Педразвитие. Из опыта работы «Исправляем речевые нарушения посредством театрализованной деятельности

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы , раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей. (, и др.)

Театр - это игра, чудо, волшебство, сказка!

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на красавицу Забаву, озорного Буратино, добрую Дюймовочку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:

    сформировать правильную модель поведения в современном мире; повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям; познакомить его с , музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес; совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» ().

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее , он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. отмечает, что, театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (), поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Речевая культура

через театрализованные игры

I. Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых . Как же разбудить их души? В этом, я думаю, должна помочь игра. Игра связывает друг друга между собой, детей с взрослыми в единое целое. Размышляя над этим, я пришла к выводу, что помочь могут театрализованные игры. Вся жизнь детей насыщена игрой. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умение держать себя в обществе. А наше общество сейчас особенно нуждается в активных и творческих людях. И это как никогда сейчас актуально. Я решила поработать над темой “художественно-речевая деятельность через театрализованные игры”. Нельзя переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Процесс развития речи предполагает освоение как содержательной, так и образной, эмоциональной стороны языка. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – непременное условие всестороннего развития ребёнка. В этом большую помощь и оказывают театрализованные игры. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а вопросы к ним заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль заставляет малыша изъясняться четко, ясно, понятно. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Театрализованные игры заставляют ребенка сочувствовать персонажам, сопереживать им, ставить себя на место персонажей и находить способы помощи. Театрализованная деятельность также формирует нравственные качества, так как любое произведение или сказка имеет нравственную направленность. Ребенок выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованные игры так же помогают преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, робость, стеснительность. То есть игры развивают ребенка всесторонне.

II. Начала я работу со средней группы. Проанализировав игры, диагностику по формированию художественно-речевой деятельности детей в этой группе, начала работу с составления плана работы. Для себя наметила два направления для деятельности: эстетическое через театрализованные игры и художественно-речевая деятельность через театрализованные игры. Поставила перед собой такие задачи:

    Вызвать интерес к театрализованной деятельности и желания выступать вместе с коллективом сверстников. Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения). Помогать в создании выразительных средств. Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности. Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру). Развивать разговорную, диалогическую речь в соответствии с сюжетом инсценировки. Воспитывать гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехом товарищей и огорчаться их неудачам. Вызывать желание участвовать в праздниках и развлечениях. Чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке.

III. Я изучила много литературы, использовала разнообразные приемы, применила много интересных форм проведения театрализованных игр и определила для себя систему дальнейшей работы над темой «Формирование речевой культуры ребёнка по средством театрализованной деятельности» в соответствии с поставленными задачами:

1) Согласно возрастным особенностям детей составила ежегодное перспективное планирование, которое включало в себя разучивание стихов, работу над этюдами, игры-драматизации, инсценировки, изготовление кукол-самоделок вместе с родителями, ознакомление с различными видами кукольного театра, основанные на импровизации.

2) Создание систематически-меняющейся предметно-развивающей среды в театрализованном уголке.

3) Систематическое включение театрализованных игр во все виды деятельности педагогического процесса.

4) Привлечение родителей к участию в наших праздниках, досугах.

5) Совместное изготовление родителями и детьми атрибутов, различных видов театров.

6) Проведение выставок и конкурсов среди родителей поделок из нетрадиционных материалов: коробок, веревок, ниток, пробок, пластиковых бутылок, рукавичек, носков.

7) Использование музыки, танцев, песен в театрализованных играх

8) Ежегодное обследование знаний, умений, навыков театрально-игровой деятельности.

9) В начале и конце года проведение педагогической оценки по всем видам деятельности, которое отражалось в таблице показателей уровня и качества знаний по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, познавательному развитию.

IV. Мне необходимо было создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви. На родительском собрании я рассказала родителям о нашей театрализованной деятельности, дети показали инсценировку сказки “Теремок”. Объяснила, для чего это нужно, просили родителей помочь. И они включились в работу, помогли в изготовлении реквизита, атрибутов и костюмов. Родители тоже стали поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности. На каждом празднике родители принимали активное участие в роли артистов. Сказку “Теремок” мы показали всем детям нашего детского сада. Начало было положено. Затем я с детьми стала проводит различные упражнения на внимание, на развитие воображения: представь себя холодильником, чайником и так далее. Интерес у детей появился. Заметила, что они стали активнее в общении, разговорчивее. Для большего интереса стала использовать персонажи кукольного театра, беседы по произведениям, упражнения по формированию выразительности исполнения – мимики, жестам, позе, интонации, настольный театр, театр игрушек. Использовала некоторые приемы театрализации на занятиях, неизменно вызывающий интерес.

Я применяла в этой группе много фольклорного материала, который помог наладить эмоциональный контакт с детками, этот материал помогал в режимных моментах: умывании, одевании, приеме пищи. Много подбирала иллюстративного материала. Речь детей была ещё слабо развитой, словарный запас небольшой, поэтому все тексты я знала наизусть и произносила с определенной интонацией. Подготовила настольные театры по сказкам “Репка”, “Колобок”, “Курочка Ряба”, “Теремок”. Часто показывала и изображала звукоподражанием сказочных животных. Много игр было проведено с выполнением движений, например: “Коза рогатая”, “Ладушки”, “Киска”, “Водичка-водичка”. В группе подготовила уголок ряженья, в котором были юбочки, косынки, фартуки. Сама постоянно рядилась в различные костюмы и проводила занятия в них, что неизменно вызывало у детей восторг. Дети с удовольствием приходили в детский сад, они радовались любому занятию с театрализацией и не скучали.

Каждый понедельник у нас “День радостных встреч”, на котором всегда в гостях различные виды театров: театр петрушки, настольный, плоскостной, театр игрушек, пальчиковый, фланелеграф, теневой, театр картинок, настольные игры, кукольный, кукла би-ба-бо. Всё это вызывает неизменный интерес и дети стали отражать свои впечатления в самостоятельном художественном творчестве: рисовали, лепили. У детей появилось желание самим активно действовать. В группе создан театрализованный уголок, где регулярно меняется оформление. Для родителей оформила стенд с фотографиями, где изображены дети в тои или иной роли. Родители наших детей активно мне помогают: они принимали участие в заседании кружка “Театральная гостиная”, где мы занимались изготовлением атрибутов к играм. Дети при этом присутствовали и предлагали посильную помощь мамам. Родители также изготовили ширму для настольного театра, некоторые предметы для оформление наших драматизаций, мамы приняли участие в выставке игрушек, сделанных своими руками из бросового материала. Большую помощь в организации театрализованных игр мне оказывает второй педагог с группы. Без не было бы той интересной работы, которая ведется с детьми.

V. Развитие театрализованной деятельности – это долгая работа, которая требует мое участие, участие детей, родителей и второго педагога. Оно требует использования разнообразных приемов, различных интересных форм проведения развлечений, праздников, досуга, где все являются равноправными участниками, создания определенных условий, использования различных видов театров, загадок, стихов, телепередач, видеофильмов, картин, аудиокассет. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно – ролевые.

Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей.

Джамиева Марта Магидиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №8 "Рябинка"
Населённый пункт: Тюменская область, город Лангепас
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности"
Дата публикации: 31.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Опыт работы. «Развитие творческих способностей посредством

театрализованной деятельности».

Театр был и остается действенным помощником в нравственном и эстетическом

воспитании детей. Хороший мудрый спектакль дает очень много и уму, и душе маленького

зрителя, так как побуждает думать и сопереживать. Театр - это игра, а игра - стихия

ребенка».

Театрализованная деятельность – важная составляющая повседневных дел нашей группы.

Работу по театрализованной деятельности мы осуществляю в три этапа.

На первом этапе организовываю совместную игровую деятельность, в которой дети

знакомятся с театрализованной деятельностью (знакомство с видами театра, разучивание

потешек, стихотворений, чтение сказок, игры и упражнения, развивающие эмоции и

творческие способности, игры - драматизаций).

На втором этапе учу детей организовывать деятельность, оказывая небольшую помощь

при необходимости. Дети сами принимают участие в выборе сказки, выборе атрибутов и

учатся примерять на себя роль. Все это способствует формированию эмоционально

положительного отношения.

Третий этап – это самостоятельность и показ освоения специальных умений. Здесь

проходит самостоятельный показ сказки детьми, которые пробуют себя не только в роли

актеров, но и режиссеров.

Театрализованная деятельность занимает особое место и в эмоциональном развитии

ребенка. В театрализованной деятельности средства выразительности (жесты, мимика,

движения и др.) не могут быть случайными, а должны соответствовать тому или иному

сценическому образу. "Искусство актера заключается в речи и в движении тела»

говорил». И. Гёте.

Поэтому считаю, очень важным на всех этапах театрализованных занятий подбирать

театрализованные игры и упражнения, которые сочетаются в движений, речи, мимики,

пантомимы в различных вариациях.

Ежедневно включаю театрализованные игры и упражнения во все формы организации

педагогического процесса: речевая и артикуляционная гимнастика, проговаривание

чистоговорок, скороговорок, потешек. Подбираю игры и упражнения для развития

речевого дыхания, артикуляции звуков, интонационной выразительности,

выразительности движений, развития памяти и воображения.

В начале организации театрализованных занятий совместно с детьми произношу

небольшие тексты, пальчиковые игры, которые стараюсь произносить максимально

а движения выполняю синхронно с текстом или в паузах.

Для некоторых игр надеваю на пальчики бумажные колпачки или рисую на подушечках

пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок

придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные, на мой взгляд, движения; его

стараюсь хвалить и, если можно, дать ему возможность показать свои творческие

достижения, например, папе или бабушке.

Так как я работаю в группе компенсирующей направленности, хочу обратить особое

внимание на артикуляционную гимнастику. Она является основой формирования речевых

звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и

патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов

артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба,

необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или

иной группы.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и

определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для

правильного произношения звуков.

Провожу артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей

навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3 - 4 раза в день по 3 - 5

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдаю

определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, я игровой форме. Каждое упражнение

выполняется по 5 -7 раз.

Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание

артикуляционной позы в одном положении).

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и

третье даю для повторения и закрепления.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, поскольку в таком положении у

ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном

положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы

самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому

ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны

находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться

небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен

находиться напротив ребенка лицом к нему.

Игры и упражнения направленные на развитие эмоций и творческих способностей.

Артикуляционная гимнастика.

Занимательная деятельность всегда начинается с артикуляционной гимнастики со слов

«Чоки - чоки – чоки - чок! Поработай, язычок!"

«Давайте все вместе сочиним сказку».

Жил – был язычок. Где он жил? Он жил в своем домике, который назывался рот. А была

ли в домике дверь? Была, да не одна, а целых две красная, а другая - белая (губы и зубы).

Покажите как открывается первая дверь. [Дети улыбаются и показывают сомкнутые

зубы). Откройте вторую дверь - зубы, посмотрите, что делает в доме язычок. Он

отдыхает. Давайте выпустим его погулять. Но сначала скажем волшебные слова: «Чоки -

чоки – чоки - чок! Поработай, язычок!" «Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не

«Хоботок». («Трубочка») Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Игра «Эхо».

Дети становятся лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит

«а», другая тихо отзывается «а». Можно играть используя гласные звуки, а также

сочетания «ау», «уа», «иа», «ио». Педагог достает игрушку Эхо.

Эхо: Это кто меня зовет?

Пусть шагнет скорей вперед,

А теперь шаг назад

Я друзьям очень рад. (Игрушка Эхо к каждому подходит и жмет руку.)

Игра «Вьюга»

Педагог показывает картину, на которой нарисована вьюга. По сигналу воспитателя

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят: «у-у-у». По сигналу «Сильная вьюга» громко

говорят: «у-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» говорят тише. По сигналу «Вьюга

кончилась» замолкают»

Проговаривание скороговорок на развитие силы голоса.

Научить наш язычок правильно, чисто и ясно произносить все звуки речи нам помогут

скороговорки. Будем говорить с различной интонацией: радостно, грустно, удивленно,

сердито: «У Ирины и Арины растут георгины».

Упражнения направленные на развитие средств выразительности (жестов,

мимики, движений).

Этюд «Старый гриб»

Старый гриб скоро упадет. Его слабая ножка не выдерживает тяжести огромной

раскисшей шляпки. Выразительные движения. Стоять, ноги расставлены, колени слегка

согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.

Мимика. На лице полное безразличие, апатия, мышцы лица расслаблены. (Слово «апатия»

детям можно и не говорить просто покажите им это состояние).

Этюд «Прекрасный цветочек»

Теплый солнечный лучи купал на землю и согрел маленькое семечко. Из семечка робко

проклюнулся росток. Из ростка начал расти прекрасный цветок. В от он вырос, нежится на

солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку в

след за солнцем»

Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается

голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел. Голова при

этом слегка откидывается назад, медленный поворот вслед за солнцем.

Мимика. Глаза полузакрыты, улыбнуться.

Игры – диалоги.

В играх – диалогах дети сначала повторяют слова за педагогом. В дальнейшем они могут и

самостоятельно их обыгрывать. Чтобы сделать их декламацию более живой и

интересной, хорошо дать им предметы, соответствующие содержанию диалога, и вести их

как часть свободной творческой игры.

1. Говорит гусь Коле:

Пошел бы ты умылся, что ли.

Говорит Коле утка:

Смотреть на тебя жутко.

Говорит Коле кошка:

Дай оближу тебя немножко.

А свинья от смеха давится:

Мне мальчишка этот нравится

Дети, которые изображают животных, имитируют характерные звуки и движения этих

животных.

2. - Кто кого обидел первый?

Он меня.

Нет, он меня.

Кто кого ударил первый?

Он меня.

Нет, он меня!

Вы же раньше так дружили…

Я дружил

И я дружил!

Что же вы не поделили?

Я забыл.

И я забыл!

В процессе работы выполнения детьми упражнений наблюдалась напряженность

движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезло,

движения стали непринужденными и вместе с тем координированными. После овладения

данными умениями и навыками в театрализованной постановке юный актер примеряет на

себя роль, в которой он развивается интеллектуально, творчески, духовно и физически.

Заучивание текста роли тренирует память. Сценическое движение учит управлять своим

телом. И конечно же взаимодействие с партнерами - это особый ценный опыт общения,

формирующий умение контролировать и работать с людьми. Необходимость действовать

на сцене приучает владеть своими эмоциями, творчески раскрепощает.

Так как среда является одним из основных средств развития личности ребенка и

источником его индивидуальных знаний и социального опыта, особое внимание уделяю

созданию развивающей предметно – пространственной среды, соответствующей

требованиям ФГОС ДО. Созданная в группе богатая театрализованная предметно –

пространственная среда: настольный, теневой, пальчиковый, би-ба-бо, магнитный театры,

театр на фланелеграфе, набор кукол для разыгрывания сценок; ширма для кукольного

театра; элементы костюмов, шапочки, маски, которые обеспечивают совместную

театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества

каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Используемая литература.

Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные

занятия для детей 5 – 9 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера.

Дерягина Л.Б. Театрализованная деятельность в ДОУ. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015.

Авторы: Воронина Ольга Илларионовна, Демихова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель, старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 9
Населённый пункт: Кемеровская область, город Осинники
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности»
Дата публикации: 17.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Кемеровская область, г. Осинники

МБДОУ Детский сад № 9

Демихова Ольга Викторовна,

старший воспитатель

Воронина Ольга Илларионовна,

воспитатель

Консультация для педагогов

Развитие творческих способностей детей посредством

театрализованной деятельности»

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского

театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у

каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко,

талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных

артистов».

К.С.Станиславский

Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка

счастливым,

возвысить

приобщить

творчеству,

удовлетворить

внутренние

потребность

справедливости. Самый

короткий

эмоционального

раскрепощения

зажатости,

обучения

чувствованию

воображению

театральная

деятельность.

фантазирование,

сочинительство.

эмоциями.

являются

источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка,

приобщают

духовным

ценностям.

сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

друзьями,

заговорили?;

рассказать

настоящими

партнерами

Оказывается,

возможно!

бессознательно

накапливает

жизненных

ситуаций»,

взро слого,

во спитательные

возм ожно сти

театрализованной деятельности широки, знакомится с окружающим миром

через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют его думать,

анализировать, делать выводы и обобщения.

Игра-драматизация

деятельности

дошкольном

театральное

искусство

Литературное

произведение

нравственную

направленность

(дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт

мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру

процессе

выразительностью

персонажей

незаметно

активизируется

совершенствуется

звуковая

структура

речи, её интонационный строй. Театрализованная деятельность направлена

на развитие у детей ощущений, чувств, эмоций, мышления, воображения,

фантазии, внимания, памяти, а также многих умений и навыков. Мир детства,

внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей

жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра.

необыкновенная

сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди

могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое

колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и

животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок

проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем

постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни.

Театрализованная

деятельность

помогает

попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный

восприятия

окружающей

действительности. Театрализованные игры

являются

благоприятной

творческого

развития

способностей

детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

деятельность

развивает

личность

прививает

устойчивый

интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в

определенные

переживания,

побуждает

созданию

побуждает к мышлению.

Для качественного усвоения материала детьми уместны следующие

методы и приемы обучения : рассказывание сказок, просмотр мультфильмов

диафильмов,

пересказ

рассказов,

слушание

художественной литературы, просмотр кукольных спектаклей и беседы по

ним, знакомство со средствами драматизации (мимикой, жестом, движением,

костюмом,

декорациями

разыгрывание

разнообразных

инсценировки, упражнение по формированию выразительности исполнений,

пальчиковый

игротренинг

развития

моторики

упражнения

социально- эмоциональному развитию детей, игры- превращения, образные

упражнения, упражнения по дикции, игры- драматизации, ролевые диалоги

по иллюстрациям, музыкальные игры, эмоционально- экспрессивные игры,

народно- хороводные игры.

Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским

мастерством детей. Используются упражнения по психогимнастике: полил

дождик, дует ветер, солнышко, туча; ведется

работа над тем, чтобы дети

передавали

настроение,

над выражением

постигая

чувствуют

уверенность

возможностях. Исполняя роль, ребенок может не только представлять,

реально эмоционально переживать поступки изображаемого им

персонажа.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет

освоения

игры-драматизации. Игра-драматизация

деятельности

ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому театральное искусство близко и

понятно детям.

Любимый литературный жанр детей в любом возрасте

– сказка. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и

сердцем, выражает с помощью воображения свое собственное отношение к

добру и злу. Драматизация сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Заюшкина

избушка»,

«Колобок»,

Теремок»,

заучивание

выразительное

рассказывание

произведений К. И. Чуковского. С целью формирования

актёрского мастерства, можно показывать разные сказки на фланелеграфе,

настольный и пальчиковый театр.

Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые

осваивает дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного

возраста.

Расширение

игрового

происходит

освоения

театрализованной

возрасте

осваивает

настольного

деревянный

конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур.

Доступен детям и театр верховых кукол, театр ложек и пр. Постепенно

усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

Более старшие дети

могут сочинять

маленькие

истории, придумывать

исполнять

мини-монологи

диалоги м е ж д у

персонажами, разыгрывать действия с применением

разнообразных движений, умеют согласовывать свои

действия с действиями партнеров, н е заслоняя их.

способствуют

специальные

упражнения,

направленные на выработку выразительности жестов.

развитии

играет предметно-

развивающая среда. Она должна предоставлять ребенку

право выбора деятельности, возможность максимально

активно проявлять себя. Доказано, что предметный мир,

воспитатель

побуждает

дошкольника

активным

самостоятельным

действиям. Так как яркие впечатления дает не только спектакль, но и сама

атмосфера

декорации,

куклы и т.д, уместно оформление театрального уголка, где дети в свободное

время самостоятельно могут играть в «артистов». В уголке поместить весь

необходимый материал для театральной деятельности: разные виды театров,

шапочки героев, атрибуты, элементы костюмов, настольные игры, этюды,

декорации к сказкам.

Сказка в музыке – это интереснейший вид представления, ведь музыка

«наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».

является

богатейших

развитии

творческих

способностей,

обладает

эмоционального

воздействия.

использовать

произведения

Прокофьева,

Филлипенко и др. композиторов. После прослушивания произведений детям

предлагается пофантазировать, показать свое отношение к герою мимикой,

пластикой

движениями.

Продуманный

музыкальных

произведений

необходимое настроение,

усиливает

впечатления,

вызывает

эмоциональный

танцевальном

творчестве

уделить внимание воспитанию интереса и желания двигаться в различных

зверюшек,

снежинок,

петрушек,

использовать

различные атрибуты: цветы, листики, ленты, платочки, кубики, шарики.

Работа с родителями

Успешное

развитию

творческих

способностей

дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при

сотрудничестве

субъектов

педагогического

процесса.

является

организация

сотрудничества

соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример

важнейшее

обеспечение

успешности

организуемой

Объединение

педагогов,

родителей

совместной

приобщению

творчества

позволяет

совершенствовать

педагогическую

подготовленность

родителей

вопросах

воспитания

собственных

детей. Важно

помочь

родителям

активными

участниками сотворчества, которое сближает детей, родителей, педагогов,

приносит удовлетворение от результатов совместной деятельности. Семья это

среда,

развивается

адекватное

восприятие,

понимание

взрослым

действий ребенка, приобретается опыт совместных переживаний, изменяется

характер поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми.

Вниманию родителей могут быть

представлены различные альбомы,

консультации: «Воспитание сказкой – радость встречи с книгой», «Играем в

сказку», «Современная детская книга в зеркале психологии», «Как интересно

провести досуг в кругу семьи», «Вечерние игры с детьми», «Домашний

Можно привлечь родителей принять участие в пополнении сундучка с

костюмами,

подготовить

материалы

костюмов,

подобрать необходимую литературу, аудио и видео материалы.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста является

одним из перспективных направлений, так как творчество является важной

составляющей развития личности ребенка. В соприкосновении с театром

вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое

человеком,

внутреннюю

потребность

возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.

Уразова О.В. – старший воспитатель

СП – «Детский сад «Одуванчик»

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Глушица.

«Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности»

« Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!»

В.Сухомлинский

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Ведущая педагогическая идея работы: развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем - в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь. С.Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка.

Цель:

Создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

Актуальность:

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Формируется готовность к совместной деятельности со сверстниками, позитивные установки к различным видам творчества, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Помимо этого театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность.

В процессе театрализованной деятельности я решаю следующие задачи:

Развитие речи и навыков театрально – исполнительской деятельности.

Создание атмосферы творчества.

Социально – эмоциональное и нравственное развитие детей.

Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;

Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей .

Для решения всех этих задач необходима предметно – пространственная среда , обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого у нас в группах имеются театральные уголки, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка, а также созданы:

картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры».

картотека мнемотаблиц

игровые упражнения; («Язык жестов», «Пойми меня», «Угадай героя», «Измени голос») физкультминутки; игры упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции; (Мыльные пузыри, «Веселый пятачок», «Фраза по кругу») упражнения у зеркала. И результат этой работы мы видим в театрализованных постановках, которые наши юные артисты показывают своим сверстникам и малышам.

Для обогащения предметно – развивающей среды в группе был разработан и реализован проект с участием родителей «Сказка своими руками», изготовлены персонажи сказок и атрибуты к ним из разных материалов.

Результатом проекта стало инсценирование детьми сказки «Мешок Яблок» по одноименному произведению В.Сутеева.

Проигрывания отрывка из сказок

Прослушивания сказок, потешек, стихотворений.

Режиссерская игра со строительным и дидактическим материалом.

Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

Пантомимические этюды и упражнения.

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковые игры со словами

Разучивание чистоговорок.

В своей работе я используем все вышеперечисленные формы организации театрализованной деятельности.

Систематическое, целенаправленное использование различных форм театрализованной деятельности приводит к следующим результатам:

Дети приобретают уверенность в себе.

Дети умеют играть в коллективе и находить компромиссные решения.

Дети умеют строить диалог.

Дети умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Дети умеют произносить одну, и туже скороговорку, фразу в разном темпе, с разными интонациями.

Дети умеют использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движение)

Дети умеют самостоятельно выбрать стихотворение, сказку, песню для постановки.

Дети умеют распределять между собой обязанности.

Дети могут запомнить и описать любимого героя.

Дети сочиняют этюды по сказкам.

Результатом работы стали постановки спектаклей:

«Заюшкина избушка», «Муха –Цокотуха на новый лад», «Теремок», «Колобок на новый лад», а я предлагаю вашему вниманию видео ролик инсценированной сказки «Мешок Яблок» по одноименному произведению В.Сутеева.

Итак . Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Перспективу мы видим в продолжении дальнейшей работы по данной теме: изучение, обобщении и применении на практике новых методик, ознакомление с опытом работы других педагогов – практиков. Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли. Осуществлять выход детей со спектаклями в другие детские сады


Поделиться: