Кто имеет право на получение трудовой пенсии по старости в россии. Право на пенсию: категории лиц, условия назначения выплат

от 07/03/2019

Конституция и законодательство РФ гарантирует каждому гражданину право на пенсию, понятие пенсии тесно связано с социальным обеспечением по возрасту, болезни, потери кормильца и в др. случаях.

Пенсионное законодательство представляет собой свод законов РФ, принятых в разные периоды функционирования нашего государства. Здесь же и подзаконные акты и даже правовые акты СССР.

Основание права на пенсию содержит статья 39 Конституции РФ. Это право каждого на социальное обеспечение. В то же время право на пенсию возникает при наличии определенных условий. И именно они определяют и .

Право на пенсию, понятие пенсии в законе

Большинство населения воспринимает пенсию как ежемесячную выплату в связи с достижением определенного возраста. На самом деле, это и другая утрата возможности работать. Это и состояние здоровья, потеря кормильца.

Сам термин «пенсия» произошел от латинского слова pensiо. Что означает – платеж. С учетом законодательства РФ пенсию можно определить как ежемесячную выплату в денежной форме, назначаемую гражданам России и иностранцам, проживающим в России постоянно, в случаях, установленных законодательством, направленную на обеспечение средств к существованию таких лиц.

Таким образом, пенсия:

  • выплачивается ежемесячно;
  • закрепляется исключительно в денежной форме;
  • является основным источником средств к существованию;
  • право на пенсию зависит от наличия определенных условий, установленных в законе.

Доплаты к пенсии могут устанавливаться в натуральной форме. В виде набора социальных услуг.

Пенсионное законодательство Российской Федерации претерпевало и продолжает претерпевать изменения. Это не только законы, посвященные непосредственно пенсии. Речь идет о Законе от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». И Законе от 12.02.1993 № 4468- 1 (военная и иная служба), Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении». Вопросов назначения пенсий касается и Закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (обязательное пенсионное страхование) и др.

Уполномоченным на взаимодействие с гражданами по пенсионным вопросам органом является Пенсионный фонд. При возникновении спора, заявитель вправе обратиться в суд с , которое рассматривается в порядке гражданского судопроизводства. И поскольку право на пенсию, понятие пенсии — неотъемлемая часть естественных прав человека, такие споры часто суд рассматривает в пользу граждан.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению (бюджетные пенсии) представляют собой ежемесячную денежную выплату, предоставляемую отдельным категориям гражданам как вне зависимости от возраста, так и по достижении определенного законом возраста и в случаях, установленных законом, за счет средств государственного бюджета .

В рамках бюджетной пенсионной системы выделяются следующие виды пенсий:

♦ пенсия по старости;

♦ пенсия по инвалидности;

♦ пенсия по случаю потери кормильца;

♦ социальная пенсия;

♦ пенсия за выслугу лет;

♦ иные выплаты пенсионного характера.

Бюджетная пенсия по старости назначается гражданам, пострадавшим от воздействия техногенных или радиационных аварий (катастроф), при соблюдении ими ряда условий. При назначении данной пенсии необходимо обращаться к другим нормативным правовым актам, принятым в разное время, например к таким, как Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении „Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Федеральный закон от 10 января 2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», и др.

К числу лиц, имеющих право на бюджетную пенсию по старости, относятся следующие граждане:

♦ получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;

♦ граждане, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы;

♦ граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;

♦ граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;

♦ граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые) из зоны отселения;

♦ граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение;

♦ граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;

♦ граждане, постоянно проживающие в зоне отселения до их переселения в другие районы;

♦ граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);

♦ граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение.

Условия, при которых назначается данная бюджетная пенсия для указанных категорий граждан, установлены разные. Чтобы возникло право на эту пенсию, указанные выше лица должны иметь: а) определенный законом возраст; б) трудовой стаж установленной продолжительности; в) факт проживания и работы в зоне радиоактивного загрязнения; г) продолжительность работы и проживания в таких зонах.

Для каждой категории указанных лиц предусмотрены определенные условия, которые они должны выполнить.

Сниженные требования к возрасту – 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) и к трудовому стажу – не менее пяти лет. Они установлены для следующих категорий граждан: а) получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; б) занятых на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения.

Еще более сниженные требования к возрасту и трудовому стажу предусмотрены для граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: а) для мужчин – возраст 50, для женщин – 45 лет (табл. 14.1); б) трудовой стаж не менее пяти лет.

Таблица 14.1. Возраст выхода на пенсию граждан, пострадавших в результате воздействия техногенных аварий и катастроф

Окончание

Для выяснения условий и порядка, установленных для пенсионного обеспечения всем остальным лицам, пострадавшим от воздействия радиационных катастроф, в каждом конкретном случае необходимо обращаться к нормам Закона о Чернобыле. Это связано с тем, что пенсия по старости назначается им в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

Размеры бюджетной пенсии по старости неодинаковы и дифференцированы по категориям ее получателей, составляют от 200 до 250 % социальной пенсии по старости. Повышение ее размера зависит от наличия нетрудоспособных иждивенцев и их количества.

При отсутствии иждивенцев она устанавливается в размере 250 % социальной пенсии по старости следующим категориям гражданам:

а) получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации ее последствий;

б) ставшим инвалидами вследствие этой катастрофы; в) принимавшим участие в ликвидации последствий указанной катастрофы в зоне отчуждения; г) ставшим инвалидами в результате других радиационных или техногенных катастроф.

Лица, проживающие в районах (местностях), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, при выезде на новое постоянное место жительства получают бюджетную пенсию без учета районного коэффициента.

Еще по теме 14.1. Пенсии по старости и круг лиц, имеющих право на нее:

  1. 1.Лица, имеющие право на обращение с ходатайством о надзорном пересмотре
  2. 1. Лица, имеющие право принести протест в порядке надзора
  3. 4. Участие в гражданском процессе органов и лиц, которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы других лиц
  4. Малоимущие граждане, имеющие право на получение жилых помещений по договору социального найма
  5. § 2. Подведомственность юридических дел нотариусу и другим лицам, имеющим право совершения нотариальных действий
  6. 5.1. Сущность оплаты труда и факторы, воздействующие на нее
  7. 15.2.Гражданская процессуальная право- и дееспособность иностранных лиц
  8. 23. ПРАВО– И ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. ИХ ВИДЫ, СПОСОБЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Коммерческое право - Конституционное право зарубежных стран - Конституционное право Российской Федерации - Корпоративное право - Криминалистика -

Ведущее место в российской пенсионной системе принадлежит трудовым пенсиям. Основанием для получения этой разновидности пенсионного обеспечения приобретает подавляющая масса занятых в производственной сфере и обслуживанию.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ (далее Закон о трудовых пенсиях) вступил в действие 1 января 2002 г.

Трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода. Которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом о трудовых пенсиях.

Лица, имеющие право на трудовую пенсию

Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

Нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в части первой части закона о трудовых пенсиях, в случаях, предусмотренных статьей 9 Федерального закона.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Виды трудовых пенсий

Подавляющее число пенсионеров (ны­нешних и будущих) подпадает под действие Закона о трудовых пенсиях. Этим За­коном предусмотрены трудовые пенсии:

По старости;

По инвалидности;

По случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:

1)базовой части;

2)страховой части;

3) накопительной части.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей:

1) базовой части;

2)страховой части.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам право на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Для назначения трудовой пенсии инва­лидам требуется подтвердить ограничение способности к трудовой деятельнос­ти III, II и I степени. Однако до 1 января 2004 г. на равных основаниях пенсия устанавливается соответственно инва­лидам I, II и III групп.

Отсутствие в Законе трудовой пенсии за выслугу лет не означает, что лица, имеющие длительный профессиональный стаж, утратили право на пенсионное обес­печение. Но теперь такая пенсия имену­ется досрочной пенсией по старости.

Источники и составные части трудовой пенсии

По новому пенсионному законодательству, вступившему в действие с 1 ян­варя 2002 г., трудовая пенсия российского гражданина будет состоять из трех частей - базовой, страховой и накопительной (причем право на последнюю приобретают только более молодые возрастные группы - мужчины 1953 года рождения и моложе, женщины 1958 года рождения и моложе).

Эти части существенно различаются между собой по порядку назначения, источникам и способам формирования источников для их финансирования.

Базовая пенсия по сути представляет государственное пособие по старости и утрате дохода в форме заработной платы, назначаемое всем застрахованным в системе государственного пенсионного обеспечения по достижении ими пенсионного возраста (по новому законодательству он равен для мужчин, как и ранее, 60 годам, для женщин - 55). Второе, кроме достижения пенсионного возраста, условие назначения базовой пенсии - наличие не менее пяти учтенных в системе пенсионного обеспечения и оплаченных страховых лет. Только в этом случае по новому законодательству у государства возникают обязательства по выплате базовой части пенсии, которые оно обязано выполнять независимо от |того, прекратил застрахованный работать или нет.

Размер базовой пенсии будет утверждаться ежегодно в Законе о федераль­ном бюджете вместе с указанием того объема финансовых ресурсов, которыми должны быть обеспечены необходимые объемы выплат.

Одним из важнейших показателей для назначения трудовой пенсии является в соответствии с Законом страховой стаж, в который включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполненные на территории Российской Федерации, т.е. граждане Российской Федерации, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию и за которых уплачивались обязательные страховые взносы.

При подсчете страхового стажа учитывается то обстоятельство, что он подразделяется на часть стажа до регистрации гражданина в качестве застрахованного и часть стажа после регистрации. Часть стажа, предшествующая регистрации, должна подтверждаться документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателем. После регистрации страховой стаж подтверждается данными индивидуального (персонифицированного) учета.

Источником финансирования базовой пенсии является федеральный налог, собираемый налоговыми органами в федеральный бюджет. По нормам утверждаемым законами о федеральном бюджете и о бюджете Пенсионного фонда на тот или иной год, собранные таким образом средства перечисляются в бюджет ПФР и становятся источниками финансирования выплат базовой части пенсии. Сегодня механизмом, обеспечивающим сбор и поступление средств на эти цели, является единый социальный налог (ЕСН). Однако обсуждаются возможности выделения из ЕСН прямого пенсионного налога с перспективой уменьшения его и снижения налогового бремени на работодателей, осуществляющих уплату налогов и страховых платежей за своих работников.

Страховая часть пенсии формируется и финансируется в рамках системы государственного пенсионного страхования, ядром которой является Пенсион­ный фонд Российской Федерации.

Источником финансирования страховой части пенсии является страховой платеж, собираемый налоговыми органами и перечисляемый в бюджет Пенси­онного фонда. Страховые платежи персонифицированы и осуществляются в интересах конкретных застрахованных, фиксируясь в качестве пенсионных обязательств государства перед ними на их личных счетах. Сами же поступившие средства идут после этого на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Та­ким образом, на личных страховых счетах будет происходить накопление не непосредственно средств, а обязательств государства перед гражданином.

Размер страхового платежа для разных возрастных групп различен. Для мужчин старше 1952 года рождения и женщин старше 1957 года рождения он установлен в размере 14% от размера их заработной платы. Для мужчин. родившихся в интервале от 1953 до 1967 гг., и женщин в интервале от 1958 до 1967 г. он составляет 12 %. И, наконец, для тех, кто родился после 1967 г. тариф платежа предусмотрено в период с 2002 по 2006 гг. снижать по одному процен­ту в год - с 11% в 2002 до 8% в 2006.

В отличие от базовой части пенсии, которая ни в коей мере не связана с тем, сколько зарабатывал пенсионер до выхода на пенсию, страховая часть непос­редственно зависит от размера заработной платы застрахованного. Чем выше размер заработной платы, тем выше страховые платежи с нее и, следовательно, тем выше размер будущей пенсии.

Накопление источников для финансирования страховой части и ее назначение при выходе на пенсию будет происходить следующим образом: страховые платежи поступают на лицевые счета граждан и суммируются там. Получен­ный объем накопленных прав (пенсионный капитал) регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и пенсии нынешних пенсионеров. Это тоже дает прирост пенсионного капитала. К моменту выхода на пенсию образовавшаяся сумма пенсионных обязательств окончательно выверяется и делится на средний расчетный период нахождения на пенсии -- новым законодательством он установлен в размере 228 выплатных месяцев. Получившаяся величи­на и составляет размер ежемесячной страховой выплаты будущего пенсионера, которая будет по нормам закона повышаться путем индексации.

В отличие от базовой части, которую государство обязано выплачивать безусловно после достижения работником пенсионного возраста, страховую часть пенсионер по своему выбору может получать в полном или частичном размере, а может вообще отказаться от получения ее. Последнее дает возможность существенно активизировать накопление обязательств на личных счетах и существенное (до 55-60%) увеличение страховой пенсионной выплаты.

Когда законодатель рассматривал эту норму, высказывались серьезные сомнения по поводу того, будут ли пенсионеры пользоваться ею. Как показал опыт первого полугодия пенсионной реформы, уже сегодня в разных регионах от 3 до 5% выходящих на пенсию но новым нормам отказываются от получения страховой ее части. Такой выбор, как правило, делают получатели высоких зарплат, продолжающие после выхода на пенсию работать, т.е. та самая категория, для которой и была задумана данная норма.

Накопительная часть пенсии по сути является разновидностью страховой. Она финансируется за счет части страхового тарифа, выделяемой для более молодых возрастных групп из 14-процентного страхового взноса. Но в отличие от страховой части, средства, направляемые на накопление, будут не расходоваться на выплату текущих пенсий, а инвестироваться в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета граждан и позволяющего, в итоге, увеличить размер их пенсий.

Размер тарифа накопительных отчислений для разных возрастных групп различен. Для мужчин, родившихся в интервале от 1953 до 1967 гг., и женщин в интервале от 1953 до 1967 гг. на накопление выделяется 2 % из 14 % страховых платежей, которые делает в их интересах работодатель. Для тех же, кто родился после 1967г., законом предусмотрено постепенное повышение накопительных отчислений с 3 % в 2002 г. до 6 % в 2006 г.

Накопительные отчисления будут поступать на специальную часть лицевого счета застрахованного. Начиная с 2003 г. граждане, имеющие в составе лицевого пенсионного счета накопительную специальную часть, смогут принимать решения об инвестировании своих пенсионных накоплений (которые, впрочем, будут по правовому статусу оставаться в федеральной собственности) в те или иные виды активов, предлагаемые государственными агентами и управляющими компаниями. А с 2004 г. они могут направлять накопительные средства и в проекты, осуществляемые негосударственными пенсионными фондами 1 .

На первом этапе пенсионной реформы у россиян, выходящих на пенсию, в ее составе будут только две части - базовая и страховая. Первые пенсионеры, у которых в составе пенсии будет и накопительная часть, появятся только в 2012 году.

Рассмотрим все эти виды трудовой пенсии, их структуру и примеры расчетов подробнее.

Статьей 3 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» закреплен основной круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию.

Право на трудовую пенсию имеют как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Право на пенсию возникает при соблюдении ими условий, дающих право на такую пенсию. Как правило, это наличие страхового стажа требуемой продолжительности и достижение определенного возраста.

Однако следует обратить внимание, что имеется существенное отличие в круге лиц между гражданами РФ и иностранными гражданами и лицами без гражданства. У последних двух категорий лиц право на пенсию, как правило, возникает при наличии дополнительного условия, а именно постоянного проживания на территории РФ, за исключением случаев, установленных международными договорами и заключенных Российской Федерацией, как я говорила, на принципах пропорциональности.

Статьей 4 закреплено несколько принципиально важных положений.

Первое положение заключается в том, что право на пенсию реализуется путем обращения граждан за пенсией , т.е. автоматического установления пенсии не происходит. Воля гражданина должна быть выражена путем подачи письменного заявления об установлении пенсии в территориальный орган ПФР по месту его жительства. Порядок обращения за пенсией регламентирован Правилами обращения за пенсией, утвержденных (уже упоминаемым мною в свете делегированных законодателем полномочий) постановлением Министерства труда и социального развития РФ и ПФР от 27 февраля 2002 года № 17/19пб.

Второе положение заключается в том, что при наличии у граждан права на несколько видов пенсий, установлена может быть только одна пенсия . Это положение соответствует статье 33 Конвенции МОТ 1967 года за № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца», устанавливающей, что в случае если застрахованное лицо имеет право более чем на одну пенсию по обязательному пенсионному страхованию, то ему устанавливается сумма, равная самой выгодной по размеру пенсии. При этом право выбора принадлежит самому гражданину и обычно критерием для выбора той или иной пенсии является ее размер.

Третье положение заключается в том, что в ряде случаев гражданин может иметь право на одновременное получение двух пенсий .

Впервые эта норма – о праве на две пенсии – была закреплена Законом РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» и касалась в первую очередь инвалидов вследствие военной травмы. Вопрос об установлении им наряду с трудовой пенсией и фронтовой неоднократно обсуждался еще в период действия союзного пенсионного законодательства.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части получения одновременно двух пенсий содержит отсылочную норму к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (№ 166-ФЗ от 15.12.2001 г.). В статье 3 данного Закона указаны шесть категории граждан, имеющих право на одновременное получение двух пенсий .


К таким гражданам относятся:

во-первых , инвалиды вследствие военной травмы,

во-вторых , участники Великой Отечественной войны,

в-третьих , родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших (умерших) в период ее прохождения либо умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы,

в-четвертых , нетрудоспособные члены семьи отдельных категорий граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

в-пятых , вдовы военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак. Категория вдов была расширена с 6 января 2007 года Федеральным закон от 21 декабря 2006 года № 239-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и статью 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

До этой даты право на две пенсии имели лишь не вступившие в повторный брак вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну и войну с Японией,

в-шестых , лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда. Эта категория получателей двух пенсий также появилась сравнительно недавно, с 10 декабря 2006 года, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 25.11.2006 № 196 «О внесении изменений в ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении».

Военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, блокадникам устанавливается трудовая пенсия по старости и пенсия по инвалидности по Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Членам семей военнослужащих и «чернобыльцев» – трудовая пенсия по старости или трудовая пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца по Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации».

В правоприменительной практике право на две пенсии имеют федеральные государственные служащие . Им устанавливается трудовая пенсия по старости (инвалидности) и пенсия за выслугу лет по статье 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Справедливости ради следует сказать, что многие специалисты не без основания считают, что данную категорию граждан нельзя в полной мере отнести к получателям двух пенсий. Поскольку, во-первых, пенсия за выслугу лет им назначается при условии назначения трудовой пенсии по старости или инвалидности и, во-вторых, размер пенсии за выслугу лет исчисляется с учетом установленного размера трудовой пенсии.

Кроме того, право на трудовую пенсию предоставляется некоторым категориям граждан, которые являются получателями пенсий по линии силовых структур и указаны в статье 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Это - вдовы и родители военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) вследствие военной травмы. Им, кроме пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с указанным Законом, могут устанавливаться трудовая пенсия по старости (инвалидности).

Также в статье 4 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» закреплена норма об установлении наряду с пенсией, предусмотренной Законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, накопительной части трудовой пенсии. Теоретически за счет права на накопительную часть трудовой пенсии круг получателей двух пенсий также может быть существенно расширен.

К наиболее распространенной категории таких лиц следует отнести граждан 1967 года рождения и моложе, которым пенсия по старости будет назначаться по нормам Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» за работу или проживание в зоне радиоактивного загрязнения. При соблюдении установленных условий они могут получать пенсию с учетом норм указанного Закона и накопительную часть трудовой пенсии.

К этой же категории можно отнести и получателей пенсий за выслугу лет из числа военнослужащих, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. При соблюдении установленных условий они могут получать пенсию с учетом норм Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 и накопительную часть трудовой пенсии.

Трудовая пенсия по старости имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами по социальному обеспечению. Во-первых, право на такую пенсию возникает только по достижении установленного в законе возраста. Во-вторых, она предоставляется только лицам, имеющим стаж определенной продолжительности (страховой, специальный). В-третьих, она назначается пожизненно.

Понятие трудовой пенсии закреплено в ст. 2 Закона о трудовых пенсиях. Трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц – заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Приведенное родовое понятие не исключает научной разработки видовых понятий – "трудовая пенсия по старости", "трудовая пенсия по инвалидности", "трудовая пенсия по случаю потери кормильца".

Трудовая пенсия по старости – это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая в целях частичной компенсации утраченного заработка или трудового дохода лицам, достигшим пенсионного возраста и имеющим установленный страховой стаж.

Страховым случаем, дающим право на трудовую пенсию по старости, является достижение пенсионного возраста.

На общих основаниях право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет, чья трудовая деятельность проходила в нормальных условиях труда.

Помимо достижения пенсионного возраста, для приобретения права на трудовую пенсию по старости необходимо иметь страховой стаж. Для лиц, работавших в нормальных условиях труда, минимальная продолжительность страхового стажа составляет пять лет. С 2015 г. для приобретения права на трудовую пенсию по старости устанавливается минимальная продолжительность страхового стажа – 15 лет. Максимальный страховой стаж, необходимый для возникновения права на трудовую пенсию по старости в полном размере, будет составлять 35 лет, что противоречит Конвенции МОТ № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (1952), в соответствии с которой он не должен превышать 30 лет.

При отсутствии минимального страхового стажа – пять лет (с 2015 г. – 15 лет) – лица, достигшие 65 лет (мужчины) и 60 лет (женщины), могут обратиться за социальной пенсией.

До достижения нормального пенсионного возраста, но не ранее чем за два года трудовая пенсия по старости может назначаться с их согласия безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем либо сокращением численности или штата работников, если по заключению службы занятости отсутствует возможность для их трудоустройства.

Это правило распространяется и на досрочные пенсии (ст. 32 Закона о занятости населения). Дополнительным условием является наличие у безработного гражданина страхового стажа продолжительностью не менее 25 (для мужчин) и 20 лет (для женщин) или стажа, дающего право на досрочную пенсию в соответствии со ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях.

Одновременно с трудовой пенсией в данном случае может назначаться и пенсия за выслугу лет в соответствии со ст. 7 Закона о государственном пенсионном обеспечении. При заключении безработным трудового договора или возобновлении иной деятельности, включаемой в страховой стаж, выплата пенсии прекращается.

В связи со сложной демографической ситуацией в стране вновь возникает дискуссия о повышении пенсионного возраста. К выводу о неизбежности принятия такого решения пришли эксперты Всемирного банка в докладе "Система пенсионного обеспечения в России" (2005), рекомендовавшие увеличить его до 65 лет. Правда, они предложили осуществлять переход постепенно, например повышая пенсионный возраст на месяц ежегодно.

Согласно Конвенции МОТ № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (1952 г.) нормальным пенсионным возрастом считается одинаковый для мужчин и женщин возраст – 65 лет. Национальное законодательство разных стран может устанавливать и более высокий возраст с учетом средней продолжительности жизни и экономического положения страны.

Старение населения – проблема, стоящая перед многими экономически развитыми странами. Этот процесс приводит к изменению соотношения между количеством работающих лиц, из заработка которых уплачиваются страховые взносы, и количеством пенсионеров, получающих пенсии по солидарной системе финансирования, в пользу последних. Доля плательщиков сокращается, а доля получателей растет, что приводит к возникновению дефицита средств и требует корректировки условий пенсионного обеспечения или повышения размеров пенсионных взносов. По данным статистики для нормального финансирования пенсионной системы минимально необходимое соотношение между численностью работающих лиц и пенсионеров должно быть не менее 3 к 1.

Одним из вариантов решения финансовых проблем пенсионной системы является повышение пенсионного возраста и (или) увеличение страхового стажа, дающего право на получение полной пенсии.

В 1990-х гг. в целях финансовой стабилизации пенсионной системы в ряде стран ЕЭС пенсионный возраст был повышен (например, в Греции для мужчин и женщин до 65 лет с 1992 г., в Италии с 1995 г. с 55 лет до 57 лет для женщин, с 60 до 62 лет для мужчин). В Великобритании постепенное увеличение возраста ухода на пенсию для женщин с 60 до 65 лет осуществляется поэтапно с 2010 до 2020 г.

В Германии повышение этого возраста для мужчин с 63 до 65 лет, а для женщин с 60 до 65 лет осуществляется с 2001 по 2012 г.

Повышение пенсионного возраста произошло и в государствах – участниках СНГ. Такой же пенсионный возраст, как и в России, сохранился только в Беларуси, Узбекистане и Украине. В остальных государствах в результате проведенных пенсионных реформ он изменился. Так, в Азербайджане, Молдове, Туркменистане пенсионный возраст составляет 62 года (мужчины) и 57 лет (женщины). В Армении в 2005 г. он достиг 63 и 60 лет соответственно, дальнейшее повышение пенсионного возраста женщин до 63 лет производилось постепенно до 2011 г. В Казахстане и Кыргызстане пенсионный возраст увеличен соответственно до 63 и 58 лет.

При этом средняя продолжительность жизни в странах СНГ остается невысокой. Она превышает 70 лет только в Армении и Азербайджане. В остальных странах она составляет: Беларусь – 68,5 года, Казахстан – 66 лет, Кыргызстан – 68 лет, Молдова – 68 лет, Таджикистан – 68 лет, Туркменистан – 67 лет, Узбекистан – 70 лет, Украина – 68 лет.

Таким образом, в большинстве экономически развитых стран и государствах СНГ пенсионный возраст выше, чем в России. Однако установление императивной нормы, увеличивающей пенсионный возраст, приведет к тому, что многие граждане России фактически не смогут реализовать свое право на пенсию. Чтобы изменить ситуацию, с 2007 г. Правительство РФ предпринимает беспрецедентные меры по стимулированию рождаемости и сокращению уровня смертности в стране (материнский капитал на второго и последующих детей, профилактика заболеваемости, высоко-технологическая медицинская помощь, экстренная медицинская помощь лицам, пострадавшим в автокатастрофах, и др.). Но эти меры приведут к реальному улучшению демографической ситуации через десятилетия, а проблему дефицита текущих поступлений в ПФР необходимо решать сегодня.

Что касается повышения пенсионного возраста, то это предложение является крайне непопулярным среди населения России. Поэтому руководство страны рассматривает его как самый последний способ финансовой стабилизации бюджета ПФР, когда другие возможности будут исчерпаны.

В связи с этим заслуживает внимания и детального изучения опыт тех стран, в которых действует гибкий пенсионный возраст. Он позволяет уходить на пенсию в установленном временном промежутке, например от 60 до 65 лет, с сокращением размера пенсии пропорционально количеству недоработанных лет. По достижении 65 лет при наличии необходимого страхового (или трудового) стажа пенсия по старости назначается в полном размере. В Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, реализация которой начнется в 2015 г., заложен механизм материального стимулирования позднего выхода на пенсию. Он заключается в следующем: если мужчина или женщина, достигшие пенсионного возраста, продолжат работать без получения пенсии, то за каждый год дополнительного стажа размер пенсии будет повышаться на определенный коэффициент.

С учетом средней продолжительности жизни мужчин наиболее приемлемым решением для нашей страны может быть постепенное увеличение пенсионного возраста женщин до 60 лет, отложенное во времени, например до 2030 г.

Наравне с гражданами Российской Федерации право на трудовую пенсию имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России, если федеральным законом или международным договором РФ не предусмотрено иное.

Поделиться: