Стадии супружеских и семейных отношений. Развитие супружеских отношений

Основные стадии супружеских отношений.

1. Романтизация отношений. На этой фазе возлюбленные находятся в отношениях симбиоза, воспринимают в фигуре партнера только достоинства, смотрят друг на друга «сквозь розовые очки». Отсутствует реальное восприятие себя и другого в супружестве, В случае если мотивация вступления в брак была противоречивой, то многие свойства партнера - психологические, физические и др., которые в начале как бы не замечались, в дальнейшем могут восприниматься гипертрофированно.

2. Индивидуализация стиля супружеских отношений. Формирование правил. В результате переговоров (полных и неполных, явных и скрытых) вырабатываются правила, определяющие - кто, каким образом, и в какой последовательности совершает в семье определенные поступки. Многократно повторяемые правила становятся автоматическими. В результате этого некоторые взаимодействия упрощаются, а некоторые становятся не¬достаточно эффективными.

3. Стабильность/изменяемость. Супруги ежедневно проходят через различные испытания, каждый день отвечая на вопросы: чему отдать предпочтение? повторить то, что уже стало правилом, или попробовать создать новое? Необходимый опыт по автоматизации взаимодействий уже накоплен; наверное, можно успокоиться и отдохнуть? В нормально функционирующих семьях тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. В случае ригидной фиксации правил в семье брак приобретает признаки дисфункционального, отношения становятся стереотипными и монотонными.

4. Фаза экзистенциальной оценки. Супруги подводят итоги совместной жизни, выясняют степень удовлетворенности /неудовлетворенности прожитыми годами, готовятся вместе или порознь к последнему переходу. Основной итог этой фазы - решение вопроса о том, был ли брак подлинным (и желанным, и гармоничным) или случайным.

Любовь как эмоциональный процесс, пессимистический и оптимистический характер воздействия любви на личность. Любовь как особый вид деятельности, проявление активности субъекта. Любовь как предметное чувство, имеющее генезис и свою динамику развития, допускающую смену объекта. Основные компоненты любви (Э.Фромм, Р.Мэй, Р.Стернберг). Стадии онтогенетического развития любви. Сочетание сексуального и эротического в любви мужчины и женщины (З.Фрейд, Э.Берн, Р.Мэй). Особенности юношеской любви. Генезис любви и супружества в контексте особенностей детско-родительских отношений (З. Фрейд, К.Хорни, Э.Фромм). Виды и формы любви (И.С.Кон). Развитие любви как чувства: этапы и стадии (Стендаль, В.С.Соловьёв, П.П.Блонский). Искажения и нарушения чувства любви. Социально-психологический подход к любви.

основные этапы жизни семьи.

1. Период ухаживания - приобретение опыта общения с другим полом, выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним. Для некоторых этот период чрезмерно затягивается. Молодые люди могут избегать вступления в брак по причинам, которые кроются внутри их родительской семьи. Но точно так же они могут стремиться к преждевременному браку, пытаясь освободиться от сковывающих их отношений с родителями. Или не могут заключить брак с любимым человеком (отсутствие достойно оплачиваемой работы, проблема собственного жилья и др.).

2. Заключение брака и фаза без детей. На этой стадии супружеская пара должна установить, что изменилось в их социальном статусе, и определить внешние и внутренние границы семьи: кто из знакомых мужа или жены будет «допущен» в семью и как часто; насколько разрешено пребывание супругов вне семьи без партнера; насколько допустимо вмешательство в брак со стороны родителей супругов. Могут возникнуть социальные, эмоциональные, сексуальные и другие проблемы.

Следует принять изменения в интенсивности чувств, установить психологическую и пространственную дистанции с родителями, приобрести опыт сотрудничества в организации повседневного быта семьи, принять и провести первичное согласование супружеских (семейных) ролей. На этой стадии обсуждаются вопросы карьеры каждого супруга, возможность рождения первого ребенка.

3. Молодая семья с маленькими детьми. Происходит разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам, ограничению общей активности супругов за пределами семьи, недостаточной возможности побыть в одиночестве и т.д.

Супруги переходят к началу реализации родительской функции. Формирование родительской позиции - процесс во многих отношениях переломный, кризисный для обоих родителей, в значительной мере предопределяющий судьбу развития детей в семье, характер детско-родительских отношений и развитие личности самого родителя. Появляются новые роли матери и отца; их родители становятся бабушками и дедушками (прабабушками и прадедушками).

Довольно важной проблемой этого периода может стать проблема самореализации матери, деятельность которой ограничена лишь семьей. У нее могут возникнуть чувства неудовлетворенности и зависти по отношению к активной жизни мужа. Брак может начать разрушаться по мере того, как у жены будут возрастать требования относительно помощи по уходу за ребенком, а у мужа будет возникать чувство, что жена и ребенок мешают его работе и карьере.

4. Семья с детьми-школьниками (семья среднего возраста). Время поступления ребенка в школу часто сопровождается наступлением кризиса в семье. Конфликт между родителями становится более явным, так как продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения. Они впервые переживают тот факт, что ребенок когда-то вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом.

5. Семья зрелого возраста, которую покидают дети. Обычно эта фаза развития семьи соответствует кризису середины жизни супругов. Дети все реже бывают дома, и оказывается, что именно они играли в семье особо важную роль. Возможно, именно посредством детей родители общались друг с другом, либо забота о них и любовь к ним сплачивали супругов. Родители вдруг могут обнаружить, что им не о чем говорить друг с другом. Или неожиданно обостряются старые разногласия и проблемы, решение которых было отложено из-за рождения детей.

В семьях, где имеется только один родитель, он может ощутить уход ребенка как начало одинокой старости. В полных семьях в этот период возрастает число разводов. Чаще наработанные семьей к этому времени стереотипы, как решения проблем, так и ухода от них, становятся неадекватными. Данная стадия характеризуется высокой степенью тревоги. Специфическими для супружеских отношений становятся переживания утраты любви, разочарование, «обесценивание» партнера и снижение чувства субъективной удовлетворенности браком. Супружеские измены, нередкие на этой стадии, отражают стремление супругов пересмотреть итоги жизненного пути и найти новые возможности самореализации через поиск другого партнера, с которым связываются новые жизненные цели и новые возможности личностного роста, установление эмоционально-близких отношений, свободных от прежнего груза ошибок, чувства вины и горечи переживаний.

Поиск другого партнера отражает не столько разочарование в старом, сколько негативное переосмысление жизненных итогов и попытку «начать жизнь с чистого листа». Неадекватность подобного разрешения кризиса середины жизни обусловлена личностной незрелостью и неспособностью к конструктивному разрешению возрастных задач развития на основе мобилизации ресурсов прежней семейной системы.

6. Стареющая семья. На этой стадии старшие члены семьи выходят на пенсию или работают неполный рабочий день. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям

7. Последняя фаза жизненного цикла семьи. В отличие от предшествующих стадий жизненного цикла семьи необходимость изменения ее ролевой структуры определяется неравномерностью процессов старения супругов и утраты их прежних возможностей. Большое значение имеет также фактор прекращения профессиональной деятельности.

Женщины гораздо успешнее и быстрее адаптируются к положению пенсионера. Они обычно сохраняют в семье свой прежний статус хозяйки дома, домоправительницы, организатора ее досуга. Роль мужа в семье достаточно часто ограничивается ролью «кормильца». В случае прекращения трудовой деятельности он утрачивает эту роль и нередко даже ощущает свою невостребованность в семье.

Особенно важную роль на этой стадии жизненного цикла семьи начинает играть ее среднее поколение, от которого зависят эмоциональная поддержка и уход за больными и нуждающимися в помощи пожилыми родителями. Дети бывают вынуждены сменить место работы для разрешения проблем ухода за тяжелобольными родственниками.

Еще одна проблема, характерная для данной стадии, - это вдовство и формирование новой модели жизнедеятельности после утраты супруга.

Повторный брак - достаточно редкое явление в нашем обществе, особенно для женщин, которые значительно чаще мужчин оказываются в положении вдов. Наиболее типичен для них вариант интеграции с семьей детей. Иногда в качестве выхода из создавшейся ситуации, чтобы избавиться от одиночества и иметь возможность удовлетворять потребность в общении с людьми своего поколения, овдовевший супруг, несмотря на преклонный возраст, вступает в новый брак. В подобном случае увеличивается его эмоциональная и физическая дистанция с собственными детьми, вплоть до полного разрыва взаимоотношений.

Некоторый прообраз семьи мы находим у животных, занимающих относительно высокую ступень на эволюционной лестнице развития видов. Системообразующими функциями семьи животных являются репродуктивная и родительская. Условия возникновения семьи у животных можно назвать следующие:

  • цикличность воспроизводства потомства, позволяющая взрослым особям время, свободное от репродукции, использовать для реализации функций родительского ухода;
  • новый образ жизнедеятельности на основе усложнения форм инстинктивного и возрастания роли научения, вследствие чего возникает объективная необходимость времени детства как периода подготовки индивида к «взрослой» жизни;
  • трудности выживания нового поколения, задающие необходимость осуществления родительской опеки, ухода и заботы на протяжении периода достижения зрелости [Кон, 1988].

«Семьи» животных видов различаются по стабильности отношений взрослых партнеров и по характеру реализации родительской функции. Например, у некоторых видов птиц мы наблюдаем переход к моногамной семье, основными функциями которой является репродукция и родительский уход. В такой семье функции родителей - самки и самца - оказываются специфицированы. Зачастую семья имеет сезонный характер и объединение партнеров определяется также и сменой сезонов, диктующих изменение образа жизнедеятельности. Однако было бы неверно, пытаясь проводить параллели и искать сходство между семьями животных и человека, игнорировать их принципиальную несводимость друг к другу, качественные различия самой природы семьи - в одном случае инстинктивно-биологической, а в другом - культурной, социально-исторической.

Детерминантами развития брачно-семейных отношений в истории общества стали потребность рода в сильном жизнестойком потомстве, необходимом для выживания рода, и развитие производительной деятельности с соответствующими.ей хозяйственными производственными отношениями. Можно выделить следующие этапы развития брачно-семейных отношений в истории человечества [Зацепин, 1991]:

  • промискуитет (смешанность, всеобщность) - беспорядочная, социально нерегулируемая связь между полами, характерная для самого раннего этапа развития человеческого общества;
  • эндогамия - добрачная форма сожительства между полами внутри общности, не ограниченная социальными предписаниями;
  • экзогамия - социально регулируемая форма отношений между полами с ограничением сексуальных связей между кровными родственниками. Закрепление экзогамии обусловлено общими закономерностями перехода человечества от инстинктивно-биологического к социальному культурно- историческому типу жизни, а также вытеснения инстинктивно-биологических механизмов регуляции поведения человека и замены их социальными регуляторами (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин). Важным фактором закрепления экзогамных отношений стало рождение жизнеспособного потомства в тех племенах, где практиковались жесткие социальные табу.

На основе экзогамии возникла первая форма брака - групповой дуально-родовой брак. В его рамках мужчины одного рода обладали правом на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода. Субъектом полноправной хозяйственной деятельности, обеспечивающей выживание членов рода, по-прежнему являлся весь род. Воспитание детей также осуществлялось всем родом. Парный брак, пришедший на смену групповому, уже предполагал избирательность и длительность отношений между мужчиной и женщиной рода. Первоначально основой парного брака выступают лишь сексуальные отношения и личная привязанность партнеров. Функции ведения хозяйства и воспитания детей реализуются родовым субъектом, а не супружеской парой. Родство определяется по материнской линии в силу того, что установление биологического отцовства оказывается затруднено. Матриархат как способ организации кровно-родственных отношений в этой ситуации более целесообразен для выполнения важнейшей функции продолжения рода. По мере развития земледелия и роста производительности труда дальнейшее становление семьи происходит в направлении укрепления ее хозяйственной самостоятельности. Возможности родителей самостоятельно прокормить и воспитать детей, возрастание стабильности сексуальных отношений, цементируемых и общими хозяйственными интересами супругов, привели к возникновению моногамной (единобрачной) семьи. Половой диморфизм обусловил усиление роли мужчины как кормильца семьи и возрастание ответственности женщины за воспитание детей. Стабильность брачных отношений обеспечила надежность установления отцовства. Патриархат как форма организации родственных отношений по отцовской линии закономерно пришел на смену матриархальным отношениям, знаменуя поворот к установлению отношений неравенства супругов по типу доминирования - подчинения матери (жены) и главенства отца (мужа) в семье. Развитие отношений частной собственности привело к закреплению моногамной патриархальной семьи как формы регуляции брачно-семейных отношений, наиболее точно отвечающей социальной организации общества.

В рамках патриархальных отношений существуют два типа семьи - моногамная (единобрачная: один муж - одна жена) и полигамная (один муж - несколько жен). Полигамия (многоженство) в настоящее время существует в ограниченном числе стран, в основном мусульманских, где религия регламентирует число жен в семье принципом - «иметь столько жен, сколько может прокормить муж». Истории известен и полиандрический (полиандрия - многомужество) тип семьи, «ядро» которой - женщина занимает более высокое положение, чем ее мужья.

В работах Ф. Ариеса и И.С. Кона дан глубокий и исчерпывающий анализ исторического развития семьи как социокультурного феномена. Весьма примечательно, что ее становление рассматривается в указанных работах, в первую очередь в связи с развитием функции воспитания детей. Согласно традиционной точке зрения трансформация структуры и типа семьи происходит при переходе от феодального к буржуазному обществу и связана с индустриальной революцией, процессами миграции населения из сельской местности в города и возникновением индивидуального родительства как важнейшего канала социализации подрастающего поколения. Следствие этих процессов - переход от расширенных «многоядерных» патриархальных семейных групп к малым нуклеарным семьям, В ходе дальнейшей индустриализации и урбанизации происходит увеличение периода социализации нового поколения и утверждение за семьей статуса института первичной социализации. «Современная» семья, зародившаяся на рубеже XIX-XX вв., обладает рядом специфических особенностей, отражающих общие закономерности и достижения прогрессивного развития общества.

Можно выделить три исторических типа семьи [Голод, 1995]: патриархальный (традиционный), детоцентристский (современный), супружеский (постсовременный).

Патриархальный тип семьи базируется на двух основных принципах: жесткой половозрастной субординации и отсутствии личностной избирательности на всех стадиях жизненного цикла семьи. Патриархальная семья основана на отношениях доминирования - подчинения: авторитарной власти мужа, зависимости жены от мужа и детей от родителей, - абсолютной родительской власти и авторитарной системе воспитания. Отражение патриархального способа организации семейных отношений мы видим, например, в патрилинейной традиции наделять жену при заключении брака фамилией мужа; общепринятости института «сватовства» как способа выбора брачного партнера; «двойной морали» для мужа и жены при определении допустимости добрачных и внебрачных сексуальных отношений. Что касается детско-родительских отношений, то, по словам Н.И. Костомарова, в них царил дух рабства, прикрытый ложной святостью патриархальных отношений.

Детоцентристский тип семьи основан на приоритетности ее воспитательной функции, относительном равноправии супругов, высокой близости отношений как супругов, так и родителей и детей. Личностная интимность, взаимопонимание и доверие становятся ядром отношений мужа и жены. Воспитание детей - главный смысл жизни семьи. Детоцентристская семья - малодетная. Время рождения и количество детей планируется супругами, репродуктивный период ограничивается малым сроком (5-10 лет), ребенок становится в семье желанным и ожидаемым. Родительская любовь и привязанность составляют непременную характеристику детско-родительских отношений. «Ребенку - лучшее» - девиз детоцентристской семьи. Оборотная сторона такой родительской любви - потворствование детским прихотям, «заласкивание» ребенка и чрезмерное следование родительскому долгу, ограничивающее свободное личностное развитие как самого родителя, так и ребенка.

Супружеский тип семьи - новый тип, складывающийся на протяжении последних десятилетий. Это прогрессивный тип семьи, где на первый план выступает забота о развитии каждого из супругов (и детей!) как автономной личности в системе эмоционально насыщенных, интимных, симметричных, содержательно-духовных отношений в семье, где цель воспитания детей уже не доминирует, уступая место ценностям личностного роста и самореализации всех членов семьи. По мнению СИ. Голода , супружеская семья характеризуется двумя отличительными признаками: 1) неинституциональностью характера связи супругов и симметричностью их прав и обязанностей; 2) включением в ценности семьи автономии личности, свободы выбора и уважения права партнера на этот выбор.

Специфика современной семьи определяется по меньшей мере четырьмя особенностями:

1. Особая роль родительства. В древней истории самоценность детей и детства была крайне низкой. Кон приводит в качестве иллюстрации, подтверждающей это положение, периодизацию развития детско-родительских отношений в истории общества, предложенную А. Ллойд-Демозом. С точки зрения автора «психогенной теории истории», можно выделить шесть стадий развития детско-родительских отношений, каждая из которых определяет специфику родительства как института первичной социализации человека: инфантицид, «бросающий» стиль воспитания, амбивалентный, «навязчивый», социализирующий и «помогающий» стили воспитания. Примеры инфантицида , фактически массового детоубийства, мы находим даже в библейских сюжетах- избиение младенцев. В античной Спарте практиковалось «отбраковывание» физически неполноценных детей, которые не могли стать хорошими воинами. В Средние века детей воспитывали вне семьи - отсюда само название родительского стиля воспитания - бросающий . Низшие социальные слои отдавали детей «в люди» - на обучение ремеслам в мастерских за «хлеб насущный»; власть и богатство имущие передавали своих новорожденных кормилицам, отправляли их в монастыри для получения образования, посылали на воспитание к дальним родственникам и друзьям и т.п. Эмоциональная близость и любовь родителей к детям вовсе не считались добродетелью или ценностью. «Домострой», как основное руководство по воспитанию детей того времени, не возлагал на родителей обязанности любить детей, хотя дети и должны были проявлять беспрекословное послушание, уважение и любовь к родителям. Амбивалентный стиль отражал изменение взглядов на воспитание - хотя за ребенком и признавалось наличие души, но сам он метафорически рассматривался «чистой доской», а значит, легкой добычей дьявола. Основным педагогическим методом становилась «лепка» души ребенка по образцу, принимаемому родителями. Навязчивый стиль воспитания, присущий XVIII веку, характеризовался навязчивым стремлением к тотальному контролю в воспитании, когда уже не только поведение, но и сознание ребенка, его внутренний мир становились предметом вмешательства и диктата со стороны родителей. Целью традиционной авторитарной семьи было сохранение во что бы то ни стало образа жизни старшего поколения, стремление «вписать» детей в жесткие рамки существующих ролей, норм и ценностей [Здравомыслова, 1992]. Социализирующий стиль воспитания представляет новую систему воспитания детей, когда главной задачей родителей становится подготовка ребенка к самостоятельной жизни, формирование и закрепление качеств и способностей, необходимых для перехода на новую статусную позицию - взрослого человека. Безусловность родительского авторитета не лишает ребенка возможности выбора и творческого созидания своей судьбы, а выступает условием передачи и сохранения культуры, опыта и традиций предшествующих поколений. Важную роль в этом процессе социализации ребенка наряду с семьей начинают играть детские сообщества, подростковые и юношеские объединения и субкультуры. Помогающий стиль знаменует переход родителей на принципиально новую, гуманистическую позицию в вопросах воспитаний. Отношение родителей к ребенку преобразуется в отношение к равноправной личности, заслуживающей уважение и право на свободный выбор собственного жизненного пути. Коренная перестройка социального предназначения воспитания и смысла родительства является завоеванием второй половины XX в., когда особое значение в детско-родительских отношениях приобретают эмоциональная и духовная близость, эмпатия, а родительская любовь становится приоритетной ценностью семейной жизни. Воспитание преобразуется в диалогический процесс, в котором оба субъекта общения равноправны и не только родители «учат детей», но и родители «учатся» вместе с детьми и у детей [Петровская, Спиваковская, 1983].

В современном обществе в условиях, когда период детства удлиняется, именно на родителей возлагается ответственность за воспитание и обучение детей. Правовую, материальную и морально-нравственную ответственность за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статуса взрослого члена общества - до окончания школы, а в определенных аспектах - и до завершения высшего образования.

2. Основой супружеского союза являются любовь, эмоциональное принятие и поддержка. Еще в XIX в. любовь считали желательным, но отнюдь не непременным условием заключения семейного союза и жили по принципу «стерпится - слюбится», соглашаясь с тем, что «браки заключаются на небесах». Сегодня супруги рассматривают семью без любви как величайшее несчастье, личностную нереализованность и, не желая мириться с этим, готовы - еще одна крайность - разорвать семейные узы даже при относительно благополучном функционировании семьи и наличии детей. Интересно, что в значительном числе случаев инициаторами расторжения брака теперь становятся женщины, хотя именно для женщин вероятность заключения повторного брака относительно мала.

3. Семейная система является достаточно открытой - в современном обществе легко вступить в брак, но так же легко и развестись. Правовые, этические, религиозные, социально-психологические барьеры для расторжения брака сведены сегодня к минимуму. Супруги вправе свободно определять дальнейшую судьбу своей семьи, исходя из приоритетной для них системы ценностей. Возрастают свобода и ответственность личности за принятие решения о создании и сохранении семьи, судьба семьи в полной мере начинает определяться личностным выбором каждого из супругов.

4. Современная семья изменилась и по составу - произошел переход от расширенной семьи к нуклеарной. Нуклеарная семья - родители и дети - становится наиболее типичным вариантом семейной системы. Вместе с тем в ряде регионов России по-прежнему сохраняется преобладание расширенной семьи. Расширенная (многопоколенная) семья включает не только супругов и их детей, но и прародителей, а также других родственников. Конкретные границы расширенной семьи определяются в основном этническими и культуральными особенностями. На фоне доминирования нуклеарного типа семьи у нас нередко встречаются «территориально расширенные» семьи. Как правило, у молодых супругов еще нет своей жилплощади, они еще не приобрели финансовой самостоятельности, проживают в одной квартире с родителями и в значительной мере полагаются на их помощь.

Можно выделить ряд тенденций в развитии семьи, отчетливо проявившихся в последние десятилетия:

  • переход от многоядерных расширенных семей традиционного (патриархального) типа к нуклеарным семьям;
  • снижение рождаемости - характерная особенность российского общества конца XX в. Если в 1985 г. на 1000 человек населения в России приходилось 16,6 рождения, то в 1995 г. - лишь 9,3. Отметим, что на протяжении последнего десятилетия уровень рождаемости практически остается неизменным [Ганичева, 2002]. Переход от многодетной к малодетной семье в современном обществе обусловлен включением женщин в его производственную сферу; особенностями профессиональной деятельности супругов, в частности ее высокотехнологичностью; ценностными ориентациями и социально-экономическими условиями жизни современной семьи. Причинами снижения рождаемости в России являются экономическая нестабильность общества; низкий уровень социальных гарантий для молодых семей; слабая социальная защищенность детей и подростков; реальное возрастание как «цены образования» так и удельного веса платного сектора образовательных услуг; неудовлетворительный уровень здравоохранения, в первую очередь охраны здоровья матери и ребенка; низкий престиж материнства. Таким образом, в семье на одного ребенка зачастую приходится четверо прародителей - бабушек и дедушек. Это обстоятельство сдвигает «центр тяжести» забот семьи - родителям приходится заботиться о собственных пожилых родителях. Особенностью положения семьи в нашей стране является также взаимность помощи и забот в семье: бабушки и дедушки-пенсионеры помогают работающим детям в воспитании внуков, ведении хозяйства и т.д.;
  • диспропорция в продолжительности жизни мужчин и женщин. В пожилом возрасте и старости наблюдается значительное преобладание женского населения, много вдов, обремененных особой психологической проблемой - как пережить утрату супруга и самоопределиться в новых условиях. В нашем обществе такое самоопределение нередко лежит в плоскости утверждения бабушки в новой роли - «незаменимого члена семьи» своих детей, неформального главы семьи, основного воспитателя внуков, организатора быта, «домоправительницы», хозяйки дома и т.д. Подобная экспансия прародителя в отношении семейных ролей, традиционно исполняемых самими супругами, приводит к размыванию границ семейной системы (или подсистем семьи) и нарушению ролевого функционирования семьи;
  • увеличение числа разводов. Полная психологическая реабилитация личности и преодоление негативных эмоциональных последствий развода констатируется лишь спустя 1 -3 года;
  • возрастание числа детей, воспитывающихся без семьи или в условиях депривации общения с родителями и близкими взрослыми (сироты, воспитанники интернатов, круглосуточных детских садов, беспризорники и т.д.). Эта тенденция характерна для российского общества, а также для стран с низким жизненным уровнем, переживающих значительные социальные потрясения, войны, перевороты, революции;
  • демократизация и эгалитаризация отношений в семье, прежде всего в супружеских отношениях, переход от жесткой фиксации ролей к взаимозаменяемости супругов, партнерству, помощи и взаимной поддержке;
  • возрастание числа несовершеннолетних родителей - подростковое родительство. В ряде стран, например в США, государством и общественными организациями оказывается значительная социальная и психологическая поддержка беременным школьницам и матерям-подросткам. В России предпринимаются только первые шаги по созданию социальной и психологической службы помощи несовершеннолетним родителям. В силу этого у нас много «отказных детей», т.е. детей, от ответственности за воспитание которых матери отказываются еще в родильных домах;
  • рост числа преступлений на семейно-бытовой почве. Акты насилия и агрессии в семье перестают быть экстраординарными явлениями, часто превращаясь в ужасающую реальность повседневного существования семьи. Проблема насилия в семье, особенно насилия родителей в отношении ребенка, привела к появлению в англоязычной литературе термина child abused - ребенок, подвергшийся жестокому обращению. Вопрос о том, что именно включать в содержание понятия «жестокое обращение», остается открытым. В зависимости от степени благополучия общества психологи предлагают причислять к жестокому обращению широкий спектр проявлений родительского поведения: от прямой физической агрессии, сексуального насилия, неудовлетворения основных жизненных (витальных) потребностей ребенка до холодного к нему отношения, недостатка эмоциональной близости и привязанности. В последнем случае возникает дискуссионный вопрос о том, является ли отсутствие любви родителя к ребенку актом насилия? Известно, что родитель, не испытывающий любви к ребенку, зачастую сам глубоко страдает от чувства вины, сознания своей «ущербности и неполноценности» и сам, в полной мере являясь жертвой собственной «нелюбви» к ребенку, нуждается в психологической помощи и поддержке;
  • увеличение числа бездетных семей, в которых статус «семья без детей» - сознательный выбор супругов. Нередко их отложенное решение иметь детей, обусловленное задачами завершения профессионального образования, осуществления карьеры, трудным финансово-экономическим положением семьи или жилищными проблемами, перерастает в окончательное решение жить без детей, «ради себя», что в итоге приводит к осознанию недостаточной самореализованности и глубокому личностному кризису. Совершенно иные проблемы вынуждены решать супруги, в силу медицинских причин не имеющие возможности иметь детей, - проблемы длительного и далеко не всегда эффективного лечения от бесплодия, усыновления, воспитания приемных детей. Отметим, что развитие репродуктивной медицины в значительной степени способствует решению таких проблем;
  • наконец, тенденция, не столь явно пока еще выраженная в российском обществе, но все более и более набирающая силу, - это появление так называемых «двухкарьерных» семей, т.е. семей, где оба супруга, а не только муж, как в традиционной семье, ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации. В таких семьях особое значение приобретают характер распределении ролей и власти в семье, вопрос о лидерстве, демократизм и взаимозаменяемость, общность семейных и личностных ценностей, наличие ресурсов поддержки семьи в воспитании детей, реализации хозяйственно-бытовой функции семьи и т.д.

Основные особенности российской семьи заключаются в том, что она, как правило, является не нуклеарной, а трехпоколенной, тяготея к традиционному типу, где материально-экономическая и психологическая зависимость членов семьи друг от друга очень велика. Причиной преобразования нуклеарной семьи в большую трехпоколенную зачастую становится необходимость совместного проживания в одной квартире, когда молодая семья оказывается финансово неспособной самостоятельно «потянуть» покупку или аренду жилья. Такое положение чревато спутанностью семейных ролей, снижением эффективности семейного функционирования, ростом конфликтности, семейной тревоги и эмоциональной напряженности. Примером неадекватного распределения ролей может служить хорошо знакомая всем ситуация с бабушкой, принявшей на себя всю полноту ролевой ответственности матери и по сути являющейся «функциональной мамой». Сама же мама выполняет в семье функцию старшей сестры ребенка. Нередко это находит отражение в таком симптоме, как называние ребенком матери и отца по именам вместо конвенциональных «мама» и «папа», приводит к искажению формирования привязанности в детском возрасте, конкуренции и конфликтности в подростковом.

Опыт семейного консультирования позволяет выделить следующие психологические особенности российских семей [Эйдемиллер, Юстицкис, 1999; Уголева, 2001]:

  • высокая степень материальной, психологической, эмоциональной зависимости членов семьи друг от друга;
  • спутанность семейных ролей, их недостаточная дифференцированность и согласованность;
  • дистанцированность и низкая эмоциональная включенность мужа в жизнь семьи;
  • борьба за власть между поколениями вследствие совместного проживания и неясности границ семейной системы.

Наряду с объективно существующими тенденциями в развитии семьи, отражающими необходимость пересмотра роли женщины в современном обществе, учета ее вклада в совокупную общественную практику, демографических изменений и прогрессивного развития культурных норм и ценностей в отношении личности и общения, существует мифологизация семьи и процессов ее развития. «Мифы» о семье, стойкие в общественном сознании, искажают и неадекватно интерпретируют происходящие изменения в семье как социокультурном институте, приводят к ее обесцениванию и в силу этого представляют известную помеху для создания и функционирования гармоничной семьи. Наиболее распространенными, обусловленными временной дестабилизацией семьи являются мифы о «крушении семьи как социального института», о «вырождении настоящих мужчин» [Обозова, 1984] и о «маскулинизации женщин».

«Семья изжила себя как социальный институт» - миф о крушении семьи основан на фактах постепенной передачи семьей своих функций другим социальным институтам и возрастающей эффективности реализации семейных функций каждым из супругов в отдельности, независимо друг от друга. Действительно, хозяйственно-бытовая функция теперь может с успехом осуществляться самостоятельно каждым из супругов, воспитательная реализуется матерями (реже отцами) с помощью системы общественного воспитания, а если повезет, то и с реальным участием прародителей; исчезло табу на свободные сексуальные отношения, и супруг или супруга перестают быть единственным сексуальным партнером друг для друга; духовное общение реализуется в кругу коллег по профессии и единомышленников, и даже репродуктивная функция может быть с успехом реализована без участия супруга путем искусственного зачатия или привлечения «матери»-донора. Кажется, нет ни одной функции семьи, которая не могла бы реализоваться вне супружеского союза, с другими партнерами. Печальная статистика разводов, увеличение числа людей зрелого возраста, не вступающих в брак, дают основания сторонникам теории крушения семьи строить мрачные прогнозы об исчезновении семьи как социального института. В противовес семье предлагаются другие формы отношений между партнерами - так называемый «свободный союз» - гражданский брак или вариант «воскресного папы». Однако за последние годы наметился явный, безусловно положительный сдвиг в пользу выбора семьи как формы партнерского союза, оптимальной для обеспечения необходимых условий личностного роста и саморазвития. Ценность семьи, ее рейтинг определенно растет.

Два других мифа питаются из одного источника, тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга. «Настоящие мужчины перевелись», - утверждают представительницы прекрасной половины человечества. «Женщины уже больше не женщины, это скорее мужчины в юбках - ни нежности, ни терпимости, ни заботы», - не остаются в долгу представители сильного пола. Укрепляет это расхожее мнение новый образ моды - unisex - в одежде, прическе, поведении, образе жизни, привычках и пристрастиях, принципиально не делающий различий между мужчинами и женщинами, юношами и девушками. Причиной рождения мифов о стирании граней между представителями полов является неадекватное противопоставление маскулинности и фемининности, вплоть до их прямой противоположности. В действительности же «чисто фемининных» или «чисто маскулинных» типов личности не существует. Личность андрогинна, в различных пропорциях она сочетает фемининные и маскулинные качества. Современная женщина, расширяя границы традиционно отведенного ей социального пространства и утверждая себя в новых социальных ролях, заставляет общество пересмотреть прежнюю систему представлений о ее «предназначении и уделе».

В.Н. Дружинин считает наиболее ярким проявлением краха нормальной семьи - т.е. семьи, в которой ответственность за ее благополучие несет отец (муж), - утрату мужчинами социальных и экономических возможностей обеспечивать семью, реализуя всю полноту ответственности, и воспитывать детей. Проблема отцовства, продолжающаяся практика отчуждения отца от воспитания детей, требует своего немедленного и кардинального решения. Вместе с тем было бы неверно ассоциировать эти действительно тревожные тенденции с крахом семьи как социального института.

Мифы об упадке и крушении семьи отражают неспособность определенных слоев общества увидеть за негативными внешними симптомами изменения жизни семьи собственно происходящие изменения - формирование качественно новых отношений в рамках института семьи, обусловленных изменением места и роли женщины в производстве и обществе, отношений, основанных на уважении права каждого из супругов на индивидуацию и полную личностную самореализацию в профессиональной и общественной жизни. Развитие семьи переживает на данном историческом этапе кризис, разрешение которого обусловит рождение нового типа семьи - с новой функционально-иерархической структурой и качественно иными отношениями между супругами.

Современная семья в различных вариантах своей жизнедеятельности обнаруживает негативную симптоматику кризиса, послужившую основанием для создания мифа о «крахе» семьи. Примерами таких «отклонений» в функционировании семьи, не выходящих тем не менее за пределы социальной «нормы» ее существования как социального института, могут служить следующие наблюдаемые явления. В достаточно большом числе случаев семейного бюджета как такового не существует, супруги осуществляют срои расходы врозь, каждый соответственно собственным доходам. Общего «семейного кошелька» нет, хотя финансовая помощь более обеспеченного супруга менее обеспеченному практикуется точно так же, как и целевое выделение денег на воспитание ребенка. Еще один пример - «отложенное» на неопределенное время родительство или семья без детей, где важнейшая семейная функция оказывается невостребованной. Наконец, примером «нестандартной» модели семьи, отвергающей важнейшую семейную функцию - сексуально-эротическую, может быть так называемая «открытая» семья, т.е. семья с неопределенными, размытыми границами семейной системы, где отсутствует запрет на внебрачные сексуальные связи и есть признанные супругами любовники и любовницы. Очевидно, что в этом случае супружеская измена носит ординарный характер, и потому внебрачные связи изменой в семье не считаются и не являются ни причиной для развода, ни даже поводом для семейных конфликтов. Развитие репродуктологии позволяет супругам в отдельности успешно решать и другую традиционно важную функцию семьи - функцию продолжения рода. Вышесказанное подводит к выводу о том, что если из функций семьи «вычесть» все перечисленные, то основу ее жизнедеятельности составят функция эмоциональной поддержки и принятия, а также функции воспитания детей, конечно при условии их наличия в семье. Именно эти две функции и определят, по всей вероятности, специфику семьи ближайшего будущего.

Несмотря на то, что количество пар, живущих в гражданском браке, с каждым годом увеличивается, желающих узаконить свои отношения хватает. Почему одни влюбленные создают семьи, растят детей и вместе преодолевают трудности, а другие разочаровываются друг в друге и разводятся? Дело в том, что не всем под силу преодолеть этапы развития семейных отношений. Тысячи людей не могут смириться с переменами чувств, они не понимают, что любовь не ушла, она приобрела новую форму.

Какие бывают этапы развития семейных отношений?

Этап первый. Влюбленность, встречи, ожидания и расставания, нежность, страсть, романтика Так бурно начинаются отношения. Влюбленные не представляют жизнь друг без друга, считают минуты до назначенного свидания. Жизнь после свадьбы меняется: появляются обязанности, выдвигаются обоюдные требования. Начало семейной жизни может сопровождаться неуверенностью в правильности выбора. В период встреч мы боготворим друг друга, видим достоинства, а недостатки стараемся не замечать. В семейной жизни все по-другому. Находясь под одной крышей, становятся заметными все промахи в поступках и издержки характера. Некогда бывшая снисходительность меняется на раздражение и гнев. Этот этап можно назвать «ПРИТИРКОЙ». Супруги узнают друг друга с нового ракурса и стараются как-то вместе сосуществовать. Женщина расслабляется, теряет «лоск», она замужем, программа минимум выполнена. Мужчина становится менее внимательным, женщина в его собственности, можно взять передышку. Изменения в худшую сторону становятся заметными, начинаются упреки и ссоры. Чтобы с достоинством пережить этот этап, нужно оставить партнеру собственной пространство и не пытаться его переделать.

Этап второй. Супруги «обтёрлись» , узнали положительные и отрицательные стороны друг друга, научились жить на одной территории. Сексуальная жизнь стала менее эмоциональной, уже не устраиваются скандалы по пустякам, в отношениях появляется некая сдержанность. Пара понимает, что семейная жизнь – это не только праздник, это еще и сложности. Оба партнера успели хорошо узнать свою вторую половину, с одной стороны это замечательно, а с другой… Чувство непредсказуемости ушло, мы предсказываем наперед поведение любимого человека. Те фразы или действия, которые нравились раньше, теперь раздражают. Муж и жена могут передвигаться по квартире и часами не замечать один другого, они не против проводить досуг раздельно. Появляется желание задержаться на работе или у друзьей. Если ситуация усугубляется, один из партнеров может предложить пожить раздельно. Дальше может развиваться два сценария. Один заканчивается страстным примирением, другой – разводом. Чтобы не осуществился сценарий под номером два, нужно понимать, что предпосылок к разводу нет, супруги просто устали друг от друга. Необходимо внести новизну в отношения: отправиться в путешествие, разнообразить сексуальную жизнь, сменить имидж, устраивать романтические прогулки и т. д.

Этап третий. Осознанный этап семейной жизни . Оба партнера успели понять, насколько важно сберечь семью. Они научились дорожить отношениями и теперь не ругаются из-за мелочей. Разногласия быстро забываются, супруги научились друг другу уступать. На третьем этапе между мужчиной и женщиной появляется связь на психологическом уровне, они очень сблизились и не представляют свою жизнь без своего спутника. Они срослись в одно целое.

Этап четвёртый — Этап взаимного уважения . Супруги стараются не расстраивать друг друга, подстроились под чужие интересы. Вместе они пережили много радостей и невзгод, время сделало их друзьями. Пара отдает предпочтение общению с близкими людьми. К сожалению, на этом этапе секс становится редким и однообразным, это единственный подводный камень этого периода.

Этап пятый – Настоящая любов ь . Дети выращены, пара живет друг для друга. Если в молодости они любили друг друга за красоту, сексуальность и другие достоинства, теперь они любят душой. Прежде, чем вы достигнете такого «высшего пилотажа», придется съесть не один пуд соли, выстоять ураганы, пережить тайфуны семейных испытаний.

1. Стадия добрачных отношений

Продолжительность в среднем около 9-12 месяцев. Влюбленность включает изменение психич. ф-ций.
Характеристики: состояние эйфории, доминирующие, а иногда и сверхценные идеи любовного содержания, усиление полового влечения, представление действительности в розовом свете, игнорирование недостатков партнера. Примерно через 9 месяцев эйфория спадает, отношение друг к другу становится более критичным, замечаются недостатки, на которые раньше закрывали глаза. При этом нередко отношения прерываются. Но если за это время люди стали очень близки и дороги друг другу, поняли, что жить не могут друг без друга, они решают вступить в брак, чтобы укрепить отношения. Бывают и случаи, что женщина может забеременеть, и это часто служит толчком для вступления в брак, но такой холон болезненен.. Часто в такой ситуации ребенок просто является средством решения личных проблем, а ценности для матери не представляет. Безусловно, это сказывается и в дальнейшем: имеется непринятие малыша матерью, трудности с воспитанием, неразвитость родительских чувств.
В целом, мужчину и женщину объединяет борьба за счастье. Они либо женятся, либо создают конкубинат (сожительствуют без регистрации). Надо сказать, что в конкубинате тревожность выше, чем в официальном браке. Экзистенциальная функциция не удовлетворена. В обычном браке кризис середины жизни наступает сперва у Мужчины, а в конкубинате - у Женщины (я не состоялась как Женщина, я еще не мать).

2. Стадия конфронтации

Молодожены начинают жить вместе. В семейной терапии началом существования семьи принято считать тот момент, когда двое взрослых, мужчина и женщина, объединяются, чтобы создать семью. Они надеются, что эйфория вернется. Происходит крушение надежд. Портятся отношения. Каждый супруг уже имеет опыт супружеских отношений (родительский), и он им очень мешает. Каждый из новых партнеров имеет определенный набор ценностей и ожиданий, как осознанных, так и бессознательных, начиная с ценностей, связанных с самоопределением, и кончая тем, следует ли по утрам завтракать. Чтобы сделать возможной совместную жизнь, эти два набора ценностей со временем должны быть приведены в соответствие, партнеры должны притираться друг к другу. То, в какой степени отличаются ожидания от реальности, определяет уровень конфликтности отношений. Каждый из супругов должен отказаться от части своих идей и склонностей, теряя индивидуальность, но приобретая чувство принадлежности к семье. В ходе этого процесса формируется новая система.

Семейные отношения очень многосторонни. "Домашнее хозяйство, досуг, эмоцио¬нальные взаимоотношения, сексуально-эротическая сфера жизни семьи — все они теснейшим образом взаимосвязаны. Любая попытка внести более или менее значительное изменение в одну из них вызывает «цепную реакцию» изменений во всех других. В силу этой особенности семьи от семейной травмы «труднее уйти», т. е. у члена семьи при попытке избежать травматизацни возникает больше сложностей"

При этом постепенно возникают некие стереотипы взаимодействия, которые обычно не осознаются как таковые. Они есть, они не замечаются, но они необходимы. Многие из них вырабатываются почти без всяких усилий. Например, если оба супруга происходят из патриархальных семей, они могут считать само собой разумеющимся, что заниматься мытьем посуды должна женщина. Другие стереотипы взаимодействия представляют собой результат словесной договоренности: “Сегодня твоя очередь готовить”. В любом случае установившиеся стереотипы определяют, как каждый из супругов воспринимает себя самого и своего партнера в супружеском контексте. Если поведение отличается от ставшего привычным, то это вызывает обиду. Любое отклонение создает ощущение предательства, даже если ни тот, ни другой партнер не осознает, в чем дело.

Часто родители давят на молодоженов, навязывая им свои взгляды на семейную жизнь. Супружеская пара требует интима, поэтому нужно жить отдельно от родителей. Если молодожены живут вместе с родителями, стадия конфронтации проходит очень болезненно.
Супруги ругаются из-за мелочей. Например, из-за того, кто будет выносить мусор. Все это неизбежно, и в конечном итоге при естественном развитии событий эта стадия должна переходить в следующую. Часто конфликты на этой стадии приводят к разводу.
В период конфронтации наступает сексуальная дисгармония. Теперь у молодоженов может не возникать сексуальное желание одновременно, в отличие от тех времен, когда оно возникало "тогда, когда можно, а не тогда, когда хочешь".

Если супруги не могут быть вместе и порознь тоже не могут, они часто принимают неправильное решение - завести ребенка. Такая беременность - тревожная. Беременность ухудшает состояние на этой стадии ("Я беременна, ничего не хочу, мне плохо…") Когда ребенок рождается, становится еще хуже. Все внимание женщина теперь уделяет ему. Муж же компенсирует это такими нехитрыми способами, как любовница, алкоголь, игра, трудоголизм, хобби. Отношения становятся все хуже и хуже.
Муж начинает ревновать к ребенку, особенно, если он - мальчик. Но в три года, когда малыш говорит "Я сам", его мать хочет опять к мужу, но не тут-то было! Там - все та же компенсация. И теперь внимания не хватает уже жене. Такие конфликты чаще всего приводят к разводам. По статистике, больше всего разводов приходится на возраст ребенка 3 года.
Однако трения неизбежны всегда, и система вынуждена адаптироваться, чтобы соответствовать изменившимся требованиям контекста. И рано или поздно возникает структура, которая становится основой супружеских взаимоотношений.

3. Стадия компромиссов

Окончание противостояния. Это может происходить постепенно, а может стремительно. Люди понимают, что "если я хочу быть с этим человеком, то нужно принять его". Они понимают, что не могут друг без друга и вырабатывают компромисс. Страх потерять супруга заставляет идти на уступки, принимать его таким, какой он есть на самом деле, менять себя, а не партнера. Путем все того же компромисса утверждаются семейные роли, права и обязанности каждого из супругов. Теперь они больше понимают, ценят и уважают друг друга. Наконец-то оставлены попытки создать копию родительской семьи. Супруги строят новую, свою семью, со своими традициями, обычаями, вкусами, ритуалами. Чем больше у пары есть своих собственных законов и традиций, регламентирующих их жизнь, тем теплее отношения в семье, тем меньше тревоги.

Начинается взросление семьи, укрепление ее внешних границ от внешних посягательств. Важной задачей супружеской подсистемы является выработка границ, которые ограждают каждого из супругов, оставляя ему территорию, необходимую для удовлетворения собственных психологических потребностей без вмешательства родственников, детей и других членов семьи. Адекватность таких границ - один из важнейших аспектов жизнеспособности семейной структуры.

Партнеры в супружеском холоне оказывают друг другу поддержку при взаимодействии с внешним миром, таким образом он становиться для них тихой гаванью, где можно укрыться от внешних стрессов. Если правила этой подсистемы сильно противоречат опыту, приобретенному каждым из супругов во взаимодействиях вне семьи, то получится, что полное разностороннее проявление своего “я” будет для них возможно лишь по отдельности друг от друга. В таком случае супружеская подсистема обедняется и наконец перестает быть источником обоих супругов. Если такое положение сохраняется, супруги могут оказаться вынужденными демонтировать систему. Супруги должны поддерживать друг друга.

Рождение ребенка в этой стадии очень отличается от предыдущей. Здесь люди "беременны вместе". Новорожденный в такой семье желанен, любим. Теперь он является самостоятельной ценностью, а не средством манипуляции, позволяющее решать какие-то личные проблемы, как на предыдущей стадии. Когда люди испытывают друг к другу любовь, благодарность, нежность, самые теплые чувства - все это передается их младенцу, и ему тоже хорошо. Отец не чувствует себя лишним и принимает активное участие в воспитании малыша, он также, как и мать, устанавливает ранний диалог с ребенком.

Советы при «комплексе Лая» (когда отец ревнует жену к сыну):

  • отцу уважать мнение сына
  • пусть любят мать вместе


4. Стадия зрелого супружеского холона

Эта стадия длится очень долго. Роли каждого из супругов в семье устаканились, Установлен конкретный режим жизни.

Характеристики: стабильность и все особенности, характерные для заключительного этапа предыдущей стадии. Через некоторое время после рождения ребенка, который приносит столько радости, у супругов возникает желание иметь еще одного ребенка. Это тоже благоприятная стадия для рождения детей (формирование раннего диалога младенца с родителями, гармоничное воспитание обеспечены).

5. Стадия кризиса середины жизни (экспериментирования с независимостью)

Эта стадия совпадает с кризисом середины жизни одного из супругов (или обоих). Присутствует страх смерти. Происходит переоценка ценностей. Дети подросли, отношения превратились в рутину. Человек боится, что всю оставшуюся жизнь будет выполнять уже так надоевшие семейные и служебные обязанности. Возникают попытки что-то исправить, поменять. Например, стиль жизни, профессию, семью (вернуться к своей "первой любви" или найти более молодого партнера).
Это в меньшей степени связано с сексуальными отношениями, а в большей - с тем, что партнер не ценит и не гордится им/ей.
Здесь существует два варианта дальнейшего развития событий. Либо супруг(а) понимает, что с любимым человеком происходит неладное и помогает ему справиться с кризисом. Важно повышать самооценку супруга(и), хвалить его/ее. Либо возникает реальная угроза разрыва. Попытка предотвратить его с помощью беременности и родов к успеху почти никогда не приводят.
Существует такое понятие, как "фальшивая замена" - Человек уходит к новому партнеру, который как две капли воды похож на предыдущего. Это значит, что, возможно, с прошлым партнером было хорошо.
Эта стадия часто заканчивается возвратом к партнеру. Это - положительный исход.
Но кризис середины жизни может стать причиной развода ("смерти семьи"). Если семья не умерла, то наступает шестая стадия - ренессанса.

6. Стадия «ренессанса» супружеских отношений

Семья пережила кризис. Отношения между супругами становятся очень хорошими, может быть, даже более близкими и доверительными, чем до кризиса. Сексуальная активность усиливается. Может возникнуть желание родить еще одного ребенка. Новорожденные любимы, они радуют всех, даже братьев и сестер.

7. Стадия "опустевшего гнезда"

Дети уходят из семьи. При положительном варианте родители им не мешают и сами не разводятся. Происходит ритуализация освобождения молодых людей от родительской опеки, перестройка супружеских отношений. Важно сохранение духа поддержки как основы семьи и поддержание родственных связей со старшим и младшим поколением. На этой стадии супруги стареют, уходят на пенсию. Важно адаптироваться к таким жизненным переменам.

8. Стадия смерти одного из супругов

От этого никуда не денешься, и на этой стадии нужно смириться с тяжелой утратой, решить проблемы одинокой жизни, а также сохранить семейные связи и адаптироваться к старости.

Все указанные стадии семейной жизни сопровождаются кризисами развития. Не все супружеские пары переживают кризисы семейной жизни остро. Некоторые пары очень удачно могут подготовиться к последующему этапу развития семьи, что, конечно же, поможет выйти из кризиса благополучно и сгладит его последствия. Так же существуют пары, которым очень тяжело даются переломные моменты в семейной жизни, что довольно часто приводит к неразрешимым конфликтам, а затем и к разводам.

Исходя из количества этапов развития семейных отношений, так же можно выделить 6 кризисов семейной жизни. Рассмотрим более подробно кризисы, соответствующие каждому этапу. Мы не будем разделять эти этапы по годам, как это делают в большинстве источников. Поскольку каждая семья индивидуальна, и время прохождения каждого этапа, будет так же индивидуальным у каждой супружеской пары.

1. Кризис первого этапа развития семьи

Влюбленность это период «розовых очков», когда партнер воспринимается через призму бушующих гормонов, как совершенный индивидуум. Когда гормональная буря утихает, влюбленность начинает ослабевать и на первый план выходят недостатки партнера, ранее не замечаемые. В конце данного этапа развития отношений, очень часто проявляется излишняя критичность партнеров по отношению друг к другу. Это приводит к кризису в отношениях, который чаще всего разрешается благополучно.

Благополучному разрешению кризиса, данного периода отношений, способствует снижение критичности к партнеру, и здоровое понимание того, что все люди имеют недостатки. Но при этом, акцентировать внимание следует на достоинствах партнера, которые заставили вас испытать чувство влюбленности.

2. Кризис второго этапа развития семьи

Второй этап характеризуется погружением в быт, что, чаще всего, делает семейную жизнь очень скучной. Женщины могут легче переносить стадию бытовой волокиты, нежели мужчины. Поэтому на данной стадии, мужчины очень часто ищут развлечений на стороне, в то время, как женщина полностью погружена в налаживание быта. Но бывают варианты обоюдного уныния, на фоне серых будней, наполненных автоматизированными действиями.

Семейная психология советует парам не забывать о том, что разнообразие в отношениях очень помогает смягчить острые углы. На данной стадии лучше всего дать друг другу достаточно свободы для действий, не забывая при этом о совместном времяпрепровождении.

3. Кризис третьего этапа развития семьи

Рождение ребенка – это очень значимое событие для большинства супружеских пар. Но в то же время это серьезное испытание для отношений между мужчиной и женщиной.

На этой стадии тяжело бывает всем сторонам. И тому существует множество причин: во-первых, чаще всего, новоиспеченные родители вовсе не готовы к своей нынешней роли; во-вторых, мужчины теряют большую часть внимание своей супруги, что многими представителями, сильной половины человечества, переносится очень тяжело; в-третьих, муж может полностью погрузиться в работу, считая, что это необходимо для содержания семьи; в-четвертых, женщина может ощущать себя покинутой, если муж полностью погружается в работу, и не помогает в уходе за ребенком; и еще множество причин, зависящих от индивидуальных особенностей, отдельно взятой семьи.

Психология семейной жизни такова, что супругам необходимо разговаривать друг с другом. Конкретно на этой стадии, разговоры между близкими людьми крайне необходимы, что бы было, как можно меньше недопонимания и недовольства. В семьях, где четко разграничены гендерные роли, кризисы семейной жизни, связанные с рождением ребенка, проходят крайне легко.

4. Кризис четвертого этапа развития семьи

Дети становятся подростками, что как известно, очень часто сопровождается трудностями во взаимопонимании, между старшим и подрастающим поколениями. Период подросткового возраста у первенца — это первый вестник того, что скоро ребёнок перестанет нуждаться в родителях так сильно, как это было до сих пор. Если трудности подросткового возраста проявляются крайне остро, то и между супругами могут возникнуть разногласия, и взаимные обвинения в неправильности воспитания.

Время, когда первый ребенок в семье становится подростком, можно считать проверочным на прочность союза и способность супругов понять, что дети не будут все время жить с ними. Если этот этап пройден с наименьшими конфликтными ситуациями, то кризис не будет ощущаться слишком остро. Но если на этой стадии супруги не осознают, что подрастающие дети вскоре покинут родительский дом, то следующий этап, может сопровождаться серьезным кризисом семейной жизни.

5. Кризис пятого этапа развития семьи

На этом этапе дети должны покинуть родительский дом и начать жить самостоятельно. Для многих семейных пар, эта стадия становится мучительной, поскольку они привыкли жить ради детей и для детей, и совсем забыли, что они не только родители, но и муж с женой. Если ситуация именно такая, то кризис сопровождающий данную стадию, вполне может привесит к развалу семьи.

Бывают и такие ситуации, когда ребенок уже должен отдалиться от родителей, и начать жить самостоятельно, но этого не происходит. Такое развитие событий тоже приводит к тому, что наступают кризисы семейной жизни. Потому что отдаление детей это процесс естественный и если он нарушается, это приводит к психологическому дискомфорту родителей.

На этом этапе семейной паре не будет лишним вспомнить, что они все-таки близкие друг другу люди. Попытаться заботиться друг о друге, как муж о жене и наоборот.

6. Кризис шестого этапа развития семьи

Этот кризис сопровождает этап, когда супруги остались опять вдвоем, если ребенок или дети покинули родительский дом. Далеко не все пары могут пережить этот период, особенно если ребёнок в семье был не один, а несколько и все они начали независимую жизнь. Многие родители ощущают опустошённость и ощущение того, что их вклад в эту семью окончен, совершенно забывая о том, что они нужны друг другу.

Семейная психология советует заранее морально подготовится к этому периоду в семейной жизни. Лучше если родители будут ждать, когда же дети разлетятся, и у супругов снова появится возможность уделить друг другу много внимания.

Психология семейной жизни вещь довольно индивидуальная и данные стадии условны. Потому что некоторые семьи, например, не могут иметь детей, и не решаются брать приемных, такие семьи кончено же будут развиваться по другому сценарию. В некоторых семьях ребенок может появиться практически одновременно с созданием семьи, что тоже внесет свои коррективы в развитие отношений. И таких индивидуальных моментов может быть множество, но все же на эти стадии и, сопровождающие их кризисы, стоит обратить пристальное внимание, поскольку это классический вариант развития семьи.

Мы рассмотрели кризисы развития. Что касается ситуационных кризисов, то они никак не поддаются классификации, и с ними приходится работать строго индивидуально.

Поделиться: