Конспект НОД по экспериментальной деятельности. «Удивительные камни» для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание:

    Содействовать формированию интереса к неживой природе(камням), материалу, к исследовательской работе.

    Познакомить детей с различными видами камней, их свойствами.

    Научить различать виды камней по внешним их признакам.

    Доказать свойства камней экспериментальным путем.

    Развивать умение организовать взаимодействие при работе в парах.

Оборудование: кусочек дерева, гвозди, молоток, емкость с водой, таблички с названиями «Исследовательская лаборатория» и «Экспериментальная лаборатория», две коробочки; для каждой пары детей наборы речных и морских камней, салфетки; для каждого ребенка: одноразовая тарелка, деревянный кубик, камень.

Ход занятия

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Сегодня наша группа, ребята, превратится в научную лаборатория, а вы - ученых. Если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете, что мы будем изучать. Слушайте внимательно:

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке, годится на тысячу лет.

Он может, быть мелким – в ладошке лежать.

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Ответы детей: Камень.

Воспитатель: Да, вы правильно догадались, сегодня мы будем говорить о камнях.

Пройдите в нашу исследовательскую лабораторию, садитесь за столы.

Дети садятся за столы с табличкой «Исследовательская лаборатория», где лежат подносы с камнями, салфетки. Ребята, это исследовательская лаборатория, вы ученые – исследователи. Исследовать вы будете разные камни. Начнем с морских. Как вы думаете, можем мы их узнать? Постарайтесь выбрать на подносе морские камни и положите их перед собой на салфетку. Дети выбирают, рассматривают, делятся своими впечатлениями. Воспитатель при необходимости корректирует ход рассуждений, подводя их к нужным признакам наводящими вопросами. Какие они? Какой формы?

Ответы детей:

Воспитатель: А цвета? Какая у них поверхность? Какие края?

Ответы детей: Камни гладкие, (разной формы – овальные и круглые, твердые, холодные, красивые, разного цвета и т.д.)

Воспитатель: Почему они такие?

Ответы детей:

Воспитатель: Да, такими гладкими их сделало море, морские волны. Камни в море бьются друг о друга, обтачиваются их края, они становятся гладкими – без единого уголка. А теперь найдите камушки речные и положите их рядом с морскими на салфетку. Потрогайте их. Что мы можем сказать про речные камни? Какие они?

Ответы детей:

Воспитатель: Хорошо. А теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру.

Подвижная игра с дидактической направленностью «Морские и речные камни»(приложение)

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.

Дети подходят к столу с табличкой «Экспериментальная лаборатория» и становятся вокруг него. Воспитатель: Теперь мы ученые – экспериментаторы и будем проводить различные эксперименты и опыты с камнями. Возьмите камень в руку и сожмите крепко – крепко. Изменил он форму?

Ответы детей: Нет.

Воспитатель: Верно, нет. Почему?

Ответы детей: Он твердый.

Воспитатель: Как вы думаете, он тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось?

Ответы детей: Гвоздь вошел в дерево.

Воспитатель: А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Забивает - не получается. Гвоздь гнется, но не вбивается. Воспитатель: Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Ответы детей:

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Ответы детей: Камень тверже дерева.

Воспитатель: А как камень и дерево будут вести себя в воде?

Перед вами емкость с водой, возьмите деревянный кубик и попробуйте опустить его в воду. Что ним произойдет?

Ответы детей: Дерево плавает.

Воспитатель: А теперь возьмите камушек и осторожно опустите его в воду. Что произошло с ним?

Ответы детей: Камень тонет.

Воспитатель: Почему?

Ответы детей: Он тяжелее воды.

Воспитатель: А почему плавает дерево?

Ответы детей: Оно легче воды.

Воспитатель: Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он?

Ответы детей: Мокрый.

Воспитатель: Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются?

Ответы детей: Цветом, мокрый камень темнее.

Воспитатель: Итак, ребята, с помощью опытов и экспериментов мы узнали о свойствах камней. А теперь я предлагаю вам поиграть.

Дидактическая игра «Правильно - неправильно» (приложение)

Воспитатель: Очень хорошо. Вы запомнили свойства камней, молодцы. Все группы ученых провели очень интересные исследования и эксперименты в нашей лаборатории. Вы многое узнали и запомнили. Я благодарю вас за прекрасную работу! Занятие окончено.


Пусть пока осень прячется за маской теплого лета, она ощущается. А, значит, уже скоро сократиться количество часов, проведенных на улице, все чаще нам нужны будут идеи, чем развлечь детей дома. К счастью, идей – много, как и прекрасных ресурсов, из которых их можно почерпнуть. Сегодня делимся 5 отличными блогами, посвященными детскому творчеству, и 15 идеями, которые показались нам совершенно замечательными.

Это хорошо для ребенка, чтобы он был обставлен мебелью, которая может быть настроена. Должно быть достаточно просторным, чтобы позволить ребенку достаточно места для перемещения. Ребенку также нужны подушки, одеяла, одеяла, которые отлично подходят для строительства бункеров, и, конечно, цвет и бумага. Для игрушек - меньше. Ребенок, у которого есть 50 игрушек, едва ли может решить, с чем играть. Он не может выбирать из большого количества, которое он займет первым, пока он в конце концов не уйдет в отставку и скорее сидит перед телевизором.

Детям нужно место не только для сохранения своих творений, но и для разоблачения их. Поэтому не забудьте разместить помещение на полках и, например, на доске объявлений на пробках. Для развития творчества требуется время. Ребенку нужно много времени, чтобы что-то создать. Творческие люди упрямы и работают, пока не достигнут цели. Это не всегда видимый результат. Дело в том, что ребенок работал над этим. Когда он нарушается во время творческого процесса, он теряет свой вкус к эксперименту. Требуется время, чтобы попробовать все пути, открыть все техники, преодолеть все трудности.

Babble DabbleDo

Ana Dziengel работает архитектором и промышленным дизайнером, живет в Лос-Анжелесе, воспитывает троих детей и ведет блог, посвященный творчеству в самых разных его проявлениях. На страницах Babble DabbleDo можно найти множество идей для научных экспериментов с детьми, арт-проекты для детей разного возраста – от необычных оригами до опытов с масляными красками и «рисования» на магнитных досках. Все мастер-классы – максимально детальные, кроме того, автор пишет очень живым языком – каждый текст наполнен любовью к детям и необходимой долей юмора.

Ребенок может бесконечно строить башню из кубов, чтобы сломать ее. Его целью в этом случае является не строительство высокой башни, но сама деятельность делает его очень счастливым. Но что-то более важное, чем комната хорошего ребенка . Атмосфера, полная любви, в которой царит уверенность и в которой дети могут полностью развивать свое подавляющее воображение.

Практические предложения по развитию творчества.

  • Пусть ребенок откроет секретную речь.
  • Начните рассказывать историю, которую ребенок готов закончить.
  • Попросите ребенка попробовать все, что можно сделать с газетой.
  • Откройте для себя разные пиктограммы и персонажи.
  • Положитесь на луг и наблюдайте за облаками ребенка или звезд вечернего неба.
В каждом ребенке есть творчество. Только мы, родители, можем отказаться от собственного комфорта и сделать что-то для наших детей. Время, которое мы тратим на них, - лучшая инвестиция в их будущее.

Раскрашиваем камешки

Рисунки на камнях – очень популярных вид творчества. Более того, некотым даже удается возвести его в ранг полноценного искусства. Как это, например, делает Sehnaz Bac .

Один из самых простых и интересных вариантов – роспись камней с помощью объемных красок (их можно купить в любом художественном магазине). Последовательность действий максимально проста: нужно помыть и высушить камешки, открыть краски и создать любой рисунок, выдавливая краску из тюбика. Прощу всего создать узор из множества маленьких точек. Ещё один вариант – выдавить несколько полос краски, и с помощью зубочистки смешать их, создав узор, как это обычно делают, например, рисуя на поверхности латте.

У вас есть дети дома и не знаете, как их захватить? Защитите их тем, что любят все дети, и это «творение». Творческая игра также будет поддерживать их развивающееся творчество. Начните с детей, чтобы создать и заклинать вас несколькими способами. Мы создаем творческие игрушки игрушек с помощью специальных творческих потребностей, игрушек и креативных комплектов, которые вы покупаете здесь в детском магазине , создавая интересные интересные творения.

Дети могут сделать счастливое дополнение к основнымам творческих игрушкам и сопровождали нас все детство, как пластилин, нуждается в живописи, штамповке и бисерные наборы или чемоданчик для швей и современные игрушки, которые являются магическими наборами песка или создать свой собственные. Эти наборы, безусловно, являются самой интересной игрушкой для маленьких детских художников.

Цветной желатин

Это просто что-то невероятное. Во-первых, раскрашивать желе – это весело, во-вторых, это – красиво, в-третьих – это ещё и прекрасная тактильная игра.


Мы очень впечатлены, например, этим удивительным набором чая и для двух, который ребенок замедляет своим дизайном. Совершенно совершенный этот деревянный набор. Создайте свой собственный автомобиль, который порадует каждую маленькую суку и, возможно, даже его отца, который любит помогать сыну создавать машину. Он сам устанавливает свою машину и, согласно его фантазии, рисует или пишет надписи.

Создание с помощью видеоуроков. Научитесь создавать оригинальные подарки , украшения и другие творения рук, чтобы помочь детям украсить свою комнату. Вы можете начать здесь прямо сейчас или позволить себе вдохновиться нашим небольшим выбором хороших детских учебников.

Для того чтобы реализовать все это, нужно просто смешать воду и желатин, и сделать самое обычное желе в любой удобной форме. Достаньте желе и положите его на доску, предварительно положив несколько бумажных полотенец. Затем осталось вооружиться промышленными шприцами (они похожи на медицинские шприцы, но у них обычно тупые широкие иглы – такими шприцами раньше заправляли принтеры), размешайте разные краски в небольшом количестве воды и вводите разные красители в желе, прокалывая его. Конечно, такие опыты нужно проводить вместе с родителями. Наблюдать за тем, что происходит с краской в прозрачном желе, невероятно интересно. После завершения «покраски» можно разрезать желе и изучить срез, а можно и разорвать его на кусочки – устроить цветной праздник непослушания.

Посмотрите на три части серии идей по формированию у детей и матерей, называемая Творческое образованием с детьми, в которых вы узнаете, как дети Готовят его, как Пасха и Рождество бумаги поздравительных открытки, праздничные украшения и интересная декоративная бумага, с помощью которых можно украсить различные предметы и для упаковки подарков. Мы создаем полуфабрикаты Полуфабрикаты, которые вы можете сделать для своего имиджа и вдохновляете их уникальность и оригинальность. Там у вас есть эти различные продукты без печати и других украшений, которые вы можете рисовать, вышивать, украшать бисер, печатные штампы и иначе украсить в соответствии с вашей фантазией.

Исследуя следы

Пожалуй, это самая простая и дешевая в реализации идея, которую только можно представить. Замешиваем из воды и муки тесто (можно добавить немного соли, в таком случае даже самый маленький ребенок не будет пытаться его съесть), добавляет в тесто пищевой краситель или немного любой краски для рисования. Затем отрываем кусочки от теста, раскатываем маленькие лепешки и оставляет следы с помощь любых рельефных поверхностей в доме – от донышка пластиковой бутылки до… чего угодно! Упражнение прекрасно развивает моторику, фантазию и тактильное восприятие.

Вы можете украсить сумку различных методов, или он вызывает т веселое настроение, так что он или иным образом создать окрасить лицо с улыбкой в ​​конце строки вы помпоном. Мешок можно использовать, например, для хранения сушеных трав, грибов или, например, детей из более детенышей яиц. Это также интересная подарочная упаковка для поклонников деревенского стиля. . У детей гораздо больше фантазий, чем у взрослых. Если у вас есть ребенок, извлечение подарка может выглядеть так же, как дома. Хонзика не заботится о поезде, но ящик, в который она была завернута.


Рисовая мозаика

Все просто. Накрываем стол бумагой либо клеёнкой, насыпаем рис в несколько в несколько тарелок и окрашиваем с помощью пищевого красителя либо краски, которой обычно рисует ваш ребенок. Как только рис будет окрашен, можно приступать к разным играм. Можно просто смешать рис разного цвета в отдельной чашке и посмотреть на сочетание цветов, можно высыпать его на доску и пальцем попытаться нарисовать какую-нибудь фигуру, цифру или букву, а можно попытаться выложить рисунок – на подобие мозаике. Все зависит только от фантазии ребенка. Обратите внимание на то, что рис мелкий – маленьким детям подобный материал для игр можно предлагать только в присутствии взрослых.

Это, в отличие от поезда, предлагает гораздо больше пользы благодаря детской фантазии. Но обычно это не означает, что бабушка понимает, что ящики скрывают и обучают Йенде «правильно играть». Лучше держать их в тишине, чем смущаться. Попытайтесь попросить группы детей, сколько из них может рисовать. Вероятно, вы увидите лес вручную. Теперь задайте тот же вопрос для взрослых. Рука становится меньше, если таковая имеется. Что это? Забыли ли они нарисовать взрослых?

Приглашает присутствующих нарисовать соседа на бумаге в течение 30 секунд. После лимита большинство людей чувствуют себя смущенными и извиняются за свою «модель». Такая же попытка с детьми совсем другая - это не смущает, наоборот, их работа с гордостью показывает других.


Цветное дерево

Во время очередной прогулки найдите красивую веточку. Дома вымойте её, возьмите небольшое ведерко или стакан, наполните его песком или цветной солью и поставьте веточку. Теперь с помощью красок (желательно, акриловых) раскрасьте её по своему усмотрению и получите волшебное дерево. По желанию его можно украсить игрушками из бумаги или вылепить из пластилина фрукты и лисья и прикрепить их к веточкам.

Дети не боялись петь и спонтанно проявляли ритм. Как дети могут реагировать так по-разному? Разве это не должно быть наоборот? Однако у взрослых больше опыта, знаний и гордости за титулы до и после их имен. Мы не учимся творчеству, но мы не учимся. Таким образом, возникает вопрос, правильно ли школы готовят нас к жизни. Знают ли знания гораздо более важные, чем фантазии, которые мы теряем с возрастом?

Высокий интеллект не гарантирует более высокое творчество. Не менее важно иметь возможность использовать воображение. Кажется, что мы рождаемся как творческие личности, которые не боятся своих ошибок или предрассудков, окружающих их. Мы, к сожалению, теряем эти способности во время нашей жизни, а вместе с ними и наше собственное воображение. Если вы испытываете подобные симптомы и не хотите потерять все, с чем вы родились, вы можете начать что-то делать.


ART BAR BLOG

Это – личный блог графического дизайнера и учителя рисования из Коннектикута. Здесь она публикует пошаговые мастер-классы , посвященные детскому творчеству, фотоотчеты с результатами уроков, истории о творчестве своих детей, а также подборки вдохновляющих книг и множества идей по домашнему декору.

Во многих компаниях это клише, которое никто не принимает всерьез. На самом деле мы воспринимаем ошибку как нечто плохое, чего мы пытаемся избежать. Вот почему мы не рискуем и выбираем известные варианты. Тем не менее, мы все забываем, что, если мы рискуем ошибкой, мы можем придумать что-то оригинальное.

Попытайтесь снова и снова открыть своего ребенка и играть, когда у вас есть возможность. Хотя мы часто воспринимаем такое развлечение как противоположность серьезности, вы можете стать солидным профессионалом, которому нравится играть. Следующий рисунок.

Ловец снов: детская версия

Для создания такого «ловца снов» понадобятся деревянные пяльцы, которые нужно обклеить разноцветным скотчем. Следующий шаг – обматываем пяльцы разноцветными нитками , украшаем концы помпонами и декорируем фигурками из фетра, делаем удобные крепления.


Какая линия длиннее? Попытайтесь переосмыслить стрелки сейчас. Большинство людей автоматически говорят, что они оба до тех пор, пока они несколько раз решали аналогичную роль. Если мы сталкиваемся с проблемой, которую мы уже знаем, так называемый «этот известный» фильтр начинается с нашей головы. Он подавляет творчество и не позволяет нам находить новые решения.

Мы часто бросаем новые вещи, не думая точно, в чем суть проблемы. Идея создания банкомата исходит из довольно скучного опроса среди клиентов одного британского банка. Однако продление времени открытия не было выгодным для финансового учреждения. Но тогда кто-то придумал, что людям не нужен более длинный открытый банк, а вариант выбрать свои деньги в любое время.

Украшение детской

Идею с пяльцами и лентами можно обыграть и по-другому: достаточно изменить крепление, приделать помпоны или другие элементы декора к лентам, и мы получим отличное украшение для детской комнаты.


Цветная башня

Казалось бы, что можем быть проще, чем взять деревянные бруски (продаются в любом магазине для творчества), раскрасить их в разные цвета и построить башню? Более того, з одних и тех же брусков можно составить множество башен и других фигур. Кстати, такое занятие прекрасно подойдет для нескольких деток разного возраста – прекрасный пример коллективного творчества.

Не ищите правильного решения

И первый банкомат был в мире. Мы проводим слишком много времени, выбирая правильную одну из всех возможностей. В творческой деятельности мы ориентируемся на один результат, который должен соответствовать всем предварительным условиям. Проблема в том, что условия ограничивают и связывают наше воображение. Здесь мы можем расслабиться, когда сосредоточимся на количестве. Повышенные идеи вдохновляют на новые идеи, которые мы можем развивать и комбинировать.

Возможно, вы не будете удивлены, что детские команды имеют более высокую башню, чем большинство взрослых, включая менеджеров. Группа архитекторов была более успешной. Может быть, потому, что дети не планируют или не организуют. Они просто берут материал и начинают строить сразу.


Листья

Ещё одна невероятна простая идея – сделать арт-объекты з листьев. Нужно просто приклеить к поверхности полоски разноцветного скотча и так обрезать х по краям, чтобы сохранить форму листа.


Таким образом, у них есть время, чтобы создать несколько прототипов, чтобы узнать и исправить ошибки. Когда человек меняет свое поведение, он изменит образ мышления. Начните с работы по другому пути. Обед в неизвестном ресторане или приготовление для себя. Вы также можете посетить необычное место, где вы никогда не были.

Пробуди свой творческий дух

Конечно, вы окажетесь на множестве других способов продвижения своего собственного воображения и творчества. Для меня сильнейшее вдохновение для детей и их легкость, с которой они смотрят на мир и приходят к новым идеям, остаются. Также научитесь мыслить свободно, расслабленно, высказывать свое мнение, показывать мысли, эмоции и продвигать их. Все это является основой творческого мышления и работы.

Зонтики

Для того чтобы сделать такое украшение для детской, нужно для начала сделать несколько гофрированных кругом из тонкой бумаги (например, из креп-бумаги). Затем стоит раскрасить их в разные цвета, добавить немного блесток, приделать петельки и любой декор по желанию.


В современном современном мире термин творчество склоняется во всех направлениях. Очень модно быть творческим и делать все творчески. Действительно, согласно определению этого слова, творчество - это деятельность, в которой мы обнаруживаем или делаем что-то новое, новое. Новый способ мышления, действия, мышления.

Критический период составляет до шести лет

Например, подавляющее большинство курсов свободного времени и видов деятельности, которые считаются творческими, не соответствуют этому основному состоянию. Поэтому необходимо искать места, где мы можем встретить оригинальные идеи и другие подходы. Творчество - это не то, с чем нужно родиться. У вас может быть что-то талантливое, но творческое желание тренироваться, менять образ мышления, стиль мышления, доступ к занятиям. И идеальное время для начала коучинга - дети в возрасте от трех до шести лет, - объясняет Дана Сейпкова, автор проекта.

Home Grown Friends

Этот блог специалиста по раннему развитию ребенка (кроме того, мамы двоих детей) содержит большое самых разных образовательных материалов – от сенсорных игр для самых маленьких до уроков, посвященных изучению природы. Отдельный блок посвящен творческим мастер-классам и поделкам.

Коллаж из листьев

Отправляемся с ребенком на прогулку по городу и не забываем собирать яркие, красивые листья. Дома их можно вымыть и сделать очень красивый коллаж. Например, можно взять кальку либо другую прозрачную бумагу, наклеить на неё листья и добавить немного глиттера разного цвета. Если правильно отнестись к композиции, может получиться прекрасное украшение для комнаты.


Цветная тыква

Тыкву можно украшать по-разному, и резные фонарики – не единственный возможный вариант. Например, можно просто взять темперу разного цвета, размешать ее с небольшим количеством воды и вылить краску на тыкву аккуратными струйками. Получиться объемная работа «в стиле Поллока». После того как краска засохнет, тыква прекратится в яркий элемент декора.

Что такое творческая работа? Своими руками созданное произведение, поделка, написанный стих, сочиненная мелодия... Много чего можно отнести к этому понятию.

Ребёнок творит каждый миг своей жизни

На самом деле любая деятельность может назваться творческой, если человек выполняет её, подключив фантазию. Детское творчество заключается подчас в самых простых действиях, которые взрослым кажутся обыденными или даже вредными.

Вот малыш рвёт бумагу и хаотично разбрасывает обрывки по полу. Со стороны может показаться, что он просто хулиганит. Однако ребёнок, возможно, занят важным делом: он творит снежинки, которые засыпают землю.

Испорченные обои - это попытка изобразить что-то монументальное, крупное, что не умещается на листе. Изрезанные шторы, возможно, также являются воплощением творческого замысла - ребёнок хотел вырезать кружева на скучных однообразных портьерах.

Жизнь - это сказка, которую нужно видеть

Подключать фантазию, занимаясь чем-либо, нужно учить малышей с детства. Даже такую нудную работу, как перематывание клубков, легко превратить в творческую, если предложить «мотальщику» представить клубочки живыми существами, которые бегают по миске, разговаривают, ссорятся, мирятся - короче, живут своей «клубочной» жизнью. И тогда скучное занятие уже и не скучное вовсе, а творческая работа.

Своими руками перемотанные нитки под мамиными или бабушкиными пальцами превратятся в удивительную вещицу, в создании которой примет участие малыш.

Виды творческих работ

Именно поэтому отнести виды деятельности к конкретно обозначенным категориям достаточно сложно. Но если рассматривать непосредственно детское творчество, то следует выделить несколько достаточно обширных разделов. Это те варианты деятельности, в которых ребёнок может раскрыть свой потенциал. Например, можно выделить такие виды творчества, как:

  • изобразительное;
  • словесное;
  • музыкальное;
  • театрально-игровое.

Сюда же входят занятия конструированием, лепка, изготовление аппликаций. Л. С. Выготский предлагает включать их в изобразительное творчество. А вот исследовательская творческая работа - это уже научная деятельность. Она более всего подходит под категорию словесного творчества.

Музыкальными дети уже рождаются

А вот кроха добралась до кастрюль и самозабвенно стучит половником по ним. Откуда у ребенка столько вредности? Он специально выводит из себя взрослых, вызывая головную боль шумом? Нет, конечно.


Мудрый взрослый понимает, что малышом выполняется важная творческая работа - своими руками он учится извлекать различные звуки, сравнивает их, складывает в определённый рисунок. Пусть пока делает он это неумело, но смотрите, как он старается!

А если в следующий раз вместо кастрюли предложить ему бубен, кастаньеты или треугольники? Можно вместе с ребёнком устроить самый настоящий маленький оркестр и сыграть удивительную мелодию.

Рисование - прикосновение к творчеству

А ещё дети очень любят рисовать. Этим видом деятельности они также начинают заниматься с раннего детства. И если во время еды малыш целенаправленно пачкает стол вареньем, разводит пальчиком лужицу сока, мажет кашей голову и одежду, возможно, он уже пробует себя в роли художника.

Совсем крошечным карапузам можно давать в этом возрасте которые легко смываются с мебели и рук и без особого труда отстирываются с одежды и обивки. А обои в детской комнате лучше всего заменить дешёвыми, которые не жалко будет поменять через год.

Детишкам, которые уже ловко удерживают в кулачке карандаш, нужно предложить бумагу и показать, как здорово эта «волшебная палочка» умеет творить на белом поле удивительные вещи.

И пусть сначала ребёнок просто черкает на листе карандашами или ставит кисточкой бесформенные пятна. Главное в этой деятельности - не результат, а цель, которую он ставит перед собой.

Занятия изобразительным творчеством в детском саду

На занятиях дети уже не просто рисуют. Ими выполняется творческая работа на тему, заданную педагогом. Это может быть пейзаж либо натюрморт, сюжетная картина с изображением людей, животных, сказочных персонажей или предметов обихода.


Интересны детские в которых педагог ставит не чётко обозначенную задачу - нарисовать конкретный предмет, а предлагает самостоятельно придумать концепцию картины на ту или иную, достаточно широкую, тему. Таковыми могут быть темы «Мы не хотим войны!», «Зачем нужно соблюдать правила дорожного движения?», «Береги природу, ведь она - наш дом!» и другие.

Слова «лепить» и «творить» часто бывают синонимами

К изобразительному творчеству , как говорилось выше, относят и лепку. Малыши при помощи пластилина, глины, полимерных масс, солёного теста , холодного фарфора пытаются вылепить то, что видят, любят, о чём им рассказывали или читали взрослые, что подсказывает фантазия. Такие творческие работы детей могут многое рассказать об их внутреннем мире. Потому-то так важно давать возможность малышам лепить не только на заданную тему, но и по собственному замыслу.


Коллективное творчество детей

Все замечали, что малыши иногда что-то творят совместно. Вот в песочнице они строят городок или прокладывают автотрассу, из снега сооружают крепости. Этот вид деятельности не только позволяет раскрыть творческий потенциал, но и учит работать в команде, что так пригодится им в будущей взрослой жизни.


Следует воспользоваться этим и в воспитательных целях на занятиях. Например, замечательная может получиться аппликация «Птичий городок», если ребята самостоятельно наклеят на ватман вырезанных из бумаги пернатых, их гнёзда, цветы, листья на ветках дерева или в траве под ним! Это прекрасная коллективная творческая работа. Своими руками сделанное и вывешенное станет гордостью малышей, их родителей и педагогов.

Выставки детских поделок

В детских учреждениях часто проводится конкурс творческих работ по определённой тематике. Она может быть самой различной. Например, «Конкурс поделок из природного материала», «Творим из овощей сказочных персонажей», «Волшебный картон», «Что можно сделать из пластиковых бутылок?» и другие.


Дети и подростки целенаправленно учатся конструировать из подручных материалов предметы, композиции, которые можно использовать в быту или в качестве украшения жилища. Очень важно поставить перед детьми задачу, показать примеры уже выполненных кем-то работ, пояснить, что ценнее тот вариант, который сделан по собственному замыслу, а не скопирован.

Интересно то, что творческие работы учащихся зачастую бывают столь неожиданными в решениях, индивидуальными и настолько мастерски исполненными, что взрослые порой не верят в авторство школьника.

Мир дети познают через игру

Все дети любят ролевые игры. Участвуя в них, они разыгрывают целые импровизированные спектакли. Но умный педагог не станет пускать этот вид на самотёк.

Во всех детских коллективах разрабатывается специальный творческий план работы в этой области. Здесь обязательно указываются цели, которых педагог стремится достичь через игру, необходимые навыки и умения участников, которые они закрепляют или познают в ходе действия, методические приёмы.

Например, в план внесена творческая игра «Магазин». Воспитатель ставит такие цели:

  • Ознакомление с трудом взрослых людей, которые работают в магазине.
  • Развитие навыков культурного общения в торговых точках.
  • Закрепление названий продуктов, классификация их по качественным признакам.

Подготовительные используемые для организации дидактической ролевой игры, могут быть следующими:

  • Целевая экскурсия в магазин.
  • Беседа с детьми о том, что покупают в торговых точках.
  • Лепка из пластилина овощей и фруктов.
  • Рисование на тему «Мы ходили в магазин».
  • Игра с мячом «Съедобное-несъедобное».
  • Дидактическое настольное лото «Из чего сделаны продукты».

Ролевые игры используют не только в детских садах и начальных классах. Очень эффективны они при изучении иностранных языков. Также игра в учителей на уроке очень нравится даже старшеклассникам - это учит подростков раскрепощаться, развивает навык выступления перед аудиторией, оценочную способность и рецензирование чужих ответов.

А всеми любимая игра «Море волнуется», когда ведущий задаёт показать различные фигуры, открывает у игроков самый настоящий актёрский талант.

Творческое дело - концерт

Часто в коллективах нужно собственными силами провести концерт. Хорошо, если все члены маленького общества знакомы между собой и знают, кто и на что способен. Но если коллектив ещё совсем молод, если ему от силы пару дней, как это бывает в летних лагерях отдыха в начале смены? Тогда организовать такое творческое дело поможет игра «Ромашка».


Нужно просто вырезать из картона много лепестков и разложить их на столе либо закрепить кнопками на стене. На обратной стороне каждого надо написать задание: прочитать стихи, спеть, станцевать, изобразить животное, рассказать смешную историю и так далее. Дети по очереди выбирают для себя лепесток и готовят своё выступление. Некоторые группируются друг с другом. Возможность заменить одно задание другим не следует запрещать, это всё-таки творческое дело, а не экзамен.

Словесное творчество

Отдельным пунктом стоит этот вид. Даже взрослые не все умеют интересно рассказывать об увиденном, тем более что-то придумывать. Но развивать этот талант требуется у всех с раннего детства.

Дети пробуют сочинять сказки, стихи, небылицы - это чудесно! Мудрые взрослые сразу же записывают все их творения. И пусть из малыша не вырастет впоследствии Бажов или Драгунский, Пушкин или Рождественский, первый литературный опыт останется приятным воспоминанием.

А вот навык изложения, формулировок, составления описаний потребуется и ребёнку в школе, и взрослому человеку в дальнейшем. Поэтому стоит обращать особое внимание на пересказы и изложения, составление рассказов по картинкам.

Исследовательская работа

Процесс познания мира происходит постоянно, с рождения и до глубокой старости. В каждом возрасте он имеет свой объём и свою скорость усвоения нового. Однако он практически никогда не останавливается.

Вот младенец мнёт и рвёт газету, засовывает в рот пальчики, игрушки. Это серьёзная исследовательская творческая работа. Малыш получает массу ощущений, знаний. Но он ещё слишком мал, чтобы делать выводы, понятные окружающим.

Позднее, уже тогда, когда ребёнок станет владеть речью, следует направлять его в нужное русло. С раннего детства дети должны учиться систематизировать полученные знания. Оформленная в письменном либо печатном виде, такая исследовательская работа может называться научным трудом.


Первые опыты малыш может проводить с луковицами, ставя стаканчики с растениями на подоконник. Ежедневные результаты наблюдений нужно фиксировать под присмотром взрослого с помощью записей либо рисунков. Готовый вариант отчёта - это уже настоящая исследовательская работа.

Можно организовать творческое исследование в области культуры и искусства. Например, интересной темой станет сравнение рисунков и орнаментов на посуде. Здесь начинающий "учёный" овладевает сравнительным анализом, учится находить сложное в простом, а простое - в сложном.

Более взрослые дети и тему для исследований выбирают более трудную. Это могут быть анализы художественных и музыкальных произведений, опыты с химическими элементами, сбор и систематизирование методов ухода за растениями и другие интересные варианты.

Коротко о главном

В каждом человеке есть творческий потенциал. И задача воспитателей, родителей, учителей - с помощью творческих заданий, коллективных дел помочь ему раскрыться, дать толчок для развития талантов подрастающей личности.

Считается, что спецслужбы хорошо умеют хранить свои тайны. Если же происходит утечка, способная вызвать общественный резонанс, то она, как правило, санкционирована или же является откровенной дезой. В последнее время стали происходить удивительные события. В начале 2014 года в интернете вдруг всплыли сканы документов, рассказывающих об оккультных исследованиях, проводимых спецслужбами СССР до войны.

АЛХИМИКИ ИЗ КРАСКОВО

Основной документ из посвященных алхимическому проекту «Андроген» — это служебная записка некоего академика, которому в течение трех дней предписывается подготовить доклад для руководства страны, а в нем—отчитаться об исследованиях. Суть их заключалась в том, чтобы из рукописей средневековых алхимиков вычленить рациональное зерно для получения в лабораторных условиях золота.

Автором служебной записки, а также руководителем работ по созданию философского камня значился академик Савельев, а лаборатория, в которой проводились алхимические опыты, находилась в дачном поселке Красково, неподалеку от Москвы. Наде отметить, что в документе, направленном Савельеву из НКВД, не только предписывалась подготовка отчета о проделанной работе для руководства страны.

Товарищи из органов заодно подробно разъясняли, каким образом подобные исследования могут послужить для пользы отечественной науки и промышленности. На подготовку доклада отводилось всего три дня, а на выступление академика — не более 30 минут. В ответном письме ученый муж сетует, что для столь важной темы ему никак не хватит получаса: для полноценного освещения проекта необходимо несколько часов, а для написания отчета — не менее месяца.

Из размещенных в Интернете документов неясно, был ли предоставлен Савельеву необходимый месяц на подготовку, в то время как сам отчет частично приводится.

ЗОЛОТОЕ ВАРЕВО

Интересно отметить, что из докладной записки академика, адресованной шефу НКВД Генриху Ягоде, следовало, что, вопреки распространенному мнению, алхимики Средневековья все же научились искусственным путем получать самое настоящее золото. Группе «Андроген» под руководством Савельева предстояло, внимательно изучив максимально возможное количество древних трактатов и манускриптов, определить, каким образом алхимики получали золото из неблагородных металлов.

В документе, например, утверждалось, что средневековые короли достаточно успешно пополняли свою казну за счет тайных лабораторий, расположенных в подвалах их замков и дворцов. Однако бывали и неудачи. Неизвестное какой целью, но в документе приводится пример того, как алхимик Беттгер, трудившийся под покровительством короля Августа II, вместо золота случайно получил фарфор. Король, правда, не обиделся — с помощью этого открытия ему удалось вытеснить из Европы дорогую китайскую посуду. Суммировав полученные из древних текстов данные, академик сумел вывести общую формулу получения золота.

В докладе не приводится сам текст формулы, но говорится о ее необходимых составляющих. Оказалось, что для получения порошка философского камня древние мудрецы использовали минерал сурьмяного железа, который очищали винным уксусом или они мм камнем, потом размягчали с помощью соли особого минерала, название которого не указывается.

Затем полученный материал длительное время варили в специальной печи с серой и ртутью. Варка прекращалась лишь тогда, когда в печи образовывался камень характерного красного цвета. Его измельчали и добавляли в качестве катализатора в расплавленное олово, свинец, ртуть и медь, получая на выходе золото самой высочайшей пробы! Далее докладчик жалуется на отсутствие второго московского телефона, еще одной служебной машины и требует расширения штата.

Впрочем, все это ему вскоре предоставили, причем распоряжение о хозяйственном обеспечении вышло за подписью самого Сталина. Согласно этому документу, проекту «Андроген» выделялась вторая дача, на этот раз в Мамонтовке, по Ярославской железной дороге, а также существенный объем драгметаллов и редких минералов. Причем Савельев, очевидно, был настолько близок к руководству страны, что даже обратился к шефу НКВД Генриху Ягоде с просьбой переименовать проект в «Аргус».

Мотивировал свою просьбу академик достаточно экзотично. В своем обращении он ссылается на то, что «Андроген» — мифологическое двуполое существо, часто появляющееся на страницах алхимических трактатов. Однако символизм этого существа в рамках реализуемого проекта достаточно сомнителен. В то же время Аргус в греческой мифологии — монстр, стоящий на страже алхимических секретов Олимпа.

Неудивительно, что Савельев избрал именно это чудовище для охраны секретов своих опытов, поскольку внешность его, безусловно, была ужасна. Это существо имело семь глаз, семь ушей, три орлиных головы с общим телом дракона. Ягода согласился с доводами академика, и проект был переименован.

ЛОЖЬ, НАМЕК И УРОК

К сожалению, среди документов нет итогового отчета по всему проекту — неизвестно, смогли Савельев действительно наладить промышленное производство золота из неблагородных металлов. Большое сомнение также вызывают заявления академика об успешных опытах средневековых алхимиков. Поскольку официально считается, что они в ходе своих экспериментов получали все что угодно: порск, фарфор, лекарства — но никак не золото! Ведь если предположить, что хотя бы один из многочисленных чародеев Средневековья все же открыл однажды тайну философского камня — мир должен был бы перевернуться!

Это же можно сказать об опытах Савельева Веде в случае их успеха СССР не знал бы проблем с эоло-товалютными запасами. Однако же лишь единожды в истории алхимии исследователь официально заявил, что нашел философский камень.

Сокращенный текст докладной записки

НАРКОМУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР
тов. Г. Г. ЯГОДЕ
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
Группа советских ученых «АНДРОГЕН» успешно работает по направлению исследования алхимических трактатов и манускриптов известных алхимиков с целью разобраться и понять, каким образом древние алхимики получали золото.

Нами исследованы несколько тайных манускриптов и трактатов, из которых следует примерно одно и то же, что древние алхимики умели превращать неблагородные металлы в ценные путем добавления в них в расплавленном состоянии мощного катализатора — так называемого порошка философского камня, который изготавливается тайным способом, известным лишь для посвященных лиц или адептов.

На текущий момент мы примерно представляем себе, что при получении порошка философского камня алхимики использовали минерал сурьмячного железа, который очищался винным уксусом или камнем, затем размягчался при помощи солей какого-то минерала, именуемого философским огнем, а затем длительное время варился в специальной печи с серой и ртутью до выработки камня характерного красного цвета, который при просушке и измельчении в качестве катализатора добавляли в расплавленные металлы: в олово, свинец, а также в ртуть, медь, получая тем самым золото высшей пробы и по качеству лучше и гибче, чем обычное (...)

Нам нужна специальная литература. Многие книги есть в специальных хранилищах в европейских библиотеках (...)

Таким образом, наша группа нуждается в закордонных командировках. Есть ключи, которые мы не найдем в наших фолиантах. Основные знания по алхимии накоплены в Европе и хранятся за семью печатями. Однако научный мир солидарен в открытиях, и мы полагаем, что в Европе найдем сподвижников и единомышленников в исследованиях. В Германии, Франции, Англии работают группы алхимиков. По нашим предположениям, они имеют кое-какие результаты и прогресс в исследованиях.

Докладывается на ваше рассмотрение. Руководитель группы, академик С. Савельев
10/XII 1934 г.

НЕМЕЦКОЕ ЗОЛОТО

Однажды житель Баварии Франц Таузенд во всеуслышание признался, что ему удалось разгадать секрет философского камня. Открытие, по словам исследователя, было сделано им в самом обычном амбаре неподалеку от Мюнхена. Правда, люди, близко знавшие Франца, заявили, что он фантазер, а его словам не стоит верить. Чего стоит только написанная им в 1922 году книга «180 элементов, их атомные веса и включение в гармонически-периодическую систему».

Причем половину элементов Таузенд еще только собирался открыть! Когда же первый инвестор выдал ему сто тысяч марок, предприимчивый изобретатель вместо проведения опытов судорожно начал скупать земельные участки и дома с целью их дальнейшей перепродажи. Вскоре делец-алхимик вышел на руководство нацистской партии и предложил свои услуги по получению золота из свинца.

Однако фашистские лидеры хотя и нуждались в средствах, но все же оказались людьми практичными и выделили Таузенду спецалиста. Звучит фантастически, но превращение свинца в золото действительно состоялось! В обычной ванной комнате гостиничного номера Таузенд прямо на глазах у эксперта из НС ДАЛ из расплава свинца, к которому добавил 3 грамма оксида железа, получил 0,3 грамма золота! Удивленный эксперт тут же отправил Людендорфу восторженную депешу: «Господин генерал, это невероятно, но он сварил золото!»

ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ

После удачной демонстрации своего открытия Франц Таузенд основал «Общество 164». Его главной задачей была организация промышленного производства драгоценного металла. Причем сам исследователь должен был получать лишь 5% от прибыли. Двенадцать процентов получали акционеры, восемь ассистенты, а семьдесят пять процентов Людендорф забирал себе и на нужды нацистской партии. Вскоре на счетах общества, благодаря появлению множества акционеров из числа фашистских бонз, было собрано более миллиона марок. По всей Германии было открыто множество лабораторий с такими нейтральными названиями, как, например, «Северогерманское предприятие сплавов».

Вскоре Таузенд вышел на Муссолини и стал склонять его к участию в проекте. Это предложение стало роковым. Для принятия окончательного решения итальянцы направили в лабораторию большую комиссию во главе с профессором химии. Как и следовало ожидать, эксперимент провалился. Во время показательной варки итальянский профессор буквально схватил Таузенда за руку в тот момент, когда тот попытался добавить в расплав кусочек свинца, смешанного с золотом.

Неудивительно, что после такого разоблачения, ставшего неприятной новостью для нацистских бонз, в 1929 году акционерное общество признало себя банкротом. Ну а миллион марок был растрачен Таузендом на привычную уже спекуляцию землей. Когда пустившегося в бега жулика арестовали и предали суду, он нагло заявил, что все обвинения надуманы, а он действительно умеет выплавлять золото из свинца. Учитывая то, что свидетелями по делу проходили крупные политики тех лет, не желавшие скандала, Францу разрешили провести следственный эксперимент в здании главного монетного двора Мюнхена. Чтобы полностью исключить любую возможность подлога, исследователя раздели и тщательно обыскали.

Несмотря на все проверки, Таузенд каким-то неведомым сгюсобом все же ухитрился из свинцовой пробы весом 1,67 грамма выплавить шарик, содержащий 0,095 грамма золота и0,025грамма серебра Адвокаты Таузенда потребовали его немедленного освобождения, но следователи заявили, что ученого судят вовсе не за его алхимические эксперименты, а за мошенничество и растрату. На судебном процессе в 1931 году мошенник получил 3 года и 8 месяцев тюрьмы. Умер несостоявшийся алхимик XX века в 1942 году в тюремной больнице.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Как все-таки много общего в исследовательских практиках Германии и Советского Союза. Две страны практически одновременно, стараясь обогнать друг друга, снаряжают многочисленные оккультные экспедиции, ищут оружие богов и варят золото. Однако немецкий алхимик в итоге оказался авантюристом и попал в тюрьму, в то время как его русский коллега, судя по открывшимся документам, был настоящим ученым и, возможно, действительно добился определенных успехов в поиске философского камня. И как удачно могла бы спожиться судьба СССР, если бы страна обладала неисчерпаемыми запасами золота, получать которое можно было бы одним нажатием кнопки.

По материалам статьи Николая Субботина

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи:

Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельность. Научить детей расписывать камни акриловыми красками, совершенствуя их умения рисовать кистью разными способами;

Развивающие: Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.

Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.

Материалы: сундучок ощущений, набор схем-рисунков, наборы камней, лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка,

Предварительная работа - Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”.

Ход занятия

Дети заходят в кабинет и встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит ящик ощущений, внутри которого лежат камни. Дети должны сами подойти к ящику. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри ящика? – Камень.

Воспитатель: Ребята а хотите узнать о камнях больше? Ну кто желает я приглашаю в лабораторию где мы будем проводить опыты с камнями.

Воспитатель: Для работы в лаборатории, необходимо надеть специальную одежду и знать некоторые правила поведения: вести себя тихо и аккуратно, быть внимательными и следовать моим инструкциям, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни. (Дети надевают халаты и шапочки).

Воспитатель: Сегодня активно будут работать наши верные помощники. (Глаза, уши и руки)

Воспитатель: А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.

Определение цвета и формы.

Ребята посмотрите на камни и скажите какого они цвета? Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Вывод: камни по цвету бывают разные.

Определение размера.

Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?

Вывод: камни бывают разных размеров. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.

Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря) такие круглые камни и гладкие называют галькой

Почему у него нет острых углов? А раньше были? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.) Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся прибором.

Как называется этот прибор? (Лупа.)

Для чего же он нужен? (Увеличивать изображение.)

Чтобы лучше видеть нужно лупу отодвинуть от камня на расстояние и посмотреть на него.

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети.

Определение веса.

Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весы? Да, взвешивают. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

Определение твёрдости .

В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите обе ладони сильно- сильно.

Что произошло с пластилином? И у меня ребята пластилин смялся? Почему? (он мягкий)

А с камнем? Почему?

Камни издают звуки .

Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?

Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?

Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.

Плавучесть.

“Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.) Дети берут камни осторожно кладут в воду.

Воспитатель: Ребята, значит камни бывают какими?

Дети: гладкими, шероховатыми, тяжелыми и легкими, разных цветов, размеров, а еще они твердые, тонут в воде.

Ребята у меня есть большие камни, я предлагаю вам их разукрасить красками. (Дети рисуют на камнях).

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Программное содержание:

  • Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.
  • Развивать визуальную, аудиальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
  • Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
  • Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

Демонстрационный и раздаточный материал.

  1. Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.
  2. Сказочная героиня – Хозяйка медной горы.
  3. Шкатулка с сокровищами.
  4. Синяя, белая ткань.
  5. Набор крупного строительного материала.
  6. Ящик ощущений.
  7. Набор схем – рисунков.
  8. Кассета с таинственной музыкой.
  9. Шапка ученого.
  10. Знаки: вопросительный, восклицательный.
  11. Набор камней на каждого ребенка.
  12. Лупы с 3, 4, 7 кратным увеличением.
  13. Стакан с водой, ложка.
  14. Большие подносы.
  15. Салфетки маленькие.
  16. Салфетки большие.
  17. Коробка с ячейками.
  18. Алгоритмы исследований.
  19. Маракасы – 3 вида.

Предварительная работа.

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”.

Словарная работа.

Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.

Ход занятия

Дети заходят в кабинет и встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит ящик ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к ящику. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри ящика? – Камень.

Воспитатель: Ребята, с чем мы будем делать опыты? Да, с камнями. Я прошу вас удобно садиться за столы. А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для экспериментов?

(Воспитатель быстро напоминает предназначение каждого органа.)

Воспитатель: А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает восклицательный знак и схему – рисунок, прикрепляет на доске.)
Рис. 1

Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод оразмерах камней? Игра-загадка с маракасами.

Вывод: камни бывают разных размеров. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.


Рис. 2

Подготовка рук – самомассаж.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.


Рис. 3

Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.

Опыт № 5. Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.


Рис. 4

Опыт № 6: Определение температуры.

Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)


Рис. 5

Опыт № 7. Плавучесть.

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.


Рис. 6

(Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) Дети приводят рабочее место в порядок, и воспитатель поощряет детей, предлагает пойти на экскурсию и посмотреть выставку о камнях.

Она обращает внимание на красоту, разнообразия камней. Хозяйка медной горы дарит детям коробку с ячейками и просит создать коллекцию камней у себя в группе.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы сейчас сами, своими руками, попробуем создать горную цепь из трех вершин.

Дети подходят к крупным строительным материалам и строят горы. Накрывают их голубой тканью, а вершины белой тканью. Воспитатель предлагает закрыть глаза. Звучит таинственная музыка. В то время на подножье горы воспитатель ставит шкатулку с сокровищами. Дети открывают глаза, раскрывают шкатулку.

Воспитатель: Ребята! Это, наверное, Хозяйка медной горы совершила чудо. Шкатулку вы возьмете в группу и рассмотрите сокровища через лупу. Ребята! Наше занятие подошло к концу. Вам понравились горы, камни? Вы их полюбили? Конечно же, да. Всё что вы сегодня узнали, увидели расскажите своим друзьям и родителям. Всего вам доброго. (Дети с собой забирают шкатулку с сокровищами, коробку с ячейками для коллекции и набор увеличительных луп.)

Использованная литература:

  1. Н.А.Рыжова “Я и природа”, Москва 1996 г.
  2. Н.А.Рыжова “Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика”, Москва 1999 г.
  3. Т.М.Бондаренко “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”, Воронеж 2002 г.
  4. Т.Н.Зенина “Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами” (подготовительная группа), Москва 2008 г.
  5. А.И.Иванова “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду”, Москва 2007 г.
Поделиться: