Перспективный план фольклорного кружка (ст., подг. группы) учебно-методический материал на тему

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №14 р.п. МАГНИТКА КУСИНСКИЙ РАЙОН»

456950 Челябинская область, Кусинский район р.п. Магнитка, ул. Гагарина д. 11

ПРОГРАММА

Фольклорного кружка «РОДНИЧОК»

Руководитель:

Малыгина Марина Геннадьевна

Возраст детей: 6-7 лет

2015 -16 уч.год

Научно - практический сборник инновационного опыта

« Здоровьесберегающие технологии в образовательно - воспитательном процессе.».

Москва- «Илекса» 2001г.

Кружок организую с детьми 5-7 лет.

Программа кружка предусматривает:

Развитие музыкально-ритмического слуха,

Творческих способностей.

Умения выражать свои эмоции, пластику движений, художественного вкуса.

Воспитывается интерес к народному творчеству, театрализованной деятельности. Любви к родному краю.

Программа включает беседы об обрядах, о народных праздниках. Концерты, отдельные выступления на праздниках.

Решаются задачи формирования первых представлений об искусстве, способности воспринимать его.

Воспитываются навыки культуры поведения.

Обращается внимание на то, что занятия в кружке - это не только забава, но и интересное, полезное дело. Что этот творческий труд приносит удовольствие и результат.

Пояснительная записка

Русский народный фольклор - это источник вечный и чистый. Его всегда отличали гуманность, характеризующаяся удивительной терпимостью, мудростью, снисходительностью, деликатностью по отношению к человеку.

Фольклор - источник нравственного, эстетического, трудового, художественного воспитания. Через исполнение и знакомство с народной музыкой прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского человека.

В наши дни очень важно приобщение ребят к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину.

Фольклор - кладезь народной мудрости, это обращение к нам из других эпох, это боль и тревога за наши души и совесть.

В наши дни остро встала проблема формирования русского менталитета. И одним из средств решение этой задачи может являться приобщение детей к истокам русского народного фольклора.

Необходимо, используя гуманистический потенциал отечественной культуры, способствовать социализации личности ребенка, раскрытию таланта, развитию музыкальных и творческих способностей.

Репертуар, предлагаемый детям в процессе кружковой работы, включает 5 основных разделов.

Отработанные фольклорные номера включаются в общешкольные праздники, развлечения.

Цель программы - приобщение детей к истокам русского народного творчества через знакомство и исполнение произведений русского народного творчества.

Основные разделы программы:

Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор» (прибаутки, попевки, заклички, дразнилки, скороговорки, считалки, частушки, пески, колыбельные песни). Задачи раздела:

  • развивать в детях музыкально-творческие навыки, необходимые для становления речи, памяти;
  • развивать чувство юмора, логическое мышление, стимулировать познавательную деятельность;
  • помочь правильно и чисто произносить труднопроизносимые слова и фразы, исполнять скороговорку, интонируя ее на простейшую мелодическую попевку;
  • совершенствовать вокальные навыки, четкость произношения слов, правильность дикции.

Раздел 2. «Народная песня»

(календарные, лирические, обрядовые)

Задачи раздела:

  • учить детей чувствовать красоту русской песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, выразительность языка;
  • совершенствовать навыки ансамблевого, хорового, сольного пения.

Раздел 3. «Игровой фольклор»

Задачи раздела:

  • развивать у детей культуру движений;
  • учить применять различные виды интонирования (от лирического мелодического пения до мелодизированного говора);
  • развивать творческую активность.

Раздел 4. «Хороводы»

Задачи раздела:

  • развивать воображение детей, сообразительность, смекалку.
  • совершенствовать ритмические, драматические способности детей.
  • учить детей выполнять хореографические движения под пение песни.

Задачи раздела:

  • развивать чувство ритма, музыкальную память;
  • учить детей ансамблевой игре.

Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор»

Тема 1. «Потешки, приговорки, заклички». Жанровое разнообразие (обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела). Их использование в повседневной жизни. Раскрытие возможностей детского голоса: силы голоса, его звонкости, эмоциональная темпераментность, естественное работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении (умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении).

Тема 2. «Колыбельные песни, пестушки. Предназначение произведений. Постижение народно-попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх) в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного, напевного пения.

Тема 3. «Считалки, дразнилки, прибаутки, частушки». Цель данного вида фольклора - использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания, голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты

традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.

Раздел 2. «Народная песня»

(Календарные, лирические, обрядовые)

Тема 1. «Календарные песни». Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.

Тема 2. «Свадебные песни». Особенности поэтического изложения и мелодики. Знакомство со звеньями свадебной игры (сватовство, смотрины, девичник, прощание с родным домом, венчание, (встреча молодых в доме жениха). Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Различение выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр. Выявление их роли в создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения различных жанров. Учить детей высказываться об эмоционально-образном содержании песни.

Тема 3. «Лирическая песня». Жанровое разнообразие (грустные и удалые; глубоко печальные и грозно-мужественные). Развивать умение у детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса. Тренировка дыхания. Учить петь выразительно, используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным четким произношением слов, учить контролировать слухом качество пения.

Раздел 3. «Игровой фольклор»

Тема 1. «Песенный припев». Его основная функция (задачи игры, связь частей, концовка). Отработка навыков пения. Передача образа, характера в пении.

Тема 2. «Движения, театрализованное действо». Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить дери к умению выразительно передавать игровой образ.

Раздел 4 «Хороводы»

Тема 1, 2. «Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода»,

Виды хороводов: хореографический (движение), песенный, драматический (разыгрывание сюжета). Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.

Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах»

Тема 1. «Знакомство с народными инструментами». Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способам звукоизвлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. Знакомство с элементами нотной грамоты. Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.

Тема 2, «Ансамблевая игра». Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на музыкальном инструменте, в соответствии с частями произведения, его вариациями.


Обучение родному языку, в том числе развитие образной речи, - одна из главных задач подготовки детей к школе. Ведь речь – средство уникальное, универсальное и незаменимое – развивается как основа многих видов человеческой деятельности.

Одна из актуальных проблем развития речи старших дошкольников – формирование образных средств языка, которые способствуют более точной и выразительной передаче смысла речевого высказывания.

Образная речь – иносказательная речь, связывающая с называемым предметом ряд побочных представлений, вызывающих то или иное эмоциональное переживание.

Развитие образной речи является важной составляющей частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства: сравнение, метафору, гиперболу, иронию.

Важнейшими источниками развития образной речи являются произведения художественной литературы, детского народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы, т.к. они раскрывают перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы

по использованию малых форм фольклора с детьми 5-6 лет

Месяц

Форма работы

Сентябрь

«Без пословицы не проживёшь». Знакомство с понятием «устное народное творчество». Малые формы фольклора.

«Без труда – не вытащишь и рыбки из пруда». Знакомство с пословицами о труде и лени

Беседа в игровой деятельности, в повседневных бытовых ситуациях. Коллективные занятия при условии свободного участия детей

Октябрь

Рисование по пословицам о труде и лени. «Нарисуй пословицу».

Дидактическая игра «Закончи пословицу», настольно-печатная игра «Сложи пословицу».

Ноябрь

«Наши любимые загадки». Знакомство детей с видами загадок: загадки-обманки, загадки-рифмовки, народные загадки.

Игры: «Отгадай загадку и найди отгадку», «Придумай загадку» (по схеме), «Отгадай и сравни загадки о транспорте

Коллективные занятия при условии свободного участия детей. Использование игр на занятиях по развитию речи и ФЭМП.

Декабрь

«В тереме расписном я живу,

К себе в избу всех гостей приглашу…». Развлечение с пословицами и загадками.

Пословицы о дружбе. Составь рассказ по пословице «Хорошо иметь друзей». Анализ сказки «Теремок».

Пословицы и загадки о времени, часах на занятиях по ФЭМП.

Январь

«Водичка-водичка, умой моё личико…». Знакомство детей с понятием «потешка».

Заучивание потешки «Тень-тень-потетень…».

Разыгрывание потешки «Тень-тень-потетень» с помощью кукольного театра.

Колыбельные песни. Их назначение. Прослушивание различных колыбельных песен.

В повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в режимных моментах, коллективные занятия при условии свободного участия детей.

Февраль

Д/и «Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах». «Отгадай загадку и вылепи».

Пословицы о правдивости и лжи. Анализ сказки Л.Н.Толстого «Мужик и водяной».

Народная подвижная игра «Кострома».

В двигательной активности детей, на прогулке, в режимных моментах, а также на занятиях по развитию речи, ознакомления с худ. литературой.

Март

Рисование по загадкам о лесных зверюшках.

Знакомство с понятием «скороговорка». «Ехал Грека через реку…».

Заучивание скороговорки «Ехал Грека через реку…».

Апрель

Чтение нанайской сказки «Айога». «Как аукнется, так и откликнется».

Дидактическая игра «Отгадай и сравни загадки о «двух братцах».

Сюжетно-ролевая игра «Уложи дочку спать». Использование колыбельных песен.

Пословицы и загадки с числами. Использование на занятиях по ФЭМП.

Коллективные занятия при условии свободного участия детей. В повседневных бытовых ситуациях, на занятиях по ФЭМП, ознакомлению с худ. литературой.

Май

Придумай сказки по пословице «Собирай по ягодке – соберёшь кузовок». Толкование пословицы.

Считалки. Рассказывание считалок. Для чего используют?

Дидактические игры: «Кто больше скажет пословиц», «Один скажет, другой продолжает».

Игра: «Изобрази отгадку пантомимой».

Рассказывание скороговорки: «Расскажите про покупки…».

Иллюстрации к игровой потешке «Сорока-ворона».

«Счастливая зыбка». Закрепление малых форм фольклора.

В повседневных бытовых ситуациях, в режимных моментах, коллективные занятия при условии свободного участия детей, свободная деятельность детей. В сотрудничестве ребёнка и родителей. В играх, упражнениях, беседах.

Тематический план

Непосредственно образовательной деятельности по формированию личности ребенка с помощью малых форм фольклора

Сентябрь

«Что летом родится - зимой пригодится»

Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы.

Обогащать детей знаниями о природе. Воспитание у детей любви к природе.

Игра – инсценировка «»

«Восенушка- осень»

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Народные приметы, пословицы, поговорки об осени. Разучивание песенки - попевки «Восенушка- осень».

Развлечение на основе фольклора с родителями «Осенины». Воспитание любви к природе, чувства прекрасного.

«Во саду ли, в огороде»

Беседа об овощах и фруктах. Загадки об овощах и фруктах. Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Сказка «Репка» и другие сказки об овощах и фруктах.

Игра "Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах".

Инсценировка сказки на основе фольклора «Репка» (с участием родителей). Воспитание к народному фольклору. Способствовать объединению родителей и детей.

«Хлеб всему голова»

Беседа «Откуда хлеб пришел?», Знакомство со старинными орудиями труда- плугом, цепом, серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Настольно-печатная игра «Ремесла на Руси».

Фольклорный праздник «В гости к бабушке» (с участием родителей). Способствовать объединению родителей и детей. Воспитание бережного отношения к хлебу.

«Игрушки»

Знакомство детей с возникновением первых игрушек (какие они были и из чего их делали). Знакомство с русскими народными игрушками - дымковскими, филимоновскими, богородскими, матрешками. Рассматривание иллюстраций, игрушек. Рисование дымковских игрушек, матрешек. Рисование «Моя любимая игрушка».

Вечер загадок «Игрушек много у меня». Воспитывать чувство прекрасного, интерес к народным промыслам. Учить отгадывать загадки.

Октябрь

«Одежда». «Сошью Маше сарафан»

Знакомство с женской русской народной одеждой: сарафаном, рубахой, фартуком (передником). Рассматривание украшений (орнамент, цветочный узор и др.). Рисование «Русский сарафан». Аппликация «Русский сарафан».

Мастерская «Сошью Маше сарафан» (изготовление одежды для куклы в русском стиле вместе с родителями).

«Золотое веретено»

Знакомство с предметами обихода - прялкой, веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено».

Игра "Отгадай и сравни загадки о "двух братцах"".

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами, крючком и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья).

Посещение городского музея.

«Головные уборы»

Знакомство с русскими головными уборами. Рассматривание иллюстраций, куклы в русском народном костюме. Рисование «Роспись кокошника». Рисование «Дымковская барышня в кокошнике».

«Обувь»

Знакомство с русской народной обувью (из чего делали, когда надевали). Рассматривание иллюстраций обуви, лаптей, валенок. Рисование «Роспись сапожка».

Ноябрь

«Посуда»

Знакомство с предметами обихода посудой (из чего делали, как использовали). Рассматривание иллюстраций. Рассматривание деревянной посуды" глиняной посуды, чугунов, подносов, предметов русских промыслов Хохломы, Гжели, Жостова. Чтение сказок «Лиса и журавль», «Три медведя», «Жихарка». Рисование «Роспись гжельской посуды», «Роспись хохломской посуды», «Роспись чайника» и др.

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода - деревянными ложками (из чего делали и как изготавливали). Чтение рассказа «Как Иван Васильевич баклуши бил». Рассматривание иллюстраций, ложек. Рисование «Роспись ложки».

«Русский самовар»

Знакомство с историей возникновения самовара (как использовали). Рассматривание иллюстраций, самовара. Чтение «Иван Иваныч самовар», «Самоварец, самовар - самоварище» (Добрынин).

«Деревья».

«Русская березонька»

Знакомство детей с символом Руси - березой. Народные истории, приметы, пословицы о русской березе; загадки, стихи. Чтение рассказов о русской березе. Стихотворение «Белая береза» С. Есенина. Рисование «Березка белоствольная», «Золотая осень» (березы).

Декабрь

«Домашние животные»

Знакомство детей с домашними животными (детеныши, где живут и др.). Отгадывание загадок о домашних "животных. Рассматривание иллюстраций. Чтение сказок «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и петух», «Зимовье зверей», «Бычок - смоляной бочок» и др. Рисование домашних животных и птиц.

Инсценировка сказки на основе фольклора «Про козлика» (с участием родителей). Воспитание к народному фольклору. Способствовать объединению родителей и детей.

«Дикие животные»

Беседа о диких животных. Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок. Составление описательных рассказов. Чтение сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Лиса и кот» и др. Рисование диких животных.

Дидактическая игра ""Отгадай и сравни загадки о животных"".

Викторина «Из какой сказки животное»

По отрывку из сказки или по иллюстрации нужно догадаться, из какой сказки герой. Настольно-печатная игра «Домики-сказки».

«В тереме расписном я живу. К себе в избу всех-гостей приглашу»

Знакомство с избой и предметами русского народного быта. Рассматривание предметов. Рассматривание иллюстраций. Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками, русским народным бытом и гостеприимством. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. Настольно-печатная игра «Русские ремесла».

«Здравствуй, зимушка- зима»

Беседа о характерных особенностях декабря и использование соответствующих пословиц, поговорок. Загадывание загадок о зиме. Чтение сказки К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы». Рисование «Узоры Дедушки Мороза». Ручной труд «Снежинка» (складывание и вырезание из бумаги).

Январь

«С Новым годом поздравляем!»

Беседа о традициях празднования Нового года на Руси и в других странах; почему елочку на Новый год украшают? Чтение сказок «Мороз Иванович», «Снегурочка». Рисование новогодней елки; Снегурочка- внучка Деда Мороза! Подарки Дедушки Мороза. Ручной труд: новогодние игрушки из бумаги. Аппликация: поздравительная Открытка. Подготовка к Новому году, украшение комнаты группы и елки.

Праздник «Рождество».

«Гуляй, да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях января. Загадывание загадок о зиме, морозе. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (на времена года). Пословицы и поговорки о январе. Приметы января. Чтение сказки «Морозко». Рисование «Все деревья в серебру». Аппликации «Снегири на ветке».

Февраль

«Февраль - кривые дороги»

Беседа о характерных особенностях - февраля. Пословицы, поговорки о феврале. Приметы. Загадки о зиме. Чтение сказки «Два Мороза». Рисование «Два мороза».

Рассказ о русских богатырях: Илье - Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Рассматривание иллюстрации картины Васнецова «Богатыри». Чтение былин: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Идолище», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович,», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (на выбор).

«Масленица Проско- вейка, встречаем тебя хорошенько!»

Беседа о Масленице - знакомство с календарно-обрядовым праздником. Пение закличек, песен о Масленице, о весне, о зиме. Народные игры: «Путаница» и др. Досуг «Празднование Масленицы». Чаепитие (из самовара) с блинами.

Март

Беседа о маме с использованием народных пословиц и поговорок. Пение песен о маме. Чтение рассказов и стихов о маме. Изготовление подарка для мамы. Рисование «Портрет мамы». Рисование «Букет для мамы».

«Грач на горе - весна на дворе»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заклички, пословицы о весне, ее приметы. Чтение рассказов о весне. Рисование «Подснежник», аппликация «Мимоза».

Апрель

«Апрель, апрель - звенит капель»

Беседа о месяце апреле. Приметы апреля. Ледоход, половодье. Чтение «Дед Мазай и зайцы», «Ледоход», «Половодье», «На шесте дворец, во дворце певец».

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песен, пословиц о весне. Чтение рассказов, сказок Н.Павловой «Под кустом». Рисование «Сирень», «Сады цветут».

«Пасха»

Беседа о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр «Верба - вербочка», «Солнышко-ведрышко». Рассказ об обычае обмениваться яйцами, о значении этого действия. Рисование «Роспись яиц».

Развлечение «Пасха в гости к нам пришла» - совместно с родителями.

«Прощание с избой»

Словесные народные игры. Пение частушек. Прощальное чаепитие.


Галина Григорьева
Перспективный план работы фольклорного кружка «Жаворонки»

Перспективный план работы

фольклорного кружка

«Жаворонки »

для детей старшего дошкольного возраста

руководитель : Григорьева Г. А.

Цель : приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание любви к народному фольклору , традициям и истории Родины; знакомство с разными видами народного искусства.

Время проведения : вторая половина дня, один раз в неделю по 25 минут

Месяц Тема занятия и цель

Сентябрь 1. «Милости просим, гости дорогие!»

Цель : познакомить детей с Хозяйкой «русской избы» , с ее обитателем домовенком Кузей. Вызвать у детей интерес и желание приходить в «русскую избу» на занятия. Правильно передавать ритмический рисунок при разучивании песни «Наша-то хозяюшка»

2. «Что летом родиться – зимой пригодиться»

Цель : Закреплять знания детей о летних месяцах, явлениях природы, вспомнить летние обрядовые праздники (Троица, Семик) . Использовать устный фольклор : пословицы, поговорки. При повторении летних закличек обратить внимание на правильное произношение текста.

3. «Хозяйкины помощники»

Цель : познакомить детей с предметами обихода в русской избе : коромысло, ведра, корыто, стиральная доска. Объяснить значение этих вещей, показать, как ими пользоваться. Разучивание народной песни «Пошла млада за водой» . Закрепление приставного шага при обыгрывании песни.

4. «Веснушка – осень – сноп последний косим»

Цель : расширять знания детей об осенних календарных праздниках. Пополнять словарный запас народных названий «сентябрь-листопадник» . Закрепление хороводного шага при разучивании хоровода «Осень – гостья дорогая»

Октябрь 1. «Хлеб – всему голова»

Цель : знакомство со старинными способами уборки хлеба, с орудиями труда (цеп, серп, жернова) . Использовать как можно больше фольклора (пословицы, поговорки) . Воспитывать уважение к труду хлебороба. Разучивание заклички «Пшеница, родись» . Правильно произносить слова и фольклорные обороты : «жеменька» , «мерка» .

2. «Великий Покров»

Цель : знакомить детей с народным календарем : праздник Покров. Показать, какое значение имел народный календарь в жизни крестьянина. Пение хоровода «На горе-то калина» . Выполнять движения в соответствии с текстом песни.

3. «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» .

Цель : знакомство детей с русской печью и всей относящейся к ней домашней утварью (чугунком, ухватом, кочергой) . Научить детей правильно пользоваться этими предметами, побеседовать о том, какие блюда готовили в русской печи, какую посуду использовали. Учить детей правильно выполнять хороводный шаг в хороводе «На горе-то калина» .

4. «Русская народная игрушка»

Цель : познакомить детей с историей глиняной дымковской игрушки. Рассказать о деревянной игрушке - матрешке. Развивать творческую фантазию в придумывании рисунка сарафана для матрешки. При исполнении хоровода «На горе-то калина» обратить внимание на правильное произношение текста.

Ноябрь 1. «К худой голове своего ума не приставишь»

Цель : познакомить детей с народным фольклором о труде , лени, уме, глупости. Показать, как простой русский народ ценил значение знаний. Учить петь детей народные песни с сопровождением народного инструмента и без него.

2. «Гончарные мастеровые»

Цель : знакомить детей с народными промыслами, с древней профессией гончара. Учить сравнивать глиняную посуду (кувшин, кринка, миска) с другими видами посуды. Отметить, какое значение имеет глиняная посуда в народном фольклоре , привезти примеры из сказок и песен. Воспитывать уважение к рабочей профессии , познакомить детей с жанром фольклора – трудовые песни .

3. «Придумай узор для платка»

Цель : Закрепить знания детей о ручной набойке как об одном из видов искусства. Закрепить умения детей создавать узор, учить подбирать красивые сочетания. Звучит русская народная песня «Ах вы, сени» .

4. «Вершки и корешки»

Декабрь 1. «Зима – не лето, в шубу одето»

Цель : закреплять знания детей о народных приметах зимы с помощью пословиц и поговорок. Учить исполнять песни-заклички (зимние) . Вспомнить народные сказки о зиме. При пении закличек правильно произносить текст.

2. «Сошью Маше сарафан» .

Цель : познакомить детей с женской русской народной одеждой, используя образцы и иллюстрации. Пополнить фольклорный словарный запас новыми словами : сермяга, телогрейка, кушак. Учить детей понимать и любить старину. Учить обыгрывать народную песню «Во кузнице» .

3. «Ходит сон близ окон»

Цель : познакомить детей с жанром колыбельной песни и пестушками. Учить детей петь эти песни напевно, нежно, ласково. Развивать навык исполнения произведения без аккомпанемента.

4. «Золотое веретено»

Цель : познакомить детей с предметами обихода в «русской избе» : прялкой, и веретеном. Показать, как ими пользовались в старину. Напевать детям песни, которые пелись за работой . Продолжать разучивание «Русского танца» . Учить правильно выполнять дробный шаг.

Январь 1. «Пришла Коляда накануне Рождества»

Цель : провести беседу об одном из самых главных обрядовых праздников Рождестве, о святочных гаданиях. Учить исполнять Колядки весело, правильно проговаривать фольклорные обороты . Готовить с детьми фольклорный праздник – Рождество.

2. «Хороший город Городец»

Цель : познакомить детей с народным художественным промыслом – Городецкой росписью. Отметить традиционные особенности промысла, учить составлять узоры из готовых форм, уметь отмечать городецкую роспись от хохломской. Использовать во время работы пословицы и поговорки о мастерстве.

3. «Живет в народе песня»

Цель : рассказать детям о видах народной песни (колыбельная, частушки, трудовые песни, свдебные, календарные и обрядные). Прививать любовь к народной песне, уметь использовать ее в игре, учить петь песню без аккомпанемента и под народные инструменты (баян) .

4. «Роспись полотенца»

Цель : Закрепить знания детей о таком виде искусства как вышивка. Вызвать желание рисовать узор из геометрических фигур, располагать узор ритмично, красиво сочетать цвета. Познакомить с народными играми «Узелок» , «В холсты»

Февраль 1. «Русская народная игрушка»

Цель : Побеседовать о русских игрушках : кукле, матрешке, игрушке-тарарушке. Рассказать о символических значениях русских игрушек. Научить детей делать тряпичную куклу. Уметь обыгрывать игрушки, используя народные песенки и потешки.

2. «Как человек огонь приучил»

Цель : Обобщить и систематизировать знания детей о роли огня в жизни. Муз. игра «Пожарные на учении»

3. «Во дни торжеств и бед народных»

Цель : рассказать детям о воинах-защитниках Отечества, о русских богатырях. Вспомнить поговорки о храбрости и смелости, выучить солдатскую песню «Солдатушки – бравы ребятушки»

4. «Гжель прекрасная»

Цель : познакомить детей с народным промыслом Гжель, Развивать эстетическое восприятие. Учить рисовать гжельские узоры. Совершенствовать умение петь в хороводе.

Март 1. «Ой, ты, Масленица»

Цель : подготовка к фольклорному празднику Масленица . Рассказать детям о зарождении праздника, традициях, особенностях. Повторить знакомые и выучить новые обрядовые песни. Сделать куклу Масленицу.

2. «При солнышке - тепло, при матушке – добро»

Цель : побеседовать о маме, материнской любви, доброте, верности. Использовать пословицы и поговорки, народную песню «Матушка моя» . Учить детей ходить змейкой во время пения.

3. «Весна, весна, поди сюда!»

Цель : познакомить детей с весенними закличками, объяснить детям особое значение календарных песен в жизни крестьянина. Познакомить с дидактической игрой : «Какие краски и для чего нужны Весне» . Развивать фантазию детей при выполнении коллективной аппликации «Пришла Весна» .

4. «Шутку шутить – людей насмешить»

Цель : познакомить детей с потешным фольклором (потешки, небылицы, докучные сказки, привлечь к участию в занятии обитателя «русской избы» домовенка Кузю. Побуждать детей к самостоятельному сочинению небылиц. Учить тройному притопу в танце.

Апрель 1. «Трень-брень, гусельки»

Цель : познакомить детей с народными инструментами – гуслями, балалайкой, показать их красоту звучания. Пение хороводных песен в сопровождении этих инструментов.

2. «Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Цель : познакомить детей с русским обрядом чаепития, историей самовара и тульских пряников. Учить обыгрывать народные песни.

3. «Русская свистулька»

Цель : познакомить детей с глиняной свистулькой, поиграть на ней. Вылепить свистульку из глины. Повторить тройной притоп.

4. «Красная горка»

Цель : познакомить детей с традициями народных гуляний на пасхальной неделе. Учить детей играть в словесные игры. Пение частушек.

Май 1. «А за ним такая гладь, ни морщинки не видать»

Цель : познакомить детей с различными способами глажения белья, с предметами обихода, которые использовались при глажении (утюгом на углях, валиком) . Познакомить детей с загадками, пословицами, поговорками.

2. «Русский колокольчик»

Цель : познакомить детей с валдайским колокольчиком. Научить на них играть, использую фольклорный словарь : болтала, бубенцы, глухари, поддужные колокольчики. Развивать звуковысотный слух. Исполнять песню, подыгрывая на колокольчиках.

3. «Здравствуй, солнышко-колоколнышко»

Цель : вспомнить народные песенки, потешки, сказки, загадки, пословицы, в которых упоминается красное солнышко, как велика роль солнца в жизни человека. Пение песен в хороводе, отрабатывать переменный шаг.

4. «Веселая викторина»

Цель : отгадывание знакомых фольклорных произведений , по демонстрируемым предметам, песенкам, отдельным выражениям. Вспомнить и поиграть в народные игры на воздухе.

Описание материала : Предлагаю вам разработку перспективного плана по устному народному творчеству, для детей старшей и подготовительной к школе группе. Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп, а так же руководителям фольклорных кружков и клубов. Народный фольклор является эффективным средством всестороннего воспитания детей, он развивает речь, обогащает чувства, помогает узнавать новое, ранее для них неизвестное. Фольклорные произведения сохраняют в себе передаваемые из поколения в поколение традиции своего народа.

Перспективный план по устному народному творчеству в старшей группе

Рассказывание детям

Заучивание наизусть

Сентябрь

Р. Н. сказка

« Заяц-хвастун»

Эстонская н. сказка

«Каждый своё получил»

Р.н. песенка «Наш козёл»

Пословицы о труде

Мордовская сказка

«Как собака друга искала»

Р. н. сказка

«Смоляной бычок»

Литовская н. песенка

«Гречку мыли»

Р.н. поговорки

Р.н. сказка

«Крылатый, мохнатый да масляный»

Сербская сказка

«Почему у месяца нет платья»

Р.Н.скороговорки,

Прибаутки.

Р. н. сказка

«Мороз, солнце и ветер»

Просмотр мультфильма

Р. Н. сказки «Снегурочка»

Р.Н. потешка «Дед хотел уху сварить»

Загадывание загадок о зиме.

Р.Н. сказка

«Лисичка-сестричка и серый волк»

Р. Н. сказка

«Два Мороза»

Рождественская колядка «Пришла Каляда накануне Рождества»

Украинская сказка

«Рукавичка»

Р. Н. сказка

«Зимовье зверей»

Голландская песенка

«Счастливого пути»

Ненецкая сказка

« Кукушка »

Драматизация р. н. сказки «Лиса заяц и петух»

Р. н. закличка

«Иди весна,

Иди красна!»

Сказка братьев Гримм

«Заяц и Ёж»

Прослушивание музыкальной аудио записи сказки «Волк

и семеро козлят»

Р.Н. дразнилки

«Андрей - воробей»

Венгерскаясказка

«Два жадных медвежонка»

Р.Н. сказка

«Лиса и кувшин»

«Чепуха»

«Молчанка»

«Холодно-горячо»

Перспективный план по устному народному творчеству в подготовительной группе

Рассказывание детям

Заучивание наизусть

Сентябрь

Р. Н. сказка

« Царевна-лягушка»

Дагестанская сказка

«Храбрый мальчик»

Р. Н. скороговорки

Р.н. сказка

«Сивка-бурка»

Латышская сказка

«Морская невеста»

Р.Н. потешки и небылицы

Японская сказка

«Ивовый росток»

Р.н. сказка

«Семь Симеонов - семь работников»

Шотландская песенка

«Селянин»

Р.н. сказка

«По щучьему велению»

«Двенадцать месяцев»

«Гори, гори ясно»

Р.Н. сказка

«Мороз Иванович»

Р. Н. сказка

«Два Мороза»

Рождественские колядки

Р.н. сказка

«Лиса и рак»

Туркменская сказка

«Голубая птица»

Р.Н. небылицы и дразнилки

Р.н. сказка

«Про Иванушку дурачка»

С Аксаков

«Аленький цветочек»

Р. н. закличка

«Солнышко-колколныщко»

Р.Н. сказка

«Чудесные лапоточки»

Прослушивание музыкальной аудио записи «Волк и семеро

Украинская народная песенка

«Веснянка»

Украинская сказка

«Жихарка»

Р.Н. сказка

«Золотой гвоздь»

Разучивание считалок

Наталья Гуляева
Перспективное планирование по фольклору для средней группы на 2015–16 учебный год.

Перспективное планирование по фольклору для средней группы на 2015-16 учебный год .

средством

фольклор фольклором

«звучащей историей» , «звонкими живыми летописями» фольклоре

Цель

Задачи :

праздников

Сентябрь

Народный календарь. Осень. «Что растет на огороде» - познавательные игры : «Репка репонька»

Закличек, рассказывание потешек, небылиц.

Вокальная разминка : Песни-попевки : «Белые гуси» , «Дождик, дождик» , «Баю- Баю» , «В огороде заинька»

«Песня - душа народа»

Пение : «Во поле береза стояла»

Повторение знакомых песен : песня «Красные сапожки»

Народные игры : «Катай каравай» «Заинька» ,русская народная игра «Бабка Ёжка» Разучивание считалок.

Упражнения : «Дятел» , «Лошадка» , «Тарелочки»

русских народных игр «В углы» , «Карусель» . Исполнение песни «Красные сапожки»

«Стучит, бренчит по улице…»

Вокальная разминка :

«Ладушки» русская нар. песня «В огороде заинька»

«Чики-чики -чикалочка»

Пение : «Осень, Осень» ,

Народные игры : «Муха» . «Карусель»

«Как у дяди Трифона»

Развлечение

Кукольный спектакль «Волшебный шиповник»

Объяснить значение пословицы.

Вокальная разминка : «Ай-тари-тари-тари» ,«Чики-чики -чикалочка»

«Как у наших у ворот» русская народная песня, «Зимушка хрустальная» муз А. Филиппенко

Народные игры : Подвижная игра «В медведя»

«Муха»

Развлечение «В гости к зимушке -зиме»

Народный календарь. Зима.

«Делу - время, потехе - час»

«Вертеп»

персонажи в них

Вокальная разминка : «Скок поскок» , «Ай, тари, тари, тари»

Пение : «Го, го, го -коза» , «Овсень - потитень»

(САМОВАР)

Сундучок Деда Мороза

Народные игры : «Жмурки» разучивание считалок.

Развлечение

«Валенки»

Вокальная разминка : «Скок - поскок» «Горошина»

Исполнение русских народных песен «А у нас гармонь» , «Валенки» , хороводной «Как на тоненький ледок» «Змейка»

Развлечение

Кукольный спектакль «Волчья песня»

«Горелки»

Вокальная разминка : «Скок - поскок» «Белые гуси»

Пение :»А мы Масленицу дожидаем» «Как вставала я ранешенько» «Блиночки»

Подвижная игра : «Бабка Ёжка» , «Гори, гори ясно»

Развлечение

«Смекалка из беды выручит»

Народный календарь. Весна.

: «Сороки» , «Пасха» , «Егорий» Приметы, поговорки, загадки.

Вокальная разминка «Кукушка» , «Лиса по лесу ходила»

Разучивание весенних песен : «Веснянка» «Жаворонки» «Батюшка Егорий» , «Как вставала я ранешенько»

«Стенка на стенку» , «Светит месяц» Игра «Бояре»

птиц : «Кукушка» , «Журавли» , «Воробьи» , «Синица» . Деревянные ложки «Дятел» .

Объяснить значение поговорки

«Со светлой Пасхой» «Верба - вербочка» «Солнышко - вёдрышко»

(игрушки) Драматизация сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

Вокальная разминка :

«Как под наши ворота» , «Жавороночек - дуда» ,

«Весна, весна - красная»

Хоровод «Ой бежит ручьём вода»

Развлечение «Светлая Пасха»

«Весенний хоровод» «Алексей - с гор потоки» «КОРАБЛИКИ» , «Родничок» , «Плетень» и «Ручеек»

Вокальная разминка :

«Скок - поскок» «Жаворонушки, прилетите-ка»

«Как у нас –то козёл» , «Бабушкин козлик» , «Петушок» , «Гуси вы. гуси» , «Курочка-рябушечка»

Подвижная игра : «Весёлый бубен»

Развлечение

«Весенний хоровод»

Объяснить значение пословицы

«завивания» березки, «кумления» и «проводов русалок» . Проведение русских народных игр «Венок» и «В кресты» , хоровода «Во поле березонька стояла» . Исполнение песни «Березынька»

Вокальная разминка

«Лиса по лесу ходила» русская народная потешка

«Горошина»

Пение : хоровод «Во поле берёза стояла»

«Во саду ли в огороде»

Подвижная игра «Лапти»

Игра на шумовых инструментах : трещотки, бубны, ложки

Развлечение

Музыкальное искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. Именно народная музыка с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

Основным условием музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Музыкальный фольклор несет в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором , обогащается внутренний мир ребенка.

Значительную роль в воспитании дошкольника играет приобщение его к народной песенной культуре. Народное творчество Н. В. Гоголь образно назвал «звучащей историей» , «звонкими живыми летописями» . Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре . Наблюдая за ребёнком во время творческой деятельности, можно судить о разнообразии способностей ребенка, так как творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.

Цель : - побуждать детей к творческой самореализации на народных праздниках и развлечениях.

Задачи :

Побуждать детей к участию в традиционных и обрядовых праздниках.

Развитие музыкально-эстетического восприятия песен и хороводов народного характера

Развить целостное восприятие народных праздников : получать эстетическое удовольствие от восприятия народной песни, хоровода, потешки, игры, чувствовать характер и настроение.

Развивать музыкально-слуховые певческие настроения.

Отмечать яркие эмоциональные переживания и отзывчивость на народные праздники.

Использовать в самостоятельной деятельности народные игры и попевки.

Сформировать потребность эмоционально высказываться о прошедших праздниках и развлечениях, высказывать эстетические суждения о содержании и характере народного праздника, выражать свои впечатления в творческой исполнительской деятельности.

Проявлять творчество в исполнении народных хороводов и игр.

Сентябрь

Народный календарь. Осень. «С новым годом – с новым урожаем» . Поговорки о труде, о хлебе. Приметы и загадки об осени». «Что растет на огороде» - познавательные игры : «Репка репонька»

Вокальная разминка : Песни-попевки : «Белые гуси» , «Дождик, дождик» , «Баю- Баю» , «В огороде заинька» Знакомство с особенностями содержания колыбельных песен и приговорок

«Песня - душа народа» Рассказ о любви русского народа к песне. Исполнение песен и стихов.

Пение : «Во поле береза стояла»

Повторение знакомых песен : песня «Красные сапожки» , С балалайкой веселее» сл. и муз. Т. В. Бокач

Народные игры : «Катай каравай» «Заинька» ,русская народная игра «Бабка Ёжка» Разучивание считалок.

Закрепление навыков игры на деревянных ложках. Упражнения : «Дятел» , «Лошадка» , «Тарелочки» и др. Освоение различных приемов игры на свистульках.

«Не жалей минутки, для весёлой шутки»

Объяснить значение пословицы Рассказ о празднике Покров народных приметах и об обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение

русских народных игр «В углы» , «Карусель» . Исполнение песни «Красные сапожки»

Познакомить детей с образцами устного народного творчества – потешкой «Стучит, бренчит по улице…»

Познакомить детей с народной игрушкой Петрушкой

Вокальная разминка :

«Ладушки» русская нар. песня «В огороде заинька»

«Чики-чики -чикалочка»

Пение : «Осень, Осень» ,

Народные игры : «Муха» . «Карусель»

«Как у дяди Трифона»

Развлечение

Кукольный спектакль «Волшебный шиповник»

«Добыча охотника не ждет, он её поджидает»

Объяснить значение пословицы.

Закрепить представление детей об осени, перелётных птицах

Вокальная разминка : «Ай-тари-тари-тари» ,«Чики-чики -чикалочка»

Хороводная песня Знакомство с видами хороводной песни. Исполнение песен, хороводов. Разучивание хоровода

«Как у наших у ворот» русская народная песня, «Зимушка хрустальная» муз А. Филиппенко

Народные игры : Подвижная игра «В медведя»

«Муха»

Развлечение «В гости к зимушке -зиме»

Народный календарь. Зима.

«Делу - время, потехе - час»

Рождественский пост. Коляда. Святки. Крещение. Народный театр «Вертеп» . Обряды и обычаи зимы. Колядки, овсени, баусени, таусени, щедровки.

Народные сказанья и поверья. Сказочные персонажи в них : Баба- яга, Леший, Кикимора, Домовой, Водяной.

Вокальная разминка : «Скок поскок» , «Ай, тари, тари, тари»

Пение : «Го, го, го -коза» , «Овсень - потитень»

Фока воду кипятит и как зеркало блестит» (САМОВАР)

Познакомить детей с самоваром, его предназначением, рассказать детям о традиции чаепития, воспитывать желание и умение помогать старшим

Сундучок Деда Мороза

Развивать интерес к загадкам их разгадыванию; развивать память, воображение, создать настроение приближающегося праздника.

Народные игры : «Жмурки» разучивание считалок.

Развлечение «Святки, святки – веселись ребятки»

Придёт мороз лютый – спросит, как обутый»

Познакомить детей с образцом устного народного творчества – песней «Валенки» Плясовая песня Знакомство с плясовой песней. Исполнение частушек, песен, плясок. Без частушек прожить можно, да чего-то не живут»

Рассказ о характерных признаках частушки. Знакомство с плясовыми частушками. Исполнение современных частушек. Знакомство с частушками, исполняемыми в разных регионах России.

Вокальная разминка : «Скок - поскок» «Горошина»

Исполнение русских народных песен «А у нас гармонь» , «Валенки» , хороводной «Как на тоненький ледок» частушек. Чтение потешек. Проведение русской народной игры «Змейка»

Развлечение

Кукольный спектакль «Волчья песня»

«Изба красна не углами, а пирогами»

Беседа о Масленице. Разучивание масленичных стихов и песен. Народная игра «Горелки» Знакомство с игрушкой матрешкой,

Вокальная разминка : «Скок - поскок» «Белые гуси»

Пение :»А мы Масленицу дожидаем» «Как вставала я ранешенько» «Блиночки»

Подвижная игра : «Бабка Ёжка» , «Гори, гори ясно»

Развлечение «Масленица – широкая - боярыня»

«Смекалка из беды выручит»

Народный календарь. Весна.

Рассказ о народных праздниках : «Сороки» , «Пасха» , «Егорий» Приметы, поговорки, загадки.

Вокальная разминка «Кукушка» , «Лиса по лесу ходила»

Разучивание весенних песен : «Веснянка» «Жаворонки» «Батюшка Егорий» , «Как вставала я ранешенько»

Народные танцы, элементы хоровода; «Стенка на стенку» , «Светит месяц» Игра «Бояре»

Игры на свистульках различными приемами. Подражание голосам птиц : «Кукушка» , «Журавли» , «Воробьи» , «Синица» . Деревянные ложки «Дятел» .

«У Самовара не скучаем - разговор ведём за чаем»

«Всякая помощь хороша ко времени»

Объяснить значение поговорки

«Со светлой Пасхой» Рассказ о праздновании Пасхи Проведение русских народных игр «Верба - вербочка» «Солнышко - вёдрышко» Знакомство с пасхальными песнями.

Рассказ об обычае на Пасху обмениваться яйцами, о значении этого действия, о праздновании последнего дня пасхальной недели - Красной горки Проведение русских народных игр с яйцами Рассматривание Петушка (игрушки) Драматизация сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»

Вокальная разминка :

«Как под наши ворота» , «Жавороночек - дуда» ,

«Весна, весна - красная»

Хоровод «Ой бежит ручьём вода»

Развлечение «Светлая Пасха»

«Солнышко – вёдрышко, Выгляни в окошечко»

«Весенний хоровод» Рассказ о народном празднике «Алексей - с гор потоки» . Проведение русских народных игр «КОРАБЛИКИ» , «Родничок» , «Плетень» и «Ручеек» . Рассказывание докучных сказок, дразнилок, загадывание загадок и т. п. Частушки - Выразительное исполнение.

Вокальная разминка :

«Скок - поскок» «Жаворонушки, прилетите-ка»

Игра на музыкальном инструменте - дудочка Использование на занятиях мотивов русских народных сказок, чтение потешек. Исполнение русских народных песен «Как у нас –то козёл» , «Бабушкин козлик» , «Петушок» , «Гуси вы. гуси» , «Курочка-рябушечка»

Подвижная игра : «Весёлый бубен»

Развлечение

«Весенний хоровод»

«Друг за дружку держаться, ничего не бояться»

Объяснить значение пословицы

Троица Рассказ о праздновании Троицы, об обрядах «завивания» березки, «кумления» и «проводов русалок» . Проведение русских народных игр «Венок» и «В кресты» , хоровода «Во поле березонька стояла» . Исполнение песни «Березынька»

Вокальная разминка

«Лиса по лесу ходила» русская народная потешка

«Горошина»

Пение : хоровод «Во поле берёза стояла»

«Во саду ли в огороде»

Подвижная игра «Лапти»

Игра на шумовых инструментах : трещотки, бубны, ложки

Развлечение «Как играли наши бабушки и деды»

Поделиться: