Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста родительское собрание. Конспект родительского собрания тема «Нравственно — патриотическое воспитание ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3 «Дюймовочка»

Конспект родительского собрания

в подготовительной группе

по теме: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников».

Воспитатель: Иващенко А.А.

Цель:

Показать родителям значимость нравственно-патриотического воспитания детей в семье;

Формировать культуру общения родителей и детей;

Помочь родителям найти ключ к решению многих сложных вопросов воспитания детей;

Сплотить родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения.

Ход собрания.

Вступительная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады вас видеть. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашей встречи, надо назвать о чем эти пословицы. Зачитываются родителями пословицы:
1. Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание).

2.Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).

3.Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).

Итог разминки.
- Тема нашей встречи «воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

2 .Давайте, вначале вспомним, что такое:

Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество и т.д.

Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.
Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и т.д.

3 .Введение в проблему

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.

Воспитатель : Как вы считаете, какова роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребенка?

Правильно, всё начинается с семьи, с её традиций. Мама и папа – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение.

В семье, где правильно поставлено воспитание детей, родители знают: «Главное не то, кем станут сын или дочь по профессии, а главное, чтобы были они настоящими людьми». В этих словах выражается забота родителей о нравственном облике своих детей.

Что включает в себя понятие «нравственный человек»? Кем бы он ни был, он должен любить свою Родину, быть патриотом, то есть трудиться на ее благо. Он ценит дружбу и товарищество, с любовью и уважением относится к людям всех рас и наций. Он правдивый и честный, ненавидит эгоизм, стяжательство, тунеядство и несправедливость. Нравственному человеку присущи такие черты характера, как дисциплинированность, организованность, стойкость, мужество, честность, благородство и т. д. Нравственный человек не допустит сделок с совестью. Он не отступит от того, во что верит, в чем убежден.

Нравственная чистота – это верность слову, верность дружбе и верность любви. Все эти моральные качества формируются и развиваются в человеке в течение всей его жизни, но основные нравственные черты закладываются в детском, подростковом и юношеском возрасте. Первые годы жизни ребенка проходят главным образом под воздействием семьи. И дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали. Если же в семье придерживаются высоких моральных принципов, опираются на библейские заповеди, определяющие поведение человека в обществе, дают высокую оценку нравственных поступков других и сами поступают нравственно, то и дети усваивают положительные черты характера, учатся поступать с другими людьми и окружающей природой милосердно и благородно, учатся жить по совести. В семье надо не только говорить о том, как надо жить, но и вырабатывать у детей привычки правильного поведения. Слово родителей, сказки о добре и зле, первые книжки о жизни животных и растений – все это порождает первоначальные представления детей о морали. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результатов.

Воспитатель: В.А. Сухомлинский писал: «Отец и мать - величайшие авторитеты для ребенка. Помните: что у родителей скачет с языка, то у ребенка скачет на языке. Детский сад играет ведущую роль в воспитании подрастающего поколения. Однако семья дает ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика, именно от семьи во многом зависит направление интересов и склонностей подрастающего поколения».

Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья - 50%; телевидение - 30%; детский сад - 10%; улица-10%.

Вот у вас есть одно яблоко, только одно, и вы отлично знаете, что растущему детскому организму оно нужнее, чем вам и все же, не отдавайте ребенку единственное яблоко целиком, не создавайте ему привилегий. Помните, что у вашего ребенка кроме тела, есть еще и психика, есть формирующийся характер, в подобном случае вы вместе с витаминами для здоровья ребенка внесете в его душу страшный вирус, вирус безнравственности.
Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом.
Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща.

Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?
Ситуация №1:
Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт. Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?
Ответ: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

Ситуация №2:
Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?
Ответ: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

Ситуация №3:
Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?
Ответ: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

Ситуация №4:
В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра - в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?
Ответ: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

И так, основная цель родителей и детского сада состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, родному городу и стране, к традициям и обычаям своего народа.

В нашей группе мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении:

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, в устном народном творчестве сохранены особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности (пословицы и поговорки)

Проводим циклы занятий под названием: «Наша дружная семья»

Непосредственно образовательная деятельность «Художественно-эстетическое развитие» Тема «Моя семья».

Проводятся нравственные беседы (о прощении, скромности, трудолюбии, сострадании к ближнему, об умении терпеть, об уважении старших и др.). Беседы на темы: «Как можно узнать настроение человека», «Моя семья», «Мой любимый питомиц»

Сюжетно – ролевые игры «Дочки- матери», «Семья», «Любимый праздник моей семьи»

Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»

Оформление фотоальбома «Моя семья», создание «Генеалогического древа семьи»).

Проводятся тематические выставки детского творчества.

1.Выставка рисунков «Портрет любимой мамы»,

2.Выставка рисунков «Мы с дедушкой».

3.Выставка рисунков « Мы отдыхаем».

В группе осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Положительно зарекомендовали себя “Дни открытых дверей”, спортивные праздники с участием родителей.

И чтобы наша встреча вам запомнилась, мы предлагаем вам поиграть в игру и разделиться на две команды.

1 конкурс «Вопрос-ответ»

1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).

2. Символ государства, его суверенитета : прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы? (Флаг)

3. Официальная эмблема государства? (Герб)

4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство?(Семья)

5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна)

6. Что такое патриотизм? (Преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)

7.Назовите нравственные качества? (доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество)

8. Кто основал Москву? (Князь Юрий Долгорукий, сын великого князя Киевского В. В. Мономаха)

9.Какой обычай существовал в старину при проходе в Кремль через ворота Спасской башни?(Нужно было снять шапку. Нарушителя наказывали, заставляли 50 раз поклониться башне)

10. Почему Красная площадь так называется? («Красная» - значит красивая).

2 конкурс «Пословицы о Родине» - продолжи…

Золоту – старости нет, Родине – цены нет.

Всякому мила своя сторона.

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

Человек без Родины – что соловей без песни.

Подведение итогов игры.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С Лихачев

«ПАТРИОТИЗМ» - это «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу» (С. И. Ожегов) «ПАТРИОТИЗМ» - это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство» (Г. Бакланов) «ПАТРИОТИЗМ» - это «…чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям (современный подход к понятию).

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации»: «Система образования призвана обеспечить » воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности, обладающих высокой нравственностью, историческую приемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры.

Задачи нравственно- патриотического воспитания - Воспитывать стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность; Воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов; Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России; Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России. Формировать чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; Формировать представление о России как о родной стране; воспитывать любовь к Родине Стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию Семья Детский сад Родная улица Родной город Страна, столица, символика Права и обязанности ребенка

Моя семья, как часть РОССИИ Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Семья для всех – основа всех начал.

Знакомство с народно-прикладным искусством, литературой, устно- народным творчеством, играми

Знакомство с трудом взрослых и привлечение к труду

Духовные и культурные традиции

Моя малая Родина Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства

Моя малая Родина

Государственная символика.

Знакомство с историческим прошлым России

Живут в России разные У каждого народа Народы с давних пор. Язык свой и наряд. Одним – тайга по нраву, Один – черкеску носит, Другим – степной простор. Другой надел халат.

Нашим детям есть чем гордиться!

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Нравственно-патриотическое воспитание. Старшая группа. 2015 год.

Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима – во все времена и в любом государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории. Именно такой период переживает сегодня Россия, когда вопросы патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. А дерево не может расти, цвести и плодоносить без корней. Отсюда беспринципность и безнравственность, поклонение ко всему иностранному. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах.

Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

В широком понимании «патриотизм» трактуется как олицетворение любви к Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, традициям. Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, развитие нравственно – патриотических чувств оставляют след на все дальнейшее поведение и образ мыслей человека. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине.

Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, в программе предусмотрено воспитание патриота-гражданина, которое включено в социально-нравственное развитие. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.

Реализовать данную работу можно через решение следующих задач:

1) воспитывать у детей:

Стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;

Воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов;

Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) - огромная, многонациональная страна. 1

Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России;

Расширять представления детей о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей. Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой. 2

Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России .( Рассказывать детям о том, что Москва - главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.) 3

2) формировать у детей:

Чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям

(Расширять представления о малой Родине.

Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край) 4

Представление о России как о родной стране ;

Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.).

Воспитывать любовь к Родине. 5

Стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.

(Цитаты 1, 2, 3, 4, 5 - ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014.)

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к селу, городу, ко всей стране.

  1. Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания.

Чувство Родины… Оно начинается у ребѐнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.


Начиная с младшего возраста, педагоги детского сада ведут работу по формированию у детей представлений о себе как о личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других.

Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек) необходимо привить детям такие важные понятия как "долг перед Родиной" "трудовой подвиг", "Любовь к Отечеству".

  1. В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству. (Мы продолжаем: знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи, с городецкой росписью, с росписью Полхов-Майдана. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством.)
  2. повсюду люди трудятся для всех;

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Родители могут рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.
При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика.

Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада.


4. Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин.


5. Любить Родину – это и знать её.

Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины.
Задача взрослых, как можно больше собрать интересной информации о том месте, где они живут.

В старшем возрасте начинается работа по ознакомлению с родным краем. Основной целью проводимой работы является воспитание в ребенке чувства гордости, уважения, любви к тому месту, в котором он живет. Необходимо подвести ребенка к пониманию, что город, поселок, село в котором он живет - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и малых есть много общего.

Старшие дошкольники должны знать название своего города, села, своей улицы, страны.
Родителям предлагается во время поездок в другие города обращать внимание на гербы различных городов, на их своеобразие. Взрослые рассказывают, что в себя включает герб.
Родители из различных поездок могут привезти различные символы (из разных городов), брошюры, картинки и т.д.

В этом же возрасте начинается работа по ознакомлению детей с символикой: городской, республиканской, Российской.

  1. И конечно без внимания не остается тема Защитники Отечества. Беседы о героическом прошлом нашей Родины, о подвигах защитников Родины. Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов. В семье рассказываются истории о дедах и прадедах, о родственниках, защищавших Родину от врагов. Каждая семья (я уверена) имеет какую либо реликвию, о которой необходимо рассказывать с восхищением, трепетом, чтобы дети понимали значимость слов "Они защищали Родину". Много памятников и обелисков на нашей земле. Люди не могут забыть тех, кто лежит на Пискаревском кладбище, кто был сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты Краснодона и Красного луга, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.

Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма.

7. Быть гражданином, патриотом, - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д. К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками.

В настоящее время данная работа очень актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения.
Поэтому мы должны подойти к этой проблеме вместе. И только общими усилиями мы добьемся определенного результата.

Памятка для родителей
по патриотическому воспитанию дошкольников:
1. Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
2. Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью
3. Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
4. Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
5. Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
6. Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на занятия в детском саду и после них)
7. Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения: «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу!»
8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих
10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!


Заместитель заведующего по ВМР

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 «Чебурашка»

г. Вятские Поляны, Кировской области

Родительское собрание по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

СКАЧАТЬ (вопросы к викторине)

СКАЧАТЬ (презентация)

Статья предназначена для родителей дошкольного возраста и воспитателей дошкольных учреждений.

Актуальность темы. Сегодня одной из самых актуальных проблем является воспитание в детях патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения - это самое первое звено системы образования. Они призваны сформировать у детей базовое представление об окружающем нас мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству. Для этого нужно определить нравственные ориентиры, которые могут вызвать чувства единения и самоуважения.

В последние несколько лет в нашей стране произошли значительные изменения. Касаются они нравственных ценностей, отношения к историческим событиям в нашей стране, к известным личностям. У людей поменялось отношение к Родине. Раньше мы гораздо чаще слышали и пели сами гимны своей стране, а сегодня о ней часто говорят негативно. Трудности в переходном периоде являются как раз причиной приостановки гражданско-патриотического воспитания. Что бы ни менялось в обществе, воспитание нежных чувств к своей стране у подрастающего поколения, гордости за нее, необходимо во все времена. Если мы хотим, чтобы наши дети любили свою страну, город, нам следует показать ее с привлекательной стороны.

Патриотизм - это проявление любви не только к красивой и сильной, могучей стране, но и к стране, оказавшейся в сложном положении: непонимание, бедность, раздор, либо военные конфликты. Воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны сегодня становится одной из самых главных задач образования.

Патриотическое чувство по своему содержанию многогранно. Это и любовь к своей семье, родным местам, гордость за народ, ощущение своей связи с окружающим миром, стремление сохранять и приумножать богатство страны. Поэтому задача педагогов:

ü Воспитание у детей любви, привязанности к дому, семье, улице, детскому саду, городу;

ü Формирование бережного отношения живой и неживой природе;

ü Воспитание уважения к чужому и своему труду;

ü Развитие интереса к русским промыслам и традициям;

ü Формирование базовых знаний о правах человека;

ü Расширение имеющихся представлений о своем городе;

ü Знакомство воспитанников с государственной символикой (флаг, герб, гимн);

ü Воспитание чувства гордости, ответственности за достижения своей страны;

ü Формирование уважения, толерантности ко всем народам с их традициями.

Уважение, терпимость, принятие и правильное толкование мировых культур должно прививаться в раннем возрасте, т.е. в детском саду. Почтительно и уважительно относиться к представителям всех культур - обязательное условие толерантного воспитания, и в детском саду воспитатели должны довести это до детей, что все люди в своих правах и достоинствах равны, хотя они отличаются по природным признакам.

Решение данных задач происходит во всех видах деятельности детей в ДОУ: в играх, в труде, в образовательной, в быту, в совместной деятельности детей и воспитателей.

Воспитание патриотических чувств - это длительный, сложный, непрерывный процесс, который подразумевает корректировку существующих разработок мероприятий на дальнейших этапах работы в зависимости от полученных результатов. Работа по направлению гражданско-патриотического воспитания осуществляется по следующим направлениям:

1. Сопровождение методическими вспомогательными ресурсами;

2. Работа с детьми;

3. Работа с родителями.

Все эти направления взаимосвязаны и включают:

  • Знакомство со своим городом, его историей;
  • Знакомство с Россией и родным краем;
  • Знакомство с историческими событиями своего народа и страны;
  • Знакомство с героями былин и их подвигами;
  • Знакомство с символикой государства, республики, города.

Методическое сопровождение

Формирование предметно-развивающей среды патриотической направленности:

  • В холле детского сада оборудованы стенды: "Моя страна", "Мой город";
  • В группах имеется набор дидактических игр: "Военная техника", "Найди флаг России", "Защитники России" и т.д.;
  • Сделана подборка художественной и методической литературы, через которую дети могут получать информацию о подвигах в годы ВОВ, о России и ее армии и т.д.;

Тематическое планирование способствует системному усвоению дошкольниками знаний о стране, крае, местности, где они живут. Темы повторяются в каждой группе. Меняется только объем познавательного материала, содержание и сложность, длительность изучения в зависимости от возраста детей в группе.

Работая над темой патриотического воспитания в ДОУ, мы должны помнить и о происходящих событиях. Например, Олимпиада Сочи-2014 вошла в историю - дети должны гордиться нашими спортсменами, своей страной.

Работа с кадрами. Цель методической работы с кадрами - совершенствование работы ДОУ по проблеме патриотического воспитания. Личный пример, мировоззрение педагога, суждения, жизненная позиция - наиболее эффективные факторы воспитания. Знания воспитателя не будут эффективны, если он не будет сам любить свою страну, народ, город. В воспитании все сводится к личности воспитателя.

Работа с детьми

Патриотическое воспитание в ДОУ тесно взаимосвязано с умственным, нравственным, трудовым, экологическим, эстетическим и физвоспитанием.

Гражданско-патриотическое воспитание - это одна из основных и трудных задач дошкольного учреждения. Зада сложна в своем решении в силу возрастных особенностей детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не формируется окончательно, а только зарождается. Воспитание патриотического чувства у дошкольников - сложный и длительный процесс, который требует от педагогов значительной личной убежденности. Работу эту нужно проводить во всех возрастных группах, видах деятельности и по всем направлениям.

Задача педагога:

  • Отбор объектов, впечатления от которых могут быть доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть конкретными, образными, яркими, целесообразными, вызывать интерес, быть неповторимыми, свойственными данной местности (свои традиции, природа, ремесла, быт);
  • Отбор понятий и сведений, которые может усвоить дошкольник (частота посещения, близость расположения, удобство);
  • Расширение диапазона объектов для старших дошкольников - это район, город в целом, его исторические и памятные места, достопримечательности, символика. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей и ближайшей улицы, в честь кого названы;
  • Привитие детям понятий "долг перед Родиной", "ненависть к врагу", "любовь к Отчизне", "фронтовой и трудовой подвиг";
  • знакомство с другими городами, столицей, символикой государства;
  • Показ большого через малое, как связана деятельность одного человека с жизнью всех людей.

Связь воспитателя и других специалистов ДОУ

  • Логопед - разучивает с воспитанниками приговорки, потешки, скороговорки, народные шуточные стишки, показывает красоту и богатство родного языка;
  • Инструктор по физкультуре организует и проводит подвижные игры разных народов страны.
  • Музыкальный руководитель разучивает с воспитанниками русские народные песни, знакомит с народной музыкой, проводит патриотические и фольклорные праздники;
  • Воспитатели в понедельник проводят обязательные беседы "Как прошли выходные?" - так воспитывается любовь и привязанность к семье. На неделе проводятся беседы "Кому требуется помощь и как ее осуществить?", "Какие новые стихи или рассказы русских писателей ты услышал?".

Цель этой работы - формирование условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в различных видах деятельности детей.

В дошкольном учреждении каждый год проходят праздничные мероприятия

  • Народные и фольклорные праздники: Масленица, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики, День знаний, День города.
  • Международные праздники - День защиты детей, День матери, Международный женский день.
  • Православные праздники - Пасха, Рождество Христово.
  • Бытовые и семейные праздники - выпуск в школу, дни рождения.

Праздники сопровождаются хорошей музыкой, красочным оформлением зала, прогулочных веранд, групп, сюжетными играми, разными сюрпризами.

Работа с родителями

Важным условием внедрения патриотического воспитания в ДОУ является взаимосвязь с семьей дошкольника. Сегодня эта работа актуальна и сложна, она требует терпения и такта, так как в современных семьях вопрос воспитания патриотизма не всегда считается важным и вызывает недоумение.

Чтобы работа с родителями не оставалась в рамках педагогического просвещения, мы привлекаем их к процессу патриотического воспитания путем взаимодействия: включение детей и родителей в общее дело (участие в проектах, играх, конкурсах).

Поэтому предметом разговора с родителями должно быть обсуждение разных путей приобщения дошкольников к труду (ручному, хозяйственно-бытовому, труду в природе), к активному участию в подготовке к праздникам и отдыху. Только, если ребенок будет разделять заботы взрослого, брать на себя их посильную часть, стремиться делать что-то для других, малыш станет чувствовать себя членом семьи.

Стало уже традиционным проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, когда родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, горки, помогают озеленять территории. Глядя на них, дети стараются и сами вложить свою лепту в общее дело.

Важное значение имеют семейные экскурсии по городу, микрорайону, посещение отдельных предприятий и помещений, организации фотовыставок и рисунков и другие проекты "Дети-родители".

Семейное изучение своей родословной позволяет детям понять, что семья - это ячейка общества.

Слайд 1. Партнёрское взаимодействие ДОУ и семьи по гражданско - патриотическому воспитанию дошкольников.

Сегодня одной из самых актуальных проблем является воспитание в детях патриотизма. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения призвано сформировать у детей базовое представление об окружающем нас мире, об отношении человека к природе, к малой Родине, к своему Отечеству. Для этого нужно определить нравственные ориентиры, которые могут вызвать чувства единения и самоуважения.

В последние несколько лет в нашей стране произошли значительные изменения. Касаются они нравственных ценностей, отношения к историческим событиям в нашей стране, к известным личностям. Трудности и являются как раз причиной приостановки гражданско-патриотического воспитания. Что бы ни менялось в обществе, воспитание нежных чувств к своей стране у подрастающего поколения, гордости за нее, необходимо во все времена. Если мы хотим, чтобы наши дети любили свою страну, город, нам следует показать ее с привлекательной стороны.

Слайд 2. Патриотизм - это проявление любви не только к красивой и сильной, могучей стране, но и к стране, оказавшейся в сложном положении: непонимание, бедность, раздор, либо военные конфликты. Воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны сегодня становится одной из самых главных задач образования.

К.Д. Ушинский писал, что "Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства".

Понимая важность данного вопроса, одним из важнейших направлений в ДОУ становится работа по гражданско-патриотическому воспитанию, эта задача входит в годовой план.

Патриотическое чувство по своему содержанию многогранно. Это и любовь к своей семье, родным местам, гордость за народ, ощущение своей связи с окружающим миром, стремление сохранять и приумножать богатство страны. Поэтому

Слайд 3. наши задачи:

  • Воспитание у детей любви, привязанности к дому, семье, улице, детскому саду, городу
  • Формирование базовых знаний о правах человека
  • Формирование уважения, толерантности ко всем народам с их традициями
  • Формирование бережного отношения к живой и неживой природе
  • Воспитание уважения к чужому и своему труду
  • Развитие интереса к русским промыслам и традициям
  • Расширение имеющихся представлений о своем городе
  • Воспитание чувства гордости, ответственности за достижения своей страны

Уважение, терпимость, принятие и правильное толкование мировых культур должно прививаться в раннем возрасте. Почтительно и уважительно относиться к представителям всех культур - обязательное условие толерантного воспитания, и мы должны довести это до детей, что все люди в своих правах и достоинствах равны, хотя они отличаются по природным признакам.

Проблема толерантного воспитания актуальна сегодня, потому что именно в последние несколько лет происходят существенные изменения в политической, экономической и культурной жизни страны. Толерантность воспитывается посредством развития хороших манер, привычек, культуры межличностного общения в мире непохожих людей.

Решение данных задач происходит во всех видах деятельности детей: в играх, в труде, в образовательной деятельности, в быту.

Слайд 4. Совместная деятельность детей и взрослых :

  • Знакомство со своим городом, его историей;
  • Знакомство с Россией и родным краем;
  • Знакомство с историческими событиями своего народа и страны;
  • Знакомство с героями былин и их подвигами;
  • Знакомство с символикой государства, республики, города.

Воспитание патриотических чувств - это длительный, сложный, непрерывный процесс, который связан с умственным, нравственным, трудовым, экологическим, эстетическим и физическим воспитанием.

Гражданско-патриотическое направление - это одна из основных и трудных задач дошкольного учреждения и семьи. Задача сложна в своем решении в силу возрастных особенностей детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не формируется окончательно, а только зарождается.

И нам, взрослым, нужно помочь, чтобы нравственное качество у детей развивалось в правильном направлении.

Взрослые знакомят с объектами, впечатления от которых могут быть доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть конкретными, образными, яркими, целесообразными, вызывать интерес, быть неповторимыми, свойственными данной местности (свои традиции, природа, ремесла, быт);

Нужно отбирать понятия и сведения, которые может усвоить дошкольник; расширять диапазон объектов для старших дошкольников - это район, город в целом, его исторические и памятные места,

достопримечательности, символика.

Старшие дошкольники должны знать:

название города, своей и ближайшей улицы, в честь кого названы;

понятия "долг перед Родиной", "ненависть к врагу", "любовь к Отчизне", "фронтовой и трудовой подвиг";

названия других городов, столицы, символику государства;

Дети должны знать и участвовать в мероприятиях таких, как:

народные и фольклорные праздники: Масленица, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики, День знаний, День города

международные праздники - День защиты детей, День матери, Международный женский день

православные праздники - Пасха, Рождество Христово

бытовые и семейные праздники - выпуск в школу, дни рождения

Праздники сопровождаются хорошей музыкой, красочным оформлением зала, прогулочных веранд, групп, сюжетными играми, разными сюрпризами, что мы и стараемся делать в нашем детском саду.

Православные праздники и обряды - это источник познания народной души, мудрости, традиций и уклада жизни нашего народа.

В приобщении ребенка к народной культуре особую роль играют народные праздники в качестве выражения национального характера, яркая форма отдыха детей и взрослых, объединенных совместными действиями.

В нашем детском саду есть традиция: накануне праздник Победы с детьми старших и подготовительной групп ходим к вечному огню для поклона погибшим воинам и возложения цветов в знак благодарности. После подобных мероприятий дети вдохновляются на новые рисунки, игры, рассказы.

Гражданско-патриотическое воспитание происходит в процессе деятельности, в ходе которой образуются коллективные отношения между людьми. В учении и труде развиваются духовные и физические силы человека, формируется чувство долга и ответственности за порученное дело, за свои успехи и успехи коллектива, складывается характер, крепнет воля.

В игре моделируются ситуации аналогичные жизненным, которые требуют определенной линии поведения, взаимопонимания, взаимовыручки, товарищеских отношений от спортсменов.

Большую роль играет семья в патриотическом воспитании детей. Мы стараемся привлечь вас, дорогие родители, к процессу гражданско - патриотического воспитания путем взаимодействия т. е. включение детей и родителей в общее дело (участие в проектах, играх, конкурсах), к активному участию в подготовке к праздникам и отдыху. Только, если ребенок будет разделять заботы взрослого, брать на себя их посильную часть, стремиться делать что-то для других, малыш станет чувствовать себя членом семьи. В нашем детском саду стало уже традиционным проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, когда вы, родители, совместными усилиями создаёте для своих детей снежные постройки, горки, помогаете озеленять территории. Глядя на вас, дети стараются и сами вложить свою лепту в общее дело. Огромное вам спасибо!

Важное значение имеют семейные экскурсии по городу, микрорайону, посещение отдельных предприятий и помещений, музея, художественной школы, фотовыставок. Семейное изучение своей родословной позволяет детям понять, что семья - это ячейка общества.

Итак, патриотическое воспитание в дошкольном учреждении - это процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой.

Слайд 5

Спасибо за внимание !

А сейчас мы проведём викторину «Я - гражданин России», освежим ваши знания.

Слайд № 6. Викторина «Я - гражданин России»

Итак, первый вопрос…..

Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников

Памятка для родителей

Патриотизм - это проявление любви не только к красивой и сильной, могучей стране, но и к стране, оказавшейся в сложном положении: непонимание, бедность, раздор, либо военные конфликты. Воспитание патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны сегодня становится одной из самых главных задач дошкольного образования и семьи.

Наши задачи:

* Воспитание у детей любви, привязанности к дому, семье, улице

* Формирование бережного отношения живой и неживой природе

* Воспитание уважения к чужому и своему труду

* Развитие интереса к русским промыслам и традициям

* Формирование базовых знаний о правах человека

* Расширение имеющихся представлений о своем городе

* Знакомство воспитанников с государственной символикой (флаг, герб, гимн)

* Воспитание чувства гордости, ответственности за достижения своей страны

* Формирование уважения, толерантности ко всем народам с их традициями

Совместная деятельность детей и взрослых:

  • Знакомство со своим городом, его историей
  • Знакомство с Россией и родным краем
  • Знакомство с историческими событиями своего народа и страны
  • Знакомство с героями былин и их подвигами
  • Знакомство с символикой государства, республики, города
  • Приобщение дошкольников к труду (ручному, хозяйственно-бытовому, труду в природе)
  • Семейные экскурсии по городу, микрорайону, посещение отдельных предприятий и помещений, организации фотовыставок и рисунков и другие проекты "Дети-родители"
  • Семейное изучение своей родословной

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении и семье - это процесс формирования сознательного человека, который любит свою Родину, землю, где он родился и рос, который гордится историческими свершениями своего народа, его культурой.

Конспект родительского собрания тема:

«Нравственно - патриотическое воспитание ребенка»

Цель:

обсудить с родителями важность нравственно - патриотического воспитания;

привлечь родителей к данному вопросу;

познакомить родителей с методами и приемами нравственно – патриотического воспитания в семье и ДОУ.

Задачи:

Мотивировать родителей к обсуждению данного вопроса;

Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми и ДОУ по нравственно- патриотическому воспитанию

Обогатить знания и умения родителей в вопросах нравственного воспитания дошкольников;

План мероприятия:

1. Сообщение темы, цели и задач проведения родительского собрания

2. Коллективное обсуждение по теме собрания

3. Принятие решения

Ход мероприятия

1)Подготовительный этап

1. Оформление материалов к выставке по теме собрания.

2. Разработка сценария.

3. Проведение анкетирования родителей на тему «Патриотическое воспитание дошкольников».

4. Оформление текстовых и наглядных материалов к собранию.

2) Организационный этап

Собрание проходит в группе. Анкета для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников».

3)Вступительное слово ведущего

4) Посиделки.

5) Принятие решения.

Воспитатель: «Здравствуйте, уважаемые родители, сегодня мы собрались вместе, для того чтобы поговорить о важности нравственно - патриотического воспитания детей. Недаром народная пословица гласит «Что посеешь, то и пожнешь». Какие семена мы взрастим в сердцах и душах наших детей таких членов нашего общества и получим. Для каждого человека важно иметь твердую почву под ногами быть уверенным в завтрашнем дне. И эта уверенность помогает ему быть успешным и активным. А нравственно - патриотическое воспитание помогает нам дать ребенку эту уверенность, помогает ему делать твердые и верные шаги в будущее.

Так же мы все хорошо знаем поговорку «Иван, родства не помнящий». И кого так принять называть? Да, «Людей беспринципных, неблагодарных, легко забывающих сделанное им добро, и тех, кто не знает и не желает знать своей истории, культуры, своих предков…»

И все мы хотим, чтобы наши дети такими не стали. И сегодня мы с вами обсудим, что же нужно сделать для этого.

Воспитатели осуществляют духовно-нравственное воспитание и развитие детей через организованную детскую деятельность:

1. непосредственно образовательную деятельность (НОД,

2. беседы,

3. тренинги,

4. обыгрывание и придумывание различных игровых ситуаций,

5. тематические встречи,

6. чтение художественной литературы,

7. самостоятельную детскую деятельность:

8. игры по интересам,

9. самостоятельную продуктивную, познавательную, музыкальную деятельность.

Семья в свою очередь - это первая ступень в нравственном воспитании ребенка. В семье ребенок получает первое понятие о любви, уважении, вежливости, взаимопомощи. Именно здесь формируются первые нравственные привычки. Семья – это пример для ребенка. А крепкая семья – это плодотворная почва, для роста высоконравственного человека.

Воспитывая ребенка в семье не нужно делать яркого акцента на патриотизм, просто воспитывайте хорошего доброго человека, мыслящего ясно и позитивно. Читайте вместе хорошие добрые книги о дружбе, люби и взаимопомощи. Обсуждайте с ребенком его, свои и поступки других людей. Уделите ребенку внимание, расскажите о своих взглядах на жизнь.

Посещайте мероприятия, которые дадут ребенку возможность гордиться своей страной. Расскажите истории о вашей семье, о подвигах и трудностях В. О. В и т. д. Так общаясь с ребенком, вы внесете значительный вклад в его нравственно – патриотическое воспитание.

А сейчас я вам предлагаю поиграть.

Первая игра Соревнование «Пословицы о добре»

Цель: Вспомнить и назвать пословицы о доброте, Родине.

Вторая игра «Комплимент». Цель: Вам предлагается записать как можно больше комплиментов своему соседу. Ведь очень важно, чтобы дети слышали комплименты от родителей, воспитателей, сверстников. А взрослые для них – пример.

Уважаемые родители, предлагаю вам ответить на вопросы анкеты о патриотическом воспитании дошкольников. (Текст анкеты прилагается) Анкетирование анонимное и проходит добровольно. Результаты анкетирования помогут нам спланировать нашу работу с детьми, родителями по данному вопросу.

Нашу встречу я хочу завершить стихами:

«Семья - источник радости и счастья,

Любви неиссякаемый родник.

И в ясную погоду, и в ненастье

Хранит семья и ценит жизни миг.

Семья - оплот и сила государства,

Хранящая традиции веков.

В семье ребёнок - главное богатство,

Луч света, как маяк для моряков.

Лучи растут, становятся всё ярче

И люди жадно тянутся на свет.

Душа семьи становится богаче,

Когда царят любовь в ней да совет.

Когда царит взаимопониманье,

Тогда весь мир лежит у ваших ног.

Любовь в семье - основа Мирозданья.

Так пусть хранит все наши семьи Бог!»

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на вопросы нашей анкеты по патриотическому воспитанию дошкольников.

1.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

2.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

3.Ведёте ли вы беседы с ребёнком на нравственно – патриотические

темы?

4.Есть ли в вашей семье ветераны Великой Отечественной войны,

военнослужащие, участники боевых действий в горячих точках?

5. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

6.Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в селе?

7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки? Если нет, то почему?

8. Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?

Спасибо за сотрудничество!

Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о патриотическом воспитании детей.

Родина - не просто слово. Родина – это место, куда человек возвращается с радостью. У каждого Родина своя. Каждый гордиться ею, любит её. У кого-то это душистые луга и белые березы; у кого-то – бескрайние степи, каждой весной покрывающиеся ковром ярко-красных тюльпанов. Кто-то при мыслях о Родине вспоминает море, шум набегающих волн и привкус соли на губах от налетевшего бриза; а кто-то носит в глубине своего сердца белую волшебную вьюгу, хрустящий снег. Родина – детство, когда мы лазили по деревьям, играли в разные игры. Родина – это люди, которых любишь, доверяешь, защищаешь.
Проблема воспитания детей в духе любви к Родине и преданности Отечеству всегда стояла в центре внимания на протяжении всей истории развития человечества. Когда я начинала свою педагогическую деятельность 30 лет назад, молодым специалистам вручали «Наказ молодому учителю». Первым пунктом в нем было: «Самая главная твоя миссия в том, чтобы каждый твой питомец стал Гражданином, верным сыном своей Родины».

Воспитание патриотизма - одно из ведущих направлений всех учебных заведений. О нашей работе я скажу дальше, а сейчас давайте поговорим о воспитании патриотизма в семье.

Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Это обусловлено, во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный микро коллектив, который основывается на самых близких отношениях между супругами, между родителями и детьми. В семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители – мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его природе, своей Родине.

Дети растут, и приходит время, когда они спрашивают, как прожили жизнь дедушка и бабушка, мама и папа. На этот закономерный и серьезный вопрос нельзя не дать ответа, так как в нем – прямой путь к воспитанию чувства патриотизма у сына и дочери, продолжающих дела родителей, своей родословной. «Как жили до ВОВ твои предки?», «Где были в годы войны?», «Как погиб мой прадедушка?». С этими и десятками других вопросов сталкиваются родители. Дети уже имеют свой идеал из книг, кинофильмов, рассказов, воспоминаний ветеранов. Но им, прежде всего, хочется иметь таким идеалом своих самых близких людей – родителей, старших членов семьи. Вот почему и возникают у них бесконечные вопросы о жизни, боевых и трудовых делах своей семьи, ее родословной. Дети хотят сравнивать свой обобщенный идеал с конкретным человеком, который должен быть хоть в чем-то героическим. Они должны знать о жизни и деятельности родителей, родственников, старших. И если те заслуживают, гордиться ими и их делами, подражать им, продолжать их дела, обогащать лучшие семейные традиции.

Все ли родители говорят с детьми о Родине? Все ли родители говорят о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей, о защите ее чести и славы? Может вы думаете, что много об этом говорят в школе. Но в том-то и ценность семейных бесед и разговоров, что проходят они чаще всего в непосредственной и доверительной атмосфере. Именно в такой непринужденной обстановке сердца ребят открыты для патриотических чувств, тогда умное и умелое слово отца или матери о Родине, долге, труде глубоко входит как в сознание, так и в сердце сына или дочери.

Рассказы и беседы-воспоминания о семейной чести, о патриотических делах родителей, размышления над прошлым своей Родины – это хорошие уроки мужества для детей. В то же время это и связь времен, это и передача эстафеты от поколения к поколению. В эти минуты и часы дети чувствуют себя как бы единым целым, неотделимым от своей семьи.

В нашей школе разработана программа «Воспитание патриотизма через искусство». В этом году мы проводили диагностику самоактуализации личности учащихся. Что такое самоактуализация – вы поймете по вопросам.

Определение уровня самоактуализации .

    Чувствуешь ли ты себя нужным? (99,2)

    Чувствуешь ли ты, что с тобой считаются? (88,7)

    Чувствуешь ли свою причастность к жизни школы, свою важность и значимость? (94)

    Получаешь ли ты в школе что-то, чего тебе не достает дома? (95)

    Осознаешь ли ты себя полноценной личностью? (89,8)

    Ощущаешь ли ты себя успешным в учебе? (89,4)

    Устраивают ли тебя твои отношения с учителем? (100)

    Устраивают ли тебя твои отношения с одноклассниками? (96,2)

    Ощущаешь ли ты поддержку со стороны родителей? (99,2)

    Вносишь ли ты свой особый вклад в жизнь класса и школы? (86)

Можно заметить, что процент довольно высокий. Практически 90% учащихся ощущают себя полноценной личностью.

Патриотическое воспитание учащихся осуществляется, прежде всего, в учебном процессе.

Это – включение в репертуар произведений композиторов Казахстана, народных песен и танцев, сочинений региональных композиторов. Изучение традиций народов Казахстана через танец.Изучение особенностей творчества а художников Казахстана, области, района.

Важное значение имеет правильный выбор эффективных форм и методов патриотической работы во внеурочное время. Прежде всего это школьные мероприятия, посвященные государственным праздникам: День Независимости, Наурыз, День Первого Президента, День Языков.

Каждую четверть мы проводим музыкальные гостиные, посвященные творчеству композиторов, истории искусства, творчеству народов Казахстана.

Одним из направлений гражданско-патриотического воспитания является формирование у учащихся умения жить в современном обществе, быть конкурентоспособным, успешным. Поэтому дети принимают участие в огромном количестве конкурсов. Это - конкурс авторской песни, районных конкурсах «Цвети, мой Казахстан», «Когда поют солдаты», «Струны столетий», «В вихре танца», «Дружба народов», «Я рисую Независимый Казахстан», «Алтын казына», «Дорога, открытая в будущее». Областные конкурсы «Тәуелсіз Қазақстаным», «Голоса Востока», «Лад», «Как прекрасен этот мир», «Одаренные дети – будущее Казахстана». Республиканские и Международные конкурсы «Сәлем, Астана», «Куншуак», имени Латифа Хамиди, «Прииртышские напевы», «Көзге Иртыш моннары», «Я нарисую мир», «Дружат дети на планете», «Дети будущего». Огромное количество интернет – конкурсов. Особенно много проводится конкурсов в преддверии юбилейных дат, в которых мы активно принимаем участие.

Важной деятельностью по формированию патриотического самосознания является исследовательская, проектная деятельность учащихся. Вот некоторые темы работ: «Школа искусств – дорога в будущее», «Коллективы г.Шемонаиха, исполняющие инструментальную народную музыку», «Жизненный путь и творчество Ахмета Жубанова», «Орнаменты и узоры народов мира», «Музыка в жизни президента», «Абай – великий сын казахского народа», «Легенды о домбре».

Учащиеся изобразительного отделения организуют выставки «Вместе дружная семья», «Пейзажи родного края», к государственным праздникам, «9 Мая» и многих других.

Наша школа активно сотрудничает с музеями, библиотеками, общественными организациями. Планируется посещение выставок художников Шемонаихинского района, экскурсии в районный и областной музеи и галереи. Так же мы организуем персональные выставки в районном музее не только преподавателей изобразительного отделения, но и учащихся.

Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях, таких, как: уроки доброты и милосердия «Посмотри, кто сидит на скамейке», акции «Помоги птицам зимой», «Любимый цветок – любимой школе». Верность школьным традициям формируется через школьные мероприятия «Первый звонок», «День учителя», «Посвящение в первоклассники», «Выпускной вечер».

Память – важнейшая составляющая патриотического воспитания, она отражает связь поколений, их преемственность. Участие в праздновании 9 Мая, поздравление ветеранов войны и труда воспитывает гордость за боевые достижения народа, уважение к старшим. В школе организована фотовыставка «Отчизны верные сыны» с фотографиями участников ВОВ.

Важное место в жизни детей занимает школа, которая как сложный социальный организм отражает характер, проблемы, противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет профессиональную ориентацию ребенка. В школе оформлены стенды «Школа – дорога в будущее» с фотографиями выпускников, продолжающих обучение в высших учебных заведениях. Так называемая «Лестницы славы», где помещены фотографии победителей Международных конкурсов. Это, конечно, встречи выпускников, концерты студентов музыкальных колледжей и консерваторий, освещение работы в средствах массовой информации, на сайтах в Интернет.

Вот коротко о нашей работе.

1. Направляйте детей в школьные и городские объединения, которые занимаются патриотическим воспитанием.

2. Вместе со своими детьми участвуйте в тех патриотических мероприятиях, которые проводятся в школе и в городе. Интересуйтесь у детей, не нужна ли им помощь в подготовке к мероприятиям. По мере сил помогайте детям.

4. Вместе с детьми посетите памятные места нашего города. Расскажите детям о них, постойте возле памятников, вспомните о тех, кто отдал свои жизни за нашу великую страну, посопереживайте вместе с детьми. Объясните, как себя вести в таких местах.

5. Пройдитесь по улицам родного города. Расскажите детям о тех людях, в честь кого они названы.

6. Вместе с детьми смотрите патриотические художественные фильмы: «Офицеры». «В бой идут одни «старики», «Освобождение» и т п. Обсуждайте их содержание.

7. Ни в коем случае в присутствии своих детей не говорите плохо о своей стране, не обсуждайте отрицательные стороны нашей жизни. Дети ещё многих вещей не понимают и сделают неправильные выводы.

8. Смотрите вместе с детьми научно-популярные передачи о нашей стране, о её природе и культуре. Обсуждайте интересные цифры и факты.

9. Выписывайте газеты и научно-популярные журналы. Приучайте детей их читать. Обсуждайте статьи, показывающие положительные стороны нашей жизни.

10. Изучайте историю страны через историю своей семьи. Выясняйте и изучайте свою родословную.

11. Покупайте детям красочные научно-популярные издания о культуре и истории нашей страны, такие как: «Дворцы и усадьбы», «Наша история: 100 великих имён» и другие. Интересуйтесь, что нового они узнали, читая журналы.

12. Вместе с детьми участвуйте в патриотических праздниках нашего города.

13. Отмечайте дома в семье День батыра, День Победы, День Конституции, День Независимости и другие государственные праздники.

Историю, географию, культуру, литературу своей страны нужно не только знать, но и прочувствовать. Только тогда возникает сопричастность, приближение к ним. Только тогда можно стать настоящим гражданином и патриотом.


Я – гражданин своего государства

Родительское собрание

Поделиться: