С какого возраста приучать ребенка к горшку без нервного напряжения для мамы и самого малыша. С какого возраста приучать ребенка к горшку – что говорят врачи и что показывает практика

Каждая мама заботливо следит за развитием своего ребенка, беспокоясь, правильно ли он питается, вовремя ли начал ползать, сидеть и ходить. Она кропотливо вводит прикорм, отучает от груди и думает о том, как быстро и безболезненно это сделать. Особое внимание уделяет вопросам соблюдения гигиены малыша. Несмотря на то что в настоящее время использование многоразовых подгузников намного облегчает задачи по содержанию детской кожи в чистоте и сухости, рано или поздно приходит время, когда родительница задумается: с какого возраста необходимо приучать ребенка к горшку? Найти точный ответ вряд ли удастся. Но разобраться во всех нюансах и секретах успеха или неудачи в столь ответственном деле поможет эта статья.

Экономия, опрятность или просто нечего делать?

Для начала следует разобраться в том, откуда и для чего вообще возникает этот ажиотаж вокруг, казалось бы, простого и обычного дела, связанного с детским незамысловатым девайсом - горшком. Ведь нет ребенка, который так и не научился бы пользоваться этим простым предметом.

Вот основные причины, которые подталкивают молодых мам обучать детей опрятности.

  1. Хотят что-то и кому-то доказать. Начинают это делать, например, из таких соображений, что у всех знакомых дети уже давно сами просятся «пи-пи», а их малютка «не хуже остальных». Бывает, наоборот, мамочки хотят выделиться среди своих знакомых. Ведь у всех малыши ещё в подгузниках ходят, а их кроха - «особенный»!
  2. Кому-то хочется сэкономить на стирке белья и покупке дорогих памперсов или попросту с подгузниками надоело возиться.
  3. Третья причина. Мама где-то вычитала, что после достижения определённого возраста ребёнок уже ходит на горшок, и испугалась. Не отстаёт ли ее чадо в развитии?

Важный момент

Некоторым мамам совершенно неинтересно, в каком возрасте нужно Они спокойны и уверены, что все произойдет само собой и в свое время. Это в лучшем случае. Хуже, когда, наоборот, родительниц одолевают сомнения по поводу того, что ребенок не справится, и они боятся предпринимать даже попытки приучения к горшку. Ведь в том случае, если результат будет отрицательным, это повлечет за собой массу тревог и переживаний, что их малыш не соответствует каким-то нормам развития.

Если вы задаетесь вопросом, в каком возрасте и как следует приучать ребенка к горшку, надо знать два важных момента. Необходимо понимать, что это особый навык, имеющий большое значение для организма, и учитывать индивидуальную готовность малыша учиться распознавать и контролировать свои позывы и действия, связанные с данными процессами. Готовность приходит с определенной зрелостью психики.

Мнение специалистов

Ни один педиатр не станет утверждать, когда правильно Считается, что наиболее целесообразно приступать к этому процессу по достижении малышом 18 месяцев. Такой вывод основан на физиологических особенностях организма, поскольку до этого возраста мочеиспускание и стул у него имеют рефлекторный характер. Кроха не ощущает наполнение органов выделения и не может управлять действиями по их опорожнению. Это значит, вполне естественно и нормально, что он может в любое время «справиться по своим делам», при этом не имеет значения, чем он был занят раньше. Так, справедливо выражение «детские неожиданности». Становится понятным то, почему родители малыша напрасно тратят время и усилия, чтобы выработать стойкий навык. Так происходит, если они не знают, с какого возраста

Если говорить с точки зрения науки, то всеми процессами управляет головной мозг, в который поступают определённые сигналы. Распознавать передачу таких импульсов нервной системы малыш станет ближе к двум годам. К примеру, наполнение прямой кишки дети начинают чувствовать немного раньше, чем ощущение необходимости опорожнения мочевого пузыря.

Как определить готовность ребенка?

Многие мамы предпочитают слушать советы педиатра, у которого постоянно наблюдаются. Опытный врач сможет с точки зрения науки подсказать, с какого возраста начинать приучение ребенка к горшку лучше. Он способен оценить состояние нервной системы, уровень психологического развития малыша, а также органов, которые задействованы в процессах мочеиспускания и дефекации. Доктор расспросит об умениях и достижениях малютки и поможет сделать вывод по поводу того, настало ли время знакомства с горшком.

Обычно этот период приурочивают к моменту, когда кроха может уверенно сидеть и ходить, показывать жестами или звуками, что ему хочется в туалет. Когда понимает и умеет выполнять несложные инструкции, выражает недовольство промокшим бельём, стремится сам снимать или надевать трусики, подражать взрослым.

Другие признаки готовности малыша

  1. Может оставаться сухим 2 часа и более в течение дня.
  2. Моменты испражнения становятся предсказуемыми и регулярными.
  3. Когда легко определить, что ребенок совершает дефекацию или мочеиспускание (позы, мимика, перестает играть).

Разумеется, что не все эти признаки должны быть. Внимательные и заботливые мамы обычно сами в состоянии определить их и решить, с какого возраста приучать детей к горшку.

От теории к практике

Для малыша в данном случае важно, чтобы обучение проходило в естественных и спокойных условиях. Недопустимо заставлять кроху делать что-то, если он не проявляет желания, протестует, и ругать его. То же касается и приучения к горшку. Не стоит начинать, если: ребенок болен или только выздоровел; в семье недавно произошло пополнение; был переезд на другую квартиру или какой-либо кризис. В таких случаях абсолютно не принципиально, с какого возраста приучать детей к горшку. Лучше отложить обучение, чтобы не подвергать малыша дополнительному стрессу.

Немногие обращают внимание на то, что не следует совмещать несколько занятий. То есть сидя на горшке, дитя не должно отвлекаться, например, на игрушки, телевизор или еду.

  1. Сажайте ребенка на горшок не менее двух раз в день. Но без излишнего усердия (на 5-10 минут). Иначе ему это быстро надоест.
  2. Первое время можно посадить прямо в подгузнике, трусиках, колготках или ползунках (чтобы не возникло неприятных ощущений, к примеру, от соприкосновения с холодным).
  3. Если в течение 5-10 минут результата нет, поднимите кроху, пусть играет до следующего раза.
  4. Через несколько дней можно попытаться посадить на горшок без подгузника.
  5. Предлагайте ребенку горшок, если заметите, что он напряжен, жмется. Некоторые детки прячутся по углам, под столом, когда хотят в туалет. Но будьте осторожны, не напугайте малыша, иначе он станет сдерживать свои мочеиспускания.
  6. Следует прекратить использование подгузников днем. Ведь дитя практически не знает, что такое быть мокрым, и не поймет необходимости ходить на горшок. Кроху, привыкшего к памперсам, сложнее приучить. В этом смысле легче, когда малыш приучен с первых дней к сухой одежде. Тогда, если он описается, ему неприятны ощущения от мокрых штанишек. А у мамы, возможно, возникнет меньше заморочек при решении проблемы, как приучить ребенка к горшку и с какого возраста.
  7. Обязательно предлагайте малютке сходить в туалет перед сном. Также бывает эффективным высаживание на горшок ребенка после еды и сна. Не давайте на ночь пить ему много жидкости.

Выражение радости родителей, когда у крохи получится на горшке сделать свое дело, положительно влияет на результаты обучения. Малютка не будет ошибочно ощущать, что отношение мамы к нему не зависит от его успехов.

Расскажите своему чаду, для чего нужен горшок. Малышу понятнее наглядный пример. Некоторые мамы при помощи куклы или мягкой игрушки показывают ему, как пользоваться горшком. Другие родители берут с собой кроху в туалет, чтобы он представлял, как взрослые справляют свою нужду. Маленький ребенок еще не воспринимает половых различий по части того, как это делается. Третьи демонстрируют, как использованный подгузник отправляется в горшок.

Половая принадлежность

Иногда мамы девочек беспокоятся, что до сих пор малышка не ходит на горшок. Хотя и считается, что они развиваются быстрее, на самом деле отличий в таком вопросе нет. Как приучить к горшку мальчика и девочку? Когда начинать? Здесь уже в каждом случае должен быть индивидуальный подход. В некоторых источниках имеется информация, что мальчикам немного сложнее управлять соответствующими мышцами во время мочеиспускания в силу физиологических особенностей.

Вместо заключения

Носить подгузники или не носить ребенку, и с какого возраста приучать детей к горшку - это дело индивидуальное. В любом случае природные рефлексы у крохи также вырабатываются, а формирование ощущения и понимания надобности опорожнения органов выделения все равно происходит тогда, когда это предусмотрено природой.

Отсюда вывод - чем больше будет развит малыш к моменту принятия мамой решения о начале обучения, тем меньше попыток, усилий и времени понадобится, чтобы достичь конечного результата - пользования горшком по назначению.

Однако не стоит огорчаться, если долго не получается справиться с проблемой. Это всего лишь вопрос терпения и времени. Теперь мы знаем, в каком возрасте и как приучать ребенка к горшку.

Когда же нужно отучать ребенка от памперсов? Этот вопрос очень часто беспокоит родителей. Конечно, это дело не одного дня. Сразу надо сказать: не существует четкого срока, с которого ребенка точно надо приучать к горшку. Все зависит от индивидуального темпа развития. Удерживать продукты своей жизнедеятельности ребенок научается в среднем к полутора годам.

Некоторые родители начинают приучать малыша к горшку в 9-10 месяцев, когда он уже умеет сидеть. Если ребенок по-прежнему стойко предпочитает ходить в штаны - надо сделать перерыв, в противном случае, по мнению врачей-педиатров, у него могут появиться «боязнь» горшка и функциональные запоры.
В течение первого года жизни в рацион ребенка постепенно вводится густая пища (каши, пюре), частота стула в среднем составляет 2-3 раза в день. Если родитель видит, что ребенок собирается покакать, можно высадить его на горшок для экономии подгузников. Но надо понимать, что это еще не является приучением ребенка к горшку. Привычка вырабатывается примерно к 9-12 месяцам. Если вы заметили, что малыш уже может тужиться и управлять своим сфинктером, - это сигнал родителям, что он уже созрел для горшка.

Высаживать ребенка на горшок больше чем на десять минут не следует. Не разрешайте ребенку засиживаться на горшке, тем более не давайте ему в это время игрушек, иначе у малыша могут смешаться понятия горшка и места для игры. Не стойте над ним все время, чтобы горшок не превратился в способ привлечения внимания родителей. Тем более не стоит читать книжки и рассказывать в этот ответственный момент сказки. Вскоре ребенок сам поймет, зачем его высаживают на горшок и что на нем делать.

Все мы помним, что у нас в детстве горшок был металлический и холодный. Сейчас в магазинах можно обнаружить огромное количество разнообразных горшков в форме динозавров, лошадок и других животных.

Горшок, прежде всего, должен быть удобным и теплым, но без излишеств. На нем могут быть ручки, чтобы ребенок опирался на них и мог тужиться.

Некоторые родители сразу хотят приучить ребенка к унитазу, купив ему маленькое сиденье. Однако для опорожнения кишечника важно, чтобы ребенок пятками стоял на полу. Поэтому с унитазом лучше пока подождать. Многие родители для стимуляции издают имитирующие процесс хождения в туалет звуки. Это помогает ребенку определиться с назначением горшка и процедурой. Можно покряхтеть с ним вместе, но не переусердствуйте, чтобы малышу не было просто интересно наблюдать за вами.

Способность хорошо контролировать хождение в туалет формируется к 4-5 годам. Поэтому ребенок еще время от времени может ходить в штаны. Не стоит ругать его за это, лучше хвалить его каждый раз, когда он все сделает правильно. Ваша похвала, а также стремление избежать дискомфорта после хождения в штаны будут стимулировать ребенка к переносу своих действий на горшок.

Лучше, если в семье вопросами туалета будут заниматься оба родителя. Важно, чтобы стратегия поведения по этому вопросу была одинаковой у обоих родителей, а также у бабушек и дедушек

Готов ли малыш?

Современные педиатры считают, что у каждого ребенка свой возраст, когда его пора приучать к горшку. Большинство детей готовы к этому шагу в 1,5-2 года. Именно в этом возрасте они уже в состоянии потерпеть пару минут и добежать до горшка. Но темпы взросления у каждой крохи свои.

Малыш готов приобретать туалетные навыки, если:

Он вам подражает;

Он пытается расставлять вещи по своим местам;

Он проявляет свою независимость при помощи слова «нет»;

Он уверенно ходит, может садиться, нагибаться;

Он может почувствовать необходимость сходить на горшок и может как-то выразить это желание;

Он умеет снимать и надевать штанишки;

Он остается сухим в течение дня не менее 2 часов или просыпается сухим после дневного сна;

Он не любит ходить в грязных подгузниках и требует их сменить;

Он понимает обращенную к нему речь, может выразить простейшие желания, произносит первые слова.

Если это про вашего малыша, пора покупать горшок.

8 шагов к горшку

1. Купите горшок! Он должен быть привлекательным для малыша, удобным и устойчивым. Раз упав с горшка, ребенок больше не захочет на него садиться. Пусть малыш его изучит! Разрешите крохе потрогать горшок, рассмотреть, посидеть на нем, пошвырять, наконец. Объясните, что горшок - это его собственность.

2. Поставьте горшок на виду у ребенка. Лучше в той комнате, где он обычно играет.

3. Если малыш относится к горшку настороженно, не торопитесь. Пусть ребенок сначала привыкнет к новой вещи, а потом уже начинайте обучение.

4. Сначала регулярно высаживайте малыша на горшок ОДЕТЫМ на несколько минут ОДИН раз в день. После того, как ребенок привык сидеть на горшке в одежде, посадите его без подгузника. И не держите кроху на горшке насильно.

5. Если малыш спокойно сидит на горшке и не пытается с него слезть, сажайте его после того, как он «сходит» в подгузник. Памперс меняйте в тот момент, когда кроха на горшке, а использованный подгузник кладите в горшок.

6. Теперь ловите момент! Сажайте малыша на горшок несколько раз в день: утром после сна, после еды и перед сном, перед прогулкой и после нее. Вы успели сориентироваться, и ребенок «сходил» в горшок? Похвалите кроху. Кстати, в магазинах есть музыкальные горшки. Как только в такой горшок попадает влага, он играет веселенькую мелодию.

7. Разрешите малышу некоторое время разгуливать по дому без подгузника. И если кроха самостоятельно попытается сесть на горшок, похвалите его!

8. Не пытайтесь высаживать малыша на горшок по ночам до тех пор, пока он не научится пользоваться им днем и контролировать себя.

Одноразовые подгузники: вред или польза?

Многие бабушки утверждают: «Когда не было одноразовых подгузников, дети быстрее привыкали к горшку. В памперсе им сухо и комфортно. А в мокрых штанишках особо не походишь. Малыш стремился к комфорту и быстрее осваивал горшок!» Владимир Сапожников рассказал нам об исследовании, которое провели педиатры в 2 группах детей. Одних пеленали в тканевые пеленки, другим надевали одноразовые подгузники. И те, и другие малыши научились пользоваться горшком одновременно - в возрасте 27 месяцев. Так что на сроки привыкания к горшку одноразовые подгузники никак не влияют. Подгузники создают у малыша чувство уверенности, и поэтому отказываться от них надо постепенно.

НЕЛЬЗЯ ПРИУЧАТЬ К ГОРШКУ, если...

Ребенок недавно болел;

Семья поменяла место жительства или собирается сделать это в ближайшее время;

Мама ждет ребенка или в семье только что появился новорожденный;

В семье кто-то серьезно болен или семья понесла утрату;

Родители разводятся.

А что в горшке?

Малышам бывает очень интересно рассмотреть и потрогать то, что лежит в горшке. Ни в коем случае не кричите: «Бяка! Фу!» Позвольте малышу самолично доставить результат своих трудов в туалет. Можно даже разрешить ему смыть эти «результаты» в унитаз.

Родители часто сталкиваются с проблемой того, что не могут приучить малыша к горшку. Особые сложности возникают у детей, которые привыкли к памперсу. Однако это можно легко и быстро сделать, если запастись терпением, регулярно показывать и рассказывать, как правильно ходить в туалет. Давайте узнаем, как приучить ребенка к горшку и как выбрать горшок для грудничка. Прежде всего, нужно понять, когда следует это делать.

Когда приучать к горшку

Некоторые высаживают грудничка на горшок уже после полугода. Однако педиатры утверждают, что приучать ходить в туалет ребенка до года нет смысла, так как психологически не готов контролировать мочеиспускание и акты дефекации. Такой контроль появляется только после 1,5 лет и формируется к 2-2,5 годам. В каком возрасте малыш будет готов, зависит от психологического и физического развития, к которым относят следующие навыки и умение ребенка:

  • Умеет ходить и нагибаться;
  • Поднимает с пола предметы;
  • Понимает речь взрослого и сам произносит некоторые слова;
  • Примитивно объясняет, чего хочет;
  • Остается сухим не менее двух часов;
  • Неуютно чувствует себя в мокрых штанишках и может примитивно объяснить это;
  • Дефекация происходит примерно в одно и то же время.

При перечисленных критериях развития физиологии и нервной системы начинают высаживать малыша. Известный детский педиатр Комаровский рекомендует приучать кроху ходить в туалет после двух лет, когда головной мозг уже осознает и контролирует выделительные функции.

Как считает Комаровский, именно в 2,5-3 года приучение пройдет легко и быстро. До двух лет добиться надежных и продолжительных результатов сложно. В этом возрасте у детей только вырабатываются рефлексы, при этом они не понимают и не осознают, когда хотят в туалет. Даже если вам удалось научить ходить малыша на горшок, в скором времени он может просто забыть и потерять навыки, а процесс обучения придется начинать заново.

Чем старше малыш, тем быстрее он научиться ходить в туалет. Так, двухлетний ребенок освоит процедуру уже через одну-две недели, а годовалому на это потребуется около месяца.

Правила приучения ребенка к горшку

  • Высаживайте ребенка на горшок по 4-5 минут перед и после дневного, ночного , кормления, до и после прогулки, перед купанием;
  • Покажите, как пользоваться горшком, на примере другого маленького ребенка. Если такой возможности нет, используйте игрушку того же пола и показывайте сами;
  • Перед тем, как справить нужду, ребенок затихает или проявляет недовольство (напрягается или кряхтит). В это время и предложите горшок;
  • Объясняйте и поясняйте ребенку, зачем нужен горшок;
  • Первые две-три недели обучения обязательно не используйте днем! Оставляйте одноразовые подгузники только во время сна и прогулок;
  • Каждый раз, когда малыш “сходил” в штанишки напоминайте, что нужно ходить в горшок;
  • Не заставляйте садиться на горшок против воли и не ругайте ребенка, будьте спокойны и терпеливы! Иначе можете вызвать отвращение у грудничка к этому предмету, и процесс приучения усложниться. Если он в очередной раз “сходил” штанишки, он еще не готов;
  • После того, как малыш намочил одежду, дайте походить ему так минут пять-семь, чтобы он понял и ощутил дискомфорт. Затем подмойте грудничка и смените штанишки. Придется запастись сменными штанишками и колготками!

  • Обязательно похвалите ребенка, когда тот попросился или самостоятельно сходил в туалет;
  • Горшок всегда должен стоять в пределах видимости и досягаемости. (Желательно, на полу в детской комнате);
  • Учтите, что горшок не должен быть холодным, иначе это отпугнет малыша. Поэтому выбирайте пластиковые модели, а не металлические или керамические;
  • Важно выбрать устойчивый горшок. Падение может спровоцировать отказ использовать предмет на долгое время. Поэтому лучше выбрать изделия со спинкой и подножкой;
  • Горшочек всегда должен быть чистым, поэтому обязательно мойте его после каждого изделия. Когда малыш, научиться ходить в горшок самостоятельно, приучите его и выливать содержимое самому. Покажите, как это делать на собственном предмете. Чтобы упростить процедуру, выбирайте изделия с ручкой;
  • Не поощряйте игры с горшком, так как он не должен восприниматься, как игрушка!;
  • Под горшочек можно постелить мягкий непромокаемый коврик, который обеспечит комфорт и тепло для ножек. Кроме того, он защитит пол, если вдруг малыш пописает мимо;
  • Вместо горшка можно использовать специальные детские сидения на унитаз. Особенно этот вариант подходит для мальчиков. Однако в первое время использование горшка – более эффективный и легкий метод, так как обучение происходит в привычной детской. Кроме того, горшочек всегда под рукой.


Как отучить от памперса

Когда вы используете памперсы, будьте готовы, что ребенок будет тяжело отказываться от них, особенно от использования ночью и на прогулках. Днем не используйте памперс вообще и говорите о том, что теперь ребенок должен ходить без них.

Постоянно объясняйте малышу, что когда он хочет в туалет, нужно ходить в горшочек. Когда выработаются устойчивые навыки использования горшка, вы начнете замечать, что ночью ребенок остается сухим. К 2-2,5 годам навыки закрепляются, и ребенок все реже хочет в туалет ночью.

Чтобы малыш спал спокойно и не просыпался, не поите его перед сном и всегда предлагайте горшок. Первое время оставляйте в детской комнате ночник, чтобы кроха мог самостоятельно сходить в туалет, если проснется. Утром после сна обязательно сажайте ребенка на горшок в независимости от того, пописал он ночью или нет.

Когда грудничок просыпается сухим или самостоятельно сходил в туалет ночью, обязательно похвалите малыша! Если ребенок долгое время писается в постель и не ходит в горшок ночью, лучше пока не отказываться от памперса.

От подгузника на улице отучайте ребенка в теплое время года. Перед прогулкой обязательно предлагайте малышу горшок и берите с собой запасные штанишки. Кроме того, можно брать и складной горшочек. Через некоторое время ребенок начнет терпеть и научиться проситься в туалет. Как организовать прогулку с грудничком и что взять с собой, читайте .

Повторное приучение

Будьте готовы, что ребенок может регулярно ходить в горшок, а потом вдруг отказаться от процедуры. Причин такого поведения может быть масса. Прежде всего, это раннее приучение, когда малыш ходит в туалет только рефлекторно, а к 2-3 годам при развитии психики он может легко отказаться от горшка.

На малыша может негативно повлиять смена обстановки. Поход в детский садик, переезд или появление второго ребенка в семье – стрессовые ситуации для грудничка. Семейные проблемы тоже негативно сказываются на психике даже такого маленького ребенка. В этих случаях важно дать понять ребенку, что он также любим, проявить терпение и снова приучать малыша к горшку. Кроме того, для трехлетних детей характерно такое поведение, когда они хотят сделать наоборот и выразить протест. Это временное явления, которое скоро пройдут.

Какой горшок выбрать

Сегодня рынок предлагает массу вариантов и моделей горшков для детей любого возраста. Важно сделать удачный и правильный выбор, ведь предмет может оказать прямое влияние на то, как скоро малыш научится ходить в туалет. Изделие должно быть комфортным и безопасным для грудничка. Давайте разберемся подробнее, как выбрать горшок для ребенка.

  • Для девочек берите круглые горшки, а для мальчиков – овальные;
  • Отдавайте предпочтение изделиям из пластика, так как железные и керамические предметы холодные и тяжелые. Легкий пластиковый горшок удобно мыть и брать с собой. Учтите, что это должен быть качественный и экологически чистый пластик!;
  • Для поездок, прогулок, походов в гости и берите складные модели с крышкой;
  • Выбирайте устойчивые модели, чтобы малыш вдруг не упал во время важного процесса;
  • Спинка способствует комфортному и устойчивому расположению ребенка;
  • Модели с подножкой обеспечат устойчивость предмета в то время, когда малыш встает или садится;
  • Модели с ручкой упростят процедуру уборки. Кроме того, такие изделия очень удобны, когда малыш самостоятельно убирает горшочек;
  • Выбирайте такие размеры, которые соответствуют размерам ребенка. Не берите модели с музыкальными сопровождением и световыми эффектами, в форме машинки, животного и пр. Иначе малыш будет воспринимать горшок, как игрушку, которая уведет от понимания, зачем нужен этот предмет.

Доктор Комаровский тоже не рекомендует брать изделия с музыкой, подсветкой и прочими эффектами. Он считает, что цвет и количество “прибамбасов” не играет особого значения. Важно, чтобы ребенок не воспринимал горшок, как игрушку! Поэтому лучше выбирать классические детские горшки.

Если вы приучайте ребенка к унитазу, а не к горшку, важно правильно выбрать детские сидения. Они должны быть мягкими и прочными. Выбирайте жесткие конструкции, которые не прогибаются и не ломаются. Используйте изделия с гладкой и ровной поверхностью, обязательно с антибактериальным покрытием. Правильно подберите размер, важно, чтобы сиденье перекрывало контур чаши унитаза минимум на 0,5 сантиметров.

* Как приучить ребенка пользоваться горшком *

348. Готовность к этому зависит от возраста и от индивидуальных качеств ребенка.

Наслушавшись разных людей, вы, возможно, будете считать, что приучить ребенка пользоваться горшком - тяжелый труд. На самом деле все обстоит гораздо проще. С возрастом дети приобретают способность управлять своим кишечником и мочевым пузырем. Мать должна лишь внимательно следить за своим ребенком, ожидая признаков его готовности, и дружески поощрять его пользоваться горшком.
Прежде всего вам следует помнить, что в различном возрасте у разных детей кишечник и мочевой пузырь функционируют по-разному. Кроме того, и отношение детей к этому виду обучения также неодинаково.

349. У одних детей стул бывает регулярно, у других - нет.

В течение первого года жизни большинство детей почти не чувствуют функционирования своего кишечника. Как только прямая кишка оказывается заполненной, кал выталкивается так быстро, что мать не успевает этого заметить.
У одних детей первый (или единственный) стул в день бывает регулярно через несколько минут после завтрака. Полный желудок заставляет действовать кишечник, особенно после долгого ночного отдыха. Довольно легко "поймать" этот момент. Но сказанное еще не означает, что вы приучили ребенка к горшку. На первом году он еще почти не понимает, что происходит. Пока что вы приучили не ребенка, а себя. Ребенок лишь привыкает к горшку.
У других детей стул бывает один или несколько раз в разное время дня.
Если ребенок испражняется нерегулярно, бесполезно пытаться приучать его к горшку в первый год жизни. Вам придется сажать его на горшок так часто и надолго, что скорее всего он только рассердится и будет нарочно сопротивляться обучению.

350. Второй год.

На втором году жизни у ребенка появляются новые черты, которые очень помогут матери приучить его пользоваться горшком. В этом возрасте ребенок осознает, как сильно он любит свою мать, и ему нравится доставлять ей удовольствие. Если мать по-дружески объяснит ребенку, что ей очень хочется, чтобы он пользовался горшком, и будет хвалить его, когда это ему удастся, то у ребенка появится сильное желание научиться пользоваться горшком в угоду матери. Однако есть факторы, препятствующие этому.

351. Двухлетнего ребенка отличают чувство собственности и упрямство.

В начале второго года жизни ребенок ощущает наполненность прямой кишки. Он может намеренно сдерживать и выталкивать кал. Когда он видит свой кал в горшке или на полу (если на нем не было штанишек), у него появляется собственническое отношение к нему. Он даже немного гордится им. Он может даже привести свою мать, чтобы она полюбовалась его "произведением". Он пока не чувствует к нему никакого отвращения. Он может поиграть со своим калом или даже попробовать его на вкус, как он пробует все вообще.
Многие дети, охотно пользовавшиеся горшком в течение нескольких месяцев, вдруг резко меняют свое отношение к нему, что бывает между 12 и 18 месяцами. Такой ребенок послушно садится на горшок, но ничего не делает. Как только он встает с горшка, он пачкает штанишки либо делает прямо на пол, как будто он никогда не был приучен к горшку. Обычно это происходит с упрямыми детьми, чаще с мальчиками. Многое зависит здесь от поведения матери: ребенка надо поощрять, а не заставлять.

352. Во второй половине второго года жизни дети начинают проситься на горшок.

Обычно они сообщают об этом при помощи определенного слова или звука, который понимает только мать. Некоторые дети начинают проситься и раньше полутора лет, а другие - только после 2 лет.
Разные факторы определяют возраст, в котором ребенок начинает сообщать матери, что он хочет на горшок, но у каждого ребенка это начинается по-разному. Если мать регулярно ловит момент, когда ребенка надо посадить на горшок, он постепенно перенимает ее беспокойство по этому поводу. Если мать тактично поощряет ребенка сообщать ей, когда он хочет на горшок, он, желая ей угодить, старается вовремя заметить, что ему пора. Но есть дети, которых никогда не приучали к горшку, и тем не менее они начинают сообщать матери, когда им нужно на горшок. Некоторым детям в конце второго года жизни неприятно, когда штанишки грязные или мокрые, либо они начинают чувствовать отвращение к виду и запаху кала. Если мать постоянно внушала ребенку, что делать в штанишки нехорошо и неприятно, то ребенок тоже начинает так думать. Но в других случаях, когда мать никогда не показывала отвращения к калу, у ребенка все равно это чувство возникало.

353. В 2 года ребенок стремится подражать.

Стремление двухлетнего ребенка всему подражать иногда играет большую роль в приучении к горшку. Бывает, что ребенок, которого никогда не сажали на горшок, вдруг обращает внимание, что его брат, сестра или товарищ пользуются горшком, и требует, чтобы его тоже посадили на горшок. Часто ребенок, поняв, в чем дело, полон энтузиазма и через 2 дня он уже мочится и испражняется только в горшок. Он может так гордиться своим достижением, что даже надоедает, просясь на горшок каждые несколько минут.

354. Конечный этап - умение самостоятельно осуществлять эту процедуру от начала до конца.

Даже, когда ребенок постоянно просится на горшок, он все-таки ждет, чтобы мать сняла ему штанишки и посадила его. Можно считать, что он действительно пользуется горшком только тогда, когда он научится делать все сам от начала до конца (обычно между 2 и 2,5 годами). Многое зависит от поощрения матери и от того, насколько легко снимаются штанишки. Но почти до 3 лет время от времени возможны непредвиденные случаи: на прогулке, вне дома или во время желудочного расстройства.

355. Отношение родителей к проблеме приучения к горшку.

Оно так же важно и так же разнообразно, как и отношение детей. На одном полюсе - родители, не придающие большого значения приучению к горшку. Они предпочитают начать это по возможности позже. Им не противно менять грязные пеленки до 2 лет, а иногда и дольше. На другом полюсе родители, которые считают, что для развития ребенка и формирования его характера очень важна чистота. Они стараются приучить ребенка ходить на горшок как можно раньше. Им крайне неприятно убирать за ребенком, и они не могут подавить раздражения, если их ребенок пачкает штанишки после года или полутора лет. Все мы, родители, в большей или меньшей степени принадлежим к одному из этих типов. Часто истоки нашего отношения к этой проблеме нужно искать в нашем детстве. Большинство людей стремится воспитать своих детей так же, как воспитали их.

356. Если родители боятся помочь ребенку.

Проблема приучения ребенка к горшку стала представляться особенно сложной в свете последних работ психиатров, психологов и педиатров.
Изучая причины повышенной нервности взрослых и детей, врачи пришли к выводу, что слишком раннее и строгое приучение к горшку, которое раньше было очень популярно, приводило к тому, что ребенок становился крайне упрямым или излишне заботящимся об опрятности "чистюлей". Педиатры рассказывают, что некоторым матерям, долго и безуспешно приучавшим своего первого ребенка проситься на горшок, было страшно заново начать эту борьбу со вторым. Но каково же было их изумление, когда около 2 лет второй ребенок сам начинал проситься на горшок. Это дало надежду некоторым психиатрам, включая и меня, полагать, что если бы удалось убедить родителей не прилагать слишком активных усилий в этом направлении, то, возможно, дети сами бы приучались проситься на горшок. Но, к сожалению, этот метод не приносил желаемых результатов тем родителям, которые в душе были против него и пытались его осуществить, только следуя рекомендациями педиатра, а также тем, которые боясь "переборщить", вообще никак не поощряли ребенка пользоваться горшком.

357. Методы приучения.

Я думаю, не может быть единственно правильного метода приучить ребенка проситься на горшок. То, что получается у одних родителей, может не получиться у других, и уж, конечно, то что подходит для одного ребенка, может быть вредно для другого. При любом методе могут быть неудачи. Главное - определить ваше собственное отношение к проблеме, знать, как по-разному дети реагируют на тот или иной метод, подождать признаков готовности ребенка к этому виду обучения и затем пользоваться методом поощрения, а не порицания.
Раньше родители пользовались преимущественно одним методом: с первых же месяцев подставляли горшок, когда ребенок испражнялся. Но этим много достичь не удавалось. Проходит много месяцев, прежде чем ребенок понимает, в чем собственно дело, и начинает добровольно участвовать в этой процедуре.
Основной недостаток таких ранних попыток - то, что мать, как правило, начинает придавать слишком большое значение этой проблеме и становится все более требовательной, забывая, что главное - это заручиться сотрудничеством самого ребенка. Я думаю, разумнее предоставить ребенку право решать самому. Не сердитесь на него, лучше подождите, пока он подрастет и поймет, что от него требуется, или, по крайней мере, пока он хотя бы начнет самостоятельно сидеть.

358. Методы приучения к горшку со второй половины первого года жизни.

Если у ребенка регулярный стул, родители обычно начинают сажать его на горшок между 7-м и 12-м месяцем. Это разумный метод для тех родителей, которые стремятся научить ребенка проситься на горшок как можно раньше. В этом возрасте ребенок умеет хорошо сидеть и в состоянии частично управлять нижней частью своего туловища. Если стул у ребенка бывает каждый день через 10 минут после завтрака, то успех достигается быстро и без особых усилий. В этом случае ребенку не приходится сидеть на горшке слишком долго, на что у детей редко хватает терпения. Конечно, это только самая первая стадия обучения, так как до года ребенок еще плохо понимает, что от него требуется. Он просто привыкает сидеть на горшке и ассоциирует с ним ощущения, вызываемые испражнениями. Вы скажете, что это подготовит его к дальнейшему обучению. Но следующий стул во второй половине дня вряд ли бывает в одно и то же время, следовательно, его "ловить" не стоит.
Если же и первый стул ребенка нерегулярный, то неразумно пытаться его "поймать" в этом возрасте. Вам пришлось бы сажать ребенка на горшок слишком часто и на слишком продолжительное время, что сделает ребенка нетерпеливым и упрямым.

359. Метод приучения к горшку в первой половине второго года.

Значительная часть родителей начинает приучать ребенка к горшку в первой половине второго года. Ребенок взрослеет и начинает замечать различные части своего тела и их функционирование. Если ему представляется случай, он замечает свое мочеиспускание и испражнение. Если стул у ребенка бывает регулярно в одно и то же время, его можно сажать на горшок на 5-10 минут. Когда он сделает на горшке то, что от него ждут, это производит на него некоторое впечатление. Мать может похвалами увеличить его удовлетворение. Спустя несколько недель ребенок будет еще больше гордиться своим достижением. Это уже почти успех. Ребенок понимает, что он делает то, что нужно, и что испражняться надо в горшок.

360. Метод терпения.

Многие родители предпочитают ждать до второй половины года и поощрять ребенка проситься на горшок, произнося либо слово, либо звук, понятный матери. Мне кажется, что это самый подходящий возраст для приучения ребенка к горшку. От родителей не потребуется слишком много усилий; ребенок берет инициативу на себя и сам проявляет интерес к горшку. Некоторые дети в этом возрасте настолько явственно чувствуют полноту прямой кишки и мочевого пузыря, что начинают проситься на горшок без всяких напоминаний и уговоров.
Если стул у ребенка регулярный, например, сразу после завтрака, его можно начать сажать на горшок на непродолжительное время, начиная с полутора лет. Мать должна проявить свое удовольствие и похвалить ребенка, когда ему удастся сделать на горшке, и попросить его сказать ей на следующий день, когда он захочет на горшок. Дело в том, что в этом возрасте ребенок скорее поймет, что от него хотят.
Если ребенку неприятны или даже отвратительны грязные штанишки, мать может объяснить ему, что если он попросится на горшок, то его штанишки останутся сухими и чистыми так же, как и у взрослых.
В случае, если ребенок не высказывает ни интереса, ни отвращения к грязным штанишкам в конце второго года, мать может оставить его без штанишек (но в комнате, где нет ковра), чтобы он понял, что, собственно, происходит. Тогда мать может предложить ему в следующий раз попроситься на горшок.
Поощрять ребенка проситься на горшок следует постепенно и ласково (не делайте этого слишком энергично). Обычно проходит несколько недель, прежде чем ребенок поймет, что от него хотят. Сначала он сможет сообщать матери после того, как испачкает штанишки. Это уже значительный прогресс, хотя родители этого не считают. Надо ребенка похвалить и попросить его в следующий раз опять сказать, чтобы вовремя посадить его на горшок и чтобы не нужно было менять штанишки.
Мать должна во что бы то ни стало сохранять спокойствие и оптимизм по отношению к "завтра". Она может рассказать ребенку, что и она, и папа, и братья, и сестры, и друзья, и знакомые пользуются туалетом, что он взрослеет с каждым днем, что приятно ходить в сухих и чистых штанишках. Я не хочу сказать, что нужно каждый день повторять эту проповедь от начала до конца, нужно лишь время от времени напоминать об этом. Все это требует огромного терпения. В некоторые дни мать охватит раздражение из-за отсутствия видимого прогресса. Если вы убедитесь, что ваши усилия тщетны, оставьте их на несколько дней или недель. Избегайте раздражения и отчаяния. Старайтесь не стыдить и не наказывать ребенка за грязные штанишки. Помните, что если метод поощрения не помогает, то наказание только ухудшит дело.

361. Если ребенок сопротивляется.

В разделе 351 уже упоминалось о легкой форме нежелания пользоваться горшком: ребенок вдруг отказывается делать в горшок и пачкает штанишки, как только встанет с него.
Если ребенок отказывается пользоваться горшком в течение нескольких недель и если сопротивление его растет, он может сдерживаться, не только сидя на горшке, но и в течение всего дня, если это ему удастся. Это тип запора называется психологическим. Он редко приносит вред организму ребенка, но показывает состояние его нервной системы.
Иногда такое сопротивление можно смягчить, если мать находится рядом с ребенком, ласково с ним разговаривая и изредка напоминая ему, что он должен сделать на горошке. Другими словами, шутками и лаской вы скорее сможете сломить его упорство. Если через 10 минут ребенок все-таки ничего не сделает, отпустите его, не усугубляйте положения. Если через несколько минут он испачкает штанишки или пол, вы, конечно, рассердитесь. Но если вы напомните себе, что таким образом ребенок демонстрирует свою независимость, вы, вероятно, сможете отнестись к этому с юмором. Лучший подход к ребенку в такой ситуации - говорить ему: "Завтра ты, может быть, сделаешь это в горшок, как большой мальчик". Не удивляйтесь, если сопротивление ребенка длится несколько недель. Разумеется, нет смысла произносить одну и ту же речь каждый день. Лучше всего в течение некоторого времени вообще оставить всякие попытки, а затем попробовать снова в один прекрасный день, когда вам покажется, что он стал взрослее и покладистее.
При более сильной форме сопротивления ребенок может вообще отказываться садиться на горшок. Если он не очень упрямится, можно шутками и дружелюбными разговорами отвлечь его внимание и все-таки посадить на горшок. Но, если он категорически отказывается сесть на горшок, значит он действительно боится испражняться, и было бы ошибкой заставлять его. Оставьте его в покое на некоторое время, но недели через две напомните ему дружелюбным тоном, что когда-нибудь он тоже будет пользоваться горшком, как все другие дети. Наблюдайте за ним, и в один прекрасный день он будет готов к этому. С другой стороны, если мать не решается вообще говорить с ребенком на эту тему, это может укрепить его мнение, что то, чего она от него хочет, нехорошо или опасно. Напоминания матери, сделанные уверенным, ласковым тоном, помогут ребенку восстановить свое отношение к пользованию горшком как к обыденному делу, одному из достижений на пути становления взрослого человека.
В некоторых случаях ребенка удается "подкупить": например, предложить девочке красивые трусики с кружевами в награду за то, что она не будет их пачкать и мочить, или костюм мальчику, который ему очень нравится. Многим детям полезно понаблюдать, как другие дети с гордостью пользуются горшком.

362. Боязнь твердого болезненного стула.

Иногда у ребенка постепенно или сразу начинает формироваться необычно твердый кал, который выходит, причиняя боль. Не любой твердый стул болезнен. Например, при спастическом запоре, когда кал выходит маленькими твердыми шариками, болей обычно не бывает. Болезненно выходит твердый стул большим куском с широким диаметром. Проходя через сильно растянутый задний проход, твердый кусок кала может разорвать его край так, что образуется крошечная трещина, которая может увеличиваться при каждом испражнении. Это очень болезненно, и, если стул остается твердым, трещина долго не заживает. Нетрудно понять, почему ребенок, однажды испытавший боль при испражнении, старается избежать его всеми силами. Если ребенку удается удерживать стул в течение нескольких дней, то от этого он становится еще крепче и, следовательно, выходит еще болезненнее. Получается заколдованный круг.
Очень важно немедленно посоветоваться с врачом, если стул ребенка стал твердым, особенно на втором году жизни, когда ребенок особенно чувствителен. Врач может рекомендовать либо лекарство, либо изменение в питании. Хорошо помогает чернослив или сок из него. Если ребенок любит чернослив, давайте его каждый день. Помогают также хлеб и крупы из грубого помола, особенно овсяная.
Некоторое время вам придется успокаивать ребенка, говоря, что его стул больше не будет причинять ему боль, как раньше, потому что помогло лекарство. Если ребенок продолжает бояться и сопротивляться и вам кажется, что боли продолжаются, необходимо показать ребенка врачу. Возможно, образовалась трещина, которая никак не заживает. Иногда бывает необходимо растянуть задний проход под наркозом.

363. Чего следует избегать, если ребенок упорно отказывается пользоваться горшком.

Хотя матери трудно сохранять терпение и не сердиться на ребенка, который никак не поддается уговорам ходить на горшок, она должна знать, как себя вести, чтобы не усугубить положения. Если мать будет заставлять ребенка сидеть на горшке все чаще и дольше, несмотря на его категорический отказ что-либо сделать в горшок, это только усилит его упорство. Гнев родителей, если он не помогает сразу же, только заставляет ребенка чувствовать себя виноватым, но не исправляет его. Если вы будете постоянно стыдить ребенка за его поступки или прививать ему чувство отвращения, то вы все равно почти ничего не добьетесь. Но таким путем вы в конце концов сделаете из него излишне суетливого человека, который боится наслаждаться жизнью или начинать что-либо новое, который сразу падает духом, если что-то не ладится.

* Как приучить ребенка быть сухим *

364. Готовность к обучению.

С одной стороны, приучение ребенка мочиться на горшок - гораздо более трудное или по крайней мере долгое дело. В любом возрасте человеку легче удержать стул, чем мочу. В то время как большинство детей к 2 годам уже испражняется в горшок, очень многие дети в 2,5 года еще довольно часто мочатся в штаны и днем, и ночью. С другой стороны, дети редко сопротивляются, когда их приучают мочиться в горшок днем. Когда они физически в состоянии управлять мочевым пузырем, они охотно это делают, т.е. не отказываются сесть на горшок и не сдерживают мочу, сидя на нем.

365. Мочевой пузырь в состоянии удержать большое количество мочи между 12-м и 18-м месяцем.

У большинства детей в первые полтора года мочевой пузырь опорожняется автоматически и довольно часто. Затем он начинает задерживать все большее количество мочи. Часто в 15-16 месяцев мать впервые с удивлением и удовольствием замечает, что штанишки сухие в течение 2 часов, обычно во время дневного сна. Попытки приучить ребенка к горшку тут не при чем. Просто его мочевой пузырь окреп. Иногда ребенок уже в 12 месяцев остается сухим всю ночь, прежде чем мать начала приучать его к горшку. Как правило, девочки скорее привыкают мочиться в горшок и раньше начинают оставаться сухими всю ночь, чем мальчики. Некоторые дети даже в 2 года вынуждены часто опорожнять мочевой пузырь, иногда каждые полчаса или час. Хотя очень многие дети в 15-18 месяцев в состоянии удержать мочу в течение 2 часов, это еще не означает, что они приучены мочиться в горшок. Если мать помнит время, когда ребенок помочился последний раз, она может вовремя посадить его на горшок, но делать это нужно тактично. Вряд ли дети в этом возрасте в состоянии помнить, что нужно помочиться в горшок и вовремя попроситься, так как пока они почти не чувствуют, как функционирует мочевой пузырь.

366. Часто дети начинают проситься между 18-м и 24-м месяцем.

Некоторые дети в этом возрасте начинают чувствовать полный мочевой пузырь и сообщать об этом словом или звуком, понятным одной матери. Проситься раньше начинают те дети, которых до этого довольно регулярно сажали на горшок, чем в конце концов привлекли их внимание. В первые несколько недель ребенок часто просится, когда штанишки уже мокрые. Одним матерям это кажется бессмысленным, а другие думают, что ребенок над ними издевается. Не будьте так пессимистичны. Просто вначале ощущение мокрых штанишек сильнее ощущения полного мочевого пузыря. У ребенка самые лучшие намерения. Он делает все, что пока в его силах, и скоро он будет вовремя проситься, если вы оцените его усилия.
Но даже после того, как ребенок начал проситься, он еще частенько будет мочить штанишки. Временами он будет слишком занят, чтобы заметить, что у него полный мочевой пузырь. Мать может заметить, в какие часы ребенок мочится, и напоминать ему. Ребенку еще предстоит перейти к последней стадии, когда он будет вовремя замечать, что ему пора помочиться, и у него хватит умения и чувства ответственности, чтобы самому пойти к своему горшку, самому снять штанишки и т. д., т. е. самому проделать все от начала до конца. Наблюдения над детьми показывают, что даже в 2,5 года они часто мочат штанишки. Очень многие дети не в состоянии нести полную ответственность даже к 3 годам.

367. Метод, при котором с начала второго года жизни мать замечает время мочеиспускания.

Существует два основных принципа обучения ребенка мочиться в горшок. Если мать предпочитает начать обучение как можно раньше (как она, вероятно, начала в конце первого или в начале второго года приучать ребенка испражняться в горшок, если стул его регулярен), она может начать сажать ребенка на горшок тогда, когда ребенок остается сухим в течение 2 часов. Когда это происходит, вы можете быть почти уверены, что: 1) мочевой пузырь достаточно окреп. Следовательно, вам не придется тренировать нечто, совершенно не готовое к обучению; 2) спустя 2 часа после последнего мочеиспускания мочевой пузырь должен быть полным. Следовательно, он должен скоро опорожниться и вам не придется держать ребенка на горшке слишком долго; 3) ваши попытки не будут неожиданными, и обучение будет постепенным, так как вначале ребенок довольно редко будет оставаться сухим в течение 2 часов. Но по прошествии нескольких недель это будет происходить все чаще.
Большинство детей впервые остаются сухими в течение 2 часов дневного сна, некоторые - в другое время дня, а другие дети удивляют свою мать, проснувшись сухими утром.

368. Метод, когда мать ждет, чтобы ребенок сам начал проситься.

Родители, вообще предпочитающие не торопиться с приучением к горшку (они также ждут, пока ребенок сам начнет проситься на горшок для стула обычно в конце второго года), не торопятся приучать его и мочиться в горшок. Ребенок, который между 18-м и 24-м месяцем научился давать знать матери о приближающемся стуле, приблизительно месяц спустя начинает чувствовать и полный мочевой пузырь и сообщать об этом матери, если она поощряет его.
Если мать ждет, чтобы ребенок сам проявил инициативу, то он, вероятно, к концу второго года начнет почти одновременно и мочиться, и испражняться в горшок. Как я уже упоминал, он может надоесть вам в первые несколько дней, просясь на горшок каждые 10 минут в надежде, что ему удастся снова помочиться, чтобы доставить вам удовольствие, и гордясь своим новым достижением.
Я еще раз хочу подчеркнуть следующее: родители, предпочитающие подождать, пока ребенок сам проявит интерес к горшку, не должны думать, что любое напоминание с их стороны испортит весь метод. Большинство детей в конце второго года с удовольствием выполняют пожелания матери, если она высказывает их в дружелюбной форме и учитывает возраст ребенка, не требуя от него невозможного.

369. Некоторые дети не могут мочиться вне дома.

Бывает, что ребенок настолько сильно привыкает к своему горшку, что не может мочиться в любом другом месте. Не сердитесь и не заставляйте его. Если мочевой пузырь ребенка так полон, что ему больно, и все-таки он не может помочиться, посадите его на полчаса в горячую ванну. Может быть, это поможет. Если вы собираетесь путешествовать с ребенком, обязательно захватите с собой его горшок, чтобы не попасть в такой "переплет". Но лучше приучить ребенка мочиться в разных местах и на прогулке тоже.

370. Мальчик начнет мочиться стоя позже.

Родители часто беспокоятся, что их сын не может мочиться стоя. Нет необходимости делать из этого проблему. Он скоро поймет, что стоя ему будет удобнее, особенно, если он увидит несколько раз, как это делают другие мальчики или его отец (см. также раздел 511).

371. Когда ребенок остается сухим всю ночь.

Многие опытные и неопытные родители считают, что необходимо поднимать ребенка ночью с постели, чтобы он остался сухим до утра. Они спрашивают врача: "Теперь, когда он относительно редко мочит штанишки днем, когда его нужно будить и сажать на горшок ночью?" Это ошибочное представление. На самом деле не потребуется никаких усилий с вашей стороны, чтобы ребенок оставался сухим всю ночь. Это происходит, как только мочевой пузырь становится достаточно крепким, если ребенок не нервничает и не сопротивляется приучению к горшку. Один ребенок из ста начинает просыпаться утром сухим с 12 месяцев, хотя мать никогда не приучала его к этому и хотя днем он мочился в штаны. Также многие дети в конце второго года жизни или начале третьего остаются сухими всю ночь, прежде чем научатся хорошо управлять своим мочевым пузырем днем. Во время сна почки автоматически производят меньше мочи (но она более концентрирована), поэтому мочевой пузырь может удержать мочу в течение ночного сна дольше, чем днем.
Большинство детей начинает просыпаться сухими между 2 и 3 годами, небольшое число детей - между 1 и 2 годами, а некоторые - только после 3 лет. Мальчики обычно дольше мочатся в постель ночью, чем девочки, а нервные дети - дольше, чем спокойные. Иногда это оказывается наследственной чертой.

Поделиться: