Каким должен быть хороший врач? Врач скорой помощи

Итак, идеальный врач:

1. Приходит на работу на час раньше, и вы его всегда можете застать по пути на вашу работу.

2. Уходит с работы на несколько часов позже, и вы его всегда можете застать по пути с вашей работы.

3. В любой момент и в любом месте (на улице, в автобусе, в магазине…) к нему можно обратиться и получить исчерпывающую консультацию.

4. В любое время суток ему можно позвонить и получить исчерпывающую консультацию.

4а. Охотно раздает всем желающим номера своего мобильного и домашнего телефонов со словами: "Звоните в любое время!"

5. В любое время суток можно зайти к нему домой и получить исчерпывающую консультацию.

5а. Всегда бывает дома (если только не на работе!)

6. Работает без отпусков.

6а. Если и берет отпуск, то может прийти на работу по первому Вашему звонку.

7а. Делает это настолько категорически, что ему с определенного времени уже и не предлагают.

8. Готов прийти на работу в любое время суток. Похоже, он никогда не устает и никогда не спит. Впрочем, кого это интересует?

9. Улыбается вам вне зависимости от того, что ему наговорил предыдущий пациент.

10. И вообще — он свой парень. Его похлопаешь по плечу, скажешь: "Док, надо!" — и он все сделает.

11. Одинокий (ведь семья отнимает его время у пациентов).

12. Желательно, чтобы и не тратил время на создание семьи.

13. Желательно — робот. Чтобы не уставал, не спал, не ел, работал от сети или батарейки, не болел и не расстраивался при хамском с ним обращении.

14. С помощью недорогих лекарств (а то и вовсе без них) быстро и навсегда вылечивает любую хворь, сколь долго бы она не развивалась до момента обращения.

15. При назначении лечения в обязательном порядке использует фармакологические познания пациента.

16. При назначении лечения в обязательном порядке использует опыт пациента по применению им народных средств в лечении его знакомых.

17. Обладает рентгеноскопическим зрением и потому не нуждается в дополнительных методах обследования.

18. Не требует обновления инструментария, так как все необходимые инструменты уже встроены при рождении ему в пальцы и обладают способностью к самообновлению, как ногти.

18а. А чтобы врач не использовал такой дар в нерабочее время в своих корыстных целях — оформить это дело в виде съемных перчаток (после работы сдаются под расписку начмеду).

19. В течение любого приема или визита обладает неограниченным запасом времени для выслушивая:

  • накопившихся у пациента политических соображений
  • воспоминаний о юности
  • забавных историй о происшествиях с соседями.

20. Во время беседы не сводит глаз с пациента, благожелательно улыбаясь и вставляя изредка одобрительные междометия, время от времени меряет давление и постоянно контролирует пульс.

21. Никогда не ест, а потому не имеет перерыва даже для принятия пищи, уже не говоря об обеденном перерыве.

22. В силу отсутствия потребности в еде и во сне, а также семьи, живет в больнице.

23. И выбранный Вами врач, и его коллеги не имеют дней рождения и других стоящих отмечания событий.

24. Не нуждается в зарплате. А на кой она ему, если он клятву давал?!

Все люди хотя бы раз, но были в руках врачей. И это норма жизни, ведь в современном мире, мы просто не сможем жить без них и больниц. Врачи руками хирургов спасают жизни, травматологи сращивают кости, акушерки принимают новую жизнь в наш мир. Так или иначе, но мы доверяем врачу свое здоровье, порой жизнь. Но что мы знаем о том человеке которому полагаемся? Порой - ничего! Так какими качествами должен обладать хороший врач, на которого можно рассчитывать ничего о нем не зная?!

Конечно, врач должен любить людей, его работа в их оздоровлении. Он должен быть смелым, ведь именно ему первому идти по вызову больного туда, где вовсю свирепствует губительная эпидемия. Он должен полностью отдаваться работе, быть готовым лечить, не боясь подхватить смертельную болезнь.

Вот простой пример: люди запросто на улице здороваются за руку с другими людьми, голыми руками держатся за поручни в маршрутках и всё потому что никто из них толком не задумываются о том, что и больные СПИДом люди тоже пользуются этими же средствами передвижения. Но если только подсказать им об этом задуматься, то скоро вы их не узнаете. Будут здороваться не снимая перчаток и ни за что не снимут их и в маршрутке, хоть бы сколько самые именитые врачи им не рассказывали, что этот вирус таким образом передаться не может... Так в этом примере шла речь лишь о контакте различных людей, но не как не о лечении. Врач же должен быть настолько хорошо образован, что полностью понимать и осознавать все риски.

Врач – это не просто работа, это призвание. Нужно чтобы доктор обладал уверенностью и спокойствием, ведь когда врач спокоен, больной думает, что все в порядке и это способствует его выздоровлению. Еще врач должен быть очень любознательным и сверх трудолюбивым. Любознательность, ему понадобится в изучении новых методик лечения и знания препаратов, любовь к труду, поможет ему быть всегда готовым помочь больному.

В “Кодексе врачебной этики”, который знаком еще студентам медицинских вузов, говорится о том, что каждый врач обязан сохранить жизнь, облегчать страдания пациента, а так же пытаться сохранить естественные жизненные процессы организма, в любом случае в первую очередь делать все на благо больного.

Из клятвы Гиппократа следует, что доктор не даст никому смертельного средства и не покажет пути подобного замысла. Созвучна с клятвой и Женевская декларация Всемирной медицинской ассоциации, в которой говорится, что врач будет сохранять высокое уважение к своим пациентам и не допустит нарушения законов гуманности.
Но существует «Эвтаназия», противоположная и клятве Гиппократа, и Женевской декларации.

«Эвтаназия» - легкая и безболезненная смерть. Предложил её философ из Англии Фрэнсис Бэкон. Сейчас различают два ее варианта: активную и пассивную эвтаназию, но это тема совершенно другой статьи, мы же сейчас говорим, о качествах врача. Сколько бы не вели в обществе разговоры о «гуманности» прервать муки пациента, врачу в России запрещены абсолютно все виды эвтаназии. Об этом говорит ст. 45 Законодательства РФ об охране здоровья ее граждан, статья - «Запрещение эвтаназии». В ней сказано о том, что медицинскому персоналу категорически запрещается осуществление в любом виде эвтаназии – по просьбе больного о скорейшей его смерти, или какими – либо еще действиями или средствами доступными медицинскому работнику, в том числе прекращением мер по поддержке жизни больного. Так же там говориться, что лицо, сознательно побудившее больного к эвтаназии и (или) то лицо, которое осуществляет ее, несет ответственность в соответствии с уголовным законодательством РФ.
Поскольку врачу ежедневно приходится принимать ответственные решения, он должен твердо стоять и чисто думать, что очень важно так это – человечность.

возьми самое необходимое мне помогло;)

Профессию врача скорой помощи, пожалуй, можно назвать одной из самых сложных и ответственных среди всех медицинских специальностей. Ведь он должен хорошо знать не только теорию, но и в совершенстве владеть многими практическими навыками. Нередко бывают такие ситуации, когда на постановку диагноза у врача скорой помощи есть всего лишь несколько минут и при этом у него нет возможности воспользоваться лабораторными или инструментальными методами диагностики, проконсультироваться со своими коллегами. Поэтому он должен в совершенстве знать такие медицинские специальности как терапию, неврологию, хирургию, гинекологию и акушерство, реаниматологию, быть знакомым с патологией ЛОР-органов и органа зрения.

Какими качествами должен обладать врач скорой помощи?

Исходя из особенностей работы, любому врачу скорой и неотложной помощи должны быть присущи следующие качества:

  • Хорошее физическое и психическое здоровье;
  • Отличная врачебная наблюдательность и логика;
  • Быстрота реакции и умение сохранять спокойствие в любой ситуации;
  • Знание основных неотложных состояний, умение проводить их диагностику и лечение на догоспитальном этапе;
  • Умение находить контакт, как с самим пациентом, так и с его родственниками. Ведь в некоторых случаях консультация врача скорой помощи может потребоваться и им;
  • Скромность, дисциплинированность, порядочность, чистоплотность;
  • Умение поддерживать свой авторитет среди всех сотрудников бригады.

Обязанности врача скорой помощи

Перед началом дежурства врач скорой помощи должен лично принять необходимый медицинский инструментарий, укладку с лекарственными средствами.

В обязанности врача скорой помощи входит и контроль за состоянием всех сотрудников бригады. Если во время дежурства врач заметит у кого-либо из них признаки алкогольного опьянения или нездоровья, то он обязан незамедлительно отстранить их от работы и сообщить об этом заведующему и диспетчеру.

После поступления вызова врач скорой помощи должен уточнить у диспетчера фамилию больного, его возраст и адрес. Выезд осуществляется в течение одной минуты от момента его получения. Во все время выполнения выезда запрещено отключать радиосвязь.

В случае невозможности своевременного выезда на вызов врач скорой помощи обязан немедленно проинформировать об этом диспетчера, что позволяет своевременно передать вызов другой бригаде.

К обязанностям врача скорой помощи относятся:

  • Проведение и оказание грамотной и бесплатной медицинской помощи больным;
  • Транспортировка пострадавших и больных в стационар;
  • Умение правильно оценивать общее состояние больного и выбирать для него наиболее оптимальный способ переноски и транспортировки. Переноска больного на носилках является одним из видов медицинской помощи и, соответственно, является еще одной обязанностью врача скорой помощи;
  • При отказе от госпитализации принять все меры, для того чтобы убедить в ее необходимости как самого пациента, так и его родственников. Если это сделать не удается, то оказать необходимую помощь, внести в карту вызова запись об отказе от госпитализации и сообщить об этом диспетчеру для передачи активного вызова участковому врачу поликлиники;
  • Находясь в пути следования и в случае встречи с несчастным случаем, врач скорой помощи обязан остановить машину, сообщить об этом диспетчеру и приступить к оказанию помощи;
  • При оказании медицинской помощи он должен действовать решительно и быстро, оказывая ее в полном объеме. При необходимости врач скорой помощи имеет право вызвать к больному специализированную бригаду;
  • Консультация врача скорой помощи может быть оказана только в устной форме. Он не имеет права выдавать какие-либо справки или заключения на руки больным, их родственникам или любым должностным лицам.

Личность врача, его индивидуальность – объект пристального внимания общества, предмет общественных дискуссий и изучения в профессиональном поле, в организациях образования, в управляющих здравоохранением структурах. Повышенный интерес к этому вполне обоснован. Несмотря на технологизацию медицинской деятельности, все лучшее оснащение врачей новейшими средствами диагностики и лечения, во главе этого процесса остается человек, врач с его индивидуальностью. Характером, психологическими особенностями. И если спросить любого пациента, с кем бы он предпочел общаться, если бы ему предоставили выбор: с умнейшей диагностической машиной, не дающей сбоев, или с хорошим врачом, - то ответ, наверное, можно предугадать с большой вероятностью. Выбор будет сделан в пользу человеческого общения.

Образ идеального врача каждый пациент рисует себе сам. Но во многом это образ получается одинаковым. Студенты Карагандинской медицинской академии на занятиях по психологии, коммуникативным навыкам отвечают на этот вопрос в большинстве своем одинаково. Врач в их представлении – гуманный, добрый человек, бескорыстный и внимательный, хорошо знающий свою профессию, постоянно совершенствующийся в ней. Студенты наделяют врача такими свойствами характера как принципиальность, целеустремленность, чувство юмора, способность к состраданию. Интересно, что первокурсники говорят в основном о волевых свойствах личности врача. Студенты старших курсов акцентируют внимание на интеллектуальных, когнитивных свойствах личности. В одном из вузов Беларуси проведено исследование, в котором приняли участие студенты медико-профилактического факультета (Дуброва В.П., Елкина И.В., 2004). Качественный анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования, позволил констатировать, что в содержание понятия «идеальный врач» будущие врачи вкладывают характеристики, отражающие специфику профессиональной роли и индивидуально-психологические особенности личности. Эти характеристики относятся к различным сферам психологии личности: эмоционально-волевой, действенно-практической, потребностно-мотивационной, межличностно-социальной, экзистенционально-бытийной, морально-нравственной и когнитивно-познавательной.

Наибольший удельный вес в характеристике идеального врача отводится межличностно-социальной сфереличности (29%), которая обычно включает в себя межличностные обмены информацией, взаимодействия, отношения и т. п.

Будущие врачи отмечают следующие качества идеального врача:

  1. оказание психологической поддержки (23%);
  2. эмпатия, понимание (18,2%);
  3. умение установить терапевтический альянс (13,8%); ,
  4. умение найти подход к любому человеку (12,3%);
  5. коммуникабельность, гибкость в общении (8, 5%);
  6. прекрасные отношения с коллегами, взаимопомощь (7,7%);
  7. открытость, искренность, приветливость (5, 3%);
  8. умение видеть в пациенте личность (4,4%);
  9. умение доступно объяснить пациенту диагноз и способ лечения (3,1%);
  10. уважение со стороны окружающих, авторитет (2,6%);
  11. умение лечить тело и душу (1,1%).

Среди качеств, относящихся к морально-нравственной сфере (21%), включающей морально-нравственные состояния, действия, поступки и свойства личности, наиболее часто студентами отмечаются такие личностные качества, как доброжелательность, интеллигентность, ответственность врача. К действенно-практической сфере (21%) относят проявления человека как деятеля, практически реализующего себя в окружающем мире, и в характеристике идеального врача эта сфера представлена профессиональными умениями. Когнитивно-познавательная сфера (12%) представляется как получение, хранение, узнавание, воспроизведение и преобразование информации, к ней следует относить когнитивно-познавательные состояния, процессы и свойства личности. В представлениях студентов эта сфера наполнена характеристиками, относящимися к профессиональным знаниям идеального врача. В содержание понятия «идеальный врач» студенты включают также профессиональное самосовершенствование, любовь к своей профессии, полную отдачу своей профессии, увлеченность своим делом, ценность и уважение к собственной жизни и здоровью, к жизни и здоровью окружающих. Эти характеристики исследователи относят к потребностно-мотивационной сфере (7,6%), которая включает различные потребности (испытываемые человеком нужды в определенных условиях жизнедеятельности и развития), мотивы (связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности) и направленности. Экзистенционально-бытийная сфера (3%) проявляется в состояниях самоуглубления, переживаниях своей самости, свойствах личности, обусловленных сопричастностью своему бытию в мире. К этой сфере можно отнести следующие выделяемые студентами качества «идеального врача». Нам представляется чрезвычайно важным наблюдение наших коллег из Беларуси над этим аспектом личности врача, который выделили студенты. Несмотря на стремительный век, практичность молодежи, необходимыми чертами личности врача они считают

  • уверенность в себе (31,9%);
  • позитивная Я-концепция (24,5%);
  • автономность и принятие автономии другого (22%);
  • интегральный локус контроля (4,8%);
  • способность к рефлексии (4,8%);
  • обладание яркой индивидуальностью (4,8%);
  • самодостаточность (2,4%);
  • самоуважение (2,4%);
  • высокая самооценка (2,4%), -

то есть те свойства, которые не позволяют врачу быть стопроцентно конформным ради получения выгоды и построения карьеры. Оценит высказывания белорусских студентов и сопоставьте с вашими суждениями. Например: «Идеальный врач должен обладать чувством самоуважения, так как, если человек уважает себя, он будет всегда стремиться быть на высоте». Или: «Врач, самостоятельный в принятии решений и уважающий самостоятельность других людей, понимающий, какое впечатление он оказывает на пациента и обладающий высокой самооценкой, может называться идеальным врачом».

Исследователи отмечают, что определенную роль в понятии «идеальный врач» студенты отвели имиджу медицинского специалиста. По мнению некоторых из них, идеальный врач должен быть мужчиной, что говорит об установке относительно мужчины-врача как носителя деловых качеств. Кроме того, идеальный врач должен быть аккуратным, в белоснежном халате, обладать привлекательной внешностью и приятными манерами, вести здоровый образ жизни, иметь стильную машину, свой дом и отличный заработок. «Мужчина, одетый в дорогой костюм, галстук, дорогую обувь. С аккуратной прической и дорогими часами. Имеющий стильную машину». «Не курящий и малопьющий, всегда в белой рубашке, начищенной обуви и накрахмаленном халате». «Внешний вид врача не должен вызывать отрицательных эмоций у больного. Например, видя длинные ногти у врача, пациент прежде всего думает: «Как же врач оказывает помощь такими руками?» Врач, пропагандирующий чистоту, должен быть в чистом халате и иметь порядок на столе».

Исходя из приведенного исследования, его результатов, наших наблюдений и размышлений, обобщая те высказывания, которые мы получаем на занятиях от студентов КГМА, мы считаем справедливыми выводы авторов о том, что студенты, прежде всего, выделяют межличностно-социальную сферу личности идеального врача. Это обусловлено постулатом медицинской этики, согласно которому профессиональная деятельность врача – это деятельность в сфере общения и одной из сторон успешности данной деятельности является достаточный уровень развития межличностно-социальных качеств, направленных на умение установить терапевтическое сотрудничество с пациентом. Этот постулат служит отправной точкой для общественной оценки успешности врача как специалиста и как личности.

Для будущих специалистов также важно обладание достаточным уровнем знаний и умений, позволяющих переживать собственную ценность как специалиста, чувствовать сопричастность к происходящему. Наличие морально-нравственных, потребностно-мотивационных и эмоционально-волевых качеств позволяет врачу достичь самоактуализации, быть успешным в своей профессиональной деятельности, внести определенный вклад в развитие медицины.

Подводя итог анализу образа идеального врача в представлениях студентов высшей медицинской школы, можно сделать следующие выводы:

1. В содержание образа идеального врача студенты-медики включают индивидуально-психологические особенности личности и особенности профессиональной роли специалиста, относящиеся к следующим сферам личности: межличностно-социальной, морально-нравственной, действенно-практической, когнитивно-познавательной, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, экзистенционально-бытийной.

2. Наибольший удельный вес отводится межличностно-социальной сфере личности. Причем многие из перечисленных студентами качеств говорят о необходимости соблюдения идеальным врачом доктрины информированного согласия, принципов и норм медицинской этики, «Кодекса врачебной этики».

3. Доминирование межличностно-социальной сферы, отражающей особенности взаимодействия врача с пациентом, позволило определить общий эталон идеального врача как «сотрудничающего» и готового к установлению с пациентом в лечебном процессе терапевтического альянса. Мы рассматриваем это обстоятельство как результат усвоения студентами основных положений медицинской этики, методологических основ и теоретических проблем медицинского взаимодействия, основных правил общения в диадах «врач – пациент», «врач – другие медицинские специалисты», «врач – родственники больного».

4. Образ сотрудничающего врача как идеального в представлениях студентов высшей медицинской школы создает условия для формирования профессиональных ценностных ориентации и профессионального самосовершенствования.

Каким должен быть врач?

Страшная черта для врача - равнодушие. Нельзя, писал М.Р.Рокицкий, быть врачом с девяти до пятнадцати. Врач - это круглосуточно, это пожизненно.

При вступлении в отношения «пациент - врач», обе стороны должны руководствоваться рядом принципиально важных моментов. Пациент помимо «хочу, чтобы меня сделали» должен четко представлять: 1. Каким? 2. Зачем? 3. Как? 4. На сколько? (объем вмешательства) 5. Когда? 6. Кто? 7. Цена вопроса? Обе стороны должны найти ответ в процессе общения, порой длительного, прежде чем приступить к вмешательству.

Как правило, вопросов возникает больше у пациента, чем у врача. У стоматолога есть единственный принцип, которым он руководствуется при оказании подобных услуг - не навреди!

Проблемы взаимоотношении врача и пациента, врача и медицинского персонала, пациентов и представителей страховых фирм, врачей и руководителей структур здравоохранения имеют принципиальное значение для повышения эффективности стоматологической помощи.

В ситуации, когда пациент обладает правом выбора лечащего врача, эти проблемы становятся не просто этическими или правовыми, они приобретают ощутимый экономический смысл, что также немаловажно, особенно для начинающих стоматологов - практиков.

С появлением биоэтики нормативная регуляция в стоматологии усложнилась, но, в то же время, появилась возможность с большей степенью уверенности гарантировать пациентам прекрасное обслуживание и эффективное лечение. Контроль этических комитетов за деятельностью лечебных учреждений, работа консультантов по биоэтике, этическое регулирование клинических испытаний - все это позволяет бесконфликтно решать многие вопросы, которые еще недавно требовали юридического вмешательства. Правильно используя этот механизм, можно успешно организовать стоматологическую практику с наибольшей выгодой как для пациентов, так и для врачей, зубных техников, медицинских сестер и администраторов здравоохранения.

Здесь есть и еще одно соображение, которое нельзя не учитывать, когда речь идет о нормативной регуляции в стоматологии. Врач должен быть не только хорошим специалистом, но и образованным человеком. Образованный человек тот, кто может выбрать между хорошим и плохим, правдой и ложью, прекрасным и безобразным, стоящим и бессмысленным.

В то же время, стоматологическая практика не предполагает решения вопросов о жизни и смерти, хотя такие проблемы как трансплантация тканей, клонирование и генная инженерия, имеют к ней непосредственное отношение уже сейчас. Но в том то и важность вопроса, что стоматологические пациенты - это среднестатистические индивиды, которые могут иметь другие соматические нарушения, а могут и не иметь, могут быть психически здоровыми, а могут и не быть, могут быть богатыми и бедными, представлять самые разные профессии, национальности, возраста и религии. Важность применения принципов биоэтики в стоматологии объясняется, в первую очередь, общезначимостью данной сферы медицинского знания и деятельности. Но для того, чтобы нарисовать биоэтический портрет стоматологии как науки и практики, необходимо рассмотреть ее собственную ценностную базу.

Ценности:

с об облегчение и предупреждение интенсивной боли;

с об облегчение и предупреждение менее сильной боли и дискомфорта;

с о сохранение и восстановление функционального состояния челюстно-лицевой области;

с о сохранение и восстановление эстетических параметров внешности пациента;

с о сохранение и восстановление комфортности соматических ощущений пациента.

Все эти ценности важны для стоматолога и пациента, по поводу них существуют определенные профессиональные нормы и, следовательно, вокруг них возникают этические дилеммы стоматологической практики. Хотя, существуют специфические “ценности пациента”, которые зависят от его индивидуальных психофизиологических характеристик и личного опыта, и “ценности врача-стоматолога”, которые связаны с внутренними особенностями его деятельности (например, взаимоотношения со средним и младшим медперсоналом, личная жизнь и т.п.). Все они имеют значение, но для процесса лечения в моральном плане главной является их “область пересечения”, те ценности, которые являются общими для двух взаимодействующих сторон.

Ее структурирование связано с выделением субъекта, объекта и предмета стоматологической деятельности (как теоретической, так и практической). Субъектом выступает представитель стоматологического сообщества (врач, исследователь, техник, администратор, средний медицинский работник, представитель страховой фирма, осуществляющей услуги на стоматологическом рынке, фармацевт, младший медицинский работник - и другие работники в области стоматологии).

Объектом деятельности является пациент, предметом - патология челюстно-лицевой области. Отклонения от нормы могут быть как объективными, так и субъективными - когда нет видимых изменений, но есть ощущения этих изменений у пациента, вопрос в том, насколько правомерны в этом случае врачебные манипуляции. Возможно, в таких ситуациях показана психотерапевтическая, а не стоматологическая помощь.

Выбор врача во многом зависит от его компетенции. Каждый профессионал обязан обновлять и поддерживать специальные знания, необходимые для того, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности. Любой профессионал обязан брать на себя только те обязанности, которые находятся в пределах его компетентности. Поэтому каждому врачу-стоматологу, на практике, требуется делать заключение по поводу того, имеет ли он достаточную компетентность, чтобы ставить пациенту некоторый диагноз или выполнить некоторую процедуру при данном стечении клинических обстоятельств, в особенности, когда она содержит что-то неординарное.

Серьезную этическую проблему представляет и коммуникация стоматологов между собой и с представителями других врачебных специальностей. Каждая профессия имеет нормы, обычно в значительной степени неявные и не сформулированные, относительно правильного взаимоотношения между представителями профессии. Например, врач-стоматолог мог бы относиться к другим врачам стоматологам как к конкурентам на рынке, или как к бенефициариям в монополии, которую даёт им их особое специальное знание на рынке, или другими способами. Каково идеальное отношение между стоматологами и как оно связано с тем фактом, что они являются представителями одной и той же профессии, а не только конкуренты на том же самом рынке?

Как должен поступить врач-стоматолог в отношении плохой работы другого стоматолога, когда обнаруживает её последствия в полости нового пациента или пациента, который обратился за специализированной помощью. Врач-стоматолог, который обнаруживает плохую работу, мог бы информировать о своём мнении пациента или скрыть это от него, а так же исправить плохую работу другого врача. Как и в других профессиях, обязательства перед пациентом обычно получают сложности таких ситуаций.

Практикующий врач-стоматолог, намереваясь внести эстетические коррективы во внешность пациента, не должен сообщать ему о его внешней непривлекательности.

Так же врач-стоматолог не должен манипулировать данными об оплате лечения в условиях наличия различных форм медицинских услуг (страховая медицина, частная медицина, льготное лечение и т.п.)

Отказаться лечить пациента с опасной инфекционной болезнью врач-стоматолог не может, так как это входит в его обязательства.

На приеме с несовершеннолетним пациентом принимать решения относительно стоматологической помощи должен опекун.

Врач-стоматолог и персонал клиники должны постоянно обращать внимание пациента на гигиену полости рта. Работа в этом направлении начинается уже на приеме по получению диагностических записей. Пациент смотрит видеофильм о гигиене полости рта, где в качестве декораций используется обстановка в клинике, ему выдаются инструкции по чистке зубов, использованию флоссов и инструкции по полосканию. Пациентов в подростковом возрасте просят появляться у стоматолога для профилактики как минимум каждые шесть месяцев. Взрослым пациентам рекомендуют делать это с трехмесячными интервалами. Гигиена полости рта пациента должна оцениваться в каждое посещение. Если пациент продолжает недостаточно хорошо чистить зубы, врач еще раз обращает внимание, насколько важна гигиена и каковы последствия плохой гигиены полости рта.

Отношения стоматологов с более широким сообществом влекут за собой обязанности относительно соответствующих стандартов для рекламы товаров и услуг. Стоматологи играют важную роль в усилиях общественного здравоохранения по поддержанию здоровья населения также в отношении серьезных эпидемических болезней, подобно инфекции ВИЧ. Индивидуальные стоматологи и стоматологическая профессия в целом также имени обязательства относительно доступа к стоматологическому обслуживанию для людей с неудовлетворенными стоматологическими потре6ностями. Стоматологи также обязаны проявлять определенную социальную активность в тех случаях, когда вырабатывается политика распределения ресурсов здравоохранения.

В конечном счете, содержание обязательств со стороны профессии - результат диалога между профессией и более широким сообществом, которое доверяет ей и ее членам практически с высокой степенью автономии, включая полномочие саморегулирования. В случае стоматологии, этот диалог часто трудно уловим и носит неформальный характер. Кодексы этики, сформулированные профессиональными организациями, государственные законодательства, касающиеся стоматологической практике, обычно формулируют лишь незначительную часть реального содержания. Общество часто занимает позицию пассивной терпимости, а не активного участия в этом диалоге, поэтому основная нагрузка по формулированию и реализации этической парадигмы профессиональной стоматологической деятельности лежит на самих стоматологах, что существенно затрудняет прогресс биоэтики в стоматологии.

Для исхода лечения исключительно важным является характер отношений, который устанавливается при первом контакте пациента с врачом. Только тот специалист может рассчитывать на успех лечения, который учитывает индивидуальные и личностные особенности больного. Пациент чутко прислушивается к каждому слову врача. Он должен постоянно ощущать оптимизм врача, особенно в критические минуты, это помогает ему уверовать в положительный результат проводимого лечения и преодолевать трудности на пути к выздоровлению.

Особенно важна роль профессиональных стоматологических организаций, которые, выступая от имени профессионального сообщества наиболее авторитетно, заставляют прислушиваться к себе. Следовательно, эти организации имеют приоритет в обсуждении проблем биоэтики в стоматологии и в принятии компетентных решений в этой области. Например, стоматологические организации, типа Американской Стоматологической Ассоциации (АСА) и Американская Коллегия Стоматологов (АКС), всегда были очень активны в отношении этических проблем. В их практике часто имели место проблемы, которые сосредоточили внимание многих стоматологов на моральных обязательствах их профессии.

Поделиться: