Семейные ценности нетрадиционных семей.

ссмотрим эти альтернативные формы подробнее, но не в плане их пропаганды, т.к. наша задача понять эти точки зрения в полном объеме, ведь они уже существуют (нравится нам это или нет).
1.1. Одиночество . Эту категорию составляют люди, которые никогда не состояли в браке, т.е. существующие в моноварианте.
В настоящее время у молодых людей в целом установка на брак сохраняется, но число людей, думающих иначе, растет. По данным Р. Зидера, проведенный в 1978 г. в ФРГ опрос показал, что примерно восемнадцати процентам всех неженатых лиц кажется привлекательным остаться "в принципе самостоятельными и независимыми". 57% российских девушек и лишь 5% шведских считают, что замужество необходимо для женщины. Предположительно, главным образом скепсис порожден опытом молодых, вынесенным из родных семей, отношений к ним родителей и наблюдений за супружескими проблемами и конфликтами на протяжении всего детства.
Одинокие люди приняли решение жить в моноварианте по различным причинам, среди которых выделяют:
-рост образования женщины;
-преобладающее число женщин в брачном возрасте;
-распространенная точка зрения, что легче прожить одному.
Исследователи установили, что женщины переносят одиночество значительно легче, чем мужчины: образовательный уровень, профессиональная карьера, психическое здоровье, домашний быт одиноких женщин выше (лучше), чем у одиноких мужчин. Следует добавить, что жизнь в моноварианте, установка на одиночество может быть и не пожизненной. Замечено, что у женщин она может измениться в 30-35 лет, у мужчин в 40-45 лет, когда предпринимаются лихорадочные попытки "добыть" партнера и обрести спутника/спутницу жизни.
1.2.Незарегистрированное сожительство . Эта форма неформальных брачно-семейных отношений получила распространение в России под наименованием "гражданский брак". Доводы "за", которые обычно приводят сторонники незарегистрированного сожительства:
-такая форма отношений представляет собой "тренинг" определенного типа ("пробный брак");
-в случаях незарегистрированного сожительства происходит апробация сил и совместимости;
-в таких вариантах сожительства более свободные отношения, отсутствует принуждение, исчезает "эффект собственника";
-незарегистрированное сожительство обеспечивает больше духовности и удовлетворенности в отношениях.
Исследования показывают, что такого рода опыт совместной жизни на среднестатистическом уровне влияния на успешность последующего брака не оказывает, т.е. можно и "тренироваться" и "совмещаться", но никакой гарантии на будущее нет. Если уж искать форму "тренинга" к браку, то следует обратиться к родительской семье. Именно в семье, где человек вырос, происходит подготовка человека к браку. Собственно же "тренировка" заключается в построении отношений с братьями и сестрами, - вот почему их наличие в семье и характер взаимоотношений с ними рассматривается как один из прогностических критериев успешности последующего брака. Именно с сестрой мальчик постигает мир женских историй, привычек, ему приходится прилаживаться к ее болтовне по телефону, нарядам и косметическим притязаниям, с ней он учится быть терпеливым, нежным, заботливым. То же самое с девочкой: ей становится доступным и понятным мир мужских запахов, увлечений, беспорядка, привычек, с ним ей приходится решать - наябедничать о нем родителям или пока подождать, она возмущается им и гордится, заботится о нем и уважает. Если отношения между сестрой и братом выстроились гармонично, они научились достигать взаимопонимания и сотрудничества, если соперничество не переросло во вражду, а сменилось уважением к возможностям и успехам другого, то шанс построить эффективные брачно-семейные отношения у каждого выше. Кстати, одна из причин возникновения "пробных браков" связана с малодетностью европейской семьи, в которой могут отсутствовать дети противоположного пола, или вообще с тем, что ребенок был единственным в семье.
2.0. Сознательно бездетный брак, когда здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей. 10% женщин в индустриально развитых странах не хотят иметь детей, в России до 1%. Повсеместно в таких странах растет добровольная стерилизация. Для России же более характерна массовая абортизация. По данным О. Здравомысловой, лишь 24% россиянок и 1% шведок согласны с тем, что быть хорошей женой и матерью - главное предназначение женщины.
Потребность иметь детей - социально-психологическая, моральная по своей сути. Рождение ребенка - акт принятия родителями всей ответственности за его судьбу перед своей совестью и перед обществом. Добавим, что не всякая супружеская пара психологически готова к рождению и воспитанию детей.
Представим отличия женщин, не желающих иметь детей:
-поздний возраст вступления в брак;
-среди таких женщин выше процент разведенных, т.е. переживших неудачу в предыдущем браке;
-высокий уровень образования;
-чаще это старшие или единственные дети в семье;
-более психически здоровы (неуравновешенная, тревожная женщина, имеющая ряд сложных непроработанных психологических проблем, пытается избавиться от них, "обзаводясь" ребенком);
-более андрогенные женщины (андрогены - мужские половые гормоны);
-часто имеющие хорошую, высокооплачиваемую и интересную работу.
Идеология бездетных семей базируется на такой аргументации:
-дети мешают супружеским отношениям;-
-дети мешают социальной активности.
3.0. Повторные браки. Достаточно распространенная альтернатива традиционным брачно-семейным отношениям. Как правило, в результате развода ребенок остается с матерью, и в случае создания новой семьи возникает проблема отчимов. Другой тип семей, где отцы являются единственными родителями, становится все более распространенным.
4.1. Открытый брак. Главной его особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Основной конфликт современного брака состоит в невозможности сочетания близости и свободного личностного роста. Целью открытого брака является увеличение открытости, самовыражения и аутентичности (подлинности, равнозначности) отношений, увеличение толерантности (терпимости к чужим мнениям, поведению) партнеров друг к другу.
Принципы открытого брака:
-строить жизнь на основе настоящего и исходя из реалистических желаний;
-относиться с уважением к личной жизни партнера;
-открытость общения: свободно, открыто выражать чувства;
-подвижность и гибкость ролевого общения;
-открытое партнерство: иметь право на свои интересы, свой круг друзей;
-равноправие: справедливое разделение ответственности и благ;
-аутентичность: знать себе цену и не позволять принижать свое достоинство;
-доверие: сочетание "статистического" доверия с "динамическим" доверием.
Этот брак является исторически новым феноменом, т.к. для традиционных представлений он фактически узаконивает право на измену.
5.1., 5.3. Внебрачный секс и интимная дружба. В обоих случаях речь идет о наличии внебрачных связей интимного характера. Однако первая предполагает некоторое участие в совместном ведении хозяйства, возможно появление внебрачных детей. Такую связь мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей, называют конкубинатом. Интимная дружба редко угрожает стабильности первичного брака, длиться может долго, вместе с тем, при ее наличии, очень высокий уровень близости и доверия в первичной паре.
5.2. Свингерство. Свингерством называют обмен брачными партнерами. В данном случае две супружеские пары образуют так называемую "шведскую" семью. Инициаторами таких отношений выступают обычно мужчины, отмечается высокая самооценка браков в паре.
6.0. Гомосексуальные пары. В основе таких брачно-семейных отношений лежит однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего же пола. Гомосексуальные пары в случае однополой любви сталкиваются с теми же проблемами, что и гетеросексуальные: измены, ревность, обиды, доминирование, непонимание, отсутствие доверия, несоответствие ролевых установок и ролевой согласованности.
7.0. Групповой брак, жилые сообщества, коллективная семья. Изначально групповой брак носил радикальный и часто политический характер, его связывали с наркотическими оргиями, групповым сексом и терроризмом. С тех пор групповой брак трансформировался в жилые сообщества и коммуны. С точки зрения структуры отношений выделяют: жилые сообщества из нескольких малых семей, жилые сообщества из нескольких пар, жилые сообщества из нескольких лиц, не связанных друг с другом парными отношениями, а также смешанные формы.

И в России и в Украине я наблюдаю сейчас примерно одно и то же: борьба гомосексуалистов за право заключать браки противопоставляется праву заключать традиционные гетеросексуальные браки. Гомосексуальная семья противопоставляется традиционным семейным ценностям. Но если вдуматься, то как раз гомосексуалы сегодня как никто другой ведут борьбу за семейные ценности в самом их основном виде.

Что такое семья? В самом исконном понимании — союз двух половозрелых особей, направленный на совместное выращивание потомства и ведение хозяйства, этому выращиванию способствующего. Если копнуть еще глубже — союз, существующий в рамках большого клана.

Секс здесь дело абсолютно вторичное. Его главная роль в семье — продолжение рода. Все остальные функции секса вполне могут реализовываться вне семьи или не реализовываться вообще (мы говорим про традиционное сообщество, да). Увы, так получается, что секс не всегда является гарантией последующего появления детей. Проблемы со здоровьем, репродуктивной функцией, возрастные ограничения. Бездетные семьи раньше брали сирот на воспитание или обсыпали благами и любовью племянников каких-нибудь. Со временем медицина расширила возможности решения этой проблемы, от ЭКО до суррогатного материнства. И деторождение стало еще меньше зависеть от сексуальной жизни родителей.

Важна ли половая принадлежность взрослых в семье? Тех самых взрослых, которые воспитывают ребенка? По большому счету — не важна. Большинство советских и постсоветских детей выросли в однополых семьях, состоящих из мамы и бабушки. И ничего, живут себе. И многие из них даже не стали гомосексуалистами;)

Гомосексуальный состав семьи был проблемным лишь по той причине, что не мог воспроизводить себе подобных. И именно поэтому подобные союзы не становились полноценными семьями с точки зрения общества. Сейчас же, как мы выяснили парой абзацев выше, дети появляются не только от пенетрации. Так что значение секса в семье сильно преувеличено.

Давайте теперь посмотрим по сторонам. Что мы видим? Все меньше мужчин и женщин желают заключать официальные браки. Многие вообще избегают более-менее серьезных отношений, ограничиваясь легкими, ни к чему не обязывающими связями. Все больше мужчин бросает свое потомство без копейки алиментов. Армия сторонников позиции чайлдфри — растет и продвигает свои идеи (не отказываясь при этом, замечу, от традиционного гетеросексуального секса). Статистика усыновлений — удручает. Но по-настоящему пугает статистика возвратов в детдома. Семейные ценности в обществе, как видим, процветают.

И на фоне этого существует группа людей, которые борятся за свое право заключать браки и воспитывать детей. То есть за те самые настоящие семейные ценности. И этой группой, то есть борцами за семейные ценности как раз и являются представители сексуальных меньшинств.

То есть вдумайтесь еще раз: гетеросексуальная пара, которая не женится и детей заводить не планирует — с точки зрения никакой угрозы семейным ценностям не несет. А гомосексуальная пара, которая хочет быть полноценной семьей и растить детей — это просто порушит весь институт семьи.

Хотя на самом деле разница лишь в том, как эти пары занимаются сексом. Понимаете? Разница не в подходе к семейным ценностям, а к сексуальным привычкам.

Я знаю, что для многих радикально настроенных граждан моя мысль будет слишком сложна для понимания. Но я предлагаю всем поднапрячься и попробовать вдуматься в написанное, а не разговаривать с тараканами в собственных головах.

Представьте, что вас с возлюбленным вдруг объявили вне закона, потому что вы оба любите позу 69, а она не приводит к зачатию, не одобрена церковью и вообще оральный секс — аморален. Вам не дадут усыновить детей или заберут ваших, если уже такие появились. Вам не дадут заключить брак или обхявят вашу семью недействительной. Вас объявят растлителями подрастающего поколения и пропагандой аморального поведения. Только потому что вы в своей спальне занимаетесь сексом не так, как положено. В то время как соседская семья, в которой бухают и бьют ребятишек — будет вполне легитимна и угрозы для общества представлять не будет. Потому что секс у них правильный. А то что дети вырастут психами, склонными к алкоголизму — так это мелочи. Главное, чтобы традиции чтили… И в церковь ходили по воскресеньям.


Одиннадцать лет назад Германия стала одной из первых стран, разрешивших однополые браки. Сегодня здесь живёт более 23 тыс. нетрадиционных пар, скрепивших свои отношения официальными узами. Многие из них воспитывают детей. Для немцев это означает равноправие и толерантность. А для питерских депутатов, принявших в прошлом году нашумевший "закон о геях", такие страны как Германия, Норвегия, Швейцария - это воплощение Содома и Гоморры. Поэтому пока российское общество раздумывает, нужно ли штрафовать лесбиянок за поцелуй на улице, выясним, как живут две нетрадиционные пары в Германии.

"Только моя бабушка ничего не знала"

Джеста родилась в Ленинграде. Её мать русская, а отец – немец. Скоро будет семь лет, как она жената на Софии. Их ребёнку Линде всего год, а мамы думают уже о том, не завести ли второго? Они – обычная берлинская семья, живущая в тихом районе Фридрихсхаген. Когда женщины прогуливаются по местным улицам, держа за руку дочку, никто не задаёт вопросов: "Вы лесбиянки?" или "Чей это ребёнок?" Даже представители консервативного старшего поколения реагируют на их нетрадиционные отношения спокойно.

Джеста и София живут открыто. Они с той же лёгкостью везде рассказывают друг о друге, как иные девушки хвастаются своими новыми бойфрендами. Они ничем не выделяются среди их соседей, продавцов в булочной по соседству и почтальонов, развозящие каждое утро почту. Если речь идёт о правах человека, то разницы никакой нет.

В уютной квартире Джесты и Софии то тут, то там промелькнёт что-то русское. На полках лежит пара книг о Ленинграде, изданных во времена СССР, они достались Джесте от мамы. Рядом пристроились детские виниловые пластинки про Чебурашку.

Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам…, - напевает Джеста и смеётся. Ей очень хочется, чтобы Линда знала песни из её детства.

Она пишет сценарии для театра и кино, работает доцентом в одном британском институте. Её жена София – научный сотрудник в берлинском университете.

Как ваши родители отнеслись к появлению Линды? – спрашиваю я, глядя на чудесную девочку в розовой кофте с капюшоном.

Хотя официально однополых семей в России нет, на самом деле они есть и их много. Только в интернете общаются несколько сотен семей с детьми. Геев среди них очень мало, в основном речь идёт о парах из двух женщин. Есть три основных пути их появления в лесби-семьях. Часть детей остаётся после брака или отношений с мужчиной, но воспитывается уже в новой семье. Если две девушки задумываются о ребёнке, уже живя вместе, то, как правило, они выбирают инсеминацию спермой донора, в репродуктивной клинике или самостоятельно. Для этого они выбирают, кто будет рожать, и подбирают подходящего мужчину или пользуются банком спермы при клинике.

София берёт красный воздушный шар, валяющийся в углу, и протягивает дочке. Я успеваю прочитать выведенную на нём чёрным фломастером надпись: "Всего хорошего в детском саду! Твои бабушка и дедушка".

Мои родители нас поддерживают, они в восторге от ребёнка, - говорит София. – Они и на нашей свадьбе были.

У Джесты всё иначе. Контакт с русским родственниками она давно потеряла. Для них, рождённых и выросших в СССР, лесбиянство и гомосексуализм – это нечто запретное, неприятное и похожее на болезнь.

Я часто вспоминаю о своей бабушке, которая очень любила петь русские народные песни, - рассказывает Джеста. - Она всегда повторяла: "Я обязательно спляшу и спою на твоей свадьбе". Но потом она поняла: выходить замуж я не спешу. Бабушка очень переживала из-за этого, считала, что мне не везёт в любви. И мне так хотелось ей сказать: "Наоборот, я очень счастлива! У меня есть София!", но мама запретила мне говорить ей правду. Так она и умерла, ничего не узнав о моей жизни.

Джеста почти не говорит по-русски. Признаётся, что её знание языка осталось на уровне второго класса гимназии. Все её друзья и знакомые – немцы, многие из них заключили однополые браки. Но вот съездить в Россию, на свою родину в Петербург, вместе с Софией и Линдой Джеста очень хочет. Останавливает одно: страх. Кто знает, как город, где принят специфический законопроект "о геях", отреагирует на немецких лесбиянок, гуляющих по Невскому, да ещё и с ребёнком. Того и гляди, арестуют.

Несмотря на то, что однополым парам в Германии разрешено официально регистрировать свои отношения, для них остаётся много запретов. Например, они не могут усыновить падчерицу или пасынка. В России ситуация аналогичная. Тогда как же завести ребёнка?

Пока длится моё интервью с Софией и Джестой, Линда играет в углу. Время от времени на никому непонятном языке она исполняет звонким голосом песенки собственного сочинения. Потом замолкает и сосредотачивается на игрушках. Она спокойный и очень весёлый ребёнок, появление которого стоило Софии и Джесте много денег и усилий.

В мае этого года 30-летняя Ирина Фет и её 32-летняя подруга Ирина Шипитько подали заявление в ЗАГС Тверского района города Москвы, желая узаконить свои отношения. Работники ЗАГСа отказывались даже принимать заявление, но после вмешательства адвоката пары, организатора московского гей-прайда Николая Алексеева, начальник ЗАГСа Светлана Потамошнева приняла заявление в свободной форме. Через полчаса паре вручили официальный отказ в регистрации их брака.

Сначала мы обратились за помощью в одну берлинскую клинику, там нам помогли получить донорскую сперму из Дании, - рассказывают мамы Линды. – Для гетеросексуальных пар это намного проще: часть услуг оплачивает страховка. Нам по закону это не положено. Пришлось за всё платить самим.

Сперма вскоре была доставлена в Берлин. Всё остальное София и Джеста должны были сделать самостоятельно: приехать домой, взять шприц и ввести её в организм одной их будущих мам. Сделать это в клинике невозможно, потому что запрещено. Там, где официального запрета нет, это не одобряется самими врачами.

Решили, что биологической мамой ребёнка станет Джеста. Она говорит: "Это была моя самая заветная мечта. Одни хотят прыгнуть с банджи-вышки, а я хотела родить ребёнка". Только вот первые попытки не дали никакого результата. Забеременеть не получилось. Тогда София и Джеста купили сперму более хорошего качества – это значит, что в ней было больше подвижных сперматозоидов. Но и это не помогло.

За девять месяцев мы отдали порядка семи тысяч евро, чтобы наша мечта, наконец, сбылась, - говорит София. – Тогда наступил самый опасный момент: мы больше не считали потраченных денег, мы влезли в долги. Главным для нас было – любой ценой зачать ребёнка.

Я больше ничего не видела и не слышала, - добавляет Джеста. – Я только думала: "Ещё одна попытка, самая последняя". У меня полностью исчез контроль над ситуацией, я не думала о том, во сколько же нам это всё обходится.

Однако Джеста так и не забеременела. В этой ситуации оставалось ещё несколько вариантов: взять ребёнка под опеку, но тогда не обладать полными правами на него. Можно было развестись и в статусе одиночки усыновить пасынка или падчерицу, а воспитывать неофициально вдвоём. Но это в каком-то роде обман, да и детей на усыновление всё-таки охотнее отдают парам. А среди них нет отбоя от желающих: доходит до нескольких десятков кандидатов на одного ребёнка. И, наконец, третий вариант – найти друга или знакомого, договориться с ним и зачать ребёнка. Но только как же без любви с ним спать? Для одних – это никакая не проблема, для других – катастрофа. Для Джесты и Софии выход, к счастью, нашёлся сам собой.

Брат моей лучшей подруги и его жена решили нам помочь, - признаётся Джеста. – Они пришли к нам домой, удалились в комнату и вскоре вынесли стаканчик со спермой. Я тут же ввела её шприцом и это сработало! Кстати, через два дня у жены моего друга родился ребёнок. Когда она нам помогала, то была уже на девятом месяце!

Линда вмешивается в наш разговор. Ей скучно. Она требует внимания. Заметя это, обе мамы бросаются к ней. "Зайчик" и "кнопочка" - этими ласковыми русскими словами называет свою дочку Джеста. Говорят, что дети в однополых семьях гораздо счастливее, чем в гетеросексуальных. Глядя на двух женщин, ползающих на коленях перед Линдой, целующих и обнимающих её, мне в это легко верится. Ведь они её так желали! Столько выстрадали и выплакали, чтобы она появилась на свет.

Отец Линды признал ребёнка, но отказался от прав на него, и София смогла его усыновить.

Но она ведь будет называть его папой? Вы же расскажете ей правду? - спрашиваю я.

Нет, мы хотим отказаться от слова "папа". Мы, конечно, расскажем, кто её биологический отец, но не более.

О том, как будут относиться к Линде её сверстники в школе, Джеста и София пока не думают. В конце концов, люди всегда найдут повод не любить человека и смеяться над ним: за то, что он толстый, заикается, потому, что его лицо усыпано прыщами или за то, что у него две мамы…

Нет! Над ней никто не будет смеяться! – уверенно говорит Джеста, которая в детстве хотела стать космонавтом или революционером. – Мы с Софией не серые мышки и не допустим, чтобы Линда была одной из них. Я обязательно научу её самому главному – не поддаваться ни на чьи провокации, уважать себя и свои права.

"Наши родители нас не поддержали"

Жить в однополом браке в Берлине довольно просто: ни тебе каждодневной дискриминации, ни косых взглядов, ни нападок правых экстремистов. Здесь ведь даже мэр города Клаус Воверайт открыто признался, что он гей!

Когда мы переезжали из столицы в деревню, то очень боялись, - признаются Вера и Катарина. – Думали каждый день: как же нас там местные жители встретят?

Уже три года они живут в собственном доме в местечке Грайфенберг в ста километрах от Берлина. Здесь нет ни одного бара, кинотеатра, даже аптеки не имеется. Улицы, как правило, тихие и безлюдные, дома серые и обшарпанные. В общем, типичная восточно-европейская деревушка…

Обсуждение нормальности или аномальности, моральности или аморальности гомосексуализма как явления имеет такое же отношение к правам гомосексуалистов, как биохимия диабета к ценам на инсулин. Правда заключается в том, что большинство прав нужно не всем, а только некоторым, причем большинство населения не может воспользоваться большинством прав.

Трёхлетняя Ангелина обычно встречает гостей на пороге. Потом из соседних комнат выбегают собаки: одна белая, другая – чёрная. Пока Вера с Катариной толкутся на кухне и заваривают чай, Ангелина и два пуделя меня внимательно изучают. Я сажусь на стул. Через пару минут на мои колени уже уселась Ангелина, чёрная собака Лили положила голову мне на ноги. "Не очень удобное положение, чтобы проводить интервью", - улыбаюсь я мысленно ситуации. Ни девочка, ни собака уходить не собираются. Оказалось, что у них в судьбе есть один общий пункт: Ангелину взяли под опеку из детского дома, а Лили "усыновили" в Испании, где отловленную на улице собаку "приговорили" к смерти.

Как же вас отучить, чтобы вы к незнакомцам так не клеились? – весело говорит Катарина, глядя на Ангелину и Лили. – Ничему вас жизнь не учит.

Вера и Катарина вместе уже четырнадцать лет. Когда им захотелось завести ребёнка, то решили пойти по традиционному пути: обратились за помощью к знакомому. Но ничего не вышло. Забеременеть не получилось.

Мы официально не женаты, поэтому могли попробовать усыновить ребёнка, - говорит Катарина. – Только делать это можно до сорока лет, а нам уже больше. Поэтому вариант отпал сам собой.

Тогда они взяли Ангелину под опеку. В этом случае приходится постоянно отчитываться о её воспитании перед социальной службой, но, с другой стороны, государство помогает семье деньгами. И сумма поддержки очень неплохая. Кроме того, когда Ангелине исполнится восемнадцать, мамы девочки смогут её усыновить.

Нет, наши родители нас не поддержали, - с ноткой обиды в голосе говорят Вера и Катарина. – Они знают о ребёнке, но в качестве бабушек и дедушек себя не предлагают. Мы ожидали от них большего.

А как всё-таки к вам относятся местные жителей? Они ведь наверняка очень консервативны во взглядах? – спрашиваю я.

Женщины уверены: даже в толерантной Германии об однополых семьях знать ничего не знают. И вина тому – нехватка информации. Об этом мало пишут в газетах, недостаточно говорят по радио и телевизору.

О нас и наших правах люди ничего не знают! Хотя, если честно, нам стыдно жаловаться. В ряде стран из-за нашей сексуальной ориентации нас бы уже давно посадили в тюрьму, - добавляет Катарина. - В Германии всё относительно благополучно.

Ангелина краем уха слушает разговор и жуёт кекс. Она протягивает его Катарине и шепчет: "мама". Потом смотрит на Веру и снова говорит: "мама".

Сначала мы хотели, чтобы она одну из нас называла "мама", а другую "мамочка" или "мамуля", а то ведь так не понятно, к кому она обращается, - говорит Катарина, держа Ангелину на руках, и ласково гладя её по голове. – Но потом решили: к чему эта путаница? Лучше мы обе будем "мамами".

Почему вы не женаты? – задаю я деликатный вопрос.

Зачем? Этот брак на деле ничего не даёт. Мы будем также, как и одинокие люди, платить налоги. Хотя гетеросексуальные семейные пары платят меньше, - объясняет Вера. – Нам запрещено усыновлять детей! По-моему, это дискриминация.

Основная правящая в нашей стране партия – это Христианско-демократический союз, - добавляет Катарина. – Она не защищает однополые браки. У неё иной приоритет – традиционная семья. Мы поженимся только тогда, когда законы в нашей стране изменятся. А произойдёт это очень скоро, ведь таких, как мы, уже очень много…

Ангелина чмокает меня на прощание в щёку. Катарина и Вера ещё раз просят прощения за то, что причитали о своих "проблемах", когда в стране, из которой я родом, с правами гомосексуалов всё обстоит гораздо хуже. "Скоро и у вас всё наладится", - успокаивающе говорят они.

Да! – тихо, но уверенно подтверждает Ангелина. И мы все смеёмся.


Традиционный брак браке, совместное проживание, общее хозяйство, и, как правило, единый бюджет и главу семьи, отвечающую за принятие решений.
Сезонный брак (ограниченная временем семья): заключается на определенный срок, по истечению которого считается автоматически расторгнутым. Супруги заново взвешивают все плюсы и минусы совместной жизни и выбирают: расстаться им или же договориться еще на какой-то период времени.
Гостевой брак - пара зарегистрирована, но живут каждый у себя. Время от времени встречаются, иногда живут вместе, но общее хозяйство не ведут.
Неполная семья - когда в семье есть только один родитель. 3 типа таких семей:
1) это когда один родитель ушел, а оставшийся не вступил в повторный брак;
2) одинокий человек официально усыновил ребенка;
3) незамужняя женщина воспитывает сына или дочь одна. Чаще всего семьи с одним родителем состоят из женщины-матери и ее детей.
Смешанная семья (Сатир) - вновь созданная семья, с приемными (усыновленными) детьми, 3типа:
1. Женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей. (+ бывший муж)
2. Мужчина с детьми женится на женщине без детей (+бывшая жена)
3. Оба - и мужчина, и женщина - имеют детей от предыдущих партнеров (+ бывшие муж и жена)
М.б. бывший супруг умер.супруги взяли приемного реб-ка – это другая форма смешанной семьи.
альтернативные формы:
одиночество - никогда не состояли в браке
незарегистрированное сожительство - неженатые пары, «гражданский брак» термин является неверным. формальные, кратковременные («пробный брак») и глубокие, длительные,
сознательно бездетный брак - когда здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей. Для России характерна массовая абортизация.
разводы, повторные брачно-семейные отношения -
открытый брак - особенностью является негласный или озвученный договор о личной жизни. Принципы: увеличение открытости, самовыражения отношений, увеличение толерантности партнеров друг к другу, право на свои интересы, свой круг друзей, равноправие, доверие. фактически узаконивает право на измену.
внебрачный секс, интимная дружба – внебрачные интимные связи. 1е недолгие, либо новый брак, либо остается в первичной паре. 2е – м.б долгая, высокая степень доверия в первичной паре
Свингерство – обмен брачными партнерами
гомосексуальность - однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего же пола М и М или Ж и Ж. Секс-ая ориентация не может быть изменена произвольно
групповой брак, жилые сообщества и коллективные семьи - студенческие коммуны в университетских городках, сельские группы, религиозные и лечебные группы, группы совместного проживания пожилых людей, лиц с ограниченной подвижностью, производственные и жилые коллективы, а также педагогические группы родителей с детьми

  • Современные модели семьи и нетрадиционные формы брака . Традиционный брак – супруги зарегестрированы в браке , совместное проживание, общее хозяйство, и, как правило, единый бюджет и главу семьи , отвечающую за принятие решений.


  • Современные модели семьи и нетрадиционные формы брака . Традиционный брак – супруги зарегестрированы в браке , совместное проживание, общее хозяйство, и, как. Загрузка.


  • Современные модели семьи и нетрадиционные формы брака . Традиционный брак – супруги зарегестрированы в браке современной семьи и нарушения ее развития.


  • Современные модели семьи и нетрадиционные формы брака . Традиционный брак – супруги зарегестрированы в браке , совместное проживание, общее хозяйство, и, как... подробнее ». Кризис современной семьи и нарушения ее развития.


  • Следующий вопрос ». Современные модели семьи и нетрадиционные формы брака . Традиционный брак – супруги зарегестрированы в браке , совместное проживание, общее хозяйство, и, как.


  • Кризис современной семьи и нарушения ее развития.
    В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семья .
    Модель семьи как социального института очень важна для прогноза изменений семьи , тенденций ее развития.


  • формой .
    Семья в современном обществе. Функции семьи . Влияние семейных отношений на здоровье человека.
    Легкомысленное отношение к семье и браку может уродовать личную жизнь.


  • Кризисные периоды в браке . Семья - древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление.
    Если приложение не запускается на вашем телефоне - воспользуйтесь этой формой .
    отдельных аспектах функционирования семьи (модель МАК-МАСТЕРСА).


  • Данные принципы основаны на общепризнанных правилах и нормах международного права и Конституции РФ, которые запрещают любые формы дискриминации при вступлении в брак и в семейных отношениях. Согласно СК РФ права граждан в семье могут быть ограничены только...


  • Религия – это одна из форм общественного сознания, которую можно определить как фантастическое отраж. Брак и семья . Заключение и расторжение брака . Семейный кодекс вступил в действие 1 марта 1996 года.

Найдено похожих страниц:10


Одним из самых отличительных и самых удивительных свойств семьи является гибкость и динамичность форм ее структурной организации. Благодаря универсальной способ­ности адаптироваться к особенностям «всех времен и наро­дов», семья создала огромное многообразие типов семей­ных структур, порой видоизменяя свое лицо до неузнавае­мости, но сохраняя при этом неизменной свою сущность как социального института, социальной общности и малой группы.

Исходя из результатов многочис­ленных исследований, прежде всего исследований Льюиса Моргана, большинство ученых сегодня придерживаются точки зрения, что семья в своем развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семья, пунальальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья 10 . Общей характеристикой этого развития является сужение круга половых партнеров и укрепление связей, объединяющих членов семьи.

Промискуитет характерен для низшей («дикой») ступе­ни человечества. Это такая форма совместной жизни, когда отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной. На основе этнологических данных и знаний о низком уровне развития примитивного человека на низшей ступени дикости заклю­чают, что существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Примитивному человеку было неведомо понятие родства в смысле его, человека, кров­нородственной связи с отдельными членами группы, а по­нятно лишь родство в смысле его принадлежности и связи с целой группой.

Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все те, кто при­надлежит к одному поколению, т.е. братья и сестры, независимо от степени их родства, образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает лю­дей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. В современном обществе этого типа семьи не существует. Сужение круга половых партнеров в рамках такой семьи произошло под влиянием развития общества и привело к возникновению более развитой формы семьи – пуналуальной.

В пуналуальной семье из полового общения исключают­ся сперва ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на осталь­ных, более дальних родственников того же поколения. Это­му типу семьи все еще присущ групповой брак, однако прин­цип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно ска­зать, что это – брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная се­мья, таким образом, представляет собой такую форму брач­ных отношений, когда брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семьи все более частыми ока­зываются устойчивые и продолжительные связи между од­ним мужчиной и одной женщиной. Это – первый шаг к по­явлению парного брака.

Переходным историческим типом выступает синдиасми­ческая семья, которая появляется на рубеже дикости и вар­варства и в которой один мужчина живет с одной женщи­ной, а полигамия (т.е. многобрачие, или, в данном случае, многоженство) остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возник­шей во времена разложения родового строя, появления ча­стной собственности и классов.

Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута не по воле какой-либо из сторон, но только по воле мужа. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление ее защитить, т. е. обеспечить бесспорность от­цовства и право потомства на владение семейным имуще­ством. Одновременно с укреплением моногамной семьи шел и процесс разложения старого родового строя и возникно­вения новых форм человеческих общностей.

Таким образом, исторически развитие семьи шло от нерегулируемых по­ловых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи. По сути, в процессе развития человека как мысля­щего существа он все больше стремился найти в своем по­ловом партнере личность, а не только объект для полового удовлетворения и продолжения рода.

Семьи различаются в зависимости от формы брака.

Брак – это исторически обусловленная форма отноше­ний между мужчиной и женщиной, устанавливающая их вза­имные права и обязанности.

В этой связи различают семьи полигамные и моногамные.

Полигамный (групповой) брак – самая распространен­ная в мире форма брака, встречается в 5 раз чаще, чем моногамный брак (брак одного мужчины с одной женщи­ной). Полигамия бывает двух видов: полиандрия и полиги­ния .

Полиандрия – это семья, в которой женщина имеет нескольких супругов.

Имеет место во многих частях света: юго-восточная Индия, Тибет, Цейлон, Новая Зеландия, Га­вайские острова.

Полигиния – брак одного мужчины с двумя или более женами. Он зависит от способности супруга содержать большую семью и является более характерным для зажиточных классов.

Имеет место в Китае, Турции, Иране, странах Ближнего и Среднего Востока.

В зависимости от состава различают семьи нуклеарные и сложные .

Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной. Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети. Неполной – семья без одного из супругов: обычно мать с ребенком, реже отец с ребенком.

Сложная семья характеризуется тем, что состоит из представителей нескольких поколений.

Семьи различаются:

По количеству имеющихся в них детей: бездетные, однодетные, малодетные, многодетные (от 3-х и более де­тей);

По стажу семейной жизни: молодожены, молодая семья, семья среднего супружеского возраста, пожилая суп­ружеская пара;

По географическому признаку: сельская и городская семья.

Представляет интерес и деление семьи по иным крите­риям:

- детоцентристские семьи. В таких семьях центром всех забот, основой семейной жизни является ребенок. Повы­шение материальных и духовных забот о детях - явление положительное. Однако гипертрофия долга по отношению к ним приводит к неблагоприятным социальным и нравствен­ным последствиям;

- супружеская семья . По словам социолога С.И. Голо­да, в последние десятилетия появляется новый тип семьи, который условно назван супружеским. В этой семье основная ось отношений определяется не родительством и родством, а супружеством, т.е. личностными взаимоотно­шениями партнеров.

Семьи различаются также по особым условиям семейной жизни.

Дистантная семья . Жизнь в ней весьма специфична из-за частого отсутствия одного из супругов, связанного с особенностью профессии. Это в основном семьи воен­ных, моряков и т.д. В последнее время к таким семьям стали относить семьи, где один из супругов (чаще всего муж) проживает отдельно от семьи по различным моти­вам.

Студенческая семья . Большое количество браков в наше время заключается среди студентов. Высокая мотивация на брак у студенческой молодежи существует уже на первом курсе. 70% опрошенных первокурсников считают возмож­ным вступление в брак в студенческие годы; 27% пред­почитают сначала получить образование, а затем создавать семью; 3% уже состоят в браке. Взгляд студентов на функциональную нагрузку современной семьи отражает ори­ентацию на психологизацию семьи: психологическая функция занимает в ней доминирующее место (около

По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социо­логи выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи (Арутюнян М.Ю. Распределение обязанностей в семье и отношения между супругами// Семья и социальная структура. М., 1987).

Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под од­ной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семь» характерны:

а) экономическая зависимость женщины от супруга;

б) функционально четкое разделение сфер се­мейной жизни и закрепление мужских и женских обя­занностей (муж-кормилец, жена-хозяйка);

в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

Патриархальный тип семьи необычайно устойчивый тип семейных отношений, его отдельные черты сохранялись в нашей стране до середины 60-х годов. Это, как правило, авторитарные семьи, представляющие собой маленькое аб­солютистское государство с авторитарным стилем правле­ния. Авторитет главы семьи непререкаем: решение всех вопросов жизни семьи (хозяйственно-экономических, пра­вовых, политических, воспитательных) находилось только в его руках. Глава авторитарной семьи разбирает внутри-семейные ссоры, является ответственным за поведение чле­нов семьи перед общиной, представляет семью вовне. Се­мейные отношения строятся на принципах иерархизма и неравенства членов семьи, на принципах принудительного коллективизма и централизма: индивидуальные интересы от­дельных членов семьи полностью подчиняются интересам семьи.

Неотрадиционная семья. В ней сохраняются традицион­ные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но в отли­чие от семей первого типа без достаточных на то объек­тивных экономических оснований. Такой тип семьи со­циологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны:

а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами се­мьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»);

б) об­суждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;

в) эмоциональная насы­щенность отношений.

Эгалитарная семья – это семья, основанная на демок­ратических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. За время индустриальной цивилизации произошли коренные изменения в семье: на смену патриархальной семье пришла биархатная, эгалитарная семья. К началу 30-х годов, когда началась индустриализация, в России преобладала патриар­хальная семья (80%). Но уже в 1960-1970 гг. патриархаль­ных семей насчитывалось не более 10%, эгалитарных – уже более 50% и семей переходного типа – 40% 11 . В такой семье признаются права личности ребенка, его права на свободу, автономию и инициативу. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ре­бенка, его индивидуальности, воспитании чувства собствен­ного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости. Экономической основой эга­литарной семьи стала новая система формирования семей­ных доходов: высокая занятость женщины в народном хо­зяйстве, стипендия или заработки детей служат экономичес­кой базой независимости и самостоятельности. Изменились социальные функции семьи. Если в патриархальной семье основной функцией была хозяйственно-экономическая, то в эгалитарной - удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности.

Нельзя утверждать, что такой тип семьи в нашем общес­тве стал преобладающим, в его становлении много труднос­тей и противоречий. Вместе с тем можно отметить, что демократический тип семьи становится основой, предпосыл­кой и условием демократических преобразований в общес­тве, воспитания и развития личности нового типа, обладаю­щей развитым чувством собственного достоинства, самосто­ятельным критическим мышлением, способной к проявлению инициативы и творчества.

Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократи­ческих ролевых установках мужчины мало участвуют в веде­нии домашнего хозяйства.

Поделиться: