Что должен уметь ребенок в 10 5 месяцев. Игры на координацию

Читайте в этой статье:

Количество достижений и умений ребенка в этом возрасте увеличивается, а вот прибавка в росте и весе слегка замедляется. Малыш как никогда открыт для новых знакомств.

Физическое развитие ребенка в 10 месяцев

Физическое развитие все более прогрессирует. Так как день 10-месячного ребенка становится активнее, то вес он набирает не так стремительно, как раньше. Нормой считается прибавка в весе 400-500 г за месяц. Нормальная прибавка роста за месяц — 1,5-2 см, окружность головы у мальчиков и девочек — около 46,5 см.

Большинство деток уже хорошо ползают и активно пытаются овладеть ходьбой. В это время главное — развивать равновесие и ориентирование в пространстве. Есть детки, которые к этому времени не могут самостоятельно подтянуться и стать на ножки. Пришло время побуждать и всячески способствовать этому. Это возможно сделать, положив на невысокий диван или стульчик любую игрушку или новый, заинтересовавший малыша предмет и помогая ребенка подняться. Доставая предметы, он тренирует пространственную ориентацию. Кроха к этому периоду хорошо владеет движениями плеча, предплечья рук, запястья и пальцев, без затруднений берет пальчиками маленькие предметы и рассматривает их.

Но стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален. Физическое развитие ребенка происходит у каждого по-разному. Кто-то не ползает, а сразу начинает ходить. У кого-то рост соответствует норме, у кого-то — нет. А кто-то все делает поочередно: ползает, затем учится ходить возле опоры и без нее.

В 10 месяцев ребенок может самостоятельно встать на ножки в кроватке, а с положения стоя — сесть. Уже пришло время обустроить новое игральное место, так как раньше для игры достаточно было манежа или маленького коврика. Лучшего всего подойдет невысокий диван. Ведь любой ребенок легко осваивает диван: то слезает, то залазит на него — такой домашний аттракцион позволяет ему развиваться. Задача родителей — обеспечить страховку малыша во избежание неприятных падений, положив, например, мягкий плед или много плюшевых игрушек.

К десяти месяцам сформируется любимый вид деятельности. Кто-то с радостью движется, услышав музыку, кто-то выстраивает башенки из фигур, а кто-то рассматривает картинки в книжках и журналах.

Психическое развитие ребенка в 10 месяцев

В этом месяце малыш удивит неожиданными и долгожданными действиями. Прикусит кончик язычка, попытается повторить кривляние папы. Большее количество времени он посвятит разгребанию содержания нижних шкафчиков, полочек, до которых сможет дотянуться. Будет настойчиво прикасаться к ноутбуку, планшету, телефону и другим запрещенным достижениям современной науки. Так как обычно в это время ребенок не ходит самостоятельно, то ему важно больше двигаться, укрепляя мышцы, готовить тело к прямохождению. Хотя уже на десятом месяце ребенок стоит, держась за опору, и даже немного топает, лучше пока ему еще ползать.

В 10 месяцев малыш не боится идти на руки к чужим. В этот период просыпается интерес к сверстникам, но играть они вместе пока не будут. Ребенок уже может знать названия некоторых предметов и имена людей, повторять за взрослыми звуки и слоги. К этому времени карапуз уже уверенно держит по две игрушки в руках.

С этого времени начинает формироваться личность маленького человека, действия родителей оказывают на это большое влияние. Ребенок все повторяет за взрослыми. Подражая, он учится кормить плюшевого зайчика морковкой. Кроха помнит слово «нельзя» и «нет», более того, порой может проговаривать и показывать эти слова. Память малыша становится объемнее. Он может воспроизвести действие, которое видел около недели назад, помнит, где находятся его игрушки.

Ребенок имитирует звуки, что произносят взрослые, меняет интонацию и громкость своего голоса. Балуется с языком и слюной, производя смешной шум, и хохочет над своими проказами. На своем языке он может называть какие-либо вещи или действия, они часто непонятны. Родители должны продолжать разговаривать с ребенком как с взрослым, ему полезно читать сказки.

С этого маленького юбилея очень стремительно повышается «шкодливость». И не стоит это относить к чертам характера, это простая любопытность и познание еще неизведанного мира для крохи. И не стоит огорчаться, если вы обнаружите в кастрюле кубики, а в унитазе — часть от пирамидки. Ведь недовольство родителей либо очень расстраивает малыша, либо раззадоривает. Наказывать тоже не надо, можно добиться того, что он начнет хитрить и делать дальше по-своему, но у мамы и папы за спиной. Главное в таком случае — переключить внимание и предоставить ребенку безопасные и не менее интересные участки квартиры для «исследования».

Игры для малыша

Игры 10-месячного чада приобретают сосредоточенность. Он крепко удерживает игрушку, выполняет различные задания: берет и дает кубик, открывает и закрывает коробочки, сидя на полу, катает и бросает мяч. Поэтому следует выбирать игры, которые соответствуют указанным умениям. Разбирать и собирать — самое увлекательное для малыша сейчас занятие. Это может быть разгрузка и загрузка паровозика, заполнение емкости геометрическим формами и т.п. Современный рынок подобных игр захватывает широтой выбора.

Одной из самых полезных игрушек на данном этапе является пирамидка. С маминой помощью ребенок собирает ее и, радуясь полученному результату, ждет поощрения. Поставьте на пол емкость и предложите покидать в нее разные предметы, особенно те, которые издают какой-то звук при попадании. Давайте бросать маленькие игрушки разными руками, а большие — двумя, меняйте расстояние коробки, ставьте то ближе, то дальше. Таким образом развивается умение малыша манипулировать предметами.

Пришла пора предложить пальчиковые краски. Восторг будет неописуемый! При выборе крохой цвета называйте его. Так он быстро выучит основные цвета, будет разбираться в них и произносить их названия.

С 10 месяцев ребенок впитывает информацию как губка. Уместны и очень желательны игры с познаванием. Посадите ребенка в комфортное для него положение, на диван, стульчик для кормления или на руки. Если он расположен к общению, ознакомьте его с животными. Наверняка есть в доме игрушки и картинки в виде зверюшек, фруктов. Нужно расположить их перед ребенком и показывать поочередно, произнося тот звук, который соответствует тому или иному животному. Пусть малыш его повторит.

Никакие игры, современные, красочные и суперразвивающие, не заменят игр на улице. Ведь они оказывают благотворное влияние на развитие малыша и очень полезны для его здоровья.

Не теряют актуальности потешки и несложные стихи, сопутствующие пробуждению, одеванию. Давайте ребенку рассматривать книжки. Сейчас подходят книжечки с толстыми картонными страницами, на которых изображены фрукты, овощи, животные. Это очень интересно деткам. Переворачивая страницы, он развивает моторику, рассматривая картинки, познает мир.

Уход за 10-месячным ребенком

У 10-месячного ребенка появились изменения в уходе. Но неизменным остается гигиена. Выполнять утренние процедуры: умывать личико, чистить нос и уши — нужно в игривой форме.

Ночной сон длится 10-12 часов. Дневной сон может быть от 2 до 3 часов, иногда в два захода, хотя часто бывает, что ребенок спит один раз. Необходимо следить за тем, чтобы малыш во время обеденного периода отдыхал в спокойной обстановке, чтобы не перевозбуждался и не становился из-за этого капризным.

Полезно больше времени проводить на свежем воздухе, одевая малыша по погоде, чтобы ему не было слишком жарко, но и переохлаждения допускать нельзя.

Детки уже в этом возрасте сидят и без страха могут осуществлять движения, быстро усваивают информацию. Все способствует приучению к горшку.

Подавайте собственный пример. Убирая игрушки, попросите ребенка помочь вам, складывая какие-то вещи, выбирая книгу — тоже просите помочь. Он будет выполнять поручения, принимая их за игру, и активно принимать участие в тех, которые больше нравятся. Таким образом, приучая ребенка к совместному выполнению дел, учим его к соблюдению режима дня и осуществлению подготовки к обеду и прогулке, например.

Питание и развитие ребенка по Комаровскому

Ребенок в 10 месяцев с удовольствием грызет твердые овощи и фрукты, печенье, сухари. В детское питание в это время вводятся нежирные сорта рыбы.

В 10 месяцев ребенок пытается самостоятельно есть, неумело водит ложкой в тарелке, но уже может пить сам из чашки. От бутылочки стоит отказаться, так как она негативно сказывается на зубках. В этом возрасте ребенок продолжает пятиразово питаться. Первое и последнее кормление — важная составляющая в питании. Продолжаем давать грудное молоко или смесь, если кроха на искусственном вскармливании. Есть детки, которые еще могут просыпаться ночью, чтобы перекусить. Доктор Комаровский считает, что дети до года должны иметь в рационе смесь, если грудное вскармливание невозможно.

Комаровский советует, что рацион 10- месячного ребенка должен содержать кефир (100 г), творожок (не более 50 г), печеное яблоко (50 г), овощное пюре и молочную кашу (120 г), сок (20-30 мл), целый желток, мясное пюре (40-50 г), рыбное пюре (5-20 г), печенье (10 г), растительное масло (3 г). Творожок при этом должен быть собственного приготовления из коровьего молока, овощное пюре — содержать картошку, морковь, свеклу, а молочная каша предпочтительнее гречневая и рисовая.

Помните, что если мама еще кормит ребенка грудью, то те продукты, которые родители кушают, отображаются на здоровье малыша и его развитии. Поэтому не следует употреблять строго запрещенные продукты. Возьмите во внимание, что не все нововведенные продукты на 10-м месяце могут сразу и хорошо усвоиться организмом ребенка.

Комаровский отмечает особою важность чистоты, особенно при приготовлении ребенку еды. Руки должны быть хорошо вымыты и в идеале лучше их вытереть одноразовым бумажным полотенцем. Хорошо промывайте проточной водой овощи, соблюдайте чистоту посуды, разделочной доски и рабочей поверхности. Готовить все еще нужно на один прием пищи и помнить, что приготовленный продукт может стоять не более двух часов.

Десять месяцев — это интересный период в развитии ребенка. Важными моментами, за которыми нужно тщательно следить, являются вес, рост и питание малыша. Если нет сильных отклонений от нормы, то рост и вес ребенка может измениться и в следующие месяцы жизни новорожденного.

Многие родители, в особенности мамы, сталкиваются с проблемой, чем занять своего ребенка в 10 месяцев? Ведь лучше развить навыки малыша, чем просто дать игрушки и ждать чуда. Многие детки в возрасте 10 месяцев уже умеют ползать, стоять у опоры, сидеть, поворачиваться, наклоняться, и даже делать свои первые шаги, и их в этом возрасте можно много чему научить.

В этом возрасте ребенок будет тянуться к новому познанию нашего мира, а это означает, что настала пора развивать карапуза, и чтобы это было не так скучно для него, лучше всего заниматься с ребенком развивающими играми.


Малыш в 10 месяцев активно изучает мир

Такие игры для вашего малыша в возрасте 10 месяцев, разовьют мелкую и крупную моторику рук, которая в дальнейшем поможет вашему малышу быстро и ловко справляться, к примеру с конструктором или мозаикой. Мелкая моторика развивает в ребенке в основном мышечные, нервные, а так же костные системы, но самая основная это зрительная система. Мелкая моторика это разнообразность мелких движений, которая поможет скоординировать движения малыша. В будущем это может отразиться на почерке вашего ребенка и на других действиях, которые требуют точность, аккуратность и ловкость, такие как шитье, вязание, лепка.

Также, у вашего малыша будет развиваться умственная активность, это позволит вашему ребенку в дальнейшем быстрее научиться говорить.

В 10 месяцев ребенка можно занять любыми подручными средствами

Вот некоторые игры, в которые ребенок с удовольствием будем активно играть.

Игры с продуктами

За основу можно взять макароны, фасоль или любую крупу. Посадите ребенка в детский стульчик для кормления, высыпьте на его стол фасоль или макароны, и вы увидите, как умело ваш ребенок будет перебирать ручками, складывать в чашку, а так же активно выбрасывать все содержимое из нее. С мелкими крупами, такими как гречневая или манная, лучше всего играть в ванной, так как убрать ее будет проблематично.

Совет для родителей: Игры с крупами, конечно же, очень полезные, так как развивают ребенку мелкую моторику рук, но не стоит оставлять малыша одного, лучше всего в это время играть вместе с ним.


Также, ребенка можно занять не только крупами, а, к примеру, листьями капусты. Посадите малыша на ковер, дайте ему эти листочки от капусты, и вы увидите, как он будет с удовольствием рвать их на мелкие кусочки, пробовать на вкус, разбрасывать по кухне. Это занятие сможет дать вам 10-15 минут свободного времени.

Игры с кухонной посудой

Готовя на кухне так же можно занять ребенка игрой со звонкими предметами, к примеру, дать кастрюлю и ложку. Он будет бить ладошками, стучать ложкой по кастрюле, издавая звонкие шумы. Для него это будет очень весело и займет малыша на время. Также для игры можно использовать дуршлаг, просто проденьте через дырочки яркую ленту и дайте малышу, предварительно показав ему, что нужно ленточки вытащить из дуршлага. Ребенок усердно будет пытаться вытащить эти яркие ленточки. Можно проделать такое же самое с большой корзиной: продеть через отверстия ленту и положить туда игрушки, показать ребенку и дать задание вытащить игрушки из корзины. Поначалу ему будет трудно это сделать, так как его крохотные ручки будут путаться в ленте, но потом для него это будет не преграда.


Дуршлаг и дети - занятие надолго

Таким образом, вы развиваете не только моторику, но и умственное мышление своего малыша.

Развивающие игры с одеждой, водой и красками

Игры с одеждой так же займут вашего малыша минут на 10-15. Просто посадите его на кровать или коврик и дайте ему гору его одежды. Ваш ребенок будет перебирать и класть одежду из стороны в сторону, разглядывать свои носочки, колготки или майки, порой даже умудрится, одень на себя что-нибудь, возможно тем самым, вы будете учить своего кроху порядку.

Если ваш ребенок испачкался, не стоит расстраиваться и бежать его переодевать. Стоит просто занять его еще одной игрой, к примеру с водой. Налейте в чашку немного теплой воды, насыпьте туда макарон или фасоли и дайте ребенку поиграть с водичкой. Поначалу он будет вытаскивать содержимое чашки, а в конце просто будет мочить свои ручки в воде. Конечно, ребенок большую часть воды разольет на себя, ну а что терять, одежда то все равно грязная.


Водные игры на столике

Совет для родителей: Воду стоит наливать теплую, кипяченую, потому что малыш захочет попробовать ее. Не стоит наливать много воды, так как убирать за ребенком все равно вам. Ребенку в 10 месяцев хватит вполне 1/3 чашки.


Огонь и вода - увлекательная игра

Также игра с красками подойдет для грязной одежды. Возьмите простую клеенку, чтобы не испачкать ковер, постелите на пол, посадите ребенка, и его ручками, обмазав в краске, начните рисовать на бумаге. После того как вы покажете ребенку как правильно рисовать, малыш захочет самостоятельно изобразить картинку на бумаге. Стоит правильно выбирать краски, достаточно будет купить пару ярких пальчиковых красок, чтобы ваш малыш не потерялся в выборе. Однако лучше не оставлять его одного и следить за ребенком во время этих игр. Таким образом, показав малышу, что надо делать, он будет увлечен рисованием.


Игра с песком очень увлекательная

Игры для развития моторики

Многие родители покупают для малышей пирамидки, яркие конструкторы, мягкие игрушки, но не все играют с ними, а просто раскидывают по всей комнате, и это очень хорошо, ведь у ребенка развивается крупная моторика. Крупная моторика - это разнообразные движения частей тела, таких как рук и ног, например: прыжки, бег, наклоны, ходьба и т.д.


Игры на развитие крупной моторики

Чтобы вам было легче с уборкой, а ребенку интереснее, стоит просто поставить яркие коробки или ведерки и показать ребенку, что кидать игрушки нужно в коробочку.

Совет для родителей: Чтобы ваш малыш играл с игрушками, не стоит давать ему сразу целую гору, ребенок из-за этого теряется и не знает, что ему выбрать.


Деревянный конструктор для маленьких

Стоит дать парочку игрушек, и вы увидите, что одна игрушка его заинтересует больше и на долгое время. Так же хорошее занятие и развитие для ребенка это книжки. В возрасте 10 месяцев ребенок уже самостоятельно умеет переворачивать страницы. Лучше всего если вы будете не просто читать, а рассказывать своими словами, то, что изображено в книге, либо читать вместе с игрушками по ролям, и таким образом вы возможно понемногу сможете учить своего ребенка буквам.


Самодельная картина из подручных средств

Совет для родителей: Покупайте яркие, толстые, картонные книжки с закругленными концами, чтобы ваш ребенок не смог порезаться, а так же такие где мало текста.

Игры с частями тела

Еще одно занятие для малыша это части тела. Сядьте вместе с ребенком у зеркала и показывайте ему, где у него носик, где у него ротик, где глазки. Прежде чем учить малыша, лучше всего показать сначала на себе, а потом его ручкой показывать на нем.

Существуют интересные стихотворные игры. Читая стихотворение, просто изображайте все на его теле. Возьмите ручку малыша в свою руку, массируйте его руку и пальчики, читая стихотворение, например:

  • Сорока-сорока кашку варила, деток кормила.
  • Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому не дала.
  • Он в лес не ходил, дров не рубил,
  • воду не носил, печку не топил, - нет тебе кашки!

Игра с пальчиками - Сорока-ворона

Эту игру вы можете проводить каждый день.

Игры из подручных средств

Очень здорово, если у вас осталась коробка из под конфет. Достаньте из нее пластиковую подложку и переверните. Покажите ребеночку, как шуршит эта интересная штучка и понаблюдайте, что ваш ребенок будет с ней делать. Скорее всего, первым, что он захочет сделать это попробовать на вкус, затем пощупать, побить ладошкой, или потыкать пальчиком в гнездышки от конфет. Наблюдать за вашим чадом будет очень весело и порой даже очень смешно. Большинству детей такое занятие доставляет неимоверное удовольствие, а так же пользы для мелкой моторики.


Интересные замки - игра от папы

Следующая игра очень полезна для легких.

Все, что нужно для этой игры, это вата или листок бумаги. Для начала берем бумажные салфетки и вместе с малышом рвем их на мелкие кусочки. Когда вокруг все порвано, показываем ребенку что будет, если на них подуть. Дуйте до тех пор, пока малыш не начнет повторять за вами. Еще одна игра очень полезна тем, что она развивает вестибулярный аппарат малыша.

Если у вас есть дома много старых ненужных книг, воспользуйтесь ими с пользой.

Фактурные материалы для игр

Разложите на полу тропинку из книг и предложите ребенку пройти по ним. Если малыш боится, завлеките его какой-нибудь игрушкой. Если же ваш малыш не умеет ходить, не стоит расстраиваться, возьмите его за ручки и походите вместе с ним, постепенно отдаляясь все дальше от малыша. Так вы его еще и научите ходить.


Стеклянные шарики разной формы и емкость для сбора

У всех мам есть фен, так вот именно он может стать новым увлечением вашего 10 месячного ребенка. Все что нужно это включить фен в вертикальном положении, напором воздуха вверх и положить на него маленький мячик. Малыша это очень удивит и займет на 10-20 минут.

Игры с мячиками и машинками

Игра с мячиком тоже очень полезное занятие, для мышц тела. Возьмите не один, а несколько ярких мячиков. Покажите, что если мячик подтолкнуть, он укатится. Ваш малыш увидит направление, в которой катится игрушка. Это задаст ему стимул для передвижения по данному маршруту. Мячики можно прятать в разные места, развивая тем самым в ребенке навыки поиска. Для начала покажите малышу игрушку, а потом спрячьте ее, к примеру, под подушку, и понаблюдайте, как он активно будет ее искать, когда найдет, не забудьте его похвалить.


Банка и мячики - 20 минут веселого занятия

Вместо мячика, можно использовать машинки, в таком возрасте машинки нравятся как мальчикам, так и . Для малыша в 10 месяцев это будет очень увлекательная игра. Для начала покажите крохе, как катать машинку вперед-назад, произнося при этом звук машинки, а потом дайте попробовать покатать машинку ребенку. Не пытайтесь играть одной машинкой, лучше всего будет взять пару машинок, чтобы малыш мог самостоятельно повторять ваши движения. Вы можете показать ребенку, что машина предназначена не только чтобы её катать, но и перевозить какие-нибудь предметы, к примеру, его любимую игрушку.


Развивающие игрушки для детей до года

Все эти игры отлично подойдут почти всем 10-ти месячным детям, но все равно всегда стоит следить за ребенком, а также вы всегда сможете поиграть и увлечь ребенка с помощью представленных в этой статье игр в любое время.

В заключении, хотелось бы добавить, не бойтесь позволять своему ребенку самостоятельно развиваться и учить его новым навыкам. Все, что от вас требуется, это максимальное внимание вашему малышу. 10 месяцев это самое интересное время для родителей и чтоб провести его с пользой играйте вместе со своим чадом, ведь вернуться в детство это очень весело.

Видео: Игрушки в 10 месяцев

Похожие материалы

В этом возрасте у ребенка резко расширяются возможности знакомиться с окружающим миром - он уже хорошо ползает и начинает ходить. Передвигаясь, он узнает о расположении предметов в пространстве, "отрабатывает маршруты".

Развивающие игры для детей. Как помочь ребенку расти веселым и счастливым

Малыш испытывает особенное удовольствие от перемещения в пространстве - ползанья или ходьбы. Ему нравится сам процесс, хотя дело не обходится без определенных трудностей и неприятностей, ребенок может уставать, падать и ушибаться.

Поэтому малыш с особым удовольствием воспринимает такие развивающие игры, при которых ползание, или ходьба, или некоторые важные элементы этих действий воспроизводятся в облегченном и безопасном, но ускоренном или усиленном виде.

  1. Подсуньте под живот лежащего на ковре ребенка полотенце или сложенное одеяльце. Приподнимите его так, чтобы он принял позу, нужную для того, чтобы ползти, и покачайте его немного вперед и назад. Держите его так, чтобы ему было легко ползти, и время от времени поднимайте его в воздух и переносите вперед на небольшое расстояние.
  2. Главная способность, которую ребенок должен развить, учась ходить, - это способность удерживать равновесие. Вы можете ему в этом помочь. Посадите малыша себе на колени, разведите его ручки в стороны и держите их. Поочередно поднимайте то одно, то другое колено, так, чтобы ребенок наклонялся то вправо, то влево. Помогайте ребенку сохранять равновесие, держа его за руки. Поднимайте и опускайте колени в такт музыке. Можете поставить пластинку, или включить магнитофон, или пойте сами, главное, чтобы музыка была веселая.
  3. Поставьте ребенка перед собой лицом к вам и возьмите его за руки. Начинайте слегка наклонять его то вправо, то влево, перемещая его центр тяжести с одной ноги на другую. Пойте при этом песенку так, чтобы ребенок покачивался в ритме песни. Держите руки ребенка на уровне плеч или даже ниже. Постепенно уменьшайте вашу поддержку, так чтобы малыш продолжал качаться самостоятельно. Пусть он потом держится только за ваши указательные пальцы своими ручками. Сделайте так, что его ручки опустятся и будут располагаться почти вертикально по его бокам. Попробуйте и сами качаться в ритме песенки. Это будет стимулировать ребенка - он попробует подражать вам.
  4. Поставьте малыша ножками на ваши ноги спиной к вам. Держите его за плечи. Скажите: "Давай, пойдем" и пройдите короткое расстояние.

    Посмотрите, как он реагирует на эту игру. Если она ему понравится, повторяйте ее в разные дни. Пусть вместо вас это делают другие члены семьи, включая старших детей. Такая игра способствует укреплению контакта между ребенком и взрослым и полезна с этой точки зрения. Если малыш не выражает удовольствия от игры, отложите ее и через какое-то время попробуйте снова.

  5. Приучите ребенка "петь" под музыку. Включайте магнитофон, или проигрыватель, или радио. Пойте сами, используя те слоги ("мамама" или "папапа"), которые ребенок без труда произносит. Предлагайте ему присоединиться к вам. Повторяйте такую игру многократно, пока он не станет самостоятельно петь под музыку.
  6. Продолжайте играть с ребенком в "Ку-ку, где я?". Сначала сами закрывайте ручками ребенка его глаза и восклицайте: "Где же Миша, куда он ушел?". Убрав его ручки, радуйтесь: "Миша тут!" Потом приучите ребенка самого закрывать глазки руками и ждать ваших возгласов: "Куда Миша исчез?". Выражайте восторг, когда он уберет ручки от лица. Можете также научить его самого закрывать себе лицо салфеткой или пеленкой, а потом ее сдергивать. Ваша радость, когда салфетка сдергивается или ручки убираются от глаз, будет способствовать эмоциональному развитию ребенка.
  7. В этом возрасте ребенок начинает понимать, как привлечь или поддерживать внимание взрослого - и начинает повторять действия, которые вызывали смех окружающих. Вы можете поддерживать и развивать у него такое поведение, участвуя вместе с ним в самых разных играх. Например, поиграйте с ребенком в "Идет коза рогатая за малыми ребятами, забодает, забодает, забодает, забодает", где сначала вы изображаете эту козу, а потом - он. Испугайтесь, когда ребенок протянет руку в вашу сторону, а потом начинайте смеяться.

Как учить ребенка обращаться с игрушками

Вначале малыш одинаково обращается со всеми игрушками: он их хватает, рассматривает, трясет, ударяет ими по столу или по полу, тянет их в рот. Применяя такие стандартные исследовательские действия, ребенок самостоятельно кое-что узнает о свойствах некоторых игрушек и о том, как с ними надо обращаться.

Например, он обнаруживает: погремушка издает звук, когда он ее трясет. И соответственно с ней и обращается. Однако большей части игрушек соответствуют специфические действия, которые должен показать взрослый. Знание этих специфических действий и предметов (игрушек), с которыми они совершаются, важно для интеллектуального развития ребенка. На базе этих знаний строятся затем новые, приобретаемые в более позднем возрасте.

  1. Начинайте показывать ребенку разные действия при игре в мяч. Используйте для этого не один, а два-три мячика. Очень хорошо, если ребенок полюбит играть с мячом. Показывая ему мяч, а затем пряча его в разные места, вы сможете развивать у ребенка навыки поиска. Катая мяч в определенном направлении, вы задаете ребенку маршрут, по которому он должен научиться передвигаться.
  2. Научите ребенка звонить в колокольчик - отличную развивающую игрушку для детей 10 месяцев. Придумайте игру, при которой вы делаете что-то для него приятное, например, начинаете его щекотать, если он позвонит в колокольчик. Таким образом, вы сделаете колокольчик любимой игрушкой и сможете использовать его при обучении ребенка новым умениям.
  3. Обязательно подарите ребенку машинку и покажите, как катать ее вперед и назад. Сопровождайте катание какими-то звуками, типа "дрр" или "би-би", которые он сможет дальше употреблять для обозначения машины. Если же он не начнет сразу же подражать вашим действиям, поместите его руки на машину и покатайте ее его руками. Катайте затем машину по очереди или используйте в игре две машины, одну будете катать вы, другую - ребенок.
  4. После того, как вы научите ребенка катать машину руками, привяжите к ней веревку и покажите, как ее можно катать за веревку. После этого попробуйте предложить ему взять эту веревку - и когда он ползет, и когда стоит, и когда пытается ходить. Возможно, он воспользуется вашим предложением.
  5. Когда малыш уже научился катать свою машину (руками и за веревку), предложите ему машину другого цвета, величины и формы и посмотрите, станет ли он ее катать. Если он этого не сделает, объясните ему, что это машина (назовите ее "дрр" или "би-би") и что ее тоже катают. Но не показывайте катания руками! Проверьте, поймет ли он вас. Если не поймет, привяжите к этой новой машине веревку и дайте ему в руки. Если и это не поможет, покажите, как вы катаете новую машину. После того, как он тоже начнет ее катать, постарайтесь проверить с помощью еще нескольких игрушек, с каким набором (классом) предметов связывает ребенок действие катания и не является ли при этом определяющим факт, что у машины есть колеса. Вам будет легче находить лучшие методы развития ребенка, если вы будете не только видеть, что он делает, но и понимать, почему он это делает.
  6. Машина интересна потому, что в ней можно возить разные предметы. Покажите, как это делается. Если среди игрушек есть грузовик, дайте ребенку небольшие предметы, которые он не может проглотить, и покажите ему, как их можно складывать в машину и потом везти в какое-то место, где их можно высыпать.

Как помочь ребенку овладеть новыми действиями и программами действий

Мама обучает малыша новым действиям, используя два подхода: она показывает, что и как нужно делать, совершая эти действия сама; если же ребенку что-то не удается, она берет его ручки в свои и помогает ему совершить требуемые действия.

Обучая ребенка действиям, мать использует соответствующие этим действиям предметы домашнего обихода или игрушки. Кроме того, она сопровождает свое поведение речью, называя и действия и предметы.

В результате таких "сеансов обучения" ребенок приобретает разного рода сведения:

  • он совершенствует свою способность подражать видимому им поведению другого человека;
  • он усваивает набор действий, из которых может в дальнейшем строить более сложные действия;
  • он узнает, каким предметам соответствуют какие действия; это способствует формированию понятий;
  • он узнает названия действий и названия предметов.
  1. Дайте малышу попрактиковаться, надевая себе на шею через голову бусы из крупных легких бусин. Покажите ему, как надеть эти бусы вам и кукле. Смотрите только, чтобы он не порвал нитку и чтобы бусины не попали ему в рот.
  2. Держите вертикально вашу руку, и пусть ребенок наденет вам браслет на руку. Сделайте это игрой и по очереди надевайте браслет на руку друг другу.
  3. Купите ребенку пирамидку и покажите ему, как надевать на стержень кольца.
  4. Давайте ему такие игрушки, с которыми можно играть в разные игры. Например, используйте банки из пластмассы, в которые можно класть разные вещи, такие как кубики, пустые катушки, деревянные бусины, пластмассовые крышки от бутылок и т.д. Положив несколько таких предметов в банку, закройте ее крышкой и потрясите. Дайте ребенку послушать, потом высыпьте предметы из банки и предложите ребенку собрать их в нее. Дайте ребенку поиграть со стаканчиками из пластмассы, которые вкладывают друг в друга. Покажите, как это делается, и предложите ему так поиграть.
  5. Когда ребенок купается в ванне, дайте ему игрушки, которые плавают, например, пластмассовую чашку, и игрушки, которые тонут, например, металлическую ложку. Просите ребенка, чтобы он достал из ванны и дал вам ту и другую игрушку.
  6. Покажите ему, как ронять или бросать предмет в пустое ведро. Лучше, чтобы это было металлическое ведро. В качестве "материала для бросания" можно использовать, например, металлическую ложку, деревянный кубик или пустую катушку от ниток, пластмассовую крышечку от бутылки или банки и т.п. Обратите внимание ребенка на звук при ударе предмета о дно ведра. Помогите ребенку потрясти ведро, чтобы снова услышать звук. Эта игра особенно хороша для детей, у которых есть склонность бросать предметы на пол. Опыт показывает, что имея возможность играть в такую игру, дети избавляются от этой своей весьма неудобной для домашних склонности.
  7. Сядьте на пол рядом с ребенком и, показав ему любимую игрушку, спрячьте ее за своей ногой с другой стороны от него. Пусть он попытается перебраться через ваши ноги, чтобы достать игрушку. Поступая аналогичным образом, научите ребенка преодолевать другие препятствия, например, диванную подушку.
  8. Используя такой же подход, как в п.7, научите малыша доставать игрушку, обходя ящик с игрушками, зайдя за угол шкафа или выйдя за дверь. Показывайте ему, куда вы кладете игрушку и обращайте на нее его внимание.
  9. На глазах у приближающегося к вам ребенка спрячьте интересную игрушку, закрыв ее любым предметом, который ребенок может снять или сдвинуть (пеленкой, детским одеялом, ящиком, бумагой). Используйте привлекательную игрушку и неинтересный закрывающий предмет, чтобы ребенок не отвлекался его на его разглядывание и исследование. Например, возьмите яркую игрушку и закройте ее сначала небольшой миской. Затем закройте это сверху ящиком или коробкой от обуви. Наконец, накройте все это полотенцем. Если ребенок потеряет интерес, скажите ему "Давай искать вместе" и помогите ему снять все эти предметы. Изобразите восторг и удивление, когда вы найдете вместе игрушку.
  10. Возьмите в кулак маленькую игрушку, заведите руку за экран (миску, ящик, пеленку, бумагу) и оставьте игрушку там. Затем покажите ребенку вашу пустую ладонь и спросите: "Где же она?" Помогите ему самому достать игрушку.
  11. Играя на полу, положите на пол несколько диванных подушек, чтобы вы могли за ними спрятаться. Спрячьтесь и позовите ребенка: "Ку-ку, ищи меня". Когда он вас найдет, изобразите восторг.
  12. Ребенок учится разным способам достать нужный ему предмет. Вот простейший пример ситуации, когда ему надо совершить некоторые предварительные действия прежде чем взять в руку нужный предмет. Перед ребенком на столе находится тарелка, на которой лежит кусочек апельсина, но она отодвинута на такое расстояние, что можно дотянуться до края тарелки, а не до апельсина. Ребенку нужно передвинуть тарелку к себе. Сделает ли он это? Если нет, встаньте рядом с ним и покажите, как это делается. Потом снова отодвиньте тарелку и посмотрите, усвоил ли он ваш урок.
  13. Положите перед малышом шнурок, другой конец которого привязан к игрушке, находящейся на таком расстоянии, что ребенку ее не схватить. Потяните за конец шнурка, показывая ребенку, что игрушка при этом двигается. Предложите ему потянуть за шнурок.
  14. Привяжите веревки к разным игрушкам (машине, грузовику, тележке, паровозу и т.д.) и оставьте их на полу. Пусть ребенок таскает игрушки за собой, когда он ползает или ходит по комнате.
  15. Когда вы играете с ребенком, покажите ему, как достать интересную игрушку или, например, ваши ключи, потянув за салфетку, покрывало или пеленку, на которой лежит эта вещь.
  16. Постепенно придумывайте и ставьте перед ребенком более сложные задачи и показывайте ему, как их нужно решать. Например, положите игрушку на полотенце, накинутое на гору из подушек на кровати или на диване. Кончик полотенца, за который нужно потянуть, должен находиться вне досягаемости ребенка. Следовательно, ему надо будет сначала добраться до полотенца, а потом уже, потянув за него, достать игрушку.
  17. Начинайте учить малыша складывать игрушки в ящик. Каждый раз перед тем, как он ложится спать, скажите ему: "Помоги мне собрать игрушки". Показывайте ему пальцем на игрушку, говорите: "Возьми". Потом говорите "Отнеси в ящик" и показывайте на ящик.

Как помочь благоприятному социальному развитию ребенка

В этом возрасте ребенок приобрел уже значительную самостоятельность, он сам передвигается в пространстве, он сам действует с предметами, он начинает проявлять элементы самообслуживания - ест частично сам, участвует в процессе одевания. Развитие ребенка и обеспечение его личной безопасности требует, чтобы он усвоил определенные правила поведения - прежде всего, приучился быстро и безоговорочно подчиняться запретам, выражаемым словами "нет" и "нельзя". При этом существенно, чтобы запреты, исходящие от матери, не вызывали у ребенка отрицательных эмоций по отношению к ней, не уменьшали бы его любви к маме. Приучая ребенка подчиняться запретам, надо постараться обойтись без наказаний и угроз.

Ребенок в дальнейшем усвоит целый набор правил, касающихся социального поведения, и приобретет значительное количество сведений на эту тему. Первые приобретаемые им сведения относятся к принадлежности предметов. Он должен узнать, какие вещи (игрушки) принадлежат ему и он может сам ими распоряжаться, а какие - другим людям, и он их или вообще не должен трогать, или же должен каждый раз просить на это разрешение.

Очень важно рано приучить ребенка хорошо относиться к другим людям, уметь делиться с ними своими вещами (игрушками) и жалеть и утешать их, если они попали в беду. Доброжелательное отношение к другим людям откроет ребенку путь в компанию сверстников, к участию в коллективных играх. А именно коллективные игры определяют развитие ребенка в возрасте старше полутора-двух лет.

  1. Твердо и решительно говорите "нельзя", когда ребенок делает что-то непозволительное или когда он может оказаться в опасности. Качайте при этом головой и выражайте свое неодобрение мимикой и жестами. Если он не слушается, остановите его или вообще заберите его из опасной обстановки, но избегайте употреблять "нельзя" слишком часто. Говорите "нельзя", только когда это безусловно необходимо, по возможности избегайте опасных ситуаций, убрав бьющиеся или опасные вещи подальше от ребенка. Будьте настойчивы, если вы уже сказали "нельзя"! Если ребенок послушался или вы сами физически его остановили, переключите его внимание на какое-то другое интересное для него занятие.
  2. Используйте куклу-петрушку (надевающуюся на руку) для того, чтобы обучить ребенка прекращать действия, когда ему говорят "нельзя" или "перестань". Разыграйте сцену, когда кукла делает что-то плохое и вы говорите ей "нельзя". Пусть кукла прекратит это делать немедленно! Обратите внимание ребенка на поведение детской куклы.
  3. Если ребенок обращается с игрушкой так, что ее портит (например, бьет машинкой об пол), скажите сначала: "Не надо, перестань", а затем возьмите у него из рук игрушку и покажите, как надо с ней обращаться (например, начните катать машинку). Сделайте эту игру привлекательной и приятной для малыша!
  4. Говорите "нельзя" и в тех случаях, когда ребенок неправильно ведет себя за едой (например, бросает пищу на пол, разливает молоко, стучит посудой и т.д.).
  5. Возьмите несколько ваших вещей и вещей ребенка. Наденьте на себя шапочку ребенка, скажите: "Мама надела Мишину шапку" и начните смеяться. Рассмешите и ребенка тоже. Потом положите вашу шапку около себя, а шапку ребенка - около него. Возьмите новый предмет, например, ваши перчатки, протяните их ребенку и спросите: "Это мамины? Положи к маме". Помогите ему положить их рядом с вами. Потом проделайте аналогичную процедуру с его ботиночками и т.д. Играйте в такую игру много раз, включая в игру и других членов семьи с их характерными вещами.
  6. Путешествуя с ребенком по квартире, показывайте ему разные вещи и говорите: "Это папины туфли", "Это мамины духи", "Это папин приемник" и т.д.
  7. В этом возрасте ребенок протягивает игрушку взрослому, чтобы ее показать - но еще не намерен ее отдать. Это первый шаг к тому, чтобы делиться собственностью с другими. Моделируйте сами такое поведение, протягивая игрушку, чтобы показать ребенку. Просите его: "Покажи мне куклу", "Покажи папе книгу" и т.д. Пусть он держит игрушку в своих руках, когда вы говорите о ней, например, показываете, где у куклы носик, где глазки, где ручки; пусть он держит книжку в своих руках, когда вы показываете ему в этой книжке картинки. Таким образом он усвоит, что можно делиться предметами, не утрачивая их при этом.
  8. Поделитесь пирожком с ребенком: дайте ему откусить, потом откусите сами. После этого отдайте ему пирожок, скажите: "Дай маме откусить" и откройте рот. Если надо, подвиньте ручку ребенка своей рукой; но постарайтесь сделать так, чтобы ребенок сам кормил вас.
  9. Предложите каждому члену семьи избрать свою особую игру с малышом. Нужно, чтобы в ней были такие действия ребенка, которые служили бы сигналами привлечения этого члена семьи к их игре.
  10. Широко используйте одевающуюся на руку куклу-петрушку. Она не обязательно должна изображать человека: может быть и собачкой, и кошкой, и лисичкой. Хорошо, если она сможет открывать рот и менять выражение лица. Разыгрывайте сцены, когда эта кукла что-то очень хочет и ребенок может ей помочь. Пусть, например, кукла будет голодна, и вы дадите ребенку ложку, чтобы он ее покормил. После еды кукла будет радоваться, благодарить "кормильца" и может его, например, пощекотать. Комментируйте поведение куклы, говорите, что она хорошая, что вы ее жалеете, гладьте ее. Дайте ребенку возможность увидеть, как надо помогать другому существу.

Как учить ребенка говорить и понимать речь

В этом возрасте ребенок понимает уже очень много из того, что вы ему говорите. Но его понимание основывается не только на тех словах, которые вы произносите. Оно очень сильно зависит от ситуации (что он в это время видит вокруг себя, чем он в это время занят), от ваших жестов, выражения вашего лица, тона вашего голоса.

Ребенок также приобретает склонность повторять услышанные им слоги или простые слова. Правда, это касается только таких коротких слов, гласные и согласные которых ребенок уже умеет произносить.

Уча его говорить, создавайте такие игровые ситуации, когда повторение сказанного вами слова приводило бы к желанному эффекту для малыша.

  1. Когда вы вытираете его после купания, называйте при этом части тела. "Вот ножка, вытяни ножку, хорошая ножка", "Где ручка, вот ручка...", "А вот животик", "А это спинка". Поглаживайте, щекочите, целуйте... При одевании просите его вам помогать: "Вытяни ножку", "Протяни ручку", "Подними головку" и т.д.
  2. Держа ребенка на руках, спросите у него: "А где у Миши носик?". Возьмите в свою руку его пальчик, потрогайте им его нос и скажите: "Вот носик". Потом спросите: "А где у мамы носик?" и потрогайте его пальцем свой нос, говоря: "Вот мамин носик". Проделайте то же самое относительно рта, глаз, лба. Повторяйте это много раз - до тех пор, пока ребенок не начнет самостоятельно показывать пальцем свой и ваш нос, рот и т.д. Когда он уже выучит эту игру, проведите ее перед зеркалом.
  3. Играя с ребенком, просите его выполнить простые уже известные ему действия, например: возьми, положи, дай, покажи, брось, иди сюда, покатай, надень. Если он не реагирует на просьбу, сопровождайте слова поясняющим жестом. Если и это не помогает, покажите ребенку, какое действие вы хотите, чтобы он выполнял, или помогите ребенку его осуществить.
  4. Употребляйте слова "дай", "покажи", "возьми" по отношению к разным предметам домашнего обихода и игрушкам. Во время еды положите перед ребенком несколько разных кусочков пищи, например, печенье, булку, хлеб, яблоко и др. Скажите: "Возьми хлеб". Если ребенок возьмет не то, что вы попросили, поправьте его. Аналогичным образом разложите перед ним несколько игрушек и по очереди просите у него разные предметы. Чтобы ему было интересно, составьте определенный сценарий игры с использованием тех предметов, которые вы получили от ребенка. Например, сначала попросите машину, потом попросите куклу, которую вы будете катать в машине. Потом попросите мишку, чтобы он убегал от машины, которая будет пытаться на него наехать.
  5. Если малыш еще не выполняет действий типа "дай", "возьми", попробуйте другим способом выяснить, понимает ли он названия предметов и игрушек. Спрашивайте его, где данный предмет, и следите за тем, куда он направит свой взгляд. Если он посмотрит на тот предмет, который вы назвали, хвалите его.
  6. Рассматривайте с малышом книжки с изображением игрушек, кошек, собак и обычных предметов. Просите его показать пальчиком тот или иной объект. Хвалите его, если он это сделает. Сами показывайте пальцем на называемые вами предметы или существа. Указывая на собаку или кошку, изображайте, как они "говорят" ("Это киса, она говорит мяу").
  7. Если в комнате находится еще кто-то из членов семьи, попросите ребенка его показать: "Где папа? Покажи папу". Если ребенок уже ходит и находится в данный момент на полу, скажите ему: "Иди к папе (бабе, деде, тете и т.д.)". Пусть тот, к кому ребенок пошел, радостно его встретит!
  8. Научите малыша качать головой, выражая таким способом "Нет", "Не хочу", "Не надо". Попросите кого-то из членов семьи предложить ему и вам ту пищу, которую он наверняка не захочет есть. Говорите "Нет, нет, не хочу" и качайте головой.
  9. Используйте аналогичный описанному в п. 8 подход для обучения ребенка кивать головой в смысле "Да". Пусть кто-то спросит вас и ребенка: "Хотите пирожок?" (или что-то другое, что малыш любит). Кивайте головой и говорите "Да, да, конечно".
  10. Играйте с ребенком в "разговор" путем повторения друг за другом одного и того же слога или слова. Произнося слова, делайте это с вопросительной интонацией, приглашающей его "на разговор". Постарайтесь научить малыша произношению следующих слов (или слогов) с разными согласными:

    м - мама (ма)
    б - баба, бай-бай, бах
    п - папа, пай
    н - няня
    д - дай, дядя, деда
    т - тетя
    к - ки (кошка)
    г - гага
    л - ляля (кукла)

  11. Постарайтесь придумать ситуации, которые позволили бы малышу начать понимать произносимое (повторяемое) им слово, связывать его с определенным объектом или событием. Например, скажите ребенку: "Давай звать папу". Пусть отец повернется на ваш призыв, улыбнется вам и ребенку и снова отвернется. В ответ на сказанное ребенком "папа", попросите отца реагировать значительно активнее: подойти к ребенку, поговорить с ним, поласкать его. То же можно предпринять и с участием других родственников.

10 месяцев - это замечательный возраст! Малыш становится энергичнее, количество навыков и умений увеличивается, а рост и вес несколько замедляется. Кроха продолжает активно познавать мир, ни минуты не сидит без дела. Он, как никогда, готов для новых открытий и достижений. Итак, что же должен уметь малыш и как узнать нормы развития деток в этом возрасте.

Основные физиологические особенности 10-месячного малыша

Вес и рост мальчиков и девочек

В десятимесячном возрасте малыши становятся активнее, поэтому вес набирают не так быстро, как раньше. Все дети разные и весят по-разному. Всё зависит от пола, телосложения и прочих индивидуальных черт.

Нормой считается, если малыш поправляется на 400–500 грамм за месяц. Примерный вес в 10 месяцев:

  • мальчика - 9 кг;
  • девочки - 8,5 кг.

Нормальная прибавка роста за месяц - 1,5–2 см. Приблизительный рост в 10 месяцев:

  • мальчика - 73 см;
  • девочки - 72 см.

Окружность головы и груди

Ежемесячно измеряется не только масса тела и рост малыша, но и окружность головы и груди. Эти измерения дают представление о гармоничности развития организма.

Родители могут и самостоятельно контролировать эти параметры, регулярно замеряя окружность головы и груди своего ребёнка и сравнивая показания с предыдущими цифрами.

Размеру головы педиатры уделяют особое внимание. Её увеличение говорит о росте головного мозга, а также о здоровье малыша в целом.

Измерить голову можно обернув её мягким сантиметром, проходящим спереди по надбровной линией, а сзади - по затылочному бугру.

Приблизительная окружность головы у грудничков в 10 месяцев около 46 см:

  • у мальчиков - 46,6 см;
  • у девочек - 45,5 см.

При правильном развитии к 10 месяцам окружность груди слегка превышает окружность головы.

Измерение грудной клетки проводится в самом широком месте: спереди на уровне сосков, сзади на уровне лопаток. Диапазоном нормы размера грудной клетки, в этом возрасте, считается 46–50 см:

  • у мальчиков - 48,3;
  • у девочек - 47,3.

Представленные выше данные десятимесячного ребёнка являются приблизительными. Если значения вашего ребёнка отличаются не кардинально от представленных выше, то не стоит волноваться. Если же разница значительная, то необходимо прибегнуть к консультации вашего педиатра.

Сон и бодрствование в десять месяцев

Малыш, в этом возрасте, очень подвижный. Он все время двигается, если только не спит. А на сон уходит гораздо меньше времени. Нормой считается приблизительно 14 часов в сутки: ночью - около 10 часов; днём - два раза по полтора-два часа. Время бодрствования увеличивается до 9–10 часов в день. Интервалы между дневным сном достигают 3–4,5 часа.

Ориентироваться в любом случае всегда надо на самочувствие ребёнка. Если он спит всего один раз днём, но при этом активный и весёлый, не плачет без повода, то беспокоиться не стоит. А если ребёнок вялый, плаксивый, трёт глазки, тогда необходимо пересмотреть его режим, возможно, ваш малыш не получает достаточно сна на протяжении дня или ночи. Помните, главным критерием всегда остаётся поведение ребёнка!

Зубы

Согласно с общепринятым стандартом зубки у младенца должны появляться в определённые сроки и в конкретной последовательности. Но это всё условности и некоторые отклонения в какую-либо сторону не критичны.

Обычно в десятимесячном возрасте у деток уже есть четыре зуба, а может быть, даже шесть - прорезались верхние боковые резцы. Однако не стоит переживать, если последовательность прорезания не соответствует схеме, такое иногда бывает.

Навыки и умения ребёнка в 10 месяцев

Малыш в десять месяцев отличается тем, что каждый день будет удивлять своих родителей чем-то новым. Он стремительно приближается к очередному этапу своей жизни, когда начнёт ходить и говорить, ведь его мозг прогрессирует в развитии. Ребёнок, как губка, впитывает информацию об окружающем мире. И список того, что следует уметь ребёнок в десятимесячном возрасте, довольно обширный и разнообразный.

Двигательные навыки: что должен уметь делать кроха

  • Положение «сидя». Малыш уже научился садиться из разных положений: на животе, спине, боку, на четвереньках. При этом уверенно сидит, поворачиваясь в разные стороны. В такой позе может пребывать довольно продолжительное время, сам себя занимает, с любопытством что-то рассматривает.
  • Ползает или стоит на четвереньках. Ребёнок ползает, без особого труда справляется с небольшими препятствиями, например, забирается на небольшое возвышение и спускается с него. По международным нормам развития десятимесячный малыш необязательно умеет ползать, но пытаться встать на четвереньки он уже должен.
  • Первые шаги с опорой. В 10 месяцев младенец умеет самостоятельно подниматься из положения «сидя» с помощью опоры. Некоторое время может стоять на своих двоих, держась за устойчивые предметы одной рукой. Затем, возможно, станет делать первые шаги, например, вдоль дивана. А со временем малыш станет смелее, и научится передвигаться, поддерживая себя одной рукой, в другой держа игрушку.
  • Развитие мелкой моторики. Карапуз уже достаточно хорошо владеет своими ручками. Он научился брать небольшие предметы двумя пальчиками: большим и указательным. Одевает кольца на стержень, пробует вставить один предмет в другой, катает машинки, качает кукол. Очень важно следить, чтобы ребёнок задействовал обе руки. Правая рука несёт ответственность за развитие левого полушария, а левая - за развитие правого полушария.
  • Бросание предметов. Самым любимым занятием малыша становится бросание предметов, а все потому, что бросковые движения в этом возрасте уже более ловкие и ребёнок осознанно, наслаждаясь своим умением, выбрасывает игрушки из кроватки или манежа.

Правильное психическое развитие

  • Коммуникативные умения. Десятимесячный малыш с удовольствием общается с окружающими его близкими людьми. Откликается на своё имя, понимает некоторые просьбы взрослых и выполняет их. Разговаривает он на собственном языке и огорчается, когда его не понимают. Кроха учится говорить новые слоги, пока ещё без осмысленного назначения. А также он активно пытается имитировать все звуки, которые произносят близкие. Меняет громкость своего голоса и даже пробует шептать. Активно работает эмоциональная сфера: ребёнок выражает удивление, радость, страх, обиду. Уже понимает, когда ему что-либо запрещают. Доктор Комаровский советует это делать редко, но твёрдо стоять на своём.
  • Мышление. В десятимесячном возрасте уже заметны развивающиеся процессы мышления. Например, малыш уже знает в каком ящике лежат игрушки. Несмотря на то что кроха больше предпочитает разрушать ваши постройки, теперь он пробует что-то сделать сам: складывает друг на друга большие кубики, с помощью взрослого собирает пирамидку. Некоторые, уже в этом возрасте показывают пальчиком на называемые предметы, хотя полностью это умение формируется к году с небольшим.
  • Двусторонняя координация. В 10 месяцев уже достаточно хорошо развита двусторонняя координация ребёнка. И если вы покажете ему как стучать предметами друг об друга, то он сможет это повторить. Если у малыша что-то не получилось, необходимо показать «битву кубиков» ещё раз.
  • Копирование действий. Можно наблюдать, как детки копируют некоторые действия взрослых, например, разговаривают по телефону, моют пол, грозят пальчиком и т. п.

Эмоциональное развитие

  • Недоверчивое отношение к незнакомым людям и новым местам. Настороженность к незнакомцам начала проявляться раньше. Но сейчас детки могут к кому-то проявлять симпатию, а кого-то очень бояться. В новом месте, некоторое время, ведут себя настороженно. Не слезают с рук матери пока не освоятся.
  • Чувство юмора. Интересная особенность десятимесячного ребёнка - первые проявления юмора. В ответ на ваши шутки малыш может заразительно смеяться.
  • Привязанность к определённым занятиям и вещам . Уже в этом возрасте у ребёнка появляются любимые или наоборот неприятные для него занятия. Например, он может с радостью принимать водные процедуры и очень расстроиться, когда его будут укладывать спать. И также может возникнуть привязанность к некоторым предметам. Малыш может плакать, если с ним в кроватку не положили любимую игрушку.

Социальные навыки

  • Учится хорошим манерам. Сейчас самое время учить ребёнка хорошим манерам. Необходимо осваивать владение столовыми приборами, настал тот возраст, когда ребёнок должен кушать из ложки, пить из маленькой чашки или поильника. А также в этом возрасте малыша пора сажать на горшок, ваше чадо уже понимает для чего он нужен.
  • Выполняет поручения. Малыш уже умеет выполнять некоторые поручения, например, по просьбе даёт вам игрушку или приносит какую-то вещь по просьбе.
  • Умеет занять себя на непродолжительное время. Ребёнок взрослеет и некоторое время способен самостоятельно играть: перекладывать что-то с места на место, собирать пирамидку и т. д.
  • С удовольствием играет с детьми. Находясь в гостях или в детской поликлинике, т. е. там, где есть дети, малыш с удовольствием начинает общаться и играть с другими ребятишками, в том числе и ровесниками. Но поскольку такого опыта у него ещё не было, необходимо помочь ему, например, чтобы ребёнок не отбирал чужие игрушки, надо показать, что можно предложить ненадолго поменяться со своими.
  • Избавляется от «вредных» привычек. Это касается, прежде всего, соски. У младенца в 10 месяцев очень много интересных занятий, поэтому часто он забывает про соску и отучить ребёнка от неё намного проще.

Стоит всегда помнить, что не все дети развиваются одинаково. Какие-то способности проявляются раньше, какие-то позже. Не надо паниковать, если ваш малыш ещё что-то не умеет. Задача родителей регулярно посещать необходимых специалистов (педиатра, невролога и т. д.) и в игровой форме, а также собственным примером помогать формированию умений и навыков.

Уход за ребёнком

Создаём безопасные условия

Важно дома создать безопасные условия для передвижения малыша. Необходимо спрятать предметы, которые могут причинить вред. Все свисающие провода должны быть убраны, розетки закрыты специальными заглушками, а острые углы спрятаны под предназначенными для этого накладками.

Десятимесячные детки все ещё много времени проводят на полу и тянут все в рот. Поэтому необходимо регулярно пылесосить, чтобы не осталось мелкого мусора и делать влажную уборку.

Ежедневные гигиенические процедуры

Гигиена ребёнка - это необходимый, ежедневный этап ухода за младенцем. После того как малыш утром проснулся ему необходимо умыть лицо, очистить носик, провести подмывание. Всё это надо делать в игровой форме, чтобы ребёнок оставался в хорошем настроении.

В 10 месяцев продолжаем каждый день делать ребёнку массаж, после утреннего туалета, перед завтраком. Или, как рекомендует педиатр Комаровский, перед купанием. Не забывайте про гимнастику. По времени всё вместе длится около 20–30 минут (по 10–15 минут на каждую процедуру). Строгая последовательность: сначала массаж, потом гимнастика и купание. Евгений Олегович Комаровский характеризует гимнастику, как ненасильственные попытки гнуть все, что гнётся. А в десятимесячном возрасте её можно превращать в зарядку. Ведь многие упражнения ребёнок с удовольствием уже сможет повторять за вами. Зарядку выполняют обычно утром, перед завтраком.

В течение дня ребёнка регулярно высаживают на горшок, обычно это делают после еды. Когда кроха сделает всё необходимое, надо показать ему что у него получилось и похвалить. Главное, чтобы у малыша не было неприязни к горшку.

Купать младенца по вечерам по-прежнему необходимо ежедневно. Очень часто детки уже не хотят просто сидеть в ванной, а пытаются встать. В этом нет ничего страшного. Поддерживайте кроху, чтобы он не упал, следите за тем, чтобы в ванной комнате было тепло и старайтесь увлечь малыша игрой сидя в воде тоже.

Учим правильному питанию

В 10 месяцев необходимо кормить ребёнка грудным молоком или смесью два раза в день: ранним утром и перед сном. Остальные приёмы пищи у крохи похожи на взрослые - это супчики, вторые блюда, сок, мясо, овощи, фрукты. Естественно, всё должно быть отварное или приготовленное на пару. Кормить ребёнка необходимо уже только ложкой. Для отработки жевательного рефлекса необходимы такие продукты, как сухарики и печенье.

Прогулки

На свежем воздухе ребёнок должен проводить как можно больше времени, желательно не менее двух часов в день, если позволяет погода. К тому же игры на улице оказывают положительное воздействие на развитие малыша. Что касается погодных условий, то одевать ребёнка надо так, чтобы он не переохладился или не получил тепловой удар.

Как развивать малыша дыльше и чему надо научить

Развиваемся играя

10 месяцев - это такой возраст, когда ребёнок развивается играя. В процессе игры у него формируются различные умения и навыки. А родители могут помочь в этом, вовлекая ребёнка в то или иное занятие.

Начнём с элементарного, детки в этом возрасте любят находиться на улице. Там ведь столько всего интересного. Это расширяет его кругозор. Именно там малыш может общаться даже с незнакомыми людьми. Так развиваются его первые коммуникативные навыки. А гуляя на детских площадках, ребёнок учится общаться со сверстниками. Если позволяет погода можно повозиться в песочнице. Такие игры развивают мелкую моторику, а значить помогают формированию речи. Главное, чтобы малыш находился под присмотром, не тащил песок в рот, не тёр грязными руками глаза.

Также для мелкой моторики полезно пересыпать или перекладывать различные предметы: пуговицы, бусины, камешки, орехи и т. д. Можно воспользоваться пустыми пластиковыми бутылками или баночками из-под крема для того, чтобы открывать на них крышки. А можно рисовать пальчиками на песке или по мелкой крупе. Пальчиковые игры со стишками, например, «Сорока-ворона» также способствуют развитию мелкой моторики рук.

На куклах или мягких игрушках очень хорошо изучать части тела. А показывая на картинках птиц и зверей, можно учить какие звуки они издают.

Очень полезно разыгрывать сценки из жизни. Выходя из комнаты, помахать крохе ручкой, сказать: «Пока, пока!». Через некоторое время малыш помашет вам в ответ. Входя в комнату, можно сказать: «Здравствуй!», и протягивая к нему свою руку пожать его ладошку. Можно попросить принести какой-либо предмет и если ребёнок выполнил вашу просьбу сказать ему: «Спасибо».

Очень важно, в процессе игры не «сюсюкать» с ребёнком, а разговаривать как со взрослым.

Вообще игры для десятимесячных мальчиков и девочек ещё не очень разные. И поэтому очень важно не ограничивать мальчика машинками, а девочку куклами. Ребёнок должен использовать для игр разнообразные игрушки. Именно так происходит всестороннее развитие младенца.

Не забывайте и о физическом развитии ребёнка. Подталкивайте его к активным движениям. Пинайте мяч ногой, сидя кидайте его руками, катайте машинки, учите ребёнка забираться на диван и потом осторожно с него слезать.

Не существует конкретного списка с перечнем занятий и игр для малышей. Есть фантазия и желание родителей способствовать формированию умений и навыков у своего любимого чада.

Ассортимент игрушек в магазинах настолько велик, что родители теряются в этом многообразии. Вот что наверняка пригодится крохе:

  • Пирамидка с крупными кольцами.
  • Игрушки с прорезями.
  • Заводные игрушки.
  • Игрушки-каталки.
  • Куклы и пупсы.
  • Коробки с крышками и мелкие бытовые предметы.
  • Разнообразные машинки и паровозики.
  • Ксилофон, барабан и другие музыкальные инструменты.
  • Кукольная посудка.
  • Пластиковые и деревянные кубики, большой строительный набор.
  • Игрушки-вкладыши на деревянных досках с ручками.
  • Резиновые и пластиковые животные, магниты на холодильник.
  • Матрёшка и стаканчики-вкладыши.
  • Яркие книжки с картонными страницами.
  • Игрушки для ванной (посуда, брызгалки, резиновые животные, лейка и ведро).

Комаровский о том, чем заниматься с десятимесячным малышом

Евгений Олегович Комаровский считает, что десятимесячным детям требуется разнообразие. Даже если дома у них есть масса разных замечательных и полезных игрушек, малыши обязательно должны какое-то время находиться вне дома. Поездки в машине, на общественном транспорте, покупки в магазине, визит в гости - все это очень важно для развития малыша.
К этому возрасту детские игры делаются все более осознанными, поэтому очень здорово, если родители смогут как можно чаще играть с ребёнком. Необходимо, чтобы не только мама проводила много времени с малышом, но и обязательно отец возился с ним, т. к. у пап и мам различные методы общения и игр. Папы более шумные и содействуют физическому развитию ребёнка, а мамы способствуют интеллектуальному. Ребёнок нуждается в тех и других играх.

Комаровский о развитии и воспитании

Популярный педиатр всегда подчёркивает, что счастливый ребёнок - это здоровый ребёнок. Поэтому главным направлением в воспитании должно быть физическое здоровье крохи.

И ни один, даже самый замечательный врач не сделает ребёнка здоровым. Это обязанность родителей, которым не надо его кутать, перекармливать, баловать.

Создание безопасных условий для малыша, регулярные прогулки, следование режиму - основные составляющие в воспитании здорового ребёнка.

Доктор Комаровский акцентирует внимание и на том, что с самого рождения родители должны окружить ребёнка теплотой и любовью. То есть благополучный психологический климат в семье, гармония в отношениях между папой и мамой как раз и закладывают прочный фундамент для воспитания малыша. Главное не «перестараться» и не избаловать ребёнка.

Видео о развитии ребёнка в 10 месяцев

Каждый этап в жизни ребёнка - это важный период для его развития. И каким он станет в будущем во многом зависит от тех условий, которые создадут ему родители. Помните, что в атмосфере любви, обрамленной родительской требовательностью, дети живут счастливее и развиваются лучше.

Десятимесячные детки продолжают расти и вытягиваться, они жадно впитывают информацию о каждом незнакомом для себя предмете, быстро учатся и поражают родителей всё новыми навыками. В их поведении и отдельных поступках всё сильнее проступает осмысленность и самостоятельность, а характер начинает приобретать индивидуальные личностные черты. Чтобы поддерживать здоровье малыша и его стремление к познавательной деятельности, родителям не помешает иметь представление, что должен уметь ребёнок в 10 месяцев.

В 10 месяцев малыш прибавляет около 450 г в весе, подрастая от 1 до 1,5 сантиметра. На половину сантиметра увеличивается его головка и грудная клетка. Небольшой набор веса при общем стремительном развитии – это результат увеличения двигательной функции ребёнка.

Для данного возраста также характерно появления боковых резцов, и у карапуза уже может быть от 4 до 6 молочных зубов.

Некоторые проблемы могут возникать у крохи из-за несформированного иммунитета. Мамино молоко, которое до этого момента поддерживало его организм, уже не обладает такими ценными свойствами, поэтому родителям следует беречь детей от внешних неблагоприятных факторов и поражения инфекциями.

В целом, у детей значительно улучшается моторика ручек, координация, они становятся сильнее и выносливее, дольше могут оставаться в бодром состоянии.

Что должен уметь ребёнок в 10 месяцев

Успехи ребёнка в этом возрасте весьма значительны, ведь его навыки разительно отличаются от тех умений, которыми он обладал в полгода. Прежде всего, всем своим поведением он показывает, насколько самостоятелен, и может демонстрировать свою ловкость, поднимая игрушки не только ручками, но и пальцами.

Основные достижения малыша, которыми так гордятся его родители:

  • умение уверенно стоять и делать первые шаги;
  • подпрыгивание на месте с «приземлением» на обе ножки;
  • использование одного предмета, чтобы с помощью него достать игрушку;
  • ребёнок может долго сидеть с прямой спинкой во время игры, держа в обеих руках по игрушке;
  • малыш одной рукой способен удерживать сразу два небольших предмета;
  • может самостоятельно залезть на возвышение и слезть с него;
  • ползание кроха освоил идеально, и может передвигаться таким способом настолько быстро, что его трудно догнать;
  • повторяет за взрослыми слова, подражает их поведению;
  • бурно реагирует на встречу и расставание с близкими людьми.

По причине того, младенцы 10 месяцев более уверенно управляют своими пальчиками, они уже могут держать карандаш и фломастер и пытаются рисовать и писать, повторяя за действиями отца и матери. Малыши становятся более общительными, они проявляют интерес к своим сверстникам, с радостью общаются со старшими членами семьи – дедушкой и бабушкой.

Десятилетние дети очень хорошо понимают, что от них требуют взрослые, и хотя они прекрасно знают значение слова «нельзя», находят другие способы манипуляции взрослыми, используя немой протест или истерику.

Развитие девочек и мальчиков в этом возрасте несколько отличается. Отвечая на вопрос, что надо уметь в 10 месяцев девочке, можно подчеркнуть особую эмоциональность малышек, которые, проявляя свою нежную привязанность, гораздо чаще, чем мальчики, просятся на руки к матери, любят обниматься и ласкаться. К навыкам, которые они осваивают раньше, относится использование ложки, устная речь, освоение опорожнения в горшок. Они больше любят игры, которые требуют усидчивости – сборку элементов конструктора, пазлы и мозаики, неравнодушны к игрушкам со звуковыми эффектами и к музыке, в целом.

Свои особенности развития имеет и мальчик, уметь в 10 месяцев он может то же, что и девочка, но ходить он начинает первым и нередко отказывается от помощи взрослых, доказывая, что может всё делать сам. В результате такого упрямства некоторые навыки осваиваются мальчишками позднее.

Развивающие игры и занятия для детей в 10 месяцев

Развитие ребёнка в 10 месяцев предусматривает самые разные направления. Для укрепления мышц и связок, более скоординированных движений в первой половине дня необходимо несколько часов посвящать активным играм – пусть малыш катает мяч, машинку или коляску, если ему нравится танцевать, делать это лучше под весёлую и ритмичную музыку. Во время прогулок карапуз уже может играть в песочнице с совочком и формочками.

Неплохо потренировать малыша подниматься на ступеньки, сделав ему небольшое возвышение или научить его безопасно спускаться с дивана или кресла.

Специальная зарядка должна проводиться ежедневно, в комплекс упражнений входят:

  • приседания;
  • прыжки;
  • повороты тела в стороны;
  • вращательные движения руками;
  • висы на домашнем турнике с помощью папы или мамы.

По прежнему ребёнку необходим массаж, который осуществляется после физических упражнений. Делают его очень осторожно, стараясь не оказывать сильного давления на нежную детскую кожу. Основные движения – это мягкое поглаживание, разминание и растирание. При этом следует избегать области пупка и сердца. Спинку массируют, не затрагивая позвоночник, круговыми приёмами.

Если родители знают, что должен уметь ребёнок в 10 месяцев, они поймут, почему так важно заниматься с ним разными видами творчества. Мелкую моторику нужно продолжать развивать, ведь она связана с речевой функцией маленького человека. Для дальнейшего совершенствования можно порекомендовать научить ребёнка пользованию красками и пластилином, но лучше начинать с обычного подсоленного теста. Неважно, что первое время на бумаге можно будет увидеть лишь абстрактные мазки и хаотично расположенные линии, а из теста получится лишь небольшая лепёшка – главное, чтобы желание творить у ребёнка не пропадало, и, кто знает, возможно в скором времени он будет изумлять родителей своими талантами в изобразительном искусстве.

Любые игры с кубиками, пирамидками, деталями конструктора, помимо того, что развивают ручки детей и их координацию, способствуют совершенствованию логического мышления, тренируют внимание и память крохи. Такие игры и игрушки обязательно должны быть в арсенале ребёнка.

Так же важно обучение с помощью книг, которые развивают интеллект и кругозор малыша. Речь идёт о самых разных изданиях – это обычные детские книги, которые будет читать малышу мама, интерактивные, поющие и разговаривающие книжки-игрушки, детские энциклопедии с реалистичными иллюстрациями.

Ориентируясь на то, что должен уметь 10 месячный малыш, можно заниматься с ним чем угодно, лишь бы такая деятельность представляла для него живой интерес. Скорее всего, родители уже знают увлечения своего маленького непоседы, и, наверняка, найдут для него подходящие занятия.

Сколько спит малыш в 10 месяцев

Важным показателем здоровья ребёнка является его сон. В 10 месяцев малыши спят меньше, чем в предшествующий период – на ночной отдых у них уходит 9-10 часов, а днём деток кладут отдыхать дважды на полтора или два часа. Некоторым карапузам хватает одного тихого часа в день и часто они противятся вечернему укладыванию. Если при этом кроха прекрасно себя чувствует, он бодр и ест с аппетитом, возможно, не стоит его заставлять – можно сделать более ранним ночной отход ко сну.

Если малыш привык поздно ложиться, это может негативно отразиться на его нервной системе – врачи советуют постепенно отучивать детей от этой плохой привычки и ежедневно сдвигать время сна на 10 минут раньше.

Полноценный сон нужен ребёнку для восстановления организма после активных часов бодрствования, таким образом, отдыхают и расслабляются его мышцы, нормализуется работа мозга и нервной системы. Поэтому родителям для качественного сна ребёнка необходимо создавать оптимальные условия, включающие обязательное проветривание детской, контроль нормальной влажности (около 60%) и температурного режима (20-22 градуса). Большое значение имеет комфорт, создаваемый детским матрасом, который должен быть в меру твёрдым и упругим. Чистое бельё, вечернее купание, массаж будут способствовать быстрому засыпанию и крепкому сну. Ужинать карапуз должен не позднее, чем за 40-50 минут до сна.

Особенности питания в 10 месяцев

Рацион десятимесячных детей близок к обычной, взрослой еде, так как прикорм составляет около 800 г дневного количества пищи. В среднем, ребёнок потребляет около одного килограмма двести грамм еды в день, не считая воды и соков (200 мл). Детки, продолжающие питаться маминой грудью, получают молоко в утреннее время и перед сном.

Малышам уже необходимо включать в меню более твёрдые кусочки фруктов, мяса и рыбы, чтобы они научились пережёвывать пищу, да и пюре уже не измельчается столь тщательно, как раньше. Обычно после того, как ребёнок поест, ему дают немного свежевыжатого сока, разбавленного водой, чтобы предупредить появление запора.

Блюда, которые составляют основное питание:

  1. Овсяные и рисовая каши – они имеют в составе много клетчатки и белка, и, в то же время, выводят из организма вредные вещества, улучшая пищеварение.
  2. Гречневые и кукурузные каши, являющие источниками множества полезных витаминов и минералов. Крупы уже варят на молоке и кладут в кашу немного растительного или сливочного масла.
  3. В рационе у детей присутствует мясо, но пока это диетические сорта – индейка, курица, кролик и телятина. Разрешается использовать и некоторые субпродукты – сердце и печень. Мясные изделия используют для супов, в качестве привычного пюре, небольших кусочков, из них готовят фрикадельки, паштеты, паровые котлеты.
  4. В меню детей в обязательном порядке должны присутствовать овощи и фрукты – в виде салатов с маслом, в отварном и пареном виде. Перечень их увеличился, теперь это не только картофель и морковь – детям можно давать тыкву и свеклу, а также, разные виды капусты – цветную и брюссельскую.

Для родителей в этот период важно следить, чтобы малыш не передал, но, при этом, ежемесячная прибавка в весе должна оставаться в пределах 500 граммов. Если ребёнок явно не добирает в массе тела, ему следует предлагать более калорийные продукты.

Остаётся добавить для пап и мам, интересующимся тем, что должен уметь делать малыш в возрасте 10 месяцев – он уже вполне может самостоятельно пить из чашки и пользоваться ложкой.

Уход и прогулки

Личная гигиена становится особо важным аспектом в возрасте десяти месяцев. Наряду с тем, что малыш активно играет на полу и пачкается, у него совершенствуется работа половых желез, из-за чего карапуз начинает потеть. Если до 10 месяцев детей купают через день, то теперь водные процедуры рекомендуется осуществлять регулярно. После купания обязательно проводят воздушные ванны в течение 5-10 минут и делают ребёнку лёгкий массаж.

Личико и ручки дети уже умывают сами, но подмывания всё ещё требуются, так как малыши иногда забывают проситься на горшок, хотя уже знакомы с этим предметом обихода. Педиатры советуют сажать кроху на горшок по утрам – таким образом, он будет приучаться к этому времени из-за естественных позывов, и очень скоро станет проситься сам, кроме того, стул его будет регулярным, так как к такому режиму привыкнет детский организм.

Что касается прогулок, им отводится по 4-6 часов в день. В летние дни это время может быть увеличено, ведь чем больше малыш пребывает на свежем воздухе, тем лучше он кушает и спит. Времена, когда кроха при выходе на улицу мирно засыпал в своей коляске, постепенно отходят в прошлое – теперь ребёнок с радостью бодрствует и изучает окружающие его явления, живые и неживые объекты. Кстати, после такого активного досуга, малыш уже вряд ли откажется от тихого часа по возвращению домой.

Развитие ребенка в 10 месяцев: видео

Понимая, что должен уметь ребёнок в 10 месяцев, родители должны чутко прислушиваться к потребностям и желаниям своего сына или дочери. Ведь только постоянное общение и доверительные отношения помогут им правильно направлять малыша в его целях и действиях, а отталкиваясь от усреднённых показателей, можно успешно контролировать развитие маленького человека и точно знать, когда ему нужна помощь.

Поделиться: