Профилактика аддиктивного поведения у подростков в образовательной практике средней школы. и) Фан

Система профилактических и коррекционных мероприятий связана с созданием у подростков альтернативной мотивации по отношению к возникшим негативным потребностям, подведением их к обдуманному выбору. Сохранные личностные черты и хотя бы элементы позитивной мотивации становятся тем фундаментом, на котором может строиться программа помощи и поддержки подростков с аддиктивным поведением Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: СК «Сфера», 2001. С. 152..

Она включает следующие мероприятия:

1. Групповые формы работы, в том числе психотерапевтической, которые:

а) открывают возможность формирования в актуальных для всех и каждого жизненных ситуациях получения нового опыта нормальных человеческих взаимоотношений, стимулируют вновь возникающие концепции «Я», новые модели идентификации;

б) обеспечивают формирование чувства принадлежности к ближним, исключающего изоляцию в окружающей среде; защищенность от хронического стресса; расширение временных перспектив.

Упражнения, которые при этом выполняют участники занятий -- ролевые игры, тренинги и т.п., -- помогут получить новый опыт при взаимодействии с окружающими путем включения разнообразных ощущений чувств -- от самых безобидных до захватывающих дух. Разыгрываются не только сцены из жизни, которая подросткам хорошо знакома, но и делается попытка проникнуть в неведомый мир взрослых. Это помогает расширить представления о жизни, о своих возможностях, чувствах, разобраться в проблемах, примерить на себя взрослые роли, понять «изнутри» своих родителей, преподавателей, воспитателей, близких, а значит, сделать еще один шаг к взрослению.

2. Индивидуальные формы работы, включающие коррекцию поведения и широкий диапазон воздействий -- от групповых тренингов до интересной, предметной (в том числе трудовой) деятельности, профессионально ориентирующей его, способствующей построению позитивного взаимодействия с окружающими, расширяющей его контакты с другими детьми и социумом.

3. Коррекция отношения к будущему за счет профессиональной ориентации и формирования установок на выбор карьеры под руководством квалифицированного специалиста через фиксацию и развитие личностных смыслов происходящих изменений в социальных отношениях, целенаправленное упорядочение своей деятельности, определение ближайших и отдаленных перспектив, выделение и осознание различных систем ценностей.

Выделяют несколько видов профилактической работы:

1. Первичная профилактика - меры, направленные на то, чтобы болезнь, процесс или проблема не появились.

2. Вторичная профилактика - меры направленные на как можно более раннее обнаружение и прекращение или изменение к лучшему течения болезни, процесса или проблемы.

3. Третичная профилактика - остановка или замедление течения болезни, процесса или проблемы и их последствий, даже если основное (патологическое) состояние сохраняется.

Первичная профилактика выглядит как:

а) информационные кампании в средствах массовой информации,

б) обеспечение соответствующих средств защиты,

в) предложение альтернативного поведения в данной общественной и культурной среде.

Вторичная профилактика включает в себя:

а) целенаправленные информационные кампании (на основе непосредственных отношений в обществе),

б) предоставление средств защиты и объяснение их использования,

в) использование фармакологических и прочих средств для воздействия на конкретного человека,

г) внесение изменений в закон с целью позитивного преобразования общества, подверженного высокому уровню риска, а также с целью предотвращения распространения данного явления,

д) обучение педагогов и лиц, реализующих профилактические программы.

Профилактика рецидивов включает в себя:

а) передача информации и обучение конкретных лиц,

б) непосредственные лечебные и реабилитационные действия,

в) создание конкретных структур и организаций (лечебно-реабилитационная база).

Первое требование любой профилактической деятельности - это предоставление информации, которая непосредственно достигает адресата и вовлекает его в активную работу.

Второе требование: информация должна быть помещена в рамки определенного контекста. Этот контекст должен обогащаться и перерабатываться в зависимости от появления нововведений, а также под влиянием индивидуальной или групповой реакции адресатов, в соответствии с их потребностями и чувствами.

В профилактической деятельности любая информация должна быть:

а) правильной,

б) соответствующей реальности,

в) полной,

г) доступной,

д) помещенной в нужном контексте,

е) систематизированной,

ж) соответствующей ситуации в обществе,

з) направленной на то, чтобы достичь максимальной заинтересованности адресатов.

Таким образом, термин «профилактика» включает в себя все виды деятельности, цель которых - предотвращение появления и развития определенного явления в данном обществе.

Основная цель профилактики наркомании и алкоголизма - создать в обществе такую ситуацию, при которой члены данного общества не употребляют психоактивные вещества (за исключением случаев медицинской необходимости), а значит, не приносят вред себе и окружающим.

Эффективность профилактической работы в общеобразовательных учреждениях во многом зависит от ее координации. Проведение отдельных мероприятий (месячников, массовых акций, внеклассных мероприятий и т.д.) не дадут желаемого результата, если будут реализовываться отдельно от других. Профилактическая деятельность, ориентированная на педагогов, учащихся и их родителей, представляет собой целостную систему, координированно направленную на всех участников образовательного процесса. Такая координация действий в полной мере обеспечивает успешную реализацию превентивных стратегий, лежащих в основе школьной политики по отношению к злоупотреблению учащимися психоактивными веществами Черкашина Л.А., Склянова Н.А., Рукавишников А.И. и др. Профилактика наркозависимости в школе: Методическое пособие. Книга вторая. Ч. 1 и 2. - Новосибирск, 2001. С. 31..

Политика школы в значительной мере зависит от позиции учителей, родителей и учащихся, от взаимодействия в вопросах профилактики всех заинтересованных организаций и ведомств, таких как администрации районов, социальных служб, милиции, общественных организаций, центров досуга.

Целостность системы работы по наркопрофилактике обеспечивается рядом принципов, лежащих в основе научно-методического подхода к профилактической деятельности Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. - М.: Просвещение-АСТ, 1998. С. 327.:

1. Принцип научности. Является важнейшим в профилактике наркотизации. Информационное поле формируется с использованием научных и литературных материалов, на основе практического опыта специалистов.

2. Принцип сотрудничества. Предполагает кооперацию и единство действий как всех участников образовательного процесса в проведении антинаркотической политики в школе, так и заинтересованных ведомств на территории микрорайона, города.

3. Принцип политической и общественной поддержки. Реализация этого принципа является необходимым условием успешности антинаркотической пропаганды. Только при поддержке администрации, общественных организаций и средств массовой информации можно получить реальные результаты деятельности.

4. Принцип активности всех участников наркопрофилактической деятельности. Предполагает активное участие учителей, учащихся, родителей в планировании и реализации антинаркотической профилактической работы.

5. Принцип формирования реальных ясных целей и постановки задач. Задачи наркопрофилактической деятельности должны быть реальными, адаптированными к условиям образовательного учреждения, учитывать возможности коллектива школы, подкрепляться необходимыми ресурсами для достижения поставленных целей.

6. Принцип оценивания эффективности и результативности реализации наркопрофилактических программ. Методы оценки эффективности и качества результатов наркопрофилактической работы должны быть заложены в самом начале планируемой деятельности. Важность разработки критериев оценки заключается в том, что они позволяют отслеживать результаты работы на промежуточных этапах реализации программы с целью координации и корректировки эффективности и качества всей профилактической деятельности.

Программы наркопрофилактики состоят из следующих блоков:

а) анализ ситуации: описание микрорайона школы; типа школы; условий обучения в школе; количество учащихся, педагогов, родителей; число неполных семей; состояние здоровья учащихся и учителей; количество курящих, употребляющих алкоголь, наркотики (по данным анонимного анкетирования или сведениям районного нарколога); количество учащихся с поведенческими отклонениями, входящих в группу риска аддиктивного поведения; участие родителей в учебно-воспитательном процессе (участие в работе родительского комитета, посещение родительских собраний, организация классных и школьных праздников, оказание помощи в ремонте школы и т. д.);

б) анализ имеющихся ресурсов: наличие в районе наркологической службы; сотрудничество участкового инспектора, педиатра и подростковых врачей, связи с общественными организациями и центрами досуга; функционирование школьных кружков, секций, клубов; проведение профилактических мероприятий (уроки, классные часы, беседы, ролевые игры и т.д.); участие в профилактической работе учителей, социальных педагогов, психологов, родителей;

в) анализ факторов, способствующих риску вовлечения учащихся школы в табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков;

г) анализ факторов, которые препятствуют развитию аддиктивного поведения среди учащихся;

д) определение приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения и постановка целей и задач профилактической работы;

е) план мероприятий, которые необходимо реализовать для получения желаемого результата, включая научно-методическую, психолого-медико-социальную деятельность школы, работу с родителями (родительский лекторий, «Родительский университет», анкетирование, тестирование с последующим обсуждением и т.д.), работу на микроучастке;

ж) определение исполнителей и участников реализации запланированных мероприятий;

з) ожидаемые результаты;

и) критерии оценки эффективности антинаркотической профилактической деятельности образовательного учреждения.

Эффективность и результативность профилактической программы в значительной степени обеспечивается при условии ее многосторонности и долгосрочности Лозовой В.В. Профилактика наркомании. Школа, семья: Учебное пособие. - Екатеринбург, 2000. С. 50..

Глава I. Теоретические основы деятельности социального педагога по профилактике аддиктивного поведения у подростков

1.2 Методы и принципы социально-педагогической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков

1.3 Деятельность социального педагога по профилактике аддиктивного поведения у подростков

Глава II. Организация социально-педагогической работы по профилактике аддиктивного поведения учащихся в образовательном учреждении

2.1 Констатирующий эксперимент

2.2 Формирующий эксперимент

2.3 Контрольный эксперимент

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Введение

Каждый человек стремится к комфортному состоянию, но, к сожалению, в повседневной жизни оно не всегда достижимо. Всегда есть множество факторов, «мешающих жить». В таких случаях у человека возникает чувство психологического дискомфорта. Большинство людей для выхода из стрессового состояния используют: свои внутренние ресурсы, обращаются за помощью к друзьям, близким людям или просто пережидают - «время лечит», считая «проблемные» периоды естественными явлением жизни.

Люди используют различные способы, чтобы справиться со стрессом, снять усталость, расслабиться. Для одних - это еда, для других - спорт, музыка, компьютерные игры, рыбалка, чтение, работа, коллекционирование и т.д. В норме эти способы поддержания психологического комфорта не мешают, а помогают и являются неотъемлемыми составляющими полнокровной, насыщенной эмоциями и общением жизни. Если же такой способ ставится во главу угла, отодвигая на второй план все остальное «жизненное», «человеческое», можно говорить о возникновении аддиктивного поведения. Вероятность возникновения аддикции выше у людей, которые с трудом переживают даже кратковременные и «незначительные» затруднения, не умеют справляться с житейскими стрессами.

Наркомания и алкоголизм являются одной из важных и сложных проблем нашего общества. Дальнейший рост числа наркозависимых среди детей и подростков создает предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи. Сложившаяся ситуация вызывает острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

В сфере образования приоритетным направлением в решении проблем, связанных с формированием негативной зависимости, является профилактика: болезнь легче предупредить, чем лечить . Касаясь вопросов профилактики наркомании и алкоголизма, необходимо учитывать многоаспектность этого явления, а следовательно, и сложность построения системы превентивных мероприятий. Современная школа в своей деятельности, как и прежде, стремится к единству процессов обучения и воспитания. Образовательному учреждению принадлежит ведущая роль в организации среди учащихся профилактики недисциплинированного поведения, нарушения ими норм морали, этики, а также в организации санитарно-просветительской работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма и злоупотребления психоактивными веществами.

Очень часто употребление психоактивных веществ несовершеннолетними является симптомом жизненно-личностного или социального (семейного) неблагополучия. Неправильное питание, гиподинамия, стрессы, потеря смысла жизни - это факторы, которые приводят детей, подростков и молодежь к употреблению алкоголя, табака, наркотиков. Подростки «выпадают» из сферы образования, ведут маргинальный образ жизни, совершают правонарушения. Это предполагает приоритет педагогических и социально-психологических воздействий при решении вопросов профилактики аддиктивного поведения в образовательной среде. «Полагаться только на опыт наркологов в деле предупреждения табакокурения, алкоголизма, наркоманий и токсикоманий - значит вообще ничего не менять... борьба с вредными привычками в отрыве от формирования здорового образа жизни не имеет смысла, ибо любая из вредных привычек - не первичное явление, она заполняет вакуум в системе воспитания именно там, где здоровье и здоровый образ жизни занимают одно из последних мест в системе ценностных ориентаций ребенка или подростка» .

Объект исследования – аддиктивное поведение подростков.

Предмет работы - социально-педагогическая работа по профилактике аддиктивного поведения у подростков.

Цель работы: Проанализировать социально-педагогическую работу по профилактике аддиктивного поведения у подростков.

Задачи работы:

1. Провести теоретический анализ основ деятельности социального педагога по профилактике аддиктивного поведения у подростков.

2. Диагностировать склонность подростков к аддиктивному поведению.

3. Организовать и провести социально-педагогическую работу по профилактике аддиктивного поведения учащихся в образовательном учреждении.

Методы работы: Теоретический анализ литературы по теме, тестирования, социально-педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.

Глава I. Теоретические основы деятельности социального педагога по профилактике аддиктивного поведения у подростков

1.1 Особенности аддиктивного поведения подростков

Аддиктивное поведение- стремление к уходу от реальности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголь, наркотики, транквилизаторы...) либо осуществляя какой-либо вид деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование, трудоголизм...).

Этапы формирования аддикции :

1. Начало (исходная точка) - возникновение и фиксация в сознании связи между переживанием интенсивного изменения психического состояния и приемом определенного вещества (или осуществлением какого-либо действия). Человек с предрасположенностью к аддиктивному поведению в момент осознания данной связи на эмоциональном уровне понимает: «Это мое!».

Фиксация происходит не зависимо от того, положительные эмоции испытывал человек или отрицательные - главное интенсивность переживания.

2. Аддиктивный ритм - устанавливается определенная частота обращения к средству аддикции, пока только в моменты психологического дискомфорта.

Установлению аддиктивного ритма способствуют:

а) особенности личности (низкая переносимость даже кратковременных затруднений),

б) тяжелая личная жизнь (болезни и смерть близких, потеря работы),

в) ограниченный выбор стратегий выхода из стресса.

Между первым и вторым этапами может пройти несколько лет.

3. Аддикция как часть личности. Учащение аддиктивного ритма формирует стереотип реагирования на психологический дискомфорт. («Поругалась - надо съесть шоколадку»). В человеке возникают как бы две личности - «здоровая» и «аддиктивная». «Здоровая» стремится к общению, боится одиночества. «Аддиктивная», наоборот, стремится к уединению, может общаться только с такими же «аддиктами» (например: коллекционеры предпочитают общаться с такими же коллекционерами, и только по поводу коллекции). Этот этап сопровождается внутренней борьбой двух составляющих личности, и здесь еще могут возникать периоды прекращения аддикции или замена одной аддикции на другую. У многих аддиктов на этом этапе существует иллюзия полного контроля над своими эмоциями и правильности своего поведения. У человека, общающегося с аддиктом, в этом периоде возникает ощущение, что он общается с разными людьми. (Только сегодня человек обещал больше никогда не играть в казино, завтра он может обмануть с целью получения денег для игры, послезавтра - злобно обвинить во всем вас.) Аддикта в состоянии стремления к «своему ощущению» невозможно разубедить. На все доводы у него будет готовый ответ: «Марки мне важнее, чем люди, они никогда не подведут...», «Все люди пьют...», «Живем один раз, съем еще пирожное...».

4. Доминирование аддикции. На этом этапе человек погружается в аддикцию и изолируется от общества. Происходит нарушение межличностных отношений - не может общаться даже с такими же аддиктами. Окружающие на этом этапе замечают, что «это уже не тот человек», былая личность «ушла», разрушилась.

5. Катастрофа. Аддикция разрушает не только психику, но и здоровье. Наблюдается общее пренебрежение к себе, к своему организму, к личной гигиене. Не фармакологические аддикции тоже разрушают здоровье (булимия приводит к ожирению, азартные игры - к заболеваниям сердца). Возвратиться к прежней жизни уже не возможно, так как здоровая часть личности уже разрушена. Человек потерял семью, квалификацию, работу, у него серьезные финансовые проблемы. Поэтому аддикты - частые нарушители закона.

Вывод: все виды аддиктивной активности приводят к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущений, реальных людей с их заботами, надеждами, страданиями.

Виды аддиктивного поведения:

1. Химические аддикции:

а) Зависимость от психоактивных веществ

б) Алкоголя

в) Наркотиков

г) Таблеток (транквилизаторов, барбитуратов, и т.д.)

д) Табака

2. Нехимические аддикции:

а) Переедание

б) Голодание

в) Коллекционирование

г) Сексуальная

д) Азартные игры

е) Работоголизм

ж) Компьютерные игры, Интернет

з) Религиозный фанатизм

и) Фан. движения в музыке и спорте

к) Просмотр «мыльных опер»

л) Со-зависимость

В случаях с нехимическими аддикциями речь идет о постоянной фиксации внимания на определенных предметах (марки, книги, оружие) или активностях - видах деятельности (секс, работа, поглощение пищи, забота о муже - алкоголике, общение с компьютером). Это принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает воли к противодействию аддикции. Эти предметы или активности постепенно вытесняют из жизни человека нормальные контакты с людьми, любовь, заботу о своих близких, отдых, здоровое честолюбие в работе, необходимость в дружеской поддержке. В жизни здорового человека все гармонично дополняет друг друга.

Профилактическая работа социального педагога осуществляется по таким направлениям Организация деятельности центров социальной помощи семье и детям и центров психолого-педагогической помощи населению по предупреждению детской безнадзорности. //Российский фонд социальных реформ. - М.: Просвещение, 2001. С. 63.:

1. Изучение и выявление причин аддиктивного поведения детей и подростков.

2. Предупреждение развития асоциальной, криминальной и патологической направленности личности.

3. Организация специальной психологически и педагогически выверенной деятельности с подростками, входящими в группу риска.

4. Взаимодействие с другими специалистами и смежными социальными службами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных усилий.

Таким образом, деятельность социального педагога предполагает осуществление следующих функций:

а) исследовательские;

б) предупреждающие, профилактические;

в) коррекционно-развивающие, реабилитационные;

г) развивающие взаимодействие во имя решения проблем ребенка.

Исследовательское направление профилактической работы предполагает изучение социальной ситуации развития детей, нуждающихся в педагогической поддержке, получение наиболее полной информации об уровне их социального развития. Информация такого рода имеется, как правило, у членов административной команды, учителей, классных руководителей, психолога школы, родителей.

Социальный педагог собирает и выстраивает информацию на основе представлений работающих с детьми специалистов. Он выявляет систематических нарушителей школьных норм и правил (частые пропуски уроков, вызывающее поведение, неподчинение общим требованиям, курение, сквернословие и др.). Следующую группу составляют ученики, нарушающие нравственно-правовые нормы в семье, на улице, во дворе, школе (оскорбление одноклассников, малышей, учителей, использование физической силы при выяснении отношений, воровство, принуждение к чему-то, порча мебели и других предметов школьного интерьера и др.).

Социальный педагог узнает все о социальном составе семьи и по возможности изучает контакты своих потенциальных клиентов за пределами школы.

После этого начинается непосредственное общение и установление контактов с подростком.

Важно сделать вывод о том, можно ли рассчитывать на взаимодействие с родственниками: насколько их волнует судьба ребенка и готовы ли они активно участвовать в изменении ситуации.

Не менее важно выявление педагогического стиля, сложившегося по отношению к данному ребенку в школе, семье. С этой целью можно использовать методику экспертного оценивания педагогического стиля, включающую следующие показатели Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. -- М.: СК Сфе-ра, 2002. С. 72.:

1. Отношение педагога к органам классного самоуправления:

а) развивает, опирается на органы самоуправления;

б) игнорирует, не придает им значения;

в) подавляет органы самоуправления, подбирает их самолично, без учета мнения коллектива класса.

2. Предпочтительные меры коррекции поведения и стимулирования учащихся:

а) предпочитает поощрение наказанию, не забывает похвалить ученика за успех;

б) проявляет нейтральное отношение к успехам и проступкам учащихся;

в) предпочитает меры наказания мерам поощрения; при малейшей оплошности ребенка следует разнос, вызов родителей и т.д.

3. Решение конфликтных ситуаций в классе:

а) при возникновении конфликта пытается объективно разобраться в его причинах, способен признать свою ошибку;

б) уходит от решения конфликтной ситуации, не замечает ее;

в) в конфликте занимает наступательную позицию, подавляет окружающих.

4. Жесткость в требованиях:

а) требователен в меру, способен войти в обстоятельства, не позволившие учащемуся выполнить должным образом требование учителя;

б) в отношениях с учащимися проявляет попустительство, не умеет требовать выполнения своих поручений и указаний;

в) непреклонен, не прощает учащимся малейшего отклонения от своих требований, не признает смягчающих вину обстоятельств.

5. Дистантность в общении:

а) находится с учащимися в тесном контакте, пользуется доверием ребят, способен говорить с ними доверительно;

б) не придает значения взаимоотношениям с учащимися, мало общается вне урока;

в) подчеркнуто держит дистанцию, общается с ребятами в официальном тоне, в русле сугубо деловых разговоров.

Как правило, можно выделить три группы учителей: императивного, сотрудничающего и попустительского стиля. На основании экспертного заключения социальный педагог может судить об особенностях психологического климата в классе, где учится ребенок. С этой же целью может быть использована социометрическая методика, которая позволяет выявить в коллективе так называемый «индекс изоляции» тех или иных его членов.

Полученная информация дает социальному педагогу материал для выстраивания стратегии работы, направленной на решение отдельных проблем ребенка. Социальный педагог может использовать следующие стратегии Меньшикова Е.С. Программы профилактики злоупотребления алкоголем и наркотиками для подростков // Семейная психология и семейная терапия. - 1997. - №2. С.88-105.:

1. Работа непосредственно с ребенком. Данная стратегия имеет место в том случае, когда окружающая ребенка среда внешне относительно благополучна, но он по тем или иным причинам начинает проявлять склонность к нарушению социокультурных норм, попадает под дурное влияние. В подобных случаях социальный педагог стремится развить у него субъектную позицию. Основу такой стратегии составляет повышенное внимание к достижениям и успехам ребенка, помощь в самореализации и повышении его статуса среди сверстников. Главное направление данной стратегии -- это ориентация на личный потенциал самого ребенка, помощь в изменении отношения к способам самоутверждения с использованием возможностей психологической поддержки специалистов школы.

2. Работа с педагогическим и «взрослым» окружением ребенка. Эта стратегия выбирается в тех случаях, когда сформировано довольно устойчивое негативное общественное мнение о ребенке, только усугубляющее и без того неблагоприятную ситуацию и способствующее развитию аддиктивного поведения. Окружающие связывают негативные поступки ребенка с его общей порочностью. Столь генерализованное осуждение не столько проступка, сколько самого ребенка, проявление обобщенного отрицательного отношения к нему вызывают у него ответную реакцию. Так формируется конфронтация, которая способствует укреплению данных негативных черт в структуре личности ребенка. Основная задача, которую решает социальный педагог в таких случаях, состоит в переориентации взглядов взрослого окружения на ребенка и в объединении усилий по его поддержке, что, безусловно, может способствовать созданию благоприятных условий для его самореализации и положительного психологического самочувствия в социуме. Изменение отношения окружающих способствует развитию позитивных тенденций в позиции самого ребенка, что позволяет строить с ним работу по осознанию собственных проблем, формированию заинтересованности быть принятым, а не отвергаемым ближайшим окружением -- одноклассниками, педагогами, соседями, друзьями. Одной из важных социально-педагогических задач, решаемых социальным педагогом в рамках данной стратегии, является создание благоприятных условий для выбора ребенком позитивно ориентированной группы или школьного сообщества в качестве референтных.

3. Работа с детским окружением ребенка в системе организованного пространства. Эта стратегия становится необходимой, когда ребенок либо оказывается в изоляции, либо подвергается постоянным насмешкам и нападкам со стороны сверстников, либо, напротив, считает себя гораздо выше всех, исключительной, выдающейся личностью, лидером, заводилой, которому все должны подчиняться. В этом случае социальный педагог совместно с другими специалистами проводит работу по оздоровлению отношений в детской среде или в коллективе, развитию гуманистической направленности отношений. Его задача состоит в том, чтобы выработать у ребенка мотивацию для обращения за помощью к специалистам, а также в создании условий для его включения в нормальную систему жизнедеятельности (помощь в трудоустройстве или выборе нового образовательного учреждения). Основное содержание данной стратегической линии -- изменить отношение ребенка к сложившейся ситуации, помочь ему освободиться от сознания своей обреченности, изолированности или от неадекватно завышенной самооценки и исключительности, носящих скандальный характер.

4. Работа с детьми в неорганизованных (неформальных) структурах. Это, пожалуй, наиболее сложная и мало изученная область социально-педагогической деятельности. Как правило, неформальные группировки чрезвычайно закрыты для взрослых, особенно педагогов. Поэтому возможным представляется только косвенное влияние. Стратегия строится на проявлении взрослым искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит ребенок, на каких принципах строится его общение в той или иной группировке, что ценного он получает, участвуя в таких объединениях. Отсутствие осуждения и явной критики со стороны взрослого помогает снять барьеры при общении, делает детей более открытыми. Социальный педагог, сумевший найти контакт с ребенком, состоящим в неформальном объединении, может в дальнейшем использовать наиболее сильные, положительные стороны деятельности последнего и постепенно привлечь его к просоциальным мероприятиям.

Выделенные стратегические линии, безусловно, не исчерпывают всех возможных вариантов деятельности социального педагога. Каждая может иметь свою траекторию в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальности клиента.

Формы профилактической работы включают просвещение, беседы, консультирование, социальную терапию, терапию развлечения и досуга.

Консультирование предполагает выход на конкретные проблемы ребенка, причины их возникновения и совместную работу по их переосмыслению. Основой социально-терапевтического воздействия является оказание помощи и поддержки в решении проблем ребенка. Социальная терапия может проходить на индивидуальном уровне на основе непосредственной работы с клиентом в зависимости от специфики сложившейся ситуации, особенностей его личности и предполагает опосредованные пути воздействия на работу с окружением клиента, со средой, препятствующей или затрудняющей его социальное развитие. Социальная терапия включает и метод, который условно называется «привлечение и увлечение детей». Он заключается в том, чтобы заразить ребенка какой-либо идеей, вызвать у него желание участвовать в предлагаемых мероприятиях, отводя ему при этом активную роль. Некоторые исследователи выделяют в качестве одного из методов индивидуальную трудовую терапию. Предполагается, что в процессе трудовой деятельности ребенок сумеет найти способы самореализации, отвлечься от бессмысленного времяпрепровождения, заработать деньги на повседневные нужды. Социальная терапия может проходить и на групповом уровне. Среди групповых форм социальной терапии особенно известны тренинги личностного роста, саморегуляции, ролевого поведения, различные виды игровой терапии, музыкальные ринги и дискотеки, посиделки. Социальный педагог совместно с детьми организует музыкальные вечера и дискотеки и ставит педагогические задачи, направленные на развитие навыков общения, культуры поведения во время проведения массовых мероприятий.

Дети – это наша старость.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С. Макаренко

Памятка родителям

по профилактике аддиктивного поведения подростков

Уважаемые папы и мамы!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить Вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

1. Прежде чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат Вы хотите от этого получить.
2. Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека, чтобы потом не сгорать от стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
10. Дорожите уважение к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее Вас.

1. Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.
2. Помните, что ребенку нужна не только самостоятельность, сколько право на нее.
3. Чтобы ребенок выполнил то, что Вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте ими ребенка.
5. Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
6. Не забывайте слова И.-В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудаческих и неподобающих поступках».

по профилактике аддиктивного поведения

Аддиктивность – склонность, пагубная привычка.

Аддиктивное поведение характеризуется стремлением к уходу от реальности окружающего мира путѐм изменения своего психического состояния посредством приема ПАВ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности.

Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и макросреды. Ребенок своим поведением «кричит» о необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры в этих случаях требуются профилактические, психолого-педагогические, воспитательные в большей степени, чем медицинские.

Большинство отклонений в поведении несовершеннолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, имеют в своей основе один источник – социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптированной семье.

Основным мотивом поведения подростков, склонных к аддиктивным формам поведения, является бегство от невыносимой реальности. Но чаще встречаются внутренние причины, такие как переживание стойких неудач в школе и конфликты с родителями, учителями, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность во всех видах деятельности и многое другое. От всего этого хочется убежать, заглушить и изменить свое психическое состояние, пусть временно, но в «лучшую» сторону.

Личная жизнь, учебная деятельность и окружающая их среда рассматривается ими чаще всего как «серые», «скучные», «монотонные», «апатичные». Этим детям не удается найти в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь их внимание, увлечь, образовать, вызывать эмоциональную реакцию. И только после употребления различных психоактивных веществ они достигают чувства приподнятости без реального улучшения ситуации.

Рассм o трим один из видов аддиктивног o поведения – это табакокурение.

Если вы узнали, что ваш ребенок, сын или дочь курит. Что делать? Для вас это неожиданность. Первая мысль, которая приходит в голову – строго наказать, запретить раз и навсегда, чтобы это никогда не повторялось. Однако не будем спешить.

1. Является ли наказание средством борьбы с курением? Многие родители думают, чем строже наказание за курение, тем лучше оно подействует. Однако, это далеко не так, наказание ожесточает ребенка, разрушает доверительные отношения с родителями, вызывает обиду, но отнюдь не всегда приводит к отказу от курения. Это знают все сторонники «жестоких» методов: за одним наказанием последует другое, еще более суровое. Но подросток продолжает курить. Наказание не устраняет причин раннего курения! Оно только наносит ущерб доверию ребенка к родителям.

2. Следует ли пугать последствиями курения? Обнаружив, что ребенок курит, родители, как правило, стремятся срочно проинформировать его о вреде курения. При этом, желая немедленно достичь нужного эффекта, наряду с полезной, важной для подростка информацией дают бесполезную. Например, говорят о пагубных последствиях курения в далеком будущем: через 50 лет у тебя будет рак, больное сердце, плохой цвет лица…

Такая отсроченная на десятки лет «расплата», не производит на подростка ожидаемого впечатления. Далекое будущее представляется ему маловероятным. Кроме того, многие подростки не понимают, что бросить курить трудно. Они считают, что смогут отказаться от сигарет, когда захотят. Эту иллюзию нужно разрушить.

Нередко родители прибегают к недостоверной, но запугивающей информации, например: «Если ты будешь курить, у тебя выпадут волосы и зубы», «Ты станешь умственно неполноценным» и т. д. Такая информация, конечно, пугает подростка, если он мнителен, может привести к нарушению психики – вызвать постоянный страх за свое здоровье. Вместе с тем, со временем подросток удостовериться в ложности этих сведений (ведь телепередачи и научно-популярные журналы доступны всем) и потеряет доверие к родителям не только в связи с проблемой курения.

Не надо запугивать подростка, информация о вреде курения должна быть достоверной и актуальной.

3. Почему подростки нарушают запрет на курение?

Подросткам запрещено курить. Это правомерное требование должно соблюдаться во благо самих детей. Однако это справедливый запрет нарушается подросткам при нарушении ряда условий:

Когда запрет носит внешний, формальный характер: нельзя курить дома или в школе, а на улице, во дворе – можно, там никто не сделает замечание, хотя сейчас по закону, в общественных местах курение запрещено;

Когда запрет не мотивирован. Часто взрослые не берут на себя труд обосновать свои требования. Как, например, в таком диалоге: «Курить нельзя» - «Почему?» - «Потому, что нельзя…».

Такое «обоснование», может быть, удовлетворит младшего школьника, но не подростка, склонного анализировать высказывания взрослых.

Когда запрет носит «несправедливый» характер. Нередко и родители, и учителя взывают к «взрослости» подростка, требуют от него самостоятельности в поступках и принятии решения. И в то же время курят при нем, тем самым наглядно демонстрируя ту «пропасть», которая отделяет «настоящих» взрослых от «ненастоящих».

Открытое курение взрослых подростки воспринимают как возрастную привилегию, курение делается в их глазах материальным атрибутом взрослости.

Курение родителей в присутствии подростков недопустимо! Запрещение курения для подростков должно быть обосновано и мотивировано.

Живите не рядом, а вместе с ребенком.

Семейная профилактика должна заключаться не только в беседах об опасности одурманивающих веществ. Намного важнее сформировать у ребенка жизненно важные навыки (умение конструктивно общаться, адекватно вести себя в стрессовой ситуации, умение говорить «нет», противостоять психологическому давлению и т.п.), дающие ему возможность решать возникающие проблемы и реализовать свoи потребности, не прибегая к ПАВ.

Поощряйте подростка в его интересе к любой деятельности – общественной, спортивной, творческой. Не препятствуйте, когда дети начинают пробовать множество кружков и секций, не задерживаясь надолго ни в одном из них. Это нормально, таким образом они примеряют на себя различные виды деятельности, набираются опыта и самореализуются.

Всегда показывайте ребенку, что вы его любите – словами, объятиями, улыбкой, поощрением. Воспитывайте в нем самоуважение и осознание собственной ценности, значимости для родных и близких. Старайтесь как можно больше интересоваться делами и жизнью ребенка, выстраивайте доверительные отношения.

Доверяй, но проверяй.

Адекватный родительский надзор является хорошим сдерживающим фактором употребления ПАВ. Если подросток будет знать, что его проверят, то он лишний раз подумает, прежде чем пробовать алкоголь, табак, наркотики. Каждому родителю необходимо знать круг общения своего ребенка, поэтому постарайтесь познакомиться с друзьями вашего сына или дочери. Помните, что запрет на общение можно использовать лишь в самых крайних ситуациях, когда у вас не остaется сомнения в том, что влияние этого человека опасно для вашего ребенка.

Даже следуя всем этим рекомендациям, нельзя исключить возможность пробы подростком психоактивных веществ. В этой ситуации надо четко представлять, что проблема, с которой столкнулась семья, достаточно серьезная, чтобы рассчитывать лишь на собственные силы. Чем раньше вы обратитесь за помощью к специалистам, тем больше шансов помочь подростку избежать медико-социальных последствий употребления ПAB.

Дети учатся жить у жизни

    Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

    Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

    Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

    Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

    Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

    Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

    Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

    Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

    Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

    Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

    Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Профилактическая работа социального педагога осуществляется по таким направлениям:

1. Изучение и выявление причин аддиктивного поведения детей и подростков.

2. Предупреждение развития асоциальной, криминальной и патологической направленности личности.

3. Организация специальной психологически и педагогически выверенной деятельности с подростками, входящими в группу риска.

4. Взаимодействие с другими специалистами и смежными социальными службами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных усилий.

Таким образом, деятельность социального педагога предполагает осуществление следующих функций:

а) исследовательские;

б) предупреждающие, профилактические;

в) коррекционно-развивающие, реабилитационные;

г) развивающие взаимодействие во имя решения проблем ребенка.

Исследовательское направление профилактической работы предполагает изучение социальной ситуации развития детей, нуждающихся в педагогической поддержке, получение наиболее полной информации об уровне их социального развития. Информация такого рода имеется, как правило, у членов административной команды, учителей, классных руководителей, психолога школы, родителей.

Социальный педагог собирает и выстраивает информацию на основе представлений работающих с детьми специалистов. Он выявляет систематических нарушителей школьных норм и правил (частые пропуски уроков, вызывающее поведение, неподчинение общим требованиям, курение, сквернословие и др.). Следующую группу составляют ученики, нарушающие нравственно-правовые нормы в семье, на улице, во дворе, школе (оскорбление одноклассников, малышей, учителей, использование физической силы при выяснении отношений, воровство, принуждение к чему-то, порча мебели и других предметов школьного интерьера и др.).

Социальный педагог узнает все о социальном составе семьи и по возможности изучает контакты своих потенциальных клиентов за пределами школы.

После этого начинается непосредственное общение и установление контактов с подростком.

Важно сделать вывод о том, можно ли рассчитывать на взаимодействие с родственниками: насколько их волнует судьба ребенка и готовы ли они активно участвовать в изменении ситуации.

Не менее важно выявление педагогического стиля, сложившегося по отношению к данному ребенку в школе, семье. С этой целью можно использовать методику экспертного оценивания педагогического стиля, включающую следующие показатели:

1. Отношение педагога к органам классного самоуправления:

а) развивает, опирается на органы самоуправления;

б) игнорирует, не придает им значения;

в) подавляет органы самоуправления, подбирает их самолично, без учета мнения коллектива класса.

2. Предпочтительные меры коррекции поведения и стимулирования учащихся:

а) предпочитает поощрение наказанию, не забывает похвалить ученика за успех;

б) проявляет нейтральное отношение к успехам и проступкам учащихся;

в) предпочитает меры наказания мерам поощрения; при малейшей оплошности ребенка следует разнос, вызов родителей и т.д.

3. Решение конфликтных ситуаций в классе:

а) при возникновении конфликта пытается объективно разобраться в его причинах, способен признать свою ошибку;

б) уходит от решения конфликтной ситуации, не замечает ее;

в) в конфликте занимает наступательную позицию, подавляет окружающих.

4. Жесткость в требованиях:

а) требователен в меру, способен войти в обстоятельства, не позволившие учащемуся выполнить должным образом требование учителя;

б) в отношениях с учащимися проявляет попустительство, не умеет требовать выполнения своих поручений и указаний;

в) непреклонен, не прощает учащимся малейшего отклонения от своих требований, не признает смягчающих вину обстоятельств.

5. Дистантность в общении:

а) находится с учащимися в тесном контакте, пользуется доверием ребят, способен говорить с ними доверительно;

б) не придает значения взаимоотношениям с учащимися, мало общается вне урока;

в) подчеркнуто держит дистанцию, общается с ребятами в официальном тоне, в русле сугубо деловых разговоров.

Как правило, можно выделить три группы учителей: императивного, сотрудничающего и попустительского стиля. На основании экспертного заключения социальный педагог может судить об особенностях психологического климата в классе, где учится ребенок. С этой же целью может быть использована социометрическая методика, которая позволяет выявить в коллективе так называемый «индекс изоляции» тех или иных его членов.

Полученная информация дает социальному педагогу материал для выстраивания стратегии работы, направленной на решение отдельных проблем ребенка. Социальный педагог может использовать следующие стратегии:

1. Работа непосредственно с ребенком. Данная стратегия имеет место в том случае, когда окружающая ребенка среда внешне относительно благополучна, но он по тем или иным причинам начинает проявлять склонность к нарушению социокультурных норм, попадает под дурное влияние. В подобных случаях социальный педагог стремится развить у него субъектную позицию. Основу такой стратегии составляет повышенное внимание к достижениям и успехам ребенка, помощь в самореализации и повышении его статуса среди сверстников. Главное направление данной стратегии - это ориентация на личный потенциал самого ребенка, помощь в изменении отношения к способам самоутверждения с использованием возможностей психологической поддержки специалистов школы.

2. Работа с педагогическим и «взрослым» окружением ребенка. Эта стратегия выбирается в тех случаях, когда сформировано довольно устойчивое негативное общественное мнение о ребенке, только усугубляющее и без того неблагоприятную ситуацию и способствующее развитию аддиктивного поведения. Окружающие связывают негативные поступки ребенка с его общей порочностью. Столь генерализованное осуждение не столько проступка, сколько самого ребенка, проявление обобщенного отрицательного отношения к нему вызывают у него ответную реакцию. Так формируется конфронтация, которая способствует укреплению данных негативных черт в структуре личности ребенка. Основная задача, которую решает социальный педагог в таких случаях, состоит в переориентации взглядов взрослого окружения на ребенка и в объединении усилий по его поддержке, что, безусловно, может способствовать созданию благоприятных условий для его самореализации и положительного психологического самочувствия в социуме. Изменение отношения окружающих способствует развитию позитивных тенденций в позиции самого ребенка, что позволяет строить с ним работу по осознанию собственных проблем, формированию заинтересованности быть принятым, а не отвергаемым ближайшим окружением - одноклассниками, педагогами, соседями, друзьями. Одной из важных социально-педагогических задач, решаемых социальным педагогом в рамках данной стратегии, является создание благоприятных условий для выбора ребенком позитивно ориентированной группы или школьного сообщества в качестве референтных.

3. Работа с детским окружением ребенка в системе организованного пространства. Эта стратегия становится необходимой, когда ребенок либо оказывается в изоляции, либо подвергается постоянным насмешкам и нападкам со стороны сверстников, либо, напротив, считает себя гораздо выше всех, исключительной, выдающейся личностью, лидером, заводилой, которому все должны подчиняться. В этом случае социальный педагог совместно с другими специалистами проводит работу по оздоровлению отношений в детской среде или в коллективе, развитию гуманистической направленности отношений. Его задача состоит в том, чтобы выработать у ребенка мотивацию для обращения за помощью к специалистам, а также в создании условий для его включения в нормальную систему жизнедеятельности (помощь в трудоустройстве или выборе нового образовательного учреждения). Основное содержание данной стратегической линии - изменить отношение ребенка к сложившейся ситуации, помочь ему освободиться от сознания своей обреченности, изолированности или от неадекватно завышенной самооценки и исключительности, носящих скандальный характер.

4. Работа с детьми в неорганизованных (неформальных) структурах. Это, пожалуй, наиболее сложная и мало изученная область социально-педагогической деятельности. Как правило, неформальные группировки чрезвычайно закрыты для взрослых, особенно педагогов. Поэтому возможным представляется только косвенное влияние. Стратегия строится на проявлении взрослым искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит ребенок, на каких принципах строится его общение в той или иной группировке, что ценного он получает, участвуя в таких объединениях. Отсутствие осуждения и явной критики со стороны взрослого помогает снять барьеры при общении, делает детей более открытыми. Социальный педагог, сумевший найти контакт с ребенком, состоящим в неформальном объединении, может в дальнейшем использовать наиболее сильные, положительные стороны деятельности последнего и постепенно привлечь его к просоциальным мероприятиям.

Выделенные стратегические линии, безусловно, не исчерпывают всех возможных вариантов деятельности социального педагога. Каждая может иметь свою траекторию в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальности клиента.

Формы профилактической работывключают просвещение, беседы, консультирование, социальную терапию, терапию развлечения и досуга.

Консультирование предполагает выход на конкретные проблемы ребенка, причины их возникновения и совместную работу по их переосмыслению. Основой социально-терапевтического воздействия является оказание помощи и поддержки в решении проблем ребенка. Социальная терапия может проходить на индивидуальном уровне на основе непосредственной работы с клиентом в зависимости от специфики сложившейся ситуации, особенностей его личности и предполагает опосредованные пути воздействия на работу с окружением клиента, со средой, препятствующей или затрудняющей его социальное развитие. Социальная терапия включает и метод, который условно называется «привлечение и увлечение детей». Он заключается в том, чтобы заразить ребенка какой-либо идеей, вызвать у него желание участвовать в предлагаемых мероприятиях, отводя ему при этом активную роль. Некоторые исследователи выделяют в качестве одного из методов индивидуальную трудовую терапию. Предполагается, что в процессе трудовой деятельности ребенок сумеет найти способы самореализации, отвлечься от бессмысленного времяпрепровождения, заработать деньги на повседневные нужды. Социальная терапия может проходить и на групповом уровне. Среди групповых форм социальной терапии особенно известны тренинги личностного роста, саморегуляции, ролевого поведения, различные виды игровой терапии, музыкальные ринги и дискотеки, посиделки. Социальный педагог совместно с детьми организует музыкальные вечера и дискотеки и ставит педагогические задачи, направленные на развитие навыков общения, культуры поведения во время проведения массовых мероприятий.


Глава II. Организация социально-педагогической работы по профилактике аддиктивного поведения учащихся в образовательном учреждении

Констатирующий эксперимент

Цель эксперимента: Проведение психологического тестирования, с целью определения у подростков признаков аддиктивного поведения.

Задачи эксперимента:

1. Определение ориентировочного уровня потребления психоактивных веществ (алкоголя, табака); знаний о них; навыков отказа от них; поведения в ситуациях употребления наркотиков/алкоголя.

2. Диагностика личности подростков (выявление аномальных черт характера, особенностей самооценки и т.д.).

В эксперименте участвовали 24 подростка, учащиеся 7 класса средней школы №37 г. Обь, Новосибирской области.

Для определения знаний подростков о психоактивных веществах, навыков отказа от них, поведения в ситуациях употребления наркотиков/алкоголя нами была использована методика, специально разработанная психологами для подростков «Проверь себя».

Инструкция: Мы предлагаем тест, который поможет тебе заранее определить, насколько опасны для тебя никотин, алкоголь, наркотики и оценить свои силы, чтобы бороться с ними. Выбери один из вариантов ответа.

1. Как ты относишься к «голубому дымку»?

а) Курильщик отравляет помещение и превращает всех окружающих в пассивных курильщиков.

б) Каждый должен решать сам, где и сколько курить.

в) Курить можно лишь в строго отведенных местах.

2. Скоро экзамен, ты нервничаешь. Твой приятель предлагает тебе «успокаивающую» таблетку. Возьмешь или откажешься?

а) Возьму, если я совсем в «ауте».

б) Не возьму, потому что я боюсь, что не смогу достать в следующий раз такую же, а привычка появится.

в) Не нуждаюсь в искусственном «успокоении».

3. На вечеринке по кругу идет «травка». Твои друзья затягиваются, а ты?

а) Разок попробую.

б) Нет, лучше уйду.

в) Вдоволь посмеюсь над дураками.

4. Собралась веселая компания. Ты немного опоздал, все уже хорошо выпили. Твои действия?

а) Выпью, чтобы «догнать» друзей.

б) Мне не слишком нравится, когда хорошее настроение зависит от алкоголя.

в) У меня и без выпивки хорошее настроение.

5. Есть мнение, что сами наркотики не опасны, нужно только знать, как с ними обращаться. Как ты думаешь?

а) Так думает только идиот.

б) Верно, если наркотики несильные.

в) Я всегда могу остановиться.

6. Некоторые говорят, что «крутая» музыка и наркотики неразделимы.

а) Можно слушать музыку и без наркотиков.

б) После «дозы» музыка вообще не воспринимается.

в) Все музыканты что-нибудь да принимают.

7. Твой приятель просит в долг денег, он колется. Твои действия?

а) Я все равно дам ему взаймы.

б) Ни за что!

в) Дам, если буду знать, для чего ему нужны деньги.

8. Ты ужасно влюблен. Однако, твоя подружка не прочь пропустить рюмку-другую. Твоя реакция?

а) Почему бы и нет?

б) Запрещу ей это делать.

Интерпретация результатов:

А Б В

0-0 очков – подростки, имеющие опыт употребления психоактивных веществ или склонные к употреблению.

25-30 очков – подростки, не имеющие стойкой позиции относительно психоактивных веществ, поддающиеся на уговоры окружающих.

50-80 очков – подростки имеющие отрицательную позицию в отношении психоактивных веществ.

Для определения самооценки нами была использована методика «Самооценка» (см. приложение 1).

При изучении психологических особенностей подростков использован тест Кеттела. (см. приложение 2).

Результаты констатирующего эксперимента:


Тест Кеттела

1. Лена К.
2. Петр М.
3. Влад С.
4. Миша П.
5. Ира С.
6. Вадим Г.
7. Миша О.
8. Игорь К.
9. Лена Ф.
10. Саша В.
11. Влад Г.
12. Катя М.
13. Оля А.
14. Нина Ф.
15. Алёша О.
16. Дима З.
17. Надя К.
18. Юля Я.
19. Ната У.
20. Алёша П.
21. Таня П.
22. Никита Ч.
23. Вика Л.
24. Лена Д.

Тест «Самооценка»


Тест «Проверь себя»

По тесту «Проверь себя» мы получили, что опыт употребления ПАВ имеют: Миша О., Вадим Г., Ната У., Алёша П., Лена К., Миша П., Игорь К., Саша В.

При изучении психологических особенностей с использованием теста Кеттела, установлено, что у подростков, склонных к аддиктивному поведению отмечаются: несформированность эмоционально-волевой сферы, тревожный тип личности, для которого характерны сниженная общительность, неуверенность в себе, повышенная чувствительность, напряженность, социальная робость, а также высокий уровень стрессового напряжения, высокий нейротизм и низкая экстравертированность.

По результатам констатирующего эксперимента, подростки были разделены на две равные группы (по 12 человек) – экспериментальную и контрольную. В экспериментальную группу были отобраны подростки, личностные характеристики по тесту Кеттелла которых свидетельствовали о возможности развития у них аддикции (низкий уровень благоразумия, самоконтроля, высокий уровень эмоциональной возбудимости). Принимались во внимание результаты по тесту «Проверь себя» (отбирались дети с опытом употребления ПАВ и из «группы риска») и тесту «Самооценка» (отбирались дети с неадекватным уровнем самооценки).

В формирующем эксперименте участвовали только подростки из экспериментальной группы.

Формирующий эксперимент

В рамках формирующего эксперимента была разработана программа работы с подростками аддиктивного поведения в общеобразовательных учреждениях.

При разработке программы мы основывались на том, что любое поведение имеет не только негативные, но и позитивные для личности стороны. Так, употребление алкоголя подростками может, кроме негативных последствий, преследовать и позитивные цели, такие как включение в среду сверстников, повышение самооценки, снятие эмоционального напряжения. Курение, алкоголизация, сексуальная распущенность могут быть инструментами налаживания отношений со сверстниками, своеобразной социализацией. Поэтому при реализации нашей программы профилактики (как первичной, так и вторичной) различных видов поведения риска следует помнить, что эти виды поведения выполняют важные для подростков функции, их невозможно просто устранить. Необходимо предложить альтернативные виды поведения, удовлетворяющие их потребностям, то есть изменить форму поведения, оставив прежними цели развития.

Принципы построения программы:

1. Многофакторность воздействия на личность подростка и окружающую его социальную среду.

2. Формирование группы подростков, которые смогли бы выполнять социально-поддерживающие функции для остальных членов группы.

3. Обсуждение результатов и эффективности работы программы, выявление ошибок, проблем и путей их преодоления.

4. Добровольность участия в программе.

5. Конфиденциальность сведений об участниках программы.

Цель программы: Профилактика аддиктивного поведения у подростков.

1. Формирование жизненных навыков, обеспечивающих отказ детей от приобщения к любым психоактивным веществам, включая умение эффективно строить общение и взаимодействие с людьми, принимать ответственные решения.

2. Воспитание позитивной самооценки, осознание наличия собственных ценностей в этой жизни.

3. Наличие некоторых сведений о психоактивных веществах.

Реализация поставленных задач осуществляется через применение социально-педагогических занятий, способствующих перенесению положительного опыта участников в реальную жизнь.

Целевая группа: Подростки, учащиеся общеобразовательных учреждений.

Данная программа включает следующие методы работы:

1. Психологическая коррекция:

а) социально-психологический тренинг общения;

б) тренинг сензитивности;

в) телесно-ориентированный тренинг.

2. Драматическая психоэлевация (воздействие театральными приемами; проигрывание сложных, подобных жизненным, общих ситуаций).

В создании данной программы использовались и адаптировались некоторые приемы группового тренинга Трошихиной Е.Г., и Сидоренко Е.В. Большую пользу дали материалы из книги Гарифуллина Р.Р. «Скрытая профилактика наркомании».

Для проведения занятий необходимо помещение, которое позволит работать в круге и выполнять двигательные упражнения, иметь возможность рисовать как за столами, так и лежа на полу.

Работа проводилась на базе средней школы № 37 г. Обь, Новосибирской области, в кабинете школьного психолога. В кабинете есть следующее оборудование:

· школьная доска;

· парты и стулья;

· кресла;

· книжные шкафы;

· телевизор;

· видеомагнитофон;

· аудиомагнитофон.

Кроме того, для проведения занятий необходимы следующие материалы:

· бумага для рисования;

· цветная, гофрированная, оберточная бумага;

· старые книги и журналы с картинками;

· ватман;

· краски, кисти, баночки под воду;

· карандаши, фломастеры;

· пластилин;

· одеяло;

· ножницы;

· простые карандаши;

· ластик.

Реализовывать работу по данной программе могут подготовленные социальные педагоги и школьные психологи.

В работе участвовали 12 учеников 7 класса:

Социально-педагогическая деятельность по программе осуществлялась 2 раза в неделю с октября по декабрь 2005 года и состояла из 26 занятий по 1 часу каждое (см. приложение 3).

Программа включала следующие занятия (см. приложение 4):

Вводное занятие «Знакомство».

Цель:Знакомство участников между собой и с правилами работы в группе.

Блок 1. Коррекция агрессии (4 занятия).

Цель: Коррекция агрессии

· Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

· Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

· Обучать приемлемым способам выражения гнева.

· Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

· Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

· Развивать способности к эмпатии.

· Расширять поведенческий репертуар ребенка.

· Обрабатывать навыки реагирования в конфликтных ситуациях.

· Учить брать ответственность на себя.

Блок 2. Развитие межличностного общения (4 занятия).

Цель: Развивать навыки межличностного общения

· Формировать умение психологически верно и ситуативно обусловлено вступить в общение.

· Формировать умение поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнера.

· Умение снять излишнее напряжение.

· Формировать умение эмоционально настраиваться на ситуацию общения.

· Формировать умение психологически адекватно ситуации общения выбрать жесты, позы, ритм своего поведения.

· Формировать умение мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи.

Блок 3. Снятие мышечных зажимов(4 занятия).

Цель: Развитие у подростка отношения к себе как к самоценной чувствующей индивидуальности через осмысление ощущений тела и сопутствующих переживаний; снятие мышечных зажимов.

· Развитие поведенческой пластичности.

· Расширение диапазона и потенциала движений.

· Формирование положительного образа физического «я».

· Снижение тревожности, возникшей вследствие негативного образа тела.

Блок 4. Подверженность вредным привычкам(4 занятия).

Цель: Профилактика вредных привычек.

· Дать представление о вреде курения, алкоголя и наркотиков.

· Помочь в выработке участниками активной жизненной позиции.

Блок 5. Противостояние чужому мнению(4 занятия).

Цель: Формировать умение противостоять чужому мнению.

· Выработка навыков уверенного поведения.

· Обучение аргументировать свою точку зрения.

· Формирование умения отстаивать свои интересы.

Блок. 6 Поло-ролевая идентификация(4 занятия).

Цель: Формирование правильной поло-ролевой идентификации

· Анализ общих различий мужчин и женщин.

· Своевременное информирование и воспитание положительного отношения ко всем процессам, которые происходят в организме.

Заключительное занятие.

Цель: Подведение итогов работы, вспоминание различных эпизодов и сценок, ориентация участников в материале занятий, помощь во включении опыта, приобретенного в группе в повседневную жизнь.

По окончании работы были сделаны следующие выводы:

Вся программа посвящена одной идее - быть собой и самому строить свою жизнь. С разных сторон обращаясь к осознанию себя, своей жизни, человек приходит к открытию новых значений, отношений, восприятий, условий, что дает жизнь новым возможностям.

В программе мы вместе с детьми двигались от осознания личностных качеств к принятию чувств, выстраиванию контактов, расширению связей в социальных ситуациях, моделированию близких отношений. Мы обращались к разным сторонам существования участников программы, к их прошлому и к тому, какими они хотят быть и как жить.

Контрольный эксперимент

Цель эксперимента: Провести повторную диагностику для определения результативности формирующего эксперимента.

3. Определение ориентировочного уровня потребления психоактивных веществ (алкоголя, табака); знаний о них; навыков отказа от них; поведения в ситуациях употребления наркотиков/алкоголя.

4. Диагностика личности подростков (выявление аномальных черт характера, особенностей самооценки и т.д.).

В контрольном эксперименте мы используем те же методики, что и в констатирующем эксперименте:

а) Тест «Проверь себя».

б) Методика «Самооценка».

в) Тест Кеттела.

Результаты контрольной диагностики:

Тест Кеттела

Экспериментальная группа Лена К.
Петр М.
Миша П.
Вадим Г.
Миша О.
Игорь К.
Оля А.
Нина Ф.
Юля Я.
Ната У.
Алёша П.
Саша В.
Контрольная группа Влад С.
Ира С.
Лена Ф.
Влад Г.
Катя М.
Алёша О.
Дима З.
Надя К.
Таня П.
Никита Ч.
Вика Л.
Лена Д.

Тест «Самооценка»

Тест «Проверь себя»


Проведя констатирующий и контрольный эксперименты, мы получили два набора данных по одним и тем же методикам. Для того чтобы доказать, что наш эксперимент удался, мы должны доказать, что полученные данные действительно достоверно различаются.

В методике «Самооценка» мы сравниваем частотные значения, т.к. результаты представлены в процентах. Для этого мы воспользуемся статистикой, называемой «хи-квадрат критерий» и вычисляемой по формуле:

, где - частоты результатов наблюдений до экспериментов, - частоты результатов наблюдений, сделанных после экспериментов и m – общее число групп, на которые разделились результаты наблюдений.

Полученное нами значение больше соответствующего табличного значения m–1=5 степеней свободы. Следовательно в результате внедрения нашей программы социально-педагогической профилактики аддиктивного поведения самооценка значимо увеличилась.

В методике «Проверь себя» мы сравниваем частотные значения, т.к. результаты представлены в процентах. Для этого мы также воспользуемся статистикой, называемой «хи-квадрат критерий».

Полученное нами значение больше соответствующего табличного значения m–1=5 степеней свободы. Следовательно в результате внедрения нашей программы социально-педагогической профилактики аддиктивного поведения количество учеников с отрицательным отношением к ПАВ значимо увеличилось.

Итак, сравнив результаты контрольной диагностики в экспериментальной группе (после занятий) с результатами контрольной группы (где занятия не проводились), мы можем сделать вывод о том, что в экспериментальной группе у подростков улучшилась самооценка, вырос уровень осведомленности о психоактивных веществах, а так же увеличилось число подростков с отрицательной позицией по отношению к ним.

Участие детей в программе было эффективно. Об этом говорят положительные отзывы о программе самих детей и те изменения, которые мы могли наблюдать в них в ходе занятий. Подростки, участвовавшие в программе встали на путь осознания себя, личностных изменений и построения своей жизни. У них появились для этого ресурсы: опыт принятия себя такими, какие они есть, ощущение своей уникальности и любви к себе, чувство полноты жизни.

Таким образом, предлагаемая программа может быть использована для проведения занятий с подростками по профилактике аддиктивного поведения в общеобразовательных учреждениях.

Поделиться: