Позитивная социализация. Социализация личности, периоды ее развития

Влияющие на ее процесс, она несколько напоминает выстрел по движущейся мишени, который всегда попадает в цель. Однако одни случаи неудавшейся социализации могут быть более серьезными, чем другие.

Некоторые социологи считают, что существует зависимость между неудачной социализацией и психическими заболеваниями. Леннард и его коллеги выявили связь между способами коммуникации, сложившимися в семье, и шизофренией. Они исследовали два различных способа коммуникаций: внешний и внутренний. Внешняя коммуникация подразумевает отношения с посторонними людьми, а также между родителями и ребенком. Беседу о звезде телеэкрана или семье, проживающей по соседству, следует считать примером внешней коммуникации, внутренние коммуникации касаются чувств, мыслей и душевных переживаний родителей и ребенка.

Внутренние коммуникации состоят из высказываний и вопросов. Например, один из родителей говорит ребенку: «Ты только тогда бываешь хорошим, когда тебе это выгодно» или: «Ты не заболеешь. Не внушай себе, что ты болен». Леннард показал, что в семьях, где дети больны шизофренией, преобладает тенденция к внутренней, а не к внешней коммуникации. Он утверждает, что такой тип воспитания сопровождается вторжением родителей в личную жизнь их детей, что препятствует развитию их самосознания и способности контролировать свои чувства.

Кон (1969) выдвинул иное объяснение связи между шизофренией и социализацией. Отметив, что шизофрения особенно широко распространена среди представителей низшего класса, он предположил, что она обусловлена механизмами социализации , характерными для этого класса. Дети из низшего класса в большей степени приучаются подчиняться другим людям, поэтому у них может сложиться упрощенное представление об авторитете и некоторых других аспектах реальной жизни. И когда в их личной жизни происходит кризис, который нельзя преодолеть с помощью усвоенных правил, они падают духом и оказываются совершенно не способными выдержать стресс. Кон утверждает, что такие симптомы шизофрении, как упрощенное, ригидное представление о реальности, страх и подозрительность, неумение ставить себя на место других, являются гипертрофированными чертами личности, склонной к конформизму.

Смелзер говорил, что «неудача» или «успех» социализации могут зависеть от методов, применяемых для её осуществления. Социологи обнаружили, что методы, используемые в процессе социализации, воздействуют на готовность людей усваивать общепринятые ценности. Например, склонность молодых людей оказывать сопротивление или поддержку истеблишменту зависит от того, как они расценивают помощь или контроль со стороны родителей. Подростки (тинэйджеры), которым родители мало помогают, злоупотребляя при этом своей властью (в первую очередь, это касается отцов), часто становятся нонконформистами в вопросах религии, многие из них стремятся противопоставить свои личностные принципы общепринятым ценностям общества. Тинэйджеры, которые осознают, что родители одновременно поддерживают и контролируют их, в большей мере склонны придерживаться традиционных религиозных убеждений и стремятся к сохранению статус-кво.

Итак, социализация – это процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие собственного Я.

Для того, чтобы показать важность преемственности исторического процесса, А.Н. Леонтьев обращается к иллюстрации, заимствованной из работы знаменитого французского психолога А. Пьерона. «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а всё взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги остались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь. Итак, движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания».

Средства массовой информации оказывают большое влияние на формирование образа жизни детей и подростков.

В современном мире средства массовой информации играют огромную роль в жизни человека, оказывая как положительное, так и отрицательное воздействие.

Средства массовой информации держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом, утоляя «информационный голод»; средства массовой информации повышают общую, в том числе и политическую культуру населения; служит для взаимного информирования властей и населения; снимают социальную напряженность .

Благодаря средствам массовой информации формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Например, существуют четко сформированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Общественное мнение выступает в контрольной, консультативной функции.

Всё большую популярность среди представителей молодежи набирает Интернет, так как несет в себе оттенки трех функций - связи (как источник коммуникаций), СМИ (как источник информации) и производства (как основы для бизнеса)

Сегодня на пути развития компьютерных информационных технологий почти полностью отсутствуют какие-либо барьеры. Интернет - порожденная этими технологиями система поиска и передачи информации, несомненно, в самом ближайшем будущем приобретет абсолютный набор степеней свободы. Это явление открывает для молодого человека, стремящегося к саморазвитию, огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной реальности, принесут несомненную пользу как отдельно взятому человеку, так и государственной системе в целом .

Средства массовой информации являются также источниками негативной, жестокой информации: в современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие.

Воздействие средств массовой информации достаточно существенное. Подростки - это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию массовых медиа средств. Всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе. Эту проблему нужно решать, несмотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение. Мы убеждены, что сообщаемая информация должна воспитывать в подрастающем поколении понимание жизни, добрые советы, положительный настрой, а не формировала в воспитанниках негатив и разочарование .

Если говорить о негативных последствиях, то можно отнести к ним формирование у подростков потребности в немедленном удовлетворении собственных желаний и потребностей, а также ослабление навыков чтения и снижение творческого потенциала. Массивное воздействие средств массовой информации может отрицательно влиять на качество межличностного общения. Мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных и аудиальных стимулов, особенно привлекают внимание детей и способны существенно уменьшить межличностные контакты. Погружение в «дневные сны» телефильмов позволяет скрыться от проблем и трудностей реальной жизни, что усугубляет социальную дезадаптацию, усиливает одиночество.

Самым мощным средством информации по воздействию на сознание людей является телевидение, обеспечивающее возможность наглядно-образного восприятия, а значит, и более сильного эмоционального воздействия на человека.

Телевидение способно моделировать поведение «потребителей» информации. Это важно учитывать, так как количество сцен насилия в самых жестких и извращенных формах превзошло границы восприятия его нормальным человеком. Насилие лавиной обрушивающиеся с экрана, становиться «нормой» досуга не только взрослых, но и детей и подростков.

Также, одним из отрицательных воздействий является - пропаганда. Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Одним из отрицательных воздействий на сознание молодежи является метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент средствам массовой информации “подается” информация, зачастую являющаяся откровенной ложью. Как правило, дезинформация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно “грубым” и нечасто используется в современных средствах массовой информации, в отличие от влияния, связанного с ассоциациями.

Средства массовой информации оказывают большое влияние на формирование образа жизни детей и подростков. Это влияние распространяется как непосредственно через средства массовой информации на личность ребенка, так и опосредованное - через родителей, учителей, сверстников, на которых средства массовой информации, в свою очередь, так же оказывают значительное влияние. Даже господствующие в обществе социальные нормы в значительной мере сформированы средствами массовой информации. Средства массовой информации создают двойственное взаимоисключающее влияние на образ жизни ребенка: с одной стороны, они выступают как фактор, стимулирующий формирование здорового образа жизни у ребенка, с другой - провоцируют развитие вредных привычек, химических зависимостей, способствуют развитию психологического дискомфорта. Телевидение достаточно сильно влияет на жизненные ориентации учащейся молодёжи, задаёт и продвигает стандарты красивой жизни, воздействует на поведение детей и подростков, вносит существенный вклад в характер их общения с миром, оказывается стимулом для действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде. Пропагандируя определенные ценности, оно способно формировать у людей соответствующие установки. Мы рассмотрели вопрос влияния средств массовой информации на поведение детей и подростков, и можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно существенное. Подростки - это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию масс-медиа. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное медиа - воздействие на детей и подростков. Всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе.

В двадцатом веке появились новые источники массовой информации, которые заняли особую позицию среди давно установленных медиа средств.

Эти обильные источники - телевидение и Интернет. Они также активно влились в жизнь людей. А телевидение оказывается стимулом для действий. Также по нему пропагандируются определенные ценности, которые способны формировать у людей соответствующие установки. Эту проблему нужно решать, не смотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.

ПОЗИТИВНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.В.Путятина

Сегодня образование рассматривается как адекватный ответ на вызовы времени, как система личностно и социально ориентированных знаний и практик человека, обеспечивающих необходимый уровень его компетентностей в течение всей жизни, как ресурс развития инновационной экономики страны и её регионов. Важным шагом на пути обновления может стать внедрение в практику школьного образования модели деятельности общественно-активных школ и технологий социально-ориентированного образования. Сегодня идея общественно-активной школы стала востребованной для системы российского образования. Общественно-активная школа имеет высокий уровень адаптации к конкретным социальным условиям, в которых происходит ее развитие. Важнейшая задача общественно-активной школы - помочь ребенку обрести эффективную социальную компетентность, вооружить способностью активно и успешно жить в современном обществе. Деятельность такой школы направлена на формирование активной гражданской позиции школьников, получение опыта гражданского действия, саморазвитие.

Общественно-активная школа включает в себя три основных компонента: демократизацию школы, партнерство школы и сообщества, добровольчество. Для нас одной из важнейших составляющих демократизации образовательного процесса в общественно-активной школе является использование принципа партнерства при организации взаимоотношений всех субъектов внутришкольной жизни, а также привлекаемых к решению образования представителей сообщества. Партнерские отношения предполагают четкое определение взаимных прав и обязанностей, соблюдение принятых норм и правил поведения, формирование привычки добросовестно выполнять принятые на себя обязательства и нести взаимную ответственность.

Общественно-активная школа обладает достаточным потенциалом для того, чтобы способствовать образованию субъектов демократии. Являясь образовательным учреждением, общественно-активная школа превращается в центр гражданских, просветительских, культурных, добровольческих инициатив, становится ресурсным центром для жителей тех территорий, где находится, формируя демократию низового участия.

Жизнь и развитие образовательного учреждения в настоящее время немыслимы без активного участия в этом родителей как единомышленников и полноправных участников образовательного процесса. Общественно-активные школы помимо всего прочего обладают определенным опытом достижения нового качества образования на основе формирования ключевых компетентностей. В частности, к их числу относится позитивная социализация обучащихся. Предлагаем вам опыт работы в данном направлении.

Задумываются ли ваши учащиеся о том, в чем для них заключается успех? Что происходит вокруг них в их сообществе? Зачем надо быть активным? Какие примеры социальных проектов они знают из своего опыта, в чем их ценность? Что надо делать, чтобы команда работала эффективно? Какие методы сбора информации можно использовать, чтобы создать карту своего сообщества? Поиск ответов на эти вопросы позволяет молодым людям учиться и развиваться посредством активного участия в специально организованных действиях, которые дают возможность использовать приобретенные академические знания и навыки в ситуациях реальной жизни их сообществ, поддерживают образовательные цели учреждений; являются практическим применением приобретенных в школе знаний; направлены на решение насущных проблем сообщества.

Школа, занимающая активную позицию в окружающем сообществе; школа, которая не только дает знания и готовит к будущей карьере, но и учит терпимости и состраданию, проводит акции в поддержку нуждающихся, больных, сирот и ветеранов войны, будет играть превалирующую роль в становлении современного гражданина. Это будет школа жизни для учителя и его учеников, такая школа, где невозможно спрятаться за школьной партой и отговориться чрезмерной занятостью. Эта школа, которая учит готовности идти к людям, делиться с ними, что у тебя есть из добрых побуждений, не рассчитывая на то, что тебя похвалят или заметят.

Это возможность широкого обмена опытом между учителями в направлении социально значимых, перспективных направлений работы, востребованных обществом как никогда. Это возможность объединения между школами разных регионов. Это навык становления активных форм работы в самой школе, организация таких общественно полезных дел, которые способствуют развитию как практических, так и социально-необходимых навыков, возможность сплотить коллектив вокруг общего дела, показать им успех работы вместе, воспитать чувство гражданственности.

Для достижения успеха на поприще общественно-ориентированного образования в рамках проекта « Общественно-активные школы как эффективный ресурс реализации национальной инициативы «Наша новая школа»» нами был разработан инновационный проект «Позитивная социализация обучающихся». Основной идеей инновационного проекта является создание реальной возможности родителям, местным жителям, общественным организациям и учреждениям стать активными партнерами в предоставлении образовательных возможностей школьникам и решении проблем местного сообщества.

Кардинальные изменения в экономической, социально-политической, культурной жизни России сопровождаются рядом негативных явлений. Нарастающие тенденции социально-стратовой региональной этноконфессиональной дезинтеграции общества; усиление социального неравенства различных групп населения; отсутствие равных возможностей в реализации права на труд, образование, социальное обеспечение; переоценка ценностей; рост преступности, наркомании и других асоциальных явлений в молодежной среде - все это осложняет проблемы воспитания подрастающего поколения, особенно подростков, обеспечение условий накопления ими позитивного социального опыта.

Вместе с тем процесс демократизации и гуманизации общественных отношений (в большей мере декларируемых, чем реализуемых) усилил стремление подростков к самостоятельности и независимости, потребность в свободе выбора сферы самоактуализации и самоутверждения. Не находя поддержки своих интересов в семье, в учебном заведении, они нередко попадают под влияние неформальных структур, в том числе и криминальной ориентации. В этих условиях проблема поиска пространства, содержания, способов организации жизнедеятельности подростков, условий их развития и социализации приобретает особую актуальность.

Сущность воспитательной деятельности в этих условиях состоит в управлении процессом социализации воспитанников с учетом того, что одновременно с процессом воспитания совершается процесс стихийной социализации подростков под влиянием комплекса факторов социальной среды. На этом фоне особую значимость приобретает проблема позитивной социализации.

Понятие «позитивная социализация » используется нами как показатель соответствия осваиваемого и присваиваемого подростками социального опыта нравственно ценным ориентациям, принятым в обществе. В выборе данного понятия как одного из критериальных в нашем исследовании мы опираемся на работы А.В. Мудрика, который обращает внимание на то, что обмен, продуцирование и освоение ценностей при определенных условиях становится эффективным, способствуя позитивной социализации членов воспитательной организации.

Кроме того, позитивная социализация - такое положение индивидуума в обществе, которое обеспечивает возможность его полного физического, интеллектуального, психического, духовного и нравственного развития с учетом социокультурных ценностей общества.

Особое значение для педагогического понимания сущности социализации имеет изучение факторов и механизмов социализации личности. Первая их группа факторов - макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в определенных странах. Вторая - мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: а) по национальному признаку, б) по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село), в) по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.). Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно, через микрофакторы. К микрофакторам относятся: семья, группы сверстников, микросоциум, организации (учебные, профессиональные, общественные, частные и пр.), в которых осуществляется социальное воспитание. Влияние микрофакторов на развитие человека осуществляется через агентов социализации, то есть лиц, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь (родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя).

Традиционно механизмы социализации классифицируют следующим образом: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание). Таким образом, социализация человека происходит в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, агентами, при помощи ряда механизмов. Однако их функции в процессе социализации могут как дополнять, так и противоречить друг другу. В связи с этим учителю необходимо определить направление процесса социализации, уметь выявить его позитивные и негативные возможности и найти приемы усиления позитивных и компенсации негативных.

Известно, что социализация ребенка зависит от многих воздействий на него. Особое место среди них отводится педагогическим влияниям, т. е. тем, которые целенаправленны и предполагают создание комплекса условий, обеспечивающих успешность социализации.

Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности: деятельность, общение, самопознание.

В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.

Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.

Третья сфера социализации - самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образца его «Я», возникающего у него не сразу, а складывающегося на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе).

Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер: деятельности, общения, самопознания.

Исследуя вопросы социализации личности, в настоящее время принципиально важным становится выявление особо значимых факторов и механизмов позитивной социализации школьников одной из центральных школ областного центра и создание наиболее благоприятных условий, обеспечивающих позитивную социализацию детей и подростков.

Решение проблемы позитивной социализации школьников может наиболее успешно осуществляться в школе, позиционирующей себя с общественно-активной школой, ориентированной на формирование демократического уклада школьной жизни и активное взаимодействие с местным сообществом.

Основываясь на том, что общественно–активная школа ориентируется на ценности, идеалы, цели и механизмы демократии, рассматривает сообщество как ресурс собственного развития и себя как ресурс развития сообщества, его демократизации, стремится максимально приблизить образование к жизни ребенка, опереться на социализирующий потенциал разнообразных общественных практик, МБОУ г.Иркутска СОШ № 72 выстраивает работу по социализации своих учеников на их активном участии в местной жизни, на помощи им в формировании партнерских отношений с взрослыми при решении общих, актуальных для всех проблем.

Принимая концепцию общественно-ориентированного образования, мы убеждены в том, что в решении проблем образования и сообщества нам могут оказать активное содействие местные жители, общественные организации, другие учреждения. С этих позиций общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации совместные усилия по сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов.

Согласование усилий, средств и ресурсов социальных субъектов может осуществляться по таким направлениям: в образовательном процессе – для улучшения качества образования – проведения уроков по отдельным дисциплинам, занятий кружков, клубов педагогами одного учреждения в других; в сфере общения и досуга – организация общих праздников, акций, реализация социокультурных проектов и тому подобное; в сфере самоуправления – создание детско-взрослых сообществ, общих органов соуправления и самоуправления и др.

Таким образом, проблема позитивной социализации обучающихся в условиях общественно-ориентированного образования встает со всей остротой в условиях социально-экономических перемен и модернизации системы образования, на решение которой и направлен данный инновационный проект.

Данный проект включает в себя 3 этапа: Подготовительный этап – сентябрь 2012г.- август 2013г.,результатом которого станут инновационный проект, монопроект «Саморазвитие личности школьника», монопроект «Школа успеха - школа социального партнерства», Основной этап – сентябрь 2013 г. – август 2016 г. , с результатом: пакет критериев и показателей позитивной социализации школьников; пакет диагностических материалов позитивной социализации школьников и Обобщающий – август 2015 г.- декабрь 2016 г. , в результате этапа: мониторинговые исследования; описание результатов мониторинговых исследований; материалы проектной деятельности и методические наработки учителей, публикации в научных изданиях.

Показатели эффективности инновационного проекта: наличие инновационного проекта и экспертного заключения по нему; проведение плана мероприятий по инновационному проекту; мониторинг удовлетворенности всех участников инновационного проекта; положительная динамика показателей личного роста школьников.

Ожидаемые результаты инновационного проекта: Консолидированы усилия социальных субъектов по созданию благоприятных условий, обеспечивающих позитивную социализацию в контексте общественно-ориентированного образования. Изучены и описаны факторы и механизмы социализации личности ученика конкретной школы. Создан комплекс условий, направленных на позитивную социализацию школьников. Усовершенствован уклад школы по развитию личности школьника в условиях общественно-ориентированного образования. Описан инновационный опыт участников проекта по вопросам позитивной социализации обучающихся в условиях общественно-ориентированного образования

Ожидаемые социальные эффекты инновационного проекта:повышение качества образования; совпадение педагогических целей учителя с жизненными устремлениями, интересами, целями ребенка; повышение мотивации личностного роста школьника; полноценное развитие ребенка, его хорошего физического, психического, интеллектуального, нравственного, душевного самочувствия в школе; развитие гражданских инициатив; участие местного сообщества в решении вопросов образования.

Литература

1. Газман О. С. Педагогика свободы - путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века. Новые ценности образования. Вып. 6. 1996.

2. Дахин А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования. М.: НИИ школьных технологий, 2009. 292 с.

3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр « Академия», 2005. – 288 с.

4. Корнетов Г.Б. Становление демократической педагогики: восхождение к общественно-активной школе: Учебное пособие. М.-Тверь: Научная книга, 2009. – 184 с. (Библиотека демократического образования. Выпуск 2).

5. Куликова Л.Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы: учебное пособие.–Хабаровск:Изд-во Хабар.гос.пед.ун-та, 2005.- 320 с.

6. Лебедев В.В. Технология развития образовательной деятельности учителя: Учебное пособие.- М.: АПКиППРО, 2008. - 232 с.

7. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии.-М., 1990; Мамардашвили М.К. Философия и личность // Журнал «Человек». -1994.–№ 5.

8. Новикова Т.Г. Экспертиза инновационной деятельности в образовании: Монография. – М.: АПКиППРО,2006 . - 290 с.

9. Общественно-активные школы: от теории к практике. Выпуск 2. Реализация проекта «Общественно-активная школа как ресурс реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Описание эффективных практик. Иркутск. ИПКРОР. – 2011 – с. 116.

10. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Н.Н. Михайлова, С.М.Юсфин, Е.А. Александрова и др.]; под ред.В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; [науч. ред. Н.Б. Крылова]. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.

11. Степашко Л.А. Философия образования: онтологические, аксиологические, антропологические основания: учебное пособие / Л.А.Степашко. - Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2008. – 248 с.

12. Тубельский А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей. М., 2001.

13. Шакурова М.В. Социально-педагогические условия становления социокультурной идентичности личности:монография.-Воронеж:ВГПУ,2006- 200 с.

Негативная социализация ребенка в семье обусловлена рядом факторов. Наиболее существенными из них являются следующие.

  • 1. Негативный социокультурный фон, микроклимат семьи. Личность не может нормально формироваться в негативной среде жизнедеятельности. Особенно это касается формирования личности ребенка в условиях семьи, которая воспринимает все то, что ее окружает и представляет пример самопроявления. Такая среда создает напряженность, дискомфортность, возбудимость, делает ребенка особенно уязвимым, негативно сказывается на его развитии и воспитании. Особенно негативно сказывается на воспитании и социализации ребенка среда семьи группы риска, конфликтной или агрессивной семьи.
  • 2. Недостатки (крайности) в заботе о ребенке со стороны родителей (родительской заботе). Последняя проявляется в непосредственной и опосредованной деятельности, направленной на удовлетворение всех жизненно важных интересов и потребностей ребенка родителями, обеспечение уважения его человеческого достоинства. Заботой является всемерная поддержка и оказание всех видов помощи ребенку: обеспечение питанием, одеждой, учебными принадлежностями и книгами, лечением в случае болезни и т.п.

Родительская забота выступает важным фактором, существенно сказывающимся на воспитании ребенка. Уровень заботы, или протекции, определяет, сколько сил и времени уделяют родители воспитанию ребенка. Можно выделить две крайние степени протекции, негативно сказывающиеся на социализации ребенка: чрезмерная (гиперпротекция) и недостаточная (гипопротекция).

3. Степень удовлетворения родителями потребностей ребенка, негативно сказывающаяся на его социализации. Родитель может много времени заниматься воспитанием, но в должной мере не удовлетворять потребности ребенка. Это находит свое проявление в потворствовании ребенку, его прихотям и / или игнорировании его потребностей.

Первое представляет собой стремление родителей к максимальному и некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка. Они балуют его. В этом случае любое желание ребенка становится законом для родителей. Второе, наоборот, представляет недостаточное стремление родителя к удовлетворению насущных потребностей ребенка. От такого отношения к ребенку чаще всего страдает эмоциональная контактность родителей с ним, что негативно сказывается на формируемой личности.

4. Родительский контроль – непосредственные и опосредованные действия со стороны родителя, направленные на осуществление проверки и (или) надзора над поведением, действиями и поступками ребенка в целях приведения их в соответствие с общепринятыми нормами и правилами в социокультурной среде жизнедеятельности.

Александр Иванович Захаров (1940–2008) выделяет следующие виды родительского контроля: разрешающий; умеренный; чрезмерный (доминирующей гиперпротекции).

Разрешающий контроль – отсутствие запретов и предписаний начиная от малой степени попустительства и вплоть до полной неспособности родителей совладать с чувствами детей. Допускаются полная активность и самостоятельность ребенка, отсутствуют порицания и наказания. Родители во всем идут навстречу и нередко потакают неадекватным, в том числе с позиции здравого смысла, желаниям и требованиям (капризам) ребенка.

Такой контроль проявляется в формах:

  • гипопротекции – недостатка опеки и контроля, приводящего иногда к полной безнадзорности. Такая форма контроля часто сочетается с отвержением ребенка и представляет собой чрезвычайно неблагополучный для ребенка тип родительского отношения;
  • потворствующей гиперпротекции, или воспитании ребенка по типу "кумир семьи", что выражается в потакании всем желаниям, чрезмерном покровительстве и обожании ребенка. При таком родительском отношении у ребенка формируется внутренняя позиция: "Я нужен и любим, а вы существуете ради меня".

Умеренный контроль сочетает как твердость родителей, не перерастающую в излишнюю принципиальность и настойчивость, так и определенную ситуативную уступчивость в отношении желаний и требований ребенка. Такой контроль более гибок и может обеспечить наиболее целесообразное взаимодействие с ребенком.

Чрезмерный контроль (доминирующая гиперпротекция) – стремление родителя следить за каждым шагом ребенка. Он охватывает приготовление ребенком уроков, проведение свободного времени (с кем и чем), регламентацию жизнедеятельности (идти или не идти, когда придти), что ведет его к полной зависимости от настроения и желания родителей. Часто такой контроль приобретает форму авторитарного, при котором имеет место безоговорочное утверждение взрослыми истинности любой своей точки зрения, категоричность суждений, приказной и повелевающий тон, навязывание мнений и готовых решений, стремление к строгой дисциплине и ограничению самостоятельности, использование принуждения и, даже, физического насилия.

Родительский контроль сопровождается определенными требованиями-обязанностями и требованиями-запретами.

Требования-обязанности определяют место и роль ребенка в семье, круг его непосредственных обязанностей. Исследователи выделяют их следующие виды:

  • рациональные – наиболее целесообразные для ребенка, соответствующие его возрасту, возможностям и направленные на воспитание. Они становятся существенным фактором трудового воспитания, освоения многих навыков ведения домашнего хозяйства, необходимых для будущего семьянина, формирования ответственного отношения к себе, своему внешнему виду, умения обслуживать себя, помогать другим, решать простейшие жизненные задачи;
  • потворствующие – свидетельствуют об их практическом отсутствии, что негативно сказывается на ребенке. В результате последний долго не может даже научиться самостоятельно есть, завязывать обувь, ухаживать за своими вещами, игрушками. Все обязаны делать что-то для него. В будущей семейной жизни – это обуза и проблемы для семьи;
  • чрезмерные – определяют характер воспитания по типу "золушки". В этом случае значительная часть нагрузки по дому ложиться на плечи ребенка, не оставляя ему времени для себя, духовного и культурного роста. Родители стараются надолго удержать его рядом с собой как прислугу, которая призвана обеспечивать решение всех насущных домашних проблем. Такой ребенок достаточно приспособлен к семейной жизни, самостоятелен в домашней работе, но его интересы, духовное и культурное развитие, как правило, крайне бедны. Он привык обслуживать, а не творить и созидать, что может негативно сказаться на его самореализации.

Требования-запреты определяют степень самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения. К крайним формам проявления требований-запретов относятся:

  • чрезмерность – требования, не соответствующие возможностям ребенка, что увеличивает риск его психической травматизации. Ему "ничего нельзя", предъявляют огромное количество требований, ограничивающих свободу и самостоятельность;
  • недостаточность – отсутствие необходимых требований к ребенку, в том числе в отношении выполнения хотя бы минимального количества обязанностей в семье. Ему "все можно". Даже если и существуют какие-либо запреты, он их легко нарушает, зная, что с него никто за это не спросит.

Исключительно важны рациональные требования-запреты, формирующие у ребенка понимание "можно" и "нельзя", а также "хочу" и "надо". Такие требования формируются по мере формирования осмысленного поведения ребенка и носят убеждающий характер.

В воспитании ребенка в семье встречаются многочисленные проблемы. Причины их самые разнообразные. Большинство из них обусловлены педагогической неподготовленностью родителей к воспитанию, их индивидуальным своеобразием и своеобразием воспитанника.

Систематизация таких проблем, позволяет выделить следующие типичные, обусловливающие негативное воспитательной воздействие родителей на ребенка в семье.

  • 1. "Близорукость" воспитательных представлений (недостаточность знаний, представлений о воспитании, воспитательных ситуациях па различных этапах возрастного развития ребенка). Как следствие – неумение создавать и использовать возможности воспитательной ситуации; появление требований, основанных на ожиданиях родителей и не учитывающих индивидуальности ребенка, нереализованность значимых целей воспитания. Этим обусловлен феномен, названный "эффект самоусиления сопротивления". Он возникает чаще всего в новой социальной среде и при изменении воспитательных требований, когда цели воспитания отличаются или противоречат прежним. Ребенок не понимает, что от него хотят родители и упорно сопротивляется их воспитательному воздействию.
  • 2. "Фальстарт в воспитании" или нехватка терпения, выдержки перед началом активного этапа воспитательного процесса. Активность многих родителей, занявшихся ребенком после его рождения (ведение дневника, замеры физиологических данных, тенденции развития речи), нередко резко надает к 1,5–2 годам. К 2,5–3-летнему возрасту ребенка у родителей наблюдается своего рода последствия "фальстарта" –утрата сил, усталость, переходящие в беспечность и устранение от воспитания. Прозрение, наступающее к 4–5-летнему возрасту ребенка, подтверждает, что время упущено.
  • 3. Воспитание детей "по образу и подобию" своего детства – это наиболее распространенная форма воспитательной деятельности родителей. Такой опыт бывает далеко не лучшим, но он используется родителями с большим упорством, без замечаний негативных последствий в воспитании ребенка.
  • 4. Противопоставление родительских отношений к детям, которое возникает: при длительном отсутствии одного из родителей в семье в силу каких-либо причин; самоустранении одного из родителей от воспитания детей; амбициозности родителей (одного из родителей). Часто мать занимается всем воспитанием детей, что способствует формированию у нее к ним особой привязанности. Со временем ее потребность во взаимной исключительной привязанности ослабевает. Включение в процесс воспитания супруга нередко сопровождается повышением притязаний к детям. Возникает "ревность" в отношении к детям, их отношениям с родителям. Все это способствует формированию противопоставлений отношения к детям у родителей, что негативно сказывается на их воспитание.
  • 5. Потворствующая гиперпротекция как отражение хронического "синдрома маленького ребенка" или предпочтения видеть в подростке детские качества. Родители как бы игнорируют взросление детей, чрезмерно опекают их в различных жизненных ситуациях. Рассматривая подростка как "еще маленького и беззащитного", они проявляют к нему чрезмерную жалость и опеку, снижают уровень требований, сдерживая его развитие и стимулируя инфантелизм (сохранение в психике и поведении взрослеющего человека особенностей, присущих детскому возрасту). Чем дольше по времени насильно удерживается внимание ребенка в этом образе, тем далее отодвигается процесс обращения его внимания на себя, идентификацию своих половых, возрастных и гражданских качеств в процессе социализации.
  • 6. Снисходительная гиперпротекция. Она проявляется как пониженный уровень требований к ребенку. В таком случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и подростком в пользу последнего. Родитель "идет на поводу" у подростка, уступает даже в вопросах, в которых по его же мнению этого делать никак нельзя. Причинами этого могут быть: воспитательная неуверенность родителей; умение подростка найти к своему родителю (своим родителям) подход, при котором создается ситуация – "минимум требований – максимум прав". Типичная ситуация в такой семье – бойкий, уверенный в себе подросток, смело предъявляющий требования, и неуверенный, нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ребенком родитель.
  • 7. Атрибутивная проекция чего-либо на другого человека. Она является следствием развитого у родителя эффекта "проекции на подростка собственных нежелаемых качеств". В результате проявляется эмоциональное отвержение или жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в подростке родитель видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть агрессивность, упрямство, несобранность, протестные реакции, несдержанность. Ведя борьбу с такими же истинными или мнимыми качествами у подростка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Она помогает ему верить, что у него самого данного качества нет. Одновременно, настойчиво утверждается уверенность, что ребенок имеет именно такие качества. При этом нередко ему навязывается статус "неисправимого", "психа", "недотепы".
  • 8. Избирательная гиперпротекция имеет место при воспитании двух и более детей и проявляется в виде покровительства, благосклонного отношения к одному (как правило, младшему) ребенку. Такая проблема является следствием неадекватности родительских чувств к детям и, в частности, обостренности симпатий к одному из них. Очевидно, что со временем родители начинают проще относиться к организации воспитания каждого последующего ребенка в отличии от первого. Причиной этого может быть то, что при воспитании первого ребенка родители используют преимущественно чужой опыт, младшего же – собственный. В нем все воспринимается с симпатией, даже отклонения в поведении, непростительные для других. В то же время старший сын (дочь) стремятся самостоятельно "ставить на место любимчика", что ведет к конфликтам. Родители, поддерживая младшего, стимулируют развитие конфликта, снижая эффективность воспитания.
  • 9. Доминирующая гиперпротекция. Она проявляется как чрезмерная опека и мелочный контроль. Чаще всего это вызывается фобией утраты ребенка вследствие перенесения им тяжелого заболевания, особенно если оно было длительным. Страх заставляет родителей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребенка и спешить удовлетворить его, при этом мелочно опекая его.
  • 10. Гиперпротекция и жесткое обращение – неразвитость родительских чувств переросшая в эмоциональное отвержение и жесткое обращение. Они может иметь место у родителей, которые сами в детстве испытывали дефицит родительского тепла и любви; имеют гипертрофированную потребность в самоутверждении (с возрастом она может ослабеть); не видят другого способа в воспитании ребенка.
  • 11. Эмоциональное отвержение родителем сына или дочери. Оно проявляется в виде неприятия одним из родителей одного из детей по различным причинам. Чаще всего это имеет место в связи с установкой по полу ребенка. Происходит это на основе предпочтения родителем мужских или женских качеств. При этом имеет место потворствующая гиперпротекция. Отношение к подростку со стороны родителя обусловливается не его особенностями, а теми чертами, которые приписываются его полу, т.е. "вообще мужчинам" или "вообще женщинам". Так, например, при наличии предпочтения женских качеств, наблюдается неосознаваемое неприятие подростка мужского пола. В таком случае наиболее характерны стереотипные отрицательные высказывания о мужчинах вообще.
  • 12. Гипопротекция – предоставление ребенка самому себе. Родители не интересуются им и не контролируют его. Недостаток опеки и контроля над поведением, доходящий до полной безнадзорности, проявляется в недостатке заботы о физическом, духовном благополучии ребенка, внимания к его делам, интересам, тревогам.
  • 13. Скрытая гипопротекция – формальный контроль и реальная невключенность в жизнь ребенка. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного и неустойчивого типов. Данный тип воспитания провоцирует асоциальное поведение: побег из дома, бродяжничество, праздный образ жизни, враждебность, неуступчивость, максимальную агрессию. В основе данного типа реагирования может лежать эмоциональное отвержение подростка, нс включение его в семейную общность.

Негативные последствия воспитания нередко обусловливают типичные ошибки семейного воспитания это те действия (бездействия), которые не осознано или делают вид, что не осознано, осуществляют родители в при воспитании ребенка.

А. С. Спиваковская выделила более 50 разнообразных ошибок в воспитании ребенка и сгруппировала их в зависимости от условий возникновения .

Первая группа включает ошибки, обусловленные индивидуально-личностным своеобразием родителей.

  • – родители неправильно компенсируют чувства и переживания: тревожное чувство, страх одиночества, нервный срыв в виде окрика и физических наказаний, желание быть авторитетом, бесконечные замечания и назидания;
  • – взрослый переносит свои недостатки на личность своего ребенка, обвиняя его во всем;
  • – разрыв между словом и делом в поведении родителей.

Вторая группа включает ошибки, обусловленные степенью сформированности родительских качеств, необходимых для воспитания детей. К их числу относятся следующие:

  • – неприятие детей, в следствие несформированности материнского чувства;
  • – непонимание ребенка, особенно в период подросткового возраста;
  • – слишком высокие требования к ребенку;
  • – противоречивость требований к ребенку на различных этапах его развития;
  • – негибкость в отношениях с детьми: заострение внимания на пустяках, не умение учитывать изменившуюся ситуацию, трафаретные требования, навязчивость мнений.

Непосредственно типичные ошибки семейного воспитания проявляются в следующем:

Таким образом, негативных факторов семьи, существенно сказывающихся на воспитании, социализацию ребенка достаточно много. Все они по-разному сказываются и требуют постоянного учета.

  • Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 2002.
  • Толстой Л. П. Мысли о воспитании (из писем и дневников 1895- 1902 гг.) // Толстой Л. Н. Педагогические сочинения / сост. Н. В. Кудрявая. М.: ГЭОТАР, 2010. С. 486.

«Ребёнок-дошкольник: его Позитивная социализация»

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации.
Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.

Социализация - от латинского слова socialis - общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества. Социализация ребенка - явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Позитивная социализация - это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Цель позитивной социализации - освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;


- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

Воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

Приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

Развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

Создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты

Все это должно обеспечить основу для формирования предпосылок учебной деятельности.

Основным механизмом социализации в раннем возрасте выступает подражание, формирующееся на основе ранее сложившейся привязанности к людям.В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие (семья, детский сад, общество) .Именно родители служат моделями поведения для своих детей и выступают в роли активных субъектов социализации.Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации).

Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется не только благодаря организации целенаправленного развития и воспитания, но и социализации ребенка в процессе жизнедеятельности.

Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, управления дошкольным учреждением.

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность.

Важная особенность социальных ценностей заключается в том, что в силу их всеобщего признания они воспринимаются членами общества как нечто само собой разумеющееся, ценности стихийно реализуются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей.

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(Л.Н. Толстой)

Поделиться: