"Не получается свой, давай возьмем из дома малютки". Семья из Бреста о том, как усыновляла детей

Герои

Куда уходят дети? В другие детдома. 11 сирот в Жодино пакуют чемоданы

Татьяна Дорощёнок

1 августа в Жодино закрывается детский дом. В здании, где он проработал 46 лет, будет обычный детский сад. Его заполнит звонкий смех детей, у которых есть родители, свой дом и свои игрушки. А пока последнюю неделю тут живут десять мальчиков и девочка, у которых нет мам и пап, а игрушки - общие. Все они дошкольники, им от пяти до семи лет. Через неделю их развезут по разным интернатам. А хочется, чтобы случилось чудо, и Даник, Костя, Сережа, Никита и их друзья переехали не в очередной интернат, а в свой собственный дом. Все они даже представляют, каким он будет, и рассказали об этом «Именам». А еще сфотографировались на память о своем первом детском доме со своей любимой игрушкой.

В советское время в Жодинском детском доме жило до 300 детей. В прошлом году остался 31 ребенок. 20 из них забрали в приемные семьи - в Боровляны, Вилейку, в детские дома семейного типа в Жодино, Борисов. И осталось всего 11 - десять мальчиков и девочка. Все они попали сюда из домов малютки. В большинстве случаев их биологические родители или отказались от них, или были лишены родительских прав.

Все детки с особенностями в развитии - есть с нарушением речи, с аутизмом, с умственной отсталостью, - рассказывает воспитатель Юлия Козел . - Но все они умеют сами есть, убирают за собой посуду, сами одеваются, шнурки, правда, завязывают не все, но очень стараются. Очень общительные, активные ребята.

В конце мая специальная комиссия решила, в каком интернате кто из ребят будет учиться после того, как детдом в Жодино закроют. Те, что постарше, уедут в Вилейскую и Молодечненскую школы-интернаты, дошкольники - в Ждановичский детский дом. Педагоги и весь персонал останется работать в этом же здании - скоро здесь откроется обычный детский сад. А пока воспитатели готовят детей к переезду, каждому собирают «приданое» - одежду, обувь, канцелярские принадлежности и игрушки.

С каждым годом детских домов и домов-интернатов становится всё меньше: если в 2008 году в системе Минобразования было 79 интернатов, то сегодня осталось только 35

Конечно, это хорошо, что детских домов становится меньше, но нам грустно расставаться с детками, - говорит Юлия Владимировна. - Они такие послушные и старательные. По два раза ничего просить не приходится. Иногда даже сами говорят: «Дайте мне какое-нибудь задание. Можно я эту травку прополю?» И очень любят, когда их хвалят.

Дети уже знают о том, что скоро рядом с ними не будет Владимировны - так они, подражая взрослым, называют свою воспитательницу. И некоторые даже не против забрать ее с собой.

Егор Короленок, 7 лет. Уезжает в Руденскую школу-интернат

«Он дружит со всеми и любит играть с роботом, который сам умеет ходить. Еще Егор умеет собирать роботов из конструктора. Он очень ласковый мальчик, открытый и общительный, всегда радуется, когда чувствует внимание к себе и заботу. И он у нас пижон - умеет следить за собой и любит одеваться модно и красиво. Егор всегда убирает за собой игрушки и любит помогать взрослым. У парня хороший аппетит - он никогда не отказывается от добавки», - рассказывает Юлия Козел.

Когда я буду строить себе дом, мне помогут пожарные - они мои друзья, они приходили к нам в гости, - рассказывает Егор . - А еще, когда я вырасту, у меня будет красный мотоцикл, я уже катался на нем. Я хочу сам научиться водить и мотоцикл и машину.

Костя Тройнич, 5 лет. Уезжает в Ждановичский дом-интернат

«Костя очень коммуникабельный и умный, уже умеет считать, - говорит воспитательница. -Любит собирать пазлы, мозаику, конструкторы, а еще сам может придумать игру для своих друзей. Например, устроить гонки машинок или соревнование, кто построит самую высокую башню из кубиков. И всегда старается довести начатое дело до конца». Фото: Александр Васюкович, Имена

У меня будет большой-большой дом с красной крышей. И там будут мама и папа. И еще собачка и котик. У меня будет своя комната с большим телевизором, - уверен Костик , красивый кареглазый и улыбчивый мальчик.

Данила Стасевич, 6 лет. Уезжает в Ждановичский дом-интернат

«Даник очень любит играть на кухне с посудой, за это мы его называем поваренком. Он рассаживает кукол за столом и угощает их разными «блюдами». Даже удивительно, что он выбрал в качестве любимой игрушки для фото машинку, а не кастрюльку, - смеется Юлия Владимировна. - Он ласковый и добрый мальчик, умеет сочувствовать и заботиться о других». Фото: Александр Васюкович, Имена

Дом у меня будет большой и красивый. Там будут жить собачка и котик, я их буду кормить, - говорит Даник . - Я вообще всех буду кормить - когда я вырасту, я стану шеф-поваром ресторана. Буду делать пельмени, а еще блины.

Сергей Берегенько, 6 лет. Уезжает в Ждановичский дом-интернат

«Сережа - доброжелательный и жизнерадостный. У него есть бабушка и старший брат, который живет в интернате. Бабушка забирает обоих на каникулы, на выходные», - рассказывает воспитательница. Фото: Александр Васюкович, Имена

Когда я вырасту, я сам буду строить большие дома, вон там, - машет рукой Ваня в сторону оживленной улицы. - Буду работать на кране. И себе построю дом, только он будет маленький. Ну, не самый маленький, потому что там со мной будет жить бабушка Маша. И Владимировна тоже.

Игорь Гончаренко, 7 лет. Уезжает в Молодечнескую школу-интернат

Воспитательница не скрывает, что Игорек - мальчик сложный - у него аутизм. «И ему очень нравится невербальное общение. Любит пообниматься, повисеть на руках, посидеть на коленках. Игорек любит конструировать, но долго не может сидеть с одной игрушкой. Он любит играть один и очень любит книжки, особенно музыкальные». Фото: Александр Васюкович, Имена

Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала? Черные ладошки, на локтях - дорожки, - бойко начинает рассказывать стихи Агнии Барто Игорек и заставляет всех посмотреть на руки. - А что это такое? - тут же интересуется он, увидев ноутбук.

Похлопав по крышке компа, начинает быстро считать до десяти. И говорит, что, когда вырастет, будет большой-большой. А где будет жить и кем будет работать, еще не решил.

Дима Вяткин, 6 лет. Уезжает в Вилейскую школу-интернат

«Он немного застенчивый, но жизнерадостный и неконфликтный парень, - говорит Юлия Козел. - Когда в детский дом приезжают гости, Димка сначала стоит в сторонке. Когда же раззнакомится, стеснение пропадает. Все задания учителей выполняет с охотой, и очень любит, когда его хвалят. Любит лепить из пластилина и теста, обожает пазлы и конструкторы, и уже умеет читать слоги». Фото: Александр Васюкович, Имена

Пойду в школу, буду мультики там смотреть, - рассказывает Дима .

Он тоже мечтает о большом доме - говорит, что дом будет квадратный и с треугольной красной крышей. И жить с ним будут Даник и Игорек. И Владимировна. И еще мама и папа. И много-много лошадок - чтобы катать на них друзей.

А еще у меня будет машина, - добавляет Дима. - Вот такого цвета, - показывает он в коробке с карандашами розовый карандаш.

Никита Ковалев, 6 лет. Уезжает в Ждановичский детский дом

Воспитательница считает, что Никита - будущий спортсмен. «Он такой активный и подвижный! Но его активность нужно направлять и контролировать. Когда удается усадить его за стол, он с удовольствием рисует и лепит, а особая страсть - пазлы «Кот Леопольд». Никита очень любит мультфильмы: про Дашу-путешественницу, про Лунтика. И, как все мальчишки, может бесконечно играть с роботами и машинками». Фото: Александр Васюкович, Имена

А я вас люблю, - с ходу признается Никита . - Когда меня заберут? Я хочу свой дом, когда вырасту, и в нем - свою комнату, где будет много игрушек.

Саша Малько, 5 лет. Уезжает в Ждановичский детский дом

«Саша у нас всегда готов играть в «кошки-мышки» и любые подвижные игры, - рассказывает педагог. - Он очень позитивный, доброжелательный и активный мальчик. И настолько открыт к общению, что легко вступает в контакт даже с малознакомыми людьми. Коленка у Саши в зеленке, но он говорит, что не плакал, когда ее разбил». Фото: Александр Васюкович, Имена

Я буду пожарным, - говорит Саша . - И еще футболистом. Я умею вот так, - и Саша бьет ногой по воображаемому мячу. Мы соглашаемся, что мальчик вполне может освоить две профессии, тем более такие интересные. Каким будет его дом, Саша пока не представляет.

Богдан Бакиновский, 5 лет. Уезжает в Ждановичский детский дом

Богдан пока не разговаривает. Но очень любит повисеть на ручках и посидеть на коленках. Богдана называют сложным, у него умственная отсталость. Педагоги уверены, что мальчик будет развиваться, если найти к нему подход. Богдан любит играть с конструкторами, развивающими игрушками, листать книги. Фото: Александр Васюкович, Имена

559 детей-сирот

Эллина Здорова, 6 лет. Уезжает в Ждановичский детский дом

Эля - единственная девочка в двух группах, общительная и шустрая девочка. Мальчики ее не обижают, наоборот, заботятся о своей принцессе. Эля любит играть в «дочки-матери» с куклами, кормить их, делать им прически, укладывать их спать. Читать она пока не умеет, но обязательно «читает» книжки своим куклам перед сном. Фото: Александр Васюкович, Имена

Мне здесь не нравится, я хочу к маме и папе, - говорит Эля . - Я буду очень послушной, буду помогать им и всегда хорошо кушать.

Леша Прищеп, 7 лет. Уезжает в Руденскую школу-интернат

«Леша - добрый, спокойный и дружелюбный мальчик, очень старательный и внимательный, но скромный и стеснительный. Ему нужна особая психологическая поддержка - его нужно постоянно хвалить и направлять, когда что-то не получается. И тогда у него сразу все начинает получаться: и пазлы складываются, и конструктор «Лего», и рисунки хорошие получаются. Еще он очень любит музыку и физкультуру», - говорит Юлия Владимировна. Фото: Александр Васюкович, Имена

Пока Леша делает домики из конструктора, но потом у него будет свой большой дом с воротами и гаражом, а крыша у него будет желтая - так он решил. Говорит, что хочет в школу и обязательно будет хорошо учиться. Больше всего ему нравится считать - он уже знает цифры до десяти. Когда вырастет, Леша хочет быть мужчиной. Кем будет работать, еще не решил, но ему очень нравится смотреть, как мужчины играют в футбол.

Главная мечта любого ребенка, который живет в детском доме - чтобы за ними пришли мама с папой и забрали их в свой дом

Всего в Беларуси 20 тысяч детей-сирот. Из них 10 688 детей можно усыновить, а остальные живут в семьях родственников. Таких, как наши десять пацанов и принцесса, «детдомовских», в стране 3 888 . Остальные сироты живут в опекунских и приемных семьях, а также в детских домах семейного типа. Собственно, поэтому детских домов и домов-интернатов становится меньше.

В прошлом году белорусские семьи усыновили 559 детей-сирот, за шесть месяцев этого года - 273 . Еще 94 ребенка в прошлом и 17 детей в этом году уехали жить в Италию - из иностранцев только граждане этой страны имеют право усыновлять белорусских сирот, потому что процедура международного усыновления согласована на государственном уровне только между Беларусью и Италией.

Многих потенциальных родителей пугает бумажная волокита, с которой они могут столкнуться в процессе усыновления. На самом деле этот процесс может занять от двух месяцев до нескольких лет, и это зависит от активности самих усыновителей. Для старта кандидаты должны принести в отдел (управление) образования по месту жительства три документа: медицинскую справку о состоянии здоровья, справку о доходах и занимаемой должности и документ о наличии жилищных условий. Все остальные документы в течение месяца готовят специалисты отдела образования.

Кроме этого, необходимо пройти психологическую диагностику и подготовку. Это можно сделать как в Национальном центре усыновления в Минске, так и у себя в городе в управлении (отделе) образования. В Национальном центре усыновления такая подготовка занимает два месяца. Будущие родители прослушивают 30-часовой курс лекций. После этого они могут поближе познакомиться с ребенком, а сколько времени им понадобится на то, чтобы принять окончательное решение об усыновлении, зависит только от них.

Сегодня, 14 октября, начал работу информационный ресурс Dadomu.by . На нем уже сейчас можно найти базу данных о более чем трех тысячах ребят, нуждающихся в семье. Заявлено, что любой гражданин сможет там получить необходимую информацию по усыновлению, опеке, приемным семьям и патронатному воспитанию.

Республиканский банк данных о детях, подлежащих усыновлению, работает в Беларуси с 1997 года. Однако эта база данных доступна только кандидатам в усыновители и профессионалам. С сегодняшнего дня информацию о детях, которые нуждаются в семье, может получить каждый авторизованный на портале пользователь.

На утро 14 октября на сайте можно было найти данные по 3300 детям. Формируют данные о детях и выкладывают их на сайт непосредственные опекуны ребят.

Сколько всего в Беларуси детей, которым нужны родители?

У нас в стране три ведомства занимаются проблемами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К Министерству труда и соцзащиты "прикреплено" 560 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К Министерству здравоохранения - порядка 700 оставшихся без попечения родителей детей.

К Министерству образования относится больше всего ребят - порядка 4000 тех, кто находится в детских домах и школах-интернатах. И еще 8000 детей, которые интегрированы в профессиональные замещающие семьи.

Именно тот, кто отвечает за благополучие ребенка, опекун, и формирует данные. Когда зарегистрируетесь, вы увидите совершенно разные фотографии… Есть дети 12-15 лет, они тоже дети-сироты, и тут возникает вопрос: надо их фотографии выкладывать на портал или нет? Белорусское законодательство говорит о том, что, достигнув 10 лет, ребенок может высказываться по этому вопросу. И, конечно, спрашивали у детей: а ты не против, чтобы твою фотографию разместили? Было такое, что ребенок говорил: нет, я не хочу, я подожду маму, может быть, она восстановится в родительских правах. Это право ребенка, и никто насильно информацию о ребенке на портале не размещал. Вы увидите фотографии некоторые, на которых только рука ребенка, его ранец, стопка книг, половина лица - подросток считает, что достаточно будет так представить себя на этом портале. И к такому мнению мы прислушивались, - рассказала директор Национального центра усыновления Министерства образования Наталья Поспелова .

На презентации сайта специалисты отметили, что в соседних России и Украине уже существуют подобные сайты. Однако там поставляют информацию о детях операторы. У нас это будут делать сами опекуны, которые лучше владеют информацией по конкретному ребенку и смогут ее оперативно редактировать или снимать с сайта. К тому же по белорусскому законодательству, именно опекуны обладают правом размещать информацию в СМИ о детях.

По словам организаторов, плюс сайта в том, что он не приукрашивает информацию о детях, нуждающихся в нашей помощи. Здесь можно найти и детей с серьезными заболеваниями..

Там будут дети, которым нужна семья. Они - разные... С каждым ребенком там надо трудиться. Там ни один ребенок не упакован в розовые бантики, не перевязан ленточкой и не презентован никому, - уверяет Наталья Поспелова.

Сайт появился по инициативе общественного объединения "Белорусский союз женщин", Национального центра усыновления и общества с ограниченной ответственностью "Лайт Вел Организейшн". На презентации для журналистов представители различных ведомств ответили, что появление такого сайта - успешный пример сотрудничества между частными лицами и государством.

Основными пользователями портала должны стать граждане Беларуси. Организаторы объясняют, что на портале отсутствует перевод на иностранные языки, потому что иностранцы в нашей стране "не имеют права участвовать в семейном устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Усыновление считается юридическим актом, отталкивающимся от решения суда. При наличии такого решения усыновитель с усыновленным ребенком обладают обязанностями и правами, аналогичными правам и обязанностям родителей с их родными детьми.

В Беларуси усыновление бывает либо национальным, либо гражданским. Первый вариант усыновления подразумевает желание семейной пары взять абсолютно чужого им ребенка. Под гражданским усыновлением понимается желание стать законным родителем ребенка, рожденного супругом от другого брака.

В Минске процедура усыновления состоит из нескольких этапов и может длиться несколько месяцев. Для инициации процедуры усыновления первым делом человек должен обратиться к уполномоченным представителям Минского городского Исполкома с собственным паспортом, заявлением о намерении, заключением, подтверждающим прохождение медицинского обследования, справкой о годовой зарплате, документами о жилье, актом обследования, где отражены условия жизни заявителя.

Уполномоченные сотрудники проводят обследование, целью которого является выяснение условий жизни потенциального усыновителя. Изучается уклад жизни, особенности характера, традиции семьи, взаимоотношения между её действительными членами, оценивается уровень готовности остальных членов семьи к принятию ребенка.

После этого необходимо пройти психологическую диагностику, обратившись к специалистам одного из , записаться и окончить курс подготовки к роли родителя. Такие курсы проходят на территории Национального центра усыновления.

После обучения претенденту на роль усыновителя выдают информацию о тех детях, которые соответствуют заявленным критериям. После проявления интереса к какому-либо ребенку потенциальному усыновителю выдают направление, чтобы ближе познакомиться с ним, также он получает имеющуюся о ребенке информацию. Такое направление может быть получено несколько раз. Окончательной процедурой после выбора ребенка является обращение в местные судебные органы с заявлением, в котором содержится просьба об усыновлении. После его рассмотрения судом, вынесения решения усыновитель может забрать ребенка.

Процедуру усыновления могут пройти только дееспособное лицо, исключение составляют хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы; лица с судимостью (тяжкие преступления), лица, лишенные прав родителей, или бывшие усыновители, не выполнявшие взятых на себя обязанностей. Также усыновление запрещено лицам без места жительства, без достаточного уровня доходов, с ограничением дееспособности, с определенными заболеваниями, которые установлены Министерством здравоохранения Беларуси.

При возникновении вопросов, которые касаются воспитания, проживания приемного ребенка, усыновитель вправе обратиться за помощью (психологической, юридической) к уполномоченным представителям отдела образования, либо

Усыновление-основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми.

Кого можно усыновить (удочерить)?

Кодекс о браке и семье допускает усыновление (удочерение) в отношении:

  • детей-сирот
  • детей оставшихся без попечения родителей (если родители не приобрели дееспособность в полном объеме)

Дети подлежат усыновлению в случае, если один или оба родителя:

  • лишены родительских прав
  • неизвестны
  • умерли
  • недееспособны
  • дали согласие на усыновление (удочерение) ребенка

Кодекс не позволяет разъединять братьев и сестер между собой и производить их усыновление (удочерение) разными лицами.

Однако разъединение допускается, если усыновители не настаивают на сохранении тайны усыновления и обязуются не препятствовать общению усыновляемого ребенка со своими братьями и сестрами.

Суд обязывает лица, усыновившего (удочерившего) ребенка сообщать данные о местонахождении братьев и сестер ребенку, в случае разъединения.

Усыновление (удочерение) осуществляется в отношении любых детей, независимо от состояния здоровья.

Кто может быть усыновителем?

Ст.125 Кодекса о браке и семье говорит, что усыновителями могут быть любые дееспособные лица обоего пола.

Однако здесь есть исключения и поэтому не могут быть усыновителями:

  • лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными
  • лица больные хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией
  • лица, лишенные родительских прав
  • лица, которые по состоянию здоровья не могут быть усыновителями
  • лица, которые отстранены от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей
  • лица, имеющие судимость за умышленные преступления, за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека
  • полный список смотрите (ст.125 Кодекса о Браке и Семье)

При усыновлении (удочерении) одного и того же ребенка разными лицами, предпочтение отдается родственникам ребенка, при этом учитываются интересы ребенка.

Разница в возрасте между ребенком и усыновителем (удочерителем) должна быть не менее 15 лет и не более 45 .

Согласие ребенка/супруга на усыновление

Для усыновления ребенка согласие его родителей не требуется , если они:

  • неизвестны
  • признаны безвестно отсутствующими или умершими
  • признаны недееспособными
  • лишены родительских прав

В случае усыновления (удочерения) одним из супругов необходимо согласие второго (другого) супруга на совершение данного действия.

Для того, чтобы усыновить детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нужно согласие опекуна, попечителя в письменной форме .

Необходимо согласие ребенка на усыновление (удочерение), в случае достижения ребенком возраста 10 лет .

За что могут отменить усыновление?

Усыновление (удочерение) могут отменить в случае необходимости защиты прав и законных интересов ребенка, при этом учитывается желание ребенка (если ему есть 10 лет).

Отменить усыновление могут в случаях, если усыновители:

  • уклоняются от воспитания и (или) содержания ребенка
  • злоупотребляют родительскими правами и (или) жестоко обращаются ребенком
  • не могут исполнять родительские обязанности, т.к. имеется заболевание, включенное в перечень, утвержденное Министерством здравоохранения Республики Беларусь
  • ведут аморальный образ жизни
  • больные хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией
  • признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными

Право требования об отмене усыновления (удочерения) возникает у:

  • родителей и усыновителей ребенка
  • самого ребенка (достигшего 14 лет)
  • органа опеки и попечительства
  • прокурора

Процедура усыновления (удочерения) в 2019 году

Какие нужны документы?

Для начала кандидату в усыновители необходимо пройти медицинское обследование по месту жительства и получить справку о состоянии здоровья.

К тому же, необходимо получить справку о:

  • месте работы (службы)
  • занимаемой должности
  • о доходе

Затем, кандидат обращается в местные органы управления и самоуправления для того, чтобы получить акт обследования условий жизни .

Для выдачи такого акта необходимо:

  • заявление
  • документ, удостоверяющий личность
  • свидетельство о заключении брака
  • справку о состоянии здоровья
  • справку о доходе за предшествующий год
  • письменное согласие одного из супругов на усыновление (если один из супругов хочет усыновить ребенка)

Потом документы, указанные выше отправляются в местное управление образования.

  • личные особенности
  • супружеские взаимоотношения
  • мотивы усыновления
  • готовность к выполнению роли родителей

Результаты такой диагностики включаются в акт обследования

Выбор Ребенка

Управление образования или Национальный центр усыновления осуществляет подбор ребенка, который соответствует критериям кандидата в усыновители.

Только кандидат в усыновители отдает предпочтение тому или иному органу для поиска и выбора ему ребенка.

Учитываются этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуры ребенка.

Также кандидатам в усыновители предоставляется вся информация о ребенке, а именно:

  • здоровье
  • личностные качества
  • развитие
  • особые потребности
  • информация о родителях ребенка

Необходимо знать, что требуется согласие самого ребенка на усыновление, при достижении им возраста 10 лет

Обращение в суд за усыновлением

Усыновление (удочерение) происходит в районом (городском) суде по месту жительства кандидата в усыновители или по месту жительства ребенка. Выбор на усмотрение усыновителя.

В суд предоставляются документы :

  • заявление об усыновлении
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины
  • копия свидетельства о браке усыновителя
  • медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителя
  • акт обследования условий жизни усыновителя
  • справка с места работы, подтверждающая занимаемую должность и уровень заработной платы
  • документ, который подтверждает право пользования усыновителем жилым помещением или право собственности на жилое помещение

Суд рассматривает дела об усыновлении в порядке особого производства.

Заявление об усыновлении рассматривается в течение 15 дней с момента подачи такого заявления.

Размер госпошлины за подачу заявления составляет 2 базовые величины.

Усыновление считается установленным со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении.

Как происходит регистрация ребенка?

Усыновленный ребенок передается усыновителям в сезонном комплекте одежды.

Вместе с ребенком усыновителям передается:

  • документы об обучении (при их наличии)
  • выписка из медицинской карты о состоянии здоровья
  • документы о родителях ребенка
  • сведения о местонахождении братьев и сестер ребенка
  • опись имущества, принадлежащего ребенку

Для этого нужно подать в суд:

  • заявление
  • документ, удостоверяющий личность усыновителя
  • свидетельство о рождении ребенка
  • копию решения суда об усыновлении

Регистрация усыновления происходит бесплатно

Согласно новому документу, на усыновление передаются дети, сведения о которых находятся в банке данных детей, подлежащих усыновлению. Для международного усыновления могут рекомендоваться дети, которые состояли в этом банке не менее года и которым не смогли найти семью в Беларуси.

Директор Национального центра усыновления Министерства образования Наталья Поспелова рассказала в интервью "Белорусским новостям", что в прошлом году было усыновлено 338 девочек и мальчиков. При этом минчане усыновили лишь 46 детей.

Это очень мало. Сейчас вообще наблюдается тенденция, что число детей-сирот в стране не увеличивается, но усыновляют их все меньше. Если в начале 1990-х годов речь шла о 1500 усыновлений в год, то теперь - о 300-400. Очевидно, что политика государства в этом вопросе не меняет количество усыновлений в сторону увеличения.

Комментируя причину небольшого количества желающих усыновлять детей в Беларуси, председатель Международного общественного объединения "Понимание" Андрей Маханько сказал, что для выявления всего спектра причин необходимо провести на эту тему серьезное социологическое исследование. "Нельзя сказать, что белорусы не способны к сочувствию. Однако в обществе, на мой взгляд, сложился достаточно противоречивый образ ребенка-сироты, не позволяющий сказать - да, я готов воспитать ребенка, я в состоянии справиться с этим. Люди полагают, что их ответственность в случае с приемным ребенком будет гораздо большей, чем при воспитании своего ребенка. Это хорошо для детей, но может стать и препятствием, которое невозможно преодолеть для потенциальных родителей".

Еще одна причина, на которую обратил внимание специалист, - уровень жизни в Беларуси. "Большинство людей, морально способных усыновить ребенка, не могут сделать это в силу материальных причин. Наш уровень жизни - это уровень выживания. Мы поставлены в такие условия, что все свое время тратим на добывание средств к существованию".

Если наши люди не хотят усыновлять детей, иностранцы хотят, но для них это достаточно сложно. Тем не менее, приоритет в усыновлении, естественно, отдан соотечественникам. Заместитель министра образования Татьяна Ковалева сказала на этот счет в интервью, что должна быть проведена планомерная работа по нахождению ребенку белорусской семьи и учтено, есть ли у ребенка родственники, все они должны быть опрошены на предмет взятия ребенка под опеку. Обязательно необходимо выяснить, есть ли у ребенка братья или сестры, очень важно сохранять эти родственные связи.

Теперь Национальный центр усыновления работает с усыновителями в рамках положения, принятого Советом министров об утверждении порядка согласования процедуры международного усыновления и взаимодействия с компетентными организациями иностранных государств в рамках данной процедуры.

Усыновление осуществляется только гражданами тех стран, с которыми заключены соответствующие соглашения. Сегодня - это только Италия. По словам Т. Ковалевой, "все страны проинформированы, им разосланы проекты соглашений, но пока яркой инициативы от других стран и подписанных документов нет".

Гражданами же этой единственной страны, где усыновляют белорусских детей, в прошлом году было усыновлено только 37 человек.

Тенденция уменьшения международного усыновления характерна для нескольких последних лет. В 2003 году иностранцы усыновили 714 белорусских детей, а в 2004 году нашли новую семью в зарубежье 596.

Тогда усыновление было еще возможным и для граждан из других стран. Лидировали итальянцы - ими был усыновлен 231 ребенок, 168 - гражданами США, 46 - гражданами Ирландии.

Важно заметить, что иностранцы усыновляют не только здоровых детей, но и больных, чего себе наши люди практически не могут позволить. Многие дети, уехавшие жить за границу и усыновленные иностранцами, имели хронические заболевания или инвалидность, особенности психофизического развития.

При этом все меры, которые привели к уменьшению количества усыновлений за рубежом, направлены на защиту детей, считают чиновники. Н. Поспелова заметила на этот счет: "У ребенка есть право на семью, но это не значит, что его нужно отправлять на территорию страны, не способной предоставить ему такие же права, как у граждан этой страны по рождению. В случае же если государство подписывает с Беларусью соглашение, есть гарантия, что люди, граждане этой страны, решившиеся на усыновление, имеют человеческий "знак качества".

Она также предположила, что теперь иностранные граждане для усыновления белорусского ребенка в случае, если они уже знакомы с этим ребенком, обращаются в первую очередь в отдел образования по месту жительства ребенка, а не в Национальный центр усыновления, как раньше. "Естественно, что Центр полностью не владеет информацией о потребностях ребенка. Благодаря постановлению, отпадает необходимость обращаться в Центр усыновления, чтобы он в свою очередь запрашивал информацию у местного отдела образования. Именно эта структура через государственного опекуна осведомлена об особых потребностях ребенка и о наличии человеческих отношений с кандидатами-усыновителями. Бывает, потенциальные усыновители пишут о том, что очень привязаны к ребенку, заботятся о нем. А из местных органов опеки приходит информация, что ребенок не вспоминает о кандидатах на усыновление, а сами эти люди никогда не звонят в интернат, не интересуются планами ребенка. Мы не проводим следственные действия в отношении ребенка и его возможной новой семьи. Однако я полагаю, что очень хорошо, что люди будут изначально обращаться в тот орган, который действительно обладает информацией о ребенке".

Итак, теперь вопрос о международном усыновлении в течение месяца рассматривается в местных органах опеки и попечительства, затем 15 дней в Национальном центре усыновления и отправляется на резюме министру образования.

При этом Национальный центр усыновления - это не просто промежуточное звено в цепи процесса усыновления. Именно здесь дают ответ на главный вопрос: нет ли среди граждан Беларуси желающих усыновить этого ребенка, либо находящихся в поиске ребенка такого же возраста и такого же состояния здоровья.

Этого, судя по всему, кандидатам на усыновление бояться надо меньше всего. На сегодняшний день в главном офисе Национального центра усыновления обслуживается около 30 белорусских супружеских пар, ищущих среди сирот своих детей. За год их наберется в лучшем случае 400. Капля в одиннадцатитысячном сиротском море. Именно столько - 11 000 детей, из которых около трех тысяч минских - числятся в банке данных Национального центра усыновления. Все они хотят жить в семье и ждут своих родителей. Всего же в Беларуси 28 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 16 тысяч живут в приемных и опекунских семьях.

Поделиться: