Показательное занятие в старшей группе по фэмп. Конспект открытого занятия по фэмп

Возраст 5-6 лет - важный этап в жизни любого ребенка. В это время начинают активно развиваться фантазия, логическое мышление, формируется произвольность психических процессов, самооценка. Дети очень любознательны, их интересуют причинно-следственные связи (почему? как? зачем?). В детском саду начинается систематическая подготовка к школе, направленная на развитие познавательной активности. Именно эту цель преследуют занятия по ФЭМП в старшей группе.

Расшифровка понятия

ФЭМП - сокращенное до аббревиатуры наименование. Полностью название дисциплины звучит как "формирование элементарных математических представлений". Понятие возникло в рамках дошкольной педагогики. ФГОС указывает на важность подготовки детей к успешному освоению школьной математики, делая при этом акцент на их всестороннем развитии.

Согласно современным стандартам, обучение не должно напоминать "муштру", тупое натаскивание. Ребенок должен не просто уметь считать до 10 туда и обратно, но и анализировать информацию, сравнивать, классифицировать различные явления, выявлять общие закономерности, проявлять смекалку, аргументировать свою точку зрения. Все это следует учитывать при организации занятий по ФЭМП в старшей группе. В качестве ориентира для воспитателей была разработана программа "От рождения до школы".

Примерная программа согласно ФГОС: старшая группа

Занятия ФЭМП для детей 5-6 лет предполагают изучение следующих разделов:

  1. Количество и счет (прямой и обратный счет в пределах 10, порядковые числа, понятия "меньше", "равно", "больше", умение прибавлять и отнимать число "один", написание цифр, создание множеств по разным признакам).
  2. Величина (сравнение предметов по длине, высоте, толщине, ширине; умение поделить целое на части и определить, что больше).
  3. Форма (повторение известных геометрических фигур, знакомство с овалом, введение понятия "четырехугольник").
  4. и на листе бумаги (закрепление понятий "лево-право", "спереди-сзади", "верх-низ", "вперед-назад", предлоги места).
  5. Представления о времени (части суток, последовательность событий: "вчера-сегодня-завтра", "раньше-позже").

Требования к занятиям

Дети знакомятся с математическими понятиями в бытовых ситуациях, при общении с родителями, во время самостоятельных игр с дидактическим материалом, на специально организованных праздниках. Но ведущая роль принадлежит занятиям по ФЭМП. В старшей группе они проводятся один раз в неделю и длятся 25-30 минут.

Очень важно, чтобы занятия вызывали у ребятишек положительные эмоции, были доступны по подаче материала. С этой целью воспитатели прибегают к созданию игровых ситуаций. Вводятся захватывающие сюжеты: путешествие, соревнование, поиск сокровищ, спасение попавшего в беду персонажа. Широко применяются дидактические игры, всевозможные эксперименты и опыты. Для поддержания познавательной активности воспитатель использует загадки на смекалку, творческие задания, создает проблемные ситуации, решить которые дети должны самостоятельно.

Дидактический материал

Понять тему занятия по ФЭМП в старшей группе помогают карточки, картинки, мерки, игрушки и другие атрибуты. Ребенок должен приложить одну полоску к другой, чтобы сообразить, какая длиннее; разделить лист на части и прийти к выводу, что целое всегда больше. Практическая работа присутствует на каждом занятии, поэтому используется разнообразный дидактический материал.

Это могут быть:

Календарно-тематическое планирование

Работа по формированию у детей математических представлений ведется в течение учебного года, постепенно усложняясь. Сначала закрепляется материал, изученный в средней группе, затем порциями даются новые знания. К пройденным темам систематически возвращаются, совершенствуют приобретенные умения. В конце учебного года наступает черед обобщающих, проверочных занятий.

Годовой план, включающий в себя распределение программных задач по месяцам, помогает управлять образовательным процессом. Воспитатели заранее разрабатывают цели и темы занятий ФЭМП в старшей группе. Помораева в соавторстве с Позиной выпустили пособие, призванное помочь им в этом. Предложенная ими структура занятий последовательно решает все задачи, предусмотренные программой, умело комбинируя их.

ФЭМП в старшей группе: конспекты занятий

Помораева с Позиной разработали планы игровых уроков, включающие в себя помимо учебных задач описание необходимого дидактического материала, а также методические указания педагогу с подробным перечнем заданий, упражнений и даже физкультминуток. Это полезная шпаргалка для молодых специалистов, на основе которой они могут составить свои планы-конспекты.

Авторы предлагают отказаться от скучного обучения. Интересные задания детям предлагают Мальвина, волшебник и другие персонажи. На занятиях используется много наглядно-практических приемов, задействуются разные органы восприятия. Например, ребенок должен выложить на стол количество предметов, соответствующее ударам в барабан; раскрасить столько неваляшек, сколько кружков увидит на картинке.

При планировании занятий нужно знать меру. Игры не должны превращаться в самоцель. От большого количества забав дошкольники утомляются, не остается времени на обдумывание задачи, объяснение своей точки зрения, короткую беседу по теме.

Интегрированное занятие

Дошкольники воспринимают мир целостно. Любой материал прочнее усваивается ими, если его изучение предполагает участие в коммуникативной, игровой, художественной, двигательной или творческой деятельности. Именно поэтому ФГОС называет принцип интеграции основным для дошкольного образования.

Подвижные игры с числами, чтение стихов, выкладывание цифр из мозаики - все это помогает ребенку прочувствовать абстрактные математические понятия. Подобные элементы могут эпизодически применяться воспитателем или лечь в основу по ФЭМП в старшей группе.

Чаще всего оно представляет собой интересную игру с последовательно развивающимся сюжетом. В конце детей ожидает счастливая развязка. Например, путешествуя в зимний лес, ребятишки узнают о его обитателях, вспоминают слова со звуком "з", решают задачи про животных и в конце находят сюрприз от Деда Мороза. Сказочная поездка в город поможет вспомнить правила дорожного движения, а также закрепит знания о геометрических фигурах. Выбор темы зависит от фантазии педагога. Дети обычно с охотой участвуют в подобных играх.

Нестандартные формы занятий

Увлечь ребятишек математикой помогает использование нетрадиционных форм организации учебной деятельности. К таким относятся:

  • занятия-беседы, на которых малыши учатся обмениваться информацией, логично излагать свое мнение и слушать собеседника, доказывать правильность своего решения задачи;
  • занятия-викторины, соревнования, развивающие смекалку и обучающие работе в команде;
  • занятия-путешествия, когда дети переходят из пункта в пункт, попутно выполняя задания и закрепляя материал;
  • занятия, предполагающие работу с картами, схемами (поиск клада);
  • занятия-инсценировки, во время которых разыгрываются математические сказки.

Особой формой является и открытое занятие по ФЭМП в старшей группе. Работникам детского сада приходится демонстрировать свою работу родителям ребятишек, коллегам, экспертам в рамках педагогического конкурса или аттестации. Основная цель открытых занятий - показать накопленный воспитателем опыт, инновационное применение различных педагогических методов. Важно, чтобы дети получили при этом то же количество знаний и умений, которое они получили бы на обычном занятии.

Анализ занятия по ФЭМП в старшей группе

Чтобы понять, отвечает ли учебный процесс поставленным задачам, нужен контроль. Анализ занятий могут проводить методист, психолог, заведующий детским садом, коллеги или сам педагог с целью коррекции рабочих моментов. Это позволяет вовремя выявить проблемы, увидеть, какие цели еще не достигнуты, в каком направлении нужна усиленная работа. Учитываются следующие моменты:

  1. Время занятия, количество присутствующих ребятишек.
  2. Соответствие применяемых методов и приемов поставленным задачам, а также возрасту детей.
  3. Четкость и полнота указаний, объяснений педагога.
  4. Заинтересованность детей, степень их активности во время занятия.
  5. Проведение работы по развитию связной речи воспитанников, умению логически обосновать ответ.
  6. Организация самостоятельной деятельности детей.
  7. Применение индивидуального подхода, использование дифференцированных заданий.
  8. Подведение итогов.

Занятия по ФЭМП в старшей группе должны постепенно ввести дошкольников в красивый мир математики. Они не только готовят к обучению в первом классе, но и развивают самостоятельность мышления, интерес ко всему новому и навыки познавательного общения.

Занятие №1

Программное содержание

Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число... больше числа...», «На сколько число... меньше числа...»

Познакомить с цифрой 5.

Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу.

Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры.

Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.

Демонстрационный материал. Трехполосное наборное полотно, 22 круга белого цвета (снежные комки), домик, составленный из полосок, фланелеграф, 2 корзины, набор плоских и объемных фигур-«льдинок», силуэты лыж разной длины (3 штуки), картинка с изображением перчатки на правую руку, карточки с цифрами от 1 до 5.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, «льдинки» разной формы (по 20 штук для каждого ребенка), наборы счетных палочек, силуэты лыж (по количеству детей), карточки с цифрами от 1 до 5, листы бумаги, цветные карандаши.

Методические указания

Игровая ситуация «Снежный городок».

I часть. Игровое упражнение «Строим снежную крепость».

Работа организуется на трехполосном наборном полотне.

После выполнения задания воспитатель выясняет, почему дети отсчитали столько комков. (Я отсчитал семь комков, потому что семь больше шести на один.)

На третьей полоске дети отсчитывают на один комок больше, чем на второй полоске, и отвечают на вопросы: «Какое число вы получили? Почему отсчитали восемь комков?» (Дети обосновывают свой ответ, сравнивая числа 8 и 7.)

Воспитатель обращает внимание детей на количество комков на всех трех полосках: «Какими числами можно обозначить количество комков на каждой полоске? Что можно сказать о числе семь? (Семь больше шести на один, но меньше восьми на один.) Вот мы и построили снежную крепость».

II часть. Игровое упражнение «Играем с льдинками».

Воспитатель предлагает детям: «Отсчитайте на верхней полоске карточки на одну „льдинку" больше, чем число, которое я назову. (Воспитатель называет число восемь.) Сколько „льдинок" вы отсчитали? (Девять.) Почему вы отсчитали девять „льдинок"? (Я отсчитал девять «льдинок», потому что девять больше восьми на один.) Отсчитайте на нижней полоске карточки на одну „льдинку" меньше, чем на верхней полоске. Сколько „льдинок" вы отсчитали? (Восемь.) Почему вы отсчитали восемь „льдинок"?»

Воспитатель предлагает детям уравнять количество «льдинок» любым способом и обосновать свой выбор.

III часть . Игровое упражнение «Найди пару лыж».

На фланелеграфе три лыжи разной длины, у детей лыжа-образец, к которой надо найти пару.

Воспитатель предлагает вызванному ребенку найти лыжу, которая подойдет по длине к его лыже. Ребенок называет способы проверки задания и показывает их.

Задание повторяется с другими образцами.

IV часть . Игровое упражнение «Одеваем перчатки на прогулку».

Воспитатель показывает картинку с изображением перчатки и предлагает рассмотреть ее: «Сколько „домиков" для пальчиков у перчатки? (Пять.) Покажите цифру, обозначающую число один».

Вызванный ребенок располагает цифру 1 над «домиком» для большого пальца.

Затем дети вместе с воспитателем обозначают цифрами «домики» для указательного, среднего и безымянного пальцев.

Воспитатель показывает цифру 5 и объясняет, что этой цифрой можно обозначить число 5, и располагает цифру 5 над «домиком» для мизинца.

Дети называют цифры по порядку.

Затем обводят свои ладошки на листах бумаги, считают, сколько всего пальчиков, раскладывают над ними карточки с цифрами от 1 до 5 и называют цифры. Цифру пять они обводят цветным карандашом.

V часть . Игра-эстафета «Кто быстрее разложит „льдинки"».

Дети делятся на две команды путем пересчета на «первый — второй».

Воспитатель предлагает детям разложить «льдинки» в две корзины.

Первая команда выбирает и складывает в корзину все плоские «льдинки», а вторая команда — все объемные «льдинки». В процессе проверки дети называют форму «льдинок».

VI часть . Игровое упражнение «Строим ледяной дом».

Воспитатель предлагает детям построить по образцу дом из счетных палочек, а затем переложить две палочки так, чтобы дом смотрел в другую сторону (см. рисунок).

Вызванный ребенок перестраивает дом на образце, остальные дети выполняют задание на местах.

Занятие №2

Программное содержание

Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10.

Познакомить с цифрой 6.

Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.

Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом.

Упражнять в последовательном назывании дней недели.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Фланелеграф, макет комнаты с плоскостными изображениями предметов мебели и предметов одежды Незнайки, письмо Незнайки, «шарфики»-полоски одинаковой длины и цвета, но разной ширины (по количеству детей), 6 кругов разного цвета, карточки с цифрами от 1 до 6.

Раздаточный материал. Двухполосные карточки, снежинки (по 20 штук для каждого ребенка), «шарфики»-полоски, по ширине равные одному из образцов «шарфика»-полоски одинаковой длины и цвета, но разной ширины (по 4 штуки для каждого ребенка), цветные карандаши (по 6 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от 1 до 6, листы бумаги.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Отвечаем на вопросы Незнайки».

Воспитатель сообщает детям о письме от Незнайки, в котором он просит о помощи: «Карандаш нарисовал десять снежинок, а я — девять снежинок. Я хочу, чтобы у нас с Карандашом было поровну снежинок».

Воспитатель предлагает детям выложить на верхней полоске двухполосной счетной карточки 10 снежинок, а на нижней — 9. Затем спрашивает: «Какими числами можно обозначить количество снежинок? Какое число больше: десять или девять? Какое число меньше: девять или десять? На сколько число десять больше девяти? На сколько число девять меньше десяти?»

Воспитатель предлагает детям помочь Незнайке уравнять количество снежинок. Дети обсуждают варианты выполнения задания, выполняют уравнивание любым способом и поясняют свои действия, например: «Я добавил к девяти снежинкам еще одну и их стало по десять, поровну».

II часть. Игровое упражнение «Подбираем краски для Карандаша».

Воспитатель предлагает детям помочь Карандашу подобрать пять красок для картины. Вызванный ребенок отсчитывает на доске 5 кругов разного цвета. Дети проверяют количество и цвет красок. Затем обозначают количество красок соответствующей цифрой на доске.

Карандаш просит подобрать ему еще одну краску. Вызванный ребенок выполняет задание, другие дети проверяют, сколько всего стало красок.

Воспитатель уточняет: «Какое число получилось? Какой цифрой можно обозначить число шесть?»

Выслушивает ответы детей и показывает карточку с цифрой 6. Дети находят ее у себя, обводят рукой и предполагают, на что она похожа.

III часть. Игровое упражнение «Рисуем с Карандашом разноцветные дорожки».

Карандаш предлагает детям на листе бумаги нарисовать 6 разноцветных дорожек.

Воспитатель уточняет у детей: «Сколько дорожек вы нарисовали? Какой цифрой можно обозначить число шесть?»

Затем просит найти и показать цифру 6.

IV часть. Игровое упражнение «Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша».

На детских кроватках и у воспитателя на столе разложены наборы шарфиков (по 4 штуки) одинаковой длины и цвета, но разной ширины. У детей по одному шарфику, равному по ширине одному из четырех шарфиков.

Вызванному ребенку воспитатель предлагает найти шарфик такой же ширины среди шарфиков, лежащих на столе, и проверить правильность выбора путем непосредственного сравнения шарфиков.

Затем воспитатель просит детей запомнить ширину своих шарфиков и найти на кроватках шарфики такой же ширины. Дети проверяют правильность выполнения задания путем непосредственного сравнения шарфиков.

V часть. Подвижная игра «Дни недели, стройтесь».

Игра проводится 3—4 раза со сменой карточек (см. Декабрь, занятие 4).

VI часть . Игровое упражнение «Поможем Незнайке найти вещи».

На фланелеграфе макет комнаты Незнайки (можно использовать кукольную мебель). Вещи Незнайки спрятаны в разных местах комнаты: шляпа около шкафа, ботинки рядом со стулом и за кроватью и т.д.

Воспитатель выясняет у детей местоположение каждой вещи: «Где лежит шляпа? (Шляпа лежит около шкафа.) Где стоят ботинки?»

Дети помогают Незнайке собраться в гости к Карандашу.

Занятие №3

Программное содержание

Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом.

Познакомить с цифрой 7.

Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу.

Учить ориентироваться на листе бумаги.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Трехступенчатая лесенка, магнитная доска, лисички, медвежата и зайчики (по 9 штук), круги красного, желтого, зеленого и синего цветов (по 1 штуке), 4 елочки разной высоты, карточки с цифрами от 1 до 7.

Раздаточный материал. Трехполосные карточки, листы бумаги, елочки (по количеству детей), наборы цветных карандашей, круги, квадраты, треугольники (по 9 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от I до 7.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Отсчитай столько же».

Упражнение выполняется на трехступенчатой лесенке.

Воспитатель предлагает ребенку поставить на верхнюю ступеньку лесенки 7 лисичек. После выполнения задания спрашивает: «Сколько лисичек ты отсчитал? Каким числом можно обозначить семь лисичек? Какой цифрой можно обозначить число семь?»

Воспитатель показывает цифру 7. Дети находят ее у себя и обводят рукой.

На второй ступеньке ребенок ставит столько медвежат, сколько лисичек на первой ступеньке. («Почему ты отсчитал столько медвежат?») На третьей ступеньке — столько зайчиков, сколько медвежат. (Вопросы те же.)

После выполнения упражнения воспитатель спрашивает: «Что можно сказать о количестве лисичек, медвежат и зайчиков?» (По семь, поровну.)

Воспитатель обобщает: «Семь лисичек, семь медвежат, семь зайчиков, всех по семь». Затем просит детей показать соответствующую цифру.

II часть. Работа с раздаточным материалом.

Дети выполняют аналогичное задание на трехполосных карточках. На верхнюю полоску они кладут 9 треугольников, на вторую — 9 кругов, на третью — 9 квадратов.

Физкультминутка

Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие движения.

Две лягушки

Видим, скачут по опушке (Руки на поясе, полуприседания с поворотом вправо и влево.)

Две зеленые лягушки.

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки.)

Прыгать с пятки на носок. (Переступание с носка на пятку.)

На болоте две подружки, (Руки на поясе, полуприседания с поворотом вправо и влево.)

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались, (Движения по тексту.)

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо наклонялись,

Влево наклонялись.

Вот здоровья в чем секрет, (Ходьба на месте.)

Всем друзьям физкультпривет!

III часть. Игровое упражнение «Расположи правильно».

Воспитатель вместе с детьми рассматривает магнитную доску: «На какую геометрическую фигуру похожа доска? Что есть у доски прямоугольной формы?» (Жестом показывает стороны и углы.)

Воспитатель предлагает вызванному ребенку показать стороны магнитной доски и назвать их. (Верхняя сторона, нижняя сторона и т.д.)

Воспитатель показывает и называет углы: «Правый верхний угол, левый нижний угол». Затем дает задание: «Положите красный круг в правый верхний угол, зеленый круг — в правый нижний угол, желтый — в левый верхний угол и синий — в левый нижний угол. (Дети выполняют задания по очереди.) В каком углу вы расположили красный круг? В каком углу зеленый круг?» и т.д.

IV часть . Игровое упражнение «Рисуем узор».

Воспитатель просит детей вдоль верхней стороны листа нарисовать линию красным карандашом, вдоль нижней стороны — синим карандашом и справа провести желтую линию, слева — зеленую.

Затем выясняет: «Вдоль какой стороны нарисована красная линия? На какой стороне синяя линия?» и т.д. Детям предлагается нарисовать узор, используя любые геометрические фигуры, на середине листа.

V часть . Игровое упражнение «Найдем елочку такой же высоты».

У детей елочки-образцы. В групповой комнате расставлены 4 елочки разной высоты.

Воспитатель предлагает детям запомнить высоту своих елочек и найти елочки такой высоты среди стоящих в группе. Правильность выполнения задания проверяется путем непосредственного сравнения.

Занятие №4

Программное содержание

Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.

Познакомить с цифрой 8.

Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Счетная лесенка, лисенок, медвежонок, зайчонок; предметы разной формы (по количеству детей), 8 снежинок, карточки с цифрами от 1 до 8.

Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур, плоские или объемные геометрические фигуры (по количеству детей), разноцветные листы бумаги квадратной формы, снежинки (по 10 штук для каждого ребенка), карточки с цифрами от 1 до 8.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Составим число».

На счетной лесенке выставлены 3 игрушки: лисенок, медвежонок, зайчонок. Воспитатель спрашивает детей: «Какие игрушки вы видите? Сколько всего игрушек? Сколько каких игрушек вы видите? (Один лисенок, один медвежонок, один зайчонок.) Как вы составили число три?» (Один, один и один — будет число три.)

II часть . Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель предлагает детям составить число три с помощью разных геометрических фигур. При этом ни одна геометрическая фигура не должна повторяться дважды. После выполнения задания воспитатель выясняет: «Сколько всего геометрических фигур? Сколько каких геометрических фигур вы взяли? Как вы составили число три?»

III часть. Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы».

Воспитатель уточняет, какие геометрические фигуры знают дети, предлагает назвать сначала только плоские геометрические фигуры, затем только объемные.

Воспитатель предлагает детям взять по одной фигуре. По сигналу они находят в группе предметы, форма которых похожа на их геометрические фигуры. Затем дети рассказывают о форме предметов, сравнивая их с фигурой. (Я нашел салфетку квадратной формы. У нее тоже четыре угла и четыре стороны, как у квадрата.)

IV часть . Игровое упражнение «Приготовим снежинки для салфеточки».

Воспитатель к семи снежинкам предлагает добавить еще одну и сосчитать, сколько стало снежинок. Затем выясняет, какой цифрой можно обозначить число 8.

Он показывает карточку с цифрой 8. Дети находят ее у себя и обводят по контуру.

Воспитатель уточняет: «Какое число обозначает цифра восемь? На что она похожа?»

V часть . Игровое упражнение «Разложи снежинки правильно».

У детей квадратные листы бумаги разного цвета.

Воспитатель предлагает украсить салфетки снежинками: «Одну снежинку положите посредине салфетки. Одну снежинку положите в верхний левый угол. Одну снежинку — в нижний левый угол» и т.д. (После выполнения каждого задания уточняет: «Где положили снежинку?»)

В старшей группе детского сада занимаются дети 5-6 лет, у которых в это время активно развивается логическое мышление, фантазия, любознательность. Для успешного обучения в школе в ДОУ предусмотрены так называется предматематические занятия - освоение простейшей математики. Занятия по направлены на развитие познавательной активности детей и систематическую подготовку дошколят к школе, которые реализуются через .

Математика в детском саду призвана совершенствовать интеллектуальные способности и формировать:

  • развивать творческое мышление, сообразительность и смекалку;
  • обучать логике действий, рассуждений и мыслей;
  • стимулировать гибкость мышления.

ФЭМП в старшей группе согласно ФГОС

Число занятий по изучению конкретной темы по ФЭМП зависит от успешности освоения материала детьми. Летом занятия по простейшей математике не проводятся, но знания закрепляются в повседневной деятельности: на прогулках, во время подвижных или настольных игр, в творческой деятельности.

Программные задачи, которые решаются в ходе реализации ФЭМП

Помимо образовательных задач освоения элементарной математики на занятиях реализуется работа по воспитанию личностных качеств, развитию мышления и речи.

Воспитатели нередко допускают в реализации ФЭМП серьезные ошибки, среди которых неточность постановки вопросов, нарушение последовательности подачи материала, его однообразие или непривлекательность наглядной информации, выбранной для демонстрации темы. Чтобы избежать ошибок, педагогам следует внимательно планировать последовательность и суть выбранного материала, следить за разнообразием и соответствием информации уровню развития детей.

Педагог на занятиях по ФЭМП должен способствовать созданию занимательной атмосферы, стимулирующей творческую и игровую активность детей, их фантазию и смекалку. Поощряется применение интегрированных занятий - сочетание учебной деятельности с творческой, двигательной, игровой, художественной и коммуникативной. Изучение цифр и фигур проводят объединяют с рисованием, освоение счета с подвижными играми или чтением стихов. Если интегрированное занятие строится по принципу увлекательной игры с развивающимся сюжетом, дошкольников будет ждать счастливая развязка и ситуация успеха.

Для определения эффективности работы по ФЭМП педагоги, заведующий ДОУ, психолог или методист анализируют занятия по получению элементарных математических познаний. Оцениваются поставленные задачи и методы работы, выбранные для их реализации, виды деятельности на занятии, дифференцированность заданий, использование индивидуального подхода и методы интеграции с другими сферами деятельности.

Методы освоения элементарной математики в ДОО

Метод

Характеристика

Практический Основной метод работы, который использует дидактические игры и упражнения, игровые задачи всех уровней, чтобы воспитанники не просто слушали информацию и воспринимали ее, но и принимали активное участие в их разрешении. Эффективность усвоения материала по ФЭМП зависит от выполнения практических заданий.
Игровой

Входит в категорию основных, поскольку игровая деятельность для дошкольников - ключевой способ познания мира и основной вид деятельности. В игровой форме дети быстрее и лучше усваивают элементарную математику. Дидактические игры в контексте ФЭМП делятся на:

  • игры-путешествия - раскрывают обыденное через необычное;
  • игры-загадки - требуют расшифровки понятий;
  • игры-предложения - развивают фантазию и логическое мышление;
  • игры-беседы - строятся на диалоге детей с воспитателем.

Игровые комплексы позволяют развить внимание, стимулировать познание, а после ситуаций успеха дети доброжелательнее относятся к товарищам, ощущают желание учиться. Они помогают детям старшей группы детского сада постепенно войти в мир науки, знакомят с цифрами, расширяют кругозор.

Словесный Опирается на диалог с детьми и не является ключевым. Воспитатель задает детям прямые (Как? Сколько?) или поисковые вопросы (Для чего? Почему ты так решил? Что можно сделать?).

Для формирования элементарных математических представлений используются различные средства:

  • оборудование для самостоятельной работы и детских игр;
  • учебно-познавательная литература по предматематической подготовке;
  • комплекты наглядного демонстрационного и дидактического материала;
  • сборники упражнений и дидактических игр для развития пространственно-временных представлений;
  • методические пособия для педагогов с примерными конспектами занятий.

Вышеперечисленные средства выполняют ряд функций:

  • преподносят математические понятия в доступной для дошкольников форме, помогая им овладеть необходимыми для получения элементарных математический знаний способами действий;
  • реализуют принцип наглядности, интенсифицируют учебный процесс, рационализируют его;
  • расширяют возможности педагогов, позволяя им эффективнее организовать учебно-познавательную деятельность и решение развивающих и воспитательных задач;
  • помогают детям приобрести опыт восприятия взаимосвязей и свойства, расширять и обогащать знания.

Структура занятия по ФЭМП в старшей группе

Форма традиционного школьного урока утратила свою эффективность в освоении простейших математических знаний и навыков, уступив место наблюдению, дидактическим играм, практической деятельности во всех ее видах. Структура занятия продиктована его программным содержанием и зависит от возраста детей и поставленных задач. Занятия ФЭМП по методике Помораевой в старшей группе предполагает использование нескольких видов деятельности и трех-пяти этапов в ходе реализации главной программной задачи. Части урока равнозначны и тесно взаимосвязаны друг с другом.

Следование строгой структуре занятий позволяет:

  • объединять и реализовывать различные программные задачи;
  • активизировать не только отдельных детей, но и фронтально всю группу;
  • использовать комплект дидактических средств и методов;
  • осваивать и закреплять новые знаний, повторять пройденное ранее.

Примерная структура ФЭМП в старшей группе

Первый и второй этапы Новый материал изучается вначале занятия, когда дети максимально сконцентрированы и готовы к получению новых знаний, а по мере его освоения для закрепления на дальнейших уроках перемещается в другие этапы. На этом этапе воспитатель мотивирует детей к постановке задачи урока, стремится заинтересовать их темой занятия, а после демонстрирует пример применения математического навыка.
Двигательная пауза Физкультминутки проводятся после изучения нового материала и помогают восстановить работоспособность дошкольников, нивелировать утомление. Сигналом для проведения активной паузы становится отвлечение, ослабление внимания детей, двигательное беспокойство. Кратковременные физические на занятиях по элементарной математике - это не только упражнения для пальцев рук или глазная гимнастика, но также упражнения для конечностей и туловища (прыжки, наклоны, приседания). Повысить эффективность двигательных пауз можно, если сопровождать их музыкой, песнями или стихотворением. Для закрепления можно во время разминки сочетать простейшие физические и математические упражнения: поднимать правую или левую руку по команде воспитателя; приседать столько раз, сколько покажет педагог; подпрыгнуть на один раз меньше или больше, чем указано на картинке. В качестве физкультминутки можно использовать дидактические игры.
Третий этап Самостоятельное выполнение заданий на закрепление полученных знаний и установление связи нового материала с уже изученным.
Четвертый этап Завершение урока - время дидактических игр, которые помогают применить полученные знания на практике и закрепить пройденное.

В старшей группе активно используются практические занятия ФЭМП в форме дидактических упражнений, которые через использование раздаточного и демонстрационного материала позволяет детям получать математические представления. Педагог на таких уроках объясняет, показывает, указывает, демонстрирует образец, оценивает работу. Поскольку в старшем дошкольном возрасте образовательная деятельность мотивируется учебными или практическими задачами, в структуру занятий включают увлекательные упражнения на определение длины или ширины, сравнение форм и цветов, выяснения пространственно-временных отношений. Чтобы стимулировать практическую, предметно-чувственную, познавательную и воспитательную деятельность в упражнения могут включаться различные игровые элементы.

Чаще других в ДОУ используются занятия в форме дидактических упражнений и игр, объединяющие игровые и практические методы. Игры и упражнения на таких занятиях представляют собой отдельные его части, которые последовательно сочетаются.

Наглядность в ФЭМП в старшей группе по ФГОС

Ключевым условием эффективности занятия по ФЭМП в старшей группе является использование методов наглядности, которые при правильном подборе способствуют усвоению знаний, повышая результативность обучения. Дошкольники мыслят конкретно, потому им легче иметь дело с вещами, а уже после со словами, потому в старшей группе принцип наглядности играет большую роль в обучении математики.

Принципы использования наглядного материала:

  1. Наглядность эффективна только в сочетании со словесным пояснением, выделением сути. Воспитатель направляет наблюдение детей, помогая им освоить форму предметов или счет. Используя наглядный материал дошкольники не углубляют свои знания о шарах, яблоках или ежиках, а учатся абстрагироваться, выделяя форму, цвет или количество предметов.
  2. Важны рамки использования наглядности: после усвоения способа действия карточки, картинки или фигурки будут отвлекать ребенка, мешать его самостоятельности. После показа образца дети должны выполнять задание, следуя словесным инструкциям.

Воспитателям следует тщательно продумывать место и способ использования наглядности, характер материала, чтобы дошкольники научились самостоятельно применять его для поиска ответа или контроля правильности выполнения. Демонстрационные и дидактические средства разделяются весьма условно, поскольку одни и те же материалы могут применяться и в практических заданиях, и для объяснения нового.

Наглядный материал на занятиях по ФЭМП бывает двух видов:

  • Мелкий раздаточный. В качестве наглядного материала используется мелкий раздаточный материал, который получает каждый ребенок, и демонстрационные средства, которые печатаются на магнитной доске или фланелеграфе. Все они должны быть понятен и привлекательны внешне, чтобы вызвать интерес у детей, спровоцировать взаимодействие логического и чувственного мышления. Воспитателям важно помнить о наличии запасного материала, чтобы демонстрационные и раздаточные средства были на занятиях в достаточном для каждого воспитанника количестве.
  • Демонстрационный и дидактический. Дидактическим материалом в детском саду на занятиях по ФЭМП выступают счетные палочки, карточки, мелкие игрушки, объемные цифры, лабиринты, карты, геометрические лото, домино, занимательные кубики, геометрические фигуры для счета, таблицы, карточки с изображениями предметов или времен года, настольные игры и многое другое. Для изучения величин (толщины, ширины, высоты и длины) применяются предметы разных размеров; пространственные отношения помогают освоить наборы дидактических пособий; со временем как нельзя лучше знакомит календарь или макет часов, градуированные пробирки или банки демонстрируют разницу глубины и объема.

При этом важно, чтобы размер раздаточного материала позволял каждому воспитаннику свободно размещать его на столе, не мешая другим. Демонстрационный материал показывается фронтально, потому должен быть значительно крупнее и больше. Чтобы обеспечить одну старшую группу для занятий по ФЭМП, потребуется 25 комплектов раздаточного и один-два комплекта демонстрационного материала.

В работе со старшими дошкольниками преподаватели используют наглядные пособия, которые моделируют математические понятия и развивают дедуктивное мышление. Используется фланелеграф или иное полотно размером 60х30 см со специальными полосками для раскладывания карточек и изображений. Могут использоваться музыкальные инструменты и любые предметы, издающие звуки, которые помогут в установлении мощности на слух (ложки, бубны, барабаны, часы и даже капли воды). Информационные технологии - презентации и таблицы - служат одной из форм наглядности, которая способствует развитию умственных способностей у дошколят.

Альтернативой наглядному становится занимательный математический материал, который отличается разнообразием и системностью использования. Задания предполагают нарастающую сложность упражнений и игр, чтобы в процессе их выполнения создавались условия для самостоятельных поисков и использовались методы прямого обучения. Занимательный материал комплексно воздействует на развитие математических способностей воспитанников, положительно влияя на целеустремленность, логическое мышление, пространственное воображение, умение находить способы действий для решения познавательных и практических задач. Для этих целей в детском саду могут задействованы следующие виды занимательного материала:

  1. Игрушки-головоломки - «Пирамидка», «Змейка» Рубика, «Уникуб» и прочие, которые состоят их складывающихся или вращающихся объемных геометрических фигур.
  2. Геометрические конструкторы - «Пифагор», «Танграм», «Волшебный круг», где из плоских геометрических фигур по замыслу или образцу нужно сложить сюжетное изображение.
  3. Логические упражнения, задачи на поиск недостающей фигуры или нахождение признаков схожести/отличий, распознавание частей в целом или восстановление целого из частей.
  4. Лабиринты - упражнения, которые требуют мыслительного и зрительного анализа для поиска кратчайшего пути от точки к точке.

Игровые комплексы в усвоении элементарных математических познаний

Методика Помораевой и Позиной по проведению доказала, что основополагающее значение в получении простейших математических познаний имеют игровые комплексы, повышающие эффективность и способствующие освоению детьми знаний в полном объеме, развивая мышление, логику и память. Занятия в традиционной форме провоцируют быструю утомляемость детей и развитие гиподинамии, потому активные формы обучения и игровая деятельность являются эффективной альтернативой привычных уроков. Игровые комплексы способствуют развитию внимания и сообразительности (через головоломки и задачи-шутки), логического мышления (через рассуждения над ходом решения задания), самостоятельности и памяти.

Примеры практического применения игровой деятельности:

  1. Освоение понятий равенства и неравенства - дидактические игры «Исправь ошибку», «Какой цифры не стало?», «Путаница», «Назови соседей», с помощью которых дети учатся выполнять операции с цифрами в пределах 10 и пояснять свои действия.
  2. Развитие памяти и мышления - игры «Какая игрушка пропала?» и «Составь цифру».
  3. Изучение дней недели и их названий - наблюдение, в ходе которого дети обозначают разноцветными кружочками каждый день, чтобы им проще было уяснить последовательность, для закрепления знаний проводятся игры «Живая неделя» и «Дни недели».
  4. Знакомство с календарем и месяцами - игры «Круглый год», «Двенадцать месяцев» и прочие.
  5. Навыки ориентирования в пространстве - дидактические упражнения для определения своего положения в пространстве, положения предметов.
  6. Знакомство с геометрическими фигурами - игра на поиск в окружающих предметах квадратов, треугольников или кругов.

Игровые ситуации в учебном процессе должны соответствовать времени и месту и не быть случайными. Освоив простейшие математические представления, воспитанники смогут перенести знания в нестандартные ситуации. Разновидностью занятий по ФЭМП являются занятия-праздники или уроки-развлечения, которые строятся на развлекательной составляющей, однако выполняют и образовательные задачи. На них стимулируется интеллектуальная активность детей, а соревновательный характер мотивирует их на эффективную работу.

Дидактические пособия по ФЭМП в старшей группе

Для формирования у дошкольников навыков по элементарной математике педагоги дошкольных учреждений используют апробированные дидактические пособия, среди которых свою эффективность доказали логические палочки и блоки X.Кюзенера и 3.Дьенеша, а также планы-конспекты занятий по ФЭМП в старшей группе авторства И.А.Помораевой и В.А.Позиной.

Логические блоки и палочки - набор из плоских и объемных геометрических тел, где у каждого блока можно выделить свойства (толщина, величина, цвет и форма). Для работы с блоками 3.Дьенеша дети получают карточки с заданием, где символически указана последовательность, в которой нужно составить цепочку из геометрических тел, и закономерность, которую нужно учитывать. С помощью палочек X. Кюзенера, которые называют «цветные числа», можно моделировать числа, составляя из кубиков и параллелепипедов заветные числа, таким образом знакомясь с их составом.

Методические разработки В.А.Позиной и И.А.Помораевой призваны помочь воспитателям не только в разработке тем и задач занятий, но и в реализации поставленных целей. Планы-конспекты занятий, учитывая принципы системности и последовательности, комбинируют и решают все задачи, поставленные перед педагогами программой. На игровых занятиях по методике Помораевой и Позиной используется дидактический материал, проводятся физкультминутки, изучение элементарной математики проходит в увлекательной форме без скучного заучивания, поскольку задания малышам дают сказочные персонажи, волшебники и добрые зверята.

В.А.Помораева и И.А.Позина: планы-конспекты занятий по ФЭМП в старшей группе

Занятия по методике Позиной и Помораевой опирается на игровые и наглядно-практические методы работы и не предполагает прямое обучение. Напротив, разработанные принципы позволяют стимулировать мыслительную активность детей, а воспитателям проявлять свой творческий потенциал.

Поскольку в старшей группе знакомство с элементарной математикой проходит раз в неделю и предусматривает изучение простейших чисел и выполнение элементарных вычислений, знакомство с геометрическими фигурами, изучение способов визуального отображения фигур, цифр и математических элементов, примерное распределение программного материала выглядит следующим образом:

Занятия по ФЭМП в старшей группе по методике Помораевой и Позиной наиболее эффективны, если элементарные математические познания закрепляются в домашней обстановке, для чего воспитатели проводят с родителями разъяснительные беседы, дают методический материал, выступают на родительских собраниях , поскольку освоение математических представлений проходит не только в условиях соответствующего занятия в ДОУ, но и в повседневной обстановке и дома. Доказано, что взаимодействие родителей и педагогов помогает детям быстрее и лучше освоить простейшую математику.

Узнать больше о формировании элементарных математических познаний в ДОУ можно в статьях:
1. Занятия по ФЭМП в средней группе
2. Приемы развития пространственных представлений у детей дошкольного возраста
3. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста "Спасение Снеговика"

Занятие №1

Программное содержание

Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.

Познакомить с цифрой 9.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Демонстрационный материал. Предметы посуды (10 предметов), карточка с изображением геометрических фигур разного цвета (фигуры расположены по середине и по углам карточки), карточки с цифрами от 1 до 9.

Раздаточный материал. Наборы цветных карандашей, листы бумаги, числовые карточки с изображением от 1 до 7 кругов, карточки с цифрами от 1 до 9.

Методические указания

I часть.

Воспитатель предлагает детям составить число 3 с помощью разных предметов посуды. После выполнения задания спрашивает: «Сколько всего предметов посуды? Сколько каких предметов посуды вы взяли? Как вы составили число три? Сколько предметов посуды каждого вида?»

Воспитатель добавляет еще один предмет посуды и спрашивает: «Сколько теперь стало предметов посуды? Сколько каких предметов посуды? Какое теперь число мы составили? Как мы составили число четыре?»

II часть. Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель предлагает детям составить число 4 с помощью карандашей разного цвета. (Вопросы аналогичны предыдущим.)

III часть. Игровое упражнение «Поможем Федоре собрать посуду».

Воспитатель читает четверостишие и просит детей определить, из какого произведения эти строки (К. Чуковский «Федорино горе»),

А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора:

«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!»

Дети вспоминают, что произошло с Федорой и почему посуда убежала от нее.

Воспитатель предлагает детям собрать Федорину посуду и показывает цифру 8. Он уточняет название цифры и выясняет, сколько предметов посуды надо собрать. Вызванный ребенок выполняет задание на доске.

Воспитатель спрашивает у детей: «Какие предметы посуды вы собрали? Сколько всего предметов собрали? Какой цифрой обозначили восемь предметов посуды?»

Дети находят цифру 8 и кладут перед собой.

Воспитатель добавляет еще 1 предмет посуды и предлагает сосчитать, сколько их стало всего. Он выясняет, какой цифрой можно обозначить число 9. Затем показывает цифру 9.

Воспитатель предлагает детям найти карточку с цифрой 9, обвести ее и определить, на что похожа цифра.

Вызванный ребенок выстраивает цифровой ряд от 1 до 9. Воспитатель вместе с детьми называет цифры по порядку.

Воспитатель еще раз обращает внимание детей на цифру 9 и предлагает подумать, на какую цифру она похожа. Дети находят цифру 6, ставят рядом с цифрой 9 и определяют, чем похожи цифры и чем отличаются.

Воспитатель уточняет: «Сколько предметов посуды вы помогли собрать Федоре?» —и читает отрывок:

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить и уважать!

IV часть. Дидактическая игра «Запомни и повтори».

Воспитатель показывает детям карточку с изображением геометрических фигур, уточняет их расположение и цвет. Затем предлагает запомнить, как расположены фигуры, и просит повторить их в таком же порядке. Игра повторяется 2—3 раза.

V часть. Игровое упражнение «Назови день недели».

Воспитатель вместе с детьми вспоминает названия дней недели, их последовательность, определяет, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

VI часть . Игра «Живая неделя».

У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка задания осуществляется перекличкой.

Занятие №2

Программное содержание

Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.

Продолжать знакомить с цифрами от 1 до 9.

Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Веер из 10 лепестков разного цвета, картинка с изображением птицы, составленной с помощью треугольников и четырехугольников, карточки с цифрами от 1 до 9.

Раздаточный материал. Наборы картинок с изображением птиц (6—7 штук, из них 4 картинки с изображением зимующих птиц); квадраты, разделенные на треугольники и четырехугольники, наборы треугольников и четырехугольников, карточки с цифрами от 1 до 9.

Методические указания

I часть . Игровое упражнение «Собираем веер».

Воспитатель предлагает детям составить ряд из цифр от 1 до 9. Дети называют цифры по порядку и показывают их.

Воспитатель просит детей собрать на доске веер из 9 разноцветных лепестков. Дети проверяют правильность выполнения задания и обозначают соответствующей цифрой каждый лепесток.

II часть. Игровое упражнение «Игра с веером».

Воспитатель предлагает ребенку с помощью лепестков веера разного цвета составить число 4. После выполнения задания спрашивает: «Сколько всего лепестков? Сколько лепестков какого цвета мы взяли? Как мы составили число четыре?»

Воспитатель добавляет к 4 лепесткам еще 1 лепесток другого цвета, задает аналогичные вопросы и показывает состав числа 5 из единиц.

III часть. Игровое упражнение «Составим число».

Воспитатель дает детям задание: «Отберите четыре-пять картинок с изображением зимующих птиц. Сколько всего картинок вы отобрали? Сколько каких зимующих птиц вы нашли? Какое число вы составили? Как вы составили число четыре?»

Воспитатель предлагает детям найти цифры 4 (5).

Физкультминутка «Летает, не летает».

Воспитатель называет предметы. Если предмет может летать, дети делают взмахи руками, если не может — не поднимают руки.

IV часть. Дидактическая игра «Танграм».

Воспитатель загадывает детям загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла...

Прилетит — плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это... (птица).

Вместе с воспитателем дети рассматривают картинку с изображением птицы, составленной с помощью треугольников и четырехугольников.

Затем дети рассматривают квадрат, разделенный на треугольники и четырехугольники. Определяют фигуры, на которые он разделен. Затем делят набор геометрических фигур на две группы: треугольники и четырехугольники.

По заданию воспитателя дети выкладывают из треугольников и четырехугольников изображение птицы.

V часть . Игровое упражнение «Что где находится».

Воспитатель задает детям вопросы: «Впереди кого ты сидишь? Слева от кого ты сидишь? Что находится слева от шкафа? Что находится справа от меня?» и т.д.

Занятие №3

Программное содержание

Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.

Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 5.

Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.

Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Кукла, яблоко, мяч, 9 цилиндров разной высоты и 1 цилиндр, равный самому высокому цилиндру, 5 бантиков разного цвета, карточки с цифрами от 1 до 9.

Раздаточный материал. Круги разного цвета (по 7—8 штук для каждого ребенка), полоски разного цвета и ширины (по 9 штук для каждого ребенка), полоски для определения ширины полосок (по количеству детей), карточки с цифрами от 1 до 9.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Угостим гостью».

Воспитатель говорит: «К кукле в гости пришла подруга. Кукла хочет угостить ее яблоком, но яблоко только одно. Как помочь кукле это сделать?»

Воспитатель обсуждает с детьми, как можно разделить яблоко на части. Затем разрезает яблоко пополам и спрашивает: «На сколько равных частей мы разрезали яблоко? Как можно назвать каждую часть яблока? (Половина.) Сколько половин получилось? Как можно по-другому назвать одну половину?» (Одна вторая.)

Воспитатель показывает две части яблока и поясняет: «Это одна часть и это одна часть (показывает каждую часть). Всего их две, поэтому одну часть можно назвать одна вторая. Что больше: целое или одна часть (одна вторая)? Что меньше: одна часть (одна вторая) или целое? Из скольких частей состоит целое?»

II часть. Игровое упражнение «Составим число».

Воспитатель предлагает детям «составить» число 5 с помощью кругов разного цвета. После выполнения задания спрашивает: «Сколько кругов вы отсчитали? Сколько кругов какого цвета вы взяли? Какое число вы составили? Как вы составили число пять?»

III часть. Дидактическая игра «Я знаю 5 имен...»

Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Называете три (четыре, пять) имени девочки (мальчика) и на каждое имя один раз ударяете мячом об пол. Тот, у кого укатился мяч, выбывает из игры».

IV часть. Игровое упражнение «Прятки».

Воспитатель показывает детям карточку с цифрой 5 и предлагает детям отсчитать столько бантиков разного цвета, сколько показывает цифра. Дети отсчитывают бантики.

Воспитатель рассказывает: «У Маши, Даши, Кати, Саши и Наташи были разные бантики: красный, желтый, синий, зеленый и белый. Они играли в прятки».

Воспитатель прячет по 1 бантику справа налево (закрывает рукой). Дети каждый раз пересчитывают, сколько осталось бантиков, и показывают соответствующую цифру.

Дети раскладывают у себя на столах цифры от 1 до 5 и называют их в прямом и обратном порядке.

V часть. Игровое упражнение «Разложи полоски по порядку».

Воспитатель просит детей разложить 9 полосок разной ширины и разного цвета в порядке убывания, начиная с самой широкой и заканчивая самой узкой (слева направо). После выполнения задания уточняет правила раскладывания.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая последующая полоска уменьшается на одну и ту же величину. Предлагает проверить это с помощью полоски бумаги (условной меры).

VI часть. Игровое упражнение «Поставим столбики в ряд».

На ковре хаотично расставлены столбики (цилиндры) разной высоты.

Воспитатель предлагает расставить столбики в ряд, начиная с самого низкого и заканчивая самым высоким. Предварительно воспитатель уточняет правила раскладывания предметов.

Дети выполняют задание по очереди. Каждый ребенок, выбирая очередной столбик, проговаривает свои действия: «Я выбираю из оставшихся столбиков самый низкий, сравниваю его с другими столбиками и ставлю рядом».

Одному ребенку достается цилиндр такой же высоты, как предыдущий. Воспитатель обращает внимание на то, что цилиндры одинаковой высоты, и предлагает один из них убрать.

Затем дети рассказывают о высоте каждого столбика в ряду.

Занятие №4

Программное содержание

Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.

Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10.

Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Кукла, ленты, картонная полоска, по длине равная одной из лент, 4—5 карточек с изображением от 6 до 10 кругов, контур платьица, 10 кругов-пуговичек одинакового цвета.

Раздаточный материал. Прямоугольные салфетки, ножницы, карты, разделенные на 9 квадратов (в центральном квадрате изображена геометрическая фигура: круг, квадрат, треугольник или прямоугольник; по 4 карты для каждого ребенка), поднос с набором карточек с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной форм, карточки с изображением от 6 до 10 кругов, 15 кругов- пуговичек одинакового цвета.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Поможем куклам подобрать пуговички к новому платью».

Воспитатель показывает детям платьице куклы и предлагает подобрать 10 пуговичек одинакового цвета. Вызванный ребенок, а остальные дети на местах отсчитывают по 10 кругов-пуговичек одинакового цвета.

Воспитатель спрашивает: «Сколько всего пуговичек отсчитали?» Затем предлагает «пришить» пуговицы к платью, убирая по одной пуговице справа налево и считая, сколько осталось. Дети выполняют задание вместе с воспитателем.

II часть. Игровое упражнение «Завяжем кукле бантики».

Воспитатель показывает детям куклу с одной косичкой, предлагает сделать ей две косички и завязать бантики. Воспитатель поясняет, что одна ленточка уже есть и ей надо подобрать пару такой же длины.

«Что нужно сделать, чтобы отрезать ленточку такой же длины?» — спрашивает воспитатель.

Дети высказывают свои предложения. Воспитатель подводит их к необходимости использования условной меры. Дети вместе с воспитателем рассматривают адекватные условные меры и выбирают картонную полоску. Затем проверяют равенство длин картонной полоски и ленточки путем непосредственного сравнения.

При помощи картонной полоски воспитатель вместе с детьми отмеряет и отрезает ленточку нужной длины, сравнивает ее с первой ленточкой и завязывает кукле бантики.

III часть. Игровое упражнение «Салфетки для кукол».

Воспитатель обращает внимание на салфетку прямоугольной формы и предлагает подарить кукле и ее подруге по салфетке одинаковой величины.

«Что нужно сделать, чтобы из одной салфетки получились две салфетки?» — спрашивает воспитатель. Дети обсуждают способы деления прямоугольной салфетки: нужно сложить ее пополам так, чтобы короткие стороны совпали. Дети разрезают салфетку по линии сгиба пополам и проверяют равенство полученных салфеток.

Воспитатель уточняет: «Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? (Половина, одна вторая.) Что больше: целое или часть? Что меньше: часть или целое?»

Дети дарят салфетки куклам.

IV часть . Дидактическая игра «Геометрическое лото».

Дети делятся на четыре подгруппы. У каждой подгруппы карта, разделенная на 9 квадратов. В центральном квадрате изображена геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Карточки с изображением предметов соответствующей формы лежат на общем подносе.

Воспитатель предлагает детям закрыть пустые квадраты карточками, на которых изображены предметы той или иной формы. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание. В процессе проверки дети называют предметы и их форму.

Игра повторяется 2—3 раза со сменой карточек.

V часть. Подвижная игра «Автомобили и гаражи».

На ковре разложены карточки с изображением от 6 до 10 кругов. Это гаражи. У детей такие же карточки, обозначающие номера автомобилей.

Воспитатель объясняет правила игры: «Каждый гараж имеет свой номер, обозначенный определенным количеством кругов. У ваших автомобилей такие же номера. По моему сигналу поставьте свои автомобили в гаражи с соответствующими номерами и объясните свой выбор».

Игра повторяется 3—4 раза. Каждый раз дети меняются карточками.

Игру можно провести с музыкальным сопровождением.

Конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Зайчонок и Мишутка»

Программное содержание:

Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 10;
Закрепить знание геометрических фигур;
Упражнять в уравнивании двух чисел двумя способами;
Упражнять в делении квадрата на 4 части по прямой линии и по диагонали;
Упражнять в ориентировке на листе бумаги;
Закрепить знание частей суток;
Закрепить знание дней недели;
Упражнять детей в назывании «соседей» числа;
Упражнять в ориентировании на ограниченной плоскости;
Упражнять в соответствии цифр количеству предметов.
Развивать логическое мышление, интерес к математике.
Воспитывать взаимопомощь, взаимоконтроль.

Материал:

Пенал с цифрами; карточки с 2-мя свободными полосками; набор геометрических фигур; счетный материал; квадрат бумаги; лист бумаги; карточки с цифрами, наборы игрушек и предметов; игрушки: Заяц и Мишка.

Ход занятия:

Ребята, сегодня к нам в гости пришел наш знакомый Зайчонок, к которому мы ходили на день рождения. Помните? И пришел он со своим другом Мишуткой. Оказывается, между ними возник спор. Зайчонок уговаривает его пойти с ним в лесную школу, а Мишутка утверждает, что в школе неинтересно, скучно, он будет уставать. Вот и решил Зайчонок ему показать, как мы в нашем саду легко справляемся с разными заданиями, как нам бывает интересно. Покажем? /Да/.

Воспитатель:

А сейчас, ребята, подойдите к столам и будьте внимательны. Сядет тот, кто выполнит мое задание:

Назвать дни недели - 1-й ребёнок;
Назвать части суток - 2-й ребёнок;
Назвать следующее за 5, 7, 9 число - 3-й, 4-й, 5-й ребёнок;
Назвать соседей чисел «6»,«4»,«3» - 6-й, 7-й, 8-й ребёнок;
Сосчитать от 1 до 10;
Сосчитать от 10 до 1.

Молодцы, все прекрасно справились.

Воспитатель:

А сейчас возьмите, пожалуйста, карточку с 2-мя свободными полосками и выполните задание: на верхнюю полоску положите 4 елочки, а на нижнюю - на 1 грибок меньше, подставьте к ним соответствующие цифры из пенала. А теперь уравняйте елочки и грибочки так, чтобы их стало поровну. /2 ответа: убрать 1 елочку и добавить один грибок/.

Хорошо вы справились с заданием.

Воспитатель: А теперь возьмите лист бумаги и слушайте внимательно задание:

Положить в верхний левый угол - 4 квадрата;
В верхний правый угол - 7 овалов;
В нижний левый угол – 6 кругов;
В нижний правый угол – 8 треугольников;
В середину – 1 трапецию.

А сейчас проверьте друг у друга выполненное задание и подскажите, как нужно было поставить фигуры.

Воспитатель:

Ребята, на краю стола у вас лежит карточка с цифрой. Возьмите ее, встаньте, погуляйте по группе и найдите игрушки или предметы, которые соответствуют вашей цифре.

Молодцы, ребята, все нашли, а теперь подойдите к близко стоящему ребенку и проверьте правильность выбора.

Оставьте карточку рядом с предметами и подойдите, пожалуйста, на «полянку» отдохнуть.

Физминутка «Раз, два, три, четыре, пять!»

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову подымем выше
И легко-легко подышим …
Раз, два! - выше голова,
Три, четыре - руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за стол тихонько сядь.

Воспитатель:

Ребята, пока мы с вами отдыхали, Мишутка нам еще задание подложил и думает, что мы его не сможем выполнить. Возьмите бумажный квадрат и подумайте, как его можно разделить на несколько частей, какие геометрические фигуры могут получиться? Кто догадался, может выполнять задание.

Вадим, что у тебя получилось? / «Согнул квадрат пополам по прямой линии и еще раз пополам, получилось 4 квадрата»/.

А у тебя, Георгий, что и сколько получилось?
/«Я разделил квадрат 2 раза по диагонали, и у меня получилось 4 треугольника»/.

Воспитатель:

Посмотрите, Мишутка, какие наши дети догадливые, умные, как старались быстро выполнить задание, и нисколько не устали. Правда, ребята?

Мишутка:

Теперь я сам убедился, как это интересно, увлекательно выполнять задания. Я обязательно 1 сентября пойду в лесную школу вместе с Зайчонком. Спасибо, ребята.

Зайчонок:

Ребята, я был уверен, что вы меня не подведете, и я оказался прав в нашем споре с Мишуткой. За это я вам принес угощение.

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Поделиться: