Как вырастить из девочки настоящую женщину. Воспитание девочки в семье: как вырастить дочь счастливой

Все хотят, чтобы их дети были счастливыми, любимыми и успешными. Процесс воспитания детей совсем непростой вопрос .

Как правильно воспитывать девочек?

Я счастливый человек. У меня хорошая семья, любимые сын, и муж. Работа, на которой я совершенствовалась и добилась определенных успехов - стала руководителем филиала. У меня практически не возникает проблем в общении с людьми. Я живу и радуюсь жизни. Мне нравится ставить перед собой цели и добиваться их.

У каждого человека свой путь к счастью. Я благодарна своей маме за то, что она помогала и помогает мне до сих пор находить этот путь.

Нельзя сказать, что моя мама использовала какие-то особые приемы в воспитании. Но есть несколько моментов, о которых я расскажу, и возможно общие принципы сложатся в одну картину.

Все дети спорят со взрослыми это нормально. Когда я пыталась отстаивать свою точку зрения, а мама была с ней не согласна, она не диктовала мне что делать, а пыталась объяснить, почему в этой ситуации нужно поступать именно так.

Мне редко что-то запрещали. Но это не значит, что я делала все, что мне заблагорассудится. Просто мне объясняли, что делать недопустимо и почему это не допустимо.

Иметь свое мнение

В старших классах многие мои подружки начали курить, это было модно - признак взрослости. Я не была пай девочкой, ходила на дискотеки и общалась с шустрыми, старающимися рано повзрослеть, подростками. Но я не начала курить именно благодаря моей маме. Она не запрещала, просто когда наступил момент, поговорила со мной на эту тему.

Мама объяснила мне, что быть взрослой это не значит ДЕМОНСТРИРОВАТЬ свою взрослость, но это значит УМЕТЬ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ И ОТВЕЧАТЬ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ.
«Сейчас курят все твои подружки» - сказала мама. Но быть "крутой" - значит иметь свое мнение! «Ты будешь по - настоящему взрослой, если тебя будут уважать не за то, что ты куришь, а за твой характер, твои поступки." И я была единственной девчонкой в нашей компании, которая не курила. Меня уважали.

Прививать вкус к истинным ценностям

В средней школе, среди девочек было модно писать дневники. Переписывать в них примитивные любовные рассказы, сочиненные непонятно кем. Я тоже начала подражать этому модному течению. Моя мама как-то увидела меня за этим занятием.

Тогда она показала разницу между настоящими произведениями и примитивной писаниной. Она предложила почитать О.Генри , Эмиля Золя, Теодора Драйзера и т.п. авторов. Я увидела разницу и поняла, что не хочу тратить свое время на какую-то ерунду. Я читала, наверное, больше всех в классе, не смотря на то, что не была «ботаником». Моя подружка заядлая троечница, благодаря моей маме, тоже «подсела на литературу».

Когда человек много читает и читает правильные произведения, не важно, какого они жанра, он учится шире смотреть на мир. Уметь формулировать свои мысли.

Иметь чувство собственного достоинства

Мама всегда подчеркивала, что нужно иметь чувство собственного достоинства, вне зависимости от ситуации. «Если ты будешь уважать себя, тебя будут уважать окружающие» - говорила она.

В десятом классе произошел неприятный инцидент с одним из парней, который был на 3 года старше меня. До этого события мы с "N" были в дружеских отношениях. Он считался авторитетным парнем, но с взрывным характером. Не смотря на то, что был ловеласом, в душе видимо не очень уважал девушек и часто с ними вступал в конфликты, а порой и оскорблял.

Приносить извинения N не считал нужным. Зачем? - ему и так все прощалось. Как-то я неудачно пошутила в адрес N. Мало того, что парень повысил на меня голос, так еще и позволил себе скинуть мой головной убор. В тот момент я не нашлась, даже что сказать, просто встала и ушла.

У меня был бой френд, которому я все рассказала, в надежде, что он заступится за меня. Думала, Алексей разберется с моим обидчиком. Именно так я бы поступила, будучи мужчиной. Но мой друг спасовал…

Я перестала общаться с обидчиком, на дискотеках дела вид, что его не существует. Видимо для N это было в новинку. И он решил передо мной извиниться, но я настолько была на него зла!!! Дошло до того, что на глазах у изумленной публики N встал передо мной на колени и попросил прощения. Потом подружки спрашивали меня: «как ты это сделала»?!

Всему свое время

В старших классах нам хотелось романтики, и мы часто ходили в походы. Иногда с «ночевкой». Костер, песни под гитару, разные байки и т.п. Некоторые родители запрещали своим дочерям участвовать в таких мероприятиях. На самом деле ничего «такого» там не происходило, максимум поцелуи.

У нас с мамой были доверительные отношения, я рассказывала, как мы проводили там время. Меня всегда отпускали. Мама конечно для профилактики проводила «полит» беседы на тему, что еще в моем возрасте делать рано и т.п.

Одну из моих подружек в школьном возрасте постоянно ограничивали в свободе, ее мама как - то сказала: «Света, когда закончишь школу, тогда сможешь делать все, что хочешь». В итоге Света после школы "оторвалась по полной программе". Почувствовав вкус свободы, она стала встречаться с мужчинами, рано забеременела, выскочила замуж, так же быстро развелась.

Доверие

Мы с мамой иногда устраивали вечера доверия. Она рассказывала мне о своей молодости. О своих отношениях с парнями. Как она поступала в той или иной ситуации. Как переживала из-за несчастной любви. Как радовалась своим победам и т.п. В ответ я делилась с ней своими впечатлениями и переживаниями. В итоге мама всегда была в курсе моей личной жизни. И поэтому могла быть спокойна, что со мной ничего непредвиденного не произойдет.

Мудрость жизни

Я поражаюсь, как мама умеет смотреть в будущее. Когда у меня случаются в жизни неприятные ситуации или я испытываю серьезные переживания, она всегда находит нужные слова, и глядя в будущее, рисует мне радужную картину. И самое удивительное, ее предсказания всегда сбываются.

Как то я влюбилась в одного молодого человека, а он не испытывал ко мне серьезных чувств. Мы встречались, но я понимала, что являюсь более заинтересованным лицом в наших отношениях.

Долго это продолжаться не могло, и я предложила ему расстаться. Он не сопротивлялся. Я думаю, в тот момент он испытал облегчение, что ему самому не пришлось объясняться. Как я переживала! Не спала ночами, все время думала, думала - почему так? Почему он меня не полюбил? Что я делала не так? и т.п.

Когда я приехала к маме и поделилась с ней своими волнениями, она сказала «Женька не переживай! Впомнишь потом мои слова - пройдет максимум год и тогда: либо он захочет к тебе вернуться, либо он тебе станет безразличен. Через год сбылись оба пророчества, мне действительно стало «пофиг», потому что я встретила своего будущего мужа и полюбила уже по-настоящему, а тот молодой человек стал настойчиво добиваться восстановления наших отношений.

Было еще много моментов в моей жизни, когда мама меня поддерживала.

Я разместила, эту статью в рубрике «Советы профессионалов», не являясь профессиональным психологом. Но, тем не менее, считаю, что личным примером могу продемонстрировать некоторые секреты в воспитании девочек.

Буду благодарна всем, если у вас тоже есть примеры из жизни, которые помогут другим читательницам найти ответы на вопрос:

Открою небольшой журналистский секрет: мы всегда выбираем кричащие заголовки для своих скромных мыслей. Написать эту статью меня подтолкнули сотни историй несчастных женщин с рабским мышлением и разговор по душам с психологом. Вы, наверное, и сами не раз удивлялись, читая на Pandaland рассказы мам и жен, которых бьют, унижают, затаптывают в грязь, а они терпят и пишут письма с криком отчаяния. Я никогда не осуждаю чужие ошибки и не говорю "я бы не потерпела" или "ты тряпка", потому что в основе поведения этих женщин лежат глубинные вещи, которые бессознательно влияют на их последующую жизнь. И да, во всем виноваты мамы.

Подруга, работающая психологом рассказывает занятную историю типичной девочки, жизнь которой испортила любимая маман:

"Назовем ее Дина. Вот Дина только появилась на свет, ее родители рады появлению долгожданного ребенка. В какой-то момент в жизни маленькой девочки что-то идет не так: папа уходит из дома к другой женщине под крики обезумевшей матери. Мама Дины по законам жанра начинает смещать свой смысл жизни на единственное напоминание о муже - на дочь. Теперь Дина для матери центр и пуп земли. Мама вкалывает за троих, а Дина учится быть примерной дочерью, чтобы не дай Бог не опечалить свою маму. Мама после развода с отцом всегда демонстрирует дочери свою жертвенность, показывает насколько "плохо" без мужика в доме, обвиняет отца, но иногда признается, что сама за собой не ухаживала, вот и не удержала. Слово "работа" в семье произносятся с придыханием, потому что для мамы Дины - это ад, который просто дает ей деньги для пропитания и достойного воспитания доченьки. А теперь угадайте, какой психологический портрет вырисовывается у Дины в 18 лет? Дина благодаря матери имеет кучу комплексов, она всю жизнь будет чувствовать должной главному человеку ее жизни и она уяснила одно, что после того, как встретишь мало мальски подходящего мужчину цель номер один - его удержать. Поэтому девочка к 20-ти годам уже окольцована, терпит мужа тирана, рожает детей и заставляет себя быть красивой для НЕГО. Где в этой истории личность ДИНЫ?".

Психолог говорит, что ее излюбленный метод "лечения душ" прекрасных дам - это покопаться в отношениях клиента с матерью. Многие, конечно, сопротивляются... Ведь мама - это святое! Но почему тогда у святого человека глубоко несчастная дочь, которой приходится настраивать психологическое здоровье? Поэтому, вывод напрашивается один: каждая мама сознательно и бессознательно заранее закладывает в свою дочь установки ее будущей жизни. Про мужчин мы не говорим, потому что они сепарируются от маминой юбки намного быстрее и "понятия" они выстраивают свои самостоятельно.

Сложно, наверное, многим признаться в этом, но девочки всегда копируют поведение матери. Я помню, что до моего подросткового возраста мама всегда работала. Родительский шкаф был забит мамиными брючными костюмами, обернутыми сверху целлофаном. Пункт про чистоту в доме у нас тоже был особым. Мама приходила вся такая деловая с работы и вылизывала квартиру, при этом общаясь по телефону с какой-нибудь из многочисленных подруг.

Она находила и время водить меня на кружки и доп. занятия, но если я теряла интерес к чему-либо, то не заставляла этим заниматься. Помню, как она записала меня к стареющему музыканту, который обучал игре на фортепиано. После первого урока и скучного зазубривания нот, я решила, что старик меня водит за нос и не хочет научить красивому стучанию по клавишам, как это делают в фильмах. Маме был озвучен отказ, как от меня, так и от ошарашенного учителя.

Многие мамы моих подруг использовали их детский труд денно и нощно, бедным девочкам ничего не оставалось, как хвастаться в школе тем, сколько она перемыла посуды на выходных, как круто постирала грязное белье и прочее. Мне иногда даже было обидно, что меня этим всем не заставляют заниматься... Я казалось самой себе слабачкой. Но ведь моя мама давала мне в свободное время очень много книг для чтения и разрешала заниматься творчеством. Вместо рук с мозолями, я получала интеллектуальное развитие. СПАСИБО, МАМА!

К слову, мать меня и наказывала. Могла дать пару подзатыльников за несносное поведение, но часто лишь ее один взгляд с приподнятой бровью давал сигнал, что чаепитие для детей закончилось, а взрослым надо обсудить свои темы или пора заткнуться во время истерики, которую я закатывала "прощупывая почву" маминого терпения. В детстве сложно научить ребенка себя уважать, потому что у детей напрочь отсутствует такое взрослое понимание. Поэтому к маме я испытывала смешанные чувства любви и боязни. Но она меня всегда восхищала тем, как ловко справлялась на кухне, как приходила за ручку с ней на работу, а там ее коллеги с почтением здоровались и давали мне сладости, как она могла собрать возле себя успешных подруг, рассказывая увлекательную и смешную историю.

Что касается более осознанного возраста, то здесь, конечно, не обошлось и без прелестей "трудного периода". В такие моменты у девочек появляются пустяковые проблемы, которые кажутся им "апокалипсисом". Одноклассница носит одежду круче твоих, мальчик нравится, учитель не так высказался в твой адрес и прочие девчачьи проблемки... Срываться девочка начинает, конечно, на родных.

Моя мама обладала сильным чутьем и никогда "не забивала" на мои пустяковые тревоги. Она всегда расспрашивала меня о делах в школе, водила по магазинам и покупала мне только то, что мне хотелось носить, при этом закрывая глаза, на "своеобразный" стиль дочери. Благодаря этой свободе, у меня выработался свой вкус.

Самое интересное, что мама никогда не перекармливала меня, а даже накладывала меньше, чем другим гостям, зато это выработало привычку "не переедать" и не просить вторую порцию. Сейчас, когда хожу в гости и вижу, что женщины просят доложить еще, невольно сама краснею...

Когда я стала чуть постарше, то мама всегда вливала в голову понимание того, что у любого человека помимо семьи должно быть свое призвание. И хорошо, если это призвание приносит не только доход, но и удовольствие. Училась я на 5-ки и 4-ки, поэтому маму моя успеваемость не сильно беспокоила, ей важно было только то, насколько я увлеченный ребенок, имею ли я свои личные интересы, есть ли у меня близкие подруги, на которых я могу положиться. Бывало, она привозила мне и моей BFF одинаковые подарки с поездки, ласково называя нас "мои девочки".

К слову, у меня есть и отец. Отношения между мамой и папой тоже оставляют свои семена в психологии девочки, она потом невольно копирует эту модель семьи и внедряет в свою. У нас нетипичная казахская семья, где мужчина повелевает, а женщина служит. Наш отец в большей степени баловал маму и давал ей первой высказаться в каком-либо вопросе. Ну а рукоприкладства мои глаза отроду не наблюдали. Описать в одном рассказе все позитивные стороны воспитания моей мамы невозможно. Но то, кем я являюсь сейчас, стоит признать, это ее заслуга и адекватный подход к воспитанию.

Поэтому, когда мне было 18 лет, я в отличие от Дины знала, что:

1. Я - личность и вызываю интерес у окружающих не только внешней красотой, но и внутренними ресурсами.

2. Работа - это то, что должно приносить удовольствие и деньги в том числе.

3. Замужество - это не самоцель, а логическое продолжение любви между женщиной и мужчиной.

4. Терпеть побои и унижения - это саморазрушение.

5. Знания - единственный неиссякаемый источник вдохновения.

6. Всегда идти вперед и не сдаваться!

Дорогие женщины и мамы, если вы воспитываете дочь, то поймите насколько ответственную миссию вы несете. Не разрушайте жизнь своим дочерям! Вдохновляйте их быть успешными, красивыми и счастливыми!

Каждая мать хочет, чтобы ее дочь выросла хорошей, умной, счастливой и успешной, чтобы она была счастливее, чем она сама. Каждая мать боится за свою дочь, чтобы она не пошла по плохому пути.

Воспитание девочки до 3 лет.

С рождения каждая женщина старается окружить свою дочь любовью, заботой и вниманием. В этом возрасте малышка начинает познавать мир. Она учится вместе с родителями делать первые шаги, учится разговаривать. Родители должны постепенно приучать к порядку, к режиму дня и к дисциплине. Для детей родитель - авторитет. Они стараются подражать взрослым. Поэтому родители должны быть хорошим примером.

Дети старше трех лет начинают хитрить и манипулировать взрослыми.

В этот момент необходимо быть начеку. Девочкам в этом возрасте необходимо прививать чувство вкуса. Учить, как нужно ухаживать за игрушками, одеждой и обувью. Как правильно сидеть за столом. Когда можно баловаться и шутить, а когда нужно быть серьезнее. Старайтесь больше общаться, говорить обо всем, о чем она спрашивает.

Если ребенку не уделять внимания, он может замкнуться. В силу своей занятости многие родители позволяют ребенку часами сидеть у телевизора или компьютера, тем самым нанося вред ребенку. Никакие гаджеты не заменят живого общения. Проявляйте любовь по отношению к детям, к мужу, родителям. Оказывайте знаки внимание и уважения в отношении родных и близких.

То в какой обстановке находится и растет ребенок, имеет большое значение. Многие мамы совершают ошибку, хотят вырастить хорошую хозяйку и грузят девочку домашними делами. Все должно быть в меру и в удовольствие.

Дети в этом возрасте должны посещать детский сад. Это важный этап в развитии ребенка. К посещению детского сада нужно заранее готовиться. Чтобы адаптация в садике была успешной. Заранее необходимо придерживаться распорядка дня. Питание дома должно быть максимально приближено к рациону питания в детском саду. Необходимо исключить употребление пищи перед телевизором или компьютером. В детском саду ребенок развивается, общается с другими детьми, готовится к школе.

В школе девочки более внимательны и прилежны.

Для них в этот период много значит похвала и хорошие оценки. Поэтому они очень старательны. Очень важно родителям поддерживать ребенка в его начинаниях.

Еще к этому возврату у девочек появляются подружки. Родители должны поддерживать дружбу, интересоваться проблемами ребенка. Ведь наверняка бывают ссоры или разногласия между детьми на улице или в школе. Пусть даже незначительные. Находите время поговорить о них с дочкой.

В первых классах девочки начинают дружить с мальчиками. Не нужно препятствовать этому, усмехаться или иронизировать. Ведь в жизни вашей дочки это первый опыт общения. Помогайте ей, учите правильному поведению.

Не стоит забывать про секции. Не нужно навязывать ребенку ваше желание, например, стать великой пианисткой или олимпийской чемпионкой по гимнастике. Пусть пробует, пусть определяется сама. Предлагайте теннис, плавание или танцы. Возможно, у девочки хороший голос и есть желание петь, а может она хорошо рисует, запишите ее в художественную школу.

Девочки подростки доставляют много хлопот родителям.

Нужно запастись терпением, оставаться авторитетом. Подростками считаются дети с 10 лет. Необходимо оставаться требовательным. Следить и контролировать учебу, секции, свободное время препровождение, интересовать жизнью девочки в интернете и так далее. Рассказывать об осторожностях и мерах безопасности.

Расскажите примеры о своей подростковой жизни. Пусть дочка учится на ваших ошибках. Расскажите, как вы переживали, и что произошло в той или иной ситуации. Тем самым девочка-подросток обязательно оценит вашу откровенность. Главное, не потерять контроль и не утратить доверие девочки.

В этом возрасте дети хотят отличаться от своих сверстников. Для них важными могут быть модные вещи, красивая обувь или гаджеты. Задача родителей по возможности постараться, чтобы со временем дочка имела все значимые для нее вещи. Чтобы у девочки не развились комплексы, родители должны следить за ее весом, качеством волос, кожи и зубов. При желании все можно исправить.

Наталья Ильина

Растить дочь. Как?

© Ильина Н. А.

© ООО «Издательство „Вектор"», 2006

Слово к читателю

Добрый день, коллега!

Вы удивлены таким обращением? Я – педагог, а вы, быть может, инженер (менеджер, библиотекарь, врач), и тем не менее я обращаюсь ко всем читателям этой книги как к коллегам. И мы действительно коллеги, потому что выполняем тяжелейшую и ответственнейшую работу по воспитанию своих детей, и профессия у нас у всех одна – родители. Так давайте, коллеги, поговорим о проблемах воспитания наших дочерей. Возможно, кто-то свою малышку еще только учит ходить, а кто-то – готовит подарок к свадьбе… Но они, наши дочери, в любом возрасте нуждаются в нашей помощи и поддержке или просто в добром слове, а мы, как это ни печально, далеко не всегда понимаем их и зачастую предлагаем им совсем не то, чего они от нас ждут. К сожалению, секретам удивительной профессии – профессии родителей – нигде не учат: только из рук в руки, от отца – к сыну, от матери – к дочери или… из книг. Если вы взяли в руки эту книгу, значит, вы уже задумались о том, что, воспитывая дочь или сына, обязательно нужно учитывать их природное предназначение.

Я много лет преподаю в школе. Так много, что успела поработать и в математических, и в филологических, и в спортивных классах, и с детьми классов коррекции. В этой работе мне всегда помогал своими советами мой муж – практикующий психолог. Наблюдая за ростом и развитием и своих собственных детей, и ребят-школьников, мы не могли не обратить внимание на то, что девочки и мальчики отличаются по своему мироощущению чуть ли не с пеленок. Когда наши близнецы – дочь и сын – были маленькими, мы купленные им игрушки складывали в один ящик. Они играли ими по своему усмотрению. Сын, какая бы вещь ему в руки ни попала – кукла, кроватка или самосвал, – разбирал их до мельчайших деталей, чтобы посмотреть, как они устроены. Дочь укладывала спать даже самосвал. Теперь уже наши внук и внучка делают то же самое. Очевидно, что это неоспоримое свидетельство заложенного в нас природой естества – мужского или женского. Мы же очень часто судим о поступках своих детей, и дочерей в частности, ориентируясь на некие общие, усредненные понятия, – отсюда и наши ошибки и просчеты в их воспитании.

В этой книге собраны наши многолетние наблюдения как за собственными детьми, так и за школьниками, которые у меня учились; в ней анализируются наиболее типичные примеры поведения девочек в разные периоды их жизни и возможные варианты решения их проблем – от колыбели до построения карьеры. Я сочла также необходимым в первой главе рассказать о базовых принципах воспитания успешных, уверенных в себе детей. Если сегодня вашей дочери всего лишь 3 годика, это не значит, что о проблемах взрослой дочери пока можно не беспокоиться. Скорее наоборот: ведь если родители заранее учтут неизбежность возникновения определенных трудностей на различных ступенях развития и сумеют подготовиться к этому, то проблем будет гораздо меньше как в жизни малышки, так и в жизни взрослой женщины. А начнем мы наш разговор с рассмотрения предназначения женщины и особенностей ее психики.

Глава 1. Особенности женской психологии и воспитание девочки

Особенности поведения

Поведение девочки, девушки и женщины зависит от влияния четырех сильнейших факторов: биологического, психологического, культурного и, так сказать, женского Я. В основе формирования и проявления характерных признаков пола лежат биологические особенности, например темперамент, тип нервной деятельности и др. У большинства мужчин преобладают холерические черты темперамента, а у женщин – сангвинические.

Справка

Тип высшей нервной деятельности определяется свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга, их силой, уравновешенностью и подвижностью. И. П. Павлов различал четыре основных типа – один слабый и три сильных: сильный уравновешенный подвижный, сильный уравновешенный инертный и сильный неуравновешенный подвижный. Данные типы центральной нервной системы соответствуют в общих чертах типам темпераментов, описанных еще Гиппократом: меланхолическому, сангвиническому, флегматическому и холерическому. Для удобства изложения очень часто используют терминологию, предложенную Гиппократом. Дети с холерическим и меланхолическим темпераментом требуют к себе особо внимательного отношения, так как более других подвержены нервным срывам и развитию нервных заболеваний. Холерики – очень подвижные, меланхолики – очень медлительные, флегматики – спокойные и уравновешенные, сангвиники – уравновешенные и подвижные. Сангвинический темперамент И. П. Павлов считал наиболее совершенным. (Подробнее особенности темпераментов мы рассмотрим в главе 3.)

Мы с вами знаем, что правое полушарие мозга «специализируется» на образно-двигательной деятельности, а левое – на абстрактно-мыслительной. Известно, что женщины – существа правополушарные. Проведенные психологами исследования умственных способностей мальчиков и девочек показали, что у мальчиков более развиты математические способности, а у девочек – эстетические и способности к языкам. Девочки раньше мальчиков различают цвета и оттенки, прочнее усваивают практические навыки и учатся более ровно. Мальчики и мужчины быстрее развивают свою моторику в одной области – в силе и точности действий; девочки и женщины – в тонкости и соразмерности движений и координации действий. У девочек самооценки субъективны, в них делается упор на испытываемые чувства, переживания, мечты и конфликты, а у мальчиков самохарактеристики касаются деятельности, реальных событий и явлений. Важно отметить, что достижение независимости не является основной задачей психологического развития женщины. Ее личность формируется и осознает себя в отношениях и связях, а развитие идет по пути все большего усложнения взаимоотношений.

На биологический фактор мы повлиять не можем никак, его нужно просто учитывать в процессе воспитания, на женскую сущность – с трудом. А вот два других фактора (культурный и психологический) во многом зависят от установок и настроений общества, в котором мы живем, и от того, насколько они довлеют над нами, родителями. Будущее нашей дочери зависит от нашей с вами родительской компетенции. Что я подразумеваю под этим утверждением? То, как мы способны анализировать состояние общества и понимать (выбирать) умения и навыки, которые позволят нам жить в этом обществе и подготовить для жизни в нем наших детей. Если мы научим наших дочерей этим умениям и навыкам, дадим развиться их компетенциям, то им удастся не только выжить в этом обществе, но и расцвести. Именно в руках родителей возможность влиять на развитие дочерей вопреки общественным стереотипам. Постараюсь пояснить это на примерах («анализ состояния общества», вероятно, предполагает не только «понимание и выбор» «необходимых умений и навыков», но и формирование мировоззрения, выбор жизненной позиции и т. д.).

Психология женского Я

Мозг женщины «устроен» так, чтобы следить не за объектами и решением каких-либо задач (как это делают мужчины), а за благополучием людей, составляющих ее круг общения (это семья, друзья, сотрудники). Обратите, например, внимание на то, как ведет себя хорошая домохозяйка или хозяйка фирмы: первая старается покупать качественные продукты и следит за тем, чтобы максимально полно удовлетворить потребности каждого члена семьи в зависимости от состояния его здоровья, возраста, интенсивности нагрузок и т. д.; вторая стремится обеспечить своим сотрудникам уверенность в завтрашнем дне: чтобы они могли подумать о школах для своих детей, о покупке квартиры, о лечении родителей и собственном отпуске. Они заботятся о тех, кто рядом с ними.

Девочки помнят не только имена своих друзей, но, если это уже подростковый возраст, – и дни рождения. В основном они играют в игры, где практически нет соревновательности: классики, веревочка и т. д. Если они начинают спорить, то игра останавливается, и довольно часто они меняют ее на какую-нибудь другую, чтобы избежать конфликтов. Для мальчиков же спор – одна из составляющих процесса игры. Девочки меньше, чем мальчики, склонны к открытому противостоянию: они стараются сделать так, чтобы всех устраивали правила игры. Это женщинам дано от природы – стремиться к сохранению целостности группы, как и следить за ее динамикой и взаимодействием в ней и вокруг нее. Некоторые матери, например, всегда знают, где находятся их дети, как будто у них есть некий биологический радар. Это врожденная способность к относительному мышлению – умению видеть целое, выполняя одновременно множество дел. А вот мужчины от природы предрасположены фокусировать свое внимание на какой-либо одной задаче.

С течением времени меняется не только окружающая нас реальность, но и мы сами. Современной женщине не подобает сегодня быть скромной и мягкой, женственной и доброй. Сегодня женщина должна обладать деловыми качествами не только по работе, но и по жизни. Ведь она вступила в конкуренцию с мужчинами, а как известно, с волками жить – по-волчьи выть. Сегодня закон о выживании сильнейшего вида актуален не только для мира животных, но и среди людей причем как среди мужчин, так и среди женщин.

Женщины стремятся сделать себе карьеру, быть как можно меньше зависимыми от мужчин, и того же ожидают и от своих детей. Отсюда вопрос – как оставить в дочке ту женственность, которую хотелось бы все-таки видеть в особе женского пола, но и развить в ней чувство самостоятельности, чтобы она смогла постоять за себя по жизни?

Для начала нужно определиться с вашими личными приоритетами, то есть какой вы бы сами хотели бы видеть вашу дочь, ведь как вы ее воспитаете, так она в будущем и будет относиться к вам. Многие считают, что женственность – это проявление слабости, развитие в женщине чувства раба (безвольная домоседка или дополнение к мужу). Однако это не так, быть женственной – значит уметь прилежно вести хозяйство, уметь быть ласковой, мягкой и заботливой женой.

Это самые основные качества, которые вы должны заложить в девочке с самого детства, чтобы привить к ним любовь. Но вместе с тем нужно параллельно развить в ней чувство собственного достоинства, чтобы в нужный момент она всегда смогла постоять за себя. Если вы сможете научить ее разбираться в людях – это будет для нее незаменимым помощником в будущем.

Как привить ребенку все эти необходимые качества и вырастить дочь правильно? Только путем собственного примера. Ребенок подражает взрослым с самых ранних лет, что и позволяет ему учиться ходить, говорить и поступать так или иначе. Вот и преподайте дочке урок путем собственного примера, как нужно вести себя с мужчинам (с папой), с гостями и вообще по хозяйству. Не стоит позволять себе лишний раз лениться, ведь и это ребенок тут же схватит. Помогайте окружающим, будьте дружелюбны, не оставайтесь равнодушными и безвольными.

Кроме близких людей на ребенка огромное влияние оказывают книги. Вспомните себя, как вам всегда хотелось быть героиней одной из них, чтобы с вами приключались такие же события. То же происходит и с поведением. Так что не откладывайте в долгий ящик ее знакомство с книгами. В раннем возрасте это не так сложно, а вот с наступлением подросткового периода делать это будет все сложнее. Имейте ввиду, что в современной литературе на первый план выносится не любовь и высокие чувства, а желание и похоть, низменные страсти м плотские удовольствия. Если позволить идти всему своим чередом, то ваша дочь будет брать пример именно с таких произведений, так что советуем тщательно следить за развитием девочки и помогать ей с выбором литературы.

Можете привить ей те или иные качества путем рассказов о собственных друзьях и знакомых. В таких ситуациях вам нужно отмечать те черты, которые вы цените и которых не хотели бы замечать у людей своего круга. Это тоже пойдет вашему чаду на пользу.

Иногда вы сможете заметить в вашей дочери отклонения в манере поведения. Так бывает, это неизбежно для людей, которые вращаются в социуме. Чаще всего это поведение она может подсмотреть у родителей подруги в другом доме. Так что если для вас это поведение неприемлемо, не стоит ей категорически запрещать общаться с этой подругой (ведь как известно, запретный плод сладок, ее будет тянуть к такому еще больше), а просто дайте ей понять, что такое поведение в вашем доме неприемлемо, и вести себя так не следует. Вот почему еще вам следует все время интересоваться окружением вашей дочери, что происходит в ее жизни.

Уже в самом раннем детстве (в четыре-пять лет) вы спокойно можете начинать прививать дочери любовь к уборке, хозяйственность. Можно для начала доверять ей такие несложные дела как протирать пыль или развешивать белье на сушилку, однако все домашние обязанности делайте вместе, чтобы она полюбила заниматься этим с раннего детства. Акцентируйте ее внимание на том, что в чистом доме не только жить веселее, но и дышится легко.

Если ваша дочь не особо часто общается с другими детьми, а вы хотите развить в ней доброту, то нужно моделировать ситуации искусственно. Хорошо, если есть в семье дети младше ее. Если нет, то можно применять свои навыки на куклах, в крайнем случае на себе, на взрослых – просите ее выполнят несложные задания, при этом ни в коем случае не забывайте хвалить, чтобы у нее не пропадал стимул.

Чтобы воспитать в девочке женственность, можно чаще брать ее с собой за покупками. При этом объясняйте, почему вы выбрали ту или иную вещь, объясняйте как сочетаются между собой цвета, прививайте ей вкус к женственной одежде.

Кроме вас, достойным примером для воспитания должен быть еще и папа девочки. Пусть он дает ей понять, что она настоящая леди, покупая ей как и вам цветы, галантно открывая перед ней двери, помогая одевать пальто, ведь именно по примеру своего отца она в будущем выберет своего спутника жизни.

Типичные ошибки в воспитании девочек:

Когда родители очень хотят мальчика, они начинают воспитывать в таком же духе и родившуюся девочку.. этим вы портите жизнь ребенку, ведь в будущем у нее будут проблемы с личными взаимоотношениями.

Когда девочке постоянно запрещают общаться с мальчиками, ее жизнь проходит, а у девочки возникает все больше комплексов, а все из-за того, что вы хотите, чтобы она сначала получила высшее образование, потом что-то еще и еще.

Часто родители прививают отвращение к домашним обязанностям, потому что заставляют детей этим заниматься. Не заставляйте, просите ее помогать вам.

Не стоит потакать всем требованиям девочки, иначе вы рискуете получить эгоистку, которая будет всего требовать и от окружающих, а не только от вас.

Помните, что не стоит идти против воли ребенка, если ей не прививаются определенные качества, которые вы хотели бы у нее видеть. Нет ничего страшного, если в ней заложены такие качества, как упорство, лидерство, ведь именно природа их в нее заложила, так возможно у природы на нее особые планы?

Поделиться: