Родительское собрание «Семейные традиции и их значение в воспитании и развитии ребенка. Родительское собрание на тему: "Традиции семьи"

Римма Межлумова
Родительское собрание «Семейные традиции»

Родительское собрание в средней группе

Тема : «Традиции семьи »

Подготовила и провела :

воспитатель

Межлумова Р. А.

Ноябрь 2013г.

Цель : достижение оптимального уровня взаимодействия ДОУ и семьи в воспитании и развитии детей.

Задачи :

Приобщить родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

Изучить семью и установить контакт с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребёнка;

Создать условия для совместной деятельности детей и их родителей ;

Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.

Форма проведения : «круглый стол» .

Предварительная работа :

Оформление приглашения на собрание ; подготовка лозунга, разучивание с детьми стихотворений о семье; подбор музыки; оформление памяток для родителей ; подготовка столов для собрания , угощение для чаепития.

План собрания

2. Презентация «Семейные традиции » .

3. Дискуссия родителей за «круглым столом» .

4. Игра «Ромашка» (вопрос – ответ)

5. Выступление детей.

6. Инсценировка сказки «Теремок» (показ родителей ) .

7. Чаепитие

8. Подведение итогов.

Ход собрания

Семья – это громкое слово,

Семья – это звонкое слово,

Семья – это слово важное,

Об этом вам скажет каждый.

А. Сидорова

1. Вступительное слово воспитателя.

Сегодня мы с вами собрались , чтобы поговорить о семейных традициях . В каждой семье существуют свои традиции , которые складываются при создании семьи или же продолжают те традиции , которые уже были сложены ближайшими предками и передались по наследству. Что же такое «семейные традиции » ? Это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, и стол сервирован праздничным сервизом. И тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве. Это общие праздники, выезды на природу, вечерние прогулки всей семьёй – всё это укрепляет семейные узы , помогает в воспитании детей.

Доверие, сохранение его в семье – ещё одна хорошая традиция . Сохранить доверие в семье – одна из самых важных задач родителей . Маленькие дети доверяют своим родителям и даже просто взрослым людям. Если ваш ребёнок сейчас рассказывает вам свои тайны, уважайте это, не смейтесь, понимайте, для него это важно!

Очень сложно вырабатывать семейную традицию , когда дети стали взрослыми и у них уже сформировалось отношение к семье. Совсем другое дело, когда родители показывают ребенку мир во всей его красоте, окружают его любовью и формируют стойкую жизненную позицию в течение всей жизни. Малыши воспринимают мир так, как делают это их родители . Именно от них зависит то, какое впоследствии отношение будет иметь ребенок к себе, окружающим и жизни в целом. Для него жизнь может казаться в виде бесконечного праздника или интересного и увлекательного путешествия, а может представляться в виде пугающей вылазки по диким местам или в виде неблагодарного тяжелого труда, который ожидает его сразу после окончания школы.

Если в большинстве случаев семейные традиции и ритуалы приносят лишь радость и удовольствие, а не ограничения, это способствует укреплению в детях чувства целостности и единения семьи, ощущение неповторимости дома и собственной уверенности в будущем. Внутреннее тепло и оптимизм в нас формируется с детства, поэтому, чем больше этот заряд, тем лучше. Чем счастливее и радостнее детство ребенка, тем счастливее он будет в дальнейшей взрослой жизни.

Можно начать с самого простого – читать перед сном. Даже если ребенок еще совсем кроха, и не понимает то, что вы ему говорите, один ваш голос будет оказывать невероятную пользу для малыша. Следует внимательно относиться при этом к выбору сказок. Книги должны учить ребенка, воспитывать и вырабатывать в нем определенные качества. Можно попробовать сочинять поучительные сказки самим, делая упор на тот воспитательный элемент, который вы считаете нужным. Только они не должны быть слишком длинными, иначе ребенок может переутомиться. Пятнадцатиминутного повествования будет вполне достаточно. Например, сказка про то, как один мальчик (девочка) не хотел (а) мыться, в результате чего все друзья от него (нее) ушли. Но потом фея принесла ему (ей) ароматное мыло со вкусом клубники, и свершилось чудо, он (а) стал (а) чистым (ой) и друзья, вновь вернулись. Версий может быть множество. А если все эти сказки собственного сочинения записать в отдельную тетрадь и на юбилейную дату (например, 18-тилетие) подарить их своему чаду, это будет настоящим семейным подарком , который, ваш ребенок сохранит и передаст своим детям, добавив что-то свое.

Семейные традиции и ритуалы позволяют формировать у малыша ощущение стабильности того или иного семейного уклада . Например, независимо от чего-либо, состоится то, что у нас заведено. Кроме того, ежедневные ритуалы создают уникальные детские воспоминания, которые когда-нибудь ваш малыш поведает своим детям. Традиции семьи дают возможность ребенку ощутить чувство гордости за свою семью и за себя.

Создать собственные традиции в семьи , которые будут передаваться от детей к внукам и т. д., может каждый из нас. Только при этом необходимо учитывать, чтобы то или иное событие было ярким и запоминающимся для ребенка, а главное позитивным, чтобы повторяющееся событие соблюдалось в обязательном порядке, независимо от чего-либо, а главное, чтобы в этом традиционном событии было что-то , что влияло бы на чувства и восприятие ребенка.

А еще семейные традиции и ритуалы :

позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада : "при любой погоде" в вашей семье состоится то, что заведено;

дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;

настраивают кроху на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда "каждый день – праздник";

создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;

позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.

Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций , которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила :

повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;

традиция на то и традиция , чтобы соблюдаться всегда;

можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы, – главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка.

2. Просмотр презентации «Семейные традиции »

3. Дискуссия родителей .

4. Игра «Ромашка» (вопрос – ответ) .

Вопросы :

Детские праздники в семье – хорошая традиция ?

Нужны ли праздники нашим детям?

Какие праздники вы устраиваете для детей?

Вы приглашены в гости. О чём следует напомнить ребёнку?

Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить?

Воспитатель : Праздники для детей – хорошая традиция , но семья – это ещё и коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. В праздничных заботах ярко проявляется воспитательное значение коллективной работы. В семье закладываются уважение и любовь к семейным традициям .

Любите своих детей, уважайте их мнение, желания, и они ответят вам тем же.

5. Выступление детей.

Воспитатель : Встречайте, ваши дети.

Под музыку в зал входят дети, читают стихотворения о семье и дарят родителям рисунки на тему «Моя семья» .

6. Инсценировка сказки «Теремок» (выступление родителей ) .

Воспитатель : В нашем детском саду есть традиция – устраивать праздники для малышей – это «Праздник Осени» , «Встреча Нового года» , «Папа, мама, я - спортивная семья» , «8 Марта» , «23 февраля» , «Праздник перехода в старшую группу» , «Выпускной вечер» и много других тематических праздников. На этих праздниках родители обычно выступают в роли зрителей. Сегодня наши родители приготовили детям сюрприз. Подготовленный коллектив родителей разыграет нам сказку «Теремок» .

7. Чаепитие.

8. Подведение итогов.

Воскресенье

Воскресенье - вот везенье!

Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

Посидим в тишине

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой.

А по маминой подушке

Луч крадется золотой.

И сказала я лучу :

– Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела :

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

– Ничего, – шепнул он будто, –

Посидим и в тишине.

У меня уехал папа, далеко.

Мне без папы, если честно, нелегко.

Папа, если хочет, может песню спеть,

Если холодно,теплом своим согреть.

Мне без папы трудно засыпать.

Поднимусь, и тихо встану у дверей,

Милый папа, возвращайся поскорей.

ХОРОШАЯ СЕМЬЯ

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты ,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья :

Какая хорошая Ваша семья!

Мне мама приносит игрушки, конфеты,

Но маму люблю я, совсем не это.

Весёлые песни она напевает,

Нам скучно вдвоём никогда не бывает.

Я ей открываю свои все секреты,

Но маму люблю я совсем не это.

Люблю свою маму скажу я вам прямо,

Лишь только за то, что она моя мама.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь Что может быть семьи дороже?

ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей ,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле

Тема « Мой дом – моя крепость»

Цели и задачи:

1. Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям.

2. Способствовать формированию правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям.

3. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

4. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

Ход мероприятия

Учитель:

Что такое семья? Это слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья, это дом, родители, близкие родственники.

Могущества каждого народа в семье, силен тот народ, который имеет крепкие семьи, живущие в согласии, мирно и доброжелательно. Счастливый человек, который знает и ценит свои корни, а значит, гордится своей семьей. Тема нашей беседы «Мой дом – моя крепость!»

Слово Семья. Когда-то о нём не слыхала Земля:
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам -
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я".
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: "Я".
- Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
"Я, я - тихо молвила Ева, - я, я", -
Сказала она чудесных семь "я".
Вот так на Земле появилась Семья.

Тайны слова "семья".

В слове "семья" много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на "семь" и "я", т.е. семеро таких же как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом, мимикой, жестами. Само по себе число "7" особенное - оно неделимое. Потому оно говорит нам, что семья - единое целое.

Семья это маленькое государство, у руля которого может стоять и мать и отец. Но совсем не главное кто капитан корабля, главное, чтобы в доме не было сквозняков и ветров бездумья, отчуждения, чтобы жилось в нем уютно, комфортно и спокойно.

Легенда “Родной очаг”.

Это было давным-давно,
В позабытые предками годы.
Когда жили еще племенами
И везде были чистыми воды.
Там в долине прекрасной,
Что ее не окинешь и взором,
Жило племя людей,
А кругом были яркие горы.
Цепь лесистых бугров и зеленых лугов
Дополняли красоты долины.
На охоту изо дня в день
Уходили в горы мужчины
Родной их очаг – уют и тепло –
Не гаснул ни ночью, ни днем.
В любое ненастье манил он к себе
Ярким красным огнем.
Мужчины, спускаясь в долину с гор,
Видя родной очаг,
Знали, что дома все хорошо,
И прибавляли шаг.
Спокойно и мирно тянулись года,
Но за солнечным днем приходит ненастье.
И вот неожиданная беда
Унесла у людей счастье.
Горе застало племя врасплох:
В горах на охоте были мужчины –
Разрушили варвары вся и все.
Потух их очаг родимый.
Ничто не светит мужчинам вдали –
И стала их поступь тяжелой,
Тревогой сердца их были полны,
Никто не обмолвился словом.
О, где ты, огонь очага?!
Багровый ночью, синеватый при свете дня,
Отец, страж и спаситель
Даже в самые тяжкие времена.
И вдруг, о, чудо! Слабый огонь
Из уголька возгорается.
Одной из женщин он был сохранен, –
Значит счастье в дом возвращается.
И снова дышит родной очаг.
Звонко смеются дети.
А вот малыш сделал первый шаг –
Как жить прекрасно на свете!
Храните, люди, семейный очаг,
В нем сила ваша и крепость –
Это было, это есть и сейчас,
И это так будет вечность.

Учитель

Все начинается с семьи
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы...
Все начинается с семьи
Умение любить, прощать и ненавидеть
Умение страдать и сложность жизни видеть
Все начинается с семьи.

Сегодня родители и дети вместе построят дом, крепость за основу возьмут слова, какие слова вы отнесете к фундаменту, стенам и крыше решать вам. Главное, чтобы все они были использованы

Построение дома

Учитель

Да, семья это взрослые и дети и взаимопонимание между собой. Учить ребенка видеть и понимать людей это, пожалуй самое сложное в трудном деле воспитания человека. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребенка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всем, что создает человек.

Мы провели мини анкету с детьми, а теперь хотим пригласить поучаствовать вас. Сравнение результатов.

У кого совпали ответы? Какие лица у вас родители?

Учитель:

Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Все начинается с семьи.

А ведь мы родители очень часто опекаем детей до изнеможения, все самое лучшее им, порой забывая о себе. А чем могут отплатить наши дети?

Щедрое дерево

Учитель

Если бы нас попросили составить правила счастливой семьи, какие бы правила вы предложили? (понимание, любовь, уважение, доверие, забота, доброта, помощь, дружба)

Сегодня опытом семейного воспитания поделится Печуркина Елена Владимировн, Андриуца Яна Александровна, Калинкина Елена Геннадьевна

Учитель не мало пословиц и поговорок о семье создано народом

Пословицы о семье:

Как вы понимаете эти пословицы.

Ваши дети приготовили вам памятки

Дети зачитывают памятки

Учитель:

Что может быть семьи дороже
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в мир добром.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье.
Что может быть еще дороже
На этой сказочной земле.

Письмо маме

Концерт (песня, стихотворение, танец)

Учитель

Наш классный час подошёл к концу. Я благодарю всех за активное участие и от всей души желаю, чтобы пламя семейного очага всегда согревало и поддерживало вас в трудную минуту.

Семейные традиции

Цель:

 показать родителям значение совместных праздников в семье для развития ребёнка;

 познакомиться с традициями и формами игрового досуга в семье.

Оборудование:

– таблички с названием праздников (возможно, разрезанные на несколько частей);

поздравительные открытки.

Предварительная работа:

Разработка и проведение анкеты для детей.

Вопросы анкеты:

1. Вы любите домашние праздники?

2. Какие бывают у вас праздники?

3.Что запомнилось?

4. Приходилось ли вам отмечать праздник вместе со взрослыми, сидеть с ними за одним праздничным столом?

5. Что на таком празднике всем запомнилось?

6.Что вы скажете, если вдруг вам подарят такую же книжку, игрушку, которая у вас уже есть?

Оформление доски:

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»

Антуан де Сент-Экзюпери

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Л. Н. Толстой

Ход собрания

1. Вызов.

– «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей?

Семейные традиции – это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда из серванта извлекается праздничный сервиз. Это поход в лес под Новый год, для того чтобы нарядить елку угощениями для зверей и птиц. Это поздравление соседа-ветерана с Днем Победы. Это совместная посадка деревьев и цветов.

2. Осмысление.

Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Пусть каждый припомнит свое детство, и он поймет, что праздник для ребенка – это действительно событие в детской жизни, и ребенок считает дни от праздника до праздника, как считаем мы годы от одного важного события нашей жизни до другого.

И наоборот: «Тускло и серо было бы это детство, если из него выбросить праздники», – писал К. Д. Ушинский.

А как праздники помогают в воспитании ребенка?

Мозговой штурм.

Ответы на доске можно оформлять в виде кластера .

– Загадки, викторины, познавательные игры развивают ум ребенка.

– В доме праздник – нужно заранее подготовить подарки, украсить комнату, все вымыть, вычистить – так труд входит в жизнь ребенка.

– Мы рисуем, поем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – воспитываем своих детей эстетически.

– Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, когда ловкость и сообразительность способствуют здоровому росту.

– И еще: семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастный, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы.

Деление на группы.

На столах таблички с названиямипраздников. Родители садятся за тот стол, на котором стоит табличка с их любимыми праздниками. Или родители получают части разрезанных открыток, собирают их и формируют рабочую группу.

1. Новый год и Рождество.

2. День рождения.

Ситуация для обсуждения в группах.

– Как быть, если праздник вам предстоит отметить в кругу своих друзей, взрослых, а ребенок, видя подготовку к нему, просит: «Можно и я с вами буду праздновать?»

Что вы ответите?

Можно ли посадить за один праздничный стол детей со взрослыми? Назовите плюсы и минусы таких совместных праздников.

На доске заполняется таблица:

Совместные игры со взрослыми сплачивают семью

Ребёнок становится свидетелем взрослых разговоров, вмешивается в них

Ребёнок усваивает правила поведения за столом, правила сервировки стола

Взрослые обращают на него внимание, это развивает в ребёнке нескромность

и развязность

Дети помогают взрослым накрывать на стол и убирать посуду.

Взрослые настойчиво требуют выступлений от детей (демонстрации талантов), не все дети это любят

Взрослые засиживаются допоздна (нарушается режим дня ребёнка)

О таком празднике рассказывает С. Михалков в стихотворении «Бедный Костя»:

Если вдруг приходят гости
В дом на праздничный пирог,
Мама с папой просят Костю:
«Спой, пожалуйста, сынок!»
Начинает Костя мяться,
Дуться, хныкать и сопеть.
И нетрудно догадаться:
Мальчуган не хочет петь.
«Пой! – настаивает мама, –
Только стой на стуле прямо!»
Папа шепчет: «Константин,
Спой куплетик! Хоть один!»
От досады и от злости
Все кипит в груди у Кости.
Он, кряхтя, на стул встает,
С отвращением поет.
А поет он, как ни странно,
Серенаду Дон-Жуана,
Что запомнилось ему
Неизвестно почему.
Гости хлопают в ладоши:
«Ах, певец, какой хороший!»
Кто-то просит: «Ты, малыш,
Лучше спой "Шумел камыш…"»
За столом смеются гости,
И никто не скажет: «Бросьте!
Перестаньте приставать,
Малышу пора в кровать»

Знакомство с результатами анкетирования (вопросы 1–5).

3. Работа в группах.

1-я группа.

В дни рождения, а иногда и в праздники мы дарим детям подарки, они их любят и всегда ждут. Какие подарки Вы предпочитаете дарить своим детям?

Как вы считаете, умеет ли Ваш ребенок принимать подарки?

Обращаете ли Вы внимание на это?

Подарки должны всегда быть немного «на вырост», но не слишком, а в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Не забудьте о мячиках и скакалках, спортивном инвентаре, об альбомах для рисования и фломастерах, книжках, азбуке в картинках, пластинках со сказками, детскими песнями. Мальчикам можно подарить самый простой набор инструментов: молоток, клещи, плоскогубцы, отвертку небольших размеров.

Конечно, подарки детям – отнюдь не баловство, но тем не менее именно подарками легко избаловать детей.

Знакомство с результатами анкетирования (6 вопрос).

2-я группа.

Придаете ли вы значение оформлению комнаты во время подготовки к торжеству? Для чего? Что вы уже использовали в своей домашней практике? Как украсить комнату, дом к празднику?

Ведь от этого во многом зависит настроение гостей, а мы, увлекая своих детей общим делом, развиваем их творческие способности. Конечно, лучшее украшение дома – чистота и порядок.

К торжественному дню, как правило, наводят особенный праздничный блеск: моют, выбивают, натирают. Пусть этим займутся и большие, и маленькие. Но к празднику нужны и особые украшения. Украшая стены, окна, потолки, соблюдайте меру. Помните, оформления не должны повторяться. Каждый раз придумывайте что-то новое, необычное, неожиданное.

Конечно, без цветов праздники не праздники. Если нет цветов, можно заменить их осенним, зимним букетом-композицией.

3-я группа.

Ситуация для обсуждения.

Встретились две мамы, разговорились. «У моего сына через два дня будет день рождения, – делилась радостью одна из них. – Думаю ребят пригласить, пирогов напеку, салатов наготовлю, музыка будет. Пусть празднуют». «И все?» – поинтересовалась собеседница. «А что ты мне еще посоветуешь? Что мне – клоуном перед ними быть?»

Будет ли интересным праздник, если есть на столе пироги, торты, салаты, звучит музыка?

Запомнится ли он детям?

Как отмечать день рождения ребенка?

Что интересного было в вашей семье?

Ребенок становится на год старше. Из года в год объясняйте детям: ты стал взрослее, сильнее, умнее, больше умеешь, больше можешь. Во многих семьях существует обычай в дни рождения отмечать на стене (чаще у двери) рост ребенка. Пусть он видит, на сколько подрос за год. Не-плохо, если в день рождения Вы сфотографируете ребенка одного или в кругу семьи.

Думать о празднике, составлять программу, приглашать гостей надо заранее, чтобы дети могли подготовиться. Придумайте вместе с ребенком, как пригласить гостей, – это могут быть затейливые пригласительные билеты, самодельные открытки с рисунками детей.

Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу. Пусть в ней будут игры, аттракционы, конкурсы, концерты. Украсят праздники и сюрпризные моменты. Это может быть и появления сказочного героя – взрослого в роли Незнайки, волшебника, Чебурашки.

5. Рефлексия.

От того, как мы, взрослые, проводим праздники, невольно показывая пример, зависит, как будут отдыхать наши дети, когда вырастут, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться. Наши праздники должны проходить так же весело и интересно, с выдумкой, приятными сюрпризами. От вашей выдумки, фантазии зависит успех.

Во время торжественных праздников, которые обычно проводятся в кругу семьи, подумайте о тех, кто одинок. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя забытым и покинутым. Поздравьте вашего соседа или соседку, подарите букетик цветов, веточку вербы, елочную игрушку, сделанную своими руками. И вы увидите: это скромное проявление доброты в сердце вашего ребенка.

Родителям на листах бумаги круглой формы предлагается нарисовать «рожицу», выражение которой соответствует их настроению.

Родительское собрание « Семейные традиции »

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всём мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле !

Пояснительная записка

В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.

Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций - это путь к единению семьи. Поэтому на сегодняшний день главная задача акцентировать внимание родителей на том, что независимо от того, стараются ли они сохранить старые домашние традиции или – пытаются придумать и привить семье нечто новое, необходимо помнить, что детство формирует ребенка на всю жизнь.

Предварительная работа:

1. Оформить приглашение на собрание.

2. Подготовить презентацию.

3.Подготовить столы для проведения собрания, разложить на них все необходимое для участия родителей в его работе.

4. Подобрать музыку для проведения конкурсов.

5.Провести анкетирование родителей по теме: «Семейные традиции»(приложение №1).

Оборудование

Слайдовая презентация, карточки задания, викторина, игры-конкурсы,

ножницы, цветная бумага, клей, салфетки, вата, пуговицы, нитки, рецепты для праздника, памятка «Основные семейные традиции».

Цель: Актуализация значимости поддержания старых и создания новых семейных традиций.

Задачи :

Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых; обмен опытом семейного воспитания и традиций; повышение педагогической культуры родителей;

Основная часть

Уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о семейных традициях и их значении в воспитании и развитии ребенка. О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях и, следовательно, ее потенциальных воспитательных возможностях можно судить по установившимся в ней традициям. Традиция в переводе с латинского означает «передача». Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). (Словарь русского языка С.И.Ожегова).Если Вы произнесете слово «детство» и закроете при этом глаза, то наряду с любимыми людьми родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие. Какие традиции живут в вашем доме? Наверняка те, которые запомнились Вам в детстве.

Вот что о праздниках и семейных традициях рассказали Ваши дети. Им всем без исключения нравится быть дома, потому что дома много игрушек, телевизор, компьютер, один из опрошенных сказал, что дома тихо, можно отдохнуть, другой – дома родные люди, там весело, мы вместе играем. Ваши дети вспоминают такие общенародные праздники, как Новый год, 23 февраля, 8 марта, Пасху. Из праздников, которые бывают у вас дома, назвали Новый год и День рождения. День рождения они любят потому, что им дарят подарки, и только единицы говорят, что в этот день приходят друзья, вспоминают клоуна, торт, свечи.

На вопрос «Куда ты любишь ходить с родителями?» дети отвечают: в магазин, на карусели, в цирк. Единицы сказали, что любят ходить в театр, гулять, кататься на лыжах, ездить в деревню к бабушке.

Родители делятся на 2 команды

Воспитатель:

Я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек:

Послушай, вот моя семья

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка

Сестра, невестка, дочка.

А самая младшая – я.

Какая же у нас семья?

(6 человек)

Воспитатель:

С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далека до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте.

Задание 1 "Закончи предложение"
1. В гостях хорошо, а … (дома лучше).
2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).
3. В семье разлад, так и дому … (не рад).
4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).
5. Когда семья вместе, и … (сердце на месте).
6. Семья – ключ к … (счастью).

Задание №2 "Ассоциации".

Определите события из слайдов презентации и отнесите их в каждую группу праздников, запишите их в таблицу.

Родителям предлагаются слайды с изображениями фотографий праздников.

Государственные

Религиозные

Профессиональные

Семейные

Воспитатель:

Наряду с традиционными, которые отмечает вся страна, у каждой семьи есть свои собственные.

Задание № 3 .

Из выделенных букв на карточках - заданиях сложите слова, обозначающие традиции, используемые в проведении семейных праздниках. Зачитайте.

И

Г

Р

Ы

С

Т

Е

Н

Г

А

З

Е

Т

А

С

Е

М

Е

Й

Н

Ы

Й

О

Б

Е

Д

Н

О

В

О

Г

О

Д

Н

Я

Я

Ё

Л

К

А

Воспитатель:

У нас в детском саду есть традиция - устраивать праздники для детей. Это «Осень золотая!», «Мама, папа, я - спортивная семья». (фоторепортаж).

В каждой семье есть традиция: по вечерам мы с ребенком ведём задушевные беседы, садимся рядышком и рассказываем друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах.

Праздники для ребенка – это хорошая семейная традиция. В доме праздник – нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, убрать – так входит труд в жизнь ребёнка. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – разве не воспитываем мы своих детей эстетически?

Конкурс 4 "Творческий"

Для вас, дорогие родители мы тоже приготовили заготовки, чтоб вы попробовали сделать сказочных героев. Предложив детям сделать на празднике нечто подобное, вы обретете детскую любовь и понимание, да и сами вспомните свое детство.

Воспитатель:

Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей.

Конкурс 5 «Дискуссия»

Допустим, что вы собрались семьей провести выходной день в лесу, а в этот день идет дождь. Что вы будете делать?


- Вы приехали на экскурсию в природный парк, а он закрыт в этот день для посетителей. Что вы будете делать?

Воспитатель:

Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы свои года от одного важного события до другого.

Конкурс 6 "Вопрос – ответ".

У меня в руках цветок – ромашка, на каждом лепестке которого вопрос для обсуждения.

(Родители по очереди отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждают ответ).

Вопросы на лепестках ромашки

Помогают ли праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?
-Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, а в каких нет?
-Предложите детскую забаву – игру для празднования дня рождения.
-Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?
-Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?
-Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?
-Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?
-Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?
-Какие подарки Вы дарите детям?
-Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?

Воспитатель:

Какие чистые, невинные наши детские мечты. Помните: тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве и чем он больше, тем лучше. Характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше в нем радости, тем счастливее наш ребенок в дальнейшем.

Упражнение 6 «Шар накоплений семейных традиций».

Сейчас прошу всех встать в круг. Каждый участник, держа в руках шар, высказываясь, начинает со слов: «Я благодарна своим родителям за семейную традицию … ».

Подведение итогов

Воспитатель:

Семейные традиции - это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечен праздничный сервиз - тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.

За участие в родительском собрании мы хотим наградить вас очень интересным рецептом к детскому Дню рождения. (распечатка рецепта).

Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь и детство ваших детей намного богаче. Мы предлагаем вам памятку, которая надеемся вам поможет увеличить число семейных традиций (памятка родителям, приложение №2 ).

Добрые семейные традиции оказывают огромное влияние на детей, прежде всего потому, что они сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше и, сделать их достоянием подрастающего поколения.

Рефлексия

Уважаемые родители, прошу Вас высказать свое мнение о данном мероприятии, что полезного и нужного вы узнали. Поделитесь опытом организации семейных традиций в своей семьи.

Приложение№1

Анкета для родителей:

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
1) хорошие 3) нормальные
2) отличные 4) не очень хорошие
2. Считаете ли вы свою семью дружной?
1) да – 2) не совсем
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
1) праздники 5) праздники и поездки
2) ужин в кругу семьи 6) не знаю
3) поездки 7) выезд на природу, просмотр ТV, ужин
4) всё, многое
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
1) ежедневно 4) когда как
2) часто 5) редко
3) как получится 6) всегда
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
1) каждый занимается своим делом 8) смотрим TV передачи
2) всё (всё понемногу, всем, много чем) 9) общаемся
3) обсуждаем учёбу 10) вместе проводим досуг
4) занимаемся трудом и ходим летом на участок 11) читаем
5) смотрим TV, обсуждаем жизненные проблемы 12) шутим, смеёмся
6) занимаемся семейно – бытовым трудом 13) отдыхаем
7) делимся впечатлениями
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
1) редко 2) иногда 3) нет

Приложение №2

Памятка Основные семейные традиции

    Традиция празднования дней рождений – это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение праздника как детям, так и взрослым. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других.

    Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь семьи, дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу.

    Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к деятельности.

    Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы. Это позволяет ребенку быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность.

    Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.

    Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения семьи, юбилея, особых успехов в работе и учёбе (окончание школы, вуза, награждение родных и т.п.).

    Сказка на ночь;

    Пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой. Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки вырастает холодным и неотзывчивым. Выдающиеся педагоги говорят: «Человек очеловечивается, потому что другой человек интересуется им».

Список источников

    Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: Академия, 2000.

    М. Новицкая. «Традиции в наших семьях», Ребенок в детском саду, №1, 2008.

    Ривина Е.К. Зачем нужно знакомить дошкольников с родословной? // Детский сад от А до Я, № 4, 2004

    Юдина Н.П. Традиция: социокультурные и педагогические аспекты // Педагогика 2002 №8

________________________ ____________________________

подпись расшифровка подписи

«_____»_____________________20__г.

Конспект родительского собрания

Тема: «Традиции семьи»

Цель родительского собрания: Преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. И свою основную цель я вижу в том, чтобы помочь родителям преодолеть эти трудности:

  • научить родителей слышать и понимать своего ребенка, формировать мотивы успеха;
  • повысить уровень педагогической культуры родителей;
  • достичь оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему социального партнерства.

В процессе этой работы я решаю следующие задачи:

  • Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
  • Изучить семью и установить контакты с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
  • Создать в группе условия для совместной деятельности детей и их родителей.
  • Пробудить желание увидеть проблемы своего малыша изнутри, сотрудничать со специалистами с целью их решения.
  • Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.

Для себя я определила основные принципы взаимодействия с семьёй:

  • все формы должны быть интересными для семьи;
  • родители и педагоги должны иметь право выбора внутри предлагаемой формы взаимодействия;
  • родители имеют возможность действовать со своим ребенком и выглядеть в его глазах значимым.

Вся система моей работы с родителями направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Наряду со сложившимися традиционными формами работы с семьёй я не один год использую и новые формы и методы взаимодействия с родителями. Наиболее удачными и продуктивными из них я проложила прочный мостик к сердцам родителей. Среди них нетрадиционные родительские собрания.

Подготовка:

  1. Выбрать ответственных членов родительского комитета на предыдущем собрании:

а) за выставку «Игрушка моего детства»;

б) за организацию фотоконкурса «Моя семья»;

в) за выставку поделок из природного материала.

2. Оформить приглашение на собрание в виде часов с кукушкой.

  1. Написать памятки родителям как надо вручать и принимать подарки.
  2. Празднично украсить группу.
  3. Выучить с детьми песню «Моя родня» и стихи о семье.
  4. Подготовить необходимую музыку.
  5. Записать на магнитофон ответы детей на вопросы:
  • Дети, вы любите праздники? А зачем они вам?
  • Садитесь ли вы за один стол с родителями, когда к вам приходят гости?
  • Ты со своими друзьями разбросал игрушки. Что скажет твоя мама?
  • Какие праздники для тебя устраивают родители?
  1. Подготовить столы для проведения собрания, разложить на них всё необходимое.

Литература:

  • Метенова Н.М. Родительское собрание. Методика проведения.
  • Лопатина А., Скребцова Л. Семейные заповеди.

Ход собрания

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей?

Семейные традиции – это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечён праздничный сервиз – тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.

Если 1 сентября вы с ребенком сажаете деревце или под Новый год выезжаете в лес с детьми для того, чтобы нарядить елку угощениями для зверей и птиц, или 9 мая по-особому поздравляете дедушку или соседа – ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей.

В нашей семье есть традиция: по вечерам мы с ребенком ведём задушевные беседы. Мы садимся рядышком и рассказываем друг другу о прожитом дне, о впечатлениях, о новшествах. Всё это, конечно же, строится на доверии.

Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей.

Представьте, что вы хотите попасть в запертый дом, но хозяин дома не дал вам ключ. Что делать? Взломать дверь, залезть через окошко? Вряд ли хозяину это понравится. Раз он не дал вам ключ, значит, не хочет вас пускать.

Жизнь ребёнка – это огромный мир. Чтобы в него войти, чтобы помочь маленькому хозяину этого мира, нужно иметь волшебный ключ, который называется доверием.

Маленькие дети доверяют своим родителям и даже просто взрослым людям. Если ваш ребёнок сейчас рассказывает вам свои тайны – уважайте это, не смейтесь, понимайте – для него это важно!

Входит ребёнок и читает стихотворение:

Маму я свою люблю,

Ей секрет я расскажу!

Мальчик новый к нам пришёл,

И ко мне он подошел.

Стал со мною он играть,

Стал со мною рисовать,

Подарил он мне игрушку.

А зовут его – Ильюшка!

Вы все, уважаемые родители, получили творческое задание, подумать, вспомнить о традициях вашей семьи. Описать их, написать, какие ещё традиции вы хотели бы видеть в вашей семье. Может быть, они были в семье вашего детства, а сейчас утрачены.

Мы с детьми рассмотрели и обсудили все ваши предложения и сочинения. Очень нам понравилась традиция семьи Аникиных: «Мы всегда вместе…» С вашего разрешения я зачитаю отрывок из вашего сочинения. Это очень трогательный рассказ… Расскажите нам, пожалуйста, об этой традиции.

Дискуссия родителей, обмен опытом поддержания семейных традиций.

Объявляю музыкальную паузу . Сегодня к нам мама Куниной Лизы споет песню из моего детства – эту песню под гитару перед сном пел мой папа, и сейчас мы все окунёмся в детство.

Как вы думаете, детские праздники в семье – это хорошая традиция? Нужны ли они нашим детям?

Игра «Вопрос – ответ». Предлагаем родителям цветок – ромашку. Родители по желанию отрывают лепесток, читают вопрос, и мы вместе обсуждаем ответ. Параллельно на некоторые вопросы включается магнитофонная запись с ответами детей.

  1. Могут ли помочь праздники в воспитании у ребенка положительных черт характера?
  2. Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, нет?
  3. Предложите детскую забаву – игру для празднования дня рождения.
  4. Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?
  5. Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните ребенку?
  6. Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода гостей?
  7. Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?
  8. Вашему ребенку подарили игрушку, которая у него уже есть. Как он поступит?

Праздники для ребенка – это хорошая семейная традиция. Загадки, викторины, познавательные игры – развивают ум ребёнка. В доме праздник – нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, вычистить – так входит труд в жизнь ребёнка. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – разве не воспитываем мы своих детей эстетически?

Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, где ловкость и сообразительность способствует здоровому росту?

И ещё – семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы. Семья – это основа всего доброго, положительного, то есть в ребёнке. В семье закладывается уважение и любовь к семейным традициям! Любите своих детей, уважайте их мнение, желания и они ответят вам тем же! Дружите с детьми!

Воспитатель, под спокойную, мечтательную музыку, читает стихотворение А. Лопатиной «Дружите с детьми».

Не жалейте время для детей,

Разглядите взрослых в них людей,

Перестаньте ссориться и злиться,

Попытайтесь с ними подружиться.

Постарайтесь их не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.

Обогрейте их своим теплом,

Крепостью для них пусть станет дом.

Вместе с ними пробуйте, ищите,

Обо всем на свете говорите,

Их всегда незримо направляйте

И во всех делах им помогайте.

Научитесь детям доверять –

Каждый шаг не нужно проверять,

Мненье и совет их уважайте.

Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей

И любите их душою всей

Так, как невозможно описать.

Вам тогда детей не потерять!

А сейчас, здесь появится смысл всей вашей жизни, самое дорогое, что у вас есть. Встречайте, ваши дети!

Дети под музыку входят в зал и дарят родителям рисунки на тему: «Моя семья». Читают стихи:

Семья – защита от обид,

Для малышей она как щит.

Как прочная она броня

От холода и от огня.

Случилась с малышом беда,

Семья поймёт его всегда;

Порой за шалость побранит

Но все равно потом простит.

Семья – любви волшебный край,

Она как драгоценный рай,

В котором вера и мечта

Ее иссякает никогда.

Всем детям на земле нужна

Семьи волшебная страна,

Чтобы любить и жалеть,

Чтобы они могли взлететь.

В завершение все вместе, дети и родители, поют песню на слова Я. Акима «Моя родня»

Мама с папой – моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка – родня, и братишка,

И щенок лопоухий – Тишка.

Я родных своих очень люблю.

Скоро всем им подарки куплю

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню – удобная щетка,

Молоток настоящий – братишке,

Мяч – сестренке, игрушку – Тишке.

А еще есть друг у меня,

Друг Сережа мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему расскажу,

Все на свете ему подарю!


Поделиться: