Анкета в социологическом исследовании. Методы социологического исследования (Анкетирование, интервьюирование)

  • 10. Общество как социальная система, его характерные черты и особенности
  • 11. Типы обществ с позиции социологической науки
  • 12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине
  • 13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма
  • 14. Форма социального движения – революция
  • 15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества
  • 16. Теории культурно-исторических типов общества
  • 17. Понятие социальной структуры общества
  • 18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества
  • 19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры
  • 20. Теория социальной стратификации
  • 21. Социальная общность и социальная группа
  • 22. Социальные связи и социальное взаимодействие
  • 24. Понятие социальной организации
  • 25. Понятие личности в социологии. Черты личности
  • 26. Социальный статус личности
  • 27. Социальные черты личности
  • 28. Социализация личности и ее формы
  • 29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества
  • 30. Социальная активность личности, их формы
  • 31. Теория социальной мобильности. Маргинализм
  • 32. Социальная сущность брака
  • 33. Социальная сущность и функции семьи
  • 34. Исторические типы семьи
  • 35. Основные типы современной семьи
  • 37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения
  • 38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества
  • 39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака
  • 40. Понятие культуры, ее структура и содержание
  • 41. Основные элементы культуры
  • 42. Социальные функции культуры
  • 43. Формы культуры
  • 44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры
  • 45. Массовая культура, ее характерные черты
  • 47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития
  • 48. Конфликт как социологическая категория
  • 49 Концепция социального конфликта.
  • 50. Функции социальных конфликтов и их классификация
  • 51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов
  • 52. Девиантное поведение. Причины девиации по э.Дюркгейму
  • 53. Виды и формы девиантного поведения
  • 54. Основные теории и концепции девиации
  • 55. Социальная сущность общественной мысли
  • 56. Функции общественной мысли и пути ее изучения
  • 57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции
  • 58. Политическая система общества и ее структура
  • 61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования
  • 62. Программа социологического исследования, ее структура
  • 63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях
  • 64. Основные методы сбора социологической информации
  • 66. Метод наблюдения и его основные виды
  • 67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания
  • 68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды
  • 69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления
  • 69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления

    Анкета − упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа. Вопросы могут быть открытыми, когда от респондента требуется в свободной форме выразить свое мнение, и закрытыми, если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов.

    Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру. Любая анкета вкл в себя три основные части:

    • заключительную часть (паспортичку)

    Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

    Паспортичка (демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.

    Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования.

    Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты.

    При составлении основного вопросника важно учитывать прежде всего его функциональную роль как средства получения информации об объекте исследования, наиболее подходящие для достижения этой цели вопросы, их тип и форму, последовательность. Вопросы анкеты должны быть понятны респондентам, быть достаточно простыми в грамматическом и лексическом отношениях, учитывать уровень их общего развития, особенности культуры и степень осведомленности в той области, которая относится к предмету исследования. Вопросы не должны быть завуалированной формой утверждений, навязывать позиции социолога и содействовать формированию мнения о тех предметах и явлениях, которые стремится узнать социолог. Так же как в интервью, вопросы анкеты могут формулироваться как в открытой, так и в закрытой формах. Поэтому сначала важно решить, какому типу вопросов - открытым или закрытым - отдать предпочтение. Критерии предпочтения здесь аналогичны тем, которые используются при формализованном интервью. Одно из основных требований к формулированию ответов в закрытых вопросах - недопущение логических ошибок: пересечения объемов понятий, ряда положений определений, характеризующих разные аспекты анализируемого явления, и др

    Вопросы также могут быть прямыми («Удовлетворены ли Вы своей работой?») и косвенными («При каких условиях Вы перешли бы на другое место работы?»). Прямой вопрос рассчитан на ответ, смысл которого заведомо одинаков для социолога и респондента. Ответ на косвенный вопрос предполагает расшифровку в ином, скрытом от респондента смысле, поэтому такого рода вопросы включаются в анкету, если затрагивается чувствительная для респондента тема. Вопросы, особенно те, которые направлены на выявление оценок и мнений опрашиваемых, могут задаваться также в личной и безличной формах. Безличная форма используется тогда, когда нужно выявить мнение, не совпадающее с общепринятым. Стандартные слова, с которых начинаются безличные вопросы: «Существует точка зрения, что...», или «Некоторые считают, что...». Заканчивается безличный вопрос просьбой к респонденту указать наиболее приемлемую из приводимых в вопросе точек зрения. Все вопросы анкеты с точки зрения их связи с решением главной задачи исследования делятся на основные (программные) и «технологические» (тестовые). Назначение тестовых вопросов - содействовать решению главной задачи исследования. К их числу относятся контрольные вопросы, вопросы-фильтры, а также вопросы-ловушки. Первые включаются в анкету для уточнения или подтверждения ответов на другие вопросы, вторые - для того, чтобы при обработке массива ответов исключить ответы некомпетентных или неосведомленных людей. Третьи - помогают отделить ответы недобросовестных респондентов. В качестве контрольных вопросов используются проективные вопросы, касающиеся воображаемой ситуации. Так, например, прямой вопрос об удовлетворенности работой может быть дополнен вопросом об условиях, при которых респондент мог бы покинуть данную работу. Контроль компетентности опрашиваемых необходим, когда речь идет о получении информации о событиях и продуктах деятельности. Если предметом изучения является оценка событий или продуктов деятельности, то контрольные вопросы и вопросы-фильтры должны быть направлены на проверку знакомства респондента с предметами оценки - событиями или продуктами деятельности. Например, проводя опрос с целью оценки стиля работы менеджеров среднего звена, следует включить в анкету вопрос, ответ на который покажет, в какой мере респондент владеет информацией, позволяющей ему дать компетентную оценку данного вида трудовой деятельности. Программные вопросы - это вопросы, непосредственно нацеленные на получение запрограммированной информации об объекте и предмете исследования. Их не следует смешивать с индикаторными вопросами, которые являются результатом процедуры операционализации понятий и предназначены непосредственно респонденту. Из нескольких ответов на этого рода вопросы и складывается один ответ, являющийся ответом на программный вопрос. В формулировке вопросов, относящихся к событиям, не должно содержаться оценочных терминов («много» - «мало», «хорошо» - «плохо», «сильно» - «слабо» и т.п.), поскольку за каждой из таких оценок стоит исключительно субъективное восприятие соответствующих свойств оцениваемых событий. Вопросы, относящиеся к давно происходившим событиям, желательно дополнять контрольными вопросами, которые позволят оценить, насколько детально респондент помнит события того времени. Эти вопросы должны выяснить: был ли опрашиваемый непосредственным участником событий, может ли он указать место и время события, благоприятные и неблагоприятные обстоятельства, ему сопутствующие, активных участников и их роли, динамику развития события.

    Сама же последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки (компоновка вопросов от наиболее простых к наиболее сложным), либо определена методом постадийного развертывания вопросов (пятимерный план Гэллапа). При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лимитировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше случайной или недостаточной информации. Поэтому оптимальным считается время заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопросов по теме исследования).

    Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.п. Пилотаж проводится на микровыборке (до 100 человек) опытным социологом в форме интервью с фиксацией ответов респондента, его реакций на содержание вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фиксацией времени, затраченного на опрос. Все это позволяет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе.

    После сбора анкет начинается их обработка и анализ данных.

    Из проведенного анализа следует, что метод анкетного опроса является наиболее важным методом сбора первичной информации в соц-ом исследовании.

    Качество анкеты определяется степенью соблюдения двух основных условий:

    1) формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче, то есть обеспечивать получение информации именно об изучаемом признаке;

    2) формулировка должна соответствовать возможностям респондента как источника информации, то есть вопросы не должны предъявлять непосильных требований к респонденту, к его памяти, аналитическим возможностям, к его представлениям о чувстве собственного достоинства.

    Общие принципы построения анкеты

    1. Программная логика вопросов анкеты не должна смешиваться с логикой построения вопросов анкеты. Опросный лист в целом строится с учетом психологии восприятия опрашиваемого. Это ведущий принцип, определяющий остальные. 2. Необходимо учитывать особенности культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Например, в массовом опросе нет смысла объяснять его научные цели. Целесообразней подчеркнуть практическую ценность. Однако при опросе экспертов следует отметить и то, и другое.

    3. Частные вопросы следует размещать перед вопросами общего характера. Если вопрос общего характера поставить первым, то ответ на него, данный респондентом, неизбежно, в силу психологического стремления оправдать общую оценку и так называемого эффекта «эха», повлияет на последующие ответы респондента на частные вопросы.

    4. Вопросы следует располагать в зависимости от их трудности и содержания. По характеру динамики сложности вопросов весь вопросник разбивается на четыре стадии. На первой стадии сложность вопросов растет, начиная с наиболее простых, вступительных. Вступительные вопросы выполняют две «технологические» функции: заинтересовать респондента и максимально облегчить ему включение в работу по заполнению анкеты. Поэтому они не должны вызывать беспокойства. Затем следуют более сложные и желательно событийные, а не оценочные вопросы, далее еще более сложные. Потом - на второй стадии - сложность вопросов временно уменьшается. На третьей - резко возрастает до самых сложных. На четвертой стадии сложность вопросов резко уменьшается и заключительные вопросы должны быть относительно нетрудными, поскольку по мере заполнения анкеты люди утомляются. Именно по этой причине паспортная часть помещается в конце анкеты, так как вопросы демографического и статусного характера вызывают у многих людей тревогу.

    5. В анкете должно быть предусмотрено право не отвечать на вопрос. Перед проведением опроса любая анкета, так же как и любой другой новый инструмент, проходит апробацию. Эта стадия прикладного социологического исследования носит название пилотажной или пилотажного исследования. Суть пилотажного исследования заключается в проверке соответствия анкеты тем требованиям, которые изложены выше, и ее корректировки в случае, если выявятся их нарушения.

    Паспортная часть анкеты включает вопросы, ответы на которые дают основные, статусные сведения о респондентах, пол, возраст, образование, стаж работы, семейное положение, основной род занятий, источник и размер дохода. Такого рода вопросы лучше формулировать в закрытой форме, разбив континуумы (последовательности количественных значений) названных признаков на интервалы. Это значительно ускоряет заполнение анкеты и ее обработку. Закрытые вопросы, касающиеся статуса, следует формулировать в терминах, исключающих двусмысленное толкование. Также в закрытом вопросе желательно избегать терминов, которые могли бы принизить статус респондента. Например, перечисляя группы работников, отличающиеся уровнем квалификации, следует использовать конкретные названия профессий. Паспортная часть размещается в конце анкеты.

    Анкетные опросы различаются целями, адресатами, содержанием и конструкцией задаваемых вопросов. С точки зрения целей и содержания анкетные опросы могут быть направлены на получение информации о событиях, фактах поведения, имевших место в прошлом и настоящем, о продуктах деятельности, а также о мотивах деятельности, поступков, оценках и мнениях.

    Как метод сбора социологической информации анкетный опрос применяется в трех случаях:

    а) когда необходимо получить большой объем информации;

    б) если объект исследования - общественное мнение, представления людей;

    в) при наличии условий достаточно быстрого распространения и доставки анкет респондентам, а также уверенности в достаточно большом количестве возвращения анкет.

    При проведении опросов необходимо учитывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, сильно зависят от непосредственных и конкретных условий опроса и множества других факторов, в частности, от обмена мнениями о предмете опроса между респондентами. Поэтому любой опрос желательно проводить как можно в более сжатые сроки. Любая анкета должна состоять из трех частей: обращения к респонденту (введения), собственно вопросника и так называемой паспортной части. Назначение обращения к респонденту - разъяснить ему цель исследования, его замысел. Обращение должно быть кратким, понятным, избегать панибратского, заискивающего или ложно доверительного тона, бюрократического стиля, академизма, пафоса и т.п. В целом стиль изложения и тон обращения должны учитывать возможность опрашиваемого правильно ответить на поставленный вопрос, его компетентность в данной области. Желательно также указать организацию, проводящую опрос, и подчеркнуть в случае необходимости гарантии анонимности. Не следует озаглавливать анкету, чтобы избежать давления на респондентов стереотипов массового сознания. Надежность информации, получаемой как с помощью интервью, так и анкетного и других форм опроса, зависит не только от свойств самой информации, но и от того, какие вопросы формулируются и какова лексика (язык) анкеты.

    В жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные с табакокурением, наркоманией и алкоголем. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности. В данный момент эта проблема стала поистине глобальной. По статистическим данным распространение вредных привычек в большом масштабе, в отельных странах, связано с нестабильностью политической и экономической ситуации, с наличием большого числа кризисов и не совершенностью политического и экономического механизма. По отношению к нашей стране эта проблема особенно актуальна и корни её уходят глубоко в историю нашего народа, и распространение её связано также с низкой культурой общества. С данной проблемой должно бороться не только обществу, но и также каждый человек должен осознавать для себя большой вред этих привычек и стараться бороться с ними. Только после этого можно говорить о решении данной проблемы. И поэтому мы решили провести данное социологическое исследование, чтобы наглядно увидеть распространение вредных привычек среди молодёжи, т.к. молодёжь является основой нашего общества. Проблема данного социологического исследования заключается в изучении распространения алкоголя, наркотиков и табакокурения в жизни современной молодёжи. Цель исследования - выявить состояние проблемы распространения алкоголя, наркотиков и табакокурения в жизни современной молодёжи на данный момент времени, в нашем городе. Задача исследования: собрать как можно больше информации по данной проблеме с помощью социологического опроса.

    Объект исследования: Молодёжь в возрасте 15 - 23 года. Предмет исследования: Вредные привычки (алкоголь, наркотики, курение)

    > Гипотеза исследования.

    Мы считаем, что данные вредные привычки глубоко укоренились среди молодежи. Большинство случаев потребления вредных средств молодыми людьми связано с целью повысить свое настроение, и причиной, по которой они впервые стали их употреблять (спиртные напитки, сигареты, наркотики) является желание попробовать. По нашему мнению, негативные последствия, которые несут эти пороки, оказывают, прежде всего, вред здоровью. В нашем исследовании генеральной совокупностью является вся молодежь в возрасте от 15 до 23 лет.

    Выборочная совокупность равна 30 человек: 20 муж. пола и 10 жен. Мы проводим выборочное исследование при помощи анкетирования и не претендуем на большую репрезентативность полученных данных. Данным исследованием мы хотим обратить внимание общества на данную проблему.

    Дорогой друг!

    Мы, студенты 4 курса УлГПУ, убедительно просим уделить немного внимания данной анкете и ответить на несколько несложных вопросов, чтобы помочь нашему исследованию. Просим отвечать искренне. Анонимность и конфиденциальность гарантируем. Большинство вопросов подразумевает однозначный ответ, только там, где есть указания, возможны несколько вариантов ответов; вопросы, которые не относятся к Вам, можете пропускать. Заранее благодарим!

    I. Алкоголь

    1. Употребляете ли вы алкоголь?

    С какой целью вы употребляете спиртные напитки? (возможны несколько вариантов ответов)

    а) чтобы снять напряжение (стресс)

    б) чтобы повысить своё настроение

    в) чтобы поддержать компанию

    г) ваш вариант ответа ________________________________________ ___________________________________________________________

    3. Всегда ли Вы можете отказаться от предложения выпить?

    4. Как часто Вы употребляете спиртные напитки?

    а) ежедневно

    б) не более трех раз в неделю

    в) не более двух раз в месяц

    II. Курение

    1. Курите ли Вы?

    2. Количество выкуриваемых Вами сигарет?

    а) 1-10 сигарет в день

    б) 10-20 сигарет в день

    в) более пачки в день

    3. Вследствие чего Вы начали курить? (возможны несколько вариантов ответов)

    а) желание повзрослеть

    б) влияние компании

    в) хотел попробовать

    г) свой ответ

    4. С какого возраста Вы начали курить?

    а) с 8-12 лет

    б) с 12-16 лет

    в) с 16-20 лет

    г) после 20 лет

    III. Наркотики

    1. Употребляли ли Вы когда-нибудь пусть даже слабый наркотик?

    2. Если да, то с какой целью?

    а) Желание новых ощущений

    б) Под воздействием других людей

    в) Ваш вариант ответа

    По-вашему, какие негативные последствия несут в себе эти пороки?

    а) Мужской

    б) Женский

    Результаты исследования

    Анализируя результаты нашего исследования, мы сделали следующие выводы:

    Наша гипотеза о том, что данные вредные привычки глубоко укоренились среди молодёжи, оказалось верной. Большинство мужчин подвержены данным вредным привычкам, в частности: алкоголю подвержены 100% мужчин и 80% женщин, курению подвержены 75% мужчин и 30% женщин.

    Что касается наркотиков, то среди наших респондентов наркоманов не выявлено, но большинство хотя бы один раз пробовали наркотик (80% мужчин, 30% женщин).

    Основной целью потребления спиртных напитков, наркотиков является повышение настроения.

    Наша гипотеза, в соответствии, с которой основной причиной употребления в первый раз этих веществ является желание попробовать, не подтвердилась. Этой причиной является влияние компаний.

    Степень зависимости от алкоголя и сигарет показана следующими показателями:

    от алкоголя - ежедневно употребляют спиртные напитки 0% мужчин и женщин.

    Не более трёх раз в неделю - 80% мужчин и 30% женщин.

    Не более трёх раз в месяц - 20% мужчин и 70% женщин от сигарет - ежедневно выкуривается 1-10 сигарет 20% мужчин и 66.7% женщин.

    Ежедневно выкуривается 10-20 сигарет 73.3% мужчин и 33.3% женщин.

    Ежедневно выкуривается более пачки в день 6.7% мужчин и 0% женщин.

    Как и предполагалось ранее, большинство респондентов высказали мысль о том, что основным негативным последствием этих привычек является вред здоровью.

    Методы

    Основными методами сбора первичной социологической информации являются наблюдение, изучение документов и опрос , они могут сочетаться в различных вариантах. Наблюдение , т. е. прямая регистрация событий социологом, имеет некоторые преимущества по сравнению с другими методами. Во-первых, информация регистрируется наблюдателем независимо от субъективных желаний посторонних лиц; во-вторых, события фиксируются в момент их свершения; в-третьих, регистрировать можно объективные факты, а не только факты сознания. В то же время возможны искажения реальной действительности в субъективных оценках исследователя.

    Социологическое наблюдение является научным и отличается от обыденного тем, что оно подчинено исследовательской цели и задачам исследования; планируется по заранее продуманной процедуре, все результаты наблюдения фиксируются.

    Другим важнейшим методом социологического исследования является изучение документов . Документом в конкретном, социологическом исследовании можно считать любую информацию, зафиксированную в рукописном или печатном тексте, на магнитной ленте или кинопленке.

    Важнейшим, необходимым элементом социологического исследования является опрос. Он дает информацию о субъективных мнениях, чувствах, мотивах поведения индивида, во многих случаях является источником сведений и об объективных процессах. Наиболее распространенными являются два больших класса опросных методов: интервью и анкетирование. Интервью - целенаправленная беседа, задача которой - получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования.

    В процессе интервью исследователь должен учитывать следующие требования: 1) создавать атмосферу искренности в процессе беседы; 2) так ставить вопросы, чтобы получать достоверные ответы; 3) вести точное фиксирование ответов.

    Часто применяемым видом опроса является анкетирование . Вопросы анкеты принято классифицировать по следующим основаниям. Во-первых, по содержанию их условно делят на две группы: вопросы о деятельности, фактах в прошлом и в настоящем и вопросы о мнениях, оценках, мотивах респондентов (опрашиваемых). Во-вторых, по форме делят на «открытые», когда ответ может быть дан в любой форме, как пожелает респондент, без каких-либо регламентаций и на «закрытые», если в его формулировке содержатся варианты возможных ответов (альтернатив) и респондент должен остановить выбор на каком-либо из них.

    Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее вопросы должны быть предельно ясны для респондента. Обычно композиция анкеты характеризуется следующей последовательностью смысловых разделов: 1) вводная часть; 2) основная часть; 3) паспортичка - объективные данные о личности респондента (пол, возраст, профессия и т. д.). В основной части, как правило, не должно быть множества вопросов. Вопросы анкеты должны быть краткими и ясными, желательно «закрытыми». Практика анкетирования показывает, что для большинства категорий опрашиваемых анкету следует составлять так, чтобы респондент на чтение ее и заполнение не затрачивал более 15-25 минут.


    После окончания сбора первичной социологической информации проводится подготовка к обработке полученных анкет, при этом часть их бракуется, если респонденты несерьезно подошли к их заполнению. Некоторая часть оставшихся анкет тоже исключается из дальнейшей работы ними. Это необходимо, чтобы точнее соблюстипринцип репрезентативности выборки .

    Выборка - это часть генеральной совокупности, т. е. объекта исследования, подлежащая непосредственному изучению. Удельный вес тех или иных социальных групп в выборке должен соответствовать их удельному весу в генеральной совокупности. Для удобства обработки анкет, особенно их дальнейшей группировки, применяется кодирование ответов в зависимости от того, какой вид программы предусмотрен для обработки информации на ЭВМ, ответы могут быть закодированы сплошной нумерацией всех позиций, т. е. с помощью порядковой системы кодирования, или нумеруя ответы в каждом волосе, т. е. используя позитивную систему кодирования. Полученные с помощью ЭВМ данные социологическо-исследования, сведенные в таблицы или отображенные и помощи графиков, представляют собой числовые величины, пригодные для выводов о характере и сущности изучаемого явления. Для этого надо дать полученным материалам всестороннее, четкое объяснение, т. е. дать интерпретацию. В процессе интерпретации сравниваются итоговые материалы, полученные с помощью различных методов социологического исследования, эти данные соотносятся не только между собой, но и со знаниями исследователя. В результате интерпретации и связанного с нею анализа проверяются гипотезы, после этого можно переходить к формулировке выводов и рекомендаций.

    Заключительная часть социологического исследования - это оформление результатов исследования. Важнейшим документом исследования является отчет, который имеет как теоретическое, так и практическое значение. Даже исследование прикладного направления способствует развитию той или иной социологической теории, по крайней мере, дает для этого эмпирический материал. В отчете социологического исследования наглядно проявляется тесная взаимосвязь теории и практики, в нем должны содержаться как теоретические, так и практические рекомендации.

    Введение

    Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана - о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т.д. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (в анкетировании их называют респондентами). Свои задачи психология решает с помощью определенных методов. Метод - это путь познания истины. Различают всеобщий метод (методологию), общие (присущие ряду наук) и частные (специфические для данной науки) методы, а также приемы и средства исследования. Методы основополагаются на теории и методологии.

    Объектом исследования являются методы социологических исследований.

    Предметом исследования в данной курсовой работе являются анкетные опросы и интервью. Разновидности опросов и их специфика.

    Целью курсовой работы является анализ анкетных опросов и интервью.

    Цель работы обусловила постановку следующих задач:

    1. Проанализировать методы социологических исследований.

    2. Выявить разновидности опросов и их специфику.

    3. Провести анализ опроса как метода изучения общественного мнения работников здравоохранения.

    Теоретической и методологической основой данного исследования являются труды Мирошниченко И.В., Петровой З.А.

    Методология данного исследования состоит в системном и функциональном подходах.

    В работе использованы методы анализ и синтез.

    Информационную базу составили теоретические исследования ведущих политологов и социологов, материалы социологического исследования, использована научная литература по теме исследования.

    Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что полученные знания из исследования, может использовать в своей деятельности современное поколение. В процессе дальнейшего освоения профессии это даст возможность понять, как действовать при опросах, как вести себя в тех случаях, когда респондент не хочет отвечать или просто не находит на это времени, как нужно представляться и насколько правильно доносить информацию до общества, чтобы ее содержание не вызывало двусмысленного толкования.

    Структура исследования обусловлена целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

    > Методы социологических исследований

    > Анкетирование в социологическом исследовании

    Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время; б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз. Бурдье, П. Социология политики / П. Бурье. - М.:Социо-Логос, 2005. - С. 156 - 157.

    Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.

    Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета, состоящая не только из опросного листа и «паспортички», но и из преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т. к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. В преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.

    Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений. В анкете можно и нужно ставить:

    1. не только программно-тематические, т.е. непосредственно вытекающие из исследовательской программы вопросы, но и процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса;

    2. как прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию, так и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы;

    3. вопросы - «крючки», ставящиеся для того, чтобы респондент «клюнул», т.е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты;

    4. вопросы - «фильтры», позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку, скажем, отсеить ту их часть, мнение которой по следующему за «фильтром» вопросу представляется либо особо ценным, наоборот, либо не очень важным;

    5. контрольные вопросы, проверяющие устойчивость и непротиворечивость мнений респондентов;

    6. вопросы - «ловушки», являющиеся разновидностью контрольных, предназначенные для выяснения степени искренности ответов;

    7. наводящие вопросы, помогающие точнее понять смысл последующего (более важного) вопроса;

    8. дихотомические вопросы, предполагающие два взаимоисключающих друг друга варианта ответа (типа «да-нет»);

    9. вопросы - «меню», т.е. с поливариантными ответами, когда респондент может выбрать любое сочетание вариантов ответов;

    10. вопросы - «диалоги», ответы на которые составляются из ответов воображаемых лиц;

    11. шкальные вопросы, т.е. такие, ответ на которые заключен в шкалировании чего-либо;

    12. табличные вопросы, предполагающие ответ в форме заполнения таблицы;

    13. закрытые вопросы, т.е. сопровождаемые всеми теоретически возможными вариантами ответа, из которых респонденту предстоит выбрать тот, который соответствует его мнению;

    14. открытые вопросы, не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты;

    15. полузакрытые, точнее, частично закрытые (или частично открытые) вопросы, на которые заранее дана лишь часть вариантов ответа, которая может не удовлетворить респондентов, имеющих возможность дописать свой вариант.

    Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме «меню», шкал, таблиц и дихотомий, более удобные для обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок. Волков, Ю.Г. Социология учебник для вузов / Ю.Г. Волков. - М.: Гардарики, 2005. - С. 234 - 236.

    Метод анкетирования - психологический вербально - коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов - анкета. Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

    При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

    Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона, который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.

    Виды анкетирования:

    По числу респондентов:

    Индивидуальное анкетирование (один респондент);

    Групповое анкетирование (несколько респондентов);

    Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов);

    По полноте охвата:

    Сплошное (опрос всех представителей выборки);

    Выборочное (опрос части выборки);

    По типу контактов с респондентом:

    Очное (в присутствии исследователя-анкетёра);

    Заочное (анкетёр отсутствует);

    С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.

    1. Какие способы общения через Интернет Вы используете чаще всего?

    а) Никакие

    д) MSN Messenger

    е) вКонтакте.ру

    ж) Одноклассники.ру

    з) МойМир

    к) Свой вариант_____________

    2. Знакомились ли Вы когда-нибудь через Интернет

    а) Да. И не раз!

    б) Да было один раз

    в) Нет, но хотел(а) бы

    г) Нет и не собираюсь!

    Определить цели которыми руководствуются студенты при знакомстве через социальные сети

    3. Если Вы знакомитесь через Интернет, то с какими целями делаете это?

    а) Не знаю. Выходит само собой...

    б) От нечего делать. Поболтать, чтобы убить время.

    в) Для деловых контактов

    г) В поисках друзей, единомышленников

    д) Расширяю круг общения, которого мне не хватает

    е) В поисках сексуальных партнеров

    ж) Завязать виртуальный роман

    з) Для серьезных отношений с ней (с ним) в будущем

    и) С другими намерениями

    4. Верите ли Вы в то, что можно влюбиться заочно через Сеть?

    б) Скорее да, чем нет

    в) Скорее нет, чем да

    д) Трудно сказать

    5. Что Вы больше всего цените в любимом человеке?

    а) Внешность

    б) Ум, образованность

    в) Отсутствие вредных привычек

    г) Ответственность, надежность

    д) Нежность и ласку

    ж) Силу, "твердость" характера

    з) Заботу, умение создать комфорт

    и) Верность, порядочность

    к) Физическую силу

    л) Единство интересов

    м) Деньги

    н) Другие качества

    о) Затрудняюсь ответить

    6. Готовы ли Вы на реальную встречу с виртуальным(ой) знакомым(ой)?

    б) Скорее нет, чем да

    г) Скорее нет, чем да

    д) Трудно сказать

    7. Если Вы когда-нибудь заводили романтическое знакомство через Сеть, то к чему оно привело? (Если таких знакомств было много, то выберите максимум чего Вы достигли)

    а) Просто обменялись словесными автопортретами

    в) Вели (ведем) переписку в рамках приличий

    г) Даже встретились. Но он (она) меня разочаровал(а)

    д) Состоялся бурный, но лишь виртуальный роман

    е) Пришел(шла). Увидел(ла). Победил(ла). Незабываемое приключение...

    ж) Встречаемся до сих пор. Подробности опускаю...

    з) Наверное, это любовь!

    к) Свой вариант___________________________________________________________

    8. Пользуетесь ли Вы виртуальными службами знакомств?

    а) Нет, и не собираюсь

    б) Нет, но хотелось бы попробовать

    в) Несколько раз заполнял(а) там анкеты

    г) Да, я часто оставляю там данные о себе

    д) Ограничиваюсь просмотром баз данных этих служб

    9. Количество созданных Вами сообществ (групп):

    а) Ни одной

    м) Затрудняюсь ответить

    в) Время от времени

    а) Скорее всего, стану

    б) Скорее всего, не стану

    в) Затрудняюсь ответить

    г) Стану ее участником в любом случае

    д) Нет, ни при каких обстоятельствах

    а) Обмен личными сообщениями с друзьями

    в) Размещение страницы с личной информацией

    г) Поиск информации по заданным параметрам

    д) Размещение фотографий и изображений

    е) Обмен файлами различных типов, форматов

    ж) Предоставление информации о себе разрешенным пользователям

    з) Получение Ответов на вопросы

    и) Комментирование дневников, записей, фотографий других пользователей

    к) Получение персональной информации о других пользователях

    л) Создание и ведение собственных сообществ

    м) Публикация аудио или видео материалов

    н) Затрудняюсь ответить

    13. Количество сообществ (групп), в которых Вы состоите:

    б) Ни в одной не состою

    г) Затрудняюсь ответить

    е) Более 50

    14. Личные данные, которые Вы указали в своем профиле:

    а) Имя, Фамилия

    б) Возраст

    в) Место учебы или работы

    г) Координаты в Интернет (сайт, e-mail, ICQ)

    е) Список друзей

    ж) Интересы

    з) Адрес проживания

    а) Скорее нет, чем да

    в) Скорее да, чем нет

    д) Затрудняюсь ответить

    а) Одноклассники (http://odnoklassniki.ru/)

    б) Мой мир (http://my.mail.ru/)

    в) Вконтакте (http://vkontakte.ru/)

    г) Мой круг (http://moikrug.ru/)

    д) Rambler Планета (http://planeta.rambler.ru/)

    е) LovePlanet (http://loveplanet.ru/)

    з) Facebook (http://www.facebook.com/)

    и) Свой вариант______________________

    17. Сколько примерно времени (часов в день) Вы проводите на сайтах социальных сетей в выходные (нерабочие) дни?

    в) 0 часов

    д) Затрудняюсь ответить

    е) Более 5 часов

    з) 5 часов

    18. Сколько примерно времени (часов в день) Вы проводите на сайтах социальных сетей в рабочие (учебные) дни недели

    в) 0 часов

    д) Затрудняюсь ответить

    е) Более 5 часов

    з) 5 часов

    19. Я являюсь активным создателем и модератором онлайн-сообществ (групп)

    в) затрудняюсь ответить

    20. Я стремлюсь зарабатывать репутацию, особый статус в онлайн-сообществах

    а) Скорее нет, чем да

    в) Скорее да, чем нет

    21. Известно ли Вам что-либо о существовании виртуальных социальных сетей?

    22. В реальной жизни Я общаюсь с людьми, с которыми познакомился (-лась) в социальной сети

    в) Затрудняюсь ответить

    а) Личные сообщения

    б) Поиск людей по заданному профилю

    в) Добавление новых друзей

    г) Заполнение и редактирование страницы с личной информацией

    д) Размещение изображений в фотоальбоме

    е) Добавление комментариев к любой размещенной информации

    ж) Публикация аудио и видео материалов

    з) Затрудняюсь ответить

    и) Создание и модерация онлайн-сообществ (групп)

    25. Количество человек в списке Ваших друзей:

    а) Менее 10 человек

    б) 11-20 человек

    в) 21-30 человек

    г) 31-40 человек

    д) Более 100 человек

    е) 41-50 человек

    ж) Затрудняюсь ответить

    з) 61-70 человек

    и) 51-60 человек

    к) 71-80 человек

    л) 81-90 человек

    а) Инструмент для поиска старых друзей и знакомых

    б) Удобный способ общаться с друзьями и знакомыми

    в) Способ узнать мнения различных людей по каким-либо вопросам

    г) Инструмент для поиска людей со схожими интересами

    д) Инструмент для поиска коллег и деловых партнеров

    е) Способ рассказать миру о себе

    ж) Инструмент для самовыражения

    з) Затрудняюсь ответить

    27. На каком курсе Вы учитесь

    28. Ваш пол

    а) мужской

    б) женский

    29. Ваш возраст

    а) 17-18 лет

    б) 19-20 года

    в) 21-22 года

    Поделиться: