Приметы и гадания на васильев вечер. Старый Новый год (Васильев день)

. Название праздника происходит от церковного дня памяти Василия Великого , приходившегося на этот день ( 13 января по новому стилю ).

Специальным блюдом Васильева вечера был поросёнок, который символизировал плодородие земли и плодовитость скота в наступающем году.

В Васильев вечер ели всё самое лучшее, что было в доме и что заготовлялось заранее: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью , кашу, пили пиво, вино, водку и т. д.

И. П. Калинский пишет:

В северо-западной Руси Васильев вечер носит название Жирной кутьи или Щедрухи, также от щедрого угощения мясом и жирными блюдами. Васильевым вечером русский народ повсеместно проводит старый год и старается как можно веселее встретить наступление нового в том убеждении, что он пройдёт счастливо.

Это подтверждается материалами А. А. Макаренко из Сибири:

Неумеренность под новый год объясняется поверьем, будто обилие еды в первый день нового года обеспечивает обилие на весь год. Это поверье распространилось не только на еду, но и на остальные блага жизни. Стремление к обильной еде под новый год объясняется так называемой «магией первого дня».

***

Васильев Вечер

Васильев вечер (Коляда) - канун Нового года, приходился на 31 декабря по ст. ст. Свое название вечер получил по имени св. Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподакийской, память которого христианская церковь чтит 1 января (Васильев день). Другое, более архаичное, название праздничного вечера - "Коляда" - связано с воплощением новогоднего цикла и одноименным мифологическим существом, которые имеют место в мифопоэтических текстах и представлениях славянских народов. У некоторых славян еще в ХIХ веке образ Коляды находил материальное воплощение: у поляков, белорусов, западных украинцев Коляду изображал сноп, принесенный в дом на Рождество. Аналогичный обычай ставить на Рождество в красный угол сноп ржи существовал у русских (см. Рождество Христово). У хорватов было принято изготавливать куклу "колед", которую колядующие носили с собой из дома в дом. У русского народа упоминания о Коляде сохранились в новогодних величальных песнях-колядках (см. Колядование).

Помимо того, что Васильев вечер являлся конкретной точкой отсчета дней нового года, в рамках святочного цикла он делил весь переходный период к новому годовому кругу на две части: на "святые вечера", освященные событием Рождества Христова, и "страшные вечера", отмеченные особым разгулом нечистой силы и активизацией пагубной деятельности колдунов ("еретиков" и "еретиц", "волхиток" и под.). В Тульской губ., например, верили, что на Васильев вечер ведьмы скрадывают месяц. В этой связи ряд действий и обрядов Васильева вечера носил охранительный характер. Так, домашний скот старались пораньше запереть в хлев и "заговорить" с помощью молитвы: "Господи, благослови, Христос". С этой же целью на дверях домов и хлевов писали смолой кресты. В Пермской губ. хозяйки в Васильев вечер трижды "ездили" на "ожоге"-палке вместо кочерги, то есть, по всей видимости, "объезжали" дом, обращаясь при этом к св.Василию с просьбой, чтобы новый год был счастлив и благополучен. По форме и по сути этот обряд аналогичен очистительно-охранительным акциям, совершаемым в Чистый четверг.

С представлениями о разгуле нечистой силы в Святки в традиционной культуре соотносятся бесчинства молодежи как одна из ритуализированных форм поведения (см. Святочные бесчинства); одним из пиков совершения бесчинств, наряду с крещенской ночью, являлся и Васильев вечер.

Как с непосредственным рубежным моментом в переходе от старого года к новому, с Васильевым вечером и с Васильевым днем были связаны представления о так называемой магии первого дня. Эти представления реализовались в самых разнообразных сферах жизни человека, если не сказать во всех, так как неукоснительное соблюдение сложившихся в традиции правил поведения, связанных с магией первого дня, если это только зависело от человека, обеспечивало, по народным представлениям, благополучие на следующий год во всем. Так, например, чтобы хорошо одеваться круглый год, в Васильев вечер для встречи Нового года следовало надеть хорошую, новую одежду. Повсеместно у русских существовало также убеждение в том, что если проводить старый год и встретить новый как можно веселее, то он пройдет счастливо. В Новый год не давали денег в долг, чтобы в течение года в них не было недостатка; получить же деньги в этот день считалось очень удачным, так как это предвещало прибыль в новом году. Даже дети на том же основании не давали взаймы костыг и бабок - игровых эквивалентов денег. Утром в день Нового года примечали: если первой в дом войдет женщина, это, по традиционным представлениям, принесет несчастье; а если первым гостем будет мужчина, то - к добру. Магией первого дня обусловливалось также стремление к обильной и сытной еде в Васильев вечер.

Новогодняя трапеза, в отличие от трапез в рождественский и крещенский сочельники, не была постной; в Васильев вечер ели все самое лучшее и вкусное, что было в доме: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку (см. Хмельные напитки). Обязательными для новогоднего стола были кутья (как в сочельники), кесаретский поросенок или какие-либо блюда из свинины. Благодаря своему изобилию и наличию скоромной пищи эта трапеза получила названия в южнорусских губерниях "богатая кутья", а в северо-западных районах России - "жирная кутья" или "щедруха". Практически все отмеченные представления, имеющие в своей основе проецирование ситуации, образа действия и т.д., относящихся ко времени встречи Нового года, на весь год, сохраняют свою актуальность и в наши дни.

В определенной связи с магией первого дня находится обычай готовить в Васильев день кашу как обязательное праздничное блюдо, обставляя приготовление особыми обрядами, а затем по качеству каши судить о благополучии в наступающем году. В случае неудачного изготовления "васильеву кашу" не ели, а бросали в прорубь, что было своего рода шансом изменить предопределенную на будущий год судьбу. Бросание каши именно в прорубь свидетельствует о жертвенном характере данной акции (о символике проруби как границе между "этим" и "иным" мирами см. Подблюдные гадания).

Восприятие в традиционном сознании Васильева вечера как рубежа между старым и новым годом обусловило формирование в культуре целой системы новогодних примет, варьирующих в каждой конкретной местности. Так, например, в Енисейской губ. замечали: "На Новой гот сильной мороз и маленький снежок - к урожаю хлеба и здоровью людей и скота; а если тепло и без снега - к неурожаю и болезням людей и скота" (Макаренко А.А. 1993. С. 42). Очевидно, что в приметах отражены основные хозяйственные проблемы крестьянина: урожай, благополучие скота и здоровье самого человека.

Большую роль в святочных гаданиях играл так называемый "васильевский огарок" - остаток обожженной лучины. Этот огарок заготавливали вечером накануне Нового года (отсюда название - "васильевский") особым образом. Первый огонь в этот вечер добывали непременно на лучину, которую зажигали угольями из печки, а не с помощью спичек. После того, как лучина обгорала, ею зажигали уже свечу или лампу. А сам огарок, по народным представлениям, обладал защитными свойствами, отгоняющими нечистую силу. Поэтому во время гаданий, предполагающих контакт с "иным" миром, девушка сначала зачерчивалась васильевским огарком, обводя вокруг себя круг "супротив солнца" - "не по-божьи", а в завершение гадания той же обгорелой лучиной "расчерчивалась", то есть проводила ею по обведенному ранее кругу, но уже в обратную сторону - "по солнцу", "по-божьи". Отсутствие при гадании васильевского огарка или неумение вовремя им расчеркнуться, по рассказам, могло привести к удушению гадальщицы нечистым.

Для смельчаков, не боящихся нечистой силы, Васильев вечер мог стать, по народным представлениям, моментом получения самого богатого клада во всем мире - "нераздельного", т.е. неразменного рубля. По поверьям, этим рублем владеет сатана и выпускает его из рук лишь один раз в год - в ночь под Новый год. Особенность неразменного рубля состоит в следующем: что бы на него ни покупали, он, едва владелец выйдет из лавки, будет опять у него в кармане; только каждый раз при покупке у продавца надо брать сдачу, хоть бы и одну копейку. Если владелец рубля забудет это сделать, то рубль вновь вернется к сатане. Чтобы добыть неразменный рубль, по поверьям, нужно в ночь на Новый год посадить в мешок черного кота и крепко завязать мешок на семь узлов, но не веревкой, а концами самого мешка и выйти в полночь на перекресток. К искателю удачи должен подойти посланник сатаны и просить у него продать кота, предлагая баснословные суммы, на что продавцу соглашаться не стоит. Нужно просить только неразменный рубль, и когда дьявол даст монету, продавцу дoлжно бежать домой как можно быстрее и не оглядываться. В это время дьявол старается развязать узлы мешка, и если это ему удастся прежде, чем продавец дотронется до двери своего дома, хотя бы пальцем, то разорвет человека на куски. В противном случае продавец кота становится обладателем неразменного рубля.

Первый день нового года знаменовался обходным обрядом посевания ранним утром; днем устраивали конские бега, а на улицах царило оживление. Заходя в гости, крестьяне поздравляли соседей. Войдя в избу, гость молился на иконы и обращался сначала к хозяину, а затем к хозяйке и другим домочадцам: "С Новым годом вас, с новым счастьем!" Хозяин поздравлял гостей в ответ теми же словами. Вечером устраивались святочные игрища, гадания, ряженье. Однако в Васильев день вечерки с игрищами старались завершить пораньше - до полуночи, "до первых петухов", опасаясь посещения нечистой силы, начинающей во второй половине Святок свой разгул.

» Народные праздники


Народный праздник «Васильев вечер» отмечается 13 января (по старому стилю – 31 декабря – на кануне Нового года). Название праздника происходит от имени святого Василия Великого – архиепископа, писателя и богослова Кесарии Каппадокойской, память которого Православная церковь чтит на следующий день, 14 января.

У белорусов и украинцев более известен как «Щедрый вечер» или «Щедрец»; в Поволжье, центральных и некоторых южных областях России (Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично - Воронежская, Белгородская и Курская) был известен как «Овсень», у болгар - «Сурва». У славян-католиков канун Нового года носил название «День Святого Сильвестра».

Вечер накануне Нового года назывался щедрым. Хозяйки готовили множество снеди - с тем, чтобы хватило угостить всех знакомых и соседей, зашедших в гости. Существовало поверье, что богатый стол обеспечит хозяину достаток на весь год. Особой популярностью пользовались блюда из свинины, так как святой Василий считался покровителем свиноводов. Кроме того, свинья символизировала плодовитость и благополучие. В пословицах об этом дне говорится: «Свинку да боровка для Васильева вечерка»; «Не чиста животина свинья, да нет у Бога ничего нечистого - Василий Зимний освятит!».

Специальным блюдом Васильева вечера был поросёнок, который символизировал плодородие земли и плодовитость скота в наступающем году. В Васильев вечер ели всё самое лучшее, что было в доме и что заготовлялось заранее: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку и т. д.

И.П. Калинский пишет:

В северо-западной Руси Васильев вечер носит название Жирной кутьи или Щедрухи, также от щедрого угощения мясом и жирными блюдами. Васильевым вечером русский народ повсеместно проводит старый год и старается как можно веселее встретить наступление нового в том убеждении, что он пройдёт счастливо.

Это подтверждается материалами А.А. Макаренко из Сибири:

В Новый год одеть хорошую, новую одежду - будешь хорошо одеваться круглый год, сытно будешь есть весь год, если в Новый год приготовишь много вкусных «еств» (кушаний). Деньги не дают в этот день, чтобы не испытывать недостатка в них в течение года: наоборот - получать деньги можно, это - к прибыли.

Неумеренность под новый год объясняется поверьем, будто обилие еды в первый день нового года обеспечивает прибыток в хозяйстве на весь год. Стремление к обильной еде под новый год объясняется так называемой «магией первого дня».

Еще один обычай, связанный с кулинарией, - варение каши. Обряд совершался до рассвета; когда каша поспевала, хозяйка вынимала горшок из печи, и вся семья начинала его рассматривать. Если горшок треснул или каша выходила неудачная - это предвещало худое. Если же каша получалась пышной и вкусной, ждали счастья для всего дома.

Васильев вечер признавали самым удачным временем для предсказания будущего. Говорили, что все нагаданное в это время непременно сбудется. Так, в восточной Мазовии девушка, чтобы увидеть будущего жениха, должна была залезть на чердак и обежать три раза печную трубу. Многие боялись этого гаданья, так как думали, что может показаться и дьявол, наряженный мужчиной. Для того чтобы избежать встречи с ним, девушка раздевалась на чердаке, мылась и тогда уже трижды обегала дымоход против солнца.

Поговорки и приметы:

Если в ночь с 13 на 14 января на небе много звезд, то урожай ягод будет хорошим.
- Если ветер дует с юга - наступивший год будет жарким и благополучным; если с запада - к изобилию молока и рыбы; с востока - к урожаю фруктов и ягод.
- Много пушистого инея на деревьях предвещает хороший медосбор.
- В Васильев вечер не следует давать деньги взаймы, иначе весь год пройдет в долгах.
- В канун Старого Нового года следует надевать новую красивую одежду светлых тонов, чтобы весь год был удачным.
- На праздничном столе обязательно должны присутствовать блюда из свинины, чтобы скот был плодовитым, а в семье царил мир и лад.
- Если у хозяйки на Щедрый вечер получится вкусная кутья, то за столом ее нужно полностью съесть. В случае если угощение выйдет неудачным, его следует выкинуть в прорубь.
- Родившиеся 13 января обладают даром ведовства и легко постигают премудрости этого дела.

Татьяна ВАСИЛЬЕВА

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. Кумиры всех поколений автора Раззаков Федор

Татьяна ВАСИЛЬЕВА Т. Васильева (Ицыкович) родилась 28 февраля 1947 года в Ленинграде. Ее родители (отец родом из-под Пскова, мать - из Петербурга) познакомились в институте, где учились на экономическом факультете.Когда началась война, отец Татьяны в числе первых добровольцев

Вера ВАСИЛЬЕВА

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1934-1961 автора Раззаков Федор

Вера ВАСИЛЬЕВА Вера Васильева родилась 30 сентября 1925 года в деревне Сухой Ручей Калининской области в рабочей семье. «Мои родители тверские. Мама родилась в городе, в семье рабочего-гравера, где было девять человек детей, а отец - в деревне. Мама, увлеченная

Вера ВАСИЛЬЕВА

Из книги Страсть автора Раззаков Федор

Вера ВАСИЛЬЕВА Первая любовь Васильевой оказалась мучительной и тяжелой. В 1951 году она влюбилась в известного театрального режиссера Бориса Равенских, который ставил в Театре сатиры, где играла Васильева, спектакль «Свадьба с приданым». На тот момент Равенских был женат

Екатерина ВАСИЛЬЕВА

Из книги Страсть автора Раззаков Федор

Екатерина ВАСИЛЬЕВА Со своим первым мужем, кинорежиссером Сергеем Соловьевым, Васильева познакомилась в середине 60-х – они вместе учились во ВГИКе. Она – на актерском, он – на режиссерском. Искрометная Васильева тогда многим нравилась, и Соловьев не стал исключением. Он

Татьяна ВАСИЛЬЕВА

Из книги Страсть автора Раззаков Федор

Татьяна ВАСИЛЬЕВА Когда в середине 60-х Васильева (Ицыкович) поступила в Школу-студию МХАТ, за ней пытались ухаживать сразу несколько тамошних студентов. Но Татьяна предпочла им уже достаточно известного актера Михаила Державина, который покорил ее своим отношением: он,

Елена ВАСИЛЬЕВА (МОРОЗОВА)

Из книги Чекистки? Почему мы поехали в Афган автора Смолина Алла Николаевна

Елена ВАСИЛЬЕВА (МОРОЗОВА) 25). Елена ВАСИЛЬЕВА (МОРОЗОВА) - Шиндандт, в/ч пп 71205 (артполк рядом с госпиталем, через дорогу) с марта 1984 по февраль 1986 года:Мне очень хотелось поехать за границу, почему-то в Венгрию.Но Венгрии не было и не было…А романтики очень хотелось…И тут

ТАНЯ ВАСИЛЬЕВА

Из книги Розы на снегу автора Кринов Юрий Сергеевич

ТАНЯ ВАСИЛЬЕВА Весть о фашистском вторжении в нашу страну Таня Васильева восприняла серьезнее подруг. В свои девятнадцать лет она уже побывала на фронте - участвовала в советско-финляндской войне, была медицинской сестрой.Таня от зари до зари работала на сооружении

Елена Васильева

Из книги Возвращение к Высоцкому автора Перевозчиков Валерий Кузьмич

Елена Васильева Первый раз я увидела Высоцкого, когда он шел с Людмилой Абрамовой. Они были очень молоды. Или только что поженились, или еще были женихом и невестой - точно не знаю. Когда-то мы с Людмилой жили в одном доме, тогда ее звали Пуха… И вот вижу, она идет, а рядом с

ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВА

Из книги Евгений Евстигнеев - народный артист автора Цывина Ирина Константиновна

ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВА Он был моим кумиром. За последние несколько лет мы очень сблизились, стали друзьями. Евгений Александрович и Ира часто приглашали меня в гости после «Вишневого сада». И несмотря на адскую усталость, я никогда не могла отказаться от соблазна провести с

Светлана Васильева

Из книги Василий Аксенов - одинокий бегун на длинные дистанции автора Есипов Виктор Михайлович

Светлана Васильева Где-то над Бискайским над заливом… Думая о рождении человека, нельзя не вспомнить место этого рождения, а также другие точки пространства, впоследствии соединенные линией человеческой жизни. В произведениях Василия Аксенова есть своя

2.2.6. Ночь тоски и печали в мифе о Фриксе - евангельская ночь в Гефсиманском саду

Из книги автора

2.2.6. Ночь тоски и печали в мифе о Фриксе - евангельская ночь в Гефсиманском саду Миф описывает ночь перед казнью (жертвоприношением) Фрикса как очень мрачную для всех. «Прошла ночь, полная тоски и плача» , с. 206. В Евангелиях же много говорится о печальной ночи, перед тем

ПОЯВЛЕНИЕ ВАСИЛЬЕВА

Из книги Асгард - город богов автора Щербаков Владимир Иванович

ПОЯВЛЕНИЕ ВАСИЛЬЕВА Витя Васильев явился на следующий день, явился без помпы, буднично, его глаз был оттенён синяком - саданулся на гонках.Мы ждали их в кафетерии за столиком, я сидел лицом к раскрытой двери, чтобы увидеть и пригласить их. Кофе остыл, но их не было. Мы

Ирина Васильева

Из книги Как я победила рак. Дневник исцеления автора Державина Антонина

Ирина Васильева У вас есть самое мощное оружие на Земле: любовь и молитва. Джон М. Темплтон В январе 1998 года я получила прекрасный подарок от соседки – она дала мне почитать книгу Васильевой «Сам себе целитель». Прочитала залпом, очень интересно.Ирина Александровна

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

Ночь с четверга на пятницу. Ночь в Гефсиманском саду

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

Ночь с четверга на пятницу. Ночь в Гефсиманском саду Вышел Иисус Христос из горницы, ученики его пошли следом за ним. Они медленно направились к горе Елеонской. У подножия её находился Гефсиманский сад, куда Христос раньше часто приходил со своими учениками.Здесь у


ВАСИЛЬЕВ ВЕЧЕР

Канун нового года в России назывался Васильев вечер, в который провожали старый год со всевозможным весельем, чтобы Новый год был счастливым. Васильев вечер, канун Нового года, слившийся со Святками и Каледою в наше время, в прежнее время именовался то Богатым вечером, то Авсеньем, то Овсеньем, то Таусеном, то Усеном, то иногда Говсенем или Бауценем .
26 декабря на Руси начинались гадания и переряживания. Ряженые старались одеться как можно чуднее: цыганкой, горбуном, медведем, а лица ярко раскрашивали. У крыльца ряженые приговаривали:

Денег не мае, сами занимаем,
Пряники, орешки взяли сладкоежки,
Но нам неча горевать,
Будем петь да танцевать!

Васильев вечер для русских девиц был очень важным днем. Он приходился на восьмой день Святок, когда святочные гадания были в самом разгаре. Наши прапрабабушки думали, что святочные гадания на Васильев вечер всегда сбываются, и чтобы ни вышло по гаданию в этот вечер, то непременно и произойдет. Способов гадания было множество: со свечами и зеркалом, с водой и зажженной лучиной, расплавленный воск в воду лили, из темного сарая приносили в горницу полено, считали у дома частокол...

В России в Васильев Вечер совершались обрядовые действия, которые должны были способствовать хорошему урожаю, богатому приплоду скота : обсевали избу овсом или хмелем — символом изобилия, обходили дома с песнями-величаниями хозяев.
А еще в Васильев вечер варили кашу, «засевали зерна, ходили по домам. Старшая в доме женщина в два часа ночи приносила из амбара крупу. Старший мужчина приносил воды. Крупа и вода должны были стоять на столе до тех пор, пока не истопится печь. К ним никто не имел права прикасаться, в противном случае могла случиться какая-то беда. Когда нужно затирать кашу, все семейство садилось за стол, а старшая женщина, причитая, размешивала кашу со словами:
Сеяли, ростили гречу во все лето;
Уродилась наша греча и крупна и румяна;
Звали-позывали нашу гречу во Царьград побывать,
на княжой пир пировать;
Поехала греча во Царьград побывать со князьями,
со боярами, с честным овсом, золотым ячменем;
Ждали гречу, дожидали у каменных ворот;
Встречали гречу князья и бояре,
сожали гречу за дубовый стол пир пировать;
Приехала наша греча к ним гостевать.

После этого все вставали, а хозяйка вынимала кашу из печи со словами: «Милости просим к нам во двор со своим добром».
Завтрак из каши заканчивал попытки предсказать будущее. Первым делом смотрели, полон ли горшок. Нет хуже несчастья, если каша вылезет из горшка. Если горшок треснул — тоже ничего хорошего не жди. Потом снимали ножом пленку и делали выводы: каша полная, «красная» предвещала счастье всему дому, будущий хороший урожай и талантливую дочь. Каша мелкая, белая угрожала бедами. При плохих предзнаменованиях кашу выбрасывали в реку.
По церковному календарю 31 декабря — день одного из виднейших Отцов церкви Василия Кесарийского или Василия Великого . Одна из легенд повествует о том, что он как-то, благословляя людей, благословил случайно подвернувшегося поросенка. Поэтому в народе Василия Великого называли еще Василием Свинятником и молились ему о плодовитости свиней. Народ придумал множество поговорок об этом: «Свинку да боровка для Васильева вечерка», «На Василия Великого свиную голову на стол», «Кишка свиная — еда не худая». По обычаю в этот день на стол ставили голову поросенка или варили свиные ножки, а то и целиком зажаривали годовалого поросенка. При этом приговаривали:
Не чиста животинка свинья,
Да нет у Бога ничего нечистого:
Свинку-щетинку огонь опалит,
А Василий Зимний освятит.

При чем ели в этот вечер как можно больше, без меры. По древнему поверью, обильный стол обеспечивал благополучие на весь следующий год, считался залогом богатства семьи. Поселяне ходили в этот вечер под окнами, собирали пироги и холодец, приговаривая: «Свинку да боровку выдай для Васильева вечерка». Подходя к окнам, толпа причитала; «Кишку да ножки в верхнее окошко».
title=">В Васильевский вечер было принято колядовать">В Васильевский вечер было принято колядовать . Цель колядок — обрадовать, повеселить хозяина напоминанием о празднике, вселить надежду на лучшее будущее. Хозяевам полагалось одаривать колядующих, чем Бог послал. Чем больше они давали, тем громче колядующие славили гостеприимный и щедрый двор.
Васильев день на Руси считался особенно благоприятным для молитв. Как правило, молились о будущем урожае. По ряду примет узнавали о будущем: «Васильева ночь звездиста — лето ягодисто», «Вьюга в Васильев вечер обещает большой урожай орехов», «От ясного звездного неба в Васильев вечер ждали хорошего урожая гороха», «Если будет туман — к богатому урожаю». Садоводы должны обязательно стряхивать снег с деревьев — для получения большого урожая яблок.
Есть предание, что в Васильев вечер ведьмы крадут месяц, чтобы он не освящал ночных прогулок с нечистыми духами. Гадания в новогоднюю ночь — в самом разгаре.
Повсеместным поверьем на Руси являлось такое: как встретишь Новый год, так его и проживешь. Поэтому в новогоднюю ночь нельзя ссориться и плакать. Брать взаймы под Новый год не следует ни при каких обстоятельствах — весь год будешь в долгах. Обязательно надо надеть что-то новое из одежды, тогда наступающий год сложится удачно.

Васильев вечер отмечается в ночь с 13 на 14 января. Васильев день (Коляда) — 14 января (по новому стилю). Васильев вечер и день — это Старый Новый год.

Василий Великий из Кесарии Каппадокийской

Васильев вечер и Васильев день — это зимние праздники, названные в память о Святом Василии Великом, который был богословом и архиепископом Кесарии Каппадокийской. Василий Великий родился в 329 (330) году в богатой знатной семье (отец — адвокат и преподаватель риторики) в городе Кесария в Малой Азии. В семье было десять детей, пятеро (и их мать Емилия) в дальнейшем были причислены к лику святых. Василий получил прекрасное образование. Он изучал риторику, философию, астрономию, математику, физику и медицину. Молодым человеком познакомился с Григорием Богословом и будущим императором Юлианом. Эти люди сильно повлияли на мировоззрение юноши. Василий посетил Афины, Константинополь, Иерусалим.

Во время крещения в реке Иордан произошло чудо: все увидели огненную молнию и голубя, который из нее вылетел, окунулся в воду, после чего устремился ввысь к небу. Некоторое время Василий жил и проповедовал в Иерусалиме, но сложные отношения с местным архиепископом вынудили молодого человека отправиться в пустыню и стать отшельником. Вернувшись к людям, Василий стал таким прекрасным оратором и церковным писателем, что заслужил почет и уважение. Он вел жизнь аскета. После возвращения на родину в Кесарию Василий основал два монастыря, сам написал их Устав. В возрасте 41 года он стал епископом Кесарии Капподийской. Ограничения и аскетический образ жизни сказались на состоянии здоровья, и через 8 лет Василий Великий умер. На погребение пришли христиане, язычники и иудеи. Церковь канонизировала Василия Великого, а 14 января во многих приходах — престольный праздник.

Святой Василий является покровителем свиноводства. В этот день на Руси было принято жертвовать церкви свинину и деньги, чтобы местное духовенство молилось святому о здоровье и упитанности свиней, увеличению их поголовья. Часть денег раздавалась нищим.

Коляда

В Васильев вечер и день (14 января) исполняли новогодние песни-колядки, поэтому этот праздничный день еще называют «Коляда». У славянских народов праздник связан с началом нового годового цикла. У западных славян Каляду символизировал огромный сноп, который ставили в доме. Если в новогодний праздник с колядками приходили, то обязательно нужно было одарить гостей чем-нибудь вкусным, мелкими денежками, недорогими вещами. Обязательно угощали свининой или свиным холодцом. До сих пор сохранились некоторые шуточные присказки колядующих, например: «Кишку да ножки в верхнее окошко». В колядках желали, чтобы в новом году все были счастливы и здоровы. Пели и «засевальные» песни, которые сопровождали обряд рассыпания зерна (пшеницы, овса, ржи и др.) у порога дома.

В некоторых губерниях к Васильеву вечеру относились с опаской. Боялись, что в это время ведьмы могут не только скот испортить, но и месяц на небе спрятать, чтобы в темноте проще было бесчинствовать. Вера в охранительные кресты, которые смолой (мелом) писали на дверях и воротах, до сих пор сохранилась в народной традиции. К интересным обрядам Васильева вечера можно отнести катание на кочерге или на палке, символизирующей кочергу. Хозяйка должна была трижды «объехать» дом, чтобы оградить его от всех неприятностей.

Гадания

Гаданиям в Васильев вечер народ доверял. Они считались самыми верными: «все сбудется, не минуется». Для многих гаданий заранее готовили «васильевский огарок», т.е. кусочек обожженной лучины. Для этого лучину зажигали печными углями и давали ей почти полностью прогореть. Затем от огня оставшейся части горящей лучины зажигали лампу или свечу и лучину тушили. Во время гадания огарком очерчивали себя одним или двумя охранительными кругами.

Было распространено и такое гадание. К столу подавали вареники с разными сюрпризами-символами: изюмом, монетками, бусинками, пуговицами и другими мелкими предметами. По ним гадали, что ожидает в новом году.

Как встретишь Новый год — так его и проведешь

В Васильев вечер люди поздравляют друг друга с праздником. Обязательно желают счастья, здоровья и благополучия. До революции в новогодних богослужениях были молитвы за здравие и благоденствие царя-батюшки и всего царствующего дома.

Садоводы в эту праздничную ночь должны были в сад выйти, чтобы яблони встряхнуть. Это сулило богатый урожай плодов. В Васильев вечер надевали новую одежду, чтобы весь год с обновками быть. Ели в эту ночь досыта, чтобы год голодным не был. И веселились, чтобы печаль и грусть на новый год не перешла: «Сосед к соседу шел на беседу». Но денег в этот день не одалживали, считалось, что тогда их целый год не будет хватать. Говорили: «Взаймы деньги давать — что волка накормить». Утром Васильевого дня (14 января) устраивались конные соревнования, на которых побеждал самый быстрый конь. К вечеру все празднество стихало.

Васильев вечер называли щедрым: «Ешь больше, проживешь дольше». Готовили для праздника много вкусной еды и столы накрывали по-праздничному. Тут были пироги с рыбой, мясом и сушеными грибами, ватрушки с творогом. А каких только рулетов не было! На стол ставили рыбу жареную, мясо тушеное и кутью. Ее называли «богатой, жирной кутьей, или жирнухой». К числу ритуальных блюд относилась и «васильева каша», символизирующая благополучие семьи. Ее подавали на завтрак Васильева дня. Во многих губерниях кашу обязательно варили до рассвета. Считалось, что «густая каша семьи не разгонит». Готовили ее с приговорами. Очень боялись того, что каша из горшка убежит. Еще хуже, если горшок треснет. Часть каши оставляли и бросали в воду «за здоровье». Существовал и обычай выбрасывать в прорубь невкусную или подгоревшую кашу, чтобы год не испортила.

Жареный поросенок

На Васильев день (ночь) на стол ставили целиком зажаренного поросенка, фаршированного крупой и украшенного бумажными цветами. Он назывался «кесаретский поросенок». Поросенка жарили целиком, подавали неразрезанным. Перед тем, как приступить к трапезе, хозяин трижды приподнимал блюдо с поросенком и произносил: «Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились». Жарили и колбасу, которую делали сами. Для этого свиные кишки набивали измельченными субпродуктами, смешанными с крупой. К столу выносили и запеченную свиную голову. Из свиных голов варили щи, которые сами ели и угощали гостей и соседей. До сих пор на Васильев вечер традиционно варят студень из свиных ножек. Все кости, оставшиеся после еды, нужно было отнести в свинарник. Это была жертва, которую приносили Василию Кесарийскому, покровителю свиноводства. А так как все боялись ведьм и чертей, которые в это время в свинарнике могли прятаться, то только самые смелые мужчины соглашались туда отправиться.

Рецепт жареного поросенка (с гречневой кашей). Сначала небольшого поросенка нужно выпотрошить, оставив голову и ножки. Потом обмыть водой, обсушить салфеткой и натереть солью или горчицей. Через час поросенка укладывают на противень так, чтобы он лег животом вниз с подогнутыми ножками. Его поливают растопленным маслом и ставят в горячую духовку. Как только кожа зарумянится, огонь уменьшают. Время от времени поливают поросенка выделяющимся соком. За это время варят рассыпчатую гречневую крупу. Ее смешивают с колечками поджаренного лука, нарезанными яйцами, сваренными вкрутую, и распаренными сухофруктами. Готового поросенка выкладывают на большое блюдо. Вокруг него кладут кашу. Эту праздничную еду можно дополнить квашеной капустой, зеленью и яблоками, которые запекают вместе с поросенком в течение последних 20 минут.

Поделиться: