Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада "родной край". Проект «Патриотическое воспитание дошкольников» Старший воспитатель высшей квалификационной категории Галимова Р.А

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему:

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

Выполнила воспитатель МБДОУ № 277: Татаринова Вера Геннадьевна

2016г.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»

«С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять…»

М. Матусовский

Актуальность разработки и реализации проекта

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является привитие любви к родному краю. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному краю – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев

В последние идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

«Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой её ты в детстве увидал.»

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

    обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

    воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

    формирование мира и межличностных отношений и т.д.

Проблема:

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми.

Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны.

Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.

Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.

Отсутствие эффективной системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ.

Цель проекта:

* Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.

Задачи:

1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;

2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;

3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;

4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.

5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

7. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к родному краю.

В рамках реализации проекта используются следующие технологии:

Личностно- ориентированного обучения и воспитания. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Развивающего обучения. Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и поддерживает личностное развитие ребенка.

Индивидуального обучения. Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.

Информационно-коммуникационные . В современном мире при все нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.

Развития творчества. Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

Игровая. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.

Проектная. Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным краем положены следующие принципы:

Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан пополнить «Русскую избу новыми экспонатами,. Изготовить фотовыставку.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном посёлке с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности . Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной библиотекой, средней школой и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями края.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию ведётся по следующим направлениям:

- формирование представлений: знакомство детей с народными традициями и промыслами; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с доступными пониманию детей историческими событиями; расширение представлений о природе, городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ; формирование элементарных знаний о правах человека и т. д.

- воспитание патриотических чувств: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; формирование бережного отношения к природе; воспитание уважения к труду; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей.

- развитие поискового поведения у дошкольников: развитие внутренней активности ребёнка, способности ставить цели, добывать знания, используя разные способы приходить к результатам.

Средства реализации поставленных задач:

Развивающая предметно – пространственная среда;

Развивающие виды деятельности (игра, развивающее общение);

Метод детских проектов.

Формы работы с детьми:

непосредственно образовательная деятельность;

тематические беседы;

презентации;

календарные праздники;

развлечения, досуги;

экскурсии;

пополнение развивающей среды,

* выставки детских работ, семейных коллекций

Ожидаемые результаты:

Прогнозируемый результат на уровне ребенка:

Освоение детьми доступных знаний об истории родного края;

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь нуждающимся;

Расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
- расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений;

Сформированность системы понятий духовных семейных ценностей,

самовыражение творческих способностей детей;
-обогащение знаний детей о музейной культуре;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков;

Прогнозируемый результат на уровне родителей:

Повышена педагогическая грамотность и компетентность в вопросах нравственно- патриотического воспитания.

Активизирован интерес родителей к себе как к педагогам-воспитателям.

Обогащен опыт психологическими, педагогическими и валеологическими знаниями.

Развиты исследовательские, проектировочные, коммуникативные, организаторские, рефлексивные способности;

Сформировано желание сотрудничества с детским садом;
- укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
- творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне ДОУ:
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
- создание мини-музея «Мой город в истории Великой Отечественной войны» для обогащения развивающей среды по гражданско-нравственному воспитанию дошкольников;
-создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.

Целевые участники проекта:

Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный

Условия реализации проекта: заинтересованность педагогов, детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Сроки реализации: 1 год.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

I этап - подготовительный, включает в себя:

1. анкетирование родителей знаний и представлений о родном крае, его истории, достопримечательностей,

2. диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного края,

II этап - основной, включает в себя формы работы с детьми (см. выше).

III этап - итоговый, включает в себя:

1. итоговое диагностирование детей,

2. повторное анкетирование родителей.

Разделы программы , содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Перспективный план работы по реализации проекта

Сентябрь

Тема: «Летопись моей семьи»

Тема: «Моя родословная»

Задачи:

    Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;

    Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

    Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;

Формы проведения:

Беседа «Что я знаю о своей семье»,

Выставка детских рисунков «Моя семья»;

Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе» о семье;

Семейный мини – проект: составление генеалогического древа «Моя родословная»

Октябрь

Тема: «Герб нашей семьи»

Тема: «Родительский дом - начало начал» (семейные праздники и традиции)

Тема: «Профессии моих родителей»

Задачи:

    Продолжать формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями, используя метод проектов;

    Продолжать работу по изучению своей семьи, придумать совместно с родителями герб своей семьи;

    Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;

    Закрепить знания детей о профессиях родителях, их названии и роде деятельности;

Формы проведения:

Семейные мини – проекты: «Герб семьи», «Мозаика семейной истории» - проект по изучению семьи

Выставка детских рисунков «Как мы отдыхаем»

Физкультурный досуг «Мама, папа, я – вместе дружная семья»

Изготовление поделок на день Матери.

Участие в субботнике по уборке территории детского сада.

Заседания в Детско-родительском клубе по теме: «Семейные традиции - связь поколений» (распространение положительного семейного опыта нравственно-патриотического воспитания)

Семейный праздник «Все вместе, так и душа на месте».

Ноябрь

Тема: «История и достопримечательности района».

Тема: «Природа района»

Задачи:

    Вызвать интерес к истории возникновения района

    Закрепить знания детей о достопримечательностях родного района;

    Дать детям знание о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками района.

    Воспитывать чувство восхищения красотой, любовь к родному району, желание сделать его еще красивее.

    Формировать представления детей об улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, чем она знаменита)

    Расширять знания детей о природе родного района;

Формы проведения:

Презентации: «История и достопримечательности Советского района»

Фотовыставка «Осень в нашем районе»

Привлечение родителей к обустройству участка детского сада, облагораживанию дворовых территорий.

Конструирование: «Улицы Советского района».

Выставка рисунков: «Осенняя природа».

Семейный мини-проект: «Любимые места в районе»

« О чем говорят названия улиц?» (поисковое задание совместно с родителями).

Конкурс рассказов «Биография моей улицы»

Беседа «Что такое парки», «На какой улице ты живешь?»,

Декабрь

Тема: «Промышленность района».

Тема: «Спорт, культура и отдых в Советском районе».

Задачи:

    Дать знания детям о промышленных объектах, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.

    Познакомить со спортивными учреждениями района: Дворец спорта профсоюзов, бассейн «Дельфин», бассейн «Олимп», Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А. С. Пушкина, дом детского творчества Советского района, музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья Нагорный;

    Повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада.

Формы проведения:

Промышленные предприятия района (заочная экскурсия по району, фронтальная беседа)

Самые главные профессии людей, занятых на производстве (устный рассказ)

Чтение художественной литературы: «Кем быть? » И. Карпова (серия книг о профессиях).

«Чем пахнут ремесла? » Д. Родари, «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов.

Презентация: «Достопримечательности района. Культура и отдых».

Экскурсия в музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья.

Презентация: «Спорт в родном районе».

Спортивное мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух».

Конкурс поделок и рисунков: «Дед Мороз и Снегурочка в спорте».

Январь

Тема: «Мой родной город Нижний Новгород»

Тема: «Архитектура моего города»

Задачи:

Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Познакомить детей с символикой нашего города (флаг, герб, гимн);

Поддерживать интерес детей и взрослых к истории города;

Закрепить знания детей об архитектуре родного города; познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать чувство восхищения красотой родного города, любовь к родному городу, желание сделать его еще красивее.

Познакомить детей с реками Ока и Волга; их расположением на карте,

Формы проведения:

Демонстрация видеофильма «Мой родной Нижний Новгород»,

«Откуда пошла Земля Нижегородская?»

Выставка фотографий исторических зданий города Нижнего Новгорода
Беседа «Что такое парки»

Фото-викторина «Отгадай, где я нахожусь?»

«Знай и люби свой город» (конкурс рисунков, сочинения, мини-доклады)

Конкурс чтецов «Мой родной Нижний Новгород»

Февраль

Тема: «Памятные места родного города»

Тема: «Люди, прославившие наш город»

Тема: «Будущие защитники Нижнего Новгорода»

Познакомить детей с самыми известными памятниками г. Нижнего Новгорода;

Задачи:

    Воспитывать чувство уважения профессиям и труду взрослых;

    Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;

    Познакомить с творчеством художников, писателей, поэтов нашего города;

    Формировать чувство уважения к Российской армии, воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии;

    Способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее своего города.

Формы проведения:

Презентация «Экскурсия к памятным местам города»;

«Если бы я был мэром города, что бы я сделал для Нижнего Новгорода?» - беседа-рассуждение

«Моя малая Родина». Сценарий тематического вечера-досуга (для детей старшего дошкольного возраста)

Беседы « Что значит быть настоящим мужчиной?»

Календарные праздники: «День Защитника Отечества»,

Фотоконкурс «Они защищали нашу Родину»

Март

Тема: « Мой край родной – частица нашей Родины». (знакомство с Нижегородским краем)

Тема: «История нашего края»

Задачи:

    Расширять и уточнять знания детей о родном крае;

    Прививать бережное отношение к культурному и духовному наследию своей малой Родины;

    Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и села. Учить находить между городом и селом сходства и отличия;

    Познакомить с народными прикладными промыслами области;

    Познакомить детей с картой нижегородской области, обратить внимание на соседние города и области;

    Дать понятия «физическая карта», «земная поверхность» (показать, что вся территория области на карте имеет разную окраску);

    Расширять знания детей об истории родного края

Формы проведения:

Рассматривание иллюстраций о Нижегородском крае.

Работа с картой Нижегородской области (отметить вместе с детьми главные города области);

Знакомство с художественными промыслами (хохлома, городецкая роспись, богородская игрушка)

Рисование на тарелке из папье - маше «Подарок маме» (по мотивам городецкой росписи)

Просмотр видеофильмов о Н. Новгороде.

Изготовление альбома о Нижегородском крае.

Консультация: «Как знакомить детей с историческим прошлым Нижегородского края.

Краеведческий час: «Жемчужина России – Нижегородский край»

Апрель

Тема: «Люди земли Нижегородской»

Тема: «Природные богатства земли Нижегородской»

Задачи:

    Расширить представления о труде людей родного края: познакомиться с профессиями и деятельностью тружеников области;

    Познакомить детей с известными людьми, прославившими родной край: И.П. Кулибин, Н.И. Лобачевский, Е.А. Евстигнеев, В.С. Коноваленко и другие;

    Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного края,

    Развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё.

    Расширять и систематизировать знания детей о водоемах области;

    Уточнить знания детей о правилах поведения на воде;

    Учить детей беречь и заботиться о реках и озерах области;

    Углубить знания о растительном и животном мире края, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды;

Формы проведения:

Презентация: «Известные люди края Нижегородского»

Семейный проект: «Мы – таланты Нижегородской области».

Сюжетно-ролевые, дидактические игры:

«Кому что нужно для работы», «Угадай профессию», «Кем быть?»

Подготовка сообщений о растениях и животных лесов, полей, лугов родного края;

Отгадывание загадок и ребусов о животных области;

Дид. игра «Кто где живет?»

Лепка животных и птиц области;

«Конкурс знатоков флоры и фауны Нижегородской области» (совместно с родителями);

Изготовление гербария лекарственных растений области;

Подготовка мини-сообщений о пользе лекарственных растений;

Изучение Иллюстрированного справочника по лекарственным растениям;

КВН «Знатоки родного края»,

Май

Тема: «Знаю. Помню. Горжусь.»

Тема: «Мы эковоины земли нижегородской».

Задачи:

    Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны;

    Расширять знания детей о ВОВ, воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших нашу страну;

    Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом и областью, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках.

    Формировать представления детей о проблемах загрязнения окружающей среды;

    Расширять знания детей о природе родного края, экологическом состоянии природы;

    Совершенствовать знания о нормах и правилах поведения в природе;

    Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;

    Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их роль в экологии города;

Формы проведения:

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Рассказ о детях-героях войны;

Рассказ о тех, кто защищал родной край в годы войны;

Литературно-музыкальная гостиная «Знаю. Помню. Горжусь.»

Конкурс рисунков: « Деревья в нашем парке»,

Видео-презентация «Интересные факты о деревьях»

Участие в Народной Экологической Акции «Городская Экобомба» при содействии проекта «Главное- Дети» (посадка с детьми на территории детского сада деревьев: сибирский кедр и пихта).

«Виртуальное путешествие по лесам области»;

Музыкально-тематический праздник «Люблю тебя, мой край родной!».

Список художественной литературы для чтения детям: Гержидович Л. «Приглашаю в лес гулять», А. Береснев « Как дела, лесной народ?»

Приложение 1

Анкета для родителей

    Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

    воспитание любви к Родине;

    воспитание уважения к старшему поколению;

    воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;

    знание истории своей страны;

    другое - _______________________________________________________________

    затрудняюсь ответить.

    Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

    да;

    нет;

    затрудняюсь ответить.

    Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

    прививать детям уважение к людям своей страны;

    познакомить с обычаями и традициями своего народа;

    формировать бережное отношение к природе и всему живому;

    расширять представления о родной земле, её столице, городах;

    ознакомление с историческим прошлым России;

    воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребёнка.

    Как Вы считаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?______________________________________________________

    Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

    да;

    нет;

    затрудняюсь ответить.

    Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?_____________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском салу. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы. Благодарим вас!

1). Считаете ли Вы важным воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста? Почему?

2). Как Вы развиваете представления о своей малой родине, отношения к ней у своего ребёнка?

3). Как Вы считаете, с какого возраста ребёнка нужно знакомить с историей родного края, его символикой, культурным наследием?

4). Как Вы воспитываете у Вашего ребёнка любовь к родному району, городу, стране?

5). Есть ли у Вашего ребёнка любимое место в родном районе, городе?

6). Считаете ли Вы, что взаимодействие с педагогами необходимо при воспитании основ гражданственности?

7). Какие формы взаимодействия с педагогами в детском саду по воспитанию социальной компетентности маленького гражданина были бы Вам интересны?

- «круглые столы» со специалистами по данной теме;

Совместные экскурсии, походы;

Конкурсы по темам истории и современности Советского района, Нижнего Новгорода и России;

Встречи для родителей по проблемам воспитания гражданских чувств у современных

дошкольников;

Домашнее чтение ребёнку предложенной литературы, обсуждение событий из истории страны;

Другое.

Приложение 2.

«Как воспитать маленького патриота»
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

    Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

    Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

    Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

    Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

    Расширяйте собственный кругозор.

    Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

    Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

    Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Литература:


1. Абсалямова А.Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа:БГПУ, 2006
2. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет.сада.-М.:Просвещение.1987

3. Гасанова Р.Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.
4. Горячев А.В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.
5. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения // Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.

6. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – No 3.

7. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

8. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

9. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

10. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – No 1.

11. Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

12. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005.

13. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003
14. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс
15. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. 2. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2014
16. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.

17. Интернет – ресурс: Википедия.

Проект «Патриотическое воспитание дошкольников» Старший воспитатель высшей квалификационной категории Галимова Р.А. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области


«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом». С. Михалков Актуальность проекта: Недостаточно разработаны содержания и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма. Дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций. Недостаточно программно-методического обеспечения образовательного процесса и материально – технической базы по патриотическому воспитанию дошкольников.


Цель патриотического воспитания воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества, обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации посредством расширения представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.


Задачи патриотического воспитания дошкольников: - Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким. - Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. - Воспитание чувств патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии. - Развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления) и мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) посредством специальных игр и упражнений;


Документы по реализации патриотического воспитания: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы». от 16 февраля 2001 г. N 122 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. 795 Закон Российской Федерации «Об образовании» 273 – ФЗ от г. Закон «О днях воинской славы (победных днях) России». Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. N 98-ФЗ


Паспорт проекта Сроки проекта: г.г. (долгосрочный) Участники проекта: дети, педагоги, родители Необходимые материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы Ожидаемый результат: повышение уровня патриотического воспитания детей




Этапы и сроки реализации проекта Этап ы Сроки реализации проекта План работы I уч. год Информационно – аналитический (подготовительный) повышение уровня профессиональной компетентности педагогов; определение объема материала для детей; планирование системы работы II уч. год Творческий (основной) Оформление стендов по теме проекта; Консультации для воспитателей и родителей; Проведение мероприятий по теме проекта III уч. год Заключительный Оформление проекта Подведение итогов.


Формы и методы работы с детьми: Беседа Приглашение в путешествие. Создание проблемной ситуации. Мини – музей. Гостиная. Совместная проектная деятельность. Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок. Конкурсы рисунков и поделок. Конкурсы стихов. Анализ нравственных качеств. Ручной труд.


Формы и методы работы с детьми: Природоохранная деятельность. Изготовление подарков. «Уроки доброты». Выставки и экспозиции. Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры- сотрудничества). Развлечения, досуги, праздники, концерты. Инсценировки, театрализации. Выставка военной техники, детских рисунков «Миру – мир, войны не нужно!». Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.


Реализация задач патриотического воспитания дошкольников через планирования тематических недель п/п Образовательные задачи по патриотическому воспитанию Темы недель 1. Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому Темы недели: «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Маленькие исследователи», «Женский день», «Быть здоровыми хотим». «Космос. Приведём планету в порядок», «Мир природы» 2. Воспитание уважения к труду Темы недели: «Город мастеров», «Праздник весны и труда» 3. Развитие интереса к русским традициям и промыслам Темы недели: «Народная культура и традиции», «Наш быт» 4. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям Темы недели: «Дружба», «Наши защитники», «Миром правит доброта», «День Победы»


Реализация задач патриотического воспитания дошкольников через планирования тематических недель п/ п Образовательные задачи по патриотическому воспитанию Темы недель 5. Формирование элементарных знаний о правах человека Темы недели: «Я- человек», «Моя семья» 6. Расширение представлений о городах России Темы недели: «Город мастеров», «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета» 7. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) Темы недели: «Дружба», «Наши защитники», «Миром правит доброта», «День Победы» 8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; «Наши защитники», «День Победы», «Город мастеров», «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Народная культура и традиции»


Мероприятия с педагогами по реализации проекта Круглый стол «Мероприятия по внедрению и реализации программы Е.С. Бабуновой «Наш дом – Южный Урал» Педсовет «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе». Консультации «Возрождение русских национальных традиций», «Воспитание толерантности у дошкольников»; «Формирование представлений детей о родном городе»; «История, традиции и культура уральского народа»; «Богатства Урала, животные, птицы, рыбы»; «Растительный мир»; «Символика России и Челябинска, Аши и Миньяра, и ее исторические корни»; «Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма». Рекомендации про проведению конкурсов чтецов к Дню Матери, к 23 февраля, к Дню Победы, конкурсов – выставок детских работ и совместных работ детей и родителей.


Взаимодействие с социумом Детско –Юношеский Центр Творчества (кружок «Самоделкин», «Мастерица – золотые ручки», «Прикладное искусство»), Станция Детско – Юношеского Туризма и Экскурсии («Краеведение», «Народные игры»), МУ «Миньярский историко – краеведческий музей» (экскурсии)


Результаты проекта Приобретены пособия и литература по патриотическому воспитанию дошкольников; Составлены и оформлены картотеки стихов, пословиц, поговорок, загадок, народных игр по темам недели Подготовлены папки – передвижки по работе с родителями с консультациями и рекомендациями по теме проекта; Созданы мини – музеи в методическом кабинете и в группах по реализации программы Е.С. Бабунова «Наш дом – Ю.Урал»; Создана в методическом кабинете мини – музей «Детский сад. Прошлое и настоящее» Составлены конспекты мероприятий: праздников, развлечений, досугов, НОД с детьми по возрастам; Проведены конкурсы чтецов, конкурсы рисунков и поделок к Дню Матери, к Дню Защитника Отечества, к Дню Победы; Составлен план работы с социумом города.












План работы по подготовке празднования Победы в Великой Отечественной войне Содержание работы Сроки Ответствен ный Разработка планов совместной работы с музеем, школой, библиотекой Август Ст.воспит. Круглый стол на тему: « Воспитательно- образовательная работа с детьми и родителями в связи с подготовкой празднования Победы в ВОВ" Сентябр ь Ст. воспитатель Подбор музыки, стихотворений, разработка конспектов, досугов ко Дню Защитника Отечества, Дню Победы Октябрь Муз. Рук., ст. воспит. Разработка планов спортивных соревнований среди детей и родителей, посвященных защитникам Отечества, дням воинской славы. Ноябрь Рук. Физ. Воспит. Оформление тематических папок для детей и рекомендаций для родителей Декабрь Ст. воспит.


Проведение конкурса для детей и воспитателей "Патриотическое воспитание». Январь Ст.воспитатель, Изготовление атрибутов для оформления зала к дням воинской славы Феврал ь Педагог по изобразительной деятельности Организация встречи с воинами Российской армии и ветеранами войны Феврал ь Ст. воспитатель, муз. Рук. Организация совместной с библиотекой познавательного досуга по истории ВОВ Апрель Ст. воспитатель Посещение музея боевой славы Феврал ь, май Ст. воспитатель Изготовление памятных подарков и открыток для дедушек, бабушек и ветеранов. февраль, апрель Воспитатели Организация целевой экскурсии к памятнику вечной славы, торжественное возложение цветов Май Муз. Рук. Ст. воспит. Оформление выставки детских рисунков "Война глазами детей" в группе и в холле Май Рук. ИЗО, воспит.


Месячник военно-патриотического воспитания фотовыставка «Мой папа – защитник Отечества» и др. выставку детских работ «Миру - мир, войны не нужно!» непосредственно – образовательная деятельность «Герои войны – наши земляки»; «Уроки мужества», конкурсы стихов, посвященные Защитникам Отечества; конкурсы совместных работ детей и родителей по изготовлению поделок из сбросового материала и рисунков на военную тему. оформление поздравительных открыток для участников войны; беседы; Утренники, праздники; проведения гостиных с тружениками тыла; экскурсии в исторический музей боевой и трудовой славы; экскурсии с возложением цветов к обелиску павших солдат
Формы работы с родителями Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?» Индивидуальные консультации, беседы. Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина». Фотовыставки «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе» «Мой любимый домашний питомец», «Мой папа служил в Армии», «Наши мамы», «Праздники и развлечения в детском саду» Совместное создание взросло-детских проектов «Мой город Миньяр. Краеведение», «Тепло сердец для милых мам». Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций) к конкурсам и выставкам «Нашим Защитникам Отечества посвящается», «Что не сделаем мы сами, сделаем мы с мамой» и др..


Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Желаем Вам успехов в творческой работе! Спасибо за внимание!

МБДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №168

Старшая группа

Воспитатель: Гончарова Анна Александровна

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Родной Край»

    О проекте.

Вид проекта: Познавательно-игровой.

Участники проекта: Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: долгосрочный

    Проблема: «Недостаточный уровень знаний детей о родном крае».

    Цель проекта:

Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, родному краю; формирование бережного отношения к природе и всему живому.

Задачи проекта:

    Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности.

    Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

    Воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине.

    Познакомиться с природой, с растительным и животным миром родного края, с представителями Красной книги Воронежской области.

    Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

    Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

    Сплочение коллектива.

    Пополнение словарного запаса.

    Развитие интереса к русским традициям и промыслам.

    Показать красоту природы малой родины.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстникам.

4. Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

2 этап - основной (практический)

3 этап - заключительный.

Проект представлен во всех формах совместной деятельности взрослого и ребенка

- Игровая - дидактические игры, сюжетно-ролевые игры

- Коммуникативная - беседы, ситуативный разговор, загадки

- Трудовая - формирование представлений о труде, профессиях, совместные действия, поручения

- Двигательная - подвижные игры, прогулки, игровые упражнения, соревнования

- Познавательно-исследовательская - наблюдение, решение проблемных ситуаций, моделирование, рассматривание иллюстраций, викторины, демонстрация фильмов

- Музыкально-художественная - слушание, исполнение ролей, развлечения,

- Восприятие художественной литературы - чтение произведений, обсуждение, разучивание

- Продуктивная - рисунки, лепка, аппликация.

Проектная деятельность осуществляется через образовательные области:

5. Этап №1. Подготовительный.

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

Создание необходимых условий реализации проекта.

Перспективное планирование проекта

Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

6. Этап №2. Основной.

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о родном крае, его природе, достопримечательностях и т.д.

7. Этап №3. Заключительный.

Оформление результатов проекта.

8. Домашние задания родителям.

Развивать словарный запас ребенка пословицами, поговорками.

Заучивание стихотворений.

Отгадывание загадок.

- Обсуждение иллюстрации в книгах и журналах .

Основной раздел программы: познавательное развитие.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

подбор исторической литературы,

подбор произведений русского народного творчества,

подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),

подготовка разного вида бросового материала

подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,

дидактические игры,

выставки книг, рисунков, поделок.

Предполагаемый результат

Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.

Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

«Родной край»

Воронежская область была создана 13 июня 1934 года. Она является самой большой областью Центрального Федерального округа. Кроме того, наша область является одним из крупнейших сельскохозяйственных и промышленных центров России.

Воронежская область имеет свои основные официальные символы, отражающие самобытность и традиции Воронежской области.

Флаг Воронежской области представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета и воспроизводит композицию герба Воронежской области.

Воронеж – столица Воронежской области, один из старейших городов России, расположенный на реке Воронеж, которая впадает в Дон.

Познакомиться с ним не так просто. Он имеет более тысячи улиц, десятки исторических и достопримечательных мест.

По данным последней переписи, которая прошла в 2010 году, в Воронеже проживают более 900 000 человек.

Город разделен на шесть административных районов. Мы живем в Коминтерновском районе.

Воронеж разделен водохранилищем на два берега. Правый и левый берега соединяют три моста. Самый древний - Чернавский мост.

В городе находятся два железнодорожных вокзала и три автовокзала. Через Воронеж проходят автомагистраль «Дон». На расстоянии 5 км от города, находится аэропорт «Воронеж», а в Левобережном районе расположен аэропорт Придача.

В Воронеже расположен ряд крупных промышленных предприятий России, известных своей продукцией далеко за ее пределами. Вот некоторые из них: Воронежское акционерное самолетостроительное общество, Воронежский вагоноремонтный завод, Конструкторское бюро химической автоматики и Воронежский механический завод, Холдинговая компания «Мебель Черноземья», «Воронежская кондитерская фабрика», и др .

Воронеж - город молодежи и студентов. Более 30 вузов и большое количество учебных заведений открывают свои двери выпускникам школ, лицеев, гимназий.

Воронеж является культурным центром Центрально-Черноземного края. Здесь находятся пять профессиональных театров - оперы и балета, академический театр драмы им. А. В. Кольцова, театр юного зрителя, кукол, камерный театр. На сцене драматического театра играли легендарные актёры – М. Щепкин, А. Мартынов, П. Мочалов, М. Ермолова, В. Комиссаржевская и др. Всемирно известен Воронежский театр кукол. В городе действуют 5 кинотеатров, филармония и цирк.

В городе много музеев и библиотек. Уникальны коллекции воронежских музеев: областного краеведческого, художественного музея имени И.Н.Крамского, музея боевой славы «Арсенал» и музея великого циркового артиста А.Л.Дурова .

Старейшим памятником города является колокольня Акатова (Алексеевского) монастыря, построенная в 1674 году. К памятникам прошлого отнесены: Успенская пятиглавая церковь (1690-1695 гг.), восстановленная к 300-летию русского военного флота, Никольская церковь (1720г.), Арсенал, построенный в конце 1770-х годов.

Множество монументов и памятных мест, имеющихся в городе, расскажут о важнейших исторических событиях и жизни замечательных людей.

И.С. Никитин

А.В. Кольцов

И.С.Бунин

И.Н.Крамской

«Жизнью своею потомки обязаны вам»

Площадь Победы 9 мая 1975 года в день 30-летия Победы советского народа над фашистской Германией в Воронеже состоялось открытие памятника, посвященного разгрому немецко-фашистских войск под Воронежем. Открыта в 1975 году».
Монумент на площади Победы увековечил исторический подвиг советских воинов.

16 февраля 2008 года президент России Владимир Путин подписал указ о присвоении Воронежу почётного звания РФ

«Город воинской славы»:

«За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленный защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества присвоить городу Воронежу почётное звание Российской Федерации «Город воинской славы»

В Воронежской области более восьмисот рек и речек. Самой большой рекой является Дон. Есть и озера. Многие из них объявлены памятниками природы.

р. «Дон»

Дон-батюшка, Тихий Дон – так ласково называют в народе реку. По его правому берегу тянутся задумчивые дубравы, по левому – сосновые леса.

Река Воронеж образовалась от слияния двух речушек – Лесного и Польного Воронежа за пределами области. У города Воронежа она вливает свои воды в водохранилище. «Воронежское море» - так называют его горожане.

река Воронеж.

Растительный мир края

Растительный покров края характеризуется большим разнообразием. Почти каждый десятый гектар поверхности занят лесами. Самым распространенным деревом наших лесов является дуб.

Наиболее старые и крупные дубравы Воронежского края – это Шипов и Теллермановский леса.

Наиболее богатыми и красивыми являются Усманский и Хреновской боры.

Животный мир.

    ВОРОНЕЖСКИЙ ЗАПОВЕДНИК основан в 1927 году,

площадь 31053

По всей области в лесах встречается крупное животное – лось. Он питается травой, корой и ветками молодых деревьев.

Сильным животным является кабан. Страшное оружие самца – его клыки. Их ударом он может убить животное больше и сильнее себя.

В наших лесах водятся благородные и пятнистые олени, косули, волки, лисицы, белки.

Среди птиц встречается жаворонок, пение которого можно услышать в первых числах апреля. Почти одновременно на проталинах появляются коноплянки, чижи и зяблики, певчие дрозды.

В конце апреля прилетает кукушка. Она не строит своего дома, а яйца откладывает в гнезда других птиц. В мае прилетают соловьи, ласточки и стрижи.

Водятся в нашем крае и промысловые птицы. К ним относятся серая куропатка, утки. Живут и хищные: ястреб, кобчик, ушастая сова и другие.

Среди обитателей водоемов большую ценность представляют бобры и выхухоли. Бобры - крупные грызуны. Бобр покрыт светло-бурым, бурым и черным мехом, который очень ценится. Большую часть времени бобры проводят в воде. Норы для жилья они делают по берегам рек. .При строительстве нор используют ветки, палки, грязь, ил. У водоемов можно также встретить водяную крысу.

В водоемах водятся разные виды рыб. Среди них и коварный хищник щука, разбойники окуни, король рыбного царства сазан, красавец язь, чудо-юдо рыба сом – один из немногих речных великанов, толстяк линь, плоские серебристые лещи и колючий обжора ерш, упругие верткие пескари и многие другие. В прудах водится карась.

В Красную книгу Воронежской области занесены 382 вида животного мира и 373 вида растительного мира.

Филин занесен в красную книгу

Царство грибов.

Растения Усманского заповедника.

Рябчик Русский.

Чем славится Воронежский край

Воронежские конфеты

Воронежские», «Песни Кольцова», «Никитинские» - фирменные конфеты Воронежской кондитерской фабрики, которые делают только в нашем городе. Фабрика уже много лет снабжает город и область своей сладкой продукцией.
История производства сладостей в Воронеже берет свое начало в далеких 1870-х годах .
И только в начале 20-х годов ХХ века рамонские традиции производства кондитерских изделий в Воронеже продолжила Воронежская кондитерская фабрика, официальной датой основания которой считается 1934 год. Сейчас на фабрике выпускают огромное количество разных сладостей: конфеты, карамель, вафли, зефир, печенье, мармелад, - которые известны и любимы не только в нашей области и во всей России, но и в других странах мира.
Располагается фабрика на улице Кольцовской, дом 40.

Воронежская матрешка. Матрешка – деревянная игрушка, ставшая символом нашей страны и одним из самых любимых сувениров.
В нашем крае появилась своя, воронежская матрешка. Создательницей и, как называют ее в народе, «мамой воронежской матрешки» стала Елена Геннадиевна Матвеева.
Это интересно: До сих пор точно не известно, почему куклу стали называть матрешкой. Самой распространенной является версия, что игрушка названа женским именем. Но и здесь единого мнения нет: одни историки считают, что имя «матрешка» произошло от любимого и распространенного на Руси имени Маша, Маня, а другие – от женского имени Матрена, Матреша.

Художественные промыслы Воронежской области

Воронежская земля издавна славилась своими мастерами. Известность получили вышивка, кружевоплетение, гончарное дело, изготовление глиняной игрушки, резьба по дереву, вязание, изготовление ковров и другие. Наиболее распространённой была ручная вышивка: она украшала одежду, полотенца, скатерти, покрывала, ковры, кисеты, сумочки.… Среди украшений славились бусы и гайтаны. Большое разнообразие вышивки и украшений сохранил народный костюм Воронежской губернии.

Ковроделием и художественным ткачеством славились села Павловского, Острогожского, Богучарского, Рамонского, Бобровского, Новохоперского, Бутурлиновского районов. Изделия расходились по всей России и закупались в другие страны. Особую славу приобрели знаменитые ковры из Елань-Колено.
Керамическое производство было известно глиняной посудой, кирпичами, черепицей и игрушкой.
В местах расположения лесных массивов - Новохоперском, Павловском, Бобровском, Борисоглебском, Новоусманском, Бутурлиновском районах – получила развитие деревообрабатывающая промышленность и художественная резьба по дереву.

Знаменитые глиняные свистульки, сувениры, игрушки, декоративные сосуды и блюда, копилки и многое другое прославили Рамонский район далеко за пределами России. Места эти давно известны мастерами, которые лепили из здешней глины «нехитрую забаву, детскую потеху» – так говорили здесь об игрушках-свистульках.

О знаменитых местах

Воронежский край… Сколько чарующей красоты в раздолье его степей, зелени лесов, голубом разливе рек… Это живописные природные ландшафты, черноземные степи, древние леса и заповедники.
Воронежский край богат различными памятниками природы, культуры, истории. Достоянием культуры и истории земли Воронежской являются монастыри и храмы, пещерные церкви. В их числе: «жемчужина палеолита» – село Костенки, на территории которого создан археологический заповедник; «русская Палестина» – Свято-Спасская обитель в селе Костомарово; «воронежская Швейцария» – природный и историко-археологический музей-заповедник Дивногорье; Рамонский замок принцессы Ольденбургской; музей-усадьба поэта Дмитрия Веневитинова и др. Именно Воронежская область является родиной орловских рысаков, тут на Хреновском конезаводе до сих пор разводят эту породу быстроногих и статных лошадей.

Дивногорье… Дивное, диковинное, чудесное, сказочное, уникальное – как только не называют это красивое место в Лискинском районе Воронежской области. Природа создала здесь меловые столбы разной формы, которые в народе получили название «дивы», а само место - «дивные горы» - «Дивногорье». С 1991 года на территории Дивногорья создан одноименный музей-заповедник, занимающий площадь более 1000 гектаров у места впадения в Дон речки с названием Тихая Сосна.
Дивногорье – это музей-заповедник под открытым небом, сохраняющий удивительные памятники природы, архитектуры и археологии.
Визитной карточкой музея-заповедника являются меловые столбы – дивы, которые по своим размерам и количеству делятся на две группы – Большие и Малые Дивы.

Рамонский замок

Издавна Рамонский район называют жемчужиной Воронежской области, а замок принцессы Ольденбургской главной достопримечательностью района.

Музей-усадьба Д. В. Веневитинова

В селе Новоживотинное Рамонского района находится единственная в Воронежской области восстановленная дворянская усадьба. Эта усадьба - имение Веневитиновых.
Теперь в Новоживотинной усадьбе открыт прекрасный музей, представляющий не только историю старинного рода Веневитиновых, но и дворянскую усадебную культуру XVIII-XIX вв. Кроме того, с 1994 года здесь открыт литературный музей русского поэта, прозаика, критика, философа Дмитрия Владимировича Веневитинова, где сохранились его подлинные вещи, а в 2005 году установлен памятник поэту.
В настоящее время музей-усадьба Д.В. Веневитинова является памятником истории и архитектуры федерального значения.
Музей-усадьба живет своей особенной жизнью. Молодожены-воронежцы записываются на регистрацию в музее, и церемония превращается в настоящий запоминающийся праздник; в усадьбе проводятся тематические вечера, встречи с писателями и потомками рода Веневитиновых.

Пещерный Спасский монастырь в Костомарово.

- самая большая по размеру пещера среди Костомаровских подземелий. Вход в нее находится у основания двух див, между которыми располагается сейчас колокольня Спасского монастыря.
В пещере целый подземный комплекс с кельями, храмом и усыпальницей.

Хреновской конный завод является крупнейшим заводом в мире, разводящим орловского рысака. Кроме этой породы в Хреновском конном заводе разводят и отличных арабских лошадей - предков орловских рысаков. Лучшие питомцы конного завода сегодня с успехом выступают на ипподромах России.

Современный Воронеж.

9. Содержание работы в процессе реализации проекта

Занятия; беседы о родной улице, о доме, о городской архитектуре; растениях и животных родного края, рассматривание иллюстраций, фотографий; чтение стихотворений, художественной литературы. Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры. Рисование.

Связь с другими видами деятельности
Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.
Рисование на тему "Моя Родина".

Аппликация и оригами
Пение русских народных песен «Катюша» и др., частушек, калядок.
Подвижные игры: «Хоровод», «Ручеек», «Собери букет» и др..

Дети играют на музыкальных инструментах.

Фотовыставка «Как мы отдыхаем». Выставка рисунков «Мое любимое место в городе».

Просмотр видеофильма «Народные гуляния на праздник Троица в воронежском крае».

Спортивные соревнования «Россия-Родина моя!».

Спортивное соревнования к празднику 23 февраля. Проводили вместе с другой группой ДОУ.

В группе создан Патриотический уголок.

Ко Дню Победы совместно с родителями сделаны поделки и подготовлен праздник с приглашением родителей:

Лучшие рисунки и поделки приняли участие во Всероссийском конкурсе.

. В результате работы была создана презентация:

    «Мой родной край»

В ходе работы по проекту я пришла к вывод у, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней. А также повышение активности родителей в делах группы.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Литература:

    Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России» старшая группа 2003г.

    Артемов В.В. Страницы российской истории. М.,2005.

    Блинова Г.М. Познавательное развитие дошкольников. Самара,2004г.

    Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М, Дошкольное воспитание»2001, №2.

    Близнецова В.С." Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ"

    Виноградова О.В. "Исследовательская проектная деятельность в ДОУ"

    Многочисленные источники интернета.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе "Дети войны"

Муниципальное образование город Ноябрьск муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Теремок»

Подготовила: Воспитатель МБДОУ «Теремок» , город Ноябрьск Ляпунова Татьяна Александровна 24. 05. 2017

Актуальность:

Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.

Светлана Сирена.

К сожалению, современное поколение недостаточно знает или совсем не знает, что в те страшные годы (1941-1945) война соединила несоединимое: беззащитных детей и их великий подвиг… Дети были не только жертвами – они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестер. Война искалечила тысячи детских судеб. И почти каждый мальчишка в то тяжелое время мечтал попасть на фронт, стараясь ни в чем не уступать взрослым, рискуя жизнью.

Дети же нашего времени не испытывают чувства гордости за героев-победителей в Великой Отечественной войне. Поэтому главной целью проекта стало возрождение и сохранение духовно-нравственных ценностей, приобщение дошкольников к историческому прошлому Родины. Проект «Дети войны» - это новый способ получения воспитанниками старшей группы знаний о жизни детей и подростков в годы Великой Отечественной войны, предполагающий обязательную совместную работу детей и взрослых (воспитателей, родителей) .

Данный проект позволит сформировать у детей 5-6 лет: любовь к своей семье, родной стране, историческим ценностям; чувство толерантности к людям разных национальностей; начала патриотизма и гражданственности; представления о нравственных качествах.

Тип проекта:

Творческий, групповой, краткосрочный.

Цель проекта:

Рассказать о трудовом героизме детей-ровесников современных мальчишек и девчонок; показать важную роль детей и подростков для Победы в ВОВ, воспитывать гражданско-патриотические чувства у детей-дошкольников, воспитывать чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.

Задачи проекта.

  1. Формировать чувство гордости за свой народ и страну. Формировать уважительное отношение к старшему поколению.
  2. Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.
  3. Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ. Развивать умение составлять рассказ о своей семье, обогащать словарный запас.
  4. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа.
  5. Воспитывать чувства чести, достоинства, ответственности.

Участники проекта:

Воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников.

Целевая группа проекта:

Проект адресован старшим дошкольникам.

Продолжительность проекта:

Сроки реализации проекта:

Апрель-май.

Проблема:

Дети мало знают о трагических событиях 1941-1945 годов, о жизни детей в годы Великой Отечественной войны.

Основные формы реализации проекта: Утренние беседы, чтение художественной литературы, разучивание поговорок, прослушивание музыкальных композиций, рассматривание тематических картин, иллюстраций, мини-выставки (война глазами детей) , экскурсия в музей Боевой Славы МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский, создание альбома «Детство, опаленное войной» , буклеты, памятки, консультации для родителей. Праздник, посвященный Дню Победы.

Предполагаемый результат проекта:

  • понимание важности праздника День Победы в жизни русского человека
  • формирование у детей начальных представлений о ВОВ, солдатах, защищавших Родину, Российской армии – надежной защитнице нашего государства
  • воспитание чувства гордости за победу в Великой Отечественной войне
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений литературы и искусства
  • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Этапы проведения проекта:

1. Подготовительный этап

  • составление плана работы
  • сбор и анализ литературы по данной теме
  • подбор музыкальных произведений на военную тему
  • подготовка цикла бесед о ВОВ
  • сотрудничество с родителями

2. Основной, организационно-практический этап

  1. Чтение и обсуждение художественных произведений по теме «Дети и война» .
  2. Беседы с детьми на темы: «Что мы знаем о жизни детей в годы Великой Отечественной войны?» , «Можно ли назвать счастливым военное детство?» , «Как дети помогали взрослым в тылу?» , «Как увековечена память о детях войны?» , «Могут ли дети быть героями войны?» ,

«Как стихотворения и рассказы рисуют картины военного детства?» .

3. Рассматривание иллюстраций, картин на данную тематику.

4. Изготовление рисунков на тему «Война глазами детей» .

5. Прослушивание стихов, песен на тему «Дети войны» .

6. Показ презентации «Дети войны» . (слайд-шоу)

7. Посещение музея Боевой Славы МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский.

8. Дидактическая игра «Назови пословицу» .

9. Подвижная игра «Саперы» .

10. Информация в родительском уголке: буклеты, памятки, консультации для родителей.

11. Советы родителям: «Как рассказать ребенку о войне?»

3. Заключительный этап

  • Выставка рисунков «Война глазами детей»
  • Презентация альбома: «Детство, опаленное войной»
  • Праздник, посвященный Дню Победы

Актуальность проекта
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм - это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

Цель проекта
Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России
Задачи проекта
Закрепить знания о государственной символике РФ
Воспитывать чувство гордости за свою страну
Воспитывать интерес к истории своей Родины
Расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством
Закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках
Расширять знания о малой родине
Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада
Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим
Расширять предметно-развивающую среду
Воспитывать интерес к чтению художественной литературы
Воспитывать активную жизненную позицию
Расширять словарный запас

Участники проекта
- Дети подготовительной группы
- Воспитатель

- Музыкальный руководитель

Родители
Вид проекта
Краткосрочный, групповой, патриотический, познавательно- исследовательский.
Срок реализации
ноябрь месяц

Ожидаемый результат
Для детей:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
У детей более глубокие знания о России, Урале.
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства

Этапы реализации проекта
1 ЭТАП : ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (картотеки стихи, пословицы и поговорки о Родине, консультации для родителей, памятки, проведение совместных мероприятий с родителями, презентация проекта.).
- Создание картотеки: «Стихи о России», «Стихи о народном прикладном искусстве», «Русские народные игры», «Пословицы и поговорки».

Фотоальбомы: «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
- Создание предметно-развивающей среды: «Моя Россия», «Народное прикладное искусство», «Народные музыкальные инструменты».

2 ЭТАП : ОСНОВНОЙ

Непосредственно образовательная деятельность
Чтение художественной литературы
Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)
Художественное творчество
Мультимедийные презентации

Консультации для родителей.

3 ЭТАП : ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

  • Подведение итоговпроекта
  • Продуктпроекта
  • Презентация проекта«Я часть России».

Реализация проекта

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Беседы:

«История возникновения России»
«Государственные символы России» .
«Президент России»
« Подземные богатства России»

Цель: Продолжать знакомство детей с главными символами, отличительными символами России (матрёшкой, берёзой), понятием Родина, формировать у детей представление о России как о родной стране. Обобщение представлений о функциональном назначении герба и флага, о символическом значении цвета. Воспитание уважительного отношения к государственным символам России; гордость за свое Отечество
НОД
«Моя Россия»

Цель :

Программные задачи:

  • Закрепить и обобщить знания детей о нашей стране, о столице нашей Родины;
  • Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства;
  • Систематизировать знания детей о символике государства;
  • Развивать память, коммуникативные навыки;
  • Обогатить словарный запас у дошкольников по данной теме;
  • Развивать диалогическую речь у дошкольника, умение слушать своих товарищей;

Рассматривание иллюстраций и фотоальбомов:

«Россия - моя страна», Карта России, иллюстрации «Животные России», «Военно-воздушные силы России», «Символика РФ», «Правители Росси».

Цель : воспитание патриотических чувств, любви к Родине.

Закрепить и обобщить знания детей о нашей стране, о столице нашей Родины

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ РАЗВИТИЕ

Рисование « Узор на миске» (хохломская роспись)

Цель : Украшение шаблона посуды ( миски ) узором по мотивам хохломской росписи (узор из плавно изгибающейся ветки с ягодками, листьями, завитками, травками).

Лепка «Веселые матрёшки».

Цель: Расширить представление детей о видах народного декоративного ис-кусства.

Познакомить детей с историей рождения русской деревянной матрёшки, с её внешним обликом.

Развивать умение самостоятельно выбирать цвета для узора, умение за-полнять элементы костюма матрёшки пластилином (налеплять по всей по верхности, не заходя за контуры, размазывая пальчиками).

Аппликация «Радужный хоровод»

Цель: Учить детей вырезать несколько симметричных предметов из бумаги, сложенной гармошкой и ещё пополам. Развивать зрительный контроль за движением рук, координацию движений. Закреплять знание цветов спектра и их последовательность

Рассматривание иллюстраций

«Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, «Русская матрёшка», «Русский народный костюм».

Цель : познакомить с народным и декоративно-прикладным искусством русским костюмом.

Продолжать знакомить с народными традициями , воспитывать уважение к труду народных мастеров . Воспитывать у детей гордость за свою страну.

Рассматривание репродукции художника А. Широкова «За Родину»

Цель : воспитывать любовь к Родине.

Музыка

Занятие. Тема: «Путешествие по музыкальному Севастополю»

Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с музыкальными произведениями севастопольских композиторов и композиторов, писавших о Севастополе.
- Учить детей различать средства музыкальной выразительности, выражать свои впечатления в танцевальных движениях.
- Продолжать обучать детей приемам звукоизвлечения при игре на различных музыкально - шумовых инструментов по К.Орфа, передача ритмической пульсацией и несложного ритмического рисунка.
- Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на произведения композиторов родного края.

  • Слушание песен севастопольских и советских композиторов, писавших о нашем городе .
  • Слушание : Гимн РФ,«Хохлома» ,«Росиночка-Россия ».

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки «Крошечка-ховрошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цель : Познакомить детей с русской народной сказкой . Воспитывать интерес к русскому фольклору.

Чтение и разучивание стихотворений о России:

П. Воронько «Лучше нет родного края» ;

С. Михалков «Кремлёвские звёзды» ;

Цель : Воспитание патриотических чувств, любви к Родине. Развивать память, внимание.

Заучивание пословиц и поговорок :

Цель: учить детей запоминать пословицы и поговорки, учить понимать смысл пословиц и поговорок, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения

«Родина-мать , умей за неё постоять!» ;

«Родная сторона-мать, чужая-мачеха» ;

«Всякому мила своя сторона» .

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Пальчиковая гимнастика : «Здравствуй, Родина моя», «Строим дом»

Цель. формирование правильного звукопроизношения; умение быстро и чисто говорить; развитие мелкой моторики, координации движений; развитие памяти, внимания; умение согласовывать движения и речь.
Д/игры:

« Собери герб страны, нашего города»

«Что мы делаем?»,

«Испорченный телефон»,

Игра «Где мы были, мы не скажем»

Игра «Ласковое слово»

Словесная игра «Подбери словечко»

«Подбери признак».

Цель. Развивать внимание, память, образное мышление детей.

Подвижные игры:

РНИ «Горелки с платочком»
«Золотые ворота»

«Заря-зарница»,

«Краски»

«Колечко»

«Пятнашки»
Хороводная игра «Перелёт птиц»

Цель: продолжать знакомить детей с традиционными народными детскими играми; содействовать развитию внимания, инициативы, смелости, дисциплины; воспитывать умение действовать в коллективе.

С/р игры:

« Моя семья», «Дом»

Строительные игры

«Дом в котором я живу»,

« Наш детский сад»

« Улицы нашего города»
Работа с родителями:
«Консультации:
«Ребёнок и его родина»

«Роль родителей в воспитании патриотических чувств дошкольников»

ИТОГ:

  1. Подведение итоговпроекта ;
  2. Презентация проекта: «Я часть России»
  3. Продуктпроекта : выставка рисунков и поделок.

Полученные результаты :
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордится Россией. Ребята познакомились с историей России, образованием государства, знают первого царя, и президентов, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации, её значении. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры, более детально изучили Кремль, его башни - от чего они получили своё название. Дети с удовольствием изучали карту России, искали различные города, изучали животных проживающих на территории Р.Ф, с помощью красной книга России ребята познакомились с исчезающими видами животных. С удовольствием изучали гжельскую роспись, хохлому, Дымковскую роспись, расширяли знания о матрёшке и народной игрушке, познакомились с народными музыкальными инструментами, русским костюмом Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Совместно с родителями расширила предметно-развивающую среду. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Поделиться: