Что такое любовь, мнение психологов и других экспертов. А что же такое любовь с точки зрения ученых? не гордится

Заповедью всех заповедей, учил Христос, является любовь к Богу всем сердцем, всей душой и всеми силами, и любовь к ближнему, имеющая своим источником любовь к Богу. Учение Христа было путем к любви, Его жизнь – примером любви, Его смерть – откровением новой, жертвенной любви, Его Воскресение – залогом того, что любовь в христианской общине имеет источник неиссякающий.

Человек создан по образу Божьему и должен уподобляться свойствам своего Создателя. Именно поэтому человеку заповедана любовь к Богу и созданному по образу Божьему ближнему. Заповеди любви названы Спасителем наибольшими заповедями: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (). Любовь к Богу и ближнему в христианстве достигается через соединение с Богом. Она названа плодом действия Самого Бога в человеке: «Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (). Любовь – плод действия Святого Духа в человеческом сердце. Поскольку любовь предполагает живое соединение человека и Бога, то она ведет к Богопознанию и называется богословской добродетелью.

Любовь – основание христианской жизни. Без нее христианский подвиг и все добродетели лишаются смысла: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ().

Основные признаки христианской любви определены апостолом: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» ().

Четыре глагола существует в греческом языке для запечатления в слове различных сторон чувства любви: Στοργη (сторги), έ̉ρος (эрос) , φιλία (фили́я) , αγάπη (агапи) .
Филия (φιλία) - любовь дружеская, эрос (ἔρως) - любовь-стремление (обычно понимаемая лишь как чувственная любовь); сторги (στοργή) -любовь в пределах семьи, рода, друзей, близких; агапи (ἀγάπη) - любовь духовная, любовь-уважение, доброе отношение (именно это слово было избрано Спасителем, чтобы наполнить его новым смыслом любви духовной).

Подразумевает ли Божественная любовь всепрощение?

Как Беспредельный, Бог обладает полнотой безграничных совершенств (см. подробнее: ). В этом смысле Он именуется Всесовершенным. Любовь есть одно из принадлежащих Ему совершенств, одно из Божественных свойств ().

Безграничная любовь Божия изливается на всё Его творение, в том числе на людей. Как в отношении мира, так и в отношении человека это свойство проявляется в ниспослании благ, обнаруживаясь во всех делах Его . Особым образом Божественная любовь проявилась в деле человека ().

Однако, чтобы жить в Царстве Небесном, человек должен быть к этому внутренне готов. Готовность же подразумевает не что иное как особое состояние духа, желание жить в любви с Богом и , нежелание жить во .

Если же какой-либо грешник не хочет освобождаться от грехов, и пороков, не стремится жить праведной жизнью, не слушает Бога, враждует против ближних, то что ему делать в Царстве святых? Ведь жизнь в этом Царстве подразумевает совершенно обратное.

Определение беззаконников на вечное пребывание в аду не будет внешне (юридически) наложенным наказанием, но будет полностью соответствовать их внутреннему нравственному состоянию и настрою.

В этом также проявятся Божьи благость, любовь, милосердие. Как это ни покажется странным, но по соображению отцов, хотя в аду нераскаянным грешникам придётся страдать, окажись они не в аду, а в Раю, их страдания были бы куда более мучительными.

Евангелие по Матфею ():
43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Любить любящих нас мы все умеем, благотворить тем, от кого мы ожидаем ответной любви и благих дел, мы тоже умеем. Это умеют все, и не Христовы ученики. То, что отличает Христова ученика от язычника, от человека, чуждого Евангелию, – это способность любить, не ожидая взаимности, благотворить, не ожидая себе ничего в ответ, любить не только любящих, но и врагов, т.е. тех, кто нас ненавидит, кто творит нам зло, кто желает зла. Это самая низшая грань христианской любви: кто любит меньше, тот еще по-евангельски не научился любить. И это слово Христово неумолимо.

А теперь обратимся к себе: как мы умеем любить тех, которые нас любят? Все забывающей, щедрой, радующей, освобождающей их любовью, или наоборот – любовью, которая накладывает на них цепь, удручает их жизнь, суживает все их существование и бытие, любовью себялюбивой, хищной? Чаще всего мы любим тех, кто нас любит и о ком мы готовы сказать «этого человека я люблю»; любим, подчеркивая, что я люблю и он — предмет моей любви. Но как редко бывает, что наша любовь такова, что любимый нами является предметом нашего служения и благоговения, как редко бывает, что наша любовь для него бывает свободой, расширением сердца, простором, и радостью, и становлением…

Это все еще не евангельская любовь. Только когда любовь настолько глубока, огненна, светла, полна такой радости и простора, что может включить и ненавидящих нас – активно, деятельно, зло нас ненавидящих, – тогда наша любовь становится Христовой, Христос пришел в мир грешных спасти, т.е. именно тех, кто если не словом, то жизнью отвернулся от Бога и возненавидел Его. И Он продолжал любить их, когда на проповедь Его они ответили насмешкой и злобой. Он продолжал их любить в саду Гефсиманском, в эту страшную ночь искупления, когда Он стоял перед смертью Своей, которую принимал именно ради этих ненавидящих Его людей. И Он не поколебался в любви, когда, умирая на кресте, окруженный злобой и насмешками, оставленный, молился Отцу: «Прости им, они не знают, что творят!» Это не только любовь Христова, Его собственная любовь; это любовь, которую Он нам заповедал, иначе сказать, по наследству оставил: умереть ради того, чтобы другие поверили и в эту любовь, и в ее непобедимую силу.

Вот перед чем мы стоим: не слушатели, а творцы закона унаследует жизнь вечную. Каждый из нас должен стать перед этой заповедью Христовой, должен произнести суд над каждой своей дружбой, над каждой своей любовью, над каждой своей враждой, над каждой своей отчужденностью, произнести суд евангельский и, себя осудив, разобравшись в себе, должен приступить к тому, чтобы жить евангельски, а не лжесвидетельствовать жизнью на Христа.

Вот перед чем мы стоим и перед чем мы станем когда-нибудь, когда встанем перед лицом Господним и увидим, какой любовью Он нас возлюбил и чем мы Ему ответили, какой любовью Он любил и как мы дорогих Ему, любимых, родных отстраняли и втаптывали в землю. Тогда будет поздно любить, а теперь перед нами вся жизнь, потому что одного мгновения достаточно, чтобы эта жизнь стала Христовой. Но для этого надо произнести суд над собой и положить начало неумолимой жестокости к себе и бесконечного милосердия к другим. Аминь.

1. СПРАВЕДЛИВОСТЬ без Любви делает человека ЖЕСТОКИМ.
2. ПРАВДА без Любви делает человека КРИТИКАНОМ.
3. ВОСПИТАНИЕ без Любви делает человека ДВУЛИКИМ.
4. УМ без Любви делает человека ХИТРЫМ.
5. ПРИВЕТЛИВОСТЬ без Любви делает человека ЛИЦЕМЕРНЫМ.
6. КОМПЕТЕНТНОСТЬ без Любви делает человека НЕУСТУПЧИВЫМ.
7. ВЛАСТЬ без Любви делает человека НАСИЛЬНИКОМ.
8. ЧЕСТЬ без Любви делает человека ВЫСОКОМЕРНЫМ.
9. БОГАТСТВО без Любви делает человека ЖАДНЫМ.
10. ВЕРА без Любви делает человека ФАНАТИКОМ.
11. ОБЯЗАННОСТЬ без Любви делает человека РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫМ
12. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ без Любви делает человека БЕСЦЕРЕМОННЫМ

Комплексное аффективное состояние и переживание, связанное с первичным либидинозным катексисом объекта. Чувство характеризуется приподнятым настроением и эйфорией, иногда экстазом, временами болью. Фрейд обозначал любовь как "повторное нахождение объекта", ее можно рассматривать как аффективное воспроизведение состояния симбиотического единства. Вероятно, ребенок впервые переживает любовь в форме привязанности к матери и желания ее во время и после дифференциации репрезентаций себя и объектов.

Развитие любви в раннем детстве во многом зависит от взаимной любовной привязанности матери или того, кто первым заботится о ребенке. Изначально ребенок любит и нарциссический объект, и себя; ранняя любовь характеризуется выраженными оральными и нарциссическими целями и свойствами.

Любовь рассматривают в трех основных измерениях: нарциссическая любовь - объектная любовь, инфантильная любовь - зрелая любовь, любовь - ненависть. При этом важным фактором, влияющим на качество и стабильность любви, является степень сопряженной с ней ненависти, агрессивных целей, противостоящих целям привязанности, то есть амбивалентность. Развитие объектного постоянства, необходимого для дальнейшей зрелой любви, зависит от ряда факторов. Среди них: разрешение интенсивной амбивалентности, консолидация стабильных, связных репрезентаций себя и объектов, сопротивление регрессии Я и утрате привязанности в ситуации фрустрации и сепарации от объекта. Для того чтобы почувствовать себя любимым, необходимы постоянство Самости и здоровый вторичный нарциссизм. Важные элементы любовных отношений - способность находить друг в друге средство восполнения прошлых утрат или исцеления травм, а также установление и закрепление чувства уникальной взаимной близости. Стремление к удовлетворению сексуального желания обычно взаимно, но понятие любовь следует отличать от понятия примат генитальности, под которым в настоящее время понимается способность к достижению оргазма независимо от уровня или характера объектных отношений.

Фрейд обнаружил, что любовь основана на инфантильных прототипах. Любовь-перенос- это оживление реальных и воображаемых инфантильных любовных отношений; ее анализ помогает пациенту понять, как инфантильные цели и привязанности влияют на действия и отношения взрослого. Даже относительно внутренне согласованная и стабильная любовь является объектом регрессии и инфантильной фиксации. При выраженной регрессии или в случае задержки развития индивид может быть не способен к любви. Эта неспособность часто сопровождается примитивной агрессией, ненавистью к себе и объекту.

После того как устанавливается первичная психосексуальная объектная привязанность, любовь обретает много форм и направлений с запретными целями. С точки зрения структуры, любовь включает Оно, Я и Сверх-Я. Любовь, одобрение, удовольствие родителей интернализируются в зрелое и доброе Сверх-Я; грубое же и жестокое Сверх-Я разрушает способность любить и быть любимым. Любовь может смещаться с первоначальных объектов на коллективные объекты и дела, но религию, на художественную, интеллектуальную или физическую сублимацию, на домашних животных, на личные интересы. Границы понятия любовь определить трудно; взрослая любовь включает как зрелые, так и инфантильные бессознательные черты и всегда предполагает тенденцию к идентификации с любимым объектом и его идеализации.

Любовь

ЛЮБОВЬ

Психологи, возможно, поступили бы мудро, если бы отказались от ответственности за анализ этого термина и предоставили это поэтам. Запутывающий беспорядок, возникающий из-за отсутствия мудрости и избытка смелости, можно, однако, систематизировать в соответствии со следующей классификационной схемой. Сначала приведем две наиболее распространенные модели употребления этого термина. 1. Интенсивное чувство сильной привязанности или симпатии, испытываемое по отношению к некоторой конкретной вещи или к человеку. 2. Устойчивое чувство к человеку, вызывающее желание быть с этим человеком и озабоченность счастьем и удовольствием этого человека. Обратите внимание, что оба этих значения могут содержать или не содержать коннотации сексуальности. Конечно, первое значение часто используется в отношении кошек, тенниса, преподавателей или учебных дисциплин, а второе относится к родителям или детям – все без сексуальных или эротических коннотаций. Однако значение 1 может также применяться и в отношении любовников, а значение 2 – в отношении жен, мужей и любимых. Главное же то, что любовь в любом из этих значений является эмоциональным состоянием, окрашивающим все взаимодействия с любимым человеком или вещью и их восприятие. Это тот компонент, конечно, который делает любовь столь привлекательной для психологов.

Кто-то может обратиться к психоаналитической теории в надежде получить разъяснения. Но и в ней придется столкнуться с мнением, подобным тому, что высказал британский аналитик Райкрофт: "Так же много проблем с определением этого многообразного понятия, как и везде". Он употребляется по

разному, например: 3. Любое эмоциональное состояние, определяемое как в основном противоположное ненависти. 4. Эмоция, подлежащая сублимации или торможению. 5. Эквивалент Эроса и инстинктивной силы, близкой или к инстинктам жизни или к сексуальным инстинктам, в зависимости оттого, придерживается ли автор ранней или поздней точки зрения Фрейда (для разъяснений см. либидо).

Значение 3, кажется, не представляет большой ценности для психологов; оно обязательно различает определения. Модели употребления 4 и 5 близки к классическому психоаналитическому значению, особенно в том, что все проявления любви – любовь к себе, к детям, к человечеству, к стране или даже к абстрактным идеям – рассматриваются как проявления основной инстинктивной силы и, следовательно, подвержены действию защитных механизмов. Однако возникают некоторые осложнения, особенно в связи с тем, что некоторые теоретики дополнительно вводят понятие объектной любви и интерпретируют идеи, содержащиеся в значениях 4 и 5, как проявление потребности иметь отношения с объектами, в том числе, конечно, и с людьми.

Употребление понятия любовь как научного термина вызывает несколько типов противоречий. Во-первых, проблема секса и сексуального выражения: является ли это существенным компонентом или может ли любовь существовать полностью отдельно от этого? Во-вторых, проблема инстинкта: является ли любовь врожденной или это приобретенная эмоциональная реакция? В-третьих, проблема способа проявления эмоций: может ли чувство быть не связанным с поведением или эмоция всегда накладывает отпечаток на поведение?

ЛЮБОВЬ

обобщенное понятие, используемое для описания и характеристики переживаний и чувств человека, связанных с его отношением к другим людям, предметам, идеям, миру в целом и самому себе.

В классическом психоанализе под любовью понималось прежде всего такое взаимоотношение между людьми, которое обусловлено аффективным проявлением либидо, то есть сексуальной энергии. Хотя З. Фрейд считал, что существо того, что в психоанализе называют любовью, является не чем иным, как обычным, воспеваемым поэтами пониманием любви, а именно сексуальное взаимодействие между людьми, тем не менее ему не было чуждо представление о любви, выходящее за рамки исключительно интимных отношений. Не случайно в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) он писал: «Мы, однако, не отделяем всего того, что вообще в какой-либо мере связано с понятием любви, то есть, с одной стороны, любовь к себе, с другой стороны, любовь родителей, любовь детей, дружбу и общечеловеческую любовь, не отделяем и преданности конкретным предметам или абстрактным идеям».

В историческом плане любовь соотносилась З. Фрейдом с влечением человека к сексуальному объекту и выступала наравне с внешней нуждой, обусловленной необходимостью совместной жизни людей. В этом отношении Эрос и Ананке (нужда) являлись для него «предками человеческой культуры». Любовь рассматривалась в качестве «основания культуры», вызывающая сильнейшее переживание удовольствия половая (генитальная) любовь – как прообраз счастья человека.

В понимании З. Фрейда, любовь заложила основы семьи еще в древности. Она не отрекается от прямого сексуального удовлетворения и в современной культуре. Более того, любовь продолжает оказывать воздействие на культуру, в том числе и в форме нежности, представляющей собой модифицированную и заторможенную по цели сексуальную деятельность. В обеих формах она выполняет важную функцию, то есть связывает воедино множество людей. Другое дело, что обыденное использование в речи понятия любви оказывается неопределенным, затрудняющим понимание того, о чем в действительности идет речь.

З. Фрейд исходил из того, что неточность употребления слова «любовь» имеет свое «генетическое основание». В работе «Недовольство культурой» (1930) он так пояснил свою мысль: «Любовью называют отношения между мужчиной и женщиной, создавших семью для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Но любовь – это и добрые чувства между родителями и детьми, братьями и сестрами, хотя такие отношения следовало бы обозначить как заторможенную по цели любовь или нежность». Первоначально заторможенная по цели любовь была одновременно и чувственной. Таковой она остается и в современной культуре с той лишь разницей, что оказывается бессознательной. Оба вида любви (чувственная и заторможенная по цели) выходят за пределы семьи, в результате чего устанавливается необходимая связь между теми, кто ранее был чужд друг другу. Таким образом, половая любовь ведет к новым семейным союзам, в то время как заторможенная по цели любовь – к дружеским, культурно значимым объединениям людей, в которых преодолеваются ограничения половой любви. Однако, как считал З. Фрейд, по ходу развития любовь стала утрачивать однозначное отношение к культуре. «С одной стороны, любовь вступает в противоречие с интересами культуры, с другой – культура угрожает любви ощутимыми ограничениями».

Подобное раздвоение проявляется, по мнению З. Фрейда, прежде всего в форме конфликта между семьей и более крупными сообществами людей. Затраченная на цели культуры психическая энергия отнимается от сексуальной жизни, ограничение которой ведет к культурному развитию, но вместе с тем оборачивается невротизацией человека. Уже первая фаза культуры принесла с собой запрет на кровосмешение, нанесший, по словам З. Фрейда, «самую глубокую за все время рану любовной жизни человека». Высшей точкой такого развития культуры и ограничения сексуальности является западноевропейская культура, где под запретом оказались проявления детской сексуальности. И хотя такой запрет психологически оправдан, поскольку без предварительного подавления в детстве было бы безнадежным делом укрощение сексуальных вожделений у взрослых, тем не менее, как считал З. Фрейд, нет оправдания тому, что культура вообще отвергает наличие детской сексуальности как таковой.

С точки зрения основателя психоанализа, противоречие между любовью и культурой заметно сказывается на развитии человека. В первой фазе своего развития, обычно заканчивающейся к пяти годам, ребенок находит в одном из своих родителей первый любовный объект. Последующее вытеснение его влечений приводит к вынужденному отказу от сексуальных целей и видоизменению его отношения к родителям. Ребенок остается привязанным к ним, но его чувства приобретают характер нежности. С возмужалостью ребенка его любовь направляется на иные сексуальные объекты. Однако при неблагоприятных условиях развития чувственные и нежные влечения могут оказаться столь несовместимыми между собой, что полноценная любовная жизнь человека окажется под вопросом.

Так, мужчина может обнаружить романтическое влечение к высокочтимой женщине без какой-либо потребности в любовном, сексуальном общении с ней и будет иметь реальные сексуальные связи только с теми «падшими» женщинами, которых он не любит и презирает. У него будет наблюдаться конфликт между нечувственной, небесной, божественной и чувственной, земной, греховной любовью. Дающая возможность познакомиться с областью любовной жизни невротиков психоаналитическая практика обнаруживает такой тип мужчины, для которого наиболее ценным объектом половой любви становится не добропорядочная женщина, а такая, которая является проституткой. Относящийся к подобному типу мужчина часто оказывается психическим импотентом в общении с добропорядочной женщиной и обнаруживает свою половую силу только с униженным сексуальным объектом, с которым психически связана возможность полного удовлетворения.

Для разрешения конфликта между любовью и культурой в истории человечества выдвигались различные идеальные требования культурного сообщества. Одно из таких требований выступает в форме известной заповеди: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Оценивая это требование, З. Фрейд говорил о психологической несостоятельности его в реальной жизни. Любовь является для человека безусловной ценностью, и он не может безответственно разбрасываться ею, тем более что не все люди достойны любви. Если бы заповедь звучала «возлюби ближнего твоего, как он любит тебя», тогда она не вызывала бы возражений. Но если другой человек не привлекает меня никакими достоинствами и не имеет никакого значения для моих чувств, то, замечал З. Фрейд, любить его трудно, да это и несправедливо по отношению к близким людям, заслуживающим мою любовь. «Если же я должен его любить, причем этакой всемирной любовью просто потому, что он населяет землю – подобно насекомому, дождевому червю или кольчатому жуку, – то я боюсь, что любви на его долю выпадет немного».

Нередко любовь воспринимается человеком в качестве стратегии жизни, способствующей обретению счастья. В этом случае любовь ставится в центр жизненной ориентации любить и быть любимым. Подобная психическая установка проистекает из опыта инфантильной любви к родителям, а также половой любви, приобщившей человека к ранее пережитому чувству наслаждения. Однако, как отмечал З. Фрейд, «никогда мы не оказываемся столь беззащитными перед лицом страдания, чем когда любим; никогда не бываем столь безнадежно несчастными, как при потере любимого существа или его любви».

Представления З. Фрейда о любви получили свое дальнейшее развитие в психоаналитической литературе. Одни психоаналитики уделили большее внимание феномену любви, рассмотренному через призму брачных отношений между людьми, другие – невротической потребности в любви, третьи – любви как решению проблемы человеческого существования.

Так, немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952) провела различие между любовью и невротической потребностью в любви, исходя из того, что «главным в любви является само чувство привязанности, в то время как у невротика первичное чувство – потребность в обретении уверенности и спокойствия, а иллюзия любви – лишь вторичное». В работе «Невротическая личность нашего времени» (1937) она раскрыла часто встречающуюся в неврозе «жажду любви», при которой человек оказывается не способен любить, но испытывает острую необходимость в любви со стороны других, он имеет субъективное убеждение в своей преданности другим, в то время как в действительности его любовь является не чем иным, как «цеплянием за других людей для удовлетворения собственных потребностей». Если невротик приблизится к осознанию того, что ему предлагают истинную любовь, то он может испытать чувство ужаса. По мнению К. Хорни, отличительными чертами невротической потребности в любви являются прежде всего ее навязчивый характер и ненасытность, основными формами которой могут быть ревность и требование абсолютной любви. Если З. Фрейд полагал, что в основе невротической потребности в любви лежит сексуальная неудовлетворенность человека, то К. Хорни отказывалась признавать сексуальную этиологию потребности в любви. Придание сексуальности подлинного значения оценивалось ею в качестве одного из величайших достижений основателя психоанализа. Однако, как подчеркивала К. Хорни, сексуальными считаются многие феномены, которые в действительности являются выражением сложных невротических состояний, главным образом «выражением невротической потребности в любви».

Для американского психоаналитика Э. Фромма (1900–1980) любовь – это искусство, требующее труда и знания, действительная сила в человеке, предполагающая сохранение его целостности. Для большинства людей проблема любви – это проблема того, как быть любимым, в то время как в действительности, по убеждению Э. Фромма, она заключается в том, как любить самому. Любить – значит прежде всего давать, а не получать. Рассматривая любовь с позиций гуманистического психоанализа, Э. Фромм критически отнесся к фрейдовскому пониманию любви как выражению полового влечения. Однако он критиковал З. Фрейда не за то, что тот переоценил роль сексуальности в жизни человека, а за то, что основатель психоанализа «понимал сексуальность недостаточно глубоко». Поэтому если З. Фрейд только коснулся вопроса о различных видах любви, то Э. Фромм уделил значительное внимание рассмотрению специфики любви между родителями и детьми, материнской любви, братской любви, эротической любви, любви к себе, любви к Богу. Это нашло свое отражение в его работе «Искусство любви» (1956), в которой он не только рассмотрел, подобно К. Хорни, невротические расстройства в любви, но и раскрыл такие формы псевдолюбви, как «сентиментальная», «идолопоклонческая» и невротическая любовь, основанная на использовании человеком проективных механизмов для того, чтобы уйти от решения собственных проблем.

В понимании Э. Фромма, любовь – это личный опыт, который человек переживает только сам и для себя: любовь зависит от способности любить, которая, в свою очередь, зависит от способности «отойти от нарциссизма и от кровосмесительной привязанности к матери и роду», от способности развивать плодотворную установку в отношении к миру и к самому себе. Или, как писал он в книге «Здоровое общество» (1955), «любовь – это объединение с кем-либо или чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности своего собственного Я».

ЛЮБОВЬ

1. Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и пр.

2. Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого (-> персонализация) так, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности и прочими, переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.

Как родовое понятие, любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и прочим: от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально представленной в другом значимом, практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого. Это обстоятельство послужило одной из причин того, что разные философские и психологические направления допускали неправомерную абсолютизацию либо биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту (любовь как секс); либо, отрицая и принижая физиологическую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство (любовь платоническая). Хотя физиологические потребности - предпосылка появления и поддержания чувства любви, но в связи с тем, что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде, как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках - общественно-исторически обусловленное чувство, своеобразно отражающее социальные отношения и особенности культуры, выступающее как нравственная основа отношений в институте брака.

Исследования онтогенеза и функций любви показывают, что она играет большую роль в формировании личности и в становлении Я-концепции. Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Имеется тесная связь индивидуального чувства любви с традициями и нормами общества и с особенностями семейного воспитания: обе эти группы переменных являются источником принятых субъектом способов интерпретации своего состояния. В психологии предпринималось много попыток исследования внутренней структуры любви в целом и связи отдельных ее компонент с различными характеристиками личности. Самый важный из полученных результатов - установление связи между способностью к любви и отношением субъекта к самому себе. Этот факт и ряд других аналогичных, а также роль любви в создании семьи делают проблематику любви исключительно важной для психотерапии и консультирования психологического, для воспитания и самовоспитания личности.

Согласно З. Фрейду, ядром любви является половая любовь, имеющая целью половое соединение. Но от этого понятия неотделимо все, причастное слову любовь: себялюбие, любовь к родителям и детям, дружба, человеколюбие, преданность конкретным предметам и абстрактным идеям. Любовь ведет происхождение из способности Я удовлетворять часть своих влечений автоэротически, испытывая наслаждение от функции органов. Первоначально она нарциссична, затем переходит на объекты, кои сливаются с расширенным Я. Она тесно соединяется с проявлением позднейших сексуальных влечений и, когда их синтез закончен, совпадает с сексуальным стремлением в его полном объеме.

Согласно Э. Фромму, любовь - это установка, ориентация характера, задающая отношение человека к миру вообще, а также форма проявления чувства заботы, ответственности, уважения и понимания к другим людям, желание и способность зрелого созидательного характера - к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви. Половое влечение - лишь форма проявления потребности в любви и соединении. Любовь - искусство, требующее разнообразных знаний и умений, в том числе - дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры. В современном обществе любовные отношения следуют законам рынка и реализуются в многочисленных формах псевдолюбви (-> псевдолюбовь: форма нормальная).

На вопрос «Что такое любовь: кратко и ясно?» большинство людей ожидают услышать, что любовь — это болезнь, яд, необъяснимая привязанность, которая со временем проходит. Но с высоты 29 лет своей любви я хочу сказать, что категорически с этим не согласна.

Настоящая любовь — это прежде всего бескорыстное служение любимому человеку и ежедневная забота. Настоящая любовь не проходит, а растёт со временем, как снежный ком, который двое влюблённых катят перед собой по своей жизни.

Со временем начинаешь понимать, что ты любишь своего родного человека, не потому что у него голубые глаза или потому что он круто водит машину , а потому что он нежно заботиться о тебе и о ваших детях. И «нежно заботится» только звучит так мимимишечно , а на самом деле это многотрудная работа.

И это не просто моё мнение , основанное на моём опыте. В древние времена люди по-ругому понимали, что такое любовь. А именно: под любовью они понимали бескорыстное служение, а не романтику отношений. Именно потому они пропускали многие стадии любви, характерные для нашего эгоистического общества — стадии притирок, ссор, самоутверждения. Они сразу переходили от романтической стадии к стадии служения , а затем, к стадии настоящей любви.

Чтобы стала более понятна моя мысль, давайте рассмотрим, что такое любовь с точки зрения психологии в современном мире . Рассмотрим 7 стадий, которые проходит каждая любовь. Дочитайте эту коротенькую статью до конца и Вы узнаете о любви что-то новое .

1-я стадия любви — влюблённость.

1-ю стадию точно все знают — это так называемый «конфетно-букетный период». В этот период ты не замечаешь никаких недостатков у своего возлюбленного. Он кажется тебе идеальным.

2-я стадия любви — привыкание.

Проходит некоторое время и ты уже не так волнуешься и не так восхищаетесь своим любимым. Ты начинаешь воспринимать его более адекватно.

3-я стадия любви — притирка.

Я не открою Америку, если скажу, что во время притирки у большинства влюбленных начинаются первые ссоры. Вы сами, наверняка, проходили эту стадию. Здесь, думаю, всё зависит от размера эго у каждого из влюбленных.

Как известно, людей без недостатков не бывают. Именно на этой стадии многие начинают видеть только недостатки своего партнера. Недостатки и раньше были, но просто на стадии влюбленности благодаря физиологическому и гормональному состоянию влюблённые их не замечали.

Именно на этой стадии, влюбленные чаще всего расстаются , так и не узнав, что впереди их ожидают самые интересные и самые главные стадии их любви . И целая жизнь впереди!

4-я стадия любви — стадия терпения.

Благодаря стадии терпения (которая может длится у некоторых несколько лет), претерпев до конца все неудобства и даже боль, влюблённые получают награду — переходят на следующую стадию. Стадию служения, когда понимаешь, что есть что-то важнее, чем доказывать свою правоту и отстаивать свое мнение.

5-я стадия любви — служение.

На этой стадии получаешь удовольствие от бескорыстного служения, бескорыстной заботы о своём любимом. Настоящая любовь — это не стремление ПОЛУЧАТЬ что-то от партнера, а стремление служить друг другу.

6-я стадия любви — дружба.

Стадия служения переходит в стадию дружбы, когда они претерпели все притирки, им хорошо и комфортно вместе, они говорят на одном языке, понимают друг друга с полуслова. Вы удивитесь, когда узнаете, в какую следующую стадию переходит стадия дружбы.

7-я стадия — НАСТОЯЩАЯ любовь.

Это настоящая награда для тех, кто преодолел все предыдущие стадии. Вы становитесь одним целым. Вы как-будто связаны невидимой резинкой. Многие исследования показывают, что люди, прожившие много лет в любви, имеют даже синхронизированные показатели пульса, давления и т.д.

Особенно ярко такая любовь проявляется в беде, когда ты готов отдать всё, даже свою жизнь , чтобы спасти своего любимого.

Уверяю Вас, это не просто моё мнение, основанное на моём опыте. Об этом говорят многие известные философы и писатели. Вот только несколько цитат:

В древние времена люди не тратили столько времени на стадии ссор, притирок, терпения, потому что они по-другому понимали любовь. А именно: как самоотвержение, как бескорыстное служение друг другу, как дружбу. Это и есть настоящая любовь. Именно об этом слова Цицерона, приведенные выше.

И если кто-то спросит у Вас, что такое любовь с научной точки зрения (философской) и что такое любовь с точки зрения психологии, можете смело отвечать, что это прежде всего нежная дружба, радость ежедневного служения и заботы друг о друге.

Напишите в комментариях, что Вы думаете по поводу этих мыслей? Поделитесь своей историей любви.

До новых встреч на страницах блога. Желаю всем любви и радости!

Посмотрите это потрясающее видео. Эту простую тайну нужно передать детям. Жизнь, не похожа на путешествие, а похожа на танец! Фрагмент лекции британского философа Алана Уотса «почему жизнь не похожа на путешествие»

Любовь это, если говорить своими словами, чувство в своем сердце к другому человеку, противоположного пола.

Любовь — это божественная сила, смысл жизни человека, когда он тоскует, сексуально вовлечен к человеку, которую любит, озарен сделать ему добро, и может пожертвовать собой ради любимого человека, вот это настоящая любовь .

Любовь – это неиссякаемая сила, которая живет с человеком и двигает его к гармонии, единству и терпимости.

Когда человек любит перед ним открываются все двери, которые были закрыты перед ним и от него исходит аромат цветка, притягиваясь всему хорошему. Он естественностью и легкостью наслаждается жизнью.

Любовь — это оружие, которая проникает в само сердце но, не раня его, оставляет след.

Любовь — это место божественной силы на земле в вашем сердце, которая будет нести вас к пути истины.

Любовь — это когда соединяет два сердца в единое целое и сможет сделать вас счастливыми.

Любовь — это когда тебе ничего не нужно от любимого человека, и ты полностью отдаешься ему, не прося ничего взамен.

Что такое произойдет, если полюбить человека? Ты станешь его понимать и прощать, принимать его как он есть.

Любовь — это основа всего мира и человечество, это смысл всей нашей жизни, без любви нет счастья.

Что такое любовь в моем понимании, говоря своими словами?

Любовь – это величайшая энергия, которая движет человечеством в правильном направлении в сторону Единого Бога и света, озаряя его.

Любовь — это игра со своими невероятными правилами, если ты поймешь суть игры, ты выиграешь, будешь счастливым, а если не поймешь, ты потерпишь убыток.

Любовь – она не предсказуема в своем начале и прекрасна сама по себе. Но что делать, если любовь не взаимна? Любите Бога больше чем кого — ни будь, и он вам обязательно укажет прямой путь к взаимной любви с тем человеком, которого полюбите вы.

Любовь порождает дружбу, желание и близости тел и сливания воедино.

Любовь — это как огненная река, протекающий из глубины души и охватывающий все твое тело от самой макушки до кончиков пальцев ног.

Любовь — это когда ты, восхищаешься существованием другого человека на земле, и тебя тянет к нему как магнит. Ты готов принести себя в жертву во имя любимого человека.

Что такое любовь в моем сознании и я молвью своими словами?

Любовь — это дар нам от Всевышнего Бога милого и милосердного.

Любовь — это как в чудесной сказке жизнь и смерть, без любви нет жизни на земле.

Любовь – это прекрасное чувство, покрытой величественной тайной, которую ты должен узнать приложив некоторые усилия и усердия.

Любовь – это когда тебя понимают, ласкают нежными руками и целуют манящими губами.

Любовь — это блаженство среди ночи, ласкающий ваш разум и сердце.

Любовь — это способность, по особому произносить твое имя.

Любовь – это когда мужчина и женщина с наслаждением нюхают запах своих тел и получают удовольствия.

Любовь — это тогда когда вы страстно целуетесь, не уставая, и не хочется никогда расставаться.

Любовь – это когда ты отдаешь себя без остатка, когда твои струны вибрируют в унисон, и ты находишься бесконечном спокойствии как за каменной стеной, и чувствуешь себя гармонии с ним.

Что такое любовь в моем восхищении, и твердя моими словами?

Любовь – это то что заставляет нас страдать, но ты чувствуешь себя абсолютно счастливым.

Любовь — это когда тепло и счастливо на душе слившись с человеком воедино.

Любовь — это когда ты просыпаешься с улыбкой на лице с легким дуновением утренний прохлады и нежным ласкающим лучиком солнца.

Любовь проявляется в его словах, любовь проявляется в поступках, любовь проявляется в его желаниях и действиях.

Любовь — это самое сильное, прекрасное чувство в мире, и прожить его надо наслаждаясь им.

Любовь – это жизнь в другом пространстве и измерении.

Любовь порой бывает тяжела, приносит боль, слезы, страдания, ненависть, истощает сердце и человек сходит с ума.

Любовь она как костер его надо постоянно поддерживать, если об этом забыть он рано или поздно погаснет.

Любовь она как яркое солнце, спокойствие и уверенность в себе, полет души и страшная зависимость от другого человека.

Любовь – это начало всех начал, великое и необъяснимое она приходит неожиданно и остается навсегда.

Любовь — это прекрасное чувство! Любовь и есть вся наша жизнь. Если ты умеешь любить, значит ты счастлив. А те, кто не умеет и не хочет любить – это люди черствые, далекие и неинтересные. Любите, как только можете, всем сердцем. Любите, раскрасив вашу жизнь в яркие тона. Не раз она спасала, спасает многие сердца! Любовь — это вечное, продолжительное, самое главное, важное для каждого человека чувство. Дарите свою любовь другим. Любите и будьте любимы! И смотрите ВИДЕО.

То, что за историю существования человечества никто не сумел найти формулу любви, о многом и многом говорит. Почему люди влюбляются? Разве можно просчитать чувства и заставить кого-то по-настоящему полюбить? Нет, конечно. Любовь – то, что случается. Она имеет множество вкусов и оттенков.

Точно определить, что это за чувство, сложно. Ясно одно: для каждого оно проявляется по-своему. К примеру, мужчины и женщины ощущают действительность по-разному. Значит, каждый из нас вкладывает свое понимание в слово «любовь».

Объяснение для мужчин

Для мужчины это восхищение своей женщиной, желание оберегать ее и защищать от проблем. Именно поэтому ваш любимый, услышав жалобу на проблему, захочет немедленно ее решить. Есть запрос – должен быть ответ. Это мужская позиция.

Кроме того, любовь для мужчины – это не предел мира. Он может спокойно строить карьеру или добиваться успеха в социуме, совершенно не задумываясь о необходимости создать отношения.

Объяснение для женщин

Для женщины это весь ее мир. Она стремится быть ближе к своему избраннику, купаться в его внимании и постоянно чувствовать мир через призму их отношений.

Такая «назойливость» может наскучить мужчине, следовательно, для женщины важно уметь соблюдать дистанцию, проявляя любовь так, как хочет ее получить любимый. Через принятие и веру в него.

Для детей

Дети видят мир гораздо проще, чем взрослые. Они внимательно смотрят вокруг, порой выдавая такие вещи, о которых взрослые не задумываются.

Например, о важности заботы друг о друге (мама любит папу, поэтому каждый день гладит рубашки) или принятии (у меня во рту не хватает зубов, но я не стесняюсь улыбаться, потому что друзья все равно меня любят). Простые истины, но как интересно звучат в детских устах!

Краткие и ясные примеры (рассуждения) из жизни

В жизни много примеров настоящего чувства:

Один мужчина ежедневно приходил к жене, потерявшей память, чтобы снова и снова знакомиться с ней. Когда его спросили: «Зачем вы это делаете, она ведь вас не помнит?». Он ответил: «Зато я помню ее».

Девушка осталась с парнем, несмотря на то, что он получил тяжелую травму и врачи обещали ему существование, прикованное к инвалидной коляске. Однако вера любимой придала ему силы, и он победил свою болезнь.

И примеров довольно много. Но это глобальные истории. Гораздо чаще любовь проявляется в мелочах:

  • заваренный кофе и теплая булочка рано утром;
  • принесенный зонтик в проливной дождь;
  • звонок поздно вечером и один-единственный вопрос: «Как ты добралась?»;
  • встреча поздно ночью в аэропорту в другом городе.

Мелочи составляют настоящую, крепкую любовь.

Есть ли она вообще? - Любовь?

Если в вашем сердце поселился подобный вопрос, значит, вы обожглись на отношениях. Подумайте: может то, что вы принимали за настоящее, крепкое чувство, было увлечением? Так стоит ли из-за него ставить крест на всем?

Любовь есть! И она пронизывает историю человечества. Сколько фильмов снято о ней, сколько книг написано… Эта тема никогда не сходит с уст людей. А значит, она истинная.

Не закрывайте сердце

Позвольте Любви случиться.. . И когда это чувство вновь наполнит вас от пяток до макушки, отдайтесь потоку, ощутив полноту жизни! И тогда к вам придет настоящее счастье.

Будьте счастливы!

Поделиться: