Аппликация с детьми. Интересные идеи аппликаций

Занятие аппликацией с детьми - это не только интересное, но и полезное времяпровождение. Аппликация развивает и воспитывает у ребёнка чувство вкуса, аккуратность, усидчивость, трудолюбие, но также способствует развитию моторики рук, которая так необходима ребёнку дошкольного возраста.

Аппликация из круп, семян и фигурных макаронных изделий

Цели занятий: развитие моторики у ребенка; развитие аккуратности и усидчивости.

Занятие 1. «Колобок»

Все дети хорошо знают главного героя русской народной сказки «Колобок» и то, что с ним приключилось. Попросите ребенка, пусть он сам вам ее расскажет, а вы внимательно его выслушайте. Затем предложите ему нарисовать колобка — здесь и начинается работа с аппликацией.

Вам потребуется: картон, пшено, гречка, дынные семена, клей ПВА, кисточка для клея, краски гуашь и кисточка, емкость для воды, простой карандаш.

Этапы работы:

■ На картоне нарисуйте вместе с ребенком колобка на пенечке. Рядом две елочки или просто деревца.

■ Предложите ребенку раскрасить его не красками, а крупами.

■ Пусть малыш нанесет клей на колобка и густо посыплет его пшеном. Подождите немного, чтобы клей подсох.

■ Аккуратно ссыпьте с листа остатки пшена.

■ Потом приступайте к пеньку, на этот раз возьмите гречку.

■ Деревьям подойдут семена дыни. Так как семена белые, их нужно будет раскрасить красками.

■ Раскрасьте семена на деревьях, нарисуйте колобку глазки и ротик.

Работа закончена!

Занятие 2. «Солнышко»

Вам потребуется: картон голубого цвета, пшено, лапша, клей ПВА, кисточка для клея, гуашь, простой карандаш.

Этапы работы:

■ Ребенок рисует большой круг по центру картона. Проследите, чтобы круг не был слишком большим, ведь должно остаться место для солнечных лучей.

■ Нанесите клей внутри круга и засыпьте пшеном.

■ Когда клей подсохнет, аккуратно ссыпьте остатки пшена.

■ Приклейте лучики из лапши.

■ Раскрасьте солнышко.

Придумывайте любые композиции, используйте любые крупы, семена и фигурные макаронные изделия. Можно сделать машинку на колесиках из макарон, цветочную вазу из крупы с цветами из макарон «ракушки» и т. д.

Занятие 3. «Ангел»

Вам потребуется: клей ПВА, цветной картон, крупа манная.

Этапы, работы:

■ Ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку или без него. Клей нужно наносить толстым слоем, чтобы манка хорошо прилипала.

■ Не давая клею засохнуть, насыпайте на него манку (по рисунку) один или несколько раз и дайте клею высохнуть.

■ Аккуратно стряхните остатки манной крупы. Аппликация готова.

А можно сделать из крупы вот такую симпотичную черепашку.

Аппликация с помощью наклеек

Цель занятия: развитие мелкой моторики; развитие творческих способностей.

Маленьким детям очень нравятся наклейки. Они любят отрывать их и приклеивать куда-нибудь. Их можно встретить и на стене, и на холодильнике, и на стуле — везде, куда могут дотянуться маленькие ручки.

«Закладка для книги»

Цель занятия: научить ребенка самостоятельно принимать решения; развивать мелкую моторику.

Вам потребуется: нитки разных цветов, наклейки детские и яркие, наклейки для ценников (ярких цветов), альбомный лист, клей ПВА, кисточка для клея, ножницы. Этапы работы:

■ Разрежьте лист поперек шириной 10 см.

■ Сложите лист вдоль пополам.

■ Сложите нитки в несколько раз длиной 30 см.

■ Помогите ребенку уложить нитки в середину будущей закладки так, чтобы с обеих сторон нитки свисали одинаково.

■ Смажьте нитки и внутреннюю сторону закладки клеем, склейте две половинки альбома вместе с нитками внутри.

■ Завяжите узелки с обеих сторон закладки и ровно подрежьте получившиеся кисточки.

■ Дальше начинается самая веселая работа, и она, конечно, полностью достанется ребенку. Сначала обклейте закладку наклейками для ценников, потом дополните красочными наклейками с разными изображениями. Ура! Закладка готова!

Таким образом можно оформлять открытки, подарочные сумочки и коробочки для хранения игрушек или шкатулки для всяких мелочей.

Аппликация «Мозаика из кусочков бумаги»

Цель занятий: развитие мелкой моторики; привитие ребенку трудолюбия, усидчивости, аккуратности; развитие творческих способностей.

Занятие 1. «Дружок»

Вам потребуется: цветной картон, изображение собаки (можно взять его из раскраски для самых маленьких), клей-карандаш, цветная бумага.

Этапы работы:

■ Приклейте изображение собаки на картон.

■ Ребенок смазывает фрагмент собаки клеем и отрывает от цветной бумаги нужного цвета маленькие кусочки, закладывает фрагмент. Кусочки должны соприкасаться между собой.

■ Таким образом закрашивается вся собака.

Занятие 2. «Груша»

Вам потребуется: картон, клей-карандаш, цветная бумага, фломастеры. Этапы работы:

■ Помогите нарисовать ребенку грушу на картоне.

■ Ребенок отрывает маленькие кусочки от цветной бумаги и приклеивает их, смазывая клеем. Так он покрывает всю грушу.

■ Дорисуйте палочку с помощью фломастера.

Так же можно обклеивать любые формы и рисунки: овощи, фрукты, геометрические фигуры. Старшие дети могут создавать картины, обклеивая кусочками разноцветной бумаги весь лист целиком.

Объемная аппликация

Аппликации могут быть не только плоскими, но и объемными. Такие аппликации кажутся детям более красивыми и сложными. Хотя на самом деле особенной сложности в ней нет. Детали, как правило, не доклеиваются до конца и отходят от основы, на которую крепятся, придавая ей более реальный вид.

«Тюльпаны для мамы»

Вам потребуется: цветной картон, двухсторонняя цветная бумага, клей — карандаш ножницы.

Этапы, работы:

■ Нарисуйте на бумаге желтого цвета бутоны — для каждого цветка по два. На зеленой бумаге — три стебля и три длинных листочка.

■ Помогите ребенку вырезать детали.

■ Наклеивайте сначала стебли, потом бутоны. Первая часть бутона приклеивается полностью, вторая — только посередине. Боковые края бутона загибаются вверх, как крылья бабочки.

■ Листочки завершают композицию. Приклеивать их надо до середины, нижнюю часть. Сверху листочки можно загнуть или подкрутить карандашом. Таким же способом можно сделать ромашку, мимозу, стрекозу, бабочку, мышат с хвостиками и много-много других поделок.

Аппликация из гофрированной бумаги

«Гвоздика»

Цель занятия: знакомство с названием цветов; отрабатывается техника работы с ножницами.

Вам потребуется: гофрированная бумага красного Цвета, зеленая бумага, картон, клей ПВА, кисточка и салфетка.

Этапы работы:

■ Покажите ребенку карточки с цветами, обратите его внимание на гвоздику.

■ Помогите ребенку вырезать из красной гофрированной бумаги кружочки, от количества кружочков зависит пышность вашей гвоздики.

■ Надрежьте кружочки по кругу — это лепестки.

■ Стебли с листьями нужно вырезать из зеленой бумаги.

■ Разложите композицию, так чтобы все хорошо разместилось на картоне.

■ Начинать приклеивать нужно со стебля и листиков.

■ Кружочки из гофрированной бумаги сложите пополам.

■ Приклеивайте к картону первый кружок, смазав только одну его половину. Вторая его половина остается не приклеенной и открывается как книжка.

■ Затем внутрь первого кружочка вложите еще один круг и аналогично приклейте к первому.

Аналогично можно сделать и другие цветы. Например, пионы, только приклеивать их нужно, не сгибая их пополам, а в открытом виде. Кончики лепестков нужно слегка скрутить в жгутики.

Аппликация тканевая

Детям нравится заниматься аппликацией из ткани. Расскажу о ней на примере нашей любимой гусенички.

Вам потребуется: лоскутки ткани, клей ПВА, клей «Момент», кисточка для клея, ножницы, картон, шесть маленьких пуговок и одна бусинка.

Этапы работы:

■ Вырежьте заранее из разных лоскутков семь кружочков.

■ На картон с помощью клея ПВА приклеиваются кружочки в форме ползущей гусенички — кружочки должны располагаться то ниже, то выше.

■ На первый кружочек при помощи клея «Момент» приклеивается бусина — это глаз. На шесть оставшихся кружочков — по красивой пуговке.

Ткань — прекрасный материал для аппликации, из которой можно сделать много красивых вещей. Например, бабочку, цветочек, домик, птицу. Использовать можно всевозможные украшения: нитки мулине, бусы, пает- ки, пуговицы, резинки. Приклеивать ткань можно с помощью клейстера.

Разрезать ткань намного труднее, чем бумагу, поэтому ваша помощь ребенку будет обязательно нужна.

Можно делать смешанные аппликации. Например, цветок в вазе, где ваза сделана из ткани, цветок из бумаги, а стол, на котором стоит ваза, дорисован фломастером.

Ажурная стружка «Девочка»

Вам потребуется: цветные карандаши, точилка для карандашей (которая делает ровную стружку), клей ПВА, кисточка для клея, картон.

Этапы работы:

■ Аккуратно наточите карандаши. Сейчас цель не острый карандаш, а длинная стружка от него.

■ На картоне нарисуйте девочку.

■ Смажьте рисунок клеем и уложите стружку.

Стружкой можно выложить цветы, хвост павлина или жар-птицы, черепицу крыши дома и т. д.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность . Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Она важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, и, в частности, аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника.

  • Умственное воспитание . Постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
  • Сенсорное воспитание. Непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
  • Нравственное воспитание . Изобразительная деятельность () должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
  • Трудовое воспитание . Здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
  • Эстетическое воспитание. Чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности - вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

История аппликации

Аппликация как одна из изобразительных техник зародилась довольно давно. Ее с незапамятных времен использовали для украшения одежды, обуви, орудий труда, домашней утвари. Скорее всего, именно необходимость сшивать шкуры положила начало украшению одежды, а не только соединению ее деталей. Намного позже начали прикреплять к одежде кусочки войлока, меха, кожи различных цветов и оттенков. Так и появилась аппликация. Сюжетами для нее были птицы, животные, люди, красивые растения и цветы. Позднее стали применять и нити, металлические и чеканные пластины, бисер, бусины. После того как была изобретена бумага, люди стали выполнять бумажные аппликации. Из темной бумаги вырезали плоские силуэты, книжные иллюстрации, бытовые и батальные сцены. Этим увлекались как знатные, так и бедные люди. В настоящее время аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Ею занимаются люди разных возрастов.

Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.

Виды аппликации

  • предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
  • сюжетная, отображающая те или иные события;
  • декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

  1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
  2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
  3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
  4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Нетрадиционные техники аппликации

  • Обрывная аппликация

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

  • Накладная аппликация

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

  • Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

  • Симметричная аппликация

Для симметричных изображений заготовку - квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

  • Ленточная аппликация
  • Силуэтная аппликация

Квилинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо), также бумагокручение, - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

  • Коллаж

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

  • Оригами

Орига?ми (от яп. сложенная бумага) - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

  • Аппликация

Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

  • возможность создавать шедевры без ножниц;
  • развитие мелкой моторики маленьких ручек;
  • развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
  • широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

  • Аппликация

Разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

  • Аппликация из крупы

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8» Энгельсского муниципального района

Саратовской области.

Консультация

для воспитателей.

Тема:

«Аппликация как вид художественного творчества детей в ДОУ».

Разработала:

Иманалиева А.С.

г.Энгельс

2015г.

Цель консультации - актуализация и обобщение знаний педагогов по методике проведения занятий по художественному творчеству – аппликации.

План консультации:

5. Особенности методов и приемов обучения детей аппликации в разных возрастных группах.

6.Значение аппликации

1. Сущность и значение аппликации для ребенка – дошкольника. Виды аппликации.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения.

Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с, но и в создании картин, орнаментов и т. д.

Аппликация - может быть предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т. д.) ; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т. д.) ; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Виды аппликации:

В предметной аппликации

дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают предмет из заготовленных воспитателем частей: мяч - две половинки разного цветам грибок - шляпка и ножка; тележка - прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда - флажки прямоугольной формы и т. д.

Сюжетно - тематическая аппликация

предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»).

При этом перед ребёнком ставятся следующие задачи:

Вырезать предметы, показать их различия по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие) ;

Выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;

Передать характерные особенности персонажей и их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем - фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу) ;

Расположить предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод) ;

Создать двухплановые композиции - ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса в дали) ;

подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая) .

Декоративная аппликация -

вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится стилизовать декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

2. Своеобразие аппликации в дошкольном возрасте.

Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.

На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения.

Обследовани е – это организованный педагогом процесс восприятия предмета, который, заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются.

3. Особенности аппликационных материалов и техника работы с ними.

Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок.

Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб - на фоне синей глубины реки или моря.

Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо обработанной поверхностью.

Для работы ребенку дают ножниц ы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. Кисти для намазывания фигур, вырезанных из бумаги, берут в зависимости от размера заготовок. Так, для коллективной аппликации надо иметь кисти двух размеров. Для проклейки больших поверхностей используют широкие плоские кисти - флейцы.

Фигуры намазывают клеем на чистой подстилке. Это может быть лист белой бумаги небольшого формата. В процессе занятия его надо несколько раз менять, чтобы клейстер не пачкал цветную сторону аппликаций и не оставлял нежелательных пятен.

4. Задачи обучения и развития детей (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы).

В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:

Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.

Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.

Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивания, пришивания.

Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания.

Формировать чувство формы, пропорций, композиции.

5. Особенности методов и приемов обучения детей аппликации в разных возрастных группах

Приобщение к аппликации начинается с младшей группы . Педагог руководствуется известной особенностью детей: у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный отклик на предложение что-либо делать, в чем-то участвовать, ребенок проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого - поддержать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для развития детской активности и самостоятельности. Задачи, решаемые в этом возрасте, элементарны:

Дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.

Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.

Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их выполнять.

Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.

Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования материала и т. д. в совместной с ним деятельности.

Задачи:

1. Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.

2. Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т. п., и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т. п.) .

3.Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.

4. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.

5. Воспитывать у дошкольников художественный вкус.

В среднем дошкольном возрасте

тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого возраста для вырезывания деталей предметного содержания (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Опыт показывает, что дети, работавшие с трафаретом и вырезавшие детали по контуру, в дальнейшем легче осваивают симметричное и силуэтное вырезывание и обрывание «на глаз».

Если дети рано овладевают ножницами, то к концу среднего возраста они могут вырезать детали всеми вышеназванными способами из ткани, и в результате возможна аппликация из ткани. Для основы используется мешковина, драп, хлопчатобумажная гладкокрашеная ткань. На ней можно выполнить узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций из элементов национальных орнаментов разных народов, можно создать предметную или элементарную сюжетную аппликацию. Но в отличие от подобных бумажных изделий аппликация на ткани более долговременна и разнообразна в использовании (салфетка, полотенце, ковер, скатерть) .

Детей четырех-пяти лет можно учить аппликации из сухих листьев растений: составлять узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических форм: полосе, квадрате и т. д.

Нельзя намазывать лист клеем, как деталь из бумаги или ткани, движением кисточки по контуру - листок начнет крошиться. Его намазывают движением кисточки от указательного пальца левой руки к краям листа.

Для передачи образа детям предоставляются другие материалы: карандаши, тонкие веточки, семена. Например, изготовляя аппликацию бабочки, брюшко можно сделать не только из листочка, но и нарисовать, приклеить тонкую веточку; для глаз использовать мелкие семена или тоже нарисовать.

В старшем дошкольном возрасте

дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать технику.

Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается и при частичном наклеивании деталей, например только середины снежинки, цветка, бабочки и т. п.

Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет, материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.

6.Значение аппликации для всестороннего развития и воспитания дошкольника.

Изобразительная деятельность, а в частности аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника.

а) Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.

б) Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.

в) Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно- волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

г) Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.

д) Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Младший дошкольный возра ст – период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.

Специфика аппликации дает детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую.

Игры-занятия проводятся с подгруппой из пяти – шести детей. Под руководством педагога дети учатся раскладывать фигуры в определенном порядке, составлять изображение предмета из двух-трех частей, соотносить их по форме, окраске, величине, пространственному расположению.

Основная цель этих упражнений: воспитать у детей интерес к действиям с вырезанными фигурами, вызвать желание самостоятельно сделать из них какие-то предметы, составить простейшие комбинации, формируется сенсорный опыт, обогащается знания об окружающих предметах и средствах их образной передачи.

Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

На занятиях аппликацией особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения. Обследование – это организованный педагогом процесс восприятия предмета, который, заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет стороны и свойства предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах

и качествах предметов, которые важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, цвет, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предметов, как объемная форма, величина, качество поверхности материала (шероховатость, гладкость, требуется наряду с рассматриванием и ощупывание – осязательное восприятие. Поэтому наряду с занятиями по аппликации, проводятся занятия по ознакомлению детей со свойствами бумаги.

Особенности развития детей данного возраста указывают на необходимость организации повторяющихся действий, упражнений в обучающем процессе. Они необходимы как для более качественного овладения детьми определёнными умениями, так и для ускорения осознанности и произвольности в деятельности. В этом плане достаточно эффективными оказались занятия с небольшой подгруппой детей, где детям вначале предлагалось действовать индивидуально, а затем эти же действия, операции выполнять всем вместе на общем листе бумаги или фланелеграфе, и наоборот.

Использование репродуктивного метода в данных случаях способствовало формированию у детей сознательных и произвольных действий, связанных с аналитическим процессом познания.

Исследовательский метод эффективен при создании образовательных ситуаций, которые побуждают детей к самостоятельной поисковой деятельности и нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок.

Использование исследовательского метода побудило детей к активным поисковым действиям. Дети самостоятельно действовали путём сравнения, сопоставления и добивались нужного результата. Исследовательский метод также применяется, когда педагог предлагает детям выполнить творческие задания или выполнить изображения по собственному замыслу.

Игровой прием является преобладающим в организации занятий по аппликации с детьми младшего дошкольного возраста. Фактически игровой характер обучения пронизывает весь учебный процесс. Детям предлагаются

путешествия по городу, в лес, на разных видах транспорта; инсценировки, прогулочные истории, во время которых они встречаются с разными представителями животного, растительного мира, игровыми персонажами и т. д.

Все используемые методы и приемы обучения аппликации на занятиях сочетаются, взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества.

Проводимые занятия, преследовали разные цели, но в каждом из них детям отводилась роль активного участника, при этом малыши были незаметно для себя вовлечены в деятельность, которая им предлагалась. Часть занятий, особенно на более поздних этапах, преследовала цель формирования простейших навыков совместной работы, накоплению опыта совместных действий, а также побуждению к активному общению с другими детьми и взрослыми.

Таким образом, опыт работы показал, что при направленном педагогическом руководстве занятия по аппликации способствуют более интенсивному развитию всех сторон личности.

Литература:

1. "Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию", под ред. Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой; М., 1979 г.

3. Пантелеева Л. В. и др. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ: Книга для воспитателя детского сада (Л. В. Пантелеева, Е. Каменов, М. Станоевич. - М. : Просвещение, 1987.


Влияние изобразительной деятельности на развитие ребенка не ограничивается эстетической стороной. Изобразительная деятельность, как известно, многогранна, и каждый ее вид способен оказывать определенное воздействие. В данной статье мы рассмотрим аппликацию, которая также играет весомую роль в процессе воспитания и обучения дошкольников, способствуя формированию многих личностных качеств, эстетических и психических возможностей детей.

Роль аппликации в образовании дошкольников

Значимость занятий аппликацией для гармоничного и всестороннего развития детей доказана как научно, так и исторически. Обобщая многолетний педагогический опыт, можно выявить следующие параметры, на которые аппликация оказывает положительное влияние:

  • развитие художественного вкуса
  • формирование художественных и графических навыков
  • становление эстетического восприятия окружающего мира
  • развитие воображения, творческих способностей, пространственного восприятия и фантазии
  • воспитание культуры зрителя
  • формирование знаний о мировой художественной культуре
  • развитие мелкой моторики

Младший дошкольный возраст

Приобщать малышей к занятиям аппликацией можно, начиная с 2-3 летнего возраста . В эти годы малыши демонстрируют невероятную готовность делать все, к чему их привлекают взрослые, детям нравится принимать участие и действовать. Важно поощрять такую активность ребенка, придавая ей характер созидания. Этот период является весьма благодатным для формирования самостоятельности детей. В плане занятий аппликацией малыш 2-3 летнего возраста может следующее:

  • осознавать качества и свойства бумаги – она может быть гладкой или шершавой, плотной или мягкой, блестящей или матовой, разноцветной, ее можно разрезать или смять, скатать и порвать
  • получать первые знания о тех инструментах, которые необходимы для занятий аппликацией (ножницы, клей, кисточка и т.п.)
  • откликаться эмоционально на предложение взрослого принять участие в создании поделок
  • интересоваться элементарными действиями с бумагой
  • стремиться самостоятельно осуществлять эти действия
  • узнавать изображения, получившиеся в результате работы, радоваться вместе со взрослым

В возрасте 2-3 лет малыши могут выполнять полуобъемные и «мозаичные» предметные аппликации, изображая с их помощью самые простые явления окружающего мира. Это могут быть фрукты, овощи, веточки с ягодами или цветами. Выполненная на цветной бумаге и помещенная в рамку, такая яркая аппликация будет радовать глаз ребенка. Ее вполне можно использовать для украшения интерьера детской комнаты!

Конечно, на данном этапе развития ребенка аппликацию он выполняет при помощи взрослого, совершая лишь отдельные действия. Но это помогает ребенку получить представление о данном виде изобразительной деятельности как о способности создавать рисунок при помощи бумаги и ножниц. Только взрослый может передать малышу знания о функциях инструментов, показать, как можно использовать тот или иной материал, помочь овладеть спецификой работы с ним.

Отдельные действия ребенка включаются в полноценный процесс создания аппликации. Например, малышу можно поручить смять бумагу в комочек, скатать ее в шарик и т.п., постепенно усложняя задачу. Таким образом, ребенок готовится к более содержательному участию в процессе работы над поделкой. Поначалу малыш не воспринимает четко цвет или форму, не замысливает итоговое изображение. Но трехлетнему ребенку вполне можно поставить задачи сложнее.

  • Составить узоры на квадратной, прямоугольной или треугольной бумаге, сложив их из геометрических форм
  • Составить простые предметы из готовых форм (например, снеговика, домик или елочку)
  • Научиться пользоваться ножницами, резать бумагу по сгибу (сначала узкие, потом более широкие полоски, требующие нескольких взмахов)
  • Научиться смазывать детали бумаги клеем при помощи кисточки
  • Осознанно относиться к порядку выполнения аппликации (в первую очередь необходимо выложить узор или предмет, затем каждую деталь приклеивать последовательно)

Средний дошкольный

Ребята в возрасте 4-5 лет способны выполнять следующие действия, которым их необходимо научить:

  • Вырезать из разных материалов (бумаги или ткани) детали для аппликации, в том числе по контуру
  • Создавать аппликации с использованием сухих листьев
  • Располагать детали на круглых формах (розетка, круг или овал)

Содержание поделок обогащается, дети обширнее знакомятся с окружающим миром, природой, народным искусством, а также используемыми для аппликации деталями. Рука малыша действует более уверенно, поэтому ребенку становятся подвластны другие способы вырезания. Дошкольник может закруглить углы прямоугольника, получив круг или овал, срезать по прямой углы, получив трапецию или разрезать по диагонали квадрат, получив треугольники. Уже можно использовать готовые трафареты (в форме цветов, грибов и т.д.)

Научившийся пользоваться ножницами ребенок может вырезать детали не только из бумаги, но также из ткани (х/б, драп). Такие поделки более разнообразны в использовании. Дети 4-5 лет учатся также создавать аппликации из листьев растений, чередуя их по величине, форме, цвету, симметрично располагая на картоне той или иной геометрической формы. Следует помнить, что листок растения нельзя мазать клеем по той же схеме, что бумагу или ткань (по контуру кисточкой) – раскрошится. Кисточка здесь двигается от указательного пальца на левой руке к краям листка. В распоряжение ребенку предоставляются новые материалы – семена или веточки. Например, изображая бабочку, брюшко можно нарисовать или сделать из листочка, глазки можно нарисовать или приклеить семена.

Старший дошкольный

В этом возрасте (5-6 лет) дошкольники осваивают симметричное, многослойное и силуэтное вырезывание, а также плетение и обрывание, учатся пришивать детали ткани, создавая не только плоскостные, но и полуобъемные поделки (подкладывая вату между деталью и основой).

Содержание поделок продолжает расширяться. Создаются сложные узоры из растительных и геометрических форм, используется большее количество деталей. Выполняются сюжетные многослойные поделки из ткани, бумаги, сухих листьев (они считаются самым трудным видом аппликации). Здесь последовательность расположения форм строго определена. Сначала оформляется общий фон (море, земля, небо), затем добавляются предметы заднего плана, среднего, переднего (все последовательно). Дошкольники 5-6 лет уже могут попробовать выполнить эскиз карандашом перед тем, как начать работу непосредственно над аппликацией.

Обучая дошкольников различным методам аппликации из разнообразных материалов, вы создаете основу для творческого самовыражения ребенка. Дошкольник сам выбирает сюжет для аппликации, материал или сочетание материалов, использует ту или иную технику, которая подходит для наиболее выразительного изображения.

Материалы для аппликации

Бумага ярких расцветок – самый доступный и популярный материал для дошкольников. Для работы с ней необходимо заранее запастись специальным нехитрым оборудованием – это сама бумага для фона и элементов, кисточка, клей, ножницы, чистые салфетки. Бумага, которая будет использоваться в качестве фона, должна иметь большую плотность, а ее расцветка подбирается в зависимости от идеи будущего изображения. К примеру, если вы хотите живописать цветы, то лучше это делать на зеленой бумаге, кораблик – на синей, птиц – на голубой и т.п. Для отдельных элементов аппликации подойдет упругая, эластичная бумага сочных расцветок.

Ножницы, с которыми работает ребенок, должны иметь закругленные кончики. Хранятся ножницы в специальных подставках ручками вверх. Научите ребенка соблюдению осторожности при работе с ножницами – это не игрушка, нельзя ими размахивать, всегда необходимо аккуратно убирать их на место.

Кисточки подбираются разных размеров, поскольку элементы аппликации также бывают разными – мелкими и крупными. Если в одной поделке сочетаются крупные и мелкие детали, очевидно, что понадобится две кисти. Для больших поверхностей применяются плоские широкие кисти. Объясните ребенку и покажите ему, что после работы кисть нужно тщательно промыть в теплой воде, высушить, а затем убрать в специальную подставку, поместив кисточку ворсом вверх. В процессе работы кисть можно класть на горизонтальную поверхность.

Детали поделки можно наклеивать при помощи собственноручно изготовленного клея – мучного или картофельного. Соответственно, понадобится пшеничная или картофельная мука. Залейте ее стаканом воды и подогрейте на слабом огне, помешивая периодически, не доводя до кипения. Дождитесь густоты и прозрачности клейстера, затем снимите с огня, остудите и перелейте в керамическую или фарфоровую емкость.

Для работы также понадобится чистая подстилка, на которой ребенок будет намазывать детали клеем – это может быть просто белая бумага, которую вы будете периодически менять.

Работа над аппликациями из бумаги с использованием перечисленных инструментов помогает ребенку приобретать полезные умения и навыки, развивать ручные, инструментальные действия. Малыши учатся сгибать бумагу, складывать ее пополам, вырезать, склеивать, знакомятся с разными видами бумаги (оберточная, чертежная, рисовальная, гофрированная), ее качествами, цветом и фактурой (гладкая, матовая, плотная, тонкая, мягкая и т.п.)

Подбирая бумагу для работы, обращайте внимание на ее эластичность. Детали не должны ломаться, Трещины на сгибах значительно снизят эстетический эффект, вызовут у малыша чувство неудовлетворенности поделкой. Выбирайте бумагу упругую и гибкую, которая хорошо поддается обработке, не требует дополнительных усилий при складывании.

Тканевые аппликации

Распространенным видом декоративно-прикладного искусства является вышивка, к разновидностям которой относится, в частности, аппликация из ткани. Тканевые аппликации подразумевают укрепление на одном куске ткани элементов из другой ткани либо при помощи клея, либо путем пришивания. Такие поделки бывают сюжетными, предметными, как одноцветными, так и многоцветными. Тканевые поделки требуют определенных умений, ведь ткань резать сложнее, чем бумагу, ее края осыпаются, что затрудняет работу.

Из природного материала

Народные умельцы из Украины, Молдавии, Белоруссии издавна используют солому в качестве поделочного материала, изготовляя из нее игрушки, коврики и даже сумки, украшая ею рамки, шкатулки. Соломенные аппликации выглядят невероятно привлекательно, радуют взгляд золотистым отливом благодаря глянцевой поверхности соломы и ее продольно расположенным волокнам, способным в определенном положении отражать свет. Расположив солому под разными углами, можно добиться неповторимого золотого блеска. Поделки из соломы послужат прекрасным элементом интерьера, а сувениры из нее станут приятным подарком. Предметная аппликация из соломы вполне по силам ребятам старшего дошкольного возраста. Выбирайте прямоугольные элементы для упрощения работы – квадрат (дом), треугольник (крыша или елка, парус на лодке), половина круга (шляпка гриба) и т.д.

Дети дошкольного возраста вполне могут работать с природными материалами – это интересно, увлекательно, позволяет приобщиться к природе, развить мышление, творчество, художественный вкус, наблюдательность, фантазию. Природа – удивительный и богатейший кладезь готовых форм и красок. Работа с природным материалом воспитывает любовь и бережное отношение к окружающему миру. А поскольку материал для аппликаций и поделок собирается детьми на свежем воздухе – это еще и полезно для здоровья.

Аппликации из тополиного пуха могут выглядеть совершенно удивительно – они изящны, воздушны и нежны. Они также бывают предметными и сюжетными, как и другие виды аппликации. Следует помнить, что легче работать в данном случае с меньшим количеством деталей, размеры которых, в свою очередь, достаточно крупные. Можно изображать животных с пушистой шерстью (котята, зайчата), птенцов (утята, цыплята) или растения с соответствующей фактурой (одуванчики). Для сюжетной аппликации подойдут березовые рощи или зимние пейзажи. Оригинально и необычно смотрятся декоративные аппликации из тополиного пуха – узоры и орнаменты.

Поделиться: