Конспект фронтального занятия по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи "Человек. Части тела"

Подольская Е.А
Учитель- логопед, МБДОУ Детский сад

Конспект фронтального занятия по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи. Старшая группа с ОНР.

Тема: Человек. Части тела (1 занятие)

Цели: Уточнить и расширить словарь существительных по теме, подбирать глаголы, прилагательные. Образовывать слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Развивать мышление через отгадывание загадок. Составлять предложения с заданным словом. Составлять описательные рассказы с помощью схемы- модуля..

Оборудование: Картинки: мальчик, девочка, зеркала, гномик.

1. Оргмомент: «Выполни движение»: подними руку, топни правой ногой, топни левой ногой, хлопни в ладоши, закрой глаза, открой глаза, сядь. (каждому ребенку своё задание).

2. Дыхательное упражнение «Рот- нос». Чем вдыхали, чем выдыхали? Какие части тела есть на лице? На туловище? Зачем нужны руки? Ноги, пальцы? Уши? Глаза?

3. Отгадывание загадок:

У двух матерей по 5 сыновей.

Всегда во рту, а не проглотишь?

– Ходят наперегонки, а обогнать друг друга не могут?

Живет мой братец за горой, никак не встретится со мной.

4. Угадай, о чем говорю?

Ходят, бегают, топают?

Берут, кладут, несут?

Сжимаются, разжимаются, растопыриваются?

Закрываются, подмигивают, жмурятся?

5. Назови и покажи, что можно делать: руками, ногами, глазами, носом.

6. Назови, какие бывают: уши, руки, глаза, ресницы.

7. Назови части тела гномика. (Употребление существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами).

Мы играем на гармошке, громко хлопаем в ладошки.

8. Составление предложений со словами: Волосы, глаза, уши.

9. Составление описательного рассказа каждого ребенка о себе. По схеме- модулю: Цвет, длина волос, цвет, форма глаз, форма ушей, рост, телосложение.

Конспект

фронтального занятия по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи. Старшая группа с ОНР.

Тема: Человек. Части тела. (2 занятие)

Цели: Активизировать словарь прилагательных, глаголов и существительных по теме. Развивать мышление через исключение четвертого лишнего. Согласовывать окончание существительных с числительными. Составлять короткую описательную загадку о своем друге с помощью схемы.

Оборудование: Схема- модуль.

1. Оргмомент: сядет тот, у кого длинные, короткие волосы.

2. Чтение стихотворения:

Одна дана нам голова, и глаза два, И уха два.

Зато один и нос и рот. А будь у нас наоборот:

Одна нога, одна рука, зато два рта и языка.

Мы только бы и знали, что ели и болтали.

3. Чего у человека по2? 1? 5? 10?

4. О каких частях тела на ноге человека мы можем сказать: Моя, мои, мой, мой? На руке?

5. Игра «3 слова» - подбор прилагательных. Ноги- (какие?)…, уши- .., зубы-…, руки- .., глаза-…

6. Подбор действий (слова из п.)

Физпауза: «Мы играем на гармошке»

Мы играем на гармошке. Громко хлопаем в ладошки.

Головой слегка качаем, руки кверху поднимаем.

Наши ножки: топ, поп. Наши ручки: хлоп, хлоп.

Вниз ладошки опускаем, отдыхаем, отдыхаем.

7. Назови лишнее, объясни свой выбор.

Нога, колено, тапки, пятки.

Рука, человек, голова, грудь.

Хлеб, язык, зубы, губы.

Живот, спина, копыта, плечи.

Глаза, нос, колени, рот.

8. Счет от 1 до 10: глаз, бровь, ухо.

9. Составление описательных загадок о своем друге, по схеме- модулю: Цвет, длина волос, цвет, форма глаз, уши, рост.

Ярославцева Альбина Геннадьевна
Конспект непосредственно-образовательной области «Коммуникация» в подготовительной группе. Части тела.

Конспект непосредственно -образовательной деятельности

«Коммуникация » в подготовительной группе

Части тела

Воспитатель Ярославцева Альбина Геннадьевна

1. Повторить названия частей тела и уметь называть и показывать их на себе, на кукле, на другом человеке.

Знать что, глазами видим, ушами слышим, носом дышим и т. д. Закрепить словарь по данной теме.

2. Грамматический строй речи и словообразования :

Составление и употребление в речи сложные предложения с предлогом для;

Составление предложений со словами действиями (ходит, двигается, прыгает, дышит, думает, ест, пьёт, растёт и т. д.) ;

Образование существительных множественного числа (ухо - уши) ;

Образование существительных с увеличительным и уменьшительно-ласкательным оттенком;

Учить составлять предложения на наглядном материале;

Составлять описательный рассказ о частях тела человека по картинно-графическому плану.

3. Закрепить знания детей о правилах гигиены, об опрятном виде человека.

4. Материалы : картинки с изображением людей, кукла, мяч, туалетные принадлежности (мыло, мочалка, зубная щётка, утюг, расчёска) картинно-графический план.

Ход занятия

1. Организационный момент :

Воспитатель выставляет ряд картинок : девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка. Дети запоминают последовательность и проговаривают :

Как называется то, что нарисовано на этих картинках одним словом? (Люди, человек) ;

Сегодня мы будем говорить о человеке, о себе.

2. Послушайте шуточный рассказ :

«Жила пожилая голова. На голове росли волосы, сзади - затылок, по бокам были уши, а впереди было лицо; ещё на голове был лоб, брови, глаза, ресницы, веки, нос щёки, губы, зубы, язык (Дети показывают на себе части тела которые называет воспитатель). У головы был трон – шея. Голова важно сидела на шее. А шея (дружила с туловищем) с туловищем дружила, шея туловищем дорожила. У туловища были руки, ноги. У рук были локти, пальцы, ногти. У ног были колени, стопа, пятки, пальцы. Все части тела человеку важны , все человеку нужны!»

ИГРА «Для чего?»

Дети, для чего нужны глаза? и т. д. (глаза нужны для того, чтобы видеть)

(нос, уши, рот, язык, ноги, зубы, колени)

3. Дети отгадайте загадки :

Два Егорки живут возле горки

Живут дружно

А друг на друга не глядят (Глаза)

Он бывает самым разным

Добрым, вредным,

Гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым

Толстым, тонким, конопатым. (Нос)

Каким бывает у людей нос?

4. Кажется к нам кто-то пришёл. (Воспитатель вносит большую куклу) :

Познакомьтесь – это Наташа. Она будет ходить в нашу группу ;

Чем Наташа похоже на вас? (у неё есть голова, туловище, руки, ноги, лицо) ;

А чем Наташа отличается от вас (она не живая) ;

Помечу вы так думаете? Что она не умеет делать? (не двигаться, не ходит, не прыгает, не пьёт, не ест, не думает, не улыбается, не играет, не рисует и т. д.);

Почему она не делает всего этого? (потому что она кукла, а не человек)

5. Дидактическая игра «Одни - много» . (с мячом)

Ухо – уши рука – руки

Шея – шеи нога – ноги

Глаз – глаза ноготь – ногти

Волос – волосы палец – пальцы

Голова – головы ступня – ступни

Ноздря – ноздри подбородок – подбородки

Бровь – брови лицо – лица

Нос – носы локоть – локти

Физминутка

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики

Ножками топают

Ручками хлопают

Головками кивают

И тихо приседают (медленно приседают)

Ребята, чем вы сейчас хлопали (руками) . Покажите правую, левую руки. Воспитатель показывает части руки , а дети показывают на себе (пальцы, ногти, ладонь, локоть, плечо) .

6. Сказка «Великан и Гномик»

«Жил был Великан. У него был нос, а … (носище, не глаза, а … (глазище, не губы, а … (губищи, не ноги, а … (ножищи, не кулаки, а … (кулачищи, не ногти, а … (ногтищи) . У Великана был не дом, а … (домище) . А рядом стоял домик, в котором жил гномик. У него был не нос, а … (носик, не глаза, а … (глазки, не губы, а … (губки, не ноги, а … (ножки, не руки, а … (ручки, не кулаки, а … (кулачки, не ногти, а … (ноготки) ».

7. Составление описательного рассказа детьми :

Ребята, все люди разные, отличаются друг от друга;

Посмотрите в глазах друг друга и скажите, они у всех одинаковые?

Чем они отличаются? (по цвету, размеру, разрезу глаз) ;

Какого цвета бывают глаза? (карие, серые, голубые, серо-зелёные) ;

Какие по размеру? (широкие, узкие, большие, маленькие) ;

Чем отличаются волосы (по длине, цвету, структуре (прямые, кудрявые) ;

Какие бывают волосы? (блондин, брюнет, шатен) ;

Какой бывает нос? (длинный, маленький, толстый, тонкий, конопатый) ;

Какие бывают уши?

Какие бывают уши?

Какие бывают ресницы?

Воспитатель показывает план по которому дети должны составить описательный рассказ. Даёт образец рассказа.

8. Чтение и обсуждение отрывка из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр» .

Дети встают друг за другом и имитируют движения, показывая как они умываются и моют другие части тела .

9. Дидактическая игра «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным» .

10. Итог занятия : Дети по цепочке называют части тела человека .

Занятие по развитию фонетического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале темы «Человек. Наше тело».

Тема: «Человек. Наше тело»

Цель :

  • развить фонематическое восприятие,
  • отработать лексико-грамматические конструкции на материале темы «Человек. Наше тело».

Задачи:

Коррекционные:

  • Развитие языкового чутья.
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве.
  • Формирование навыка правильного словообразования и словоизменения.
  • Развитие фонематического восприятие.
  • Закрепление употребления в речи детей понятий «право»-«лево».
  • Расширение глагольного словаря.
  • Составление противительной конструкции с союзом «а».
  • Сформировать умение распространять предложения.
  • Развитие высших психических функций.

Образовательные:

  • Активизация словаря по теме «Человек. Наше тело».

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и любви к занятиям через занимательные упражнения и наглядный материал
  • Развитие усидчивости, целеустремленности при выполнении заданий через слово педагога.

Оборудование:

  • кукла, картинки частей тела, картинка Вани и Маши, картинки или предметы для развития понимания многозначности(ручка, нос, кисть).

Ход работы

I. Организационный момент.

Здравствуйте мальчики и девочки! Мы с вами уже знакомились с фруктами, с осенью, с деревьями, а сегодня познакомимся с самими собой. Удивлены? А давайте начнем! Слушайте внимательно и показывайте, что я называю.

Есть на пальцах наших ногти,
На руках – запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!

II. Основной этап.

Упражнение 1. Продолжи предложение.

  • У человека две…(руки, ноги, ноздри).
  • У человека на лице один… (нос, рот).
  • У человека два…(уха, глаза).
  • У человека много на голове…(волос).
  • У человека нет…(хвоста, копыт, лап).
  • У человека… (варианты детей).

Упражнение 2. Ваня и Маша.

Ваня сильно испачкался — он грязный.

Покажи и скажи, что у Вани грязное. (У Вани грязная голова. У Вани грязные волосы. У Вани грязные уши. У Вани грязная шея. У Вани грязный живот. У Вани грязная спина. У Вани грязные руки. У Вани грязные ноги.)

Таня уже вымылась. Она чистая.

Что у Тани чистое? (У Тани чистая голова. У Тани чистые волосы. И т.д.)

Физкультминутка:

Правой рукой массируем пальчики левой руки, приговаривая. Затем левой рукой массируем пальчики правой руки.

«Пальчик с краешку большой
Самый толстый и смешной.
Это — указательный,
Строгий и внимательный.
Это пальчик средний,
Не первый, не последний.
Это — безымянный,
Неуклюжий и забавный.
Ну, а это наш мизинчик.
Он у всех у нас любимчик.

Упражнение 3. Отдай загадку- найди отгадку!

Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны догадаться, про что я говорю. Но! Будьте внимательны! Говорить отгадку не надо, а надо показать на себе.

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Всегда во рту,
А не проглотишь.
Между двух светил
Я в середине один.
Не часы,
А тикает.
Пять братьев -
Годами равные.
Ростом разные.

Упражнение 4. Обычный- большой- маленький.

Ребята, когда Красная шапочка пришла к Бабушке, вместо нее уже лежал Серый волк. Помните, как Красная Шапочка удивилась: «Зачем тебе такие большие глаза?». Что ответил волк?

Давайте теперь с вами тоже поудивляемся: не глаза, а глазищи; не нос, а носище; не ноги, а ножищи; не руки, а ручищи.

А теперь представим маленького ребеночка (демонстрация пупсика): у нас нос, а у него носик; у нас рот, а у него ротик; у нас брови, а у него бровки; у нас лоб, а у него лобик и т.д.

Упражнение 5. Слово одно, а значений много.

Упражнение 6. Правильно- хлопай, неправильно- топай.

Ребята, вы будете сейчас исправлять мои ошибки. Иногда я буду говорить одно, а делать другое. Когда правильно делаю и говорю- хлопайте, неправильно- топайте.

Я подняла левую руку.

Я спрятала за спину правую руку.

Упражнение 7. Работа с текстом.

Глупый спор.

Поспорили две руки между собой: кто больше работы делает? Одна другой говорит: «Я нужнее, потому что ложку держу, когда человек ест, и карандашом рисовать умею», а другая отвечает: «Суп-то человек с хлебом ест, я его хлебом кормлю, а когда ты рисуешь, я листок придерживаю».

Услышали ноги спор, и стало им смешно: « Подумаешь, какие важные! Мы нужнее, потому что ходим и бегаем, а еще плавать помогаем человеку и педали на велосипеде крутим».

А туловище возмутилось: «Я человеку нужнее! Сердце во мне работает, желудок переваривает пищу и кровь насыщает!»

Умная голова человека слушает и думает про себя: «Глупый спор! Все части тела человеку необходимы, поэтому-то он ими и пользуется и бережет их».

Обсуждение текста:

  • Кто победил в споре?
  • Правда, что голова умно поступила?
  • Почему?
  • Зачем нужна человеку голова?
  • Туловище?
  • Ноги?
  • Руки?

III. Подведение итогов.

Детишки, а чтобы быть красивым и сильным, что надо делать? Ответы детей.

Я вам желаю быть здоровыми, крепкими, красивыми и дарю вам раскраски: мальчикам – богатырей, девочкам- царевну (узнали из какой сказки?), а на обратной стороне листа дома нарисуйте себя, кто каким хочет стать, когда вырастет. До свидания!

Использованные источники:

  • Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. — 120 с.
  • Косинова Е. М. Лексическая тетрадь № 1 для занятий с дошкольниками: Человек и его мир. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 32 с.
  • Окно в школьный мир: Программа и методическое обеспечение интеллектуально-речевой подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе/ А. Г. Апресова, Н. А. Гордова, Т. А. Сидорчук. – М. : АРКТИ, 2010. – 232 с.
  • Пальчиковая гимнастика приведена Натальей Куцепаловой в группе «Речецветик».

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 000» г. Перми

Конспект занятия по развитию речи

в старшей логопедической группе.

«Умка узнает части тела человека».

Составила

учитель-логопед

Пермь, 2013г.

Цель: Формирование лексико-семантической системы по теме «Человек и его тело»

Образовательные:

1. Упражнять в подборе слов – предметов, слов – признаков, слов – действий.

2. Закрепить образование уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных –ок , -ик , .

3. Познакомить с увеличительными суффиксами существительных.

4. Закреплять знания детей о частях тела человека: внешние признаки, свойства, функции.

5. Закрепить в активном словаре детей редко употребляемые слова: части тела: темя, затылок, виски, скулы, мочки, запястье, голеностоп.

Развивающие:

1. Способствовать развитию умения рассуждать, строить связные высказывания, используя сложноподчиненные конструкции.

2. Упражнять в умении концентрировать и распределять внимание.

3. Развивать слуховое и зрительное восприятие детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к своему телу.

2. Воспитывать дружелюбие, желание помочь окружающим.

Материал к занятию : мультимедиа, диск с мультфильмом; магнитофон, аудиокассета; «волшебная» шкатулка; простые карандаши.

Дидактический материал: индивидуальные листы по количеству детей к заданию «Что забыл дорисовать художник?», карточки с частями тела, картинки с изображением великана и гнома, 2 кружка (красный, зеленый), карточки с изображением валеологических ситуаций.

Ход занятия :

v Ребята, у меня есть звуковое письмо. /На письме надпись: Звуковое письмо с Северного полюса/. Кто его прислал, я не знаю. Как мы это можем узнать?

(Тогда давайте посмотрим.)

(просмотр фильма)

Ребята, это звуковое письмо пришло к нам от медвежонка Умки. А зачем он нам его отправил?

(Как вы думаете?)

(Он хочет узнать все о человеке).

Посмотрите, какой смешной медвежонок Умка. Он думает, что у человека две головы. А вместо ног лапы. Он не знает частей тела человека.

Сможем ли мы ему рассказать о частях тела человека? (ответы детей)

А как он узнает обо всем, что вы ему расскажете? Ведь он живет далеко – на северном Полюсе.

Правильно! На некоторых видах транспорта можно добраться до Северного полюса, но ведь сейчас мы не можем поехать к Умке. Как нам быть? (пауза)

У меня есть волшебная шкатулка. Все, что мы расскажем Умке о частях тела человека, эта шкатулочка соберет в себя, как магнитик притянет себе все ваши высказывания. (Открываем шкатулку.) Ой, а в ней что – то лежит.

(задание «Дорисуй часть тела» Приложение 1.).

Кто нарисован на этих картинках? (человек)

А давайте мы эти картинки отправим Умке и он посмотрит, как выглядят люди. (дети замечают, что не хватает некоторых частей тела)

Правда? А у тебя? Да, правильно все подметили. Как можно одним словом назвать то, чего не хватает нашим человечкам (части тела )

Что же нам делать? Как мы отправим такие рисунки Умке (надо дорисовать )

Пойдемте, за наши столы и дорисуем недостающие части тела.

Дети выполняют задание.

(Я дорисовал человеку глаза

/ Кладет рис. в шкатулочку./)

/Дети стоят в кругу/

Давайте расскажем Умке

Что у человека бывает по два

По одному (все слова «кладем» в волшебную шкатулку)

Как много вы назвали слов - предметов, обозначающих части тела. Все они находятся здесь, в шкатулочке. А как вы думаете, Умке интересно будет узнать, для чего человеку нужны все части тела?

/ Варианты ответов детей /

А пока вы будете называть слова-действия, наша волшебная шкатулка будет их собирать.

Для чего нужны руки

Повару - готовить

Художнику - рисовать

Швее - шить

Бабушке - вязать

Учителю - писать

Ребенку - играть

Обжоре - кушать

Для чего нужны ноги

Футболисту - мяч гонять

Балерине - танцевать

Бегуну - бегать

Пешеходу - ходить

Фигуристу - кататься

Прыгуну - прыгать

А для чего вам нужна голова?

(дети сидят в кружочке на коврике)

- Ребята, у меня есть очень интересный рассказ, который можно было бы отправить Умке, но у него нет конца. Не знаю, кто бы мне помог придумать конец рассказа…….

А вы можете мне помочь?

Собрались однажды все части лица в кружок, так же, как и мы с вами и стали спорить, что для человека важнее: глаза или нос, зубы или язык, лоб или щеки. Первым выступил нос: «Я – самая важная часть лица, потому что…» И все…

Возьмите себе по одной карточке и представьте, что вы не дети, а какая-то часть лица. Что бы вы сказали?

(дети выбирают по одной карточке с изображением частей тела и продолжают рассказ - Приложение 2.)

v Ребята, вам нравится наш рассказ? А Умке он понравится? Какой вывод сделает медвежонок: какая же часть самая важная на лице человека? (все части лица одинаково важны для человека)

Массаж.

Ребята, есть массаж, который укрепляет части головы.

Брови на лице найдем

И тихонечко потрем.

Переносицу найдем

И тихонечко потрем.

К скулам пальцы подведем

И виски чуть – чуть потрем.

Подбородок мы найдем

И опять виски потрем.

И затылок мы найдем

И тихонечко потрем.

Мочки на ушах найдем

И слегка мы их пожмем

А теперь потрите щечки

Ваши щечки, как цветочки.

v Дети, Умка со своей мамой любит играть в игру «Большой –- маленький - огромный» .

Хотите тоже поиграть в такую игру? (2 карточки: гномик и великан)

Нос – носик – носище

Глаз – глазик – глазище

Рот – ротик - ротище

Ухо – ушко – ушище

Нога – ножка - ножище

Живот – животик - животище

Палец – пальчик – пальчище

Коленка – коленочка – коленище

Локоть – локоток – локотище

Зуб – зубик – зубище

Голова – головка – головище

v Ребята, а давайте расскажем Умке, как мы гордимся тем, что мы люди и очень дорожим и бережем свой организм.

Разложим эти картинки на два разных поля. На зеленом поле будут располагаться картинки, которые говорят о том, как сохранить здоровье, а на красном поле – то, что вредно для здоровья. (Приложение 3.)

Как можно беречь уши?

(Если слушать громкую музыку, то можно оглохнуть; в ветреную погоду нужно носить шапку, иначе заболят уши...)

Как можно беречь язык?

(Если пить горячий чай, то можно обжечь язык; если прикоснуться языком зимой до металлической трубы или ручки дверной на улице, то язык примерзнет к железу…)

Как нужно беречь нос?

НОД по О.О. Речевое развитие "Моё тело"

Программные задачи:

Образовательные:

  1. Учить составлять небольшой рассказ – описание своей внешности.
  2. Формирование словаря и грамматического строя: усвоение притяжательных местоимений, закрепление навыка согласования прилагательных с существительными.
  3. Закрепление знаний о строении тел человека и животного. Поиск сходств и различий.
  4. Закрепление знаний о рукотворных средствах передвижения.

Развивающие:

1. Активизировать нравственно-мыслительную аналитическую работу ума ребёнка (самопознание, самовоспитание собственной личности).

2. Совершенствование речи в форме диалога.

Воспитательные:

  1. Учить осознавать собственную значимость, индивидуальность.

Материал: зеркала для всех детей, альбомные листы, маркеры; картинки с изображениями животных, человека, человека и животных.

Предшествующая работа:

Проведение этических бесед: «Вежливые слова», «Поведение в общественных местах», «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра», «Азбука Здоровья», разучивание сценки «Про нос и язык»

Ход образовательной ситуации

Воспитатель подзывает детей к себе: Дети, мы с вами много беседовали о теле человека и вы знаете много загадок. Кто помнит загадки о частях лица человека? (дети загадывают загадки) Молодцы, ребята, много загадок знаете. А сейчас я вам загадаю загадку. А вы подумайте, что это такое.

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живёт

То куда-то вдруг уйдёт

То внезапно возвратится

Грусть, тоска её боится (Улыбка)

Как вы думаете, что это такое? Правильно, улыбка. А теперь подумайте, какое слово среди отгадок лишнее? (Улыбка) Ребята, а почему вы думаете, что слово «улыбка» среди отгадок лишнее? (Ответы детей) Правильно, дети, улыбка – не часть лица, а проявление чувств. Вы улыбаетесь, когда чувствуете радость. А все остальные слова означают части лица человека. Дети, у всех у вас на лице есть и глаза, и нос, и уши, и рот. Но вы все разные и не похожи друг на друга. Давайте все сядем за столы и рассмотрим свои лица. (Дети садятся за стол, где разложены зеркала. Дети рассматривают себя в зеркало) Дети, какие у вас части лица: уши, рот, глаза, нос? Подумайте и скажите.

Воспитатель задаёт вопросы:

Полина, скажи, какие у тебя глаза? (красивые, серые, большие)

Илья, скажи, какой у тебя нос? (короткий, маленький, широкий)

Андрей, какие у тебя губы? (пухлые, маленькие, розовые)

Гоша, какие у тебя уши? (большие, чуткие, чистые0

Вот, ребята, сколько слов можно сказать о своём лице. А теперь опишите кто-нибудь своё лицо полностью.

Воспитатель опрашивает двух или трёх детей. Хвалит их. Вместе с детьми оценивает результаты: Ребята, чей рассказ вам понравился больше? Почему?

У человека два глаза, два уха, а вот нос и рот один. Как вы думаете, почему? Сейчас про это нам покажут сценку Женя и Полина.

Инсценировка «Про нос и язык» (по Е. Пермяку)

У Кати было два глаза, два уха, две ноги, а язык один и нос тоже один. –«Скажи,бабушка,-просит Катя,- почему у меня всего по два, а язык и нос тоже один?» -« А потому, милая внучка,- отвечает бабушка, -чтобы ты больше ходила, меньше болтала и нос свой, куда не надо, не совала.»

Вот ребята, какую весёлую, шуточную сценку нам показали девочки.

Ребята, мы с вами уже говорили, что каждая часть тела человеку очень нужна. Скажите, для чего человеку нужны уши? А для чего нужны глаза? А для чего нужны ноги? (Ответы детей) Правильно, дети, ноги нужны в первую очередь для передвижения. А какие части тела используют для этого животные? (лапы, крылья, плавники, хвост) Но человек не может так быстро двигаться, как например, собака или лошадь. Это неудобство человек исправил в рукотворном мире. Человек сделал такие приспособления, на которых можно быстро передвигаться. Назовите мне, что это за средства передвижения? (Ответы детей: велосипед, машина, мотоцикл, самолёт, ракета) Дети, я даю вам задание нарисовать средства передвижения, которые сделаны руками человека, и надо рисунки расставить так, чтобы последним оказалось самое быстроходное из существующих сегодня.

После выполнения задания воспитатель хвалит детей и и задает следующий вопрос: Скажите мне пожалуйста, чем человек сделал эти средства передвижения (С помощью рук) А для чего ещё нужны руки? (Одеваться, рисовать, лепить, строить и т.д.) Правильно, дети, с помощью рук человек творит. А какой орган используют для этого животные? (У животных нет рук и творить они не могут) Правильно, дети, у животных нет рук, и творить они не могут. Руки есть только у одного животного, у обезьяны. Но с помощью них они передвигаются и уже потом пользуются предметами. У остальных животных вместо рук – лапы. Две руки у человека прекрасные помощницы. Но как вы думаете, ребята, они у вас одинаковые? (Нет, разные. Одна правая, другая левая) Правильно, а они одинаково работают? (Нет, одна сильнее) Покажите, какая рука у вас сильнее, какой вам удобнее держать ложку, рисовать. (Дети поднимают руку) Какая это у вас рука? (Правая)

Правильно, одна из рук ведущая. Ведущая рука всегда чуть-чуть сильнее. Обычно это правая рука. Но иногда ведущей бывает левая. Таких людей называют левшами.

Мы с вами говорили о руках и ногах. А теперь давайте немножко разомнёмся.

Физкультминутка

Мы ногами топ, топ

Мы руками хлоп, хлоп

Мы глазами миг, миг

Мы плечами чик, чик

Голову мы повернули

Раз туда, два сюда

Повертись вокруг себя

Раз – присели, два – привстали

Руки кверху все подняли

Раз, два, раз, два

Заниматься нам пора!

Воспитатель обращает внимание детей на рисунки. На первом рисунке нарисованы: корова, курица, бабочка, дельфин. На втором рисунке нарисованы: человек, собака. На третьем рисунке нарисован только человек.

Воспитатель задаёт вопросы по первому рисунку: Назовите, пожалуйста, части тела, которые есть только у животных. (крылья, лапы, плавники, хвосты, копыта, рога, когти, клюв, гребешок, бородка)

Вопросы по второму рисунку: «Назовите части тела, которые есть и у животных и у человека. (голова, глаза, нос, рот (пасть).

Назовите части тела, которые есть только у человека. (лицо, рука, ступня)

Значит какой можно сделать вывод? Тела человека и животных устроены по-разному.

Воспитатель подводит итог: Дети, о чём мы сегодня говорили. (Ответы детей) Все части тела человеку очень нужны. А поэтому необходимо беречь своё тело. Молодцы, наше занятие закончилось.

Поделиться: