная часть становления его личности, поэтому ошибки в этой среде недопустимы.

За помощью можно обращаться к психологам или психотерапевтам. Специалисты есть в муниципальных больницах, частных клиниках, во многих школах есть кабинет психолога.

Диагностика девиантного поведения начинается с личной беседы, в ходе которой специалист узнает проблемы ребенка, волнующие его моменты, складывает для себя полную картину отклонения. Чаще всего беседы проводятся и с родителями, чтобы представлять проблемную ситуацию с каждой стороны.

Далее следует анкетирование, в ходе которого подросток дает ответы на отвлеченные вопросы, которые позже психолог интерпретирует в нужную для себя информацию. Существует множество техник помимо анкетирования: тесты, рисунки, информационные шкалы, наблюдение.

Сбор всей информации необходим для определения точной причины возникновения агрессивности, построения метода борьбы с ней.

Лечение агрессии в подростковом возрасте


Все дети абсолютно индивидуальны, поэтому к ним должен быть применен индивидуальный подход.

Агрессия в подростковом возрасте чаще всего лечится одним, но проверенным способом – психотерапией. Сеансы назначают с целью психокоррекции поведения, отношения ребенка ко всей сложившейся жизненной ситуации. Иногда требуется один сеанс терапии, в ходе которой разъясняются ошибки в поведении ребенка, указывается на его необъективность, предлагаются альтернативные методы решения внутренних проблем.

В запущенных случаях терапия может длиться неделями или месяцами. Сеансы проходят как индивидуально, так и в присутствии близких, тех, кто обратился к специалисту за помощью. Чаще всего агрессия направлена именно на родителей, поэтому психологу нужно своими глазами увидеть реакцию ребенка на взрослого, их взаимоотношения. Многие психологи проводят анализ семейных взаимоотношений, чтобы понять, что дестабилизировало гармонию между близкими людьми.

Хороший результат в коррекции поведения дает приобщение подростка к новому, значимому делу. Это может быть просто хобби или общественные полезные работы. Главная цель – достижение у ребенка чувства общности и нужности.

Никто не застрахован от возникновения агрессии у ребенка, ведь дети ранимы, чувствительны, впечатлительны и эмоциональны сами по себе, забота об их психологическом здоровье лежит полностью на взрослых. Поэтому, попытайтесь следовать некоторым рекомендациям, которые помогут ребенку направлять свою энергию в нужное русло:

  • Считайтесь с интересами ребенка, давайте ему возможность делать выбор во многих жизненных ситуациях.
  • Не решайте взрослые проблемы перед ребенком, ведь так он начнет считать, что ссоры – способ решения проблем.
  • Хвалите своё чадо, гордитесь даже мелкими успехами, старайтесь не ругать за мелкие промахи и ошибки.
  • Помогите найти подростку хобби, интересуйтесь достижениями в выбранной им области.
  • Дайте ребенку возможность учиться на своих ошибках, помогайте извлекать опыт даже из неприятных ситуаций.
  • Постройте как можно более дружеские отношения, разговаривайте с ребенком на равных, не позиционируйте себя выше, чем он.
  • Приобщайте ребенка к работе по дому, поручайте хотя бы мелкие бытовые вопросы, чтобы он осознавал, какую пользу приносит семье, благодарите за выполненные дела.

Агрессия у подростков не появляется из ниоткуда, она всегда имеет причину, которую нужно как можно скорее найти. Психическое здоровье – одна из важных составляющих гармоничного развития ребенка, его перевоплощения во взрослого и рассудительного человека. Будьте внимательны к своим детям с раннего возраста, вкладывайте в них самые положительные и радостные эмоции. А если вы все таки заметили, что подросток начал испытывать проблемы – не паникуйте, не показывайте свой страх и растерянность, а проявите заботу и понимание, протяните руку помощи, чтобы ребенок понял, что он не останется наедине со своими проблемами.

Причины подростковой агрессии и как ее преодолеть.

Цели:

1. Повысить компетентность родителей по проблеме причин возникновения подростковой агрессии.

2. Научить родителей приемам снижающих эмоциональное напряжение, с целью трансляции этих знаний в семье.

Задачи:

1.Дать возможность определить свой уровень агрессивности.

2.Сделать сравнительный анализ своих результатов обследования и ребенка.

3. Побудить к анализу ошибок в поведении со своим ребенком.

Для работы психологов.

Время проведения 45 минут.

I.Краткая характеристика подросткового возраста

II. Понятие агрессии и агрессивности. Формы проявления агрессии.

II. Тестирование родителей.

III. Сравнительный анализ результатов тестов детей и родителей.

IV. Причины агрессивного поведения людей.

V. Подростковая агрессивность.

VI. Способы профилактики и коррекции агрессивного поведения подростка. (Практикум)

VII.Приложение (Методики проведения используемых тестов)

Этапы проведения родительской встречи

I. Краткая характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. Это проявляется в повышенной возбудимости и агрессивности подростков.

II. Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.

Агрессия- акт нападения

Агрессивность- приобретенное личное качество, готовность к агрессии.

Агрессивность формируется в течение жизни и, в частности, в процессе социализации личности.

Формы проявления агрессии:

Физическая агрессия -склонность к самому примитивному виду агрессии. Людям свойственно решать вопросы с позиции силы. Риск нарваться на ответную агрессию.

Косвенная агрессия - конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель и посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.

Раздражение - плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется - см. физическая и косвенная агрессия.

Негативизм - реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице: «Выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».

Обидчивость - готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Очень сильно отравляет жизнь.

Подозрительность -готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против тебя. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.

Вербальная агрессия - унижение партнера словами: сквернословие, сплетни, клички, искажение фактов и т. д.

Чувство вины - Вы никого не ударили, ничего не разбили, ни на кого не накричали. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто в чем-то виноваты? Если Вы чувствуете себя в ответе за свои эмоции, значит, умеете ими управлять.

Сегодня я предлагаю поговорить о причинах подростковой агрессивности, каким образом помочь ребенку позитивно смотреть на мир, успешно разрешать возникающие проблемы

III. Родителям раздаются по одному тетрадному листочку и простому карандашу. На одной стороне листочка в течение 5 минут рисуют рисунок «Кактус», на другой- «Несуществующее животное». (Тесты см. ниже)

Родителям раздаются тесты детей («Кактус», «Несуществующее животное») с письменной интерпретацией каждого рисунка.

Психолог рисует на доске и поясняет значения деталей рисунков. Родители сравнивают свои результаты с детскими.

VI. Причины агрессивного поведения людей:

Младенческий и ранний возраст (физический дискомфорт, несформированность функций самоконтроля и произвольности)

Подростковый возраст (высокая эмоциональность, возбудимость)

Возрастные кризисы

0т 0 до1года,3,7,13-14,17-18, 45, 55 лет

Жизненные кризисы

Комплекс неполноценности

Агрессивное поведение между членами семьи

Образцы социально отрицательного поведения сверстников

Адаптация к социальным условиям

Поощрение агрессивного поведения

Наследственность

Жестокое воспитание

V. Причины подростковой агресcивности:

Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни.

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.

У мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

1.Одна из основных причин подростковой агрессивности - повышенное внимание к себе. Некоторые подростки не проявляют интереса к окружающим, даже не пытаются понять, что у каждого человека есть своё мнение и желания, которые могут отличаться от их собственных. Тогда окружающий мир становится враждебным и непонятным.

2.Окружающие интересуют подростка, только если он может получить от них какую-то выгоду. Они не умеют сопереживать или сочувствовать. В итоге их поведение бывает очень агрессивным, и в ответ они также становятся объектом агрессии.

3.Семейные проблемы часто приводят к всплеску агрессивности. Например, развод родителей или рождение младшего брата или сестры может сделать подростка раздражительным. Ещё хуже, если один из членов семьи постоянно становится объектом агрессии. Так бывает в семьях, где отец пьёт и третирует близких. Как правило, сын копирует отношение отца к домашним и переносит его на сверстников.

5. На сознание подростка в большой степени и пагубно влияет информация, которую он получает из телевизионных передач, кинофильмов, слышит по радио.

6. Агрессия родителей

А. Открытая (Негативное восприятие происходящих событий)

Б. Скрытая:непринятие пола ребенка, особенностей, склад характера, темперамента. Похожесть ребенка на супруга, оставившего семью.

7.Агрессия у ребенка может быть обусловлена питанием. Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада.

8.Не стоит чрезмерно ограничивать потребление детьми жиров.

9.Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.

10.Усталость.

11. Жара - стресс для нашего организма. А потому мы становимся особенно раздражительны и возбудимы.

12. Теснота - еще один могучий провокатор нашей агрессивности. Кому не случалось "вписаться" в неприятную склоку в переполненном автобусе или метро? На ребенка теснота действует не менее сильно, чем на нас, взрослых.

13. Связь уровня шума в доме с агрессивностью очевидна.

VI. Способы профилактики и коррекции агрессивного поведения подростка.

Существуют четыре основных способа выражения гнева:

1.Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.

2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. (Подушка, боксерская груша, портрет обидчика)

3. Сдерживать свой гнев, "загоняя" его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса.

4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

Профилактика и коррекция агрессивного поведения

1.Занятия спортом.

2.Медленный счет до десяти.

3.Коллекционировать анекдоты.

4.Смотреть юмористические фильмы телепередачи.

5.Подурачиться у зеркала.

6.Овладеть методами саморегуляции. (Выполнение практического задания)

7.Научиться позитивно воспринимать мир. (Выполнение практического задания)

(во всех происходящих событиях искать положительное, в любом человеке уметь видеть хорошее)

8.Переключение внимания на нейтральные темы- умение представить ситуацию покоя, например лес, пляж, или другие условия, когда чувство душевного покоя у человека наиболее выражено. При этом использовать стихи любимого поэта, успокаивающую музыку и т.д. (Выполнение практического задания)

9. Самоубеждение - умение проанализировать сложившуюся ситуацию, поговорить с самим собой и убедить себя в несерьезности собственных переживаний. Формулы самовнушения («Для меня это не очень важно», «Я все могу» и т.д.) помогают кратковременно « выключить эмоции, не давая им перейти предел управляемости.

(Выполнение практического задания)

10.Упражнения мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица

(1- надуть щеки, затем постепенно выпустить воздух через плотно сжатые губы; 2- поочередно надувать то одну, то другую, то обе вместе).

11.Самовнушение. Смысл успокаивающих «формул» состоит в том, чтобы последовательно направлять свое внимание на отдельные части своего тела(руки, ноги, шею, лицо, туловище) и внушать себе, что они расслабляются, согреваются и обездвиживаются. (Выполнение практического задания)

12.Дыхательные упражнения- упорядоченные физические дыхания, при выполнении которых выдох следует делать примерно вдвое длиннее вдоха(если необходимо снять острое напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд). (Выполнение практического задания)

13.Физические упражнения- движения, осуществляемые для расслабления. Наиболее полезны упражнения на растягивание мышц, на расслабление (типа потряхивания), а также упражнения со статическим усилием и задержкой дыхания.

(Выполнение практического задания)

VII. Приложение

Проективная методика "Кактус".

Методика предназначена для работы с детьми старше 4 лет.

Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми "люшеровских" цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: "На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь". Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.

пространственное положение

размер рисунка

характеристики линий

сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

характеристика "образа кактуса" (дикий, домашний, женственный и т.д.)

характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

пространственное положение

размер рисунка

характеристики линий

сила нажима на карандаш

Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа

Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа

Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии

Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса

Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - изображение "радостных" кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность - на рисунке изображен только один кактус.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Несуществующее животное

Это одна из самых информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная с 5-6 лет.

Материал для проведения методики: лист бумаги (А4), карандаш. Ручки и фломастеры использовать нельзя.

Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, которого никогда не было и которого до Вас никто не придумал-ни в сказках, ни в мультфильмах, ни в компьютерах."

Если испытуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, то его надо ободрить, надо сказать, что требуется животное, которого на самом деле нет, то все равно, каким оно получится.

После выполнения задания испытуемого просят придумать имя несуществующему животному. Выяснив название животного, испытуемого просят рассказать, где это животное живет, чем питается, есть ли у него враги, а есть ли друзья и т.д.

Интерпретация методики.

Положение рисунка на листе. Норма - рисунок расположен по центру листа.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа - высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточное признание со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части - неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры - ГОЛОВА. Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности. Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия. Нередко боязнь перед активным действием и нерешительность.

Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего-экоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза.

Деталь "уши" - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ - большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный - легкость возникновения опасений и страхов, недоверия.

Рот с зубами - вербальная агрессивность, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

ГЛАЗА. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки.

Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент).

Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями.

Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали -энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа - крылья или щупальца и т.д.).

Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, "запачкивание" контурной линии; с опасением, подозрительностью - если выставлены щиты, "заслоны", линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы "защиты", расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей-только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае -экономия энергии, астенич-ность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, "возит карандашом по бумаге", не нажимая на него). Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, "островки" из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, "запачкивание", отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему "Я", представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности "очеловечивания" животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

При интерпретации рисунка в качестве показателей, свидетельствующих о наличии у подростка агрессии, можно выделить следующие:

рот с зубами;

присутствие на голове дополнительных деталей (рога -- защита, в

сочетании с другими признаками агрессии);

когти, иглы, щетина;

контур фигуры выполнен в острых углах.

Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело "животного" - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного -рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму "готового", существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается "готовая" существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, "бегекот", "мухожер" и т.п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("ратолетиус" и т.п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления ("лялие", "лиошана", "гратекер" и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия ("риночурка", "пузыренд" и т.п.) - при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("тру-тру", "лю-лю", "кус-кус" и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями ("аберосинотиклирон", "гулобарниклета-миешиния" и т.п.).

А.А.Карелин "Психологические тесты" Том 1.


Как известно, самым сложным для родителей периодом взросления ребенка является подростковый этап. В это время ребенок постепенно становится взрослым, его организм меняется, что сопровождается активным развитием гормональной системы. Такие изменения становятся причиной разных проблем – непослушания, бунта, разных конфликтов и, наконец, агрессии. Последняя поведенческая особенность приносит особенно много неприятностей и родителям, и педагогам, и самому подростку. Но какие же причины появления агрессивности в этом непростом возрасте? И каким образом должна осуществляться ее правильная коррекция?

Почему возникает агрессия у подростков? Причины

Большинство специалистов утверждают, что в появлении агрессии у подростков виноваты исключительно родители, а факторы окружения играют вторичную роль. Ведь именно поведение мамы и папы определяют то, как ребенок воспринимают окружающий мир. Подростки далеко не всегда понимают, что взрослые частенько ошибаются, обманывают и срываются. В этом непростом возрасте дети реагируют на все крайне остро, поэтому любое некорректное замечание может спровоцировать у них истерику.

Так агрессия у подростков может стать следствием чрезмерной гиперопеки. Ведь если родители совершенно не дают школьнику самостоятельности, в подростковом возрасте это может спровоцировать бунт. В этом случае, взрослых он не воспринимает как авторитет, желая самостоятельно принимать решение о лучшем для него, о том, как и с кем проводить время и пр. Кроме того такая агрессия может развиться в том случае, если родители не способны договориться между собой о правилах воспитания ребенка в семье.

Иногда подобное нарушение поведения может стать попыткой привлечь внимание взрослых/родителей к своей личности. Так, если мама и папа постоянно заняты своими делами, школьник попросту чувствует себя ненужным и брошенным. В этом случае грубость позволяет ему почувствовать себя любимым.

Еще одним фактором, провоцирующим агрессию у подростков, принято считать насилие в семье. В этом случае неправильное поведение может являться способом защиты от опасного для него человека либо результатом копирования поведения близкого человека, являющегося агрессором.

Иногда проблема агрессии появляется по отношению ко второму ребенку в семье. Этому способствуют сравнения, выборочные похвалы и пр.

Также такое нарушение поведение может появиться из-за постоянной нехватки денег в семье. Ведь в подростковом возрасте ребенок особенно зависит от мнения окружающих, а отсутствие у него нового мобильного, красивых вещей и мощного компьютера, приводит к сильным внутренним конфликтам. Обратная сторона такой причины агрессии – богатство, которое сопровождается вседозволенностью, и также может провоцировать нарушения поведения.

Крайне часто агрессия у подростков возникает в семьях, где каждый член следует определенным традициям. Таким детям не нравится носить выбранную родителями стандартную одежду, жить по правилам, заниматься той же деятельностью и др.

Также вторичная причина агрессии – гормональные всплески, которые также не стоит оставлять без внимания.

Коррекция агрессии у подростков

Родителям необходимо осознать, что силой им не удастся справиться с проблемой. Физическое и моральное насилие наталкивается на стену, выстроенную подростком, и может только усугубить агрессию. Нужно постараться выяснить, какие именно вещи провоцируют агрессию у вашего ребенка, после чего попытаться наладить контакт со взрослеющим школьником. Старайтесь всегда разговаривать с сыном либо дочкой абсолютно спокойно, не срываясь на повышение голоса. Конечно, это может быть сложно, но подобная стратегия настроит вашего ребенка на необходимый лад, в результате чего он начнет обращать внимание на то, что вы говорите, и откажется от грубостей и резкостей либо сократит их количество.

Если подросток начинает высказываться, не нужно его прерывать. Лишь после того, как его поток речи либо даже брани придет к концу, можно начинать беседовать. Помните, что ваш ребенок имеет право выражать свое возмущение и раздражение, быть злым и недоверчивым. Такие эмоции нормальны для каждого из нас, но в подростковом возрасте они особенно гипертрофированы.

Снятие агрессии у подростков происходит эффективнее, когда родители ищут способы, которые помогут ребенку выплескивать негатив. Такую роль могут выполнять разного рода спортивные тренировки, подобранные в соответствии, с интересами школьника. И бокс, и танцы, и плавание, помогут подростку избавиться от разных противоречивых и агрессивных чувств. Такие нагрузки будут особенно полезны, если ребенок отличается гиперактивностью.

Также на пользу пойдут попытки дать подростку то, чего ему не хватает. Так школьникам с лидерскими качествами нужно дать возможность проявить их, если не в школе, так в спорте, либо в художественной самодеятельности и др.

Если же родителям не удается справиться с подростком, и он не желает идти на контакт, желательно обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Вашей семье рекомендуется посетить психолога, который поможет всем вам справиться с беспокоящими вас моментами.

Вне зависимости от особенностей ребенка, наличия и отсутствия у него агрессивности, крайне важную роль в формировании личности играет подход родителей к воспитанию. Так маме и папе стоит сохранять терпение, проявлять любовь и нежность, а также общаться с подростком наравне.

Внеурочная деятельность

Обществознание

Психология и педагогика

Агрессия – это проявление нарушений в эмоциональной сфере, сбой в психологической защите ребенка. Какой сценарий преодоления подобного поведения выбрать? Как помочь ребенку "дать отпор" в конфликтных ситуациях, и в чем причины агрессии? Разбираемся вместе.

Агрессивность может быть ярким симптомом психического заболевания или расстройства. Но в данной статье мы рассматриваем агрессию как нарушение эмоциональной сферы, проекцию неправильных сценариев или реакцию на вторжение в личное пространство - т.е. как психологическую защиту. В этом случае учителя и родители могут предпринять самостоятельные шаги, не обращаясь к помощи психологов.

Откуда берется агрессия?

Хотелось бы напомнить, что в подростковом возрасте, начиная с младшего подросткового (10-11 лет), успешное общение со сверстниками ставится подростком «на вершину пирамиды». Любое событие воспринимается им в связи с собственными позициями успеха или неуспеха. Отсюда, кстати, настоящая зависимость от лайков в Instargam и желание набрать как можно больше друзей в ВКонтакте. Сомнения в своей успешности заставляют ребенка испытывать сильнейший дискомфорт, приводят к снижению самооценки и могут проявиться в симптомах нервозности и тревожности.

Речь не идет о просто необщительных детях или интровертах, мы говорим о болезненной для самого ребенка дезадаптации.

Отношения, которые складываются в группе сверстников, для ребенка становятся моделью поведения - образом, который он проецирует на себя. Для школьника (как и для взрослого человека, будем честны) важно занять статусное или «свое» место в жизни и в коллективе. Трудности 10-летнего ребенка, оказавшегося «вне игры», могут повлиять на успех в его взрослой жизни. Неадекватная самооценка и попытка компенсировать невнимание и знаменитый «игнор» со стороны окружающих и приводит к агрессивности.

Виды агрессии

Прежде чем предпринять решительные действия в отношении агрессивного ребенка, попытайтесь понять, с каким видом агрессии вы сталкиваетесь. Как правило, взрослые склонные замечать только самые яркие (первый и второй) из них.

  1. Физическая агрессия: постоянные драки, попытки дать отпор физически, задирчивость
  2. Косвенная агрессия: словесная травля, злые шутки, сплетничество: «Знаешь эту жирную корову Людку из 6 „б“? Давай скажем классной, что это она журнал в ведро уронила»
  3. Вербальный негатив: невежливые жесты, угрозы на словах «Я тебя задушу, придурок, ненавижу!», крик и визг
  4. Тихая агрессия: саботаж, игнорирование, негативизм. Ребенок делает вид, что не слышит и не слушает вас. Когда вы пытаетесь с ним поговорить, он уходит в комнату и надевает наушники.

«А я ему как дам в ухо, пап!» Не лучше ли было поговорить?

Если перед подростком встанет выбор: обсудить конфликтую ситуацию с «врагом» или сразу дать физический отпор - что он выберет? На самом деле, выбранная модель поведения зависит от множества параметров: от воспитания до эмоционального состояния в момент ссоры.

Тем не менее, одна из самых распространенных причин агрессии крайне проста: бью, потому что не знаю другого способа отреагировать. Если у ребенка нет иных примеров разрешения конфликтов (он не видел переговоров в семье, среди друзей или одноклассников), к тому же, находится в состоянии тревожности, о котором говорилось выше, - драка почти неизбежна.

А зря. Умение постоять за себя физически должно находиться в гармонии с умением противостоять словесно.

В европейских школах, знаменитых колледжах и университетах туманного Лондона, про которые мы наслышаны, нет ОБЖ. А вот логика и риторика входят в программу с начальной школы. Справедливо будет возразить, что мы в России живем в других реалиях, но этого аргумента недостаточно. Если ребенок в будущем хочет стать юристом, предпринимателем, историком, бизнесменом, политиком, то кроме знаний, посвященный поведению при пожарах, ему потребуется умение грамотно вести диалог. Любому современному человеку необходим такой навык.

Полезно ли умение договариваться подростку?

Ребенок, который действительно может разрешить конфликт с помощью логики и аргументов, а не кулаков, заслужит уважение сверстников. Хулигана, который решает все вопросы кулаками, могут бояться, перед ним могут заискивать, но об уважении речи не будет. Повторюсь, в этом возрасте качество и успешность общения со сверстниками влияет на самооценку. Если ваш ребенок а) интересен, б) грамотно (а не заумно!) говорит в) может решить любой вопрос, то к нему со временем станут обращаться за советом. Подобный авторитет скажется положительно и на самооценке, и на позиционировании. Не обязательно быть самым красивым или быстрее всех бегать, умение решать спорную ситуацию - это умение, которое куда более редко, а потому ценно.

Что делать родителям, если ребенок проявляет агрессию?

Частый случай: родители не могут справиться с агрессией ребенка, а потому пытаются решить задачу подавлением. Если этот способ не дает результатов, в ход идут уговоры, регулярные скандалы и простейший шантаж: «Успокойся, или сегодня ты не будешь играть в приставку!», «Если ты еще раз будешь со мной спорить, то про поход на каникулах с другом забудь!». Такая модель борьбы с подростком ни к чему не приводит, так как прямолинейное действие и попытки «надавить» на ребенка в этом возрасте бесполезны.

Способ 1. Дать выход агрессии

Агрессия - это естественно. Если бы человек в момент своего появления на земле не был агрессивен, скорее всего, он бы не выжил. Но в XXI веке у нас нет необходимость сражаться за пропитание и территорию, поэтому агрессия должна быть контролируемой. Своими физическими силами надо уметь управлять. Если этого не происходит, то наносится вред не только окружающим, но и себе.
Отдайте ребенка в спортивную секцию, где ему объяснят, что решение спора кулаками - не выход, но навыки честной борьбы и самозащиты ему пригодятся. Пусть это будет футбол или легкая атлетика, можно смело попробовать восточные единоборства - дзю-до, самбо, карате. Они хороши тем, что учат ребенка не только владеть своим делом, но и эмоциями.

Сашу в восьмом классе дразнили заучкой и выдрой, потому что она предпочитала книги и секцию по шахматам курению за школой. Но когда девочка выиграла сначала районную олимпиаду по математике, а потом и всероссийскую, злые нападки одноклассников стали казаться ей чем-то несущественным. «Да, вы „крутые“ и „взрослые“, зато до меня вам как до Парижа пешком», - справедливо думала Александра.

Игоря в десятом из-за прыщей и глупой челки не воспринимали девушки. Зато после того, как он начал участвовать в школьных постановках и выступил на городском вечере поэтов со своими стихами, внешность отошла на второй план. Романтичный Игорь был куда милее, чем пытающиеся быть брутальными одноклассники. Да и подписчиков в его авторской группе в Вконтакте было достаточно, чтобы чувствовать свою значимость (родители, не бойтесь социальных сетей, если дети пытаются в них самовыражаться!)

Самодостаточные люди не агрессивны, им нет смысла бороться за свое место под солнцем - они его нашли.

Способ 3. Записать на курсы ораторского мастерства или предложить литературу

О важности умения вести аргументированную полемику в этом материале сказано достаточно. Запишите своего подростка на курсы или дайте ему почитать хорошую литературу на эту тему. Поможет не только Шопенгауэр или книга Поварнина, но и простая классика. Герои Джека Лондона, Марка Твена, Толстого и Артура Конан Дойля изъясняются просто потрясающе. Быть острым на язык в наше время - выгодное преимущество.

Задумайтесь также о том, как принято решать конфликты в вашей семье, если вы учитель - в классе. Да мы садитесь за стол и все внимательно обсуждаете проблему с супругом? В классе вы выслушиваете ученика, чье мнение отличается от общепринятого, или обрываете словами: «Чепуха, Достоевский имел в виду совсем не это»?
Возможно, что вы не даете себе отчет относительно собственных эмоций и реакций. Все мы люди, все мы перегораем, как лампочки. Но наши дети замечают все. Они не столько слушают нас, сколько смотрят на нас. Если агрессия подростка вызвала невольным копированием матрицы поведения внутри семьи, то попытка перевоспитать только ребенка не принесет успеха.

Способ 5. Следить за здоровьем

Помимо психологических существуют множественные биологические причины агрессивного поведения. Например, низкая частота сердечных сокращений. Понаблюдайте за подростком: имеет ли место агрессия без причины? Если да, ребенок часто кричит, немотивированно злится - « Меня все вообще бесит!», а не «Меня бесит физика, не могу решить задачку! », то по возможности стоит сходить к врачу, чтобы начать программу коррекции.

Причиной агрессии может стать повышенная тревожность. Снижайте ее любым способом, чтобы не пытаться избавиться от следствия вместо причины. Если ребенок сильно устает в школе, беспокоится из-за экзаменов, внешности или низкой популярности, его травят или он просто склонен к нервозности, то стоит с этим поработать. Способы могут быть самыми простыми: арт-терапия (

Поделиться: