Основные моменты, как воспитывать щенка. Собака ведёт себя агрессивно по отношению к хозяевам, к членам семьи или к прохожим, к другим собакам

И вот вы - счастливый собаковладелец! Когда утихнет первая эйфория, вы гарантированно зададитесь вопросом: как воспитывать щенка? Ведь послушный, покладистый и воспитанный щенок вырастет удобной для совместного проживания собакой.

Как правильно воспитывать щенка

Воспитание щенка включает в себя отработку таких навыков, как:

  • реагирование на кличку
  • приучение к ошейнику/шлейке и поводку, приучение к наморднику
  • приучение к показу зубов, к манипуляциям с ушами и лапами
  • приучение ходить на провисшем поводке
  • отработка команд «Рядом», «Ко мне», «Сидеть», «Лежать», «Стоять»
  • отработка элементарной выдержки в основных позициях
  • отучение щенка подбирать еду с земли.

Наблюдение специалиста: Так как данный вид дрессировки не является нормативным, зачастую он включает в себя и иные пожелания хозяев, такие как социализация щенка, приучение к месту, отучение от кровати, приучение к чистоплотности, формирование пищевой и игровой мотивации и сохранение правильного баланса между обоими видами мотивации, формирование баланса процессов возбуждения и торможения и т.д.

Когда начинать воспитание щенка

Начинать воспитывать щенка можно (и нужно) с первого дня его нахождения в новом доме. Только воспитание воспитанию рознь. Не стоит «брать быка за рога» и в первый же день браться за обучение всех команд сразу. Дайте малышу адаптироваться, исследовать новый дом. Ваш новый член семьи будет есть, спать и играть. Игра - прекрасный способ развития мотивации, концентрации внимания на хозяине, переключаемости. Да что там - весь тренировочный процесс можно превратить в интереснейшую игру! А учитывая, что щенок попадает к нам в состоянии «tabula rasa», у нас есть возможность вылепить ту самую собаку, о которой мы мечтали. И лепка эта - процесс постоянный, требующий от нас практически стопроцентной включенности в маленького питомца: нам необходимо регулярно активно поощрять правильное поведение и маленькие победы нашего крохи и игнорировать или переключать (а в идеале - не допускать) неправильное поведение.


У меня часто спрашивают: «Как правильно наказывать щенка за его козни и баловство?» Обычно я отвечаю: «Никак! Наказывать нужно себя, за то, что допустили невнимательность или спровоцировали щенка на неправильное действие».

Виды воспитания щенка

Воспитываем щенка игрой

Пока щенок находится на карантине, у вас есть фора! Это ваше время! Время, когда вы довольно легко можете «подвязать» собаку на себя. Учитесь играть со щенком. Честно играть, самозабвенно, искренне. Имитируйте с помощью игрушки добычу и то, как она убегает. Обычно заяц не запрыгивает собаке в пасть, он не летает по воздуху над головой щенка (не забывайте также о том, что прыжки в раннем возрасте опасны и весьма травматичны). Играя, имитируйте охоту, имитируйте с помощью игрушки убегающего зайца. Учите щенка переключаться с ваших рук или ног на игру с игрушкой. Учите его любить играть с вами, иначе после выхода на улицу и знакомства с другими собаками вам будет сложно их переиграть.

Воспитываем щенка зарабатыванием еды

Сколько раз в день ест ваш малыш? 4 раза? Отлично, значит, у вас в день будет 4 тренировки. Учитесь с первого же дня пребывания малыша в доме работать с ним регулярно. Приучайте и малыша зарабатывать еду. Ваши тренировки не должны быть длинными: для щенка возрастом до четырёх месяцев тренировочной сессии в 10 - 15 минут будет предостаточно.


Как начинать работу с малышом? За что его награждать? Тут всё просто.

  1. Щенок подошёл к вам? - назвали его по имени и дали кусочек.
  2. Посеменили от него на несколько шагов, он побежал за вами - назвали по имени и дали кусочек. Это вы приучаете собаку реагировать на свою кличку.
  3. Сели на кровать, а малыш остался на полу - дали кусочек за 4 лапки на полу: в данный момент вы отрабатываете спокойное отношение к кровати.
  4. Надели на малыша шлейку и поводок, прошлись с ним через комнату, легонько потягивая время от времени за поводочек и награждая за хождение - это вы приучаете малыша к поводку и к тому, что на поводке его контролируют.

Отучаем щенка все пробовать на зуб

Обычно щенки очень любят пробовать всё на зуб или раскапывать. Как с этим бороться? Я очень, очень люблю метод «Верёвочка». Пока вы находитесь дома, щенок ходит в ошейнике (или шлейке), к которому привязана метровая верёвочка. Как только малыш начинает совершать действия, которые вам неприятны (грызёт обувь или ножку табуретки, украл тапочек, …) вы наступаете на поводок, подтягиваете щенка к себе, переключаете на кусочек лакомства или на игру с вами.


Если же малыш всё равно тянется к запретной вещи, есть несколько путей решения: первый (и самый простой) - убрать запретную вещь из досягаемости на две недели. Если же первый способ вам не подходит по тем или иным причинам (хотя я бы очень рекомендовала убрать обувь в шкафы), пробуем второй. Удерживая верёвочку и не пуская малыша к запретной вещи, говорим строго: «Нет», делаем паузу и наблюдаем за щенком. Скорее всего, малыш попытается-таки добиться своего. Запрещаем и не даём совершить проступок. Ждём. Запрещаем и не даём. Ждём. Запрещаем и не даём…


Количество попыток достигнуть своей цели у каждого щенка будет разным. У кого-то 3 - 4 попытки, у более упорного щенка - до 8, у особо упорных (к таковым часто относятся щенки терьеров) - до 15, а то и 20. Главное - терпение, не сдавайтесь! Как только щенок отвернулся от вожделенной табуретки или отошёл от неё, обязательно похвалите его! Научитесь видеть и отмечать его маленькие повседневные победы. И не забывайте снимать верёвочку на ночь или когда вы уходите из дома.

Воспитание щенка

Некоторые хозяева собак никак не могут добиться послушания своих питомцев. Хозяин кричит, надрывается, а пес и ухом не ведет, бегает, где хочет и когда хочет, затевает драки, бросается под колеса, пугает детей.

Для того, чтобы не допустить такого, необходимо тщательно соблюдать правила воспитания и воспитательной дрессировки. Все знают, что воспитание и дрессировка тесно связаны между собой, но понятие «воспитание» значительно шире, чем понятие «дрессировка». Общее между этими понятиями то, что они направлены на выработку полезных для человека навыков.

Первоначальное воспитание закладывает базовый фундамент взаимоотношений между собакой и хозяином. Поэтому воспитание необходимо начинать с момента появления щенка в доме, с самого раннего возраста.

Целенаправленная дрессировка проводится не ранее чем с б месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей собаки. Маленький щенок сам учится ходить, бегать, преодолевать ступеньки, неровности почвы. На прогулках, в игре, в общении со сверстниками, человеком происходит постепенное формирование чутья, слуха, глазомера, координации движений, превращение в гармонично развитое животное.

Сущность воспитания и первоначальной (воспитательной) не в том, чтобы научить собаку садиться, ложиться, стоять и т. д. — собака способна это делать сама — а в том, чтобы собака выполняла подобные действия правильно и по командам хозяина. Воспитание и начальная дрессировка должны сделать щенка более дисциплинированными, послушными, научить выполнять, пусть даже и не совсем четко и безотказно, команды хозяина.

ВОСПИТАНИЕ

В процессе воспитания затормаживаются и ликвидируются ненужные, вредные привычки собак. Главная цель воспитания — облегчение повседневного содержания собаки, а также создание основы для начальной, а затем, возможно, общей и специальной дрессировки.

Осмысленная любовь

Одно из важнейших условий успешной работыбезусловная любовь к щенку. Только она может оправдать трату времени и материальных средств, физических и душевных сил. Без любви все очень быстро надоест, и просто станет обузой. Но любовь должна быть осмысленной, сочетаться с твердыми знаниями основ собаководства, умением продуманно, целесообразно вести эту работу. Ее следует сочетать с твердостью характера, решительными действиями.

Хозяйская любовь по отношению к собаке не должна выражаться в слащавом обращении и потаканиях ее прихотям. В общении со щенком обязательно должно присутствовать речевое сопровождение. Смысл слов и команд щенок не понимает, но обладает тонким слухом, хорошо различает и улавливает малейшие колебания в голосе, ориентируется на интонацию, искренность тона. Щенок безошибочно сможет отличить ласковую, шутливую интонацию от повелительной и строгой и реагировать соответствующим образом. Беседа со щенком должна носить характер диалога, но щенок отвечает не словами, а мимикой, движениями, визгом, ворчанием или лаем.

Терпение и еще раз терпение!

Тот, кто тяготится повседневной черновой работой по содержанию, кормлению и воспитанию (чистка, уборка нечистот, приготовление корма, выгуливание, прогулки), кто легко возбуждается и не может справиться со своей раздражительностью, не должен заводить щенка. Воспитание — нелегкий повседневный труд, к которому нужно быть готовым. Внимание: возраст Необходимо учитывать, что по своему развитию и поведению щенок резко отличается от взрослой собаки.

Его организм и нервная система еще полностью не сформировались, не окрепли и окончательно не адаптировались к окружающей среде. У щенка весьма мал жизненный опыт для нормальной ориентации в условиях окружающей среды. Вследствие этого щенок сравнительно быстро устает, резко реагирует на все сильные внешние раздражители (других животных, транспортные средства, резкие звуки и т. д.). Физические возможности и особенности поведения щенка напрямую зависят от того, к какой возрастной группе он относится. Все это необходимо учитывать при обращении со щенком 8 процессе воспитания и начальной дрессировки.

Индивидуальный подход

Щенки, как дети, все разные: по своему физическому развитию, особенностям поведения, возрастным особенностям, наследственным задаткам. Например, для одних щенков достаточно легкого механического воздействия (давления рукой, воздействия поводком), чтобы они соответствующим образом реагировали, а для других эти действия должны быть еще более сильными, чтобы они поняли, чего от них добиваются. Нужно помнить, что все механические воздействия с запрещающей командой «Фу» или «Нельзя» на щенков должны быть щадящими, менее сильными, чем на взрослых собак. В противном случае можно вызвать у щенка чувство страха и нарушить установленный с ним ранее контакт.

Мгновенная реакция

Когда щенок совершает нежелательный проступок, наказание должно следовать сразу после его совершения. В этом случае щенок в состоянии понять, что от него требуется, за что его наказывают. Если хозяйское воздействие последует не сразу, а с опозданием даже на несколько секунд, он не поймет, за что его наказывают и что от него требуют.

Будем играть!

Игра для щенка в возрасте 1-2 месяцев — жизненная необходимость. Приучать к играм можно через несколько дней после привыкания щенка к новой обстановке и к хозяину. Не разрешать же ему портить вещи?! Необходимо направлять его энергию в нужное русло. Забрав у щенка вещь, которую нельзя портить, ее необходимо заменить какой-либо игрушкой, поиграть со щенком самому, периодически бросая игрушки на пол или землю, периодически совершить несколько коротких пробежек.

Необходимо подбирать исходя из вкусов щенка, но помнить про важные ограничения: Мелкие предметы опасны, щенок может их проглотить. В качестве игрушек нельзя использовать тапочки, перчатки, тряпки и т. д., предметы домашнего обихода. Привыкнув грызть ненужные предметы, щенок не откажется от таких же новых. Все ценные вещи необходимо прятать в труднодоступные для щенка места, поднять шторы, спрятать провода. Игры со щенком должны в возможно большей степени компенсировать его игры с братьями и сестрами, с которыми щенок разлучен.

По возможности необходимо производить имитацию действий других щенков, которые они производят во время игры (опрокидывание щенка на спину, кувырки и т. д.). Все это делается осторожно, без причинения щенку боли, непродолжительное время. Очень полезно периодически во время «борьбы» имитировать «победы» щенка, это способствует выработке у него смелости, настойчивости и инициативы. В играх со щенком должны принимать участие и другие члены семьи, в том числе и дети, но так же с осторожностью и непродолжительное время, чтобы не переутомить щенка.

Нельзя превращать щенка в живую игрушку, что особенно часто случается наблюдать, когда с ним играют дети. В данном случае неизбежно наступает сильное переутомление и резкое ухудшение аппетита.

Перед началом игры нужно убедиться в отсутствии вокруг опасных предметов, могущих поранить щенка и играющих с ним. В период с 3 до 6 месяцев игры со щенком необходимо проводить ежедневно, постепенно увеличивая продолжительность, интенсивность, с активным использованием различных игрушек. Если есть возможность, замечательно было бы щенку играть с собаками-сверстниками. Это очень полезно как для физического развития щенка, так и для воспитания. Непременное условие — здоровье щенков, приблизительно одинаковый возраст и физическое развитие, постоянное наблюдение за ходом игры со стороны хозяев. После каждой игры щенка необходимо отвести на его место, повторяя команду «Место» для его дальнейшего отдыха.

Вредные привычки

В процессе воспитания щенка необходимо переключать его внимание с нежелательных действий на те, которые устраивают хозяина. Это позволит достаточно мягко воздействовать на щенка и отчасти избежать той ситуации, когда первый жизненный опыт неправильно подкрепляется. Запрещать щенку придется многое, однако нельзя его постоянно наказывать. Грызть что-либо — врожденная потребность щенка. Особенно активно эта потребность проявляется в период роста и смены зубов, когда щенок остается надолго один и ничем не занят. В это время щенок может самозабвенно грызть обувь и мебель.

Что же делать?

Перед тем, как оставить щенка одного, его необходимо хорошо выгулять или поиграть с ним, чтобы малыш устал. Перед уходом оставить большую сахарную кость или «долгоиграющую» игрушку, которой некоторое время щенок будет занят, а затем, утомившись, уснет. Таким образом, он постепенно сможет приучиться к дисциплине и не будет безобразничать в отсутствие хозяина. Можно оставлять щенка в импровизированном загончике, ограничивающем его передвижения по квартире. Приучаем не пугаться Приучать к громким звукам, неизбежным в жизни, необходимо, но только постепенно.

Так, попав на праздник, где много людей, слышны крики, пылают огненные вспышки и грохочут фейерверки, щенок может серьезно испугаться и повредить психику. После таких «уроков» его весьма проблематично будет приучить даже к негромкому хлопку стартового пистолета, в результате чего в дальнейшем такая собака не будет годна для служебного использования. Поэтому лучше постепенно самим приучать малыша не бояться громких и резких звуков. Для этого можно, например, использовать воздушный шарик, который в конце игры надо лопнуть.

Дневник хозяина

Начинающему дрессировщику в его непростой работе поможет своеобразный дневник. Дневник можно вести в произвольной форме. Его данные должны содержать сведения о приросте массы тела щенка, росте в холке, появлении молочных зубов и смене их на постоянные, дату поднятия ушей, наблюдения за возрастными изменениями в поведении, результаты воспитания и начальной дрессировки, оценки и рекомендации специалистов, осматривавших щенка, отметки о выполнении этих рекомендаций, даты ветеринарных осмотров, профилактических обработок против гельминтов и прививок. Записи из дневника можно прочитать в любое время, восстановить в памяти все, что связано с ростом и воспитанием, сравнить показатели при выращивании других щенков. Это позволит анализировать проделанную работу, выявлять и исправлять ошибки, а также планировать на будущее свои действия, обеспечивающие здоровое и правильное развитие щенка.

Наконец-то вы приобрели свою мечту, теперь — вы ее хозяин. Конечно же, щенку подготовлено место, его ждут все домочадцы, и это — желанный член семьи.

Но эмоции улягутся, а будни, хоть и более яркие и насыщенные теперь, потребуют задуматься не только о своевременном и сбалансированном питании, регулярных марафонах с поводком в руке и прививках, но и о воспитании.

Часто понятия "дрессировка" и "воспитание щенка" путают. И это немудрено. Эти понятия взаимовытекающие и схожи в одном: собака должна уяснить в процессе, что такое "можно и "нельзя". А достигается все это путем многократных повторений с применением наказаний (необязательно, кстати, физических) и лакомства (а порой и просто голосового поощрения).

К профессиональной дрессировке большинство кинологов рекомендует приступать уже после полугода, а к ЗКС (назовем это охраной) не ранее года.

Профессиональная дрессировка состоит из серии курсов, начало начал которых — послушание (курс послушания, УГС, ГС). Это сравнимо с изучением алфавита. Здесь собака осваивает самые основные команды: "место", "нельзя", "ко мне", "дай", рядом" и пр. Причем обучаются одновременно и собака, и проводник (речь о навыках овладения жестами и голосом).

И только после успешного прохождения этого курса можно приступать к следующему шагу. Здесь уже учитывается специфика (так называемый профиль): охотничьи собаки проходят, например, так называемую натаску, служебные — караульную службу. Все зависит от предназначения собаки.

А вот воспитание щенка начинается уже с момента его появления в вашем доме. Именно с момента, а никак ни с трех, четырех или даже шести месяцев.

Воспитание щенка — понятие комплексное. Сюда можно вполне включить и привыкание к интонации вашего голоса, и первые "нельзя", сказанные вами машинально, интуитивно. Почувствовав разницу между ласковым и недовольным голосом, малыш уже старается угодить, виляя хвостом и преданно заглядывая в глаза. Именно на этом, кстати, основана вся дрессировка: собака, работающая "из-под палки", под давлением страха, не очень надежна и способна в любой момент ослушаться и даже убежать.

Поэтому воспитание щенка всегда должно основываться на эмоциях положительных, к тому же подкрепленных лакомством. Не забывайте: это — ребенок!

Домашнее воспитание обычно начинается с команд "место" и "ко мне". В дальнейшем эти команды шлифуются на специальных курсах, на начальном же этапе при подзыве малышу показывают миску с пищей (или просто вкусный кусочек) и ласково повторяют: "Ко мне!"

С командой "место" требуется настойчивость: отнеся щенка на его коврик, положите его и, поглаживая, повторяйте: "Место!" Малыш обязательно попытается встать. Удержите его, повторив команду, и снова погладьте.

Наказания собаки нежелательны, особенно в щенячьем возрасте. Пользуйтесь голосом, оттенки интонации которого ваш воспитанник тонко улавливает, и, конечно же, "вкусняшками": кусочками печенья - за правильное действие. Только не переусердствуйте: кусочки должны быть маленькими. Ваша задача — заинтересовать, а не накормить.

Воспитание щенка включает еще и приучение к туалету, и спокойное отношение к поводку с намордником, и адекватность по отношению к окружающим. Это — второй шаг, следующий за освоением первых команд.

Приучение к ошейнику начинается с выбора самого ошейника. Пока малыш еще неуклюжий и буквально чувствует каждый грамм, остановитесь на выборе самых легких, нейлоновых ошейников. Это касается и поводков. Собачья амуниция на первых порах не должна доставлять щенку дискомфорт.

Первое время ошейник одевается на несколько минут. Потом — на час, на два. Поводок берите только на прогулки, — щенок должен радоваться появлению поводка в ваших руках, связывая его с приятными эмоциями, в конкретном случае — с долгожданной прогулкой. Здесь тоже неприемлемо насилие: не хочет щенок идти на поводке — отвлеките его, поиграйте, погладьте.

К туалету малыша легко приучить только при постоянном наблюдении: проснулся — выносим на прогулку, покушал — снова выносим на прогулку. "погулял" дома — ругаем, на улице — обязательно хвалим.

Здесь неважна порода, здесь важен режим и отношение. Воспитание щенка лабрадора, например, в этом плане не отличается от воспитания щенка другой породы. Главное — постоянство. Если сегодня вы взяли щенка в теплую постель, то не ругайте его, когда он решит самостоятельно запрыгнуть под ваше же одеяло. Табу всегда должно оставаться табу, а разрешенное однажды — разрешенным всегда, причем соблюдение правил касается всех ваших домашних. Если вы считаете, что собака должна спать лишь на своем месте, то остальные не должны позволять ей спать в кровати.

Иногда неопытные владельцы услышав, что дрессировку начинают в полгода, считают, что и начинается именно в полгода. Такая позиция в корне неправильная. Вседозволенность в первые месяцы исправляется потом тяжелой работой, при этом зачастую травмируется психика и хозяина, и самой собаки. Воспитание как и ротвейлера, добермана и прочих служебных собак, тоже начинают с появления малыша в доме. А вот когда он окрепнет, можно начать уже и профессиональную дрессировку. Кто знает, может сегодняшний малыш станет через год-два чемпионом, завоевав на испытаниях или соревнованиях?

Марина с детства мечтала о большой собаке, с которой можно бесстрашно ходить по улицам в любое время суток. Ведь крупный, грозный пес – настоящий защитник! Когда появилась возможность, девушка завела боксера.

Но вот парадокс: с виду Джесси – злобная собака, однако стоит незнакомцу подойти к ней (неважно, какие у человека намерения – погладить или ударить), пес спешит ретироваться. При этом тащит бедную хозяйку за собой на поводке.

Марина не понимает, почему питомец служебной породы до безумия боится людей. А вот заводчики и дрессировщики скажут сразу: Джесси были допущены ошибки. Не только Марине, но и всем кто хочет завести собаку или уже это сделал, важно знать, как их избежать!

Щенок должен с детства привыкнуть к вещам, людям, звукам, другим животным. Если в его памяти что-то не записано, этот объект или особь будут и дальше казаться ему опасными. Так, собаки, выросшие исключительно в обществе женщин, начинают бояться мужчин, и наоборот.

У неправильно воспитанных псов реакция на опасность разная. Одни убегают, как Джесси, другие прячутся, третьи ищут защиты за спиной хозяина, которого сами должны были заслонять от неизведанного, а у четвертых даже случается непроизвольное мочеиспускание.

Есть и агрессивная форма реакции – собака первой нападает на то или тех, кого боится. В лучшем случае она лает, в худшем – кусает, пока противник не успел опомниться. Тем более, страх – это стресс, который, как известно, сокращает питомцу жизнь. А она у животных и так короткая.

Так что приложите все усилия, чтобы питомец меньше боялся. Для этого нужно помочь щенку в полной мере познать окружающий мир. Три начальных периода развития песика – ваш шанс привить питомцу все необходимые качества и скорректировать негативные черты. Не откладывайте – упустите время!

Раннее детство

Питомец должен быть с матерью, пока не достигнет возраста 8 недель. З это время малыш научится быть собакой и усвоит первые принципы дисциплины от мамы. Сука будет рычать на щенка, в котором разглядела лидера. Постарается подавить его непослушание.

Это хорошо скажется на характере любимца в будущем: он научится признавать вожака – хозяина. Важный навык, который осваивают щенки в этот период, — управление зубами. Они кусают своих сородичей, а те отвечают «взаимностью». Так малыши понимают, что такое боль, и учатся регулировать силу укуса, сжимать зубы так, чтобы не причинять дискомфорт, или, напротив, драться по-настоящему.

Общение с собакой-мамой в будущем определяет, как питомец будет вести себя с особями противоположного пола, и то, кем он себя представляет. Интересно, что, если в раннем детстве щенок был только с людьми, он считает себя человеком, а его отношения с другими животными будут напряженными. Человек в этот период должен часто брать малыша на руки, гладить его.Иначе пес никогда не сможет довериться хозяину.

Правильный выбор

В это время вы сможете определить, из какого щенка удастся без особых трудностей воспитать послушного пса. Его и сделайте своим питомцем. Порой собака-мама агрессивно воспитывает малышей. Некоторые заводчики боятся, что она может причинить им вред, отнимают их у разошедшейся матери и выкармливают отдельно.

В воспитании таких собак возникнет много сложностей. Питомец, который первым подбежал к вам, растолкав своих собратьев, — лидер. Такого тоже трудно будет сделать послушным. Дрожащий песик, жмущийся в углу, — слишком стеснителен и боязлив. Он никогда не станет для хозяина и его семьи настоящим защитником. Это существенно усложнит воспитание. Остановите свой выбор на «золотой середине» — на любознательном песике с уравновешенным характером.


Время познания

Пока щенок не достиг 5 месяцев, он должен узнать и увидеть как можно больше. Самая важная встреча – с ветеринаром. В первый раз привезите питомца к врачу, но не выполняйте неприятных процедур. Пусть ветеринар приласкает животное и даст ему угощение, проведет плановый осмотр и даст консультацию вам.

Это выработает у собаки положительное отношение к клинике. Прививки сделайте в другой раз. Именно на этот этап развития приходится инкубационный период прививки. Щенок должен избегать общения с другими животными, чтобы не заболеть. Многие хозяева, соблюдая осторожность, все это время малыша не выгуливают. Но это неправильно.

Так у любимца появляется , незнакомыми людьми и животными. Чтобы этого не случилось, вы можете выносить собаку на улицу на руках или в переноске в те места, где не выгуливают животных и нет риска с ними столкнуться. Такие короткие прогулки бесценны для малыша!

Как только время карантина пройдет, отправляйтесь с питомцем на улицу и проводите там как можно больше времени. Очень важно общение со взрослыми собаками, которые воспитаны правильно. Именно они научат питомца «собачьему кодексу поведения». Можете несколько раз свозить щенка к заводчику, у которого его брали. Пусть он пообщается со своими родителями.

Пес должен увидеть других животных, людей, детей, подойти к ним, обнюхать. Не поощряйте страх питомца. Не пытайтесь его успокоить. Если вы будете говорить «Не бойся малыш!» и гладить его по голове, собака подумает, что страх – то, что нужно делать. Ведь за это ее хвалят. Лучше проигнорируйте реакцию питомца и покажите ему, что вещи или особи не стоит боятся.

Допустим, малыш испугался пылесоса. Продолжайте убирать. Можете слегка присесть на механизм и подозвать питомца. Он поймет, что предмет не опасен, и подбежит к вам. А вы поощрите его смелость. Угостите его лакомством. Хвалите собаку за каждый смелый поступок. В первое время всегда берите с собой на прогулку много угощений.

Но помните: чтобы собака нуждалась в ваших поощрениях, она должна быть голодной. На этом этапе у хозяина есть шанс навечно заслужить авторитет питомца. Вы будет тем, кто защитит пса, объяснит, чего бояться не стоит, и на кого он может рассчитывать в случае настоящей опасности.

Осторожно!

Не переусердствуйте с занятиями на бесстрашие. Слишком много стрессов в один день опасно для психики пса. Период с 6 недель до 5 месяцев считается временем запечатления страха: если малыш испытает сильный испуг, это переживание будет преследовать его всю жизнь. Так что оградите собаку от сильных стрессов и любых возможных травм.

Татьяна, бухгалтер: Мы подобрали Ирму на улице. Ей было около 10 недель отроду. Собака умирала от голода. Когда окрепла, принялась есть все подряд. Не имело значения, вкусно это или нет, голодна Ирма наелась. Ветеринар объяснил: наша питомица просто боится однажды снова остаться без пищи, потому что голодала в период становления характера, и «запасает» еду.

Василий, ветеринар: Пес моей знакомой в детстве упал со стула со спинкой и повредил лапу. Теперь он боится таких стульев и даже лает на них. Пришлось устранить очаг страха и обзавестись табуретками. Переходный возраст С 6 до 10 месяцев ваш щенок будет превращаться во взрослую особь. Будьте готовы к тому, что его поведение заметно ухудшится.

Для начала пес попытается установить иерархию в вашей «стае» — семье. Естественно, он хочет стать лидером. Поэтому в этот период вы должны активнее заняться дрессировкой, чтобы ежедневно показывать питомцу, кто в доме главный. Если самостоятельно проявить характер не получается – , который покажет вам, как нужно себя вести с псом.

В переходном возрасте у собаки проявляется так называемый «инстинкт бегства». Перестаньте спускать питомца с поводка. Замените строгий поводок на более маневренную рулетку. Так у пса будет необходимая свобода, которую вы, тем не менее, сможете контролировать.

Общение с беглецом

Пес будет убегать и впредь, если вы отругаете его, когда он вернется. Во время побега он приятно проведет время, а потом получит от вас серьезную взбучку. Конечно, собака сделает вывод: на свободе лучше, чем с сердитым хозяином, поэтому нужно сбежать снова и, возможно, навсегда.

Поэтому, как только найдете пса, похвалите его за то, что он вернулся, покормите вкуснее, чем обычно, поиграйте с ним. Теплый прием покажет беглецу, что дома его любят больше, чем на улице, где еще и полно опасностей.

Последствия ошибок

Что же делать с такими собаками, как Джесси, чей характер уже сформировался, но не так, как следовало бы? Дрессировщики уверяют: последствия неправильной социализации можно исправить.

  1. Сначала точно узнайте, чего боится питомец. Незнакомых мужчин? Детей до 5 лет? Других собак или кошек? Начинайте работать над преодолением страха.
  2. Похвала и поощрение – самые действенные приемы в этом случае.
  3. Контролируйте ситуацию. Создавайте барьер между собакой и источником ее страха – становитесь между ними, чтобы животное понимало, что, пока оно рядом с вами, ему ничего не грозит.
  4. Но не ругайте и не наказывайте собаку за боязливость. Ведь тогда вы получите трусливого и озлобленного питомца, социализировать которого будет еще сложнее. В ваших силах воспитать себе друга по жизни, а не проблему!

Воспитание собаки - задача сложная, но вполне выполнимая. Главное - следовать основным правилам обучения, чтобы хозяин всегда оставался для собаки непререкаемым лидером. Сегодня рассмотрим вероятные ошибки дрессировки и выясним, почему животные вырастают непослушными.

Чтобы воспитать питомца правильно, важно понимать особенности собачьей психологии: каждый пес видит в своей семье стаю, поэтому обязанность хозяина - с первого дня присутствия щенка в доме проявить себя сильным и уверенным лидером, иначе это место займет ваш питомец (по крайней мере, в своем представлении). Следствием такой позиции животного становится непослушание и излишняя агрессия.

Собака должна быть обучена основным навыкам и естественным потребностям (регулярные прогулки, туалет, сон). Однако добиться этого не удастся без освоения простейших команд. Чтобы воспитание идеального питомца стало возможным, вам придется проявить твердость характера и не отступать, пока не получится добиться беспрекословного послушания.

Место собаки в домашней иерархии

И все же, важно заставить животное уважать хозяина с самого начала. Если этого не сделать, вам ни за что не удастся повлиять на поведение питомца. Существует несколько важных правил, которые необходимо соблюдать в процессе воспитания:

  • кормите собаку только после того, как пообедает вся семья: в стайных условиях первым всегда насыщается вожак, и только после этого к трапезе допускаются более слабые члены стаи;
  • незамедлительно пресекайте попытки собаки первой пройти в двери - первым всегда и везде идет вожак, а остальные члены стаи покорно его пропускают. Уверенно и твердо задержите животное, отдав строгую команду «Нельзя!», и войдите первым. При этом категорически не рекомендуется бить собаку - достаточно твердого удерживания;
  • помните о своем безусловном лидерстве даже во время игр - победа всегда остается за более сильным членом стаи, то есть - за вами;
  • если речь идет о взрослой собаке, старайтесь не поддаваться на предложения питомца начать игру: такая инициатива должна исходить сугубо от вас;
  • воспитывать животное следует так, чтобы оно выполняло полученные команды с первого раза;
  • приучите любимца к тому, что в доме у него есть свое место, и пресекайте все попытки занять хозяйскую мебель, особенно - если собака упорно отказывается ее покидать.

Основные принципы

  • собака нуждается в постоянном режиме дня. При соблюдении четкого графика, со временем питомец привыкнет, что гуляет и есть он примерно в одно и то же время, и будет терпеливо дожидаться положенного часа;
  • животное должно чувствовать авторитет не только хозяина, но и всех членов семьи;
  • регулярно уделяйте время дрессировкам - от их периодичности будет зависеть успех усвоения основных команд;
  • начинайте работу по воспитанию сразу после появления щенка в доме. Животные восприимчивы к обучению до 2-летнего возраста. Когда ваш любимец повзрослеет, перевоспитать его станет гораздо сложнее. Вопрос, как воспитать взрослую собаку, требует другого, более комплексного и профессионального подхода;
  • на вопрос, можно ли бить свою собаку в процессе дрессировки, ответ однозначен - нельзя. Даже в природных условиях, вожаки и матери волчат только слегка прикусывают щенят за холку, или просто заваливают их на спину носом.

Как бы то ни было, перевоспитать собаку вполне реально, просто процесс займет больше времени, и потребует максимальных усилий, ведь предстоит изменить уже сложившийся характер взрослого животного.

Частые ошибки

Многие неопытные собаководы склонны к распространенным ошибкам в вопросах приобретения и воспитания собак:

  • не стоит покупать животное спонтанно - решение завести любимца должно быть осознанным и взвешенным;
  • нельзя пренебрегать дрессировкой - основные привычки у щенка формируются рано, и если время упущено, вам будет сложнее добиться послушания;
  • будьте едины в запретах и поощрениях со всеми членами семьи: так, если кто-то один запретил собаке спать в хозяйской кровати, остальные ни в коем случае не должны нарушать этот запрет;
  • не злоупотребляйте поощрениями - лакомство всегда должно выступать в качестве приятного бонуса за выполнение команды или другую заслугу;
  • уделяйте должное внимание физическим нагрузкам питомца;
  • не стоит оставлять собаку надолго в одиночестве - животные этого не любят.
Поделиться: