Характеристика детей с различными видами поведения. Психологические особенности тревожных детей старшего дошкольного возраста

Вам предлагается образец психологической характеристики ученика. Фамилия и имя заменены на (…)
Психологическая характеристика ученика _ «_» класса __________________

I. Общие сведения о ребенке.

1. ФИО- ____________________ , дата — __________, возраст во время исследования- 9 лет.
2. Местожительство- ______________________________
3. Сведения о родителях-_______________________________,
отец А__________________________________________________
Бабушка и дедушка – пенсионеры, проживают совместно с дочерью и внуком в двухкомнатной квартире.
4. Школа №_, класс- _ «_».

I I. Методы при изучении личности ребенка:

ПРОТОКОЛ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКА _ «_» КЛАССА __________
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Цель: Исследовать и оценить тревожность ребенка младшего школьного возраста в типичных для него жизненных ситуациях.

Дата: 17.10.2006

-В 100% ситуаций, имеющих положительную эмоциональную окраску (Игра с младшими детьми, Игра со старшими детьми, Ребенок с родителями) (…) имеет эмоционально позитивный опыт. В 100 % ситуаций, имеющих отрицательную эмоциональную окраску (Объект агрессии, Выговор, Агрессивное нападение и Изоляция) (…) имеет эмоционально негативный опыт. Эти данные могут свидетельствовать о том, что ребенок дает позитивную или негативную оценку своему эмоциональному фону адекватно различным жизненным ситуациям.
В 57% ситуаций, имеющих двойной смысл (4 из 7) можно говорить о наличии переживания (…) негативного эмоционального опыта. Это ситуации — Укладывание спать в одиночестве, Умывание, Собирание игрушек и Еда в одиночестве.
— Наибольший уровень тревожности у (…)а проявляется в ситуациях, моделирующих отношения моделирующих повседневные действия (Одевание. Укладывание спать в одиночестве. Умывание. Собирание игрушек. Еда в одиночестве).
— У (…) наблюдается высокий уровень тревожности, о чем свидетельствует индекс тревожности ребенка (процентное отношение числа эмоционально негативных выборов к общему числу рисунков): 57%.

Протокол психодиагностического обследования
Ученика _ «_» класса ___________
МЕТОДИКА «ЛЕСЕНКА» В.Г.Щур

Цель: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.
Кто проводил: студентка 5 курса ФСПиП Синякова А.М.
Дата:17.10.2006
В результате исследования выявлено:
— отношение ребенка к себе- положительное, самооценка- адекватная, положительная(поместил себя на 4-ую из 6 ступенек.
— отношение других людей к ребенку воспринимается им достаточно дифференцированно: (…) считает, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, друг, а также учитель) по-разному относятся к нему. Ребенок считает, что мама поставит его на самый верх лесенки, а сам себя ставит немного ниже - на третью ступеньку сверху. Это может говорить о том, что (…) ощущает твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых.
— прогнозируемая ребенком оценка себя со стороны учителя – ниже чем его собственная, объяснения ребенка по этому поводу – недовольство учителя по поводу «плохого поведения и низких отметок», что свидетельствует о том, что (…) способен достаточно критически подходить к оценке себя как личности.

ПРОТОКОЛ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
УЧЕНИКА _ «_» КЛАССА ______________
Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой


Кто проводил: студентка 5 курса ФСПиП Синякова А.М.
Дата:17.10.2006

В результате исследования выявлено:

На основании данных проведенной диагностики выявлен низкий уровень школьной мотивации у (…), о чем свидетельствует неохотное посещение школы, на уроках часто занимается посторонними делами, играми, испытывает серьезные трудности в обучении: не справляется с учебной деятельностью, испытывает проблемы во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается им как враждебная среда, поэтому (…) может иногда проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

ПРОТОКОЛ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКА _ «_» КЛАССА (…)(…)А
ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК КЕТТЕЛЛА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цель диагностики: исследование уровня школьной мотивации.
Кто проводил: студентка 5 курса ФСПиП Синякова А.М.
Дата:17.10.2006
В результате исследования выявлено:
-Высокий уровень выраженности Экстраверсии(9 баллов), что характеризует ребенка как эмоционального, открытого, общительного, участливого ребенка.
-Высокий уровень по шкале Эмоциональная невозбудимость(8 баллов) — характеризует (…) как нетерпеливого, легко возбудимого, с неустойчивостью внимания, повышенной двигательной активностью.
— Низкий уровень Самоконтроля (3 балла), что является признаком неумения контролировать свое поведение.

Другие методы и формы диагностики, используемые в исследовании:
БЕСЕДА С ПСИХОЛОГОМ, КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕБЕНКОМ
ИЗУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ, ИМЕЮЩЕЙСЯ НА РЕБЕНКА (…) стоит на учете у психолога как ребенок с особенностями в поведении)

III. Общая характеристика системы взаимоотношений ребенка в классе. Социальные контакты:
со сверстниками. Статус в общении: активный. В 3 классе наблюдалась зависимость от одноклассника Владика Богданова(ребенка с ярко выраженным агрессивным поведением). На момент обследования дружбу с Богдановым прекратил. Устанавливает взаимоотношения со всеми одноклассниками, но близкие дружеские отношения имеет с ребятами со двора. Предпочитает друзей, которые любят баловаться, бегать, шалить. Школьный коллектив нередко воспринимается им как враждебная среда, поэтому (…) может иногда проявлять агрессию.
со взрослыми. Может проявлять разнообразные признаки коммуникации: от подчинения и стеснительности до нахальства и дерзости; на критику учителя реагирует пассивно-положительно(понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет). Испытывает проблемы во взаимоотношениях с учителем.

IV. Общая характеристика личностной сферы школьника.
Характеристика свойств личности:
Отношение ребенка к себе- положительное, самооценка- адекватная, положительная отношение других людей к ребенку воспринимается им достаточно дифференцированно: (…) считает, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, друг, а также учитель) по-разному относятся к нему. прогнозируемая ребенком оценка себя со стороны учителя – ниже чем его собственная, объяснения ребенка по этому поводу – недовольство учителя по поводу «плохого поведения и низких отметок», что свидетельствует о том, что (…) способен достаточно критически подходить к оценке себя как личности.
Школьник эмоционален, общителен, нетерпелив, легко возбудим. Наблюдается неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность, не всегда может контролировать свое поведение.
Повышенная тревожность (…) проявляется в ситуациях, связанных с повседневными действиями, режимными моментами.
Школьная мотивация развита недостаточно, о чем свидетельствует неохотное посещение школы, на уроках часто занимается посторонними делами, играми, испытывает серьезные трудности в обучении: не справляется с учебной деятельностью, что связано с недостаточным развития произвольности внимания.
(…) увлекается рисованием, занимается в спортивной секции футболом.

ВЫВОДЫ ПСИХОЛОГА:
Для (…) характерны такие особенности поведенческого и личностного характера, как нарушение дисциплины на уроках и во время перемен, плохая успеваемость, низкий уровень школьной мотивации.
В связи с этим классному руководителю ребёнка РЕКОМЕНДУЕТСЯ:
-составить индивидуальный план работы по сопровождению семьи с учетом индивидуальных особенностей семейной ситуации;
— Каждую четверть посещать ребенка на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий, изучения ситуации взаимоотношений между членами семьи.
-проконтролировать занятость (…) в каникулярное время;
-Взаимоотношения следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения. Путем личного примера и неоднократного тактичного повторения прививать (…) правила поведения школьной жизни. Рекомендуется коррекционная работа по развитию навыков самоконтроля, навыкам конструктивного взаимодействия со сверстниками. Давать знания по правам ребёнка, правам и обязанностям школьника, правовые знания. Строго контролировать посещаемость и успеваемость (…).
-Наладить положительный эмоциональный фон, связанный со школой — ни в коем случае не сравнивать ребенка с другими детьми. Не говорить плохо о школе, не критиковать учителей в присутствии ребёнка, создавать у него позитивное, положительное отношение к школе.
-Стимулировать учебно-познавательную деятельность ребят через: создание ситуаций эмоционального переживания, создание ситуаций занимательности, ситуаций опоры на жизненный опыт, ситуаций успеха в учебно-познавательной деятельности.
Дата исследования 17.10.2006г.


Тревожность - это характерная черта личности малыша, характеризующаяся предрасположенностью к выраженному волнению и беспокойству в разнообразных ситуациях, которые не располагают к этому.

Понятия «тревоги» и «тревожности» существенно отличаются. Под тревогой подразумевается беспокойное состояние, возникающее изредка. Тревожность, наоборот, относится к постоянным состояниям и не связано с определенной ситуацией. Состояние, когда малыш сильно боится каких-то определенных вещей или событий, носит название страх.

У детей до 6 лет важнейшими причинами тревожности считаются проблематичные взаимоотношения с родителями. В этот период большей тревожностью обладают мальчики.
Уровень тревожности родителей оказывает большой отпечаток на такое же состояние у детей. Значительно повышает беспокойство использование авторитарного стиля в воспитании, повышенные требования к малышу, а также сравнение его с окружающими. Нередко тревожность является следствием неврозов и других расстройств психики.

Основные причины тревожности у малышей:

Отсутствие у малышей ощущения безопасности;
Враждебность и отвержение детей взрослыми;
Родительская тревожность;
Неблагоприятный семейный микроклимат;
Плохие материальные условия семьи;
Несоответствие притязаний взрослых реальным возможностям малыша;
Неадекватность требований родителей к малышу;
Повышенный уровень тревожности у родителей;
Родители не соблюдают последовательность в воспитании малыша;
Предъявление к детям требований, которые противоречат друг другу;
Повышенная эмоциональность родителей;
Сравнения малыша с окружающими;
Авторитарный метод воспитания;
Стремление взрослых соответствовать общепринятым нормам.

Виды детской тревожности:

1. Тревожность - черта характера (копирование действий тревожных взрослых, особенности темперамента);
2. Ситуативная тревожность. Она связана с отдельными ситуациями.

Типы тревожных малышей:

Невротики . У таких малышей повышенный уровень тревожности приводит к соматическим нарушениям: заиканию, энурезу (ночное недержание мочи), тикам;

Расторможенные малыши. У таких детей тревожность выражается в форме повышенной эмоциональности и активности;

Застенчивые малыши. Они боятся практически всего;

Замкнутые малыши. В таком случае тревожность выражается в настороженности, отсутствии отзывчивости и приветливости у ребенка.

Особенности тревожных детей:

Напряженный взгляд;
Тихий голос;
Неуверенность малыша в себе;
Наличие соматических расстройств организма: болезненных ощущений в животе, головных болей, спазмов в дыхательных путях, жажды, сниженного тонуса мышц ног;
Сниженная самооценка;
Болезненная реакция на критику;
Склонность обвинять самого себя;
Дети с большими сложностями идут на контакт с окружающими;
Малыши нередко критикуют окружающих.

Признаки высокой тревожности у малыша:

1. Постоянное проявление беспокойства;
2. Малышу очень сложно концентрировать внимание;
3. Повышенный тонус мышц на лице и шее;
4. Малыш часто раздражен;
5. У ребенка имеются нарушения сна.

Если вы отмечаете у малыша постоянно минимум один признак, то вполне вероятно, что у него высокая степень тревожности.

Определяем уровень детской тревожности:

Для выявления этого показателя у вашего малыша рекомендуется использовать специальный тест. В нем рядом с признаком тревожности необходимо поставить знак +, если он характерен для вашего ребенка.

Признаки тревожности:

1. Малыш достаточно быстро устает;
2. Крохе очень сложно сосредоточить свое внимание;
3. Выполнение заданий вызывает сильное беспокойство у малыша;
4. Ребенок сильно напряжен при выполнении заданий;
5. Ребенок смущается чаще остальных;
6. Малыш часто упоминает напряженные ситуации, которые происходили с ним;
7. Ребенок краснеет в непривычной или новой обстановке;
8. У малыша страшные сновидения;
9. Конечности малыша, как правило, холодные и влажные;
10. У крохи часто возникает расстройство стула;
11. Ребенку присуща повышенная потливость при выполнении заданий или поручений;
12. У малыша слабый аппетит;
13. Сон ребенка очень беспокойный, он часто просыпается;
14. Ребенок пугливый;
15. Малыша очень легко расстроить;
16. Кроха часто плачет;
17. Малыш отличается нетерпеливостью и с большими сложностями переносит ожидание;
18. Ребенок не любит начинать новое дело;
19. Ребенок выражает неуверенность в собственных силах;
20. Малыш очень боится сложностей.

Подсчитайте количество знаков +:

0 – 6 – у ребенка очень низкая тревожность;
7 – 14 – средняя степень тревожности;
15 – 20 – высокая тревожность.

Помогаем тревожным детям правильно:

Повышение самооценки

Важно обращаться к крохе по имени;
Поощряйте малыша за любые достижения в присутствии посторонних;
Поясняйте причины поощрений своего малыша.

Навыки управления собой

Совместно обсуждайте причины беспокойного поведения малыша;
Не сравнивайте кроху с посторонними;
Избегайте мероприятий, где происходит соревнование;
Устанавливайте с малышом тесную связь "глаза в глаза";
Совместно сочиняйте истории;
Проигрывайте ситуации, волнующие вашего ребенка.

Снижение мышечного тонуса

1. Используйте игры, где устанавливается телесный контакт с малышом;
2. Применяйте несколько раз в день упражнения на расслабление;
3. Научите ребенка глубоко дышать;
4. Занимайтесь с малышом йогой;
5. Проводите массаж вашему малышу;
6. Нежно растирайте тело ребенка.

Правильная организация жизни тревожных детей:

Важно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы не упустить время для исправления его проблем. Не оставляйте незамеченными детский плач. Наоборот, покажите, что вы глубоко понимаете и переживаете его трудности.

Тревожные малыши ощущают безопасность только в присутствии мамы. Спокойно, без напряжения берите кроху к себе в кровать.
Для таких детей очень важно соблюдение режима дня. Они не слишком любят купаться. Поэтому их лучше дольше купать в маленькой детской ванночке. С такими детьми не спешите осваивать плаванье, обливание и другие оздоровительные процедуры.
Тревожные дети не любят процесс переодевания. Поэтому покупайте одежду, которую легко одевать и снимать. Уменьшите количество одежды, которую необходимо одевать через голову. Если позволяет температура в комнате, надевайте на кроху минимум одежды.
Очень сложно накормить тревожных детей. Они не любят многокомпонентных блюд, поскольку не понимают, из чего они приготовлены.
Тревожные дети часто отказываются от деятельности в коллективе, поэтому нужно создать условия, чтобы ребенок некоторое время проводит рядом с детьми. Не следует насильно привлекать ребенка к коллективным играм.

Сначала будет сложно общаться со своим тревожным ребенком, но если вы начнете чутко реагировать на его просьбы, то со временем он сможет порадовать вас своим вниманием, нежностью и развитым мышлением.

Что делать родителям тревожных малышей?:

O Не предъявляйте высоких требований к ребенку;
o Убеждайте кроху в своей безграничной и искренней любви;
o Сообщайте об успехах малыша всем членам семьи;
o Не употребляйте слова, унижающие достоинство малыша;
o Не заставляйте малыша извиняться за проступки, а попросите его объяснить их причину;
o Сведите к минимуму число замечаний;
o Не пугайте малыша невыполнимыми наказаниями;
o Больше общайтесь с малышом;
o Используйте ласковые прикосновения;
o Родители должны быть единодушными и последовательными в вопросах воспитания;
o Родителям тревожных малышей рекомендуется выполнение комплекса упражнений на релаксацию;
o Выясняйте причины страхов и повышенной тревожности у ребенка;
o Интересуйтесь всем, что происходит в жизни вашего малыша;
o Сведите к минимуму количество тревожных ситуаций;
o Не решайте все жизненные проблемы за ребенка;
o Всегда предлагайте ребенку свою помощь;
o Заранее готовьте малыша к сложной ситуации;
o Рассказывайте ребенку о своих детских страхах и нынешних проблемах;
o Сравнивайте достижения ребенка;
o Не скупитесь на ласковые слова и телесный контакт.

Успехов в воспитании счастливых малышей!


Игры с тревожными детьми

Тревожность - это довольно устойчивая индивидуальная психологическая особенность, которая состоит в повышенной склонности человека испытывать беспокойство по самым разным поводам (или вовсе без них). Если ребенок иногда испытывает беспокойство в каких-то ситуациях, например перед публичным выступлением или проверочной работой, а иногда в тех же обстоятельствах остается достаточно спокойным, то мы можем говорить о тревоге, но не о тревожности. Тревожность - устойчивое свойство, и можно сделать вывод, что оно характерно для ребенка, если он проявляет тревогу часто и в самых разных ситуациях: при знакомстве с новыми людьми, отвечая у доски, выполняя домашнюю работу. При этом тревожные дети часто не могут объяснить, чего именно они опасаются. Если же они знают, чего боятся, то тогда мы говорим о страхе (у страха всегда есть объект - человек, животное, предмет или ситуация). Естественно, что и у тревожных детей могут быть страхи - отдельные или очень много.

Характеристика тревожного ребенка:

Любое задание или новое событие вызывает беспокойство;
- во время выполнения заданий или при попытках овладеть своим волнением часто напряжен, скован (наблюдается мышечное напряжение в области лица и шеи);

Беспокойно спит, жалуется на страшные сны; внимание не нарушено, но ребенку трудно сконцентрироваться на чем-либо;
- плохо переносит ситуации неопределенности или ожидания;
- не уверен в себе, своих силах, ожидает неудач в деятельности;
- старается скрывать свои проблемы и тревогу.
Основные факторы, которые способствуют появлению у ребенка тревожности:

Прежде всего, роль наследственности: у тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети. Причем это происходит не только за счет передачи генов, но и через подражание взрослым в семье, через принятие их образа мысли и поведения.

Причиной тревожности у детей является обстановка в семье, чаще всего нарушение отношений с родителями. Так, в случае если родитель придерживается стиля воспитания, который можно образно назвать "диктатура", или предъявляет к ребенку завышенные требования, то велика вероятность, что, пытаясь соответствовать папиным и маминым ожиданиям и предвосхищая их недовольство, малыш станет очень тревожным. Аналогично могут воздействовать и конфликтная атмосфера в семье, если родители ссорятся между собой, неудовлетворенность взрослых в семье своим уровнем дохода, работой, образом жизни.

Вызывает резкое повышение тревожности развод родителей. Особенно травматично протекает этот период, если взрослые не могут договориться между собой, и непоследовательны в своем поведении. Например, если папа обещает завтра пойти с дочерью в парк, но потом пропадает на неделю, решая свои проблемы, или если мама, когда подходит время встречи с папой, начинает убеждать девочку, что ей нужно сегодня подготовиться к занятиям вместо полноценного досуга с отцом.

Возникнет тревожность у детей в семьях, где нет согласия между взрослыми по вопросам воспитания или их действия спонтанны и непоследовательны. Отец считает, что за совершенный ребенком проступок его надо наказать домашним арестом на неделю. Мама в принципе согласна, но считает меру слишком суровой и втайне от папы ее смягчает (если ребенок ведет себя хорошо, то она позволяет ему ходить в гости к другу). Причем в следующий раз позиции взрослых могут меняться на противоположные.

Тревожность может возникать, если за короткий промежуток жизни ребенка произошло много перемен, к которым ему приходится адаптироваться. Так, если сложить вместе замену бабушки няней, выход мамы на работу, начало обучения в первом классе, то нужно ли говорить, что результатом такой "суммы" может стать повышенная тревожность даже у вполне спокойного и эмоционально устойчивого ребенка.
- Тревожность может сопровождать какие-то серьезные эмоциональные расстройства, физические или психические заболевания. Если есть основания подозревать возможность такой причины, то лучше проконсультируйтесь у специалистов.

Улучшить жизнь тревожного ребенка, можно, если вести работу в трех направлениях:

Повышать самооценку ребенка, внушать ему веру в свои способности;
- учить ребенка снимать мышечное напряжение, расслабляться, создавать для себя комфортную обстановку;

Обучать умению управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство.
Педагоги могут для этого использовать в своей работе игры и игровые упражнения:

"Копилка достижений"

Это очень хорошая игра, которая должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день. В дальнейшем можно будет заменить его устным обсуждением своих ежедневных достижений. Итак, возьмите какую-нибудь картонную коробку или вместительную банку и вместе с ребенком оформите ее так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей - маленьких и больших собственных успехов в жизни. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги. А теперь введите правило: к концу дня, если ребенок находится в дошкольном учреждении, он обязательно должен вспомнить и нарисовать на листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за день, если ребенок находился дома, то он тоже должен нарисовать на листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за день. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось. "Утяжеление" копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с уважением (а не с высоты своих лет и опыта). К этой копилке можно обращаться, когда ребенку кажется, что он встретился с непреодолимыми для него трудностями, или в периоды, когда его критический взгляд направлен на свои способности и он видит себя никчемным неудачником. В такие периоды полезно вспомнить, что у ребенка есть опыт преодоления трудностей и достижения успеха. Это поможет ему настроиться на позитивный лад.
Примечание: Данную игру можно использовать сначала для поднятия самооценки ребенка, а потом для повышения веры в свои силы.

"Закончи предложение"

Сколько бы окружающие ни рассказывали ребенку о том, какой он замечательный, самым важным является момент, когда ребенок примет их мнение и согласится с тем, что он действительно имеет ряд достоинств и заслуживает уважения. Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же "начала" могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им "окончания" должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со словами: "Я умею...", "Я могу...", "Я хочу научиться...".
Примечание: Каждое начало предложения повторяйте несколько раз, чтобы ребенок осознал, как много он всего умеет, над, чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.

"Волшебное путешествие"

"Водопад света"
Эта игра также использует воображение ребенка. Она научит детей расслаблять свое тело и получать радость. Предложите детям сесть или лечь удобнее и закрыть глаза, расслабится, несколько раз глубоко вдохнут и спокойно выдохнуть. Представить себе то, о чем вы им говорите, ощутить это всем телом. "Представьте себе, что вы стоите у необыкновенного водопада. В нем нет воды, а вместо нее вниз струится мягкий солнечный свет. Подойдите ближе к этому водопаду, встаньте под его струи…. Почувствуйте, как этот чудесный свет падает на вашу голову. От него расслабляются все мышцы…. Вот расслабленными стали лоб, рот, шея… Везде, где прошел такой световой луч, тело спокойное, теплое и как будто светится. Теплый свет стекается к плечам, к рукам - они стали очень податливыми, мягкими. Струйки света стекают по спине, и вы чувствуете, как в ней исчезает напряжение. Водопад смывает напряжение и с вашей груди, с живота… Вам приятно чувствовать, что вы спокойно и легко дышите... Струйки света движутся по вашим рукам, локтям, пальцам. Нигде не остается даже капли зажатости… Свет течет и по ногам, к ступням, к пальцам ног... Теперь все ваше тело светится теплым светом. Оно расслабленное и мягкое… Вам легко дышится. Вы чувствуете, как ваше тело сбросило напряжение и наполняется свежими силами. Побудьте под этим водопадом, пока я считаю до десяти, а потом вы откроете глаза бодрыми и отдохнувшими.Примечание: Возможно, это упражнение не сразу получится у детей полностью. Не стоит огорчаться из-за этого. Периодические тренировки не пройдут даром. Но если же, наблюдая за детьми во время этой медитации, вы не видите, как напряжение действительно волнообразно покидает его тело, то попробуйте повторить эту игру в другое время, желательно перед сном, когда дети уже находятся в спокойном, полусонном состоянии.

Как свидетельствуют экспериментальные исследования, проведенные в последнее время, тревожность дошкольников является наиболее распространённым явлениям (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявля

ющееся в ожидании неблагополучного развития событий. .

А.М. Прихожан определяет тревожность как "переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности" .

По мнению А.М. Прихожан, "закрепление и усиление тревожности происходит по механизму "психологического круга", ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который порождая, в свою очередь, негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности" .

Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную.

Исследуя возрастную динамику тревожности, Лаврентьева Т.В. говорит о том, что шестилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может не показать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них

Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств - важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.

Психологи отмечают следующие черты, которые могут характеризовать тревожного ребенка: подавленность, плохое настроение, растерянность, ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникает проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании, такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.

Тревожные дети обычно очень не уверенные в себе, обладают неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Они стараются произвести на окружающих хорошее впечатление и твердо знают, как надо себя вести, чтобы не было проблем и замечаний. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.

Тревожные дети быстро устают, утомляются, им трудно переключиться на другую деятельность. Это происходит из-за постоянного напряжения.

Тревожные дети испытывают повышенную ответственность за все происходящее, они склонны винить себя во всех неприятностях, случающихся с их близкими. Даже если внешне это никак не проявляется, это прорывается в беседе.

Нередко тревожные дети демонстрируют неадекватно высокую самооценку. Они так хотят, чтобы их принимали, хвалили, что часто выдают желаемое за действительное. Это даже нельзя назвать обманом - это защитная реакция.

Так же реакция психологической защиты может проявляться в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: "чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня". Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры .

Реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежания лиц, от которых исходит "угроза". Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.

Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту "уходя в мир фантазий". В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности. Отрыв от реальности в самом содержании тревожных фантазий, которые не имеют 6ничегог общего с фактическими возможностями и способностями, перспективами развития ребенка. Такие дети мечтают вовсе не о том, к чему действительно лежит у них душа, в чем они на самом деле могли бы проявить себя .

Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и дошкольном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это зависит от того, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых "опасных людей" - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же, боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д. .

М. Кравцова по характерным проявлениям тревожных детей условно можно разделить на несколько групп, у каждой из которых свои признаки:

"Невротики". Дети с соматическими проявлениями (тики, энурез, заикание и т.д.). Это наиболее сложная категория для психологической работы с ними, так как проблема выходит за чисто психологические рамки. Кроме того, в работе с психосоматическими проявлениями тревожности требуется терпение и уверенность в себе, чего обычно не хватает психологу детского сада.

Таким детям часто необходима консультация невропатолога, а иногда и психиатра. К сожалению, современные родители так пугаются слова "психиатр", что не всегда соглашаются идти к нему на прием. Работая с этим типом тревожных детей, нужно, прежде всего, дать им возможность выговориться, почувствовать расположение к ним и интерес к их страхам. Необходимо также успокоить родителей, попросить их не заострять внимание на соматических проявлениях.

Задача психолога состоит в том, чтобы создать для ребенка ситуацию комфорта и принятия, найти и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, им поможет всякое проявление активности, например "лупить" подушки, обниматься с мягкими игрушками.

"Расторможенные". Это очень активные, эмоционально возбудимые дети с глубоко спрятанными страхами. Они могут стать нарушителями дисциплины, специально изображать из себя посмешище, так как очень боятся на самом деле стать таковыми из-за своей неуспешности. Создается ощущение, что повышенной активностью они пытаются заглушить страх.

В психологической науке имеется значительное количество исследований, посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности.

Понятие “тревожность” многоаспектно. Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина. Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рассматривать это понятие надо дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику.

В психологическом словаре “тревожность” рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий .

По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают .

Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать как:

  • -психологическое явление;
  • -индивидуальную психологическую особенность личности;
  • -склонность человека к переживанию тревоги;
  • -состояние повышенного беспокойства.

В состав тревожности входят понятия: “тревога”, “страх”, “беспокойство”. Рассмотрим сущность каждого.

Страх - аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.

Тревога - эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха - не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.

Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает.

А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства происходит становление личности .

А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

  • - с процессом обучения - учебная тревожность;
  • - с представлениями о себе - самооценочная тревожность;
  • - с общением - межличностная тревожность .

Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое строение.

И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.

Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный.

Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные формы. По мнению А.М. Прихожан, под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Ею были выделены открытые и закрытые формы тревожности .

Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность.

Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею “масками”. В качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.

Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную.

Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности.

По определению С.С. Степанова «тревожность - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи» .

Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Выделяют два основных вида тревожности. Первым из них - это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания .

Другой вид - так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

Особенности тревожных детей.

Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение - приневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация.

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится.

Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают (“Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!”).

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения. У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.

Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

Распознать тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети “застревают” на деталях, особенно мелких. Поведение тревожных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

Наличие тревожности у ребенка старшего дошкольного возраста может привести к школьной дезадаптации тогда, когда он будет первоклассником. А это в свою очередь скажется на его успеваемости, его мотивации и поведении. В подростковом возрасте, когда ведущей деятельностью будет выступать общение, желание взаимодействовать, иметь друзей, он может испытывать трудности.

Поделиться: