Что делать, если ребёнок вас не слушается. Что делать, если ребенок не слушает взрослых? Когда требуется наказание

В этой статье:

Почему ребёнок не хочет идти в школу, какие причины вызывают нежелание ребят младшей, средней и старшей школы переступать порог класса 1 сентября и что влияет на нежелание первоклашек познать особенности обучения в школе? Об этом ниже.

Выделяют несколько основных причин, влияющих на нежелание детей ходить в школу. Пока остановимся на ребятах, которые уже являются учениками и знают, что их ждет за порогом школьных дверей.

Итак, основные причины негативного отношения ребёнка к школе:

  • проблемы с успеваемостью;
  • конфликты с учителями;
  • непонимание одноклассников;
  • конфликты со старшеклассниками;
  • боязнь показаться на фоне более успешных учеников неудачником;

В большинстве случаев именно эти причины вызывают у ребёнка острое нежелание продолжать учебу с наступлением нового учебного года. Однако детские психологи уверены, что родителям под силу помочь детям справиться с трудностями и по-другому посмотреть на процесс обучения в школе. Как это сделать? Ниже простые советы.

Проблемы с успеваемостью

Для начала родители должны дать понять ребёнку, что оценки ни при каких обстоятельствах не повлияют на их отношение к нему. Чувствуя поддержку и понимание взрослых, ребёнок научится спокойнее относиться к школьной оценке знаний, повысит собственную самооценку и сможет найти способ улучшить успеваемость.

Важно, чтобы родители не ограничивались только словесной поддержкой любимого чада, но также обязательно нашли время побеседовать с учителями по поводу его успеваемости. Необходимо понять, что именно вызывает сложности в процессе усвоения нового материала: возможно, ребёнок невнимателен, плохо воспринимает новую
информацию, много пропускает либо просто уклоняется от выполнения задаваемых на дом заданий.

Улучшить ситуацию в любом случае поможет участие взрослых в процессе обучения. Родители могут помогать ребёнку с выполнением заданий сами, а могут нанять для него репетитора, с помощью которого он сможет догнать и даже перегнать одноклассников.

Имея проблемы с неуспеваемостью ребёнка, стоит помнить главное: нельзя ругать его за плохие оценки и обязательно поощрять за хорошие.

Сложные отношения с учителями

Если проблема в назревшем конфликте с учителем или даже с несколькими учителями, нужно постараться разобраться в ситуации. Важно, чтобы родители, не подрывая авторитет учителя, смогли донести
до ребёнка, что критика, пусть и не всегда конструктивная, должна восприниматься им спокойно.

Учитель имеет право на свое мнение, тогда как такое же право имеет и ученик. Взглянув на ситуацию с философской точки зрения, можно будет успокоить ребёнка и научить его смотреть на конфликты шире, без обиды и раздражения.

Серьёзные конфликты, пагубным образом влияющие на обучение ученика в школе, обязательно должны стать сигналом для встречи родителей с педагогом. Переговоры с участием трёх сторон в большинстве случаев помогут найти правильное решение и выход из ситуации.

Непонимание одноклассников: как помочь?

Если причина неприязни ребёнка к школе кроется в плохих отношениях с одноклассниками, то стоит постараться решить проблему как можно раньше, не допуская её усугубления. Родителям следует постараться разобраться в причине конфликта, объяснить чаду, что
ему совсем не обязательно нравится каждому и дружить со всеми.

Для того чтобы чувствовать себя в классе комфортно и приятно, достаточно будет выбрать несколько одноклассников со схожими интересами, с которыми можно завязать дружбу или приятельские отношения.

Если у ребёнка откровенные сложности с коммуникабельностью, стоит проконсультироваться со специалистом, который деликатно поможет ему выбрать правильную линию поведения.

Конфликты со старшеклассниками

В школе конфликты между учениками разных возрастов - достаточно частое явление. Если главная причина нежелания ребёнка идти на занятия заключается именно в этом, стоит срочно побеседовать с классным руководителем, который должен будет принять меры.

В свою очередь
задача родителей - объяснить ребёнку, насколько важно для него научиться избегать конфликтных ситуаций и не реагировать на разного рода провокации, в том числе и старших товарищей. Обидные прозвища, подначивания - всё это неприятно, но чем больше ученик реагирует на обидчиков, тем больше они получают от этого удовольствия.

Как правило, беседа обеих сторон конфликта с классным руководителем помогает решить проблему, в противном же случае ребёнку придется научиться не реагировать на насмешки, сохраняя чувство собственного достоинства.

Боязнь показаться неудачником на фоне более успешных учеников

Еще одна фобия школьников - это страх перед более успешными и популярными одноклассниками. В этом случае решением проблемы может стать только общение - с
родителями, с классным руководителем, при необходимости с психологом.

Очень важно, чтобы ребёнок понял - он не нуждается в сравнении с другими детьми, он уникален и по-своему одарён и перспективен. Главное - вера в себя и в свои силы, а также желание развиваться, и никакие пока ещё более значимые успехи некоторых одноклассников не должны этому помешать.

Необходимо, чтобы родители внушили чаду, что единственный, с кем уместно себя сравнивать - это с собой же, только несколько часов, дней или лет назад. Тогда, учитывая собственные маленькие и большие победы и поражения, ребёнок сделает правильные выводы и избежит повторных ошибок.

Серьёзная причина нежелания ребёнка идти в школу - это несоответствующая его возрасту и готовности учебная нагрузка в школе. В таком случае единственно правильным вариантом станет разгрузка ученика (отказ от дополнительных занятий и репетиторов, кружков и секций) либо смена школы.

Достаточное количество отдыха и возможность посвятить время любимому занятию вернёт ученику интерес к учёбе и школьной жизни в целом.

Важно, чтобы родители принимали участие в жизни ребёнка, в том числе и в школьной, прислушивались к его мнению и вникали в его проблемы. Школьные собрания, беседы с учителями необходимы не столько
для обеспечения контроля над поведением чада, сколько для понимания того, что происходит в стенах школы, когда самых близких нет рядом.

Общение с ребёнком, помощь в выполнении домашних заданий, планирование правильного режима сна, отдыха, питания и посещения дополнительных кружков и секций помогут не допустить развития проблем, влияющих на нежелание ученика продолжать учёбу.

Негативное отношение первоклассника к школе, его причины

Нежелание учиться и посещать школу возникает не только у учеников младшей, средней или старшей школы. Протестуют против школы и дети 6-7 лет, не имеющие абсолютно никакого опыта учёбы, но уже столкнувшиеся со страхом перед обучением в новой для себя обстановке. Чаще всего страх у малышей вызывают:


Независимо от причины, вызывающей негативное отношение к школе ещё до знакомства с процессом обучения, родителям нужно постараться внушить ребёнку, что его ждут только приятные знакомства, новые интересные знания, поддержка и понимание учителей. Скрасить тревожный момент подготовки к школе поможет совместная покупка школьных принадлежностей, школьной формы, нового яркого рюкзака.

Если малышу очень страшно, перед началом учебного года можно побывать с ним в школе, посетить будущий класс, познакомиться с учителем. Будет хорошо, если в одном классе с первоклассником будут учиться знакомые по садику или двору дети.

Важно понимать, что период адаптации к школе с присущими ему проблемами, страхами и тревогами - это неизбежное явление, такое же, как и в случае с адаптационным периодом в дошкольном образовательном учреждении. Нужно запастись терпением и помочь малышу как можно быстрее справиться со сложным периодом в его жизни.

Что касается старших товарищей, братьев, сестёр и их негативного опыта,
внушающего страх первокласснику перед школой, то здесь опять же поможет разъяснительная и доверительная беседа.

Родители должны объяснить дошкольнику, что бывает так, когда у кого-то в школе возникают сложности, но это не значит, что нужно считать их непреодолимыми и тем более неизбежными. Каждый ученик идёт по своему пути, и будущий первоклассник должен усвоить это сразу.

Как облегчить жизнь будущему первокласснику

Чтобы ребёнок, имеющий страх перед школой, быстрее справился с адаптацией, стоит позаботиться о его психологической подготовке. В этом может помочь
детский психолог, родители, старшие дети, имеющие опыт обучения в общеобразовательной школе.

Родители должны понаблюдать за готовностью малыша к школе, обращая внимание на его умение концентрироваться на одном задании в течение определённого времени, на развитие мелкой моторики и навыков начального чтения и письма.

Важно, чтобы малыш был ознакомлен с основными правилами поведения в школе и классе во время урока, обладал элементарными навыками коммуникации.

Первый учитель в жизни первоклассника

Главный совет родителям - выбирайте для первоклассника не школу и не класс, а учителя! Именно учитель поможет малышу полюбить процесс получения новых знаний, проявлять терпение и усердие в учёбе, строить дружеские отношения с одноклассниками. Помните, что от контакта ребёнка с учителем будет зависеть его комфорт и успеваемость в младшей школе.

Важно, чтобы родители поддерживали авторитет учителя в глазах ребёнка, не позволяя себе грубые высказывания в его адрес. Только в этом случае малыш будет питать уважение и доверие к педагогу.

С младшим школьником особенно важно вести постоянные беседы о том, для чего ему нужно учиться, что ему даст образование в будущем, придумывать варианты будущих профессий. Мотивируя таким образом малыша, взрослые привьют ему настоящую и продолжительную любовь к учёбе.

В заключение отметим, что даже если ребёнок не хочет идти в школу (не важно, в каком он классе), нужно стараться мотивировать его продолжать обучение и получать от этого удовольствие, решая его проблемы по мере поступления в тандеме с классным руководителем.

Что делать, когда ребенок не слушается? Бывает, что просто руки опускаются, не понятно, как действовать, чтобы объяснить своему малышу, что все же так нельзя себя вести. Малыш надувает губки, плачет или даже бьётся в истерике. Сердце мамы разрывается на части.

Давайте узнаем, что советуют делать известные педагоги и психологи, когда ребенок не слушается. Как поддерживать дисциплину у ребенка?

Антон Семенович Макаренко о дисциплине

Всемирно известный советский педагог уделял вопросу дисциплины ребенка огромное значение. Он считал, что «дисциплина создается не отдельными какими-нибудь «дисциплинарными» мерами, а всей системой воспитания, всей обстановкой жизни, всеми влияниями, которым подвергаются дети. В таком понимании дисциплина есть не причина, не метод, не способ правильного воспитания, а результат его».

Таким образом, к этому вопросу нужно подходить комплексно. Если ребенок не слушается, значит нужно обратить внимание на обстановку в семье, возлагаемыми на него обязанностями, так называемым трудовым воспитанием, влиянием его друзей, уважением к старшим. Только разобравшись с этим комплексом полностью, можно понять причины такого поведения у ребенка и начать работу по восстановлению дисциплины.

А. С. Макаренко неоднократно писал, что легче сразу воспитывать правильно, чем потом работать над ошибками.

Юлия Борисовна Гиппенрейтер: 4 цветовых зоны

Ю. Б. Гиппенрейтер пишет о том, что сначала необходимо установить добрые дружественные отношения с ребенком, а затем на их основе укреплять дисциплину.

«Без умения учитывать эмоции и переживания, интересы и потребности ребенка, да и свои собственные, родители не могут наладить дисциплину», - пишет она.

Каждому ребенку необходим режим дня, порядок и правила поведения. Таким образом, дети становятся более спокойными, их жизнь становится более понятной и размеренной, так они чувствуют себя в безопасности. Когда ребенок не слушается, он восстает «не против самих правил, а против способов их «внедрения». Если изменить подход к установке «жизненных правил», то дети охотно принимают их.

И наоборот, дети, которым позволяется делать все, что им придет в голову, чувствуют себя дискомфортно. Ю. Б. Гиппенрейтер приводит в пример такой случай: «Один подросток с горечью признался, что родители его совсем не любят, так как позволяют ему слишком многое, включая и то, что запрещается другим ребятам. «Им, по-моему, просто нет до меня дела», - печально заключил мальчик».

Юлия Борисовна в книге «Общаться с ребенком. Как?» приводит образ четырех цветовых зон.

  • 1 зона действий ребенка, где ему разрешается поступать по собственному желанию.
  • 2 зона - ребенку предоставляется относительная свобода.
  • 3 зона действий ребенка, которые не приветствуются, но позволяются при особых обстоятельствах
  • 4 зона - категорически запрещенные действия.
Таким образом, родители не нарушают стремления ребенка к самостоятельности, могут быть твердыми и непреклонными, и понимающими одновременно. Ребенок чувствует, что данные требования родителей соответствуют ситуации, а не настроению или сиюминутному желанию взрослых. Такие правила понятны ему.

Не стоит забывать, что дети часто проверяют на прочность эти правила поведения. Если родители одно и то же действие то запрещают, то позволяют, ребенок не будет следовать запретам. Он просто поймет, что эти правила «не прочные». Родители сами должны придерживаться своих рекомендаций, чтобы сохранить дисциплину.

Мария Монтессори о свободе и дисциплине

«Дисциплина в свободе - вот великий принцип,
который нелегко понять стороннику
традиционных школьных методов»


Детям, занимающимся по методике Марии Монтессори, дается достаточно большая свобода передвижения и свобода выбора собственных занятий. Взрослые выступают лишь как наблюдатели и помощники, отдавая инициативу ребенку, при необходимости направляя его действия или «помогая сделать это самому».

«Раз дисциплина основана на свободе, то и самая дисциплина должна быть деятельной, активной. Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик. Но это - личность уничтоженная, а не дисциплинированная» - пишет в своей книге Мария Монтессори.

Для установки настоящей дисциплины, ребенок должен четко разделять понятия «добро и зло». То, что делать категорически нельзя - необходимо запрещать с безусловной строгостью. При этом необходимо, чтобы ребенок «не смешивал добро с неподвижностью и зло с активностью. Потому что наша цель - дисциплинировать для деятельности, для труда, для добра, а не для неподвижности, для пассивности, для послушания».

М. Монтессори считает высоко дисциплинированным классом комнату, где дети движутся целесообразно, осмысленно и добровольно , не совершая грубых и резких актов.

Она пишет о бессмысленности попыток изолировать ребенка от возможных «нарушений дисциплины». Например, дети, привыкшие сидеть за привинченными к полу партами, попадая в иную обстановку, начинают ронять стулья, переворачивать столы. А дети, занимающиеся в более «лояльных классах» привыкают аккуратно обращаться с мебелью.

В одной из школ М. Монтессори сделали довольно узкую полку для различных геометрических фигурок. Полка была слишком узка, и дети, выбирая фигурку, часто роняли что-нибудь на пол. Директор школы собралась переделать неудачную полку, но к тому времени, когда пришел столяр, дети научились осторожно обращаться с полкой и перестали ронять предметы. «Простота или несовершенство предметов способствует развитию у ребенка активности и ловкости».

Делаем выводы

Если ребенок не слушается, для начала необходимо разобраться с причиной его действий, с обстановкой, повлиявшей на подобные действия ребенка. Эту обстановку необходимо изменить.

Важно учитывать интересы и чувства ребенка, чтобы «методы воздействия» не вызвали у него бурного сопротивления и отказа от дисциплины.

Ребенок должен четко понимать «что такое хорошо и что такое плохо». Тем не менее, обязательно должна присутствовать свобода и самостоятельность в поведении ребенка. Деспотично ограничивая ребенка, мы убиваем его личность, способности и инициативность, ведь каждый родитель хочет видеть своего ребенка спокойным, уравновешенным, уверенным в себе, хочет гордиться приличным поведением с окружающими и его многочисленными достижениями.

Пусть ваши дети будут свободными и дисциплинированными!

Добрый день, дорогие взрослые!

Сегодня хотела бы поговорить о том, как тяжела родительская ноша. Приходится познавать все тонкости воспитания детей и пытаться применить их на собственном малыше.

Как часто мы наблюдаем капризы крохи и порой не знаем, что делать, когда ребенок не слушается. Сначала нужно разобраться в причинах истерики, и тогда ваши дальнейшие действия, милые родители, будут вполне определенными.

Непослушный ребенок – это не трагедия семьи, а симптом некоторого недопонимания или невнимания друг к другу. Дело не в характере малыша, а в том, как он себя ощущает, и сколько внимания способны уделять ему родители.

Задайте себе вопрос: сколько времени в день малыш проводит с вами? Как вы реагируете на его поведение? Как часто кричите на него? Уверена, что семейная статистика будет не блестящей. И это главная причина того, что кроха капризничает. А теперь подробнее.

  • Малыша что-то беспокоит. Это может быть скрытое заболевание, о котором вы не подозреваете. Проследите за поведением крохи. Возможно, он часто прикасается к той части тела, в которой ощущается боль. Кроха не может понять, что с ним происходит, и поэтому выражает свое недовольство единственно возможным способом.
  • Метод привлечения внимания. Капризы – средство обратить на себя внимание родителей. Так ведут себя дети в семьях, где мама и папа много работают и мало проводят с ними времени. Окрики, призванные успокоить, не помогают, а купленные дорогие игрушки уже через день лежат без дела. Если эта ситуация о вас, то вашему крохе явно не хватает тепла. Речь идет именно о недостатке общения, а не о совместных походах по магазинам.
  • Шантаж. Как бы страшно это ни звучало, но капризами дети часто пытаются заставить родителей купить им понравившуюся игрушку. Удивительно, но этот факт имеет место отнюдь не в бедных семьях. Дети из обеспеченных семей привыкли, что им ни в чем не отказывают, и при малейшем сопротивлении родителей они реагируют истерикой.
  • Результат чрезмерной опеки. Если родители постоянно одергивают малыша, запрещают, совсем не дают проявлять самостоятельность, он начинает бороться за собственное проявление личности. Может получиться так, что воспитатель в детсаду будет отзываться о ребенке как о милом и спокойном, а дома этот кроха сводит с ума родителей. Дело в том, что дошкольные учреждения требуют от детей определенной доли самостоятельности. Если малышу это нравится, не стоит лишать его такой возможности и дома.
  • Возрастные кризисы детей. В это период дети испытывают внутренний конфликт с собой. Ученые называют это время первым периодом упрямства, когда маленькие члены семьи действует всему наперекор. Дети в этот период могут скрывать или .


Многие родители, прочитав статью, кивнут головой: конечно, причины – это хорошо, но как нужно вести себя, чтобы успокоить карапуза? Рассмотрим, как реагировать грамотно на ситуацию.

Выходим из положения достойно

Первое, о чем следует помнить родителям, что они мудрее и имеют определенный жизненный опыт. В этом их преимущество.

  • Если ребенок заболел, внимательно осмотрите тело, прислушайтесь к дыханию, измерьте температуру. Расспросите малыша, болит ли у него что-нибудь. Даже если симптомы отсутствуют, но у вас по каким-то причинам есть подозрения на болезнь, не поленитесь сходить к педиатру и сдать нужные анализы.
  • Уделяйте ребенку больше времени. В условиях современного темпа жизни это очень сложно, но вдвойне необходимо. Количество проведенного вместе времени можно заменить качеством. Это не означает сюсюкаться и потакать капризам. Почитайте вместе с малышом книжку, сходите на прогулку, посетите представление в цирке. О периоде, проведенном с вами, у крохи должны остаться яркие впечатления. Совместное безмолвное сидение перед телевизором продуктивным не назовешь.
  • Правильно излагайте запреты. Годовалого малыша нужно уметь отвлечь от опасного предмета, а старшему ребенку уже можно объяснить, почему то или иное брать в руки нельзя.
  • Не подавляйте «я» крохи. Создайте ему ситуацию, когда малыш может быть вам полезен и сможет проявить самостоятельность. Пусть помогает вам в делах по дому, несет небольшую сумку из магазина и т.д.


  • Не показывайте, что чадо находится в центре внимания семьи. Для этого не нужно акцентировать его внимание на каждой новой покупке или его преимуществе перед другими детьми. В период капризов не потакайте, а попытайтесь успокоить без криков. Будьте тверды в своих решениях. Малыш должен знать: если нет, значит, нет.

Стройте фундамент доверительных отношений с детьми , общайтесь, будьте друзьями, советуйтесь со своим ребенком и тогда все капризы и непослушания уйдут на второй план, а на первом плане будут ваши любовь и дружба.

Для подростков очень большое значение имеет родительский авторитет, если его нет, то они ищут себе другого человека для подражания и не факт, что это будет положительный герой. Поэтому делайте все сейчас и сразу.


Более подробно разобраться в тонкостях детской психологии вам поможет видео курс «Мой не капризный ребенок» . На этом тренинге – семинаре вы сможете поиграть в различные ситуации с вашими детьми и найти из них выход. Ведь практика это самое главное в таких вопросах.

А как вообще у вас дела...?

Дорогой читатель, а что у тебя в жизни происходит? Пиши, рассказывай, не стесняйся. Вот у нас, например, сегодня сломалась газовая колонка. И мы всю ночь спали без отопления. Утром муж позвонил в сервисный центр и ему сказали, что нужно заказывать новую деталь, а ждать ее две недели.

Вы себе представляете, две недели без отопления!!! Но у моего мужа руки золотые и он все сам раскрутил, пошаманил, прикрутил и вуаля, все работает.

Вот так и живем, наслаждаемся каждым днем. На этом сегодня все.

Если статья была вам интересна, напишите о ней в соц.сетях или порекомендуйте знакомым. До свидания! Жду на следующих обсуждениях!

🤔Многие родители сталкиваются с такой проблемой, когда ребенок не хочет, сопротивляется, на отрез отказывается и не любит читать!

Были проведены очень интересные исследования:

📌Родители, которые никогда не принуждали ребёнка к чтению, в 100% случаев стали счастливыми обладателями ребёнка-книголюба.

И пока ребенок мал, сейчас самое время научить ребенка читать и прививать ему любовь к чтению.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ЧИТАТЬ?

РОДИТЕЛИ, НАЧИНАЕМ С СЕБЯ
Первый шаг, который необходимо сделать, это любить книгу самому и показывать свою любовь к чтению детям. Есть, конечно, случаи, когда дети сами по себе книголюбы и просто влюблены в чтение, но это большая редкость. В основном же любовь к чтению нужно прививать.

ЧИТАЙТЕ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ
Читая книги вместе с ребенком, Вы тем самым отрабатываете хорошую привычку, интерес и любовь к чтению. Читайте ежедневно. Читайте книги на ночь. Исследования показали, что хорошо читающим детям родители читали примерно час в неделю, то есть по 10 минут в день.

НЕ ПРИНУЖДАЙТЕ!
«Если не заставлять, то мой ребёнок вообще ничего делать не будет. Его интересует только: поиграть, погулять, поесть и поспать» — скажете Вы. Если Ваш ребёнок не читает и не учится без принуждения, значит, Вы уже успели “постараться”. Поэтому не давите и не принуждайте, не заставляйте ребенка читать.

👉👉👉Совет родителям: если хотите вызвать у ребёнка стойкую ненависть к определённым действиям – заставляйте его! Принуждайте его делать что-то, когда он меньше всего этого хочет и когда занят другим интересным делом.

ПРЕДОСТАВЬТЕ РЕБЕНКУ ВЫБОР
Дайте ребенку время и возможность выбрать СВОЮ книгу. Возможно его не интересуют те книги, которые лежат у Вас на полке. Сходите в магазин, пусть он САМ выберет ту книгу, которая ему будет по нраву.

ВЫЗЫВАЕМ ИНТЕРЕС
Выберите текст с интересным, ярким сюжетом, начните читать и вдруг остановитесь на самом интересном месте, а потом сообщите, что у Вас катастрофически нет времени. Оставьте ребенка наедине с книгой… А через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!

ПЕРЕСКАЗЫВАЙТЕ
Если Вы сами любите читать, делитесь с ребенком впечатлениями от прочитанной книги. Стимулируйте желание ребенка самому делиться о прочитанном, обсуждайте героев сказки или рассказа.

❗❗❗ Хотите еще проверенные и действующие методы, которые вызовут большой интерес и любопытство у Вашего ребенка при чтении книги, пиши в комментариях💬👇 и жди выход нового поста!!!

Еще недавно ваш ребенок был крохотным. В заботу о нем входило: вовремя накормить, погулять на свежем воздухе, сменить подгузник, искупать, уложить спать. И вот ему 1,5-2 годика. Вы замечаете, что поведение ребенка изменилось, он превратился из послушного малыша в маленького монстра, ребенок не слушает и капризничает (причем без всякого повода), с ним трудно договориться, он всегда что-то требует в истеричной форме. Вы чувствуете свою беспомощность, нервничаете. Многие называют эту проблему кризисом переходного возраста. Так ли это? Что делать, когда ребенок не слушается и капризничает, узнаем из этой публикации.

17 835689

Фотогалерея: Что делать, когда ребенок не слушается и капризничает?

В возрасте ребенка до 3 лет о кризисе говорить рановато. Здесь нужно задуматься о методах воспитания. Новорожденный ребенок нуждается в удовлетворении потребностей, со временем у него возникает потребность в удовлетворении желаний. И тогда начинаются все сложности. Родителям важно не пропустить того момента, когда у малыша появляются не только нужды, но и хотения.

Не вызывает трудностей удовлетворить потребности ребенка, но желания не всегда можно реализовать. Ребенок капризничает, у него начинаются истерики, которые проявляются по-разному - набрасывается на вас с кулаками, демонстративно лежит на полу, ломает и швыряет игрушки, топает ногами, истошно кричит и так далее. И перед родителями возникает извечный вопрос «Что делать?», тогда они встают на путь выбора - потакать или нет капризам ребенка. Многие родители для того, чтобы ребенок успокоился, выбирают путь уступок, и тем самым выбирают очень опасный путь. У ребенка вырабатывается привычка - любыми способами добиваться исполнения своих желаний. Родителям следует для себя уяснить, что нужно перестать быть «добрыми», и пора не только потакать, но и запрещать.

Нужно придерживаться определенных принципов:
1. Постарайтесь быть верными своему слову. Если вы сказали ребенку, что не выполните его желание, то нужно и стоять на своем. А вот если что-то пообещали, то, как бы ни было трудно, обещание нужно выполнить;

2. Держите себя в руках;

3. Не переходите на повышенные интонации, даже если вас раздражают капризы ребенка. Как бы вас не раздражало капризное поведение ребенка, реагируйте на это спокойно, дайте ему понять, что криком он ничего не добьется. Если истерика усиливается, попробуйте обнять ребенка, дайте ему почувствовать вашу любовь. В диалоге с ребенком проявите чувство сопереживания: «Да, я понимаю, и мне тоже очень грустно…»;

4. Не превращайтесь в наседку
Поощряйте и приветствуйте самостоятельность ребенка. Начните с ним совместную игру, которая до этого не вызывала у него интереса, а когда ребенок увлечется игрой, оставьте его на некоторое время играть самостоятельно.

Что делать, если ребенок не слушается?
Невозможно избежать протеста, можно научиться уменьшить число конфликтов. Ведь такое непослушание рассчитано на внешний эффект, и если на это родители будут реагировать правильно, эти протесты можно уменьшить. Ведь ребенок не слушается: когда его принуждают сделать то, чего он не хочет делать, или ему запрещают делать то, что хочется.

Малышу велят идти домой с прогулки, а он ногами и руками цепляется за все, чтобы только остаться погулять; ему велели кушать, а он отворачивает голову и с силой сжимает зубы. Таким образом, он выражает протест против приказа, который нарушает желания малыша.

Взрослым нужно научиться вовремя предотвращать приступы упрямства и протеста у ребенка. Все усилия родителей должны быть направлены на то, чтобы снять напряжение. Четко соблюдаемый режим дня, благожелательная обстановка дома, авторитет родителей помогут справиться с приступами протеста. Малышу следует говорить, что он нужен, что его любят и одновременно предоставлять малышу достаточную самостоятельность.

От родителей требуются обязательно умеренная требовательность к поведению, к поступкам и терпение. Ребенка не следует заключать в слишком строгие рамки или все время уступать ему. И то и другое приведет к большему непослушанию ребенка.

Иногда дети не слушаются потому, что избалованы. Так происходит, когда родители многое запрещают, а, к примеру, бабушка разрешает абсолютно все. Такого допускать нельзя - вырастет не приспособленный к жизни эгоист. Не слушаться и капризничать может и малыш, который начал заболевать, поэтому родителям следует внимательно относиться к поведению ребенка.

Дети раннего возраста в силу особенностей нервной системы не могут постоянно сидеть спокойно, как этого от них требуют взрослые. Такие требования вызывают перенапряжение процесса торможения и ведут к различным серьезным нарушениям поведения. При такой системе воспитания дети становятся раздражительными.

Часто в ответ на непосильные для них требования затормозить свои действия дети отвечают бурной вспышкой своего возбуждения, упрямо с криком требуют желаемого, бросаются на пол, бьют ногами. Часто такие дети добиваются своего - не каждая бабушка, мама, способны выдержать такой натиск. И эта уступчивость вам дорого обойдется: ребенок поймет, что он способен достигнуть всего при известной доле настойчивости.

Выход в том, что для ребенка нужно создавать безопасные условия для деятельности, ведь движение - это его физиологическая потребность. И от родителей требуется немало изобретательности. Занимайтесь с ребенком, играйте с ним, уделяйте ему достаточно времени и необходимое внимание, и таким образом можно достичь большего, чем если вы будете постоянно сдерживать и ограничивать проявление активности у ребенка.

Детские капризы - это такое поведение ребенка, которое не выходит за рамки нормального, но доставляет взрослым немало проблем. У каждого малыша своя индивидуальность, свой характер, их он выражает в таком своем неадекватном поведении.

Капризов малыша можно избежать, если устранить источник нежелательного поведения. К примеру, при укладывании спать малыш начинает стучать своей кроваткой, раскачивая ее. Кровать нужно поставить таким образом, чтобы она не гремела.

Даже самому непослушному малышу в раннем возрасте требуется понимание со стороны своих близких. Лучше попросить ребенка рассказать вам, почему он так поступил. Этот способ общения (а не наказания!) поможет ребенку понять, что он был неправ.

Если малыш после игры не убирает за собой игрушки, нужно сложить их в ящик и спрятать. Рано или поздно ребенок поймет, что, если он будет разбрасывать игрушки, он может остаться без любимых игр. Если ребенок собирается вытащить из шкафа стеклянные предметы, нужно переложить предметы так, чтобы они были недоступны для ребенка или запереть шкаф. А можно в ответ на капризы уйти в другую комнату и не обращать внимания на капризного ребенка, но на это потребуется большая выдержка. Ребенок в возрасте 2-3 лет не может объяснить свои поступки, а взрослые воспринимают его поведение как непослушание.

Существует 3 основные последовательные ступени в поведении родителей ребенка, который не слушается:
1. При непослушании ребенка нужно дать ему возможность самому прекратить свои действия;

2. Если ребенок продолжает безобразничать и не успокаивается, родителям нужно применить к нему такое наказание, которое обещали ему в этом случае;

3. После наказания ребенку нужно обязательно объяснить, почему он был наказан.

Эти ступени в итоге приведут к тому, что и самый непослушный малыш задумается, прежде чем совершит что-либо недозволенное.

Уделяйте малышу внимание, и тогда его воспитатели смогут избежать многих неприятных ситуаций и конфликтов, в которые может попасть ребенок. Ведь часто получается так, что дети совершают плохие поступки только потому, чтобы привлечь к себе внимание родителей. И по этой причине ребенка нужно хвалить даже за самый малозначительный поступок. После этого ему захочется сделать больше хорошего, а не совершить плохой поступок, который он делает наперекор родителям.

Теперь мы знаем, что нужно делать, если ребенок капризничает, не слушается. Уясните для себя, что ваш ребенок является суверенной личностью, у него, как и у вас, есть свои права, обязанности, но не большие.

Поделиться: