Проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Стань природе другом. Проекты по экологии

Экологический проект в подготовительной к школе группе


Автор публикации: Антонова Татьяна Геннадьевна.

Цель публикации: распространение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Описание материала: Проект направлен на формирование экологической грамотности дошкольников. Публикация адресуется педагогам дошкольного образования.
Авторы проекта: воспитатели подготовительной к школе группы МАДОУ ДС "Дарование" с. Ташла Оренбургской области Антонова Т.Г., Амирова Г. Р.

Краткая аннотация к проекту:

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей
средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля –стало целью данной педагогической работы.
В зависимости от возраста и уровня знаний детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе –начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия
с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.

Актуальность темы:
Природа –удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить –значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме
экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Тип проекта:
Краткосрочный(апрель- май), исследовательский, практико-ориентированный.

Цель проекта:
Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру.

Задачи проекта:
Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в
процессе общения с ними.
Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
Охранять и укреплять здоровье детей.
Принять участие в озеленении территории детского сада.
Совершенствовать навыки детей по уходу за растениями.

Ожидаемые результаты:
у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;
у детей развит интерес к явлениям и объектам природы;
дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы;
повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
создано единоое воспитательно - образовательноое пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3этап –Заключительный

Подготовительный этап
Сбор и анализ литературы по данной теме.
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
проекта.
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическими содержанием.
Основной этап
Занятие по рисованию в подготовительной группе на тему: «Лесное царство».
Цель: закрепить знания о лесе, как о экосистеме.
Занятие по познавательному развитию на тему: «Вода – волшебница».
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах, формах и видах воды. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Игра – викторина на тему: «Берегите Землю от мусора».
Цель: уточнение знаний детей о значимости чистоты для жизни планеты и о роли человека. Расширение знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании. Развитие связной речи. Закреплять умение отвечать полными предложениями. Развивать умение работать в команде, дружеские взаимоотношения. Воспитывать культуру поведения на улицах города, соблюдать чистоту и порядок.

Коллективная аппликация на тему: «Береги наш лес».
Цель: закрепление знаний о лесе, как об экосистеме. Воспитывать любовь и бережное отношение к лесу и его обитателям. Закрепить правила культурного и безопасного поведения на природе, развивать умение работать сообща.

Беседы:
Беседа «Помогите птицам»
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Беседа «Как образуется иней?»
Беседа «Елкины иголки»
Цель: расширять представление детей о деревьях. Способствовать развитию познавательного интереса. Учить детей внимательно выслушивать ответы друг друга и давать обоснованное дополнение; логически мыслить, четко формулировать свои ответы; составлять сложносочиненные предложения.

Беседа «Кто в лесу вредный, а кто полезный?»
Беседа по экологии для детей старшего дошкольного возраста: Наша «Красная Книга».
Цели: воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края; познакомить детей с некоторыми видами растений и животных, занесённых в Красную книгу. Вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу.

Беседа: «Вода – это жизнь»
Цель: Дать детям представление о важности воды для живых объектов, для людей, о необходимости беречь воду и сохранять чистоту водоёмов.

Беседа об охране природы.
Цель: уточнить представления детей о том, что животные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в лесах и огородах, в водоемах и лугах, нуждаются в помощи и заботе людей. Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах. Побуждать детей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных.

Дидактические игры:
Дидактическая игра: «Четвертый лишний».
Цель: закреплять знания Детей о насекомых.

Дидактическая игра: «Чудесный мешочек».
Цель: закрепить знания у Д, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.

Дидактическая игра: «Ходят капельки по кругу»
Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.

Дидактическая игра: «Назови растение».
Цель: уточнить знания о комнатных растениях.

Дидактическая игра: «Кто где живет».
Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.

Дидактическая игра: «Живое – неживое».
Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.

Приметы, пословицы, поговорки и загадки о природных явлениях.
Чтение художественной литературы:

Взаимодействие с родителями, по озеленению территории детского сада и
Изготовлению интерактивных папок – лэпбуков «Экология», «Времена года».

Заключительный этап
Подведение итогов
Презентация проекта

Участники проекта:
Воспитатели, дети и их родители.

Срок реализации проекта: апрель-май 2017г.

Принципы реализации проекта:
Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание
условий для полного проявления способностей каждого ребенка и
своевременной воспитательно-образовательной работы.
Принцип природосообразности свидетельствует о том, что
образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и
внешним условиям.
Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия
взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между
взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием
воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
Принцип доступности предусматривает осуществление экологической
работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также
индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Принцип системности Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Принцип последовательности заключается в постепенном повышении
требований в процессе экологической деятельности.

Формы реализации проекта:
Беседы,
Непосредственная образовательная деятельность;
Наблюдения и экологические экскурсии;
Познавательное чтение.
“Уроки доброты”.
Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).
Практическая деятельность в цветнике.
Подвижные, дидактические, имитационные игры,
инсценировки
экологической направленности.

Ресурсное обеспечение проекта:
Уголок экологии и экспериментирования в группе.
Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).
Библиотечка юного эколога.
Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.

Ожидаемые результаты:
1. У детей сформирована экологическая грамотность, бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам.
2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.

Продукты проекта:
1. Цветник на участке детского сада.
2. Интерактивные папки – лэпбуки «Экология», «Времена года»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Литературное сопровождение проекта:
Константин Ушинский. Спор деревьев (рассказ)
Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:
– Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.

– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

Стихи про экологию для детей
Птичка
Она шоссе перелетала.
Водитель не затормозил,
И птичка бедная попала

Под тяжело груженный ЗИЛ.

Возьми она чуть-чуть повыше –
Она б себя уберегла:
Она не только что над крышей,
Над лесом пролететь могла!

Был майский вечер тих и светел,
В сиренях пели соловьи.
И этот случай не отметил
Дежурный местного ГАИ.
(С. Михалков)

Вишня
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.

Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.

Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.

Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.

А не вспомнят - экая досада, -
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят - не вспоминай, не надо, -
Все равно я вишню посажу!»
(М. Исаковский)

На городском субботнике
На городском субботнике
Отличные работники.
Прибрать сегодня город
Пришли и стар и молод.

Собрали́сь пенсионеры
Чистить улицы и скверы.
– Вам помощники нужны?
Предложения слышны.

Это вышел третий класс
На уборку в первый раз.
Только слышится: – Давай!
На работу налетай!

Кто-то мусор собирает,
Кто-то деревца сажает,
Кто-то в клумбах копошится,
Всюду радостные лица.

На городском субботнике
Все дворники, все плотики.
Даже беспокойный мэр
Помогать пришёл в наш сквер.

Никто ни с кем не ссорится,
У всех работа спорится.
Третий класс решил на «пять»
Город к празднику прибрать.
(Н. Анишина)

Обращение дерева к Человеку
– Эй, Человек, я – ДЕРЕВО!
Высокое, могучее!
Пока еще в лесу стою
И шелестю пока.
Лесная вся промышленность
Ждет не дождется случая
Свалить, срубить, спилить меня –
Ищите дурака!

Пусть только хоть попробует!
Хочу ее заранее
Предупредить по-дружески,
Министра – в том числе:
Что б из меня ни сделали –
Напрасны все старания!
Я это с виду смирное,
Пока стою в земле.

Но только преврати меня
В различные изделия –
Я шкафом с диким ужасом
Вдруг заскриплю в ночи!
Занозой табуреточной
В твоем зароюсь теле я!
Паркетом под тобой сгнию –
Хоть падай, хоть кричи!

Случайно в унитаз спущусь
Зарплатой за три месяца!
Столом я рухну на гостей,
Министра – в том числе...
Не проще ль, чем рубить меня,
Взять сразу и повеситься?
Веревку можешь не искать –
Она лежит в дупле!
(И. Шевчук)

Прогулка
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!

Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли –
Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо...
– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!

Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели...
Отдохнули – и ушли!

И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
(С. Михалков)

Хоть трава не расти
Всё меньше нетронутых мест на планете.
По тундре разлиты озёра из нефти.
И вихри враждебные вьются из труб...
Живая природа – уже полутруп.

Унылый гражданин
Жужжит пчела – она летит
На свой медовый луг.
Передвигается, кряхтит,
Ползет куда-то жук.

Висят на нитке паучки,
Хлопочут муравьи,
Готовят на ночь светлячки
Фонарики свои.

Остановись! Присядь!
Нагнись
И под ноги взгляни!
Живой живому удивись:
Они ж тебе сродни!

Не так ли щепочку свою
Мы тащим в общий дом
И шепчем брату-муравью:
– Крепись, браток! Дойдем!

Иной, что сеть свою плетет,
Не схож ли с пауком?
Вот этот ползает, а тот
Порхает мотыльком.

А ты меж них и мимо них,
А иногда по ним
Шагаешь на своих двоих,
Унылый гражданин...
(С. Михалков)

Плохой дядя
Этот дядя не жалеет
Что в лесу окурок тлеет...
На такого дядю глядя,
Мы, ребята, скажем речь:
– Как же вам не стыдно, дядя?
Лес нам надо уберечь!

Деревце
Была горячая пора:
Всё лето жарила жара,
И я про клён не забывал,
Пять раз в неделю поливал.

И выжил в это лето клён!
Меня повыше ныне он,
И зеленеет по весне.
Иду – он веткой машет мне.

Привет, привет, дружок! Расти!
Рад, что помог тебя спасти.
Не зря прожита жизнь моя:
Хоть что-то с пользой сделал я!
(А. Дмитренко)

Огонь – это не игрушка!
За окном мороз трещит,
Спит на печке Мурка,
В печке жар – огонь горит,
Греет Мурке шкурку.

Поскользнулся рыбачок,
Промочил одежду,
Живо сделал костерок,
Стал сухим, как прежде!

Возле леса на заре
Шумные туристы,
Кашу варят на костре,
Чай с травой душистой.

От огня – тепло и свет!
Он, как друг хороший!
Но, наделать много бед
Без присмотра может!

Незаметно подползёт,
Жгучий и опасный,
Кустик тут же обовьёт
Лентой ярко – красной.

Затрещит и запоёт,
Силу набирая.
Зверь лесной из нор уйдёт,
Жизнь свою спасая.

Укротить и потушить
Пламя очень трудно!
Где теперь лисичке жить?!
Нет норы уютной!
Не вернётся больше в дом
Зайка и лягушка!

Будь внимателен с огнём!
Это не игрушка!
(Т. Ефимова)

Кормилец
Я единственный кормилец
Всех ворон и голубей,
Ждёт мой крошечный гостинец
Каждый крошка-воробей.

Только выйду на крыльцо,
Узнают меня в лицо,
И гурьбой с окрестных крыш:
– Чем, родимый, угостишь?
(А. Орлова)

Окружающая среда
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!
(Л. Фадеева)

Экологическая песня-переделка (на мелодию песни «Вышла мадьярка на берег Дуная»)
Издавна люди повсюду сорили,
Вот и в Твери мужички
Выпили дружно, потом покурили,
Бросили в воду «бычки».

Нежно течение их подхватило,
Словно заботливый друг,
Волга могучие воды катила
Вместе с «бычками» на юг.

Припев:
Река течёт,
Людей влечёт
В дальние дали.
Уже века
Несёт река,
Что люди в неё накидали.
Уже века
Несёт река,
Что люди в неё накидали.

Волга у Сызрани вовсе не Уже
Той, что была у Твери.
Жители тоже нисколько не хуже –
Всюду и сплошь – волгари…

Глянули в реку – «бычки» увидали
Со своего бережка.
Фантики в воду они накидали –
Их принимала река.

Припев.

Дети Самары, резвясь после школы,
Лепту не меньше внесли:
Бросили тару из-под кока-колы –
Волны её унесли.

В устье волжане хотели бы тоже
В воду «бычки» покидать,
Но не везёт им с рекою, похоже, –
Там уж воды не видать!
Припев.
(А. Дмитренко)

Наша планета
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)

О чём просит рыбка

Удружил бы
Ты, рыбак,
Угостил бы
Просто так:

Без подвоха,
Без крючка
Подарил бы
Червячка!
(С. Погореловский)
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать,
Ни войти.
Ответ (Радуга)

В синем небе,
Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их? …
Ответ (Облака)

По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает – иногда
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …
Ответ (Тучи)

На улице рубашка,
В избе рукава.
Ответ (Солнечный луч)

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все …
Ответ (Солнце)

Голубой платок, алый колобок,
По платку катается, людям улыбается.
Ответ (Небо, солнце)

Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый –
Кружевной и синий-синий!
Ответ (Небо)

Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
Ответ (Луна, месяц)

Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно очень мне одной,
А зовут меня …
Ответ (Луной)

Бежал по тропке луговой –
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой –
Речка сделалась рябой.
Ответ (Ветер)

Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - …
Ответ (Дождь)

На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
Ответ (Снег)

Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке.
Ответ (Снежинки)

Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка …
Ответ (Мороз)

Дунул ветер, и мороз
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле моём …
Ответ (Узор)

Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет.
Ответ (Иней)

Фото работы над проектом.
Посадка семян цветов на рассаду.

«Проектная деятельность в ДОУ»

Проектно - исследовательская деятельность «Помогите природе».

“Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…”

А.А. Плешаков

Тип проекта : исследовательский, среднесрочный.

Возраст: старшая группа детского сада (5-6 лет).

Проблема: загрязненность окружающей среды, влияние погодных условий на оставленный мусор природного и искусственного происхождения.

Цели проекта : продолжать формировать представление детей об окружающей среде, потребность в поддержании чистоты окружающей среды, заложить основы навыка поддержания чистоты в природе, в детском саду, дома.

Задачи проекта: способствовать развитию интереса к исследовательской деятельности, расширить и углубить знания дошкольников об окружающей среде, о ее загрязнении, воспитывать бережное отношение к природе.

Участники проекта: дети, педагоги группы, родители.

Срок реализации проекта: 1 месяц.

Планируемый результат: повышение экологической культуры, осознание детьми необходимости поддержания чистоты в различных местах: природа, детский сад, дом.

Актуальность работы :

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Актуальность: - сохранность окружающей природы: улиц, леса, парка - экологическое воспитание детей и родителей.

Ожидаемые результаты: - посильное участие родителей в экологическом образовании детей - повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии, охране природы.

3.Интеграция областей: познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, труд, безопасность, художественное творчество, здоровье.

1. Подготовительный этап

1. Беседа «Бережное отношение к природе».

2. Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками.

3. Чтение - обсуждение рассказа В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

4. Проблема: Почему нельзя оставлять мусор на природе? Куда и как нужно его убирать? Как оставленный мусор вредит природе? Что происходит с мусором природного и искусственного происхождения?

2.Исследовательский этап

1.Закапывание разного вида мусора: бумага, стеклянная посуда, пластиковая посуда, кленовый лист, полиэтилен.

2.Беседа «Что произойдет с мусором?». Ответы детей: «Останется лежать», «Разделиться на кусочки», «Сгниет».

3.Наблюдение: искусственное создание природных условий разных времен года в рамках группы (лето-полив, повышение температуры; осень-полив, прохладное помещение; зима-снег; весна-появление талой воды, полив).

3.Заключительный этап

1.Раскапывние мусора - наблюдение за результатом исследования.

  • Кленовый лист - при выкапывании легко рвется.
  • Бумага - впитала влагу, почернела, начался процесс разложения.
  • Стеклянная посуда - без изменений.
  • Пластиковая посуда - без изменений.
  • Полиэтиленовый пакет - без изменений.

2. Беседа: в результате исследовательской деятельности и наблюдений, пришли к выводу, что мусор искусственного происхождения загрязнет природу, его недостаточно закапывать в землю, необходимо выбрасывать его в специально отведенные места. А мусор природного происхождения перерабатывается естественным путем.

3. Домашнее задание детям и родителям: узнать сроки разложения мусора природного и искусственного происхождения.

4. Выступление детей с домашним заданием

1.Дидактическая игра «Можно - нельзя».

2.Чтение- обсуждение стихотворений «Наша планета», «Мусорная гора».

Приложение 1

«Стыдно перед соловушкой»

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться. Соловей перестал петь. Лида собрала остатки еды и хлебные крошки и положила в сумку.

Зачем ты берешь с собой этот мусор? - сказала Оля. - Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

Стыдно… перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

(В. Сухомлинский)

Виды мусора

Сроки разложения

Пищевые отходы

От 10 дней до 1 месяца

Газетная бумага

От 1 месяца до 1 года

Картонные коробки

Доски деревянные

Железная арматура

Железные банки

Старая обувь

Обломки кирпича, бетона

Аккумуляторы

Жестяная банка

Электрические батарейки

Резиновые покрышки

Более 100 лет

Пластиковые бутылки

Более 100 лет

Полиэтиленовая пленка

Алюминиевые банки

Более 1000 лет

Дидактическая игра «Можно - нельзя»

Ломать деревья и ветки? (нельзя)

Сажать больше деревьев? (можно)

Ходить и топтать на лугу цветы? (нельзя)

Ходить только по тропинкам? (можно)

Рвать большие букеты цветов? (нельзя)

Любоваться ими? (можно)

Оставлять мусор в лесу? (нельзя)

Собрать мусор в яму и закопать? (мусор природного происхождения- можно, остальное нельзя)

Разжигать костры в лесу? (нельзя)

Беречь лес от пожара? (можно)

Шуметь в лесу? (нельзя)

Наша планета Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут, Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо. Береги свою планету - Ведь другой, похожей, нету!

(Я. Аким)

Мусорная фантазия

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки - Быстро наши города превратятся в свалки. Если мусорить сейчас, то довольно скоро Могут вырасти у нас Мусорные горы. Но когда летать начнут в школу на ракете - Пострашней произойдут беды на планете… Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты. Вот тогда не полетят в Новый год снежинки, А посыплются как град старые ботинки. А когда пойдут дожди из пустых бутылок - На прогулку не ходи: береги затылок! Что же вырастет в саду или в огороде, Как пойдёт круговорот мусора в природе?. И хотя мы в школьный класс не летим в ракете, Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

(А. Усачёв)

Литература:

1. Социально - личностное развитие дошкольников: программа планирования. Занятия, диагностические материалы. Старшая группа / авт.-сост. Л.А.Загуменная. - Волгоград: Учитель, 2012.

2. Современные технологии обучения дошкольников / авт.сост. Е.В. Михеева. - Волгоград: Учитель, 2012.

4. Сборник «Интеграция деятельности по освоению детьми образовательных областей в ДОУ»./ Сергеева И.А., Павлова А.Ю.- г.Набережные Челны: МБУ «ИМЦ», 2013.

5. http://www.eco-lab.ru/srok.html

Отзыв на проектно-исследовательскую работу «Помогите природе»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Экспериментальная проектная деятельность дошкольников выступает как, самоценная форма работы в развитии экологической культуры человека. Способствует формированию основ личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Данный проект позволяет каждому ребёнку выделить себя из окружающей среды, развить эмоционально-ценностное отношение к окружающему. В ходе деятельности, в рамках данного проекта, ярко прослеживается формирование основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря таким практико-ориентированным формам работы возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой; воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Педагоги использовали такие методы, как анализ, сравнение, синтез, наблюдение. Материалы работы дают понять, что педагоги совместно с детьми предварительно изучили теорию по теме данного проекта, и проведя исследования, сделали собственные выводы.

Благодаря проектным исследованиям, дети повышают результаты по образовательной области «Познание», что можно проследить при анализе диагностических данных:

2011-2012 уч.год

(конец года)

2012-2013 уч.год

(конец года)

Выс. ур-нь

Выс.ур-нь

Сред.ур-нь

Сред.ур-нь

Низ.ур-нь

Низ.ур-нь

Учитывая актуальную проблему экологического воспитания дошкольников данный проект вызывает интерес дальнейшего исследования.

Актуальность

Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам». Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраски, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы «чудо-растение», поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла идея создать свой огород — это «чудо – огород», который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.

Тип проекта

По продолжительности – краткосрочный.

По составу участников проекта – групповой.

По направленности деятельности участников проекта – познавательно-игровой.

Цель:

Расширять представления детей об окружающем мире растений и прививать трудовые навыки, посредством совместного создания огорода.

Задачи:

— Формировать представления о работах проводимых в весенний и летний период в саду и огороде.

— Расширять представление детей о жизни растений.

— Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

— Учить детей делать выводы на основе наблюдений.

— Участвовать в посильной практической деятельности.

— Воспитывать бережное отношение к растениям.

Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.

— Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.

Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационно — подготовительный.

Мероприятия:

— Обсуждение цели и задач воспитателем с детьми и родителями, специалистами;

— подбор необходимого материала для создания огорода;

— выявление знаний детей о жизни растений;

— составление перспективного плана.

2 Этап. Рефлексивно — диагностический.

Мероприятия:

Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.

3 этап. Практический.

Мероприятия:

—Познание: «Насекомые помощники»; рассматривание семян растений; наблюдение за рассадой; наблюдение за ростом и развитием растения.

Конструирование: оформление огорода; изготовление плетеной изгороди.

—Социализация: дидактические игры: «Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника». Сюжетно-ролевые игры: «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму».

Коммуникативная деятельность: составление рассказа «Лето на огороде», «откуда берется растение», «Как я помогаю на огороде», разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.

— Чтение: стихотворения — С. Виталий «Огород», М. Пожарова «В огороде», Т. Шорыгина «Щедрый урожай» (заучивание). С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», С. Полякова «В огороде»(заучивание), произведения — Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.

Труд: Посадка семян цветов и овощей; высаживание рассады на участок; составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные индивидуальные трудовые поручения.

Продуктивная деятельность: аппликация «Букет»; «Корзина с овощами»; «Консервируем овощи».

Лепка: «Декоративное панно» (коллективная работа); «Тюльпан» (налеп); «Насекомые помощники».

Рисование: «Я на огороде»; «Мое любимое растение», «Букет в подарок близкому»; «Цветочная фантазия»(нетрадиционная техника); «Овощи»(рисование с натуры).

Безопасность: «Правила работы с инструментами»; «Про панаму не забудь».

— Здоровье: «О пользе овощей» (беседа); (просмотр мультфильма) «немытые овощи есть нельзя».

4 этап. Заключительный.

— Сбор урожая.

Оформление материалов проекта:

— Изготовление фото альбома «Наш веселый огород».

— Макет «Строение растения», «Растение и его семя».

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Получение знаний детей о жизни растений.

2. Создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.

3. Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.

4. Привить любовь к растительному миру, развить желание его беречь, охранять.

5. Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

6. Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

Ресурсное обеспечение проекта

1.​ Кадровое обеспечение.

Участники проекта:

— старший воспитатель (методическая поддержка и консультирование);

Дети старшей группы;

Родители воспитанников (совместная деятельность);

— воспитатели группы.

2. Информационное обеспечение.

Видео презентации;

— мультфильмы, фильмы;

Наглядно-дидактические пособия, книги.

3. Материально-техническое обеспечение.

Оборудование для ухода за растениями;

— семена, рассада;

Фотоаппарат;

Компьютер;

Магнитофон.

Риски

1.​ Несоблюдение сроков реализации проекта.

2.​ Проблема привлечения родительской общественности.

3.​ Недостаточность оборудования для работы на огороде.

ПРОЕКТ В ДОУ

ТЕМА «ПРИРОДА МОЕГО РОДНОГО КРАЯ»

Тип проекта : информационно-творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Срок реализации: краткосрочный (4 недели).

Актуальность проекта: Тема проекта «Природа моего родного края» выбрана мной не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель: Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Задачи:

Систематизировать знания об окружающем мире.

Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.

Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.

Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.

Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире республики Мордовия.

Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов о природе, через практическую деятельность.

Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!».

Ожидаемые результаты проекта:

Расширение знаний о растительном и животном мире нашей республики.

Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

Сформируется стремление к исследованию объектов природы.

Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Беседа на тему: «ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?»

Цель:

Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.

Развивать память и мышление детей.

Воспитывать чувство бережного отношения к природе .

Оборудование:

Комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»; природный материал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений.

. Сформировать у детей понятия «Природа и не природа».

Природа – это то, что существует в независимости от человека; не природа – это то, что сделано руками человека.

Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.

Дидактическая игра «Природа – не природа».

Ввести понятия живая и неживая природа

Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться, умирать.

Неживая природа – солнце, вода, небо, облако, земля, ветер и т.п..

Живая и неживая природа - общий дом для всех живых существ.

Дидактическая игра «Кто в домике живёт?».

Прогулка «НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ»

Цели:

Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки).

Закреплять знания о солнце (светит, но не греет).

Ход наблюдения:

Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода.

Частый дождик землю точит,

Свищет ветер в проводах.

Опадают листья в лужи,

Хлеб убрали в закрома.

До прихода зимней стужи

Утепляются дома.

Беседа с детьми.

Ноябрь – последний месяц осени.

Какие изменения произошли в природе? (ответы детей)

Листва с деревьев облетела, травы побурели, небо почти всё время затянуто облаками. Часто идут холодные дожди. Солнце выглядывает редко.

Ребята, а греет ли оно? (ответы детей)

А заметили ли вы что дни стали короче, длиннее стали ночи? (ответы детей)

По ночам стало морозно. А утром звонко хрустит молодой лёд на лужах, трава и опавшие листья покрываются инеем. Летят первые серебряные звёздочки – снежинки. Поэтому позднюю осень называют «серебряной». А про ноябрь говорят, что он родной брат зиме.

Как вы думаете, почему так говорят? (ответы детей)

А теперь я прошу вас отгадать загадку :

И не снег, и не лёд,

А серебром деревья уберёт. (иней)

Трудовая деятельность.

Сгребание опавших листьев в небольшие кучки.

Подвижная игра: «Листопад».

Консультация для родителей

«УЧИТЕ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ ПРИРОДУ»

Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.

Уважаемые родители!

Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к природе. Учите их правильно вести себя в лесу, на лугу, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно на обитателей леса действует шум, об опасностях пожаров, о том, что нельзя портить деревья, добывать берёзовый сок, разорять гнёзда, муравейники, засорять водоёмы и многое другое.

Уже в дошкольном возрасте дети должны УСВОИТЬ и ЗНАТЬ:

Надо охранять и беречь природу.

Надо осторожно вести себя в природе и помнить, что в лесу, на лугу, водоёме живут постоянные жители (звери, птицы, насекомые, рыбы), для которых эта среда родной дом! Поэтому нельзя разрушать его. Нельзя портить растения, собирать цветы, мусорить, шуметь. Нельзя забирать живые существа из мест их обитания.

Надо заботливо относиться к земле, воде, воздуху, поскольку это среды где существует всё живое.

Воду следует расходовать экономно, так как без неё не могут жить растения, животные, люди.

И ещё совет: все знания закрепляйте, используя вопросы-ситуации, которыми так богата наша жизнь.

Например:

Вова с мамой пошли собирать в лес грибы.

«Мама, мама, смотри, птичка летает так низко, что я смогу её поймать. Пусть она поживёт у нас дома».

«Нет, этого делать нельзя», - ответила мама.

Почему она так ответила Вове?

Серёжа с мамой и папой пошли на речку. Близко у берега плавало много маленьких рыбок.

«Дайте мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Серёжа родителей.

«Нельзя их ловить», - сказал папа и объяснил почему.

Что рассказал папа Серёже?

Непосредственная образовательная деятельность

по экологии в старшей группе на тему

«КАК ГОТОВЯТСЯ ЗВЕРИ К ЗИМЕ»

Задачи:

Закреплять знания детей о диких животных. Расширять представление об их образе жизни. Познакомить с тем, как звери готовятся к зиме.

Воспитывать любовь к животным, доброе отношение к ним.

Оборудование:

Картинки с изображениями зверей. Маски лисы, зайца, белки, ежа, волка, медведя.

Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей).

Верно, поздняя осень, и совсем скоро наступит зима. К зиме готовятся все. Как мы с вами готовимся к зиме? (ответы детей).

В лесу звери тоже готовятся к зиме, и каждый по-своему.

Сегодня мы поговорим о том, кто как в лесу готовятся к зиме. А помогут в этом герои, переодетые в лесных жителей. Очерёдность их вы будете определять, отгадывая загадки.

Кто в лесу глухом живёт,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу.

(выходит медведь и рассказывает, как он приготовился к зиме)

Осенью у нас медведей забот не мало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время для нас медведей, много еды: созрели ягоды, всюду много насекомых, с большим удовольствием мы лакомимся медком диких пчёл и ос. Накопим жиру, и спать можно ложиться в берлогу.

Повыше кошки рост,

Живёт в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост –

Все знаем мы … (лису)

(выходит лиса и рассказывает, как она приготовилась к зиме)

А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле я не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, то ни какая хитрость не спасла бы меня от волков и собак. Чтобы лягушку поймать, мне особой хитрости не требуется. И главную добычу – мышей, я нахожу без всяких трудов. Догнать зайца нам трудно, разве что случайно столкнёмся с косым или набредём на зайчонка.

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож

Что не зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(выходит волк и рассказывает, как он приготовился к зиме)

Мы, волки, зимой собираемся в стаи. Осенью я линяю, к зиме шерсть у меня становится густой. В сильные морозы, прячемся мы в логове, так называется наше жилище. Мы ловим зайцев, маленьких птичек. Но главная добыча – олени и лоси. Из-за постоянных поисков пищи многие считают, что мы приносим вред. Но это не так, мы наподаем только на слабых и больных животных.

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки,

Мчится, что есть духу,

Хвост короче уха.

Всех зверёк пугается,

Под кустом спасается.

(выходит заяц и рассказывает, как он приготовился к зиме)

Звери от врагов кто в дуплах спасается, кто под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня много. И, всё-таки, я живу не тужу. Выручают меня чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Осенью я линяю: вместо серой у меня вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее. Ем веточки деревьев, кору.

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

(выходит белка и рассказывает, как она приготовилась к зиме)

Летом я ходила в своей летней шубке. А зимой я надеваю тёплую шубку другого цвета, она мне помогает прятаться среди веток деревьев от врагов. На зиму я сушу грибы на ветках деревьев. Делаю запас орехов в дупле. Мне не страшна ни какая зима. И шубка у меня незаметная, и еды запасла много. Вот так я приготовилась к зиме.

Весь в колючках,

Ворчит, как злючка,

Чуть испугается,

В клубок свивается.

(выходит ёжик и рассказывает, как он приготовился к зиме)

Осенью я готовлю себе дом для зимовки. Мой дом называется нора. Я нанизываю себе на спину листики, а в норе их стряхиваю. Делаю себе мягкую, тёплую постельку. Потом заберусь в свою нору, зароюсь в листья и засну сладким сном на всю зиму. Придёт зима накроет мою нору сугробом и буду я спать, как под пушистым одеялом, тепло мне. Так и просплю я всю зиму до весеннего солнышка.

Физкультминутка

Игра «Лиса и зайцы»

Дети – зайцы, воспитатель – лиса, находятся в противоположных концах игровой комнаты. Зайцы «скачут» на поляне, грызут кору деревьев, по сигналу «Лиса!» приседают на корточки, группируются, замирают, превращаются в «снежные комочки»ю Лиса ходит среди зайцев, ищет, приговаривает: «Куда же подевались эти зайцы? Один снег кругом лежит!». Если замечает, что кто-то из зайцев шевелится или смеётся, она выводит его из игры.

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Кто юркнул в дупло? (белка)

Кто спрятался в нору? (лиса)

Кто забрался под листья? (ёж)

Кто укрылся под кустом? (заяц)

Кто залёг в берлогу? (медведь)

Ребята, теперь вы убедились, что не только люди, но и звери готовятся к зиме?

(ответы детей)

Дидактическая игра экологического содержания

«ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ»

Цель игры:

Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.

Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.

Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом пт

Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.

Развивать память, внимание, речь.

Воспитывать любовь к природе родного края.

Варианты игры:

«Найди перелётных и зимующих птиц»

Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.

« Найди по описанию»

Педагог даёт описание птицы: внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т.п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.

«Найди, кого назову»

Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.

«Опиши, а мы отгадаем»

Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.

«Кого не стало?»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.

Беседа на тему «ДЕРЕВЬЯ НАШЕГО КРАЯ»

Цели:

Закреплять названия деревьев, которые растут на территории Мордовии.

Дать понятие о хвойных и лиственных деревьях.

Воспитывать чувство любви к природе родного края.

Оборудование:

Предметные картинки, листья деревьев.

Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки . (дерево)

Сегодня мы поговорим о деревьях, которые растут на территории нашего края.

Деревья бывают лиственные и хвойные. Лиственные деревья – это те, которые имеют листву. Деревья, у которых вместо листьев «иголки», иначе их именуют хвоинками, называют хвойными. Осенью лиственные деревья сбрасывают листочки, а хвойные сохраняют свои хвоинки целый год. Поэтому про них говорят: зимой и летом одним цветом.

Ребята, назовите лиственные деревья, которые растут в нашей республике?

Назовите хвойные деревья?

Скажите, а где растут деревья, где вы их встречали? (ответы детей)

(В лесу, в саду, в парке, во дворах домов, вдоль дорог и т.д.)

Педагог предлагает внимательно рассмотреть картинку дерева.

Посмотрите внимательно на это дерево. У него есть ветки, листья.

А что ещё есть у дерева? (ответы детей)

Дидактические игры.

Игра «От какого дерева лист?»

Игра «Чьи плоды?»

Жёлуди растут на … дубе;

гроздья рябины растут на … рябине;

яблоки растут на … яблоне;

круглая шишка на … сосне;

длинная шишка на … ели.

Игра «Назови ласково»

Ель – ёлочка, сонна – сосёнка, берёза – берёзонька, шишка - шишечка, ветка – веточка.

Ребята, а надо ли беречь и охранять деревья, ведь их так много?

(рассуждения детей)

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГУЛКА

«НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЯБИНОЙ»

Цель:

Познакомить с характерными особенностями рябины, по которым её можно выделить среди других деревьев.

Рассмотреть её ствол, ветви, ягоды.

Воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает детям загадку.

Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей,

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют. (рябина)

Ребята, посмотрите на это дерево.

Где его можно встретить?

Ответы детей (Оно растёт в садах, парках, около домов, в лесу.)

Скажите что примечательного у этого дерева? Чем оно отличается от других деревьев?

Ответы детей.

Вы обратили внимание на яркие красные ягоды рябины. В народе говорят: «Осенью одна ягодка, да и та горькая рябина».

Скажите, а ягоды нужны только для красоты или ещё для чего-то?

Ответы детей.

Потрогайте ягоды рябины. Какие они?

Ответы детей.

Ранней осенью рябиновые ягоды горьковато-кислые, жёсткие. Но, сейчас, в ноябре, когда уже были морозы они стали мягче и слаще, поэтому ими любят полакомиться птицы.

Посмотрите на дерево рябины ещё раз. Много ли на нём ягод?

Ответы детей.

Существует такая примета: «Если рябины уродилось много, то зима будет морозная».

Ребята, нужно ли сажать рябину, как вы считаете? Для чего?

Ответы детей.

Настольная игра

«КАК ЗОВУТ ТЕБЯ ДЕРЕВЦЕ?»

Предложить детям настольную игру экологического содержания.

Цель:

Знакомить детей с различными видами деревьев и их отличительными признаками: формой листьев, цветами, плодами.

Развивать внимание, воображение, мелкую моторику пальцев рук.

НОД «Хвойные деревья наших лесов»

Тема: «Хвойные деревья наших лесов»

Цель: Познакомить детей с видами хвойных деревьев, растущих в лесах Ельниковского района.

Задачи:

Закрепить и углубить знания детей о ели и сосне, как о представителях хвойных деревьев.

Формировать умения сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.

Развивать у детей мышление при отгадывании загадок.

Развивать воображение при перевоплощении в деревья, по возможности передавая их характерные особенности.

Развивать умение путём логического мышления находить ответы на поисковые вопросы.

Воспитывать у детей гуманное отношение к природе, желание её сохранить.

Словарная работа:

Ввести в словарь детей слова: хвоя, хвойные; активизировать их в речи.

Учить детей образовывать прилагательные от названий деревьев.

Передавать свои тактильные ощущения.

Предметно-развивающая среда:

Аудиозапись «Шум леса».

Схема «Строение дерева».

Разрезные схемы-картинки.

Картинки-иллюстрации ели и сосны.

Веточки, шишки и семена ели и сосны на каждого ребёнка.

Интеграция образовательных областей:

Познание, коммуникация, здоровье, социализация.

1.Организационныймомент.

Ребята, у нас сегодня необычный день. Как вы думаете, почему? (рассуждения детей)

А у вас хорошее настроение? (ответы детей)

Давайте поделимся хорошим настроением с нашими гостями.

Ручки, ручки просыпайтесь, здравствуйте!

Пальчики сердитые, здравствуйте!

И ладошки наши крошки, здравствуйте!

И улыбки, и улыбки, здравствуйте!

Все друг другу улыбнитесь, здравствуйте!

Поцелуй волшебный всем пошлите, здравствуйте!

Ну, что ж, ребята, я надеюсь, что ваше хорошее настроение передалось гостям, которые вместе с нами окунуться в мир детства.

2.Основная часть.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (ответы детей)

Я предлагаю вам отгадать загадку.

Включается аудиозапись «Шум леса».

Загадка:

Нам в дождь и зной поможет друг,

Зелёный и хороший,

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (Дерево)

(ответы детей)

Ребята, а как вы думаете, где растут деревья?

(ответы детей)

А где растёт деревьев больше всего?

Дети: в лесу.

Давайте представим, что мы оказались в лесу, и… превратились в деревья.

Разминка познавательного характера «Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями,

Сильными, большими.

Ноги – это корни,

Их расставим шире,

Чтоб держали дерево,

Падать не давали,

Из глубин подземных

Воду доставали.

Наше тело – прочный ствол.

Он чуть-чуть качается

И своей верхушкой

В небо упирается

Наши руки – ветви

Крону образуют.

(Смыкают пальцы.)

Вместе им не страшно,

(Качают головой.)

Если ветры дуют.

(Качают поднятыми руками.)

Итак, дети, что общего в строении всех деревьев?

(Предполагаемый ответ детей: корень, ствол, ветви,листья.)

Работа со схемой «Строение дерева».

У вас на столах разрезные картинки, отражающие строение дерева. Соберите их так, чтобы все части дерева были расположены правильно.

Сегодня, мы будем говорить о деревьях, которые вы много раз видели. А чтобы узнать, что это за деревья, давайте поиграем.

Игра «Отгадай загадку – покажу отгадку».

Как только вы отгадаете загадку, на доске появится отгадка.

Её всегда в лесу найдёшь –

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки

Очень прямо я расту, в высоту,

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (Сосна)

Молодцы!

Мне понравилось,как вы все вместе и дружно отгадывали мои загадки.

Эти два дерева очень похожи друг на друга. Чем они похожи?

Предполагаемый ответ детей: у них есть иголочки.

Педагог: Иголочки – это листочки, которые всегда зелёные и не боятся холода. Они приспособились к зимним условиям и не опадают. Листочки-иголочки иначе называют хвоя. А деревья с хвоёй называют … (хвойные).

(Предполагаемый ответ детей.)

Познакомимся с этими деревьями поближе. Вы узнаете о них что-то новое и интересное.

Я принесла веточки хвойных деревьев. Осторожно сорвала нижние веточки на дереве. Погибнут теперь деревья? Нет, это не повредит им, потому что корни и ствол не повреждены. Но без надобности, конечно, нельзя рвать ветки.

Посмотрите на вашем столе лежат эти веточки. Посмотрите на них.

Рассматривание веток ели и сосны.

А теперь, возьмите в руки и потрогайте их хвоинки. Какие они?

(Предполагаемые ответы детей: зелёные, колючие, острые.)

Одинаковы ли они по размерам?

(Предполагаемые ответы детей: нет, одни длинные, другие – короткие.)

Верно. Как вы думаете, веточки с короткими хвоинками принадлежат какому дереву?

(Ответы детей.)

Правильно эта веточка с ёлочки. Как называют веточку, если она с ели?

Дети: Еловая.

Игровое упражнение «Поздороваемся!»

Ёлочка хочет с вами поздороваться. Положите на стол правую руку вверх ладошкой, а ёлочка пройдёт и со всеми поздоровается. Только будьте, пожалуйста, вежливы.

Педагог веточкой ели дотрагивается до ладошки каждого ребёнка и здоровается «Здравствуй, Петя!» , а дети «Здравствуй, ёлочка!»

Педагог выдвигает картинку ели на первый план.

Посмотрите на картинку. Какие веточки по размеру растут на самом верху ели? А внизу?

(Ответы детей.)

Теперь, ребята, возьмите еловую ветку в руки. Внимательно рассмотрите её хвоинки. Посмотрите, хвоинки у неё колючие, а ещё и не дружные. Растут на ветках по одной друг за другом.

Физкультминутка.

Есть в лесу три полочки:

(хлопаем в ладоши)

Ели-ёлки-ёлочки.

(руки вверх, в стороны, вниз)

Лежат на елях небеса,

(руки вверх, встать на носочки)

(руки в стороны, махи руками)

Внизу на ёлочках роса.

(руки вниз, присели)

Давайте познакомимся с другим деревом.

Педагог выставляет картинку сосны.

Как называется это дерево?

Дети: Сосна.

В какой части дерева располагаются ветки сосны?

(Ответы детей.)

Педагог показывает ветку с сосны.

Вот ветка с сосны, если с сосны, то она какая?

Дети: Сосновая.

Возьмите сосновую веточку в руки. Рассмотрите её хвоинки. Чем они отличаются от еловых хвоинок?

Дети: Они длиннее еловых хвоинок.

Правильно. А теперь посмотрите дружные ли они? Сколько хвоинок растёт вместе у сосны?

Дети: По две.

Разломите хвоинки от сосны и ели. Они чем-то пахнут?

Дети: Ёлкой, хвоёй.

Вам нравится этот запах?

(Ответы детей.)

Запах этот приятен, убивает многие бактерии и уберегает нас от простуды. Поэтому так полезно гулять среди этих деревьев.

А что растёт на хвойных деревьях?

Дети: Шишки.

Рассматривание шишек с хвойных деревьев.

У вас на столах лежат шишки ели и сосны. Рассмотрите их. Они во многом отличаются друг от друга. Сравните их по размеру. Обратите внимание на их форму. Одна из них продолговатая – это шика ели, другая округлая – сосны.

Эксперимент с семенами.

Между чешуек шишек созревают семена. Они тоже перед вами. Возьмите их в руку и подуйте. Что произошло?

(Ответы детей.)

Они полетели. А на что они похожи?

(Высказывания детей: на стрекозу, на вертолёт и т.п.)

Вот так их от дерева-мамы разносит ветер. Они падают на землю, и вырастает из них маленькая ёлочка или сосна. Много лет растёт она чтобы стать могучим деревом.

Игра «С чьей ветки детки?»

Перед вами лежат веточки хвойных деревьев и шишки. Надо к каждой ветке положить соответствующую шишку. Назвать с какого дерева шишки.

Итак, ребята, лес, в котором растут только ели, называется … (еловый);

лес, в котором растут только сосны, называется … (сосновый) .

Сосновые и еловые леса, называют … (хвойными лесами).

3.Заключение.

Ребята, что нового вы узнали сегодня?

Высказывания детей.

Ребёнок:

Даже ёлки мы вначале

От сосны не отличали.

Раз растут иголочки,

Значит это ёлочки,

А, когда на ветку ели

Мы поближе посмотрели

Оказалось, что она

Не такая, как сосна.

Творческая деятельность.

Я предлагаю вам расположить ваши веточки вот на этой поляне (заранее подготовлена поляна из плотного картона), и превратить её в хвойный лес.

Сегодня вы были молодцы. Мне очень приятно было с вами общаться. На прощанье я подарю вам по шишке. Наш детский сад похож на большую шишку, в которой находится много маленьких семян, также, как в нашем саду много вас, ребят. Когда семена упадут на землю, они прорастут и превратятся в могучие деревья, которые украшают нашу землю. Вы тоже,

Когда подрастёте, можете украсить землю добрыми делами и поступками.

Чтение стиха А.Яшина «Покормите птиц зимой».

Цель:

С помощью содержания стиха показать детям как тяжело приходится птицам зимой. Способствовать появлению чувства сострадания к пернатым друзьям.

Воспитывать любовь к птицам.

Покормить птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло,

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми,

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Беседа по содержанию стиха:

Почему надо подкармливать птиц зимой?

От чего птицам так тяжело приходится зимой?

Чем бы вы стали подкармливать птиц?

Как вы думаете, много ли птиц гибнет зимой?

Что вы сделаете для того, чтобы птицы слетались к вашему крыльцу?

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА
«КОРМУШКА ДЛЯ ПТИЦ»

Цель: учить конструировать кормушки для птиц, используя бросовый материал.

Материалы и оборудование: пластиковые бутылки, коробки из-под соков; ножницы.

ТРУД В ПРИРОДЕ: УСТАНОВКА КОРМУШЕК ДЛЯ ПОДКОРМКИ ПТИЦ.

Цель: Подвесить изготовленные кормушки. Разложить в них корм.

Учить проявлять заботу о птицах.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ

на тему: «Лесная прогулка»

ЗАДАЧИ:

Формирование элементарных экологических знаний и представлений у детей.

Воспитание любви к природе, чувства доброго, бережного отношения ко всему живому.

Максимально реализовать свои двигательные возможности на положительном эмоциональном фоне в предложенных ситуациях.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Заучивание стихов, названия и девиз команд;

Проведение беседы о правилах поведения в лесу;

Повторить правила эстафет.

Звучит запись звуков леса. Дети садятся на стульчики.

В.: Ребята, сегодня мы будем говорить о земной красоте, о природе.

А как вы думаете, что такое природа?

Высказывания детей.

Ребёнок: Природа – это дом, украшенный трудом. В любой мороз и зной устроен и приветлив.

В.: Скажите, что является домом для человека? (дом в котором каждый из нас живёт)

Что является домом для зверей? (лес, поле, горы)

Что является домом для рыб? (река, озеро, море)

Наша планета Земля

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый ребята.

Солнышко рано встаёт,

Лучиком день начинает.

Весело птица поёт,

Песнею день начинает.

В.: Ребята, а надо ли беречь и охранять природу?

Дети: Да.

В.: А вы знаете эти правила?

Дети: Да.

В.: Сейчас мы проверим.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать

Бегай, прыгай и играй,

Только,чур, не забывай …

Ребёнок:

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь:

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ребенок:

Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать.

Ребёнок:

Из рогатки не стрелять:

Ты пришёл не убивать!

Ребёнок:

Бабочки пускай летают,

Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ребёнок:

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

В.: Молодцы ребята, с вами можно ходить в лес гулять.

Давайте представим, что мы с вами станем деревьями.

Проводится разминка «Станем мы деревьями».

Станем мы деревьями,

Сильными, большими.

Ноги – это корни,

Их расставим шире,

(Ставят ноги на ширине плеч, руки на пояс.)

Чтоб держали дерево,

(Ставят один кулак на другой.)

Падать не давали,

Из глубин подземных

Воду доставали.

(Наклоняются, складывают ладони чашечкой.)

Наше тело – прочный ствол.

(Разгибаются, проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)

Он чуть-чуть качается

(Покачиваются из стороны в сторону.)

И своей верхушкой

(Складывают ладони шалашиком.)

В небо упирается

(Поднимают соединённые руки над головой.)

Наши руки – ветви

(Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны.)

Крону образуют.

(Смыкают пальцы.)

Вместе им не страшно,

(Качают головой.)

Если ветры дуют.

(Качают поднятыми руками.)

В.: Ребята, а знаете ли вы, что за порядком в лесу следит человек. Ещё он проявляет заботу о больных зверях, подкармливает зимой птиц.

Как называется профессия этого человека?

Дети: Лесник.

Сценка «На лесной опушке».

Девочка:

Лапы ёлок прикрыли избушку, где живёт дядя Вася – лесник. Приходите к нему на опушку – всех приветливо встретит старик.

Дядя Вася про птиц нам расскажет, вспомнит, как подстерёг он лису, самый лучший малинник покажет и грибные местечки в лесу.

Дядя Вася:

(Выходит из избушки и садится на пенёк. Дети подходят к нему, и присев на корточки, слушают его.)

Лес не только для нашей забавы,

Он - богатство России.

Все деревья в нём, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Вырастет дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодёжь.

Хорошо здесь в избушке просторной,

Дядя Вася гостям своим рад.

В.: Мы готовились заранее.

И начнём соревнование.

Две команды есть у нас.

Они просто суперкласс.

Одна команда «Светлячки», а вторая «Лесовички».

Представление команд.

Первая команда:

Наша команда – «Светлячки».

Наш девиз: «Беречь леса, поля и реки, чтоб сохранилось всё навеки».

Вторая команда:

Наша команда – «Лесовички».

Наш девиз: «Будем лес любить, оберегать, будем взрослым в этом помогать».

В.: Ну, а теперь, задание командам.

Команда «Светлячки» отгадайте загадку:

Все обходят это место

Здесь земля как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи –

Нет опоры для ноги.

(болото)

Команда «Лесовички» отгадайте загадку:

Кто с высоких тёмных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенёк

Промелькнул как огонёк?

(белка)

В.: Правильно, а сейчас задание. Вы превращаетесь в белок, которые должны перенести шишку к себе в дупло через болото.

Эстафета «Белка».

На линии старт финиш стоит корзина с шишками. Первый ребёнок по команде «на старт, внимание, марш!» начинает выполнять задание. Добегает до обручей, прыгает из обруча в обруч на двух ногах. Берёт шишку из корзины и возвращается с ней обратно бегом. Кладёт шишку в пустую корзину, стоящую перед командой. Передаёт эстафету следующему и встаёт в конец колонны. Побеждает та команда, которая быстрее выполнила задание.

В.: Эстафета «Кто больше соберёт грибов».

Раз, два, три грибочки собери!

На полу разбросаны грибы (съедобные и несъедобные). По команде дети разбегаются и начинают собирать съедобные грибы. Один гриб взял, принёс, положил в корзину. Когда соберут все грибы, подсчитывается количество собранных. Кто больше соберёт, тот победил. Если в корзине обнаружится ядовитый гриб – штраф.

В.: Помните ребята, мы с вами ходили в лес и собирали там мусор, который оставляют после себя нехорошие люди.

Сейчас мы посмотрим, как вы быстро и чисто убираете мусор.

Эстафета «Собери мусор».

На пол высыпается из мешка мусор (бумажки, пластиковые бутылки, фантики и т.п.). Дети по команде собирают мусор в свою корзину. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит свою корзину мусором.

В.: Ребята, сегодня вы были и ловкими, и смелыми, быстрыми и умелыми, дружными и задорными. А главное мы поговорили о том, как важно беречь природу. И хочется думать, что никто из вас не сорвёт цветок, не сломает ветки, не разорит птичьего гнезда, не оставит за собой мусор, не разведёт костёр. Так ли это?

Дети: да.

В.: Ребята! Мы любим лес в любое время года.

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природой,

Давайте же всегда её беречь!

Ребёнок:

Лес нам надо охранять

В нём костров не разжигать,

Надо лесу помогать,

И деревья сохранять.

Ребёнок:

Охранять мы вместе будем

Этот сказочный народ:

Зайцы, лисы,

Волки, птицы,

Ели, клёны и дубы.

Эти дивные поляны нам природою даны.

РИСОВАНИЕ на тему «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»

Цели:

Расширять представления детей о растительном и животном мире.

Учить отображать в рисунке собственные замыслы.

Развивать творческие способности, воображение.

Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе .

Материалы и инструменты:

Гуашь, кисти, салфетки, альбомный лист.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о правилах поведения в природе.

1. Беседа с детьми о том, что они хотят отобразить в своём рисунке.

2. Рисование по замыслам детей на тему «Берегите природу!».

Выставка рисунков.

Итогом проекта «Природа моего родного края» стало обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:

Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, охранять животных.

Любить свой край, любить природу!

Поделиться: