Новая пенсионная реформа. Суть пенсионной реформы

Навигация по статье

В ходе реформирования системы, на фоне продолжающегося экономического кризиса, стали появляться проблемы с наполнением бюджета и возникла необходимость более глубоких изменений в пенсионном обеспечении, обсуждение которых происходит в настоящее время в Правительстве.

Если предложения Министерства финансов найдут поддержку в правительстве и будут утверждены Президентом, то нас будут ждать кардинальные изменения в пенсионном законодательстве.

Пенсия до 1 января 2015 года

До января 2015 года деятельность пенсионной системы регулировалась ФЗ № 173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях». Страховая пенсия до начала реформы носила название трудовой, состояла из двух частей , которые и формировали ее сумму - это страховой и накопительной.

При начислении трудовой пенсии учитывались пенсионные права, которые были приобретены до принятия этого закона, а так же сумма средств, поступавших в ПФР в виде .

  • При расчете страховой части трудовой пенсии применялась формула, в которой пенсионный капитал делился на количество месяцев ожидаемого периода выплаты и к полученному значению прибавлялся базовый размер, сумма которого отличалась в зависимости от категории пенсионера.
  • Накопительная часть рассчитывалась путем деления суммы пенсионных накоплений, находящихся (учтенных) на лицевом или пенсионном счете, на продолжительность ожидаемого периода выплат, исчисляемого в месяцах.

Изменение пенсионной системы в 2015 году

Методика расчета пенсий, применяемая в пенсионных системах многих государств мира, при использовании которой основной расчетной единицей является пенсионный балл , с января 2015 года стала применяться и в России.

С 2015 года были установлены следующие виды страховых пенсий :

  • направить всю сумму перечисленных средств (16%) на страховую пенсию;
  • направить 6% на накопительную, а 10% на страховую.

Расчет пенсий по новой пенсионной формуле

Порядок расчета страховой пенсии устанавливается требованиями статьи 15 ФЗ от 28.12.2013 N 400 « О страховых пенсиях«.

Новая пенсионная формула для расчета страховой пенсии выглядит так:

СП = ИПК x СПК + ФВ,

  • СП - итоговый размер страховой пенсии;
  • ИПК - сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов);
  • СПК - стоимость одного балла в текущем году;
  • ФВ - фиксированная выплата.

Фиксированная выплата устанавливается в твердом размере и индексируется на коэффициент, устанавливаемый постановлением Правительства ежегодно. Для некоторых категорий пенсионеров применяются повышающие коэффициенты к ФВ. С учетом , произведенной в 2018 году, ее размер равен 4982 рублей 90 копеек.

Страховая пенсия представляет собой произведение ИПК на его стоимость, которая также устанавливается Правительством РФ ежегодно. Установленная стоимость индивидуального пенсионного коэффициента в 2018 году составляет 81 рублей 49 копеек .

Введение в новую пенсионную формулу ИПК, по сути своей, является новым условием, которое обязывает будущих пенсионеров не просто иметь определенный , но и обеспечить отчисления в Пенсионный фонд.

Использование пенсионного коэффициента при расчете пенсий позволит повысить заинтересованность работника в своевременности и полноте уплаты, определенных законом пенсионных взносов в бюджет Фонда, а также будет способствовать переводу доходов трудоспособного населения из «серой» экономической зоны в законную.

Начиная с 2015 года, пенсионный коэффициент определяется за каждый отработанный год . Чтобы определить годовой ПК, сумма страховых взносов, поступившая на лицевой счет застрахованного лица, делится на максимальный годовой размер взносов.

Стоимость пенсионного коэффициента в 2018 году

Ежегодно постановлением Правительства определяется стоимость ПК на очередной плановый период. В 2017 году она составила в 78,58 рублей, на текущий год она была установлена в размере 81 рубль 49 копеек .

Увеличение стоимости ПК происходит дважды в год .

  • Первое увеличение проводится 1 февраля в зависимости от инфляционных процессов в экономике.
  • Второе происходит 1 апреля каждого года и зависит от наполняемости бюджета ПФР за счет взносов, перечисленных страхователями и поступлений из государственного бюджета.

Методика, по которой определяется стоимость одного ПК, установлена Правительством РФ. В 2016 году, исходя из сложного финансового положения, вызванного экономическим кризисом, апрельского повышения не проводилось . В соответствии со статьей 5 ФЗ №385 от 29.12.2015 года, который приостанавливает действие отдельных нормативных актов, корректировка стоимости ПК должна быть проведена во втором полугодии с учетом экономического положения и финансовых возможностей бюджета, сложившихся по итогам первого полугодия.

Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

При определении ИПК в страховой стаж засчитываются и, так называемые, «нестраховые периоды» деятельности граждан. К таким периодам, согласно требований статьи 11 Закона № 173 от 17. 12. 2001 года в редакции от 28.12.2013 и с изменениями от 19.11.2015 года относятся периоды деятельности , связанные с:

  • прохождением военной или приравненной к ней службы;
  • временной нетрудоспособностью;
  • уходом за ребенком до полутора лет;
  • получением пособия по безработице, участием в общественных работах или переселением, переездом по направлению службы занятости;
  • нахождением под стражей по необоснованному обвинению с последующей реабилитацией;
  • уходом за ребенком-инвалидом, престарелым (достигшим возраста 80 лет) и инвалидом 1-й группы;
  • проживанием вместе с супругом в местностях, в которых невозможно трудоустройство, во время прохождения им военной службы по контракту, но не более 5 лет;
  • проживанием за границей супругов работников дипломатических, торговых и иных представительствах при международных организациях, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 10.04.2014 года № 284 .

Проблемы реформирования пенсионной системы РФ

В ходе реформирования системы пенсионного обеспечения, начавшегося с 2015 года, возникли проблемы с наполнением бюджета Фонда, которые связаны с направлением части, перечисляемых в виде взносов, финансовых средств на в НПФ. Это привело к резкому уменьшению поступлений предназначенных для выплаты страховых пенсий и вызвало дефицит пенсионного бюджета.

В качестве меры, направленной на решение финансовых проблем в сфере пенсионного обеспечения, согласно с требованиями изложенными в Федеральном законе от 14.12.2015 года № 383 , Правительством было принято решение о продлении до конца 2016-го года.

Позже Правительство пришло к выводу, что направлять часть страховых взносов на накопления не выгодно вовсе для государственного бюджета, в следствие чего мораторий продлили до 2020 года.

Таким образом, 6% которые направлялись в негосударственные фонды, теперь пойдут на пополнение бюджета, предназначенного на выплату страховых пенсий , что должно, по мнению Правительства, стабилизировать положение в сфере пенсионного обеспечения населения.

Проект новой пенсионной реформы

В связи с углубляющимся экономическим кризисом в российской экономике, становится очевидным неэффективность действующей пенсионной системы, а реформы, начатые в 2015 году, не приносят ожидаемого результата. В Правительстве идет обсуждение предложений экономического блока, касающихся дальнейшего реформирования пенсионной системы .

В России, в настоящее время, количество пенсионеров составляет около 30% населения и на фоне разрушительных тенденций в экономике и росте безработицы, повышение пенсионного возраста становится неизбежностью.

  • С 1 января 2017 года будет ежегодно на 6 месяцев повышаться возраст выхода на пенсию для , пока не достигнет 65 лет. Несколько позже такая мера ожидает и всех остальных граждан Российской Федерации.
  • Идет обсуждение дальнейшего сокращения индексаций пенсий, а для ее отмены, если не полного, то хотя бы ФВ.
  • С 2017 года функции по сбору пенсионных отчислений переданы в ведение Федеральной налоговой службы и установления единого тарифа социального страхования с отменой максимального размера страховой базы.
  • , на формирование которой, в течение пяти лет установлен мораторий, предлагается формировать, путем прямого перечисления взносов на накопительные счета управляющих компаний и НПФ, минуя ПФР.

Заключение

Главное достоинство реформы, начатой в 2015 году, состоит в том, что новые положения пенсионного законодательства, по мнению их авторов, позволят сбалансировать бюджет Пенсионного фонда .

Сбалансированность его состоит в экономии финансовых средств госбюджета, направляемых в пенсионный бюджет для финансирования государственных пенсионных программ и произведения доплат тем пенсионерам, размер пенсии у которых оказался , установленного в регионе проживания.

В нынешних условиях, становится очевидно, что реформы не приносят ожидаемого результата и Правительство уже приняло и продолжает обсуждать ряд новых мер, которые смогут ликвидировать недостаток средств, необходимых для обеспечения работы . Никаких, документально зафиксированных решений пока еще не принято, но состояние финансово-экономической и социальной сферы, не оставляет сомнений в том, что в ближайшем будущем пенсионную систему ждут серьезные изменения.

Для того чтобы дать гражданам правильный совет: отказаться от накопительной части пенсии полностью, чтобы все 6% шли в страховую часть, либо все-таки оставить и инвестировать соответствующие средства через негосударственные пенсионные фонды, – необходимо оценить (причем оценить на протяжении продолжительного периода времени) большое количество переменных факторов, касающихся функционирования финансового рынка (опыт НПФ и управляющей компании, структуру активов, конъюнктуру доходности, инфляцию и т. д.). Напомню, таким правом выбора до 31 декабря 2015 года наших граждан наделила новая пенсионная реформа . Изначально, этот выбор нужно было сделать на год раньше, но в ноябре 2012 года президент РФ Владимир Путин отложил нововведения по причине их дальнейшей проработки. Какой выбор сделать, каждый решает сам, потому что однозначного ответа на этот вопрос, в принципе, нет.

Кроме того, в нашей стране пока еще не принято (либо у людей нет соответствующих материальных возможностей) иметь собственного финансового консультанта. А в данной ситуации это было бы очень полезно.

Как юрист могут высказать только самые общие рекомендации. Если у вас относительно небольшая зарплата, то существенных накоплений вы не сможете сформировать , как не старайтесь, поэтому предпочтительно, чтобы уплачиваемые за вас страховые взносы направлялись на страховую пенсию, финансируемую по солидарному принципу. Это будет осуществляться автоматически, если вы специальным образом не выберите НПФ или УК. Солидарный принцип, кстати, позволяет определенным образом выравнивать размеры пенсий высоко- и низкооплачиваемых работников.

Если же вы молоды, не нуждаетесь в проявлении по отношению к вам механизмов социальной солидарности, готовы рисковать своими доходами на финансовом рынке, имеете высокий и стабильный во времени заработок, то тогда можно и принять решение о формировании пенсионных накоплений.

Много нареканий пенсионной реформы вызывает новый – «балльный» – порядок учета пенсионных прав. Но главная проблема заключается не в применяемых единицах их измерения – в баллах или в рублях. Какая разница, в чем измерять удава – в мартышках, в слонах или в попугаях? Его рост в зависимости от этого не изменится, хоть ему самому и будет казаться, что в попугаях он гораздо длиннее. Принципиально важно, какая закладывается в пенсионную формулу система сохранения пенсионных прав граждан во времени .

В новой формуле, которая начнет применяться с 1 января 2015 года, прямую индексацию пенсионных прав изменили на опосредованную – они будут измеряться не в рублях, а в баллах. Для этого индивидуальные взносы в каждом календарном году соотносят с максимально возможными к уплате в этом же году взносами. В момент назначения пенсии накопленные баллы в целях индексации умножат на их стоимость. Для того чтобы производимые отчисления от зарплаты (страховые взносы) стали полноценными пенсионными правами их надо индексировать на реальный рост заработной платы, который был в течение всего периода формирования пенсионных прав. В действующей формуле так и есть.

А в новой? По логике любой балльной формулы (хоть немецкой, хоть французской), накопленные баллы надо умножать на современное (актуальное) значение того показателя, с которым сопоставлялись индивидуальные взносы. Следовательно, в новой формуле сумму баллов было бы логичным умножать на размер максимально возможных к уплате взносов в году, в котором назначается пенсия. Однако принято иное решение. Стоимость баллов будет рассчитываться «обратным ходом», то есть не от современной зарплаты или суммы предельных взносов, а от поступления денег в Пенсионный фонд России, деленных на общую сумму баллов, заработанных всеми застрахованными лицами. Поэтому среди специалистов новая пенсионная формула получила наименование «трансфертной», учитывая, что решающее значение для стоимости баллов будет иметь объем трансферта, выделенного из федерального бюджета ПФР. Мне не известны аналоги подобного решения в мировой практике, оно подвержено многим рискам, что, безусловно, не может не смущать меня, как специалиста в области пенсионного обеспечения.

Многие очень скептически смотрят на постепенное повышение планки минимального трудового стажа: с пяти нынешних лет – до 15 в будущем. Для объективной профессиональной оценки подобного решения необходимо иметь в виду, что этот вопрос напрямую зависит от применяемой пенсионной формулы (порядка исчисления размера пенсии). В мировой практике используются пенсионные формулы двух типов: «с установленными выплатами» и «с установленными взносами».

В России до 1 января 2002 года применялась формула «с установленными выплатами», в которой учет пенсионных прав застрахованных лиц осуществлялся через фиксацию продолжительности трудового (страхового) стажа и величины заработка, подлежавшего взносообложению. Начиная с 1 января 2002 года и по настоящее время, в России действует пенсионная формула «с установленными взносами». Согласно ей учет пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется через фиксацию на индивидуальных лицевых счетах суммы начисленных за работника страховых взносов за весь период его работы. Именно поэтому в странах, применяющих пенсионную формулу «с установленными взносами», к числу которых в настоящее время относится и Россия, пенсионное законодательство либо вообще не содержит специальных требований о минимальном страховом стаже (например, в Швеции), либо предусматривает в таковом качестве самый минимальный норматив, позволяющий провести «водораздел» между правом на трудовую и социальную пенсию (пять лет, как установлено сейчас в России).

Новая пенсионная формула, которая начнет применяться с 1 января 2015 года, также является разновидностью этого типа пенсионных формул, поскольку основана на учете страховых взносов. В связи с этим увеличивать с пяти до 15 лет требования по минимальному страховому стажу, на мой взгляд, не представляется обоснованным .

Более того, следует принять во внимание, что в новой пенсионной формуле установлен иной минимальный ограничитель, который более органично соответствует ее характеру – требование по минимальному числу индивидуальных пенсионных коэффициентов. Поэтому установление еще одного минимального требования в виде увеличенной продолжительности страхового стажа не вызывается какой-либо объективной необходимостью и чрезмерным образом ограничивает права застрахованных лиц.

В условиях продолжения действия пенсионной формулы «с установленными взносами» введение требования минимального стажа 15 лет будет фактически означать изъятие существенного объема пенсионных прав у работающих граждан . Связано это с тем, что за период до достижения 15 лет застрахованные лица, особенно имеющие высокие заработки, вполне способны «накопить» значительный объем индивидуальных пенсионных прав, воспользоваться которым из-за действия нового стажевого «ценза» они не смогут. Таким лицам будет отказано в назначении страховой пенсии, даже несмотря на то, что перечисленная за них сумма страховых взносов в ПФР позволила бы профинансировать выплату им пенсии в размере, не ниже прожиточного минимума пенсионера, в течение всего пенсионного периода.

В качестве минимального «пропуска» в пенсионную систему более логичным представляется установление минимальной суммы страховых взносов, которая должна быть перечислена в ПФР за конкретного работника. Эта сумма должна обеспечить выплату ему пенсии в размере, не ниже прожиточного минимума пенсионера.

В целом же, и действующая, и новая пенсионная формула, как я уже отмечал, – это формулы одного и того же типа – «с установленными взносами». Различаются они только единицами измерения пенсионных прав, о чем мы также уже подробно говорили. Решайте сами, что вам понятнее и что вызывает у вас большее доверие, когда ваши пенсионные права фиксируют в конкретных рублях или в абстрактных баллах. Для меня лично предпочтительнее первый вариант. Я вовсе не идеализирую действующую пенсионную формулу – она имеет существенные недостатки, но переход на новую формулу с 1 января 2015 года, к сожалению, ситуацию не изменит. Именно поэтому я и являюсь последовательным сторонником стажево-заработковой пенсионной формулы (формулы «с установленными выплатами»), которая открыла бы дорогу для принятия принципиально иных решений по обустройству нашей пенсионной системы. Однако это тема для совсем другого разговора.

Госдума РФ одобрила законы о новой пенсионной реформе 2015 года до наступления Нового года. Суть реформы осталась прежней и состоит в том, чтобы оценивать трудовую пенсию граждан в т.н. пенсионных баллах или коэффициентах.

В этой публикации мы рассмотрим сущность нововведений. Кроме того, по мере поступления информации, на этой странице будут публиковаться последние новости пенсионной реформы 2015 года.

Предыстория

Пенсионная реформа 2015 года будет начата с 1 января, а до 31 декабря 2015 года у граждан будет право решить, как распорядиться накопительной частью пенсии: отказаться от нее и направить ее в страховую часть или оставить и направить в негосударственные пенсионные фонды или в управляющие компании.

Пенсионные инициативы правительства в 2014 году активно обсуждались на всех уровнях. Самая острая дискуссия разгорелась вокруг нового порядка учета пенсионных прав, предполагающего возможность получения права на пенсию по старости необходимость накопления не менее 30 пенсионных баллов.

Еще один острый вопрос связан с повышением планки минимального трудового стажа. До начала реформ он составлял пять лет. Теперь в течение ближайших десяти лет его будут постепенно повышать до пятнадцати.

Иными словами, получения трудовой пенсии теперь станет более сложной задачей. Но как бы пенсионная реформа 2015 года не осложняла жизнь рядового гражданина, даже ее критики признают, что изменения в системе назрели уже давно.

Главные предпосылки пенсионной реформы

В стране с населением 143 миллиона в настоящее время около 40 миллиона пенсионеров. И ежегодно это количество увеличивается примерно на 1 миллион. В результате соотношение работающих граждан к пенсионерам скоро достигнет один к одному. Прежняя пенсионная система этого просто не выдержала бы, что привело бы к банкротству Пенсионного фонда.

Сущность пенсионной реформы

Пенсионные реформы в России 2015 года имеют два главных аспекта:

  • Граждане (будущие пенсионеры);
  • Организации, выплачивающие взносы за граждан.

  • Ситуация с организациями

    До реформ организации отчисляли в ПФР 22% годовой заработной платы работника из фонда оплаты труда. Предельная сумма годовой зарплаты, с которой уплачивались такие взносы в 2014 году, составляла 624 000 рублей. Средства, превышавшие эту сумму, облагались 10% налогом, который направлялся на текущие нужды Пенсионного фонда.

    Теперь база и ставка налогообложения будут увеличиваться. Так, ставка налог вырастет с 2017 года до 26%, а предельная зарплата, облагаемая по максимальной ставке, превысит к 2021 году 1 миллион рублей.

    Ситуация с гражданами

    В аспектах, связанных с гражданами, изменений гораздо больше. Известно, что из 22% от заработной платы, которые работодатель уплачивает в ПФР, 6% направляются на солидарную часть (текущие выплаты нынешним пенсионерам), 16% — на личную будущую пенсию.

    До начала реформы эти 16% распределялись так:

  • 10% — на страховую часть пенсии;
  • 6% — на накопительную часть пенсии.

  • Пенсионная реформа 2015 года позволит накопительную часть пенсии инвестировать в управляющую компанию или в негосударственный пенсионный фонд. Можно же оставить эти средства во «Внешэкономбанке».

    Гражданам до конца 2015 года дается возможность решить, куда направить накопительную часть пенсии. Можно и вовсе от нее отказаться. В этом случае все 16% будут направлены на страховую часть пенсии.

    На вопрос о том, что выгоднее: оставить накопительную часть пенсии или отказаться от нее, однозначно ответить нельзя. По мнению одних экспертов, накопительную часть пенсии вовсе следует отменить ввиду ее низкой доходности. Если же направить эти средства на страховую часть, то размер гарантированной пенсии увеличится. Другие эксперты напоминают о том, что накопительную часть пенсии можно передавать по наследству.

    Насколько ухудшится положение граждан?

    Как говорилось выше, получение пенсии теперь станет более трудной задачей. Для этого введены дополнительные, более жесткие условия. А именно:

  • Минимальный трудовой стаж будет увеличен до 15 лет;
  • Для получения пенсии необходимо будет набрать в течение трудовой деятельности не менее 30 индивидуальных пенсионных баллов.

  • Пенсионная реформа 2015 года в России предполагает постепенную реализацию этих нововведений в течение десяти лет. Так, в 2015 году минимальный трудовой стаж будет составлять шесть лет, минимальное количество обязательных пенсионных балов — 6,6. Постепенно эти значения будут повышаться, и достигнут запланированных цифр к 2025 году.

    Что такое пенсионный бал?

    Пенсионный бал — это условная единица, представляющая собой вклад гражданина в свою будущую пенсию. До начала реформ, пенсионные права граждан накапливались в денежном выражении, теперь они будут накапливаться в баллах.

    Граждане получат право на получение пенсии, только набрав не менее тридцати баллов. Как было сказано выше, минимальный трудовой стаж в рамках реформы будет увеличен до 15 лет. Получается, чтобы набрать за эти пятнадцать лет 30 баллов, необходимо каждый код набирать по 2 балла. Количество баллов напрямую зависит от размера заработной платы. И для получения двух баллов размер зарплаты должен составлять 16 666 рублей.

    Критика реформы

    По подсчетам депутатов Госдумы, проанализировавших планируемые изменения, из-за малого размера зарплаты около 2,5 миллионов россиян не смогут накопить пенсию.

    Еще один момент, вызвавший резкую критику, связан со сложностью новой пенсионной формулы. В нее входит множество значений и коэффициентов, отражение которых на бумаге делает формулу слишком сложной для рядового пенсионера. Между тем, и предыдущая пенсионная формула была не слишком простой.

    Выгода государства

    Сбалансированность состоит в экономии, масштабы которой существенны. Уже в 2015 году экономия должна составить 99,7 миллиардов рублей, в 2016 — 202,3 миллиарда, в 2017 — 336,6 миллиардов, в 2018 — 498,2 миллиарда.

    В 2015 году произойдёт очередная пенсионная реформа, которая затронет всех участников пенсионной системы обязательного страхования: нынешних и будущих пенсионеров и работодателей.

    Новая формула для расчёта пенсий

    С 1 января 2015 года расчёта пенсий в системе обязательного пенсионного страхования. Трудовая пенсия трансформируется на два вида пенсий: накопительную и страховую.

    Впервые вводится понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент». Данное понятие будет применяться при расчёте страховой пенсии. Индивидуальным пенсионным коэффициентом будет оцениваться каждый год трудовой деятельности физического лица. Для того чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости нужно будет получить 30 и более баллов, данная норма в полной мере начнёт действовать с 2025 года, в 2015 году достаточно будет иметь 6,6 пенсионных баллов.

    Изменятся также требования к минимальному стажу для получения права на страховую пенсию по старости. С 5 лет, которые требуются сейчас, он вырастет до 15 лет. Однако и для введения данной нормы предусмотрен переходный период. В 2015 году минимальный стаж, требуемый для назначения пенсии по старости, будет 6 лет, в течение последующих 10 лет планка будет постепенно сдвигаться – будет прибавляться ежегодно по 1 году.

    Баллы будут начисляться не только за период трудовой деятельности, но и за социально значимые периоды в жизни человека: военная служба по призыву, период ухода за ребёнком – инвалидом, за пожилым гражданином старше 80 лет, отпуск по уходу за ребёнком и др.

    С 1 января 2015 года стоимость пенсионного балла составляет 64,10, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии – 3 935 руб. С 1 февраля 2015 года стоимость балла, а также размер фиксированной выплаты будут проиндексированы (прогнозно на 11,5%).

    Те пенсионные права, которые на текущий момент уже сформированы, при конвертации в пенсионные баллы сохранятся, их размер не уменьшится. Все назначенные пенсии также уменьшены не будут.

    Новая услуга – личный кабинет

    Для того чтобы узнать свои пенсионные баллы, а также длительность стажа можно воспользоваться личным кабинетом на сайте Пенсионного фонда РФ. Доступ в Личный кабинет имеют все пользователи, которые прошли регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации либо на сайте госуслуг.

    В Личном кабинете имеется возможность узнать, сколько баллов гражданину может быть начислено за год. Для этого достаточно знать сумму ожидаемого ежемесячного дохода до вычета НДФЛ, ввести эту сумму в соответствующее окно, и система выдаст результат. Максимальное количество баллов, которые гражданин может заработать в 2015 году – 7,39.

    Увеличение размера пенсий и социальных выплат в 2015 году

    С 2015 года индексация пенсий (страховых) осуществляется путём индексации стоимости пенсионного балла. На 1 января 2015 года стоимость балла составляет 64,10 руб. В бюджет Пенсионного фонда заложены расходы на индексацию стоимости коэффициента с 1.02.2015 на 7,5%, однако индексация будет произведена на фактически сложившийся индекс потребительских цен за 2014 года – примерно на 11,5%. С 1 февраля вместе со страховой пенсией будет проиндексирована фиксированная выплата к страховой пенсии (аналог привычного базового размера пенсии).

    В итоге среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2015 году составит не менее 12 844 руб.

    С 1 апреля 2015 года будут проиндексированы на фактически сложившийся индекс роста уровня прожиточного минимума пенсионера (12,3%) социальные пенсии. В итоге среднегодовой размер социальной пенсии в 2015 году составит не менее 8 496 руб.

    С 1 апреля 2015 года также будет проиндексирован размер ежемесячной денежной выплаты на 5,5%.

    Материнский капитал

    С 1 января 2015 года . Теперь его размер составляет 453 026 руб., что больше предыдущего значения на 23,6 тыс. руб. На выплату материнского капитала в 2015 году в бюджет ПФР заложены 344,5 млрд руб. Направления возможного использования материнского капитала в 2015 году остались прежними: обучение и содержание детей в образовательных учреждениях, улучшение жилищных условий, увеличение пенсии мамы.

    Размер страховых взносов и отчётность в ПФР

    В 2015 году тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не изменится – 22%. Предельный фонд оплаты труда, с которого страховые взносы уплачиваются в систему обязательного пенсионного страхования, проиндексирован и составляет 711 тыс. руб. (плюс 10% сверх этой суммы).

    Дополнительный тариф страховых взносов для тех работодателей, которые имеют рабочие места на вредных и опасных производствах (если работодатель не проводит специальную оценку условий труда), в 2015 году составляет по Списку 1 – 9%, по Списку 2 и «малым спискам» - 6%.

    Что касается отчётности, то здесь введены изменения. С 2015 года организации, численность работников в которых превышает 25 человек, должны представлять отчётность по страховым взносам в форме электронного документа с электронной подписью.

    С 2015 года суммы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды работодатели должны определять точно: в рублях и копейках. До этого времени суммы страховых взносов определяли в полных рублях.

    С выплат иностранным гражданам, а также лицам без гражданства, временно пребывающим на территории Российской Федерации, в 2015 году следует начислять страховые взносы вне зависимости от срока действия заключённого трудового договора.

    Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и другие физические лица, которые уплачивают взносы в фиксированном размере и чья величина дохода превышает 300 тыс. руб. с 2015 года впервые должны будут уплатить 1% от суммы превышения величины дохода за расчётный период. 1% следует уплатить не позднее 1 апреля года, следующего за отчётным.

    Программа государственного софинансирования пенсий

    31.12.2014 – последний день, когда граждане могли вступить в Программу государственного софинансирования пенсий. Все, кто вступил в эту Программу, должны до 31 января 2015 года сделать первый взнос – для «активации» программы.

    Всем тем, кто вступил в данную программу, сделал или сделает первый взнос до 31.01.2015, государство обеспечит софинансирование добровольных взносов на будущую пенсию в течение 10 лет (срок начнёт течь с даты первого взноса) при условии, что в год будет уплачено не менее 2 000 рублей взносов.

    Вариант пенсионного обеспечения

    Лица 1967 года рождения и моложе имеют возможность выбрать вариант формирования пенсионных прав в 2015 году: либо формировать только страховую пенсию, либо формировать и страховую, и накопительную пенсии.

    Выбор будет напрямую влиять на количество баллов, которые гражданин может заработать за год. Если гражданин выберет вариант формирования только страховой пенсии, то максимальное количество баллов, которое он сможет заработать за год, будет составлять 10. Если гражданин выберет иной вариант – формировать и страховую, и накопительную части – 6,25.

    При выборе следует помнить, что страховая часть гарантированно увеличивается государством не ниже уровня инфляции. Накопительная часть инвестируется на финансовом рынке выбранным негосударственным пенсионным фондом или управляющей компанией. Доходность таких накоплений зависит от результатов инвестирования. Может возникнуть убыток, тогда к выплате будет гарантирована лишь сумма уплаченных страховых взносов.

    В 2015 году независимо от выбора у всех граждан формируются пенсионные права только на страховую пенсию.

    Пенсионные накопления

    В 2015 году продолжится выплата пенсионных накоплений. Если гражданин уже является пенсионером или получил право на назначение пенсии и имеет средства пенсионных накоплений, ему следует обратиться в Пенсионный фонд за выплатой. Если гражданин формирует пенсионные накопления через негосударственный фонд, то заявление следует подать в соответствующий НПФ.

    Важно!

    С 2015 года вступают в силу изменения, касающиеся сроков обращения за назначением единовременной выплаты. С 2015 года, если гражданин уже получил свои пенсионные накопления в виде единовременной выплаты, то за следующей выплатой он может обратиться не ранее, чем через 5 лет. Напомним, что если при выходе на пенсию объём пенсионных накоплений в общей сумме пенсии гражданина составляет 5 или меньше процентов, пенсионные накопления выплачиваются в виде единовременной выплаты.

    Как известно, в Российской Федерации уже 21 год действует пенсионная система, которая осталась с советских времен, и с тех пор так и не претерпела серьезных изменений. Начислением пенсий, их выплатой и расходом на свои нужды, занимается Пенсионный фонд, который руководствуется различными законами, в зависимости от категории граждан, получающих пенсии. Таким образом, существует две разные системы начисления пенсий - для льготников и чиновников и остальных граждан.

    В конце декабря 2013 года после бурных обсуждений депутаты окончательно приняли решение о проекте пенсионной реформе. ФЗ «О накопительной пенсии» и «О страховых пенсиях» подписаны президентом 28 декабря. Также внесены изменения и дополнения в действующие нормативные акты, связанные с пенсионным обеспечением. Проведённый в статье краткий анализ поможет понять рядовому гражданину, радостными или пугающими являются последние новости пенсионной реформы, начало которой назначено официально на 1 января 2015 года. Что изменилось?

    Принципиально изменились права на пенсию, порядок её начисления и исчисление трудового стажа:

    • 1. Право на пенсионное обеспечение будет давать пенсионный коэффициент (ПК), величина которого зависит от стажа, заработной платы и возраста выхода на пенсию. Установлен минимальный порог, обеспечивающий право на трудовую пенсию в размере 30 баллов.
    • 2. Значительно выросли требования по минимальному стажу для назначения пенсии -- 15 лет. Сегодня к пенсионному возрасту достаточно иметь стаж 5 лет. Увеличение требований по стажу планируется проводить постепенно. Так, в 2015 году необходим стаж 6 лет, в 2016 году-- 7 лет и так далее. К 2024 году пройдёт постепенное увеличение до 15 лет.
    • 3. Страховая и накопительная -- это 2 вида пенсий согласно новым законам, государство берёт на себя ответственность только за первую. При недостатке стажа и ПК оформить пенсию гражданин сможет на 5 лет позже установленного законом срока.
    • 4. Предполагается, что работающим пенсионерам баллы (ПК) будут начисляться только в тот период, когда они откажутся от пенсионных выплат. Начисленные баллы, умноженные на стимулирующий коэффициент (1,4) увеличат размер выплат в дальнейшем. Например, если оформление пенсии будет отложено на 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата увеличится на 36%, а страховая - на 45%. Через 10 лет выплаты вырастут соответственно в 2,11 и в 2,32 раза. Работающим пенсионерам, получающим пенсию, баллы зафиксированы и начисляться не будут, несмотря на обязательную уплату страховых взносов. Так государство намеренно стимулировать более поздний выход на пенсию.
    • 5. Женщины, пенсионный возраст которых наступит позже 1 января 2015 года, получили льготы. В период ухода за первыми четырьмя детьми им будут начисляться повышенные баллы: за первого ребёнка -- 1,8, второго -- 3,6, третьего и четвёртого -- 5,4. Шесть лет будут учтены при назначении пенсии по старости, сегодня только три года включаются в пенсионный стаж.
    • 6. Работникам сельскохозяйственных предприятий со стажем более 30 лет и проживающим в сельской местности уже в 2016 г. предусмотрена прибавка к пенсии.
    • 7. Дополнительные баллы получат граждане, отслужившие в армии, в органах внутренних дел, и приравненных к ним.

    Таким образом, чтобы обеспечить себе достойную старость, необходимо позаботиться об официальном трудоустройстве с высокой «белой» зарплатой.

    В настоящее время 22% от заработка составляют обязательные отчисления в Пенсионный фонд. Из них 16% формируют будущую пенсию работника. Эти 16%, в свою очередь, могут по заявлению гражданина быть разделены на две части: 6% накопительной и 10% страховой части. При отсутствии накопительной части все 16% -- страховая составляющая будущей пенсии. Расчет пенсионного коэффициента (или балла) представлен в таблице 6, и будет проходит следующим образом: страховая часть отчислений делится на 16% от установленной государством максимальной суммы, облагаемой обязательными отчислениями. В 2014 году эта сумма установлена в размере 624 тыс. рублей. Результат умножается на коэффициент, величина которого с 1.01.2015 установлена 6,6. Ежегодно предусмотрено его увеличение на 2,4. Верхний порог этого коэффициента -- 30. Например, при годовом доходе 100 тысяч рублей, ежегодное начисление баллов:

    Таблица 6 - Расчет пенсионного коэффициента (балла).

    При расчёте размера пенсии за все годы будут сложены и умножены на стоимость одного пенсионного балла.

    Нетрудно подсчитать, что при таком годовом доходе необходимые 30 баллов удастся заработать в первом случае за 15-16 лет, во втором -- приблизительно за 12 лет. Очевидно, что людям с низкими зарплатами придётся работать дольше, но страховую часть пенсии можно увеличить, отказавшись от накопительной.

    Аналитики расходятся во мнении, стоит ли иметь накопительную часть пенсии. С одной стороны, фонды, распоряжающиеся 6% отчислений граждан малодоходны. С другой -- накопительная часть может быть унаследована. Что важного сохранит новая пенсионная система?

    • - в полном объёме сохранены досрочные пенсии, в том числе по выслуге, пенсии многодетным матерям и родителям, имеющим детей-инвалидов;
    • - сохраняется использование «северного» коэффициента;
    • - сохранены все социальные пенсии.

    Кому не нужно тревожиться по поводу пенсионной реформы 2015 года?

    Трудовые пенсии, назначенные до 1 января 2015 года, будут пересчитаны по новой формуле. Обращаться в Пенсионный фонд для этого не нужно. Если размер пенсии, посчитанный по-новому, окажется меньше уже получаемой, её оставят на прежнем уровне. Уменьшения пенсий, уже назначенных к началу реформы, не будет.

    У граждан, уже получающих пенсию, она может увеличиться в связи с включением в стаж нестраховых периодов (уход до полутора лет за третьим и четвёртым ребёнком).

    Размер пенсий граждан, возраст которых на сегодняшний день от 50 до 52 лет, будет определяться в основном по действующему ныне законодательству.

    Государство гарантирует повышение страховых пенсий и фиксированных выплат в соответствии с уровнем инфляции.

    Пенсионная реформа не коснётся социальных пенсий, пенсий по инвалидности, за выслугу лет, по старости, по случаю потери кормильца). У россиян есть всего год, чтобы подготовиться к новому порядку оформления и начисления пенсий.

    Такой порядок вещей уже давно себя изжил, и в большинстве развитых странах, кроме солидарной пенсионной системы существует еще и накопительная пенсионная система, которой занимаются негосударственные пенсионные фонды. Поэтому, правительством Российской Федерации было принято решение о проведении, начиная с 2014 года, пенсионной реформы.

    После проведения пенсионной реформы в 2014 году произойдут следующие изменения:

    • - ликвидируется двойная система начисления пенсий - теперь чиновникам и остальным гражданам будет пенсия начисляться по одной и той же формуле, в зависимости от стажа и размера зарплаты;
    • - вводится обязательная накопительная система, которой будут заниматься только негосударственные пенсионные фонды, выбирать которые будут сами граждане.

    Согласно законопроекту, страховая часть трудовой пенсии будет рассчитываться не в абсолютных цифрах, как это было раньше, а в пенсионных коэффициентах, которые будут зависеть от стажа работы и заработной платы. Так, наибольшую выгоду получат те граждане, которые работали на протяжении более 30-ти лет и получали «белую» заработную плату.

    Теперь размер пенсий граждан Российской Федерации будет напрямую зависеть от размера задекларированной заработной платы, пенсионных накоплений, а также пенсионного фонда, который они сами выбрали. Другими словами, каждый работающий, становится активным участником в формировании своей будущей пенсии, а не как раньше, когда большинству граждан приходилось только пассивно ожидать очередного повышения пенсий со стороны государства.

    Также появляется серьезный стимул декларировать реальную заработную плату, а не ту, которая фигурирует в ведомости для налоговых отчетов, что, в конечном счете, приведет к росту заработной платы в целом по стране и в конечном итоге - росту перечислений в бюджет и государственный Пенсионный фонд.

    Ключевым моментом в пенсионной системе является пенсионная формула - специалисты называют ее эквивалентной, потому что она работает по принципу банковского депозита: сколько взносов перечислено за работника - столько потом ему и должно быть выплачено в виде пенсии. Многие эксперты, которые занимаются налогами, предлагают увеличить потолок взносооблагаемого заработка и за счет этого роста компенсировать снижение ставки взносов. Проблема в том, что они, не зная устройства пенсионного законодательства, эквивалентной пенсионной формулы, не понимают, что при увеличении потолка увеличиваются обязательства - то есть пенсионные выплаты.

    Провести примерный расчет годовых выплат по страховой пенсии (СП) несложно.

    Итак, пенсионная формула с 2015 года выглядит следующим образом:

    СП = (ФВ·ПВ к) + (ИП к ·СП к ·ПВ к), (4)

    труд заработный плата реформа

    где ФВ - фиксированной выплаты;

    ИП к -индивидуального пенсионного коэффициента;

    СП к -денежного выражения стоимости пенсионного коэффициента в соответствующем году;

    ПВ к -значение премиального коэффициента.

    Первая часть - стажевый коэффициент (0,55 за 30 лет стажа плюс 0,01 за каждый лишний год). Фактически речь идет о новом понижающем коэффициенте, поскольку в правилах Международной организации труда говорится о том, что за 30 лет стажа надо платить пенсию в 40 % от зарплаты, что нам не по плечу.

    Вторая - соотношение индивидуального среднего годового заработка к среднему годовому заработку по стране, якобы обеспечивающее постоянную актуализацию размера пенсии.

    Третий элемент - средний заработок текущего года. Он будет меняться ежегодно для проведения индексации размера пенсии, чтобы после назначения этот размер не устаревал.

    И, наконец, четвертый элемент - сложный интегрированный коэффициент, который будет учитывать демографическую и макроэкономическую нагрузку. Этот коэффициент учитывают в своих пенсионных формулах все ведущие страны.

    Согласно сведениям официальных источников, методика расчета накопительной части пока остается прежней. Пенсионный калькулятор по новой формуле (онлайн) всем желающим предоставляют многие специализированные ресурсы рунета.

    Кому пенсии не положены?

    Не смогут получить право на трудовую пенсию следующие категории россиян: - те, кто ещё не достиг пенсионного возраста: 55 лет для женщин и 60 для мужчин - те, чей рабочий стаж составляет менее 5 лет в 2015 году. При этом минимальный стаж будет увеличиваться на 1 год ежегодно, то есть в 2017 году стаж работы должен быть не менее 7 лет, в 2020 году -- не менее 10 лет, а в 2025 году -- не менее 15 лет. Особенно жёсткие условия получения пенсий устанавливаются для россиян, которые начнут уходить на пенсию с 2025 года (женщины моложе 48 и мужчины моложе 43-х лет) - те, у кого накоплено менее 30 баллов пенсионных коэффициентов. Заработать такое количество баллов, по расчётам министерства, можно будет за 30 лет работы с доходом 1 МРОТ (около 5,5 тысячи рублей) или за 15 лет работы с зарплатой 2 МРОТ. Эта мера будет вводиться постепенно.

    В 2015 году минимальный порог пенсионных коэффициентов установлен в 6,6 балла и поднимется до 30 баллов только к 2025 году. В данном случае рискуют, как уже говорилось выше, те россияне, которые получают неофициальную заработную плату «в конвертах», и те, чей уровень зарплаты ниже установленной государством планки. Если гражданин не проходит по всем вышеназванным условиям, то он сможет претендовать только на социальную пенсию, которая назначается женщинам в 60 лет, а мужчинам в 65 лет. Что изменится в методике расчёта пенсий? Получить право на трудовую пенсию россиянин может только в том случае, если он наберёт пенсионный коэффициент не менее 6,6 балла. К 2021 году порог входа в систему будет повышен до 10 баллов, а к 2025 -- до 30 баллов. По новым правилам получается, что в группу риска по трудовым пенсиям попадают люди, работающие неофициально и получающие заработок или его часть в «конвертах». Данная категория населения может рассчитывать на собственные силы и помощь родственников, сбережения и слишком невысокие выплаты социальных пенсий.

    Пословица о том, что нужно готовить сани летом, а телегу зимой, у россиян на практике применяется гораздо реже, чем следовало бы. Поэтому о будущей пенсии мы начинаем задумываться только тогда, когда уже подходит ее срок. Может, это и было оправдано во времена Советского Союза в эпоху уравниловки, но в наше время при столь быстро меняющихся правилах игры разбираться в этих правилах нужно учиться не только людям предпенсионного возраста, но и молодежи. Шум вокруг новой пенсионной реформы, утвержденной - таки в конце 2013 года, очень способствовал этому, вызвав бурю обсуждений и эмоций.

    И это неудивительно. Мало того, что все новое изначально вызывает сопротивление, так это еще и четвертая реформа за последние 30 лет. Причем каждая из них не служит дополнением предыдущей, а разрушает ее смысл. Оставаться в стороне при таком развитии событий было бы совсем неразумно.

    Проект реформы, утвержденный на третьем чтении, подвергался огромной критике не только со стороны сторонних экспертов, но и со стороны самих депутатов. Но, тем не менее, был принят с небольшими поправками, оставив основные принципы неизменными.

    Кстати, одна из поправок: название «пенсия по-старости» меняется на «пенсия по возрасту».

    Для лиц, родившихся с 1967 года пенсия по возрасту будет состоять из накопительной и страховой пенсии.

    От первого компонента можно отказаться и включить его в состав страховой, но об этом немного позже.

    Для тех же, кто родился до 1967 года, действует только страховая часть. К ней устанавливается фиксированная выплата, которая является аналогом фиксированного базового размера страховой части. Для работающих пенсионеров, решивших воспользоваться своим правом на получение пенсии уже после достижения ими пенсионного возраста, фиксированная выплата будет корректироваться на повышающий коэффициент, исходя из количества месяцев, проработанных пенсионером.

    С накопительной частью за несколько лет после ее введения большинство россиян более-менее разобрались, пришла пора переключаться на страховую пенсию, которая и будет составлять основную часть наших доходов в преклонном возрасте.

    Для ее расчета решили ввести условную единицу (пенсионный балл), размер которой будет ежегодно пересчитываться. Таким образом, формула расчета страховой пенсии представляет собой произведение накопленных за всю трудовую деятельность баллов на их стоимость.

    Пенсионный возраст останется пока на прежнем уровне: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, хотя новая реформа направлена на стимулирование белее позднего ухода не пенсию, как уже было отмечено, а вот минимальный трудовой стаж, при котором можно рассчитывать на пенсию, волевым решением нашего правительства будет планомерно увеличен с 5 лет до 15.

    Происходить это будет постепенно, путем прибавления по одному году, начиная с 2016 года. Обосновывают эту меру тем, что на данный момент подавляющее большинство пенсионеров соответствует этому требованию и их права не будут ущемлены. Вторым необходимым условием для получения права на пенсию будет количество заработанных баллов - их должно быть не менее 30.

    Вот эти самые баллы и вызвали массу негативных отзывов и критики, а точнее определение их цены. Ведь по задумке цена эта будет зависеть от того бюджета, которым на определенный момент времени располагает Пенсионный Фонд, в пересчете на количество накопленных пенсионерами этих баллов.

    При этом возникает несколько нюансов: во-первых, такое определение стоимости вряд ли сможет вызвать доверие граждан, во-вторых, получается парадоксальная ситуация: чем больше баллов будет накоплено, тем меньше будет их стоимость. Хотя нас заверяют, что увеличение стоимости балла будет производиться в размере не менее чем на величину инфляции.

    От чего же будет зависеть количество этих заветных баллов? Если предыдущая версия предполагала зависимость размера пенсии только от объема страховых взносов, то новая пенсионная реформа сюда добавила и трудовой стаж.

    Максимальное количество баллов, которое можно будет заработать за год, устанавливается на уровне 10. При этом для тех, кто не отказался от накопительной части, эта планка существенно снижается. Разница должна будет компенсироваться дополнительной пенсией из этих накоплений, но вот насколько это будут сопоставимые величины, сказать пока сложно.

    Служба в армии и отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет не будут безвозвратно потеряны, и за них тоже предусмотрены пенсионные баллы. Так, за первого ребенка будет начислено 1,8 балла в год, за второго - 3,6, за третьего и четвертого - 5,4. Если же мама в это время работала, то в расчет примется наибольшая их двух получившихся величин.

    Само начисление пенсионных баллов тоже вызывает ряд вопросов. По словам экспертов при двух практически аналогичных ситуациях, когда один человек получает зарплату в 2 МРОТ, а второй всего на 1 рубль меньше, второму придется отработать вдвое дольше для получения такого же количества баллов. Получить же максимальное количество баллов на сегодняшний день можно только при наличии белой зарплаты не менее 47 000 рублей в месяц.

    Нынешних пенсионеров и тех, кто вот-вот уйдет на пенсию, интересует вопрос о том, по какой схеме будет производиться расчет их пенсии. По заявлениям Минтруда, всем будут сделан перерасчет по новой формуле, но если при этом произойдет ее снижение, то выплата продолжится по старой схеме. Хотя нет никакой гарантии, что в дальнейшем, в течение нескольких лет, не будет совершен полный переход расчета по новой формуле.

    Одним из наиболее негативных моментов новой реформы стала «заморозка» накопительной части пенсии тех, кто решил ее оставить, за второе полугодие 2013 года и за 2014 год. По сути, эта заморозка представляет собой изъятие денежных средств в Пенсионный фонд, чтобы решить проблему с нехваткой средств в бюджете ПФР на данный момент.

    При этом нам обещают, что эти наши средства будут проиндексированы примерно на 7%. И, хотя эту меру называют временной, нет никакой гарантии, что подобное не повторится в дальнейшем.

    Подобные действия со стороны правительства наталкивают на вопрос о том, что делать с накопительной частью? Ведь при подобных манипуляциях ее прямое предназначение теряет свою актуальность. Опасения вызывает и предстоящая аттестация негосударственных пенсионных фондов. Кроме того, что не все фонды смогут ее пройти, вполне вероятно, что после этого будет осуществляться более жесткий контроль по операциям, в которых задействованы пенсионные накопления. С одной стороны, это снизит возможные риски, но с другой - даст возможность государству регулировать доходность накопительной части в НПФ, исходя из своих интересов. То есть доходность эта может снизиться, что приведет к переводу большей части накопительной пенсии в страховую. Но это как один из вариантов.

    Тем же, кто еще не пытался разобраться в этом вопросе, информация для справки. В данный момент наш работодатель отчисляет в Пенсионный фонд 22% от нашей зарплаты, и сейчас судьба 6% из этих 22 зависит от нашего решения.

    У тех, кто решил выбрать тактику пассивного наблюдения, эти 6% останутся в ПФР в страховой части, те же, кто решил воспользоваться правом на накопительную часть, должен перевести их в НПФ. Решение нужно принять до конца 2015 года, иначе это право будет безвозвратно утеряно. Средства, переведенные в накопительную часть, лежат на отдельных счетах граждан, и на них начисляются проценты, которые зависят от конкретного НПФ. При выходе на пенсию эта накопительная часть поделится на так называемый «возраст дожития» (до января 2016 года он составляет 19 лет, затем ежегодно будет корректироваться на основании статистики о продолжительности жизни), эта сумма и составит прибавку к пенсии, рассчитанной по баллам.

    Необходимость перемен в сфере пенсионных выплат, конечно же, есть. Ведь если раньше на 10 работающих приходилось всего 2 пенсионера, то сейчас их количество возросло до 7, и прогнозы на будущее тоже неутешительны.

    Но новая реформа породила больше вопросов, чем ответов, и вызвала недоверие со стороны россиян. В нынешнем виде она приспособлена для решения только краткосрочных проблем.

    В нынешнем состоянии увеличение среднего размера пенсии (его обещают увеличить значительно) возможно только за чей-то счет: либо тех пенсионеров, которым откажут в праве на пенсию, либо за счет налогоплательщиков. К тому же, просчитать заранее свою пенсию довольно проблематично, ведь мы не знаем, как будет меняться стоимость пенсионного балла. Так что никакой пенсионный калькулятор не даст объективной картины. Придется только полагаться на обещания чиновников, уверяющих, что к 2030 году средняя пенсия в России составит 2,5 прожиточных минимума пенсионера.

    В начале 90-х годов стало очевидно, что действующий распределительный принцип пенсионных выплат, основанный на солидарности поколений, исчерпал себя. Данный механизм устанавливает тесную связь между числом работающих и пенсионеров. С сокращением первых или увеличением вторых уменьшается и размер пенсий. Сегодня в нашей стране общее количество пенсионеров составляет около 43,7 млн. человек и соотношение плательщиков в ПФ РФ и пенсионеров составляет примерно 1,5:1, тогда как для эффективного функционирования этой системы необходимо соотношение в несколько раз большее. Кроме того, сегодняшние пенсионеры не довольны не только размером получаемой пенсии, но и тем, что она не учитывает индивидуального трудового вклада каждого из них. В результате лица, которые относились к труду пренебрежительно, получают в настоящее время столько же, что и "передовики труда". Сутью реформы пенсионной системы является дополнение традиционной системы "солидарности поколений" двумя более эффективными: основанными на взносах предприятий, для формирования страховой части и пенсионных накоплений - с возможностью инвестировать эти активы в рыночные инструменты. В соответствии с Федеральным законом от 17.12.01 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия складывается из трех составляющих:

    Базовой части;

    Страховой части;

    Накопительной части.

    Базовая часть гарантируется государством всем гражданам, имеющим минимальный трудовой стаж работы не менее пяти лет. Эта часть будет периодически утверждаться законодательной властью наравне с минимальным размером заработной платы. Страховая часть учитывает весь период работы и зависит только от того, сколько бы накопилось пенсионного капитала на Вашем персональном лицевом счете. Этот счет отражает обязательства государства перед Вами и получает денежное выражение с момента получения права на пенсию. До этого все отчисления, предназначенные на страховую часть, будут закрепляться в виде обязательств государства на индивидуальных счетах всех застрахованных лиц. Текущие поступления будут расходоваться на выплату пенсий тем, кто уже находится на заслуженном отдыхе. Выплаты по этой части будут рассчитываться следующим образом: накопленный на индивидуальном счете пенсионный капитал будет делиться на 19 лет (средняя продолжительность жизни пенсионера), и равномерно распределяться в течение года.

    Накопительная часть - Ваши личные сбережения, накапливаемые на специальной части индивидуального лицевого счета, которыми Вы имеете право распоряжаться самостоятельно, путем передачи их профессиональной управляющей компании. Эта часть будущей пенсии состоит из накопленных сумм взносов и инвестиционного дохода, полученного выбранной Вами управляющей компанией.

    Новая пенсионная система предусматривает учет каждого рубля, внесенного Вами за каждый год и месяц Вашего трудового стажа;

    • 1. Закрепляются обязательства государства персонально перед каждым работником. После Вашего выхода на пенсию, эти обязательства будут выполняться в полном объеме, с учетом всех повышений и индексаций, проводившихся за годы Вашей трудовой деятельности.
    • 2. Реформа в пенсионной системе обеспечивает прозрачность пенсионной системы.

    Накопительная часть трудовой пенсии обеспечит необходимый пенсионный резерв в расчете на прогнозируемое ухудшение демографической ситуации. Пенсионный коэффициент -- это показатель трудовой деятельности человека за год. Он равен отношению зарплаты гражданина, с которой уплачиваются взносы в Пенсионный фонд России (ПФР), к максимальной заработной плате, с которой работодатели уплачивают взносы в систему пенсионного страхования в соответствии с законом.

    Граждане, которые будут иметь пенсионные накопления до начала действия новой формулы, также получат определённое количество баллов на свой счёт. Их пенсионный коэффициент будет рассчитан путём деления расчётного размера страховой части трудовой пенсии на стоимость 1 пенсионного коэффициента. Есть ещё одно условие выхода на пенсию: те россияне, которые после достижения ими пенсионного возраста уже отработали 30 и 35 лет (для женщин и мужчин) и продолжают работать, смогут за 10 лет увеличить свои пенсионные накопления в 2,32 раза. Это право оговаривается в законопроекте отдельно. Кстати, дополнительные баллы будут начисляться за год работы женщинам от 30 до 40 лет и мужчинам от 35 до 45 лет.

    Некоторых категорий граждан новая формула расчёта пенсий не коснётся: это военнослужащие, досрочники, инвалиды, индивидуальные предприниматели. Для них расчёт пенсий будет идти по другим правилам.

    Изменения не коснулись порядка индексации пенсий: они, как и прежде, будут увеличиваться по инфляции и по уровню доходов ПФР дважды в год.

    Узнать, сколько будет на счету пенсионных баллов, можно будет через портал государственных услуг или при обращении в отделение ПФР. Для того чтобы посчитать, сколько именно у вас пенсионных накоплений, имеющиеся баллы нужно будет умножить на стоимость одного пенсионного коэффициента.

    Поделиться: