Лепка «Угощение на масленицу. Конспект занятия на масленицу для детей старшей - подготовительной группы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Кантемировская основная общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района Воронежской области

Конспект занятия по аппликации

«Масленица»

для детей старшей группы

Подготовила:

воспитатель Штангеева Е. П.

2018 год

Цель :

Познакомить детей с русскими народными традициями, обычаями, праздником « Масленица » .

Задачи :

Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством.

Развивать речевые навыки детей дошкольного возраста.
Развивать умение доброжелательного общения с взрослыми и сверстниками.
Развивать внутреннюю активность детей, создать положительное эмоциональное настроение.

Закреплять умение работать ножницами, умение составлять целый предмет из частей. Закреплять навыки разрезания бумаги по намеченным линиям. Развивать умение дополнять образ деталями.

Материал : презентация; игрушка солнышко; вырезанные круги жёлтой бумаги (по 2 на каждого ребёнка) ; разлинованные листы желтой, красной, оранжевой бумаги; 2 глаза, рот и нос для солнышка на каждого ребёнка; клей; кисточки; ножницы; салфетки.

Ход занятия:

( Воспитатель читает стихотворение ):

Отшумела злая вьюга. Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга, капли падают, звеня.

Солнце землю нагревая, гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая и ручьями слёзы льёт.

Скажите мне, пожалуйста, о чём говорится в стихотворении, которое я вам только что прочитала? (про конец зимы; весна пришла ).

Как вы догадались? (снег тает; бегут ручьи; капает с крыши; на улице стало тепло).

Правильно, молодцы! Заканчивается зима, и люди провожают её шумным, весёлым праздником. А как называется этот праздник? (Масленица ) .

А кто скажет, как отмечают этот праздник? (поют песни для Масленицы ; танцуют; играют в игры; водят хоровод вокруг Масленицы ; пекут блины ).

Стихотворение «Масленица» (А. Усачев)

Здравствуй, Масленица !

Дай нам маслица !

Мы блинов себе горячих напечем-

Нам метели и морозы нипочем!

Если есть сковорода,

Не страшны нам холода,

Потому что блин горячий-

Это лучшая еда!

Вот так Масленица

Дала маслица нам !

Даже в небе появились два блина:

Это солнце-блин, и рядом блин-луна.

Один блин горячий,

Другой холодный.

Полезай на небо-

Если кто голодный! ( показ слайдов )

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник давно любимый на Руси. Длится Масленица целую неделю , и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярила, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.

Согласно легенде, Масленица родилась на севере , отцом её был Мороз. Однажды в суровые морозы человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами. Он позвал её помочь людям, развеселить их, согреть и накормить. Масленица пришла . Но она оказалась не хрупкой девушкой, какой её увидели сначала, а здоровой бабой, с румяными щеками, громко хохочущей.

Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. Люди забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль и веселились от души. С приходом Масленицы и правда погода стала мягче, а морозы – теплее. Тогда-то и решил народ устроить праздник в честь Масленицы : всем миром проводить Зиму и готовиться к встрече Весны - красны.

Самым шумным и веселым стал праздник Масленицы ! Целую неделю люди веселятся, ходят друг к другу в гости, придумывают разные забавы и игры на свежем воздухе и, конечно же, пекут блины.

Отгадайте-ка загадку :

Ну-ка, кто из вас ответит :

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт? ( Солнце )

Правильно! Наверное, вы знаете, что, когда светит солнце, всем вам веселее, настроение у вас улучшается, хочется радоваться, смеяться.

Тогда, давайте с вами позовем солнышко. (Дети произносят закличку):
Солнышко, солнышко, появись,
Светлое, яркое, улыбнись!

(
Воспитатель выносит солнышко).
- Посмотрите, солнышко нам улыбается. Давайте, ребятки тоже улыбнемся солнышку и друг другу (улыбаются друг другу). А теперь давайте покажем солнышку, как нам живется в садике.
Игра «Как живешь – вот так? » Сжать пальцы обеих рук в кулачки.
- Как живешь? ---
показать оттопыренный большой палец
- Вот так!
- А плывешь? --- -
вытянуть руки вперед
- Вот так!
- Пляшешь как? ---
согнуть руки в локтях
- Вот так!
- Вдаль глядишь? ---
поднести руку ко лбу
- Вот так!
- Ждешь обед? ---
погладить животик
- Вот так!
- Машешь вслед? ---
выполнить кистью ведущей руки движения влево - вправо
- Вот так!
- Ночью спишь? ---
лечь щекой на сложенные вместе ладошки
- Вот так!
- А шалишь? ---
надуть щечки и хлопнуть по ним ладошками
- Вот так!
- Здорово поиграли, а теперь давайте подарим солнышку свою любовь и тепло.
Проводится игра «Подари любовь и ласку».
(
дети, сидя обнимают игрушку – солнышко, передавая друг другу, под музыку )
- Солнышко вам дарит любовь и тепло. И вы тоже нежно обнимите его, подарив в ответ свою доброту и ласку.

Как мы с вами уже говорили, всю масленичную неделю хозяйки пекли блины. На блины да угощенья приглашали дорогих гостей, чем больше гостей – тем больше счастливых дней в году.

А кто мне может сказать, почему на Масленицу пекли именно блины ? (- Потому что они похожи на солнышко ).

Сегодня мы с вами тоже пойдем на улицу, будем веселиться. И сейчас каждый сделает себе солнышко. Показ образца и анализ . Посмотрите, пожалуйста, на свои рабочие места.

У вас лежат 2 жёлтых круга. Разлинованные листы жёлтой, оранжевой, красной бумаги. Из кружков мы будем делать само солнышко, а из цветной бумаги мы нарежем лучики.

Как вы думаете, почему именно эти цвета мы выбрали для солнца?

Потому, что это цвета солнышка!

Прежде, чем мы приступим к работе, необходимо вспомнить правила работы с ножницами. Может быть, вы можете мне помочь? Кто знает, как надо обращаться с ножницами?

Ножницы должны лежать с закрытыми лезвиями.

Передавать друг другу ножницы надо кольцами вперёд.

Нельзя размахивать.

Нельзя играть с ножницами.

С ножницами не шути,

Зря в руках их не крути

И, держа за острый край,

Другу их передавай.

Лишь окончена работа-

Ножницам нужна забота:

Не забудьте их закрыть

И в коробку положить.

Давайте же сделаем наши солнышки. Последовательность выполнения.

1. Разрезаем цветные листы бумаги по намеченным линиям - это лучи солнца.

2. Складываем полоски пополам, но сгиб полосы заглаживать не надо.

3. Наклеиваем лучи с двух сторон первого круга.

4. Накладываем и приклеиваем второй круг, закрывая кончики лучей.

5. Приклеиваем глаза, нос и рот солнышку.

Анализ работ.

По окончанию работы дети делятся впечатлениями, рассказывают о своих солнышках, оценивают работу товарищей. Подводятся итоги. Зачитывается стихотворение.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица .

Ты прощай, прощай,

Наша широкая.

Ты пришла с добром,

Со блинами, пирогами,

Да со оладьями.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари.

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончилось веселье.

Прощай, прощай,

Наша Масленица !

Конспект НОД "Лакомка" для детского сада. Старшая группа

Автор : Жабина Ирина Ивановна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 28", г. Новомосковск, Тульской области.

Конспект НОД по приобщению к русской народной культуре детей старшего дошкольного возраста "Лакомка".

Описание : Данный материал предложен воспитателям ДОУ, работающим по теме "Приобщение детей к русской народной культуре".
Цель : формирование интереса к русской традиции празднования Масленицы через ознакомление с бытом русского народа.
Задачи :
- уточнить представление детей об обычаях, связанных с празднованием Масленицы;
- выявить знания детей об основном занятии русских крестьян - земледелии, видах полевых работ;
- продолжать формировать навыки работы с солёным тестом, соломой;
- развивать связную речь, память, внимание, воображение;
- воспитывать доброжелательность;
- вызвать положительные эмоции от совместной деятельности.
Предварительная работа :
беседа о празднике Масленица, разучивание закличек, песен; знакомство со старинными орудиями труда, видами полевых работ; проведение опытов по проращиванию зерновых культур; лепка поделок из солёного теста, знакомство с изготовлением куклы из соломы.
Оборудование :
интерьер "избы" (макет печи, деревянный стол, лавки, самовар, на стене макет "окна со ставнями"); предметные картинки (соха, борона, лукошко, серп, цеп, жернова); три ящика с землёй (сухой, сырой, увлажнённой); три миски (в них рожь, гречка, горох); палочки для рыхления; таз с водой; салфетки; солёное тесто (основа для каравая и для украшения); заготовки из соломы (два пучка, связанных по краям - большой и маленький), верёвка, ткань, ленточки; "карусель" (шест с кругом из лент); каравай (угощение для детей).
1.Организационный момент
Воспитатель : Ребята, а почему мы все встречи, беседы начинаем со слова "здравствуйте"?
Дети : Говоря по обычаю "здравствуйте", мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья.
"Здравствуйте" означает "будьте здоровы", "живите долго".
Воспитатель : На этой неделе слово "здравствуйте" звучит по-особенному, как вы думаете, почему?
Дети : Потому что идёт масленичная неделя - самый радостный праздник, прощание с зимой, с обидами. Все ходят в гости, в последний день жгут чучело Масленицы.
Воспитатель : Какой сегодня день недели? Что он означает?
Дети : Сегодня среда - лакомка, обязательно ходили в гости, дарили друг другу Масленицу. Ели пироги, ватрушки. Объедались блинами с вареньем, со сметаной.
Воспитатель : Пора и нам праздничный хлеб готовить. "Хлеб - всему голова", хлебом обед начинается, хлебом и заканчивается. По обычаю, хлеб - соль подносили дорогим гостям. Если мы с вами вместе отведаем хлеба - соли, то будем дружить и никогда не поссоримся. Пойдёмте в "избу", погреемся у печки, да к празднику будем готовиться.
Идут в "избу", встают около печки, "греют руки" (массируют произвольно пальчики) и приговаривают :
"Ой, ты печка - сударыня,
Помоги нам, боярыня,
Ты свари, испеки, обогрей, освети,
Полечи и спаси, в дом богатство принеси."
2.Беседа
Воспитатель : Рассаживайтесь рядком, поговорим ладком, вспомним как люди в старину жили (дети садятся на лавки перед печкой ). Самая трудная работа была хлеб растить. Раньше говорили: "Землю пашут - руками не машут". Расскажите, когда начинали пахать землю.
Дети : Ранней весной, когда снег растает.
Воспитатель : А чем пахали, покажите картинку.
Дети : Землю пахали сохой, а помогала лошадь. (ребёнок ищет картинку с изображением сохи и кладёт на ковёр ).
Воспитатель : Давайте мальчики выберут землю для посевов (мальчики пробуют землю в ящиках на ощупь из трёх ящиков, выбирают, моют руки )
Воспитатель : Почему выбрали эту землю?(потому что она и не рассыпается в пыль, и не очень влажная ) Вспахали землю, а можно ли сеять?
Дети : Нет, ещё рано, надо бороной пройти по полю несколько раз (показывают картинку )
Воспитатель : Пусть девочки помогут измельчить землю (девочки рыхлят землю палочками ).
Землю подготовили, пора и сеять. Какое зерно сеяли на Руси?
Дети : Чаще всего сеяли рожь, гречиху, горох. Сеял отец или дедушка, выходил в поле с лукошком (ищут картинку с лукошком ).
Воспитатель : Посмотрите внимательно, что я для посевов припасла? (дети называют культуры ). Давайте выберем зёрна ржи и посеем (сеют рожь в ящик с землёй ). Посеяли. Что теперь делать? Ждать. Маленькие дети всегда старались помочь взрослым вырастить урожай. Что необходимо для роста растений, их роста? (тепло, свет, вода ).Если целыми днями светит жаркое солнце, это хорошо или плохо для растений и почему? (плохо, потому что солнце высушивает землю, урожай может погибнуть ). Давайте попрыгаем и позовём дождик.
Закличка
Дождик, дождик, поливай,
Будет славный урожай,
Будет жито и ячмень,
Долгий лён, зелёный хмель
Будет белая пшеница,
И в амбар пшено катиться.
Запись "шум дождя"
Воспитатель :
Но, когда всё время идёт дождь, тоже плохо, почему? (загниют корни у растений ) Что поможет? (солнышко).
Хоровод-закличка "Солнышко"
"Солнышко, высвети! Красное,выблесни!
Мы на нивку идём, мы серпочки несём.
Будем жито жать, тебя в гости ждать."
Воспитатель : Вот и дождь закончился, слышите, птицы запели.
Запись "пение птиц"
Выросла рожь, какие орудия труда были нужны, чтобы собрать урожай и муку намолоть (нужны серп, цеп, жернова ).
Дети ищут картинки.
Давайте песню заведём, урожай весь соберём.
Песня-хоровод "А кто с нами?"
Воспитатель : Как много сил надо приложить,чтобы вырастить хлеб. Что-то мы с вами заговорились, пора и за дело приниматься, к "лакомке" готовиться. Девочки мне помогут каравай украшать, а мальчики всем на потеху масленицу из соломы свяжут.
3.Продуктивная деятельность
Девочки украшают каравай шариками и жгутами из солёного теста. Мальчики делают чучело Масленицы, девочки помогают её нарядить. Каравай "ставят" в печь, соломенную Масленицу сажают у печи.
4.Итог
Воспитатель : Пока печётся каравай, Масленице нашей дорогой песню весёлую споём.
Песня "Маслена- маслёна"
Воспитатель держит карусель, дети - за ленточки, ходят по кругу и поют.
Воспитатель: По обычаю на Масленицу все просили прощения друг у друга, возьмёмся крепко за руки, посмотрим ласково друг на друга и скажем " Бог прощает и мы простим" (дети говорят хором ).
Ой, как вкусно пахнет, наш каравай поспел, угощайтесь! (воспитатель достаёт из печки угощение для детей - каравай ).

Используемая литература:
Российский Этнографический музей - детям: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и др. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2001.-192с., ил.
Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина и др.- 3-е изд., перераб. и дополн.- СПб: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2001.- 400 с., ил.

Татьяна Морозова
Лепка «Масленица»

Конспект лепка «Масленица»

Программное содержание: учить лепить куклу «масленицу», передавать форму частей, плотно их соединять, закрепить у детей умение лепить конусообразную юбку. Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».

Развивать интерес к обрядовым русским праздникам.

Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Предварительная работа : беседы на тему «Масленица», разучивание народных игр, потешек, закличек.

Материалы и оборудование : иллюстрации с изображением празднования Масленицы, пластилин, дощечки для пластилина, стеки, разноцветные кусочки ткани треугольники «платочки».

Методы и приемы: использование художественного слова, вопросы детям, рассказ воспитателя, показ поделки, рассматривание образца, объяснение порядка работы, самостоятельная деятельность детей

Ход занятия:

Воспитатель загадывает детям загадки:

Этот праздник знаешь ты,

На него печем блины.

Зиму прочь им прогоняем,

Весну красную встречаем.

Символ зимушки - зимы,

Сжечь сегодня мы должны.

Руки, ноги, голова,

Но не жалко нам тебя.

Догорай скорей дотла,

К нам тогда придет весна.

О каком народном празднике говориться? (О Масленице)

Сколько дней длиться масленица?

Как называются дни масленичной недели? (Встреча, заигрыш, лакомка, разгул, тещин вечерок, заловкины посиделки, проводы).

Что делали в этот праздник? (Ответы детей).

Какое блюдо считается главным на Масленицу?

Почему блины? (Они похожи на солнце, такие же горячие, румяные да золотистые)

Давайте встанем в круг и обратимся к солнышку. (Дети идут по кругу и произносят закличку)

Ну-ка, Солнце, просыпайся,

В чисто небо выбирайся,

Будешь по небу ходить,

Песни петь и всем светить.

Солнышко, Солнышко,

выгляни в окошко,

Солнышко, Солнышко,

покажись немножко!

Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла по имени Масленица (показ иллюстрации). Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" - сжигают чучело, изображающее Масленицу.

Масленица, прощай!

А на тот год приезжай!

Масленица, воротись!

В новый год покажись!

Прощай, Масленица!

Прощай, красная!

А сейчас мы с вами постараемся сделать куклу Масленицу не из соломы, а из пластилина. Показ образца.

Из чего состоит кукла?

Что нам нужно для работы?

Объяснение порядка работы. Обращаю внимание детей, что юбку куклы можно слепить в виде круглого диска. Для этого из пластилина надо скатать шарик, а потом расплющить его между ладонями, стекой делаем надрез до середины и делаем конус (юбка готова). Голову куклы накрываем небольшим кусочком ткани, платочек, руки в виде палочки (раскатать колбаску). Соединяем детали. Украшаем юбку. В середину вставляем палочку, кукла «масленица» готова.

Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика «Масленица»

Положи блинок в ладошку:

Угости мурлыку- кошку,

Угости щенка Трезорку,

Потом мальчика Егорку,

Дай блиночек мамочке,

Дай блиночек папочке.

(Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке. На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов).

Вот и кончилась игра,

Куклу делать нам пора.

Самостоятельная деятельность детей. При необходимости помогать детям, у которых возникли трудности.

В конце занятия устраивается выставка работ. Дети любуются куклами. Делятся впечатлениями от работ. Воспитатель предлагает вспомнить потешки и заклички о Масленице и солнышке.

Публикации по теме:

Еще с языческих времен до христианства на Руси праздновали Масленицу. Правда, в те далекие времена праздновали ее целых две недели: семь.

Праздник Масленица - это проводы зимы и встреча весны. Прощание со старым и радостное ожидание нового в жизни природы и в жизни людей. Масленичные.

Масленица, Масленица, Дай блинком полакомиться. Прогони от нас метели, Прокати на карусели. Растопи холодный лёд, Пусть весна скорей.

Конспект развлечения «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться» Развлечение «Масленица, Масленица, дай блинком полакомиться» Цель: знакомить детей с традициями празднования фольклорных праздников. Задачи:.

Сегодня в нашей группе прошла предметная лепка. Мы лепили человека. Учили детей лепить тело человека из пластилина, используя приемы: прямое.

Воспитатель высшей квалификационной категории Папушина Галина Алфеевна г.Вологда 2016год. Муниципальное дошкольное образовательное учереждение «Детский сад №60 «Родничок» .

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы-как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.

Развивающие задачи:

Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь.

Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительно отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Место проведения-музыкальный зал

Интегрируемые образовательные области: «Познание» , «Коммуникация» ,» Социализация»,» Музыка»,» Безопасность».

Предварительная работа:

Беседы на тему «Широкая Масленица» ;

Подборка родителями иллюстраций, картинок, фотографий по теме «Масленица» ;

Составление родителями картотеки пословиц, поговорок, примет, небылиц, загадок, частушек, закличек;

Заучивание небылиц, закличек, пословиц, поговорок;

Русские народные игры;

Прослушивание русских народных песен;

Методы и приемы:

Доклады детей;

Встреча с интересными людьми – Москивитиной Людмилой Евгеньевной – поваром детского сада;

Совместная деятельность детей и взрослых;

Работа в парах.

Используемый материал:

Презентация детей на тему «Масленица» .

Для экспериментирования: мутовка, венчик, электромиксер, миска, мука, яйцо, молоко, соль, сахар.

Словарная работа: закличка, чучело, мутовка, теща, зять.

Оформление зала: русская изба.

Ход занятия: (1 слайд)

Ребёнок:

Что за праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горки вниз бегут,
Смех не умолкает.

Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.

Дети: -Масленица.

Воспитатель: -Масленица-один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта. Масленица имела другое название. Как называли Масленицу? (Проводы зимы) . А проводы зимы и встреча весны – всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека – помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

Почему праздник назвали Масленица? (Потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины.)

Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко – круглое, золотистое, горячее.

На блины да на угощение звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой. Как вы думайте почему? (ответы детей) .

(2 слайд)

Воспитатель: - Раньше на Руси сёла и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками. Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках. Дети, скажите, а как сейчас встречают Масленицу? (ответы детей) .

Воспитатель: -В Масленичную неделю каждый её день имеет название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Доклады детей: (3 слайд)

Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча. С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей. Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу: «Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться..» . После заклички ребята сбегали со снежных горок радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!» .

Воспитатель: -Любит ещё Масленица, чтобы в её честь песни пели величальные да хороводы водили. Ведь когда хоровод водят, в круг становятся, а круг- тоже символ солнышка.

Игра «Золотые ворота» .

Правила игры: Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх) . Для того, чтобы выбрать пару детей на роль «ворот» , нужно воспользоваться считалкой. Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами» . Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят слова:

«Золотые ворота, проходите, господа:

Первый раз прощается,

Второй раз воспрещается,

А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» - водящие опускают руки и ловят, запирают тех, которые оказались внутри «ворот» . Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами» . Игра идёт до двух последних не пойманных игроков.

(4 слайд) .

Вторник назывался – заигрышь.

С утра молодые люди катались на санках, и ели блины. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены – просим жаловать» . Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

Игра «Малечена-калечина» .

Игроки выбирают водящего. Каждый игрок получает небольшую палочку (примерно 20-30 см длиной) , и все хором говорят следующие слова:

Малечина-калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера,
До зимнего?

Произнеся «До зимнего?» , игроки должны поставить палочку на ладонь или

любой из пальцев руки. Когда все поставили палочки, водящий начинает считать до десяти. Выигравшим считается тот, кому удалось дольше всех продержать палочку. Во время игры водящий может давать игрокам различные указания: повернуться, пройтись, присесть так, чтобы палочка не упала.

(5 слайд)

Среда называлась-лакомка. В этот день хозяйки действуют по поговорке: «Что есть в печи-все на стол мечи» . Тещи приглашали зятьев на блины. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.»

Воспитатель: -Дети, вы знаете, кто такая тёща? А зять?

Воспитатель: -Гости в этот день ели блины и рассказывали небылицы.

А потешьте нас небылицами (дети) :

*Два жадных медвежонка
Сидели на суку.
Один держал кастрюлю,
Другой месил муку.

Раз! Ку-ку! Два! Ку-ку!
Оба шлепнулись в муку.
Оказались не в муке,
А у бабки в твороге.

*Федул, что губы надул?
Мальчик. Да кафтан прожег
Девочка. Так зашей!
Мальчик. Иглы нет.

Девочка. А велика ли дыра?
Мальчик. Да один ворот остался.

(6 слайд)

Ребёнок-Четверг называется разгуляем. Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни) .

(7 слайд)

Воспитатель: -Но главным действом этого дня были соревнования в силе и ловкости, кулачные бои, конные бега, петушиные бои, снежные крепости. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь.

Игра «Петушиный бой»

Участники делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3-5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.

Правила: 1. Играющие должны одновременно приближаться друг к другу.

2. Руками толкать друг друга нельзя.

Чаще всего в паре один играющий выходит из игры, один остается победителем. Победители из разных пар могут объединиться и продолжать игру.

Бой петухов может проходить и в другой позе, например в присяде, руки играющие держат на коленях.

(8 слайд)

Ребёнок- Пятница называлась тещиными посиделками-были гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.

(9 слайд)

Ребёнок -А Субботу называли золовкины посиделки. Родственники собираются на чаепитие с блинами, а заодно поют песни, озорные частушки, танцуют.

Воспитатель:

В Маслену неделю полагалось:
Есть-до икоты,
Орать-до хрипоты,
Петь-до надсаду,

Плясать-до упаду!
А давайте и мы с вами спляшем!
Общая пляска.

(10 слайд)

Ребёнок -Последний день Масленицы называют-Прощеное Воскресение.

В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело-символ зимы. Провожают зиму до следующего года. Все просят друг у друга прощения. Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

Воспитатель:

(11 слайд)

В последний день делали соломенное чучело, украшали его, а потом сжигали, чтобы оно унесло все болезни и несчастья.

Когда горела Масленица, замечали, как идет дым. Если он поднимался столбом вверх, то предвещал хороший урожай. Если дым стелился по земле-это был признак неурожая.

Пепел же от чучела развевали над полями – «на богатый урожай» .
Сжигали Масленицу под словами:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
В небе птички летят, колокольчики звенят.

Солнышко, посвети, ясное, посвети!

(12 слайд)

Воспитатель: -Чем богаче Масленицу отпразднуют, тем богаче год будет. Давайте вспомним какие поговорки придумал русский народ:

Блины брюхо не портят.
-Не все коту масленица.
-Масленица идет, блин да мед несет.
-Без блинов не Масленица, без блинов не именины.

Блин добр не один.
-Первый блин комом, а второй с маслом, а третий с квасом.

Воспитатель: А всего милее Масленице

Угощенье-блины вкусные,

Блины вкусные, румяные,

С яйцом, с маслом, со сметаною.

Ребята, вы давно блинов не ели, вы блинчиков захотели?

Встреча с интересными людьми-Людмилой Евгеньевной Москвитиной. Рассказ о приготовлении теста для блинов.

Экспериментирование: Дети готовят тесто (работа в парах) : смешивают муку, яйцо, соль, сахар и взбивают мутовкой. Приготовленное тесто Людмила Евгеньевна уносит на кухню.

Воспитатель: -А пока блины пекут, послушаете, какие заклички кричали дети, чтобы встретить Весну (дети) :

*Нам наскучила зима!
Прощай, прощай, Масленица!
Приди, весна, с солнышком!

*Наступит Весна,
Прогреется земля,
Весной долгие дни-
Не наскучат они.

*С крыши капели- грачи прилетели.
Воробьи чирикают-они весну кликают.

*Весна благодатная, долгожданная,
Весна красная, приди, весна ясная,
С солнцем горячим, с дождём обильным,
Принеси урожай в наш счастливый край!

В конце занятия повар- Людмила Евгеньевна вносит блины и угощает детей и гостей.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной группе

На тему: Масленица.

Образовательная область «Познание» и «Художественное творчество».

Цель : Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, - пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица». Развивать творческие способности детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора;

Задачи : 1. Обобщение и углубление знаний воспитанников о русском народном празднике «Масленица».

2. Развитие чувства уважения и любви к родному народу через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям; обогащение эмоционально-эстетического восприятия дошкольников через поэтическое слово, музыку, живопись.

3. Воспитание чувства сопричастности и любви к своему народу, его традициям, обычаям и духовным ценностям.

Интеграция образовательных областей:

«Социализация»

Расширение представлений детей об истории традиций русского народа.Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

«Музыка»

Приобщать детей к музыкальной культуре русского народа. Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения. Развивать певческие навыки детей.

«Чтение художественной литературы»

Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений: эмоциональность исполнения, умение интонацией, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы.

Оборудование: магнитофон, минусовка «Петрушки», полка-подставка для выставки репродукций и рисунков.

Демонстрационный материал : иллюстрации и репродукции художников с изображением празднования масленицы, игрушка «Петрушка», костюмы «Петрушек», русские народные сарафаны.

Раздаточный материал : листы А4, простые карандаши, цветные карандаши, цветные мелки.

Предварительная работа : - Заучивание стихотворений, закличек и песен о масленице. Рассматривание репродукций художников: Куплина «Деревенская масленица», Б. Кустодиева «Масленица», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», Дмитрия Холина «Кулачный бой».

Ход непосредственно образовательной деятельности.

I.Беседа .

Ребята, на этой неделе, мы с вами говорили о русском народном творчестве, праздниках, традициях. А сегодня на этом открытом занятии вы должны показать свои полученные знания и умения. Послушать вас пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Звучит минусовка «Петрушки».

Ребята, что за гость спешит к нам под такую музыку? Посмотрите, вы узнали кто это?

Да, это Петрушка. На каких праздниках выступали Петрушки? О каком приближающемся празднике пришел напомнить нам Петрушка? Правильно, о Масленице. Сегодня мы об этом празднике и поговорим, а Петрушка вас послушает.

1. Почему этот праздник так называется? (т.к. на этом празднике пекли блины и обильно поливали маслом).

2. А почему пекли именно блины? (Блины похожи на солнце, которого так не хватает зимой. Это символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровья людей).

II.Чтение стихотворений детьми о солнце и масленице:

Весеннее солнце

Круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети..

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте

3. - Масленницу называли широкой, почему? (Этот праздник праздновали весело, разгульно и целую неделю).

4. - А как начинали отмечать праздник? ( Начинали с понедельника, дети и взрослые наряжали чучело из соломы, одевали на нее красивое яркое платье, платок, привязывали лапти и везли ее на ледяную горку.)

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.

Масленица-девица

Масленица-девица, снежной зимы сестрица,
К нам на двор примчится блинами угоститься!
Встанут мастерицы у печи крутиться,
Будут думать, да гадать, как девицу ублажать.
Ароматными блинами,
Удалыми пирогами с красноперыми боками
Станем солнышко будить,
Будем весело кутить!

5. - Ребята, а как ласково зазывали Масленицу:...

«Уж ты моя Масленница, красная краса. Руская краса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!»

6. - Какие проводились развлечения на масленичной неделе?

Катались на санях, запряженных тройкой лошадей;

Играли в игру «Взятие снежного городка»;

Проводили кулачный бой;

Ходили в гости друг к другу, пекли блины,

Водили хороводы, пели песни и заклички, и т.д.

7. -Но вот подходит к концу масленичная неделя, как назывался последний день?

(Прощенное воскресенье. Все люди в этот день просили друг у друга прощение, мирились кто был в ссоре. Собирались все вместе, несли чучело через всю деревню на гору, где торжественно ее сжигали, а пепел рассыпали по полю, для хорошего урожая на следующий год).

III. Исполнение детьми песни о блинах.

В завершении нашей беседы о Масленице, споем одну из песен о блинах.

Песня «Мы давно блинов не ели....»

Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

IV. Переход к художественному творчеству –рисованию.

Молодцы, как весело и задорно спели. И ваши ладошки разогрелись, можно приступить к художественному творчеству – рисованию. Вы нарисуете то, что вам больше всего понравилось в праздновании масленичной недели.

Присели за столы и приступили.

Звучит минусовка песни «Блины».

V. Рассматривание и обсуждение рисунков детей.

А, теперь, кто закончил, покажет нам свой рисунок и расскажет, что он нарисовал.

Молодцы, ребята! А наш Петрушка послушал вас, просмотрел ваши рисунки и остался очень доволен. А теперь он прощается с вами.

VI. Подведение итогов.

Итак, о чем мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось на занятии?

На этом наше занятие окончено, всем спасибо за работу!

Поделиться: